Константин Сорокин. Сорокин константин новатэк биография
Константин Сорокин - биография и семья
Невольник смеха
Окончил фабрично-заводское училище ленинградского завода "Красный судостроитель". В 1930г. окончил частную театральную студию Н.Н. Ходотова. С 1930 по 1933гг. - актер в театрах Пскова, Новгорода, Архангельска, Вологды. С 1933 по 1942гг. - актер Ленинградского мюзик-холла и театра миниатюр. С 1942г. - актер Театра-студии киноактера.
Мастер эпизода Константин Сорокин играл в кино вестовых и часовых («Балтийцы», «Человек с ружьем»), спортсменов и священнослужителей («Боксеры», «Первая девушка»), колхозных лодырей и жуликоватых продавцов («Член правительства», «Кубанские казаки»), цирковых бухгалтеров и карусельщиков на подпольной работе («Укротительница тигров», «Новые приключения неуловимых»). Вне своей профессии этот комический артист пренебрегал маской шута. Никогда не прикидывался в жизни «душкой», рубахой-парнем и своим в доску. Предпочитал слыть мудрецом и философом.
Эти разные, разные лица…
Зархи и Хейфиц, Сергей Юткевич, братья Васильевы, Борис Барнет, Александр Файнциммер, Иван Пырьев снимали Сорокина в классических картинах эпохи соцреализма. И чаще всего – в комедиях. Его персонажи намертво врезались в сознание благодарных киноманов. Скажем, в фильме «Котовский» молодой Сорокин, сыгравший ординарца, самодовольно красуется залихватским чубом: «Да что мне воши? Что я из-за этого буду свою мужскую красоту портить?» А когда медсестра (Марецкая) из гигиенических соображений отхватывает клок его волос, то ординарец готов стереть ее с лица земли («Ах ты, контра!»). Обритых наголо товарищей он обзывает голыми болванами, но стоит доблестному Котовскому в притворном гневе обнажить собственную голову, сверкающую, как бильярдный шар («Это я – голый болван?!»), как бузотер, сраженный своей промашкой, подставляет медичке шевелюру: «Стриги под Котовского!»
Или вот в «Небесном тихоходе» Константин Николаевич исполнил роль нагловатого театрального администратора. Его Задунайский опекает томного тенора Анания Палыча, влюбленного в начинающую певицу. А на тенора, в свою очередь, охотится орава поклонниц. Отвлекая их внимание, администратор-наперсник регулярно жертвует здоровьем: облачается в пальто премьера и вызывает огонь на себя. Ананий же Палыч тем временем безнаказанно ускользает флиртовать с пассией.
Впрочем, Константин Сорокин умел играть не только шалопаев и прохиндеев, но и патентованных мерзавцев. Другой вопрос – любил ли? В фильме «Разные судьбы» он появился в роли начальника отдела кадров крупного завода. Пользуясь дружбой с директором, зловещий эквилибрист тоталитарной эпохи манипулирует людьми и шельмует порядочных работников, отлично чувствуя свою власть и как-то уютно, по-домашнему упиваясь ею. (Фильм датирован знаковым 56-м годом.)
Зато восхитительный дед Слива из «Стряпухи» – при всей комичности и «прохиндеистости» – получился у артиста фигурой лирической. Выпивоха, враль, ходок по бесхозным казАчкам, он тоже вроде бы манипулирует односельчанами, вводя их в заблуждение своими баснями и домыслами. Но, похоже, гоношится и чудит от одиночества. Оттого, что надоел своими сплетнями всей станице, а угомониться не может: боится спасовать перед надвигающейся старостью. Вот и провоцирует бурю в стакане воды. (Причем сам размещается в ее эпицентре.) В финале, когда счастливые пары все же соединяются, бобыль Слива с трактористом Пчелкой остаются не у дел. Под лирическую песенку Высоцкий с Сорокиным ведут диалог не
прикаянных:
– А вот, Андрей, я помню, был случАй.
– Да, знаю, дед, знаю…
– Так то ж другой случАй!
– И этот знаю.
«Мы пскопские…»
В 1918 году, десяти лет от роду, псковитянин Костя Сорокин остался сиротой. Со временем догадался отправиться в Питер, где поселился у тетки. Та предупредила: «Жить живи, а на еду не надейся». Подросток работал литейщиком и учился в фабрично-заводском училище «Красный судостроитель». А закончив, не успокоился на достигнутом и поступил в частную студию знаменитого актера Николая Ходотова. Впрочем, тетке врал, будто ни свет ни заря идет на завод. Сам же два часа до начала занятий коротал в библиотеке. Там и к чтению пристрастился – оказалось, что на всю жизнь. (С годами Сорокин сумел стать широко образованным человеком. Обладая отличной памятью, с легкостью цитировал любые тексты, вплоть до исторических и философских. «Я прочитала Монтеня годам к пятидесяти, а Константин Николаевич, по-моему, освоил лет в тридцать», – говорит его младшая коллега Светлана Светличная.)
Хотя студентом Сорокину удалось поиграть на сцене почтенной Александринки в спектаклях с участием знаменитого Остужева, но зацепиться в старейшем русском театре он не смог. Четыре года, уподобившись бродячим актерам из пьес Островского, Сорокин скитался по провинции и переиграл за это время аж 150 ролей. То была и крепкая школа мастерства, и одновременно лицей профессионального авантюризма. (Когда в силу необходимости приходилось учить текст за час до выхода, импровизировать от отчаянья, влипать на сцене в неразрешимые ситуации – и самому же выкручиваться, чтоб не освистали. А порой, чего доброго, и выходить на подмостки в подпитии…)
Вернувшись в Ленинград, Сорокин поработал в Театре комедии, потом в Мюзик-холле и в Театре миниатюр. Однако то ли испугался перспективы навсегда остаться тенью Аркадия Райкина, то ли просто воспользовался шальной возможностью перебраться в столицу, но так или иначе в 41-м он был зачислен в штат «Мосфильма».
Раздвоение имиджа
При всем том, что Сорокин снялся примерно в 70 фильмах и был виртуозом эпизода, о нем почти нет публикаций в печати. Зато коллеги вспоминают Константина Николаевича с большим воодушевлением.
Людмила Хитяева, актриса :
«Сорокина все обожали. Он обладал искрометным чувством юмора, умел поддержать любую тему. Словом, был мыслящим человеком – и, кстати, обладателем потрясающей библиотеки. Когда мы вместе снимались в «Кочубее», он часто приглашал составить ему компанию за обедом. Константин Николаевич умел красиво ухаживать за столом, любил толково и солидно делать заказ, курил дорогие сигареты. То есть, играя в кино «людей из народа», в жизни стремился выглядеть вальяжным барином и бонвиваном. Возможно, таким образом он подсознательно компенсировал тяготы сиротского детства и голодной юности.
При всей своей общительности Сорокин не выносил панибратства и умел поставить на место человека, посягнувшего на его индивидуальный суверенитет. Помню, на «Кочубее» ему что-то не понравилось в поведении ассистента – и немедленно последовал окрик: «
Пшел вон!» В то же время бывали ситуации, когда Константин Николаевич вел себя как истинный рыцарь».
Валентина Березуцкая, актриса:
«Он был не очень удобным в общении человеком. То есть, конечно, умел умно и интересно говорить, но… не стеснялся оскоромиться непечатным словцом – причем даже в присутствии пожилых женщин. Моя мама, которая приехала ко мне на съемки «Стряпухи», услышав однажды его удалую тираду, даже растерялась: «И это знаменитый артист? Да как же он может черным словом крыть?! Ай, Валька, ты с ним не водись!» С другой стороны, ходили слухи, что Сорокин страдал жуткими язвами на ногах. И если это так, если работал, превозмогая боль, – тогда ему многое простительно».
Борис Яшин, режиссер фильмов «Осенние свадьбы» и «Первая девушка»:
«На самом деле Константин Николаевич был как-то не по-актерски стеснителен и поэтому специально надевал масочку разбитного говоруна. Он часто повторял: «Артист сродни арбузу. Только арбуз сначала вырезают, а потом уж покупают, а нас сначала покупают, а потом вырезают». То есть очень болезненно относился к тому, что сценами с участием эпизодических персонажей режиссеры жертвуют при монтаже в первую очередь. Кстати, заметив, что в моих картинах с его ролями этого не происходит, снимался у меня с удовольствием…
А циником Сорокин не был – это была «самооборона».
Нина Архипова, актриса:
«Очаровательный человек! Мы снимались в фильме «Щедрое лето», где он играл заведующего фермой. По сценарию его Теслюк помимо прочего закупал быка-производителя. Так этого выдающегося быка специалисты держали на палках. А Сорокин довольно бесстрашно к нему приближался, так что животноводы даже отгоняли: куда, мол, лезете?
Он был покладистым актером и никогда не навязывал Барнету своих решений. Но при этом всегда так забавно работал в кадре, что Борис Васильевич не мог сдержать хохота…
«Ходоком» в вульгарном смысле этого слова Константин Николаевич не был, но очаровать женщину, думаю, мог. Он отличался обходительностью и повышенным вниманием к дамам. Опять же – юмор делал свое дело. А юмор, как известно, свидетельство ума».
Светлана Светличная, актриса:
«К Сорокину многие тянулись, но его же и опасались. Он мог без обиняков врезать в глаза неприятную правду. Никаких тормозов у него в этом смысле не было. Кстати, я тоже его побаивалась, но по другой причине. Мне казалось, что не смогу соответствовать уровню его интеллекта. Все думала: вдруг сочтет меня глупышкой?..
Когда у меня появился второй ребенок, я гуляла однажды с коляской вдоль Комсомольского проспекта. А Сорокин жил неподалеку и, видимо, шел к себе домой. Увидел меня и вдруг произнес: «Светка, зачем рожаешь?» Он имел в виду, что мы, актеры, не всегда можем оставаться рядом с детьми, брать на себя полную ответственность за их воспитание. Да к тому же, мне кажется, еще и понимал (если не провидел), что случаются объективные перемены в жизни целых поколений, когда родители не в силах оградить детей от испытаний…»
Последние слова позволяют предположить, что Константин Сорокин отличался не только образ
ованностью и юмором, но также определенной жизненной философией – чем-то вроде недепрессивного пессимизма (скажем так). Недаром слова «мудрец» и «философ» ассоциируются с его образом у большинства коллег…
Хотя Константин Николаевич безумно любил дочь, но его отношения с женой были разрушены. И он не спешил заполнить собственное одиночество иллюзией теплоты новых семейных уз. Ведь большинство здравомыслящих людей рано или поздно понимают, что пришли в этот мир в одиночку – и уйдут из него точно так же.
Впрочем, одиночество этого артиста могло иметь отнюдь не философское, а вполне бытовое объяснение.
Русский вопрос
Сорокин любил выпить, и все это знали. Нина Ургант признается, что в дни ее дебюта (а актриса снималась в «Укротительнице тигров» впервые в жизни) она просто-таки боялась своего экранного «отца». По словам Нины Николаевны, он – увы! – всегда пребывал в состоянии алкогольного опьянения…
С годами Константин Николаевич нашел способ никого не пугать и не подводить (что можно считать достойным профессиональным подходом к проблеме). Он заранее предупреждал режиссеров, в какой день и на какой срок «уйдет в подполье» – и на эти даты назначались съемки эпизодов без его участия. Людмила Хитяева вспоминает, как на исходе таких «больных дней» зашла однажды в его гостиничный номер – и изумилась: у Сорокина полным ходом шла примерка. Он заказал лучшим портным три костюма, чтобы после питейной паузы появиться перед лицом своих товарищей в элегантной тройке и при галстуке – словом, выглядеть безупречным щеголем.
(Говорят, в своем «подпольном» существовании актер вел себя тихо и нескандально. Просто запирался от посторонних взглядов, прихватив с собой из закуски лишь яблоко. А спустя условленное количество дней приступал к работе бодрым и обновленным.)
В середине 60-х, в зените карьеры, Константин Сорокин вдруг затосковал, тяготясь рамками отпущенного ему амплуа. То ли просто устал смешить публику, то ли амбиции разыгрались. (Ведь удалось же, к примеру, клоуну Никулину убедительно исполнить трагикомическую роль в картине Кулиджанова «Когда деревья были большими», а характерному артисту Крючкову блеснуть в драме «Суд» Скуйбина и Манасаровой.) Так что, когда режиссер Самсонов предложил актеру Сорокину роль странноватого циника Чебутыкина, нежно привязанного к трем сестрам из одноименной пьесы Чехова, наш герой был счастлив и позже назвал эту киноработу самой значительной в своей жизни. Увы, больше ему на психологические роли не везло. Так что пришлось жить в отведенных судьбой пределах.
Между его последней картиной «Иван и «Коломбина» и смертью в 81-м (Сорокину было лишь 73) лежит пауза в четыре года. Впрочем, не приходится сомневаться, что даже в отсутствие приглашений артист не позволял себе киснуть и продолжал колесить по стране с творческими вечерами, поскольку страстно любил путешествовать.
…А все же почему-то кажется, что последние годы одинокому лицедею, не лишенному вредных привычек, жилось довольно безрадостно. И это – невзирая на весь его философский и юмористический потенциал.
facecollection.ru
Сорокин, Константин Николаевич, биография, награды и премии
имя | Константин Сорокин |
имя при рождении | Константин Николаевич Сорокин |
дата рождения | 3.9.1908 (21.8) |
место рождения | Санкт-Петербург, Российская империя |
дата смерти | 17.5.1981 |
место смерти | Москва, СССР |
профессия | Актёр |
годы активности | 1930—1981 |
imdb_id | 0815122 |
Константи́н Никола́евич Соро́кин (1908 — 1981) — советский киноактёр. Народный артист РСФСР (1966).
Биография
Константин Сорокин родился 21 августа (3 сентября) 1908 года в Санкт-Петербурге. Отец Николай Никанорович — литейщик, мать Софья Михайловна — домохозяйка.
Окончил театральную студию Н. Н. Ходотова (1930). До 1933 года — актёр в театрах Пскова, Новгорода, Архангельска, Вологды, в 1933—1942 годах — актёр Ленинградского мюзик-холла и театра миниатюр, с 1942 года — Театра-студии киноактёра.
Сорокин Константин Николаевич, Обезьяна, Вектор. Кармический год - понять смысл происходящего нелегко, идёт перелом судьбы. Приходится сражаться против Кабан...Все видео
К. Н. Сорокин умер 17 мая 1981 года. Похоронен в Москве на 129-м участке Востряковского кладбища.
Награды и премии
- заслуженный артист РСФСР (1957)
- народный артист РСФСР (1966)
== Фильмография ==
- 1935 — Дубровский
- 1937 — Волочаевские дни — эпизод
- 1938 — Медведь
- 1938 — Человек с ружьём — Адъютант генерала
- 1939 — Моряки — Степа
- 1939 — Мужество — пилот Власов
- 1939 — Доктор Калюжный
- 1940 — Танкер «Дербент» — моторист Миша
- 1941 — Боксёры — боксёр Хромченко
- 1941 — Антоша Рыбкин — Федя, боец-повар
- 1942 — Котовский — ординарец
- 1942 — Боевой киносборник № 12 — Денщик
- 1943 — Актриса — Зайцев
- 1943 — Воздушный извозчик — Задунайский
- 1943 — Юный Фриц — Франц, однополчанин Фрица
- 1945 — Близнецы — краснофлотец Жарков
- 1945 — Здравствуй, Москва! — завсегдатай пивного бара
- 1946 — Синегория — мичман Пашков
- 1947 — Рядовой Александр Матросов — Миша Скворцов
- 1947 — Новый дом — Полойка-счетовод
- 1948 — Поезд идет на Восток — Начальник поезда
- 1949 — Кубанские казаки — Продавец хомутов
- 1950 — Щедрое лето
- 1951 — Спортивная честь — Таксист
- 1951 — Тарас Шевченко — Рыжий ефрейтор
- 1952 — Максимка — писарь Сойкин
- 1954 — Герои Шипки — Макар Лизюта
- 1954 — Укротительница тигров — Ферапонт Ильич, главбух
- 1955 — Максим Перепелица — старшина Саблин
- 1955 — Сын — Панечкин, бригадир-жулик
- 1956 — Она вас любит — Жмухин
- 1956 — Разные судьбы — Пётр Петрович, начальник отдела кадров
- 1957 — Наши соседи
- 1958 — Кочубей
- 1958 — Олеко Дундич — красный командир
- 1959 — Любовью надо дорожить
- 1959 — Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева — мастер Василий Семёнович
- 1960 — Трижды воскресший
- 1962 — Шестнадцатая весна
- 1962 — Черёмушки — Курочкин, сосед
- 1964 — Три сестры — Чебутыкин
- 1965 — Спящий лев
- 1965 — Стряпуха — дед Слива
- 1966 — Нет и да
- 1967 — Осенние свадьбы
- 1967 — Хроника пикирующего бомбардировщика — продавец военторга Александр Михайлович
- 1968 — Новые приключения неуловимых — карусельщик Мефодий
- 1968 — Первая девушка
- 1968 — Таинственный монах — комендант
- 1969 — Повесть о чекисте
- 1970 — Опекун — Митрий Прокопыч Самородов, самогонщик
- 1974 — Ищу мою судьбу
- 1974 — Ни пуха, ни пера
- 1975 — Иван и Коломбина
Другие популярные актеры
Комментарии
www.cultin.ru
Константин Сорокин - Биография и интересные факты
Комедия, Мелодрама
Драма
Комедия, Драма
Комедия
Мелодрама
Драма
Комедия
Комедия, Мелодрама
Драма, Исторический
Драма
Комедия, Музыка
Драма, Исторический
Комедия
www.kinokopilka.pro
Константин Сорокин - актер, народный артист рсфср
Мастер эпизода Константин Сорокин играл в кино вестовых и часовых («Балтийцы», «Человек с ружьем»), спортсменов и священнослужителей («Боксеры», «Первая девушка»), колхозных лодырей и жуликоватых продавцов («Член правительства», «Кубанские казаки»), цирковых бухгалтеров и карусельщиков на подпольной работе («Укротительница тигров», «Новые приключения неуловимых»). Вне своей профессии этот комический артист пренебрегал маской шута. Никогда не прикидывался в жизни «душкой», рубахой-парнем и своим в доску. Предпочитал слыть мудрецом и философом.
Эти разные, разные лица…
Зархи и Хейфиц, Сергей Юткевич, братья Васильевы, Борис Барнет, Александр Файнциммер, Иван Пырьев снимали Сорокина в классических картинах эпохи соцреализма. И чаще всего – в комедиях. Его персонажи намертво врезались в сознание благодарных киноманов. Скажем, в фильме «Котовский» молодой Сорокин, сыгравший ординарца, самодовольно красуется залихватским чубом: «Да что мне воши? Что я из-за этого буду свою мужскую красоту портить?» А когда медсестра (Марецкая) из гигиенических соображений отхватывает клок его волос, то ординарец готов стереть ее с лица земли («Ах ты, контра!»). Обритых наголо товарищей он обзывает голыми болванами, но стоит доблестному Котовскому в притворном гневе обнажить собственную голову, сверкающую, как бильярдный шар («Это я – голый болван?!»), как бузотер, сраженный своей промашкой, подставляет медичке шевелюру: «Стриги под Котовского!»
Или вот в «Небесном тихоходе» Константин Николаевич исполнил роль нагловатого театрального администратора. Его Задунайский опекает томного тенора Анания Палыча, влюбленного в начинающую певицу. А на тенора, в свою очередь, охотится орава поклонниц. Отвлекая их внимание, администратор-наперсник регулярно жертвует здоровьем: облачается в пальто премьера и вызывает огонь на себя. Ананий же Палыч тем временем безнаказанно ускользает флиртовать с пассией.
Впрочем, Константин Сорокин умел играть не только шалопаев и прохиндеев, но и патентованных мерзавцев. Другой вопрос – любил ли? В фильме «Разные судьбы» он появился в роли начальника отдела кадров крупного завода. Пользуясь дружбой с директором, зловещий эквилибрист тоталитарной эпохи манипулирует людьми и шельмует порядочных работников, отлично чувствуя свою власть и как-то уютно, по-домашнему упиваясь ею. (Фильм датирован знаковым 56-м годом.)
Зато восхитительный дед Слива из «Стряпухи» – при всей комичности и «прохиндеистости» – получился у артиста фигурой лирической. Выпивоха, враль, ходок по бесхозным казАчкам, он тоже вроде бы манипулирует односельчанами, вводя их в заблуждение своими баснями и домыслами. Но, похоже, гоношится и чудит от одиночества. Оттого, что надоел своими сплетнями всей станице, а угомониться не может: боится спасовать перед надвигающейся старостью. Вот и провоцирует бурю в стакане воды. (Причем сам размещается в ее эпицентре.) В финале, когда счастливые пары все же соединяются, бобыль Слива с трактористом Пчелкой остаются не у дел. Под лирическую песенку Высоцкий с Сорокиным ведут диалог неприкаянных:
– А вот, Андрей, я помню, был случАй.
– Да, знаю, дед, знаю…
– Так то ж другой случАй!
– И этот знаю.
«Мы пскопские…»
В 1918 году, десяти лет от роду, псковитянин Костя Сорокин остался сиротой. Со временем догадался отправиться в Питер, где поселился у тетки. Та предупредила: «Жить живи, а на еду не надейся». Подросток работал литейщиком и учился в фабрично-заводском училище «Красный судостроитель». А закончив, не успокоился на достигнутом и поступил в частную студию знаменитого актера Николая Ходотова. Впрочем, тетке врал, будто ни свет ни заря идет на завод. Сам же два часа до начала занятий коротал в библиотеке. Там и к чтению пристрастился – оказалось, что на всю жизнь. (С годами Сорокин сумел стать широко образованным человеком. Обладая отличной памятью, с легкостью цитировал любые тексты, вплоть до исторических и философских. «Я прочитала Монтеня годам к пятидесяти, а Константин Николаевич, по-моему, освоил лет в тридцать», – говорит его младшая коллега Светлана Светличная.)
Хотя студентом Сорокину удалось поиграть на сцене почтенной Александринки в спектаклях с участием знаменитого Остужева, но зацепиться в старейшем русском театре он не смог. Четыре года, уподобившись бродячим актерам из пьес Островского, Сорокин скитался по провинции и переиграл за это время аж 150 ролей. То была и крепкая школа мастерства, и одновременно лицей профессионального авантюризма. (Когда в силу необходимости приходилось учить текст за час до выхода, импровизировать от отчаянья, влипать на сцене в неразрешимые ситуации – и самому же выкручиваться, чтоб не освистали. А порой, чего доброго, и выходить на подмостки в подпитии…)
Вернувшись в Ленинград, Сорокин поработал в Театре комедии, потом в Мюзик-холле и в Театре миниатюр. Однако то ли испугался перспективы навсегда остаться тенью Аркадия Райкина, то ли просто воспользовался шальной возможностью перебраться в столицу, но так или иначе в 41-м он был зачислен в штат «Мосфильма».
Раздвоение имиджа
При всем том, что Сорокин снялся примерно в 70 фильмах и был виртуозом эпизода, о нем почти нет публикаций в печати. Зато коллеги вспоминают Константина Николаевича с большим воодушевлением.
Людмила Хитяева, актриса :
«Сорокина все обожали. Он обладал искрометным чувством юмора, умел поддержать любую тему. Словом, был мыслящим человеком – и, кстати, обладателем потрясающей библиотеки. Когда мы вместе снимались в «Кочубее», он часто приглашал составить ему компанию за обедом. Константин Николаевич умел красиво ухаживать за столом, любил толково и солидно делать заказ, курил дорогие сигареты. То есть, играя в кино «людей из народа», в жизни стремился выглядеть вальяжным барином и бонвиваном. Возможно, таким образом он подсознательно компенсировал тяготы сиротского детства и голодной юности.
При всей своей общительности Сорокин не выносил панибратства и умел поставить на место человека, посягнувшего на его индивидуальный суверенитет. Помню, на «Кочубее» ему что-то не понравилось в поведении ассистента – и немедленно последовал окрик: «Пшел вон!» В то же время бывали ситуации, когда Константин Николаевич вел себя как истинный рыцарь».
Валентина Березуцкая, актриса:
«Он был не очень удобным в общении человеком. То есть, конечно, умел умно и интересно говорить, но… не стеснялся оскоромиться непечатным словцом – причем даже в присутствии пожилых женщин. Моя мама, которая приехала ко мне на съемки «Стряпухи», услышав однажды его удалую тираду, даже растерялась: «И это знаменитый артист? Да как же он может черным словом крыть?! Ай, Валька, ты с ним не водись!» С другой стороны, ходили слухи, что Сорокин страдал жуткими язвами на ногах. И если это так, если работал, превозмогая боль, – тогда ему многое простительно».
Борис Яшин, режиссер фильмов «Осенние свадьбы» и «Первая девушка»:
«На самом деле Константин Николаевич был как-то не по-актерски стеснителен и поэтому специально надевал масочку разбитного говоруна. Он часто повторял: «Артист сродни арбузу. Только арбуз сначала вырезают, а потом уж покупают, а нас сначала покупают, а потом вырезают». То есть очень болезненно относился к тому, что сценами с участием эпизодических персонажей режиссеры жертвуют при монтаже в первую очередь. Кстати, заметив, что в моих картинах с его ролями этого не происходит, снимался у меня с удовольствием…
А циником Сорокин не был – это была «самооборона».
Нина Архипова, актриса:
«Очаровательный человек! Мы снимались в фильме «Щедрое лето», где он играл заведующего фермой. По сценарию его Теслюк помимо прочего закупал быка-производителя. Так этого выдающегося быка специалисты держали на палках. А Сорокин довольно бесстрашно к нему приближался, так что животноводы даже отгоняли: куда, мол, лезете?
Он был покладистым актером и никогда не навязывал Барнету своих решений. Но при этом всегда так забавно работал в кадре, что Борис Васильевич не мог сдержать хохота…
«Ходоком» в вульгарном смысле этого слова Константин Николаевич не был, но очаровать женщину, думаю, мог. Он отличался обходительностью и повышенным вниманием к дамам. Опять же – юмор делал свое дело. А юмор, как известно, свидетельство ума».
Светлана Светличная, актриса:
«К Сорокину многие тянулись, но его же и опасались. Он мог без обиняков врезать в глаза неприятную правду. Никаких тормозов у него в этом смысле не было. Кстати, я тоже его побаивалась, но по другой причине. Мне казалось, что не смогу соответствовать уровню его интеллекта. Все думала: вдруг сочтет меня глупышкой?..
Когда у меня появился второй ребенок, я гуляла однажды с коляской вдоль Комсомольского проспекта. А Сорокин жил неподалеку и, видимо, шел к себе домой. Увидел меня и вдруг произнес: «Светка, зачем рожаешь?» Он имел в виду, что мы, актеры, не всегда можем оставаться рядом с детьми, брать на себя полную ответственность за их воспитание. Да к тому же, мне кажется, еще и понимал (если не провидел), что случаются объективные перемены в жизни целых поколений, когда родители не в силах оградить детей от испытаний…»
Последние слова позволяют предположить, что Константин Сорокин отличался не только образованностью и юмором, но также определенной жизненной философией – чем-то вроде недепрессивного пессимизма (скажем так). Недаром слова «мудрец» и «философ» ассоциируются с его образом у большинства коллег…
Хотя Константин Николаевич безумно любил дочь, но его отношения с женой были разрушены. И он не спешил заполнить собственное одиночество иллюзией теплоты новых семейных уз. Ведь большинство здравомыслящих людей рано или поздно понимают, что пришли в этот мир в одиночку – и уйдут из него точно так же.
Впрочем, одиночество этого артиста могло иметь отнюдь не философское, а вполне бытовое объяснение.
Русский вопрос
Сорокин любил выпить, и все это знали. Нина Ургант признается, что в дни ее дебюта (а актриса снималась в «Укротительнице тигров» впервые в жизни) она просто-таки боялась своего экранного «отца». По словам Нины Николаевны, он – увы! – всегда пребывал в состоянии алкогольного опьянения…
С годами Константин Николаевич нашел способ никого не пугать и не подводить (что можно считать достойным профессиональным подходом к проблеме). Он заранее предупреждал режиссеров, в какой день и на какой срок «уйдет в подполье» – и на эти даты назначались съемки эпизодов без его участия. Людмила Хитяева вспоминает, как на исходе таких «больных дней» зашла однажды в его гостиничный номер – и изумилась: у Сорокина полным ходом шла примерка. Он заказал лучшим портным три костюма, чтобы после питейной паузы появиться перед лицом своих товарищей в элегантной тройке и при галстуке – словом, выглядеть безупречным щеголем.
(Говорят, в своем «подпольном» существовании актер вел себя тихо и нескандально. Просто запирался от посторонних взглядов, прихватив с собой из закуски лишь яблоко. А спустя условленное количество дней приступал к работе бодрым и обновленным.)
В середине 60-х, в зените карьеры, Константин Сорокин вдруг затосковал, тяготясь рамками отпущенного ему амплуа. То ли просто устал смешить публику, то ли амбиции разыгрались. (Ведь удалось же, к примеру, клоуну Никулину убедительно исполнить трагикомическую роль в картине Кулиджанова «Когда деревья были большими», а характе рному артисту Крючкову блеснуть в драме «Суд» Скуйбина и Манасаровой.) Так что, когда режиссер Самсонов предложил актеру Сорокину роль странноватого циника Чебутыкина, нежно привязанного к трем сестрам из одноименной пьесы Чехова, наш герой был счастлив и позже назвал эту киноработу самой значительной в своей жизни. Увы, больше ему на психологические роли не везло. Так что пришлось жить в отведенных судьбой пределах.
Между его последней картиной «Иван и «Коломбина» и смертью в 81-м (Сорокину было лишь 73) лежит пауза в четыре года. Впрочем, не приходится сомневаться, что даже в отсутствие приглашений артист не позволял себе киснуть и продолжал колесить по стране с творческими вечерами, поскольку страстно любил путешествовать.
…А все же почему-то кажется, что последние годы одинокому лицедею, не лишенному вредных привычек, жилось довольно безрадостно. И это – невзирая на весь его философский и юмористический потенциал.
biozvezd.ru
Сорокин Константин Николаевич — «Чтобы Помнили»
Народный артист РСФСР (1966)
Константин Сорокин родился 3 сентября 1908 года в Санкт—Петербурге.
Сорокины жили за Нарвской заставой, на Елизаветинской улице. Глава семьи Николай Никонорович работал на чугунно—литейном заводе литейщиком, а мама Константина — Софья Михайловна — была домохозяйкой. У Константина также был старший брат Николай, родившийся в 1903 году.
В 1916 году Костя пошел учиться в начальную школу, но после октябрьской революции в 1918 году школа была закрыта. А вскоре, в 1922 году, его отец заболел сыпным тифом и умер, после чего семья оказалась в крайне тяжелом положении, так как Софья Михайловна тоже была больна и не могла содержать сыновей. И тогда Константин поехал учиться в Слуцкую трудовую колонию, где получил специальность ученика слесаря. Тем временем в 1924 году в больнице Ленинграда умерла его мама.
Став сиротой, Константин не пал духом и, вернувшись в Ленинград, решил так же, как и его отец, стать литейщиком по чугуну. Мальчик поселился у своей тетки и начал обучение профессии в фабрично—заводском училище «Красный судостроитель», а параллельно с учебой стал заниматься в заводском драматическом кружке. Именно в это время он почувствовал влечение к актерскому искусству. После того как во время занятий раскрылись его недюжинные актерские способности, в 1926 году комсомольская организация завода направила Сорокина учиться в драматическую студию заслуженного артиста Николая Ходотова. Тогда же Константин пристрастился к чтению. Позже актер, обладавший отличной памятью, с легкостью цитировал любые тексты, вплоть до исторических и философских. «Я прочитала Монтеня годам к пятидесяти, а Константин Николаевич, по—моему, освоил лет в тридцать», — рассказывала о Сорокине актриса Светлана Светличная.
В 1928 году наступили перемены в личной жизни молодого актера. Он встретил и полюбил девушку по имени Катя, в том же году они поженились, прожив впоследствии вместе 46 лет. В 1929 году, после окончания студии, Николай Сорокин получил специальность драматического актера, но устроиться на работу в Ленинграде не смог и начал работать в провинции. В течение четырех лет актер сезонно работал в театрах Пскова, Новгорода, Череповца, Архангельска и Вологды. Всего за это время Сорокин сыграл более 150 ролей, и это было, по признанию самого актера, хорошей жизненной школой. Позже Константин Николаевич работал в ленинградских театрах — в театре Комедии, Мюзик—Холле, а после его ликвидации — в театре Миниатюр.
В 1935 году состоялся дебют Сорокина в кино. Он сыграл роль писаря Парамошки в фильме Александра Ивановского «Дубровский». Несмотря на то, что сам Сорокин обладал несомненным талантом перевоплощения, Константина Николаевичу удалось многому научиться у своих партнеров по фильму — Николая Монахова, Михаила Тарханова и Бориса Ливанова.
В 1938 году в семье Сорокиных родилась дочь Наташа.
После начала войны театр Миниатюр, в котором работал Сорокин, был эвакуирован в Ташкент, куда и переехали вместе с труппой театра Сорокины. Когда в 1942 году театр выехал на гастроли в Алма—Ату, где в то время находилась объединенная киностудия, Константина Николаевича пригласили работать в штат этой студии. И, уволившись из театра, артист на долгое время связал свою жизнь с кино. Всего во время войны Николай Сорокин снялся в восьми фильмах, среди которых были очень популярные в то время картины «Александр Пархоменко», «Котовский» и «Воздушный извозчик». За съемки во время войны Сорокин был награжден орденом Красной Звезды, чем очень гордился.
Его персонажи намертво врезались в сознание кинозрителей. В фильме «Котовский» Сорокин, сыгравший ординарца, красовался своим чубом: «Да что мне воши? Что я из—за этого буду свою мужскую красоту портить?» А когда медсестра в исполнении Марецкой из гигиенических соображений все же отхватывает у него клок волос, то герой Сорокина готов стереть ее с лица земли, а обритых наголо товарищей называет голыми болванами. Но стоит Котовскому в притворном гневе обнажить собственную голову, сверкающую, как бильярдный шар и сказать: «Это я — голый болван?!», как бузотер, сраженный своей промашкой, жертвует шевелюрой: «Стриги под Котовского!» В таких ярких комедийных эпизодах Сорокина снимали Зархи, Хейфиц, Сергей Юткевич, братья Васильевы, Борис Барнет, Александр Файнциммер и Иван Пырьев. Работы актера всегда изобиловали яркими находками в их комедиях. Режиссер Борис Яшин рассказывал: «На самом деле Константин Николаевич был как—то не по—актерски стеснителен и поэтому специально надевал масочку разбитного говоруна. Он часто повторял: «Артист сродни арбузу. Только арбуз сначала вырезают, а потом уж покупают, а нас сначала покупают, а потом вырезают». То есть очень болезненно относился к тому, что сценами с участием эпизодических персонажей режиссеры жертвуют при монтаже в первую очередь. Кстати, заметив, что в моих картинах с его ролями этого не происходит, снимался у меня с удовольствием… А циником Сорокин не был — это была «самооборона».
После того как в 1944 году Сорокину предложили сыграть роль в фильме «Близнецы», он вместе с семьей переехал из Алма—Аты в Москву, где продолжил активно сниматься в кино.
В то время в год выходило по два, а иногда и по три фильма с его участием. Николай Сорокин стал необыкновенно популярным актером, и особенным успехом у зрителей пользовалась роль циркового бухгалтера Ферапонта Ильича, сыгранного Сорокиным в фильме «Укротительница тигров».
Актриса Людмила Хитяева рассказывала: «Сорокина все обожали. Он обладал искрометным чувством юмора, умел поддержать любую тему. Словом, был мыслящим человеком — и, кстати, обладателем потрясающей библиотеки. Когда мы вместе снимались в «Кочубее», он часто приглашал составить ему компанию за обедом. Константин Николаевич умел красиво ухаживать за столом, любил толково и солидно делать заказ, курил дорогие сигареты. То есть, играя в кино «людей из народа», в жизни стремился выглядеть вальяжным барином и бонвиваном. Возможно, таким образом он подсознательно компенсировал тяготы сиротского детства и голодной юности. При всей своей общительности Сорокин не выносил панибратства и умел поставить на место человека, посягнувшего на его индивидуальный суверенитет. Помню, на «Кочубее» ему что—то не понравилось в поведении ассистента — и немедленно последовал окрик: «Пшел вон!» В то же время бывали ситуации, когда Константин Николаевич вел себя как истинный рыцарь».
Многие фильмы с участием Сорокина стали классикой советского кино. В них актер наглядно доказал, что способен одинаково хорошо играть драму и комедию. В фильме «Максимка» он сыграл завистливого корабельного писаря, в фильме «Герои Шипки» — русского офицера Макара Лизюту, защитника болгар и бесстрашного патриота России.
Также им прекрасно была сыграна роль доктора Чебутыкина в постановке чеховских «Трех сестер». А роль бригадира Паничкина в фильме «Сын» стала, пожалуй, самым ярким исполнением Сорокиным отрицательной роли в кино. Сорокин всегда тщательно выбирал роли, внимательно читал сценарий и давал согласие на съемку лишь в том случае, если считал, что картина получится интересной и качественной.
Именно поэтому в фильмографии Константина Сорокина много любимых зрителями фильмов: «Воздушный извозчик», «Близнецы», «Поезд идет на Восток», «Максим Перепелица», «Новые приключения неуловимых» и многих других замечательных картин.
В последние годы Николая Сорокина практически не приглашали сниматься в кино и актер много ездил по стране с творческими вечерами, участвовал в концертах, на которых зрители его по—прежнему узнавали.
Константин Николаевич Сорокин умер 16 мая 1981 года в Москве и был похоронен на Востряковском кладбище.
О Константине Сорокине подготовил прекрасную передачу из цикла «Чтобы помнили» Леонид Филатов.
Your browser does not support the video/audio tag.
Текст подготовил Андрей Гончаров
Использованные материалы:
Материалы сайта www.sorokin.kinosozvezdie.ruМатериалы сайта www.kino—teatr.ruТекст статьи «Невольник смеха», автор Т.Романова
Фильмография:
1935 «Дубровский», роль: Парамошка1937 «Балтийцы» 1937 «Дочь Родины» 1938 «Медведь» 1938 «Человек с ружьём», роль: часовой1939 «Доктор Калюжный», роль: сторож1939 «Мужество» 1939 «Член правительства», роль: председатель колхоза Телегин1940 «Музыкальная история», эпизод1940 «Небеса» 1940 «Танкер «Дербент», роль: моторист Миша1941 «Боксёры», роль: боксёр Хромченко1942 «Александр Пархоменко», эпизод1942 «Антоша Рыбкин», роль: боец—повар Федя1942 «Ванька» 1942 «Котовский» 1943 «Актриса» 1943 «Воздушный извозчик», роль: Задунайский1943 «Юный фриц» 1944 «Иван Грозный» 1945 «Близнецы», роль: Гадалов1947 «Новый дом» 1947 «Поезд идёт на восток», роль: начальник поезда1947 «Рядовой Александр Матросов», роль: Скворцов1949 «Кубанские казаки», роль: продавец хомутов1950 «Щедрое лето», роль: Теслюк1951 «Незабываемый 1919—й», роль: комиссар Петроградского округа1951 «Тарас Шевченко» 1952 «Максимка» 1954 «Герои Шипки», роль: Макар Лизюта1954 «Укротительница тигров», роль: бухгалтер1955 «Сын», роль: Панечкин1955 «Максим Перепелица», роль: старшина Саблин1956 «Первые радости» 1956 «Разные судьбы», роль: начальник отдела кадров1956 «Она вас любит», роль: Жмухин1957 «Наши соседи», роль: Мурашко1958 «Кочубей» 1958 «Олеко Дундич» 1959 «Любовью надо дорожить» 1959 «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва» 1960 «Трижды воскресший» 1962 «Черёмушки» 1962 «Шестнадцатая весна» 1964 «Три сестры» 1965 «Спящий лев» 1965 «Стряпуха», роль: дед Слива1966 «Нет и да», роль: комендант1967 «Осенние свадьбы», роль: дядя Миша1967 «Таинственный монах», роль: комендант1967 «Хроника пикирующего бомбардировщика» 1968 «Новые приключения Неуловимых» 1968 «Первая девушка» 1969 «Повесть о чекисте», роль: Андрей Кузьмич, тесть инженера Крафта1970 «Город первой любви» 1970 «Опекун», роль: самогонщик1973 «Ни пуха, ни пера» 1975 «Иван и «Коломбина»
3 сентября 1908 года – 16 мая 1981 года
Похожие статьи и материалы:
Сорокин Константин (Цикл передач «Чтобы помнили»)
ИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
chtoby-pomnili.net