Угольные предприятия ПАО «Мечел». Уголь мечел


Угольные предприятия ПАО Мечел | Miner.RU

ПАО «Мечел», основанное в 2003 году – одна из ведущих мировых компаний в горнодобывающей и металлургической отраслях. В компанию входят производственные предприятия в 11 регионах России, а также в Литве и Украине. «Мечел» объединяет более 20 промышленных предприятий. Это производители угля, железной руды, стали, проката, ферросплавов, тепловой и электрической энергии. Все предприятия работают в единой производственной цепочке: от сырья до продукции с высокой добавленной стоимостью.

Контактные данные ПАО «Мечел»Сайт http://www.mechel.ru/Телефон +7 (495) 221-88-88E-mail [email protected]

Официальные страницы в соцсетях:https://www.facebook.com/mechel.ruhttps://twitter.com/paomechelhttps://www.youtube.com/user/MechelOAO/featuredhttps://www.linkedin.com/company/mechel?trk=tyah&trkInfo=clickedVertical%3Acompany%2CclickedEntityId%3A39268%2Cidx%3A2-1-2%2CtarId%3A1445420935506%2Ctas%3Amechelhttps://www.flickr.com/photos/mecheloao/

ПАО «Южный Кузбасс»

Контактные данные ПАО «Южный Кузбасс» Телефон (38475) 7-20-01, 7-22-37Факс (38475) 7-22-41

Угольная компания ПАО «Южный Кузбасс» (входит в Группу «Мечел») образована в 1993 году в результате объединения нескольких предприятий по добыче и обогащению каменного угля. На сегодняшний день «Южный Кузбасс» является одной из крупнейших угольных компаний Кузнецкого угольного бассейна, основные активы которой расположены в районе городов Междуреченск и Мыски.

Балансовые запасы угля коксующихся и энергетических марок, обеспечивающих стабильную работу разрезов и шахт ПАО «Южный Кузбасс», по имеющимся лицензиям на 1 января 2016 г. составляют порядка 1,7 млрд тонн. Всего за годы существования угольной компании добыто свыше 290 млн тонн угля различных марок.

В состав компании входит четыре профильных филиала: по открытой и подземной добыче угля, его обогащению и переработке, автотранспортное управление, а также ряд вспомогательных предприятий. Общая проектная мощность добывающих предприятий – 21,8 млн тонн в год, предприятий по обогащению угля – 15,8 млн тонн в год.

Разрез «Красногорский» - одно из первых в Кузбассе предприятий по открытой добыче угля. Сдан в эксплуатацию 31 декабря 1954 года. В 1981 году за выдающиеся производственные достижения коллектив награжден орденом Трудового Красного Знамени. Геологическое поле разреза расположено на юге Кемеровской области, отрабатывается 15 пластов Томского угольного месторождения. За более чем 60 лет существования предприятия здесь добыто более 260 миллионов тонн угля.

Разрез «Красногорский»

Разрез «Сибиргинский», находящийся в долине реки Мрас-Су, введен в эксплуатацию 1 января 1971 года. По своим горно-геологическим условиям разрез считается одним из сложных предприятий в Кузбассе из-за множественных тектонических нарушений, обильного водопритока. Кроме того, предприятие отрабатывает круто расположенные, с падением от 10 до 50 градусов, угольные пласты Сибиргинского, Урегольского, Куреинского месторождений. Протяженность горных работ предприятия – более 10 километров, автомобильных дорог – более 100 километров. За годы работы здесь добыто более 150 млн тонн угля, перемещено свыше 800 млн кубометров горной массы.

Разрез «Сибиргинский»

Разрез «Сибиргинский»Разрез «Ольжерасский» был введен в эксплуатацию 1 сентября 1980 года. За годы работы здесь добыто около 48 млн тонн угля, перемещено более 300 млн кубометров горной массы. В настоящее время коллектив ведет отработку лицензионных участков «Березовский» и «Березовский-2», «Распадский», здесь разрабатываются пласты мощностью от 2 до 8,5 метра.

Разрез «Томусинский» сдан в эксплуатацию 29 декабря 1959 года. Небольшое горное поле ограничено городскими районами Междуреченска, рекой Томью, территориями разреза «Красногорский» и шахты «Томская». Уголь предприятия отличается высокими качественными характеристиками, в ноябре 2014 года здесь добыта 150-миллионная тонна угля с момента сдачи разреза в эксплуатацию.

Разрез «Томусинский»

Шахта имени В.И. Ленина – старейшее угледобывающее предприятие в Междуреченске. Введено в эксплуатацию 30 октября 1953 года для добычи коксующегося угля. Шахта расположена в южной части Ольжерасского месторождения Томь-Усинского района Кузбасса.

С момента ввода в эксплуатацию первой очереди шахты, носившей тогда название «Томусинская 1-2», началось освоение Томусинского угольного месторождения и строительство нового города – Междуреченска. Позднее здесь изобрели первую универсальную крепь – прообраз современных механизированных комплексов, которая позволила обезопасить труд шахтеров и резко повысить производительность. В 1986 году за выдающиеся успехи шахта награждена высшей наградой государства – орденом Ленина, а спустя два года переименована в шахту имени В.И. Ленина.

С момента запуска предприятия здесь добыто около 130 млн тонн угля, пройдено 130 км горных выработок, 80 км из которых – действующие.

Шахта имени В.И. Ленина

Шахта «Ольжерасская-Новая»1 июля 2004 года было принято решение об организации на территории разреза «Ольжерасский» подземной добычи угля. Первые тонны угля шахта «Ольжерасская-Новая» выдала на-гора 29 сентября 2006 года. Отработка запасов ведется по уникальной технологии – с выпуском угля из подкровельной пачки. Она позволяет проводить отработку мощных пластов до 10 метров, обеспечивает максимально возможное извлечение угля, существенно уменьшает риск возникновения эндогенных пожаров.

Шахта «Сибиргинская» сдана в эксплуатацию 14 ноября 2002 года. Построена на горном отводе разреза «Сибиргинский».

Шахта «Сибиргинская»

ГОФ «Томусинская» введена в эксплуатацию 30 октября 1954 года для переработки угля, добываемого шахтой им. В.И. Ленина. Технология мокрого метода обогащения осваивалась в Кузбассе в эти годы впервые. Проектная мощность была достигнута уже 1957-1958 гг. Сегодня коллектив ГОФ «Томусинская» занимается совершенствованием процесса обогащения, внедрением новой высокопроизводительной техники, наращиванием производственной мощности.

ГОФ «Томусинская»

ЦОФ «Сибирь»Предприятие было введено в эксплуатацию 30 декабря 1974 года как одно из крупнейших в отрасли – проектная мощность обогатительной фабрики превысила 6 млн тонн в год. Сырьевую базу фабрики составляют угли разрезов «Сибиргинский», «Красногорский» и «Томусинский», шахты «Сибиргинская». За всю историю существования здесь переработано свыше 250 млн тонн угля, а юбилейная – 200-миллионная – тонна угольного концентрата была выпущена в ноябре 2014 года.

Производимая фабрикой угольная продукция сегодня поставляется как российским предприятиям, так и за рубеж: в Японию, Южную Корею и Китай. Характеристики выпускаемого ЦОФ «Сибирь» угольного концентрата ценились всегда: в 1979 году продукции присвоили государственный знак качества, в 2006 году за качество продукции предприятию был вручен международный знак «Золотая звезда».

ЦОФ «Сибирь»

ЦОФ «Кузбасская» была введена в эксплуатацию 30 июня 1990 года. Сегодня фабрика принимает на переработку уголь, добываемый на разрезах «Ольжерасский» и «Красногорский», на шахте «Ольжерасская-Новая». За время своего существования ЦОФ переработала более 110 млн тонн угля, выпустила более 85 млн тонн концентрата.

В 2015 году на предприятии проведена модернизация, здесь появилось отделение тяжелосредного обогащения с использованием гидроциклонов для переработки мелких классов угля. Таким образом фабрика повысила качественные характеристики выпускаемого угольного концентрата.

ЦОФ «Кузбасская»

ОФ «Красногорская», расположенная на промышленной площадке разреза «Красногорский», была введена в эксплуатацию 19 февраля 2002 году. Эта фабрика стала первым предприятием в Кемеровской области по обогащению угля марки «А» - антрацита, используемого как энергетическое высококалорийное топливо и в качестве сырья для черной и цветной металлургии. В главном корпусе ОФ «Красногорская» площадью всего две тысячи квадратных метров и высотой 24 метра благодаря блочной системе компоновки размещено все необходимое современное технологическое оборудование.

ОФ «Красногорская»

Филиал ПАО «Южный Кузбасс» - «Томусинское автотранспортное управление»В ведении управления – весь парк транспорта угольной компании, автомобили марок «БелАЗ», «КАМАЗ», «ПАЗ», «ЛиАЗ» и др. Задача филиала – обеспечивать в составе технологической цепочки угледобычи перемещение вскрышных пород и добытого угля, перевозку угольной продукции и отходов углеобогащения, своевременную и оперативную доставку важных для производства грузов. Кроме того, транспорт филиала доставляет тружеников компании на рабочие места. В составе управления действуют три автотранспортных предприятия – «Центральное», «Ольжерасское» и «Сибиргинское».

АО ХК «Якутуголь»

Контактные данныеТелефон: +7 (41147) 96-125

АО ХК «Якутуголь» (входит в Группу «Мечел») образовано в 1966 году. Одна из ведущих угледобывающих компаний России и безусловный лидер отрасли в Республике Саха (Якутия). В ее состав входят три горнодобывающих предприятия: разрез «Нерюнгринский», разрез «Кангаласский» и разрез «Джебарики-Хая», а также обогатительная фабрика «Нерюнгринская и автобаза технологического автотранспорта.

«Якутуголь» является одним из немногих производителей твердых коксующихся углей в России. Общий объем минеральных запасов предприятия по стандартам JORC на 1 января 2016 года составляет 206,8 млн тонн. За 50 лет существования компании добыто 425 млн тонн угля.

Разрез «Нерюнгринский» является крупнейшим угледобывающим предприятием на Дальнем Востоке. Введен в эксплуатацию в 1979 году. Разрез разрабатывает пласт «Мощный» Нерюнгринского месторождения каменного угля, расположенного в Алдано-Чульманском угленосном районе Южно-Якутского каменноугольного бассейна. За годы эксплуатации разреза его проектная мощность варьировалась от 8 до 15 млн тонн угля в год. Добываемый уголь пользуется большим спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Местоположение – Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район.

Разрез «Нерюнгринский»

Разрез «Кангаласский» – одно из старейших угледобывающих предприятий Республики Саха (Якутия), разрабатывает Кангаласское буроугольное месторождение с огромными запасами угля (более 31 млрд тонн) в сложных природно-климатических и горно-технических условиях Крайнего Севера. Освоение месторождения начато Якутским горнопромышленным трестом в 1929 г. Основными потребителями продукции разреза являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Якутска и центральных районов Республики. Проектная мощность предприятия составляет 100 тыс. тонн угля в год. Местоположение – Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пос. Кангалассы

Разрез «Кангаласский»

Разрез «Джебарики-Хая» – балансовые запасы месторождения превышают 50 млн тонн угля. Добыча угля началась здесь в 1941 году. В июне 2016 года предприятие приступило к открытым горным разработкам, начав отгрузку вскрышной породы на разрезе. Добычу угля запланировано начать в 2017 году. Проектная мощность разреза составляет 320 тыс. тонн угля в год. Основными потребителями добываемого энергетического угля являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства северных и центральных районов Республики Саха (Якутия).Местоположение – Республика Саха (Якутия), Томпонский улус, пос. Джебарики-Хая

Шахта «Джебарики-Хая»

Обогатительная фабрика «Нерюнгринская» занимается переработкой и обогащением коксующихся и энергетических углей, добываемых на разрезе «Нерюнгринский». Введена в эксплуатацию в 1984 году. Производственная мощность – 13 млн тонн. За годы работы фабрики переработано более 256 млн тонн рядового угля, в том числе 200 млн тонн коксующегося, выпущено более 131 млн тонн коксового концентрата.Местоположение – Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район.

Обогатительная фабрика «Нерюнгринская»

Автобаза технологического автотранспорта создана в 1977 году для перевозки вскрышных пород и угля Нерюнгринского месторождения. Парк автобазы включает в себя карьерные автосамосвалы «БелАЗ» грузоподъемностью от 30 до 220 тонн, самосвалы Komatsu грузоподъемностью до 220 тонн, а также тракторно-бульдозерную и вспомогательную технику. С момента образования предприятия перевезено около 1,9 млрд кубических метров вскрышной породы и более 330 млн тонн угля.Местоположение – Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район.

Автобаза технологического автотранспорта

ООО «Эльгауголь»

Эльга – одно из крупнейших в мире месторождений высококачественного коксующегося угля, запасы которого составляют около 2,2 млрд тонн в соответствии со стандартами JORC. Месторождение представлено мощными (до 15 метров) пологими пластами с перекрывающими отложениями небольшой мощности. Расположено в юго-восточной части Якутии, в 415 км к востоку от г. Нерюнгри и на 350 км севернее ст. Верхнезейск Байкало-Амурской магистрали, в центральной части Токинского угленосного района.

Эльга

Эльгинское месторождение доступно к разработке открытым способом, который намного дешевле, эффективнее и безопаснее шахтного. Горные работы здесь можно вести экскаваторно-автомобильными комплексами большой мощности.

На российском рынке углей для металлургии марки Эльгинского месторождения являются дефицитными. Это уголь с высоким содержанием летучих веществ, высокой текучестью, чрезвычайно низким содержанием серы, азота и фосфора и высокой теплотворной способностью.

Выход на проектную мощность первой очереди горнодобывающего предприятия (добыча каменного угля со среднегодовой производительностью 11,7 млн тонн угля в год) планируется к 2018 году.

www.miner.ru

Мечел: Наше дело — сталь, руда и уголь — EastRussia

Почему Эльгинское угольное месторождение уже сейчас можно считать территорией опережающего развития на Дальнем Востоке? Поможет ли освоение месторождения выйти из кризиса компании «Мечел»? О механизмах финансовой стабилизации горно-металлургического холдинга и участии в дальневосточных инвестиционных проектах в интервью EastRussia.ru рассказал генеральный директор ОАО «Мечел» Олег Коржов.

- Олег Викторович, правительство не смогло решить вопрос помощи компании за счет бюджетных средств, и наиболее вероятный сценарий — эмиссия облигаций. Какие последствия для «Мечела» это повлечет? Рассматривались ли еще какие-то варианты спасения?

- Сейчас еще рано ставить точку — обсуждение возможных мер поддержки продолжается, рассматриваются самые разные пути стабилизации финансового положения компании. Эмиссия конвертируемых облигаций — наиболее приемлемый вариант для всех участников, так как он не предусматривает трат бюджетных денег и позволяет компании реструктурировать долговую нагрузку таким образом, чтобы «Мечел» мог и эффективно работать и выплачивать долг.

Еще один вариант, который рассматривался, — продажа РЖД 321-километровой железной дороги от БАМа до Эльгинского месторождения. Эта железная дорога могла бы стать профильным активом для РЖД. Они инвестируют в модернизацию БАМа и Транссиба, а Эльга делает этот восточный участок БАМа окупаемым. Если сделка будет реализована, она сможет радикально изменить ситуацию с долговой нагрузкой компании. Идет активный процесс обсуждения, есть и другие варианты.

- Отвечая на вопрос о том, каким в этом случае могло бы быть решение проблемы, министр промышленности РФ Д. Мантуров сказал, что можно было бы привлечь стратегические инвестиции компаний из Восточной Азии, например китайские. Рассматривается ли такой вариант? И если да, то есть ли зарубежные компании, которым интересно такое стратегическое партнерство?

- Да, мы рассматриваем вариант привлечения стратегического инвестора в Эльгинское месторождение. Это главный инвестиционный проект «Мечела», крупнейшее месторождение высококачественных коксующихся углей в России с запасами 2,2 млрд тонн. Оно расположено в Южной Якутии и обладает уникальным географическим преимуществом на угольном рынке стран АТР из-за короткого транспортного плеча до дальневосточных портов.

Поэтому, конечно, крупнейшие азиатские металлургические компании заинтересованы во вхождении в проект — он позволит им обеспечить собственное производство углем на десятилетия вперед. Мы пока не начинали активный маркетинг проекта, но находимся на низком старте. Могу сказать, что уже на этом этапе есть целый ряд интересантов из Юго-Восточной Азии и других регионов. Прошлой осенью ВЭБ одобрил выделение 2,5 млрд долларов кредита на развитие проекта — теперь, когда у нас есть финансирование, это совершенно новая инвестиционная история, которая интересна фактически всем крупнейшим сталепроизводителям региона.

- Какова будет дальнейшая стратегия развития компании, на какое возможное направление бизнеса вы будете делать упор, возможно, поможет дальнейшая разработка Эльгинского месторождения? Как оцениваются запасы месторождения? Рассматривали ли варианты продажи части проекта «Эльгауголь»?

- «Мечел» — горнометаллургическая компания. Эльгинское месторождение действительно является главным элементом нашей стратегии развития — в перспективе его разработка позволит компании войти в тройку крупнейших производителей углей для металлургии в мире.

Второе направление развития — металлургия с высокой добавленной стоимостью. В прошлом году мы запустили на Челябинском металлургическом комбинате универсальный рельсобалочный стан, способный производить 100-метровые рельсы для высокоскоростных магистралей. После его выхода на полную мощность мы рассчитываем поставлять РЖД до 400000 тонн рельсов ежегодно. Также «Мечел» — крупнейший производитель метизов в России и один из крупнейших — арматуры и спецсталей. Мы планируем сохранять лидирующие позиции в этих сегментах.

- Как получилось, что частная компания, вкладывавшая огромные средства в инфраструктурный проект, в частности в железнодорожную ветку к месторождению Якутии, без которой разработка месторождения была бы невозможной, не нашла поддержки для выхода из сложной ситуации ни у крупнейшей монополии РЖД, ни у государства, которые должны были создавать условия для развития инфраструктуры?

- Сейчас переговоры о мерах поддержки «Мечела» продолжаются, поэтому говорить о том, что помощи нет, неправильно. В процессе задействованы лучшие эксперты правительства, прорабатываются десятки различных схем. Финальных решений еще не принято, но работа в этом направлении ведется капитальная, поэтому мы никак не можем сказать, что нас бросили в трудной ситуации.

Безусловно, инфраструктура в абсолютном большинстве стран возводится за счет государства или фондируется специальными институтами. Но, к сожалению, в российской экономике нет инструмента привлечения денег на долгосрочные проекты. Мы начали разрабатывать Эльгинский проект в 2008 году, а первые миллионы тонн концентрата пройдут на рынок в 2018 году — таким образом, для окупаемости необходимо финансирование минимум на 13-15 лет, а в России такие деньги на рынке привлечь невозможно. Наш крупнейший конкурент, австралийская BHP Billiton, недавно разместила облигации под 2-5% годовых, а наша средняя ставка по долговому портфелю в 2013 году была 9,1% годовых. Логично, что они имеют значительное конкурентное преимущество только по стоимости капитала, если бы мы могли привлекать финансирование в два-три раза дешевле, у нас бы сейчас не было ни тени проблем с долгами. Но это уже вопросы национального масштаба и государственной политики в области банковской системы. Наше дело — уголь, сталь и руда.

- Повлияли ли проблемы компании с долговыми обязательствами на ее социальную политику: сокращение персонала, оплату труда и поддержку социальных программ?

- Нет, не повлияли. Из-за плохой рыночной конъюнктуры мы остановили нашу угольную компанию Bluestone в США, но в 2014 году мы не планируем сокращений персонала в России.

- Кризис перепроизводства, значительная волатильность цен на сырье, в частности на уголь и металлы, в мире, не являются ли факторами неопределенности для построения дальнейших планов компании? И существуют ли варианты развития компании в случае большого падения мировых цен на сырье?

- Катастрофическое падение мировых цен на сырье уже произошло — цены на коксующийся уголь находятся на семилетнем минимуме. Тем не менее, рынок верит в восстановление, австралийские производители не закрывают активы, несмотря на убытки.

Спрос на уголь в долгосрочной перспективе будет только расти, главным локомотивом будет Азия (80% мирового потребления). Аналитики ожидают, что потребление в Азии вырастет в следующие 10 лет с 250 до 350 млн тонн коксующегося угля.

Предприятия «Мечела» расположены максимально выгодно для выхода на китайский рынок. Мы ведем активную работу в этом направлении: в 2013 году поставки «Мечела» составляли 7,5% от всего китайского импорта металлургического угля. Причем даже при сегодняшних рекордно низких ценах «Мечел» приносит прибыль.

По данным агентства АМЕ, «Якутуголь» находится на 6 месте по рентабельности в мире, «Южный Кузбасс» — на 15-м, а Эльга после запуска первой очереди будет на 7-м месте по этому показателю из 66 крупнейших предприятий мира.

Запуск Эльги в 2017 году позволит нам значительно улучшить финансовый результат — это будет один из самых эффективных угольных проектов во всем мире. Таким образом, при любой ценовой конъюнктуре мы планируем оставаться в числе лидеров.

- Каким образом могут помочь скорейшему выходу из кризиса компании логистическое направление и дальнейшее развитие портов Посьет и Ванино?

- Посьет и Ванино — гарантии транспортной безопасности «Мечела». С выходом Эльгинского месторождения на полную мощность мы значительно увеличим объемы поставок через дальневосточные порты. Мы уже увеличили мощность порта Посьет до 7 млн тонн в год, он уже переваливает на 25% больше грузов, чем год назад. С момента как мы получили доступ к порту Ванино, там рост составил более 30%.

Если Эльга в 2018 году будет давать 8 млн тонн готовой продукции, для нас жизненно важно иметь возможность доставить их покупателям. Азия уже сейчас занимает 75% в структуре наших экспортных продаж, и эта доля будет расти.

- Каким образом складываются взаимоотношения руководства компании с региональными властями Дальневосточных регионов, в которых работает компания?

- У нас конструктивные рабочие взаимоотношения с региональными властями на всех уровнях. Нам приятно, что в регионах высоко оценивают наши проекты, такие как строительство Эльгинского угольного комплекса, реконструкция порта Посьет, также высоко оценивается наше участие в Ванино. Руководители регионов понимают и разделяют проблему финансовой стабилизации, которая стоит сейчас перед компанией. Мы чувствуем их поддержку, за что хочу сказать им большое спасибо.

- Не будут ли использованы новые подходы к развитию Дальнего Востока, в частности ТОРы, к выводу компании «Мечел» из кризисной ситуации?

- Эльгинский проект сам по себе создает территорию опережающего развития — в глухой тайге, где на несколько сотен километров вокруг нет ни следа цивилизации, возводится огромный горнодобывающий комплекс с поселком на 3000 человек. Это будет новый угольный бассейн, подобный Кузбассу или Донбассу, помимо конкретного участка, который мы сейчас разрабатываем, там есть богатейшие запасы угля, прогнозные запасы которых превышают 40 млрд тонн, есть месторождения железной руды, других полезных ископаемых — почти вся таблица Менделеева.

Еще при планировании БАМа был вариант построить дорогу таким образом, чтобы она проходила через Эльгу и окружающие ее несметные богатства. Стратегия угольной промышленности РФ подразумевает, что центр российской угледобычи сместится в Восточную Сибирь — именно за счет Эльгинского месторождения и тувинских проектов. Но если ветку Кызыл-Курагино, которая должна открыть угольные запасы Тывы, еще даже не начали строить, то железная дорога к Эльге уже готова.

Новый горнорудный кластер вокруг Эльги однозначно будет. Будет ли решение развивать его именно как ТОР или будут применены иные механизмы, мы пока сказать не можем.

- Не станут ли взаимоотношения государства и компании «Мечел» не самым лучшим примером для иностранных инвесторов, приходящих в Россию?

- Мы считаем, что наши взаимоотношения с государством как раз являются примером для иностранных инвесторов. Проекты «Мечела» реализуются в русле государственной политики — через Эльгинское месторождение мы развиваем Сибирь и Дальний Восток, создаем тысячи новых рабочих мест. Наш новый рельсобалочный стан позволит РЖД отказаться от импорта японских и австрийских рельсов — наши теперь ничуть не хуже. Мы укрепляем отношения с азиатскими странами — сейчас это наши основные потребители. Российский уголь в АТР конкурентоспособнее американского и канадского — мы уверенно тесним наших конкурентов на мировом рынке. Поэтому тут мы не видим каких-то негативных примеров, скорее наоборот.

www.eastrussia.ru

Мечел в 2016 г сократил добычу угля на 2%, до 22,7 млн т, добыча на Эльге просела еще больше // Уголь // Новости

Мечел в 2016 г снизил добычу угля на 2% по сравнению с 2015 г, до 22,68 млн т.

Об этом Мечел сообщил 13 февраля 2017 г.

 

Снижение добычи угля произошло на Эльгинском угольном комплексе - на 6%, до 3,7 млн т.

В 4м квартале 2016 г добыча коксующегося угля на Эльгинском месторождении выросла, причем доля месторождения выросла до 75% в общем объеме добычи Мечела.

С сентября и до конца года 2016 г продукция с Эльги уходила исключительно на экспорт.

 

По реализации готовой продукции динамика получилась разнонаправленная - в ряде сегментов зафиксирован рост, причем достаточно заметный, компенсированный спадом в других сегментах.

Так, продажи концентрата коксующегося угля в 2016 г выросли на 5%, до 8,664 млн т.

В 4м квартале 2016 г продажи были перераспределены в пользу более рентабельных азиатских рынков, что позволило реализовать в эти страны около 400 тыс т концентрата коксующегося угля.

 

Продажи энергетических углей показали рост на 7%, до 6,994 млн т.

Продажи углей PCI (пылеугольное топливо) снизились на 28%, до 1,62 млн т, антрацитов - на 15%, до 1,771 млн т.

Падение продаж PCI обусловлено тем, что на на разрезе Красногорский в 2016 г в результате сложных горно-геологических условий возросли объемы вскрышных работ.

Кроме этого, в течение 2015 г Мечел занимался оптимизацией складских остатков и за счет активных продаж почти в 3 раза уменьшил запасы угольной продукции на складах.

На продажи антрацита негативно повлиял пересмотр условий контракта с ключевым клиентом Мечела в Европе в сторону уменьшения отгрузки.

 

Позитивные моменты Мечел видит в том, что в 4м квартале 2016 г значительно выросли продажи угля на экспорт.

Примерно 50% экспортируемого угля в этот период было отгружено по действующим контрактам по обновленным ценам, оставшиеся 50% компания реализовала на споте, доля экспорта в структуре реализации угля всех марок на третьих лиц составила около 85%.

 

Мечел остается 1 из самых закредитованных металлургических компаний в стране, чей долг перед кредиторами превышает 6 млрд долл США.

Компании удалось договориться о реструктуризации кредитов с ВТБ, Газпромбанком и Сбербанком только после вмешательства российских властей.

Вопросы с Газпромбанком и Сбербанком в 2016 г Мечел в целом урегулировал.

В конце июня 2016 г была закрыта по продаже Мечелом 49% в проекте освоения Эльгинского месторождения каменного угля Газпромбанку.

Завершить реструктуризацию долга Мечел рассчитывает завершить в ближайшее время.

 

Обсудить на Форуме

 

neftegaz.ru

Как «СУЭК» Андрея Мельниченко и «Мечел» Игоря Зюзина делят премиальный угольный рынок Юго-Восточной Азии

Опубликованный недавно финансовый отчет ведущей российской угольной корпорации «СУЭК» радует своего владельца Андрея Мельниченко большими прибылями. Но значительная их часть объясняется поставками премиального угля на экспорт - этот уголь перегружается в портах. И эта перегрузка, как и добыча в шахтах, очень скоро могут оказаться под ударом.

Центр формирования прибыли

Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) Андрея Мельниченко отчиталась о прибыли по итогам прошлого года. Чистая прибыль компании составила $657 млн, по сравнению с 2016 годом ($314 млн) этот показатель вырос более чем в два раза.

Анализ финансовой отчетности «СУЭК» показывает, что центр формирования ее прибыли находится в КНР. Именно китайским властям в 2016 году удалось стабилизировать мировой рынок угля после того, как годом ранее цены на нём обрушились в два раза - со 110 до 55 долларов за тонну.

Возврат цен к прежним уроням был во многом обеспечен административным вмешательством правительства Китая, которое провело ряд организационных мероприятий, направленных на «урегулирование внутреннего рынка угля». В результате мировые цены на продукцию вернулись к трехзначным отметкам. По данным «СУЭК», средняя цена по форвардам на продажу угля составляет 85 долларов за тонну, тогда как еще в конце 2016 года - чуть более 60 долларов.

Нет ничего удивительного в том, что дальневосточное направление превратилось в основной фронт экспансии бизнеса корпорации. «СУЭК» говорит о намерениях увеличить свою долю на премиальных рынках Юго-Востока (Японии, Южной Кореи, Тайваня). Для этого строится громадный балкерный терминал в бухте Ванино.

Пыльное дело

Когда-то Ванино существовал пункт погрузки зеков и товаров для Дальстроя -дальневосточного главка ГУЛАГа. Но после ликвидации могущественного учреждения он превратился в тихое местечко. С начала XXI века эту тишину разбудил грохот угля: Ванино превращался в крупный угольный порт, пыль от которого не раз вызывала у местных жителей протест.

Эскалация произошла летом 2017 года, после того как на прямой линии с президентом Владимиром Путиным оказался школьник Андрей Боля из Находки, который пожаловался на открытую перегрузку угля. Президент пообещал разобраться, а прокуратура и Росприроднадзор приняли это к сведению, и начали проверку терминалов.

В Госдуме также оперативно подготовили поправки к законодательству, запрещающие открытую перевалку угля на морских терминалах в границах населенных пунктов. Под ударом оказались 23 угольных терминалов, где переваливалось с железной дороги на суда до половины объемов добычи российского угля.

Порт Ванино - один из таких объектов. Правда, в старом порту заправляет другая компания - «Мечел», которая также располагает целым набором угольных активов. Запрет угрожает и ей, но у «Мечела» есть свои козыри.

Ультиматум Зюзина

В начале 2016 года на СУЭК обрушилась новая напасть. На этот раз она пришла от коллег-конкурентов. Крупнейший акционер «Мечела» Игорь Зюзин выступил с инициативой о закрытии всех угольных шахт с подземной добычей - во избежание аварий. К выводу, что никаких других радикальных методов борьбы с человеческими жертвами при подземных работах нет, пришли еще британские власти в 1970-е годы. После этого англичане закрыли все угольные шахты в стране, несмотря на колоссальные социальные и политические издержки. На эти издержки не смогло решиться советское правительство, несмотря на то, что в шахтах Советского Союза аварии происходили регулярно.

По теме

1605

Несмотря на то, что до новогодних праздников осталось еще несколько месяцев, научиться выбирать сосны следует уже сейчас. Ответственный продавец обязательно снабдит свою продукцию сертификатами, но важно обращать внимание и на экстерьер.

Массовое закрытие шахт началось в 1990-х годах, в результате чего их число сократилось почти в пять раз - с 239 в 1990-м году до 58 в 2017 году. Но, по мнению Игоря Зюзина, шахт не должно быть вообще. Многие присутствовавшие на совещании восприняли такое его предложение как шутку.

Но представителям «СУЭК» было не до шуток. Заместитель генерального директора корпорации Сергей Григорьев даже предположил, что слова Зюзина были просто вырваны из контекста, так как добываемый под землей уголь - это наиболее ценные марки коксующегося угля, который необходим для металлургии.

Тем не менее контекст, заданный Игорем Зюзиным, вполне очевиден и прозрачен. По мнению владельца «Мечела», закрытие угольных шахт не приведет к дефициту коксующегося угля по одной простой причине – необходимые объемы легко закроет Эльгинское угольное месторождение.

Эльгинское месторождение - крупнейшее в России месторождение коксующегося угля с запасами в 2,2 млрд тонн, и оно принадлежит… конечно же «Мечелу» Игоря Зюзина. Но это не вся закулиса. Месторождение расположено в юго-восточной части Якутии в 300 км от Байкало-Амурской магистрали, и основное направление его вывоза - все тот же порт Ванино, на который выходит ветка БАМа. Собственно, разработка Эльги длительное время сдерживалась отсутствием транспортного сообщения для вывоза угля. Таким образом этот уголь оказывается прямым конкурентом продукта, доставляемого в тот же самый порт с копей «СУЭК».

В состав Сибирской угольной энергетической компании входят 26 угледобывающих предприятий - 14 разрезов и 12 шахт. Большая часть высококачественного угля добывается именно в шахтах. В Кемеровской области «СУЭК» ведет добычу на девяти шахтах и двух разрезах. Самые лучшие калорийные угли - с шахт имени Кирова и «Комсомолец» - реализуются в премиальном сегменте, то есть на экспорт. Менее ценные угли реализуются российским энергетическим компаниям, включая Сибирскую генерирующую компанию (СГК) - энергетический дивизион «СУЭК».

В Хабаровском крае у «СУЭК» также есть шахта «Северная», в развитие которой компания также вложила немало средств. К слову, она относится к I категории по метану, то есть представляет собой опасность из-за возможности взрыва угольной пыли.

Таким образом «СУЭК» со своим шахтным углем оказывается в зависимости от настоящего лидера. И это совсем не китайские потребители.

«Эльгинское месторождение доступно к разработке открытым способом, который намного дешевле, эффективнее и безопаснее шахтного. Горные работы здесь можно вести экскаваторно-автомобильными комплексами большой мощности» - это определение с сайта «Мечела» звучит не только как победная реляция. В ней слышны отголоски приговора для премиального сегмента «СУЭК».

Стратегическая дилемма

Нет ничего удивительного в том, что у Эльгинского месторождения оказалась сложная история, жертвой которой оказался известный банкир Сергей Пугачев и весь его Международный промышленный банк. Не менее сложной оказалась и судьба самого «Мечела», который выстроил частную железную дорогу для экспорта своего карьерного угля, чтобы в результате оказаться на грани банкротства из-за серии катастрофических падений акций на бирже и кредитных проблемах.

И тем не менее что-то же придало Игорю Зюзину уверенность в громких заявлениях в начале 2016 года. Это «что-то», скорее всего, оказалось сделкой. В июне 2016 года «Мечел» закрыл сделку по продаже 49% в Эльгинском проекте Газпромбанку. Дела с добычей и поставками якутского угля пошли веселее: за первые 6 месяцев 2016 года добыча выросла на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. А в 2017 году добыча «Эльгаугля» оказалась на 12% выше результата 2016 года. В 2018 году компания планирует нарастить объем добычи на Эльге до 5,3 миллиона тонн. Это означает, что угроза закрытия шахтной добычи «СУЭК» вполне реальна. Рано или поздно, но очередная авария на шахте, увы, неизбежна…

Таким образом возникает непростая стратегическая дилемма - одна компания имеет относительные портовые преимущества, а другая - добывающие. Пыль в обмен на жертвы в шахтах. Таковы реалии отечественного угольного бизнеса и конкуренции между «СУЭК» и «Мечел».

versia.ru