Курдистан лукойл


Иракский Курдистан ищет поддержки | Статьи

Руководство Иракского Курдистана (ИК) планирует серию визитов по странам, входящим на постоянной основе в Совет Безопасности ООН, а начнется турне с Франции. Об этом «Известиям» рассказали несколько собеседников в администрации автономной области. Главной темой переговоров станет прошедший референдум о независимости региона. В московском представительстве ИК пояснили, что в Россию курдская делегация прибудет до конца года. Источники «Известий» в дипломатических кругах РФ отметили, что Москва готова принять делегацию и обсудить перспективы сотрудничества, однако на поддержку в вопросе независимости региону рассчитывать всё же не стоит.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Как рассказали «Известиям» в представительстве Иракского Курдистана в России, визит представителей автономного региона в Москву состоится до конца года, а в состав делегации войдут премьер-министр ИК Нечирван Барзани, министр внешних связей Фаллях Мустафа и, возможно, президент Масуд Барзани. По словам собеседника, основной темой переговоров станет вопрос о признании итогов прошедшего референдума и сотрудничество в энергетической сфере.

По словам пресс-секретаря представительства Иракского Курдистана в России Мустафы Данара, курдский народ с большим уважением относится к России и ее позиции в отношении прошедшего референдума.

— В ближайшее время, самое позднее — до конца года, руководство Иракского Курдистана отправится с серией визитов в пять стран — постоянных членов Совета Безопасности ООН. Посещение России и встреча с ее руководством станет одной из важнейших, — сообщил  «Известиям» официальный представитель автономии Иракского Курдистана в России.

В Москве положительно оценивают предстоящие переговоры. Высокопоставленные источники в российских дипломатических кругах подтвердили «Известиям», что Москва готова принять курдскую делегацию и обсудить широкий круг вопросов.

— Курдов раньше принимали и готовы принять сейчас. Поддержкой независимости они вряд ли заручатся. Скорее будем, как и другие страны, склонять их к переговорам с Багдадом. Однако мы готовы обсудить вопросы двустороннего сотрудничества, — отметил один из собеседников «Известий».

Первой страной в турне делегации значится Франция. Накануне президент Пятой республики лично пригласил президента Иракского Курдистана посетить Париж уже в октябре. После состоятся визиты в Лондон, Пекин, Вашингтон и Москву. Стоит отметить, что у автономной области есть официальные представительства в каждой из пяти стран — постоянных членов СБ ООН. 

25 сентября в Иракском Курдистане прошел референдум о независимости, на котором более 90% проголосовавших высказались в поддержку суверенитета. В Москве заявили, что российская сторона выступает за диалог между всеми сторонами и за сохранение территориальной целостности Ирака. В то же время в МИД России отметили, что с уважением относятся к национальным устремлениям курдов.

Политолог, президент Общества солидарности и сотрудничества с курдским народом Юрий Набиев считает, что высший политический совет Иракского Курдистана отводит России одну из ключевых ролей международного арбитра.

— Позиция России по референдуму в Иракском Курдистане наиболее приемлема для курдов. Более того, роль Москвы в регионе постоянно растет, поэтому обмен мнениями необходим, — отметил собеседник.

По его словам, кроме права курдов на самоопределение и вопросов сотрудничества в энергетической сфере, будут обсуждаться и перспективы военно-технической кооперации.

В сентябре нынешнего года Россия заняла первое место по инвестициям в богатый энергоресурсами Иракский Курдистан. Ранее «Известия» писали о планах кооперации Москвы и Эрбиля в энергетической сфере. Российские энергетические компании, в частности «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл» и «Зарубежнефть» активно работали или работают в сфере геологоразведки, добычи и разработки нефти и газа в Ираке. А в июне этого года «Роснефть» и правительство Иракского Курдистана подписали соглашение о сотрудничестве в газовой сфере.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

iz.ru

Вести Экономика ― Курдская нефть: две ключевые угрозы

Распечатать

14.06.2017 10:51

Москва, 14 июня - "Вести.Экономика". Региональное правительство Курдистана стремится восстановить привлекательность своего энергетического сектора до уровня, который наблюдался до 2014 г., однако оно сталкивается с рядом сложностей.

Среди основных сложностей – попытки обеспечить безопасность стратегических активов и операций международных нефтяных компаний.

Конечно, для развивающихся рынком вопросы безопасности являются обычным условием работы, которое может существенно снизить рентабельность проекта.

Однако Региональное правительство Курдистана, как никто другой, сталкивается с террористическими группировками, которые подрывают деятельность нефтяных компаний и снижают привлекательность энергетического сектора.

"Исламское государство"*

*- террористическая организация, запрещена в РФ

Еще в начале 2014 г., когда начались первые захваты земель, группировка ИГИЛ стала известна в Западном Ираке.

Однако организация стала представлять реальную опасность для севера страны лишь в июне 2014 г., после того как она заняла город Мосул, а также часть провинции Киркук.

Группировка подрывала контроль над территориями Иракского Курдистана, но также подрывала власть Федерального правительства Ирака.

Эта ситуация усугублялась конфликтом между Федеральным правительством Ирака и Региональным правительством Курдистана.

Кроме того, террористическая группировка подрывала работу перерабатывающих мощностей на внутреннем рынке как Ирака, так и Иракского Курдистана. В Ираке расположены три основных нефтеперерабатывающих завода – в городах Байджи, Даура и Басра.

Даура расположена на юго-востоке от Багдада, а Басра – это один из самых южных городов страны.

Оба эти города и их НПЗ расположены вдалеке от линии фронта с ИГИЛ, а также на них не претендует политическая элита в Эрбиле.

Таким образом, военные действия не затронули эти два нефтеперерабатывающих завода.

В 65 км от Басры на месторождении "Западная Курна-2" ведет добычу "ЛУКойл". Еще одна российская компания - "Газпром нефть" - добывает на месторождении Бадра (в провинции Вассит, у границы с Ираном).

"Для нашей страны Ирак интересен не только с точки зрения безопасности в регионе. Это также территория высокой деловой активности российских нефтегазовых компаний. В первую очередь "Газпром нефти" и "ЛУКойла", а также "Роснефти", - отмечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Хотя эти регионы и относятся к числу относительно спокойных, но для начала добычи, помимо стандартных процедур, здесь пришлось проводить разминирование территории. В 2017 г. к поисковому бурению в Ираке приступила "Роснефть".

"Иракский Курдистан в этом смысле – настоящий островок спокойствия, - отмечает аналитик. - Местная самооборона крайне эффективно пресекает попытки ИГ проникнуть на территорию региона. При этом здесь до середины 2000-х гг. практически не проводилась серьезная геологоразведка, и в целом не развивалась нефтегазовая отрасль. А регион в этом смысле оценивается как крайне перспективный".

Фактически российские компании оказались в числе тех, кто создает в Иракском Курдистане нефтегазовую промышленность.

"Так, "Газпром нефть" ведет работы сразу на трех блоках – Garmian, Shakal и Halabja, развивает местную инфраструктуру и организует обучение курдских студентов в российских вузах. Пока в регионе наблюдается известный дефицит местных квалифицированных кадров. Кроме того, на Иракский Курдистан обратила внимание "Роснефть". Компания подписала с правительством региона контракт на поставку нефти", - отмечает Фролов.

Битва за Байджи

НПЗ в Байджи является исключением, так как, во-первых, это крупнейший среди трех заводов Ирака, а во-вторых, все вышеупомянутые стороны конфликта (ИГ, Иракский Курдистан и Федеральное правительство Ирака) имеют виды на него.

ИГИЛ начала атаку на Байджи в провинции Салахуддин в июне 2014 г.

Город Байджи имеет стратегическое значение, он расположен вдоль шоссе, которое идет из Багдада в Рабию, пограничный город на северо-западе Ирака. Более того, Байджи расположен всего в 111 км от Киркука и, таким образом, захватывает часть концессий, выданных Региональным правительством Курдистана международным нефтяным компаниям в юго-восточной части Курдистана.

Присутствие ИГИЛ на этой территории и захват НПЗ не только подрывали добычу нефти Багдада, но и угрожали территории Курдистана.

В апреле 2015 г. нефтеперерабатывающий завод мощностью 310 тыс. баррелей в сутки был захвачен террористами ИГИЛ.

После захвата нефтеперерабатывающий завод продолжил работу, однако контроль ИГИЛ над заводом был недолгим, так как террористов вытеснили с этой территории иракские силовики.

Издание The New York Times опубликовало отчеты иракской армии, которая захватила контроль над Байджи и НПЗ 16 октября 2015 г., через полгода после захвата территории террористами ИГИЛ.

Несмотря на то что ИГИЛ больше не занимала эту территорию, ущерб, нанесенный НПЗ, был масштабным.

Согласно отчетам, опубликованным в начале 2016 г., завод был разрушен и не подлежал ремонту.

Это соответствует тактике ИГИЛ разрушать мощности и любую инфраструктуру на территориях, с которых им приходится отступать.

Пока неясно, сколько времени потребуется на восстановление нефтедобычи и нефтепереработки в регионе до того уровня, который был до 2014 г.

Пока не было никаких отчетов, в которых говорилось бы о том, работает ли НПЗ в Байджи или сможет ли он заработать в ближайшее время. Это дает основания предполагать, что пока что НПЗ не был восстановлен.

Несмотря на географическую близость к курдским нефтяным месторождениям, НПЗ в Байджи является стратегическим активом для Национальной нефтяной компании Багдада.

И теперь, когда контроль над территорией принадлежит иракским силовикам, угрозы для Байджи практически нет.

Однако ситуация в этом регионе меняется очень быстро, Ирак остается неспокойным государством, поэтому неясно, сколько продлится сложившаяся ситуация.

Рабочая партия Курдистана в энергетическом секторе

Еще одним ключевым игроком в регионе является Рабочая партия Курдистана.

Начиная со своего основания в 1980-е гг. Рабочая партия Курдистана стремилась принимать участие в политике Турции.

Тем не менее она также играла региональную роль в юго-восточных провинциях Турции.

Основой является национальная идеология, которая провозглашает основание Курдистана, объединяющего курдское население Турции, Сирии, Ирака и Ирана.

Считается, что Рабочая партия Курдистана играет ведущую роль в движении по созданию единого Курдистана, несмотря на то что исторически присутствует соперничество за региональное лидерство между РПК и другими группировками.

Это соперничество привело к созданию различных союзов между региональными группировками, когда политическая логика сводилась к принципу "враг моего врага – мой друг".

Именно это и произошло в случае союза турецкого правительства Реджепа Тайипа Эрдогана и автономным регионом под Региональным правительством Курдистана, которое возглавляет Масуд Барзани.

Учитывая политическую конкуренцию, любой политический вопрос использовался в интересах либо РПК, либо Регионального правительства Курдистана, и энергетика не стала исключением.

Начиная с 1980-х гг. РПК регулярно атаковала трубопровод Джейхан - Киркук. Эти атаки приводили к подрыву поставок и огромным убыткам.

Согласно заявлению турецкого правительства последняя атака была совершена в феврале 2016 г.

Это привело к подрыву поставок нефти почти на месяц, а убытки Регионального правительства Курдистана достигли $112 млн.

Участие РПК в энергетическом секторе Иракского Курдистана неоднозначно.

Во-первых, РПК исторически атаковала нефтепровод Джейхан - Киркук, что приводило к многомиллионным убыткам курдского энергетического сектора.

Во-вторых, считается, что с недавнего времени РПК напрямую вовлечена в добычу и коммерциализацию нефти с территории Иракского Курдистана.

Это связано с их присутствием в районах Кандиль и Синджар, что позволяет им пользоваться энергетическими ресурсами Иракского Курдистана и продавать добываемую нефть через Иран.

Более того, присутствие РПК в энергетическом секторе Иракского Курдистана не позволяет Региональному правительству Курдистана выглядеть единым политическим объединением, что является важным фактором для уверенности инвесторов.

Кроме того, подрывается уверенность Регионального правительства Курдистана обеспечивать безопасность границ.

Таким образом, это может привести к потере экономической стабильности и сократить иностранные инвестиции в регион.

РПК несет прямую угрозу политической стабильности в Иракском Курдистане, ситуация в котором и так довольно шаткая, а кроме того, создает возможности для возобновления конкуренции между курдскими группировками, которые наблюдались в 1990-е гг.

Так как в Сирии, Ираке и Турции существуют ответвления РПК, то исчезновение партии с политического ландшафта практически невозможно.

В этом случае снижение влияния РПК в регионе зависит от других политических игроков, которые могут стать посредниками в налаживании мирных отношений с Иракским Курдистаном.

Одним из важных игроков является правительство Турции, которое исторически боролось с беспорядками среди курдов и рассматривало РПК как террористическую группировку.

Однако пока у власти находится Эрдоган, диалог с РПК представляется маловероятным, а союз Турции с Региональным правительством Курдистана лишь усиливает политическую конкуренцию между различными курдскими группировками.

Такая ситуация лишь усугубляет дальнейшую политическую и экономическую нестабильность.

Вопросы безопасности

Несмотря на то что ИГИЛ напрямую не несет угрозы для ключевых месторождений Регионального правительства Курдистана, борьба с террористической группировкой привела к истощению финансовых ресурсов региона.

Война с ИГИЛ стала одним из факторов, которые поставили Региональное правительство Курдистана на грань бюджетного кризиса.

Дело в том, что длительное военное сопротивление привело к тому, что основной фокус сместился: на первое место вышла необходимость платить зарплату членам сопротивления "Пешмерга".

А присутствие РПК не стабилизирует экономическую ситуацию Иракского Курдистана. Атаки РПК на трубопроводы и другую энергетическую инфраструктуру приводят к дополнительным экономическим потерям и убыткам Регионального правительства Курдистана.

Рубрики: Нефть, Мир

Метки: ИГИЛ, Ирак, Курдистан, Реджеп Тайип Эрдоган, Турция, добыча нефти в Ираке, нефтедобыча Курдистана

www.vestifinance.ru

Kurdistan.Ru [статьи] Просьба не добывать

Мировые нефтяные компании работают в контролируемых курдами районах даже охотнее, чем в одолеваемом террористами Ираке.

Власти Ирака грозят разрывом контрактов с официальным правительством тем нефтяным компаниям, которые параллельно работают с курдской автономией. Однако на самом деле инструментов для борьбы с нефтяной независимостью курдов у Багдада нет.

Официальные власти Багдада на прошлой неделе потребовали от французской компании Total прекратить любые контакты с властями курдской автономии на севере Ирака. В противном случае иракское правительство грозит французам конфискацией их доли в месторождении Халфайя с доказанными запасами более 4 млрд баррелей нефти. (Total владеет 18,75% в консорциуме с китайской CNPC и малайзийской Petronas.) "Ирак официально потребовал от Total заморозить или прекратить контракты с курдским регионом и уважать иракское законодательство — или компании придется расстаться с долей в месторождении Халфайя. Третьего пути не дано",— заявил Фейсал Абдулла, официальный представитель вице-премьера по ТЭК Хусейна аль-Шахристани. Власти Ирака впервые объявили, какие санкции они собираются применять к компаниям, работающим на севере страны, населенном курдами.

Противостояние между курдами и Багдадом идет не первый десяток лет. При Саддаме Хусейне иракская армия несколько раз проводила карательные походы против курдов, но в 1991 году после американской операции "Буря в пустыне" над территорией Курдистана (около 40 тыс. кв. км) была установлена бесполетная зона, защищавшая курдов от налетов саддамовской авиации и позволившая региону жить, по сути, самостоятельно. После свержения Хусейна в 2003 году (не последнюю роль в этом сыграли военизированные отряды курдов — пешмерга) Курдистан стал де-факто независимым государством, хотя и непризнанным.

Территорией с населением около 4,7 млн человек, имеющей статус автономии, управляет курдское региональное правительство во главе с Масудом Барзани — главой самого авторитетного клана. На общенациональном уровне курдов представляет президент Ирака Джаляль Талабани (по конституции главой государства в Ираке должен быть курд, премьером — представляющий большинство шиит, а вице-президентом — суннит). Обособившись от остального Ирака, курды начали строить экономическую основу независимости. Это оказалось не так уж сложно: небольшая территория Курдистана крайне перспективна для нефтедобычи. Единственное, чего не хватало курдам для превращения в богатое нефтяное государство,— технологии, инвестиции и трубопровод в обход территории остального Ирака. Сейчас курдская нефть может поставляться на мировой рынок по нефтепроводу Киркук—Джейхан, однако многие месторождения расположены на удалении от трубы. Сейчас курдские власти прокладывают еще один трубопровод через Турцию, который будет введен в строй в 2014 году.

Проблему недостатка технологий и инвестиций курдские власти решают путем привлечения иностранных компаний. Total, подписавшая соглашение с американской Marathon Oil о покупке 35% в двух блоках к северу от Эрбиля, столицы Курдистана, лишь одна из них. Кроме нее в Курдистане работают американские Chevron и ExxonMobil, а с июля — и российская "Газпром нефть", получившая в регионе два блока. В одном из блоков компании досталось 40%, а ее партнерами стали канадская WesternZagros и правительство региона. В другом блоке у "Газпром нефти" 80%, остальное — у властей. Оба проекта будут реализовываться на условиях соглашений о разделе продукции (СРП), за вхождение в них компания заплатила $260 млн.

После грозных заявлений Багдада в адрес Total стало ясно, что теоретически такие же санкции могут быть применены к другим компаниям. "Газпром нефть" — одна из них, поскольку у нее тоже есть активы в других регионах Ирака. В 2009 году компания в составе консорциума с турецкой ТРАО, корейской Kogas и малайзийской Petronas выиграла тендер на разработку месторождения Бадра, запасы которого оцениваются в 272,8 млн тонн нефти. Заявка была признана лучшей, так как партнеры предложили добывать по 170 тыс. баррелей в сутки с вознаграждением за сверхдобычу $6 за баррель. "Газпром нефть" стала оператором проекта. Гендиректор компании Александр Дюков говорил, что Бадра — плацдарм для ее развития в регионе.

Геологоразведочными проектами, разыгрываемыми иракскими властями, "Газпром нефть", правда, не заинтересовалась, как и долей Statoil в Западной Курне-2. Зато она первой из российских компаний решила заняться в стране трейдерским бизнесом, создав специальную дочернюю структуру. "Газпром нефть" рассчитывает продавать по 2,65 млн тонн нефти в год. Это позволит компании активно участвовать в ценообразовании на ближневосточном рынке нефти, говорил директор по ценообразованию Platts Хорхе Монтепеке. С ростом добычи в стране ее рынок расширяется. Основными покупателями являются крупные международные компании — австрийская OMV, итальянская ENI, испанская Repsol. Правда, пока иракское законодательство предполагает некоторые ограничения в свободной торговле нефтью. Но источник в "Газпром нефти" полагает, что трейдинговый бизнес она развивает "с прицелом на будущее", а пока "будет повышать эффективность собственных операций на рынке Средиземноморья".

В целом работа в Курдистане гораздо выгоднее, чем в других регионах Ирака. Дело в том, что курды работают на условиях СРП, поясняет источник "Власти" в "Газпром нефти", в то время как Багдад требует заключения, по сути, сервисных контрактов.

Источники "Власти" говорят, что после атаки на Total "некий риск для проектов в Ираке может появиться". Но значение рисков преувеличивать не стоит. По словам источников, иракские власти часто делают заявления о возможных проблемах нефтекомпаний, работающих в Курдистане, но "до реальных действий пока не дошло". "Власти региона сделали очень грамотно: они пригласили ExxonMobil и Chevron, Total и российскую компанию. Вряд ли они пойдут на риск рассориться сразу со всеми, так что, скорее всего, никаких санкций применять не будут",— говорит один из собеседников "Власти". Вхождение "Газпром нефти" в проекты в Курдистане обсуждалось с МИДом, никаких отрицательных рекомендаций не было, говорит другой источник, близкий к ведомству.

К тому же нефтяные проекты в Курдистане поддерживают США: доступ курдской нефти на мировой рынок в обход Персидского залива — это фактор, который минимизирует потери в случае перекрытия Ираном Ормузского пролива (см. статью "Война пойдет по трубам" в N30 "Власти" от 30 июля).

    Российские нефтяники в ИракеПомимо "Газпром нефти" в Ираке работают и другие российские нефтяные компании. Первым оказался ЛУКОЙЛ, который сумел вернуть себе проект "Западная Курна-2" — месторождение считается одним из крупнейших в мире, его извлекаемые запасы нефти оцениваются в 14 млрд баррелей. В 2007 году нефтекомпания в консорциуме с норвежской Statoil (18,75%) и иракской North Oil (25%) стала победителем тендера. Впоследствии ЛУКОЙЛ выкупил долю Statoil и сейчас ведет переговоры с азиатскими компаниями о перепродаже. Общие инвестиции в разработку Западной Курны-2 оцениваются в $27 млрд. Добыча должна начаться в 2013 году, но на требуемый уровень она выйдет не раньше 2017 года. Эксперты признают проект сложным не только из-за нестабильной политической обстановки и больших инвестиций, но и с технологической точки зрения. Время введения его в разработку затягивается и из-за того, что необходимо проверять участок на наличие мин. Кроме того, на месторождении по-прежнему опасаются атак террористов, поэтому практически штатными нефтяниками стали многочисленные охранники. "Плюс сказывается менталитет: местные могут работать только четыре-пять часов в день, с заходом солнца работа встает. Ну и, конечно, арабская неторопливость. На многое у местных подрядчиков один ответ: "На все воля Аллаха". Мягко говоря, это затягивает дело",— говорит один из менеджеров ЛУКОЙЛа, поработавший на Западной Курне-2.

Консорциум ЛУКОЙЛа и японской Inpex выиграл тендер по нефтяному блоку N10. Бонус за подписание составит $25 млн. ЛУКОЙЛу будет принадлежать в проекте 60%, а Inpex — 40%. Этот консорциум иракские власти признали лучшим на основании минимальной премии — $5,99 за баррель. Блок является практически неизученным, но находится всего в 100 км от Западной Курны-2, и консорциум надеется на удачные геологоразведку и синергию. Инвестиции составят от $100 млн до $300 млн. Геологоразведка займет пять-семь лет.

Другой компанией, всерьез заинтересовавшейся Ираком, стала "Башнефть". Она еще в начале года сформировала консорциум с британской PremierOil и вьетнамской PetroVietnam, который принял участие в тендере на блок N12. Он состоялся в конце мая, но безрезультатно для партнеров. Дело было в премии — $9,85 с барреля. Потом из консорциума вышла PetroVietnam. "Это позволило снизить премию до $5 — на такой сумме настаивали иракцы",— говорит собеседник "Власти". Теперь в течение пяти лет консорциум (у "Башнефти" — 70%, у PremierOil — 30%) будет проводить разведку; планы по инвестициям он пока не озвучивал.

"Роснефть" ведет переговоры со своим стратегическим партнером, компанией ExxonMobil, о выкупе части ее акций в Западной Курне-1. "Роснефть" претендует на миноритарную долю из пакета ExxonMobil, которая сейчас владеет 60%. Сумма сделки будет соответствовать историческим затратам. Вхождение "Роснефти" в проект — часть сделки по обмену активами с ExxonMobil. Проект находится в стадии геологоразведки. "У ExxonMobil высокие требования к своим проектам: компания напрямую участвует в добыче, если только запасы месторождения большие. При других вариантах максимально сокращает долю и выходит из проектов. "Роснефть" в этом смысле идеальный партнер",— говорит источник, знакомый с ходом переговоров. Другой собеседник "Власти" отмечает, что "получить проект в Ираке — личное желание главы компании Игоря Сечина, который считает важным уже сейчас застолбить место в этом регионе".

kurdistan.ru

новостной сайт о событиях в курдском регионе

Президент "Лукойла" Вагит Алекперов сообщил, что его компания вернула себе все затраты на месторождение "Западная Курна – 2" в Ираке – они составили $6 млрд. По словам Алекперова, в этом году "Лукойл" инвестирует $1,5 млрд в бурение скважин на месторождении и подключение их к системе.

По данным Ирака, месторождение "Западная Курна – 2" – второе в мире по запасам нефти, его извлекаемые запасы оцениваются в 14 млрд баррелей.

"Лукойл" еще в 1997 г. в составе консорциума заключил с иракскими властями соглашение о разделе продукции на этом месторождении, но из-за санкций ООН не смог приступить к работе в срок. В 2002 г. тогдашний президент Ирака Саддам Хусейн расторг контракт.

Возвращение в проект произошло спустя семь лет. В 2009 г. консорциум "Лукойла" и норвежской Statoil выиграл тендер на разработку "Западной Курны – 2", через четыре года норвежская компания продала свою долю российской. Сейчас у "Лукойла" 75%, оставшиеся 25% – у Северной нефтяной компании (North Oil Company (NOC), государственная компания, принадлежащая министерству нефти Ирака). NOC не несет затрат, получая только долю в вознаграждении.В Ираке "Лукойл" работает по сервисному контракту. Добыча на "Западной Курне – 2" началась в марте 2014 г. Изначально планировалось, что в 2017 г. добыча на месторождении составит 1,2 млн баррелей нефти в сутки, но из-за падения цен на нефть власти Ирака попросили не увеличивать добычу. В итоге сейчас на месторождении добывается 400 000 баррелей в сутки (около 20 млн т в год), а выход на проектную мощность в 1,2 млн баррелей перенесен на 2022 г. Это связано с тем, что часть нефти с проекта идет на возмещение затрат на разработку месторождений, таким образом, чем ниже цены, тем больше компенсационной нефти должен отдавать Ирак.

"Действующие сервисные контракты не стимулируют инвесторов к активной инвестиционной деятельности по развитию проектов, они сегодня обременительны, в том числе и для правительства страны, так как компенсация зафиксирована в долларах США, – говорил в январе Алекперов в интервью "Интерфаксу". – Когда мы начинали проект, цена на нефть была $110 за баррель, сейчас ситуация изменилась. Поэтому фиксированное вознаграждение обременительно для Ирака".

"Лукойл" готов приступить ко второй фазе освоения "Западной Курны – 2", что позволит нарастить добычу до 27 млн т в год, говорил в июне 2016 г. первый вице-президент "Лукойла" Равиль Маганов. Но чтобы увеличить добычу, необходимы инвестиции, это все связано с корректировкой контракта, заявил в понедельник Алекперов. Стоимость этой второй фазы проекта оценивается в $6,5 млрд, говорил президент "Лукойла" в июне.

Второй проект "Лукойла" в Ираке – "Блок 10" (находится в 120 км от "Западной Курны – 2"). В 2012 г. "Лукойл" вместе с японской Inpex выиграл право на его освоение. Первая разведочная скважина дала приток в 1000 куб. м малосернистой нефти в сутки. Тем самым подтвержден прогноз геологов о наличии на территории "Блока 10" крупного месторождения углеводородного сырья, сообщал "Лукойл". Геологические запасы блока оцениваются в 3 млрд баррелей, сообщил в понедельник Алекперов: "Мы должны пробурить еще две разведочные скважины и потом уже согласовывать нашу программу обустройства. От открытия до ввода у нас цикл 5–7 лет".

Дебит скважины очень высокий, месторождение будет интересно для разработки, считает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров.

Кроме "Лукойла" в Ираке из российских компаний работают "Роснефть" и "Газпром нефть". По сервисному контракту Ирак платит небольшое вознаграждение нефтяным компаниям, отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Например, "Лукойл" получает $1,15 за каждый баррель добытой нефти на "Западной Курне – 2". На баланс нефтяные компании могут поставить нефть, которую получают в виде компенсации своих инвестиций, объясняет эксперт. Доля "Лукойла" в добыче на иракском месторождении составляет 11 млн т. В 2016 г. компания добыла в России 83 млн т нефти (данные ЦДУ ТЭК, их приводит "Интерфакс").

Интересы "Лукойла" сфокусированы на Ближнем и Среднем Востоке, где много неразведанных запасов, продолжает Нестеров. Компания надеется на контракты и в Иране (см. врез). Но до сих пор непонятно, какие условия контрактов предложит Тегеран, напоминает эксперт: "Вряд ли контракты с Ираном будут подписаны в ближайшее время".

Теги: Россия, Лукойл, Вагит Алекперов, Ирак, нефть, Иран

kurdistan.ru

Kurdistan.Ru [новости] ЛУКОЙЛ присоединяется к экспорту нефти Курдистана

"ЛУКОЙЛ" купил нефть Курдистана вопреки запрету Ирака на торговлю с полу-независимым  регионом, но московская фирма до сих пор избежала гнева Багдада, который надеется, что русские могут начать работы на его крупных месторождениях на юге страны. Об этом пишет агентство "Reuters".

Экспорт нефти независимо от центрального правительства является последним из многих вызывающих шагов курдского регионального правительства, которое также подписало контракты с такими нефтяными компаниями, как "ExxonMobil" из Соединенных Штатов, чтобы развивать свои ресурсы.

Багдад уже давно настаивает, что имеет исключительное право на экспорт нефти. Он считает любой другой бизнес незаконным и равносильным контрабанде.

Тем не менее торговое подразделение "ЛУКОЙЛа" в Женеве "Litasco" стало третьей компанией, купившей курдский конденсат, или очень светлые нефтепродукты, последовав по стопам двух крупнейших в мире торговых домов, "Vitol" и "Trafigura".

Эти сделки ранее в октябре вызвали гневную реакцию со стороны иракского центрального правительства, которое заявило, что имеет право "юридически преследовать всех тех, кто участвует в контрабанде".

Но на этот раз, Багдад, кажется, закрывает глаза.

"После проверки сведений у заинтересованных сторон, мы получили подтверждение того, что "ЛУКОЙЛ" не приобретал никакого сырья у КРГ", сказал чиновник иракской государственной нефтяной  маркетинговой компании "SOMO", ссылаясь на курдское региональное правительство. Иракские правительственные чиновники отказались от комментариев.

Отраслевые источники сообщили "Reuters", что "Litasco" зафрахтовал танкер "Cielo di Napoli", чтобы загрузить около 19000 тонн курдского конденсата из порта Джейхан Торос в Турции. Танкер отплыл 21 ноября.

"ЛУКОЙЛ", вторая по величине нефтяная компания России, от комментариев отказался.

Пресс-секретарь "Litasco" не стала комментировать сделку. Она сказала, что компания "последовательно прилагает усилия для выполнения обязательств по отношению к своим партнерам, которые находятся в строгом соответствии со всеми обязательствами всей группы".

Конденсат был куплен через посредника "PowerTrans" на публичных торгах, о чем сообщили трейдеры и промышленные источники, аналогично процедурам, использованным "Vitol" и "Trafigura". "Litasco" выиграла тендер с $ 3,00 скидкой на цену нефти, опередив конкурирующие заявки от "Trafigura" и "Socar", сообщил один из участников.

Ирак существенно зависит от "Vitol" и "Trafigura" в импорте топлива, но намного больше поставлено на карту в случае "ЛУКОЙЛа", так как компания является одним из крупнейших инвесторов в стране.

Багдад заявил, что хотел бы видеть русские и китайские компании, заместив таким образом "Exxon", которая хочет вывести $ 50-млрд из проекта "Западная Курна-1" на юге Ирака, так как он предпочел более доступные условия контракта с Курдистаном.

"Нефтяным компаниям трудно удержаться от соблазна контрактов, предлагаемых курдами, которые представляют собой премию по сравнению с жесткими условиями Багдада", сказал Али Шаллал, иракский аналитик по вопросам нефти и эксперт в правовых вопросах.

"Если "ЛУКОЙЛ" ориентирован на курдскую нефть, то сейчас самое лучшее время. Тем более, что этому благоприятствует Багдад, который хочет заполнить пробел, оставленный "ExxonMobil"", сказал Шаллал, который также специализируется на разработке нефтяных контрактов.

"ЛУКОЙЛ" планирует инвестировать около $ 25 миллиардов в 20-летний контракт на разработку гигантского соседнего месторождения "Западная Курна-2", и говорит, что компании будет трудно посвятить себя другому большому проекту.

В среду представитель компании заявил, что решение будет принято в конце года. Оба проекты "Курна" являются ключевыми для иракских амбиций как минимум удвоить добычу своих огромных резервов и начать производить 6-7 процентов нефти в мире.

Такие планы сейчас находятся под угрозой из-за ухода фирм, таких как "Exxon", и планов французского конкурента "Total" и российского "Газпром Нефть" войти в курдские области.

"Западная Курна-2", которая производит 500.000 баррелей в сутки, к 2014 году ожидает поднятия этого показателя до 1,8 млн. баррелей в сутки.

Курдскому региональному правительству не хватает трубопроводных маршрутов. Оно начало посылать грузовики с конденсатом в Турцию в июле в рамках соглашения, подписанного с Анкарой. В свою очередь, Турция будет экспортировать дизельное топливо и керосин. Торос является одним из двух турецких терминалов, которые предназначен для приема автоцистерн.

Иракские курды и центральное правительство ведут давний спор о нефти, который привел к серьезным задержкам экспорта этим летом, когда Курдистан прекратил свой экспорт из-за спора о его оплате.

Обе стороны не смогли договориться о изменении закона об углеводородах, разработанном в 2007 году.

Иракское правительство опасается, что растущая независимость Курдистана может дестабилизировать обстановку в стране. Премьер-министр Нури аль-Малики написал президенту США Бараку Обаме письмо с просьбой вмешаться и убедить "Exxon" не работать в Курдистане.

Теги: Россия, Лукойл, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, КРГ, ExxonMobil, Litasco, Vitol, Trafigura, SOMO, нефть, Газпром, Турция, Нури аль-Малики, Барак Обама, Total

kurdistan.ru

Kurdistan.Ru [новости] ЛУКОЙЛ присоединяется к экспорту нефти Курдистана

"ЛУКОЙЛ" купил нефть Курдистана вопреки запрету Ирака на торговлю с полу-независимым  регионом, но московская фирма до сих пор избежала гнева Багдада, который надеется, что русские могут начать работы на его крупных месторождениях на юге страны. Об этом пишет агентство "Reuters".

Экспорт нефти независимо от центрального правительства является последним из многих вызывающих шагов курдского регионального правительства, которое также подписало контракты с такими нефтяными компаниями, как "ExxonMobil" из Соединенных Штатов, чтобы развивать свои ресурсы.

Багдад уже давно настаивает, что имеет исключительное право на экспорт нефти. Он считает любой другой бизнес незаконным и равносильным контрабанде.

Тем не менее торговое подразделение "ЛУКОЙЛа" в Женеве "Litasco" стало третьей компанией, купившей курдский конденсат, или очень светлые нефтепродукты, последовав по стопам двух крупнейших в мире торговых домов, "Vitol" и "Trafigura".

Эти сделки ранее в октябре вызвали гневную реакцию со стороны иракского центрального правительства, которое заявило, что имеет право "юридически преследовать всех тех, кто участвует в контрабанде".

Но на этот раз, Багдад, кажется, закрывает глаза.

"После проверки сведений у заинтересованных сторон, мы получили подтверждение того, что "ЛУКОЙЛ" не приобретал никакого сырья у КРГ", сказал чиновник иракской государственной нефтяной  маркетинговой компании "SOMO", ссылаясь на курдское региональное правительство. Иракские правительственные чиновники отказались от комментариев.

Отраслевые источники сообщили "Reuters", что "Litasco" зафрахтовал танкер "Cielo di Napoli", чтобы загрузить около 19000 тонн курдского конденсата из порта Джейхан Торос в Турции. Танкер отплыл 21 ноября.

"ЛУКОЙЛ", вторая по величине нефтяная компания России, от комментариев отказался.

Пресс-секретарь "Litasco" не стала комментировать сделку. Она сказала, что компания "последовательно прилагает усилия для выполнения обязательств по отношению к своим партнерам, которые находятся в строгом соответствии со всеми обязательствами всей группы".

Конденсат был куплен через посредника "PowerTrans" на публичных торгах, о чем сообщили трейдеры и промышленные источники, аналогично процедурам, использованным "Vitol" и "Trafigura". "Litasco" выиграла тендер с $ 3,00 скидкой на цену нефти, опередив конкурирующие заявки от "Trafigura" и "Socar", сообщил один из участников.

Ирак существенно зависит от "Vitol" и "Trafigura" в импорте топлива, но намного больше поставлено на карту в случае "ЛУКОЙЛа", так как компания является одним из крупнейших инвесторов в стране.

Багдад заявил, что хотел бы видеть русские и китайские компании, заместив таким образом "Exxon", которая хочет вывести $ 50-млрд из проекта "Западная Курна-1" на юге Ирака, так как он предпочел более доступные условия контракта с Курдистаном.

"Нефтяным компаниям трудно удержаться от соблазна контрактов, предлагаемых курдами, которые представляют собой премию по сравнению с жесткими условиями Багдада", сказал Али Шаллал, иракский аналитик по вопросам нефти и эксперт в правовых вопросах.

"Если "ЛУКОЙЛ" ориентирован на курдскую нефть, то сейчас самое лучшее время. Тем более, что этому благоприятствует Багдад, который хочет заполнить пробел, оставленный "ExxonMobil"", сказал Шаллал, который также специализируется на разработке нефтяных контрактов.

"ЛУКОЙЛ" планирует инвестировать около $ 25 миллиардов в 20-летний контракт на разработку гигантского соседнего месторождения "Западная Курна-2", и говорит, что компании будет трудно посвятить себя другому большому проекту.

В среду представитель компании заявил, что решение будет принято в конце года. Оба проекты "Курна" являются ключевыми для иракских амбиций как минимум удвоить добычу своих огромных резервов и начать производить 6-7 процентов нефти в мире.

Такие планы сейчас находятся под угрозой из-за ухода фирм, таких как "Exxon", и планов французского конкурента "Total" и российского "Газпром Нефть" войти в курдские области.

"Западная Курна-2", которая производит 500.000 баррелей в сутки, к 2014 году ожидает поднятия этого показателя до 1,8 млн. баррелей в сутки.

Курдскому региональному правительству не хватает трубопроводных маршрутов. Оно начало посылать грузовики с конденсатом в Турцию в июле в рамках соглашения, подписанного с Анкарой. В свою очередь, Турция будет экспортировать дизельное топливо и керосин. Торос является одним из двух турецких терминалов, которые предназначен для приема автоцистерн.

Иракские курды и центральное правительство ведут давний спор о нефти, который привел к серьезным задержкам экспорта этим летом, когда Курдистан прекратил свой экспорт из-за спора о его оплате.

Обе стороны не смогли договориться о изменении закона об углеводородах, разработанном в 2007 году.

Иракское правительство опасается, что растущая независимость Курдистана может дестабилизировать обстановку в стране. Премьер-министр Нури аль-Малики написал президенту США Бараку Обаме письмо с просьбой вмешаться и убедить "Exxon" не работать в Курдистане.

Теги: Россия, Лукойл, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, КРГ, ExxonMobil, Litasco, Vitol, Trafigura, SOMO, нефть, Газпром, Турция, Нури аль-Малики, Барак Обама, Total

kurdistan.ru

Kurdistan.Ru [статьи] «Лукойл», «Газпромнефть» и иракский закон

.opec.ru Победное возвращение российских компаний на нефтяное поле Ирака может столкнуться с серьезными проблемами. В парламенте страны почти 3 года обсуждается проект важнейшего для экономики рамочного закона об углеводородах. Ситуацию анализирует юрист-международник Эльдар Касаев

12 декабря 2009 года крупнейшая частная нефтяная компания России вернула себе право на разработку месторождения «Западная Курна-2», которое у нее отобрали в 2003 году.  Консорциум во главе с «Лукойл», его доля составляет 63,75% (11,25% – у норвежской  Statoil, 25% – у Ирака), выиграл второй раунд общенационального тендера на лицензирование недр.

Консорциум предложил Багдаду самые выгодные условия по разработке второй очереди месторождения «Западная Курна-2».  Государство отдает компаниям в качестве вознаграждения 1,15 доллара за каждый добытый баррель сверх установленного объема, а консорциум обязуется нарастить добычу до 1,8 млн баррелей в сутки. Вице-президент компании Леонид Федун сказал, что «Лукойл» планирует начать работы на месторождении сразу после вступления контракта в силу и получить первую нефть через 3-4 года. По его словам, окончательный контракт российская сторона планирует подписать с иракским правительством до конца января 2010 года.

Однако мне кажется, следует иметь в виду, что даже заключение соответствующих договоров, не станет страховкой для компании от угрозы правовых рисков. Речь идет об отсутствии в Ираке детально проработанного единого закона, регулирующего правоотношения в области разработки и использования недр. С последствиями того же порядка может столкнуться и консорциум во главе с другим российским игроком, «Газпромнефтью», победившим в декабрьском тендере на разработку иракского месторождения «Бадра».  Так что российских инвесторов могут ожидать значительные трудности уже на этапе создания и запуска своих проектов.

Пробелы в законодательстве призван был восполнить проект рамочного закона об углеводородах, разработанный еще феврале 2007 года Федеральным комитетом по нефти и энергетике Совета министров Республики Ирак. Но последовавшее вскоре обсуждение законопроекта в парламенте резко обострило разногласия между представителями различных этнических и конфессиональных групп, проживающих в Ираке.  Результат – закон так до сих пор и не принят. Что не делает его менее ожидаемым и крайне необходимым для современного развития Ирака. Тем более что экономика Ирака полностью зависит от доходов, которые приносит продажа нефти.

Закон, который никак не примут

Обсуждаемый в Ираке проект нового закона, регулирующего нефтегазовые отношения, содержит ряд чрезвычайно принципиальных положений. Прежде всего, в части, касающейся деятельности специально созданных органов и структур, которые призваны разрабатывать и осуществлять различные направления энергетической политики государства. Поэтому они заслуживают отдельного рассмотрения.

Проект закона  состоит из 8 разделов, включающихся в себя 43 статьи, и приложений. Все его положения применимы ко всем операциям и действиям, проводимым в отношении недр на всей территории государства, за исключением операций по перегонке, использованию в промышленных целях, хранению и распространению нефтяных ресурсов.

В статьях документа подробно прописывается компетенция органов государственной власти при регулировании отношений в этой области. Так, в ст. 5 говорится, что создание законодательства об углеводородах находится в ведении Совета представителей, который должен одобрять все международные договоры в нефтегазовой сфере, заключенные Ираком.

Совет министров отвечает за нефтегазовую политику Ирака и обязан вести наблюдение за ее реализацией, включая внесение предложений в нефтяное законодательство страны. Поэтому все законодательные инициативы Совета представителей в области использования углеводородных ресурсов должны будут получать рекомендации Совмина.

В помощь Совету министров в сфере выработки нефтяной политики и связанного с ней планирования предлагается создать Федеральный совет по нефти и газу (ФСНГ),  в котором будут представлены все провинции и регионы. ФСНГ имеет право вносить значительные изменения в направления своей деятельности, влияя тем самым непосредственно на политику в области ТЭК.

У ФСНГ будет право пересматривать и изменять договоры в области разведки и добычи, дающие сторонам право на проведение нефтяных операций в соответствии с положениями данного законопроекта. Кроме того, новый орган должен одобрить или изменить форму договора на разведку или добычу, принимая во внимание природу месторождения или исследуемой области, с целью обеспечения максимальной выгоды для граждан Ирака. Важными его функциями также является установление квалификационных критериев для нефтегазовых компаний и передача им прав на исследование месторождения и последующую добычу нефти с условием, что эти действия не повлекут за собой негативные последствия для государства.

ФСНГ и иракское министерство нефти несут ответственность за то, чтобы добыча ресурсов производилась в максимально выгодной для населения страны форме и в соответствии с законодательством, договорами и признанными международными критериями. Помимо выполнения своих административных и мониторинговых функций министерство нефти осуществляет контроль над издержками и расходами, понесенными лицами, наделенными соответствующим правом. Это делается для того, чтобы обеспечить должное и справедливое возмещение затрат.

Законопроект детально регулирует не только компетенцию федеральных органов государственной власти в нефтегазовой сфере, но и органов региональной власти. Согласно документу, в их ведении находятся вопросы лицензирования видов деятельности, связанных с разведкой и добычей нефти на открытых, но неразработанных месторождениях, в соответствии с распоряжениями и заявлениями ФСНГ совместно с квалифицированными международными нефтяными компаниями.

Помимо полномочий центральных и региональных органов государственной власти в области недропользования, законопроект регулирует распределение доходов от продажи энергоресурсов. Документ предполагает, что финансовые поступления от экспорта нефти станут направляться на единый счет, после чего их будут распределять между всеми 18 провинциями страны в зависимости от численности населения (ст.11).

В то же время документ предполагает передачу крупнейших иракских нефтяных месторождений в «полное и эксклюзивное управление» ведущим западным нефтяным компаниям сроком на 32 года (ст.13F). Этот пункт разрешает иностранным компаниям вести свою деятельность в Ираке на основе партнерства, а не собственности – по Конституции и в соответствии со ст.1 законопроекта, все недра принадлежат народу Ирака.

Этот противоречивый Курдистан

Разногласия между представителями различных этнических и конфессиональных групп Ирака при обсуждении законопроекта в парламенте прежде всего связаны с Курдистаном. Вопрос Курдистана, особенно его «энергетическая подоплека», всегда довольно остро стоял в Ираке. И сегодня споры различных местных этнических и конфессиональных групп по поводу нефти района Киркук остаются одним из основных факторов, не позволяющих принять соответствующий закон на федеральном уровне. Притязания на это богатейшее месторождение имеют помимо курдов, еще и арабы-сунниты, на территории которых в настоящее время отсутствуют действующие нефтяные месторождения. Статус Киркука – входить ли ему в состав Курдистана или нет – до их пор не определен.

По Конституции Ирака Курдистан имеет статус федерального района и очень широкие полномочия даже для субъекта федеративного государства: право на собственное законодательство (при условии непротиворечия федеральной Конституции), собственную систему законодательной, исполнительной и судебной власти, собственные силы безопасности, собственные представительства при иракских посольствах за рубежом. К исключительной сфере полномочий федерации относятся только внешние сношения, оборона, финансовая и фискальная политика, торговля между регионами Ирака и управление водными ресурсами, поступающими из-за пределов страны.

Положения Конституции, касающиеся эксплуатации богатейших нефтяных ресурсов страны, намеренно сделаны предельно расплывчатыми. Нефть и газ признаются собственностью всего иракского народа (ст.108), а управление добычей нефти из существующих на данный момент месторождений будет осуществляться федеральным правительством совместно с добывающими регионами и провинциями. Доходы будут распределяться между частями страны в соответствии с демографическим распределением населения (ст.109). На данный момент доля Курдистана в доходах от экспорта нефти составляет 17%.

Следует особо подчеркнуть, что, согласно основному закону Ирака, федеральное правительство  и правительства производящих районов и провинций вместе разрабатывают необходимую стратегическую политику по развитию нефтяного и газового богатства с целью получения максимальной выгоды для иракского народа, используя самую современную технологию и поощрение инвестиций.

Важно заметить, что в законодательстве отсутствует четкое определение порядка разработки вновь открытых месторождений. Он, по всей видимости, должен быть определен специальным федеральным законом. Однако уже сейчас в Курдистане создается Министерство природных ресурсов, и заключаются контракты с многочисленными зарубежными фирмами о разведке и добыче нефти.

Широкие полномочия курдского региона вызывают понятную озабоченность других иракских групп. Многие видят в них подготовку к созданию независимого курдского государства. Арабы-шииты сначала выступали против излишнего усиления Иракского Курдистана за счет центрального правительства, однако теперь они, видимо, все в большей степени склоняются к идее создания собственного самоуправляемого региона на юге Ирака. Но такой сценарий вызывает недовольство у суннитов, проживающих в центральной и восточной части страны.

Камнем преткновения в наибольшей степени служит именно нефть, поскольку суннитская часть практически лишена этих ресурсов. И споры вокруг нефти могут резко обостриться в случае включения в состав курдского региона района Киркука.

Основные выводы

Итак, победителям тендеров при разработке месторождений в любом случае придется столкнуться со множеством дополнительных рисков по причине отсутствия здесь внятного законодательства, регулирующего эту сферу деятельности.

До сих пор не принятое иракское законодательство об основах деятельности в нефтяной отрасли вводит определенные юридические новеллы. Прежде всего, это касается закрепления правового статуса, выполняемых функций и задач, соответствующих институтов и порядка пользования недрами на территории Курдистана.

Надо иметь в виду, что региональные курдские власти сохранят за собой право выдачи лицензий на последующее иностранное участие (к примеру, российское) в нефтяном и газовом развитии своего региона.

И, наконец, самое неприятное, на мой взгляд – иракскому парламенту вряд ли удастся принять законопроект в ближне- и даже среднесрочной перспективе. Процесс тормозят серьезные разногласия, сложившиеся внутри разношерстного депутатского корпуса. Межконфессиональные, а также этнические проблемы осложняются противоречиями внутри отдельных групп, сформированных по этим признакам.

Эльдар Касаев, МГИМО (У) МИД России, специалист по инвестициям в энергетику стран Ближнего Востока и Африки

kurdistan.ru


Смотрите также