"Верим, "Газпром" не оставит Европу без газа". Европа газпром


Европа укротила «Газпром» | TIP.BY НОВОСТИ

Теперь клиенты «Газпрома» с долгосрочными контрактами получили право требовать снижения цен.

Европейская комиссия урегулировала свой длившийся семь лет спор с «Газпромом» по вопросу его монополии, пишет журналист Леонид Бершидский для bloomberg.com.

Это было необходимо, чтобы пойти на уступки, но избежать штрафов. Восточноевропейские критики российского газового монополиста могут сказать, что Европа сдалась, однако разрешение спора, о котором объявили в четверг, показывает, что газовую компанию обезвредили, и она больше не представляет угрозы для европейской энергетической безопасности.

Европейский комиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер (Margrethe Vestager) потребовала от американских компаний Apple и Google заплатить штрафы на миллиарды долларов. Некоторые клиенты «Газпрома», такие как польский государственный нефтегазовый гигант PGNiG, выступают за то, чтобы с российской компанией обошлись точно так же. PGNiG и прочие утверждают, что «Газпром» следует наказать за многолетние злоупотребления на рынке, и что любые компромиссы с российской корпорацией будут лишь способствовать достижению ее конечной цели — монополизировать газовый рынок Центральной Европы и усилить российскую власть и влияние.

Однако Вестагер предложила иное решение, которое, по ее словам, будет полезнее для энергетического рынка, чем карательные меры.

«Газпром» оставил свои попытки наказывать покупателей, перепродающих его газ за рубежом. Многие считали такую практику газового гиганта выкручиванием рук.

С 2014 года, когда Украина стала покупать российский газ у Словакии, а ЕС встал на ее сторону, стало ясно, что такая тактика обречена. Но урегулирование спора дало и другой результат. Теперь «Газпрому» придется компенсировать нехватку соединительных трубопроводов в Болгарии и трех прибалтийских странах, разрешив потребителям покупать газ по более низким ценам, устанавливаемым для других государств, и доставляя его в эти четыре страны.

Теперь клиенты «Газпрома» с долгосрочными контрактами получили право требовать снижения цен, если они платят больше, чем западноевропейские потребители с конкурентными рынками.

Российский поставщик согласился и на ряд других условий, включая отказ от любых компенсаций за отмену проекта «Южный поток». Этот трубопровод, по которому планировалось перекачивать газ из России в Австрию через Болгарию, Венгрию и Словению, почил в бозе в 2014 году после вмешательства ЕС, который потопил это соглашение.

Кроме того, «Газпром» дал согласие на пристальный надзор со стороны ЕС сроком на восемь лет, и теперь Евросоюз будет выступать арбитром в любых спорах. Вестагер и ее преемники смогут оштрафовать компанию на сумму до 10% от ее доходов во всем мире, если она нарушит условия урегулирования спора.

Если «Газпром» намеревался монополизировать газовые рынки Восточной и Центральной Европы, то теперь эта цель для него недостижима. Восточноевропейские страны ищут новые источники газовых поставок. Например, Польша и Литва смогут получать сжиженный природный газ из США и других стран, если «Газпром» решит прекратить поставки. Но в результате урегулирования спора такое решение российского гиганта будет для них единственной основательной причиной для использования альтернативных поставок. «Газпром» не сможет поднимать цены выше тех, которые устанавливают рыночные силы в Германии или Италии, где Россия является лишь одним из нескольких поставщиков газа.

Теоретически «Газпром» может пробить себе дорогу к монополии. Другие источники поставок, в основном голландские и норвежские, постепенно истощаются. Но прежде чем Россия сумеет занять их место, на рынке могут появиться новые ресурсы. Газовые месторождения открыты в Средиземноморье. В случае восстановления стабильности на Ближнем Востоке у Европы могут появиться дополнительные источники и поставщики. Со временем Соединенные Штаты смогут поставлять более дешевый СПГ. Даже сегодня энергоресурсы из США стоят всего на 20 процентов дороже трубопроводного газа из России. Это недостаточная разница для того, чтобы «Газпром» чувствовал себя в безопасности на среднесрочную перспективу.

В то же время, наверняка будет возрастать доля возобновляемых источников, которые в 2017 году установили рекорд, дав ЕС 30 процентов потребляемого там электричества (газ дал 20 процентов).

Положение у «Газпрома» непрочное. В любой момент европейские потребители могут стать ему нужнее, чем он им. Руководство компании понимает, что в Европе оно сталкивается с конкуренцией и сложной политической обстановкой. Из-за этого ему надо вести себя хорошо и предлагать такие цены, которые трудно перебить. Да и перебои в поставках теперь станут маловероятны, даже по геополитическим причинам.

Кроме того, существует внутренняя российская политика. В 2017 году «Газпром» заплатил налогов на 35,7 миллиарда долларов, что составляет почти 2,3 процента российского ВВП. Он также является крупным источником обогащения для некоторых приближенных президента Владимира Путина, которые получают прибыль от контрактов на строительство инфраструктуры. Устойчивость надоев от этой коровы зависит от ее способности поставлять как можно больше газа на европейский рынок, который в прошлом году обеспечил «Газпрому» более 57 процентов его прибыли.

ЕС разумно воспользовался своими рычагами влияния, чтобы создать равные условия на игровом поле. Урегулирование спора стало более важной и серьезной победой для Вестагер, чем штрафы, введенные против американских компаний информационных технологий, которые не хотят проводить коренные изменение в практике своей работы и подают на ЕС в суд, дабы тот изменил свое решение.

Источник

Реклама на TIP.BY

Другие материалы:

tip.by

Европа укротила «Газпром»

Европейская комиссия урегулировала свой длившийся семь лет спор с «Газпромом» по вопросу его монополии. Это было необходимо, чтобы пойти на уступки, но избежать штрафов. Восточноевропейские критики российского газового монополиста могут сказать, что Европа сдалась, однако разрешение спора, о котором объявили в четверг, показывает, что газовую компанию обезвредили, и она больше не представляет угрозы для европейской энергетической безопасности.

Европейский комиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер (Margrethe Vestager) потребовала от американских компаний Apple и Google заплатить штрафы на миллиарды долларов. Некоторые клиенты «Газпрома», такие как польский государственный нефтегазовый гигант PGNiG, выступают за то, чтобы с российской компанией обошлись точно так же. PGNiG и прочие утверждают, что «Газпром» следует наказать за многолетние злоупотребления на рынке, и что любые компромиссы с российской корпорацией будут лишь способствовать достижению ее конечной цели — монополизировать газовый рынок Центральной Европы и усилить российскую власть и влияние.

Однако Вестагер предложила иное решение, которое, по ее словам, будет полезнее для энергетического рынка, чем карательные меры.

«Газпром» оставил свои попытки наказывать покупателей, перепродающих его газ за рубежом. Многие считали такую практику газового гиганта выкручиванием рук.

С 2014 года, когда Украина стала покупать российский газ у Словакии, а ЕС встал на ее сторону, стало ясно, что такая тактика обречена. Но урегулирование спора дало и другой результат. Теперь «Газпрому» придется компенсировать нехватку соединительных трубопроводов в Болгарии и трех прибалтийских странах, разрешив потребителям покупать газ по более низким ценам, устанавливаемым для других государств, и доставляя его в эти четыре страны.

Теперь клиенты «Газпрома» с долгосрочными контрактами получили право требовать снижения цен, если они платят больше, чем западноевропейские потребители с конкурентными рынками.

Российский поставщик согласился и на ряд других условий, включая отказ от любых компенсаций за отмену проекта «Южный поток». Этот трубопровод, по которому планировалось перекачивать газ из России в Австрию через Болгарию, Венгрию и Словению, почил в бозе в 2014 году после вмешательства ЕС, который потопил это соглашение.

Кроме того, «Газпром» дал согласие на пристальный надзор со стороны ЕС сроком на восемь лет, и теперь Евросоюз будет выступать арбитром в любых спорах. Вестагер и ее преемники смогут оштрафовать компанию на сумму до 10% от ее доходов во всем мире, если она нарушит условия урегулирования спора.

Если «Газпром» намеревался монополизировать газовые рынки Восточной и Центральной Европы, то теперь эта цель для него недостижима. Восточноевропейские страны ищут новые источники газовых поставок. Например, Польша и Литва смогут получать сжиженный природный газ из США и других стран, если «Газпром» решит прекратить поставки. Но в результате урегулирования спора такое решение российского гиганта будет для них единственной основательной причиной для использования альтернативных поставок. «Газпром» не сможет поднимать цены выше тех, которые устанавливают рыночные силы в Германии или Италии, где Россия является лишь одним из нескольких поставщиков газа.

Теоретически «Газпром» может пробить себе дорогу к монополии. Другие источники поставок, в основном голландские и норвежские, постепенно истощаются. Но прежде чем Россия сумеет занять их место, на рынке могут появиться новые ресурсы. Газовые месторождения открыты в Средиземноморье. В случае восстановления стабильности на Ближнем Востоке у Европы могут появиться дополнительные источники и поставщики. Со временем Соединенные Штаты смогут поставлять более дешевый СПГ. Даже сегодня энергоресурсы из США стоят всего на 20 процентов дороже трубопроводного газа из России. Это недостаточная разница для того, чтобы «Газпром» чувствовал себя в безопасности на среднесрочную перспективу.

В то же время, наверняка будет возрастать доля возобновляемых источников, которые в 2017 году установили рекорд, дав ЕС 30 процентов потребляемого там электричества (газ дал 20 процентов).

Положение у «Газпрома» непрочное. В любой момент европейские потребители могут стать ему нужнее, чем он им. Руководство компании понимает, что в Европе оно сталкивается с конкуренцией и сложной политической обстановкой. Из-за этого ему надо вести себя хорошо и предлагать такие цены, которые трудно перебить. Да и перебои в поставках теперь станут маловероятны, даже по геополитическим причинам.

Кроме того, существует внутренняя российская политика. В 2017 году «Газпром» заплатил налогов на 35,7 миллиарда долларов, что составляет почти 2,3 процента российского ВВП. Он также является крупным источником обогащения для некоторых приближенных президента Владимира Путина, которые получают прибыль от контрактов на строительство инфраструктуры. Устойчивость надоев от этой коровы зависит от ее способности поставлять как можно больше газа на европейский рынок, который в прошлом году обеспечил «Газпрому» более 57 процентов его прибыли.

ЕС разумно воспользовался своими рычагами влияния, чтобы создать равные условия на игровом поле. Урегулирование спора стало более важной и серьезной победой для Вестагер, чем штрафы, введенные против американских компаний информационных технологий, которые не хотят проводить коренные изменение в практике своей работы и подают на ЕС в суд, дабы тот изменил свое решение.

Урегулирование спора также показывает, что Германии и России имеет смысл позволить ЕС регулировать трубопровод «Северный поток 2», который начал строить «Газпром», не получив при этом необходимых разрешений от Дании и Швеции. Германия и Россия не хотят на это соглашаться, так как начнутся медлительные переговоры, стороны станут выдвигать жесткие условия, особенно что касается доступа других поставщиков к трубопроводу, а на права собственности «Газпрома» будут накладывать ограничения. Но конечный результат, скорее всего, пойдет на пользу всем, за исключением разве что США, которые выступают против «Северного потока 2» по политическим и коммерческим причинам.

Содержание статьи может не отражать точку зрения редакции, компании Bloomberg LP и ее собственников.

news24today.info

Европа vs. «Газпром»

Михаил Крутихин

Еврокомиссия во вторник провела обыски в компаниях газовой отрасли. Проверки по подозрению в нарушении антимонопольного законодательства затронули, в том числе, и офисы дочерних компаний «Газпрома». Эти проверки не явились сюрпризом. Они проводились и раньше, проводились и в компаниях, связанных с «Газпромом». Например, в немецких компаниях, которые заключали контракты с «Газпромом», по подозрению, что в условиях контрактов были некоторые моменты, позволявшие «Газпрому» и его партнерам монопольно контролировать рынок.

На самом деле факт монополизма можно было бы доказать и без обысков. Например, компания Gazprom Germania, у которой сейчас были изъяты документы, была одной из двух «дочек» «Газпрома», которые монопольно торговали природным газом, в частности, на территории Болгарии. Они получали газ от «Газпрома» по нормальной цене, о которой была договоренность с Болгарией, но на территории страны продавали его в 2,5 раза дороже. Что это, как не злоупотребление монопольным положением?

Проблема в том, что на территории некоторых стран (в Литве, Болгарии и др.) дочерние компании «Газпрома» пользуются монопольным положением. Там нет других распространителей газа. И поэтому они фактически назначают монопольную цену.

Но это еще не все. Всем прекрасно известно, что на территории России «Газпром» — монопольный владелец трубы, который никого другого к ней не пускает и полностью ей распоряжается. Но российский газовый монополист пытается и в Европе навязать странам эксклюзивное право пользоваться трубами, которые он помогает строить на их территории. В частности, на территории Германии это газопроводы OPAL и NEL. План строительства «Южного потока» через всю территорию Евросоюза, от Болгарии до Австрии, тоже предполагает, что третьи стороны туда пускать не будут. И эта заявка на монопольное право тоже не может не волновать европейцев, для которых это является прямым нарушением всех норм цивилизованного рынка.

Последствия прошедших во вторник проверок будут прежде всего касаться «дочек» «Газпрома». Во-первых, на них могут наложить очень серьезные штрафы. Во-вторых, Европейская комиссия, в соответствии с Третьим энергетическим пакетом, может потребовать вывести «Газпром» из числа владельцев дочерних компаний, поскольку он не может одновременно быть поставщиком газа, оператором трубопроводной сети и продавцом газа на какой-то территории. Эта процедура называется «анбандлинг» (unbundling). И потребовать от «Газпрома» такого анбандлинга в Европе уже могут. Ведь другие европейские компании, как, например, ENI, уже выполнили требования Третьего энергетического пакета, избавившись от части своих газопроводов. «Газпрому» это еще только предстоит.

Если Евросоюз будет внимательно следить за соблюдением антимонопольного законодательства на своей территории, «Газпрому» ничего не останется, кроме как подчиниться. «Газпром» не сможет владеть газопроводами, пересекающими границу европейских государств и, скорее всего, ему придется отдать контроль над этими газопроводами какой-то посторонней независимой организации.

У «Газпрома» сейчас нелегкое положение. Монополизм в Европе не приветствуется, а нормальные цивилизованные рыночные отношения активно развиваются. Поэтому компании придется перестраивать свою рыночную политику, отказавшись от совершенно ненужных проектов вроде «Южного потока». Нужно будет договариваться с Украиной о нормальном транзите газа через ее территорию и принимать много других мер, чтобы выступать на рынке как цивилизованный игрок, а не как нагловатая монополия.

----------------------------

Источник:

* — http://www.forbes.ru/ekonomika-column/kompanii/74547-evropa-protiv-gazproma

dmirix.ru

"Верим, "Газпром" не оставит Европу без газа"

Член правления Wintershall Тило Виланд рассказал о перспективах «Газпрома»

Поставлять российский газ в Европу все сложнее: Великобритания намерена сократить закупки, США спешат на рынки ЕС со своим СПГ, Германия переходит на «зеленую» энергетику, а Польша и Украина ищут новые способы борьбы с «Северным потоком-2». Как впишется проект второго «потока», как в Европе восприняли конфликт «Газпрома» с «Нафтогазом Украины» в интервью «Газете.Ru» рассказал член правления Wintershall Тило Виланд.

 

Газовые перспективы Европы

— Международные эксперты прогнозируют, что в ближайшие 10-20 лет спрос на природный газ в Европе расти не будет. При этом новое правительство Германии делает ставку на зеленую энергетику и намерено к 2030 году довести ее долю в энергобалансе до 65%. Видите ли вы в этом дополнительные риски для новых газовых проектов?

— Все говорит о том, что в Европе паритет между возобновляемыми и ископаемыми источниками энергии будет сохраняться довольно долго. И если говорить о традиционных энергоресурсах, то именно природный газ является наиболее перспективным с позиции выполнения целей Парижского соглашения по климату, так как он позволяет снизить выбросы СО2. Кроме того, он поставляется в ЕС по относительно низкой цене и в достаточном объеме. По себестоимости, энергия на базе природного газа значительно дешевле возобновляемой, которая сейчас в Германии субсидируется за счет тарифной надбавки для потребителей.

Если бы мы исходили исключительно из соображений конкуренции, то на первом месте среди источников энергии стоял бы газ. Однако вступает в игру политический фактор: в Германии с самого начала ведется политика поддержки альтернативной энергетики – ветровой и солнечной, энергии биомассы.

Что касается спроса на газ, то на фоне его стабилизации будет происходить снижение собственной добычи – и в Германии, и в ЕС в целом, поэтому новые газовые проекты, в том числе и транспортные, будут оставаться перспективными. В том числе и «Северный поток-2».

— Но у него много противников. Еврочиновники в очередной раз пытаются подвести проект под действие Третьего энергопакета, США открыто заявляют о намерении противодействовать новому маршруту, не говоря уже о Польше и Украине. Как это все отражается на перспективах строительства «Северного потока-2»?

— Если говорить об уже принятых американских санкциях в отношении России, то мы исходим из того, что «Северного потока-2» они не касаются, так как наши контракты подписаны до того, как были ведены ограничения.

Что касается новых санкций со стороны США (которые ожидаются в ближайшие недели на базе так называемого «Кремлевского доклада» – «Газета.Ru»), об этом рано говорить – нужно сначала посмотреть, как это на самом деле будет выглядеть. До сих пор у нас есть только список лиц, на которые будут распространяться санкции. Как это может отразиться на «Северном потоке-2» станет понятно только, когда уже будут объявлены сами рестрикции. Но

мы все же исходим из того, что ограничения не будут действовать «задним числом», а распространятся только на будущие проекты.

Что касается очередной попытки Еврокомиссии подвести под действие Третьего энергетического пакета все экспортные газопроводы, то здесь собственная юридическая служба Совета ЕС увидела противоречие конвенции ООН по морскому праву. Еще раньше против высказались большинство европейских энергокомпаний, за исключением польских.Туго набитый проектный трубопровод

— Вносит ли режим санкций какие-то ограничения в реализацию совместных проектов с российскими компаниями и в целом в работу Wintershall в РФ?

— Нет. Нас это пока никак не ограничивает. Санкции, которые были объявлены до сих пор, касаются арктических и шельфовых проектов, а также проектов в сфере нетрадиционных источников энергии (в частности, разработки сланцевых пластов). Наши проекты в России – «Ачимгаз», блоки 4А и 5А, добыча газа на Южно-Русском месторождении – к ним не относятся, поэтому нас санкции никак не затронули.

— Как сейчас реализуется разработка ачимовских отложений Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения? Какие планы у Wintershall на этом направлении?

— «Ачимгаз» – наше совместное предприятие с компанией «Газпром добыча Уренгой», «дочкой» «Газпрома» — ведет сейчас разработку блока 1А ачимовских отложений. В прошлом году мы пробурили 88 скважин и увеличили объем добычи до 6,6 млрд кубометров газа. В этом году мы также ожидаем рост – по нашим расчетам, к концу 2018 года добыча на первом блоке составит намного больше 7 млрд кубометров газа и около 3 млн тонн конденсата.

Кроме того, совместно с «Газпромом» мы планируем разработку блоков 4А и 5А. В этом году там начались строительные работы. По нашим расчетам, производство газа на этих участках начнется к 2020 году. Это действительно огромный проект – согласно плану разработки, запасы сырья здесь составляют 274 млрд кубометров газа и 74 млн тонн конденсата.

— Возможно ли вхождение Wintershall в какие-то другие проекты в РФ? Рассматривает ли компания расширение своего присутствия в России?

— У нас на базе уже имеющихся проектов с «Газпромом» есть большие возможности расширить свою деятельность. Думаю, в ближайшие годы мы значительно увеличим производство.

Кроме «Ачимгаза», мы осуществляем дальнейшую разработку Южно-Русского месторождения. В рамках тестовой фазы проекта по разработке туронских отложений там сейчас пробурены несколько скважин, и начата добыча газа. Помимо этого, есть еще и иные отложения (нижнемеловые и юрские), то есть еще более низкие формации, которые подлежат освоению на Южно-Русском месторождении за горизонтом 2020 года.

Мы также ведем добычу нефти и газа в Волгоградской области с «РИТЭК», дочерней компанией «ЛУКойла», в рамках нашего СП «Волгодеминойл». В прошлом году по линии этого СП добыча составила 4,8 млн баррелей нефтяного эквивалента. И сейчас мы планируем дальнейшие совместные разведочные работы.

Как видите, у нас немало работы в России. Я бы сказал, мы имеем на этом направлении туго набитый проектный трубопровод.

— В конце прошлого года было объявлено о слиянии Wintershall и DEA. Когда процесс консолидации активов и создания объединенной компании может завершиться? Как эта сделка отразится на стратегических планах Wintershall и в том числе в России?

— Здесь мы полностью укладываемся в график. Сейчас мы проводим due diligence, и это займет несколько месяцев, окончательного решения по сделке пока нет, аналитическая работа идет, и есть возможность, что мы проведем консолидацию в этом году.

Что касается России, то

сейчас на долю совместных разработок с российскими партнерами приходится свыше 50% от общего объема проектов Wintershall.

Если произойдет слияние с DEA, то относительная доля Wintershall в этом отношении сократится, хотя Россия останется самым важным приоритетным регионом. В то же время слияние высвободит резерв для освоения новых проектов в РФ. Поэтому для развития сотрудничества с Россией слияние с DEA было бы очень положительно.Сланцевая угроза

— Видит ли Wintershall угрозу своим позициям со стороны сланцевого газа из США?

— В Европе любая дискуссия по этому вопросу начинается с того, что нужно построить терминалы по приемке сжиженного природного газа (СПГ).

Конечно, для рынка всегда хорошо иметь самые различные каналы поставок. Так же как «Северный поток-2» будет способствовать расширению инфраструктуры для снабжения Европы энергией, так же и такие терминалы способствуют диверсификации поставок.

Однако с СПГ никогда не знаешь, придет ли он действительно в место назначения, потому что танкер с сжиженным газом всегда пойдет туда, где на него самая высокая цена.

И с точки зрения стоимости российский трубопроводный газ всегда будет более конкурентоспособным, чем американский СПГ.

— Однако цены на СПГ и трубопроводный газ приближаются друг к другу. Заставит ли это «Газпром» быть более гибким в своей ценовой политике в ЕС?

— В конечном счете рынок решит, какую цену потребитель готов заплатить за газ. И в этом контексте играет роль, сколько на рынке имеется газа и какой на него спрос. В начале марта мы стали свидетелями трехкратного и даже четырехкратного увеличения цены на газ на рынке (с 16-18 евро до 85 евро за МВт*ч), связанного с тем, что стало очень холодно, намного холоднее чем за неделю до того.

Не забывайте, что для поставок СПГ нужна серьезная инфраструктура – терминал, танкеры, газопроводы-отводы, само производство. Все это стоит денег. Для трубопроводного газа нужен всего лишь трубопровод и приемка. И если сравнить эти инвестиции, все эти расходы в долгосрочном плане, то российский газ получается конкурентоспособнее, чем американский СПГ.Без газа не останемся

— Финансовый директор компании Nord Stream 2 AG Поль Коркоран недавно заявил, что процесс привлечения проектного финансирования для «Северного потока-2» может занять около года. Может ли это отразиться на сроках реализации проекта?

— Нет, это не сказывается на сроках. Это укладывается и в наши планы финансирования. Мы планировали обеспечить финансирование к 2019 году и по-прежнему укладываемся в этот график.

То, что сказал Коркоран, касается банковского финансирования. И пока оно не согласовано окончательно, финансирование «Северного потока-2» должно обеспечиваться «Газпромом» и партнерами по проекту (Wintershall, Uniper, ENGIE, OMV и Royal Dutch Shell). В прошлом году партнеры инвестировали в проект по €324 млн, в этом году финансирование запланировано на том же уровне. В 2019 году запланировано привлечение банковского финансирования, что позволит партнерам вернуть вложенные средства.

— А если будут проблемы с привлечением проектного финансирования европейских банков из-за политических рисков? Просчитывались ли альтернативные варианты?

— Nord Stream AG ведет переговоры также параллельно с агентствами экспортного финансирования, такими как COFACE во Франции, SACE в Италии или Euler Hermes в Германии.

Но мы все же исходим из того, что для европейских банков «Северный поток-2» будет таким же привлекательным, как и первый «поток», и финансирование с их стороны будет обеспечено.

— Отразился ли новый виток кризиса между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» на отношении к российскому холдингу в Европе? Повлияло ли заявление «Газпрома» о разрыве контракта с украинской стороной на его репутацию среди партнеров?

— «Газпром» является очень надежным партнером и поставщиком газа для Европы. Если еще раз вернуться к тому периоду в конце февраля-начале марта, когда в Европе вдруг стало очень холодно, а потребность в газе серьезно увеличилась, то единственным поставщиком, который согласился увеличить объемы поставок, был «Газпром». Тем самым «Газпром» действительно оказался самым надежным партнером и гарантом энергоснабжения Европы.

Для Wintershall за все 25 лет совместной работы «Газпром» был очень надежным партнером, и мы рассчитываем на продолжение совместной работы в течение многих лет.

Те же силы в Европе, которые и так склонны отрицательно относиться к «Газпрому», конечно, в очередной раз представят это обстоятельство в искаженном виде и воспользуются им для собственных доводов.

— Если из-за этой ситуации «Газпром» и «Нафтогаз» не смогут продлить контракт на транзит после 2019 года, а оставшейся инфраструктуры – даже с учетом «Северного потока-2» — для полного газоснабжения Европы, скорее всего, не хватит, что может ждать европейский газовый рынок?

— Давайте посмотрим на это с другой стороны. У «Газпрома» есть контракты с Европой, есть соответствующие обязательства. Я исхожу из того, что «Газпром» всегда найдет возможности выполнить свои обязательства по отношению к Европе, найдет нужные транзитные пути, чтобы выполнить имеющиеся контракты. Без газа мы не останемся, это точно.

nangs.org

Европа – "Газпрому": в утешение

К началу ноября почти совпали по времени два крупных решения Европейского союза в отношении российского “Газпрома”. С одной стороны, было официально объявлено о расширении его доступа к газопроводу OPAL в Германии. Такой возможности сам “Газпром” вроде добивался годами, однако теперь, когда решение объявлено, компания отказывается от каких-либо комментариев, не говоря уже о победных реляциях. К чему бы это? С другой стороны, судя по заявлениям ряда европейских чиновников, фактически согласовано и решение по антимонопольному расследованию в отношении практики “Газпрома” в восьми странах Центральной и Восточной Европы, инициированному в Евросоюзе еще пять лет назад. Но идет ли речь именно о компромиссах?

Вечером 28 октября Европейская комиссия официально объявила о своем решении, согласно которому, в частности, российский “Газпром” получает возможность расширить поставки по газопроводу OPAL, проходящему с севера на юг по востоку Германии. Он связывает конечный пункт газопровода “Северный поток” на побережье Балтийского моря с газопроводами в Центральной Европе. Все последние годы “Газпром” мог использовать лишь половину его мощностей.

Более того, как можно предположить, судя по обильно цитируемым в западной деловой прессе заявлениям европейских чиновников, буквально “на выходе” еще более значимое решение Еврокомиссии – по результатам пятилетнего антимонопольного расследования в отношении “Газпрома”.

Другими словами, следует отменить все эти церемонии, когда руководители компаний подписывают контракт, а у них за спиной стоят главы государств. Это, в общем-то, ненужная практика

Помните, оно началось с того, что в конце сентября 2011 года представители надзорных органов Еврокомиссии внезапно нагрянули в офисы дочерних компаний “Газпрома” в 10 европейских странах или их партнеров, изъяв при этом множество документов. Теперь, похоже, вся эта история завершается неким компромиссом. Впрочем, компромиссом ли – как в первом, так и во втором случае?

Об этом мы говорим с исполнительным директором американской консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаилом Корчемкиным.

– На ваш взгляд, оба этих решения Европейской комиссии, хотя пока объявлено лишь об одном из них, не являются ли составляющими некоего общего, “пакетного” решения?

– Вряд ли… Антимонопольное ведомство Еврокомиссии и ведомство по вопросам энергетики работали самостоятельно. И здесь мы видим просто совпадение. А если говорить о некоем “пакете”, то буквально несколько дней назад вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович, возглавляющий также ведомство энергетики, на инвестиционном форуме в Словакии заявил, что Евросоюз не нуждается в дополнительных газопроводах для поставок российского газа. И что допуск "Газпрома" к новым мощностям газопровода OPAL в Германии – это уступка или компромисс, который “смягчит” последующий отказ от "Северного потока-2". В этом смысле можно говорить о некоем “пакете” – скорее, негативном для "Газпрома". Хотя для самих акционеров "Газпрома" это не так уж и плохо.

– ​Как отмечает Европейская комиссия в своем нынешнем решении по газопроводу OPAL, еще в 2009 году он был выведен из-под действия так называемого “Третьего энергопакета”, то есть нынешнего свода правил, регулирующих европейские рынки энергоносителей, включая конкуренцию на них. И уже тогда и “Газпром”, и немецкая RWE, как компании, занимавшие доминирующее положение на рынках Чехии, к границам которой и подходит газопровод OPAL, могли использовать его более чем на 50%, но – при определенных условиях, устанавливаемых европейским регулятором. Тем не менее, ни одна, ни другая компания так и не воспользовались этой возможностью, поэтому OPAL и оставался для них “открытым” лишь наполовину…

– "Газпром" действительно уже давно мог обеспечить себе полный доступ к газопроводу OPAL. Для этого нужно было всего лишь выполнить так называемую “Программу отпуска газа”, то есть продавать 3 млрд кубометров газа в год на условиях Евросоюза. Но эта программа почему-то так и не была ни разу выполнена. В результате часть мощностей OPAL и не использовалась. Думаю, здесь все дело может быть в том, что этот вопрос находится вне компетенции руководства "Газпрома". А у Владимира Путина просто не было времени или желания им заняться…

– Три миллиарда кубометров в год – это меньше 2% общего экспорта российского газа в Европу в 2015 году. Да и по сравнению с пропускной способностью того же “Северного потока” или самого OPAL это – скромные объемы…

– Для сравнения, мощность "Северного потока" – 55 млрд кубометров в год, газопровода OPAL – 34–36 млрд. И в принципе требовалось эти 3 млрд кубометров не “подарить”, а просто продать по той регулируемой цене, которую установят регуляторы Евросоюза.

При “нормальном” ходе событий этот market test пройдет гладко… Однако, к сожалению, политика очень часто вмешивается в газовые дела и делает газовые отношения России и Европы труднопредсказуемыми

​– Если в течение всех последних лет газопровод OPAL оставался полностью, на все 100% своих мощностей, выведенным из-под действия требований “Третьего энергопакета”, то отныне, согласно решению Еврокомиссии, – только наполовину. Что это меняет по сути?

– Здесь не так все однозначно, поскольку в Европе допускается виртуальный реверс. Скажем, в газопровод OPAL может попасть “виртуальный” газ из любого другого источника. То есть, по сути, это будут молекулы российского газа, поступившего из газопровода “Северный поток”, но по факту и по праву собственности это будет уже норвежский или любой другой газ. Причем он может поступить в OPAL не только в Грайфсвальде (город на севере Германии, где стыкуются газопроводы “Северный поток” и OPAL. – РС), но и, как говорится, “ниже по течению” трубы. Так что впереди – очень интересный период практического использования этого допуска.

– Можно ли в целом утверждать, что “Газпрому” удалось добиться от Европейского союза – в том, что касается доступа к газопроводу OPAL, – неких принципиальных уступок?

– Я не считаю эту уступку принципиальной. Во-первых, "Газпром" все эти годы, начиная с ввода в строй газопровода OPAL, имел возможность получить к нему полный доступ, выполнив, в общем-то, очень простое условие Евросоюза. Во-вторых, вспомним вновь недавнее заявление Мароша Шефчовича о том, что Европе не нужны новые трубопроводы для поставок российского газа – будь то "Северный поток-2" или “Турецкий поток”. И получается, что те 10–12 млрд кубометров газа в год, которые “Газпром” сможет поставлять теперь дополнительно по газопроводу OPAL, в какой-то мере будут “утешением” для российской стороны и компромиссом – для Европы.

– Получается как утешительный приз…

Обычно же компании просто выполняют все требования Еврокомиссии, меняют свою операционную практику и тем самым избегают штрафов

– Здесь важно отметить еще одну сторону этого решения. Дело в том, что доступ к газопроводу OPAL нужен "Газпрому" для замещения нынешних поставок через Украину и Словакию в австрийский Баумгартен (один из крупнейших в Европе газораспределительных центров. – РС). Но если такая замена произойдет (а скорее, частичная замена), то затраты "Газпрома" лишь возрастут. Во-первых, тариф "Северного потока" выше, чем тариф, который платит "Газпром" за прокачку газа через Украину. Во-вторых, тариф Словакии никуда не исчезнет. Ведь "Газпром" зарезервировал для себя мощности словацкого оператора Eustream до 2029 года и потому должен за них платить вне зависимости от реальной загрузки местных газопроводов. В-третьих, к нынешним тарифам добавятся новые – за прокачку газа через Германию и Чехию. В итоге при неизменных ценах "Газпром" получит более высокие затраты и, соответственно, меньшую прибыль и для своих акционеров, и для госбюджета России. В принципе, "выигрыш" здесь для "Газпрома" заключается в том, что у компании появляется “возможность” повысить собственные затраты.

Газопровод OPAL соединяет "Северный поток" с газопроводами Центральной Европы

– Но само по себе расширение доступа к газопроводу OPAL, который фактически является продолжением на суше “Северного потока”, определенные новые возможности “Газпрому” все же предоставляет…

– Допуск к OPAL неплохо иметь как запасной вариант, на всякий случай. Вдруг, скажем, что-то произойдет с транзитом через Украину – и аварии случаются, и особенно сильные холода… Вот тогда-то OPAL и пригодится. Но использовать его в качестве основного варианта доставки газа просто экономически невыгодно.

То есть мы видим, что "Газпром" был вынужден пойти навстречу Евросоюзу. Причем произошло это не только из-за антимонопольного расследования, но и в связи с расширением конкуренции

​– Срок действия нынешнего решения Еврокомиссии по газопроводу OPAL – период до 2033 года, когда поставки по нему будут регулироваться уже по “стандартной” процедуре, предусмотренной “Третьим энергопакетом”. Стало быть, любые конкурирующие поставщики не смогут получить больше некой определенной доли в его общей мощности?

– Судя по документу, “третьи” стороны не смогут получить более 50%, то есть 50% всяко зарезервированы за "Газпромом". Впрочем, только опыт покажет, как расширенный доступ “Газпрома” к OPAL отразится на транзите, например, российского газа через территорию Польши. Ведь если "Газпром" переведет в OPAL часть газа из газопровода Ямал – Европа, Польша просто подаст в суд. И, на мой взгляд, будет иметь хорошие шансы на отмену вообще нынешнего решения Евросоюза. Ну, а тогда все просто вернется на позиции по состоянию до 28 октября 2016 года…

– Польша, как транзитная страна на маршруте газопровода Ямал – Европа, выступает против строительства “Северного потока-2” с того самого момента, когда “Газпром” объявил об этих планах в 2015 году… Как, впрочем, и еще семь стран – в основном, Центральной и Восточной Европы…

– Сейчас газопровод OPAL заполняется не только за счет "Северного потока", но и через газопровод Ямал – Европа. И в случае расширенного доступа "Газпрома" к OPAL в районе Грайфсвальда возникает некий конфликт поставок – между газопроводами Ямал – Европа и "Северный поток". В таком случае объемы транзита российского газа через Польшу могут сократиться. И, естественно, возникнет судебное разбирательство.

Ведь если "Газпром" переведет в OPAL часть газа из газопровода Ямал – Европа, Польша просто подаст в суд. И, на мой взгляд, будет иметь хорошие шансы на отмену вообще нынешнего решения Евросоюза

​Судя по многим сообщениям в прессе со ссылками на европейских чиновников, Еврокомиссия и “Газпром” практически согласовали условия соглашения по результатам 5-летнего антимонопольного расследования. Напомним, ключевым пунктом обвинений в адрес “Газпрома” стала сохраняющаяся еще с 1970-х годов “привязка” контрактных цен на российский газ для стран Европы к ценам на нефть. Теперь же, как можно предположить, этот фактор практически утратил свою прежнюю значимость – просто потому, что сами цены на нефть резко упали, и мало кто ожидает их существенного роста в ближайшие годы…

– Проблема заключалась не в абсолютном значении цен на газ, а в их разнице. Страны Восточной и Южной Европы платили за российский газ больше, чем страны Северо-Западной Европы, например. Если сравнить, скажем, цены для Словакии, Болгарии и особенно для Литвы с теми, по которым платила та же Германия, то они очень сильно разнились. Теперь же эти цены выровнялись. А если, скажем, они зависели только от цены на нефть, то диспропорции сохранились бы. То есть мы видим, что "Газпром" был вынужден пойти навстречу Евросоюзу. Причем произошло это не только из-за антимонопольного расследования, но и в связи с расширением конкуренции. Скажем, как только в Литве был построен плавучий терминал для поставок сжиженного природного газа и возникла конкуренция, "Газпром" очень быстро и резко снизил цены на свой газ.

Допуск к OPAL неплохо иметь как запасной вариант, на всякий случай. Но использовать его в качестве основного варианта доставки газа просто экономически невыгодно

​– Другой из трех главных пунктов антимонопольного расследования Еврокомиссии в отношении “Газпрома” – запрет странам – получателям российского газа на его перепродажу другим странам ЕС. Но такой запрет вроде уже в прошлом…

– У этой проблемы две стороны. Первая – право перепродажи. Запрет на нее действительно был отменен в Европе более 10 лет назад. А второе – тот самый виртуальный реверс, который был разрешен уже после того, как начали антимонопольное расследование ЕС в отношении “Газпрома”. В частности, в Польше виртуальный реверс был запрещен в тот период, когда польским участком газопровода Ямал – Европа управлял сам "Газпром". Но примерно четыре года назад его оператор изменился. Место "Газпрома" заняла компания, собственником которой является Министерство финансов Польши. И тут же в стране был разрешен виртуальный реверс – замещение одних поставок в ЕС другими. То есть уже можно было из проходящей через Польшу трубы отбирать тот газ, который изначально предназначался для потребителей, скажем, в Германии, чего раньше делать было нельзя.

– Но теперь это стало в Европе практикой повсеместной, включая, скажем, и поставки из Европы на Украину…

– Сейчас виртуальный реверс действительно используется повсеместно, за исключением разве что стран Балтии. Дело в том, что “труба” между Литвой, Латвией и Эстонией и остальной частью Евросоюза проходит через территорию Белоруссии, которая, естественно, никак не подпадает под регулирование “Третьего энергопакета” ЕС. Интересно посмотреть теперь, как будут решать и эту проблему.

В итоге при неизменных ценах "Газпром" получит более высокие затраты и, соответственно, меньшую прибыль и для своих акционеров, и для госбюджета России

– Наконец, третий из главных пунктов “обвинения”: “Газпром” предоставлял немалые скидки на свой газ тем восточноевропейским странам, которые были готовы сотрудничать с ним, например, в проектах строительства новых газопроводов на европейской территории. Соответственно, другие страны таких льгот не получали… Если исходить из сообщений, что огромный штраф (до 10% годового оборота компании) “Газпрому” теперь, скорее всего, уже не грозит, стало быть, и здесь мог быть достигнут некий компромисс?

– Ну, во-первых, штраф – это исключительная мера наказания. И за всю историю антимонопольных расследований ЕС в газовой отрасли огромный штраф получили в 2009 году только две компании – немецкая Ruhrgas и Gaz de France. Каждая из них заплатила по 553 млн евро за то, что они договорились между собой о “разделе рынка”, а это запрещено правилами ЕС. Обычно же компании просто выполняют все требования Еврокомиссии, меняют свою операционную практику и, тем самым, избегают штрафов.

Этот вопрос находится вне компетенции руководства "Газпрома". А у Владимира Путина просто не было времени или желания им заняться

​– Однако сам по себе вопрос таких “обусловленных” скидок – от “Газпрома” отдельным странам Европы – с повестки европейского расследования пока окончательно не снят…

– Если говорить о ценовых скидках на российский газ, то здесь все не так просто. Например, Болгария, действительно, получила скидку – перед тем как дать согласие на строительство участка газопровода "Южный поток" – это было еще в период ускоренного развития проекта. Однако незадолго до получения страной этой скидки цена на газ для Болгарии вдруг подскочила едва ли не до самого высокого в Европе уровня. Что было странно, на мой взгляд, так как скачок этот не соотносился ни с ростом цен на нефть, ни с колебаниями курса болгарской валюты, то есть повышение было необъяснимо большим. Видимо, эта тема ждет еще своего расследования…

– То есть в итоге цена могла остаться и более высокой?..

– Да, в итоге цены для страны все равно остались выше, чем были, скажем, в Италии или особенно в Германии. Но, тем не менее, Болгарии была предоставлена серьезная скидка – насколько помню, 15% или 20%...

Вспомним вновь недавнее заявление вице-президента Еврокомиссии о том, что Европе не нужны новые трубопроводы для поставок российского газа – будь то "Северный поток-2" или “Турецкий поток”

​– Даже когда Еврокомиссия и “Газпром” и объявят о достижении компромисса по нынешнему антимонопольному разбирательству, это отнюдь не будет еще означать полного его завершения. Далее предполагается второй этап – некий market test, то есть рыночный тест, на протяжении которого все заинтересованные страны ЕС смогут высказать свои претензии или соображения. И только по завершении этого этапа Еврокомиссия будет принимать окончательное решение. Каким вам видится этот самый market test?

– При “нормальном” ходе событий этот market test пройдет гладко… Однако, к сожалению, политика очень часто вмешивается в газовые дела и делает газовые отношения России и Европы труднопредсказуемыми. Так что я надеюсь, конечно, на хороший исход, на продолжение взаимодействия "Газпрома" и с европейскими компаниями, и с Еврокомиссией. Но не исключаю любого хода событий.

– Еврокомиссия настаивает на принятии в Евросоюзе нормы, которая предполагает предварительное ознакомление Брюсселя с будущими контрактами отдельных стран ЕС на импорт зарубежного газа…

– Знаете, такое стремление не вполне понятно... Предварительное ознакомление чиновников ЕС с контрактами "Газпрома" лишь затянет переговорный процесс. Но в принципе, это относится только к так называемым “межправительственным соглашениям” – основной и “любимой” форме газовых соглашений России и европейских стран. И я, скажем, посоветовал бы "Газпрому", если это возможно, вообще отказаться от таких соглашений и заключать договоры напрямую с компаниями. И быстрее будет, и чиновники ЕС не смогут вмешиваться в процесс заключения контрактов. Другими словами, следует отменить все эти церемонии, когда руководители компаний подписывают контракт, а у них за спиной стоят главы государств. Это, в общем-то, ненужная практика…

И получается, что те 10–12 млрд кубометров газа в год, которые “Газпром” сможет поставлять теперь дополнительно по газопроводу OPAL, в какой-то мере будут “утешением” для российской стороны и компромиссом – для Европы

– ​Для тех стран Евросоюза, у которых контракты с “Газпромом” были за последние 5–10 лет перезаключены на многие годы вперед, эти контракты предстоит пересматривать? В соответствии с новыми соглашениями Еврокомиссии и Газпрома…

– Этот процесс идет постоянно. В контрактах предусмотрены сроки такого пересмотра – обычно это делается через 2–3 года, иногда чаще. Достаточно посмотреть отчетность "Газпрома", в которой компания регулярно и сообщает о пересмотре контрактов, и приводит длинный список партнеров, с которыми это было сделано. Примерно так, как произошло в России после принятия закона о монополии "Газпрома" на экспорт газа. До этого российский газ экспортировали (особенно – в страны бывшего СССР) сразу несколько компаний. По новому закону, они этого права лишились. Соответственно, импортерам российского газа пришлось перезаключать контракты уже с "Газпромом", – пояснил в интервью Радио Свобода Михаил Корчемкин.

www.svoboda.org

какой сигнал услышит Европа? — Белрынок

После жестких заявлений о разрыве контрактов с «Нафтогазом Украины» для главного проекта «Газпрома» — строительства «Северного потока — 2» возможны два сценария. Этот конфликт либо повысит шансы российской монополии на скорейшую реализацию проекта, либо еще больше испортит ее имидж и усилит недоверие Европы к надежности поставок газа из России.

«Газзпром» вынужден немедленно начать процедуру расторжения контрактов с «Нафтогазом» на поставку и транзит газа в Стокгольмском арбитраже, заявил 2 марта, вслед за решением Стокгольмского арбитража, предправления компании Алексей Миллер.

Речь идет о двух контрактах: на поставку газа украинским потребителям и транзит газа в Европу через Украину, действие которых истекает в конце 2019 года.

5 марта «Газпром» официально направил уведомление в «Нафтогаз Украины» о начале процедуры расторжения контрактов на поставку и транзит газа через Стокгольмский арбитраж (ранее стороны договорились решать все споры в Стокгольмском арбитражном суде).

 «Газпром» готов разорвать контракты

Действующие договоры о поставках и транзите газа Москва и Киев заключили в 2009 году на десять лет. Согласно ним, «Нафтогаз» должен закупать у «Газпрома» 52 млрд. куб м газа, из них 41,6 млрд. кубометров — на условиях take-or-pay («бери или плати»), а «Газпром» — прокачивать не менее 110 млрд. кубометров транзитом по территории Украины.  Однако контракты не выполнялись.

После того, как «Газпром» построил газопровод «Северный поток» в Германию, объем транзита через Украину снизился до менее 80 млрд. куб м (за исключением 2017 года, когда он превысил 90 млрд. куб. м. «Нафтогаз» с ноября 2015 года прекратил закупки российского газа.

В Стокгольмском арбитраже стороны спорили по нескольким вопросам: пересмотр цены на газ в 2011−2014 годах, выплата Украиной просроченной задолженности, несоблюдение ею принципа take or pay и т.д. Два арбитражных спора «Газпрома» с «Нафтогазом» длились больше трех лет: суд о долгах за газ — с июня 2014 года по декабрь 2017 года, по контракту на транзит — с октября 2014 года по февраль 2018 года. 28 февраля Стокгольмский арбитраж обязал «Газпром» доплатить «Нафтогазу» 4,63 млрд. долларов за недопоставку согласованных объемов газа для транзита. Однако с учетом ранее присужденной в пользу «Газпрома» суммы по контракту на поставку, арбитры произвели зачет встречных требований, по итогам которого «Газпром» обязан заплатить «Нафтогазу» 2,56 млрд. долларов.

«Газпром» ранее неоднократно заявлял, что не собирается продлевать контракт на поставку газа с Украиной после 2019 года.  Поэтому и торопится построить к этому сроку «Северный поток-2».  Однако с реализацией проекта возникли затруднения (несколько европейских стран не дают разрешения на его строительство). Поэтому в последнее время российская монополия не говорила о полном расторжении контрактов с «Нафтогазом». Заявлялось, что после 2019 года «Газпром» может прокачивать через территорию Украины 10-15 млрд. куб м газа.

Эта риторика резко изменилась после того, как «Газпром» проиграл в Стокгольмском арбитраже многолетний спор «Нафтогазу».

Для «Газпрома» принципиально важно, о каком объеме украинского транзита идет речь: минимальных 10-15 млрд куб. м, которые называл «Газпром» до решения арбитража или 110 млрд. куб. м.  Стокгольмский арбитраж фактически обязал «Газпром» качать через Украину ежегодно 110 млрд. куб. м газа (как записано в контракте), при этом суд снизил объем газа, который «Нафтогаз» обязан покупать по принципу «бери или плати», — с 40 млрд. до 4 млрд. куб. м в год.

«Газпром» посчитал, что решение Стокгольмского арбитража существенно нарушило его интересы. «Арбитры аргументировали свое решение резким ухудшением состояния украинской экономики. Мы категорически против того, чтобы за наш счет решались экономические проблемы Украины. В такой ситуации продолжение действия контрактов для «Газпрома» является экономически нецелесообразным и невыгодным. «Газпром» вынужден немедленно начать процедуру расторжения контрактов с НАК «Нафтогаз Украины» на поставку и транзит газа в Стокгольмском арбитраже», — заявил предправления «Газпрома» Алексей Миллер.

Накануне «Газпром», сославшись на отсутствие допсоглашения, отказал «Нафтогазу» в возобновлении с 1 марта прямых поставок. несмотря на получение предоплаты. В 2018 году Украина по решению Стокгольма должна была купить 4 млрд. кубометров газа.

Из-за нехватки газа правительство Украины приняло кризисный пятидневный план, включающий ограничение подачи газа в школах и жилых домах. «Нафтогаз Украины» также заключил срочный контракт с польской PGNiG на поставку более 60 млн. куб. м газа до конца марта 2018 года.

«К сожалению, Россия и РАО «Газпром» еще раз продемонстрировали, что, как только наступает холод, попытки применить поставки газа как механизм политического давления они в очередной раз делают. Это не пройдет. Украина — надежный партнер, и эти события это еще раз подтвердили», — сказал президент Украины Петр Порошенко, уверяя, что транзиту российского газа через территорию Украины в страны ЕС ничего не угрожает.

Процедура будет небыстрой

Эксперты отмечают, что «Газпром» будет вынужден соблюдать контракты на поставку и транзит газа через Украину до тех пор, пока они не будут расторгнуты. Тем более, что односторонний выход из договора может повлечь существенные штрафные санкции за неисполнение обязательств.

Чтобы расторгнуть действующие договоры, стороны должны или договориться между собой, или по истечении 30-45 дней с момента возникновения спора обратиться в Стокгольмский арбитраж. Эксперты отмечают, что расторжение контрактов на поставку и транзит газа через Украину может повлечь пересмотр договоров и с европейскими потребителями. По регламенту Стокгольмского арбитража, срок рассмотрения составляет шесть месяцев с возможной пролонгацией.

При этом «Газпрому» будет сложно доказать факт фундаментального изменения обстоятельств, лишающих смысла договоры с «Нафтогазом», отмечает партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный.

Без Украины не обойтись

«Газпрому» пока нечем заменить маршрут транзита газа через Украину: в 2017 году «Газпром» прокачал через Украину в Европу 91 млрд куб. м из 194,4 млрд куб. м экспорта.

Газ в Европу «Газпром» поставляет также через Беларусь — бывшую белорусскую газотранспортную систему (ГТС), которая ныне принадлежит стопроцентной дочке «Газпрома» — компании «Газпром Трансгаз Беларусь», а также через Ямал – Европа (мощность — 32,9 млрд. куб. м в год). Кроме того газ в Европу идет через «Северный поток» по дну Балтийского моря (55 млрд. куб. м), через «Голубой поток» по дну Черного моря (16 млрд. куб. м).

Украинский транзит, по расчетам, будет нужен России даже после постройки «Северного потока-2» и двух ниток «Турецкого потока».

Эксперты в связи с этим обращают внимание, что пропускная способность газопроводов оценивается не по годовой, а по максимальной суточной мощности. В январе и сентябре 2017 года загрузка украинской ГТС превышала 300 млн. кубометров в сутки. Мощность «Северного потока-2» (исходя из реальной производительности первого «Северного потока») составит около 165 млн. кубометров в сутки, двух ниток «Турецкого потока» — около 90 млн. кубометров. То есть «Газпрому» при текущих объемах экспорта потребуется около 16-17 млрд. кубометров транзитных мощностей.

Главная задача для Москвы —  ускорить строительство «Северного потока-2»

Тем не менее, объявив о разрыве контрактов с «Нафтогазом Украины», «Газпром» пошел по пути эскалации конфликта.

Возможно, монополия считает, что такая форма — начинать переговоры с крайне жесткой позиции — должна побудить участников спора к более конструктивному диалогу.

Кроме того, похоже, что «Газпром» таким образом хочет не только минимизировать финансовые последствия решений Стокгольмского арбитража. Главная задача — поставить Европу перед реальной угрозой остановки украинского транзита, — сделать ее более сговорчивой к проекту строительства «Северного потока-2».

Неслучайно министр энергетики РФ Александр Новак в интервью телеканалу «Россия 24» отметил, что решение Стокгольмского суда подтверждает «необходимость скорейшей реализации проектов по развитию инфраструктуры, по развитию альтернативных газопроводов, в том числе «Турецкий поток», «Северный поток 2», для того, чтобы снизить транзитные риски и обеспечить конкуренцию как по поставкам газа, так и для себестоимости для конечных потребителей».

Однако отсутствие надежного транзитного соглашения с Украиной является фундаментальным риском для экспортных поставок и позиции «Газпрома», считают аналитики S&P. Сомнения клиентов относительно надежности поставок снижают привлекательность трубопроводного газа «Газпрома» в сравнении с другими видами топлива и могут повлиять на решения регулирующих органов относительно планируемых «Газпромом» альтернативных маршрутов, отмечают в рейтинговом агентстве.

Между тем, некоторые эксперты допускают, что «Газпрому» могут дать зеленый свет для «Северного потока — 2» в обмен на гарантии продолжения прокачки российского газа через Украину. По их мнению, в качестве арбитра в урегулировании этого спора могла бы выступить Еврокомиссия.

ДЛЯ СПРАВКИВ 2017 году Украина увеличила транзит природного газа через свою ГТС на 13,7% по сравнению с 2016 годом – до 93,457 млрд. кубометров. Импорт газа в 2017 году вырос на 26,8% – до 14,5 млрд.  кубометров.Транзит газа через Украину в Европу в январе 2018 года составил 5,689 млрд. кубометров, в Молдавию – 366,1 млн. кубометров.По данным «Укртрансгаза», импорт природного газа в январе 2018 года составил 801,5 млн. кубометров – на 44,8% меньше по сравнению с январем 2017 года. Со стороны Словакии поступило 596,7 млн. кубометров, Венгрии – 99,8 млн. куб. м, Польши – 105,1 млн кубометров. Украина с конца ноября 2015 года не импортирует природный газ по контракту с «Газпромом», закупая газ исключительно на своей западной границе.«Укртрансгаз», который полностью принадлежит «Нафтогазу Украины», эксплуатирует систему магистральных газопроводов и 12 подземных хранилищ газа.

www.belrynok.by

Европа просит "Газпром" о дополнительной поставке 50 млрд...

Европейские покупатели российского газа направили в "Газпром" заявки о поставке дополнительно 50 млрд куб. метров в год сверх действующих контрактов , заявила генеральный директор "Газпром экспорта" Елена Бурмистрова на Евразийском экономическом форуме в Вероне.

"Когда мы говорим, что наши объемы поставок приближаются к годовым контрактным количествам, мы не лукавим. На сегодняшний момент у нас существуют заявки покупателей в среднесрочной перспективе на объеме газа около 50 млрд кубометров в год. Именно для этого "Газпром" сегодня предпринимает все необходимые усилия не только для продвижения, но и для строительства новой газотранспортной системы. Существующие системы не справляются со спросом, поэтому мы говорим о газопроводах "Турецкий поток", "Северный поток", - заявила Бурмистрова.

Новые газопроводы планируется построить к 2020 г.

"Газпром" поставит в Европу рекордный объем газа в 2018 г. по цене $248 за 1 тыс. куб. м, заявил в октябре заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев в интервью журналу "Газпром".

В 2017 г. цена экспортных поставок "Газпрома" выросла на 17,8% до $196,7 за 1 тыс. куб. м, в 2018 г. - выросла на 26% до $248.

"По итогам девяти месяцев по контрактам "Газпром экспорта" в страны дальнего зарубежья было поставлено, по предварительным результатам, 148,24 млрд куб. м газа из России, средняя цена его составила около $235 за 1 тыс. куб. м. Я всегда предпочитаю быть осторожным оптимистом, но даже с осторожным оптимизмом могу сказать, что в этом году будет поставлен очередной рекорд экспорта и символическая отметка в 200 млрд куб. м будет преодолена. Мы ожидаем, что средняя цена по итогам года будет около $248 (за 1 тыс. куб. м)", - подчеркнул Медведев.

Рекорд приблизит компанию к объему законтрактованного газа - 204,5 млрд куб. м. Этот объем экспорта "Газпрома" планирует удержать и в среднесрочной перспективе.

"Конкретные объемы поставок могут варьироваться - известно, что главным фактором, влияющим на потребление газа в краткосрочном периоде, является погода. Однако установившиеся высокие уровни экспорта, когда объемы поставок российского газа составляют 190-200 млрд куб. м в год, сохранятся. Это можно назвать новой реальностью европейского газового рынка на несколько лет вперед", - заявил топ-менеджер "Газпрома".

Доля "Газпрома" на рынке Европы в 2017 г. выросла до рекордных 34,7% с 33,1% в 2016 г., а к 2030 г. доля российского природного газа в Европе вырастет до 35-38%, к 2035 г. - до 38-41%, прогнозируют аналитические агентства IHS и Wood Mackenzie.

"Газпром" в 2017 г. увеличил экспорт газа в дальнее зарубежье на 8,4% до 194,4 млрд куб. м.

Госпакет в 50% "Газпрома" принадлежит России в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (38,37%) и АО "Роснефтегаз" (10,97%). Владельцы АДР "Газпрома" - 26,86%.

investfuture.ru