Женева лукойл


Русская Швейцария: как трейдер «Лукойла» занял заметное место на рынке торговли нефтью

Сейчас Субботин, по словам его знакомых, бывает в США и Швейцарии. Связаться с ним не удалось. В Женеве он возглавляет совет директоров Litasco — собственной трейдинговой компании «Лукойла». В 2015 году она стала крупнейшим покупателем российской нефти по версии Forbes. Трейдеры были уверены, что в 2016-м Litasco однозначно потеряет позиции из-за трений «Лукойла» с «Роснефтью». Но этого не произошло. Более того, Litasco удалось сохранить контракт на продажу нефти с месторождений им. Требса и Титова, которую добывает СП «Башнефти» и «Лукойла».

Litasco — уникальное явление для российского нефтяного бизнеса. Похоже, это единственный нефтетрейдер российского происхождения, который не только продает чужую нефть и нефтепродукты, но и делает это в объемах, сопоставимых с поставками родственных компаний. Как «Лукойлу» удалось занять заметное место в мировой нефтеторговле?

Время посредников

«Лукойл» ничего нового не придумал!» — восклицает один из бывших руководителей Союзнефтеэкспорта. Именно эта организация из системы Министерства внешней торговли СССР, по словам собеседника Forbes, стала прообразом Litasco. До 1991 года Союзнефтеэкспорт был абсолютным монополистом в экспорте российской нефти и имел представительства по всему миру. Несмотря на годовой оборот в 200 млн т нефти, в Союзнефтеэкспорте работало несколько десятков трейдеров и 200 человек обслуживающего персонала, рассказывает бывший сотрудник организации.

В 1991 году право экспортировать нефть получили нефтедобытчики, НПЗ и трейдеры. Лицензии выдавались настолько бесконтрольно, что в тот же год разрешенный объем экспорта превысил реально имеющиеся ресурсы, докладывал вице-премьеру Егору Гайдару министр топлива и энергетики Владимир Лопухин. «Это было такое ограбление государства! Все, включая церковь, получали квоты на экспорт», — негодует бывший сотрудник Союзнефтеэкспорта. Это не преувеличение: финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии действительно было соучредителем одного из экспортеров — компании «Международное экономическое сотрудничество».

Первым российским частным трейдером стал Urals Trading, учрежденный выходцами из Союзнефтеэкспорта. Одним из основателей Urals был советский разведчик и бывший сотрудник шведского представительства Союзнефтеэкспорта Андрей Панников. Благодаря его связям Urals стал заметным игроком на рынке, утверждает бывший сотрудник компании. Например, знакомым и партнером по бизнесу Панникова был друг Владимира Путина Геннадий Тимченко, в 1997 году основавший торговую компанию Gunvor.

Сам Панников рассказывал Forbes, что участвовал в создании «Лукойла» и якобы лично хлопотал о выдаче компании лицензии на экспорт в Министерстве внешней торговли. Это неудивительно, говорит бывший бизнес-партнер Панникова: круг работников советской нефтянки был очень узким, и все хорошо знали друг друга. Urals даже выделил «Лукойлу» помещение в гостинице «Звездная» у ВДНХ (там у компании был московский офис), в начале 1990-х его как кабинет использовал президент «Лукойла» и бывший замминистра нефтегазовой промышленности СССР Вагит Алекперов.

Именно Urals первое время экспортировал значительные объемы нефти «Лукойла». Другими крупными покупателями были Taurus Petroleum и Western Petroleum. Они были аффилированы друг с другом, рассказал Forbes один из трейдеров. Taurus принадлежал американцу Бенджамину Поллнеру и закупал у «Лукойла» такие заметные объемы, что участники рынка подозревали его в связях с российской компанией. По данным Businessweek, Поллнер был одним из Rich boys — трейдеров из круга легендарного Марка Рича, давнего друга советских руководителей внешней торговли. В начале 1990-х его Marc Rich + Co (сейчас Glencore) была одним из крупнейших покупателей российской нефти.

«В России черт знает что происходило. Все друг друга кидали», — вспоминает российский нефтетрейдер. Покупая российскую нефть не напрямую, а через трейдеров, зарубежные заводы снижали свои риски. Это устраивало и нефтяников: трейдеры могли обеспечить 90%-ную предоплату. Но была одна загвоздка: западные банки неохотно финансировали российские поставки. Исключением был французский BNP Paribas, с которым и сотрудничал Taurus. Контакт с женевским отделением банка был налажен и у Urals, рассказывает бывший сотрудник компании: финансовый директор нефтетрейдера был выходцем из Paribas. Urals пробыл трейдером «Лукойла» около трех лет, но экспорт «Лукойла» еще долго был завязан на сотрудников Urals.

Помощники из Urals

Телефонный звонок в канун нового, 1998 года застал директора по специальным проектам Lukoil Europe Олега Яковицкого за предпраздничными приготовлениями. В трубке раздался командный голос его шефа Валерия Головушкина: «Срочно собирайся, летим в Румынию!» «Эх, все прахом», — вздохнул Яковицкий, собрал чемодан, попрощался с семьей и вскоре уже летел в Бухарест на служебном «лукойловском» самолете. Там нефтяники договорились о покупке НПЗ «Петротел» и сразу же вылетели в болгарский Бургас, где готовилась продажа «Нефтохим Бургас». На крупнейший на Балканах НПЗ было несколько претендентов, но болгары заверили представителей «Лукойла», что завод достанется им: «Потому что у вас самолет больше, чем у других покупателей».

В 1990-е собственный самолет безотказно действовал на директоров заводов, подтверждает бывший сотрудник Urals. Фокус с самолетом вряд ли был секретом и для бывшего руководителя датского филиала Urals и выходца из Союзнефтеэкспорта Валерия Головушкина. В 1994 году он возглавил Lukoil Europe, представительство «Лукойла» в Лондоне. Его основной задачей было исключить западных посредников из экспорта.

На рубеже 1990–2000-х годов все мировые нефтяные мейджоры обзавелись специализированными трейдинговыми подразделениями. Их примеру последовали и российские нефтяники. Функционально это были зарубежные фирмы, на которых оседала маржа от сбыта своей же нефти, рассказывает один из нефтетрейдеров: «Собственно говоря, это был вывод капитала». Нехитрая схема позволяла зарабатывать дополнительно $1–2 с барреля, рассказывает собеседник Forbes. Впоследствии за подобные схемы был разгромлен ЮКОС и два его основных акционера угодили за решетку.

«Лукойл» пошел дальше конкурентов и в 2002 году объявил о централизации экспортных поставок на одной «дочке». Это была идея Алекперова, говорит сотрудник «Лукойла». И во многом это была вынужденная мера. Западные инвесторы критиковали «Лукойл» за продажу нефти своим офшорным филиалам по заниженным ценам. Из-за этого головная компания, чьи ADR торговались на Лондонской и Берлинской биржах, недополучила в 2000–2003 годах около $1 млрд, жаловался руководитель фонда Hermitage Capital Уильям Браудер.

Для консолидации экспорта была выбрана швейцарская Lukoil-Geneva, которую еще 2000-м переименовали в Litasco (Lukoil International Trading and Supply Company). В Швейцарии очень лояльное налоговое законодательство, хотя формально страна не считается офшором и находится в самом центре Европы, объясняют нефтетрейдеры. Реструктуризация совпала с уходом из «Лукойла» одного из его основателей и куратора экспорта Ралифа Сафина. Его место в статусе первого вице-президента «Лукойла» занял Дмитрий Тарасов. Он работал в Союзнефтеэкспорте, а в начале 1990-х возглавлял финское подразделение Urals (там же работал и Тимченко). Его бывший коллега по Urals Головушкин, который до начала 2000-х был более заметен в экспансии «Лукойла» в страны Восточной Европы, перебрался из Лондона в Женеву и возглавил Litasco.

Окно в мир

Собственный трейдер недешево обошелся компании, рассказывает человек, близкий к «Лукойлу»: вложения в капитал Litasco и гарантии перед банками составили около $7–10 млрд. При создании Litasco была поставлена задача, чтобы коэффициент ROI (отношение прибыли к инвестициям) достиг 15%, но это получилось не сразу. Да и быстро замкнуть на Litasco весь экспорт «Лукойла» тоже не удалось. В 2005 году трейдер продавал 87% экспортированной «Лукойлом» нефти, в 2011 году эта доля оставалась примерно на том же уровне. Сейчас «Лукойл» указывает, что Litasco осуществляет все поставки «Лукойла» за пределами России.

Помимо продаж собственных продуктов и поставок нефти на зарубежные НПЗ «Лукойла» перед Litasco стояла задача продавать чужую нефть в сопоставимых объемах. В 2004 году на долю третьих лиц приходилось 28% торговли Litasco, в 2008 году — 40%, а два года спустя уже 52%. В 2015 соотношение составляло 51 на 49 в пользу «Лукойла». Трейдер — это «окно в мир» для «Лукойла», говорится на сайте Litasco.

Litasco существенно нарастил объемы торговли с третьими лицами благодаря новой стратегии, которая была принята в 2007 году, рассказывал вице-президент «Лукойла» Валерий Субботин в интервью журналу Oil of Russia. Она заключалась в подключении к торговле всех зарубежных офисов «Лукойла» (на тот момент это 17 филиалов и представительств по всему миру). «Они стали оптимизировать потоки, продавать, когда выгодно, использовать арбитраж», — перечисляет один из участников рынка. По его словам, за счет трейдинговых операций маржа Litasco могла вырасти на $2,5–3 за баррель.

Есть и другая версия. Сначала трейдер вырос за счет огромных объемов «Лукойла», за которые ему не приходилось бороться. Большие объемы позволили сэкономить на фрахте и кредитах, и уже тогда Litasco смог предложить рынку хорошие цены.

Человек, близкий к «Лукойлу», связывает успехи Litasco с болгарином с иракскими корнями Гати Аль-Джебури. В начале 2000-х он был заместителем двух болгарских министров — энергетики и финансов. А затем Головушкин позвал его в Litasco — финансовым директором. В 2005 году Головушкин пошел на повышение, став вице-президентом «Лукойла» по поставкам и продажам, а Аль-Джебури занял кресло руководителя Litasco.

Болгарин решил завоевывать новые рынки сбыта. В Китае Litasco поначалу приходилось демпинговать, вспоминает один из нефтетрейдеров: снижать либо свою торговую прибыль, либо прибыль НПЗ, выпускающих мазут. Все подобные решения утверждались в Москве и согласовывались «чудовищно долго», рассказывает собеседник Forbes: корпоративные процессы внутри «Лукойла» напоминают крупное российское министерство. Гати Аль-Джебури не только видел новые рынки сбыта, но и сумел пробиться через лукойловскую бюрократию.

В итоге продажи Litasco выросли с 2005 по 2010 год на 37%, до 125 млн т, в то время как экспорт «Лукойла» — всего на 6%. В 2015 году трейдер продал 165 млн т нефти и нефтепродуктов. Выручка Litasco не раскрывается, но из отчетности «Лукойла» по МСФО можно сделать вывод, что в 2015 году она была не менее $63 млрд, а в 2016 году — $68 млрд.

Роль личности

В начале 2011 года в латвийском порту Вентспилс произошел коллапс. Резервуары терминала Ventbunkers оказались под завязку заполнены мазутом. Из-за этого на железнодорожных подъездах к порту скопилось 1700 цистерн с грузом, ожидавших разгрузки. Накопленный в терминале мазут принадлежал Litasco, которая отказалась переливать его в танкеры, сообщал Ventbunkers. В Litasco объясняли, что по вине терминала мазут испортился и уже не соответствует требованиям контракта. Могла быть и другая причина конфликта: Ventbunkers собирался заменить Litasco другим трейдером — Mercuria Energy. В итоге разблокировать порт удалось только спустя несколько недель при посредничестве министра путей сообщения Латвии.

Эта история крайне нетипична для трейдера, заверяет один из собеседников Forbes: Litasco, как и материнская компания, не склонна к рискам и старается не ввязываться в конфликты. В середине 2000-х за считаные годы Gunvor стал главным трейдером российской нефти, и «Лукойл» принял правила игры, хотя они и доставляли неудобства его трейдеру. У Litasco с Gunvor «не так много пересечений по клиентам», неудобство вызывала скорее принятая тогда в портах практика: при растущих ценах танкеры Gunvor загружались чаще, а окно погрузки для остальных трейдеров сдвигалось. И наоборот, рассказывает собеседник Forbes: «Нефть просела — суда Gunvor ставят в конец очереди, а остальных вталкивают».

Владельцы «Лукойла» очень четко понимают границы допустимого, и это один из секретов их успеха, признают собеседники Forbes. В 2016 году «Лукойл» был одним из претендентов на «Башнефть», ведь у этих двух компаний тесные связи. «Башнефть-Полюс» (25% у «Лукойла») добывает нефть на месторождениях им. Требса и Титова (запасы — 140 млн т нефти), а Litasco ее продает. В 2015 году, по оценкам Forbes, трейдер «Лукойла» экспортировал 1,4 млн т нефти СП на $535 млн, в 2016-м — уже почти 2,2 млн т на $634 млн. Но события приняли иной оборот: «Башнефть» досталась «Роснефти». «Будем считать, что она попала в хорошие руки», — прокомментировал эту сделку вице-президент «Лукойла» Леонид Федун.

После покупки «Башнефти» «Роснефть» начала перестраивать торговую политику, и первыми под нож попали контракты с «Лукойлом». С 1 ноября 2016-го был расторгнут контракт на поставку нефти «Лукойла» на НПЗ «Башнефти» и обратную поставку нефтепродуктов Litasco. Пересмотреть хотели и поставки нефти «Башнефть-Полюса». Но пока «Роснефть» не может отказаться от услуг Litasco, говорят два нефтетрейдера: единственный экономически обоснованный пункт отгрузки — порт Варандей — принадлежит «Лукойлу». Поэтому поставки в адрес Litasco продолжаются, но с начала года цены были пересчитаны, рассказывает один из собеседников Forbes. Новую цену он не называет, но отмечает, что она стала более выгодной для «Роснефти». Формула цены не менялась, отмечает источник, близкий к «Лукойлу»: «Какой Brent спрогнозировали, такую цену в контракт и забили». Litasco не комментирует вопросы, касающиеся бизнеса или торговли, сообщила ее представитель. В «Лукойле» не ответили на запрос Forbes. Из комментария пресс-службы «Роснефти» можно понять, что контракт стал более выгодным: «Роснефть» увидела возможность для оптимизации каналов реализации продукции и, как следствие, повышения экономической эффективности продаж, а действующие договоренности направлены на максимизацию прибыли.

На открытый конфликт с Сечиным Вагит Алекперов не решился. И вообще он редко вмешивается в работу своей торговой компании. Нефтетрейдер, близкий к «Лукойлу», вспоминает такой случай. Из-за военных действий на севере Ирака вся местная нефть сливается в общую трубу. От этого падает качество и, как следствие, стоимость сырья, которое Litasco экспортирует с иракского месторождения «Западная Курна — 2». Но закупочные цены этого не учитывали, и трейдер стал терять деньги. Алекперову пришлось лично договариваться с руководством иракской нефтяной госкомпании SOMO о более справедливой цене. В итоге ее удалось снизить на $13. «Роль личности в истории нужно уважать, — отмечает знакомый Алекперова. — трейдинг — это отношения и еще раз отношения».  

www.forbes.ru

Россия и Швейцария: история любви, нефти и денег | Экономика | ИноСМИ

В 1990-х годах на берегах Женевского озера были созданы сотни компаний для продажи богатств бывшего СССР на мировых международных рынках. Нефть, зерно и металлы принесли целое состояние швейцарской коммерции. Четвертая часть экскурса в историю сырьевой промышленности Швейцарии.

Ее можно было бы назвать швейцарской Москвой. Далекая от волжских степей и кремлевских башен Женева вот уже 20 лет является мировой столицей торговли российской нефтью.

«Богатство города именно здесь», — говорил несколько лет назад английский адвокат и специалист по торговле сырьем Джереми Дэвис (Jeremy Davies). «Залогом успеха женевской площадки стала торговля российской нефтью», — подтверждает бывший член правительства кантона.

От цифр идет кругом голова. Еще в 2002 году руководство ЮКОСа (тогда эта компания была лидером российской нефтяной промышленности) утверждало, что продало через свое, тогда еще только созданное женевское представительство, нефти на сумму более чем 3 миллиарда долларов. В 2015 году трейдеры Litasco (дочерняя компания «Лукойла») продали в Женеве 165 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов (3,2 миллиона баррелей в день) на сумму более 40 миллиардов долларов. По проведенным в 2012 году подсчетам, 80% продаж российской нефти приходились на женевский регион. Ситуация осталась неизменной до сих пор. Такая геополитическая странность объясняется давней и довольно необычной историей.

Торговля восток-запад

У российско-женевской идиллии — глубокие корни. В 1910 году на россиян приходилась треть студентов швейцарских вузов, а в Лозанне этот показатель доходил почти до половины, напоминает профессор современной истории Университета Лозанны Себастьен Гюэкс (Sébastien Guex).

В период холодной войны настроенная против коммунизма Швейцария враждебно относилась к СССР, однако продолжала играть важную экономическую роль для идеологического противника. В 1970-х годах Союз массово импортировал западную пшеницу для питания своего населения. Его монополия «Экспортхлеб» покупала зерно у посредников в Женеве и Швейцарии. В частности она работала с André & Cie, которая специализировалась на торговле восток-запад, и Tradax, дочерней компанией американской Cargill.

Как бы то ни было, лучшие отношения с Москвой сложились у Continental Grain (Conti), конкурента Cargill. По легенде, летом 1971 года ее основатель Мишель Фрибур (Michel Fribourg) и представители СССР попали в шторм, когда вели переговоры на яхте у побережья Корсики. Спасение в кораблекрушении позволило сформировать прочные дружеские и деловые связи. Разрешение выйти

Continental Grain перенесла дочернюю трейдинговую компанию Finagrain из Парижа в Женеву, потому что вести переговоры из Франции при жестком контроле за операциями было слишком сложно. Один из руководителей Conti в тот период вспоминает о первых крупных поставках американской пшеницы и кукурузы в СССР в 1973 году. «Приходилось формировать огромные железнодорожные составы, чтобы перевезти такие гигантские объемы зерна, — вспоминает он. — Кроме того, требовалось держать все в тайне, чтобы не допустить резкого взлета цен на зерно и перевозки».

По его словам, Женева стала европейским центром компании, потому что Швейцария представляла собой точку соприкосновения Востока и Запада: «Людям с Востока было куда проще получить разрешение на поездку в Швейцарию, чем в США или Лондон. К тому же, это было время разрядки: торговля должна была способствовать мирным отношениям, и Женева была тем местом, где все происходило».

Тем не менее, в 1991 году Советский Союз развалился, и наступил хаос. Монополии вроде Экспортхлеба исчезли. Их место заняли молодые предприниматели, региональные бароны и преступные группы, которые боролись за сырье и промышленные активы: шахты, склады, порты, заводы.

Одним из появившихся в тот момент новичков был и Михаил Прохоров, будущий олигарх и хозяин «Норильского никеля». «Как и он, многие из этих людей были молодыми, импортировали компьютеры в Россию, ходили в дырявых кедах и могли положиться на большие семьи в международной диаспоре, — рассказывает Оливье Лонгшан (Olivier Longchamp) из специализирующейся на сырье НКО Public Eye. — Они купили заводы за гроши с помощью системы ваучеров. У них не было выхода на международные рынки, и они продавали дешево. Им нужно было экспортировать, чтобы сформировать капитал. Здесь очень важны личные связи. Иногда они формировались со швейцарцами благодаря контактам времен СССР». Как и Михаил Прохоров, знаменитый олигарх Роман Абрамович разместил первые торговые фирмы в Швейцарии с самого начала своего финансового взлета.

На первых порах у этих россиян не было ни денег, ни торговых контактов за границей, и они продавали продукцию прямо с завода. За ней нужно было ехать. Женевские посредники отправляли своих представителей в самые отдаленные регионы, чтобы на месте разобраться, кто что контролирует и что производит.

Движущая сила финансов

«В каждой крупной компании был человек вроде меня, — рассказывает один из этих агентов. — В некотором роде это была детективная работа. Мне нужно было найти, с кем говорить, адреса, компании, представиться, потому раньше они о нас не слышали, Иногда у меня складывалось впечатление, что я — первый иностранец в этих краях со времен Чингисхана».

SwissInfo15.08.2015Daily Mail03.12.2012Corriere Della Sera08.12.2011Globes14.04.2015После подписания контракта швейцарские трейдеры на 80-90% финансировали поставки безденежных производителей в обмен на документы с подтверждением того, что товар существует, погружен на поезд и готов к экспорту.

Позднее бизнесмены из бывшего СССР создали собственные компании в Швейцарии. Зачастую это были офшорные структуры с Британских Виргинских островов. «В тот момент появилось огромное множество компаний, — Стоит отметить, что в Швейцарии финансирование было очень дешевым, тогда как в России ставка достигала 20%. Структуры с Британских Виргинских островов открывали тут счета, чтобы получить финансирование в очень серьезных объемах. В тот момент финансисты были движущей силой. Банк BNP следовал очень агрессивным курсом с самого начала 2000-х годов в России, на Украине и в Казахстане».

Приходившие из этих стран деньги не пахли, а система борьбы с отмыванием носила рудиментарный характер. «В UBS открывали счета целым вагонам россиян, которые приезжали в Женеву, — вспоминает работница банка. — Вопросов никто не задавал, а единственной указанной в документах информацией была пометка „нефтяной трейдер“. Никто не мог ничего проверить или объяснить. Весь бизнес шел через офшоры без какого-либо налогообложения». Прекрасная новость для россиян, которые были в ужасе от мысли, что могут потерять полученное состояние из-за краха их валюты или объявленной Кремлем экспроприации.

Появление гигантов

Как бы то ни было, появление торговцев зерном, удобрениями и металлами в конце 1990-х годов стало всего лишь началом. В 2000 году Женеву прибрали к рукам нефтяники. Первой из российских компаний стала в 1992 скромная Lia Oil SA, которая занималась продажей чеченской нефти. Затем наступил черед ЮКОСа миллиардера Михаила Ходорковского, который сначала действовал через непрозрачную сеть офшорных фирм. За ними последовали десятки других, вроде «Норильского никеля» Михаила Прохорова и нефтяного трейдера Gunvor.

Как бы то ни было, самым знаковым событием стало появление «Лукойла», который присутствовал в Женеве с 1994 года. В 2001 году второй на тот момент производитель нефти в мире (после Exxon) решил установить в самом центре города штаб квартиру дочерней компании Litasco. Для этого он стал переманивать людей у конкурентов. «Россияне пришли в Женеву, потому что люди тут знали работу, и было легко найти нужный персонал», — объясняет нефтяной магнат Жан-Клод Гандюр (Jean-Claude Gandur), часть сотрудников которого ушли в Litasco. Позднее еще одна команда основателя Addax Petroleum перебралась в Gunvor.

Так Женева стала столицей российской, казахской и азербайджанской нефти. Власти кантона активно этому содействовали. «В тот момент существовала настоящая политическая воля для того, чтобы привлечь их, — вспоминает бывший член местного правительства. — Не стоит забывать, что в начале 1990-х годов в Женеве дефицит составлял в среднем 500 миллионов франков в год. Министерство экономики сделало расширение присутствия международных компаний настоящей догмой и направляло огромные усилия на его продвижение. На раздумья времени не оставалось, потому что ситуация была критической».

В Швейцарии россиян ждала доброжелательная атмосфера, которая позднее привлекла трейдеров со всего мира. «Они пустили корни в Швейцарии из-за спокойствия в области налогов и законодательства, — считает экономист и эксперт по сырьевым рынкам Филипп Шальмен (Philippe Chalmin). — В Швейцарии существует старая традиция закрывать глаза на определенную деятельность». И предлагать иностранным инвесторам самую конкурентоспособную и гибкую налоговую систему в мире.

inosmi.ru

ЛУКОЙЛ реорганизует экспорт, избавляясь от посредников

Крупнейшая российская нефтяная компания ЛУКОЙЛ намерена провести масштабную реорганизацию своих подразделений по переработке и сбыту, включая экспортные операции, что станет частью обнародованной ранее программы по повышению эффективности и снижению издержек, сказали Рейтер источники в компании и трейдеры.

Данная программа должна помочь ЛУКОЙЛу, который инвесторы долго критиковали за слабые показатели роста и архаичный менеджмент, приблизиться к стандартам своих конкурентов, избавившись от огромного количества посредников, считают аналитики.

Трейдеры также говорят, что программа поможет сделать экспорт компании более прозрачным и представляет определенную угрозу для некоторых трейдинговых компаний, включая женевскую фирму Taurus, которые на протяжении многих лет экспортировали объемы одной из крупнейших в мире частных нефтяных компаний.

"Мы планируем объединить операции по переработке и сбыту как в России, так и за рубежом. Многое изменится и в нашем экспорте. К концу 2002 года у нас будет единый экспортный координатор", - сказал Рейтер высокопоставленный источник в ЛУКОЙЛе.

"Единственное, что я могу сказать, это то, что программа реструктуризации, объявленная в апреле, идет полным ходом, в том числе и в тех областях, которые касаются нашего трейдинга", - сказал Рейтер вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун.

ЛУКОЙЛ объявил в апреле о масштабной программе реструктуризации, которая должна помочь компании практически удвоить добычу нефти и газа в ближайшие десять лет, резко снизить затраты, увеличить экспорт и улучшить управляемость.

ЛУКОЙЛ добывает больше всех в России нефти - около 80 миллионов тонн - однако его добыча увеличивается на два-три процента в год по сравнению с 20 и даже 30 процентами у других компаний. ЛУКОЙЛ экспортирует более половины своей добычи в виде нефти и нефтепродуктов, но в отличие от других компаний, которые давно централизовали свои экспортные потоки, объемы ЛУКОЙЛа до сих пор доставляются на запад через огромное количество дочерних фирм, посредников и дружественных компаний.

"Объединив экспортные операции в одну структуру может безусловно помочь сделать экспорт более прозрачным. Это поможет не только инвесторам, но даже и самим менеджерам ЛУКОЙЛа разобраться, куда собственно продается нефть компании", - считает аналитик Атон Стивен Дашевский.

ТРЕЙДЕР В ОПАСНОСТИ

Источник в ЛУКОЙЛе сказал, что компания постепенно объединяет все свои экспортные операции в единую зарегистрированную в Женеве компанию, которая на данный момент называется LUKOIL-Geneva, но вскоре будет переименована в Litasco.

До сих пор LUKOIL-Geneva занималась маркетингом только малых танкеров ЛУКОЙЛа на Черном море и продавала около половины объемов на Балтике.

Зарегистрированная также в Женеве компания Taurus, которая не принадлежит ЛУКОЙЛу, обычно получала крупные - от миллиона баррелей и больше - танкера ЛУКОЙЛа на Черном море и половину объемов на Балтике.

ЛУКОЙЛ всегда отвергал наличие каких-либо особых связей с Taurus, однако трейдеры неоднократно выражали удивление, по какой причине ЛУКОЙЛ отдавал значительные объемы своего экспорта независимому трейдеру, вместо того, чтобы продавать через зависимые структуры эти объему напрямую западным компаниям и заводам.

Источник в ЛУКОЙЛе сказал, что услуги Taurus были крайне полезны в середине 1990-х, когда трейдер смог вместе с французским BNP Paribas предложить схему финансирования под залог экспортных объемов нефти. Однако с тех пор необходимость в такой схеме постепенно отпала.

"Впервые схема попала под удар в 1998 году, когда из-за финансового кризиса западные банки отказались предоставлять деньги российским компаниям. Второй удар пришелся на 2000 год, когда цены на нефть выросли, и российские компании практически перестали брать кредиты", - сказал источник.

Однако некоторые трейдеры также связывают изменения в экспортной стратегии ЛУКОЙЛа с недавними изменениями в менеджменте компании. Один из основателей ЛУКОЙЛа, в прошлом первый вице-президент компании и один из основных координаторов экспорта, а до недавнего времени - глава Lukoil Europe Ралиф Сафин подал на днях в отставку после того, как решил стать сенатором в Совете Федерации.

Источник в ЛУКОЙЛе подтвердил, что теперь весь экспорт будет координировать Дмитрий Тарасов, заместитель Сафина и один из центральных женевских трейдеров ЛУКОЙЛа, который в скором будущем станет первым вице-президентом всей компании.

НЕФТЕПРОДУКТЫ ВАЖНЕЕ

Источник также сказал, что помимо координации экспорта Тарасов будет отвечать за нефтепеработку внутри России и за рубежом, а также за продажи нефти и нефтепродуктов внутри России.

"Это координация может принести много плодов, не обязательно всегда ориентироваться на экспорт, продажи нефтепродуктов внутри страны могут приносить подчас не меньшие прибыли".

По его словам, ЛУКОЙЛ также будет пытаться снизить продажи сырой нефти в Европу и поставлять в основном уже переработанное сырье :"Мы контролируем три НПЗ за пределами России и готовы купить еще два, что и должно позволить нам минимизировать продажи сырой нефти".

ЛУКОЙЛ контролирует четыре НПЗ в России, которые в прошлом году переработали 30 миллионов тонн нефти. Компании также принадлежит НПЗ на Украине, завод Neftokhim в Болгарии и Petrotel в Румынии.

ЛУКОЙЛ также заявил о намерении купить 75 процентов польского завода в Гданьске и греческой компании Hellenic Petroleum, которой принадлежит три завода и половина местного рынка нефтепродуктов.

Рейтер

iq.hse.ru

Дочерние компании группы ЛУКОЙЛ (сервис) - ЛУКОЙЛ - ЛУКОЙЛ (Россия) - Нефтяные компании

Сервисная деятельность

 

- Acont Enterprises Ltd.

- BLUE WAVE SHIPPING LIMITED

- Eiger Shipping SA

- Gasway, Inc

- Getty Terminals Corp.

- Green Wave Shipping Ltd.

- K&S Baltic Offshore (Cyprus) Ltd.

- K&S Tanker AB

- Kiinteisto Oy Nurmijarven Liikennepalvelukeskus

- Kiinteisto Oy Vaalimaan Rajahovi

- Komilux S.A. Holding

- L-Avia Invest Ltd.

- LUK-Avia, Inс

- LUKOIL Americas Corporation

- LUKoil Americas Headquaters L.L.C.

- LUKoil Americas Holding Ltd.

- LUKOIL Bunker Ltd.

- LUKOIL CHEMICAL B.V.

- LUKOIL Czech Republic Holding s.r.o.

- LUKOIL Deep-Water-Drilling Ltd.

- LUKOIL Drilling Limited

- LUKOIL Employee Ltd.

- LUKOIL ENERGY & GAZ ROMANIA S.R.L.

- LUKOIL Europe Holdings B.V.

- LUKOIL Holding AG

- LUKOIL INTERNATIONAL GmbH

- LUKOIL International Finance B.V.

- LUKoil International Invest (BVI) Limited

- LUKoil Mid-East Limited

- LUKOIL Overseas Baltic Ltd.

- LUKOIL Overseas Caspian Development Ltd.

- LUKOIL Overseas Chirag Finance Ltd.

- LUKOIL Overseas Cyprus Limited

- LUKOIL Overseas Egypt Ltd.

- LUKOIL Overseas Investholding Ltd.

- LUKOIL Overseas Kumkol B.V.

- LUKOIL Overseas Personnel Ltd.

- LUKOIL Overseas Secondment Ltd.

- LUKOIL Overseas Service Group Ltd.

- LUKOIL Overseas Service Ltd.

- LUKOIL Overseas Shah Deniz Midstream Ltd.

- LUKOIL Overseas Supply & Services B.V.

- LUKOIL Overseas Supply & Trading Ltd.

- LUKOIL Overseas U.K. Ltd.

- LUKOIL Overseas Venezuela B.V.

- LUKOIL Overseas Yalama Ltd.

- EAD LUKOIL Petrol

- LUKoil Racing Services Ltd.

- LUKOIL Tankstorage B.V.

- LUKOIL Technology Services Beograd d.o.o.

- LUKOIL Technology Services Bulgaria Ltd.

- LUKOIL Technology Services Geneva Sarl

- LUKOIL Technology Services GmbH

- LUKOIL Technology Services Prague s.r.o.

- LUKOIL Technology Services Romania S.R.L.

- TOV LUKOIL Technology Services Ukraine 

- LUKOIL USA, Inc

- NEFTOIMPEKS

- Panoil Supply Co. Limited

- Power Trade Ltd.

- PT Petro Corp.

- RUS OIL TRANS SERVICES LTD.

- S.C.AGENTIA LUKOM-A-ROMANIA S.R.L.

- S.T.R.

- Smartshop N.V.

- Sorisha Limited

- Suomen Tahtihovit Oy

- OOD Tangra

- SIA VARS

- ООО «Агентство "ЛУКОМ-А-Украина"»

- ЗАО «Архангельскгеолразведка»

- ОАО «Архенгельскгеолдобыча»

- ЗАО «Балтхимэкспорт»

- ЗАО «Боброво-2»

- ОАО «Варандейский терминал»

- ООО «Вилия»

- ООО «Вымпел»

- ООО «ДК Царицын»

- ООО «Донбункер»

- ОАО «Желдорсервис»

- ООО «К.Н.Холдинг»

- ЗАО «КОГАЛЫМ ТО-КО ТЕЛЕКОМ»

- ООО «КогалымНИПИнефть»

- ООО «Ланта-Петролеум»

- ООО «ЛУКОЙЛ ПЕРСОНАЛ»

- ООО «ЛУКОЙЛ Узбекистан Оперейтинг Компани»

- ООО «ЛУКОЙЛ ЭНЕРГИЯ И ГАЗ УКРАИНА»

- ЗАО «ЛУКОЙЛ ЭПУ Сервис»

- ООО «ЛУКОЙЛ-АВИА»

- ООО «ЛУКОЙЛ-ВолгоградНИПИморнефть

- ООО «ЛИКард-Украина»

- ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»

- ООО «ЛУКОЙЛ-НАФТОХИМ»

- ОАО «ЛУКОЙЛ-Ростовнефтехимпроект»

- ЗАО «ЛУКОЙЛ-Черноморье»

- ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОГАЗ»

- ООО «ЛУК-Синт»

- ООО «Лэндмарк-Гарант»

- ЗАО «Морское агентство "Новоторик"»

- ООО «НИЦ НК ЛУКОЙЛ»

- ОАО «НижегородНИИнефтепроект»

- OOО «Пермглавнефтеснаб»

- ООО «ПермНИПИнефть»

- ЗАО «Петролсиб»

- ООО «Петролсиб-Сервис»

- ООО «Профи-Кей»

- ОАО «РПК-Высоцк-ЛУКОЙЛ-II»

- ООО «РИТЭК-ИТЦ»

- ЗАО «РИТЭККубаньнефтемаш»

- ООО «РИТЭКнефтекомплект»

- ЗАО «РИТЭКтрейдинг»

- ООО «РИТЭК-ЭНПЦ»

- ООО «РН-КНО»

- ООО «САМАЛ ИНТЕРНЕШНЛ»

- ОАО «СПП»

- ООО «СП "НЕФТЕСТРОЙ"»

- ООО «СК "ПЕЧОРА"»

- ОАО «ТЗК "Рощино-ГСМ"»

- ООО «ТЗК "Урал"»

- ООО «Торговый дом "ЛУКОЙЛ"»

- ООО «ТД "Энергосервис"»

- ЗАО «ЛУКойл-Транс»

- ООО «Транс-Сервис»

- ООО «ХМИГК»

- ООО «Агентство "ЛУКОМ-А"»

- ООО «Агентство "ЛУКОМ-А-Калининград"»

- ООО «Агентство "ЛУКОМ-А-Нижний Новгород"»

- ООО «Агентство "ЛУКОМ-А-Пермь"»

- ООО «Агентство "ЛУКОМ-А-Север"»

- ООО «Агентство "ЛУКОМ-А-Волгоград"»

- ООО «Агентство "ЛУКОМ-А-Западная Сибирь"»

beloil.ucoz.ru

Главная страница

АО "РИТЭК"ЗАО "ЛУКОЙЛ-АИК"ЗАО "ТУРСУНТ"ООО "КомиАрктикОйл"ООО "Комплексные лаборатории"ООО "ЛУКОЙЛ ЭПУ Сервис"ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь"ООО "ЛУКОЙЛ-КМН"ООО "ЛУКОЙЛ-Коми"ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть"ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть-Калмыкия"ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ"ООО "ЛУКОЙЛ-Приморьенефтегаз"ООО "РИТЭК-ИЦ"ООО "УТТиСТ" (Управление технологического транспорта и специальной техники)ООО "ЭПУ-ИТЦ" (Общество с ограниченной ответственностью “ЭПУ-Инновационно-Технологический Центр”)ООО НК "Югранефтепром"ООО СП "Нефтестрой"ПАО "Коминефть"

Energo Holding B.V. Energo Holding Inc. LUKARCO B.V. LUKOIL International U.K. Limited LUKOIL International Upstream West Inc. LUKOIL Mid-East Limited LUKOIL Overseas Anaran Ltd. LUKOIL Overseas Aral Ltd. LUKOIL Overseas Atash B.V. LUKOIL Overseas Cote d'Ivoire Block CI-504 B.V. LUKOIL Overseas Cote d'Ivoire Deepwater Ltd. LUKOIL Overseas Cote d'Ivoire E&P Ltd. LUKOIL Overseas Egypt Limited LUKOIL Overseas Etinde Cameroon Sarl LUKOIL Overseas Ghana Ltd. LUKOIL Overseas Ghana Tano Limited LUKOIL Overseas Iraq Exploration B.V. LUKOIL Overseas Karachaganak B.V. LUKOIL Overseas Kumkol B.V. LUKOIL Overseas Nigeria Limited LUKOIL Overseas North Shelf AS LUKOIL Overseas Riyadh Ltd. LUKOIL Overseas Shah Deniz Ltd. LUKOIL Overseas Shah Deniz Midstream Ltd. LUKOIL Overseas Supply and Trading Ltd. LUKOIL Overseas Uzbekistan Ltd. LUKOIL Overseas Vietnam B.V. LUKOIL Saudi Arabia Energy Limited LUKOIL UPSTREAM MEXICO, S.de R.L. de C.V. Lumex Amatitlan B.V. Lumex Amatitlan Holding, S. de R.L. de C.V. Lumex Holding B.V. Lumex Operacion S. de R.L. de C.V. Petrolera de Amatitl?n, S.A.P.I. de C.V. Soyuzneftegaz Vostok Limited Представительство ЛУКОЙЛ Оверсиз Узбекистан Лтд. в г. Ташкент Филиал LUKOIL International Services B.V. в г. Астана Филиал LUKOIL International Services B.V. в г. Атырау Филиал LUKOIL International Services B.V. в г. Дубай Филиал LUKOIL International Services B.V. в г. Мехико Филиал LUKOIL International Upstream East в г. ДубайООО "К. Н. Холдинг"ООО "ЛУКОЙЛ Узбекистан Оперейтинг Компани"ООО "ЛУКОЙЛ-Инжиниринг"

ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка"ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез"ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез"ООО "ЛУКОЙЛ-УНП" (ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка)

"LUKOIL Neftochim Bourgas" AD ISAB S.r.l. PETROTEL-LUKOIL S.A. Zeeland Refinery N.V.

ООО "Саратоворгсинтез"ООО "Ставролен"

ООО "ЛИКАРД" (ЛУКОЙЛ-Интер-Кард)ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт"ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт"ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт"ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт"ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт"ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт"ООО "ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт"ООО "ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт"

"LUKOIL-BULGARIA" EOOD "LUKOIL-Moldova" S.R.L. Akpet Akaryakit Dag. A.S. Akpet Gaz A.S. Auto Maas Tankstations B.V. Immanis N.V. LICARD Euro Services GmbH Lukoil Americas Corporation LUKOIL Belgium N.V. LUKOIL Croatia Ltd. LUKOIL CYPRUS LIMITED LUKOIL EURASIA PETROL ANONIM SIRKETI Lukoil Istasyon Isletmeciligi Limited Sirketi LUKOIL Italia S.r.l. LUKOIL MACEDONIA LTD Skopje LUKOIL MONTENEGRO DOO, Podgorica LUKOIL Netherlands B.V. LUKOIL NORTH AMERICA LLC LUKOIL SERBIA PLC Belgrade Oy Teboil Ab TERMINAL DUNAV d.o.o. Verolma Mineralol GmbH İSTASYON YÖNETİMİ VE PETROL ÜRÜNLERİ TİCARETİ ANONİM ŞİRKETİKiinteistö Oy Nurmijärven LiikennepalvelukeskusKiinteistö Oy Vaalimaan Rajahovi S.C. LUKOIL ROMANIA S.R.L.ЗАО "ЛУКОЙЛ-Азербайджан"ИООО "ЛУКОЙЛ Белоруссия"ООО "ЛУКОЙЛ-ДЖОРДЖИЯ"СООО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард-Бел"

"LUKOIL Energy & Gas Bulgaria" ЕООД Land Power S.A. ПАО "Астраханская энергосбытовая компания"S.C. "LUKOIL ENERGY & GAS ROMANIA" S.R.L.ООО "Астраханские тепловые сети"ООО "Волгоградская генерирующая компания"ООО "Волгодонские тепловые сети"ООО "Волжские тепловые сети"ООО "ЛУКОЙЛ ЭНЕРГИЯ И ГАЗ КАЛУШ"ООО "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго"ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго"ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго"ООО "ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго"ООО "ЛУКОЙЛ-Ставропольэнерго"ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" (ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания)ООО "ЛУКОЙЛ-ЦУР" (ЛУКОЙЛ-Центр управления режимами)ООО "ЛУКОЙЛ-Экоэнерго"ООО "ЛУКОЙЛ-Энергоинжиниринг"ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕРВИС"ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ"ООО "Ростовские тепловые сети"*****

EIGER SHIPPING SA "БУРГАСНЕФТЕПРОЕКТ" ЕООД "ЛУКОЙЛ–България Бункер" ЕООД AS Management Company Limited LITASCO Middle East DMCC LITASCO SA LUKOIL ASIA PACIFIC PTE LTD. LUKOIL Aviation B.V. LUKOIL Aviation Bulgaria EOOD LUKOIL Aviation Czech, s.r.o. LUKOIL Benelux B.V. LUKOIL Hamburg GmbH LUKOIL JET YAKITI DAGITIM VE TICARET LIMITED SIRKETI LUKOIL LUBRICANTS EAST EUROPE S.R.L. LUKOIL Lubricants Europe GmbH LUKOIL LUBRICANTS EUROPE Oy LUKOIL LUBRICANTS International Holding GmbH LUKOIL Lubricants Middle East Madeni Yag Sanayi ve Ticaret Limited Sirketi LUKOIL MARINE LUBRICANTS DMCC LUKOIL Marine Lubricants Germany GmbH LUKOIL Marine Lubricants LTD LUKOIL MARINE LUBRICANTS USA INC. LUKOIL Pan Americas, LLC LUKOIL Sweden ABSIA "VARS"АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье"АО "Морское агентство "Новоторик"АО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II"ЗАО "ТЗК-Архангельск"ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт-Трейдинг"****ООО "АИР"ООО "АЭРО-НЕФТО"ООО "Варандейский терминал"ООО "ИНТЕСМО"ООО "КАРПАТНЕФТЕХИМ"ООО "ЛИКАРД-УКРАИНА"ООО "ЛЛК Марин Рус"ООО "ЛЛК-Интернешнл"ООО "ЛУКОЙЛ-АВИА"ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО"ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро"ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград"ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Домодедово"ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Нижний Новгород"ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Пермь"ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Самара"ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Сургут"ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Тюмень"ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Челябинск"ООО "ЛУКОЙЛ-БУНКЕР"ООО "ЛУКОЙЛ-Варандей-АВИА"ООО "ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза"ООО "ЛУКОЙЛ-КГПЗ"ООО "ЛУКОЙЛ-КНТ" (ЛУКОЙЛ-Комплексный нефтяной терминал)ООО "ЛУКОЙЛ-МАРИН-ОЙЛ"****ООО "ЛУКОЙЛ-НАФТОХИМ"ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегородниинефтепроект"ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт"ООО "ЛУКОЙЛ-Транс"ООО "ТЗК "Урал"ТОО "ЛИТАСКО Центральная Азия"ТОО "ЛУКОЙЛ ЛУБРИКАНТС УКРАИНА"ТОО "ЛУКОЙЛ Лубрикантс Центральная Азия"ЧАО "ЛУКОР"

"LUKOIL Technology Services Bulgaria" Ltd. "LUKOIL Technology Services" Beograd d.o.o. Grib Diamonds N.V. LUKARCO Finance B.V. LUKINTER FINANCE B.V. Lukoil Accounting & Finance Limited LUKOIL Accounting and Finance Europe s.r.o. LUKOIL Chemical B.V. LUKOIL Energy GmbH LUKOIL Europe Holdings B.V. LUKOIL Holding B.V. LUKOIL Holding GmbH LUKOIL International Finance B.V. LUKOIL INTERNATIONAL GmbH LUKOIL INTERNATIONAL INVEST LTD LUKOIL International Secondment B.V. LUKOIL International Services B.V. LUKOIL International Upstream Holding B.V. LUKOIL INVESTMENTS CYPRUS LTD. LUKOIL Overseas Baltic Limited LUKOIL Overseas Cyprus Limited LUKOIL Overseas Investholding Ltd. LUKOIL Overseas Personnel Limited LUKOIL Overseas Projectholding Ltd. LUKOIL Overseas Secondment Limited LUKOIL Overseas Service Ltd. LUKOIL Overseas West Project Ltd. Lukoil Technology Services Geneva Sarl LUKOIL Technology Services GmbH LUKOIL Technology Services Prague s.r.o. SLB INVEST LIMITED Soyuzneftegaz Invest (Guernsey) Limited LLS "LTS Ukraine"S.C. LUKOIL TECHNOLOGY SERVICES ROMANIA S.R.L.UAB "LUKOIL TECHNOLOGY SERVICES BALTIC"АО "АРХАНГЕЛЬСКГЕОЛДОБЫЧА"ЗАО "Архангельскгеолразведка"ООО "ЛУКОЙЛ ПЕРСОНАЛ"ООО "ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ"ООО "ЛУКОЙЛ-УРЦ Волгоград" (ЛУКОЙЛ-Учетный Региональный Центр Волгоград)ООО "ЛУКОЙЛ-УРЦ Пермь" (ЛУКОЙЛ-Учетный Региональный Центр Пермь)ПАО "ЛУКОЙЛ"

lukoil.offis5.ru


Смотрите также