Минобороны может помешать «Роснефти» и Eni начать бурение в Черном море. Черное море роснефть


«Роснефть» привлечет Saipem в подсанкционный проект на Черном море :: Бизнес :: РБК

«Роснефть» попросила власти России и Италии содействовать в получении разрешений для итальянских поставщиков оборудования и услуг, задействованных в совместных с Eni проектах на шельфе, в первую очередь для Saipem на Черном море

Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости

​Уникальный подрядчик

​«Роснефть» и итальянская Eni планируют начать бурение на шельфе Черного моря во второй половине 2017 года, сообщил журналистам 17 мая в Сочи глава «Роснефти» Игорь Сечин. Это заявление было сделано по итогам встречи премьер-министра Италии Паоло Джентилони и президента России Владимира Путина. «Мы во второй половине лета начинаем вместе с Eni бурение на шельфе Черного моря — на Западно-Черноморском участке. Уже зафрахтована специальная поисково-разведочная платформа», — цитирует Сечина «Интерфакс».

Как стало известно РБК, в качестве подрядчика «Роснефть» привлекает итальянскую компанию Saipem, которая по договору с «Газпромом» должна была осуществлять строительство «Южного потока». О том, что эта специализирующаяся на трубопроводах и сервисных работах и частично принадлежащая Eni компания выиграла тендер «Роснефти» на поисковое бурение на участке «Западно-Черноморская площадь» в Черном море, говорится в справке-приложении к письму первого вице-президента «Роснефти» Павла Федорова на имя заместителя министра энергетики Анатолия Яновского от 27 апреля (копия есть у РБК).

«Saipem в 2017 году присужден контракт на выполнение буровых работ с использованием полупогружной буровой установки Scarabeo 9», — сообщается в письме. Таким образом, итальянская компания принимает участие в проекте, участники которого подпадают под санкции Евросоюза и США, которые распространяются на проекты на шельфе глубиной свыше 150 м.

Официальный представитель Saipem от комментариев отказался. Информацию о том, что Saipem стала подрядчиком по черноморскому проекту, РБК подтвердил источник в «Роснефти». Заместитель министра энергетики Анатолий Яновский не стал комментировать РБК содержание письма Федорова.

В преддверии визита Джентилони в Россию «Роснефть» попросила содействия итальянских и российских властей в ускорении или упрощении получения разрешений для итальянских поставщиков оборудования и услуг для работы на совместных с Eni проектах на шельфе, также говорится в письме первого вице-президента «Роснефти». Он поясняет, что, несмотря на получение совместными предприятиями Eni и «Роснефти» разрешений, необходимых для финансирования и реализации проектов на шельфе, от уполномоченных органов ЕС, необходимы экспортные разрешения в том числе со стороны регуляторов Италии для поставщиков оборудования и услуг для шельфа, подпадающих под санкции, что приводит к дополнительной потере времени.

Владимир Путин и Паоло Джентилони (слева направо) (Фото: Михаил Климентьев / ТАСС)

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев отказался комментировать привлечение Saipem в качестве подрядчика для бурения в Черном море и переписку топ-менеджера компании с Минэнерго. Представитель Eni на запрос не ответил.

Представители итальянского Министерства торговли, МИД РФ и Минэкономики не ответили на запрос РБК, обращалась ли Saipem к ним за разрешениями на бурение в Черном море и выданы ли они. Представитель Еврокомиссии сообщил РБК, что разрешения выдают уполномоченные органы итальянского правительства.

По данным источника РБК в «Роснефти», запросы на осуществление необходимых работ были направлены более чем 30 компаниям по всему миру, но возможность выполнить бурение подтвердили только две компании — Saipem, которая на 30% принадлежит Eni, и греческий подрядчик Ocean Rig. Он был дисквалифицирован по технологическим причинам, утверждает собеседник РБК. По его данным, аренда буровой установки Scarabeo 9 обойдется в $300 тыс. в сутки, бурение займет до полутора месяцев.

Другой собеседник РБК в «Роснефти» знает, что часть необходимых разрешений Saipem уже получила.

О выборе Saipem в качестве исполнителя буровых работ на указанной в письме платформе знает топ-менеджер одного из подрядчиков, к которому обращалась «Роснефть». Он также добавил, что для прохождения через узкие места пролива Босфор у платформы придется снять верхнее основание, а потом собирать ее заново.​​ Однако источник РБК в Saipem пояснил, что принадлежащее компании судно Scarabeo 9 недавно было технологически модернизировано, в частности были устранены прежние сложности с прохождением судна через Босфор. Таким образом, Scarabeo 9 теперь полностью подготовлено к работе в Черном море, сказал собеседник РБК. Он также добавил, что компания не начнет работы по бурению в Черном море до получения всех необходимых для этого разрешений.

Как Saipem и «Газпром» судятся из-за «Южного потока»

«Газпром» и Saipem, которая выступала подрядчиком по строительству газопровода «Южный поток», обменялись судебными исками в арбитраже Международной торговой палаты (Париж) по поводу досрочно разорванного контракта на строительство газопровода через Черное море для поставок газа в Европу в обход Украины. Слушания по иску Saipem к «Газпрому» на €679 млн пройдут в мае 2018 года, «Газпром» подал встречный иск на €730 млн, следует из отчета концерна, выпущенного в начале апреля 2017 года. В декабре 2015 года секретариат арбитражного суда Международной торговой палаты уведомил South Stream Transport B.V., являвшуюся оператором «Южного потока», что Saipem предъявила судебные претензии к ней в связи с односторонним расторжением контракта от 14 марта 2014 года на строительство этого газопровода. В своем заявлении Saipem требовала взыскать вознаграждение за выполненные по проекту работы, компенсацию понесенных расходов и компенсацию за расторжение контракта — всего около €760 млн плюс проценты, затем сумма была снижена до €679 млн плюс проценты. Проект «Южный поток» стоимостью €15,5 млрд был рассчитан на поставку в Европу 67 млрд куб. м газа в год. Оператором проекта являлась дочерняя компания «Газпрома» South Stream Transport B.V. Россия в декабре 2014 года отказалась от реализации проекта из-за проблем с получением разрешений в Болгарии и переключилась на строительство газопровода «Турецкий поток» (подряд на строительство его подводной части получила швейцарская Allseas).

Глубоководные риски

Анатолий Яновский подтвердил РБК, что вопрос об обеспечении сотрудничества с итальянскими компаниями прорабатывается в министерстве. Eni заявляет на своем сайте, что после введения первых санкций получила разрешения от компетентных европейских властей на совместную разведку с «Роснефтью» в Черном море, поскольку соответствующие соглашения были заключены еще до введения санкций.

«Роснефть» планирует с Eni разрабатывать Западно-Черноморскую площадь (Вал Шатского), заключив соответствующее соглашение о стратегическом партнерстве еще в 2012 году, до введения санкций (у Eni 33,33% в проекте). ​Первоначально «Роснефть» собиралась разрабатывать Вал Шатского совместно с американской компанией Chevron, о чем они договорились в 2010 году. Однако позже американцы вышли из проекта из-за разногласий в оценке запасов.

Совместный прогноз инвестиций «Роснефти» и Eni по Валу Шатского составляет $50–55 млрд. Площадь Западно-Черноморской площади составляет 8,6 тыс. кв. км при глубине воды от 600 до 2250 м. Суммарные извлекаемые ресурсы месторождения оцениваются около 10 млрд барр. нефти.​

Фото: Gregorio Borgia / AP

Топ-менеджер компании-подрядчика, которой «Роснефть» также направляла запрос на участие в бурении скважины на Черном море, утверждает, что если на Scarabeo 9 есть американское или произведенное по технологии США оборудование в объеме свыше 10%, то Saipem необходимо будет получить разрешения американского Министерства торговли или Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC) на такие работы либо подтвердить, что такого оборудования менее 10%. (Продукт, произведенный за пределами США, подпадает под экспортный контроль американских властей, если в нем содержится более 10%, а в некоторых случаях более 25% американских технологий или материалов, следует из информации на сайте Минторга США.) Собеседник РБК также утверждает, что его компания отказалась принимать участие в тендере, не имея гарантий получить контракт в случае получения всех разрешений. По его словам, при бурении на шельфе в одной из стран, на которую распространяются санкции США, компании понадобилось полгода на получение разрешений OFAC, чтобы начать работы.

​Руководитель коммерческой практики Goltsblat BLP Алексей Горлатов отмечает, что санкции со стороны США против России более жесткие и объемные, чем европейские. В рамках санкций Евросоюза у компаний чуть больше маневра, то есть получение необходимых разрешений несколько легче. Случаи получения таких разрешений известны рынку. Хотя не так давно компания ExxonMobil получила отказ властей США в разрешении на бурение в проекте с «Роснефтью» на Туапсинском прогибе в Черном море, шансы получить разрешение в ЕС на бурение на шельфе Черного моря, по мнению юриста, у Saipem большие, поскольку речь идет не о передаче технологий российским компаниям, а о применении собственной техники и технологий для осуществления конкретного заказа. На получение таких разрешений в среднем можно потратить несколько месяцев, для чего потребуется предоставление деталей по проекту в соответствующие органы власти, указывает эксперт.

Комментируя заявление главы «Роснефти» о том, что бурение начнется во второй половине текущего года, Горлатов предположил, что большая часть разрешений уже получена, а получение остальных находится в продвинутой стадии, иначе бы стороны не успели к упомянутому сроку.

Горлатов полагает, что премьер-министр Италии не сможет ускорить выдачу разрешений для Saipem профильными министерствами Италии. По мнению юриста, власти России, безусловно, окажут всяческое содействие в получении таких разрешений внутри страны.

Лицензия на Вал Шатского принадлежит «Роснефти», сообщил источник РБК в Роснедрах, и в ее условиях оговорена возможность бурения до 2020 года. Так что в случае если у Saipem возникнут какие-либо трудности в получении разрешений на оказание услуг «Роснефти», у нее есть время для привлечения других подрядчиков без угрозы отзыва лицензии, добавил он.

www.rbc.ru

Минобороны может помешать «Роснефти» и Eni начать бурение в Черном море

Платформа Scarabeo-9 должна начать бурение на Вале Шатского в начале декабря

Платформа Scarabeo-9 должна начать бурение на Вале Шатского в начале декабря

SAIPEM

«Роснефти» и итальянской Eni осталось сделать последний шаг до начала разведочного бурения на месторождении Вал Шатского в Черном море. Партнеры договорились с Новороссийским морским торговым портом (НМТП) о создании там базы, теперь предстоит решить вопрос с Минобороны. Времени осталось совсем немного. «Роснефть» и Eni приступят к бурению первой скважины 10 декабря, сообщил 22 августа представитель «Роснефти» на совещании в Минэкономразвития. Это указано в протоколе заседания, с копией которого ознакомились «Ведомости».

В документе говорилось также, что НМТП отказался предоставить инфраструктуру для партнеров. Там партнеры планировали создать базу для освоения месторождения. НМТП – единственный, который удовлетворяет техническим и логистическим требованиям к шельфовым проектам и имеет все разрешения, считает «Роснефть». Порты Крыма не подходят из-за санкций, порты Туапсе, Тамань, Анапа и Геленджик не соответствуют требованиям по осадке судов и состоянию инфраструктуры, говорил представитель «Роснефти» на совещании.

Еще в мае 2017 г. СП «Роснефти» и Eni «Шатскморнефтегаз» заключило договор с «Новорослесэкспортом» (входит в группу НМТП) на оказание услуг по предоставлению портовой инфраструктуры. Но последний позже захотел разорвать договор. На совещании представитель порта сообщил, что инфраструктура занята.

Но теперь проблема решена. 11 сентября представитель НМТП сказал «Ведомостям», что вместе с «Роснефтью» приняты меры по выбору оптимального места в порту Новороссийск. По его словам, были перераспределены грузопотоки между предприятиями группы НМТП, что позволило высвободить место для размещения базы. Это позволит «Шатскморнефтегазу» приступить к выполнению буровых работ без нарушения графика, отмечает он.

Осталось решить последнюю проблему. Вопросы к проекту есть у Минобороны, знает человек, близкий к НМТП. Это подтвердил и источник в Минобороны. По его словам, платформа будет находиться в опасной близости к полигону, на котором испытываются военно-морские вооружения: «Значит, вопрос о ее работе требует проработки». У Минобороны есть полигон в районе Феодосии, где проводились испытания почти всех основных типов ракетного и торпедного вооружения флота. Центр и полигон продолжали работать в сокращенном объеме и в 1992–2014 гг., а после присоединения Крыма Минобороны приняло решение о его модернизации, говорит офицер ВМФ. Представитель Минобороны отказался от комментариев.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев уверен, что с Минобороны удастся договориться: «Площадка для бурения выбрана, никаких проблем нет, все идет по графику. Все обещают закончить вовремя».

Другие партнеры

Кроме Eni у «Роснефти» есть еще два стратегических партнера на шельфе: в 2014 г. с американской ExxonMobil было открыто месторождение «Победа» в Карском море, бурение двух скважин со Statoil в 2016 г. на шельфе Охотского моря не дало положительных результатов.

Представитель Минэкономразвития адресовал вопросы компаниям. Его коллеги из Минэнерго и Eni не ответили на запросы «Ведомостей». Представитель Минтранса отказался от комментариев.

Первоначально «Роснефть» планировала разведывать Вал Шатского, потенциальные извлекаемые ресурсы которого превышают 120 млн т, с американской Chevron. Но та, пробурив неудачную скважину у берегов Турции, посчитала, что Вал Шатского имеет схожее геологическое строение, и в 2011 г. вышла из проекта.

«Роснефть» и Eni договорились о стратегическом партнерстве в 2012 г. Согласно договоренностям Eni должна полностью профинансировать геолого-разведочные работы. Общие инвестиции в проект составят $50–55 млрд, писал «Интерфакс». Для бурения скважины на Вале Шатского у Saipem зафрахтована платформа Scarabeo-9. Она перегоняется в Россию из Африки, рассказывал в мае 2017 г. главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. По данным сервиса онлайн-слежения за судоходством Marine Traffic, платформа сейчас находится у берегов Греции и направляется в сторону турецких проливов.

Бурение с Eni носит скорее имиджевый характер, «Роснефти» сейчас важно показать сотрудничество с таким важным партнером, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. В Черном море были сделаны открытия у побережья Румынии, Крыма, но совсем незначительные. Черноморский шельф не рассматривается как серьезный источник нефти в долгосрочной перспективе, отмечает эксперт: «Шанс сделать крупное открытие невысок».

В то же время Eni много вкладывает в геологоразведку. Так, в 2015 г. она сообщила, что обнаружила крупнейшее в Средиземном море газовое месторождение у берегов Египта, а в 2016 г. нашла крупные запасы нефти у побережья Мексики. «Eni везет, – говорит Нестеров. – Она готова инвестировать в геологоразведку в надежде на открытие, несмотря на высокие риски». Кроме участка в Черном море Eni с «Роснефтью» будут осваивать два участка в Баренцевом море – Федынское и Центрально-Баренцевское. Когда на них начнется бурение, не известно.

www.vedomosti.ru

«Роснефть» осталась без нефти в Черном море

Фото: Frigstad Group

Российская нефтяная компания «Роснефть» и итальянская Eni не обнаружили коммерческих запасов углеводородов на пробуренной в Черном море оценочной скважине «Мария – 1», сообщает Reuters.

На той неделе «Роснефть» объявила, что завершила бурение первой сверхглубокой поисково-оценочной скважины (5,2 км) «Мария – 1» на месторождении Вал Шатского в Черном море (Западно-Черноморский участок).

Как сообщает Интерфакс, в рамках подготовки к бурению была выполнена сейсморазведка в объеме более 4 тыс погонных километров методом 2D и более 3 тыс кв км методом 3D. Завершены комплексные инженерно-геологические исследования. Коммерческих запасов в результате обнаружить не удалось, а платформа Scarabeo 9, с которой велось бурение, уже покинула его территорию.

Тем не менее, российская компания сообщила, что обнаружила «уникальную карбонатную структуру». «В результате работ обнаружена уникальная карбонатная структура мощностью более 300 метров, представляющая собой трещиноватый коллектор, который с высокой вероятностью содержит углеводороды. Полученные результаты внушают уверенность в открытии крупных нефтегазовых месторождений в Российской акватории Черного моря. Компания планирует провести тщательную геологическую обработку полученных материалов и продолжить поисково-разведочные работы на лицензионных участках», — отмечают в компании.

О сотрудничестве в Черном и Баренцевом морях Eni и «Роснефть» договорились еще до присоединения Крыма и введения санкций против России — в 2013 году. После введения санкций в 2014 году большинство шельфовых СП с иностранными партнерами в РФ были приостановлены. Однако с Eni «Роснефть» в мае 2017 года подписала соглашение о расширении сотрудничества. А в середине декабря 2017 года компании начали бурение на Западно-Черноморском участке с помощью полупогруженной поисково-разведочной платформы Scarabeo 9. Тогда глава «Роснефти» Игорь Сечин говорил, что ресурсная база участка может составить до 600 млн т нефти и порядка 100 млрд куб м газа.

Аналитик Райффазенбанк Андрей Полищук и аналитик «Атона» Александр Корнилов сходятся во мнении, что, возможно партнеры приостановили разведку из-за неубедительных результатов: запасы могли быть, но разрабатывать их при текущей цене может быть нерентабельно. В 2017 году «Роснефть» на пять лет приостановила действие лицензии на Южно-Черноморском участке недр в Черном море. Собеседник, близкий к «Роснефти», объяснял это макроэкономическими условиями и санкциями.

Как отмечает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров, с ростом цен на нефть мировые зарубежные компании возвращаются к многим ранее замороженными шельфовым проектам, но новые запускать не спешат. По его словам, шельфовые проекты на Черном море нуждаются в дополнительной разведке, но сейчас для этого не лучшее время. «Зарубежные партнеры сталкиваются с санкционными ограничениями. Скорее всего, «Роснефти» и Eni пришлось отложить разведку до тех пор, пока не появится большая определенность», — предположил Нестеров.

Кристина Кузнецова

 

 

 

Комментариев:

neftianka.ru

Некоторые подробности бурения Роснефтью 1-й сверхглубоководной скважины Мария-1 на шельфе Черного моря // Бурение на шельфе // Новости

О бурении поисково-оценочной скважины «Мария-1» на Западно-Черноморском участке недр, известном также как Вал Шатского, на шельфе Черного моря стало известно еще на заседании Совета Директоров Роснефти. 

Около 39% опрошенных читателей Neftegaz.RU считают это важным событием для России.

 

20 декабря 2017 г Роснефти сообщила некоторые подробности буровых работ.

 

На заседании совета директоров (СД) И. Сечин в общих чертах рассказал о том, что Роснефть в партнерстве с Eni, несмотря на антироссийские санкции, все же взялись за реализацию проекта.

В рамках подготовки к бурению была выполнена сейсморазведка в объеме более 4 тыс пог км методом 2D и более 3 тыс км2 методом 3D.

Так же были завершены комплексные инженерно-геологические исследования.

 

Бурение 1й сверхглубоководной скважины на российском шельфе – это уникальный проект.

Расчетная глубина скважины составит 6 126 м, глубина моря в точке бурения – более 2 тыс м.

 

Бурение скважины ведет полупогружная буровая установка (ППБУ) Scarabeo-9, которая была взята в аренду у Saipem.

Для доставки платформы на точку бурения была успешно проведена сложнейшая транспортная операция.

 

В сентябре 2017 г установка вышла из порта Лас-Пальмас, преодолела пролив Босфор и спустя месяц прибыла в румынский порт Констанца.

В общей сложности весь путь составил более 3 тыс морских миль.

 

Установка оснащена высокоточной системой динамического позиционирования с винторулевыми колонками, которая позволяет ей постоянно находиться строго над устьем скважины.

Кроме того, буровая установка укомплектована сдвоенной буровой вышкой, благодаря чему одновременно могут осуществляться операции как по бурению скважины, так и по сборке/спуску обсадной колонны и устьевого оборудования.

Это позволяет сократить общее время строительства скважины на 30%.

Высота платформы составляет 115 м, ширина палубы 80 м, водоизмещение ППБУ Scarabeo-9 составляет 31 тыс т, она способна бурить скважины на глубину до 15 км с отходом от вертикали.

Для исключения любых экологических рисков платформа оснащена независимым подводным запорным устройством и 7ю превенторами (механизмами для герметизации устья скважины в нештатных  ситуациях).

В районе работ будет осуществляться постоянный мониторинг состояния акватории моря, в том числе со спутника.

Кроме того, строительство скважины будет круглосуточно контролироваться 2я подводными дистанционно управляемыми аппаратами.

Все это гарантирует полное отсутствие вреда экосистеме акватории Черного моря.  

 

Тезисы от И. Сечина:

- Черное море обладает значительным нефтегазовым потенциалом, но до сих пор в глубоководной части российского сектора не было пробурено ни 1й скважины.

- Обнаруженные потенциальные геологические ловушки находятся под толщей воды в 2000 и более м.

- На этом этапе мы считаем, что ресурсная база составляет 600 млн т нефти на этом участке недр.

- После проведения дополнительных работ и технических исследований Роснефть планирует уточнить и даже увеличить ресурсную базу.

- При реализации проекта на шельфе Черного моря будет использован уникальный опыт крупнейших мировых нефтегазовых и нефтесервисных компаний, а также самая современная техника.

- Это открывает новый этап в освоении недр черноморского шельфа в сотрудничестве с нашими стратегическими партнерами.

 

Однако в мире не так много современных ППБУ, не подпадающих под санкции Запада, поэтому о прорыве говорить не приходится.

Но активно использовать ППБУ Scarabeo-9 китайского производства - уже неплохо.

Вопрос в том, чем китайцы лучше россиян, и почему такие ППБУ не строят в России?

Но, это уже другой вопрос, скорее относящийся к коррупции властей, безнравственности и примитивного капитализма в России.

 

Проект ГРР и добычи углеводородного сырья на лицензионном участке недр Западно-Черноморская площадь реализуется совместным предприятием ( СП) Роснефти и Eni.

Доля Роснефти составляет – 66,67%, Eni - 33,33%.

Перспективные ресурсы участка оцениваются в 576 млн т нефти.

 

Обсудить на Форуме 

neftegaz.ru

«Роснефть» и Eni забурятся в октябре — Новости экономики, Новости России — EADaily

Буровая установка, которая будет искать нефть и газ в Черном море для «Роснефти» и итальянской Eni, уже направляется к месту работ. Об этом вчера заявил заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов. «Компания („Роснефть“) идет в графике, заявленном в своей программе. Надеюсь, что все состоится успешно… По моей информации, буровая вышла… из порта и идет в сторону Черного моря», — сказал замглавы Минэнерго. Ранее председатель правления «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что буровые работы на Западно-Черноморском участке начнутся во второй половине лета. По нашим данным, бурение параметрической скважины начнется не раньше октября.

Позавчера полупогружная плавучая буровая установка (ППБУ) Scarabeo 9 итальянской компании Saipem покинула порт Лас-Пальмаса на Канарских островах в Атлантическом океане и движется сейчас в сторону Гибралтарского пролива со скоростью 5,1 узла (около 10 километров в час). По данным навигационного портала Marinetraffic, ППБУ следует в румынскую Констанцу, куда должна прибыть 20 сентября. Там на установке проведут операцию по монтажу буровой вышки. Дело в том, что высота Scarabeo 9 составляет не менее 80 метров, а для прохода под мостами Босфорского пролива не должна превышать 60 метров. Поэтому летом ППБУ находилась в порту Лас-Пальмаса, где проходили работы, как сообщала Saipem, по модификации — демонтажу части буровой вышки и превращению ее в съемную. Эту часть работ также оплачивает заказчик, заявили в итальянской компании.

Буровая установка взяла курс на Черное море. Скриншот с сайта marinetraffic.com.

После Констанцы буровая установка Scarabeo 9 уже отправится к российским берегам и начнет подготовку к бурению, которая займет не менее недели. Таким образом, бурение в Черном море начнется не раньше октября.

Работы будут вести на участке Вал Шатского Западно-Черноморской площади, что в 100 километрах от побережья между Новороссийском и Туапсе. По соглашению об освоении площади с «Роснефтью», подписанном в 2012 году, итальянская Eni полностью оплачивает геологоразведочные работы. В самом проекте итальянцы владеют 33%, остальное принадлежит «Роснефти». По данным российской компании, всего площадь может содержать 1,36 млрд тонн условного топлива. Однако подтвердить их наличие может только поисково-разведочное бурение, которое и будет вести ППБУ Scarabeo 9.

Лицензионные участки «Роснефти» на шельфе южных морей. Фото: rosneft.ru.

Как сообщила итальянская Saipem, по подписанному в мае контракту с Eni, буровая установка пробурит в Черном море одну скважину. Возможно строительство еще одной, но все будет зависеть от первоначальных результатов, говорится уже в отчете Saipem за первый квартал 2017 года. Работы будут вестись при глубине моря до 2200 метров. В компании также сообщили, что стоимость фрахта буровой установки среднерыночная. По данным специализированного издания Offshore, сегодня она составляет для буровых установок класса Scarabeo 9 $ 272 тыс. в сутки. Источник РБК называл похожую цифру — $ 300 тыс. По его словам, бурение одной скважины займет около полутора месяцев. Фрахт Scarabeo 9 для ее строительства обойдется, таким образом, итальянской Eni примерно в $ 15 млн. Общая стоимость скважины будет куда выше, так как в нее не включены трубы, необходимые растворы, обслуживание буровой установки судами-снабжения и прочие расходы. Ранее стоимость бурения глубоководной скважины в Черном море составляла около $ 100 млн. Хотя после падения цен на нефть снизились и ставки фрахта буровых установок — более чем вдвое.

Главное отличие совместного проекта «Роснефти» и Eni от остальных нынешних шельфовых проектов в России — впервые построят скважину в Черном море (без учета Крыма, где они бурились при Украине, а с 2014-го построили несколько на уже действующем Одесском месторождении). При этом именно бурение показывает реальные запасы нефти и газа или их отсутствие. Сейсморазведка позволяет получать данные лишь о возможном их наличии.

Кроме того, совместный российско-итальянский проект подпадает под санкции ЕС и требует специальных разрешений итальянских и европейских регуляторов на участие в проекте европейских компаний, использование буровой установки и предоставления услуг по ее работе. Нынешняя же ситуация показывает, вероятно, что все согласования пройдены и санкционные настроения в Европе смягчились. Поэтому начало работы Scarabeo 9 в Черном море может стать неким прорывом в отношениях ЕС и России.

Ранее ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков говорил EADaily, что стремление Eni продолжать сотрудничество с «Россией» надо рассматривать в комплексе, так как у компании с «Роснефтью» немало и других проектов (например, освоение гигантского месторождения Зор на шельфе Египта), а открытие месторождения в Черном море, где развита инфраструктура, позволит итальянской компании записать его себе в актив и улучшить свое положение на рынке.

«Россия продолжает оставаться одним из самых привлекательных нефтегазовых рынков. Здесь есть политическая стабильность, себестоимость добычи нефти и газа достаточно низкие, а альтернативой могут быть удаленные от континента глубоководные регионы с высокой себестоимостью или страны с нестабильной политической ситуацией», — сказал Игорь Юшков.

Напомним, что ранее возобновить свой черноморский проект с «Роснефтью» пыталась американская Exxon Mobil. Однако в Вашингтоне не выдали соответствующего разрешения на работы на Туапсинском прогибе. Принятый же пакет новых антироссийских санкций ставит крест на возможности возобновления проекта в ближайшие годы. Кстати, под действие нового закона, подписанного Дональдом Трампом, попадает и совместная деятельность Eni и «Роснефти». В том числе в Египте, где российская компания владеет 35%, что превышает по санкционному пакет допустимое участие россиян в нефтегазовых проектах, чтобы западные компании не попадали под ограничения. Правда, санкции накладываются на них не автоматически, а в каждом отдельном случае и отдельным решением президента США. Как сообщали американские СМИ, Дональд Трамп был недоволен принятием антироссийского законопроекта, но из-за постоянных обвинений в его связях с Россией был вынужден подписать документ.

eadaily.com

«Роснефть» начала бурение на шельфе Черного моря — Рамблер/новости

Москва, 20 декабря — «Вести. Экономика». «Роснефть» сегодня объявила о начале бурения первой сверхглубоководной поисково-оценочной скважины на шельфе Черного моря.

На шельфе Черного моря началось разведочное бурение.

«Роснефть» начала бурение поисково-оценочной скважины «Мария-1» на шельфе Черного моря. Прогнозные ресурсы перспективного лицензионного участка «Западно-Черноморская площадь» составляют более 570 млн тонн нефти. В рамках подготовки к бурению была выполнена сейсморазведка в объеме более 4 тыс. пог. км методом 2D и более 3 тыс. кв. км методом 3D, завершены комплексные инженерно-геологические исследования. Проект по бурению первой поисковой скважины на Западно-Черноморской площади реализуется совместно с Eni — стратегическим партнером «Роснефти». Бурение первой сверхглубоководной скважины на российском шельфе — это уникальный проект. Расчетная глубина скважины составит 6,126 тыс. метров, глубина моря в точке бурения — более 2 тыс. метров. Бурение ведет полупогружная установка Scarabeo-9, которая принадлежит компании Saipem. Для доставки платформы на точку бурения была успешно проведена сложнейшая транспортная операция. В сентябре 2017 года установка вышла из порта Лас-Пальмас, преодолела пролив Босфор и спустя месяц прибыла в румынский порт Констанца. В общей сложности весь путь составил более 3 тысяч морских миль. Установка оснащена высокоточной системой динамического позиционирования, которая позволяет ей постоянно находиться строго над устьем скважины. Кроме того, буровая установка укомплектована сдвоенной буровой вышкой, благодаря чему одновременно могут осуществляться операции как по бурению скважины, так и по сборке/спуску обсадной колонны и устьевого оборудования. Это позволяет сократить общее время строительства скважины на 30%. Высота платформы составляет 115 метров, ширина палубы 80 метров, водоизмещение установки Scarabeo-9 — 31000 тонн, она способна бурить скважины на глубину до 15 километров с отходом от вертикали. Платформа отвечает всем техническим параметрам проекта и нормам экологической безопасности. В районе работ будет осуществляться постоянный мониторинг состояния акватории моря, в том числе со спутника. Кроме того, строительство скважины будет круглосуточно контролироваться двумя подводными дистанционно управляемыми аппаратами. Глава ПАО «НК „Роснефть“ Игорь Сечин отметил: „Чёрное море обладает значительным нефтегазовым потенциалом, но до сих пор в глубоководной части российского сектора не было пробурено ни одной скважины. Обнаруженные потенциальные геологические ловушки находятся под толщей воды в 2000 и более метров. На этом этапе мы считаем, что ресурсная база составляет 600 млн тонн нефти на этом участке. После проведения дополнительных работ и технических исследований Компания планирует уточнить и даже увеличить ресурсную базу. При реализации проекта на шельфе Черного моря будет использован уникальный опыт крупнейших мировых нефтегазовых и нефтесервисных компаний, а также самая современная техника. Это открывает новый этап в освоении недр черноморского шельфа в сотрудничестве с нашими стратегическими партнерами“.

Проект геологоразведки на лицензионном участке „Западно-Черноморская площадь“ реализуется совместным предприятием ПАО „НК „Роснефть“ и Eni (доля „Роснефти“ — 66,67%, Eni — 33,33%). Перспективные ресурсы участка оцениваются в 576 млн тонн нефти. В мае 2017 года НК „Роснефть“ и Eni S. p. A. подписали „Соглашение o расширении сотрудничества в сферах добычи, переработки, маркетинга и трейдинга“. Соглашение закрепляет ранее оформленные договоренности компаний по бурению поисковых скважин в рамках совместных проектов в акваториях Черного и Баренцева морей. Прогнозные ресурсы по всем участкам российского шельфа, изучаемым с компанией Eni, превышают 2 млрд тонн нефти и 1,4 трлн куб. м кубических метров газа. Компания Saipem является одной из крупнейших нефтесервисных компаний мира. За последние 6 лет Saipem успешно пробурила 667 скважин на шельфе, из которых 14 глубоководных скважин было пробурено с использованием платформы Scarabeo-9.

Читайте также

news.rambler.ru

Буровая под санкционный проект «Роснефти» и Eni выходит в Черное море

Буровая установка Scarabeo 9, которая пробурит первую российскую скважину в Черном море, сегодня вечером выйдет в Черное море. По данным специализированного навигационного портала Marinetraffic, утром она прошла под мостами пролива Босфор. Фотографии прохода оперативно опубликовал турецкий блогер Юрюк Ишик, специализирующийся на отслеживании судов в проливе Босфор.

На карте видно, что Scarabeo 9 уже прошла под двумя мостами пролива. Фото: marinetraffic.com.

«Модифицированная для этого путешествия, ультра-глубоководная буровая устновка Scarabeo 9 компании Saipem проходит пролив Босфор для работы по контракту для „Роснефти“ в Черном море», — сделал подпись под фотографиями блогер в Twitter.

Судя по фотографиям, на время транзита буровой установки в Босфоре остановили движение других судов. Буксировку осуществляет турецкое 82-метровое спасательное судно Nene Hatun. Еще три буксира сопровождают караван.

Караван проходит пролив Босфор. Фото: twiiter.com.

Для прохода под мостами пролива Босфор, пролеты которых находятся на уровне 60 метров над водой, у полупогружной плавучей буровой установки (ППБУ) Scarabeo 9 демонтировали часть буровой вышки. Эту операцию провели в канарском Лас-Пальмасе. Обратный монтаж произойдет в румынской Констанце, куда сейчас и направляется ППБУ. Туда, по данным Marinetraffic, она должна прибыть послезавтра, 20 сентября. Далее буровая установка последует к российским берегам.

Как уже сообщало EADaily, «Роснефть» и итальянская Eni начнут бурение первой разведочной скважины в Черном море в конце года. «Мы предполагаем, что в конце года начнем бурить на Западно-Черноморской площади», — сказал заместитель начальника промышленной безопасности «Роснефти» Кирилл Ковальский на встрече с сочинскими экологическими организациями. По словам представителя «Роснефти», речь о добыче нефти пока не идет, так как неизвестно, есть ли на шельфе нефтяные месторождения: «Понятно, что речь идет не про один год, а про достаточно длительный период, и в первую очередь это связано с достаточно сложным процессом получения разрешительной документации».

Кирилл Ковальский сказал, что сейчас Западно-Черноморская площадь исследована больше, чем два других черноморских участка — Туапсинский прогиб в районе города Туапсе и Южно-Черноморский лицензионный участок вблизи Сочи.

Лицензионные участки «Роснефти» на шельфе южных морей. Фото: rosneft.ru.

Западно-Черноморская площадь находится на расстоянии 47−119 км от берега в районе городов Геленджик и Новороссийск. Бурением на площади будет заниматься полупогружная плавучая буровая установка (ППБУ) Scarabeo 9 итальянской компании Saipem. 23 августа она покинула порт Лас-Пальмаса на Канарских островах в Атлантическом океане. Как предполагали в EADaily, буровые работы смогут начать не раньше октября.

По соглашению об освоении площади с «Роснефтью», подписанном в 2012 году, итальянская Eni полностью оплачивает геологоразведочные работы. В самом проекте итальянцы владеют 33%, остальное принадлежит «Роснефти». По данным российской компании, всего площадь может содержать 1,36 млрд тонн условного топлива. Однако подтвердить их наличие может только поисково-разведочное бурение, которое и будет вести ППБУ Scarabeo 9.

Как сообщила итальянская Saipem, по подписанному в мае контракту с Eni, буровая установка пробурит в Черном море одну скважину. Возможно строительство еще одной, но все будет зависеть от первоначальных результатов, говорится уже в отчете Saipem за первый квартал 2017 года. Работы будут вестись при глубине моря до 2200 метров. В компании также сообщили, что стоимость фрахта буровой установки среднерыночная. По данным специализированного издания Offshore, сегодня она составляет для буровых установок класса Scarabeo 9 $ 272 тыс. в сутки. Источник РБК называл похожую цифру — $ 300 тыс. По его словам, бурение одной скважины займет около полутора месяцев. Фрахт Scarabeo 9 для ее строительства обойдется, таким образом, итальянской Eni примерно в $ 15 млн. Общая стоимость скважины будет куда выше, так как в нее не включены трубы, необходимые растворы, обслуживание буровой установки судами-снабжения и прочие расходы. Ранее стоимость бурения глубоководной скважины в Черном море составляла около $ 100 млн. Хотя после падения цен на нефть снизились и ставки фрахта буровых установок — более чем вдвое.

Главное отличие совместного проекта «Роснефти» и Eni от остальных нынешних шельфовых проектов в России — впервые построят скважину в Черном море (без учета Крыма, где они бурились при Украине, а с 2014-го построили несколько на уже действующем Одесском месторождении). При этом именно бурение показывает реальные запасы нефти и газа или их отсутствие. Сейсморазведка позволяет получать данные лишь о возможном их наличии.

Совместный российско-итальянский проект подпадает под санкции ЕС и требует специальных разрешений итальянских и европейских регуляторов на участие в проекте европейских компаний, использование буровой установки и предоставления услуг по ее работе. Нынешняя же ситуация показывает, вероятно, что все согласования пройдены и санкционные настроения в Европе смягчились. Поэтому начало работы Scarabeo 9 в Черном море может стать неким прорывом в отношениях ЕС и России.

eadaily.com


Смотрите также