Тяжеловес Сечин против монстра “Газпром”. Сечин газпром


Сечин: "Газпром" идет навстречу "Роснефти" по допуску к "Сахалину-2"

22:3514.07.2014

(обновлено: 23:01 14.07.2014)

1096111

Завод по производству СПГ в рамках проекта "Сахалин-2" на данный момент единственный в России. "Газпром" хочет его расширить.

БРАЗИЛИА, 14 июл — РИА Новости. Глава ОАО "Роснефть" Игорь Сечин заявил РИА Новости, что "Газпром" идет навстречу в вопросе допуска СПГ-проекта "Роснефти" и ExxonMobil к газопроводу "Сахалина-2", досудебного урегулирования и оформления договоренностей нефтекомпания ожидает в ближайшее время.

"Совкомфлот" предоставит три ледокольных суда для проекта "Сахалин-2"Завод по производству СПГ в рамках проекта "Сахалин-2" на данный момент единственный в России. "Газпром" хочет его расширить. Вместе с тем у "Роснефти" есть свой проект СПГ-завода на Сахалине (совместный с ExxonMobil), для его удешевления и нужен доступ к газопроводу "Сахалина-2". "Роснефть", столкнувшись с отказом "Газпрома" в доступе к трубе, подала в суд иск к компании-оператору Sakhalin Energy с требованием предоставить доступ к мощностям газопровода и направила обращение в ФАС.

"Конечно, можно", — ответил Сечин на вопрос РИА Новости о возможности досудебного урегулирования спора по доступу к инфраструктуре Sakhalin Energy.

Отвечая на вопрос, идет ли "Газпром" навстречу, Сечин сказал: "Идет. Мы несколько дней назад провели встречу с Алексеем Борисовичем Миллером, в принципе достигнуто взаимопонимание, я думаю, в течение ближайшего времени мы оформим эти договоренности и этот вопрос будет решен, как и говорили", — сказал Сечин, добавив, что "Роснефть" рассчитывает получить доступ к инфраструктуре.

Антимонопольное ведомство в конце прошлой недели сообщило, что "в случае наличия экономической и (или) технологической возможности" доступа к газопроводу в течение двух месяцев оператор "Сахалина-2" должен принять решение о заключении соответствующих договоров.

ria.ru

Новости Руспрес - Миллер против Сечина

Агент «Роснефти»

 

В конце прошлой недели «Газпром» получил от Минэнерго проект агентского соглашения с «Роснефтью» на экспорт ее газа в Великобританию, сообщил  высокопоставленный источник в «Газпроме» и подтвердили два сотрудника монополии и сотрудник «Газпром экспорта» («дочка» «Газпрома»). Предполагалось, что «Газпром» будет закупать газ у «Роснефти» по экспортному нетбэку (экспортная цена за вычетом транспортных расходов) и поставлять его британской BP — проект такого соглашения «Роснефть» направила в Минэнерго, а то передало в «Газпром». Но газовая монополия отвергнет этот проект соглашения «и по сути, и по форме», рассказали собеседники.

Отрицательный ответ «Газпрома» подготовлен, сейчас он находится на подписи у руководства компании, говорит один из них (глава «Газпрома» Алексей Миллер только 10 мая вышел из отпуска). Среди причин, по которым «Газпром» не согласен стать агентом «Роснефти», — угроза конкуренции «российского газа с российским», а также возможная нехватка трубопроводной мощности. «Европейские и турецкие покупатели «Газпрома» с учетом обязательства «бери или плати» законтрактовали на долгосрочной основе газ компании в объемах, значительно превышающих фактические его продажи. В период низкого спроса на газ у нас профицит мощностей. Но если покупатели запросят увеличения поставок в рамках действующих контрактных обязательств, в трубопроводах может попросту не хватить места на прокачку газа сторонних производителей», — объясняет источник в «Газпроме».

Пресс-службы «Газпрома» и «Газпром экспорта» от комментариев отказались.

 

Письма Сечина

 

Глава «Роснефти» Игорь Сечин еще в октябре 2015 года попросил президента Владимира Путина разрешить компании экспортировать газ для продажи BP (владеет 19,75% «Роснефти») в объеме 7 млрд куб. м в год, рассказывали источники в марте. Тогда пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев подтверждал, что у компании есть европейский покупатель (но не называл его), а пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков говорил, что никаких решений о допуске к экспорту трубопроводного газа других компаний, кроме «Газпрома», не принято.

По словам двух источников в «Газпроме», в начале апреля 2016 года Сечин написал Путину новое письмо, в котором сообщал, что BP готова в перспективе увеличить закупку газа у «Роснефти» до 25–50 млрд куб. м в год, если российская компания получит право экспорта газа самостоятельно или через «дочку» «Газпрома». Информацию о новом письме подтвердил источник в «Роснефти». Но дальше начинаются расхождения: по словам источника в «Роснефти», на письме стоит резолюция Путина «Согласен», а по словам источников в «Газпроме», такой резолюции на письме нет.

Пресс-секретарь «Роснефти» Леонтьев и представитель BP в России Владимир Буянов отказались от комментариев. Пресс-секретарь Путина Песков не ответил на запрос.

 

Право, а не обязанность

 

6 мая о проекте агентского соглашения «Роснефти» с «Газпромом» рассказывал журналистам министр энергетики Александр Новак. Он сказал, что Минэнерго по-прежнему выступает за сохранение единого экспортного канала, а заключение агентского соглашения — вопрос гражданско-правовых отношений «Газпрома» и «Роснефти». Сходную позицию занимает вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий ТЭК. Во вторник, 10 мая, он заявил, что правительство не обсуждает либерализацию экспорта газа и не планирует менять нормативную базу для возможности организовать экспорт трубопроводного газа «Роснефти». А агентское соглашение — дело добровольное: «Я знаю, что «Газпром» и «Роснефть» ведут между собой дискуссию. Если «Газпром» хочет работать на основе агентского соглашения — имеет право делать сам. Но я не уверен, что он хочет. По крайней мере, комментарии были, что не будут», — цитирует Дворковича ТАСС.

 

«Падение цен увидим в любом случае»

 

«Роснефть» и НОВАТЭК, который также добивается возможности экспортировать газ в Европу через «Газпром», получат право экспорта трубопроводного газа в Европу, уверен главный экономист британской ВР Владимир Дребенцов. В беседе с «Интерфаксом» в кулуарах конференции «Flame 2016» он отметил, что слова российских властей о разрешении экспорта газа «через единый экспортный канал» (через «Газпром») фактически уже означают разрешение экспорта газа независимыми производителями. «Насколько я понимаю, Россия хочет продать больше газа, а «Газпром» уже уперся в ограничения [антимонопольного ведомства ЕС], а газ независимых можно продать».

По мнению Дребенцова, довод о том, что либерализация экспорта приведет к падению цен, несостоятелен: «Падение цен мы увидим в любом случае, потому что в Европе будет больше газа из других источников». России придется делать выбор между долей рынка и выручкой, а главным конкурентом российского газа будет СПГ, прежде всего из США, которые в апреле начали экспорт газа в Европу, добавил эксперт.

Старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова считает, что европейский рынок газа уже «переконтрактован»: средний уровень отбора газа по контрактам составляет порядка 75%. При текущих прогнозах спроса на газ Европа уже закрыла свои потребности в газе до 2025 года, поэтому новые игроки на рынке должны будут предлагать существенные дисконты, предупреждает Белова.

 

Треть «Газпрома»

 

По данным «Газпром экспорта», в 2015 году в европейские страны и Турцию было поставлено 158,56 млрд куб. м газа. По итогам прошлого года российская компания впервые за 10 лет увеличила свою долю на европейском газовом рынке — с 30 до 31%, говорил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. По итогам января—апреля 2016 года совокупный объем экспорта «Газпрома» в страны Западной Европы и Турции составил 57,4 млрд куб. м, что на 20% превышает объем поставок за тот же период 2015 года, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на данные европейских транзитеров.

Людмила Подобедова

 

www.rospres.com

Тяжеловес Сечин против монстра “Газпром”

“Новая газета” продолжает совместный проект с VikiLeaks. Сегодня публикуем дипломатические депеши, в которых “серый кардинал” российской политики предстает в неожиданном свете — как отчаянный и успешный реформатор.

Тема: Сечин правит энергетикой: ослабление позиции в результате расширения полномочий

1. <…> Сечин долгое время оставался влиятельной фигурой в области энергетики, но, несмотря на должность председателя совета директоров компании “Роснефть”, он действовал в основном за кулисами власти. Новое назначение (депеша относится к тому периоду, когда И. Сечин был назначен вице-премьером) повысит влиятельность Сечина, но и сделает его более уязвимым объектом пристального внимания. Недавно Сечин объявил о своей поддержке серьезных реформ энергетического сектора. Следует особо отметить его попытки принудить “Газпром” разрешить доступ третьих сторон к своей газотранспортной системе. <…> Каковы бы ни были мотивы действий Сечина, он стал первым российским политиком высшего эшелона власти, бросившим открытый вызов “Газпрому”. В результате этой схватки станет ясно, насколько велико влияние Сечина, или же влияние “Газпрома” на политику Правительства России безгранично.

Святой или грешник

2. Игорь Сечин играл важную роль в разработке и реализации политики Правительства России в области энергетики с того момента, как он стал заместителем руководителя новой администрации первого президентского срока премьер-министра Путина. Немногие из тех, кто не был вхож в близкое окружение президента, понимали или могли оценить его деятельность на этом посту. Большую часть первого мандата Путина Сечин находился в тени, ходили шутки о том, что его на самом деле не существует, что он привидение или фигура, выдуманная Кремлем для устрашения.

3. Этот нелицеприятный образ упрочили многочисленные эксперты, сошедшиеся в мнении, что Сечин стоял за крушением ЮКОСа. Те же аналитики считают, что Сечин организовал мощную оппозицию государственных деятелей и силовиков, выступающих против участия иностранного капитала в стратегических областях экономики. Широко распространено мнение, что Сечин передал права на экспорт нефти приближенным к Кремлю посредникам типа компании “Гунвор” и давал распоряжения нефтетрейдерам о прекращении отношений с некоторыми покупателями. Многие уверены, что он стоял за развалом руководства “Роснефти”, а также за атаками на компании “Мечел” и ТНК-ВР. Все эти подвиги Сечин совершил, не привлекая внимания общественности и не беря на себя личной ответственности за них.

4. По утверждениям других обозревателей, в более открытой для общества роли председателя совета директоров “Роснефти” Сечин предпринимал откровенные и достойные восхищения действия. Его неоспоримым достижением является тот факт, что он превратил самую отставшую нефтяную компанию России в конкурентоспособного на мировом уровне лидера российского рынка (хотя и с привлечением активов ЮКОСа). Он также защитил “Роснефть” от возможного слияния с “Газпромом”, что явно противоречило намерениям Путина. Сечин бросил еще один вызов Путину, решив использовать средства китайской компании для расширения “Роснефти”, несмотря на то что Кремль последовательно, в течение многих лет отказывался сотрудничать с Китаем в рамках сделок купли-продажи активов нефтедобывающих компаний. Еще одним примером блестящего руководства Сечина компанией “Роснефть” является назначение на пост вице-президента по финансам американца Питера О’Брайана <…>. Используя поддержку Сечина, О’Брайан внедрил в компании международные стандарты бухгалтерской отчетности. Считается, что Сечин интересуется позицией находящихся в меньшинстве акционеров, что случается крайне редко в крупных российских корпорациях.

Новые полномочия

5. С назначением на посты вице-премьера и председателя Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы сфера влияния Сечина на важнейшие отрасли экономики страны была легализована. Ему даны широкие полномочия. <…> В качестве члена новой правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли экономики он играет важную роль в создании инвестиционного климата в России.

6. Из сообщений различных источников нам стало известно, что все видят, как Сечин помимо своей основной работы продолжает исполнять обязанности председателя совета директоров “Роснефти”. А. (“Новая газета” сознательно убирает фамилии экспертов, чтобы не подвергать их какому-либо риску в щелочной среде российского бизнеса и политики. — Ред.) сказал нам, что Сечин “сейчас безусловно задает тон в энергетике”, в то время как Путин занимает более практическую позицию. B. также подтвердил нам, что Сечин — основная фигура в вопросах топливно-энергетического комплекса, отметив, что именно он будет принимать решение о расширении КТК (Каспийский трубопроводный косорциум. — Ред.). А. также сообщил нам, что он слышал, что важнейшие реформы и проекты в сфере энергетики заморожены, пока Сечин и его команда не выработают долгосрочную стратегию развития российского топливно-энергетического комплекса.

Заинтересован в проведении реформ

7. Разработка такой стратегии дает Сечину большие возможности, но и ставит перед ним трудные задачи. Безраздельный контроль и вмешательство государства затрудняют развитие нефтегазового сектора. В частности, инвестиции в разведку и добычу сократились, производство не развивается и может сократиться. <…> На новом посту Сечин должен будет переломить тенденцию к спаду, проведя столь необходимые реформы.

8. До настоящего времени Сечин выступал за отдельные важные реформы в энергетике. Он добился снижения налоговых ставок в нефтяной отрасли и всячески стимулировал разработку новых месторождений. Так как “Газпром” не наращивает добычу газа, а России для выполнения взятых на себя обязательств приходится увеличивать импорт газа из Средней Азии, Сечин проводит политику увеличения производства газа независимыми и нефтяными компаниями, настаивая на допуске третьих сторон (ДТС) к газораспределительной системе “Газпрома”. Путин неоднократно подчеркивал необходимость развития экономики России с более высокой добавочной стоимостью, и Сечин работает над повышением доли переработки и экспорта нефтепродуктов и сокращением экспорта сырья в энергетике.

9. Если Сечин не сможет провести отраслевые реформы, он станет объектом открытой критики, которой он не был подвержен ранее. Ведущий специалист по исследованиям в области энергетики С. сообщил нам, что “за всеми конфликтами, связанными с основными средствами, стоял и стоит” Сечин, причем сейчас он должен будет нести личную ответственность за их разрешение. <…> Политик E. рассказал, что публичность роли Сечина может привести к отлучению его от власти через год или два, добавив, что, по его мнению, у Сечина большие проблемы, а “затяжная борьба никогда не была его сильным местом”.

Или в том, чтобы положить конец “безраздельному влиянию “Газпрома”

10. <…> многие обозреватели задаются вопросом о том, какие интересы им движут. Они указывают на давнюю вражду Сечина с “Газпромом” как основную причину его выступлений в поддержку разрешения доступа третьих сторон к газораспределительной системе “Газпрома”. Несмотря на то что за решением ДТС стоят и экономические соображения, по мнению обозревателей, Сечин скорее хочет ограничить влияние “Газпрома” и повысить ценность своей компании, нежели выполнить поставленные перед ним задачи в области энергетики. Кроме того, широко известно о личной неприязни Сечина к руководству “Газпрома” и его председателю правления Алексею Миллеру.

11. <…> B. высказал мнение о том, что Сечин “ненавидит Миллера”, но гораздо важнее то, что он считает “Газпром” и его руководство скорее угрозой для благосостояния России, нежели источником его поддержания.

12. E. сказал, что он “на сто процентов уверен в том, что Сечин проиграет в этом поединке”. Несмотря на предположение политолога D. о том, что Сечина назначили на этот пост как человека, способного “добиваться выполнения” своих жестких решений, E. выражает скептицизм в отношении действенности этих способностей в вопросе ДТС. По выражению E., из “Газпрома” Путин создал структуру, на которую “невозможно оказать давление”. <…>

Комментарий

13. Что касается политического влияния Сечина, его новые назначения могут привлечь к нему повышенное внимание и ослабить его влияние в сфере энергетики. Какие бы мотивы ни стояли за предпринятыми Сечиным попытками провести важные и необходимые реформы в этом секторе, они напрямую зависят от решения вопроса об ограничении неэффективной монополистической деятельности “Газпрома”. Мощные государственные структуры, такие как “Газпром” и “Транснефть”, не способны поддержать быстрое увеличение производительности и рентабельности нефтегазовой отрасли. По-видимому, Путин поддерживает Сечина в этом вопросе <…>. Возможно, Путин понимает, что энергетика России заходит в тупик, и полагает, что Сечину удастся нормализовать ситуацию. Сечин может потерпеть неудачу не потому, что у него не будет достаточных для этого полномочий, компетенции или поддержки, но, скорее всего, потому, что затронутые интересы “Газпрома” слишком значительны для реформ извне, а уровень коррупции слишком велик для реформ изнутри. В случае поражения власть Сечина будет ограничена так же, как и его влияние на российское правительство.

 

www.ukrrudprom.ua

Тяжеловес Сечин против монстра “Газпром”

“Новая газета” продолжает совместный проект с VikiLeaks. Сегодня публикуем дипломатические депеши, в которых “серый кардинал” российской политики предстает в неожиданном свете — как отчаянный и успешный реформатор.

Тема: Сечин правит энергетикой: ослабление позиции в результате расширения полномочий

1. <…> Сечин долгое время оставался влиятельной фигурой в области энергетики, но, несмотря на должность председателя совета директоров компании “Роснефть”, он действовал в основном за кулисами власти. Новое назначение (депеша относится к тому периоду, когда И. Сечин был назначен вице-премьером) повысит влиятельность Сечина, но и сделает его более уязвимым объектом пристального внимания. Недавно Сечин объявил о своей поддержке серьезных реформ энергетического сектора. Следует особо отметить его попытки принудить “Газпром” разрешить доступ третьих сторон к своей газотранспортной системе. <…> Каковы бы ни были мотивы действий Сечина, он стал первым российским политиком высшего эшелона власти, бросившим открытый вызов “Газпрому”. В результате этой схватки станет ясно, насколько велико влияние Сечина, или же влияние “Газпрома” на политику Правительства России безгранично.

Святой или грешник

2. Игорь Сечин играл важную роль в разработке и реализации политики Правительства России в области энергетики с того момента, как он стал заместителем руководителя новой администрации первого президентского срока премьер-министра Путина. Немногие из тех, кто не был вхож в близкое окружение президента, понимали или могли оценить его деятельность на этом посту. Большую часть первого мандата Путина Сечин находился в тени, ходили шутки о том, что его на самом деле не существует, что он привидение или фигура, выдуманная Кремлем для устрашения.

3. Этот нелицеприятный образ упрочили многочисленные эксперты, сошедшиеся в мнении, что Сечин стоял за крушением ЮКОСа. Те же аналитики считают, что Сечин организовал мощную оппозицию государственных деятелей и силовиков, выступающих против участия иностранного капитала в стратегических областях экономики. Широко распространено мнение, что Сечин передал права на экспорт нефти приближенным к Кремлю посредникам типа компании “Гунвор” и давал распоряжения нефтетрейдерам о прекращении отношений с некоторыми покупателями. Многие уверены, что он стоял за развалом руководства “Роснефти”, а также за атаками на компании “Мечел” и ТНК-ВР. Все эти подвиги Сечин совершил, не привлекая внимания общественности и не беря на себя личной ответственности за них.

4. По утверждениям других обозревателей, в более открытой для общества роли председателя совета директоров “Роснефти” Сечин предпринимал откровенные и достойные восхищения действия. Его неоспоримым достижением является тот факт, что он превратил самую отставшую нефтяную компанию России в конкурентоспособного на мировом уровне лидера российского рынка (хотя и с привлечением активов ЮКОСа). Он также защитил “Роснефть” от возможного слияния с “Газпромом”, что явно противоречило намерениям Путина. Сечин бросил еще один вызов Путину, решив использовать средства китайской компании для расширения “Роснефти”, несмотря на то что Кремль последовательно, в течение многих лет отказывался сотрудничать с Китаем в рамках сделок купли-продажи активов нефтедобывающих компаний. Еще одним примером блестящего руководства Сечина компанией “Роснефть” является назначение на пост вице-президента по финансам американца Питера О’Брайана <…>. Используя поддержку Сечина, О’Брайан внедрил в компании международные стандарты бухгалтерской отчетности. Считается, что Сечин интересуется позицией находящихся в меньшинстве акционеров, что случается крайне редко в крупных российских корпорациях.

Новые полномочия

5. С назначением на посты вице-премьера и председателя Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы сфера влияния Сечина на важнейшие отрасли экономики страны была легализована. Ему даны широкие полномочия. <…> В качестве члена новой правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли экономики он играет важную роль в создании инвестиционного климата в России.

6. Из сообщений различных источников нам стало известно, что все видят, как Сечин помимо своей основной работы продолжает исполнять обязанности председателя совета директоров “Роснефти”. А. (“Новая газета” сознательно убирает фамилии экспертов, чтобы не подвергать их какому-либо риску в щелочной среде российского бизнеса и политики. — Ред.) сказал нам, что Сечин “сейчас безусловно задает тон в энергетике”, в то время как Путин занимает более практическую позицию. B. также подтвердил нам, что Сечин — основная фигура в вопросах топливно-энергетического комплекса, отметив, что именно он будет принимать решение о расширении КТК (Каспийский трубопроводный косорциум. — Ред.). А. также сообщил нам, что он слышал, что важнейшие реформы и проекты в сфере энергетики заморожены, пока Сечин и его команда не выработают долгосрочную стратегию развития российского топливно-энергетического комплекса.

Заинтересован в проведении реформ

7. Разработка такой стратегии дает Сечину большие возможности, но и ставит перед ним трудные задачи. Безраздельный контроль и вмешательство государства затрудняют развитие нефтегазового сектора. В частности, инвестиции в разведку и добычу сократились, производство не развивается и может сократиться. <…> На новом посту Сечин должен будет переломить тенденцию к спаду, проведя столь необходимые реформы.

8. До настоящего времени Сечин выступал за отдельные важные реформы в энергетике. Он добился снижения налоговых ставок в нефтяной отрасли и всячески стимулировал разработку новых месторождений. Так как “Газпром” не наращивает добычу газа, а России для выполнения взятых на себя обязательств приходится увеличивать импорт газа из Средней Азии, Сечин проводит политику увеличения производства газа независимыми и нефтяными компаниями, настаивая на допуске третьих сторон (ДТС) к газораспределительной системе “Газпрома”. Путин неоднократно подчеркивал необходимость развития экономики России с более высокой добавочной стоимостью, и Сечин работает над повышением доли переработки и экспорта нефтепродуктов и сокращением экспорта сырья в энергетике.

9. Если Сечин не сможет провести отраслевые реформы, он станет объектом открытой критики, которой он не был подвержен ранее. Ведущий специалист по исследованиям в области энергетики С. сообщил нам, что “за всеми конфликтами, связанными с основными средствами, стоял и стоит” Сечин, причем сейчас он должен будет нести личную ответственность за их разрешение. <…> Политик E. рассказал, что публичность роли Сечина может привести к отлучению его от власти через год или два, добавив, что, по его мнению, у Сечина большие проблемы, а “затяжная борьба никогда не была его сильным местом”.

Или в том, чтобы положить конец “безраздельному влиянию “Газпрома”

10. <…> многие обозреватели задаются вопросом о том, какие интересы им движут. Они указывают на давнюю вражду Сечина с “Газпромом” как основную причину его выступлений в поддержку разрешения доступа третьих сторон к газораспределительной системе “Газпрома”. Несмотря на то что за решением ДТС стоят и экономические соображения, по мнению обозревателей, Сечин скорее хочет ограничить влияние “Газпрома” и повысить ценность своей компании, нежели выполнить поставленные перед ним задачи в области энергетики. Кроме того, широко известно о личной неприязни Сечина к руководству “Газпрома” и его председателю правления Алексею Миллеру.

11. <…> B. высказал мнение о том, что Сечин “ненавидит Миллера”, но гораздо важнее то, что он считает “Газпром” и его руководство скорее угрозой для благосостояния России, нежели источником его поддержания.

12. E. сказал, что он “на сто процентов уверен в том, что Сечин проиграет в этом поединке”. Несмотря на предположение политолога D. о том, что Сечина назначили на этот пост как человека, способного “добиваться выполнения” своих жестких решений, E. выражает скептицизм в отношении действенности этих способностей в вопросе ДТС. По выражению E., из “Газпрома” Путин создал структуру, на которую “невозможно оказать давление”. <…>

Комментарий

13. Что касается политического влияния Сечина, его новые назначения могут привлечь к нему повышенное внимание и ослабить его влияние в сфере энергетики. Какие бы мотивы ни стояли за предпринятыми Сечиным попытками провести важные и необходимые реформы в этом секторе, они напрямую зависят от решения вопроса об ограничении неэффективной монополистической деятельности “Газпрома”. Мощные государственные структуры, такие как “Газпром” и “Транснефть”, не способны поддержать быстрое увеличение производительности и рентабельности нефтегазовой отрасли. По-видимому, Путин поддерживает Сечина в этом вопросе <…>. Возможно, Путин понимает, что энергетика России заходит в тупик, и полагает, что Сечину удастся нормализовать ситуацию. Сечин может потерпеть неудачу не потому, что у него не будет достаточных для этого полномочий, компетенции или поддержки, но, скорее всего, потому, что затронутые интересы “Газпрома” слишком значительны для реформ извне, а уровень коррупции слишком велик для реформ изнутри. В случае поражения власть Сечина будет ограничена так же, как и его влияние на российское правительство.

 

www.ukrrudprom.com

Тяжеловес Сечин против монстра «Газпром»

«Новая газета» продолжает совместный проект с WikiLeaks. Сегодня публикуем дипломатические депеши, в которых «серый кардинал» российской политики предстает в неожиданном свете — как отчаянный и успешный реформатор. Тема: Сечин правит...

«Новая газета» продолжает совместный проект с WikiLeaks. Сегодня публикуем дипломатические депеши, в которых «серый кардинал» российской политики предстает в неожиданном свете — как отчаянный и успешный реформатор.

Тема: Сечин правит энергетикой: ослабление позиции в результате расширения полномочий

1. <…> Сечин долгое время оставался влиятельной фигурой в области энергетики, но, несмотря на должность председателя совета директоров компании «Роснефть», он действовал в основном за кулисами власти. Новое назначение (депеша относится к тому периоду, когда И. Сечин был назначен вице-премьером) повысит влиятельность Сечина, но и сделает его более уязвимым объектом пристального внимания. Недавно Сечин объявил о своей поддержке серьезных реформ энергетического сектора. Следует особо отметить его попытки принудить «Газпром» разрешить доступ третьих сторон к своей газотранспортной системе. <…> Каковы бы ни были мотивы действий Сечина, он стал первым российским политиком высшего эшелона власти, бросившим открытый вызов «Газпрому». В результате этой схватки станет ясно, насколько велико влияние Сечина, или же влияние «Газпрома» на политику Правительства России безгранично.

Святой или грешник

2. Игорь Сечин играл важную роль в разработке и реализации политики Правительства России в области энергетики с того момента, как он стал заместителем руководителя новой администрации первого президентского срока премьер-министра Путина. Немногие из тех, кто не был вхож в близкое окружение президента, понимали или могли оценить его деятельность на этом посту. Большую часть первого мандата Путина Сечин находился в тени, ходили шутки о том, что его на самом деле не существует, что он привидение или фигура, выдуманная Кремлем для устрашения.

3. Этот нелицеприятный образ упрочили многочисленные эксперты, сошедшиеся в мнении, что Сечин стоял за крушением ЮКОСа. Те же аналитики считают, что Сечин организовал мощную оппозицию государственных деятелей и силовиков, выступающих против участия иностранного капитала в стратегических областях экономики. Широко распространено мнение, что Сечин передал права на экспорт нефти приближенным к Кремлю посредникам типа компании «Гунвор» и давал распоряжения нефтетрейдерам о прекращении отношений с некоторыми покупателями. Многие уверены, что он стоял за развалом руководства «Роснефти», а также за атаками на компании «Мечел» и ТНК-ВР. Все эти подвиги Сечин совершил, не привлекая внимания общественности и не беря на себя личной ответственности за них.

4. По утверждениям других обозревателей, в более открытой для общества роли председателя совета директоров «Роснефти» Сечин предпринимал откровенные и достойные восхищения действия. Его неоспоримым достижением является тот факт, что он превратил самую отставшую нефтяную компанию России в конкурентоспособного на мировом уровне лидера российского рынка (хотя и с привлечением активов ЮКОСа). Он также защитил «Роснефть» от возможного слияния с «Газпромом», что явно противоречило намерениям Путина. Сечин бросил еще один вызов Путину, решив использовать средства китайской компании для расширения «Роснефти», несмотря на то что Кремль последовательно, в течение многих лет отказывался сотрудничать с Китаем в рамках сделок купли-продажи активов нефтедобывающих компаний. Еще одним примером блестящего руководства Сечина компанией «Роснефть» является назначение на пост вице-президента по финансам американца Питера О’Брайана <…>. Используя поддержку Сечина, О’Брайан внедрил в компании международные стандарты бухгалтерской отчетности. Считается, что Сечин интересуется позицией находящихся в меньшинстве акционеров, что случается крайне редко в крупных российских корпорациях.

Новые полномочия

5. С назначением на посты вице-премьера и председателя Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы сфера влияния Сечина на важнейшие отрасли экономики страны была легализована. Ему даны широкие полномочия. <…> В качестве члена новой правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли экономики он играет важную роль в создании инвестиционного климата в России.

6. Из сообщений различных источников нам стало известно, что все видят, как Сечин помимо своей основной работы продолжает исполнять обязанности председателя совета директоров «Роснефти». А. («Новая газета» сознательно убирает фамилии экспертов, чтобы не подвергать их какому-либо риску в щелочной среде российского бизнеса и политики. — Ред.) сказал нам, что Сечин «сейчас безусловно задает тон в энергетике», в то время как Путин занимает более практическую позицию. B. также подтвердил нам, что Сечин — основная фигура в вопросах топливно-энергетического комплекса, отметив, что именно он будет принимать решение о расширении КТК (Каспийский трубопроводный косорциум. — Ред.). А. также сообщил нам, что он слышал, что важнейшие реформы и проекты в сфере энергетики заморожены, пока Сечин и его команда не выработают долгосрочную стратегию развития российского топливно-энергетического комплекса.

Заинтересован в проведении реформ

7. Разработка такой стратегии дает Сечину большие возможности, но и ставит перед ним трудные задачи. Безраздельный контроль и вмешательство государства затрудняют развитие нефтегазового сектора. В частности, инвестиции в разведку и добычу сократились, производство не развивается и может сократиться. <…> На новом посту Сечин должен будет переломить тенденцию к спаду, проведя столь необходимые реформы.

8. До настоящего времени Сечин выступал за отдельные важные реформы в энергетике. Он добился снижения налоговых ставок в нефтяной отрасли и всячески стимулировал разработку новых месторождений. Так как «Газпром» не наращивает добычу газа, а России для выполнения взятых на себя обязательств приходится увеличивать импорт газа из Средней Азии, Сечин проводит политику увеличения производства газа независимыми и нефтяными компаниями, настаивая на допуске третьих сторон (ДТС) к газораспределительной системе «Газпрома». Путин неоднократно подчеркивал необходимость развития экономики России с более высокой добавочной стоимостью, и Сечин работает над повышением доли переработки и экспорта нефтепродуктов и сокращением экспорта сырья в энергетике.

9. Если Сечин не сможет провести отраслевые реформы, он станет объектом открытой критики, которой он не был подвержен ранее. Ведущий специалист по исследованиям в области энергетики С. сообщил нам, что «за всеми конфликтами, связанными с основными средствами, стоял и стоит» Сечин, причем сейчас он должен будет нести личную ответственность за их разрешение. <…> Политик E. рассказал, что публичность роли Сечина может привести к отлучению его от власти через год или два, добавив, что, по его мнению, у Сечина большие проблемы, а «затяжная борьба никогда не была его сильным местом».

Или в том, чтобы положить конец «безраздельному влиянию «Газпрома»

10. <…> многие обозреватели задаются вопросом о том, какие интересы им движут. Они указывают на давнюю вражду Сечина с «Газпромом» как основную причину его выступлений в поддержку разрешения доступа третьих сторон к газораспределительной системе «Газпрома». Несмотря на то что за решением ДТС стоят и экономические соображения, по мнению обозревателей, Сечин скорее хочет ограничить влияние «Газпрома» и повысить ценность своей компании, нежели выполнить поставленные перед ним задачи в области энергетики. Кроме того, широко известно о личной неприязни Сечина к руководству «Газпрома» и его председателю правления Алексею Миллеру.

11. <…> B. высказал мнение о том, что Сечин «ненавидит Миллера», но гораздо важнее то, что он считает «Газпром» и его руководство скорее угрозой для благосостояния России, нежели источником его поддержания.

12. E. сказал, что он «на сто процентов уверен в том, что Сечин проиграет в этом поединке». Несмотря на предположение политолога D. о том, что Сечина назначили на этот пост как человека, способного «добиваться выполнения» своих жестких решений, E. выражает скептицизм в отношении действенности этих способностей в вопросе ДТС. По выражению E., из «Газпрома» Путин создал структуру, на которую «невозможно оказать давление». <…>

Комментарий

13. Что касается политического влияния Сечина, его новые назначения могут привлечь к нему повышенное внимание и ослабить его влияние в сфере энергетики. Какие бы мотивы ни стояли за предпринятыми Сечиным попытками провести важные и необходимые реформы в этом секторе, они напрямую зависят от решения вопроса об ограничении неэффективной монополистической деятельности «Газпрома». Мощные государственные структуры, такие как «Газпром» и «Транснефть», не способны поддержать быстрое увеличение производительности и рентабельности нефтегазовой отрасли. По-видимому, Путин поддерживает Сечина в этом вопросе <…>. Возможно, Путин понимает, что энергетика России заходит в тупик, и полагает, что Сечину удастся нормализовать ситуацию. Сечин может потерпеть неудачу не потому, что у него не будет достаточных для этого полномочий, компетенции или поддержки, но, скорее всего, потому, что затронутые интересы «Газпрома» слишком значительны для реформ извне, а уровень коррупции слишком велик для реформ изнутри. В случае поражения власть Сечина будет ограничена так же, как и его влияние на российское правительство.

dev.novayagazeta.ru

Тяжеловес Сечин против монстра «Газпром»

«Новая газета» продолжает совместный проект с WikiLeaks. Сегодня публикуем дипломатические депеши, в которых «серый кардинал» российской политики предстает в неожиданном свете — как отчаянный и успешный реформатор. Тема: Сечин правит...

«Новая газета» продолжает совместный проект с WikiLeaks. Сегодня публикуем дипломатические депеши, в которых «серый кардинал» российской политики предстает в неожиданном свете — как отчаянный и успешный реформатор.

Тема: Сечин правит энергетикой: ослабление позиции в результате расширения полномочий

1. <…> Сечин долгое время оставался влиятельной фигурой в области энергетики, но, несмотря на должность председателя совета директоров компании «Роснефть», он действовал в основном за кулисами власти. Новое назначение (депеша относится к тому периоду, когда И. Сечин был назначен вице-премьером) повысит влиятельность Сечина, но и сделает его более уязвимым объектом пристального внимания. Недавно Сечин объявил о своей поддержке серьезных реформ энергетического сектора. Следует особо отметить его попытки принудить «Газпром» разрешить доступ третьих сторон к своей газотранспортной системе. <…> Каковы бы ни были мотивы действий Сечина, он стал первым российским политиком высшего эшелона власти, бросившим открытый вызов «Газпрому». В результате этой схватки станет ясно, насколько велико влияние Сечина, или же влияние «Газпрома» на политику Правительства России безгранично.

Святой или грешник

2. Игорь Сечин играл важную роль в разработке и реализации политики Правительства России в области энергетики с того момента, как он стал заместителем руководителя новой администрации первого президентского срока премьер-министра Путина. Немногие из тех, кто не был вхож в близкое окружение президента, понимали или могли оценить его деятельность на этом посту. Большую часть первого мандата Путина Сечин находился в тени, ходили шутки о том, что его на самом деле не существует, что он привидение или фигура, выдуманная Кремлем для устрашения.

3. Этот нелицеприятный образ упрочили многочисленные эксперты, сошедшиеся в мнении, что Сечин стоял за крушением ЮКОСа. Те же аналитики считают, что Сечин организовал мощную оппозицию государственных деятелей и силовиков, выступающих против участия иностранного капитала в стратегических областях экономики. Широко распространено мнение, что Сечин передал права на экспорт нефти приближенным к Кремлю посредникам типа компании «Гунвор» и давал распоряжения нефтетрейдерам о прекращении отношений с некоторыми покупателями. Многие уверены, что он стоял за развалом руководства «Роснефти», а также за атаками на компании «Мечел» и ТНК-ВР. Все эти подвиги Сечин совершил, не привлекая внимания общественности и не беря на себя личной ответственности за них.

4. По утверждениям других обозревателей, в более открытой для общества роли председателя совета директоров «Роснефти» Сечин предпринимал откровенные и достойные восхищения действия. Его неоспоримым достижением является тот факт, что он превратил самую отставшую нефтяную компанию России в конкурентоспособного на мировом уровне лидера российского рынка (хотя и с привлечением активов ЮКОСа). Он также защитил «Роснефть» от возможного слияния с «Газпромом», что явно противоречило намерениям Путина. Сечин бросил еще один вызов Путину, решив использовать средства китайской компании для расширения «Роснефти», несмотря на то что Кремль последовательно, в течение многих лет отказывался сотрудничать с Китаем в рамках сделок купли-продажи активов нефтедобывающих компаний. Еще одним примером блестящего руководства Сечина компанией «Роснефть» является назначение на пост вице-президента по финансам американца Питера О’Брайана <…>. Используя поддержку Сечина, О’Брайан внедрил в компании международные стандарты бухгалтерской отчетности. Считается, что Сечин интересуется позицией находящихся в меньшинстве акционеров, что случается крайне редко в крупных российских корпорациях.

Новые полномочия

5. С назначением на посты вице-премьера и председателя Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы сфера влияния Сечина на важнейшие отрасли экономики страны была легализована. Ему даны широкие полномочия. <…> В качестве члена новой правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли экономики он играет важную роль в создании инвестиционного климата в России.

6. Из сообщений различных источников нам стало известно, что все видят, как Сечин помимо своей основной работы продолжает исполнять обязанности председателя совета директоров «Роснефти». А. («Новая газета» сознательно убирает фамилии экспертов, чтобы не подвергать их какому-либо риску в щелочной среде российского бизнеса и политики. — Ред.) сказал нам, что Сечин «сейчас безусловно задает тон в энергетике», в то время как Путин занимает более практическую позицию. B. также подтвердил нам, что Сечин — основная фигура в вопросах топливно-энергетического комплекса, отметив, что именно он будет принимать решение о расширении КТК (Каспийский трубопроводный косорциум. — Ред.). А. также сообщил нам, что он слышал, что важнейшие реформы и проекты в сфере энергетики заморожены, пока Сечин и его команда не выработают долгосрочную стратегию развития российского топливно-энергетического комплекса.

Заинтересован в проведении реформ

7. Разработка такой стратегии дает Сечину большие возможности, но и ставит перед ним трудные задачи. Безраздельный контроль и вмешательство государства затрудняют развитие нефтегазового сектора. В частности, инвестиции в разведку и добычу сократились, производство не развивается и может сократиться. <…> На новом посту Сечин должен будет переломить тенденцию к спаду, проведя столь необходимые реформы.

8. До настоящего времени Сечин выступал за отдельные важные реформы в энергетике. Он добился снижения налоговых ставок в нефтяной отрасли и всячески стимулировал разработку новых месторождений. Так как «Газпром» не наращивает добычу газа, а России для выполнения взятых на себя обязательств приходится увеличивать импорт газа из Средней Азии, Сечин проводит политику увеличения производства газа независимыми и нефтяными компаниями, настаивая на допуске третьих сторон (ДТС) к газораспределительной системе «Газпрома». Путин неоднократно подчеркивал необходимость развития экономики России с более высокой добавочной стоимостью, и Сечин работает над повышением доли переработки и экспорта нефтепродуктов и сокращением экспорта сырья в энергетике.

9. Если Сечин не сможет провести отраслевые реформы, он станет объектом открытой критики, которой он не был подвержен ранее. Ведущий специалист по исследованиям в области энергетики С. сообщил нам, что «за всеми конфликтами, связанными с основными средствами, стоял и стоит» Сечин, причем сейчас он должен будет нести личную ответственность за их разрешение. <…> Политик E. рассказал, что публичность роли Сечина может привести к отлучению его от власти через год или два, добавив, что, по его мнению, у Сечина большие проблемы, а «затяжная борьба никогда не была его сильным местом».

Или в том, чтобы положить конец «безраздельному влиянию «Газпрома»

10. <…> многие обозреватели задаются вопросом о том, какие интересы им движут. Они указывают на давнюю вражду Сечина с «Газпромом» как основную причину его выступлений в поддержку разрешения доступа третьих сторон к газораспределительной системе «Газпрома». Несмотря на то что за решением ДТС стоят и экономические соображения, по мнению обозревателей, Сечин скорее хочет ограничить влияние «Газпрома» и повысить ценность своей компании, нежели выполнить поставленные перед ним задачи в области энергетики. Кроме того, широко известно о личной неприязни Сечина к руководству «Газпрома» и его председателю правления Алексею Миллеру.

11. <…> B. высказал мнение о том, что Сечин «ненавидит Миллера», но гораздо важнее то, что он считает «Газпром» и его руководство скорее угрозой для благосостояния России, нежели источником его поддержания.

12. E. сказал, что он «на сто процентов уверен в том, что Сечин проиграет в этом поединке». Несмотря на предположение политолога D. о том, что Сечина назначили на этот пост как человека, способного «добиваться выполнения» своих жестких решений, E. выражает скептицизм в отношении действенности этих способностей в вопросе ДТС. По выражению E., из «Газпрома» Путин создал структуру, на которую «невозможно оказать давление». <…>

Комментарий

13. Что касается политического влияния Сечина, его новые назначения могут привлечь к нему повышенное внимание и ослабить его влияние в сфере энергетики. Какие бы мотивы ни стояли за предпринятыми Сечиным попытками провести важные и необходимые реформы в этом секторе, они напрямую зависят от решения вопроса об ограничении неэффективной монополистической деятельности «Газпрома». Мощные государственные структуры, такие как «Газпром» и «Транснефть», не способны поддержать быстрое увеличение производительности и рентабельности нефтегазовой отрасли. По-видимому, Путин поддерживает Сечина в этом вопросе <…>. Возможно, Путин понимает, что энергетика России заходит в тупик, и полагает, что Сечину удастся нормализовать ситуацию. Сечин может потерпеть неудачу не потому, что у него не будет достаточных для этого полномочий, компетенции или поддержки, но, скорее всего, потому, что затронутые интересы «Газпрома» слишком значительны для реформ извне, а уровень коррупции слишком велик для реформ изнутри. В случае поражения власть Сечина будет ограничена так же, как и его влияние на российское правительство.

www.novayagazeta.ru

Сечин атакует «Газпром» | Политком.РУ

07.07.2008 | Ольга Мефодьева

Вице-премьер Игорь Сечин предпринимает активные попытки в целях создания недискриминационного доступа всех производителей газа к Единой системе газоснабжения. Он поручил до 5 августа подготовить компромиссные соглашения на этот счет. С одной стороны, это частично подрывает монополию «Газпрома», с другой - дает дополнительные преимущества возглавляемой Сечиным «Роснефти».

5 августа Игорь Сечин провел совещание о недискриминационном доступе всех производителей газа к Единой системе газоснабжения, что непосредственно затрагивает интересы естественной монополии «Газпрома». Суть вопроса заключается в декларируемой необходимости учета интереса всех нефтяных компаний, который выражается в том, чтобы весь добываемый газ попадал в трубопроводы.

Официальным мотивом подобных обсуждений стала сложившаяся ситуация, которая не позволяет независимым производителям газа использовать трубопровод в необходимом количестве. За первое полугодие 2008 года добыча газа в России равнялась 346 млрд. кубометров, из которых вклад «Газпрома» составлял 289,6 млрд., НОВАТЭКа – 15 млрд., «Роснефти» - 6,6 млрд., ТНК-BP – 4,9 млрд. кубометров. На сегодняшний день независимые производители добывают 14-16% от общего объема добычи газа, хотя их потенциал позволил бы добывать фактически в два раза больше газа. Еще в конце 2007 года глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев предлагал способы решения данной проблемы: «У «Газпрома» по международным договорам и в связи с социальными обязательствами должно быть безусловное право выхода в свою же трубу. Оставшуюся часть мы предлагаем распределять на аукционах». Но активное противостояние руководства «Газпрома» к разрешению данной ситуации не привело.

По сему инициированное Федеральной антимонопольной службой совещание имеет, на первый взгляд, вполне благородные цели, для достижения которых было предложено обязать «Газпром» «регулярно отчитываться о количестве свободных мощностей в трубе», а для проверки подлинности данных необходимо «предоставлять информацию об объемах поставок газа и контрактах, которыми они предусмотрены».

Безусловно, подобные предложения вызвали недовольство руководителей «Газпрома», в частности у присутствовавшего на совещании заместителя Председателя правления Александра Анненкова. Нежелания внедрять подобную практику Анненков «Газпрома» обосновал нарушением закона о коммерческой тайне. Подобные отсылки к закону впечатления на Сечина и ФАС не произвели, к тому же они не преминули напомнить, что «Газпром» - государственная монополия. У «Газпрома» есть еще один легальный инструмент в защите своих интересов - закон «Об экспорте газа» 2006 года, согласно которому «Газпром» получает уникальное право экспортировать российский газ и является оператором Единой системы газоснабжения, что дает возможность фактически единолично распоряжаться трубопроводам. Собственно, и по задумке авторов закона принцип «одного окна» на границе поможет повысить эффективность экспортной торговли нефти, так как исключит ненужную в этой сфере конкуренцию.

Логика последних событий говорит о том, что благородная борьба за расширение доступа независимых газопроизводителей к трубопроводу и выбранные меры мониторинга «Газпрома», скорее всего предпринимаются в угоду «Роснефти», возглавляемой Игорем Сечиным. Фактическая монополия «Газпрома» мешает вице-премьеру и председателю Совета директоров «Роснефти» выполнить программу по увеличению объемов добычи газа до 45 млрд. кубометров к 2013-2015 году, поэтому вполне целесообразны задачи по расширению доступа к трубе. Также известны давние напряженные отношения «Газпрома» и «Роснефти», причинами которой является закупочная цена газа, установленная монополией ниже рыночной, что, безусловно, возмущает господина Сечина.

Скорее всего, «Газпром» сможет отразить атаки Вице-премьера, но здесь важно, что Сечину удалось создать ситуацию, когда «Газпром» представляется как структура, ущемляющая интересы других компаний, и в будущем у него есть возможность сплотить под этим основанием достаточно широкий круг организаций. А разговоры о подотчетности «Газпрома» в области контрактов и объемов наталкивают на мысль о желание чиновников увеличить свое влияния в принятии решений в сфере газовой политики. И в этом смысле можно сделать вывод, что Вице-премьер хочет повысить свой вес и стать ключевым игроком в нефтегазовом секторе России.

Версия для печати

politcom.ru