Арктика зовет: подорожавшая нефть «размораживает» шельфовые проекты. Арктика роснефть


«Роснефть» и Statoil в погоне за арктической нефтью

Statoil

Бурение в ледовых условиях

Statoil планирует добывать нефть в ледовых условиях в России, Гренландии, США, Канаде. При этом в Норвегии бурение в замерзающих морях запрещено из соображений безопасности. Здесь риск аварий чрезвычайно высок, а эффективных технологий уборки нефти со льда просто не существует. При самых благоприятных условиях удастся убрать максимум 15% разлитых нефтепродуктов. Притом, спасателям понадобится до двух суток только чтобы добраться до места происшествия. Большая часть загрязнения неизбежно осядет на дно и будет вынесена на берег.

Аварии

Statoil считается самой передовой компанией в области работы на шельфе, но и его технологии несовершенны. Компания допустила:

  • Нефтеразлив на шельфовом месторождении Statfjord в 2007 году. В Северное море вылилось около 25 тысяч баррелей нефти.
  • Авария на буровой платформе Eirik Raude в 2005 году привела к трем утечкам нефти объемом до 18 тонн. Компания приостановила работу платформы только после массовых акций протеста.
  • На платформе Snoehvit LNG в Баренцевом море в 2008 году случились две аварии, которые привели к утечкам углеводородов.

Битуминозные пески в Канаде

Statoil старается придерживаться высоких стандартов работы в Норвегии, но за рубежом реализует самые рискованные проекты. В канадской провинции Альберта Statoil добывает нефть из битуминозных песков. На сегодняшний день это самый варварский способ добычи нефти на планете. Добыча ведется карьерным способом и приводит к загрязнению огромных объемов воды и почв химикатами, а также большим выбросам углекислого газа. Кроме того, работы ведутся посреди массива коренных лесов, который постепенно разрушается.

Совместные проекты Statoil и «Роснефти»

Statoil и «Роснефть» в прошлом году заключили соглашение о совместной разработке нефтяных месторождений в Баренцевом море (лицензионной участок «Персеевский») и в Охотском море (лицензионные участки Кашеваровский, Лисянский и Магадан-1). В Баренцевом море Statoil намерен полностью взять на себя расходы по сейсморазведке и разведочному бурению, которая будет идти в 2016-2021 годах. Компании считают, что запасы углеводородов на участке превышают 2 миллиарда тонн.

Роснефть

Лицензии на добычу нефти на арктическом шельфе

Добыча нефти в Арктике чрезвычайно сложна и невыгодна. Для того, чтобы сделать эти проекты рентабельными, «Роснефть» требует от правительства исключительных льгот: отмены экспортной пошлины, снижения налога на добычу полезных ископаемых в Арктике, отмены пошлин на ввоз уникального импортного оборудования.

«Роснефть» оценивает стоимость своих арктических амбиций в 500 миллиардов долларов. Своих средств компании явно не хватит, и она изо всех сил старается привлечь к работе партнёров из США, Японии, Италии и даже Китая.

Угроза заповедным территориям

Участки, которые осваивают Statoil и «Роснефть», находятся в опасной близости от границ национальных парков и заповедников. Если случится авария, их уникальную природу будет практически невозможно спасти.

Участки «Роснефти» Восточно-Приновоземельский-1 и -2 пересекают акваторию знаменитого национального парка «Русская Арктика». Национальный парк создан для сохранения белых медведей, моржей, нарвалов и гренландских китов. Что станет со всеми этими редкими животными, когда компания установит здесь свои нефтяные платформы?

Разливы нефти в Сибири

«Роснефть» — абсолютный «чемпион» по числу порывов трубопроводов: каждый год компания допускает около 10 тысяч утечек нефти! Главная причина — старые, ржавые нефтепроводы, средний возраст которых — около 30 лет. Компания годами экономит на их замене и ремонте. Она превратила в зону экологического бедствия целые районы в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком округах, Республике Коми и другие регионах своей деятельности.

Варварские способы добычи нефти

Сжигание попутного нефтяного газа (ПНГ)

ПНГ — побочный продукт добычи нефти и потенциальное сырьё для производства топлива. «Роснефть» половину производимого ПНГ просто сжигает, в 2011 было сожжено 7 миллиардов м3 потенциального топлива. Несмотря на требование государства увеличивать долю использования ПНГ, главная государственная нефтяная компания год за годом сжигает всё больше. Только на Ванкорском месторождении «Роснефть» ежегодно сжигает ПНГ стоимостью 200 миллионов Евро.

Метод гидроразрыва пласта

Когда компания «ЮКОС» применяла метод гидроразрыва пласта для повышения нефтеотдачи, чиновники называли эту практику «колониальной» и «варварской».

Сегодня «Роснефть» проводит более 2 тысяч операций гидроразрыва пласта ежегодно. И абсолютное большинство новых скважин вводится в эксплуатацию с его использованием.

Подробнее о том, почему «Роснефти» не место в АрктикеRosneft and oil exploration in the Russian Arctic

www.greenpeace.org

Зачем Арктика нефтяной компании Роснефть?: nikitskij

Ни много, ни мало, а целых $400 млрд "Роснефть" вложит за 20 лет в разработку шельфа Арктики. Спросите - зачем?

По оценкам специалистов, к 2050 году Арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30 процентов всей российской нефтедобычи. Добыча первой арктической нефти ожидается уже в 2018 году. А по своему совокупному нефтегазовому потенциалу осадочные бассейны российского арктического шельфа сравнимы с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира!

В апреле я отправился в экспедицию «Кара-зима-2014», организованную «Арктическим научно-проектным центром» (совместное предприятие НК «Роснефть» и ExxonMobil) при поддержке специалистов ФГБУ «Арктического и антарктического научно-исследовательского института». Кстати, экспедиция не обходилась без продукции «Роснефти».

Экспедиция стала самой продолжительной в Северном Ледовитом океане со времен распада СССР. В течение 63 дней с борта атомного ледокола «Ямал» ученые исследовали наименее изученные участки северных морей: моря Лаптевых, Карского и Восточно-Сибирского. В том числе работы велись у побережья архипелагов Новая Земля, Северная Земля и острова Де-Лонга.

Во время экспедиции ученые вели наблюдение за морскими млекопитающими и птицами, чтобы оценить потенциальное воздействие нефтедобычи на арктическую природу и разработать экологические стандарты освоения шельфа.

Базовым принципом реализации шельфовых проектов является безусловное следование жестким требованиям российского природоохранного законодательства и международных соглашений на всех стадиях реализации проекта, от подготовки проектных материалов до окончания бурения и ликвидации скважин.

Вопросы экологии и сохранения окружающей среды являются первостепенными для «Роснефти», особенно когда дело касается Арктики.

Сегодня нефтяная компания «Роснефть» в России не только лидер в добыче нефти, но и крупнейший недропользователь на морском шельфе. Компания владеет на настоящий момент 44 лицензиями на освоение шельфовых месторождений на территории Российской Федерации, половина из которых – на осуществление работ в арктических широтах в Баренцевом, Карском, Чукотском морях и в море Лаптевых.

На основе полученных данных будут построены 3D-модели ледовых образований. Это позволит «Роснефти» определить безопасные точки для проведения геологоразведочных работ, спроектировать буровые платформы и другие сооружения, необходимые для нефтедобычи, выбрать маршруты транспортировки углеводородов и возможные трассы подводных трубопроводов. Но дело не только в практических интересах Компании. В научном мире данные, полученные в ходе экспедиции, воспринимаются как прорыв в изучении Арктики.

Отрадно, что в рамках реализации шельфовых проектов предполагается использовать до 70% российского оборудования.

Таким образом, только за счет мультипликативного эффекта освоение шельфа сформирует от 300 до 400 тыс. высококвалифицированных мест в различных отраслях российской экономики.

Предполагается, что в совместной работе будут участвовать геологи, геофизики, технологи по разработке пластов, специалисты по финансам, логистике, безопасности, охране труда, экологии. Игорь Сечин считает, что именно Россия должна стать лидером в освоении арктических ресурсов.

Планируется, что бурение начнется в 2014 году, а добыча первой арктической нефти ожидается уже в 2018 году!

nikitskij.livejournal.com

Арктика зовет: подорожавшая нефть «размораживает» шельфовые проекты

Подорожавшая нефть вновь привлекает инвесторов и «размораживает» шельфовые проекты в Арктике. В частности, «Роснефть» определила еще два блока для бурения поисково-оценочных скважин на участках «Восточно-Приновоземельский-1» и «Восточно-Приновоземельский-2» в акватории Карского моря. Таким образом, российский нефтяной сектор готовит наиболее перспективный арктический шельф к новому этапу высоких цен на углеводородное сырье, который, по мнению ряда экспертов, должен начаться в 2020-х годах.

Новая «Саудовская Аравия»?

На «Восточно-Приновоземельском-1» бурение скважин планируется на структуре «Викуловская», на «Восточно-Приновоземельском-2» – на структуре «Рагозинская» (западный купол). Ранее, в сентябре 2014 года, «Роснефть» по результатам бурения скважины «Университетская-1» открыла новое крупнейшее месторождение «Победа» на лицензионном участке «Восточно-Приновоземельский-1». «Университетская-1» – самая северная скважина России, она находится на 74-й параллели cеверной широты в 250 километрах от материковой части. Глубина моря в этом месте составляет порядка 80 метров, длина скважины – 2113 метров.

Результаты бурения оправдали ожидания нефтяников. Сообщалось, что впервые за 50 лет «Роснефти» удалось открыть новую Карскую морскую провинцию, которая является продолжением крупнейших нефтегазоносных структур Западной Сибири на морской шельф.

По оценкам экспертов, запасы Карской морской провинции превосходят такие нефтегазоносные провинции, как Мексиканский залив, бразильский шельф, арктический шельф Аляски и Канады, и сравнимы со всей текущей ресурсной базой Саудовской Аравии.

И хотя условия для работы компаний на Аравийском полуострове никак нельзя сравнить с работой в высоких широтах, в среднесрочной перспективе арктическая нефть может стать востребованной, поскольку в следующем десятилетии прогнозируется значительный спад добычи в ближневосточных странах.

Согласно исследованиям норвежского Арктического университета Тромсе, изменения климата вскоре начнут положительно влиять на промышленное производство углеводородов в арктическом регионе. К тому же спрос на черное золото в мире постоянно растет, а с переводом хотя бы части транспорта на электродвигатели потребление нефти нашей цивилизацией, по данным Greenpeace, увеличится в несколько раз.

Активным работам в высоких широтах мешала как экономическая конъюнктура в виде низкой стоимости черного золота, так и проблема технического отставания отечественной нефтегазовой отрасли. Напомним, что поддержку проекту разработки месторождения на Карском море и бурению скважины «Университетская-1» оказывала американская ExxonMobil, которая была вынуждена свернуть деятельность по проекту в 2014 году, после введения санкций.

Однако последние три года не прошли для нашей страны даром. Благодаря санкционному давлению России удалось возродить часть производства высокотехнологичного нефтегазового оборудования. Кроме того, была заложена основа и для проведения дальнейших работ в Арктике.

Глава Министерства природных ресурсов Сергей Донской уже заявил, что в связи с намерением «Роснефти» продолжать поисковое бурение в акватории Карского моря Минприроды будет содействовать госкомпании в ее работах.

Компании увеличили затраты на геологоразведку в Арктике

Пресс-секретарь Министерства природных ресурсов РФ Николай Гудков на запрос «НиК» о работе российских компаний в этом регионе ответил, что пока на арктическом шельфе добыча осуществляется только на Приразломном месторождении в Печорском море.

«Вместе с тем Арктика и прилегающий к ней шельф являются уникальными по сосредоточению там запасов углеводородов. До 80% всех запасов шельфа расположены в арктических морях. Уже сейчас на шельфе арктической зоны Российской Федерации открыты 33 месторождения», – уточнил Гудков.

По его словам, в настоящее время основным видом работ на шельфе является геологоразведка.

«Начиная с 2019 года в акваториях Баренцева и Карского морей будут активно вестись работы по бурению разведочных и поисковых скважин. По результатам работ и определения ресурсной базы потенциальных месторождений можно будет сказать, насколько целесообразна их разработка в текущих условиях. Применяемые в Арктике технологии во многом являются уникальными, позволяя Российской Федерации развивать и совершенствовать технологические компетенции, несмотря на действующий санкционный режим, а также создавать задел для работы будущих поколений.

Затраты ВИНК на геологоразведку на шельфе, в том числе на арктическом, по предварительным данным, в 2017 году выше, чем в 2016 году. Выросли объемы относительно предшествующего года выполненных сейсморазведочных работ 2D и 3D, увеличилось количество пробуренных поисковых и разведочных скважин. Это говорит об увеличении активности компаний»,

– рассказал пресс-секретарь Министерства природных ресурсов.

Работы в высоких широтах ведутся постоянно

Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев отметил, что «Роснефть» все три года, прошедшие с момента открытия месторождения «Победа», не прекращала работу в Арктике.

«На сегодняшний день технологии по добыче нефти и газа в Арктике ни у одной компании мира просто не существует, там ведется добыча только на мелком шельфе. Например, так работает платформа «Приразломная» или месторождения в норвежском секторе Баренцева и Северного морей. Работать в таких высоких широтах, как в Карском море, достаточно сложно. Правда, сейчас погода значительно изменилась, северная полярная шапка по площади сократилась почти в два раза. Тем не менее остается проблема ледовой обстановки, айсбергов, которые представляют опасность для добычи», – пояснил эксперт в интервью «НиК».

Он уточнил, что в последние годы, помимо геофизических исследований и сейсморазведки, «Роснефть» вела в Арктике разного рода вспомогательные операции, например буксировку айсбергов и другие схожие работы.

«Эта деятельность в конечном итоге приводит к тому, что у России нарабатываются собственные технологии и возможности для ведения поисково-разведочного бурения на арктическом шельфе»,

– заявил Танкаев.

По его словам, для разработки оборудования, которое необходимо использовать в Арктике, создано две верфи, включающие научно-производственные комплексы, – «Звезда» рядом с Владивостоком и «Росляков» недалеко от Мурманска: «Конечно, участие крупных западных компаний, таких как ExxonMobil, которые имеют значительный опыт в этих по большей части исследовательских работах, было полезно, но поскольку возникли санкции, Россия перешла к самостоятельному освоению арктических территорий. При этом работа на шельфе для «Роснефти» не является экзотикой. Компания успешно работает на шельфе Вьетнама. В частности, в прошлом году она даже получила орден от правительства этой страны за безаварийную работу в течение 15 лет, что является рекордом для нефтегазовой отрасли», – рассказал эксперт.

Он уточнил, что к самому бурению на арктическом шельфе Россия еще немного не готова:

«Стране необходимо начать выпускать собственные буровые платформы и значительно увеличить флот вспомогательных судов. Если ледокольный флот РФ самый большой в мире, то вспомогательных судов у нас явно не хватает. Сейчас заложены первые такие суда на верфи «Звезда», там же планируется выпускать и нефтяные платформы».

Танкаев уверен, что ExxonMobil, конечно, захочет вернуться в Россию. Все основные перспективные ресурсы углеводородного сырья сосредоточены именно на территории РФ, однако в условиях санкций американским компаниям работать достаточно сложно, хотя они все равно продолжают это делать.

«Политика – это одно, а бизнес – другое. Например, в работах на верфи «Звезда» участвует General Electric»,

– резюмирует эксперт.

«Роснефть» будет участвовать в аукционе на разработку месторождения Хара-Тумус

Стоит отметить, что, помимо бурения поисково-оценочных скважин в Карском море, «Роснефть» планирует участвовать в аукционе на разработку месторождения Хара-Тумус на полуострове Таймыр. Госкомпания уже подала соответствующую заявку, аукцион назначен на 21 марта. Напомним, что «Роснефть» начала бурение первой скважины в Хатангском заливе с полуострова Хара-Тумус в апреле 2016 года. Компания еще не завершила бурение, но уже поставила на баланс в ГКЗ 81 млн тонн запасов нефти, месторождение получило название «Центрально-Ольгинское».

В связи с этим можно предположить, что присутствие российских нефтегазовых компаний в арктическом регионе будет только увеличиваться.

oilcapital.ru

Мониторинг федеральных СМИ :: Аналитика

Под эгидой «Роснефти» реализуются масштабные исследовательские программы, декларируемой целью которых является обеспечение экологической безопасности нефтегазового освоения шельфа Арктики. Однако есть вероятность того, что арктические проекты «Роснефти» будут отложены в связи с возможным запретом европейским и американским компаниям на поставку технологий для освоения труднодоступных месторождений. В северных регионах обнаружено уже несколько «дыр», появление которых связано с глобальным потеплением и несет потенциальную угрозу инфраструктуре Заполярья.

На минувшей неделе внимание федеральных СМИ привлекли следующие события:

  • «круглый стол» в Арктическом научно-проектном центре на тему «Научное освоение Арктики»: обсуждение планов «Роснефти» по созданию системы управления ледовой обстановкой в Арктике;

  • заявление еврокомиссара по энергетике Г.Эттингера о необходимости включения в перечень санкций в отношении России запрета на экспорт энергетических технологий для освоения труднодоступных месторождений;

  • обнаружение новых «воронок» на Ямале и Таймыре и обсуждение природы их происхождения: основная гипотеза – подземный взрыв метана в результате таяния вечной мерзлоты.

На минувшей неделе «Роснефть» в очередной раз заявила о своих планах по нефтегазовому освоению Арктики. Особенностью арктической публичной повестки госкомпании является акцент на научной и природоохранной составляющей, тогда как утилитарные вопросы (объем добываемых углеводородов, необходимые инвестиции и т.д.) отходят на второй план. Освещение организованного «Роснефтью» «круглого стола» было сфокусировано на двух моментах. Во-первых, участие ведущих ученых-специалистов по Арктике в программах «Роснефти», что позволяет представить подготовительную работу госкомпании по началу бурения на шельфе как часть научной программы по изучению Арктики, которая является делом государственной важности. Во-вторых, акцент на заботе об окружающей среде, характерной для проектов «Роснефти» на шельфе Арктики. Создание системы управления ледовой обстановкой в акватории Северного Ледовитого океана, которая была центральным пунктом повестки «круглого стола» (по крайней мере, с точки зрения СМИ) и на которую «Роснефть» готова потратить значительные средства, нужно именно для обеспечения экологически безопасного проведения работ на шельфе. Кроме того, представители госкомпании поддерживают проект новоиспеченного члена совета директоров «Роснефти» А.Чилингарова – транспортировка льда в засушливые районы планеты, - но пока лишь на теоретическом уровне.

  • Мы надеемся привлечь ведущих российских специалистов к научному сопровождению арктических проектов компании, - уточнил Чилингаров. - Главный приоритет - экологическая безопасность. Это понимают и в «Роснефти», и в Русском географическом обществе. В составе совета директоров «Роснефти» я буду отвечать за арктический проект. Соберу ведущих специалистов, приступим к разработке программы научного освоения Арктики под эгидой компании. Мы открыты и для сотрудничества с западными научными деятелями, которые не понаслышке знают о том, что такое Ледовитый океан, Северный морской путь, Арктика. Руководство «Роснефти» понимает, что освоение Арктического шельфа невозможно без науки. Если компания прислушается к научному сообществу, она будет чувствовать арктический пульс и сумеет обеспечить в регионе экологическую безопасность («Роснефть почувствует арктический пульс», Комсомольская правда, 23.07.2014).
  • «Очень важно в ближайшей перспективе проверить воздействие льдов на морские нефтегазовые сооружения, а также максимально предусмотреть любые возможные экологические риски, даже несмотря на то, что это может привести к удорожанию стоимости буровых работ», — сказал заместитель директора департамента экологической безопасности «Роснефти» Олег Сочнев, выступая на круглом столе «Научное освоение Арктики». Что касается возможной транспортировки льда как источника питьевой воды, «это может стать выгодно уже в ближайшее время, ведь без нефти, в отличие от воды, человечество прожить может», — сказал Сочнев («Роснефть вновь задумалась о транспортировке айсбергов в засушливые страны», Russia Today, 21.07.2014).
  • «Роснефть» планирует создать комплексную систему управления ледовой обстановкой в Арктике, где компания собирается добывать нефть. Это необходимо для обеспечения промышленной и экологической безопасности геологоразведки на шельфе северных морей. Об этом на круглом столе «Научное освоение Арктики» заявил член совета директоров «Роснефти» Артур Чилингаров, отвечающий в компании за арктические проекты <…> По его словам, чтобы отследить движения айсбергов и обнаружить их скопления, планируется вести мониторинг из космоса, а также с помощью самолетов и беспилотных летательных аппаратов. Только на детальные снимки айсбергов из космоса придется потратить в среднем около $120 тыс: по $3–4 тыс за штуку при необходимых 2–3 десятках кадров. По мнению Данилова, чтобы обеспечить расчистку зоны геологоразведки участка в Карском море от ледяных глыб, нужно нанять несколько судов ледового класса («Роснефть подвинет арктические льды», Известия, 22.07.2014).

Научные программы в Арктике реализует не только «Роснефть»: на минувшей неделе пресса сообщила о начале работы Российского центра освоения Арктики на острове Белый, созданного по инициативе властей ЯНАО. Стратегическая задача центра на острове Белый примерно та же, что и у «Роснефти» - выработка механизмов промышленного освоения Арктики без ущерба для природной среды. Однако масштаб научно-исследовательской деятельности, осуществляемой под эгидой «Роснефти», пока превосходит все остальные проекты (по крайней мере, на бумаге). В частности, СМИ сообщают о новой экспедиции научно-проектного центра шельфовых разработок, которая будет заниматься исследованием морской фауны на маршруте Северного морского пути, что послужит материалом для разработки природоохранных мер в ходе разведки и добычи углеводородов. При этом в СМИ продолжилась критика «Гринпис» за ангажированность и избирательный характер их акций, причем в качестве примера неадекватного поведения экологов приводятся попытки воспрепятствовать проектам на российском шельфе Арктики.

  • Приоритетный принцип освоения Ямала - обеспечение баланса между хозяйственной деятельностью и присутствием человека. Это одна из основных задач Российского центра освоения Арктики. Он был создан по инициативе ямальцев и поддержан Советом безопасности, правительством и Президентом России. База центра - оборудованный научный стационар на острове Белый в Ямало-Ненецком автономном округе. В июле этого года сюда прибыла целая команда ученых: сотрудники Арктического и антарктического НИИ (Санкт-Петербург), Тюменского государственного университета, Казанского зооботанического сада и Службы ветеринарии Ямала. Лучшие эксперты создают современную ландшафтную карту острова, изучают состав почвы Белого. Особое внимание ученые уделяют настоящим хозяевам острова - белым медведям («Российские ученые высадились на острове Белый», Комсомольская правда, 25.07.2014).
  • Весной завершилась самая масштабная в новейшей история научная морская арктическая экспедиция «Кара-2014», а сейчас НК «Роснефть» отправляет в Северный Ледовитый новый отряд исследователей. С июля по октябрь ученые и специалисты Арктического научно-проектного центра шельфовых разработок с двух ледоколов будут исследовать морскую фауну на маршруте Северного морского пути. Они будут работать во всех арктических морях Российской Федерации <…> Надо сказать, что «Роснефть» не разочаровала ученых, борющихся за сохранение и изучение уникального мира Арктики. Участников экспедиции снабдили всем необходимым для исследований оборудованием. Данные, которые привезут ученые с Северного морского пути в октябре месяце, обеспечат сбор информации о фауне в акваториях лицензионных участков НК «Роснефть». В результате будет получена комплексная картина исходного экологического состояния для разработки природоохранных мер в ходе разведки и добычи углеводородов («За исследование Арктики взялись всерьез», Труд, 25.05.2014).
  • Между тем применительно к «экологической» деятельности «Гринписа» здесь, в общем-то, нет ничего удивительного. Если провести даже беглый ретроспективный анализ многочисленных «акций протеста» в «защиту природы», то очевидной становится их избирательность и особая нацеленность на определенные страны и корпорации, синхронизация с политическими шагами некоторых стран мира, прежде всего США. Самый последний пример. Всяческое противодействие освоению Россией богатейших месторождений нефти и газа на шельфе морей Арктики в последнее время стало приоритетным направлением деятельности «Гринписа». Особенно умиляет то, что в различного рода PR-акциях гринписовские «экологи» делают упор не на природоохранные, а... финансово-экономические аспекты освоения Арктики («Гринпис как оружие экономического поражения», Взгляд, 21.07.2014).

Намерение европейских властей ввести запрет на поставку в Россию технологий и оборудования для разработки труднодоступных месторождений, о чем заявил еврокомиссар по энергетике Г.Эттингер, может существенно осложнить освоение шельфа Арктики, особенно если к этим санкциям присоединятся США. Однако российские эксперты и СМИ пока не склонны видеть в предполагаемых западных санкциях большой трагедии, что основано на следующих аргументах. Во-первых, утверждается, что в настоящее время экономически эффективные и экологически безопасные технологии работы на шельфе отсутствуют, их планируется создать в рамках сотрудничества российских и западных компаний, то есть Европа и США накажут сами себя. Во-вторых, высказываются надежды на то, что санкции будут носить краткосрочный характер, тогда как освоение шельфа - это длительный во временном отношении процесс, и к началу активной фазы арктических проектов кризис во взаимоотношениях России и Запада будет преодолен. А пока, как предполагается, Россия вполне может позволить себе при необходимости взять паузу в освоении Арктики и сосредоточиться на нетрадиционных месторождениях в континентальной части, к чему отечественный ТЭК, кстати, призывают экологи.

  • «Я всегда выступал за то, что поставки энергии — нефти, газа, угля, урана — из России на европейские рынки не должны являться предметом санкционного списка. Но Россия видит в шельфовых месторождениях нефти и газа, например в Арктике, хороший потенциал на будущее, который она сможет обеспечить только при помощи западных технологий», — сказал Эттингер на пресс-конференции в среду. «Поэтому я считаю, что нужно настаивать на том, чтобы включить сферу экспорта энергетических технологий в список санкций. Это нужно для того, чтобы показать российским партнерам: если они не внесут свой вклад в мир на восточной Украине, если эскалация не будет ими предотвращена, то у нас не будет причины обеспечивать посредством западных технологий их экономическое будущее, рост их промышленности и (освоение) новых газовых и нефтяных ресурсов», — добавил вице-президент ЕК («Эттингер выступает за запрет экспорта технологий для работы на шельфе», РИА «Новости», 23.07.2014).
  • Шельф разрабатывает «Роснефть», «Роснефть» работает вместе с ExxonMobil, тем самым они не только навредят России, безусловно, такие санкции навредят «Роснефти», а «Роснефть» — один из крупнейших доноров российского бюджета, и это негативно скажется на поступлении денег в российский бюджет, но это косвенно коснется и одной из крупнейших американских компаний. С другой стороны я уверен, что такие санкции, скорее всего, будут носить среднесрочный характер, если не краткосрочный, а так как разработки нефти в таком тяжелодоступном месте, как Арктический шельф, это длительный процесс, вполне вероятно, что к моменту, когда это оборудование потребуется, эти санкции отменят..(«Ничего хорошего это нам не сулит», Коммерсант-ФМ, 24.07.2014).
  • «Арктика – это история все-таки на будущее. Нам нет никакого смысла ради принципа доказывать всему миру, что мы способны именно сейчас работать в Арктике. Мы легко можем переформулировать нашу энергетическую стратегию и временно отказаться от Арктики как приоритета, а сосредоточиться на тех же нетрадиционных месторождениях Восточной и Западной Сибири. Сейчас рвать на себе рубашку, чтобы только добывать нефть на арктическом шельфе, не нужно, - уверен собеседник газеты ВЗГЛЯД. - Вот мы остановили Штокманский проект, и что? Это катастрофа? Мы потеряли европейский рынок? Ничего подобного, наоборот, у нас экспорт вырос. Мы отложили этот проект, потому что сейчас его разрабатывать дорого. Проект никуда не делся, запасы есть. И рано или поздно человечество все равно к нему вернется» («Шельф никуда не убежит», Взгляд, 24.07.2014).

Пресса сообщала о новых «кратерах» в регионах Заполярья – в Тазовском районе ЯНАО и на Таймыре. Хотя эти воронки образовались некоторое время назад, до «дыры» в районе Бованенково они не были предметом обсуждения на общефедеральном уровне. Судя по материалам СМИ, ученые пришли к консенсусу относительно природы возникновения воронок: предполагается, что это выброс породы из недр на поверхность земли в результате накопления воды в подземных пустотах и ее смешивания с газом. То есть, данное природное явление обусловлено потеплением в регионе и таянием вечной мерзлоты. А это, в свою очередь, создает потенциальную угрозу для инфраструктуры Заполярья и может спровоцировать техногенные катастрофы. Например, МЧС в связи с аномально жарким летом в Якутии предупредило, что таяние грунта в зоне вечной мерзлоты угрожает объектам энергетики и трубопроводам в этом регионе.

  • Ученые до Антипаюты еще не добрались, но полагают, что механизм образования кратеров одинаков. Судя по фотографиям второго отверстия, там тоже имел место выброс породы из недр на поверхность земли. По итогам исследования первого кратера ученые предположили, что такие воронки возникают в результате глобального потепления. Дело в том, что слой вечной мерзлоты подтаял, истончился и смесь газа с водой, которая скапливается в подземных пустотах, периодически выстреливает на поверхность (кстати, у кратера до сих пор фиксируется повышенное содержание метана - до 10 процентов). Примерно тот же самый эффект получается, если попытаться открыть шампанское, которое перед этим согрели и хорошенько растрясли. Жители Ямала резонно предположили: если такие дыры регулярно стали появляться в тундре, то рано или поздно это «шампанское» хлопнет на территории населенного пункта. И тогда под землю могут уйти дома и даже целые кварталы («У Ямала теперь два глаза», Комсомольская правда, 24.07.2014).
  • В морозильнике рыба кажется твердой как камень. Переложите ее в холодильное отделение - она размягчится. Так и с грунтом. Появляется определенная рыхлость, множество микропор увеличиваются в размере. И вот представьте: под непроницаемым земным панцирем на довольно малой глубине находится небольшое скопление метана. Он находится в полостной ловушке, под давлением, рвется наружу, но мерзлота его удерживает. При появлении пор газ, расширяя их, начинает торить себе дорожки наверх, а затем со всей мощью выбрасывает в воздух многометровую ледяную толщу. Судя по всему, мы стали свидетелями именно такого процесса, - подытоживает Владимир Мельников. В Арктике подобного характера сюрпризы природы не должны удивлять, подчеркивает он («Академик РАН объяснил причину появления трех «дыр» в Заполярье», Российская газета, 24.07.2014).
  • Аномально жаркая погода, установившаяся в последнее время в Якутии, которая находится в арктической зоне России, на этой неделе может привести к таянию грунта в зоне вечной мерзлоты, что угрожает объектам энергетики и трубопроводного транспорта в этом регион <…> «Повышается риск подтопления населенных пунктов, разрушения трубопроводного транспорта и объектов энергетики в результате оттаивания грунтов в зоне вечной мерзлоты вследствие высоких температур воздуха на территории республики Саха (Якутия)», — говорится в прогнозе центра «Антистихия» МЧС РФ («МЧС: таяние вечной мерзлоты угрожает объектам энергетики в Якутии», РИА «Новости», 22.07.2014).

Фото: iStockphotoThinkstockFotobank.ru

www.arctic-info.ru

«Роснефть» в Арктике делает больше, чем все остальные компании

На текущей неделе завершилась масштабная арктическая экспедиция "Кара-зима 2015", которая была организована компанией "Роснефть". Ученые на атомном ледоколе "Ямал" прошли по маршруту от Баренцева до Восточно-Сибирского моря, практически вдоль всего побережья российской Арктики и сумели получить уникальные научные данные. Об арктических проектах "Роснефти" корреспонденту Ивану Рикину рассказал специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.

— Как вы оцениваете ежегодные экспедиции "Кара-лето" и "Кара-зима", которые компания "Роснефть" традиционно проводит при поддержке специалистов ФГБУ "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" (ААНИИ)?

— Думаю, в этих экспедициях участвуют наши лучшие профессионалы. В ААНИИ я начинал свою карьеру и до сих пор поддерживаю контакты со специалистами и учеными института. Именно ААНИИ является в России главной базой арктических и антарктических исследований. И компания "Роснефть", принявшая решение организовать масштабные научно-исследовательские экспедиции, вряд ли могла найти подрядчика лучше. В ходе экспедиций ученые изучают физико-механические свойства айсбергов, морфометрические параметры ровного льда и торосистых образований, распределение водных масс, течения и изменчивость температур, устанавливают на айсберги автономные датчики, позволяющие в постоянном режиме отслеживать координаты ледовых образований и определять траекторию их дрейфа. Проводятся исследования в области управления ледовой обстановкой, метеорологии, гидрологии, аэрогеофизических и геохимических методов разведки.

— Как бы вы в целом охарактеризовали работу компании "Роснефть" на Арктическом шельфе?

— "Роснефть" в Арктике объективно делает больше, чем все остальные коммерческие компании. Тут даже нечего сравнивать. Компания направляет много усилий и средств на научное изучение районов будущей добычи нефти, привлекает ведущих российских и зарубежных ученых, интересуется мнением ключевых фигур в арктическом мире. Основной принцип компании: наука в Арктике должна опережать бизнес. Вначале приходят ученые, которые изучают площадку, проводят широкий комплекс изысканий, досконально исследуют ледовые условия — и только затем наступает очередь специалистов по добыче нефти и газа. На основе данных, полученных в результате научных экспедиций, проектируются буровые платформы и другие сооружения, необходимые для нефтедобычи, выбираются маршруты транспортировки углеводородов и возможные трассы подводных трубопроводов, разрабатываются системы управления ледовой обстановкой.

Важным элементом обеспечения безопасности работы в Арктике является восстановление наблюдательной сети, сократившейся со времен СССР в десятки раз. И, надо сказать, что "Роснефть" — единственная коммерческая компания, которая этим занимается. Ее усилиями уже в значительной мере восстановлена автоматическая система метеонаблюдения в Карском море. Автоматические метеостанции устанавливаются и в других арктических морях: Восточносибирском море и море Лаптевых. Мы видим, что компания нацелена не на решение сиюминутных задач, а на планомерную работу, связанную с изучением Арктики. Неудивительно, что "Роснефть" в срок, а часто и с опережением срока выполняет свои лицензионные обязательства по участкам Арктического шельфа. Компания работает на конечный результат. И судить о ее деятельности можно по конкретным делам. В прошлом году в Карском море была открыта новая нефтегазоносная провинция, по объему ресурсов сопоставимая с ресурсной базой Саудовской Аравии. Замечу, что в таких высоких широтах до "Роснефти" никто не бурил. И люди, которые не понаслышке знают об Арктике, признают, что компания действительно одержала большую Победу (именно такое название, как мы знаем, дал новому месторождению глава НК "Роснефть" Игорь Сечин). Немало делает компания и для развития судостроительной промышленности. При ее поддержке начато переоборудование завода "Звезда" под выпуск ледостойких платформ и крупнотоннажных судов арктического класса. Но что, на мой взгляд, самое важное, "Роснефть" считает своим приоритетом обеспечение экологической безопасности добычи углеводородов в Арктике.

— Критики промышленного освоения Арктического шельфа уверяют, что добыча нефти и сохранение существующих в Артике экосистем — две несовместимые вещи. Так ли это?

— Государство и его структуры гарантируют безопасность добычи углеводородов, разрабатываются новейшие прорывные технологии, обеспечивается круглогодичная навигация по Северному морскому пути, который, согласно недавно принятому закону, получил статус национальной транспортной магистрали. Очевидно, что без атомного ледокольного флота в Арктике работать невозможно, в том числе когда речь идет о доставке нефти от месторождений в Северном Ледовитом океане к существующей сети трубопроводов. Неслучайно на Балтийском заводе сейчас закладываются первые атомные двухосадочные ледоколы новой серии "Сибирь", способные преодолевать льды толщиной до 3 м (кстати, в 1987 году на борту еще той, прежней "Сибири" мы достигли Северного полюса в свободном плавании).

— Было бы интересно более подробно остановиться на вашем арктическом опыте. Как вообще у вас возникла привязанность к Арктике?

— В 1963 году я окончил Арктический факультет высшего инженерно-морского училища им. С. О. Макарова. После окончания этого заведения, по сути, другого пути у меня не было. Только в Арктику. Первый раз я попал на практику в Карском море в 1959 году. Мы шли на деревянном экспедиционном судне "Шторм" в сторону Диксона. А волна в Карском море тяжелая, и меня укачало. Сошел на берег и дал себе зарок: никогда не ходить по арктическим морям, а в итоге, кто бы мог подумать, посвятил их изучению всю свою жизнь. Бесчисленное количество раз участвовал в экспедициях, в течение года жил на дрейфующей полярной станции и даже опускался на дно Ледовитого океана в точке географического Северного полюса.

Вообще, надо сказать, я человек практического склада. В течение жизни я занимался не только чистой наукой. Меня всегда интересовала практическая сторона вопроса. Еще в советские времена за организацию разгрузки грузов на припайный лед у полуострова Ямал получил Государственную премию СССР. А впоследствии, особенно в период моей работы в Государственной думе и Совете федерации, я вплотную занимался хозяйственными вопросами развития Арктики.

— Есть ли у вас какой-то образец для подражания среди полярных исследователей прошлого?

— Безусловно. Это мой наставник академик Алексей Федорович Трешников, начальник дрейфующей станции "Северный полюс-3", директор Института Арктики и Антарктики, президент Русского географического общества. Он был, как мне кажется, главным вдохновителем научного наступления на Арктику, предпринятого в 70-80-х годах прошлого века, сам принимал участие в 22 экспедициях. "Академик в унтах" — называли его. Несмотря на то что Трешников занимал высокие посты, ему не сиделось на месте и при каждом удобном случае он снова возвращался в Арктику. И я во многом иду по стопам своего учителя.

— В нулевые годы Арктика была названа "территорией диалога". Сохранит ли она за собой право на такое название в период резкого охлаждения отношений России и Запада?

— Конечно. Мы хорошо помним как еще недавно, каких-нибудь три десятка лет назад, Арктика была территорией наиболее острого противостояния. И объединенными усилиями всех арктических государств мы сделали Арктику территорией добрососедства и конструктивного сотрудничества. Мои зарубежные коллеги из "арктического клуба" не раз выражали общее мнение, что достигнутый уровень доверия в Арктике должен быть сохранен. Важнейшим инструментом для этого должен стать открытый и непредвзятый диалог. Ярким примером такого диалога служит международный арктический форум "Арктика — территория диалога", который организует и проводит Русское географическое общество. У нас богатый опыт взаимодействия и взаимопомощи, в том числе в организации работы дрейфующих полярных станций. Можно вспомнить также успешные совместные проекты, реализованные в рамках Международного полярного года 2007-2008, в которых приняло участие более 60 стран. Еще раз подчеркну, мы открыты для международного сотрудничества: в науке, технике, добыче полезных ископаемых, освоении Арктического шельфа и Северного морского пути. Но это не должна быть игра в одни ворота. В первую очередь мы всегда будем отстаивать национальные интересы России.

— Россия сегодня как никогда зависит от арктических проектов. Из второстепенной темы покорение Крайнего Севера становится чуть ли не главным национальным приоритетом. В массовом сознании вы давно уже являетесь символом российской Арктики — полярник, покоритель полюса, человек, водрузивший российской флаг на дне Северного Ледовитого океана. Как, на ваш взгляд, изменятся арктические регионы в ближайшие 20 лет? Какой увидят Арктику будущие поколения?

— В 1990-е годы Крайний Север, по сути, был лишен государственной поддержки и бездумно брошен на произвол рыночной стихии. Сейчас ситуация начинает меняться. Государство все активней занимается проблемами арктических территорий. И это, надо сказать, по-настоящему дальновидный и перспективный подход. Будущее России неразрывно связано с судьбой полярных регионов. Их развитие должно быть национальным приоритетом. И я убежден, что значение Крайнего Севера для страны в ближайшие десятилетия будет только возрастать. Ведь здесь находится основная ресурсная база страны. По оценкам специалистов, к 2050 году Арктический шельф будет обеспечивать от 20% до 30% всей российской нефтедобычи. Арктика играет огромную роль и для геополитического положения государства. Поэтому десятые-двадцатые годы нынешнего века пройдут для нас под знаком Большой Медведицы (Арктика в переводе с греческого "земля, находящаяся под созвездием Большой Медведицы). Россия прежде всего будет ассоциироваться в мире с освоением Арктического шельфа, как в свое время СССР ассоциировался с покорением космоса и реализацией масштабных инфраструктурных проектов в Западной и Восточной Сибири.

Что касается совсем уж далекого будущего, я хотел бы видеть Арктику экологически чистым регионом, в котором активно развиваются исследовательские и туристические проекты. Я хотел бы видеть нефтегазовые компании, которые соблюдают все необходимые нормы, используют новейшие технологии, и действуют по принципу "десять раз отмерь, один раз отрежь". Я вижу карты арктических морей, на которых нет больше белых пятен. И, наконец, мощный и влиятельный научный центр по исследованию региона, созданный и поддерживающийся компанией "Роснефть".

Источник: «Коммерсант»

russiancouncil.ru


Смотрите также