Проблемы лукойла


Проблемы ЛУКОЙЛ | Вся правда о...

Как и прогнозировал Ъ, стремительная экспансия НК "ЛУКОЙЛ" в "чужие" регионы, осуществляемая по ставшей уже традиционной схеме — подписание соглашения о сотрудничестве с администрацией, покупка или аренда нефтебаз, строительство АЗС и утверждение на местном рынке без сопротивления действующих здесь НК — дала сбой в Татарии. Почти через год после подписания соглашения с ее правительством ЛУКОЙЛ все еще не может заявить о начале реализации конкретных проектов. На днях первый вице-президент НК Равиль Маганов предпринял новую попытку выяснить отношения, однако его визит в Казань не дал результата. Намеченная встреча с президентом Шаймиевым не состоялась, что уже само по себе свидетельствует о напряженности в отношениях между НК и республикой. В интервью Ъ г-н Маганов заявил, что ЛУКОЙЛ намерен уже в ближайшее время приступить к строительству продуктопровода Пермь—Бавлы (Республика Татарстан, РТ), что было предусмотрено соглашением. Вся документация уже готова, получены согласия региональных властей, за исключением правительства РТ, с которым компания еще не договорилась об условиях участия республики в проекте. Несмотря на откровенное желание ЛУКОЙЛа найти обоюдовыгодное решение, полной уверенности в успехе у компании нет. Поэтому подготовлены запасные варианты. Один из них предполагает доведение трубопровода до Камбарки (Удмуртия), а затем поворот не на Бавлы, а в Башкирию, что не потребует дополнительных затрат. Однако независимо от того, где произойдет врезка в магистральный продуктопровод Омск—Брянск, перекачка пермских нефтепродуктов на запад будет осуществляться через участок Альметьевск—Нижний Новгород, и его-то уж никак не обойти. Конечно, РТ не вправе запретить транзит топлива, зато может не выделить на своей территории участки для строительства нефтебаз и АЗС, что поставит под угрозу эффективность бизнес-плана "Реализация нефтепродуктов нефтяной компании ЛУКОЙЛ через продуктопровод Альметьевск—Н. Новгород—Рязань—Москва—Орел" (корреспонденту Ъ дали его почитать на ночь, как редкий детектив). По этому плану компания поставляет на НПЗ "НОРСИ" 7 млн т нефти в год и реализует полученное топливо в регионах, прилегающих к трубопроводу. Для обеспечения этой схемы только на продуктопроводе Нижний Новгород—Альметьевск предусмотрено строительство трех автоналивных пунктов и одного распределительного блока, причем два из этих объектов — в Татарии. Кроме того, ЛУКОЙЛ ведет переговоры об аренде или выкупе (даже со всеми долгами) четырех незагруженных нефтебаз, принадлежащих АО "Татнефтепродукт-холдинг", а также о строительстве в РТ 18 АЗС. В пику конкурентам цены на топливо могут быть снижены на 5%.        Хорошо понимая заинтересованность ЛУКОЙЛа в этом проекте, руководство Татарии ведет свою игру, стремясь извлечь из сотрудничества максимум дивидендов. В частности, вице-премьер РТ Равиль Муратов заявил Ъ, что ни о каких сколько-нибудь конкретных проектах ЛУКОЙЛа на территории республики не может быть и речи до тех пор, пока "они не упорядочат свою структуру в РТ согласно договоренности". Суть ее в том, что в состав учредителей уже существующего АО "ЛУКОЙЛ-Татарстан" должно войти правительство РТ. Судя по всему, стороны пока не согласовали доли участия. По словам г-на Маганова, "ЛУКОЙЛ обычно работает по схеме 51 на 49%, и это всем хорошо известно". Однако так же хорошо известно, что Татария предпочитает паритет. Судя по тому, что в декабре ЛУКОЙЛ планирует переговоры с премьер-министром РТ Фаридом Мухаметшиным, вице-премьерами Равилем Муратовым и Владимиром Швецовым, компания твердо намерена до конца года решить все проблемы и приурочить подписание конкретных соглашений к намеченному на конец декабря пуску лукойловской АЗС в Казани. Ожидается, что этот торжественный акт почтит своим присутствием президент НК Вагит Алекперов, который, как известно, просто так никуда не ездит. Можно также предположить, что, если до конца месяца договориться не удастся, именно Алекперов выложит главный козырь, который повернет ситуацию в нужную ему сторону. Таким козырем может стать предложение "Татнефти" принять участие в международных проектах ЛУКОЙЛа, например в Азербайджане. Если учесть, что в ходе ноябрьского визита Шаймиева в Баку была достигнута договоренность о сотрудничестве в нефтяной отрасли, то помощь в этом со стороны ЛУКОЙЛа может оказаться для РТ весьма кстати.

vspro.info

"ЛУКойл" избавляется от своего самого прибыльного актива в Европе

Ненужная итальянская дочка

Крупнейший частный нефтедобытчик России начал процесс выхода из своих активов в Италии. Первым под нож попала бункеровка — заправка и отгрузка на суда переработанного топлива, дизеля и мазута. В прошлом году, как свидетельствуют имеющиеся у Лайфа документы компании, её местная "дочка" — LUKOIL-Bunker Italy Srl — была вычеркнута из списка аффилированных лиц. По данным "ЛУКойла", она обслуживала местный нефтеперерабатывающий завод на острове Сицилия, принадлежащий самой нефтекомпании.

Интересно, что сам НПЗ до сих пор значится в структуре зарубежных активов российской компании. Это странно по той причине, что больше половины вырабатываемого там бензина уходит потребителям с материковой части Италии. А доставить товар туда, как несложно догадаться, дешевле всего с помощью собственного нефтеналивного порта, от которого "ЛУКойл" и отказался. "Привлечение для этих целей сторонних портов и судов — задумка малорентабельная и нереалистичная", — отмечает в разговоре с Лайфом источник в "ЛУКойле".

— Перевод бункеровочной компании на другое юрлицо исключён: за последний год среди связанных с "ЛУКойлом" лиц не появилось новых компаний из Италии, — замечает собеседник Лайфа в компании Вагита Алекперова.

Официальные представители "ЛУКойла" и его итальянской "дочки" не ответили на запрос Лайфа.

В июне прошлого года Алекперов говорил СМИ, что в ближайшем будущем действительно не исключает продажи заводов в Италии и других европейских странах.

Сицилийский завод ISAB является крупнейшим по установленной мощности активом "ЛУКойла" в Европе. По данным итальянской ассоциации переработчиков Unione Petrolifera, его мощность достигает 19,4 млн тонн нефти (по данным "ЛУКойла", несколько меньше — 16 млн т). Остальные заводы компании слабее — завод в Болгарии "ЛУКойл нефтохим Бургас" перерабатывает максимум 9,8 млн т, в Румынии ("Петротел ЛУКойл") — 2,4 млн т, в Голландии (Zeeland Refinery) — 3,6 млн т.

По данным источников и экспертов Лайфа, для выхода из актива у "ЛУКойла" есть масса причин.

Бизнес-проблемы с подтекстом

Наверное, одна из самых существенных — что завод постоянно снижает переработку. По данным Unione Petrolifera, сицилийский завод испытывает проблемы с загрузкой: если в 2007 году на нём было переработано 14 млн т нефти, то в 2012-м — уже 10 млн т, а в 2015-м — всего 7,3 млн т (по данным самого "ЛУКойла", в 2015-м было переработано 9 млн т).

— На сайте "ЛУКойла" сказано, что сырьё на итальянский НПЗ поставляется в основном из стран Черноморского региона, Северной и Западной Африки, Персидского залива. Но с конца нулевых импорт сырой нефти всё чаще заменяется импортом готового к использованию топлива напрямую потребителям, в обход местных НПЗ, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

В 2014 году вице-президент Unione Petrolifera Алессандро Джилотти говорил, что из-за увеличения отгрузок бензина из стран Персидского залива "страна становится уязвимой": по сравнению с 2008 годом, переработка на местных НПЗ упала на 30%. За 2014 год закрылись крупные заводы в Риме, Мантуе, Венеции и Кромоне, говорил Джилотти.

На самом деле "ЛУКойл" понимал всю ущербность завода и собирался привлечь в Сицилию иракскую нефть, в основном со своего проекта "Западная Курна — 2", утверждают источники Лайфа. Но из-за падения цен на чёрное золото иракское правительство, как уже писал Лайф, урезало нефтяные и денежные отчисления "ЛУКойлу". За 2016-й, по данным компании, с Западной Курны она получила 5 млн т нефти, то есть ровно вдвое меньше, чем годом ранее.

Впрочем, даже с загрузкой менее чем наполовину завод остаётся в числе четырёх крупнейших НПЗ Италии (хотя в 2012-м был вторым). Его доля на местном рынке составляет 11%. Первое место по переработке занимает НПЗ SARAS на Сардинии. Кстати, 12% этого завода до недавнего времени принадлежали "Роснефти". В январе крупнейшая российская нефтекомпания продала свою долю частным инвесторам за 174 млн евро. По данным компании, это произошло из-за невозможности увеличить свой пакет акций по причине европейских санкций. В отличие от лукойловского ISAB у SARAS с загрузкой было всё хорошо — из 15 млн т мощностей в 2015-м было задействовано 14,5 млн т, свидетельствуют данные Unione Petrolifera.

Кроме недостатка топлива компанию Вагита Алекперова к продаже НПЗ подталкивает снижение популярности среди морских перевозчиков дизеля и мазута.

— В последнее время, особенно на Балтике, в связи с экологическими требованиями Евросоюза традиционный дизель всё чаще заменяется сжиженным газом (СПГ), — замечает в разговоре с Лайфом Юшков из ФНЭБа. — Хотя Средиземноморье эта тенденция сильно пока не затронула.

Но это, вполне возможно, лишь вопрос времени. Так как спрос на дизель и мазут действительно снижается во всей Европе, в том числе и в Средиземноморье, подтвердил Лайфу редактор газеты "Морские вести России" Анатолий Кузнецов.

Ещё более сильную роль в отторжении россиян из европейского бизнеса играет не столько экономический, сколько политический фактор, считают аналитики.

— На компанию оказывается давление. Возьмите, к примеру, начавшиеся в 2014-м преследования топ-менеджмента румынского НПЗ "ЛУКойла". Да, они хоть и закончились ничем в 2016 году, но российской компании дали понять, что ей здесь не рады, — приводит пример Юшков. — "ЛУКойл" понимает возможные последствия, и для него лучше сократить прибыль и продать более-менее рентабельное предприятие, чем нести риски.

Сейчас стоимость завода, по расчётам аналитика Moody’s Криса Лафакиса, с учётом снизившейся маржинальности бизнеса, может достигать $2 млрд. Покупка и наращивание доли в НПЗ в 2008–2013 гг. стоили "ЛУКойлу" примерно $2,5 млрд.

В последние несколько лет компания Алекперова очень активно распродаёт свои европейские активы. В 2014 году компания продала розничный бизнес в Восточной Европе: 44 АЗС в Чехии, 75 — в Венгрии и 19 — в Словакии, а также в Польше, Прибалтике и нефтехимический завод на Украине.

Впрочем, летом первый вице-президент компании Владимир Некрасов сообщил, что в начале 2016-го "ЛУКойл" купил сети АЗС в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге. По последним планам Алекперова, компания намерена активизировать свой розничный бизнес в Турции.

 

vspro.info

Глава 3. Предложения по совершенствованию управления персоналом на оао «лукойл»

3.1 Проблемы управления персоналом на предприятии оао «лукойл»

Политика управления персоналом ОАО «Лукойл» основана на миссии Компании - стать одним из лидеров среди крупнейших энергетических компаний мира, действующим в интересах общества, потребителей, акционеров и работников- и призвана поддерживать ее выполнение. Политика управления персоналом исходит из положений бизнес-стратегии, которая определяет долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели Компании, пути их достижения и ключевые показатели, отражающие степень достижения этих целей, и способствует реализации бизнес-стратегии.

Главная задача политики управления персоналом заключается в создании такой системы управления кадрами, при которой ОАО «ЛУКОЙЛ» имело бы стабильный статус «предпочтительного работодателя» на рынке труда.

Для создания эффективной политики управления персоналом необходимо решение проблем управления персоналом, выявленных на сегодняшний день.

В реальных условиях предприятие имеет множество проблем управления персоналом, устранение которых приведет к повышению эффективности деятельности организации, так как именно от деятельности и функционирования персонала организации зависит место организации в обществе. Следовательно, необходимо выделить проблемы управления персоналом в ОАО «ЛУКОЙЛ».

К основным проблемам управления персоналом в ОАО «ЛУКОЙЛ» относятся:

  1. нехватка квалифицированных кадров

  2. не достаточно эффективное использование кадров организации

  3. недостаточное количество молодых специалистов

Решение этих проблем:

  1. улучшит результативность труда компании

  2. привлечет на работу в Компанию «лучших из лучших»

  3. повысит уровень мотивации работников

  4. приведет к росту профессионализма сотрудников.

Таким образом, решение проблем управления персоналом, является немаловажной ступенью на пути к более эффективной деятельности компании, так как именно от политики управления персоналом зависит деятельность организации в целом

3.2 Предложения по усовершенствованию политики управления персоналом на предприятии оао «лукойл»

Проанализировав проблемы управления персоналом в ОАО «ЛУКОЙЛ» я бы хотела предложить некоторые методы для улучшения политики управления персоналом в данной компании. Ведь именно от персонала зависит качество деятельности организации. Персонал является основной частью организации и от того насколько эффективно будет управление персоналом зависит успех компании. При разработке предложений по усовершенствованию политики управления персоналом на предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ» я опиралась на зарубежный опыт управления персоналом, в частности на японский опыт управления персоналом, где главный принцип управления персоналом основывается на философии "Мы все одна семья", поэтому самая важная задача японских менеджеров установить такие отношения с рабочими, которые показывали бы, что и рабочие, и менеджеры - одна семья.

Итак, для решения проблем управления персоналом организации я предлагаю:

  1. Руководству предприятия организовывать групповые практики, для вновь поступивших работников, чтобы произошла их адаптация в предприятии. Во время практики выявляются потребности, склонности, способности, интересы персонала, благодаря которым можно повысить эффективность использования кадров организации. Также ускорять адаптацию персонала путем проведения мероприятий, позволяющих сотрудникам быстрее привыкнуть к своим обязанностям;

  2. Постепенно осуществлять иерархический рост персонала, в результате которого работник переходит на более высокую ступень социальной лестницы. Повышения могут быть незначительными, но их регулярность хорошо мотивирует людей, создавая ощущение постоянной перспективы трудовой карьеры. Мотивация играет огромную роль в эффективности управленческой деятельности, поэтому необходимо постоянно повышать мотивацию, обеспечивая благоприятные условия для обеспечения работы персонала;

  3. Также для повышения мотивации персонала организация может организовывать за свой счет проведение различных торжеств: свадеб, юбилеев, семейных торжеств и т.д.; За счет проведения различных торжеств можно повысить также корпоративный дух персонала, чтобы сотрудники были привязаны не только к работе, но и к отношениям с коллегами.

  4. От квалификации работников, их профессиональной подготовки значительно зависит эффективность производства. Руководству компании необходимо большое внимание уделять подбору кадров, подготовке высококвалифицированных специалистов. Для этого можно за счет компании отправлять сотрудников в образовательные центры, где будет происходить повышение профессионализма и квалификации персонала;

  5. Проводить тренинги, для доведения до персонала миссии, целей компании, чтобы сотрудники четко понимали основные задачи их деятельности;

  6. Хотелось бы также предложить компании предоставлять жилье за счет предприятия сотрудникам с большим трудовым стажем;

  7. Так как удовлетворение материальных потребностей играет не последнюю роль для мотивации персонала необходимо четко разработать эффективную систему вознаграждения персонала;

  8. Руководству необходимо уделять большое внимание социально - психологическим методам управления персоналом. Для выполнения этого метода руководство должно минимизировать количество конфликтов в компании, применять индивидуальный подход к каждому сотруднику, исходя из потребностей и личных качеств сотрудника. В дальнейшем это приведет к складыванию определенной корпоративной внутренней культуры, в которой сотрудники будут чувствовать себяуверенно, что, несомненно, приведет к повышению эффективности деятельности сотрудников.

Таким образом, все эти методы приведут хотя бы к решению первичных проблем управления персоналом, что приведет в дальнейшем к устранению вторичных проблем.

Заключение

Таким образом, хотелось бы подвести итог по данной курсовой работе.

Оттого насколько правильно проводится политика управления персоналом, зависит эффективность деятельности компании. Персонал играет немаловажную роль в успешном становлении организации, поэтому необходимо четко и правильно подходить к выбору подходов и методов управления персоналом организации. К подходам управления персоналом относится: классический подход и гуманистический подход. Именно от выбора подхода зависит качество организации труда на предприятии. К методам управления персоналом относят административные, экономические и социально-психологические методы. Необходимо комбинировать между собой эти методы и выбирать каждый метод в соответствии со сложившейся ситуацией, что приведет к повышению связей в трудовом коллективе, что считается важным в эффективном управлении персоналом. Не последнюю роль в организации играет нормативно-методическое и правовое обеспечение управления персоналом. За счет нормативно-методических и правовых документов строятся отношения между руководителем и его подчиненными.

В данном курсовом проекте мы исследовали компанию ОАО «ЛУКОЙЛ» и на его примере проанализировали управление данной компанией.

ОАО «ЛУКОЙЛ» имеет линейную структуру управления. Необходимо отметить, что линейная структура имеет ряд достоинств: четкие системы взаимосвязи между руководителями и подчиненными; быстрота реакции в ответ на прямые указания; личная ответственность руководителя за конечные результаты предприятия и др.

Однако существуют и недостатки, такие как высокие требования к руководителю и перегрузка менеджеров.

В компании хорошо поставлена практика делегирования полномочий, входящих в непосредственную компетенцию определённого подразделения. Генеральный директор компании сосредоточил всю основную власть в своих руках, при этом он не старается выполнить все поставленные задачи в одиночку, а делегирует часть своих полномочий прямым заместителям. Таким образом, директор управляет своими прямыми заместителями, имея при этом представления о действиях подчиненных. Подобное делегирование также помогает директору компании более быстро довести до всех структурных подразделений цели и задачи компании.

Необходимо отметить, что ОАО «ЛУКОЙЛ», имеет четко сформулированную миссию, обозначил перед собой конкретные цели и задачи, между которыми наблюдается необходимая связь, что очень важно для их реализации. Таким образом, можно судить о грамотной, продуманной управленческой деятельности со стороны руководства компании.

Важными, первичными проблемами ОАО «ЛУКОЙЛ» являются нехватка квалифицированных кадров, не достаточно эффективное использование кадров организации, а также недостаточное количество молодых специалистов. Решение этих проблем приведет к росту профессиональных качеств сотрудников, привлечению высококвалифицированных кадров, что немаловажно для высокоэффективной деятельности компании. Кадры играют решающую роль в компании и именно от политики управления ими, зависит процветание компании. Для решения поставленных проблем в большей мере необходимо повышение мотивации сотрудников, как в материальном плане, так и в моральном. Задача компании состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для эффективной деятельности сотрудников.

Список источников и литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Ч.1.от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ. – 1994. - №32- ст.3301.

  2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

  3. Закон РФ от 11.03.92 №2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (в ред. ФЗ от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

  4. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 22.07.2010 N 162-ФЗ).

  5. Аширов Д.А., Управление персоналом. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. – 135 с.

  6. Брагина З.В., Дудяшова В.П., Каверина З.Т. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов. – М.: КноРус, 2010. – 126 с.

  7. ГерасимовБ.Н. и др. Менеджмент персонала: Учебное пособие. – Ростов н/Д., 2003.

  8. Иванова-Швец, Л.Н., Корсакова А.А., Тарасова С.Л. Управление персоналом: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. ЦентрЕАОИ, 2008. – 200 с.

  9. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов.- 5-е изд. - М.: Академический Проект: Трикста, 2005.-560 с. -(«Gaudeamus»).

  10. Макарова И.К.Управление персоналом: Наглядные учебно-методические материалы. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. – 98 с.

  11. Мишин А.К., Третьякова Н.А. Единая служба управления персоналом современной организации. Методические рекомендации. Барнаул, 2002.

  12. Пихало В.Т., Ефремова Ю.Е., Петрова С.А. Управление персоналом организации: учебное пособие. – М.: Форум, 2010. – 400 с.

  13. Потемкин В. К. Управление персоналом: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.

  14. Шапиро С.А., Шатаева О.В.. Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс. Учебное пособие.- М.: Институт международных государственно - гуманитарных связей, 2008.- 99 с.

  15. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. Изд. 5-е, перераб. и доп. (Серии "Библиотека журнала 'Управление персоналом") - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2002. - 368 с.

  16. Управление персоналом организации Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 638 с. - (Высшее образование).

  17. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002. - 560 с.

  18. http://www.lukoil.ru/

  19. http://www.i-u.ru/biblio/

Приложение 1

Организационная структура управления ОАО «ЛУКОЙЛ»

Генеральный директор

Заместитель генерального директора по персоналу и общим вопросам

Заместитель генерального директора по экономике и финансам

Главныйинженер

Главныйбухгалтер

Приложение 2

Таблица методов управления персоналом

studfiles.net

"ЛУКойл" избавляется от своего самого прибыльного актива в Европе

"ЛУКойл" избавился от собственного бункеровочного предприятия на Сицилии. Оно долгие годы вывозило бензин с местного НПЗ компании. Теперь доставка нефтепродуктов с завода на материковую часть Италии, где находятся основные потребители и лукойловская сеть АЗС, сильно теряет в рентабельности.

Ненужная итальянская дочка

Крупнейший частный нефтедобытчик России начал процесс выхода из своих активов в Италии. Первым под нож попала бункеровка — заправка и отгрузка на суда переработанного топлива, дизеля и мазута. В прошлом году, как свидетельствуют имеющиеся у Лайфа документы компании, её местная "дочка" — LUKOIL-Bunker Italy Srl — была вычеркнута из списка аффилированных лиц. По данным "ЛУКойла", она обслуживала местный нефтеперерабатывающий завод на острове Сицилия, принадлежащий самой нефтекомпании.

Интересно, что сам НПЗ до сих пор значится в структуре зарубежных активов российской компании. Это странно по той причине, что больше половины вырабатываемого там бензина уходит потребителям с материковой части Италии. А доставить товар туда, как несложно догадаться, дешевле всего с помощью собственного нефтеналивного порта, от которого "ЛУКойл" и отказался. "Привлечение для этих целей сторонних портов и судов — задумка малорентабельная и нереалистичная", — отмечает в разговоре с Лайфом источник в "ЛУКойле".

— Перевод бункеровочной компании на другое юрлицо исключён: за последний год среди связанных с "ЛУКойлом" лиц не появилось новых компаний из Италии, — замечает собеседник Лайфа в компании Вагита Алекперова.

Официальные представители "ЛУКойла" и его итальянской "дочки" не ответили на запрос Лайфа.

В июне прошлого года Алекперов говорил СМИ, что в ближайшем будущем действительно не исключает продажи заводов в Италии и других европейских странах.

Это не такие активы, которые сегодня являются для нас стратегическими, мы концентрируемся в основном в последние годы на геологоразведке, разработке нефтяных и газовых месторождений. Это может подтолкнуть нас принять кардинальные решения о судьбе таких активов в будущем

Вагит Алекперов, президент "ЛУКойла"

Сицилийский завод ISAB является крупнейшим по установленной мощности активом "ЛУКойла" в Европе. По данным итальянской ассоциации переработчиков Unione Petrolifera, его мощность достигает 19,4 млн тонн нефти (по данным "ЛУКойла", несколько меньше — 16 млн т). Остальные заводы компании слабее — завод в Болгарии "ЛУКойл нефтохим Бургас" перерабатывает максимум 9,8 млн т, в Румынии ("Петротел ЛУКойл") — 2,4 млн т, в Голландии (Zeeland Refinery) — 3,6 млн т.

По данным источников и экспертов Лайфа, для выхода из актива у "ЛУКойла" есть масса причин.

Бизнес-проблемы с подтекстом

Наверное, одна из самых существенных — что завод постоянно снижает переработку. По данным Unione Petrolifera, сицилийский завод испытывает проблемы с загрузкой: если в 2007 году на нём было переработано 14 млн т нефти, то в 2012-м — уже 10 млн т, а в 2015-м — всего 7,3 млн т (по данным самого "ЛУКойла", в 2015-м было переработано 9 млн т).

— На сайте "ЛУКойла" сказано, что сырьё на итальянский НПЗ поставляется в основном из стран Черноморского региона, Северной и Западной Африки, Персидского залива. Но с конца нулевых импорт сырой нефти всё чаще заменяется импортом готового к использованию топлива напрямую потребителям, в обход местных НПЗ, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

В 2014 году вице-президент Unione Petrolifera Алессандро Джилотти говорил, что из-за увеличения отгрузок бензина из стран Персидского залива "страна становится уязвимой": по сравнению с 2008 годом, переработка на местных НПЗ упала на 30%. За 2014 год закрылись крупные заводы в Риме, Мантуе, Венеции и Кромоне, говорил Джилотти.

На самом деле "ЛУКойл" понимал всю ущербность завода и собирался привлечь в Сицилию иракскую нефть, в основном со своего проекта "Западная Курна — 2", утверждают источники Лайфа. Но из-за падения цен на чёрное золото иракское правительство, как уже писал Лайф, урезало нефтяные и денежные отчисления "ЛУКойлу". За 2016-й, по данным компании, с Западной Курны она получила 5 млн т нефти, то есть ровно вдвое меньше, чем годом ранее.

Впрочем, даже с загрузкой менее чем наполовину завод остаётся в числе четырёх крупнейших НПЗ Италии (хотя в 2012-м был вторым). Его доля на местном рынке составляет 11%. Первое место по переработке занимает НПЗ SARAS на Сардинии. Кстати, 12% этого завода до недавнего времени принадлежали "Роснефти". В январе крупнейшая российская нефтекомпания продала свою долю частным инвесторам за 174 млн евро. По данным компании, это произошло из-за невозможности увеличить свой пакет акций по причине европейских санкций. В отличие от лукойловского ISAB у SARAS с загрузкой было всё хорошо — из 15 млн т мощностей в 2015-м было задействовано 14,5 млн т, свидетельствуют данные Unione Petrolifera.

Кроме недостатка топлива компанию Вагита Алекперова к продаже НПЗ подталкивает снижение популярности среди морских перевозчиков дизеля и мазута.

— В последнее время, особенно на Балтике, в связи с экологическими требованиями Евросоюза традиционный дизель всё чаще заменяется сжиженным газом (СПГ), — замечает в разговоре с Лайфом Юшков из ФНЭБа. — Хотя Средиземноморье эта тенденция сильно пока не затронула.

Но это, вполне возможно, лишь вопрос времени. Так как спрос на дизель и мазут действительно снижается во всей Европе, в том числе и в Средиземноморье, подтвердил Лайфу редактор газеты "Морские вести России" Анатолий Кузнецов.

Ещё более сильную роль в отторжении россиян из европейского бизнеса играет не столько экономический, сколько политический фактор, считают аналитики.

— На компанию оказывается давление. Возьмите, к примеру, начавшиеся в 2014-м преследования топ-менеджмента румынского НПЗ "ЛУКойла". Да, они хоть и закончились ничем в 2016 году, но российской компании дали понять, что ей здесь не рады, — приводит пример Юшков. — "ЛУКойл" понимает возможные последствия, и для него лучше сократить прибыль и продать более-менее рентабельное предприятие, чем нести риски.

Сейчас стоимость завода, по расчётам аналитика Moody’s Криса Лафакиса, с учётом снизившейся маржинальности бизнеса, может достигать $2 млрд. Покупка и наращивание доли в НПЗ в 2008–2013 гг. стоили "ЛУКойлу" примерно $2,5 млрд.

В последние несколько лет компания Алекперова очень активно распродаёт свои европейские активы. В 2014 году компания продала розничный бизнес в Восточной Европе: 44 АЗС в Чехии, 75 — в Венгрии и 19 — в Словакии, а также в Польше, Прибалтике и нефтехимический завод на Украине.

Впрочем, летом первый вице-президент компании Владимир Некрасов сообщил, что в начале 2016-го "ЛУКойл" купил сети АЗС в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге. По последним планам Алекперова, компания намерена активизировать свой розничный бизнес в Турции.

life.ru

Лукойлизация | Вся правда о...

Президентом компании стал бывший первый заместитель министра нефтяной и газовой промышленности СССР Вагит Алекперов. Так что с самого начала ЛУКОЙЛ, виртуозно используя административный ресурс, рос как на дрожжах, подминая под себя новые добывающие и перерабатывающие предприятия и без труда получая лицензии на все более обширные месторождения. В итоге за десять лет ЛУКОЙЛ превратился в крупнейшую российскую НК, став обладателем самых крупных в мире доказанных запасов нефти. Естественно, что рано или поздно нефтяному гиганту должно было стать тесно в России. И с конца 90-х началась мощная зарубежная экспансия. В Восточной Европе компания приобрела три нефтеперерабатывающих завода и сеть бензоколонок, в США – компанию "Гетти" с сетью из 1300 АЗС. Еще в середине 90-х на откуп ЛУКОЙЛу была отдана и российская доля в крупнейшем иракском месторождении Западная Курна. Государственный пакет в капитале компании, а также близость к власти позволяли ЛУКОЙЛу прикрывать массированную экспансию государственными интересами. Впрочем, триколорная вывеска никогда не мешала ЛУКОЙЛу игнорировать зарубежные интересы России в погоне за собственной прибылью. Каспийский раздор Богатый нефтью каспийский шельф всегда был лакомым куском для ЛУКОЙЛа. Сейчас компании принадлежит более половины всех разработок в регионе, в том числе и в зарубежных частях Каспия. И это несмотря на неизменную позицию российского МИДа: не участвовать в разработке прикаспийских месторождений до определения правового статуса моря. Но близость Вагита Алекперова к президенту Азербайджана Гейдару Алиеву, расположение, которое он оказывал экс-министру энергетики Александру Гаврину, сглаживали острые углы – ЛУКОЙЛ крепко обосновался на Каспии. Скандал разразился 4 июля 1997 года, когда ЛУКОЙЛ с "Роснефтью" подписали соглашение о совместной с Азербайджаном разработке шельфового месторождения Кяпаз. Буквально на следующий день МИД Туркмении направил России ноту протеста: соглашение было справедливо расценено как вторжение на суверенную территорию. Дело в том, что месторождение Кяпаз гораздо ближе к берегам Туркмении (104 км), нежели Азербайджана (184 км). Соглашение ЛУКОЙЛа возродило давний спор между Баку и Ашхабадом за месторождения Чираг и Азери (первое частично, а второе полностью расположено в туркменском секторе Каспия). Чтобы не испортить отношения с Туркменией – одним из основных союзников России на Каспии, – российскому МИДу пришлось оправдываться и в качестве компенсации признать долг перед Туркменией в $228,5 млн. Нефть пойдет в обход Самым скандальным примером внешнеэкономической деятельности ЛУКОЙЛа стал, впрочем, другой, также азербайджанский, проект – участие в разработке месторождений Азери, Чираг, Гюнешли (АЧГ), получивший в Азербайджане название "проекта века" и суливший превратить страну в весомого игрока на нефтяном рынке. Для разработки АЧГ в 1994 году под патронажем администрации США была создана Азербайджанская Международная Операционная Компания (АМОК), в которую среди прочих вошли международные нефтяные гиганты British Petroleum, Amoco и Exson. А в 1996-м после долгих дипломатических процедур 10-процентную долю в АЧГ получила и Россия, точнее, – ЛУКОЙЛ. Для реализации грандиозного проекта не хватало одного – путей доставки нефти. Трубопровод Баку–Новороссийск полный объем нефти принять не мог, да и Соединенным Штатам был не очень-то нужен: позиций США в этом регионе трубопровод не укреплял. Тогда родился еще один грандиозный проект – строительство нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан для транспортировки "большой каспийской нефти" из Баку через Тбилиси в средиземноморский турецкий порт Джейхан, то есть в обход России. Соглашение о строительстве было подписано 18 ноября 1999 года в ходе саммита глав государств ОБСЕ в Стамбуле президентами Азербайджана, Турции, Грузии, а также президентом США Биллом Клинтоном. Позднее к договору присоединился Казахстан, согласившийся пропускать через Баку–Джейхан значительные объемы казахской нефти – только для азербайджанской нефти строительство "трубы", требующее около $3 млрд., было бы невыгодно. А в декабре 2001 года о намерении участвовать в строительстве нефтепровода заявил крупнейший американский нефтегазовый концерн Chevron-Texaco. Среди отговорок, которыми ЛУКОЙЛ издавна кормил правительство, "нелегитимно" разрабатывая каспийские месторождения, главным аргументом было то, что нефть, пусть и иностранная, будет проходить по российскому трубопроводу Баку–Новороссийск, до сих пор являющемуся основной нефтяной артерией региона. Тут-то и появилась новость: ЛУКОЙЛ, возможно, будет участвовать в строительстве нефтепровода в Турцию. Нельзя не отметить, что "труба" на Джейхан крайне выгодна для США и его региональных союзников – Грузии и Турции: Штатам доставалась каспийская нефть, сателлитам – деньги за ее прокачку, влияние же России на Каспии однозначно уменьшалось. Алекперов же заявлял: компания изучает возможность участия в проекте Баку–Джейхан, рассчитывает получить в нем долю в 7,5% и оценивает его как экономически выгодный, поскольку он даст ЛУКОЙЛу новое направление нефтеэкспорта. Неизвестно, каких усилий это стоило, но к концу 2002 года ЛУКОЙЛ заставили осознать всю "непатриотичность" такой позиции. Впрочем, без хорошего барыша компания не осталась. При посредничестве все того же Гейдара Алиева, на 10-процентную долю ЛУКОЙЛа в АЧГ был найден покупатель – японская Inpex Corp., заплатившая $1,375 млрд. Напомню, что в разработку месторождения ЛУКОЙЛ вложил около $400 млн. Все азербайджанцы – братья Впрочем, для объяснения проазербайджанского поведения ЛУКОЙЛа находятся вполне стройные версии, разумеется, никак официально не подтверждаемые и даже анонимно не комментируемые. Самая оригинальная из них опубликована в мартовском номере газеты "Совершенно секретно". Ее высказал пожелавший остаться неизвестным аналитик, доктор философских и кандидат экономических наук, на протяжении тридцати лет занимавшийся геологоразведкой "специального назначения". По его утверждению, в основу империи ЛУКОЙЛ легли не только госпакеты акций и связи бывшего союзного замминистра Алекперова, но и капиталы азербайджанцев иранского происхождения. В шахском Иране провинции, населенные азербайджанцами, были наиболее индустриально развиты – там нефть добывалась, перерабатывалась и перекачивалась на Запад. Поэтому иранские азербайджанцы-бизнесмены были верной опорой шаху Реза Пехлеви. Вместе с шахской семьей их изгнали из страны победившие в 1979 году исламисты, но бизнесмены смогли вывезти капиталы за границу. Именно деньги иранских азербайджанцев поддержали ЛУКОЙЛ в период его выхода на мировую арену. Причем именно по предложению иранцев компания пошла в Ирак, куда ни британские, ни американские фирмы проникнуть не могли. Ирак же, знавший о связях российской компании со своим соседом-соперником, выждал момент и разорвал сделку, одновременно надавив на наше правительство. По мнению газеты, эта версия объясняет и разрыв иракской стороной контракта на освоение ЛУКОЙЛом богатейшего месторождения Западная Курна, и крайне резкие высказывания иракского посла в России Аббаса Халафа, говорившего о компании, как о действующей в нероссийских интересах. Алекперова тянет на родину… По слухам, дошедшим до газеты "Стрингер", президент Азербайджана Гейдар Алиев не оставляет мысли сделать Вагита Алекперова премьер-министром республики. Тем не менее в политике Алекперова по отношению к Азербайджану есть заслуживающие внимания моменты. Деятельность ЛУКОЙЛа в Азербайджане на самом деле сопровождается целым рядом конфликтов, причем интересы НК расходятся с интересами России в регионе. Российский МИД выступал против каких-либо проектов до той поры, пока не будет окончательно определен правовой статус Каспия, но ЛУКОЙЛ не обращает внимания на эти рекомендации, а попросту говоря, плюет на них. К тому же ЛУКОЙЛ традиционно обещает, что нефть, которая будет добываться на каспийских месторождениях в Азербайджане, станет транспортироваться по российскому трубопроводу через Новороссийск. Но, как оказалось, ЛУКОЙЛ не отказывается от участия в конкурентном проекте Баку–Джейхан. Так что Алекперов всегда руководствуется только собственными коммерческими интересами и развивает даже те проекты, которые в ряде случаев могут нанести России финансовый ущерб. А вот несколько очень примечательных строк из публикации "Лукойлово горе" ("Совершенно секретно", ноябрь 2002 г.). "ЛУКОЙЛ для Азербайджана много значит. Как и Азербайджан для Алекперова, недаром несколько лет назад прошел слух, что он себе в тамошних песках построил мавзолей..." "…где-нибудь в Штатах могли оказаться бывшие бакинцы, стоявшие у финансовых и организационных истоков ЛУКОЙЛа, проще говоря, служившие ему "крышей". Нет, не какие-то там мелкие "авторитеты", а солидные люди, еще в советское время контролировавшие "цеховиков". Думаешь, без американской поддержки ЛУКОЙЛ смог бы приобрести тысячу бензозаправок на Восточном побережье?" Как ЛУКОЙЛ Украину "построил" Где бы ЛУКОЙЛ ни работал, его презрение к зарубежным интересам России растет прямо пропорционально возможной прибыли. В этом смысле весьма примечательна деятельность компании на Украине. В апреле 1999 года нефтяной гигант купил Одесский НПЗ – одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий страны. А уже в начале следующего, 2000 года украинское правительство принимает очень выгодное для украинского бизнеса ЛУКОЙЛа решение: в два раза повысить ставки на бензин, ввозимый из России. Интересы ЛУКОЙЛа везде есть кому поддержать: способы лоббирования, в том числе и за рубежом, в компании давно и эффективно отработаны. По мнению ряда украинских экспертов, до четверти депутатов украинской Верховной рады избирались на российские деньги (в том числе – и на лоббистские отчисления ЛУКОЙЛа). На следующих выборах эти "вливания" увеличатся. При такой игре сохранить патриотическую маску ЛУКОЙЛу удается все реже. Защитив, таким образом, свой украинский бизнес от российских конкурентов, ЛУКОЙЛ пошел на прямой конфликт с интересами России. Страна лишилась еще одной экспортной возможности, а значит, и отчислений в бюджет. Помимо этого обострились и без того натянутые торговые отношения с ближайшим соседом. Иракская нефть снимает министров По информации газеты "Стрингер" (25 февраля 2001 г.), отставка министра энергетики Александра Гаврина никак не связана с энергетическим кризисом зимы-2001. Причиной стала поездка министра в Ирак. Сам Гаврин целью визита называл переговоры о сотрудничестве, истинной же целью, по информации "Стрингера", было лоббирование интересов ЛУКОЙЛа в разработке месторождения Западная Курна. Контракт на его разработку был подписан в 1997 году ЛУКОЙЛом, "Машиноимпортом" и государственной "Зарубежнефтью". Запасы месторождения – около 9 млрд. баррелей, стоимость контракта – более $3 млрд. Иракская сторона не раз упрекала ЛУКОЙЛ в том, что он так и не начал осваивать месторождение, угрожая разорвать контракт. Гаврин же, действуя в интересах частной компании и в ущерб интересам государства, пытался отстоять позиции ЛУКОЙЛа. Формальным поводом для увольнения министра и стало, по информации газеты, нарушение международных антииракских санкций. Впрочем, даже абстрагируясь от возможных преувеличений журналистов, несложно понять, что интересы любой крупной компании, широко действующей на мировом рынке, далеко не всегда будут совпадать с интересами "родной" для этой компании страны. Вполне естественно, что ЛУКОЙЛ, как структура коммерческая, просто не в состоянии пренебрегать потенциальной прибылью, даже если реализация приносящих ее проектов идет вразрез с позицией Российского государства. В ситуации же, когда внешняя политика России страдает от отсутствия четкости и заключается в поддержании хрупкого баланса между США и Европой, Западом и Востоком, ЛУКОЙЛ для упрочения своих позиций обязан, а иногда и просто вынужден вести собственную игру на мировой арене. В истории достаточно примеров, когда интересы гигантских "хозяйствующих субъектов" становились причиной конфликтов, государственных переворотов и войн. На этом поприще отметился прежде всего южноафриканский алмазный монополист "Де Бирс", не только в течение десятилетий поддерживавший режим апартеида в ЮАР и Родезии, но и прямо замешанный в войнах, переворотах и путчах в Сьерра-Леоне, Конго, Анголе и Либерии. Весьма примечательна и роль крупнейшего поставщика фруктов в США – американской компании "Юнайтед Фрут" – в установлении марионеточных режимов в беднейших странах Южной Америки. После революции 1952 года в Гватемале, прогрессивное правительство Хакобо Арбенса Гусмана провело аграрную реформу, национализировав собственность "Юнайтед Фрут". До революции Гватемала была самой настоящей "банановой республикой", фактическим хозяином которой являлась американская компания. В 1954 г. "Юнайтед Фрут" смогла заставить правительство США организовать агрессию против Гватемалы, установить в стране марионеточный режим, блокировав ооновские попытки прекратить вторжение. На совести же американских и британских нефтяных монстров, таких как Chevron-Texaco и British Petroleum, лежит большая доля ответственности за нынешнюю войну в Ираке. Не секрет, что подавляющая часть администрации США вышла именно из нефтяного бизнеса. Например, советник президента Буша Кондолиза Райс ранее была членом совета директоров Chevron–Texaco, в ее честь даже назван один из танкеров нефтяного гиганта. Диктуя свою волю правительствам и президентам, транснациональные корпорации, а именно такого статуса неуклонно добивается ЛУКОЙЛ, взваливают на себя слишком уж большую, неподъемную ответственность.

vspro.info

«Лукойл» «сросся» с министром? | Вся правда о...

После того, как добывать нефть и газ в Балтийском море изо всех частных компаний позволили только «Лукойлу», в нефтяной отрасли заговорили, что интересы Вагита Алекперова защищает лично министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской. Об этом сообщили корреспонденту The Moscow Post независимые эксперты.

Кто «отжал» Лисина от месторождений?

Очередной скандал на нефтяном рынке разразился после того, как выяснилось, что хозяин НЛМК Владимир Лисин, который в числе прочего владеет компаниями «Севернефтегаз» и «Черноморнефтегаз», уже к концу 2017 года может лишиться права искать и добывать нефть и газ на пяти участках шельфа Баренцева и Черного морей.

Формально это произошло, потому что его структуры не попали в список компаний, которым правительство позволит и дальше вести разведку и добычу нефти и газа на шельфе на основании лицензий, выданных до 2008 года. А, неформально считается, что Лисин лишится своих месторождений из-за отрицательного заключения на соответствующий законопроект администрации президента в лице помощника президента РФ Андрея Белоусова.

Однако, как выяснилось, бывший министр экономического развития Российской Федерации Белоусов не был против включения в список компаний, кому было разрешено вести нефтедобычу на шельфах, только «Лукойла» Вагита Алекперова. И, действительно, теперь в поправках в закон «О недрах» говориться, что частным компаниям все-таки оставят участки в Балтийском море, но речь в этих поправках идет только о «Лукойле»!!! Кроме него это право имеют только государственные компании - «Роснефть» и «Газпром».

Кто помог «Лукойлу» обойти конкурентов?

То есть, ни ННК Худайнатова (близкого к главе «Роснефти» Сечину), ни «Севернефтегаз» Лисина, ни другим «негосударственным» нефтяникам разрабатывать участки на шельфе будет нельзя, а «Лукойлу» – можно!

При этом интересы Алекперова фактически поддержал не только Белоусов. Так, к примеру, Минэнерго так же сочло необходимым предоставить право работать на шельфе по лицензиям, выданным до 2008 года, только «Лукойлу».

Но, почему же помощник президента Белоусов и глава Минэнерго Новак так сильно поддерживают «Лукойл»? Неужели, Вагит Юсуфович смог как-либо «замотивировать» своих высокопоставленных «лоббистов»?!!

Манипуляции с «законом о недрах»?

По мнению экспертов, «Севернефтегаз» и «Черноморнефтегаз» незаслуженно отстранили от добычи на участках шельфа Баренцева и Черного морей. Ведь месторождения двух структур Владимира Лисина оказались значительно меньше участков «Лукойла», а отсутствие обширного опыта работы на шельфе здесь бы особой роли не сыграло.

Александр Новак

Похоже, просто Алекперов решил вытеснить из нефтедобычи других «частников», вот Лисину и досталось. При этом только 18 июня 2014 года говорилось, что чиновникам все-таки удалось согласовать в правительстве поправки к законопроекту, который разрешит работать на шельфе частным компаниям, получившим лицензии до 2008 года. Тогда было сказано, что право на это получит не только «Лукойл», но и подконтрольные Владимиру Лисину «Севернефтегаз» и «Черноморнефтегаз».

То есть еще в июне Лисин «был в проекте», а уже в августе его «вычеркнули»! Но кто же за этим стоит?!!

Министр природы «на службе» Алекперова?

Кстати, согласно проекту доклада главы правительства РФ Дмитрия Медведева Владимиру Путину от 14 августа (составлено по поручению президента курирующим работу над законопроектом министром природных ресурсов Сергеем Донским – прим.ред.), законопроект возвращен на доработку в правительство «в части распространения его норм только на участки недр, расположенные в Балтийском море».

Вагит Алекперов

Иными словами, похоже, что в Администрации президента заподозрили что-то «неладное» в таком лоббизме интересов «Лукойла» со стороны представителей Белого Дома. И, похоже, с этим законопроектом ознакомились и подчиненные главы Управления по противодействию коррупции Администрации президента Олега Плохого.

Все дело в том, что курирующий работу над этим законопроектом министр Сергей Донской ранее работал в финансовом департаменте ОАО «Лукойл»!!! А с учетом этого получается, что Донской раньше был непосредственным подчиненным президента ОАО «Лукойл» Алекперова!

Так что, похоже, глава Минприроды пишет поправки в закон «О недрах», так сказать, «под диктовку» хозяина «Лукойла»!

Почему Донской не видит нарушений на «Требсе и Титове»?

Еще экспертов смущает, почему министр игнорирует решение проблемы обеспечения законности пользования «Лукойлом» его «спорных» месторождений. А ведь независимые акционеры уже бьют тревогу.

Так, к примеру, 4 июля 2014 года миноритарный акционер АФК «Система» Райля Иноземцева подала иск в Арбитражный суд Москвы, оспорив передачу лицензии на гигантское месторождение им. Требса и Титова в СП «Башнефти» и «Лукойла» «Башнефть-полюс» . Убытки от этой сделки она оценила в $10 млрд.

Сергей Донской

Напомним, что «Башнефть» получила лицензию на месторождение им. Требса и Титова в 2011 году и передала ее «Башнефть-полюсу». 25,1% этой компании купил «Лукойл», владеющий необходимой инфраструктурой для разработки месторождения. В 2012 году миноритарий «Башнефти» Светлана Проскурякова оспорила передачу прав на разработку «Башнефть-полюсу», и нефтяной компании пришлось вносить уточнения в лицензию. Процесс занял два года.

А с учетом того, что еще в 2012 году депутат Госдумы Сергей Каргинов от фракции ЛДПР обвинил «Башнефть» в том, что она в сговоре с «Лукойлом» получила лицензию на месторождение им. Требса и Титова без конкурса , то при желании государство вообще сможет вернуть себе контроль над этим месторождением.

Но этого – до сих пор так и не произошло. Так, неужели, министр Донской просто не хочет «огорчать» Алекперова?! Похоже, что «негласный союз» главы Минприроды и хозяина «Лукойл» наносит серьезный ущерб российскому бюджету. Так быть может, федеральному руководству уже пора принять серьезные меры по этому поводу?!!

На связи с чиновниками?

А ведь Вагит Юсуфович, который раньше сам был первым заместитель министра нефтяной и газовой промышленности СССР , всегда умел дружить с чиновниками! Но, похоже, что с недавних пор надзорные органы стали проявлять повышенный интерес к общению «Лукойла» и представителей власти!

Так, к примеру, 1 июля 2014 года приказом руководителя УФАС по Югре было возбужденно дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении администрации Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа и ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».

Наталья Комарова

Дело это было возбуждено по факту нарушения закона «О защите конкуренции» (п.4 статьи 16) по результатам поступивших материалов из прокуратуры автономного округа. В действиях администрации Кондинского района при заключении многомиллионных контрактов с ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» на поставку нефти без проведения торгов были выявлены нарушения.

Но, разумеется, вряд ли сами чиновники районного уровня могли принять решения о передачи многомиллионных контрактов Алекперову! Скорее всего, отдать госконтракты ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» распорядилась никто иная, как губернатор ХМАО Наталья Комарова, которая 2 июля 2014 года подписала с президентом компании «Лукойл» Вагитом Алекперовым дополнительное соглашение о сотрудничестве.

Очевидно, что времена безнаказанности топ-менеджеров «Лукойла» уже прошли. Видимо, больше не повторятся истории наподобие той, когда автомобиль вице-президент «Лукойла» Анатолия Баркова стал причиной гибели двух человек , а заместитель Алекперова ушел от ответственности.

Похоже, что времена для «Лукойла» уже изменились, так что на информацию о предполагаемом «союзе» министра Донского и нефтяного магната Алекперова вскоре обратят свое пристальное внимание федеральные силовики.

vspro.info

Реорганизация компании "ЛУКойл" | Вся правда о...

Тот факт, что в России создано более десятка вертикально интегрированных нефтяных компаний, на сегодняшний день означает лишь то, что правительство разбило весь нефтяной комплекс на группы предприятий добычи, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов и велело им жить дружно. Никаких кардинальных изменений в деятельность предприятий эта перетасовка в большинстве случаев не внесла, и теперь, когда учредительный ажиотаж позади, стало ясно, что до сбора плодов вертикальной интеграции еще очень далеко. И первое, что необходимо сделать, — преобразовать "бумажные" компании в реальные, способные эффективно действовать на рынке, что предполагает серьезную организационную перестройку производства и сбыта. Первым этой проблемой озаботился "ЛУКойл". Опыт этой компании интересен не только тем, что для России он — пионерский, но и полным "букетом" трудностей, с которыми могут столкнуться другие компании, поскольку "ЛУКойл" — крупнейшая из них и только в сфере добычи имеет 7 предприятий. В конце прошлой недели в Перми состоялось заседание совета директоров "ЛУКойла", которое приняло решение о преобразовании трех западносибирских добывающих предприятий компании в ее филиал "ЛУКойл—Западная Сибирь". Не надо изобретать велосипед С момента образования "ЛУКойла" (1993 год) его руководство ставило своей главной целью достижение конкурентоспособности на мировом рынке, то есть обеспечение конечных результатов деятельности, сопоставимых с результатами ведущих западных компаний — Shell, Exxon, BP, Mobil и других. О том, сколь велика разница между ними, свидетельствуют следующие цифры. Чистый доход Mobil, добывающей примерно одинаковое с "ЛУКойл" количество нефти (немногим более 300 млн баррелей в год), в прошлом году составил $2357 млн, в то время как российская компания в текущем ожидает не более $300 млн. Если же выделить доходы от разведки и добычи, то разрыв еще больше: $1652 млн и $156 млн соответственно. Поэтому в "ЛУКойле" сложился весьма прагматичный подход к стратегии развития: не надо изобретать велосипед, уже все придумано, следует лишь использовать этот опыт, в том числе и в организационном построении компании. Резонность такого подхода подтверждается и тем, что практически все лидеры мирового нефтяного бизнеса имеют одинаковую структуру. Ее суть в том, что компания обязательно является единым юридическим лицом, и в ней можно выделить два крупных подразделения, получивших названия upstream и downstream (дословно — верхнее и нижнее течение). Первое занимается разведкой и добычей нефти, второе — ее переработкой, маркетингом и сбытом продукции. Подразделения со статусом юридических лиц компании создают только за границей в связи с особенностями местных законодательств, но и они по договору с компанией реально пользуются лишь правами филиалов. Утраченные иллюзии... Первым этапом построения "ЛУКойла" в компании считают 1993 год, когда формировалась ее концепция. Первоначально были иллюзии, что можно создать единый идеальный технологический комплекс. Однако этого не получилось, да и западный опыт свидетельствует, что технологические связи не превалируют — там все у всех покупают нефть и нефтепродукты, независимо от принадлежности к той или иной компании. В результате был сделан вывод, что компания концептуально — это не технологический, а финансово-экономический комплекс. На этом этапе был в основном сформирован корпоративный центр компании, который стал работать на нее как на единое целое, представляя и согласовывая интересы каждого звена. Именно в этот период в компании пришли к выводу, что структурная реорганизация — не единичный акт, а постоянная работа. ... и юридические лица Второй этап начался в 1994 году, продолжается поныне и состоит во внутренней оптимизации компании. В этой работе приняла участие известная консалтинговая компания McKinsey, которая предложила две серьезные идеи реорганизации. Первая — отделить корпоративные функции от оперативных, т. е. четко разделить функции управления между центром компании и дочерними структурами. При существовании множества юридических лиц это сделать практически невозможно, поэтому потребовался переход на единую акцию и преобразование "дочек" в филиалы, и это основа реорганизации. Вторая идея McKinsey — укрупнение подразделений, ибо стало ясно, что мелкие (операциональные) структуры дробят ресурсы и не позволяют концентрировать их на нужных направлениях. Так, АО "Урай-", "Когалым-" и "Лангепаснефтегаз" расположены в одном регионе и занимаются одним и тем же, но каждое имеет одинаковый набор служб, которые действуют вразнобой. Разумеется, были рекомендации из центра, но, пока они являлись независимыми АО, эти рекомендации если и выполнялись, то лишь под давлением авторитета президента Вагита Алекперова. Исходя из этих соображений, было решено преобразовать добывающие предприятия в филиалы. Первым из них стал "ЛУКойл—Западная Сибирь", решение о создании которого принято советом директоров в Перми (см. схему). Его директором в ранге вице-президента компании назначен генеральный директор АО "Когалымнефтегаз" Семен Вайншток. Этот филиал, названный производственным объединением, будет иметь отдельный баланс и расчетный счет и в соответствии с законодательством являться налогоплательщиком в федеральный и региональный бюджеты. Его хозяйственная деятельность будет осуществляться на основании плана и бюджета, утверждаемых компанией. Аналогичные филиалы будут созданы и на базе других добывающих предприятий, вошедших в компанию в этом году ("Пермнефть", "Калининградморнефтегаз", "Нижневолжскнефть", "Астраханьнефть"). Красивую схему могут разрушить налоги Основной задачей третьего этапа реорганизации (1996 год) является построение downstream, являющегося на сегодняшний день самым слабым звеном компании, да и всей российской "нефтянки", поскольку в стране нефтепереработка и сбыт никогда не работали в едином комплексе. Политика в этой области в компании только формируется, и окончательный вариант еще не выбран. Следует отметить, что, хотя проводимая в "ЛУКойле" реорганизация и необходима для приспособления компании к рыночным условиям, плоды ее вряд ли окажутся полноценными. Причина — существующая система налогообложения, при которой филиалы, если они сохраняют отдельный баланс, являются такими же налогоплательщиками, как и ранее, и точно так же облагаются налогами внутрифирменные потоки товаров и услуг. А без консолидированного налогообложения компаний эффект от реорганизации будет половинчатым. Таким образом, без большой натяжки можно сказать, что существующее налоговое законодательство объективно направлено на разрушение вертикально интегрированных компаний.

vspro.info


Смотрите также