Линейный корабль «Полтава» спустили на воду в Яхт-клубе Санкт-Петербурга. Полтава газпром
Верфь Исторического Судостроения "Полтава"
54-пушечный линейный корабль «Полтава»,
строительство реплики 1712 г.п.
Проектные работы начались в 2013 году по заказу ПАО «Газпром» с целью воссоздания в натуральную величину первого крупного корабля Балтийского флота - 54-пушечного линейного корабля 4-го ранга «Полтава», спущенного на воду в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, в постройке и проектировании которого в 1712 году принимал участие сам Петр I. Это грандиозное строительство должно стать одним из самых важных культурных событий ближайших лет.
Длина по верхней палубе: 39,82 мДлина по килю: 34,6 мШирина по мидель-шпангоуту: 11,69 мВысота: 45,8 мОсадка: 4,6мПаруса: 1105 кв.мВооружение: 54 орудия
Уже с начального этапа проекта стало ясно, что задача воссоздания исторического корабля сложнее, чем кажется с первого взгляда. На «Полтаву» не существовало практически никакой доступной документации или подробного популярного материала - все описания и чертежи прятались на полках библиотек и архивов, в делах, которые никто уже много лет, а то и никогда, не открывал. Только благодаря кропотливым изысканиям исследователей и сложной работе конструкторского бюро над техническим чертежом корабля, проект «Полтава» стал полностью выполним и начал набирать силу.
В мировой практике уже существуют подобные проекты реконструкции исторических кораблей - например, французский фрегат «Гермиона», на котором Ла Файет отправился в 1798 году на помощь Американским штатам в их войне за независимость или недавно построенный корабль Вест-Индской компании «Батавия» в Нидерландах. В истории современной России была лишь одна попытка - действующая реплика фрегата «Штандарт», спущенная на воду в 1999 году. Команда проектировщиков и строителей, получившая уникальный опыт на сборке фрегата и других деревянных судов, составила костяк коллектива «Полтавы».
Уже скоро каждый посетитель исторической верфи сможет увидеть первый линейный корабль Балтийского флота в натуральную величину, и когда этот крупномасштабный проект будет завершен, у России среди других морских держав, появится свой исторический символ - корабль «Полтава».
Планируется, что «Полтава» как сердце большого современного музейного комплекса, станет научным, культурным, исследовательским и педагогическим центром по изучению морской истории города и страны.
В первую очередь, музейный комплекс будет направлен на будущее - на детей и молодежь, на возрождение интереса к морю и флоту.
www.verf-poltava.ru
Возрождение «Полтавы» – Журнал «Сибирская нефть» — ПАО «Газпром нефть»
В Петербурге при поддержке «Газпром нефти» строится точная копия линейного корабля петровской эпохи «Полтава» — первого крупного судна, заложенного и построенного на Санкт-Петербургском адмиралтействе
Назад в будущее
Лахта, солнечный день, XXI век. Звонко жужжат пилы. Время от времени что-то бухает, лязгает, скрипит. По воздуху плывут запахи влажногодерева и свежих опилок, совершенно не свойственные мегаполису. В середине дня всё вдруг резко стихает и становится слышен смех и упругий звук мяча, отскакивающего от стен ангара. Это означает, что наступил обеденный перерыв — корабельные плотники вышли играть в волейбол, что здесь всячески поощряется. Будь здесь Петр — прыгал бы выше всех, наверно...
На верфи исторического судостроения продолжается строительство корабля «Полтава», заложенного 27 февраля 2014 года. Судно по-прежнему в лесах, но уже обозначились крутые обводы корпуса, ребра — огромные шпангоуты, каждый весом 5,7 тонн — совсем скоро скроются за обшивкой. Мастера заканчивают устанавливать кильсон, продольный брус, который связывает шпангоуты. Заложили контртимберсы. Одновременно идут работы на гондеке (оружейной палубе), орлопдеке (где располагается хозяйство боцмана и лазарет). Закладывают брус под капитанский балкончик. Устраивают пушечные порты. Готовят подушки под мачты — фок, грот и бизань...
Фрегат «Полтава»
Высота грот-мачты «Полтавы» — 47 м, максимальная длина корпуса судна — 39,8 м, ширина — 11,9 м, вес — 1200 тонн, осадка — 4,5 м. Ходить корабль-реплика будет только под парусами, как и его прототип.
Петр Первый строил свой флагманский корабль три года и еще год оснащал его на воде. Это был фантастически рекордный срок для строительства такого корабля в то время. На его строительстве работали 367 человек. Согласно петровским «Ведомостям», на постройку «Полтавы» ушло 1800 дубов. При строительстве реплики уже израсходовано 1837 дубов возраста свыше ста лет, и это еще не окончательная цифра.
В трюме исторической «Полтавы» был балласт — 300 тонн камней, там же хранились бочки с пресной водой, с пивом и вином (для господ офицеров) и дрова. Топился только камбуз, ни одно помещение на корабле не отапливалось.
Для выхода в море на современной «Полтаве» будет достаточно 40–50 человек. А во времена Петра на корабле служили 380 человек: 150 человек из петровской гвардии (преображенцы, семеновцы) и 230 матросов. Должность корабельного артиллериста тогда была самой опасной: орудие весом от 539 кг до 2,7 тонн откатывалось на 2–3 м назад и часто придавливало людей, а чистить и заряжать пушку надо было с борта, над водой, на виду у корабля противника.
Парусные линейные корабли строились и применялись с XVII века и до начала 1860‑х годов для морских боев с использованием линейной тактики. В этом случае корабли выстраиваются в линию друг за другом, чтобы во время своего залпа быть повернутыми к противнику бортом, ведь наибольший урон вражеским кораблям наносил залп из всех бортовых орудий одновременно.
Корабль «Полтава» полностью строится из дерева. Корпус — из дуба, мачты и реи — из сосны, обшивка — лиственница. Триста лет назад у Петра с материалами проблем не было. Задумав сделать Россию морской державой, царь в считаные месяцы создал в стране необходимую инфраструктуру. Построил пильни, где разделывали дуб и делали плахи, специальные бригады собирали кокоры и кницы*. Мужики сплавляли это все по рекам, тащили по перекатам и потом на подводах свозили в Петербург. Это была адова работа! За кадром (и уже навсегда) осталось понимание того, как вековые дубы вынимали в то время из леса. И в наши-то дни, когда существуют фуры, трелевочные трактора и дороги — хотя бы проселочные — это очень непросто...
За основу декора «Полтавы» Петром Великим был выбран миф о боге Фаэтоне
Елена Илюхина,член правления «Газпром нефти», генеральный директор «Многофункционального комплекса «Лахта центр»:
Парусник «Полтава» располагается на территории «Лахта центра», и это соседство вполне логично для самого масштабного проектаСанкт ‑Петербурга. «Лахта центр» должен стать символом Петербурга XXI века. Символом, который гармонично сосуществует с исторической частью города, является его продолжением. Поэтому сегодня мы инвестируем не только в строительство делового центра, но и в создание новых культурных объектов, одним из которых станет точная копия прародителя русского флота.
Но зато найти сейчас 12-метровый дуб необходимого диаметра, крепкий, без дупел и гнили, невероятно сложно. Кораблестроители объездили десятки лесхозов на Кавказе, в Туле, в Воронеже, в Поволжье. «В связи с сельскохозяйственным и промышленным освоением Восточно-Европейской равнины происходила деградация зоны широколиственных лесов... состояние дубов заметно ухудшилось, даже у средневозрастных древостоев наблюдается поврежденность грибковыми и вирусными заболеваниями...» — такие письма приходили руководителю верфи Андрею Грошикову в ответ на его запросы. С сосной тоже беда. Чтобы отобрать один кубометр, пригодный для строительства корабля, выбраковывали 50 кубометров лучшего сортового леса...
При строительстве корабля сочетаются современные и старинные технологии
Технологии на службе истории
Задача, которую ставят перед собой корабелыисторики, — максимально приблизить прошлое. Буквально погрузиться во тьму веков. Но как бы ни хотелось сегодня построить копию «Полтавы» при помощи технологий трехсотлетней давности, это уже не получится. Да и не нужно. Крепежные детали с резьбой — болты и гайки — появились только во второй половине XVII века, петровские же мастера использовали железные прутья с зубцами. И еще шпильки, которые, раскалив на огне, сплющивали с обеих сторон при помощи кувалды и такой-то матери. Но дерево имеет свойство рассыхаться и разбухать, крепления ослабевают. Поэтому после каждого морского похода нужно было корабль ремонтировать — ставить, как говорят моряки, на тимберовку. Сейчас используют современный крепеж, и болты, когда будет надо, можно будет подтянуть. Скобы, шпильки, огромные гвозди, самый маленький из которых весит 4 кг, которые куют здесь же, в кузнице, — оцинкованные, потому прослужат долго, ржаветь не будут. «Полтава», уверяют кораблестроители, прослужит лет сто, даже больше.
В так называемый набор деревянного корабля входят закругленные детали. Доски, которыми их обшивают, тоже должны иметь круглую форму. И сегодня, и тогда дерево гнут с помощью пара. Но раньше разводили огромный костер, брус подвешивали над огнем, а подмастерья все время поливали детали водой, кляня день, в который появились на свет. После чего доски ставили на дыбу, и они высыхали, сохраняя нужную кривизну. Сегодня эту жуткую, непосильную работу делают с помощью мощных домкратов и электрических парогенераторов...
Триста лет назад паруса были льняными, такелаж — из пеньки (коноплю, между прочим, три года мочили в речной воде). Паруса рвались, пенька гнила, на борт брался изрядный запас расходных материалов, и боцман молился, чтобы его хватило до конца морского похода. В наше время материалы эти не в пример прочнее, потому что синтетические. Но при этом паруса шьются так же, как и при Петре — вручную, при помощи наперстка-гардамана. Миллион стежков, 2 тыс. люверсов-отверстий, каждое из которых должно быть тщательно обшито вощеной нитью.
Вместо горячей смолы — специальный герметик, вместо ручных инструментов — электрические, вместо стрел, которые приводились в движение при помощи лошадиной тяги, — лебедки и краны. А все остальное должно быть точно таким же, как и при Петре Великом. Это будет одна из самых точных реплик старинных кораблей!
В честь Великой победы
Петр жил и работал стремительно, не теряя дней, часов, минут. 27 июня русские разгромили шведов под Полтавой. Всего через месяц государь потребовал от Федосея Скляева, товарища по детским играм, который учился корабельному делу за границей и стал у царя главным кораблестроителем, «...немедля послать в Казань лутчево подмастерья, которой бы мог приуготовлять корабелные леса»; и тот уже в ноябре доложил: «Корабль к закладу готов фор и ахтер-штевены и шпангоуты все наделаны...» И вот «...декабря в 6 день в Санктпетербурге заложил сам Государь корабль, именем Полтаву, в память бывших трудов Полтавских».
Царь торопился. России нужен был флот. Вспомним, что за несколько лет до этого Россия потеряла Азовское море в ходе неудачного Прутского похода. Были уничтожены крепости, отвоеванные у турок — Таганрог, Азов, — и Петр вынужден был продать врагу (выгодно, правда) четыре судна, в том числе и «Гото Предестинацию» — «Божье провидение», 58-пушечный парусный линейный корабль, построенный на Воронежской верфи. Первый, кстати, корабль, созданный без участия иностранных специалистов, исключительно своими силами, своим умом.
«Время было такое. Все делалось скоро, в спешке, шла Северная война... Это потом архивы стали наполняться — а тогда люди не думали о том, чтобы оставить следы, — объясняет Михаил Плеханов, специалист по деревянному судостроению, главный строитель верфи „Полтава“. — Начиная, мы даже не представляли, с какими трудностями предстоит столкнуться. Сохранилось всего несколько документов и чертежей, относящихся к петровской кораблестроительной эпохе. Данные скудные, разрозненные, противоречивые. А трудные вопросы у нас возникают ежедневно...»
Морское детище «Газпром нефти»
Воссоздание первого линейного корабля Балтийского военно-морского флота «Полтава» началось по инициативе председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера. Позднее проект вошел в программу социальных инвестиций «Газпром нефти» «Родные города». Таких крупных инициатив, направленных на формирование новых культурных традиций и достопримечательностей в регионах деятельности, у компании несколько. Достаточно хотя бы вспомнить уже ставший визитной карточкой региона кинофестиваль «Дух огня» в Ханты-Мансийске. До этого компания поддерживала археологические раскопки в Выборге, выступала спонсором Фонда культурно-просветительских программ «Петропавловская крепость».
Впрочем, «Полтава» не просто еще один просветительский проект в Санкт-Петербурге. Для великих морских держав реплики известных кораблей — это целый пласт истории страны. Такие музеи, существующие во многих странах, становятся центром притяжения туристов со всего мира. Достаточно вспомнить музей кораблей викингов в Осло или родную питерскую «Аврору». Будучи в свое время ключевым судном возрождающегося после неудачных Азовских походов российского флота, восстановленная «Полтава» обещает стать сердцем современного научного, культурного, исследовательского и педагогического центра изучения морской истории города и страны. А значит, благодаря поддержке «Газпром нефти» в городе появится еще один уникальный памятник, символ становления морской военной мощи России.
Ответы порой подкидывает сама жизнь. Так, умозрительные соображения специалистов верфи о сечениях основных связей петровских кораблей неожиданно подтвердила подводная археологическая экспедиция, изучившая останки затонувшего парусника петровских времен и опубликовавшая результаты своих исследований.
«Мы пытаемся воссоздать часть нашей истории. Того особенно яркого, пассионарного ее периода, когда Петр заставил Европу считаться с Россией, — говорит генеральный директор верфи исторического судостроения „Полтава“ и председатель правления Фонда поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов Андрей Грошиков. — „Полтава“ был первый линейный корабль четвертого ранга, достаточно скромный по сравнению с судами, построенными позже. Но ее 54 пушки можно сравнить с баллистической ракетой „Булава“: оружие не используют, но все знают, что оно есть. Таким было начало российского военного господства на Балтике».
Посетить верфь и лично посмотреть, как строится «Полтава», может любой желающий
Философия проекта
«С этим все просто, — говорит Андрей Грошиков. — Дети наши, к огромному сожалению, историю России понимают плохо. Мало кто знает, что в начале XVIII века шведы фактически захватили Европу и пошли на Восток, мало кто представляет, что было бы с нашей страной, проиграй тогда Петр Карлу XII... Но историю невозможно выучить только по учебникам. Лучше один раз показать, чем сто раз рассказать. Дети должны увидеть, причем не картинку в айпаде, а настоящий корабль. Потрогать его, вдохнуть запах дерева, покрутить штурвал, попробовать вязать морской узел, узнать, что такое блиндарей, бом-кливер, крюйс-стеньга, бей-фут-бегинрей... Представить, как отдыхала команда после вахты — все вместе вповалку на палубе...
А вы, кстати, знаете, что на „Полтаве“ спальное место офицера отличалось от спального места матроса только тем, что он мог локти положить рядом с собой?.. Условия были страшные. Время было такое... страшное. И великое. Жизнь человеческая ничего не стоила, — но какую цену для нас имели те деяния!»
...Под конец жизни Петр издал указ — сохранить все те корабли, которые участвовали в Северной войне, и те, которые русские моряки взяли в плен, дабы «донести память до потомков...» Но ничего от того флота не осталось. «Полтава» в громких сражениях не участвовала, честно несла службу на Балтике, охраняя завоеванные территории. А через 20 лет сгнила в Кронверкском канале и была разобрана на дрова.
Позже гордое имя «Полтава» носили еще несколько российских кораблей: парусники, построенные при Елизавете, Александре I и Николае I, а также броненосец, транспортный корабль и дредноут XX века. А в мае 2017 года точную копию петровского линейного флагмана спустят на воду. Его будут достраивать еще в течение года, после чего 54-пушечный корабль займет место у причала рядом с парком 300-летия Петербурга, на территории «Лахта центра», став центром большого музейного комплекса и... еще одним символом Северной столицы. В праздники корабль под парусами и в сопровождении буксиров будет выходить в море и салютовать из всех своих 54 пушек.
И история «Полтавы» начнется вновь.
* Кокора — часть елового ствола с корнями, приблизительно ему перпендикулярными. При постройке судов использовались в обустройстве днища, при этом корни служили связующей частью между днищем и другими частями корпуса. Кница — пень с толстым корнем. Ее использование аналогично применению кокоры.
www.gazprom-neft.ru
Линейный корабль «Полтава» спустили на воду в Яхт-клубе Санкт-Петербурга
Линейный 54-пушечный корабль 4 ранга «Полтава» спустили на воду в день города Санкт-Петербурга 27 мая. Торжественная церемония спуска прошла согласно морским историческим традициям.
Сигналом к началу церемонии послужил выстрел из пушек. Затем почётные гости поздравили всех присутствующих с праздником. Почётными гостями церемонии стали:
Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Борисович Миллера,
Полномочный представитель Президента в северо-западном федеральном округе Александр Дмитриевич Беглов,
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко,
Главнокомандующий военно-морским флотом адмирал Владимир Иванович Королев,
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
«На петербургских верфях закладывались славные военно-морские победы России. 54-пушечный линейный корабль Полтава стал первым кораблем, который был построен на Адмиралтейской верфи, и через 300 лет в знак уважения к этому знаменательному событию мы приняли решение восстановить этот легендарный корабль».- рассказал на торжественной церемонии председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.
В ходе церемонии глава «Газпрома» вручил чащу с серебряными монетами – по одному рублю за каждый пушечный порт – главному строителю корабля Михаилу Плеханову. Этот обычай был установлен ещё в Петровские времена.
Церемонию наречения корабля провёл митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Затем крёстная мама «Полтавы» Елена Калинина, спортсмен Академии парусного спорта Яхт-клуба Санкт-Петербурга, разбила бутылку шампанского о нос корабля. Приказ о спуске корабля отдал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко.
Спуск корабля был осуществлён с помощью крана, процедура заняла около 30 минут. Когда «Полтава» коснулась воды, из пушек произвели праздничный выстрел.
Достраивать уникальный деревянный корабль будут в Яхт-клубе Санкт-Петербурга, на это потребуется около 10 месяцев. За это время будут установлены все необходимые системы, мачты, такелаж, паруса, уложен балласт, завершена внутренняя отделка. Экскурсии на линейный корабль «Полтава» возобновятся после спуска, ориентировочно 20 июня.
Справка:
Корабль «Полтава» – это первый линейный корабль Балтийского флота. Корабль был назван в честь победы русских войск в Полтавской битве. «Полтава» была построена на Адмиралтейских верфях, спущена на воду в июне 1712 г. В проектировании и строительстве корабля Пётр I принимал личное участие.
Реплику линейного корабля «Полтава» начали строить в 2013 году на верфи исторического судостроения «Полтава», основанной Яхт-клубом Санкт-Петербурга. После завершения всех строительных работ корабль станет центром большого современного интерактивного музейного комплекса, посвящённого морской истории России.
Медиа материалы: https://drive.google.com/drive/folders/1KLHfFS0g2VKB_28icswWqU7yshdfFLi0
Дополнительная информация:
Pr-менеджер церемонии спуска корабля «Полтава»
Ольга Сидоровская +7-921-77-11-812; 8 (812) 324-22-55; [email protected]
poltava1712.ru
Газпром строит под Петербургом корабль в стиле 18 века за 120 миллионов евро: philologist
Общая стоимость строительства 54-пушечного корабля, как нам сказал экскурсовод, эквивалентна стоимости двух игроков "Зенита", - само-собой разумеется, что речь шла не о ком-нибудь, а о Халке, который, как известно, был куплен "Зенитом" за 60 миллионов евро. Два Халка - это уже 120 миллионов евро. Примерно в такую сумму и обойдется общий бюджет "Полтавы". В России такого рода "игрушки" кроме государства себе может позволить лишь Газпром. Ну, может, еще Транснефть... Хотя стоит вспомнить, что российский олигарх Роман Абрамович купил себе в 2009 году яхту за 340 миллионов евро, что превышает в 2,8 раза стоимость "Полтавы".
Нашим экскурсоводом был большой знаток корабельного дела Лев Геннадьевич Лев (его имя и фамилия полностью совпадают).
Было довольно прохладно, но поездка в Лахту того стоила.
В домике корабельного мастера много предметов, относящихся к кораблестроительному делу. Там же проводятся мастер-классы для школьников.
Экскурсовод демонстрирует пушечное ядро, которое использовалось на коряблях того времени
Проект строительства корабля "Полтава" начат по инициативе главы Газпрома Алексея Миллера и реализуется Яхт-клубом Санкт-Петербурга при его поддержке.
Налево пойдешь - на лесную биржу попадешь. Направо пойдешь - в "домике Петра" окажешься.
Цель проекта - воссоздание в натуральную величину первого крупного корабля Балтийского флота – 54-пушечного линейного корабля 4-го ранга «Полтава», в постройке и проектировании которого в 1712 году принимал участие сам Петр I. Это грандиозное строительство должно стать одним из самых важных культурных событий ближайших лет.
Уже с начального этапа проекта стало ясно, что задача воссоздания исторического корабля сложнее, чем кажется с первого взгляда. На «Полтаву» не существовало практически никакой доступной документации или подробного популярного материала – все описания и чертежи прятались на полках библиотек и архивов, в делах, которые никто уже много лет, а то и никогда, не открывал.
Только благодаря кропотливым изысканиям исследователей и сложной работе конструкторского бюро над техническим чертежом корабля, проект «Полтава» стал полностью выполним и начал набирать силу.
В мировой практике уже существуют подобные проекты реконструкции исторических кораблей – например, французский фрегат «Гермиона», на котором Ла Файет отправился в 1798 году на помощь Американским штатам в их войне за независимость или недавно построенный корабль Вест-Индской компании «Батавия» в Нидерландах.
В истории современной России была лишь одна попытка – действующая реплика фрегата «Штандарт», спущенная на воду в 1999 году. Команда проектировщиков и строителей, получившая уникальный опыт на сборке фрегата и других деревянных судов, составила костяк коллектива "Полтавы".
Поднятая с морского дня пушка 18 века
Уже скоро каждый посетитель исторической верфи сможет увидеть первый линейный корабль Балтийского флота в натуральную величину.
Когда этот крупномасштабный проект будет завершен, у России среди других морских держав, появится свой исторический символ – корабль «Полтава».
Виды морских узлов.
Планируется, что «Полтава» как сердце большого современного музейного комплекса, станет научным, культурным, исследовательским и педагогическим центром по изучению морской истории города и страны.
В первую очередь, музейный комплекс будет направлен на будущее – на детей и молодежь, на возрождение интереса к морю и флоту.
Идея реконструкции "Полтавы" возникла в 2012 году, год ушел на научные изыскания, теоретические проекты, поиск специалистов, материала и места строительства, но уже летом 2013 года был изготовлен мидель-шпангоут корабля и было официально объявлено о его закладке.
В папке Скляева в Библиотеке Академии наук был найден чертеж мидель-шпангоута, на котором были указаны общие размеры будущего корабля, полностью совпадающие с размерами «Полтавы». На основе этих данных и чертежей аналогичных кораблей отечественной и зарубежной постройки из РГА ВМФ, ГИА, БАН и других государственных архивов и библиотек в 2012 году началась предварительная работа по сбору материалов и документов для выполнения эскизного проекта «Полтавы».
Собранные исторические материалы были переданы в ООО «Дизайн Группа РИКОШЕТ», сотрудники которой начали работу над теоретическим чертежом корабля, а в 2013 году к ним подключилось собственное конструкторское бюро Исторической верфи ПОЛТАВА. Работа историков и конструкторов позволила 2 июня 2013 года заложить мидель-шпангоут линейного корабля «Полтава».
Верфь, на которой воссоздается «Полтава», представляет собой современный и высокотехнологичный комплекс различных мастерских и сборочных цехов. Оснащенные новейшим производственным оборудованием и станками, мастера и плотники работают на лесной бирже, пилораме и сборочном ангаре. Отдельно необходимо сказать об объединенных мастерских, где технологии XXI века будут пересекаться с традиционными ремесленными приемами предшествующих времен, так, например, при витье канатов или шитье парусов, используя современные материалы, мастера будут ориентироваться на способы производства аналогичных изделий в начале XVIII века. С другой стороны, приемы работы кузнецов в своей основе не претерпели глобальных изменений и ковка железных изделий для корабля будет мало чем отличаться от труда кузнеца петровского времени.
Из Санкт-Петербурга до музея можно добраться на общественном транспорте:от ст. метро «Старая Деревня» ходит автобус № 110 или маршрутные такси № К305, К510, до остановки «Лахта, 15 км». Перейти дорогу, пройти в направлении от города 50 м и свернуть на дорогу налево, дойти до здания яхтенного порта «Геркулес».от ст. метро «Чёрная речка» маршрутные такси К-405, К-210, К-417, К-425, городской автобус №211 до остановки «Лахта, 15 км». Перейти дорогу, пройти в направлении от города 100 м и свернуть на дорогу налево, дойти до здания яхтенного порта «Геркулес».
Станок для изготовления гравюр
В записи использован текст с официального сайта корабля-музея.
philologist.livejournal.com
Газпром установил памятный знак в честь линкора «Полтава»
Газпром установил памятный знак в честь линкора «Полтава»
6 марта 2015, 15:31Сегодня в Санкт-Петербурге Председатель Правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко приняли участие в торжественной церемонии открытия памятного знака в честь линейного корабля «Полтава».
«Санкт-Петербург по праву считается колыбелью отечественного кораблестроения. Со стапелей здесь сошли десятки кораблей, ставших гордостью российского флота. Линкор „Полтава“ занимает среди них особое место. В его проектировании и строительстве принимал участие сам Петр I. Корабль сражался в Северной войне, в том числе у мыса Гангут, где русский флот одержал первую в истории России морскую победу.
Увековечивая память о знаменательных событиях прошлого, мы поддерживаем преемственность поколений. Уверен, памятный знак кораблю «Полтава» станет еще одной достопримечательностью Северной столицы и послужит делу сохранения отечественной истории и культуры», — сказал Алексей Миллер.
Знак высотой 12 м установлен на левом берегу Невы, где находились адмиралтейские верфи — место постройки судна. Он представляет собой модель «Полтавы» в масштабе 1:6, установленную на постаменте. Постамент сделан из гранита, на нем расположены четыре бронзовых барельефа. Два из них посвящены битвам при Гангуте и Гренгаме — главным победам русского флота в Северной войне.
Финансирование работ обеспечило ОАО «Газпром». Знак создан членом-корреспондентом Российской академии художеств, заслуженным художником России Александром Таратыновым и главным архитектором Эрмитажа, лауреатом государственной премии РФ по архитектуре Валерием Лукиным.
Справка
Русский 54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга «Полтава» был спущен на воду в июне 1712 года. Это первый линейный корабль, который был заложен на верфях Санкт-Петербургского адмиралтейства. Проектом «Полтавы» занимался лично царь Петр I, строительство было поручено корабельному мастеру Федосею Скляеву. Назван корабль в ознаменование победы русской армии над шведской в Полтавской битве летом 1709 года.
В составе Балтийского флота «Полтава» активно участвовала в Северной войне. В 1713 году корабль действовал в составе ревельской эскадры, в 1714 году сражался у мыса Гангут, где русский флот одержал первую в истории России морскую победу. В 1716–1717 годах «Полтава» участвовала в походе в Копенгаген и обеспечивала высадку десанта на остров Готланд. После окончания Северной войны корабль обеспечивал патрулирование российских вод и использовался для обучения экипажей.
После 1732 года «Полтава» была выведена из состава флота и разобрана. Однако память о корабле осталась — его название передавалось от корабля к кораблю еще семь раз, последний — линкору 1911 года постройки.
Управление информации ОАО «Газпром»
spb-tr.gazprom.ru
Газпром вложился в паруса | Новости
Газпром вложился в паруса
В мае 2013 года на территории яхт-клуба Санкт-Петербурга началось строительство 54-пушечного линейного корабля "Полтава". Сотрудник отдела научных исследований исторической верфи Лидия Гуменюк рассказала Центральному Военно-Морскому Порталу что было сделано за год и с какими трудностями столкнулись корабелы и проектанты, участвующие в воссоздании исторического корабля.
Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом корабле.
"Полтава" - это первый крупный корабль Балтийского флота, в постройке и проектировании которого в 1712 году принимал участие сам Петр I. Это корабль-символ, которому, однако, не пришлось побывать в крупных морских баталиях. В основном он ходил в европейские города, такие как Таллинн, Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген. "Полтава" была вооружена 54 пушками, по 27 на каждый борт. Экипаж должен был составлять 300 человек, однако, согласно нашим документам, обычно набиралось не более 280.
Как вообще возникла идея построить корабль петровских времен?
Воссоздать "Полтаву" решил Алексей Миллер, председатель совета директоров Газпрома. Говорят, бизнесмен вынашивал эту идею давно, однако долгое время не мог найти квалифицированных исполнителей. Когда началось строительство Лахта-центра в границах с Санкт-Петербургским яхт-клубом, его командор Владимир Любимов начал исследовательские работы, цель которых была одна - выяснить, насколько реалистично воссоздать такой корабль. Вопросов стояло много. Где взять дерево в необходимом количестве, в то время как корабельный лес уже почти не выращивают? Удастся ли найти чертежи оригинальной "Полтавы"? Есть ли в России специалисты, способные реализовать подобный проект? Около 9 месяцев продолжались изыскания, после чего был вынесен вердикт: "Полтаве" - быть!
Строители Полтавы имели опыт участия в постройке аналогичных проектов?
Большинство специалистов, задействованных на строительстве нашего корабля, ранее участвовали в постройке знаменитого парусника "Штандарт". Это и конструктора, разработавшие проект "Полтавы", и непосредственно строители. Многие из них пришли на Штандарт еще в школьные годы и всю жизнь посвятили кораблестроению. Есть те, кто занимался в прошлом деревянным зодчеством, есть люди с петрозаводской верфи маломерных судов. Так или иначе все работники — профессионалы своего дела, случайных людей здесь нет.
Обращались ли вы к опыту аналогичных проектов?
Разумеется. Но, постоянно оглядываясь на то, что наша "Полтава" - прежде всего музей, хоть и являющийся точной копией исторического корабля. Тот же Штандарт строился для того, чтобы ходить в море. Но, как известно, наше законодательство не позволяет таким кораблям совершать походы в российских водах. Поэтому, наш приоритет — музейная "Полтава". Но, повторюсь, корабль будет максимально достоверно повторять оригинальный. А вот, например, воронежская "Гото Предестинация" идентична историческому кораблю только сверху, до уровня ватерлинии. Тот корабль никогда не сможет выйти в море, а у нашего есть такой потенциал. В основном мы обращаем внимание на деревянные корабли, строящиеся на европейских верфях.
А в Европе историческое кораблестроение развито лучше?
Как раз для Европы проект не уникальный. В странах, которые являлись в соответствующую эпоху морскими державами, еще с 90-х годов стало модно воссоздавать исторические боевые корабли. Например, в Голландии есть верфь "Батавия", во Франции построили фрегат "Гермиона". В основном это корабли, которые регулярно ходят в морские походы, они и строятся по современным технологиям. Несмотря на это, у зарубежных корабелов можно и нужно перенимать необходимый опыт. К примеру, скоро наши мастера отправятся за рубеж учиться у местных специалистов искусству шить паруса. Опять отправляемся за наукой в Голландию, как при Петре.
Какие проблемы возникли за год работы?
Основная наша проблема - это лес. С необходимой для строительства больших кораблей древесиной трудности были даже при Петре. Тогда еще было мало специалистов, разбирающихся в корабельном лесе. Сейчас проблемы похожие. Древесина предварительной диагностики не проходит, поэтому процент брака предсказать сложно. Узнать качество закупленного леса можно только после распила. Проблема усугубляется тем, что нам нужен именно дуб. Износостойкость этого дерева крайне важна для корабля, который будет долгое время находится на одном месте. Дубовыми будут шпангоуты, обшивка, две палубы. Еще одна палуба будет сосновой, как и все рангоуты (мачты, реи).
Много вопросов возникало при разработке проектной документации. Нам пришлось приглашать историков, судомоделистов, создавать собственное проектное бюро и научный отдел. Сейчас материалов о "Полтаве" набралось на целую книгу, которую мы планируем выпустить большим тиражом.
Какой объем работ выполнен и что еще предстоит сделать?
Сейчас выполнено около 30% работ. Летом 2013 года мы заложили центральный шпангоут. Начинали все делать методом проб и ошибок. До 27 февраля 2014, когда произошла официальная закладка киля "Полтавы", рабочие готовили шпангоуты. Сейчас полным ходом идет их установка. Пока поставлено 19 из 47 элементов. Потом будем заниматься обшивкой, готовить декор. "Полтава", являясь символическим кораблем, названным в честь победы, была очень богата внутренним убранством.
Когда ожидается спуск "Полтавы" на воду?
Думаю, не раньше лета 2015. Из-за уникальности проекта точные сроки предсказать сложно, никому не известно, с какими трудностями придется столкнуться корабелам. До ноября этого года мы будем ставить шпангоуты, после чего начнем заниматься обшивкой, палубами и декором. На воде будут ставится только рангоуты и парусное вооружение. Вообще, все работы по кораблю планируем закончить к 2017 году. Петр строил свою "Полтаву" три года. Мы, с современными инструментами и опытными судостроителями, не можем отстать.
Для спуска корабля на воду будет демонтирована одна из стен сборочного ангара, а также расширен слип яхт-клуба. Спускаться "Полтава" будет на специальных воздушных мешках, так же как европейские корабелы спускали "Батавию" и "Гермиону". Но для нас это новая технология, нам еще предстоит ее освоить.
Кто помогает в строительстве проекта?
Основное финансирование проекта взял на себя Газпром. Очень сильно помогают производители ручного инструмента, станков, лакокрасочных материалов, предоставляющие бесплатно свой товар. Информационно нам очень помог хранитель корабельного фонда Военно-морского музея Андрей Леонидович Ларионов. Полезную информацию, как я уже говорила, мы получили и от судомоделистов, которые уже строили модель "Полтавы" и находили документы и чертежи этого корабля. А вот Адмиралтейские верфи, где была построена оригинальная "Полтава", на связь с нами не выходили.
Где будет стоять корабль-музей после спуска на воду?
Полтава будет центральным экспонатом своеобразного музейного центра в Лахте. Корабль будет стоять в доке, который на зиму будет осушаться для ежегодного обслуживания корпуса. Поблизости мы создадим интерактивный музей, посвященный морской деятельности Петра I. Тут же разместятся экспозиции музея подводной археологии. То есть, в одном месте будут и оригинальные экспонаты петровских времен, поднятые со дня Балтийского моря, и целый корабль, полностью повторяющий оригинальный. Кстати, первые экспонаты уже прибыли на верфь. Это части торгового судна "Архангел Рафаил", затонувшего в Финском заливе у острова Березовый.
Музейный центр начнет работу ориентировочно в 2018 году, однако уже сейчас проводятся экскурсии на верфь для всех желающих. А 25 мая 2014 года историческую верфь "Полтава" посетит вдохновитель этого проекта, председатель совета директоров Газпрома, Алексей Миллер и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко
Источник: http://flot.com/nowadays/concept/views/poltava/
www.rgo-sib.ru
Как строят корабль "Полтава" на верфи исторического судостроения в Лахте
Мы побывали на верфи исторического судостроения, где сейчас идет масштабное строительство — воссоздание линкора «Полтава», символа петровской эпохи. Оказалось, по прошествии 300 лет корабельные мастера сталкиваются с теми же проблемами, что Петр I в свое время.
Вопрос о том, почему было принято решение о воссоздании именно петровской «Полтавы» напрашивается сам собой. Все дело в том, что корабль стал первым крупным военным судном, построенным в Петербурге, входил в состав Балтийского флота, принимал непосредственное участие в нескольких военных компаниях, но, к слову сказать, не был задействован в крупных военных баталиях. «Полтава» в буквальном смысле стала детищем Петра I: царь сам принимал участие в строительстве и проектировании корабля.
К идее воссоздания судна пришли около двух лет назад, еще в 2012 году. По инициативе председателя Совета директоров ОАО «Газпром» Алексея Миллера уже год спустя было принято решение о строительстве точной копии первого линейного корабля. Специалистам потребовалось много времени, чтобы отыскать необходимые архивные документы, с помощью которых можно было бы создать чертеж современной «Полтавы». Нужных документов, к сожалению, осталось мало: гравюра, опись и часть чертежей корабельного мастера Федосея Скляева.
Грандиозное строительство осуществляется при содействии яхт-клуба Петербурга на территории яхтенного порта «Геркулес», в поселке Лахта. Основное строительство корабля началось в феврале этого года, хотя задолго до этого уже велись подготовительные работы. Сроки постройки современного корабля совпадают с теми, что были при Петре. В течение трех лет мастера создавали 54-пушечный линейный корабль 4-го ранга: столько же времени понадобится и нынешним специалистам.
Воссоздают корабль на современной верфи, на территории которой разместили мастерские, сборочный ангар и стилизованный домик корабельного мастера. На данном этапе в ангаре находится конструктивный «скелет» корабля, выполненный уже наполовину. Позже будут смонтированы палубы, начнется обшивка и уже, много позже, примутся за разработку внутреннего убранства судна.
Еще на первом этапе строительства «Полтавы» специалисты столкнулись с теми же проблемами, которые возникали в свое время у Петра: нехватка грамотных специалистов и качественного материала. Найти мастеров, которые разбираются в технологиях постройки корабля крайне сложно, но с этой задачей справились довольно быстро: в строительстве принимают участие специалисты, приложившие руку к созданию фрегата «Штандарт».
Что касается материалов, то для постройки деревянного корпуса используют крупноразмерный дуб, которому не меньше 150-200 лет. К сожалению, в Ленинградской области такого материала найти не было возможности, поэтому лес везут из Саратовской, Брянской области, Краснодарского края. Помимо дубового массива, будут использованы хвойные деревья,на завершающих этапах строительства — лиственница. В процессе обработки древесины, буквально несколько дней назад, мастера нашли внутри одного из дубов пулю начала ХХ века и такие находки, как правило, не редкость. Параллельно со строительством деревянного корпуса, на площадке будут создавать мачты и реи, эзельгофты, уже построена отдельная мастерская, где будут шить паруса.
С мая этого года на территории верфи проводятся экскурсии для тех, кто желает немного понаблюдать за самим процессом строительства. В силу основных требований безопасности экскурсии по территории проводятся только по записи, каждые два часа, поэтому свободно попасть на площадку возможности нет.
По окончанию строительства в Лахте появится современный, интерактивный музейный комплекс, центром которой станет корабль. Судно будет спущено на воду, но вопрос о том будет ли оно ходить пока остается открытым. Помимо него на площадке появится музей подводной археологии, где специалисты смогут заниматься консервацией. Вместе с национальным центром подводных исследований и музеем истории Кронштадта будут разработаны обучающие программы для школьников, студентов и взрослых.
Текст: Анастасия Кваша
Фото: Юрий Дормидошин
www.sobaka.ru