Новости. Гкс газпром


Газпром космические системы / Новости / Спутники на все случаи жизни

Ирина Глухова Журнал "Стандарт" №6 (174-175) июль-август 2017

По случаю 25-летнего юбилея компании «Газпром космические системы» (ГКС) ее генеральный директор Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ рассказал в интервью специальному обозревателю «Стандарта» Ирине ГЛУХОВОЙ о становлении операторского бизнеса, о первых клиентах в России и за рубежом, о структуре бизнеса и наиболее перспективных сегментах рынка, а также поделился мнением о новой международной инициативе Satellite for 5G.

В год 25 летия компании интервью хочется начать с истории «Газпром космические системы». Какие компании стали первыми потребителями спутникового ресурса ГКС?

- В сентябре 1999 года, спустя почти семь лет с момента основания компании, на орбите появился наш спутник «Ямал-100», а в России — первый (и пока единственный) негосударственный спутниковый оператор. Сначала мы перевели на собственный спутник сети «Газпрома», которые были развернуты еще до этого события и использовали емкость государственных космических аппаратов «Горизонт» и «Экспресс». Перешел на «Ямал-100» и газпромовский телеканал «Прометей-АСТ».

На рынке первыми в нас поверили операторы «Ростелеком» и «Востоктелеком»: с января 2000 года они начали использовать в общей сложности 30 МГц на спутнике «Ямал 100». Вскоре к ним присоединилось «Авторадио», а первым телеканалом среди наших клиентов стал ТВ-6. Прошли годы, и теперь клиентская база ГКС в сегменте b2b насчитывает более 250 компаний.

Изменил ли выход ГКС на рынок расстановку сил в российских спутниковых телекоммуникациях?

- Уже сам факт ухода в историю монополии на спутниковую емкость благоприятно сказался на развитии отрасли. У телекоммуникационных и телевизионных компаний появился выбор, а у государственного спутникового оператора — острое желание повысить конкурентоспособность. Появление на рынке нового спутникового ресурса дало импульс к развитию спутниковой связи, ведь качество конечных услуг значительно повысилось.

Когда и как начался международный бизнес ГКС? Получил ли этот шаг одобрение материнской компании «Газпром»?

- Хотя у ГКС уже был опыт работы на спутнике «Ямал-100» с заказчиками из стран СНГ, понастоящему международный бизнес начался с запуском космического аппарата «Ямал-202». 29 апреля 2004 года он был принят в штатную эксплуатацию, а спустя всего один день вступил в силу первый международный контракт с компанией Insat — провайдером спутниковых услуг из Германии: в мае того года мы заработали свои первые $16 тыс. Вскоре к нам пришли клиенты из Нидерландов (Carrier to Carrier) и Израиля (RRsat).

Что касается отношения «Газпрома», руководство холдинга всегда поощряло наше желание работать на международном рынке. Этот бизнес для «Газпрома» как глобальной компании понятен, к тому же экономический и имиджевый эффект от такой деятельности очевиден.

Зона покрытия спутника «Ямал-202» очень широка. Он изначально создавался с прицелом на международный рынок?

- Начнем с того, что определиться с предназначением спутника «Ямал-201» (товарища «Ямала-202» по парному запуску на ракете «Протон») было намного проще. «Ямал-201» был нужен для того, чтобы нарастить орбитальную емкость в ключевой для российского рынка позиции 90° в. д. и умело воспользоваться трехлетними наработками его соседа по орбите — «Ямала-100». Это и определило зону покрытия спутника «Ямал-201»: Россия и СНГ.

А над тем, какую зону должен покрывать «Ямал-202», пришлось поразмыслить, поскольку мы хотели с его помощью примерить на себя роль международного оператора. Опыта работы вне России у нас еще не было, поэтому мы не стали полагаться только на интуицию и протестировали концепцию будущего спутника на потенциальных клиентах. Мы обсудили ее с известной в ту пору британской компанией Satellite Media Services, которая проявила большой интерес к ресурсу проектируемого спутника и привлекла к диалогу ряд западных экспертов.

В результате была сформирована полуглобальная зона обслуживания, объединившая европейские центры сосредоточения информационных ресурсов и регионы их потребления (страны Ближнего Востока и Азии). Емкость спутника оказалась оптимальной для организации каналов «точка-точка», для работы VSAT-сетей корпоративных клиентов, ведущих бизнес в развивающихся странах, а также для распространения телеканалов.

«Ямал-202» удачно вписался в международный ландшафт, и несмотря на то, что на этом спутнике хватает и российских клиентов, доля зарубежных продаж его ресурса из года в год неизменно превышает 50%.

- Какую долю емкости на спутниках «Ямал-300К», «Ямал-402» и «Ямал-401» арендуют зарубежные клиенты?

Космические аппараты «Ямал-300К» и «Ямал-402», выведенные на орбиту в конце 2012 года, существенно увеличили экспортные возможности ГКС. Реализованная емкость спутника «Ямал-300К» на 80% оплачивается в валюте, а доля зарубежных заказов на ресурс «Ямал-402» составляет более 40%. Наш самый новый спутник «Ямал-401» предназначен в первую очередь для отечественного рынка, но и его использует ряд зарубежных клиентов. Зона обслуживания этого спутника, охватывающая практически всю территорию России, интересна глобальным поставщикам услуг на авиационном транспорте. Месячная выручка ГКС, поступающая от зарубежных клиентов, — почти $2,5 млн. Доля зарубежных продаж в общем доходе компании составляет 36%.

Кстати, Всемирная ассоциация телепортов (World Teleport Association, WTA) в проведенном недавно независимом исследовании, основанном на опросе сервис-провайдеров и владельцев телепортов, арендующих ресурс у спутниковых операторов для оказания услуг конечным пользователям, по многим параметрам высоко оценила качество сервиса ГКС. Мы можем с уверенностью заявить: наша компания успешно интегрировалась в мировое спутниковое телекоммуникационное сообщество.

Какова география зарубежных клиентов ГКС?

- Почти 50 телепортов и провайдеров спутниковых услуг из 30 государств используют ресурс спутников «Ямал» для оказания разнообразных сервисов конечным пользователям в сотне стран мира. Наибольший объем емкости арендуют компании из США, Сингапура, Гонконга, Нидерландов, ЮАР и Республики Вануату. 40% арендованного ресурса используется для предоставления услуг в Южной и Юго-Восточной Азии, примерно поровну (по 25%) — в Африке и на Ближнем Востоке, 10% — в Европе.

Какую долю выручки приносят корпоративные клиенты? Какими видите перспективы развития данного сегмента?

 - Корпоративный сектор выделяется на фоне всего бизнеса ГКС: его доля составляет 57% от арендованного ресурса. Собственно, с этого сектора мы начинали свою историю. «Газпром» — наш первый и самый крупный корпоративный клиент. И это несмотря на то, что его доля в портфеле заказов ГКС не превышает 5%.

Именно в корпоративном секторе (да еще, пожалуй, в сегменте госуслуг) спутниковая связь особенно остро ощущает давление со стороны волоконно-оптических сетей. В тех местах, куда дотянулось оптоволокно (например, на востоке России) и появилось предложение более дешевых ресурсов для организации магистральных линий связи, несколько снизился спрос на спутниковый ресурс со стороны интернет- провайдеров и операторов сотовой связи. Но такие случаи как повреждение кабеля в Хабаровском крае (в апреле 2017 года), когда на какое-то время без Интернета остались несколько регионов, или пожароопасная обстановка, которая в этом году повысила риски повреждения наземных линий в Сибири и на Дальнем Востоке, вновь заставили говорить об уязвимости нерезервированных сетей связи. Жизнь подсказывает, что спутниковые коммуникации все равно будут востребованы — хотя бы для резервирования наземных магистралей.

Кстати, такое положение вещей можно наблюдать во всем мире. Например, в июле авария на подводном оптоволоконном кабеле, протянутом вдоль побережья Африки, лишила доступа в Интернет западноафриканские страны. Немногим ранее (опять же из-за разрыва кабеля) в течение трех недель испытывала проблемы с интернет доступом Ангола. Мы это знаем не понаслышке, поскольку наш «Ямал-402» участвовал в исправлении ситуации.

Спутники ГКС были задействованы в реализации ФЦП по развитию телерадиовещания в РФ, для ТВ-трансляций Олимпийских игр в Сочи и других крупных спортивных соревнований. Готова ли компания предложить спутниковые ресурсы для трансляции игр чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года?

 - Снова начну с истории. ГКС считает себя одним из инициаторов перевода телевидения в России на «цифру». В конце 1990-х  мы построили телевизионный центр в Москве и начали трансляцию центральных ТВ- каналов в цифровом формате. Затем мы предложили выгодные технические решения региональным телеканалам, которые смогли арендовать спутниковый ресурс и обзавестись собственными станциями подъема телевизионных сигналов на спутник, тем самым существенно расширив зону вещания.

В настоящее время через спутники «Ямал» распространяется свыше 220 ТВ-каналов (примерно поровну в С- и Ku- диапазонах), из них более 150 — федеральных, 40 — региональных, остальные — иностранные.

Доля спутниковой емкости ГКС, используемая для телевидения и других медиаприложений по состоянию на 2017 год, составляет около 17%. Несколько лет назад этот показатель был выше. Тогда государственная орбитальная группировка спутников испытывала трудности, и мы «приютили» на борту спутников «Ямал» почти два десятка цифровых пакетов федеральных телеканалов. После того как с проблемами удалось справиться, большинство входящих в мультиплексы каналов были переведены на спутники семейства «Экспресс», что не может не разочаровывать нас как коммерческую организацию. Правда, наша компания является участником федеральной программы по развитию телерадиовещания: строящийся спутник «Ямал-601» в ней «прописан». Мы рассчитываем, что существующие и будущие ресурсы ГКС будут востребованы для решения этой важной государственной задачи.

Что касается крупных спортивных соревнований, спутник «Ямал-202» использовался для организации резервных спутниковых каналов связи на период подготовки и проведения в России Кубка конфедераций. Позитивный опыт реализации проекта дает ГКС основание предложить ресурс данного спутника и для трансляции игр чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

Кстати, репортажи и перегон медиаконтента с различных спортивных мероприятий все чаще организуются с помощью «Ямалов». Так, емкость северного луча «Ямал-402» была задействована для трансляции из Казани в Европу этапа чемпионата мира по авиационным гонкам Red Bull Air Race, который впервые проводился в нашей стране. Тот же «Ямал-402» (но уже его южный луч) регулярно используется для репортажей с конных скачек в ЮАР. Через «Ямал-402» также велись трансляции игр Кубка африканских наций по футболу, который прошел полгода назад в Габоне, и матчей третьего дивизиона кенийской футбольной лиги.

С помощью комплекса передвижных станций спутниковой связи ГКС организует высокоскоростные спутниковые каналы для видеоконференцсвязи и перегона видеоконтента на мероприятиях с участием первых лиц государства и «Газпрома». В этом году — на мероприятиях по случаю ввода новых мощностей на Бованенковском месторождении, начала глубоководной укладки газопровода «Турецкий поток», закладки фундамента Амурского газоперерабатывающего завода.

Какое место в бизнесе ГКС занимает предоставление ресурса для организации связи на подвижных объектах — в частности, на самолетах и судах?

- «Ямал-401» и «Ямал-300К» — спутники, которые интересны глобальным провайдерам услуг связи и доступа в Интернет на борту авиалайнеров. Дело в том, что совокупная зона обслуживания этих спутников в Ku-диапазоне покрывает почти две трети территории Земли в средних широтах Северного полушария.

Эти космические аппараты, а также «Ямал-402» привлекают внимание и компаний, обслуживающих морские суда: таких клиентов у нас около десятка. Конечные потребители услуг — это пассажирские лайнеры, яхты, танкеры, курсирующие в Средиземном, Северном, Баренцевом и даже Каспийском морях, а также в Персидском заливе.

Возможности группировки «Ямал» для сегмента Mobility оказались востребованными, и сейчас почти 14% ее общего ресурса используется на данном вертикальном рынке. Мы верим в будущее этого направления бизнеса и уделяем ему повышенное внимание.

30 мая 2017 года компания ГКС подписала соглашение о сотрудничестве с ФГУП «РТРС», предусматривающее создание телепорта на объекте РТРС «Сибирский региональный центр». С какой целью и в какие сроки строится этот телепорт? Когда ГКС выберет поставщиков оборудования для него?

- Новый телепорт должен обеспечивать работу системы связи Ka-диапазона, которая будет развернута в Сибирском федеральном округе на базе спутника «Ямал-601». Этот спутник, создание которого идет полным ходом, предназначен для замены «Ямала-202» и развития бизнеса ГКС в Ka-диапазоне. Для организации фидерных линий «Ямала-601» применяется двукратное использование полос частот, в связи с чем необходимо иметь две территориально удаленные центральные станции спутниковой связи, включающие в себя мультисервисные платформы.

Одна из станций разместится на территории резервного пункта управления ГКС и будет обслуживать группу лучей, предназначенных для поддержки абонентов в европейской части России. Этот пункт находится вблизи города Переславль-Залесский Ярославской области и решает задачи управления группировкой космических аппаратов ГКС на случай возникновения нештатных ситуаций или проведения профилактических работ в телекоммуникационном центре «Щелково». Вторая центральная станция будет размещена объекте спутниковой связи РТРС в Новосибирской области и обеспечит работу системы на территории Сибири. Обе локации выбраны в результате анализа окружающей электромагнитной обстановки, которая не должна создавать помех работе системы в Ka-диапазоне.

Телепорты должны быть готовы к запуску «Ямала-601», то есть к концу 2018 года. Поставщиков центральных станций спутниковой связи и мультисервисных платформ мы выберем в этом году на конкурсной основе.

- На Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже 21 июня 2017 года 16 компаний отрасли спутниковой связи (операторы и производители) подписали совместную инициативу Satellite for 5G. Какие возможности использования геостационарных спутников в сетях пятого поколения и в Интернете вещей вы видите? Планирует ли ГКС присоединиться к инициативе Satellite for 5G?

Оптимистичные прогнозы роста потребности в информационных потоках, которые будут циркулировать в глобальном масштабе между миллиардами стационарных и мобильных объектов и устройств, заставляют всех действующих в сфере ИТ и телекоммуникаций игроков переосмыслить свои бизнес-стратегии, чтобы не оказаться чужими на этом празднике жизни. Все понимают, что будущие решения — это комбинация наземных и спутниковых технологий. Это подчеркивают и участники инициативы Satellite for 5G в совместном заявлении. Очевидные достоинства спутниковой связи позволят ей найти свое место в будущих инновационных проектах.

Операторов геостационарных спутниковых группировок тоже волнует вопрос, по какому пути двигаться дальше. Одни приняли решение дополнить группировку негеостационарными системами, другие более консервативны и ищут новые возможности в рамках «традиционных ценностей». ГКС принадлежит ко второй категории.

Так или иначе, мы исследуем проблематику использования геостационарных систем в управлении технологическими процессами и организации сервисов в рамках Интернета вещей. В частности, реальность заставила нас тщательно изучить вопросы влияния на качество услуг большой задержки сигналов при работе через геостационар. На своем опыте мы выяснили, что проблема во многом надумана, так как сейчас большинство приложений (в том числе интерактивных) нечувствительны к задержкам, а находящиеся на подходе технологии 5G и вовсе снимут этот вопрос с повестки дня. Поэтому мы уверены, что в грядущем миропорядке для геостационарных спутниковых систем найдется достойное место.

Что касается инициативы Satellite for 5G, то мы, как убежденные сторонники спутниковой связи, приветствуем любой шаг, направленный на ее поддержку и популяризацию. Что касается участия в этой затее, руководство ГКС примет решение после того, как детально изучит данный вопрос.

  • #публикации
  • #Ямал-601

www.gazprom-spacesystems.ru

Газпром космические системы / Новости / Спутниковый ресурс «Газпром космические системы» для международного рынка

Специальный выпуск журнала «Телеспутник». Перевод интервью генерального директора «Газпром космические системы» Дмитрия Севастьянова

«Газпром космические системы» (ГКС) — международный спутниковый оператор, владеющий спутниками связи «Ямал» и предоставляющий спутниковую емкость в России и на международном рынке. Зона обслуживания группировки спутников «Ямал» охватывает практически всю территорию Восточного полушария Земли и дотягивается до западного побережья Северной Америки. 36% дохода компания получает от предоставления спутникового ресурса на международном рынке. Сервис-провайдеры и телепорты из тридцати государств используют емкость спутников Ямал для оказания разнообразных услуг более чем в 100 странах мира. В интервью журналу Телеспутник генеральный директор компании Дмитрий Севастьянов рассказывает о конкурентных преимуществах спутников Ямал на международном рынке.

ГКС участвует в выставке IBC. Чего ждет компания от этого мероприятия?

Традиционно из года в год компания принимает участие в выставке IBC с целью продвижения возможностей спутников Ямал на международном рынке.

Сегодня орбитальная группировка «Газпром космические системы» (ГКС) состоит из четырех космических аппаратов: «Ямал-202», «Ямал-401», «Ямал-402» и «Ямал-300К». Общий объем ресурса этой группировки составляет 248 эквивалентных транспондеров. Треть спутниковой емкости ГКС сконцентрировано в лучах, направленных за пределы территории России.

Каковы основные принципы ГКС по ведению международного операторского бизнеса?

ГКС не развивает собственную наземную инфраструктуру и сеть представительств за рубежом, работая на международном рынке исключительно как спутниковый оператор, предоставляющий емкость орбитальной группировки. Поэтому в международном бизнесе ГКС опирается на сервис-провайдеров, которые специализируются на различных отраслевых и географических рынках, имеют соответствующий опыт, персонал и инфраструктуру и оказывают услуги связи, телевидения, доступа в Интернет на базе законтрактованного ресурса спутников ГКС. Такой подход позволяет компании до минимума сократить коммерческие и операцион­ные затраты на ведение этого бизнеса и не конкурировать на рынке конечных пользователей со своими заказчиками спутникового ресурса.

Когда и при каких обстоятельствах компания вышла на международный рынок?

В 2004 году на орбите приступил к работе спутник «Ямал-202» (орбитальная позиция 49Е), имеющий полуглобальную зону обслуживания (Европа, Ближний Восток, Северная Африка, Южная и Юго-Восточная Азия) в С-диапазоне. С него и начался наш международный бизнес. Спутник поддерживает каналы «точка-точка» и VSAT сети для корпоративных клиентов, ведущих бизнес в развивающихся странах. Он оптимален для организации каналов связи и передачи данных в интересах правительственных структур, для распространения телеканалов, а также для организации широкополосных линий связи между центрами сосредоточения информационных ресурсов (преимущественно Европа) и центрами потребления этих ресурсов (страны Ближнего Востока и Азии).

Крупнейшие европейские и азиатские телепорты в Европе и Азии работают с этим спутником. Конечными клиентами являются промышленные корпорации, международные организации, банковские и финансовые структуры, посольства и т. д. На базе ресурса «Ямал-202» работают сети крупных европейских нефтегазовых компаний, обеспечивающие связь с их филиалами и партнерами в Сибири и в Южной Азии. Его емкость используется для оказания услуг на нефтяных месторождениях в Ираке. Крупная сеть развернута в интересах мобильных операторов и логистических компаний в Пакистане. Гуманитарные миссии ООН на Ближнем Востоке также поддерживаются возможностями спутника «Ямал-202».

Спутник «Ямал-202» уже старожил. Вы готовите ему преемника?

В начале 2019 года «Ямал-202» будет в плановом порядке заменен на новый спутник — «Ямал-601», который сейчас строится в Thales Alenia Space. В С-диапазоне«Ямал-601» повторит зону своего предшественника, имея несколько более высокие энергетические параметры радиолиний, так что клиенты «Ямал-202» без проблем и с пользой для себя перекочуют на новый спутник. Полезная нагрузка Ka-диапазона с пропускной способностью 30 Мбит/с, размещенная на «Ямал-601», позволит ГКС развивать услуги массового широкополосного доступа на территории России.

В ключевой для российского рынка орбитальной позиции 90 градусов восточной долготы работает самый новый спутник ГКС. Есть ли к нему интерес зарубежных клиентов?

На спутнике «Ямал-401», который в С- и Ku- диапазонах охватывает практически всю территорию России и соседних стран, работают в основном российские клиенты. Однако, такая зона обслуживания также привлекает внимание известных глобальных провайдеров услуг для авиационного транспорта, и они охотно используют ресурс «Ямал-401».

Спустя годы после выхода на международный рынок ГКС расширил географию своего бизнеса.

Да, запущенный на орбиту в 2012 году спутник производства компании Thales Alenia Space «Ямал-402» (55Е) имеет на своем борту полезную нагрузку Ku-диапазона. Он покрывает Россию, страны СНГ, Европу, часть Ближнего Востока и Африку южнее Сахары. Клиенты могут работать как внутри африканского покрытия (Южный луч), так и с использованием межлучевой связи между Европой и Африкой.

В Южном луче транслируется большое количество ТВ каналов (телевидение Анголы, несколько камерунских телеканалов и т. д.). Крупный провайдер услуг в Южной Африке разместил на спутнике «Ямал-402» две платформы африканских ТВ-каналов. Ресурс этого луча все активнее используется для репортажного телевидения. Чаще всего это репортажи об общественно-политических событиях и о спортивных состязаниях. Например, относительно недавно ресурс спутника «Ямал-402» использовался для трансляции Кубка Африканских Наций 2017 по футболу, который прошел в Габоне. Кроме того, в этом луче предоставляется большое количество услуг в интересах глобальных компаний нефтегазовой отрасли в африканском регионе.

Для удовлетворения новых потребностей клиентов в Африке в дополнение к Южному лучу ГКС направил перенацеливаемый луч «Ямал-402» на страны Центральной Африки. Высокая мощность луча позволяет работать с меньшими терминалами, а межлучевая связь с Северным лучом обеспечивает подъем сигналов из европейских телепортов. Пользуется большим спросом Европейский луч «Ямал-402». В нем активно работают провайдеры, которые обеспечивают услугами крупные нефтегазовые компании, присутствующие на Ближнем Востоке, а также организуют связь с морскими судами в Средиземном море.

Спутник «Ямал-300К», изначально запущенный в орбитальную позицию над Россией, в мае 2015 года был переведен на восток. Как у него складывается жизнь на новом месте?

«Ямал-300К» вполне освоился в своей новой орбитальной позиции 183Е (или 177W). Широкий фиксированный луч Ku-диапазона этого спутника, покрывающий Дальний Восток, акваторию Тихого океана и западное побережье Северной Америки, все активнее используется для организации связи и широкополосного доступа на воздушных и морских судах. Два известных американских телепорта в Брюстере и Напа направили на «Ямал-300К» свои большие антенны и предоставляют услуги подъема сигналов на этот спутник.

Перенацеливаемый луч спутника «Ямал-300К», к которому «приписаны» три транспондера по 72 МГц, сейчас нацелен на Папуа Новую Гвинею. Его использует известная компания Kacific, которая оказывает экономичные услуги доступа в Интернет (в частности, в школах и здравоохранительных учреждениях) в странах Океании.

Впредь ГКС также будет уделять повышенное внимание развитию своего международного бизнеса?

Да, работа на международном рынке будет по-прежнему одним из важных приоритетов компании. Мы и дальше планируем наращивать продажи за рубежом. ГКС открыт для сотрудничества, клиентоориентирован и предлагает возможности своего космического флота сервис-провайдерам для ведения эффективного бизнеса.

Наряду с реализацией планов по созданию новых собственных спутников ГКС ищет и новые для себя бизнес-модели. Например, компания рассматривает возможности сотрудничества с другими спутниковыми операторами в совместном создании и использовании орбитальных активов.

www.gazprom-spacesystems.ru

Газпром космические системы / Новости / Через тернии – к коммерциализации

Журнал "Стандарт" №10(177). Октябрь 2017

2 ноября 2017 года исполняется 25 лет компании «Газпром космические системы» (ГКС), многим известной еще по первому названию — «Газком». Накануне праздничной даты ее основатель и первый генеральный директор, ныне генеральный конструктор ГКС Николай СЕВАСТЬЯНОВ в интервью главному редактору «Стандарта» Леониду КОНИКУ рассказал о том, как компания реализовала на практике идею коммерциализации космической деятельности — от разработки и изготовления космических аппаратов до предоставления услуг конечному потребителю.

— Сейчас о коммерциализации космической деятельности не говорит только ленивый. Видите ли вы возможность решения этой задачи в России?

— Исходя из моего опыта, скажу «да». Но надо определить, что мы понимаем под коммерциализацией космической деятельности.

В мировой практике эта идея подразумевает, что космическая техника создается на привлеченные коммерческие инвестиции и кредиты, а дальше производимые ею услуги реализуются широкому кругу потребителей, включая государственные структуры.

Если потребитель заинтересован приобретать услуги и готов их оплачивать, то это окупает вложенные инвестиции. Коммерческие компании, реализующие этот принцип, могут развивать гражданские космические системы без государственного финансирования.

Наша компания 25 лет назад начала этот путь, осуществляя инновационные космические проекты, позволяющие коммерциализировать космическую деятельность.

— Как в 1992 году возникла идея организовать компанию «Газком»?

— Сначала в НПО «Энергия» появился наш творческий коллектив специалистов, которых объединила идея разработки спутника связи «Ямал», с использованием инновационных подходов. Компания была создана как юридический инструмент реализации данного проекта.

При разработке уставных документов придумали рабочее название «Газком», но так спешили с регистрацией компании, опасаясь остановки проекта, что это название так и закрепилось на 15 лет. И только в 2008 году, когда уже была создана и функционировала полноценная система спутниковой связи «Ямал», доказавшая техническую и экономическую эффективность, компания была переименована в «Газпром космические системы».

— С чего началось создание системы спутниковой связи «Ямал» и как был образован коллектив компании?

— Мы проработали над проектом спутника связи нового поколения почти год, но до результата еще было далеко. При этом стало понятно, что газовики поддержали проект потому, что им нужна реальная связь сегодня, а не спутник связи в будущем.

Три года мы проработали на Севере, развертывая сеть «Ямал-0». Вынуждены были использовать для земных станций антенны больших диаметров с приводами, так как существующие спутники «Горизонт» имели слабую энергетику и «качались» в орбитальной позиции.

Это были капитальные сооружения на свайных опорах в вечной мерзлоте. И это был бесценный опыт практической организации связи.

Параллельно в компании, кроме подразделений разработчиков космических аппаратов, формировались подразделения по разработке наземной инфраструктуры, а также подразделения монтажников и эксплуатации наземной сети спутниковой связи. Кстати, нынешний генеральный директор компании Дмитрий Севастьянов начинал работать в «Газкоме» как монтажник станций спутниковой связи, а потом занимался эксплуатацией сети станций спутниковой связи.

— Расскажете об истории создания спутника «Ямал-100»?

— В 1992 году в проект поверили не все. В НПО «Энергия» нам не доверили разработку нового спутника. Поэтому мне и еще нескольким сотрудникам пришлось уволиться из НПО, чтобы в «Газкоме» сосредоточиться на проектировании системы спутниковой связи «Ямал» в целом, организации финансирования для разработки спутника «Ямал-100» и строительстве сети станций спутниковой связи «Ямал-0».

Результат создания сети «Ямал-0» в короткие сроки приятно удивил газовиков. Когда в 1995 году «Газпром» подписал техническое задание на разработку космического комплекса связи нового поколения «Ямал», руководитель «Энергии» Юрий Семенов назначил меня ответственным за создание нового спутника в НПО, несмотря на то, что параллельно я работал генеральным директором ОАО «Газком».

С 1995 года нам удалось произвести рестарт проекта и за пять лет разработать спутник связи «Ямал-100», в котором все элементы были новыми. По каждой бортовой системе были сформированы творческие коллективы. Де-факто, это был абсолютный стартап.

Для спутника «Ямал-100» была разработана новая негерметичная конструкция, включавшая пассивную систему терморегулирования, цифровую систему управления, систему энергоснабжения, полностью электрическую двигательную установку на плазменных двигателях, выполнявшую коррекцию орбиты, сброс кинетического момента с маховиков. Так как «Энергия» не специализировалась на создании полезных нагрузок и наземных комплексов управления, выполнение этих работ было организовано непосредственно в ОАО «Газком».

Чтобы обеспечить экономическую эффективность проекта, нужно было в том числе решить сложную задачу длительного, больше десяти лет, функционирования спутника связи «Ямал-100» на геостационарной орбите, хотя в те времена российские технологии не позволяли обеспечить работу спутников связи в космосе более трех лет.

Но главный вызов состоял в том, что у нас была только одна попытка на разработку и ввод в штатную эксплуатацию абсолютно нового космического аппарата, предназначенного для обеспечения надежной спутниковой связи в интересах предприятий «Газпрома». А по нормативам того времени только седьмое изделие шло в штатную эксплуатацию: первые предназначались для проведения летных испытаний с возможностью последующих доработок. Решение этой задачи заложило в нашей компании основу методологии квалификации всех элементов спутника для создания космических систем с длительными сроками эксплуатации в космическом пространстве. Это особенно важно для экономической эффективности и самоокупаемости инвестиций в создание коммерческих космических систем.

— Какие еще проекты были реализованы параллельно с разработкой спутника «Ямал-100»?

— В период 1995–2000 годов мы реализовали еще два крупных инновационных проекта. Первый — создание системы спутниковой связи с интеграцией услуг в интересах компании «Межрегионгаз», филиалы которой расположены в 60 регионах России.

Вторым проектом стало развертывание системы цифрового спутникового телевидения, которая включала цифровую систему компрессии MPEG-2. Мы построили телевизионный центр многоканального телевидения в Москве, а потом на базе MPEG-2 разработали экономически эффективное решение для региональных и коммерческих заказчиков. Используя цифровое сжатие сигнала и возможности спутника «Ямал-100», мы на порядок удешевили создание наземной инфраструктуры и затраты на эксплуатацию. Это дало толчок широкому развитию многоканального вещания государственных, коммерческих и региональных телеканалов в России.

— Какой эффект дала реализация проекта «Ямал-100»?

— Без преувеличения, это стало технологическим прорывом в российской космической отрасли и локомотивом развития и коммерциализации спутниковой связи и телевидения в России.

Для «Газпрома», с учетом географии его деятельности, эффект выразился прежде всего в ускоренной информатизации производственных процессов и решении задач управления. Пропускная способность действующей сети спутниковой связи увеличилась в 7 раз — за счет высокой энергоэффективности спутника. Была также развернута высокоскоростная спутниковая система передачи информации, заложившая основу единой ведомственной сети передачи данных «Газпрома»: создана система видеоконференцсвязи верхнего уровня, решены задачи обеспечения связью дочерних предприятий «Газпрома».

Спутник «Ямал-100» дал старт широкому развитию государственного, коммерческого и регионального телевидения в России, а также развитию коммерческих сервис-провайдеров.

— Когда «Газком» стал работать на коммерческом рынке?

— Это случилось после реализации проекта «Ямал-200». В 2001 году при рассмотрении этого проекта в «Газпроме» председатель правления Алексей Борисович Миллер поставил задачу осуществить его на принципах самоокупаемости с использованием механизма проектного финансирования, без прямых инвестиций холдинга. По сути, он дал старт полноценной коммерциализации космической деятельности в России.

Нам нужно было привлечь кредиты и добиться самоокупаемости проекта за счет оказания услуг на российском и зарубежном рынках. Для повышения экономической эффективности проекта потребовался полный пересмотр платформы и полезных нагрузок для спутников «Ямал-200». По сравнению с «Ямал-100», мы усовершенствовали двигательную установку и энергетическую систему, в 2 раза увеличив мощность, выделяемую на полезную нагрузку. Серьезно переработали сами полезные нагрузки, втрое увеличив на каждом спутнике количество эквивалентных транспондеров.

«В мировой практике идея коммерциализации космической деятельности подразумевает создание космической техники на привлеченные коммерческие инвестиции и кредиты»

Не обошлось и без попыток остановить реализацию нашего проекта (с использованием административного ресурса), чтобы мы не вышли на рынок с конкурентными космическими услугами. В какой-то момент «Газпром» даже заказал проведение внешней экспертной оценки проекта, доказавшей, что спутники «Ямал-200» будут эффективнее других, уже работающих и изготавливаемых по госзаказу космических аппаратов.

В итоге в ноябре 2003 года мы запустили два спутника «Ямал-201» и «Ямал-202», а к 2008 году полностью вернули привлеченные на их создание кредиты, окупив проект в 2009 году. Спутник «Ямал-201» показал высокую конкурентоспособность на российском рынке, а спутник «Ямал-202» вывел нашу компанию на международный рынок. После реализации проекта «Ямал-200» «Газком» стал полноценным национальным спутниковым оператором.

— Почему на реализацию следующего проекта — «Ямал-300» — потребовалось больше времени?

— На стадии реализации этого проекта наша компания пережила серьезный кризис. «Ямал-300» был задуман еще в 1998 году, одновременно с «Ямалом-200». Совместно с РКК «Энергия» мы от проекта к проекту совершенствовали платформу «Ямал», увеличивая ее энергетику. Работу над «Ямалом-300» начали в 2005 году — после запуска спутников серии «Ямал-200».

Но в том же 2005 году РКК «Энергия» попала в серьезный экономический кризис, и Роскосмос предложил мне возглавить корпорацию с целью ее вывода из этого состояния. По согласованию с руководством «Газпрома» я перешел на новую должность, а руководителем «Газкома» по моей рекомендации назначили Дмитрия Севастьянова, который до этого был моим заместителем по эксплуатации наземных сетей спутниковой связи и телевидения.

Соответственно, произошла и реорганизация «Газкома». Разработчики космической системы связи «Ямал» вместе со мной перешли работать в РКК «Энергия», а эксплуатационные подразделения остались в «Газкоме». В рамках новой организации работ «Газком» выполнял функцию спутникового оператора, а РКК «Энергия» взялась разрабатывать и изготавливать спутники связи «Ямал» для дальнейшего развития его орбитальной группировки.

Запуск «Ямала-300» был запланирован на 2008 год. В РКК «Энергия» была проделана большая работа: выпущена проектная и конструкторская документация, изготовлено отечественное и зарубежное бортовое оборудование, началось производство двух спутников.

Но в 2007 году случился кризис взаимоотношений с Роскосмосом по вопросу дальнейшего развития пилотируемой космонавтики, которая является основным видом деятельности РКК «Энергия». Поэтому я вынужден был уйти из корпорации.

— Что стало причиной кризиса отношений с Роскосмосом?

— В период моего руководства РКК «Энергия» пыталась создать многоразовую пилотируемую систему «Клипер», которую планировалось ввести в эксплуатацию в 2015 году на замену кораблям «Союз» с будущего космодрома «Восточный». Была задача снизить себестоимость полета космонавтов в 3.5 раз по отношению к полету на кораблях «Союз». Это позволило бы коммерциализировать пилотируемые полеты в космос раньше иностранных конкурентов. Но косвенно реализация данного проекта, по мнению Роскосмоса, могла создать угрозу выделению больших государственных средств на содержание отрасли. В результате Роскосмос в середине 2007 года инициировал мое увольнение из РКК «Энергия» по причине несовпадения взглядов на дальнейшее развитие пилотируемой космонавтики.- И что произошло дальше с реализацией проекта «Ямал-300»?- Новое руководство РКК «Энергия», после моего увольнения в 2008 году, отказалось продолжать деятельность по проекту «Ямал-300», хотя «Газком» оплатил всю работу. Далее «Энергия» при поддержке Роскосмоса инициировала судебный иск о признании контракта на изготовление спутников «Ямал-300» недействительным, что однозначно привело бы «Газком» к банкротству, так как для реализации проекта были привлечены большие кредиты.

Стало ясно, что предпринята атака с целью прекращения космической деятельности «Газкома». Я в это время работал в правительстве Амурской области, где подготавливал правовые условия для создания космодрома «Восточный». После того как моя работа была выполнена и Совет безопасности РФ в апреле 2008 года принял решение о создании космодрома, я срочно вернулся в «Газком», чтобы организовать защиту компании и дальнейшее развитие системы спутниковой связи «Ямал».

Конечно, главным условием защиты космической деятельности «Газкома» было то, что нас поддержал «Газпром». Мы выиграли суды всех инстанций, включая Высший арбитражный суд: контракт был признан действительным и заключенным без нарушений. Но РКК «Энергия» все равно отказалась исполнять контрактные обязательства. Нам вновь пришлось судиться, чтобы забрать поставленное оборудование для полезных нагрузок и авансированные средства. Эти суды в 2009 году мы тоже выиграли во всех инстанциях, но ситуация оставалась очень тяжелой, потому что мы привлекли кредиты, а спутники не были изготовлены в 2008 году.

С целью выхода из кризиса в «Газкоме» было образовано головное конструкторское бюро, которое взяло на себя всю организационно-техническую нагрузку по рестарту и реализации проекта. В «Газком» вернулись разработчики космических систем. Также удалось привлечь «Информационные спутниковые системы» им. акад. М. Ф. Решетнева в качестве подрядчика по изготовлению спутника на базе разрабатываемой ИСС платформы «Экспресс-1000». Но ситуацию значительно осложняли два обстоятельства. Первое — то, что платформа была на стадии разработки и не имела летной квалификации. Поэтому в процессе изготовления и летных испытаний спутника мы получили целый «букет» нештатных ситуаций — и как результат, невыполнение контракта в установленные сроки. Второе — «Газкому» пришлось заново интегрировать уже закупленное оборудование двух полезных нагрузок на одной платформе.

В итоге спутник «Ямал-300К» был запущен только в октябре 2012 года, вместо планируемого 2011 года. А в целом задержка по проекту «Ямал-300» составила четыре года, что существенно сказалось на экономических показателях проекта.

«Необходимо обеспечить равные условия работы на космическом рынке для государственных и коммерческих компаний»

— Ныне основу орбитальной группировки ГКС составляют два мощных спутника «Ямал-401» и «Ямал-402». Как был организован проект «Ямал-400»?

— В связи с большими задержками по проекту «Ямал-300», для того чтобы поддержать группировку спутников «Ямал», был организован инвестиционный проект «Ямал-400». В соответствии с корпоративными процедурами «Газпром» объявил открытый конкурс, заявки на который подали именитые отечественные и зарубежные производители космической техники: ИСС, Astrium (ныне Airbus), Thales Alenia Space (TAS), MDA. Конкурсная комиссия признала лучшим предложение компании TAS, которая не только поставляла на лучших условиях два спутника «Ямал-401» и «Ямал-402», но и обеспечивала полное экспортное кредитование проекта французскими банками с длительными (более 13 лет) сроками погашения. Это существенно повышало экономическую эффективность проекта.

Однако в дело вмешался Роскосмос. Несмотря на то, что «Ямал-400» был полностью коммерческим проектом без государственного финансирования, Роскосмос настоял, чтобы «Ямал-401» был изготовлен в ИСС им. акад. М. Ф. Решетнева, а спутники были запущены ракетой «Протон-М» по контракту с американской компанией ILS, которая оказывает услуги пуска коммерческих спутников на международном рынке.

В результате «Ямал-402» французская компания TAS изготовила в контрактные сроки за 30 месяцев, а на такой же по размерности спутник «Ямал-401» у ИСС им. акад. М. Ф. Решетнева ушло 55 месяцев, то есть на два года больше.

— Из-за задержки с изготовлением спутников «Ямал-300К» и «Ямал-401» у ГКС были проблемы с защитой орбитальных позиций. Как вы вышли из ситуации?

— Сначала мы чуть не потеряли орбитальную позицию 55° в. д., куда в 2009 году планировалось установить спутник «Ямал-300». Права на нее заканчивались в 2011 году, а запуск спутника «Ямал-300К» состоялся только в конце 2012 года. Нам пришлось приложить титанические усилия, чтобы сохранить орбитальную позицию. Для этого мы арендовали у европейского оператора SES старый спутник Astra 1 °F, заменив его впоследствии на «Ямал-402». После запуска спутника «Ямал-300К» мы установили его в орбитальную позицию 90° в. д., чтобы не потерять клиентскую базу до старта задерживающегося «Ямала-401».

Но вот позицию 163° в. д., которую должен был занять «Ямал-300К», нам сохранить не удалось — из-за существенной задержки запуска «Ямала-401». Поэтому для «Ямала.300К» мы вынуждены арендовать у администрации Нидерландов позицию 183° в. д.

— В 1992–2007 годах ГКС построил наземную инфраструктуру управления на арендованной у РКК «Энергия» территории в городе Королев, но в 2009–2012 годах вы создали новую инфраструктуру в Щелково. Что послужило причиной переезда?

— К сожалению, мы столкнулись и с этой проблемой. Новое руководство РКК «Энергия» в 2008 году стало «выдавливать» нас с арендованной территории. Доходило до того, что на проходной не пропускали работников нашего центра управления полетами. Поэтому, чтобы снять риски потери спутников по этой, на первый взгляд нелепой, причине, «Газком» приобрел землю в Щелково Московской области, где заново спроектировал и построил современную наземную инфраструктуру. Оглядываясь назад, могу сказать, что эти усилия не были напрасны. В Щелково мы развернули современный ЦУП, мощный телепорт, центр аэрокосмического мониторинга ПАО «Газпром».

Сейчас мы активно развиваем эту территорию, формируем наземную инфраструктуру для обеспечения работы спутника «Ямал-601», который находится на стадии производства и будет запущен в декабре 2018 года. Здесь мы начали создание собственного сборочного производства космических аппаратов.

— Зачем ГКС строить собственное сборочное производство, когда есть предприятия Роскосмоса, которым можно заказать изготовление спутников?

— Главная причина в том, что мы реализуем идею коммерциализации космической деятельности в России, а это требует создания экономически эффективных спутников. Когда мы совместно с РКК «Энергия» разработали платформу «Ямал» (включая бортовые системы), а также организовали на площадке партнера сборочное производство под нашим контролем, то на первой стадии развития системы (с 1995 года по 2005 год, проекты «Ямал-100» и «Ямал-200») мы добились высочайшей экономической эффективности инвестиционных вложений. Но как только мы прекратили участвовать в управлении производством, удельная себестоимость и сроки изготовления спутников увеличились (проекты «Ямал-300» и «Ямал-400»), и мы стали терять конкурентное преимущество на рынке.

Конечно, предприятия Роскосмоса, и в частности ИСС им. акад. М. Ф. Решетнева и РКК «Энергия» им. С. П. Королева, — заслуженные компании, которые на протяжении своей истории не раз достигали выдающихся результатов в реализации уникальных космических проектов в интересах государственных заказчиков. Но в этих случаях никогда не стоял вопрос окупаемости затрат. Поэтому с ними трудно создать коммерчески эффективные спутники без государственного субсидирования. Этого не позволяют сделать технологические процессы, которые зависят от существующей производственной инфраструктуры, ориентированной на уникальные проекты.

Мы спроектировали наше сборочное производство, направленное прежде всего на создание коммерчески эффективных спутников. Это другая инфраструктурная логистика, которая позволяет обеспечить стандартизацию производственных процессов, значительно снизить трудоемкость и, как результат, себестоимость и сроки изготовления космических аппаратов, не теряя при этом качества работ и надежности длительного функционирования спутников на орбите.

— Вы основатель ГКС и организатор проектов, реализованных компанией. Как бы вы подвели итог 25 лет деятельности компании? Какой у вас взгляд на ее дальнейшее развитие?

— ГКС вступила в третью стадию развития. Первая стадия (1992–2005 годы) — большой инновационный прорыв по всем направлениям деятельности. На этом этапе компания выбрала путь интенсивного развития, и ей удалось сделать технологический прорыв в космической и телекоммуникационной отраслях. Как результат, компания стала национальным коммерческим спутниковым оператором с высокой экономической эффективностью. Была создана серьезная идеологическая и методологическая основа для коммерциализации космической деятельности.

На второй стадии (2006–2015 годы) компания столкнулась с серьезным внешним сопротивлением идее коммерциализации космической деятельности в России. Основной задачей было сохранить нашу космическую деятельность. Поэтому осуществлялось экстенсивное развитие — расширение орбитальной группировки и наземной инфраструктуры на базе ранее разработанных технологий. Этот помогло сохранить компанию, но не обеспечило высокой экономической эффективности.

На третьей стадии, когда идея коммерциализации космической деятельности уже всеми признается, мы должны выбрать путь, сочетающий интенсивное и экстенсивное развитие компании. Мы разработали программу развития до 2030 года. С одной стороны, она сочетает в себе поиск инновационных решений в области космической техники и создание современного сборочного производства космических аппаратов. С другой стороны, используя эту научно-производственную базу, мы должны значительно расширить свою коммерческую орбитальную группировку, основываясь на принципах экономической эффективности.

— Почему государству должна быть выгодна коммерциализация космической деятельности? Какие условия для этого должны быть обеспечены?

— В первую очередь необходимо обеспечить равные условия работы на космическом рынке для государственных и коммерческих компаний. Это значит, что при создании гражданских космических систем не должно возникать ситуации, когда государственные компании финансируются или субсидируются за счет бюджетных средств, которые не нужно возмещать, а коммерческие компании несут всю финансовую нагрузку, возвращая кредиты, привлеченные на создание космических систем.

К сожалению, государственные компании, имея административный ресурс, часто запрашивают из государственного бюджета средства на реализацию коммерческих проектов — через федеральные целевые программы. Они объясняют это тем, что потом государственным потребителям услуги будут оказываться бесплатно, а свободная емкость будет предоставляться на рынке на коммерческой основе. Это искажает принципы коммерциализации и разрушает рынок, так как по сути создаются условия для демпинга на рынке. При этом государство несет дополнительные затраты и финансовые риски на этапе строительства космических систем, но на этапе эксплуатации не получает возврата вложенных средств.

«Неискаженная» коммерциализация любого вида деятельности приносит большую пользу государству, так как позволяет коммерческим компаниям за счет внебюджетных средств развивать промышленные мощности и наращивать объемы конкурентоспособной продукции. Это обеспечивает не только значительное пополнение государственного бюджета за счет роста налогооблагаемой базы, но также позволяет эффективно распределять государственные ресурсы на общественно значимые направления, где коммерциализация невозможна или нецелесообразна. Такими направлениями являются оборона, наука, здравоохранение и образование.

www.gazprom-spacesystems.ru

Газпром космические системы / Продукция и услуги

Основной услугой «Газпром космические системы» является предоставление спутникового ресурса. Около 85% емкости спутников «Ямал» реализуется путем прямых продаж спутникового ресурса. Потребителями являются, как правило, крупные сервис-провайдеры с собственной наземной инфраструктурой, которые оказывают на базе этого ресурса услуги конечным пользователям.

Наземная инфраструктура «Газпром космические системы» позволяет компании около 15% ресурса спутников Ямал использовать для предоставления спутниковых телекоммуникационных услуг. Потребителями этих услуг являются государственный и корпоративный сектор, телерадиокомпании, сервис-провайдеры, работающие с индивидуальными пользователями.

В качестве интегратора наземных телекоммуникационных систем компания предоставляет услуги по созданию «под ключ» сетей спутниковой связи и телевидения. Деятельность по созданию сетей связи и телевидения компания осуществляет преимущественно на российском рынке, где она обладает всеми необходимыми производственными мощностями, лицензиями и разрешениями. Кроме того, компания осуществляет эту деятельность в рамках собственных инвестиционных проектов, направленных на развитие наземной инфраструктуры «Газпром космические системы».

В качестве разработчика и интегратора космических систем и их элементов компания осуществляет работы по проектированию и созданию полезных нагрузок спутников связи, вещания, дистанционного зондирования Земли, наземных комплексов управления, цифровых бортовых платформ управления и других ключевых составляющих спутниковых систем. В настоящее время эту деятельность компания осуществляет преимущественно в рамках собственных инвестиционных проектов, направленных на развитие космической инфраструктуры «Газпром космические системы», однако готова осуществить подобные работы и для внешних заказчиков. Для выполнения этих работ компания имеет соответствующую лицензию Российского космического агентства.

Имея соответствующую наземную инфраструктуру (центр аэрокосмического мониторинга) «Газпром космические системы» предоставляет геоинформационные услуги компаниям Группы Газпром и другим заказчикам.

Текст с ошибкой или опечаткой

www.gazprom-spacesystems.ru