«Газпром нефть» продемонстрировала высокую степень готовности к ликвидации разливов нефти в Арктике. Газпром варандей


Перевалочную базу «Газпром нефть шельфа» в Варандее посетили члены арктической экспедиции «Полстраны под парусом»

29 Августа 2017

В рамках экспедиции по русской Арктике перевалочную базу проекта «Приразломное» в посёлке Варандей посетила команда Plan X — группа путешественников-энтузиастов из Санкт-Петербурга, которые объединились с целью популяризации внутреннего туризма и активного образа жизни. Помощь в организации четырёхмесячного плавания «Полстраны под парусом» оказала «Газпром нефть». Компания выступила в качестве спонсора экспедиции и взяла на себя обязательства по обеспечению стабильной спутниковой связи путешественников на протяжении всего маршрута.

Варандей — современный вахтовый посёлок «Газпром нефть шельфа», который используется компанией в качестве временного пункта размещения персонала для дальнейшей доставки людей на нефтедобывающую платформу «Приразломная» в Печорском море. На территории посёлка расположены общежитие гостиничного типа на 180 мест, котельная, электростанция, гараж, склад хранения оборудования для ликвидации разлива нефти и аэропорт.

«Для нас провели экскурсию по территории вахтового посёлка Варандей: показали общежитие и административный блок, представили объекты транспортно-хозяйственной инфраструктуры. Особое впечатление произвёл склад аварийно-спасательного оборудования — мы убедились воочию в готовности „Газпром нефть шельфа“ к любым чрезвычайным ситуациям. Кроме того, компания обеспечила все необходимые условия для эффективной работы и полноценного отдыха сотрудников на перевалочной базе проекта „Приразломное“, а факт того, что обитатели живой природы не боятся приближаться к технологическому объекту, подтверждает его экологическую безопасность», — сказал руководитель команды Plan X Сергей Северин.

Экспедиция включает в себя речной и морской этапы, в ходе которых участники команды уже осуществили сплав по реке Енисей, пересекли Карское и вошли в акваторию Печорского моря. Впереди у команды преодоление ещё двух водных пространств Северного Ледовитого океана — Баренцева и Белого морей.

С момента старта экспедиции в конце июня из Красноярска экипаж парусного судна преодолел более двух третей пути. Путешествие завершится в сентябре в Архангельске, когда общая протяжённость маршрута составит свыше 6000 км.

Подготовка к арктическому путешествию Plan X велась в течение полутора лет. Для прохождения экстремального маршрута в водных просторах Русского Севера было выбрано специальное судно — 8-метровый катамаран с надувными баллонами «Морской слон». Модульная конструкция плавсредства позволяет без труда транспортировать его в любую точку мира, а малая осадка и отсутствие жёстких элементов корпуса обеспечивает возможность высадки экипажа на неоснащённое побережье и дрейфующие льдины.

Справка

В настоящее время «Приразломное» является единственным проектом на российском арктическом шельфе, где ведется промышленная добыча нефти. Промышленная разработка месторождения начата в декабре 2013 года. Новый сорт нефти ARCO впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года. К настоящему моменту на «Приразломной» добыто уже более 5 миллионов тонн нефти. Недропользователем проекта является «Газпром нефть шельф», дочерняя компания «Газпром нефти».

Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году и располагается в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн тонн. Для его разработки создана морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная». Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым современным требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.

Все скважины, эксплуатируемые на месторождении, находятся внутри платформы — ее основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Глубина моря в районе месторождения — 20 м. Кроме того, установленное на скважинах оборудование позволяет предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа. Система хранения нефти на платформе предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резервуарах, что исключает попадание в емкости кислорода и образование взрывоопасной среды.

Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки, которая срабатывает мгновенно. Рядом с платформой несут постоянное аварийное дежурство специализированные ледокольные суда, оборудованные новейшими комплексами нефтесборного оборудования.

«Приразломная» работает в соответствии с принципом «нулевого сброса»: использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину.

Возврат к списку

shelf.gazprom-neft.ru

Арктические маршруты – Журнал «Сибирская нефть» — ПАО «Газпром нефть»

Организация морской добычи — процесс крайне сложный и ресурсоемкий. И дело не только в необходимости создания сложнейшего технологического комплекса — платформы, с которой ведется бурение, где живут и работают люди, занимающиеся разработкой месторождения. Не менее трудная задача — обеспечение бесперебойной работы логистической схемы, гарантирующей стабильное функционирование объекта. Нетрудно представить, сколько дополнительных проблем возникает, если это приходится делать в сложнейших климатических условиях, прокладывая транспортные магистрали через арктические льды

Составы для шельфа

Транспортную схему любого шельфового проекта с точки зрения задач, которые она призвана решать, можно разделить на три основных составляющих: доставка на платформу грузов, обеспечивающих работу производственного блока и жизнь персонала, вывоз добытой нефти, а также доставка самого персонала.

Чтобы понять, о каких масштабах идет речь, достаточно оценить количество материалов и оборудования, которое требуется доставить на платформу для строительства и эксплуатации всего одной скважины, — в среднем это 4,2 тыс. тонн. То есть вполне приличного размера железнодорожный состав, груженный трубами, химикатами, сыпучими грузами, — в общем, всем, что требуется при строительстве скважины. Эта цифра может меняться в большую или меньшую сторону в зависимости от типа скважины (добывающая, нагнетательная, шламовая), применяющихся методов повышения нефтеотдачи и так далее, но не очень значительно. Напомним, что, согласно концепции освоения Приразломного месторождения, предполагается строительство 32 скважин.

Впрочем, это далеко не самая значительная составляющая грузопотока, который отправляется с береговой базы проекта в Мурманске до платформы, установленной в Печорском море. Например, пресной воды в прошлом году на «Приразломную» было доставлено почти 30 тыс. тонн, дизельного топлива — около 25 тыс. тонн. Общий же грузопоток приблизился к отметке 100 тыс. тонн. В эту цифру, правда, включено и около 12 тыс. тонн шламовых отходов, которые пришлось перевезти с платформы на берег, — «Приразломная» работает по принципу нулевого сброса.

Объем транспортировки нефти с «Приразломной» в нынешнем году должен составить порядка 2 млн тонн, а после 2020 года, когда по плану месторождение должно выйти на пиковые показатели добычи, эта цифра вырастет до 5 млн тонн. Все необходимые операции по подготовке, хранению и отгрузке сырья проводятся прямо на МЛСП, поэтому основа транспортно-логистической схемы проекта — морской транспорт.

Поддержка с берега

В мире работает много морских добывающих комплексов, так что принципы построения транспортно-логистических схем для таких проектов давно разработаны и отработаны. И в транспортной схеме проекта «Приразломное» не было бы ничего необычного, если бы не климат, в котором она функционирует. «У нас тяжелые погодные условия и ледовая обстановка, кроме того, ситуацию усложняет большая удаленность платформы от береговой базы снабжения», — уточнил заместитель начальника управления транспортного обеспечения «Газпром нефть шельфа» Олег Соколов.

Береговую базу, расположенную на побережье Кольского залива в районе Мурманска, от МЛСП разделяет 980 км. Если точнее, это не одна база, а несколько площадок, через которые ведется перевалка грузов для «Приразломной», — их «Газпром нефть» сейчас арендует у сторонних компаний. Организация доставки сюда материалов, оборудования, продуктов со всех концов страны и мира, складская логистика — то есть береговое обслуживание проекта — зона ответственности специализированной компании «Газпромнефть-Снабжение». Однако очевидно, что даже при наличии собственного оператора работа с нескольких разрозненных площадок, причем принадлежащих разным владельцам, — не самый оптимальный вариант. Поэтому сейчас активно прорабатывается вопрос создания собственной береговой базы в Мурманске, которая по мере реализации программы разведочного бурения на шельфе может обслуживать и другие оффшорные проекты компании.

Логистика Приразломной

В Кольском же заливе расположена еще одна перевалочная база компании — уже на пути нефти, которая транспортируется с месторождения в европейские порты. В танкер-накопитель класса VLCC (very large crude carrier) «Умба» дедвейтом 300 259 тонн, установленный на рейде, сырье с Приразломного доставляют танкеры-челноки, обслуживающие месторождение. Здесь оно хранится, проходит таможенное и пограничное оформление, после чего отгружается на суда потребителей. Использование такой схемы позволяет значительно сократить маршрут (а значит, и время) круговых рейсов танкеров «Приразломного» — с 3500 до 1070 морских миль за рейс, и, соответственно, увеличить частоту отгрузок без увеличения количества танкеров. Кроме того, наличие перевалочной базы дает возможность покупателям нефти ARCO применять для транспортировки стандартные суда неледового класса. Ведь для того, чтобы добраться от побережья Печорского моря до незамерзающего Кольского залива, необходима особая морская техника, способная самостоятельно прокладывать себе дорогу во льдах, толщина которых иногда достигает полутора метров.

Ледовый класс

Весь «приразломный флот» способен работать во льдах. Два танкера-челнока («Кирилл Лавров» и «Михаил Ульянов») построены специально под проект и имеют усиленный ледовый класс Arc 6. Суда обеспечения «Юрий Топчев» и «Владислав Стрижов», которые также строились параллельно с самой платформой, — ледокольного класса Icebreaker 6. Однако особенности судов не только в ледокольных возможностях.

«У танкеров уникальная система приема-передачи нефти — за счет комплекса динамического позиционирования они способны швартоваться и принимать нефть из отгрузочного комплекса „Приразломной“ через носовое погрузочное устройство, находясь на расстоянии от платформы», — рассказал Олег Соколов.

Правда, по словам заместителя начальника отдела эксплуатации флота «Газпром нефть шельфа» Константина Сурикова, с природными ограничениями приходится считаться, даже обладая самой современной техникой: «Льды в районе платформы подвижные, приходится ловить моменты, когда условия позволяют проводить отгрузки. Такие окна не превышают шести часов, потом направление течения вновь сменяется, лед, давящий на танкер, не дает ему удерживаться в секторе отгрузки, поэтому судно отсоединяется и отходит, пока условия вновь не станут благоприятными».

В отгрузках задействованы и суда-снабженцы — один из них в этой ситуации исполняет функцию дежурного судна, присутствие которого в зоне работ предусмотрено планом ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН).

«Для этого мы установили на наших судах дополнительное оборудование для сбора нефти в ледовых условиях, — пояснил Константин Суриков. — Вообще, все суда обеспечения, которые работают в проекте, взаимозаменяемы. Просто по мере необходимости на любое из судов устанавливаются специальные модули того или иного назначения, которые легко снять, если оно опять уходит в грузовой рейс».

«Состав флота определен и сегодня полностью устраивает по своим функциям и количеству, — подвел итог Олег Соколов. — Что касается будущего, то в части транспортировки нефти мы сейчас вместе с Крыловским государственным научным центром, исходя из планов добычи, изменения ледовой ситуации, других факторов, просчитываем необходимость привлечения дополнительных ледоколов. Рассчитывая потребность в судах-снабженцах, мы вплоть до 2038 года разложили грузопоток с учетом ввода скважин, уже наработанных статистических данных, исходя из этого, подсчитали необходимую площадь палубы и трюмов и получили укрупненную, но максимально полную картину. Основной грузопоток приходится на период до 2023 года, а потом численный состав флота будет при необходимости изменен».

Андрей Патрушев, заместитель генерального директора «Газпром нефти» по развитию шельфовых проектов:

Как компания, первой начавшая промышленную добычу нефти на российском арктическом шельфе, «Газпром нефть» в настоящий момент располагает самой развитой логистической схемой перевалки нефти арктических месторождений. Уже сегодня реализованная с помощью плавучего нефтехранилища «Умба» система раздельного хранения и накопления нефти с Новопортовского и Приразломного месторождений позволяет компании гибко подходить к планированию объемов танкерных партий. В будущем мы продолжим совершенствовать логистику работ на российском арктическом шельфе, в полной мере используя уникальные возможности Северного морского пути.

Воздушные коридоры

Морской транспорт относительно дешев, позволяет перевозить большие объемы, однако у него есть один существенный недостаток — он медленный. Поэтому для решения транспортных задач на шельфовых проектах, которые требуют оперативности, существует лишь один вариант — авиация.

Геннадий Любин, генеральный директор «Газпром нефть шельфа»:

Приразломное — первый проект освоения нефтяного месторождения на арктическом шельфе. И даже несмотря на достаточно обширный опыт морской добычи, накопленный в мире, многие задачи приходится решать практически с нуля. Новые маршруты, новые объекты, новая техника — мы имеем дело с непростыми задачами, выстраивая транспортно-логистическую схему проекта. Но очевидно, что этим мы сегодня, по сути, закладываем надежную базу для масштабного освоения нефтяных запасов Арктики.

Здесь, конечно, есть свои ограничения. Например, размер взлетной полосы в аэропорту поселка Варандей, который связывает платформу с Большой землей, — 1,7 км, что позволяет принимать лишь небольшие самолеты взлетной массой до 25 тонн. Поэтому персонал «Приразломной» из базового для авиационного обеспечения проекта города — Архангельска — прибывает сюда на турбовинтовых Ан-24. Техника надежная, но современной ее назвать сложно — первый 24-й отправился в полет в далеком 1959-м. Конечно, все самолеты проходят плановые и капитальные ремонты, сама «Газпром нефть шельф» проводит аудиты состояния парка авиакомпаний-подрядчиков, но вечной техники не бывает — ресурс самолетов-ветеранов будет исчерпан уже к 2020 году. А равноценной замены этим машинам нет — если похожие по характеристикам машины в мире и существуют, в России они не сертифицированы. Так что сейчас в компании активно идет поиск решения грядущей проблемы.

В принципе, есть возможность уйти из Архангельска на запасной аэродром — в Нарьян-Мар, откуда людей на Варандей можно будет доставлять вертолетами. Правда, это будет уже другая арифметика — вместо 8–11 самолетных рейсов понадобится втрое больше вертолетных.

Из Варандея на саму платформу вахта летает также, разумеется, на вертолетах. Но к этим машинам предъявляются уже совсем другие требования, так как они летают над морем. «В 2015 году мы совместно с „Газпром авиа“ провели масштабную работу — переоборудовали четыре вертолета Ми-8 АМТ, которые летают на „Приразломную“, в оффшорную конфигурацию, — сообщил заместитель начальника отдела логистики „Газпром нефть шельфа“ Александр Воронин. — В рамках модернизации установили выдавливаемые окна, вместо лавок по бортам теперь в салонах вертолетов по 16 кресел, установленных по направлению движения, для перевозки негабаритных грузов оборудованы специальные грузовые отсеки, установлены системы приводнения».

К вертолетам, работающим на шельфе, применяются особые требования безопасности

Пока же на Варандее полным ходом идет строительство собственного вертолетодрома компании. Проект этого объекта уже прошел государственную экспертизу и должен быть введен в эксплуатацию уже в 2017–2018 годах. «Учитывая то, что аэропорт Варандея — частный (принадлежит „Лукойлу“. — Прим. ред.), его использование для нас достаточно накладно, — рассказал о целях строительства Олег Соколов. — Кроме того, при развитии в регионе других арктических шельфовых проектов ценность собственного вертодрома значительно возрастает. Ведь даже сейчас у нас пассажирооборот составляет порядка 10 тыс. человек».

Приразломное — первое и пока единственное месторождение на российском шельфе Арктики, где ведется добыча нефти. Промышленная разработка месторождения начата в декабре 2013 года. Новый сорт нефти ARCO впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года. Всего с начала разработки месторождения потребителям отгружено уже более 10 млн баррелей нефти.

Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн тонн. Недропользователь проекта — «Газпром нефть шельф», дочерняя компания «Газпром нефти».

www.gazprom-neft.ru

«Газпром нефть» продемонстрировала высокую степень готовности к ликвидации разливов нефти в Арктике

«Газпром нефть» успешно провела комплексное учение по ликвидации разливов нефти в районе расположения платформы «Приразломная» в Печорском море, а также защите береговой полосы поселка Варандей и удаленных островов от нефтяного разлива. Летние учения 2018 года стали первыми после ввода в действие обновлённого плана ликвидации разливов нефти (ЛРН). Результаты мероприятия подтвердили высокий уровень готовности компании к реагированию на чрезвычайные ситуации, продемонстрировали эффективное взаимодействие аварийно-спасательных подразделений «Газпром нефти», а также всех участников и взаимодействующих организаций.

В ходе проведения комплексного учения были задействованы собственные ресурсы компании, в том числе профессиональное аварийно-спасательное формирование «Экошельф-Балтика», авиационные суда компании «Газпром Авиа», а также силы и средства по ликвидации разливов нефти организации «Варандейский терминал».

Согласно плану учения, в результате разгерметизации емкости для хранения добытого углеводородного сырья на платформе, произошел разлив нефти на акваторию Печорского моря. Для проведения аварийно-спасательных работ по ликвидации условного разлива нефти был незамедлительно мобилизован оперативный персонал и ледокольный флот, задействовано оборудование ЛРН. Для недопущения загрязнения прибрежной полосы поселка Варандей и острова Долгий, расположенных в оперативной зоне ответственности платформы, был организован постоянный авиамониторинг акватории Печорского моря в районе «Приразломной», поселка Варандей и удаленных островов, также проведена оперативная постановка боновых заграждений и мобилизация берегового оборудования ЛРН. На остров Долгий авиатранспортом была доставлена спасательная группа, вагон-городок для чрезвычайных ситуаций и оборудование.

В рамках учения впервые были организованы и проведены мероприятия по спасанию диких птиц, гнездящихся на побережье.

Завершили учение мероприятия по защите прибрежной полосы на острове Долгий, показавшие профессиональную подготовку участников и эффективное взаимодействие в сложных условиях Арктической зоны. Все запланированные мероприятия учения были успешно выполнены.

«Технологии, используемые на платформе „Приразломная“, сводят риски возникновения чрезвычайных ситуаций к минимуму, однако мы всегда должны быть готовы к любой нештатной ситуации. В первую очередь — полностью обезопасить персонал платформы и исключить угрозу негативного воздействия на экосистему Арктики» — сказал Андрей Патрушев, заместитель генерального директора по развитию шельфовых проектов «Газпром нефти».

energybase.ru

Варандей | Нефтянка

Арктические проекты: шельф, СПГ и Севморпуть.

Интервью Марии Кутузовой для «Нефтянки» с ведущим российским нефтегазовым экспертом Михаилом Григорьевым, директором компании «Гекон».

– Михаил Николаевич, почему с таким опозданием началось освоение морских нефтегазовых проектов в нашей стране?

– Я могу лишь ответить вопросом на вопрос: почему с опозданием? Нефтегазовые проекты всегда начинались в России в свое время. В первую очередь в стране осваивались сухопутные месторождения. Начиная со времен Советского Союза, в Азербайджане сначала освоили Апшерон на суше, а потом приступили к разработке акватории Каспийского моря, освоению первого морского месторождения в стране – Нефтяные камни. В Балтийском море реализация проекта «ЛУКОЙЛа» на Кравцовском месторождении началась после падения добычи на сухопутных месторождениях. Сахалин и Северный Каспий – та же история. Начало добычи определяется тремя факторами: наличием ресурсной базы (привлекательной для ввода в освоение), технологий и транспортной системы. В России морские нефтегазовые проекты не разрабатывались по одной простой причине: не было нужды. Российская Федерация до самого последнего времени прекрасно жила за счет реализации нефтегазовых проектов на суше.

Мы начали заниматься изучением геологического строения арктического шельфа с конца 70-х годов двадцатого века. В 80-е годы прошлого столетия в стране были сделаны самые крупные открытия на шельфе Баренцева и Печорского морей. Но даже тогда речь не шла об освоении, а, прежде всего, о необходимости сформировать мощную ресурсную базу на будущее.

Я не думаю, что у нас есть отставание в освоении шельфа. У нас в конце 90-х годов началась «экспансия варягов». У норвежцев ведь ничего кроме шельфа нет. Они пришли, рассматривали Россию как перспективный рынок и всеми силами толкали нас на шельф, для того чтобы иметь хороший гарантированный рынок для сбыта своего оборудования и технологий. Но, не сложилось…

Опоздание? По сравнению с чем? С текущими потребностями или политическими лозунгами? Давайте разделять эти понятия.

– Каковы главные сдерживающие факторы на пути развития морской нефтегазодобычи в стране? 

– Ресурсный потенциал месторождений на суше очень велик. Что касается морских месторождений, основные участки на акваториях российских морей поделены между «Роснефтью» и «Газпромом». В 2008 г., когда усилиями этих двух компаний, в основном «Газпрома», был принят закон об участках недр федерального значения, в стране создан барьер для выхода частного и зарубежного капитала на шельф. Можно отметить, что «Газпром» в тот момент не был госкомпанией: доля государства в акционерном капитале «Газпрома» составляла менее 50%. Только благодаря Игорю Ивановичу Сечину, тогда руководителю «Роснефтегаза», в марте 2013 г. были докуплены искомые проценты и с тех пор государство владеет 50,005% «Газпрома». Continue reading →

neftianka.ru

Варандей Википедия

Варандѐй — вахтовый посёлок на межселенной территории МО «Заполярный район» Ненецкого автономного округа, на побережье Печорского моря, официально закрытый как населённый пункт в 2000 году. Административный центр упраздненного муниципального образования Варандейский сельсовет[1].

История

Посёлок основан в первой половине 1930-х годов как база оседлости оленеводов. В начале 1970-х годов в период развития геологоразведочных работ посёлок стал базой Варандейской нефтегазоразведочной экспедиции. На берегу Баренцева моря появился посёлок Новый Варандей, население которого составляло до тысячи человек. В начале 1990-х море начало наступать на берег. В считанные месяцы оно стало угрозой жизни варандейцев. По просьбам жителей Варандея, Правительство Российской Федерации в 1993 году приняло решение о признании Варандея зоной стихийного бедствия[2]. Жители старого и нового Варандея были переселены в Архангельск, Нарьян-Мар и село Красное.

Бывшие жители Старого Варандея через несколько лет начали возвращаться на родину. В 2009 году в поселке жили 15 семей[3].

Экономика

С 2000 по 2008 годы в Варандее действовал временный морской терминал с возможностью перекачки не более 1,5 млн тонн в год. В настоящее время Варандей — вахтовый посёлок при нефтяном терминале Лукойла мощностью 12 млн т нефти в год — используется для отгрузки нефти, добываемой в северной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Непосредственно вблизи посёлка находятся месторождения нефти: им. Требса (Варкнавтское), Варандейское, Торавейское, Медынское, Тобойское, Мядсейское. Имеется аэропорт и морской порт.

Перевалочная база проекта «Приразломное»

В пос. Варандей расположена перевалочная база проекта «Приразломное». Она используется для доставки вахтового персонала и грузов на морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная». Вахтовый посёлок для временного размещения персонала рассчитан на 180 человек[4]. В ближайшее время в рамках проекта на Варандее планируется проектирование и строительство вертодрома.

Белый медведь в районе посёлка

Приразломное месторождение — единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата[5]. Нефть нового российского сорта получила название ARCO (Arctic oil)[6]. Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 55 км к северу от посёлка Варандей. Приразломное открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти. Лицензия на Приразломное месторождение принадлежит компании «Газпром нефть шельф» (дочернее общество ОАО «Газпром нефть»).

Варандейский терминал

Нефтяной терминал «Варандей» представляет собой стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал построенный в 22-х километрах от порта Варандей, на глубине в 17 метров, причал соединяет с береговыми нефтяными резервуарами подводный дюкер, по которому перекачивается нефть. Отгрузочный причал — конструкция высотой более 50 м общим весом более 11 тыс. тонн и состоит из опорного основания с жилым модулем, швартово-грузового устройства со стрелой и вертолетной площадкой.

Терминал функционирует круглогодично, для работы в зимний период привлекаются ледокольные суда. В частности, для обеспечения навигации зимой 2003—2004 года привлекался недавно приобретённый ледокол «Владимир Игнатюк»[7].

Сотовая связь

Операторы сотовой связи стандарта GSM: МТС, Билайн.

Происшествия

17 марта 2005 в районе аэропорта потерпел катастрофу самолёт Ан-24, перевозивший нефтяников «Лукойла» на промыслы. Из 52 человек, находившихся на борту, погибли 28.

См. Катастрофа Ан-24 в посёлке Варандей.

11 марта 2006 года, в 11 часов 15 минут в районе аэропорта Варандей потерпел катастрофу вертолёт Ми-8. На борту находилось 16 пассажиров и 3 члена экипажа; 1 человек погиб, 9 ранено. На борту вертолёта летели родственники людей, погибших в авиакатастрофе 2005 года.

См. Катастрофа Ми-8 в посёлке Варандей.

См. также

Топографические карты

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Варандей — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Посёлок

Варандей

Варандей — вахтовый посёлок на межселенной территории МО «Заполярный район» Ненецкого автономного округа, на побережье Печорского моря, официально закрытый как населённый пункт в 2000 году. Административный центр упраздненного муниципального образования Варандейский сельсовет[1].

История

Посёлок основан в первой половине 1930-х годов как база оседлости оленеводов. В начале 1970-х годов в период развития геологоразведочных работ посёлок стал базой Варандейской нефтегазоразведочной экспедиции. На берегу Баренцева моря появился посёлок Новый Варандей, население которого составляло до тысячи человек. В начале 1990-х море начало наступать на берег. В считанные месяцы оно стало угрозой жизни варандейцев. По просьбам жителей Варандея, Правительство Российской Федерации в 1993 году приняло решение о признании Варандея зоной стихийного бедствия[2]. Жители старого и нового Варандея были переселены в Архангельск, Нарьян-Мар и село Красное.

Бывшие жители Старого Варандея через несколько лет начали возвращаться на родину. В 2009 году в поселке жили 15 семей[3].

Экономика

С 2000 по 2008 годы в Варандее действовал временный морской терминал с возможностью перекачки не более 1,5 млн тонн в год. В настоящее время Варандей — вахтовый посёлок при нефтяном терминале Лукойла мощностью 12 млн т нефти в год — используется для отгрузки нефти, добываемой в северной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Непосредственно вблизи посёлка находятся месторождения нефти: им. Требса (Варкнавтское), Варандейское, Торавейское, Медынское, Тобойское, Мядсейское. Имеется аэропорт и морской порт.

Перевалочная база проекта «Приразломное»

В пос. Варандей расположена перевалочная база проекта «Приразломное». Она используется для доставки вахтового персонала и грузов на морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная». Вахтовый посёлок для временного размещения персонала рассчитан на 180 человек. В ближайшее время в рамках проекта на Варандее планируется проектирование и строительство вертодрома. Приразломное месторождение — единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата[4]. Нефть нового российского сорта получила название ARCO (Arctic oil)[5]. Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 55 км к северу от посёлка Варандей. Приразломное открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти. Лицензия на Приразломное месторождение принадлежит компании «[shelf-neft.gazprom.ru/ Газпром нефть шельф]» (дочернее общество ОАО «Газпром нефть»).

Варандейский терминал

Нефтяной терминал «Варандей» представляет собой стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал построенный в 22-х километрах от порта Варандей, на глубине в 17 метров, причал соединяет с береговыми нефтяными резервуарами подводный дюкер, по которому перекачивается нефть. Отгрузочный причал — конструкция высотой более 50 м общим весом более 11 тыс. тонн и состоит из опорного основания с жилым модулем, швартово-грузового устройства со стрелой и вертолетной площадкой.

Терминал функционирует круглогодично, для работы в зимний период привлекаются ледокольные суда. В частности, для обеспечения навигации зимой 2003—2004 года привлекался недавно приобретённый ледокол «Владимир Игнатюк»[6].

Сотовая связь

Операторы сотовой связи стандарта GSM: МТС, Билайн.

Происшествия

17 марта 2005 в районе аэропорта потерпел катастрофу самолёт Ан-24, перевозивший нефтяников «Лукойла» на промыслы. Из 52 человек, находившихся на борту, погибли 28.

См. Катастрофа Ан-24 в посёлке Варандей.

11 марта 2006 года, в 11 часов 15 минут в районе аэропорта Варандей потерпел катастрофу вертолёт Ми-8. На борту находилось 16 пассажиров и 3 члена экипажа; 1 человек погиб, 9 ранено. По трагической случайности на борту вертолёта летели родственники людей, погибших в авиакатастрофе 2005 года.

См. Катастрофа Ми-8 в посёлке Варандей.

См. также

Топографические карты

Напишите отзыв о статье "Варандей"

Примечания

  1. ↑ [www.pechorstroy.ru/index.php?ds=1278842 ЗАКОН НАО от 05.05.2000 № 243-ОЗ "О ПОРЯДКЕ ЗАКРЫТИЯ РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА ВАРАНДЕЙ И УПРАЗДНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВАРАНДЕЙСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ» (принят Собранием депутатов НАО 27.04.2000)]
  2. ↑ [www.bestpravo.com/rossijskoje/er-zakony/c3n.htm Распоряжение Правительства РФ от 22.09.1993 N 1677-р]
  3. ↑ [www.nvinder.ru/?t=sm&d=17&m=01&y=2009&n=7 Варандейцы вернулись на родину…]
  4. ↑ [www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1096745/?sphrase_id=99289 Алексей Миллер: «Газпром» стал пионером освоения российского шельфа Арктики]
  5. ↑ [www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1101279/?sphrase_id=95341 Пресс-релиз: Отгружена первая нефть арктического шельфа России]
  6. ↑ Олег Смоленский [ip217-27.mmsn.ru/smi/21/4568/85007.html Труженик арктических морей] // Арктическая звезда : Журнал. — Мурманск, 2008. — Вып. №9 от 29 Сентября.

Ссылки

  • [sevprostor.ru/poleznoe-interesnoe/raznoe/286-foto-varandey.html Фотографии Варандея] Фотографии порта, поселка Варандей и Варандейского терминала (2009 и 2011 год)
  • [www.dead-cities.ru/city/Varandey Варандей. Исчезнувшие города]
  • [www.nvinder.ru/?t=sm&d=17&m=01&y=2009&n=7 Варандейцы вернулись на родину…]
  • [neftegaz.tv/lukojl-varandejskij-terminal/ Фильм про терминал Варандей]

Отрывок, характеризующий Варандей

Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери: – Мама! – прозвучал по всему столу ее детски грудной голос. – Что тебе? – спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой. Разговор притих. – Мама! какое пирожное будет? – еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи. Графиня хотела хмуриться, но не могла. Марья Дмитриевна погрозила толстым пальцем. – Казак, – проговорила она с угрозой. Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку. – Вот я тебя! – сказала графиня. – Мама! что пирожное будет? – закричала Наташа уже смело и капризно весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо. Соня и толстый Петя прятались от смеха. – Вот и спросила, – прошептала Наташа маленькому брату и Пьеру, на которого она опять взглянула. – Мороженое, только тебе не дадут, – сказала Марья Дмитриевна. Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи Дмитриевны. – Марья Дмитриевна? какое мороженое! Я сливочное не люблю. – Морковное. – Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать! Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной. Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа.

Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке. Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что нибудь. Наташа, к которой обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела. – Что будем петь? – спросила она. – «Ключ», – отвечал Николай. – Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня? Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней. Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились. – Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!… И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать. – Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа. И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша. – Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем… Соня не могла больше говорить и опять спрятала голову в руках и перине. Наташа начинала успокоиваться, но по лицу ее видно было, что она понимала всю важность горя своего друга. – Соня! – сказала она вдруг, как будто догадавшись о настоящей причине огорчения кузины. – Верно, Вера с тобой говорила после обеда? Да? – Да, эти стихи сам Николай написал, а я списала еще другие; она и нашла их у меня на столе и сказала, что и покажет их маменьке, и еще говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться на мне, а он женится на Жюли. Ты видишь, как он с ней целый день… Наташа! За что?… И опять она заплакала горьче прежнего. Наташа приподняла ее, обняла и, улыбаясь сквозь слезы, стала ее успокоивать. – Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет. Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные. И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня. – И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли. И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично. – Ты думаешь? Право? Ей Богу? – сказала она, быстро оправляя платье и прическу. – Право, ей Богу! – отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос. И они обе засмеялись. – Ну, пойдем петь «Ключ». – Пойдем. – А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! – сказала вдруг Наташа, останавливаясь. – Мне очень весело! И Наташа побежала по коридору. Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню.

wiki-org.ru

Варандей — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Варандѐй — вахтовый посёлок на межселенной территории МО «Заполярный район» Ненецкого автономного округа, на побережье Печорского моря, официально закрытый как населённый пункт в 2000 году. Административный центр упраздненного муниципального образования Варандейский сельсовет[1].

История

Посёлок основан в первой половине 1930-х годов как база оседлости оленеводов. В начале 1970-х годов в период развития геологоразведочных работ посёлок стал базой Варандейской нефтегазоразведочной экспедиции. На берегу Баренцева моря появился посёлок Новый Варандей, население которого составляло до тысячи человек. В начале 1990-х море начало наступать на берег. В считанные месяцы оно стало угрозой жизни варандейцев. По просьбам жителей Варандея, Правительство Российской Федерации в 1993 году приняло решение о признании Варандея зоной стихийного бедствия[2]. Жители старого и нового Варандея были переселены в Архангельск, Нарьян-Мар и село Красное.

Бывшие жители Старого Варандея через несколько лет начали возвращаться на родину. В 2009 году в поселке жили 15 семей[3].

Видео по теме

Экономика

С 2000 по 2008 годы в Варандее действовал временный морской терминал с возможностью перекачки не более 1,5 млн тонн в год. В настоящее время Варандей — вахтовый посёлок при нефтяном терминале Лукойла мощностью 12 млн т нефти в год — используется для отгрузки нефти, добываемой в северной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Непосредственно вблизи посёлка находятся месторождения нефти: им. Требса (Варкнавтское), Варандейское, Торавейское, Медынское, Тобойское, Мядсейское. Имеется аэропорт и морской порт.

Перевалочная база проекта «Приразломное»

В пос. Варандей расположена перевалочная база проекта «Приразломное». Она используется для доставки вахтового персонала и грузов на морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная». Вахтовый посёлок для временного размещения персонала рассчитан на 180 человек[4]. В ближайшее время в рамках проекта на Варандее планируется проектирование и строительство вертодрома.

Белый медведь в районе посёлка

Приразломное месторождение — единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата[5]. Нефть нового российского сорта получила название ARCO (Arctic oil)[6]. Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 55 км к северу от посёлка Варандей. Приразломное открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти. Лицензия на Приразломное месторождение принадлежит компании «Газпром нефть шельф» (дочернее общество ОАО «Газпром нефть»).

Варандейский терминал

Нефтяной терминал «Варандей» представляет собой стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал построенный в 22-х километрах от порта Варандей, на глубине в 17 метров, причал соединяет с береговыми нефтяными резервуарами подводный дюкер, по которому перекачивается нефть. Отгрузочный причал — конструкция высотой более 50 м общим весом более 11 тыс. тонн и состоит из опорного основания с жилым модулем, швартово-грузового устройства со стрелой и вертолетной площадкой.

Терминал функционирует круглогодично, для работы в зимний период привлекаются ледокольные суда. В частности, для обеспечения навигации зимой 2003—2004 года привлекался недавно приобретённый ледокол «Владимир Игнатюк»[7].

Сотовая связь

Операторы сотовой связи стандарта GSM: МТС, Билайн.

Происшествия

17 марта 2005 в районе аэропорта потерпел катастрофу самолёт Ан-24, перевозивший нефтяников «Лукойла» на промыслы. Из 52 человек, находившихся на борту, погибли 28.

См. Катастрофа Ан-24 в посёлке Варандей.

11 марта 2006 года, в 11 часов 15 минут в районе аэропорта Варандей потерпел катастрофу вертолёт Ми-8. На борту находилось 16 пассажиров и 3 члена экипажа; 1 человек погиб, 9 ранено. На борту вертолёта летели родственники людей, погибших в авиакатастрофе 2005 года.

См. Катастрофа Ми-8 в посёлке Варандей.

См. также

Топографические карты

Примечания

Ссылки

wikipedia.green