Мы открыты для людей с интеллектом. Бобков газпром


Интерфакс-Недвижимость / Газпром в ноябре начнет обустраивать офисы в "Лахта-центре"

19 июня 2018, 13:05

Фото: Интерфакс

Санкт-Петербург. 19 июня. ИНТЕРФАКС — Многофункциональный комплекс "Лахта-центр" будет введен в эксплуатацию до конца 2018 года, сообщил исполнительный директор проекта Александр Бобков журналистам во вторник.

"Работа производится по плану, решения принимаются оперативно, срок ввода остается неизменным. Вводим мы его в эксплуатацию, как и планировали, в конце 2018 года", — сказал он.

Акт ввода объекта в эксплуатации должен быть получен в конце октября, но весь процесс завершится к концу года, уточнил А.Бобков, добавив, что "Газпром" начинает обустраивать свои офисы с момента ввода в эксплуатацию, грубо говоря, в ноябре".

"Чтобы закончить в срок, нам необходимо было возводить один этаж в неделю. Если в отдельные недели была плохая погода, то потом мы наверстывали. Но 52 этажа в год мы возвели", — подчеркнул исполнительный директор проекта.

По его словам, срок эксплуатации комплекса составляет не менее 100 лет.

Кроме того, он рассказал, что смотровая площадка "Лахта-центра" станет доступна для посетителей к концу 2019 года.

"Расчетно, это конец 2019 года, я думаю, что в новый год 2019-2020 будем уже полноценно функционировать", — сказал он.

А.Бобков добавил, что одновременно на площадке смогут находиться около полусотни человек, за год ее смогут посетить 300-350 тыс. человек. Вход на площадку будет платным. Смотровая площадка "Лахта-центра" расположена на уровне 83-86 этажей здания на высоте около 360 м.

"Лахта-центр" — многофункциональный общественно-деловой комплекс площадью более 13 га, ядром которого станет штаб-квартира группы "Газпром" и компании "Газпром нефть". Он состоит из четырех объектов общей площадью более 400 тыс. кв.м – небоскреба площадью 165 тыс. кв.м, многофункционального здания (140 тыс. кв.м), арки (отдельное здание-вход в комплекс) и стилобата (85 тыс. кв.м), скрывающего парковку, склады и логистический проезд.

Помимо офисов, в комплексе разместятся детский научно-образовательный центр, планетарий, медицинский и спортивный центры, многофункциональный трансформируемый зал для проведения конгрессов, конференций, театральных постановок, музыкальных представлений, открытый амфитеатр на 2 тыс. мест, банки, кафе и рестораны.

Строительство "Лахта-центра" ведется с октября 2012 года, полностью завершить работы планируется до конца нынешнего года.

realty.interfax.ru

Исполнительный директор ЗАО "ОДЦ "Охта" рассказал, когда начнется строительство "Лахта Центра"

Исполнительный директор ЗАО "ОДЦ "Охта" Александр Бобков в интервью dp.ru рассказал, когда же все–таки начнется строительство, появятся ли у небоскреба "Газпрома" частные инвесторы и столь ли принципиальна высота "Лахта Центра".DP.RU: Недавно вы говорили, что компромисс с градозащитниками достигнут. Не разочаровались после их нового иска?

Александр Бобков: Несколько человек, которые называют также себя градозащитниками, протестуют против любой инициативы "Газпрома" на территории Петербурга, их позицию не изменить. Большая часть настоящих, конструктивных градозащитников была удовлетворена прошлогодним решением, когда объект перенесли в Лахту. Некоторые из них все же до сих пор сомневаются. Это ряд субъективных мнений, нормальный диалог. Мы всей своей работой, своими проектными материалами, дополнительными исследованиями пытаемся убедить оставшихся оппонентов, что в данном месте этот объект будет уместным и востребованным.

DP.RU: Может ли быть "Лахта Центр" не только районом Сити, но и политическим центром, наподобие Столичного округа в Москве?

Александр Бобков: Политическим центром вряд ли, хотя не нам решать, конечно. Пока логика существования и развития России не меняется, у нас строго централизована система власти и управления. Несмотря на то что отдельные элементы будут уходить в регионы, и в первую очередь в Петербург, но это будет скорее исключение, чем правило. На политические последствия строительства нашего объекта мы не претендуем и не надеемся, а на экономические и социально–экономические — безусловно. Крупные современные образования и большие хорошие проекты оказывают позитивное влияние на формирование городской среды, и наш, безусловно, окажет.

DP.RU: Александр, как продвигается проект? Когда состоится закладка кирпича?

Александр Бобков: Кирпичи закладывать еще рано, надо сначала спроектировать. На сегодняшний день мы получили все необходимые разрешения, чтобы начать этот процесс. У нас, безусловно, остались некоторые специфические риски и препятствия, связанные с этим проектом, например угрозы комару–эндемику или щавелевому клещу. Но если говорить серьезно, то мы очень тщательно пытаемся учесть все возможные риски, независимо от значимости и важности. Мы недавно получили разрешение Росавиации, а сейчас ведется научное наблюдение за миграцией птиц.

DP.RU: Что значит "окажет влияние"? Вы представляете это себе более или менее зримо?

Александр Бобков: Это значит, что концентрированное строительство современных деловых и общественных пространств, сделанных с нуля по хорошему, взвешенному генеральному плану с интересными архитектурными решениями, потянет за собой окружение. Я вижу, что в перспективе 10–15 лет застройка северо–западной приморской части Петербурга невыразительной архитектурой закончится и там появятся современные кварталы со всеми эстетическими, экологическими и прочими стандартами, которые уже давно существуют, но, к сожалению, чуть западнее и севернее Выборга.

DP.RU: Много говорят, что цивилизованный мир находится на стадии спада. Не выглядит ли ваш проект в такой ситуации излишне оптимистическим? Где найдутся люди, которые захотят работать и инвестировать во все эти здания?

Александр Бобков: Это вечный вопрос о яйце и курице. Мы можем, безусловно, подождать, когда появится потребность в инфраструктуре, когда горожане и представители бизнеса будут уже настойчиво требовать эту инфраструктуру для нормальной и цивилизованной жизни. А можем поступить наоборот. У инвестора, который осуществляет данный проект, помимо сиюминутной выгоды, которая обычно является серьезным аргументом в пользу девелоперского проекта, есть еще дополнительная задача выступить локомотивом (будущего развития. — Ред.). Я уверен, что те площади, которые мы возводим, а это 250–300 тыс. м2 для 5–миллионного города, не так уж и много. На ваш вопрос, где мы возьмем компании… Мы надеемся, что уже работающие в городе компании оценят преимущества данного комплекса, фактически делового квартала. Тем более что ряд компаний это уже сделали, а остальные, мы надеемся, будут все активнее, по мере того как начнется активная фаза строительства.

DP.RU: Какую часть будущего комплекса вы можете заселить арендаторами прямо сейчас?

Александр Бобков: Чуть больше трети.

DP.RU: Есть ли частные инвесторы, готовые вкладывать свои средства в этот проект?

Александр Бобков: Любой коммерческий проект должен строиться таким образом, чтобы он был интересен не одному инвестору, который может ошибаться, а ряду инвесторов. Мы, подходя к реализации проекта "Лахта Центр", доработали то, что собирались строить на Охте, и сделали его еще более коммерчески привлекательным. Чисто представительские функции мы сделали несколько более умеренными, а вот функционально–деловые характеристики, наоборот, еще более детально проработанными. Мы считаем, что, как только мы "выйдем из земли" и строительный процесс в хорошем смысле станет необратимым, мы получим целый ряд заинтересованных инвесторов. Привлекать их или не привлекать, мы решим с основным инвестором, готов ли он будет расстаться с какой–то частью собственности в таком красивом, эффективном и уникальном проекте.

DP.RU: "Газпром–нефть" не собирается осваивать и прилегающие территории?

Александр Бобков: На сегодняшний день таких планов нет. Сейчас перед нами стоит задача строго по графику воплотить свой основной объект в жизнь.

DP.RU: Сейчас много говорят о возможном падении цен на нефть. Вы учитываете это как возможный риск проекта?

Александр Бобков: Этот риск в России действительно существует. Очень трудно добиться стабильности при столь значительной зависимости от мировых цен на энергоносители. Мы, к сожалению, зависимы — мы как страна, мы как граждане и, конечно, мы как инвесторы этого проекта. Для минимизации данных рисков мы, как и любой ответственный инвестор, готовим альтернативные варианты по финансированию нашего проекта. Есть схемы реструктуризации необходимых инвестиционных средств. Если возникнет острая необходимость, будем к ним обращаться.

DP.RU: Кого вы видите в качестве такого плеча поддержки?

Александр Бобков: В первую очередь инвестиционные фонды и банки — тех, кто как раз и живет тем, что ищет такие проекты, как наш, и либо в начале, либо в момент, когда проект нуждается в инвестициях, предлагает свои ресурсы. Такие институты есть, они работают, мы их знаем и с рядом из них уже провели предварительные переговоры.

DP.RU: Вы имеете в виду заемные средства?

Александр Бобков: На стадии конкретных решений они могут быть и соинвестированными средствами, не только заемными. Форма привлечения будет обсуждаться с каждым конкретным кредитором. Будет ли он соинвестором или только кредитором — вопрос двусторонних переговоров.

DP.RU: Назвать компании можете?

Александр Бобков: Сейчас это не имеет значения, на данный момент проект обеспечен достаточным объемом финансирования.

DP.RU: На какую минимальную цену нефти вы рассчитываете, при которой башне не будет угрожать нехватка финансирования?

Александр Бобков: Прямой связи цены на нефть и перспектив проекта нет никакой, ведь речь идет не о нефтепроводе или НПЗ, а об общественно–деловом центре. Безусловно, практически вся российская инвестиционная активность снижается при падении цены на нефть ниже $70–80 за баррель.

DP.RU: Вас не пугает то, что происходит с Москва–Сити?

Александр Бобков: Это не совсем сопоставимые проекты. Тем не менее все объекты, которые воплощены до конца в Москва–Сити, так или иначе востребованы. То, что жилье в Москва–Сити плохо продается, не связано с плохой конъюнктурой. Проблема Москва–Сити сейчас решается техническими способами. Сопутствующая инфраструктура, которая предполагалась, мало того что была, мягко говоря, проектно недостаточна (имею в виду прежде всего транспортную доступность), так она еще до сих пор полностью не воплощена. При готовности всего Сити на 70% транспортная инфраструктура готова только на треть. При таких разрывах мы получаем то, что видим. Мы планируем решать такие проблемы еще на стадии проектирования. Количество парковочных мест у нас больше 2,5 тыс.; широкие выезды и съезды с основных магистралей запроектированы во всех направлениях. Сейчас ведется активная работа по расширению городской транспортной сети в районе Лахты; строятся развязки, трассы непрерывного движения. Все, что в Москва–Сити делают после того, как построили объекты, мы планируем совместно с городом сделать до того, как будет построен наш объект.

DP.RU: Как ввод в эксплуатацию "Лахта Центра" повлияет на стоимость коммерческой недвижимости в центре города?

Александр Бобков: Во всех сферах жизни есть субъекты, не склонные к переменам. Всегда будут арендаторы, которые предпочтут мало приспособленные помещения, но в центре города. Но, если говорить о мейнстриме, человек такое существо, которое к хорошему привыкает быстро, а к очень хорошему моментально. Многие уже сейчас зачастую предпочитают "Меги" Гостиному двору. Проект такого объема, как наш, арендные ставки не обрушит. Мы соберем у себя компании, которые ценят прежде всего комфорт, логистику, пространство, "умность" и профессионализм. Таких компаний уже сейчас много, и они разбросаны по городу. Кроме того, заметную часть объема наших площадей мы планируем занять московскими компаниями, которые все больше и больше задумываются о переезде в Петербург.

DP.RU: Вы думаете? В Москве планируется Столичный федеральный округ, который будет точкой притяжения…

Александр Бобков: Не всегда место расположения является главным критерием принятия решения, уезжать или оставаться. Я надеюсь, что новый губернатор разовьет начатую тенденцию превращения Петербурга в комфортный город для работы и жизни. Если это будет не только декларация, то не придется никого агитировать. Многие, скажу вам по секрету, петербуржцы, которые сейчас работают в Москве, при прочих равных условиях приехали бы в Петербург.

DP.RU: Чем им не нравится Москва?

Александр Бобков: Москва — это другая конструкция. Это другой город, даже на уровне детского восприятия. Петербуржцы чрезвычайно консервативны в части всего материального. Это, я считаю, некий элемент соблюдения баланса в природе. Идейно Петербург более революционен, а материально консервативен. Москва, наоборот, идей особо не любит, а любит, чтобы было сытно и тепло. Мы с этим столкнулись, когда презентовали проект. Мы использовали "московские" аргументы, почему "Охта Центр" хорош: приток капитала, налогов, потребителей с высоким платежным спросом и т. д. Петербург больше город интеллекта, духа, и, когда петербуржцу говорят, что будет больше денег, он не воспринимает это как что–то безусловно положительное…

DP.RU: Если бы высота башни была 100 метров, ее бы уже построили.

Александр Бобков: Высота принципиальна. Мы отчасти лукавим, что это чисто девелоперство и ничего больше. Мы рассматриваем наш проект как цельное произведение архитектурного искусства, как единое целое. Он может нравиться или не очень, но его нельзя резать или кромсать. А еще мы надеемся, что наш объект станет символом. Символ не режут. Это как с флагом: можно было, наверно, сделать без красного, чтобы ничего не напоминало о прошлом, но тогда это будет уже не символ. Наш проект — символ того, что в России происходит нечто значительное, и не только в Москве. Символ того, что Петербург не может навсегда оставаться только лишь петровским городом, и чтобы в нем при этом проживало 5 млн человек, и он был четвертым по величине европейским мегаполисом. Символ того, что, как бы ни больно нам было, будущее нашего города не за промышленностью и заслуженными производствами, а за новыми технологиями в нематериальных отраслях, наукой и образованием. Символ того, во что еще верит какая–то часть молодежи: что и здесь можно жить, не обязательно уезжать; здесь можно работать, учиться, здесь не только музей. Здесь свои Google и Apple, Microsoft и IBM не на уровне продавцов, а на уровне разработчиков. Здесь автомобилестроение не на уровне сборки, а на уровне разработки. Здесь финансы не на уровне зарплатных схем и отправки денег за границу, а на уровне формирования и пакетирования инвестпроектов. Все то, что очевидно, но до него так далеко, если не начинать двигаться в этом направлении.

DP.RU: Вы третий директор проекта. Рассчитываете его завершить?

Александр Бобков: При отсутствии такого расчета я бы не принял предложения войти в проект.

Биография Александра Бобкова: родился в 1966 г. в Виннице. В 1988 г. окончил ЛГУ по специальности "политическая экономия", затем учился в аспирантуре ЛГУ на экономическом факультете.В 1991–1992 гг. был коммерческим директором центра делового сотрудничества "Перекресток", в 1992–1994 гг. — вице–президент АО "Проксима", С 1994–го по 1999 г. — управляющий АООТ "Генеральная строительная корпорация". С 1999 г. был генеральным директором ООО "Управляющая компания "ГСК Холдинг", в 2010 г. возглавил ОДЦ "Охта".

Ирина Силачева

http://www.dp.ru/

фото: http://www.dp.ru/

www.allbeton.ru

Мы открыты для людей с интеллектом

МФК «Лахта-центр» выбирает операторов для общественных и коммерческих пространств комплекса. Главный критерий — оригинальная концепция ресторана, магазина, фитнес-центра и т. п., которая соответствует статусу, местоположению и идеологии штаб-квартиры Газпрома. О том, станет ли территория вокруг башни по-настоящему живой и разнообразной, рассуждает исполнительный директор «Лахта-центра» Александр Бобков.

«Лахта-центр» строится на бывшей промышленной территории, где раньше находилась пескобаза. Участок оторван от жилых кварталов, и поэтому общественная функция в нашем проекте столь же значима, что и деловая. Нам было важно избежать эффекта Сити или Дефанса — вымирания офисных зон по вечерам и в выходные дни. Высотка — визитная карточка проекта — с самого начала была ориентирована на бизнес. Но в зданиях, расположенных рядом, офисной функции не было совсем, их задача  была формировать городскую среду. При этом по площади они больше высотки. Проект изначально задумывался максимально мультифункциональным. Мы вводили в него пространства для конгрессов и конференций, театральные, концертные, выставочные площадки, детский комплекс «Мир науки», спортивный и медицинский центры. И надо отдать должное инвестору: несмотря на экономическое давление, он не отступает от исходной концепции, не стремится упрощать и удешевлять решения в пользу более выгодных и универсальных.

Про эволюцию проекта

Переезд структур Газпрома в Петербург оказался более масштабным, чем предполагалось. Стало ясно, что для сторонних компаний места в башне «Лахта-центра» не остается. Более того, нам пришлось добавить офисных площадей. Но с превращением комплекса в штаб-квартиру Газпрома из МФК ушла только гостиница. Мы перепроектировали отведенную под отель часть южного многофункционального здания и получили дополнительно около 25 000 кв.м офисов. Весь остальной функционал сохранен.

На начальной стадии проекта мы с помощью консультантов выявили, каковы потребности горожан в Северо-Приморской части Петербурга. Мы также проанализировали мировой опыт, чтобы понять, какие функции соответствуют большому скоплению «белых воротничков» в современном деловом квартале.

Возникали и довольно экзотические идеи, например создать оранжереи — вечное лето в трудном климате. Рассматривались развлекательные форматы, и, если бы инвесторы ставили целью быстро вернуть вложения, стоило пойти таким путем.

Но название, статус и общественное внимание к проекту обязывают. Поэтому мы остановились на социально полезных функциях. Да, 10 000 «белых воротничков» у многих ассоциируются с пабом и гольф-клубом. Но мы предпочли создать зоны, связанные со здоровьем и спортом. Хороший фитнес-клуб восстанавливает после нервной работы лучше, чем пиво и «плазма» с футбольным матчем.

Из тех же соображений в проекте появился не самый большой, но самый современный театрально-концертный зал.

Про доступность и безопасность

В российских бизнес-центрах обычен пропускной режим на входе. Для нас было принципиально сделать высотку доступной для горожан. В башне будет смотровая площадка, самая высокая в Европе. Она расположена на 371 м от нулевой отметки здания. Ее, как и панорамный ресторан, можно будет посетить без пропусков или предварительных заявок. И это никак не повлияет на работу людей в деловом пространстве.

Для этого пришлось выстроить сложную систему логистики. Получилось 11 не пересекающихся друг с другом потоков на вход и выход, которые открывают самостоятельный доступ к разным функциям комплекса. Дети, идущие в «Мир науки», не будут сталкиваться с клерками, театральные зрители — с детьми, посетители медицинского центра — с членами спортклуба. Если политическая ситуация не потребует чрезвычайных мер безопасности, комплекс не превратится в режимный объект. По крайней мере, задумывался и строится он не с этой целью.

Про человеческий масштаб

Пока МФК не завершен, трудно оценить, насколько среда получится дружелюбной к человеку. Мы моделировали решения в 3D-проекциях. Высотная доминанта уравновешивается вытянутыми по горизонтали зданиями, которые служат переходом к плоскостным объектам на берегу Финского залива. С воды или с Приморского шоссе они будут восприниматься как вырастающие из земли глыбы льда разной формы и высоты.

Определенный эффект привыкания к масштабу создает въездная арка у восточного входа в комплекс.

На днях стало известно, что Газпром открывает вторую фазу строительства — к западу от «Лахта-центра». Это отдельный проект, где преобладает деловая функция, но есть также спортивные объекты, гостиница и яхт-клуб. В архитектуре нового комплекса будет еще больше горизонтальных линий при очевидных глазу перекличках с «Лахта-центром». Внутренняя логистика МФК выстроена так, что можно перемещаться из одного здания в другое, не выходя на улицу. Есть огромный атриум, сквозь его застекленные поверхности можно будет любоваться башней.

В интерьерах мы ушли от прямых цитат, которые отсылали бы посетителя к старому Петербургу. Достаточно того, что со смотровой площадки открывается уникальный вид на все великолепие города. Сама открытость «Лахта- центра» горизонту, морю соответствует концепции основателя города.

Про поиск единомышленников

Мы только приступили к поиску операторов, которые вдохнут жизнь в коммерческие зоны комплекса. В рабочей стадии находятся инженерные разделы проекта. Нам важно понять запросы будущих арендаторов, их индивидуальные требования к инженерии.

Атмосфера в экономике не самая радужная, но число людей, работающих в комплексе, гарантирует стабильный спрос на множество товаров и услуг. Кроме того, в этой части Петербурга живет публика с доходами выше среднего, здесь мало социального жилья. При этом рестораторы, управляющие фитнес-клубами и ритейлоры сами понимают, что бизнес в «Лахта-центре» требует хорошо продуманного концепта.

К сожалению, мешает миф, что в проектах Газпрома все фавориты определены заранее, что проект стоимостью ниже миллиарда нет смысла даже заявлять. Могу уверить: это не так! Мы готовы рассматривать все предложения, заинтересованы в том, чтобы собрать лучших, чтобы люди сюда приезжали не только за сервисом, но и за впечатлениями. Причем не только в премиальном сегменте.

Если ресторан из средней ценовой группы предложит интересные дегустации, пространство для публичных лекций, другие идеи, я почти уверен, что мы договоримся с владельцем о коммерческих условиях. До Нового года сформируем шорт-лист по каждой функции и приступим к переговорам с потенциальными арендаторами.

Самым трудным с точки зрения поиска оператора оказался «Мир науки». Нам бы не хотелось превратить его в чисто развлекательную историю. Но не стоит уходить и в академичность, в показную нарядность, где ничего нельзя потрогать руками. Соотношение между коммерцией, посещаемостью, полезностью здесь такое сложное, что, чуть сдвинув его, получаешь совершенно другую картинку.

Про детей и молодежь

Смысл «Мира науки» в том, чтобы дети от шести до восьми лет смогли в доступной, интерактивной, свободной с точки зрения правил форме знакомиться с окружающим миром. Чтобы познавали, играя, участвуя, находясь внутри грозы или вместе с падающим предметом. Чтобы им захотелось прийти сюда второй и третий раз, посетить планетарий, который позволяет перемещаться в любую точку Вселенной.

Это начало истории. Ее финальная часть — старшеклассники, которые уже участвуют в разработках и лабораторных исследованиях. В работе с ними очень заинтересована высшая школа: Политехнический университет, ИТМО. Олимпиады не всегда помогают найти потенциально интересных для вуза студентов. По-настоящему прорывные вещи зачастую делают не победители олимпиад, а люди с практическим, конструкторским мышлением. По знаниям они нередко отстают от «ботаников», но научить легче, чем заставить любить свое дело.

Пока для нас проблема, что делать с трудным возрастом с 10 до 14 лет. Мы еще не понимаем, чем занять подростков, чтобы переход от одной стадии к другой состоялся.

В проекте есть единственный в Петербурге многофункциональный зал-трансформер — место для всевозможных перфомансов. Мы точно не будем создавать стандартный ТРК, рассчитанный на массовый спрос. Мы хотим поднять планку выше, чтобы люди, приходя к нам, становились в чем-то лучше: добрее, любознательнее, сдержаннее...

Про жизнь на открытом воздухе

Мы ожидаем активной вечерней жизни в наших многофункциональных зданиях, в атриуме, холлах, на променадах. Недавно в КГА обсуждали проект пешеходного моста, который соединит парк 300-летия Петербурга с нашим кварталом. Открывается возможность для красивого городского маршрута длиной 7 км по набережной вдоль парка, через пешеходный мост к «Лахта-центру» и далее к яхт-клубу. На набережной вполне возможна спонтанная активность: уличные музыканты, танцы open-air, художники. Мы на своей территории (это примерно 200 м) предусмотрели открытый амфитеатр на 2000 зрителей, обращенный к воде и набережной. Будем рады принимать здесь общественные мероприятия, водные представления, лазерные шоу, музыкальные фестивали. Все это должно встроить проект в городскую жизнь.

Меня часто спрашивают, повлияет ли «Лахта-центр» на капитализацию недвижимости в этой части города. Я бы не стал переоценивать его экономическое воздействие. Мы надеемся, что он изменит в лучшую сторону качество жизни. Но при прочих равных на стоимость жилья гораздо больше влияет новая станция метро. Пока создание транспортной инфраструктуры никак не соотносится с новыми проектами. И мы вместе с жителями Приморского района надеемся, что эта проблема будет преодолена.

nsp.ru