Политические особенности газоэнергетического диалога в российско-германских отношениях. Типайлов евгений газпром


Типайлов, Евгений Александрович - Российско-германский газоэнергетический диалог [Текст] : политические риски экономической взаимозависимости : монография

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Евросоюз оказывает информационное давление на потенциальных энергетических партнеров на Каспии - Евгений Типайлов

Евросоюз продолжает зондировать позиции потенциальных партнеров по проектам Южного газового коридора. Не так давно из уст гендиректора компании OMV, входящей в консорциум Набукко, Герхарда Ройсса прозвучало заявление о согласии Туркменистана на поставку газа по  данному трубопроводу. По словам Ройсса, договоренность была достигнуто в ходе его встречи с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым.

Комментируя данное заявление корреспонденту «Вестника Кавказа», соучредитель Экспертной лиги «Ресурсные стратегии» Евгений Типайлов отметил, что посредством подобных заявлению осуществляется своего рода информационное давление на потенциальных партнеров и отчасти на Россию.

«Мы все знаем, что буквально недавно был проведен ряд мероприятий в странах ЕС в отношении присутствия России на европейском газовом рынке, когда были проведены проверки в дочерних структурах «Газпрома». И, если говорить о южном направлении, где стоит задача по строительству, получению итоговых согласований и реализации проекта Южного потока, то, конечно же, это все служит определенной цели информационного давления», - заявил эксперт.

Кроме того, Евгений Типайлов отметил, что проект Набукко в действительности отвечает  определенным задачам Туркменистана. «Если говорить о Туркменистане, то, разумеется, у него есть здесь свой интерес и газопровод Набукко отвечает определенным задачам, которые стоят перед регионом Центральной Азии. Сам проект нацелен на то, чтобы привлечь независимых игроков на энергетические рынки, которые смогли бы обеспечить определенные объемы газовые в обход традиционных поставок российского газа, либо покупаемого в странах постсоветского пространства и экспортируемого в западном направлении», - сказал эксперт.

vestikavkaza.ru

Типайлов, Евгений Александрович - Политические особенности газоэнергетического диалога в российско-германских отношениях : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.04

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Типайлов Евгений Александрович - г. Нижний Новгород

По данным ЕГРЮЛ и Статрегистра, Типайлов Евгений Александрович является учредителем компании ООО "ЭНЕРГОЭКОАУДИТ", г. Нижний Новгород, Нижегородская область. Данная информация получена на основе анализа открытых источников, может являться устаревшей, не нарушает 152-ФЗ "О персональных данных" согласно ст. 6 129-ФЗ "О Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Полное наименование юридического лица – ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭНЕРГОЭКОАУДИТ", адрес: 603105, г. НИЖНИЙ НОВГОРОД, ул. БОРИСА ПАНИНА, д. 3А, тел.: (83190) 7-70-00. Компания "ЭНЕРГОЭКОАУДИТ" зарегистрирована 6 декабря 2005 года, регистратор – Инспекция Федеральной Налоговой Службы по СОВЕТСКОМУ району г. НИЖНЕГО НОВГО. Основным видом деятельности является "Аудиторская деятельность". Компания также зарегистрирована в таких категориях ОКВЭД как "Работы по мониторингу состояния и загрязнения окружающей природной среды". ОГРН: 1055248170438. ИНН: 5262144626. КПП: 526201001. Форма собственности – частная собственность. Организационно-правовая форма – общества с ограниченной ответственностью.

Директор
  • • Типайлов Алексей Александрович
Учредители по данным Статрегистра на октябрь 2012 г.
  • • Граждане России (2)
Учредители по данным ЕГРЮЛ на февраль 2012 г.
  • • Типайлов Евгений Александрович (доля участия - 50%)
  • • Типайлов Алексей Александрович (доля участия - 50%)
Новости региона
  • • Барыкин может возглавить комиссию думы Нижнего Новгорода по экономике
  • • Посетители ростом выше 190 см смогут бесплатно сходить в "Лимпопо"
  • • Укладка асфальта завершена на 13 участках дорог Нижнего Новгорода
  • • Высокие люди смогут посетить зоопарк "Лимпопо" бесплатно
  • • Автобус насмерть сбил 67-летнего пенсионера на трассе в Борском районе

Если вы не хотите, чтобы информация о физическом или юридическом лице, именуемым Типайлов Евгений Александрович, и предположительно являющимся учредителем ООО "ЭНЕРГОЭКОАУДИТ", была доступной другим пользователям, пожалуйста, заполните заявку на удаление данных.

uchcom.biz

Политические особенности газоэнергетического диалога в российско-германских отношениях - Автореферат диссертации

24

На правах рукописи

ТИПАЙЛОВ Евгений Александрович

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГАЗОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА В РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Специальность 23.00.04 – Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Москва - 2010

Работа выполнена на кафедре национальной безопасности Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Научный руководитель: доктор политических наук,

профессор

Явчуновская Регина Анатольевна

Официальные оппоненты: доктор политических наук,

Данкин Дмитрий Михайлович

кандидат политических наук,

Рожко Олег Игоревич

Ведущая организация: Московский государственный

лингвистический университет

Защита состоится 9 декабря 2010 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.22 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Россия, Москва, проспект Вернадского, 84, зал № 1, 1 учебный корпус.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Автореферат разослан 8 ноября 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент Ю.Н. Мотин

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Современная система международных отношений находится в точке бифуркации. Процессы глобализации и регионализации, экономической интеграции и политической дезинтеграции свидетельствуют о нестабильности этой системы, дальнейшее развитие которой будет определяться целым спектром глобальных факторов. Одним из таких факторов является проблема энергетического обеспечения мирового развития, в рамках которой конкуренция за обладание энергетическими ресурсами выходит на первое место. На этом фоне характер и содержание отношений между государствами-экспортерами и государствами-импортерами природных ресурсов становятся одной из важнейших проблем развития современного миропорядка.

В этом контексте роль российско-германских отношений и газоэнергетического взаимодействия, в частности, возрастает. Между тем в силу исторических, географических, экономических и иных аспектов российско-германские отношения представляют собой стержень европейского развития, что придает газоэнергетическому взаимодействию стратегическое значение для будущего евразийской компоненты системы международных отношений.

Особое значение приобретают в контексте общемировых тенденций процессы на региональных и национальных энергетических рынках, которые придают вопросам энергетического сотрудничества государств дополнительную актуальность. В частности, европейский газовый рынок при всех противоречивых изменениях на нем будет в перспективе расти, усложняя российско-германский газоэнергетический диалог, и, повышая его роль в интеграционных процессах.

Российская Федерация (далее РФ) и Федеративная Республика Германии (далее ФРГ) являются ведущими государствами на европейском пространстве, от решений которых во многом зависит стабильное развитие Евразии. Основу российско-германского взаимодействия составляет сотрудничество в энергетической сфере, формирующее остов общеевропейского процесса, именуемого «Энергетический диалог Россия-Европейский Союз». Ключевым компонентом этого взаимодействия является сотрудничество в газовой сфере, включающее в себя значительную политическую составляющую.

Таким образом, актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена необходимостью изучения вопроса российско-германского газоэнергетического диалога в различных его аспектах и на различных уровнях, выявлению его политических особенностей, разработкой прогнозов и рекомендаций по развитию внешнеполитической стратегии российско-германских отношений и газоэнергетического диалога.

Степень научной разработанности темы.

Характерной чертой историографии по проблеме политического анализа российско-германского газоэнергетического взаимодействия можно назвать отсутствие отдельных исследований, посвященных исключительно политическим особенностям российско-германского взаимодействия в газовой сфере. В исследованиях отечественных и зарубежных авторов освещались преимущественно экономические, исторические или же правовые стороны взаимодействия, политическая же сторона проблемы либо затрагивалась опосредованно, либо освещалась детально применительно ко всей системе российско-германских отношений, а не сосредотачивалась целенаправленно на сфере газового сотрудничества.

В анализе вопросов международных отношений в контексте развития энергетической сферы настоящее исследование опиралось на труды отечественных специалистов и на исследования экспертов из иностранных государств, включая Германию.

Проблемы развития мировой энергетики и эффективного использования такого инструментария как энергетическая дипломатия раскрываются в работах Ю. Боровского, Д. Виктора, С. Жизнина, Н. Миловидова, А. Олейнова, С. Ситаряна, В. Тарлинского и др. Значение данных исследований состоит в возможности выявить закономерности и тенденции в развитии мировой энергетики и ее газовой составляющей, что дает возможность оценить перспективы российско-германского газоэнергетического диалога.

Особый интерес представляют также исследования, посвященные специфике немецкой национальной политической и экономической системы. К такого рода трудам относятся работы В. Белова, В. Гутника, Н. Дряхлова, А. Кузнецова, М. Леденевой и др.

Вопросы особенностей внешней политики России и Германии, в том числе в историческом контексте, раскрываются в работах А. Ахтамзяна, А. Богатурова, Ю. Квицинского, Х. Комоссы, И. Максимычева, Н. Павлова, А. Филитова, Х. Хафтендорн, Г. Шольгена и в других трудах. Значение данных исследований состоит в выявлении и раскрытии закономерностей в российско-германских отношениях, проявлявших себя в контексте энергетического диалога на протяжении второй половины XX и в начале XXI в.

Различные аспекты политического взаимодействия и политического диалога участников международных отношений изложены в трудах Р. Абдулатипова, И. Василенко, А. Выгорбиной, А. Демидова, А. Цициашвили и других исследованиях. Рассмотренные в этих исследования вопросы политического диалога имеют значение в контексте соотнесения газоэнергетического диалога и национальных интересов России и Германии.

Анализ европейского газового рынка, вопросов его либерализации, особенностей национального российского газового рынка и перспективы газовой отрасли (в первую очередь экспорта российского природного газа в Европу) рассматриваются в работах И. Гудкова, Г. Скиданова, А. Шкуты, Д. Штерна. Содержание этих исследований позволяет раскрыть большое значение региональных процессов на европейском газовом рынке для развития российско-германского газоэнергетического диалога.

Значительное число научных исследований затрагивает вопросы российско-германских отношений в газоэнергетической сфере в рамках анализа российско-европейского энергетического сотрудничества. К такого рода работам можно отнести труды Д. Давлетшиной, Н. Емельяновой, И. Максимычева, А. Хайтуна, в которых экстраполируются многие выводы о специфике российско-европейских отношений на их важнейший элемент – российско-германское сотрудничество, раскрывая его роль в европейском политическом пространстве.

Сформировался спектр научных исследований, затрагивающих политические вопросы газоэнергетического взаимодействия России и Германии. К таким исследованиям, прежде всего, можно отнести труды А. Ахтамзяна, Н. Власова, А. Никитина, А. Новикова и др.

Особое значение для оценки российско-германского газоэнергетического взаимодействия имеют мнения представителей российского и немецкого газоэнергетического бизнеса по проблемам взаимодействия, а также позиции политического руководства сторон взаимодействия. В частности, оценки российских представителей газового бизнеса – председателя правления ОАО «Газпром» А. Миллера, генерального директора ООО «Газпром экспорт» А. Медведева – по проблемам перспектив развития газовой отрасли, а также мнения немецких партнеров – экс-главы компании «E.ON Ruhrgas» Б. Ройтерсберга и руководителя ее московского представительства Р. Хартманна – имеющие существенное значение для понимания содержания российско-германского газоэнергетического диалога.

Отдельно можно выделить ряд диссертационных исследований, посвященных вопросам, связанным с темой диссертации. К таковым относятся работы М. Богучарского, П. Бровина, В. Гросса, И. Гумаровой, Ю. Добрынкина, К. Парусовой, Ю. Сороки, А. Шатунова, В. Шмелькова и некоторые другие исследования, в которых раскрываются особенности политического взаимодействия России и Германии и оценивается политическое значение их экономического сотрудничества, анализируется содержание российской энергетической дипломатии, а также рассматриваются иные аспекты российско-германских отношений.

Политические особенности российско-германского газоэнергетического диалога, несмотря на имеющиеся публикации и исследования, на данный момент остаются недостаточно изученными и во многом являются дискуссионными, а в условиях усиления глобальной конкуренции за обладание энергетическими ресурсами и необходимости оптимизации российско-германских отношений потребность в исследовании данной проблемы возрастает.

Объект исследования – развивающийся во второй половине XX и начале XXI в. газоэнергетический диалог России и Германии.

Предмет исследования – политические особенности российско-германского газоэнергетического диалога соотносительно с национальными интересами РФ.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования – выявление характерных политических особенностей и политических рисков современного газоэнергетического диалога для оптимизации российско-германского взаимодействия.

В рамках поставленной цели определены следующие задачи:

- осуществить историко-политологический анализ российско-германских внешнеполитических отношений с целью выявления закономерностей и тенденций их развития касательно газоэнергетической сферы;

- выявить аспекты влияния глобализационных (интеграционных и дезинтеграционных) процессов на российско-германский газоэнергетический диалог, прослеживающихся, в первую очередь, в рамках европейской интеграции;

- определить характер и содержание политического воздействия либерализации европейского энергетического (газового) рынка на российско-германский газоэнергетический диалог;

- выделить особенности геополитической конъюнктуры и национальные интересы сторон российско-германского газоэнергетического диалога на национальных рынках друг друга;

- оценить перспективы и дать прогноз развития российско-германского газоэнергетического диалога, определить стратегические направления внешнеполитической активности РФ в рамках диалога.

Источниковая база исследования.

Помимо научных трудов по вопросам российско-германских (российско-европейских) отношений и энергетического взаимодействия, одним из ключевых источников в анализе газоэнергетического диалога являлись нормативно-правовые акты и программные документы различных государственных и негосударственных организаций. Среди них были проанализированы российские программные документы1, материалы различных немецких организаций, например, программный документ Союза немецкой индустрии2. Анализ немецкой стратегии развития собственной энергетической отрасли, включая газовый сектор, был осуществлен на основе документов Международного Энергетического Агентства, членом которой является ФРГ3.

Отдельно необходимо обозначить совокупность нормативных документов Европейского Союза (далее ЕС), главным образом посвященных проблемам либерализации европейского газового рынка (документы первичного права, директивы по либерализации энергетической отрасли, регламенты, разъяснения и прочие акты вторичного и третичного права ЕС), а также стратегии энергетического развития Европейского Союза и другие материалы. Особое значение для оценки политических особенностей российско-германского газоэнергетического диалога имели документы в рамках осуществляемого между РФ и ЕС «Энергетического диалога», а также Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (далее СПС) и иные документы.

Важную роль для достижения цели диссертационного исследования сыграли источники и публикации из официальных изданий органов государственной власти сторон, а также аналитические, статистические и иные данные, предоставляемые в рамках открыто публикуемых материалов специализированных органов государства: Министерства экономического развития РФ, МИД РФ, посольств РФ и ФРГ, структурных подразделений законодательных и исполнительных органов власти. Особое значение имели материалы печатных и электронных СМИ.

uchebana5.ru

Политические особенности газоэнергетического диалога в российско-германских отношениях - Автореферат диссертации

При значимой роли военно-политического инструментария в истории Германии вторая половина XX – начало XXI в. для ФРГ прошли при ведущей роли финансово-экономических средств во внешней политике (например, европейская экономическая интеграция, вовлеченность в экономическую глобализацию, широкая экспортная, внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность). В российско-германском взаимодействии это проявилось наиболее ярко: все ключевые политические договоренности и внешнеполитические акции ФРГ были тесно сопряжены с инициированием тех или иных экономических отношений.

Анализ российского внешнеполитического инструментария свидетельствует, что для России базисным средством внешнеполитической активности являются дипломатические средства в синтезе с политико-экономическим потенциалом ресурсно-сырьевых возможностей. Экономические инструменты задействованы в меньшей степени, чем например, в ФРГ. Тем не менее, ресурсно-сырьевая база российской экономики также стала важным фактором в реализации внешнеполитической стратегии РФ. Необходимо подчеркнуть, что российско-германское взаимодействие для обеих сторон само по себе стало востребованным внешнеполитическим инструментом в европейской политике государств.

Отмеченная значимость выделенных инструментов во внешней политике сторон в контексте анализа российских интересов определила внешнеполитическую роль экономических факторов и газоэнергетических ресурсов для диалога. Все существенные политические шаги СССР и ФРГ навстречу друг другу непременно начинались с налаживания торгово-экономических отношений в той или иной сфере. Между тем экспортно-ориентированная и инвестиционно активная ФРГ в большей степени использовала политические возможности экономического взаимодействия, нежели менее развитый в экономическом плане СССР, использовавший политический потенциал экономики преимущественно в отношениях с социалистическими странами, включая ГДР. Исключение в данном случае составляет торговля природно-сырьевыми ресурсами, активно начатая в отношениях с ФРГ только в 70-е гг. XX в. Свидетельством этой особенности стало для ФРГ объединение Германии в 1990 г., а также усиление политического влияния в отношениях с СССР на фоне разраставшегося экономического кризиса Советского Союза, вылившегося в распад государства.

Анализ внешнеполитической роли экономических факторов свидетельствует, что с содержательной точки зрения экономическое взаимодействие России и Германии исторически выстраивалось по формуле «природные ресурсы в обмен на инвестиции и технологии». Стратегическое значение газоэнергетических ресурсов в российско-германском диалоге определялось не только потребностью экономик в энергетическом сырье и бюджетных поступлениях, сколько ролью России как крупнейшего нетто-экспортера и Германии как крупнейшего нетто-импортера природного газа в Европе на фоне этих потребностей.

Внешнеполитический потенциал газоэнергетических ресурсов в этом контексте начал проявлять себя с первых лет газоэнергетического диалога сторон (в частности, с 1970 г. – года заключения известного пакета экономических соглашений «газ на трубы»). Реализованное на уровне правительств и ведущих хозяйственных субъектов сторон, данное партнерство было расширено за счет последующих пакетов соглашений в газовой и смежных сферах. Содержание данных документов свидетельствовало о постоянном увеличении масштабов газоэнергетического диалога, как в количественном, так и качественном отношении (взаимодействие охватывало вопросы транспортировки, транзита, хранения, распределения природного газа), что нашло свое отражение в усилении политической составляющей в двустороннем сотрудничестве.

Внешнеполитическая роль газоэнергетических ресурсов особенно четко обозначилась в проблеме характера и степени взаимозависимости сторон в рамках диалога, поскольку вопрос о потенциальной зависимости (от ресурсов, инвестиций, технологий) в этих отношениях был поднят сторонами на самой ранней стадии диалога. Данная проблема свидетельствует о неоднозначности апеллирования к ситуации взаимозависимости при принятии политических решений в настоящее время (в первую очередь с точки зрения интересов РФ). Это обусловлено тем, что сам факт баланса в имеющейся взаимозависимости не следует из содержания проведенного историко-политологического анализа российско-германского политико-экономического взаимодействия, а скорее свидетельствует о потенциале существования дисбаланса во взаимозависимости.

Во второй главе –«Политический конструктив российско-германского газоэнергетического диалога» – раскрывается влияние различных по своей форме и содержанию глобальных, региональных и национальных факторов на российско-германский газоэнергетический диалог в политическом контексте этого воздействия.

Автором вводится и определяется понятие «газоэнергетический диалог», понимаемый как процесс политического, экономического, правового, технического или иного взаимодействия в газовом и сопряженных с ним секторах национальных интересов сторон диалога, реализуемого с использованием различных по своей природе средств цивилизованного сотрудничества между публичными и/или частными субъектами отношений. Данное понятие через термин диалог диалектически сочетает в себе региональный («Энергетический Диалог Россия-ЕС») и национальный (собственно сам российско-германский диалог как форма межгосударственного взаимодействия сторон) аспекты, ограничивая одновременно этот диалог газовой и смежными сферами взаимодействия.

Сочетание регионального и национального аспектов тесно связано с текущими геополитическими процессами, характеризующихся интеграционными и дезинтеграционными тенденциями. Экономическая глобализация влияет на все сферы мировой экономики, включая газоэнергетику. Проявляется это в глобальной деятельности газоэнергетических транснациональных корпораций (далее ТНК), расширении географии, объемов и форм торговли газом. Таким образом, в контексте парадигм внешнеполитических интересов глобализация становится одним из главных факторов, влияющих на содержание политических особенностей диалога. Между тем система международных отношений осложняется помимо экономической интеграции тенденцией политической дезинтеграции (стремлении государств сохранить и даже усилить суверенные начала в мировой политике). Это проявляется в поиске государствами баланса между обеспечением своих национальных интересов и интеграционными процессами.

Наглядным примером этих тенденций является процесс европейской интеграции, являющийся также ключевым и для российско-германского диалога в силу факта членства ФРГ в Европейском Союзе. В частности, вступивший в силу 1 декабря 2009 года Лиссабонский договор о реформе Европейского Союза, в своих нововведениях отражает как интеграционные, так и дезинтеграционные процессы. Признание ЕС в качестве юридического лица (оформление правосубъектности) в контексте интеграционных тенденций усиливает наднациональные начала функционирования ЕС. С другой стороны, Лиссабонский договор усиливает роль межправительственных институтов ЕС (Европейского совета и Совета Европейского Союза), свидетельствуя о стремлении государств-членов увеличить влияние своих национальных политик в ЕС.

Одним из относительно эффективных инструментов развития регионального взаимодействия между ЕС и Россией был и остается «Энергетический диалог Россия-ЕС», который также регулирует вопросы взаимодействия в газоэнергетической сфере. По своей сути и содержанию вопросов, составляющих его основу, «Энергетический диалог Россия-ЕС» является региональной повесткой дня реализации национальных интересов РФ и ФРГ в рамках газоэнергетического диалога. Это свидетельствует о сложном симбиозе интеграционных и дезинтеграционных начал в мировой политике, отражая большое значение европейского фактора для диалога, и, подтверждая глубинные смыслы парадигм внешнеполитических интересов России, где европейская арена выступает вектором внешнеполитической активности (базовым для Германии и важным для России, учитывая нюанс в лице восточного элемента вектора).

В этом контексте особо выделяются политические последствия либерализации европейского газового рынка. Процесс либерализации проходит уже третий этап в своем развитии. Действующие положения европейского конкурентного законодательства, а также принятые летом 2009 г. нормативно-правовые акты вторичного права ЕС в рамках «третьего либерализационного энергетического пакета» (вступят в силу с 2012 года) устанавливают целый перечень требований по либерализации газового рынка ЕС. К ним относятся требования об открытии национальных газовых рынков, доступе третьих лиц к газотранспортной инфраструктуре, разделении вертикально-интегрированных газоэнергетических компаний, а также усилении наднационального регулирования газового рынка ЕС.

По мнению автора, положения «третьего энергетического пакета» существенно усиливают политические риски и угрозы в контексте продолжающейся либерализации. В первую очередь выделяется требование об имущественно-правовом разделении вертикально интегрированных компаний. Попытки смягчить данное требование за счет введения альтернативных режимов (независимого системного оператора и оператора газотранспортных систем) не снижают риск использования имущественно-правового разделения отдельными странами, включая ФРГ, который может привести к потере права собственности у «Газпрома» на европейские элементы своей газотранспортной системы. Следует отметить, что данные преобразования также будут иметь некоторые негативные последствия и для немецких политических и экономических интересов, что подтверждается существованием противоречий между деловыми интересами немецких ТНК (интеграционный аспект) и государственными интересами ФРГ (дезинтеграционный аспект).

С учетом отмеченных особенностей расширить свои сетевые активы в Европе для «Газпрома» будет возможно только при политическом согласии государств-членов ЕС, оформленного в виде соответствующего политического соглашения с задействованием институтов Европейского Союза (в лице Комиссии ЕС). Это будет усиливать зависимость двустороннего газоэнергетического диалога от интеграционного фактора. В этом русле создание в Европейском Союзе на наднациональном уровне Агентства по сотрудничеству энергетических регуляторов также сможет привести к централизации регулирования энергетических рынков, снижая столь важные для России возможности двустороннего взаимодействия с Германией.

Эти риски с новой силой поднимают проблемы обеспечения Россией своих долгосрочных обязательств и обязательств по транзиту, обостряют проблему безопасности и надежности поставок, предсказуемости спроса, подрывая, в целом, гарантии возврата инвестиций «Газпрома».

В политическом смысле либерализация газового рыка преимущественно отражает интересы ФРГ и полностью воплощает закономерности парадигмы внешнеполитических интересов Германии, даже с учетом того, что отдельные положения либерализации противоречат этим интересам. Российские же национальные интересы подвергаются существенному негативному воздействию (постоянный рост рисков и отсутствие политических гарантий) по широкому спектру вопросов, существующих в рамках российско-германского газоэнергетического диалога. Усиление дисбаланса в существующей политической взаимозависимости сторон и ослабление внешнеполитических позиций России на европейском направлении становятся главными политическими последствиями либерализации.

Анализ особенностей национальных газоэнергетических секторов России и Германии, а также рассмотрение характерных национальных интересов государств в этих секторах продемонстрировали, что для обеих сторон диалога газоэнергетический сектор представляет стратегическое политическое значение для обеспечения национальной безопасности государства. В частности, ключевое политическое значение газоэнергетического сектора для России наиболее ярко проявляется в отнесении энергетической безопасности к важнейшему элементу национальной безопасности России, что закреплено в Стратегии национальной безопасности России и Энергетической стратегии России до 2030 г.

Разностороннее рассмотрение функционирования национальных газоэнергетических секторов РФ и ФРГ позволило оценить степень внешнеполитических рисков в рамках газоэнергетического диалога стран на национальных рынках друг друга. В частности, российский газоэнергетический сектор содержит в себе высокие политические риски в рамках диалога в силу существования широкого спектра структурных проблем в нем. Немецкий газоэнергетический сектор несет в себе меньший рисковый потенциал с точки зрения политического взаимодействия России и Германии в рамках диалога.

В третьей главе – «Перспективы развития российско-германского газоэнергетического диалога» – анализируются некоторые важные геополитические особенности конъюнктуры газоэнергетического диалога, позволяющие выделить его политические параметры в глобальном контексте и дать прогноз развития диалога исходя из всей выделенной совокупности особенностей российско-германского газоэнергетического взаимодействия. В контексте внешнеполитических интересов России определяются основные направления в стратегии развития российско-германского газоэнергетического диалога.

Проблема обеспечения глобальной энергетической безопасности становится важнейшей проблемой геополитики XXI в. В этом смысле особое значение приобретает разработка нового международного энергетического соглашения, учитывающего интересы, как производителей, так и потребителей энергетических материалов и продуктов (далее ЭМП). Неэффективность Договора к Энергетической Хартии на этом пути уже не может вызывать сомнений, в том числе по причине необходимости расширения его сферы действия до масштабов участия в нем США. В этой связи потенциально Россия и Германия могут играть существенную роль при разработке такого документа.

Важнейшим аспектом для диалога является вопрос будущего природного газа как ЭМП. По различным прогнозам доля природного газа в топливно-энергетическом балансе мира будет увеличиваться. В то же время развитие конкурирующих с газом альтернативных источников энергии потребует не менее двух-трех десятилетий, прежде чем они смогут составить реальную конкуренцию природному газу. Куда более важным в этом смысле станет вопрос развития альтернативных источников газа (сланцевых газов, газов угольных бассейнов, залежей газовых гидратов).

Проблему ценообразования на глобальном газовом рынке также можно считать важнейшим геополитическим параметром. Существующая система ценообразования главной проблемой имеет высокую волатильность цены на газ на мировом рынке. Это в одинаковой степени важно для политических и экономических интересов России и Германии, с тем лишь отличием, что РФ как экспортер в большей степени заинтересована в увеличении или поддержании нынешнего уровня цены, а существующая конъюнктура не позволит пересмотреть подходы к ценообразованию, ослабляя позиции России в диалоге.

Особо автором выделяется проблема диверсификации (импорта и источников для ФРГ и экспорта и маршрутов для РФ), сопряженная с политическими рисками с точки зрения обеспечения национальных интересов и безопасности обоих государств. Следует констатировать, что существующие геополитические конъюнктурные особенности на газовом рынке будут в большей степени способствовать ФРГ в осуществлении названной диверсификации (в первую очередь за счет роста продаж в мире сжиженного природного газа (далее СПГ) и сланцевого газа из США, а также продолжающейся либерализации газового рынка в ЕС). В свою очередь диверсификация экспорта для России будет сопряжена со сложностями инвестиционного характера, неразвитостью сектора СПГ, зачаточном положении газохимической отрасли и специфической ситуацией в Азиатско-Тихоокенском регионе как наиболее перспективном рынке сбыта российского газа. На этом фоне не менее важными будут оставаться вопросы обеспечения безопасности транзита как гарантии возврата инвестиций и бесперебойности поставок.

Все полученные результаты анализа параметров российско-германского газоэнергетического диалога позволили сделать прогноз его развития и предложить рекомендации в рамках реализации российской внешнеполитической стратегии в осуществляемом диалоге. В частности, можно прогнозировать, что в русле процессов экономической интеграции политико-экономические связи между РФ и ФРГ будут углубляться. Однако при параллельном усилении политических дезинтеграционных начал в мире между странами сможет возникнуть спектр политических противоречий.

На региональном уровне интеграционные процессы в Европейском Союзе будут усиливать позиции ФРГ в ЕС, которая будет слабо заинтересована в создании новой международно-правовой базы энергетического сотрудничества в Европе. Либерализация европейского газового рынка будет развиваться и далее, усиливая политические риски для России, а определяющим глубину взаимодействия между РФ и ФРГ останется уровень двусторонних отношений. Немецкий и европейский газовый рынки останутся приоритетными экспортными рынками для РФ на долгосрочную перспективу. В случае роста дисбаланса во взаимозависимости и неэффективности внутренней и внешней политики России в рамках диалога, степень влияния российской энергетической дипломатии в ФРГ и ЕС будет ослабевать.

На уровне национального взаимодействия двух стран ФРГ скорее всего будет ограничивать объем своих прямых инвестиций в конкурентоспособные российские технологии, увеличивая их лишь в строительство отдельных объектов газовой инфраструктуры, разработку месторождений природного газа с ней связанных и в сектор переработки природного газа. Объемы экспорта российского природного газа в ФРГ в перспективе будут наращиваться, однако, условия поставок будут меняться не в пользу политических и экономических интересов российской стороны.

С точки зрения логики геополитической конъюнктуры может начаться процесс снижения геополитической роли трубопроводов (газопроводов), который вместе с диверсификацией экспорта и импорта участниками мирового газового рынка и рядом других факторов будут также способствовать снижению внешнеполитической роли газоэнергетического диалога для России. В перспективе будет формализована роль Форума стран экспортеров газа (далее ФСЭГ), которая начнет оказывать определенное влияние на мировую газоэнергетическую политику. Увеличение противоречий между государствами по вопросам доступа к энергетическим ресурсам будет неизбежно повышать значимость российско-германского газоэнергетического диалога, выводя его на геополитический уровень.

С учетом сделанного прогноза и в целях оптимизации российско-германских отношений и газоэнергетического диалога автором были предложены практические рекомендации, среди которых: 1) России необходимо развивать диверсификацию своей газоэнергетической деятельности (бизнеса, экспорта, маршрутов и т.д.) как способ снижения политических рисков; 2) российская дипломатия должна стремиться к разрешению политических коллизий в двусторонних отношениях РФ и ФРГ вне прямой зависимости от газоэнергетического диалога; 3) Россия должна сконцентрироваться на аккумулировании внутренних средств для обеспечения инвестиционных потребностей газоэнергетики, в целях трансформации стратегии и обеспечения модернизации отечественного газоэнергетического сектора; 4) в условиях дисбаланса в политической взаимозависимости Россия должна будет и далее проводить взвешенную политику по предоставлению немецкому капиталу возможностей по инвестированию в российский газоэнергетический сектор; 5) в целях снижения политических рисков от усиливающейся конкуренции со стороны спектра факторов (активного развития сектора СПГ и газохимической отрасли в мире, проблемы обеспечения безопасности транзита и т.д.) необходим пересмотр политики развития газотранспортной трубопроводной системы в сторону возможного снижения объемов строительства газопроводов; 6) Россия в обязательном порядке должна продолжать работу по координации своей газоэнергетической дипломатии с ведущими экспортерами природного газа в мире (в рамках ФСЭГ) и реализовывать другие предложения, разработанные в исследовании и связанные с развитием стратегии диалога.

В Заключении подводятся итоги исследования, суммируются наиболее важные положения и выводы, сформулированные в работе. Ключевой вывод, сделанный на основе полученных результатов исследования, заключается в том, что модернизация и переход к инновационной модели экономического развития РФ при параллельном снижении ресурсно-сырьевой зависимости российской экономики должны рассматриваться как приоритетные инструменты для решения современной проблемы дисбаланса во взаимозависимости России и Германии в рамках газоэнергетического диалога. Основным этапом на этом пути с необходимостью должна выступить трансформация внутри- и внешнеполитических элементов стратегии развития газоэнергетического сектора РФ.

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Работы, опубликованные автором в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

  1. Типайлов Е.А. «Газовая» дипломатия в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации // Мир и Политика. – 2010. – № 4. – 0.5 п.л.;

  2. Типайлов Е.А. Либерализация европейского газового рынка и российско-германское сотрудничество // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – № 11. – 0.9 п.л.;

  3. Типайлов Е.А. Россия и Германия в сфере энергетического взаимодействия // Вестник ГУУ. – 2008. – № 2. – 0,8 п.л.

Другие работы, опубликованные автором по теме диссертации:

  1. Типайлов Е.А. Обеспечение национальных интересов России в контексте российско-германских отношений в сфере энергетического сотрудничества // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения. – М., РАГС. – Вып. 2008. – № 9. – 0,7 п.л.;

  2. Типайлов Е.А. Газоэнергетическая безопасность Российской Федерации // Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание: Материалы Всероссийской научной конференции. – М.: Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. – 2010. – 0,6 п.л.;

  3. Типайлов Е.А. ЕС, Россия и Германия: транзитное регулирование в сфере энергетического взаимодействия (политический аспект проблемы) // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения. – М., РАГС. – Вып. 2010. – № 2(11). – 0,8 п.л. (в соавторстве, авторство не разделено).

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

ТИПАЙЛОВ Евгений Александрович

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГАЗОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА В РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Научный руководитель:

доктор политических наук, профессор

Явчуновская Регина Анатольевна

Изготовление оригинал-макета

Типайлов Евгений Александрович

Подписано в печать__________. Тираж_____экз.

Усл. п.л.____

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ №____

119606, Москва, пр-т Вернадского, 84.

1 «Энергетическая стратегия России до 2030 года», «Стратегия развития газовой отрасли до 2020 года», проект «Стратегии развития газовой отрасли до 2030 года», «Схема генерального развития газовой отрасли на период до 2030 года», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года».

2 См.: Positionspapier. Energiepolitische kernforderungen des BDI / http://www.bdi-online.de/bdionline_ineaasp/ifile.dll/x062bb4ea575e423e8544746a788891e4/2f252102116711d5a9c0009027d62c80/pdf/d%200256%20energiepolitische%20kernforderungen_bdi_537689.pdf

3 См.: Energy policies of IEA Countries. Germany. Review. – Paris, 2007.

uchebana5.ru