"Транснефть" и "Газпром" вооружаются. Транснефть или газпром
Новости Руспрес - В топку мутного "Росэнерго" бросят "Транснефть" и ряд дочек "Газпрома"?
Реальным владельцам «Росукрэнерго» срочно понадобился новый посредник
Российский рынок взбудоражен появлением письма главы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Валерия Назарова, в котором он предлагает правительству объединить государственные трубопроводные компании «Транснефть» и «Транснефтепродукт» с государственным перевозчиком сжиженных газов по железной дороге — «СГ-Транс». Кроме того, на баланс объединенной структуры глава Росимущества предложил передать госдолю в единственном негосударственном нефтепроводе, проходящем по территории РФ, — Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК, 24%), а также госпакет в речном транспортировщике — «Волготанкер» (20%). В первую очередь участников рынка заинтересовало, кому подобное объединение может быть на руку? Пикантности ситуации придавало то, что, вроде бы, причастные к письму структуры – Минэкономразвития, Минпромэнерго и даже Росимущество поначалу заявили, что о письме ни чего не знают.
По одной из версий, к возникновению письма Назарова может быть причастен министр транспорта Игорь Левитин, добивающийся большего контроля над транспортировкой сырья. По другой, письмо могло родиться в ведомстве Германа Грефа, который, якобы действительно разрабатывает подобное объединение.
Но есть и третья версия. Письмо Назарова будто бы лишь часть глобального плана, зреющего в недрах администрации президента по созданию новой российской транспортной мегакорпорации, которая должна будет монополизировать все российские сырьевые поставки, а именно нефти, природного и сжиженного газа, за рубеж. Данный проект, якобы, активно разрабатывается известным нефтетрейдером Геннадием Тимченко и замглавы президентской администрации Игорем Сечиным.
Новая мегакорпорация, по данной версии, как раз и должна быть создана путем объединения «Транснефти», «Транснефтепродукта», ряда дочерних структур ОАО «Газпром» и профессионального перевозчика сжиженного газа «СГ-транс». В уставный капитал корпорации предполагается внести и государственные пакеты акций предприятий помельче, например, упоминавшегося ОАО «Волготанкер». Планируется, что туда же будет передана принадлежащая российскому государству доля в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК).
Уставный капитал создаваемой структуры может составить без малого $30 млрд. Если проект будет реализован, то с первого же дня работы новая структура получит эксклюзивное право поставлять на Запад, например, газпромовский газ, а заодно и сырую нефть. Официальное название мегакорпорации еще не утверждено, неофициальное – уже известно: открытое акционерное общество «Росэнерго».
Говорят, еще в апреле Владимир Путин поставил положительную резолюцию на некоей «аналитической записке», в которой изложена идея создания транспортного ОАО «Росэнерго». Вскоре после этого и появилось письмо Назарова. При этом отмечается, что мнение экспертов «Транснефти» и «Газпрома» не учитывается, так как профессионалы к идее создания «Росэнерго» относятся резко отрицательно.
Во-первых, транспортировка нефти по своей технологической и коммерческой природе настолько отличается от транспортировки газа, что объединение этих двух видов бизнеса под крышей одной компании выглядит, мягко говоря, абсурдом. Объединение же нефте- и газотранспортных структур с добавлением к ним железнодорожного и водного транспорта приведет к тому, что вся существующая система транспортировки нефти и газа будет полностью дезорганизована, и едва ли на ее месте возникнет что-то действенное и реально управляемое.
Во-вторых, любая реорганизация вызовет серьезнейшее беспокойство у основных потребителей российских энергоносителей, в первую очередь, у стран Евросоюза. Вряд ли никому не ведомое и наспех слепленное «Росэнерго» сможет гарантировать потребителям надежность и долгосрочную стабильность поставок, которые обеспечивают «Газпром» и «Транснефть». Кроме того, Европа уже задумалась о поисках альтернативных поставщиков нефти и газа в связи с излишней зависимостью от поставок «Газпрома». Можно вспомнить и недавний визит госсекретаря США Кондолизы Райс в Грецию и Турцию, которая, не скрываясь, агитировала их предпочесть поставки из Азербайджана, а китайцев уговаривала предпочесть Казахстан России. Сложно даже представить реакцию европейских государств, если Россия станет вынуждать их работать с мегамонополистом, превосходящим своими масштабами даже «Газпром». Но очевидно, что на провозглашенном президентом Путиным проекте энергетической империи можно будет поставить крест.
Можно назвать и другие резоны против создания мегакорпорации. Но в чем же тогда может проявляться привлекательность ее создания? Опрошенные на условиях анонимности эксперты «Газпрома» и «Транснефти» считают, что мотивы идеологов «Росэнерго», если подобное объединение действительно разрабатывается, скорее всего, далеки от государственных. А таких мотивов – по меньшей мере, три, и все они – очень сомнительные.
Мотив первый. Скандал с учредителями «Росукрэнерго» показал, что «Газпром», контролирующий 50% акций этого предприятия, оказался в плохой компании. Созданное в 2004 году авторитетным бизнесменом Семеном Могилевичем (он же Сергей Шнайдер) и зарегистрированое в швейцарском кантоне Цуг «Росукрэнерго», на оставшиеся 50% принадлежит неким гражданам Украины Фирташу и Фурсину. За какие такие заслуги «Газпром» передал компании, связанной с этими малоизвестными персонажами, огромные объемы среднеазиатского газа по себестоимости, так и осталось неясным. Впрочем, опытные эксперты сразу поняли: Фирташ и Фурсин – всего лишь номинальные совладельцы газового посредника. Они – коллективный Фунт (даже фамилии до смешного похожи – везде одна и та же говорящая буква Ф). А вот реальными владельцами, по некоторым предположениям, могут оказаться высокопоставленные сотрудники президентской администрации.
Но США и Евросоюз ясно дали понять, что с компанией, за которой тянется шлейф криминальных историй, никто на газовом рынке в долгосрочной перспективе дела иметь не будет. А ведь на поставках газпромовского газа «Росукрэнерго» (вернее, его частные совладельцы) зарабатывало более миллиарда долларов в год. Поэтому реальным владельцам «Росукрэнерго» срочно понадобился новый посредник, который не только сохранил бы за ними украинский рынок, но и открыл бы новые перспективы, а, следовательно, и доходы. Вот тут-то, видимо, и могла родиться идея создания ОАО «Росэнерго».
Возможно, «Росэнерго» нужно именно для того, чтобы миллиарды долларов попадали не на счета госкомпаний, прозрачных и полностью подотчетных правительству РФ, а «куда следует». И доставались «кому следует». Кому? См. выше. Во всех смыслах слова «выше».
Мотив второй. Не секрет, что владельцы крупнейших нефтяных компаний давно грезят идеей приватизации магистральных нефтепроводов и создания сети частных нефтепроводов. Руководство «Транснефти» во главе с Семеном Вайнштоком последовательно выступает против передачи нефтетранспортной системы России в частные руки, считая это абсолютно губительным с точки зрения экономической безопасности и стратегических интересов страны. Что это, в конце концов, за энергетическая империя такая, которая даже собственных нефтепроводов не имеет? Лоббируя создание «Росэнерго», нефтяные магнаты, могут убить сразу двух жирных зайцев: создать механизм приватизации нефтепроводов и уничтожить «Транснефть» как последний редут на пути разгосударствления нефтетранспортной инфраструктуры России.
Мотив третий. Карьера Игоря Сечина реально зависит от того, кто занимает пост президента страны, а потому он не может не задумываться о своем ближайшем будущем: ведь уже через 2 года – Владимир Путин покинет президентский пост. Было бы, пожалуй, неестественно, если б какой-нибудь чиновник добровольно отказался контролировать экспортные поставки нефти и газа. Но новый президент вряд ли гарантирует кому-то сохранение синекуры, ведь он будет стремиться на ключевые посты поставить своих людей. Учитывая же, что наиболее вероятный преемник Путина Дмитрий Медведев, по некоторым данным, воспринимает тандем Сечин – Тимченко весьма скептически, им, очевидно, есть о чем беспокоиться. Не случайно, по предварительным данным, 50%-ный пакет акций «Росэнерго» должен быть приватизирован уже в 2007-м – всего через год после предполагаемого создания мегакорпорации и примерно за 6 месяцев до очередных президентских выборов.
Кстати, в ближайшее время по решению Президента будет ликвидировано Федеральное агентство РФ по энергетике (сокращенно, по странному совпадению, тоже именуемое «Росэнерго»). Это ведомство признано лишним, а его деятельность – неэффективной. Но в Агентстве работает много знакомых Игоря Ивановича Сечина. Куда их девать – не на улицу же выбрасывать? Ответ прост и очевиден: в новое коммерческое «Росэнерго».
Конечно, все это не более чем одна из версий, пытающаяся объяснить причины внезапного переполоха из-за письма Валерия Назарова. Но надо признать, что это самый мрачный прогноз и его реализация ведет к неутешительным перспективам. В первую очередь речь идет о создании непрозрачного монстра, который не просто будет заниматься ползучей приватизацией нефте- и газотранспортной систем России, а закрепит контроль над экспортом российских энергоносителей в Западную Европу, США и, вероятно, Китай за рядом физических лиц.
В жертву этой новой компании приносятся прозрачные, международно признанные государственные компании, которые на протяжении многих лет обеспечивали 100%-ную стабильность нефтяных и газовых поставок. В первую очередь, «Транснефть» и ряд дочерних структур «Газпрома». И нетрудно убедиться, что для концепции России как энергетической империи создание нового «Росэнерго» будет пагубным и гибельным. Что важнее – государственные интересы или благополучие ряда чиновников и бизнесменов, козыряющих хорошими отношениями с Президентом – мы вскоре узнаем.
www.rospres.com
«Транснефть» станет единственным владельцем магистральных нефтепроводов ?
Минэнерго внесло в правительство законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов». Он разрабатывался по поручению президента России Владимира Путина. Цель проекта – кодифицировать многочисленные законодательные акты и устранить пробелы в законодательстве, следует из пояснительной записки. «Ведомости» ознакомились с обоими документами. Их подлинность подтвердили федеральный чиновник и источник в одной из нефтяных компаний.
Законопроект определяет правила подключения к трубопроводам, принципы формирования тарифов, инвестиционной политики, земельных отношений при прокладке труб и проч. В нем говорится, что владельцем магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов является оператор. Сейчас это «Транснефть». При этом транспортировка осуществляется по не используемому сейчас принципу «качай или плати». Его «Транснефть» предлагает уже давно.
Замечания по законопроекту есть, больше всего их у «Роснефти», сообщил в пятницу РБК. Госкомпания против принципа «качай или плати». Этот пункт в законопроекте ставит «Транснефть» в привилегированное положение, так как перекладывает на нефтяные компании риски изменения ситуации на рынке, влияния санкций на планы по добыче и переработке, следует из письма первого вице-президента компании Павла Федорова замминистра юстиции Михаилу Гальперину (с его содержанием ознакомились «Ведомости»).
«Транснефть» стала заложницей нефтяных компаний в проектах Заполярье – Пурпе и Куюмба – Тайшет. Компания построила трубы, но нефтяники не обеспечили тот уровень прокачки сырья с новых месторождений, который позволил бы окупить затраты, говорит аналитик «Атона» Александр Корнилов. Нефтяники, в свою очередь, сократили инвестиции в отдельные новые месторождения и сдвинули сроки их запуска после падения цен на нефть. С другой стороны, принцип «качай или плати» является для нефтяников кабальным условием в случае резкого ухудшения макроэкономической конъюнктуры, что и произошло в 2014 г. после обвала цен на нефть, добавил Корнилов.
Предложение закрепить за «Транснефтью» все магистральные нефтепроводы не устраивает «Газпром нефть», сообщил РБК. Недовольна этим пунктом и «Роснефть», уверяет представитель «Транснефти». На магистральные трубопроводы распространяются налоговые льготы, говорит он. Но этот статус обязывает предоставлять право доступа любым лицам к инфраструктуре, к тому же тариф будет регулироваться государством, напоминает представитель «Транснефти».
По данным РБК, «Газпром нефть» просит дать возможность оспаривать в суде размер штрафов «Транснефти» за не сданную вовремя в систему нефть. Экспортная труба сделает бизнес нефтяников более диверсифицированным и застрахованным от разных рисков, говорит управляющий партнер юридической компании Art de Lex Дмитрий Магоня. Но на этот сектор могут повлиять новые санкции США, одобренные на прошлой неделе. Президент страны получит возможность вводить санкции в отношении тех, кто разово инвестировал от $1 млн в строительство Россией экспортных трубопроводов или предоставил оборудование, технологии и услуги. Санкции распространяются на компании под американской юрисдикцией, добавил Магоня.
«Роснефть» также не согласна с закреплением в законе существующей сейчас практики долгосрочных тарифов, следует из письма Федорова. Такой тариф утверждается ФАС на основании соглашения между «Транснефтью» и грузоотправителем для строительства или модернизации трубопровода. «При этом право собственности на построенный фактически за счет грузоотправителя нефтепровод переходит к «Транснефти» без какой-либо встречной компенсации затрат», – пишет Федоров.
Как показывает практика, компании в большинстве случаев сами предпочитают работать с «Транснефтью» – так они не несут риска строительства опасных производственных объектов, избегают бюрократических процедур, парирует представитель «Транснефти».
«Роснефть» также не согласна с тем, что тариф будет зависеть от дивидендов «Транснефти». Дивиденды – величина, производная от прибыли, характеризующая эффективность деятельности компании, пишет Федоров. Зависимость тарифа от прибыли дестимулирует «Транснефть» к оптимизации расходов и повышению эффективности деятельности, считает он.
«Татнефть» предлагает запретить монополии торговать нефтью и нефтепродуктами, а также отказывать нефтяникам в праве прокачивать нефть по трубам из-за ее несоответствия нормам качества. «Лукойл» тоже считает, что законопроект необходимо доработать, говорит сотрудник компании. Конкретики он не приводит.
«Часть прописанных в законопроекте норм избыточны, поскольку они уже регулируются правительством», – говорит представитель Минэкономразвития. Его сотрудник добавляет, что к законопроекту есть замечания, но при их учете министерство готово поддержать документ.
ФАС же считает, что в законе нет необходимости, все вопросы уже урегулированы действующим законодательством, сказал представитель службы. Его коллеги из «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти» и «Татнефти» в воскресенье не ответили на запросы «Ведомостей». Минэнерго продолжает работу над законопроектом, сказал его представитель.-
zants.ru
"Транснефть" и "Газпром" вооружаются — CompromatWiki
Естественные монополии получат право на создание собственных армий
Акционерные компании «Газпром» и «Транснефть» могут получить право на формирование собственных вооруженных подразделений. Их задачей станет защита и охрана производственной и транспортной инфраструктуры естественных монополий. С таким предложением вчера выступила группа депутатов, представляющая все 5 думских фракций. По данным «НГ», инициатива подготовлена в самих структурах и уже получила поддержку администрации президента.
Документ, подписанный единороссами Александром Гуровым и Анатолием Куликовым, коммунистом Виктором Илюхиным, представителями фракций «Родина» и «Справедливая Россия» Николаем Безбородовым и Юрием Маркеловым, а также лидером фракции ЛДПР Игорем Лебедевым, предлагает дополнить Закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» записью о том, что особые подразделения АК «Транснефть» и ОАО «Газпром» «имеют право использовать и применять служебное оружие и спецсредства для обеспечения сохранности продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд, и охраны объектов ее добычи, переработки, хранения и транспортировки, а также для обеспечения сохранности иного имущества, необходимого для выполнения государственных контрактов, в том числе при его транспортировании». Что конкретно станет охранять вооруженная сила этих компаний, будет определено ими позже – по согласованию с МВД и ФСБ. Однако уже сейчас в законопроекте фиксируется, что ее сотрудники «имеют право хранить, носить и применять служебное оружие и спецсредства в целях самообороны и при исполнении служебных обязанностей».
При этом, указывается в проекте, правовой основой в этом случае будет не закон о частной детективной и охранной деятельности, а закон о ведомственной охране. Полномочия же ведомственной охраны гораздо обширнее тех, которыми обладают частные структуры. Например, ведомственные охранники могут обыскивать людей и автотранспорт, применять оружие не только на защищаемых ими объектах, но и вне их. Им разрешено использовать оружие, в том числе и при значительном скоплении людей, в том случае, если осуществляется нападение на объект их охраны. Служебное оружие они могут носить при себе, потому что, опять же по закону, у них есть право на самооборону. Более того, по закону о ведомственной охране структуры, имеющие такой статус, могут претендовать и на боевое автоматическое оружие. Думцы предложили и корректировку нынешней редакции закона об оружии. Охранным службам «Газпрома» и «Транснефти» будет позволено приобретать служебное оружие самостоятельно, получая его от МВД.
Кроме специального ФГУП «Охрана», в которое преобразовано бывшее управление вневедомственной охраны МВД, не меньше 16 федеральных ведомств сейчас имеют у себя специальные охранные структуры. А есть еще и больше 20 тыс. частных охранных предприятий (ЧОПов) и больше 4 тыс. так называемых «служб безопасности».
Напомним: закон об оружии – один из самых старых законов новой России. За последние несколько лет в Думу поступило более 10 инициатив о его изменении, но почти все они были отвергнуты. Не получили право на свободное применение оружия, к примеру, даже охранники, сопровождающие конвои с золотом и драгметаллами.
Предложение депутатов уже вызвало критику. Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заметил, что деятельность охранных структур такого рода определяется лишь одним документом – Законом «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». «Законодательство не предполагает, чтобы для каких-то конкретных компаний делались исключения», – подчеркнул Озеров. Депутату Геннадию Гудкову непонятно, «чем хуже «Газпрома» и «Транснефти», например, Сбербанк, Внешторгбанк, РАО «РЖД» или другие, числом не менее десятка-другого». Он предположил, что те скоро попросят о такого же рода привилегии: «Таким образом, у нас в стране скоро возникнет множество ведомственных армий». «Вооружение корпораций – вещь достаточно тревожная, в российских условиях это может быть еще более опасным для общества», – заметил глава Центра этнополитических и региональных исследовани
compromatwiki.org