Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез. Лукойл нижегороднефтеоргсинтез оао
ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» - Проекты - ООО "АСУ Инжиниринг"
2014 |
|
Установка серной кислоты (квартал 45) ПМТ
Объекты завода
Здание медсанчасти
Здание тит. 1701 (здание бывшей насосной №29) и кабинетов АБК и ЦДП на ТСП
|
|
2015 |
|
ТСП (Товарно-сырьевое производство)
Кабельные сети и системы действующих объектов
Системы пожарной сигнализации и пожаротушения действующих объектов
Факельное хозяйство
Здание тит. 1701 (здание бывшей насосной №29)
Установки ПМТ (п. 195 ТП2015-17г.г)
Операторная ЦПУ
|
|
2016 |
|
Кабельные, локально-вычислительные сети и системы действующих объектов)
|
|
2017 |
|
Действующий объект
Здание АБК тит.189 ПСМ и НБ
КПНО
Технологический объект
ТСП ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»
|
Поделиться ссылкой:
asu-engineering.com
Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез — википедия орг
Основание
Ещё в годы предвоенных пятилеток в окрестностях села Кстова проводились изыскательские работы, изучались экономико-географические и гидрогеологические условия, велись исследования инженерно-технического характера в связи со строительством крупного нефтеперегонного завода. Но начавшаяся Великая Отечественная война сорвала эти планы, завод стали возводить только в послевоенное время.
Победившая в Великой Отечественной войне страна начала подниматься из руин. Стратегическую важность приобрели в нём топливные ресурсы… В ответ на новые вызовы в СССР появилась масштабная программа строительства в важнейших промышленных регионах страны нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Строительство нового предприятия в Кстовском районе Горьковской области, рядом с городом Горьким — крупным центром транспортного машиностроения — было определено Постановлением Совета Министров СССР от 9 октября 1950 года, которое обязало Министерство нефтяной промышленности построить Новогорьковский НПЗ[2]:
…построить в Горьковской области на площадке в Кстовском районе Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод и жилой поселок при нём.[3] |
За ним 19 мая 1951 года последовал приказ по Министерству нефтяной промышленности СССР, в котором отмечалось, в частности, что Горьковская область — признанный центр транспортного машиностроения, и здесь на самом современном оборудовании должен быть возведён Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод (НГ НПЗ) — крупнейшее нефтехимическое предприятие страны с законченным циклом переработки нефти. Нефтеперерабатывающий завод должен был стать крупным предприятием с законченным циклом переработки нефти, оснащённым современным оборудованием. Надо было построить большой и сложный комплекс установок для производства автомобильного бензина, дизельного и котельного топлива, индустриальных масел и других нефтепродуктов.
Место для его расположения было выбрано Государственной комиссией. Под НПЗ оперативно отвели 1607,23[4][5] гектаров колхозных и государственных земель, частично принадлежавших колхозам им. Кирова, им. XVII партсъезда, Зелёному Городу и Гослесфонду.
10 июня 1951 года было утверждено «Положение о дирекции строящегося Новогорьковского нефтеперерабатывающего завода, Главного Управления вновь строящихся нефтеперерабатывающих заводов Министерства нефтяной промышленности» № 34/п. Задачей дирекции были организация и строительство завода. Одним из руководителей дирекции стал Павел Андреевич Чириманов. Приказом по Министерству от 25 июля 1951 года он был назначен на должность главного инженера, а 26 сентября того же года — исполняющим обязанности директора строящегося завода. Приказом по Министерству от 10 ноября 1951 года заместителем директора по строительству завода был назначен 45-летний начальник ОКСа Горьковского завода им. 26 Бакинских Комиссаров Пётр Александрович Казинский.[6]
1950-е годы
Поначалу исполнение проекта поручили тресту № 37 «Стройгаз» Минмашстроя. В июне 1951 года геодезисты забили первые колышки, обозначавшие расположение временных подсобных сооружений, необходимых для строительства завода, а также автодорог, подъездных железнодорожных путей. Работники треста приступили к возведению расположенной между Волгой и Кстовом промышленной базы № 2, включавшей в себя растворный узел, асфальтовый завод, автобазу, склады, конный парк, ремонтные мастерские и другие объекты. Одновременно велась прокладка автодороги, которая должна была связать промплощадку с шоссе Горький — Казань.
Со второй половины 1952 года работы продолжил вновь созданный строительный трест № 114, завершивший объекты промышленной базы № 2 и приступивший к сооружению промышленной базы № 1 близ будущего поселка Южный. Осенью 1953 года уже вовсю работали асфальтобетонный завод, котельная, лесопильный цех, в ноябре началось строительство Кстовского порта, а в декабре приступили к возведению газогенераторной и главного заводского корпуса. Практически на голом месте возникала вся необходимая промышленная инфраструктура. В декабре 1956 года дала первый ток Новогорьковская ТЭЦ, а с декабря 1957 года строительство завода было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Более трехсот предприятий выполняли заказы для новостройки.
С 1950 по 1959 гг. штат завода был укомплектован опытными специалистами. По путевкам ВЛКСМ молодежь со всех уголков Союза ехала на строительство НГ НПЗ. Помогли специалистами и родственные предприятия страны: чтобы пуск прошел успешно, с родственных предприятий пригласили опытных специалистов — старших операторов и операторов. Много приехало молодёжи из Московского, Куйбышевского, Грозненского, Львовского институтов, из техникумов и училищ — в том числе из Орского. На новом предприятии шёл быстрый карьерный рост перспективной молодёжи.
Первым «полноценным» директором НГ НПЗ с 1 января 1953 года был назначен Виталий Семёнович Едрёнкин. Под его руководством были пущены все основные производства НГ НПЗ, прошло становление предприятия и коллектива.
В феврале 1957 года при редакции областной газеты «Горьковская правда» (ныне «Нижегородская правда») был создан корпункт, выпускавший раз в месяц информационный листок «Стройка». Авторами материалов, рассказывавших о ходе грандиозного строительства, были ответственные за выполнение планов строительства члены обкома и Кстовского райкома партии, рабочие корреспонденты.
Во второй половине 1950-х годов строительство предприятия вступило в финишную фазу. Приказом № 106 от 25 июня 1957 года директор В. С. Едрёнкин утвердил первую производственную структуру НПЗ. С августа 1957 года была установлена следующая нумерация цехов:
- Цех № 1 — Установки АВТ и ЭЛОУ
- Цех № 2 — Установки термического крекинга
- Цех № 7 — Производственно-товарный цех (включая реагентное хозяйство и ЭСУ)
- Цех № 8 — Ремонтно-механический цех
- Цех № 9 — Центральная лаборатория завода (включая контрольную и товарную лабораторию)
- Цех № 10 — Контроль и автоматика
- Цех № 11 — Электроцех
- Цех № 12 — Паросиловой цех
- Цех № 13 — Водоснабжение и канализация
- Цех № 14 — Дорожно-транспортный цех
- Цех № 15 — Хозяйственный цех.
В июле 1957 года образован цех № 1 — сердцевина всей заводской инфраструктуры, занимавшийся подготовкой и первичной переработкой нефти, а также начал действовать производственно-товарный цех № 7. Вскоре после создания первого цеха одна за другой стали входить в строй главные технологические установки завода. В декабре 1957 года завершено строительство 592-километрового магистрального нефтепровода Альметьевск — Горький, по которому пришла нефть из Татарии. Пока завод не был готов перерабатывать нефть, её отгружали на другие предприятия.
Первоначальная мощность завода по первичной переработке нефти была установлена в 3 млн тонн в год. Первая очередь (ввод в 1958 году) предусматривала строительство и ввод установок: — обессоливания и обезвоживания нефти — ЭЛОУ-1, 2; — первичной переработки нефти с получением прямогонного бензина, авиакеросина, дизельного топлива, мазута, вакуумных погонов и гудрона — АВТ-1; — термического крекинга мазута — ТК-1.
В январе 1958 года были приняты железнодорожные эстакады. В апреле 1958 года в парки установок электрообезвоживания и обессоливания нефти поступило первое сырье. В мае-июне состоялся пуск установок электрообезвоживания и обессоливания нефти ЭЛОУ № 1 и № 2, установки первичной переработки нефти АВТ-1, товарной группы № 1. 30 июня 1958 года АВТ-1 приняла нефть в переработку. Ровно через год, в июне 1959 года, в эксплуатацию вошли установки ЭЛОУ-3 и АВТ-2. В июле и августе 1958 года Госкомиссия приняла в эксплуатацию парки смешивания бензина.
С июля 1957 года в заводской структуре появился цех № 2 — термическое крекирование. Установки термического крекинга ТК-1, ТК-2 и ТК-3 цеха № 2, на которых получали высокооктановые компоненты для автобензина, приняли в эксплуатацию, соответственно, в августе 1958, в июне 1959 и в декабре 1961 годов.
В июле-августе 1958 года запустили этило-смесительную установку (ЭСУ).
18 августа 1958 года на заводе получена первая продукция — бензин.
Днем рождения НГ НПЗ заводчане считают 23 августа 1958 года, когда с ТСБ в торжественной обстановке отправился первый эшелон продукции. Состоялся праздничный митинг. Свои поздравления в связи с завершением строительно-монтажных и наладочных работ на первой очереди завода прислали многие руководители.
В 1959 году у коллектива появилась своя еженедельная многотиражная газета «Трудовая вахта». Первый номер газеты вышел в свет 3 сентября.
1960-е годы
Годы хрущевской семилетки — 1959—1966 — прошли для завода под знаком планомерного наращивания всех его мощностей.
Совет народного хозяйства Горьковского экономического административного района 26 ноября 1959 г. издал распоряжение № 996, согласно которому из представителей Горьковского филиала проектного института «Гипронефтезавод», Новогорьковского НПЗ и Горьковского Совнархоза была создана бригада специалистов для пересмотра утверждённого в 1957 году проектного задания и выработке рекомендаций по дальнейшему проектированию и строительству с целью увеличения мощности завода по переработке и развитию нефтехимических производств. В немалой степени благодаря рекомендациям этого небольшого коллектива за семилетку (1959—1966) на НГ НПЗ ввели в эксплуатацию 32 технологические установки и многочисленные объекты общезаводского хозяйства.
В 1961 году была внедрена биологическая очистка сточных вод ЭЛОУ и хозфекальных стоков, сбрасываемых в Волгу, разработан и осуществлен проект комбинированной установки АВТ+ЭЛОУ при значительном повышении её производительности. Установку АВТ-3 приняли в эксплуатацию в мае 1962 года. В мае 1963 года на заводе пущен цех присадок — первое химическое производство на заводе. Процесс алкилирования фенола с применением катионообменной смолы КУ-2 в промышленных условиях осуществлен впервые в стране. Установка каталитического риформирования бензинов Л-35/5 (нового типа — первая в стране), предназначенная для получения высокооктанового бензина А-72, принята в эксплуатацию в декабре 1963 года. В июне 1964 года в эксплуатацию вошла АВТ-4, где была применена автоматизированная система управления производственным процессом. Установка четкой ректификации бензина 22/4 введена в строй в октябре 1964 года.
Совершенствование технологии производства закономерно привело к образованию в том же 1964 году цеха № 3 — каталитического риформирования бензинов. Установка сероочистки газов 30/4 вошла в эксплуатацию в сентябре 1964 года. В январе 1965-го заработала установка гидроочистки дизельных топлив Л-24/6. Через короткое время был образован цех гидроочистки дизельных топлив № 21.
Особое внимание в тот период уделили созданию полноценного масляного производства. Строительство первой очереди маслоблока (установки 36/1, 37/1, 39/1, битумная № 1) завершили весной 1961 года, первый эшелон товарных смазочных масел отошёл от заводских эстакад 31 марта 1961 года. Состоялся митинг.
Далее в эксплуатацию были приняты установки получения технического парафина (40/3 — декабрь 1963 г.) и перколяции — очистки технического парафина (56/6 — июнь 1964 г.). Первыми в стране работники предприятия получили смазочные масла из сернистой Ромашкинской нефти. Завод быстрыми темпами освоил производство масла индустриального ИС-20, дизельного масла ДСП-11 (1961 г.), масла индустриального ИС-45 (1962 г.), присадок ВНИИНП-360 и ЦИАТИМ-339 (1964 г.), масла автомобильного АС-10 (1965 г.).
В июле 1965 г. генеральным директором НГ НПЗ назначен Михаил Семенович Матвеев (до августа 1977 г. — умер на Коллегии министерства в Москве).
Впервые в СССР заводчане отработали технологию получения индивидуальных ароматических углеводородов с растворителем ДЭГ. В июне 1965 года на заводе произвели пуск первой в стране установки 35/6 каталитического риформирования бензинов с выделением индивидуальных ароматических углеводородов и получением бензола и толуола, ввели в строй первую очередь цеха изготовления серной кислоты из сероводорода и отходящих газов при гидроочистке дизельных топлив и сероочистке газов термического крекинга.
Установка гидроочистки бензина 24/600 была пущена в эксплуатацию в марте 1966 года. Установка Л-35/11-300, предназначенная для получения высокооктанового бензина, вошла в строй в сентябре 1966 года.
Масло высокой чистоты вырабатывала установка гидроочистки масла Г-24, принятая в эксплуатацию в ноябре 1967 года. Реконструкция одного из её блоков впервые в истории советской нефтепереработки позволила производить гидроочистку парафина с доведением его качества до уровня экспортного.
С января 1968 г. в составе завода появилась установка гидроочистки дизельного топлива Л-24/7 — благодаря ей завод фактически прекратил выпуск сернистого дизельного топлива (с содержанием серы 1 %). Установку по производству водорода пустили в сентябре 1968 г.
Освоение новых мощностей значительно расширило ассортимент выпускаемой продукции. В 1966 году предприятие освоило выпуск толуола, битумно-резиновой мастики, в 1967 г. — пропан-бутановой фракции, вакуумного газойля, в 1968 г. — масел АСЗп-10 и М-14 ВИ, в 1969 г. — бензина облегчённого, масел трансмиссионного (ТЭ-15-ЭФО) и трансформаторного, парафина марки «Б», в 1970 г. — присадки В-354.
Для успешной работы основных мощностей требовалось целенаправленное развитие и всей вспомогательной инфраструктуры. В 1968 году на предприятии появился цех № 31 — общезаводское газовое хозяйство.
1970-е годы
В декабре 1970 г. парк заводского оборудования пополнился абсорбционно-газофракционирующей установкой (АГФУ), которая стала производить высококачественные углеводороды, необходимые для развития химической промышленности. Кроме того, она полностью обеспечила потребности Волго-Вятского экономического района в качественном бытовом газе.
В стране в те годы развертывалась «информационная революция». Кстовчане шли в ногу со временем: 30 декабря 1971 года на заводе была принята в эксплуатацию первая заводская ЭВМ «НАИРИ-2». С этого памятного дня развитие информационной базы предприятия не прекращалось, и 18 декабря 1975 года появился полноценный информационно-вычислительный центр НГ НПЗ.
В июне 1972 года пущена установка карбомидной депарафинизации дизельного топлива, на которой наладили производство зимнего дизельного топлива и жидких парафинов для БВК.
Установка первичной переработки нефти АВТ-5 была введена в эксплуатацию в декабре 1972 года.
После реорганизации цехов № 2 и № 31 в 1972 г. появился цех переработки углеводородных газов № 20.
20 марта 1973 года на 4,5 года раньше проектного срока Новогорьковский НПЗ переработал стомиллионную тонну нефти.
В сентябре 1974 году пущена установка каталитического риформирования бензинов ЛЧ-35-11/600, производившая автобензин с октановым числом 93—95.
В технологических цехах была введена и неплохо зарекомендовала себя система повышения качества продукции (СКП), которая давала возможность количественно определять параметры работы коллективов установок и цехов.
Время подтвердило правильность такого подхода. В течение пяти лет объем переработки нефти возрос почти в 2 раза. Был освоен выпуск 23 новых видов нефтепродуктов, производство промышленной продукции увеличилось на 84,2 %, реализация — на 85,9 %. Производительность труда на 88,9 % перекрыла прежний уровень — новый показатель почти в 2 раза превышал среднеотраслевой. Восемь продуктов НГ НПЗ получили государственный Знак качества.
Еще одна страница в трудовой биографии завода — введение в эксплуатацию установки переработки нефти АТ-6 чтобы обеспечить сырьём этиленовое производство ЭП-300, строительство которого началось в 1976 году. Впервые в стране комплекс такой мощности был построен менее чем за 1,5 года. Не замедлил появиться и следующий рекорд: освоение установки и запуск её в производство заняли всего 25 дней — вместо нормативного срока 4 месяца. АТ-6 была принята в эксплуатацию 27 июня 1976 года. За успешное завершение строительства и освоение АТ-6 большая группа заводчан получила высокие правительственные награды. Как раз эта установка позволила заводу выйти на первичную переработку 22 миллионов тонн нефти в год. В сутки отгружалось уже по 24 железнодорожных состава, в каждом — по 64 цистерны с нефтепродуктами.
Приказом Миннефтехима № 713 от 7 сентября 1976 года Новогорьковский НПЗ был включен в состав производственного объединения «Горькнефтеоргсинтез» (ПО «ГНОС»). Генеральным директором объединения вскоре был назначен Владимир Фёдорович Кондратьев (с августа 1977 до апреля 1988).
1990-е годы
В 1995 году было создано ОАО «Нижегороднефтеоргсинтез» («Нефтяная компания „НОРСИ-ОЙЛ“»). В его состав вошли также сбытовые организации: ОАО «Нижегороднефтепродукт», ОАО «Владимирнефтепродукт», ОАО «Марийнефтепродукт» и ОАО «НижегородНИИнефтепроект».[7] В 1997 году загрузка нефтезавода составила 12,3 млн тонн, превысив показатели 1996 года на 1,13 процента.[7] Основными поставщиками были компании — ОАО «Лукойл», ОАО «Татнефть».[7] Перевозка продукции осуществлялась несколькими видами транспорта, в том числе и по продуктопроводам на запад — до порта Вентспилс, в Венгрию — и на восток — до Республики Татарстан.[7]
2000-е годы
90-е годы XX века, ставшие кризисным периодом для всей нефтяной отрасли, были одним из сложных периодов и в истории нижегородского завода. В течение нескольких лет завод испытывал сложности с поставками сырья. Возрождение предприятия началось в 2001 г., когда завод вошёл в состав Группы «Лукойл», получив новое название «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез». С этого времени начинается период, который сотрудники «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» без преувеличения называют «новой жизнью завода». Началась реализация масштабной программы технического перевооружения производственных мощностей, сопоставимая по объёмам работы с периодом становления предприятия.
Общий итог успешной работы предприятия за последние годы — вхождение в тройку лидеров по производству нефтепродуктов в России. Если в конце 1990-х ежегодный показатель объемов переработки сырья составлял около 5 млн т. в год, то по результатам работы в 2008 года он вырос до 17 млн тонн. Таким образом, по объёмам переработки завод сегодня занимает третье место в России после ООО «Киришинефтеоргсинтез» (ООО «Кинеф») и ОАО «Газпромнефть — Омский НПЗ», и первое — в Группе «Лукойл».
В ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» успешно реализуется «Программа социального развития коллектива», призванная создать благоприятные условия деятельности для сотрудников, обеспечить социальную защиту работников и ветеранов труда. ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» — градообразующее предприятие, оказывающее большую благо-творительную и спонсорскую помощь учреждениям культуры, здравоохранения, ветеранским организациям, физкультуре и спорту, много внимания уделяющее благоустройству города Кстова. Предприятие вносит весомый вклад в экономику Нижегородской области, являясь самым крупным налогоплательщиком.
По состоянию на ноябрь 2006 года (перед проведением допэмиссии) крупнейшими акционерами являлись: ОАО «ЛУКОЙЛ» — 42,02 % акций и «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» — 38 % акций.[8]
За успехи в развитии производства, наращивании объемов продукции, освоении передовых технологий и выполнение планов социально-экономического развития предприятие четырежды награждалось Почетным штандартом губернатора Нижегородской области. ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» — неоднократный победитель Всероссийских конкурсов «Российская организация высокой социальной эффективности», по итогам 2003, 2005, 2006 и 2007 годов — лучшее нефтеперерабатывающее предприятие ОАО «ЛУКОЙЛ». Однако в декабре 2008 года управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области признало ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» нарушившим закон о конкуренции путём повышения цен на авиационный керосин (с октября 2007 года по июль 2008 года отпускные цены увеличились на 96%).[9]
2010-е годы
В 2010 году на Нижегородском НПЗ был введен в эксплуатацию комплекс каталитического крекинга, на котором начато производство автомобильного бензина стандарта Евро-4. Этот комплекс каталитического крекинга — крупнейший из построенных в России за последние 25 лет и, за счет конверсии вакуумного газойля в светлые нефтепродукты, обеспечивает значительный рост производства автобензинов в центральном регионе. Объем инвестиций в проект составил около 975 млн долл.[10]
Новый комплекс позволил увеличить общее производство бензинов на НПЗ с 1,8 млн т/год до 3,2 млн т/год. Выработка дизельного топлива возросла с 4,2 млн т/год до 4,6 млн т/год. На комплексе также изготавливается до 150 тыс. т/год пропилена.
Комплекс каталитического крекинга состоит из 5 основных технологических установок:
- гидроочистка вакуумного газойля мощностью 2,5 млн т/год
- каталитический крекинг мощностью 2 млн т/год с блоком концентрирования пропилена, позволяющим вырабатывать до 150 тыс. т/год пропилена
- алкилирование с блоками изомеризации нормальных бутанов и селективного гидрирования диеновых углеводородов. Мощность по алкилату 360 тыс. т/год
- производство водорода мощностью 0,04 млн т/год
- производство элементарной серы мощностью 0,13 млн т/год
В комплекс входят также 5 объектов инфраструктуры — цеха гранулирования и отгрузки серы, установки подготовки котловой воды, блока оборотного водоснабжения, факельного хозяйства, межцеховых коммуникаций.
Первая в технологической цепочке — установка гидроочистки, сырьем для которой является вакуумный газойль с установок первичной переработки. Из прямогонного вакуумного газойля под воздействием водорода удаляются азотистые и сернистые соединения.
Продукты установки — газойль с низким содержанием сернистых соединений, который направляется на каталитический крекинг. На установке каталитического крекинга вакуумный газойль поступает в реактор, где тяжелые углеводороды под воздействием температуры и в присутствии катализатора превращаются в более легкие.
Основными продуктами установки каталитического крекинга являются бензиновая фракция (выход бензиновой фракции составляет 53 %, октановое число — не менее 92 пунктов), пропилен и бутан-бутиленовая фракция, которая направляется на установку алкилирования, где получают еще один компонент бензинов — алкилат, с октановым числом 95 пунктов, не содержащий соединений серы и ароматики. Сероводород перерабатывается на установке элементарной серы.
Приготовление товарных бензинов осуществляется в потоке на узле смешения, после чего уже готовая продукция поступает в товарное производство, где проверяется её качество, оформляются паспорта и ведется отгрузка потребителям.
В 2011 году на Нижегородском НПЗ ввели в эксплуатацию первую в России установку фтористоводородного алкилирования, что дало возможность предприятию начать выпуск автомобильного бензина класса Евро-5.
Содержание ароматических углеводородов в новом бензине составляет не более 35 %, содержание серы для стандарта Евро-4 — не более 50 мг/кг, для стандарта Евро-5 — не более 10 мг/кг. Такой бензин обеспечивает «чистый выхлоп», то есть сводит к минимуму содержание в выхлопных газах оксидов серы и продуктов неполного сгорания ароматических углеводородов, в том числе наиболее канцерогенного и мутагенного вещества — бензпирена.[11]
С февраля 2011 года генеральным директором ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» назначен Алексей Николаевич Коваленко, ранее занимавший должность генерального директора ПАО «ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ».[12]
В 2017 году на НПЗ освоен выпуск бензина ЭКТО-100 с октановым числом не ниже 100 пунктов по исследовательскому методу.
Дальнейшее развитие ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» направлено на повышение конкурентоспособности и успешности бизнеса. Стратегическая цель — к 2020 году стать крупнейшим НПЗ в России с глубиной переработки нефти свыше 90 %.
www-wikipediya.ru
Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез — википедия фото
Основание
Ещё в годы предвоенных пятилеток в окрестностях села Кстова проводились изыскательские работы, изучались экономико-географические и гидрогеологические условия, велись исследования инженерно-технического характера в связи со строительством крупного нефтеперегонного завода. Но начавшаяся Великая Отечественная война сорвала эти планы, завод стали возводить только в послевоенное время.
Победившая в Великой Отечественной войне страна начала подниматься из руин. Стратегическую важность приобрели в нём топливные ресурсы… В ответ на новые вызовы в СССР появилась масштабная программа строительства в важнейших промышленных регионах страны нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Строительство нового предприятия в Кстовском районе Горьковской области, рядом с городом Горьким — крупным центром транспортного машиностроения — было определено Постановлением Совета Министров СССР от 9 октября 1950 года, которое обязало Министерство нефтяной промышленности построить Новогорьковский НПЗ[2]:
…построить в Горьковской области на площадке в Кстовском районе Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод и жилой поселок при нём.[3] |
За ним 19 мая 1951 года последовал приказ по Министерству нефтяной промышленности СССР, в котором отмечалось, в частности, что Горьковская область — признанный центр транспортного машиностроения, и здесь на самом современном оборудовании должен быть возведён Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод (НГ НПЗ) — крупнейшее нефтехимическое предприятие страны с законченным циклом переработки нефти. Нефтеперерабатывающий завод должен был стать крупным предприятием с законченным циклом переработки нефти, оснащённым современным оборудованием. Надо было построить большой и сложный комплекс установок для производства автомобильного бензина, дизельного и котельного топлива, индустриальных масел и других нефтепродуктов.
Место для его расположения было выбрано Государственной комиссией. Под НПЗ оперативно отвели 1607,23[4][5] гектаров колхозных и государственных земель, частично принадлежавших колхозам им. Кирова, им. XVII партсъезда, Зелёному Городу и Гослесфонду.
10 июня 1951 года было утверждено «Положение о дирекции строящегося Новогорьковского нефтеперерабатывающего завода, Главного Управления вновь строящихся нефтеперерабатывающих заводов Министерства нефтяной промышленности» № 34/п. Задачей дирекции были организация и строительство завода. Одним из руководителей дирекции стал Павел Андреевич Чириманов. Приказом по Министерству от 25 июля 1951 года он был назначен на должность главного инженера, а 26 сентября того же года — исполняющим обязанности директора строящегося завода. Приказом по Министерству от 10 ноября 1951 года заместителем директора по строительству завода был назначен 45-летний начальник ОКСа Горьковского завода им. 26 Бакинских Комиссаров Пётр Александрович Казинский.[6]
1950-е годы
Поначалу исполнение проекта поручили тресту № 37 «Стройгаз» Минмашстроя. В июне 1951 года геодезисты забили первые колышки, обозначавшие расположение временных подсобных сооружений, необходимых для строительства завода, а также автодорог, подъездных железнодорожных путей. Работники треста приступили к возведению расположенной между Волгой и Кстовом промышленной базы № 2, включавшей в себя растворный узел, асфальтовый завод, автобазу, склады, конный парк, ремонтные мастерские и другие объекты. Одновременно велась прокладка автодороги, которая должна была связать промплощадку с шоссе Горький — Казань.
Со второй половины 1952 года работы продолжил вновь созданный строительный трест № 114, завершивший объекты промышленной базы № 2 и приступивший к сооружению промышленной базы № 1 близ будущего поселка Южный. Осенью 1953 года уже вовсю работали асфальтобетонный завод, котельная, лесопильный цех, в ноябре началось строительство Кстовского порта, а в декабре приступили к возведению газогенераторной и главного заводского корпуса. Практически на голом месте возникала вся необходимая промышленная инфраструктура. В декабре 1956 года дала первый ток Новогорьковская ТЭЦ, а с декабря 1957 года строительство завода было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Более трехсот предприятий выполняли заказы для новостройки.
С 1950 по 1959 гг. штат завода был укомплектован опытными специалистами. По путевкам ВЛКСМ молодежь со всех уголков Союза ехала на строительство НГ НПЗ. Помогли специалистами и родственные предприятия страны: чтобы пуск прошел успешно, с родственных предприятий пригласили опытных специалистов — старших операторов и операторов. Много приехало молодёжи из Московского, Куйбышевского, Грозненского, Львовского институтов, из техникумов и училищ — в том числе из Орского. На новом предприятии шёл быстрый карьерный рост перспективной молодёжи.
Первым «полноценным» директором НГ НПЗ с 1 января 1953 года был назначен Виталий Семёнович Едрёнкин. Под его руководством были пущены все основные производства НГ НПЗ, прошло становление предприятия и коллектива.
В феврале 1957 года при редакции областной газеты «Горьковская правда» (ныне «Нижегородская правда») был создан корпункт, выпускавший раз в месяц информационный листок «Стройка». Авторами материалов, рассказывавших о ходе грандиозного строительства, были ответственные за выполнение планов строительства члены обкома и Кстовского райкома партии, рабочие корреспонденты.
Во второй половине 1950-х годов строительство предприятия вступило в финишную фазу. Приказом № 106 от 25 июня 1957 года директор В. С. Едрёнкин утвердил первую производственную структуру НПЗ. С августа 1957 года была установлена следующая нумерация цехов:
- Цех № 1 — Установки АВТ и ЭЛОУ
- Цех № 2 — Установки термического крекинга
- Цех № 7 — Производственно-товарный цех (включая реагентное хозяйство и ЭСУ)
- Цех № 8 — Ремонтно-механический цех
- Цех № 9 — Центральная лаборатория завода (включая контрольную и товарную лабораторию)
- Цех № 10 — Контроль и автоматика
- Цех № 11 — Электроцех
- Цех № 12 — Паросиловой цех
- Цех № 13 — Водоснабжение и канализация
- Цех № 14 — Дорожно-транспортный цех
- Цех № 15 — Хозяйственный цех.
В июле 1957 года образован цех № 1 — сердцевина всей заводской инфраструктуры, занимавшийся подготовкой и первичной переработкой нефти, а также начал действовать производственно-товарный цех № 7. Вскоре после создания первого цеха одна за другой стали входить в строй главные технологические установки завода. В декабре 1957 года завершено строительство 592-километрового магистрального нефтепровода Альметьевск — Горький, по которому пришла нефть из Татарии. Пока завод не был готов перерабатывать нефть, её отгружали на другие предприятия.
Первоначальная мощность завода по первичной переработке нефти была установлена в 3 млн тонн в год. Первая очередь (ввод в 1958 году) предусматривала строительство и ввод установок: — обессоливания и обезвоживания нефти — ЭЛОУ-1, 2; — первичной переработки нефти с получением прямогонного бензина, авиакеросина, дизельного топлива, мазута, вакуумных погонов и гудрона — АВТ-1; — термического крекинга мазута — ТК-1.
В январе 1958 года были приняты железнодорожные эстакады. В апреле 1958 года в парки установок электрообезвоживания и обессоливания нефти поступило первое сырье. В мае-июне состоялся пуск установок электрообезвоживания и обессоливания нефти ЭЛОУ № 1 и № 2, установки первичной переработки нефти АВТ-1, товарной группы № 1. 30 июня 1958 года АВТ-1 приняла нефть в переработку. Ровно через год, в июне 1959 года, в эксплуатацию вошли установки ЭЛОУ-3 и АВТ-2. В июле и августе 1958 года Госкомиссия приняла в эксплуатацию парки смешивания бензина.
С июля 1957 года в заводской структуре появился цех № 2 — термическое крекирование. Установки термического крекинга ТК-1, ТК-2 и ТК-3 цеха № 2, на которых получали высокооктановые компоненты для автобензина, приняли в эксплуатацию, соответственно, в августе 1958, в июне 1959 и в декабре 1961 годов.
В июле-августе 1958 года запустили этило-смесительную установку (ЭСУ).
18 августа 1958 года на заводе получена первая продукция — бензин.
Днем рождения НГ НПЗ заводчане считают 23 августа 1958 года, когда с ТСБ в торжественной обстановке отправился первый эшелон продукции. Состоялся праздничный митинг. Свои поздравления в связи с завершением строительно-монтажных и наладочных работ на первой очереди завода прислали многие руководители.
В 1959 году у коллектива появилась своя еженедельная многотиражная газета «Трудовая вахта». Первый номер газеты вышел в свет 3 сентября.
1960-е годы
Годы хрущевской семилетки — 1959—1966 — прошли для завода под знаком планомерного наращивания всех его мощностей.
Совет народного хозяйства Горьковского экономического административного района 26 ноября 1959 г. издал распоряжение № 996, согласно которому из представителей Горьковского филиала проектного института «Гипронефтезавод», Новогорьковского НПЗ и Горьковского Совнархоза была создана бригада специалистов для пересмотра утверждённого в 1957 году проектного задания и выработке рекомендаций по дальнейшему проектированию и строительству с целью увеличения мощности завода по переработке и развитию нефтехимических производств. В немалой степени благодаря рекомендациям этого небольшого коллектива за семилетку (1959—1966) на НГ НПЗ ввели в эксплуатацию 32 технологические установки и многочисленные объекты общезаводского хозяйства.
В 1961 году была внедрена биологическая очистка сточных вод ЭЛОУ и хозфекальных стоков, сбрасываемых в Волгу, разработан и осуществлен проект комбинированной установки АВТ+ЭЛОУ при значительном повышении её производительности. Установку АВТ-3 приняли в эксплуатацию в мае 1962 года. В мае 1963 года на заводе пущен цех присадок — первое химическое производство на заводе. Процесс алкилирования фенола с применением катионообменной смолы КУ-2 в промышленных условиях осуществлен впервые в стране. Установка каталитического риформирования бензинов Л-35/5 (нового типа — первая в стране), предназначенная для получения высокооктанового бензина А-72, принята в эксплуатацию в декабре 1963 года. В июне 1964 года в эксплуатацию вошла АВТ-4, где была применена автоматизированная система управления производственным процессом. Установка четкой ректификации бензина 22/4 введена в строй в октябре 1964 года.
Совершенствование технологии производства закономерно привело к образованию в том же 1964 году цеха № 3 — каталитического риформирования бензинов. Установка сероочистки газов 30/4 вошла в эксплуатацию в сентябре 1964 года. В январе 1965-го заработала установка гидроочистки дизельных топлив Л-24/6. Через короткое время был образован цех гидроочистки дизельных топлив № 21.
Особое внимание в тот период уделили созданию полноценного масляного производства. Строительство первой очереди маслоблока (установки 36/1, 37/1, 39/1, битумная № 1) завершили весной 1961 года, первый эшелон товарных смазочных масел отошёл от заводских эстакад 31 марта 1961 года. Состоялся митинг.
Далее в эксплуатацию были приняты установки получения технического парафина (40/3 — декабрь 1963 г.) и перколяции — очистки технического парафина (56/6 — июнь 1964 г.). Первыми в стране работники предприятия получили смазочные масла из сернистой Ромашкинской нефти. Завод быстрыми темпами освоил производство масла индустриального ИС-20, дизельного масла ДСП-11 (1961 г.), масла индустриального ИС-45 (1962 г.), присадок ВНИИНП-360 и ЦИАТИМ-339 (1964 г.), масла автомобильного АС-10 (1965 г.).
В июле 1965 г. генеральным директором НГ НПЗ назначен Михаил Семенович Матвеев (до августа 1977 г. — умер на Коллегии министерства в Москве).
Впервые в СССР заводчане отработали технологию получения индивидуальных ароматических углеводородов с растворителем ДЭГ. В июне 1965 года на заводе произвели пуск первой в стране установки 35/6 каталитического риформирования бензинов с выделением индивидуальных ароматических углеводородов и получением бензола и толуола, ввели в строй первую очередь цеха изготовления серной кислоты из сероводорода и отходящих газов при гидроочистке дизельных топлив и сероочистке газов термического крекинга.
Установка гидроочистки бензина 24/600 была пущена в эксплуатацию в марте 1966 года. Установка Л-35/11-300, предназначенная для получения высокооктанового бензина, вошла в строй в сентябре 1966 года.
Масло высокой чистоты вырабатывала установка гидроочистки масла Г-24, принятая в эксплуатацию в ноябре 1967 года. Реконструкция одного из её блоков впервые в истории советской нефтепереработки позволила производить гидроочистку парафина с доведением его качества до уровня экспортного.
С января 1968 г. в составе завода появилась установка гидроочистки дизельного топлива Л-24/7 — благодаря ей завод фактически прекратил выпуск сернистого дизельного топлива (с содержанием серы 1 %). Установку по производству водорода пустили в сентябре 1968 г.
Освоение новых мощностей значительно расширило ассортимент выпускаемой продукции. В 1966 году предприятие освоило выпуск толуола, битумно-резиновой мастики, в 1967 г. — пропан-бутановой фракции, вакуумного газойля, в 1968 г. — масел АСЗп-10 и М-14 ВИ, в 1969 г. — бензина облегчённого, масел трансмиссионного (ТЭ-15-ЭФО) и трансформаторного, парафина марки «Б», в 1970 г. — присадки В-354.
Для успешной работы основных мощностей требовалось целенаправленное развитие и всей вспомогательной инфраструктуры. В 1968 году на предприятии появился цех № 31 — общезаводское газовое хозяйство.
1970-е годы
В декабре 1970 г. парк заводского оборудования пополнился абсорбционно-газофракционирующей установкой (АГФУ), которая стала производить высококачественные углеводороды, необходимые для развития химической промышленности. Кроме того, она полностью обеспечила потребности Волго-Вятского экономического района в качественном бытовом газе.
В стране в те годы развертывалась «информационная революция». Кстовчане шли в ногу со временем: 30 декабря 1971 года на заводе была принята в эксплуатацию первая заводская ЭВМ «НАИРИ-2». С этого памятного дня развитие информационной базы предприятия не прекращалось, и 18 декабря 1975 года появился полноценный информационно-вычислительный центр НГ НПЗ.
В июне 1972 года пущена установка карбомидной депарафинизации дизельного топлива, на которой наладили производство зимнего дизельного топлива и жидких парафинов для БВК.
Установка первичной переработки нефти АВТ-5 была введена в эксплуатацию в декабре 1972 года.
После реорганизации цехов № 2 и № 31 в 1972 г. появился цех переработки углеводородных газов № 20.
20 марта 1973 года на 4,5 года раньше проектного срока Новогорьковский НПЗ переработал стомиллионную тонну нефти.
В сентябре 1974 году пущена установка каталитического риформирования бензинов ЛЧ-35-11/600, производившая автобензин с октановым числом 93—95.
В технологических цехах была введена и неплохо зарекомендовала себя система повышения качества продукции (СКП), которая давала возможность количественно определять параметры работы коллективов установок и цехов.
Время подтвердило правильность такого подхода. В течение пяти лет объем переработки нефти возрос почти в 2 раза. Был освоен выпуск 23 новых видов нефтепродуктов, производство промышленной продукции увеличилось на 84,2 %, реализация — на 85,9 %. Производительность труда на 88,9 % перекрыла прежний уровень — новый показатель почти в 2 раза превышал среднеотраслевой. Восемь продуктов НГ НПЗ получили государственный Знак качества.
Еще одна страница в трудовой биографии завода — введение в эксплуатацию установки переработки нефти АТ-6 чтобы обеспечить сырьём этиленовое производство ЭП-300, строительство которого началось в 1976 году. Впервые в стране комплекс такой мощности был построен менее чем за 1,5 года. Не замедлил появиться и следующий рекорд: освоение установки и запуск её в производство заняли всего 25 дней — вместо нормативного срока 4 месяца. АТ-6 была принята в эксплуатацию 27 июня 1976 года. За успешное завершение строительства и освоение АТ-6 большая группа заводчан получила высокие правительственные награды. Как раз эта установка позволила заводу выйти на первичную переработку 22 миллионов тонн нефти в год. В сутки отгружалось уже по 24 железнодорожных состава, в каждом — по 64 цистерны с нефтепродуктами.
Приказом Миннефтехима № 713 от 7 сентября 1976 года Новогорьковский НПЗ был включен в состав производственного объединения «Горькнефтеоргсинтез» (ПО «ГНОС»). Генеральным директором объединения вскоре был назначен Владимир Фёдорович Кондратьев (с августа 1977 до апреля 1988).
1990-е годы
В 1995 году было создано ОАО «Нижегороднефтеоргсинтез» («Нефтяная компания „НОРСИ-ОЙЛ“»). В его состав вошли также сбытовые организации: ОАО «Нижегороднефтепродукт», ОАО «Владимирнефтепродукт», ОАО «Марийнефтепродукт» и ОАО «НижегородНИИнефтепроект».[7] В 1997 году загрузка нефтезавода составила 12,3 млн тонн, превысив показатели 1996 года на 1,13 процента.[7] Основными поставщиками были компании — ОАО «Лукойл», ОАО «Татнефть».[7] Перевозка продукции осуществлялась несколькими видами транспорта, в том числе и по продуктопроводам на запад — до порта Вентспилс, в Венгрию — и на восток — до Республики Татарстан.[7]
2000-е годы
90-е годы XX века, ставшие кризисным периодом для всей нефтяной отрасли, были одним из сложных периодов и в истории нижегородского завода. В течение нескольких лет завод испытывал сложности с поставками сырья. Возрождение предприятия началось в 2001 г., когда завод вошёл в состав Группы «Лукойл», получив новое название «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез». С этого времени начинается период, который сотрудники «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» без преувеличения называют «новой жизнью завода». Началась реализация масштабной программы технического перевооружения производственных мощностей, сопоставимая по объёмам работы с периодом становления предприятия.
Общий итог успешной работы предприятия за последние годы — вхождение в тройку лидеров по производству нефтепродуктов в России. Если в конце 1990-х ежегодный показатель объемов переработки сырья составлял около 5 млн т. в год, то по результатам работы в 2008 года он вырос до 17 млн тонн. Таким образом, по объёмам переработки завод сегодня занимает третье место в России после ООО «Киришинефтеоргсинтез» (ООО «Кинеф») и ОАО «Газпромнефть — Омский НПЗ», и первое — в Группе «Лукойл».
В ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» успешно реализуется «Программа социального развития коллектива», призванная создать благоприятные условия деятельности для сотрудников, обеспечить социальную защиту работников и ветеранов труда. ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» — градообразующее предприятие, оказывающее большую благо-творительную и спонсорскую помощь учреждениям культуры, здравоохранения, ветеранским организациям, физкультуре и спорту, много внимания уделяющее благоустройству города Кстова. Предприятие вносит весомый вклад в экономику Нижегородской области, являясь самым крупным налогоплательщиком.
По состоянию на ноябрь 2006 года (перед проведением допэмиссии) крупнейшими акционерами являлись: ОАО «ЛУКОЙЛ» — 42,02 % акций и «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» — 38 % акций.[8]
За успехи в развитии производства, наращивании объемов продукции, освоении передовых технологий и выполнение планов социально-экономического развития предприятие четырежды награждалось Почетным штандартом губернатора Нижегородской области. ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» — неоднократный победитель Всероссийских конкурсов «Российская организация высокой социальной эффективности», по итогам 2003, 2005, 2006 и 2007 годов — лучшее нефтеперерабатывающее предприятие ОАО «ЛУКОЙЛ». Однако в декабре 2008 года управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области признало ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» нарушившим закон о конкуренции путём повышения цен на авиационный керосин (с октября 2007 года по июль 2008 года отпускные цены увеличились на 96%).[9]
2010-е годы
В 2010 году на Нижегородском НПЗ был введен в эксплуатацию комплекс каталитического крекинга, на котором начато производство автомобильного бензина стандарта Евро-4. Этот комплекс каталитического крекинга — крупнейший из построенных в России за последние 25 лет и, за счет конверсии вакуумного газойля в светлые нефтепродукты, обеспечивает значительный рост производства автобензинов в центральном регионе. Объем инвестиций в проект составил около 975 млн долл.[10]
Новый комплекс позволил увеличить общее производство бензинов на НПЗ с 1,8 млн т/год до 3,2 млн т/год. Выработка дизельного топлива возросла с 4,2 млн т/год до 4,6 млн т/год. На комплексе также изготавливается до 150 тыс. т/год пропилена.
Комплекс каталитического крекинга состоит из 5 основных технологических установок:
- гидроочистка вакуумного газойля мощностью 2,5 млн т/год
- каталитический крекинг мощностью 2 млн т/год с блоком концентрирования пропилена, позволяющим вырабатывать до 150 тыс. т/год пропилена
- алкилирование с блоками изомеризации нормальных бутанов и селективного гидрирования диеновых углеводородов. Мощность по алкилату 360 тыс. т/год
- производство водорода мощностью 0,04 млн т/год
- производство элементарной серы мощностью 0,13 млн т/год
В комплекс входят также 5 объектов инфраструктуры — цеха гранулирования и отгрузки серы, установки подготовки котловой воды, блока оборотного водоснабжения, факельного хозяйства, межцеховых коммуникаций.
Первая в технологической цепочке — установка гидроочистки, сырьем для которой является вакуумный газойль с установок первичной переработки. Из прямогонного вакуумного газойля под воздействием водорода удаляются азотистые и сернистые соединения.
Продукты установки — газойль с низким содержанием сернистых соединений, который направляется на каталитический крекинг. На установке каталитического крекинга вакуумный газойль поступает в реактор, где тяжелые углеводороды под воздействием температуры и в присутствии катализатора превращаются в более легкие.
Основными продуктами установки каталитического крекинга являются бензиновая фракция (выход бензиновой фракции составляет 53 %, октановое число — не менее 92 пунктов), пропилен и бутан-бутиленовая фракция, которая направляется на установку алкилирования, где получают еще один компонент бензинов — алкилат, с октановым числом 95 пунктов, не содержащий соединений серы и ароматики. Сероводород перерабатывается на установке элементарной серы.
Приготовление товарных бензинов осуществляется в потоке на узле смешения, после чего уже готовая продукция поступает в товарное производство, где проверяется её качество, оформляются паспорта и ведется отгрузка потребителям.
В 2011 году на Нижегородском НПЗ ввели в эксплуатацию первую в России установку фтористоводородного алкилирования, что дало возможность предприятию начать выпуск автомобильного бензина класса Евро-5.
Содержание ароматических углеводородов в новом бензине составляет не более 35 %, содержание серы для стандарта Евро-4 — не более 50 мг/кг, для стандарта Евро-5 — не более 10 мг/кг. Такой бензин обеспечивает «чистый выхлоп», то есть сводит к минимуму содержание в выхлопных газах оксидов серы и продуктов неполного сгорания ароматических углеводородов, в том числе наиболее канцерогенного и мутагенного вещества — бензпирена.[11]
С февраля 2011 года генеральным директором ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» назначен Алексей Николаевич Коваленко, ранее занимавший должность генерального директора ПАО «ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ».[12]
В 2017 году на НПЗ освоен выпуск бензина ЭКТО-100 с октановым числом не ниже 100 пунктов по исследовательскому методу.
Дальнейшее развитие ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» направлено на повышение конкурентоспособности и успешности бизнеса. Стратегическая цель — к 2020 году стать крупнейшим НПЗ в России с глубиной переработки нефти свыше 90 %.
org-wikipediya.ru
Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез Википедия
Основание
Ещё в годы предвоенных пятилеток в окрестностях села Кстова проводились изыскательские работы, изучались экономико-географические и гидрогеологические условия, велись исследования инженерно-технического характера в связи со строительством крупного нефтеперегонного завода. Но начавшаяся Великая Отечественная война сорвала эти планы, завод стали возводить только в послевоенное время.
Победившая в Великой Отечественной войне страна начала подниматься из руин. Стратегическую важность приобрели в нём топливные ресурсы… В ответ на новые вызовы в СССР появилась масштабная программа строительства в важнейших промышленных регионах страны нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Строительство нового предприятия в Кстовском районе Горьковской области, рядом с городом Горьким — крупным центром транспортного машиностроения — было определено Постановлением Совета Министров СССР от 9 октября 1950 года, которое обязало Министерство нефтяной промышленности построить Новогорьковский НПЗ[2]:
…построить в Горьковской области на площадке в Кстовском районе Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод и жилой поселок при нём.[3] |
За ним 19 мая 1951 года последовал приказ по Министерству нефтяной промышленности СССР, в котором отмечалось, в частности, что Горьковская область — признанный центр транспортного машиностроения, и здесь на самом современном оборудовании должен быть возведён Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод (НГ НПЗ) — крупнейшее нефтехимическое предприятие страны с законченным циклом переработки нефти. Нефтеперерабатывающий завод должен был стать крупным предприятием с законченным циклом переработки нефти, оснащённым современным оборудованием. Надо было построить большой и сложный комплекс установок для производства автомобильного бензина, дизельного и котельного топлива, индустриальных масел и других нефтепродуктов.
Место для его расположени
ruwikiorg.ru