Место под солнцем. Муратшин динар газпром
С нуля – Журнал «Сибирская нефть» — ПАО «Газпром нефть»
«Газпром нефть» начала коммерческую добычу и отгрузку нефти с иракского месторождения Бадра. Событие важно не только с коммерческой точки зрения — это первый реализованный с нуля крупный зарубежный проект компании в сегменте добычи. И проект не простой как технически, так и организационно: Ирак далеко не самый стабильный и инфраструктурно развитый регион мира
Срединные особенности
У проекта «Бадра» много особенностей. Но если обратиться к истокам, то главная — то, что Бадра всегда была белым пятном на энергетической карте Ирака. Ранее в провинции Васит (в переводе с арабского «срединная») нефть практически не добывали. Здесь никогда не было нефтегазовой инфраструктуры, да и вообще инфраструктуры — не было дорог, электро- и водоснабжения. Местное население занималось в основном сельским хозяйством, поэтому людей с опытом работы в нефтяной промышленности в этой провинции тоже не было. Топографическая информация о районе, где предстояло строить объекты добычи и подготовки нефти, была крайне скудной. «Подробных карт этого района нет, а те карты, которые существуют, устаревают очень быстро: в сезон дождей русла вади* меняются на глазах», — рассказал строитель (Construction Manager, Infrastructure) Gazprom Neft Badra B. V. Андрей Ростока.
Развитие территории постоянно ставило нетривиальные задачи перед командой, начавшей освоение Бадры. Например, сложность ландшафта, напоминающего скорее лунную, а не земную поверхность, потребовала неординарного решения при строительстве подъездной дороги к буровой площадке. И оно было найдено: дорогу проложили по подъездам, укатанным танками в течение десятилетней ирано-иракской войны.
Вообще, с эхом этого конфликта двух ближневосточных государств в ходе реализации проекта приходится сталкиваться постоянно. С начала работ на Бадре обезврежено и уничтожено почти 30 тыс. мин и невзорвавшихся боеприпасов. Самой «грязной» с этой точки зрения территорией оказалась северо-восточная часть месторождения, что, в общем, неудивительно — именно здесь пролегала линия фронта. Еще одной неприятной неожиданностью стала миграция противопехотных мин: зимой, в период выпадения достаточно большого количества осадков, мины передвигаются за пределы разминированных участков. Пришлось строить тысячи метров защитных сооружений — сетчатых заборов, рвов, насыпей.
Задвижку, символизирующую начало коммерческой добычи на Бадре, открыли (слева направо): первый заместитель генерального директора «Газпром нефти» Вадим Яковлев, заместитель министра энергетики РФ Юрий Сентюрин, вице-премьер правительства Ирака Хуссейн аль-Шахристани и министр нефти страны Абдул Карим Луэйби
Проблемой для строителей стал и состав почвы на территории месторождения. «Большое количество гипса в грунте в районе Бадры делает его нестабильным, он размывается в сезон дождей, — пояснил Андрей Ростока. — Чтобы избежать этого, на стройплощадке центрального пункта сбора нефти (ЦПС) пришлось срезать верхний пласт и производить замещение грунта». С точки зрения геологии, строения залежей, Бадра тоже оказалась далеко не подарком.
Разведка боем
Месторождение Бадра — самое сложное в регионе с точки зрения геологии. Его строение похоже на слоеный пирог: глинистые отложения чередуются с известняками, что осложняет бурение. Впрочем, изначально геологическая информация о месторождении была крайне скудной. Разведка производилась боем, то есть в процессе бурения первой скважины. «Скважины были пробурены советскими нефтяниками 30–40 лет назад, и мы владели минимальным набором геологической информации на тот момент, — рассказал геолог (Manager, Geology Control for Drilling and Well Testing) Динар Муратшин. — Приходилось работать, проводя разведку, все солевые пласты с разными давлениями не были изведаны вообще». Работа над второй скважиной велась уже с учетом полученных геологических сведений.
Высокое содержание сероводорода в нефти Бадры определило круг задач, которые было необходимо решить еще на этапе проектирования ЦПС. Кроме того, иракская сторона требовала применения новейших технологий для утилизации попутного газа. С учетом этих требований выбиралось самое современное оборудование из имеющегося на мировом рынке — на ЦПС была установлена мембранная установка подготовки попутного газа для отделения сероводорода. «В России опыта работы с насыщенной сероводородом нефтью мало, поэтому команда складывалась многонациональная, привлекали иностранных специалистов с опытом работы в международных проектах и на месторождениях с высоким содержанием сероводорода», — сообщил начальник ЦПС Олег Зарипов. Кстати, именно очищенный от сероводорода попутный газ стал топливом для газотурбинных электростанций, снабжающих энергией установку по подготовке нефти, — электросетей в районе попросту нет, поэтому нефтяникам приходится полагаться исключительно на собственные ресурсы. Узлы задвижек трубопроводов, например, работают от электроэнергии, которую вырабатывают солнечные батареи. Чего-чего, а солнца в Ираке достаточно.
Бадра
Месторождение на территории провинции Васит на востоке Ирака. По предварительным оценкам, геологические запасы Бадры составляют 3 млрд баррелей нефти.
Проект разработки рассчитан на 20 лет с возможной пролонгацией на 5 лет. Контракт с правительством Ирака на разработку месторождения подписан в январе 2010 года по итогам тендера, победителем которого признан консорциум в составе «Газпром нефти» (30%), Kogas (Корея, 22,5%), Petronas (Малайзия, 15%), ТРАО (Турция, 7,5%). «Газпром нефть» выступает оператором проекта. Доля иракского правительства, которое представлено иракской геологоразведочной компанией (Oil ExplorationCompany, OEC), — 25%.
Пять долларов нефтяного эквивалента
Первую нефть на Бадре получили в декабре 2013 года. В мае 2014‑го начались финальные пусконаладочные работы и испытание инфраструктуры, необходимой для добычи и транспортировки нефти. Сейчас на месторождении эксплуатируются две скважины и ведется бурение еще трех в рамках соглашения с китайской компанией ZPEC. По условиям сервисного контракта добычу на месторождении необходимо довести до 170 тыс. баррелей в сутки. На этот уровень планируется выйти в 2017 году.
Сама нефть Бадры легкая, с высоким содержанием серы (плотность — 30,5° API, содержание серы — 2,9%). Она относится к сорту Basrah Light, который входит в экспортную корзину ОПЕК и используется при установлении цены на другие марки экспортной нефти в регионе Персидского залива.
Сырье с промысла поставляется по магистральному трубопроводу до экспортного терминала в Басре. Но для того чтобы связать Бадру с магистралью, пришлось построить собственный участок трубопровода длиной 165 км.
По условиям сервисного контракта с правительством Ирака участникам консорциума по разработке месторождения сначала будут возмещаться затраты, понесенные при строительстве месторождения. Далее вознаграждение будет выплачиваться из расчета $5,5 за баррель, но не деньгами, а нефтью. Схема расчетов выглядит следующим образом: вся нефть с месторождения сдается в резервуары экспортного терминала и поступает под контроль иракской государственной маркетинговой компании State Oil Marketing Organization (SOMO), которая затем каждый квартал отдает часть сырья участникам консорциума, исходя из его рыночной стоимости. Реализацией нефти каждая компания-партнер занимается самостоятельно. У «Газпром нефти» для этого есть собственный трейдер — Gazprom Neft Trading Gmbh, который и будет вывозить сырье с берегов Персидского залива.
Юрий Сентюрин,заместитель министра энергетики РФ
То, что это месторождение из богатств, сосредоточенных в недрах, превращается в благо для иракского народа и для мирового сообщества, — это важное, значимое событие. И произошло оно во многом благодаря российской компании «Газпром нефть» — одному из лидеров отечественного и, не побоюсь этого сравнения, мирового глобального энергетического рынка.
Но в нынешних условиях освоение крупных месторождений, реализация крупных проектов в углеводородной сфере силами одной, даже очень крупной компании невозможно. Важен правильный подбор союзников. И то, что этот проект — это дело союзников, соратников, компаний-партнеров, на наш взгляд, еще одно очень важное обстоятельство, которое мы отмечаем в российском правительстве и министерстве энергетики.
Впрочем, для того чтобы получить свою долю нефти в качестве возмещения затрат и вознаграждения, участникам консорциума необходимо выполнить еще одно важное условие контракта: суточные объемы поставки нефти с месторождения в магистральный трубопровод в течение 90 дней не должны опускаться ниже уровня 15 тыс. баррелей. Все условия для этого уже созданы.
Целевой отбор
Основа комплекса промысловой инфраструктуры Бадры — ЦПС. Уже запуск первой очереди объекта мощностью 60 тыс. баррелей в сутки позволяет приступить к полномасштабной разработке актива. В дальнейшем мощность ЦПС планируется увеличить втрое. Началось и строительство комплекса переработки газа мощностью 1,5 млрд кубометров в год, ведутся работы по прокладке 100‑километрового газопровода от месторождения до электростанции Зубайдийя (провинция Васит).
При проектировании ЦПС выбиралось самое современное оборудование из имеющегося на мировом рынке
Последовательно решается и вопрос с обеспечением проекта разработки месторождения местными рабочими и специалистами. «Иракское законодательство гласит, что к подрядным работам должны привлекаться местные рабочие, а поскольку сначала строительного опыта у них не хватало, обучать строителей приходилось нам. Учили всему, вплоть до простейших операций, таких как использование силиконового герметика, — поделился воспоминаниями Андрей Ростока. — За три года развития проекта прошел естественный отбор рабочих подрядчика, и сейчас мы работаем уже с квалифицированными строителями».
Управление практически всеми технологическими процессами на месторождении ведется с помощью технологий удаленного доступа
Инженеров-нефтяников, конечно, собственными силами в полевых условиях не обучишь, поэтому для подготовки местных специалистов была разработана целая программа. «Мы отобрали лучших из 600 кандидатов, провели обучение на базе учебного комбината в Эль-Куте, затем организовали производственное обучение в Малайзии с практикой на базе „Петронас“ в Гаррафе, — рассказал Олег Зарипов. — Они хорошо работают, справляются со всеми задачами». Сейчас на промысле работает около 90 специалистов-иракцев, а в целом для экономики Бадры месторождение фактически является градообразующим предприятием — треть жителей города так или иначе задействована в работе на промысле.
Конечно, Ирак сегодня не самое спокойное место на карте мира. Однако район, в котором находится ближневосточный актив «Газпром нефти», беспорядки, атаки террористов и прочие «прелести» смутного времени до сих пор обходили стороной. Не было ни эвакуаций персонала месторождения, ни чрезвычайных ситуаций. В условиях, когда многие европейские компании приостанавливали работу в стране или даже прекращали совсем, консорциум продолжал строительство месторождения, причем без угрозы для своих сотрудников. И Ближний Восток по-прежнему занимает одну из первых строк в списке приоритетов зарубежного развития «Газпром нефти».
«Консорциум компаний во главе с „Газпром нефтью“ всего за несколько лет полностью подготовил к полномасштабной разработке одно из наиболее сложных по геологическому строению месторождений Ирака — Бадру, — отметил председатель правления „Газпром нефти“ Александр Дюков. — Это первый реализованный с нуля крупный зарубежный проект компании в сегменте добычи. Мы получили уникальный опыт, который в дальнейшем сможем применять при освоении других новых месторождений как в России, так и за рубежом».
Другие проекты «Газпром нефти» в Ираке
Помимо проекта разработки месторождения Бадра «Газпром нефть» участвует в реализации трех проектов в иракском Курдистане. На блоке Shakal компания уже приступила к бурению разведочных скважин. Кроме блока Shakal «Газпром нефть» занимается геологоразведкой блока Halabja. В 2014 году на нем планируется начать сейсморазведочные работы 2D объемом 1 тыс. погонных км, а в 2015–2016 годах — пробурить первую поисковую скважину. Кроме того, «Газпром нефть» участвует в проекте разработки блока Garmian, на котором продолжаются доразведка открытого месторождения и подготовка к его полномасштабному освоению. В настоящее время Региональное правительство Курдистана (РПК) рассматривает предварительный план разработки месторождения.
* Вади — арабское название сухих русел рек и речных долин временных или периодических водных потоков, заполняемых, например, во время сильных ливней
www.gazprom-neft.ru
Место под солнцем – Журнал «Сибирская нефть» — ПАО «Газпром нефть»
Ближневосточный регион — противоположность нашей Арктики. Условия здесь столь же экстремальны, только с другим знаком. Летом температура в тени доходит до 60 °C (металл на солнце нагревается до 80 градусов). Как и в тундре, сложная для выживания среда с бедной растительностью. Пылевые бури вместо метелей. Обозреватель журнала «Сибирская нефть» отправился в Ирак, чтобы своими глазами увидеть, как компания «Газпром нефть» реализует проект «Бадра»
У России долгая история сотрудничества с Ираком в нефтегазовой сфере. Началось все еще в 1970-х годах, когда Советский Союз участвовал в разработке месторождений в Северной Румейле. Затем советские специалисты, численность которых в Ираке временами достигала 6 тыс. человек, работали на строительстве нефтепровода до порта Фао, на месторождениях Лухейс и Нахр-Умр и на других объектах. Однако в 1990-х войны и экономическое эмбарго прервали сотрудничество на годы.
Для «Газпром нефти» Бадра — первый зарубежный проект такого масштаба. Проект международный, компания выступает в нем в качестве оператора. В консорциум также входят компании KOGAS (Корея), Petronas (Малайзия), TPAO (Турция) и правительство Ирака. Среди крупнейших подрядчиков — китайский ZPEC (бурение), корейский Samsung (строительство газового завода), итальянский Bonatti (техническое обслуживание).
От Багдада до Бадры около 200 км, но дороги в Ираке оставляют желать лучшего, а на пути многочисленные кордоны. В Багдаде, да и в целом в стране, неспокойно. Впрочем, багдадский аэропорт производит впечатление безопасного места. При таких мерах защиты это неудивительно. На обратном пути я насчитал семь разнообразных проверок, которые нужно пройти, прежде чем попасть из города на борт самолета. Говорят, за последние годы здесь многое изменилось: территория благоустраивается, появились деревья и фонтаны, строятся новые современные здания.
Для «Газпром нефти» Бадра — первый зарубежный проект такого масштаба
В аэропорту нас встречает конвой, с которым мы поедем на месторождение. Бронированные автомобили, бронежилеты — непременные атрибуты поездок вне охраняемых зон. Перед посадкой в машины — обязательный инструктаж, как действовать в экстренной ситуации. И вот наконец мы отправляемся в путь.
Шон, один из сопровождающих, рассказывает о том, что в последние годы здесь стало спокойнее. Страна постепенно возвращается к мирной жизни, исчезают бетонные ограждения вдоль дорог, не видно воронок от взрывов и искореженной техники. Шон — шотландец, бывший военный, работает в охранном предприятии в Ираке уже 11 лет. В последние 6 лет применять оружие ему не приходилось.
Бадра — небольшой городок на востоке страны, недалеко от границы с Ираном. Около 4000 лет назад здесь находился шумерский город Дер. В 1980-х разворачивались события ирано-иракской войны. Сейчас же это относительно безопасный, но бедный сельскохозяйственный район. Нефть здесь раньше не добывали, а основным источником дохода для населения была торговля с соседним Ираном и выращивание фиников. Проект «Газпром нефти» стал для Бадры трамплином для нового развития.
Люди
С тех пор как здесь началась реализация проекта «Газпром нефти», Бадра расцвела: многие местные жители получили работу, строятся новые дома. Компания реализует социальные проекты: построены три школы, отремонтирована больница, модернизированы электрические сети.
Население Бадры — 21 тыс. человек, и около 3000, а это треть трудоспособного населения, сегодня так или иначе задействованы в проекте, работают в компаниях подрядчиков и субподрядчиков. Впрочем, большинство из них выполняют наиболее простые виды работ. Одна из серьезных проблем современного Ирака — нехватка квалифицированных кадров. «Годы войн и экономического эмбарго привели к тому, что у местных специалистов сегодня не хватает опыта и образования. Те, кто мог, постарались уехать и пока не спешат возвращаться обратно», — говорит заместитель управляющего директора по корпоративному сервису Gazprom Neft Badra Владимир Дубровский.
С точки зрения климата Ближневосточный регион столь же экстремален, как и Арктика
Между тем одно из условий реализации проекта — рост доли иракских сотрудников. Чтобы решить эту задачу, на базе компании был создан центр подготовки кадров. Сейчас он готовит среднетехнический персонал — операторов для строящегося газового производства.
Али Мухаммед Мефтен — инженер-строитель из Багдада, работает на проекте уже почти 5 лет. Он стал одним из первых иракских инженеров в компании и отвечает за строительство базового лагеря. По его словам, подход к реализации проектов здесь сильно отличается от того, с чем раньше ему приходилось иметь дело в Ираке, а уровень профессионализма команды на порядок выше. Это позволяет успешно решать задачи, несмотря на все сложности ослабленной войнами и санкциями страны, нехватку качественных стройматериалов и проблемных подрядчиков. «Здесь есть люди из разных стран, но между нами прекрасное взаимопонимание. Все работают как единая команда, каждый готов прийти на помощь и предоставить любую необходимую информацию. Такие международные проекты приносят огромную пользу нашей стране, потому что позволяют иракским специалистам получить новый опыт», — считает Али.
Вообще, на проекте трудятся выходцы из более чем 20 стран. Марк Роджерс, начальник службы технического обслуживания, родом из Австралии. Он работал в разных нефтегазовых проектах по всему миру — в том числе во Вьетнаме, Анголе, России, Малайзии, Новой Гвинее. «Работа в Ираке — уникальный опыт, — отмечает он. — Основные сложности связаны с тем, чтобы получить необходимое оборудование или отправить его на ремонт. Часто это приходится делать за границей. На пересылку и оформление уходит много времени, к этому нужно быть готовым». Марк соглашается с тем, что толковых специалистов в Ираке найти непросто, а на обучение уходит много времени, так как их начальная подготовка оставляет желать лучшего. Но люди здесь хотят учиться и развиваться — и это позитивный факт, отмечает он.
Месторождение
Бадра в геологическом отношении — одно из самых сложных месторождений в Ираке. Нефть залегает на больших глубинах — до 5 километров. Коллекторы сложные, карбонатные. Бурить приходится сквозь соляные пласты, избегая тектонических разломов. Пластовое давление очень высокое, к тому же меняется оно неравномерно, из-за чего нужно то повышать, то снова понижать плотность бурового раствора.
Дополнительным фактором стала и государственная граница с Ираном, проходящая поблизости. Она разделила не только страны, но и месторождение. Причем в иранской части разработка также уже началась: пробурено 5 скважин, и эта конкуренция за ресурсы — еще один стимул, заставляющий быть эффективнее.
Как рассказывает Динар Муратшин, менеджер по геологическому контролю за бурением и испытанием скважин, поначалу разведочное бурение шло сложно — медленно и с большим количеством аварий. На одну скважину в среднем уходило больше 400 дней. Для Динара Муратшина, как и для многих других специалистов Бадры, это не первый зарубежный проект. Поработав у мировых лидеров нефтяной отрасли, они принесли на Бадру ценный опыт и передовые стандарты работы. Не обошлось без таких нововведений и в бурении. Кроме того, помогли знания, полученные на курсах MBA в одном из зарубежных вузов, отмечает Динар. В конечном счете работу подрядчика удалось организовать так, чтобы максимально эффективно контролировать процесс бурения и быстро принимать решения, которые позволят избежать аварий и простоев дорогостоящего оборудования. Сегодня по каждой скважине геологи ежедневно составляют подробные отчеты, содержащие всю необходимую для принятия решений информацию. «Мы добились того, чтобы процесс бурения шел гладко, без сбоев, задержек и аврала», — говорит Динар.
Сейчас на бурение скважины уходит менее 240 дней, установленных по плану. Еще две недели выделяется на заканчивание и освоение скважины, месяц — на обвязку. Скважин на Бадре не много — пока только 14, остальные на стадии планирования или одобрения в Министерстве нефти Ирака. Зато каждая из них уникальна, потому что геологические условия здесь очень разные. Карбонатный коллектор потребовал тщательной геологоразведки и моделирования. Однако результат, безусловно, стоил затраченных усилий. Если обычно в карбонатах лишь 20% скважин дают 80% добычи, то на Бадре большинство скважин в итоге дали очень большие дебиты — до 10 тыс. баррелей в сутки.
Завод
Главный проект, который сейчас готовится к сдаче, — газовый завод. Он обеспечит полную утилизацию попутного нефтяного газа Бадры. Это важный объект — не только для месторождения с высоким газовым фактором, но и для энергетики Ирака: газ очень востребован на иракских электростанциях, которые сегодня зачастую вынуждены работать на сырой нефти, а это дорого и неэффективно. Природный газ из Бадры пойдет по трубопроводу на электростанцию Зубайдия, расположенную в 100 км на юго-восток от Багдада, а также обеспечит топливом собственную электростанцию. Кроме того, здесь будет производиться сжиженный углеводородный газ для бытовых нужд (сети газораспределения в Ираке отсутствуют, используется газ в баллонах) и гранулированная сера: нефть Бадры отличается высоким содержанием сероводорода.
Для компании это первый газовый завод такого масштаба, к тому же реализованный в другой стране и в не самых простых условиях, рассказывает Виктор Азовсков, заместитель начальника цеха ППНГ по подготовке газа, проводя экскурсию по заводу. Именно поэтому для него выбирались наиболее надежные, проверенные временем решения. Впрочем, без инноваций не обошлось. К ним, в частности, относится система охлаждения воздуха на входе в турбины электростанции, позволяющая увеличить их КПД, — актуальное решение для жарких регионов, где температура воздуха в летнее время может быть очень высокой. Другое нововведение — магнитные подшипники на детандерах* низкотемпературной сепарации газа, которые позволяют увеличить срок службы трущихся деталей и снизить стоимость обслуживания установок. Новшеством стало также использование теплообменников с водой в системе охлаждения технологического газа.
Производственный комплекс действительно огромен. Во многих случаях здесь использовалось не стандартное, серийное оборудование, а изготовленное по спецификациям завода, рассказывает начальник УКС Вадим Гусамов. Крупногабаритное оборудование доставлялось в основном морем из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Самое сложное было везти его по иракским дорогам через десятки КПП. Доставка некоторых объектов занимала до трех месяцев.
Опыт
Еще одна немаловажная особенность современного Ирака состоит в том, что государственная система здесь только формируется. Из-за этого правила игры меняются с завидной регулярностью. Постоянные изменения в законодательстве, новые таможенные требования, чехарда министров — поначалу все это создавало немало сложностей. Со временем появилась привычка многое делать заранее, признается Вадим Гусамов.
Знание особенностей геологии, знакомство с местными подрядчиками, понимание менталитета людей — из этих и множества других элементов складывается тот опыт, который в дальнейшем даст возможность делать другие проекты в регионе еще лучше и эффективнее. Без сомнения, проект «Бадра» стал для «Газпром нефти» успешным выходом на Ближний Восток. За ним последовали проекты в иракском Курдистане. Какая страна дальше — покажет время.
* Детандер (от франц. dе´tendre, «ослаблять») — устройство, преобразующее потенциальную энергию газа в механическую энергию.
www.gazprom-neft.ru
Место под солнцем – Журнал «Сибирская нефть» — ПАО «Газпром нефть»
Ближневосточный регион — противоположность нашей Арктики. Условия здесь столь же экстремальны, только с другим знаком. Летом температура в тени доходит до 60 °C (металл на солнце нагревается до 80 градусов). Как и в тундре, сложная для выживания среда с бедной растительностью. Пылевые бури вместо метелей. Обозреватель журнала «Сибирская нефть» отправился в Ирак, чтобы своими глазами увидеть, как компания «Газпром нефть» реализует проект «Бадра»
У России долгая история сотрудничества с Ираком в нефтегазовой сфере. Началось все еще в 1970-х годах, когда Советский Союз участвовал в разработке месторождений в Северной Румейле. Затем советские специалисты, численность которых в Ираке временами достигала 6 тыс. человек, работали на строительстве нефтепровода до порта Фао, на месторождениях Лухейс и Нахр-Умр и на других объектах. Однако в 1990-х войны и экономическое эмбарго прервали сотрудничество на годы.
Для «Газпром нефти» Бадра — первый зарубежный проект такого масштаба. Проект международный, компания выступает в нем в качестве оператора. В консорциум также входят компании KOGAS (Корея), Petronas (Малайзия), TPAO (Турция) и правительство Ирака. Среди крупнейших подрядчиков — китайский ZPEC (бурение), корейский Samsung (строительство газового завода), итальянский Bonatti (техническое обслуживание).
От Багдада до Бадры около 200 км, но дороги в Ираке оставляют желать лучшего, а на пути многочисленные кордоны. В Багдаде, да и в целом в стране, неспокойно. Впрочем, багдадский аэропорт производит впечатление безопасного места. При таких мерах защиты это неудивительно. На обратном пути я насчитал семь разнообразных проверок, которые нужно пройти, прежде чем попасть из города на борт самолета. Говорят, за последние годы здесь многое изменилось: территория благоустраивается, появились деревья и фонтаны, строятся новые современные здания.
Для «Газпром нефти» Бадра — первый зарубежный проект такого масштаба
В аэропорту нас встречает конвой, с которым мы поедем на месторождение. Бронированные автомобили, бронежилеты — непременные атрибуты поездок вне охраняемых зон. Перед посадкой в машины — обязательный инструктаж, как действовать в экстренной ситуации. И вот наконец мы отправляемся в путь.
Шон, один из сопровождающих, рассказывает о том, что в последние годы здесь стало спокойнее. Страна постепенно возвращается к мирной жизни, исчезают бетонные ограждения вдоль дорог, не видно воронок от взрывов и искореженной техники. Шон — шотландец, бывший военный, работает в охранном предприятии в Ираке уже 11 лет. В последние 6 лет применять оружие ему не приходилось.
Бадра — небольшой городок на востоке страны, недалеко от границы с Ираном. Около 4000 лет назад здесь находился шумерский город Дер. В 1980-х разворачивались события ирано-иракской войны. Сейчас же это относительно безопасный, но бедный сельскохозяйственный район. Нефть здесь раньше не добывали, а основным источником дохода для населения была торговля с соседним Ираном и выращивание фиников. Проект «Газпром нефти» стал для Бадры трамплином для нового развития.
Люди
С тех пор как здесь началась реализация проекта «Газпром нефти», Бадра расцвела: многие местные жители получили работу, строятся новые дома. Компания реализует социальные проекты: построены три школы, отремонтирована больница, модернизированы электрические сети.
Население Бадры — 21 тыс. человек, и около 3000, а это треть трудоспособного населения, сегодня так или иначе задействованы в проекте, работают в компаниях подрядчиков и субподрядчиков. Впрочем, большинство из них выполняют наиболее простые виды работ. Одна из серьезных проблем современного Ирака — нехватка квалифицированных кадров. «Годы войн и экономического эмбарго привели к тому, что у местных специалистов сегодня не хватает опыта и образования. Те, кто мог, постарались уехать и пока не спешат возвращаться обратно», — говорит заместитель управляющего директора по корпоративному сервису Gazprom Neft Badra Владимир Дубровский.
С точки зрения климата Ближневосточный регион столь же экстремален, как и Арктика
Между тем одно из условий реализации проекта — рост доли иракских сотрудников. Чтобы решить эту задачу, на базе компании был создан центр подготовки кадров. Сейчас он готовит среднетехнический персонал — операторов для строящегося газового производства.
Али Мухаммед Мефтен — инженер-строитель из Багдада, работает на проекте уже почти 5 лет. Он стал одним из первых иракских инженеров в компании и отвечает за строительство базового лагеря. По его словам, подход к реализации проектов здесь сильно отличается от того, с чем раньше ему приходилось иметь дело в Ираке, а уровень профессионализма команды на порядок выше. Это позволяет успешно решать задачи, несмотря на все сложности ослабленной войнами и санкциями страны, нехватку качественных стройматериалов и проблемных подрядчиков. «Здесь есть люди из разных стран, но между нами прекрасное взаимопонимание. Все работают как единая команда, каждый готов прийти на помощь и предоставить любую необходимую информацию. Такие международные проекты приносят огромную пользу нашей стране, потому что позволяют иракским специалистам получить новый опыт», — считает Али.
Вообще, на проекте трудятся выходцы из более чем 20 стран. Марк Роджерс, начальник службы технического обслуживания, родом из Австралии. Он работал в разных нефтегазовых проектах по всему миру — в том числе во Вьетнаме, Анголе, России, Малайзии, Новой Гвинее. «Работа в Ираке — уникальный опыт, — отмечает он. — Основные сложности связаны с тем, чтобы получить необходимое оборудование или отправить его на ремонт. Часто это приходится делать за границей. На пересылку и оформление уходит много времени, к этому нужно быть готовым». Марк соглашается с тем, что толковых специалистов в Ираке найти непросто, а на обучение уходит много времени, так как их начальная подготовка оставляет желать лучшего. Но люди здесь хотят учиться и развиваться — и это позитивный факт, отмечает он.
Месторождение
Бадра в геологическом отношении — одно из самых сложных месторождений в Ираке. Нефть залегает на больших глубинах — до 5 километров. Коллекторы сложные, карбонатные. Бурить приходится сквозь соляные пласты, избегая тектонических разломов. Пластовое давление очень высокое, к тому же меняется оно неравномерно, из-за чего нужно то повышать, то снова понижать плотность бурового раствора.
Дополнительным фактором стала и государственная граница с Ираном, проходящая поблизости. Она разделила не только страны, но и месторождение. Причем в иранской части разработка также уже началась: пробурено 5 скважин, и эта конкуренция за ресурсы — еще один стимул, заставляющий быть эффективнее.
Как рассказывает Динар Муратшин, менеджер по геологическому контролю за бурением и испытанием скважин, поначалу разведочное бурение шло сложно — медленно и с большим количеством аварий. На одну скважину в среднем уходило больше 400 дней. Для Динара Муратшина, как и для многих других специалистов Бадры, это не первый зарубежный проект. Поработав у мировых лидеров нефтяной отрасли, они принесли на Бадру ценный опыт и передовые стандарты работы. Не обошлось без таких нововведений и в бурении. Кроме того, помогли знания, полученные на курсах MBA в одном из зарубежных вузов, отмечает Динар. В конечном счете работу подрядчика удалось организовать так, чтобы максимально эффективно контролировать процесс бурения и быстро принимать решения, которые позволят избежать аварий и простоев дорогостоящего оборудования. Сегодня по каждой скважине геологи ежедневно составляют подробные отчеты, содержащие всю необходимую для принятия решений информацию. «Мы добились того, чтобы процесс бурения шел гладко, без сбоев, задержек и аврала», — говорит Динар.
Сейчас на бурение скважины уходит менее 240 дней, установленных по плану. Еще две недели выделяется на заканчивание и освоение скважины, месяц — на обвязку. Скважин на Бадре не много — пока только 14, остальные на стадии планирования или одобрения в Министерстве нефти Ирака. Зато каждая из них уникальна, потому что геологические условия здесь очень разные. Карбонатный коллектор потребовал тщательной геологоразведки и моделирования. Однако результат, безусловно, стоил затраченных усилий. Если обычно в карбонатах лишь 20% скважин дают 80% добычи, то на Бадре большинство скважин в итоге дали очень большие дебиты — до 10 тыс. баррелей в сутки.
Завод
Главный проект, который сейчас готовится к сдаче, — газовый завод. Он обеспечит полную утилизацию попутного нефтяного газа Бадры. Это важный объект — не только для месторождения с высоким газовым фактором, но и для энергетики Ирака: газ очень востребован на иракских электростанциях, которые сегодня зачастую вынуждены работать на сырой нефти, а это дорого и неэффективно. Природный газ из Бадры пойдет по трубопроводу на электростанцию Зубайдия, расположенную в 100 км на юго-восток от Багдада, а также обеспечит топливом собственную электростанцию. Кроме того, здесь будет производиться сжиженный углеводородный газ для бытовых нужд (сети газораспределения в Ираке отсутствуют, используется газ в баллонах) и гранулированная сера: нефть Бадры отличается высоким содержанием сероводорода.
Для компании это первый газовый завод такого масштаба, к тому же реализованный в другой стране и в не самых простых условиях, рассказывает Виктор Азовсков, заместитель начальника цеха ППНГ по подготовке газа, проводя экскурсию по заводу. Именно поэтому для него выбирались наиболее надежные, проверенные временем решения. Впрочем, без инноваций не обошлось. К ним, в частности, относится система охлаждения воздуха на входе в турбины электростанции, позволяющая увеличить их КПД, — актуальное решение для жарких регионов, где температура воздуха в летнее время может быть очень высокой. Другое нововведение — магнитные подшипники на детандерах* низкотемпературной сепарации газа, которые позволяют увеличить срок службы трущихся деталей и снизить стоимость обслуживания установок. Новшеством стало также использование теплообменников с водой в системе охлаждения технологического газа.
Производственный комплекс действительно огромен. Во многих случаях здесь использовалось не стандартное, серийное оборудование, а изготовленное по спецификациям завода, рассказывает начальник УКС Вадим Гусамов. Крупногабаритное оборудование доставлялось в основном морем из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Самое сложное было везти его по иракским дорогам через десятки КПП. Доставка некоторых объектов занимала до трех месяцев.
Опыт
Еще одна немаловажная особенность современного Ирака состоит в том, что государственная система здесь только формируется. Из-за этого правила игры меняются с завидной регулярностью. Постоянные изменения в законодательстве, новые таможенные требования, чехарда министров — поначалу все это создавало немало сложностей. Со временем появилась привычка многое делать заранее, признается Вадим Гусамов.
Знание особенностей геологии, знакомство с местными подрядчиками, понимание менталитета людей — из этих и множества других элементов складывается тот опыт, который в дальнейшем даст возможность делать другие проекты в регионе еще лучше и эффективнее. Без сомнения, проект «Бадра» стал для «Газпром нефти» успешным выходом на Ближний Восток. За ним последовали проекты в иракском Курдистане. Какая страна дальше — покажет время.
* Детандер (от франц. dе´tendre, «ослаблять») — устройство, преобразующее потенциальную энергию газа в механическую энергию.
www.gazprom-neft.ru
Динар Муратшин
Вы искали:
Нашлось 23 человек(а)
Страна проживания: РоссияГород: КазаньРодом из города: Дата рождения: 4 ноябряВысшее образование:Вуз: КГК им. Жиганова Факультет: Факультет татарского музыкального искусстваСреднее образование:Школа: Школа №27 , 2013 Казань (а) Телефон: Текущая деятельность: КГК им. ЖигановаАдрес страницы: https://vk.com/id235109909
Страна проживания: РоссияГород: КазаньРодом из города: Дата рождения: 4 ноябряВысшее образование:Вуз: КГК им. Жиганова Факультет: Факультет татарского музыкального искусстваСреднее образование:Школа: Школа №27 , 2013 Казань (а) Телефон: Текущая деятельность: КГК им. ЖигановаАдрес страницы: https://vk.com/id235109909
Страна проживания: РоссияГород: МоскваРодом из города: сочиДата рождения: 13 ноябряВысшее образование:Вуз: МГУ , 2014 Факультет: Факультет биоинженерии и биоинформатикиКафедра: Биоинженерия и биоинформатикаСреднее образование:Школа: Профессионально-техническое училище №1 , 2014 Москва (б) Телефон:Адрес страницы: https://vk.com/id248206142
Страна проживания: РоссияГород: ЧелябинскРодом из города: МагнитогорскДата рождения: 26 июня 1995Телефон: 0102Skype: Dinar96Текущая деятельность: ✿❀✿ UNIKLAND® - HandMade (Хенд-Мейд) - Изделия Ручной Работы ✿❀✿Адрес страницы: https://vk.com/id246499534
Страна проживания: РоссияГород: ДюртюлиРодом из города: ДюртюлиДата рождения: 25 июля 1987Высшее образование:Вуз: УГАТУ , 2011 , Очное отделение , Студент (специалист) Факультет: Институт авиационных технологий и материалов (бывш. Авиационно-технологических систем)Кафедра: Кафедра машин и технологии литейного производстваТелефон:Адрес страницы: https://vk.com/id257196898
Адрес страницы: Реклама
Страна проживания: РоссияГород: УльяновскРодом из города: Высшее образование:Вуз: УИ ГА им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева (бывш. УВАУ ГА (И)) , 2014 Факультет: Факультет летной эксплуатации и управления воздушным движением (Летно-технический) Среднее образование:Школа: Школа №27 , 2014 Ульяновск (а) Телефон:Адрес страницы: https://vk.com/id248563957
Страна проживания: РоссияГород: СтерлитамакРодом из города: Дата рождения: 25 ноября 1998Среднее образование:Школа: Школа №30 Стерлитамак 2008 (б) Телефон:Адрес страницы: https://vk.com/id185795982
Страна проживания: РоссияГород: СибайДата рождения: 26 июняSkype: myratshin96Текущая деятельность: СИ БашГУАдрес страницы: https://vk.com/id155956215
Страна проживания: РоссияГород: СтерлитамакДата рождения: 25 ноября 2001Телефон: Текущая деятельность: Школа №30Адрес страницы: https://vk.com/id154271958
Страна проживания: РоссияГород: КазаньДата рождения: 9 февраля 1982Текущая деятельность: КНИТУ (бывш. КГТУ, КХТИ)Адрес страницы: https://vk.com/id3041766
rufinder.ru
Динар Муратшин - Казань, Татарстан, Россия on My [email protected]
Казань, Россия / married
" }, "buttonActionTexts": { "friends": "You are friends", "friendshipSend": "Request sent", "subscribed": "You are a subscriber", "unSubscribed": "Successfully unsubscribed", "error": "An error occurred" }, "bubbleActionsTemplate" : "Unsubscribe
Subscribe
Defriend
Send a friend request
", "MyMailHost": "my.mail.ru", "MyMailDir": "/mail/ddinn/", "MyMailEmail": "[email protected]", "MyMailID": "29063354", "isFriends": false, "isSubscribe": false, "isFriendshipSend": false, "showAvatar": false, "avatarUrl": "/mail/ddinn/photo/_myphoto/3.html?ps=1", "canEditCover": false, "canAddStatus": true, "avatar": { "locales": {"save": "Сохранить фото","uploadError": "При загрузке изображения произошла ошибка","linkToAlbum": "Из альбома","saved": "Изменения сохранены","errorAnimated": "Основное фото не должно быть анимированным"}, "upload": {"width": "665","uploadUrl": "https://upload-##n##.my.mail.ru/uploadphoto","hostCount": 15,"queueSize": 15,"previewQueueSize": 1,"limit": 5000,"rotateTimeout": 1500,"maxRetry": 5,"albumId": "","limitSize": 15,"locales": {"popup": {"header": "Adding photo","close": "Close"},"dropArea": {"header": "Select a photo to upload","text": "or just drag them to this area","button": "From your computer","moveHere": "Drag file(s) here"},"links": {"albums": "From albums","network": "From the Internet","camera": "Webcam","add": "Add"},"status": {"from": "from"},"limit": {"header": " ","content": "Sorry, but we cannot upload more than 5000 photos at once. Do you want to add first 5000 from the selected photos?","close": "Close","yes": "Yes, add","no": "No"},"albums": {"title": "Album","upload": "Add","cancel": "Cancel","titles": {"user": "from your own","group": "from the group","channel": "from the channel"},"defaultAlbumName": "No name","form": {"title": "Album","empty": "The album is empty"}},"network": {"upload": "Upload","cancel": "Cancel","header": "Enter URL","remove": "Delete","add": "Add another link","errors": {"invalidExternalUrl": "Address is incorrect"}},"camera": {"upload": "Upload","cancel": "Cancel","button": "Snapshot","timeout": "With 5 seconds delay","cancelPhoto": "Cancel"},"edit": {"save": "Save","cancel": "Stop the upload","remove": "Delete","add": "Add a photo","saveNow": "Saving","showErrors": "Errors","empty": {"text": "Sorry, an error occurred while uploading your photo.","button": "Back"},"confirmStop": {"yes": "Yes","no": "No","text": "Do you want to stop the upload?"},"confirmRemove": {"yes": "Yes","no": "No","text": "Are you sure you want to delete all photos?"},"errors": {"header": "Failed to upload files","network": "invalid address","upload_error": "loading error","empty_file_size": "empty file","wrong_file_size": "file size is too large","too_many_files": "too many photos","wrong_image_format": "unsupported format","wrong_gif_image": "you can't upload animated pictures to the album "Photos of me""},"item": {"description": "Description","remove": "Delete","hide": "Close"}}}} } }Динар in My World.Sign up or log into contact him.
", "updateTimeout": { "start": "5", "rate": "2", "respawn": "20", "max": "300" }, "mimic": { "isEnable": true, "timeout": "3000", "id": "147025", "statId": "2406161", "type": "horizontal", "counter": "22245434" }, "updateMaxEventsCount": "100", "updateEnable": true, "locales": { "videoAddedToAlbum": "Added to album ", "defaultAlbumName": "No name", "more": "more", "adv": { "look": "Show", "like": "Like", "complaint": "Report", "send": "Send", "reason": "Введите причину", "complaintText": "Пожаловаться на пост" }, "apps": { "title": "Лучшие игры", "showMore": "Show more" } } }
Unsubscribe from irrelevant news
To unsubscribe from another user's news, click the settings icon in this post and select the necessary option.
my.mail.ru