Шельф лукойл


ЛУКОЙЛу оставили «Надежду» на шельф — Рамблер/финансы

Как выяснил "Ъ", ЛУКОЙЛ в 2017 году может получить новую площадь на шельфе Балтийского моря. С 2009 года доступ на шельф разрешен только госкомпаниям, но участок расположен в пределах 12-мильной зоны и может быть выдан решением правительства. Частники могут претендовать только на подобные участки, но до сих пор "Роснефть" пыталась препятствовать даже таким попыткам. Единственная надежда ЛУКОЙЛа - что небольшие балтийские месторождения вряд ли заинтересуют госкомпании.

 

ЛУКОЙЛ в декабре попросил правительство в 2017 году провести аукцион на право пользования федеральным участком "Надежда" на шельфе Балтийского моря, рассказали "Ъ" источники в отрасли. В своем письме глава компании Вагит Алекперов отмечает, что ЛУКОЙЛ сможет освоить участок "в кратчайшие сроки" и с "максимальной эффективностью", учитывая опыт компании на Балтике. По мнению господина Алекперова, участники аукциона обязаны иметь регистрацию в Калининградской области, а также опыт разработки месторождений в регионе. Фактически, если просьбу удовлетворят, компания будет единственным недропользователем, соответствующим данным требованиям. В Минприроды подтвердили "Ъ" получение письма ЛУКОЙЛа, заявив, что после необходимых согласований ведомство планирует включить участок в план лицензирования на 2017 год. В ЛУКОЙЛе не ответили на запрос "Ъ".

 

Впервые ЛУКОЙЛ начал добычу на шельфе Балтики в 2004 году, начав разработку Кравцовского месторождения с запасами 21,5 млн тонн (добыча в 2015 году — 394 тыс. тонн). За последние четыре года "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" открыла еще четыре небольших месторождения D33, D41, D29, D6-Южное, получив лицензии на их разработку в этом году. Ресурсы "Надежды" пока неизвестны, но, как отмечает в письме Вагит Алекперов, предварительный анализ геологических данных "дает основания предполагать" открытие новых месторождений.

 

В 2008 году в законодательство были внесены изменения, которые позволяют работать на шельфе только госкомпаниям — "Роснефти" и "Газпрому". Но ЛУКОЙЛ смог добиться, чтобы по тем геологоразведочным лицензиям (полученным до 2008 года), в рамках которых компания затем нашла месторождения, ей было разрешено получить и лицензии на добычу — соответствующие поправки к закону были приняты в начале мая. Именно эти поправки позволили ЛУКОЙЛу получить еще четыре лицензии в этом году.

 

Но случай "Надежды" иной: сейчас у ЛУКОЙЛа нет на участок никакой лицензии. Но, как следует из письма господина Алекперова, компания полагает, что может получить участок по решению правительства. В законе "О недрах" указано, что исключительные права госкомпаний касаются разработки участков, "расположенных на территории РФ и простирающихся на ее континентальный шельф". "Надежда", как указывает ЛУКОЙЛ, полностью лежит в границах 12-мильной зоны (так называемое территориальное море), то есть на шельф не простирается. ЛУКОЙЛ уже пытался получить подобный участок в Хатангском заливе, но в итоге ему досталась лицензия только на сухопутную часть, причем даже это решение "Роснефть" в 2015 году пыталась оспорить.

 

"Это крайне интересный случай, такого еще не было в российской практике",— отмечает собеседник "Ъ", говоря о получении частными компаниями участков в территориальном море. Другой источник "Ъ" отмечает, что "вопрос в юридических интерпретациях, но в целом это, конечно, атака на исключительное положение госкомпаний на шельфе".

 

По словам Валерия Нестерова из Sberbank Investment Research, добыча у ЛУКОЙЛа на Балтике маленькая, но рентабельность достигается за счет уже готовой инфраструктуры, наличия собственного отгрузочного терминала, близости европейских рынков и льгот (ставка НДПИ 30% от базовой, нулевая экспортная пошлина). Кроме того, балтийская нефть легкая (плотность 39 градусов API) и экспортируется с премией к Urals. При этом собеседники "Ъ" на рынке отмечают, что небольшие балтийские месторождения вряд ли будут интересны "Роснефти" и "Газпрому", уже имеющим доступ к шельфу.

 

Дмитрий Козлов

finance.rambler.ru

«ЛУКОЙЛ» освоит украинский шельф | Милли Фирка

Стороны предварительно договорились о принципе 50 на 50

«ЛУКОЙЛ» стал второй после «Газпрома» российской компанией, которую Киев допускает к освоению месторождений нефти и газа на шельфе Черного моря. Эксперты отмечают, что вопросы решены не до конца, но «ЛУКОЙЛ» может начать работу раньше «Газпрома». 

Как писала «НГ», в декабре «Нафтогаз Украины» и «Газпром» договорились о создании совместного предприятия для освоения структуры Паласса, расположенной в глубоководной части Керченско-Таманского шельфа Черного моря. Извлекаемые запасы условного топлива на этом месторождении оцениваются в 75 млрд. куб. м. Переговоры велись более пяти лет. Главным препятствием считалась нерешенность вопроса о границах: примерно 25% площади структуры Паласса расположено ориентировочно на российской территории, около 75% — на украинской.

От того, как будет решен вопрос границ, зависят доли участников проекта. Эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук считает, что цена вопроса высока, ведь несколько лет тому назад прогнозировалось, что для разведывательных работ и начала освоения потребуется как минимум 12 млрд. долл. Поэтому потенциально заинтересованные стороны пытались минимизировать политические риски. Но вопрос морских границ между Украиной и РФ не решен до сих пор. Поэтому кто и как будет финансировать проект освоения структуры Паласса, кто на какую долю сможет рассчитывать — все эти вопросы еще обсуждаются специалистами.

Тем временем, как сейчас выяснилось, украинское правительство пошло дальше и еще в конце декабря одобрило проект совместной работы ОАО «ЛУКОЙЛ» с дочерней структурой «Нафтогаза», государственным акционерным обществом «Черноморнефтегаз» по освоению трех месторождений на шельфе — Одесского, Безымянного и Субботинского. «Это не самые крупные, но далеко и не мелкие участки. Запасы Безымянного и Одесского газовых месторождений оцениваются более чем в 35 миллиардов кубометров, а запасы Субботинского нефтяного месторождения составляют ориентировочно 100 миллионов тонн», — сказал «НГ» эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский.

Стороны предварительно договорились о принципе 50 на 50. При этом украинская компания внесет в совместный проект уже сделанную геолого-экономическую оценку запасов нефти, газа и сопутствующих компонентов на трех месторождениях. А вкладом «ЛУКОЙЛА» станут денежные ресурсы, технологии и оборудование.

Корольчук считает, что до конца текущего года могут быть завершены все формальности, а в 2012-м начнется освоение месторождений. Это согласуется с утвержденной почти год тому назад стратегией развития «Черноморнефтегаза» на пять лет: предполагалось, что Одесское и Субботинское месторождения будут введены в эксплуатацию к 2012 году, а Безымянное — к 2015-му. Это позволило бы значительно увеличить добычу газа и нефти в Украине, отмечали в тот момент эксперты.

Правда, к концу года выяснилось, что махина «Нафтогаза» не может профинансировать даже действующие проекты добычи ископаемых на суше. По итогам 2010-го было сообщено, что объемы нефти украинской добычи снизились по сравнению с предыдущим годом на 10,3% — до 3,55 млн. тонн, а газа — на 5,3%, до 20 млрд. куб. м. В этом контексте привлечение партнеров к участию в совместных проектах выглядит логично и оправданно.

Один из бывших сотрудников «Нафтогаза», попросивший не называть его имени, сказал «НГ», что в действительности ситуация не так прозрачна. «Для освоения трех месторождений, доступ к которым получил «ЛУКОЙЛ», требуется около 10 миллиардов гривен (примерно 1,25 миллиарда долларов). Пару лет тому назад, когда речь шла о чисто украинском проекте, предполагавшем сотрудничество «Черноморнефтегаза» с госпредприятием «Укргаздобыча», правительство не выделило им требуемые деньги. Затем появился проект, предполагавший замену «Укргаздобычи» дочерней структурой «РосУкрЭнерго», компанией «УкрГазЭнерго». Рассматривалась также возможность участия в совместной разработке шельфа крупных международных компаний. Но в прошлом году Юлия Тимошенко, будучи премьером, заявила, что государство Украина будет самостоятельно осваивать все месторождения и найдет для этого необходимые финансовые ресурсы. Все зависит от политической воли», — пояснил экс-чиновник.

Он отметил, что буквально на днях «Черноморнефтегаз» наконец получил те самые 10 млрд. гривен — правда, в виде увеличения на эту сумму уставного фонда компании. Представители украинской оппозиции отметили, что этих денег вполне хватило бы для начала самостоятельной работы «Черноморнефтегаза» для освоения шельфа, тем более что три месторождения уже полностью подготовлены к началу эксплуатации. Привлечение к сотрудничеству «ЛУКОЙЛА» в таких условиях породило слухи о том, что государство может потерять контроль над «Черноморнефтегазом».

«Разработка шельфа — это вопрос национальной безопасности. Он не может решаться тайком, кулуарно. Ситуацию нужно выносить на обсуждение Верховной Рады», — считает директор Института трансформации общества Олег Соскин. Правда, украинское законодательство не предполагает утверждения парламентом договоров двух хозяйствующих субъектов.

Корольчук заметил, что есть еще один нюанс — кому и по какой цене планируется продавать газ и нефть. «Ведь украинские компании, подчиненные «Нафтогазу», сетовали, что они обязаны продавать весь добытый объем населению по заниженным ценам. Этим объяснялась хроническая нехватка средств. «ЛУКОЙЛ» вряд ли захочет играть в популистские игры и потребует, чтобы добыча продавалась по рыночной цене, дорого», — считает эксперт Корольчук. Для «Черноморнефтегаза» ситуация выгодна тем, что позволяет компании вырваться не только из порочного круга социальных обязательств власти, но и частично ослабить контроль госорганов над ее деятельностью.

Татьяна ИВЖЕНКО

www.ng.ru

milli-firka.org

«Лукойл» попал на шельф | Экономические Известия

 

 

По предложению Министерства энергетики и угольной промышленности государственное акционерное общество «Черноморнефтегаз» приступило к подготовке договора о совместной деятельности с российской компанией «Лукойл» по разведке и добыче нефтегазовых запасов шельфа Черного моря. Кабинет министров издал по этому поводу распоряжение

Вагит Алекперов давно заинтересовался украинской акваторией Черного моря

По условиям, которые одобрил Кабмин, «Черноморнефтегаз» и «Лукойл» будут совместно работать над освоением Одесского, Безымянного и Субботинского месторождений. Доля «Черноморнефтегаза» в новом предприятии должна составлять не менее 50%, а вкладом госкомпании в уставный фонд станет геолого-экономическая оценка запасов нефти и природного газа месторождений. «Лукойл», в свою очередь, инвестирует в совместное предприятие финансовые ресурсы, технологии и оборудование, необходимые для успешной реализации проектов по разведке и добыче нефтегазовых ресурсов на упомянутых месторождениях. Стороны также должны провести переговоры и определить условия договора о совместной деятельности, а потом согласовать его с Кабмином, информируют Экономические Известия.

О заинтересованности «Лукойла» в работе в украинской акватории Черного моря президент российской компании Вагит Алекперов объявил во время визита в Украину 11 ноября прошлого года. Тогда господин Алекперов посетил подконтрольное «Лукойлу» предприятие «Карпатнефтехим» в городе Калуш Ивано-Франковской области, а в своих комментариях не обошел вниманием тему разработки украинских оффшорных углеводородных месторождений. «У нас сегодня есть уверенность и желание вести свою инвестиционную деятельность, в том числе по разведке новых месторождений, особенно на шельфе Черного моря»,— сказал он. «Лукойл», по словам господина Алекперова, имеет уникальный опыт бурения скважин глубиной более 2 тыс. м и способен предложить при разработке проектов как необходимые инвестиции, так и технологии.

Также в конце прошлого года правительство Николая Азарова активизировало переговоры с компанией Vanco по урегулированию конфликта, связанного с правами на разработку Прикерченского участка Черного моря, которые были получены американской фирмой в 2007 г. и отобраны в 2009 г. по решению Кабмина Юлии Тимошенко. Как утверждает источник «і» в Кабмине, «Лукойл» тогда стремился повлиять на ситуацию с Vanco и даже рассматривался вариант партнерских отношений двух компаний при освоении ресурсов Прикерченского участка (компании уже работают вместе в Румынии на черноморском шельфе). Однако в итоге украинское правительство поддержало идею сотрудничества «Лукойла» с «Черноморнефтегазом».

«У российской компании, скорее всего, уже есть какие-то наработки и договоренности с Украиной о разработке их части шельфа. И при достаточном опыте глубоководного бурения «Лукойл» вполне может занять лидирующие позиции по добыче в этом регионе»,— такое мнение высказал «і» аналитик инвесткомпании «Профит Гарант» Сергей Дубов.

Читайте: Россиян пустят на Черноморский шельф

Эксперты не исключают, что в перспективе «Лукойл» станет участником торгов по разработке нефтегазовых ресурсов площади «Таврия», которая находится на территории Прикерченского нефтегазоносного месторождения в Черном море и расположена ближе к морской границе Украины и Турции. Ее территория около 5 тыс. кв. м. Как сообщали «i», 4 августа Кабмин принял постановление о возможности ее освоения на основе соглашения о разделе продукции.

Чтобы избежать осложнений в отношениях с инвесторами при разработке оффшорных месторождений, эксперты рекомендуют усовершенствовать украинское законодательство, которое регламентирует эту сферу. Александр Тодийчук, президент Киевского международного энергоклуба, считает, что «едва ли не единственный правильный выход — не отдавать свои шельфы кому-то, а разрабатывать их самостоятельно при участии инвесторов». «У Казахстана и Азербайджана есть хороший опыт, как создавать совместные предприятия, не менее 51% в которых принадлежит государству. Остальные 49% — это известные мировые компании, владеющие современными технологиями и ресурсами. Мы могли бы пойти этим путем, прозрачно и цивилизованно, а не прятать чьи-то интересы за посредниками в оффшорных компаниях»,— подытожил эксперт.

_________________________

Читайте: Украинский газ из российских глубин

Государственная акционерная компания «Черноморнефтегаз» входит в состав НАК «Нефтегаз Украины» и специализируется на разведке и добыче нефти и газа в акватории Черного и Азовского морей. В настоящее время на балансе ГАО «Черноморнефтегаз» находится 17 месторождений, из которых 11 газовых, четыре газоконденсатных и два нефтяных. Суммарные запасы всех месторождений на сегодняшний день составляют: по природному газу — 58,56 млрд. куб. м, по газовому конденсату — 1231 тыс. т, по нефти — 2530 тыс. т.ОАО «Лукойл» — российская нефтяная компания, которой принадлежат шесть нефтеперерабатывающих заводов в России и за рубежом: в Украине, Болгарии и Румынии. Их совокупная мощность составляет 14 млн. т нефти в год.

В данный момент Вы читаете материал "«Лукойл» попал на шельф". Вас также, возможно, заинтересуют другие последние новости Украины и мира на eizvestia.com

markets.eizvestia.com

«Лукойл» не жалеет средств на доступ к шельфу – ВЕДОМОСТИ

А. Махонин / Ведомости

«Лукойл»

Нефтяная компания. Основные акционеры : Вагит Алекперов (20,6%), Леонид Федун (9,3%), «дочки» «Лукойла» (около 8%). Добыча нефти – 44,6 млн т (первое полугодие 2012 г.). Капитализация – $52,14 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 6 месяцев 2012 г.): выручка – $67,66 млрд, чистая прибыль – $4,8 млрд.

К 1 ноября правительство должно решить, стоит ли открыть доступ на шельф частным компаниям. «Лукойл» изо всех сил пытается склонить правительство в сторону отмены этого ограничения. В середине октября он уведомил правительство о готовности потратить $2,7 млрд на разведку четырех участков общей площадью 134700 кв. км в море Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском морях. Представитель компании поясняет, что «Лукойл» намерен провести региональную и детальную сейсморазведку 2D в объеме не менее 68000 погонных километров и площадную сейсморазведку 3D в объеме около 13600 кв. км. Затем предполагается пробурить пять поисковых скважин.

Частные компании давно добиваются доступа на шельф. Сейчас же вести разведку и осваивать такие месторождения могут лишь компании не менее чем с 50%-ной долей госучастия и пятилетним опытом работы на шельфе. В апреле этого года «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Башнефть» и ТНК-ВР написали в правительство совместное письмо с просьбой рассмотреть вопрос о расширении состава пользователей недр континентального шельфа. Но бывший тогда премьер-министром Владимир Путин посоветовал нефтяникам заключать партнерские соглашения с «Роснефтью», чтобы вместе осваивать месторождения госкомпании.

«Газпром» и «Роснефть» против допуска частников на шельф. В начале октября руководители компаний Алексей Миллер и Игорь Сечин направили президенту Путину совместное письмо, в котором высказались категорически против либерализации доступа на шельф. В среду «Роснефть» подала в Роснедра заявку на получение лицензий на 14 шельфовых участков. Согласно действующим планам госкомпания должна пробурить на 14 участках 28 скважин, провести сейсмику 2D в объеме 36000 кв. км, сейсмику 3D в объеме 9000 кв. км. А в июне «Газпром» просил предоставить ему 29 лицензий. Вчера замглавы Роснедр Игорь Плесовских заявил «Интерфаксу», что его ведомство и Минприроды предлагают незначительно увеличить объем сейсмики 2D и 3D по 7 из 14 участков на шельфе, заявки на которые подала «Роснефть».

Директор Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григорий Выгон отмечает, что «Лукойл» готов взять меньшие площади и провести на них существенно больший объем геолого-разведочных работ (ГРР), чем «Роснефть». «Заявленная программа сейсморазведочных работ позволит достигнуть уровня изученности, достаточного для проведения поискового бурения, – говорит он. – Эти планы выглядят реалистичными, компания явно готова брать участки не «про запас», а с целью их активного освоения». Что касается программы работ «Роснефти», то она в большей степени соответствует региональному этапу ГРР. «Это означает, что сроки проведения поисково-оценочных работ и начало добычи будут сдвинуты во времени», – резюмирует Выгон.

Кроме того, в материалах Минприроды (есть в распоряжении «Ведомостей») отмечается, что «Роснефть» и «Газпром» уже сосредоточили в своих руках 41% ресурсов российского шельфа (76 млрд т условного топлива) и подали заявки еще на 41% участков из числа нераспределенных. Свободными остаются лишь 18%.

При этом Минприроды отмечает, что госкомпании проводят геологоразведку неэффективно. У «Роснефти» на трех участках в Карском море сосредоточено 23 «перспективные структуры», но по лицензионным обязательствам до 2020 г. эта компания должна пробурить лишь четыре поисковые скважины. «Газпром» же только вчера подал в Роснедра заявку на изменение сроков ввода в эксплуатацию Штокмановского месторождения, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на Плесовских.

По словам аналитика Номос-банка Дениса Борисова, общие затраты на проведение сейсмики и бурения оцениваются в десятки миллиардов долларов. Естественно, с учетом тех покупок, которые сделала «Роснефть», и с учетом ее программы по модернизации НПЗ она не сможет в должном объеме провести разведку участков. А приход частных компаний мог бы убыстрить геологоразведку шельфа, что особенно важно в условиях как падения добычи в традиционных нефтегазоносных провинциях, так и их изученности.

Представитель «Лукойла» говорит, что компания готова рассматривать любые формы сотрудничества на шельфе.

Представители правительства, Минэнерго, «Сургутнефтегаза», «Башнефти», «Зарубежнефти» и «Газпром нефти» вчера не стали комментировать инициативу «Лукойла». Представители Минприроды были недоступны для журналистов. Но замминистра природных ресурсов Денис Храмов на состоявшейся 18 октября конференции «Ведомостей» «Нефтяной комплекс России: карта будущего» заявил, что лицензии на геологоразведку частной компании можно выдавать без конкурса, а в случае открытия крупного месторождения госкомпании будут иметь опцион на вхождение в такой проект с 50% плюс 1 акция.

www.vedomosti.ru

, - .ru

100 LUKOIL Overseas Holding GmbH 100 LUKOIL Overseas Holding Ltd. 100 A " " 100 ". . " 100 " " 100 "-" 100 "-" 100 "-" 100 "-" 100 "- 100 "-" 100 "-" 100 "-" 100 "-" 100 "-" 100 "- " 100 "- " 100 "-" 100 "- " 100 "-" 100 "-" 100 "-" 100 "-" 100 "-" 100 "-" 100 "-" 100 "-- " 100 "--" 100 "- " 100 "-" 100 "-" 100 "-" 100 "- " 100 "-" 100 "-" 100 "-" 100 "-" 100 "- "" 100 "" 100 " "" 100 " "" 100 LUKOIL INTERNATIONAL GmbH 100 "" 100 "" 99 A "--" 90,4 A " - " 81,8 A "--- " 79,7 " - -8" 76 "-" 66,7 A "" 55,5 "-" 54 LUKARCO B.V. 50 "" 50 " " 49,9 " " 49 " " " 46,6 "-" 38 A " - " 26,6 A " - " 20 "-" 10,8 A " "-" 01 A " " 00,1 " -, "" 00,1 A " - "-II" 00,1 " " 00,1 "" 00,1 "" 00,1 "-" 00,1 " " 00,1 "" 00,1 " - " 00,1 " " 00,1 " " 00,1 "" 00,1 "" 00,1 " "... " 00,1 "-" 00,1 "-" 00,01 "" 00 "" 00 A "- "- 00 "- "" 00 " "" 00 A "" 00 "" 00 " " 00 "-- " 00 "-" 00 "" 00 " "-- " 00 " "--" 00 " "-- 00 " "--" 00 " "-" 00 " "--" 00 " "-- " 00 " "--" 00 "" 00 "" 00 " " 00 " " 00 " " 00 "" 00 " "-" 00 "--" 00 " " 00 " " 00 " " 00 "-" 00 "" 00 " "" 00 " " 00 "-" 00 "" 00 A "" 00 "-" 00 "-" 00 "" 00 "-" 00 "- " 00 "" 00 "-" 00 " " 00 "---" 00 "---" 00 "- " 00 "-" 00 " " 00 "-" 00 " " 00 " - " 00 " - " 00 " " 00 "--" 00 "--" 00 "-- " 00 "--" 00 "--" 00 "-" 00 "-" 00 "-" 00 A " " 00 " " 00 "- -" 00 "" 00 - "-" 00 "" 00 " " 00 " " 00 " " 00 " " 00 " " 00 "-" 00 "-" 00 "-" 00 "" 00 "" 00 j J j 00 A " " 00 "-" 00 "-" 00 - " 00 " - " 00 " " 00 " " 00 "" 00 A "" 00 LUK-Avia, Inc. 00 LUKINTER FINANCE B.V. 00 Lukoil Accounting & Finance Limited 00 Lukoil Americas Corporation 00 Lukoil Americas Headquarters LLC 00 LUKOIL ASIA PACIFIC PTE LTD. 00 LUKOIL Aviation B.V. 00 LUKOIL Aviation Bulgaria EOOD 00 LUKOIL Aviation Czech, s.r.o. 00 "LUKoil Baltija R" 00 UAB "LUKOIL BALTIJA" 00 LUKOIL Belgium N.V. 00 LUKOIL Benelux B.V. 00 LUKOIL BH drustvo sa ogranicenom odgovornoscu zauvoz i distribuciju nafte i naftnih derivata Sarajevo 00 LUKOIL Chemical B.V. 00 LUKOIL Chemical Trading N.V. 00 LUKOIL Croatia Limited Liability company for trade of petroleum and petroleum refined products 00 LUKOIL CYPRUS LIMITED 00 LUKOIL Czech Republic s.r.o. 00 LUKOIL Deep-Water Drilling Limited 00 LUKOIL Drilling Limited 00 LUKOIL EESTI AS 00 LUKOIL EMPLOYEE LIMITED 00 "LUKOIL Energy & Gas Bulgaria" EOO 00 LUKOIL Energy GmbH 00 LUKOIL Eurasia Petrol Anonim Sirketi 00 LUKOIL Europe Holdings B.V. 00 LUKOIL Finance Limited 00 LUKOIL Hamburg GmbH 00 LUKOIL Holding AG 00 LUKOIL International Finance B.V. 00 LUKOIL INTERNATIONAL INVEST (BVI) LTD 00 LUKOIL Invest Austria AG 00 LUKOIL INVESTMENTS CYPRUS LTD 00 LUKOIL Investments Ltd. 00 LUKOIL Italia S.r.l. 00 LUKOIL Marine Lubricants LTD 00 LUKOIL Mid-East Ltd. 00 LUKOIL Mid-East Operational (Partnership) 00 LUKOIL MONTENEGRO drustvo sa ogranicenom odgovornoscu, Podgorica 00 LUKOIL NORTH AMERICA LLC 00 LUKOIL Overseas (B.V.I.) Ltd. 00 LUKOIL Overseas Algeria Ltd. 00 LUKOIL Overseas Anaran Ltd. 00 LUKOIL Overseas Antilles N.V. 00 LUKOIL Overseas Aral Ltd. 00 LUKOIL Overseas Atash B.V. 00 LUKOIL Overseas Baltic Ltd. 00 LUKOIL Overseas Chirag Finance Ltd. 00 LUKOIL Overseas Colombia Ltd. 00 LUKOIL Overseas Cote d`Ivoire E&P Ltd. 00 LUKOIL Overseas Cote d"Ivoire Deepwater Ltd. 00 LUKOIL Overseas Cote d"Ivoire Shelf Ltd. 00 LUKOIL Overseas Cyprus Ltd. 00 LUKOIL Overseas Development Ltd. 00 LUKOIL Overseas Egypt Ltd. 00 LUKOIL Overseas Ghana Ltd. 00 Acont Enterprises Ltd. 00 Aircraft Management Company Ltd. 00 Akpet Akaryakit Dagitim Anonim Sirketi 00 Akpet Dogalgaz Iletim Limited Sirketi 00 Akpet Gaz Anonim Sirketi 00 BEOPETROL HELLAS L.T.D. 00 BLUE WAVE SHIPPING LIMITED 00 Drusto za promet naftnih derivata "BEOPETROL-PRISTINA" d.o.o. Leposavic 00 Drustvo za promet naftnih derivata "LUKOIL - BEOPETROL" AD Beograd 00 EIGER SHIPPING SA 00 GASWAY INC. 00 Getty Petroleum Marketing Inc. 00 GETTY TERMINALS CORP. 00 GREEN WAVE SHIPPING LIMITED 00 Interprinderea cu Capital Strain societatea cu raspundere limitata "LUKoil-Moldova" 00 K&S Baltic Offshore (CYPRUS) Limited 00 K&S Tanker AB 00 Kiinteisto Oy Nurmijarven Liikennepalvelukeskus 00 Kiinteisto Oy Vaalimaan Rajahovi 00 KINGSTON OIL SUPPLY CORP. 00 Komilux S.A. Holding 00 LBS LIMITED 00 LF Technologies Limited 00 LICARD Euro Services GmbH 00 "LICARD Serbija" d.o.o. Beograd 00 LITASCO SA 00 LLK EURASIA MADENI YAG SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI 00 LLK Finland Oy 00 LLK International B.V. 00 LLK Lubricants Romania S.R.L. 00 LLK Project Finland Oy 00 LUKOIL Overseas Investholding Ltd. 00 LUKOIL Overseas Karachaganak B.V. 00 LUKOIL Overseas Kumkol B.V. 00 LUKOIL Overseas Libya Ltd. 00 LUKOIL Overseas Netherlands B.V. 00 LUKOIL Overseas Personnel Ltd. 00 LUKOIL Overseas Projectholding Ltd. 00 LUKOIL Overseas Riyadh Ltd. 00 LUKOIL Overseas Secondment B.V. 00 LUKOIL Overseas Service B.V. 00 LUKOIL Overseas Service Group Ltd. 00 LUKOIL Overseas Service Ltd. 00 LUKOIL Overseas Shah Deniz Ltd. 00 LUKOIL Overseas Shah Deniz Midstream Ltd. 00 LUKOIL Overseas Shelf B.V. 00 LUKOIL Overseas Supply and Trading Ltd. 00 LUKOIL Overseas Turkmenistan Ltd. 00 LUKOIL Overseas U.K. Limited 00 LUKOIL Overseas Uzbekistan Ltd. 00 LUKOIL Overseas Venezuela B.V. 00 LUKOIL Overseas West Project Ltd. 00 LUKOIL Overseas Yalama Ltd. 00 LUKOIL Pan-Americas, LLC 00 "LUKOIL POLSKA" Spolka z ograniczona odpowiedzialnoscia 00 LUKOIL POWER GENERATION LIMITED 00 LUKoil Racing Services Limited 00 LUKOIL Saudi Arabia Energy Limited 00 LUKOIL Slovakia s.r.o. 00 LUKOIL Stoplan Ltd. 00 LUKOIL Tankstorage B.V. 00 Lukoil Technology Services Geneva Sarl 00 LUKOIL Technology Services GmbH 00 LUKOIL Technology Services Prague s.r.o. 00 "LUKOIL Technology Services" Beograd d.o.o. 00 LUKOIL USA, INC 00 "LUKOILTechnology Services Ukraine" 00 Overseas Operating Company Ltd. 00 Oy Teboil Ab 00 Panoil Supply Co. Limited 00 Petro USA Inc. 00 "PETROTEL-LUKOIL S.A." 00 POWER TRADE LTD. 00 PT PETRO CORP 00 S.C. "LUKOIL ENERGY & GAS ROMANIA" S.R.L. 00 S.C. AGENTIA LUKOM-A-ROMANIA S.R.L. 00 S.C. LUKOIL ROMANIA S.R.L. 00 S.C. LUKOIL TECHNOLOGY SERVIES ROMANIA S.R.L. 00 Service Terminal Rotterdam (S.T.R.) v.o.f. 00 SLB Commercial Bank 00 SLB INVEST LIMITED 00 SNG Holdings Limited 00 SNG Vostok Marketing Limited 00 Soyuzneftegaz Invest (Guernsey) Limited 00 Soyuzneftegaz Vostok Limited 00 TERMINAL DUNAV d.o.o. za prekrcaj i skladistenje naftnih derivata 00 Sabiedriba ar ierobezotu atbildibu "VARS" 00 "-94" 00 " "--" 00 " - " 00 " "" 00 " "" 00 "" 00 " " 00 "" 00 LUKOIL JET YAKITI DAGITIM VE TICARET LIMITED SIRKETI 00 " " 00 " -" 00 "- " 00 "" 00 " -" 00 "--" 00 LUKOIL BUNKER LIMITED 00 LUKOIL Hungary Commercial Limited Liability Company 00 "- - " 00 LUKOIL Overseas Secondment Ltd. 00 " " 00 "-" 00 "-"

barfin.ru

«Черное золото» из Черного моря, или «ЛУКОЙЛ» освоит украинский шельф?

Схема размещения месторождений углеводородов и перспективных участков украинского сектора Черного и Азовского морей, ГАО "Черноморнефтегаз"

Наталья БИЛОУСОВА, «День»

Подбор карт – как всегда BSNews

«ГАО «Черноморнефтегаз» и ОАО «Лукойл» после подписания договора будут совместно разрабатывать Одесское, Безымянное и Суботинское (подводные – BSNews) месторождения. Украинская компания предоставит геолого-экономическую оценку запасов нефти, природного газа, а российская — средства, технологии и оборудование для поиска и добычи энергетических углеводородов...»

Кабинет Министров Украины разрешил ГАО «Черноморнефтегаз» и ОАО «Лукойл» подписать договор о совместной разведке и добыче нефти и газа на черноморском шельфе. В правительственном распоряжении №2361 от 20 декабря 2010 года указано, что часть украинской государственной компании должна быть не менее 50%. Ожидается, что украинская и российская компании будут совместно разрабатывать Одесское, Безымянное и Субботинское месторождения. Вкладом ГАО «Черноморнефтегаз» будет геолого-экономическая оценка запасов нефти, природного газа и сопутствующих компонентов отмеченных месторождений. А вот российская компания должна предоставить финансовые ресурсы, технологии и оборудование, которое необходимо для поиска и добычи нефти и природного газа.

Об активной разработке шельфа Черного моря разговоры продолжаются, начиная с 2005 года. Углеводороды из морских недр, по замыслу руководителей государства, должны были бы освободить страну от импортной газовой зависимости, обеспечив промышленность и население энергоресурсами отечественного происхождения. Однако до реальной добычи нефти или газа из морских глубин так и не дошло.

Между тем потребность увеличивать добычу газа и нефти с каждым годом в стране нарастает. В 2010 году Украина сократила объемы добычи нефти с газовым конденсатом на 10,3% (до 3,546 миллиона тонн) по сравнению с 2009 годом. Такую негативную тенденцию недавно отметил и премьер-министр Украины Николай Азаров. Он раскритиковал деятельность руководителей угольной и топливно-энергетической отрасли и предложил сменить неэффективных менеджеров.

Итак, каковы шансы, что Украина благодаря поддержке российской компании получит нефть и газ с морского дна? Об этом «День» спросил специалистов отрасли.

Ведущий эксперт по энергетическим программам Центра им. Разумкова Владимир Омельченко не поддерживает подписания такого соглашения, потому что оно будет стратегически не выгодным для государства. «Украина более чем на 60% зависит от России в поставках нефти и на 70% — газа. Привлечение к разработке шельфа компании из страны, от которой и так имеется критическая энергетическая зависимость, может только ухудшить положение», — считает он.

«С одной стороны, заключение такого соглашения принесет позитив, потому что в страну зайдет инвестор с большими средствами. Есть шанс, что в конце концов Украина начнет более активный поиск и разработку месторождений нефти и газа в Черном море», — рассказывает «Дню» президент Киевского международного энергетического клуба «Q-club» Александр Тодийчук. По его оценкам,

после подписания договора о совместной разработке шельфа нужно пять-семь лет для начала добычи энергоресурсов. Однако эксперт сомневается, действительно ли добыча газа и нефти будет успешной. «Я не знаю информации о том, что у «Лукойла» большой опыт в технологиях разработки углеводородов на море, тем более на больших глубинах», — объясняет он.

По мнению экс-уполномоченного президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдана Соколовского, российская сторона не заинтересована в развитии шельфа, потому что это создаст дополнительную конкуренцию для российского газа и нефти, которые сегодня потребляет Украина. Поэтому, скорее всего, прогнозирует он, эти месторождения законсервируют, а российский импорт нефти и газа в Украину и дальше будет продолжаться.

Возможен еще и другой вариант... По мнению Соколовского, вполне очевидно, что НАК «Нефтегаз Украины» скоро реформируют, разделив на отдельные части добычу нефти, газа и их транспортировку. Это прекрасно понимают наши соседи. «В таком случае Россия заблаговременно проводит политику, чтобы оказаться в новых структурах. Я бы на их месте делал бы так же», — рассказывает Соколовский.

«Если дело реально дойдет до разработки шельфа, тогда в этой кооперации должны появиться западные сервисные компании», — считает руководитель энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар. По его словам, даже мощный и опытный

«Газпром», разрабатывая Штохманское месторождение, ничего не может сделать самостоятельно. Из-за этого он вынужден привлекать иностранные (французские и норвежские) компании, которые работают в этом направлении.

По мнению Тодийчука, украинской власти нужно провести открытый тендер по разработке шельфа, выбрать опытную компанию с мировым именем и разрабатывать месторождения на дне Черного моря. Претендентов на разработку более чем достаточно, считает он. В их число эксперт включает мировых лидеров: «Шелл», «Шеврон» и тому подобное. «Они с удовольствием придут на черноморский шельф, тем более что геологи прогнозируют там большие залежи», — подытоживает он.

Чтобы иностранные инвесторы поверили, нужно гарантировать им возвращение вложенных инвестиций и получение доходов после разработки этих месторождений, считает Омельченко. Именно из-за законодательного несовершенства в этом вопросе многие зарубежные инвесторы и медлят, подытоживает он.

Справка «Дня»

ГАО «Черноморнефтегаз» входит в состав НАК «Нефтегаз Украины» и специализируется на разведке и добыче нефти и газа в акватории Черного и Азовского морей. Ныне на балансе компании находится 17 месторождений, из которых 11 газовых, четыре газоконденсатных и два нефтяных. Суммарные запасы всех месторождений сегодня составляют: по природному газу — 58,56 миллиарда кубических метров, по газовому конденсату — 1231 тысяча тонн, по нефти — 2530 тысяч тонн.

ОАО «Лукойл» — российская нефтяная компания, которой принадлежат шесть нефтеперерабатывающих заводов в России и за рубежом: в Украине, Болгарии и Румынии. Их совокупная мощность составляет 14 миллионов тонн нефти в год.

Публикуется с любезного согласия главного редактора газеты "День" Ларисы ИВШИНОЙ

Татьяна ИВЖЕНКО «Независимая газета» (Москва)

«ЛУКОЙЛ» стал второй после «Газпрома» российской компанией, которую Киев допускает к освоению месторождений нефти и газа на шельфе Черного моря. Эксперты отмечают, что вопросы решены не до конца, но «ЛУКОЙЛ» может начать работу раньше «Газпрома».

Как писала «НГ», в декабре «Нафтогаз Украины» и «Газпром» договорились о создании совместного предприятия для освоения структуры Паласса, расположенной в глубоководной части Керченско-Таманского шельфа Черного моря. Извлекаемые запасы условного топлива на этом месторождении оцениваются в 75 млрд. куб. м. Переговоры велись более пяти лет.

Главным препятствием считалась нерешенность вопроса о границах: примерно 25% площади структуры Паласса расположено ориентировочно на российской территории, около 75% – на украинской.

От того, как будет решен вопрос границ, зависят доли участников проекта. Эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук считает, что цена вопроса высока, ведь несколько лет тому назад прогнозировалось, что для разведывательных работ и начала освоения потребуется как минимум 12 млрд. долл. Поэтому потенциально заинтересованные стороны пытались минимизировать политические риски. Но вопрос морских границ между Украиной и РФ не решен до сих пор. Поэтому кто и как будет финансировать проект освоения структуры Паласса, кто на какую долю сможет рассчитывать – все эти вопросы еще обсуждаются специалистами.

Тем временем, как сейчас выяснилось, украинское правительство пошло дальше и еще в конце декабря одобрило проект совместной работы ОАО «ЛУКОЙЛ» с дочерней структурой «Нафтогаза», государственным акционерным обществом «Черноморнефтегаз» по освоению трех месторождений на шельфе – Одесского, Безымянного и Субботинского. «Это не самые крупные, но далеко и не мелкие участки. Запасы Безымянного и Одесского газовых месторождений оцениваются более чем в 35 миллиардов кубометров, а запасы Субботинского нефтяного месторождения составляют ориентировочно 100 миллионов тонн», – сказал «НГ» эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский.

Стороны предварительно договорились о принципе 50 на 50. При этом украинская компания внесет в совместный проект уже сделанную геолого-экономическую оценку запасов нефти, газа и сопутствующих компонентов на трех месторождениях. А вкладом «ЛУКОЙЛА» станут денежные ресурсы, технологии и оборудование.

Корольчук считает, что до конца текущего года могут быть завершены все формальности, а в 2012-м начнется освоение месторождений.

Это согласуется с утвержденной почти год тому назад стратегией развития «Черноморнефтегаза» на пять лет: предполагалось, что Одесское и Субботинское месторождения будут введены в эксплуатацию к 2012 году, а Безымянное – к 2015-му. Это позволило бы значительно увеличить добычу газа и нефти в Украине, отмечали в тот момент эксперты.

Правда, к концу года выяснилось, что махина «Нафтогаза» не может профинансировать даже действующие проекты добычи ископаемых на суше.

По итогам 2010-го было сообщено, что объемы нефти украинской добычи снизились по сравнению с предыдущим годом на 10,3% – до 3,55 млн. тонн, а газа – на 5,3%, до 20 млрд. куб. м. В этом контексте привлечение партнеров к участию в совместных проектах выглядит логично и оправданно.

Один из бывших сотрудников «Нафтогаза», попросивший не называть его имени, сказал «НГ», что в действительности ситуация не так прозрачна.

«Для освоения трех месторождений, доступ к которым получил «ЛУКОЙЛ», требуется около 10 миллиардов гривен (примерно 1,25 миллиарда долларов). Пару лет тому назад, когда речь шла о чисто украинском проекте, предполагавшем сотрудничество «Черноморнефтегаза» с госпредприятием «Укргаздобыча», правительство не выделило им требуемые деньги. Затем появился проект, предполагавший замену «Укргаздобычи» дочерней структурой «РосУкрЭнерго», компанией «УкрГазЭнерго». Рассматривалась также возможность участия в совместной разработке шельфа крупных международных компаний. Но в прошлом году Юлия Тимошенко, будучи премьером, заявила, что государство Украина будет самостоятельно осваивать все месторождения и найдет для этого необходимые финансовые ресурсы. Все зависит от политической воли», – пояснил экс-чиновник.

Он отметил, что буквально на днях «Черноморнефтегаз» наконец получил те самые 10 млрд. гривен – правда, в виде увеличения на эту сумму уставного фонда компании. Представители украинской оппозиции отметили, что этих денег вполне хватило бы для начала самостоятельной работы «Черноморнефтегаза» для освоения шельфа, тем более что три месторождения уже полностью подготовлены к началу эксплуатации. Привлечение к сотрудничеству «ЛУКОЙЛА» в таких условиях породило слухи о том, что государство может потерять контроль над «Черноморнефтегазом».

«Разработка шельфа – это вопрос национальной безопасности. Он не может решаться тайком, кулуарно. Ситуацию нужно выносить на обсуждение Верховной Рады», – считает директор Института трансформации общества Олег Соскин. Правда, украинское законодательство не предполагает утверждения парламентом договоров двух хозяйствующих субъектов.

Корольчук заметил, что есть еще один нюанс – кому и по какой цене планируется продавать газ и нефть. «Ведь украинские компании, подчиненные «Нафтогазу», сетовали, что они обязаны продавать весь добытый объем населению по заниженным ценам. Этим объяснялась хроническая нехватка средств. «ЛУКОЙЛ» вряд ли захочет играть в популистские игры и потребует, чтобы добыча продавалась по рыночной цене, дорого», – считает эксперт Корольчук. Для «Черноморнефтегаза» ситуация выгодна тем, что позволяет компании вырваться не только из порочного круга социальных обязательств власти, но и частично ослабить контроль госорганов над ее деятельностью.

www.blackseanews.net

Шельф ждёт перемен | Журнал "Нефть России"

Для ряда мировых нефтяных мэйджоров давно стало традицией периодически делать достоянием общественности собственные исследования и прогнозы развития нефтегазовой отрасли. В этом году впервые российская компания "ЛУКОЙЛ" также представила широкой публике собственную оценку мировых тенденций развития нефтегазовых рынков. Команда аналитиков одного из российских лидеров регулярно проводит исследования в данном направлении. Прежде подобный обзор готовился исключительно в целях актуализации стратегии развития и формирования инвестиционной программы "ЛУКОЙЛа". Сегодня в актуализации стратегии развития, по мнению аналитиков компании, объективно нуждается и вся российская нефтегазовая промышленность. В опубликованном обзоре мировых тенденций особое внимание уделяется анализу насущных проблем нефтегазовой отрасли России. В числе основных "вызовов" для страны – естественное падение уже в ближайшие годы добычи на старых месторождениях, полноценно компенсировать которое способен комплекс мер, главным образом связанный с масштабным применением новых технологий. Для России в нынешних условиях один из ключевых "ресурсов роста" – это активизация разведки и добычи углеводородов на шельфе, требующих применения уникальных знаний и технологий.

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – ГЛУБОКОВОДНЫЙ ШЕЛЬФМировые тенденции таковы, что по мере истощения традиционных запасов нефти на суше ресурсы шельфа играют всё более заметную роль в обеспечении растущего потребления. И если на суше уже не ожидается открытия новых гигантских месторождений, то перспективы шельфа в этом отношении весьма многообещающи. По оценкам учёных, только доказанные мировые запасы нефти на шельфе составляют 280 млрд баррелей. В последние годы большинство открытий на суше приходятся на мелкие и средние месторождения. "За последние 20 лет количество крупных открытий на шельфе превысило число крупных открытий на суше, а добыча на морских месторождениях достигает почти 30% от общемировой", – подчёркивается в аналитическом обзоре "ЛУКОЙЛа".

"С развитием технологий увеличивается и глубина осваиваемых шельфовых месторождений. Современные технологии позволяют бурить даже на глубинах, превышающих 3000 м. Около 27% шельфовой добычи сейчас приходится на глубоководье, и её доля продолжит расти", – говорится в обзоре. Авария на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе заставила многие компании пересмотреть свои подходы к обеспечению безопасности при бурении на шельфе. В результате дополнительные меры по предотвращению нештатных ситуаций естественным образом ведут к увеличению себестоимости морской добычи углеводородов. Высокая налоговая нагрузка в отдельных странах, таких как Ангола и Нигерия, также способствует росту затрат на освоение глубоководья.

Реализация сложных шельфовых проектов предполагает огромные финансовые затраты. Вместе с тем, высокие цены на нефть будут стимулировать подобные инвестиции. По оценке аналитиков "ЛУКОЙЛа", цена нефти для рентабельной разработки глубоководных запасов должна составлять от 50 до 90 долларов в зависимости от глубины и региона добычи.

С учётом же глобальных тенденций – роста населения и автомобилизации в Азии, истощения традиционной базы углеводородных ресурсов, умеренного темпа роста добычи нефти в Северной Америке и Ираке, запланированных высоких бюджетных расходов стран ОПЕК и, как следствие, ограничений последними объёмов добычи для поддержания цен на уровне не менее 100 долларов за баррель – существенное снижение цен на нефть в среднесрочной перспективе маловероятно.

Последнее десятилетие характеризовалось беспрецедентным ростом затрат в мире на геологоразведку и добычу. По оценкам "ЛУКОЙЛа", с начала 2000-х годов затраты компаний на геологоразведку, разработку и добычу увеличились более чем в три раза. Растущий спрос на углеводороды заставляет компании осваивать всё более дорогостоящие нетрадиционные запасы. В частности, вести добычу на глубоководном шельфе. В настоящее время стоимость рентабельной добычи в сутки примерно 15 млн баррелей – выше 70 долларов за баррель.

"Наибольший прирост добычи будет приходиться на глубоководный шельф, низкопроницаемые коллекторы в США, тяжёлую нефть Канады и Венесуэлы", – подчёркивается в обзоре.

Что касается прироста добычи газа, то здесь, наряду с прогрессом в освоении сланцевых ресурсов, большую роль к началу следующего десятилетия будут играть новые регионы добычи традиционного газа. В частности, в Европе "шельф Восточного Средиземноморья к началу следующего десятилетия может стать новым глобальным источником СПГ. Суммарные извлекаемые ресурсы средиземноморского шельфа Израиля, Кипра, Ливана и Египта, по разным оценкам, составляют несколько триллионов кубических метров газа".

Существенный прирост добычи нефти, как отмечается в исследовании "ЛУКОЙЛа", ожидается после 2015 г., когда будут введены в эксплуатацию новые крупные месторождения.

ВЫЗОВЫ ДЛЯ РОССИИПо данным Министерства энергетики РФ, геологические запасы нефти России составляют 74,3 млрд т, а ресурсы – 157,1 млрд тонн. Однако, резюмируется в обзоре "ЛУКОЙЛа", современные технические возможности заметно ограничивают мощный ресурсный потенциал страны. Таким образом, извлекаемые запасы на территории РФ оцениваются в 22 млрд т. Оценка же запасов по международной классификации, учитывающей экономику проектов разработки месторождений, примерно в два раза ниже, чем по российской. Инициирование со стороны государства дополнительных экономических стимулов для разработки месторождений, которые в настоящий момент являются нерентабельными, будет способствовать наращиванию запасов по международной классификации.

На большинстве месторождений России происходит естественное падение добычи за счёт истощения запасов. Большая часть российской добычи нефти ведётся на месторождениях Западной Сибири, где первые крупные открытия были сделаны ещё в 1960-х годах. "…90% нефти в РФ добывается на месторождениях, открытых до 1988 года, и лишь 10% – на месторождениях, открытых в 1990-е и 2000-е годы", – отмечается в обзоре. В 2000-е годы темпы падения добычи по переходящему фонду скважин существенно возросли, достигнув ежегодного уровня в 11%. Активная геологоразведка и интенсификация добычи, начиная с 2009 г., позволили стабилизировать темпы падения, вместе с тем эти темпы всё ещё остаются высокими.

Определённая положительная динамика добычи, достигнутая в 2010 г., во многом явилась следствием ввода в разработку новых месторождений. Наибольший прирост добычи пришёлся на крупные месторождения на суше в Восточной Сибири – Ванкорское, Талаканское и Верхнечонское. Для полноценного преодоления естественного падения добычи необходимо ежегодно вводить 3–4 месторождения, сопоставимых по размерам с Ванкорским (порядка 500 млн тонн), – таков итог обзора.

Если же учесть реализацию на аукционе в 2012 г. трёх последних нераспределённых крупных нефтяных месторождений на суше, то сегодня можно окончательно констатировать, что в перспективе новые крупные российские месторождения будут вводиться именно на шельфе.

АРКТИКА – КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС РОСТАВозможности разработки огромных запасов нефти на суше при относительно невысокой себестоимости добычи (сравнительно с шельфовыми проектами) долгое время естественным образом влияли на "отставание" России в освоении шельфовых месторождений. Однако сегодня страна уже объективно вынуждена активнее включаться в разработку шельфа. Начальные запасы нефти, согласно "Энергетической стратегии России на период до 2025 года", уже выработаны более чем на 50%, в европейской части – на 65%, в том числе в Урало-Поволжье – более чем на 70%. Степень выработанности запасов крупных активно осваиваемых месторождений приближается к 60%.

"Разработка арктического шельфа может стать существенным источником роста добычи в долгосрочной перспективе", – подчёркивается в обзоре. К настоящему моменту суммарные ресурсы углеводородов на арктическом шельфе России оцениваются в 76,3 млрд тонн условного топлива (т. у. т.), а извлекаемые – в 9,6 млрд т у. т. Основная часть этих ресурсов (около 70%) приходится на континентальный шельф Баренцева, Печорского и Карского морей.

Разведанность ресурсов углеводородов континентального шельфа России незначительна и в большинстве районов не превышает 10%. При этом разведанность ресурсов нефти и газа континентального шельфа Каспийского, Баренцева и Охотского морей превышает 15%. Большую часть освоенных запасов составляет природный газ.

Напомним, согласно оценкам, представленным в "Энергетической стратегии России на период до 2030 года", прогнозные ресурсы газа на континентальном шельфе РФ превышают 60 трлн м3, из них разведанные балансовые запасы газа промышленных категорий А+В+С1 – около 7 трлн. Суровые условия Арктики: сложная ледовая обстановка, низкие температуры, отсутствие инфраструктуры – всё это требует применения уникальных знаний и технологий. Если бурение разведочных скважин за короткий период арктического лета – задача решаемая, то вопросы системы их обустройства и последующей добычи значительно более сложные.

Уникальный опыт работы "ЛУКОЙЛа" на Варандее, на шельфах Каспия и Балтики, а также на зарубежном глубоководном шельфе мог бы быть весьма полезным для арктических проектов. Однако действующее законодательство ограничивает доступ частных компаний к разработке шельфовых месторождений в России. Сегодня добывать нефть в российской Арктике имеют право лишь государственные компании.

"Снятие этого ограничения могло бы придать дополнительный импульс геологоразведочной деятельности в регионе, способствовать распространению технологий, а также распределить риски между большим числом участников", – резюмируется в аналитическом обзоре.

ГДЕ ЖЕ ВЫХОД?При сохранении действующих условий по допуску компаний к работе на шельфе, подчеркивают авторы обзора, добыча на арктическом шельфе составит около 12 млн тонн.

Аналитический обзор рассматривает варианты развития всей отрасли, при этом в нём тактично не упоминаются планы самого "ЛУКОЙЛа". Какого же курса будет придерживаться российский мэйджор в своей шельфовой стратегии? Для компании, исходя из сложившейся ситуации, очевидны два выхода. Первый – дождаться позитивных перемен в законодательстве. Объективно не в интересах государства ограничивать количество компаний, которые хотят и могут вкладывать деньги в геологоразведку на шельфе, а впоследствии в кратчайшие сроки осваивать эти новые месторождения, быстро вовлекая их в оборот, принося государству налоги и обеспечивая новые рабочие места.

Если этого не произойдёт, для такого крупного игрока, как "ЛУКОЙЛ", останется второй вариант – ориентироваться на новые потенциально эффективные зарубежные проекты на глубоководных шельфах Норвегии, Бразилии, Венесуэлы, стран Западной Африки. К реализации подобного сценария компания готова – уже сегодня она активно участвует в геологоразведочных проектах на шельфах Вьетнама, Ганы, Кот-д'Ивуара, Норвегии, Румынии, Сьерра-Леоне и Узбекистана.

Авторы обзора подчёркивают: "Для поддержания устойчивой добычи в долгосрочном периоде необходимы дополнительные шаги по реформированию системы налогообложения нефтедобычи. В противном случае снижение добычи можно будет ожидать, начиная с 2016–2017 гг.".

Впрочем, прошлый опыт свидетельствует о способности правительства адекватно реагировать на падение объёмов добычи "чёрного золота". "Своевременные меры по смягчению налоговой нагрузки позволили обеспечить стабильный уровень добычи после кризисного периода 2008–2009 гг. В частности, в 2010–2011 гг. была снижена ставка экспортной пошлины, предоставлены льготы по НДПИ, введены льготные ставки по экспортной пошлине для месторождений Восточной Сибири и шельфа Северного Каспия, а также льготная система "10-10-10" для стимулирования добычи сверхвязкой нефти", – отмечается в обзоре.

Более того, в июле 2013 г. Президент России подписал закон, который предусматривает дифференциацию ставки налога на добычу для трудноизвлекаемых запасов нефти. В соответствии с законом правительство РФ будет иметь право устанавливать формулы расчёта ставок вывозных таможенных пошлин на подобную нефть. Установлен порядок определения и применения коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти и выработанности конкретной залежи углеводородного сырья. В частности, для добычи из баженовских, абалакских, хадумских и доманиковых продуктивных отложений данный коэффициент будет равен нулю.

Итак, первые прогрессивные законодательные изменения в этом направлении уже сделаны. Теперь на очереди не менее важный вопрос – стимулирование эффективной разработки шельфа российских морей.

neftrossii.ru


Смотрите также