Стратегии лукойл
Стратегия компании Лукойла на рынке нефтепродуктов
Стратегией ОАО Лукойл, как и многих других нефтяных компаний России, является расширение своего присутствия на розничном сегменте рынка нефтепродуктов. Достигается это как за счет нового строительства или приобретения АЗС (АЗК), так и путем привлечения независимых АЗС к сотрудничествуна условиях франчайзинга.
Сегодня сбытовая сеть компании охватывает 58 регионов Российской Федерации, СНГ, страны Балтии, Европу и США.Она насчитывает263 нефтебазы и 4076 автозаправочных станций, в том числе в России 215 нефтебаз и 1691 АЗС (включая франчайзинг), в Европеи США 48 нефтебаз и 2385 АЗС (включая арендованные).
В 2002 г. через розничную сеть АЗС было реализовано 5,8 млн. т нефтепродуктов (рост 2% по сравнению с 2001 г.),в том числе в Россиии США по 2,4 млн. т, в Европе 0,9 млн. т. Всеми сбытовыми структурами компании ЛУКОЙЛ было реализовано 25,8 млн. т нефтепродуктов, в том числе в России 13,6 млн. т, в Европе 9,2 млн. т, в США 3 млн. т.
Однако анализ перспективного развития рынка нефти и нефтепродуктов показывает, что в недалеком будущем должен наступить дисбаланс между возможным и оптимальным уровнями производства нефтепродуктов в России.По заказу компании ЛУКОЙЛ консалтинговая фирма СП Петроком совместно с несколькими академическими институтами разработала прогноз, из которого явствует, что объемы добычи российской нефти возрастут к 2010 г. на 75 млн. т в год (с 375 млн. т до 450 млн. т). В то же время существенного увеличения поставок нефтепродуктов на экспортне произойдет по двум причинам: из-за ограниченной пропускной способности перевалочных терминалов и из-за несоответствия мировому уровню качества большого объема моторного топлива, производимого в России.Объем же потребления нефтепродуктов внутри страны будет возрастать медленно и составит к 2010 г.120 млн. т в год. Располагая собственными нефтеперерабатывающими заводами, компания ЛУКОЙЛ производит достаточно большие объемы светлых нефтепродуктов. Для их гарантированного сбыта нужно иметь в России более 2500 автозаправочных станций.
В прошлом году компания ЛУКОЙЛ завершила программу реорганизации сектора сбыта нефтепродуктов в России.Было создано13 базовых региональных организаций нефтепродуктообеспечения, охватывающих 50 регионов страны. В их состав вошло 16 региональных сбытовых компаний, оставшиеся 15 были закрыты или проданы. Капитальные вложения в сектор нефтепродуктообеспечения в 2002 г.составили $533 млн.
Для реализации стратегических целей компании разработана Комплексная программа развития всей сбытовой сети нефтепродуктов, которая включает в себя генеральную схему размещения автозаправочных комплексов по регионам России и дорогам федерального значения и концепцию увеличения объемов реализации фасованной продукции. Сегодня компания ЛУКОЙЛ для повышения эффективности инвестиций и сокращения срока окупаемости АЗС применяет комплексный подход, который заключается:
1) в отказеот распыления финансовых ресурсов и в приоритетномих направлениив создание эффективных региональных сетей АЗС, что приводит к уменьшению удельных управленческих и эксплуатационных расходов;
2) в развитии торговли сопутствующими товарами и оказании сервисных услуг, что ведет к увеличению доходности АЗС. (По опыту западных стран, более 50% доходов приносит именно этот вид деятельности.)
Одной из услуг, предоставляемых клиентам на АЗС, является реализация нефтепродуктов по топливным картам компании с использованием системы безналичных расчетов. Продолжается работа по развитию системы отпуска нефтепродуктов по единым картам ЛИКард, а также международным платежным картам. Количество станций, оборудованных системой ЛИКард, увеличилось в 2002 г. до 1096 АЗС (рост 39% к уровню2001 г.). Соответственно, возросло до 105,9 тыс., штук и число находящихся в обращении карт (рост 40%). Реализация нефтепродуктов по топливным картам возросла до 247 тыс. т (рост 45%).
,Компания ЛУКОЙЛ производит широкий спектр нефтепродуктов мирового уровня качества. Одной из первыхв России она отказалась от производства этилированных бензинов и стала производить экологически чистое дизельное топливо с содержанием серы менее 0,035%. Объемы производства такого топлива постоянно возрастают. В соответствиис утвержденной стратегической программой развития на период до 2010 г. предусмотрена реконструкция всех нефтеперерабатывающих заводов компании, находящихся на территории России. Это позволит увеличить производство автомобильного бензина и экологически чистого дизельного топлива. Начнется производство арктического дизельного и реактивного топлива.
В 2002 г. компания произвела 4,4 млн. т автомобильного бензина, что составляет 15,9% от общероссийских объемов. Дизельного топлива было произведено 9,8 млн. т, или 19,8% от общероссийского производства. ЛУКОЙЛ вертикально интегрированная нефтяная компания, работающая по принципу от нефтяной скважины до бензоколонки. Такой принцип работы гарантирует высокое качество продукции. А для того чтобы потребитель мог безошибочно определить подлинность автомобильного топлива, производимого под торговой маркой ЛУКОЙЛ, два самых популярных вида бензина окрашиваются: А-76 (80) в красный цвет, АИ-92 в голубой.Для предотвращения подделок окрашенных бензинов в их состав вводятся бесцветные биологические маркеры. Применение красителей и маркеровне вызывает изменения потребительских свойств топлива и не отражаетсяна его конечной стоимости. Для защитыот фальсификации фирменных моторных и трансмиссионных масел в их состав также вводятся скрытые биологические маркеры иммунного свойства.
Фасованная продукция, выпускаемая с прошлого года в новой упаковке, также имеет несколько степеней защиты от подделки. Привлекательный и функциональный дизайн новой канистры свидетельство заботы компании о потребителях.
Однако сегодня к автозаправочным станциям предъявляются все большие требования не толькосо стороны потребителей, но в первую очередь со стороны государства. От собственников АЗС требуются:
— архитектурное и дизайнерское оформление АЗС, замена морально устаревшего оборудования на современное, внедрение систем электронного учета реализации нефтепродуктов и сопутствующих товаров;
— обеспечение ритмичной и гарантированной поставки высококачественных нефтепродуктов;
— постоянное повышение квалификации персонала и культуры обслуживания;
— проведение мероприятий по привлечению потребителей и поддержаниюторговой марки.
В компании ЛУКОЙЛ утвержден фирменный стиль, отвечающий всем современным требованиям. В соответствиис его канонами осуществляется строительство и реконструкция автозаправочных станций. Разработана технология модульной сборки типовых АЗС без применения сварочных работ, посредством болтовых соединений. Это позволяет существенно сокращать сроки строительства.
В соответствии с программой дальнейшего развития своей сбытовой сети компания ЛУКОЙЛ планирует до 2005 г.:
— построить 650 современных автозаправочных комплексов на территории Российской Федерации;
— закончить реконструкцию действующих АЗС с целью улучшения их технического состояния и приведенияв соответствиес новым фирменным стилем компании;
— развивать рынок розничной реализации сжиженного углеводородного газа путем строительства многотопливных АЗС и установки газобаллонного оборудования на автомобили;
— существенно увеличить производство дизельного топлива с низким содержанием серы (отвечающего европейским стандартам).
Таким образом, проводимая компанией ЛУКОЙЛ стратегия развития сбытовой сети направлена на становление цивилизованного и эффективно функционирующего внутреннего рынка, где центром внимания является потребитель и его интересы.
www.strategplann.ru
ЛУКОЙЛ – Стратегические цели и ориентиры – Стратегия и управление – О Компании – Отчет Группы «ЛУКОЙЛ» о деятельности в области устойчивого развития 2015-2016
G4-2
В долгосрочной перспективе Группа «ЛУКОЙЛ» ориентирована на непрерывное создание стоимости, а также на повышение уровня экологической, промышленной и социальной безопасности.
Стратегические цели Группы «ЛУКОЙЛ»:
- Укрепление позиций в отрасли.
- Финансовая устойчивость.
- Оптимальный баланс.
- Высокая корпоративная ответственность.
В Компании установлены следующие стратегические ориентиры:
- финансовая стабильность и разумный баланс между текущими доходами акционеров и долгосрочными капитальными инвестициями;
- сбалансированный портфель проектов, в полной мере использующий возможности диверсификации и вертикальной интеграции и обеспечивающий наилучшее соотношение доходности и риска;
- развитие технологических компетенций и повышение энергоэффективности;
- применение принципов социальной и экологической ответственности в процессе планирования деятельности.
Стратегические ориентиры формируются на уровне бизнес-секторов и бизнес-сегментов в разрезе портфелей проектов и стратегических групп активов. Это позволяет подготовить сбалансированные отраслевые программы развития и сформировать на их основе оптимальный портфель инвестиционных проектов.
Бизнес-сектор «Геологоразведка и добыча в России» | Бизнес-сектор «Нефтепереработка в России» |
|
|
Бизнес-сектор «Нефтехимия» | |
Увеличение эффективности производства за счет синергии с нефтепереработкой | |
Бизнес-сектор «Нефтепродуктообеспечение в России» | |
Повышение клиентоориентированности бизнеса | |
Бизнес-сектор «Электроэнергетика» | |
Повышение экономичности и надежности объектов коммерческой генерации, оптимизация малоэффективных активов, модернизация активов тепловой генерации | |
Бизнес-сектор «Геологоразведка и добыча за рубежом» | Бизнес-сектор «Нефтепереработка за рубежом» |
| Обеспечение оптимальной загрузки перерабатывающих мощностей на основе сбалансированной производственной программы с учетом рыночной конъюнктуры |
Производство масел Оптимизация низкомаржинальных направлений, расширение географии поставок, увеличение ассортимента продуктового портфеля масел | |
Бизнес-сектор «Нефтепродуктообеспечение за рубежом» | |
Оптимизация не интегрированных в общую бизнес-модель сбытовых активов в Европе На момент публикации Отчета данная программа была завершена. |
csr2015-2016.lukoil.ru
Стратегия Лукойла на рынке нефтепродуктов // Нефтепродукты // Аналитика
Стратегия Лукойла на рынке нефтепродуктов
04 декабря 2003 г., 10:37Сергей ЗанинNeftegaz.ru4880
Стратегией ОАО ?Лукойл?, как и многих других нефтяных компаний России, является расширение своего присутствия на розничном сегменте рынка нефтепродуктов. Достигается это как за счет нового строительства или приобретения АЗС (АЗК), так и путем привлечения независимых АЗС к сотрудничеству на условиях франчайзинга.,Компания ?ЛУКОЙЛ? производит широкий спектр нефтепродуктов мирового уровня качества. Одной из первых в России она отказалась от производства этилированных бензинов и стала производить экологически чистое дизельное топливо с содержанием серы менее 0,035%. Объемы производства такого топлива постоянно возрастают. В соответствии с утвержденной стратегической программой развития на период до 2010 г. предусмотрена реконструкция всех нефтеперерабатывающих заводов компании, находящихся на территории России. Это позволит увеличить производство автомобильного бензина и экологически чистого дизельного топлива. Начнется производство арктического дизельного и реактивного топлива.В 2002 г. компания произвела 4,4 млн. т автомобильного бензина, что составляет 15,9% от общероссийских объемов. Дизельного топлива было произведено 9,8 млн. т, или 19,8% от общероссийского производства. ?ЛУКОЙЛ? ? вертикально интегрированная нефтяная компания, работающая по принципу ?от нефтяной скважины до бензоколонки?. Такой принцип работы гарантирует высокое качество продукции. А для того чтобы потребитель мог безошибочно определить подлинность автомобильного топлива, производимого под торговой маркой ?ЛУКОЙЛ?, два самых популярных вида бензина окрашиваются: А-76 (80) ? в красный цвет, АИ-92 ? в голубой. Для предотвращения подделок окрашенных бензинов в их состав вводятся бесцветные биологические маркеры. Применение красителей и маркеров не вызывает изменения потребительских свойств топлива и не отражается на его конечной стоимости. Для защиты от фальсификации фирменных моторных и трансмиссионных масел в их состав также вводятся скрытые биологические маркеры иммунного свойства.Фасованная продукция, выпускаемая с прошлого года в новой упаковке, также имеет несколько степеней защиты от подделки. Привлекательный и функциональный дизайн новой канистры ? свидетельство заботы компании о потребителях.
,Однако сегодня к автозаправочным станциям предъявляются все большие требования не только со стороны потребителей, но в первую очередь со стороны государства. От собственников АЗС требуются:?архитектурное и дизайнерское оформление АЗС, замена морально устаревшего оборудования на современное, внедрение систем электронного учета реализации нефтепродуктов и сопутствующих товаров;?обеспечение ритмичной и гарантированной поставки высококачественных нефтепродуктов;?постоянное повышение квалификации персонала и культуры обслуживания;?проведение мероприятий по привлечению потребителей и поддержанию торговой марки.В компании ?ЛУКОЙЛ? утвержден фирменный стиль, отвечающий всем современным требованиям. В соответствии с его канонами осуществляется строительство и реконструкция автозаправочных станций. Разработана технология модульной сборки типовых АЗС ? без применения сварочных работ, посредством болтовых соединений. Это позволяет существенно сокращать сроки строительства.В соответствии с программой дальнейшего развития своей сбытовой сети компания
,?ЛУКОЙЛ? планирует до 2005 г.:?построить 650 современных автозаправочных комплексов на территории Российской Федерации;?закончить реконструкцию действующих АЗС с целью улучшения их технического состояния и приведения в соответствие с новым фирменным стилем компании;?развивать рынок розничной реализации сжиженного углеводородного газа путем строительства многотопливных АЗС и установки газобаллонного оборудования на автомобили;?существенно увеличить производство дизельного топлива с низким содержанием серы (отвечающего европейским стандартам).Таким образом, проводимая компанией ?ЛУКОЙЛ? стратегия развития сбытовой сети направлена на становление цивилизованного и эффективно функционирующего внутреннего рынка, где центром внимания является потребитель и его интересы.
neftegaz.ru
"ЛУКОЙЛ" рассказал о масштабных планах
В среду "ЛУКОЙЛ" представил инвестиционному сообществу свою стратегию развития на 2012-2021 гг. Согласно планам компании, ее добыча в ближайшие 10 лет вырастет в полтора раза по сравнению с текущим уровнем, а среднего прирост добычи составит более 3,5%. Запасы "ЛУКОЙЛа" за тот же срок должны увеличиться на 10 млрд барр. При этом ожидается, что 17% прироста добычи и 42% прироста запасов обеспечат зарубежные проекты компании. Капзатраты компании превысят более $150 млрд. Главной же стратегической целью "ЛУКОЙЛа" на ближайшие десять был назван рост акционерной стоимости компании.
В среду "ЛУКОЙЛ" представил инвестиционному сообществу свою стратегию развития на 2012-2021 гг. Согласно планам компании, ее добыча в ближайшие 10 лет вырастет в полтора раза по сравнению с текущим уровнем, а среднего прирост добычи составит более 3,5%. Запасы "ЛУКОЙЛа" за тот же срок должны увеличиться на 10 млрд барр. При этом ожидается, что 17% прироста добычи и 42% прироста запасов обеспечат зарубежные проекты компании. Капзатраты компании превысят более $150 млрд. Главной же стратегической целью "ЛУКОЙЛа" на ближайшие десять был назван рост акционерной стоимости компании.
"ЛУКОЙЛ" к 2021 г. планирует нарастить добычу углеводородов на 50% по сравнению с 2011 г. - до 1,17 млрд барр. нефтяного эквивалента (н.э.), 17% из которых ожидается от международных проектов компании. Об этом передает РИА Новости со ссылкой на материалы компании. Программа развития "ЛУКОЙЛа" предусматривает добычу углеводородов за 2012-2021 гг. в объеме около 10 млрд барр. н.э. со среднегодовым темпом прироста добычи более чем в 3,5%.
По заявлению главы "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова, сделанного им в ходе презентации стратегии, объем производства компании будет расти как по новым, так и по действующим проектам. К 2021 г. добыча углеводородов будет составлять 3-3,2 млн барр. н.э. в сутки, в том числе нефти - 2,3 млн барр. н.э.
Ожидается, что доля газа в структуре добычи углеводородов компании к 2021 г. составит 27%. На целевой уровень утилизации попутного нефтяного газа в 95% "ЛУКОЙЛ" планирует выйти к концу 2014 г.
Как напоминает РИА Новости, добыча нефти "ЛУКОЙЛа" в 2011 г. составила 90,7 млн тонн (снижение на 5,5% по сравнению с 2010 г.), газа - 22 млрд куб. м (рост на 3,2% по сравнению с годом ранее).
Запасы углеводородов "ЛУКОЙЛа" до 2021 г. должны вырасти на 10 млрд барр. н.э. "В ближайшие десять лет мы планируем нарастить запасы на 10 млрд барр., в среднесрочной перспективе - на 4,2-4,3 млрд барр.", - сказал вице-президент компании Леонид Федун. При этом, по его словам, около 42% прироста придется на новые регионы присутствия компании.
Все нефтеперерабатывающие заводы "ЛУКОЙЛа", согласно новой стратегии, до 2021 г. будут модернизированы. По словам В.Алекперова, в последние десять лет в это направление было вложено $18 млрд, и сегодня качество продукции НПЗ компании "соответствует европейским стандартам в большей своей части". Основная часть инвестиций в нефтепереработку будет сосредоточена на территории России.
Запланировано увеличение качества и глубины нефтепереработки. Так, к 2021 г. запланировано увеличение до 72% выпуска светлых нефтепродуктов на российских НПЗ группы "ЛУКОЙЛ". Среднесуточная реализация на российских АЗС группы к этому же сроку должна вырасти на 27%.
Программа капитальных затрат "ЛУКОЙЛа" до 2021 г. составит более $150 млрд. В добычу углеводородов будет инвестировано $125 млрд, в переработку и сбыт - $25 млрд, сообщил Л.Федун. При этом "ЛУКОЙЛ" в период до 2021 г. не планирует увеличивать заимствования. "Компания в ближайшие десять лет будет стабильна в своих заимствованиях и не планирует их увеличения", - цитирует РИА Новости слова В.Алекперова.
По словам Л.Федуна, главной стратегической целью "ЛУКОЙЛа" на текущее десятилетие является рост акционерной стоимости. Компания готова большую часть доходов перераспределять в пользу акционеров, заявил вице-президент "ЛУКОЙЛа". Также было объявлено, что компания намерена в ближайшие десять лет существенно увеличить дивиденды своим акционерам, передает Интерфакс. К 2021 г. объем дивидендов может вырасти на 300%. Увеличение выплат акционерам начнется в 2012 г. и составит 25%. Размер дивидендов "ЛУКОЙЛа" по итогам 2011 г. пока официально не называлась.
Как отмечает газета Коммерсант, при сопоставлении данных новой и предыдущей десятилетней стратегии "ЛУКОЙЛа" (на 2010–2019 гг.), становится очевидно, что за три года компания кардинально пересмотрела оценку необходимых капиталовложений в разведку и добычу. Предыдущая стратегия исходила из объема добычи углеводородов на уровне 9 млрд барр. н.э. за десять лет, а новая — из 10 млрд (разница в 11%), а вот оценка необходимых капвложений в этот сектор различается более чем вдвое — $125 млрд против прежних $61 млрд. Аналитик Номос-банка Денис Борисов, мнение которого приводит издание, считает, что предыдущая стратегия "ЛУКОЙЛа" в плане оценки капзатрат была не вполне адекватна, и заложенное недофинансирование этой статьи подтверждается наблюдавшимся у компании примерно пятипроцентным снижением добычи. Внесенные "ЛУКОЙЛом" коррективы лучше отвечают реалиям отрасли, полагает эксперт.
Аналитик ФГ БКС Андрей Полищук считает, что стратегия "ЛУКОЙЛа" весьма агрессивна и рискованна. "Рост денежных потоков рассчитан на будущее, он заложен в основном в зарубежные проекты, связанные с высокими рисками. Учитывая эти факторы, в ближайшие год-два "ЛУКОЙЛ может демонстрировать отрицательные денежные потоки", - цитирует мнение эксперта Газета.ру. Аналитик полагает, что часть инвесторов из числа тех, кто рассчитывал на увеличение денежных потоков в ближайшие годы, могут избавиться от принадлежащих им акций компании.
oilcapital.ru
ЛУКОЙЛ обнародовал стратегию развития до 2016 года: цель
"Лукойл" — крупнейшая нефтяная компания России. В 2005 г. добыла 90,1 млн т нефти, выручка по US GAAP — $56,2 млрд, чистая прибыль — $6,4 млрд. Запасы — 20,07 млрд барр. нефтяного эквивалента. Топ-менеджеры контролируют 20,6% акций компании. У американской ConocoPhillips — 18%, у российских физлиц — 3,9%, остальное обращается на биржах. Капитализация в РТС — $69,15 млрд. |
ЛУКОЙЛ опубликовал «Основные факты 2006» и «Справочник аналитика 2006», в которых представлена наиболее полная информация по всем направлениям деятельности компании за последние пять лет (2001–2005 годы) в соответствии со стандартами ОПБУ США. «Основные факты 2006» содержат историю группы «ЛУКОЙЛ», описание ее конкурентных позиций и деятельности в бизнес-сегментах «Разведка и добыча» и «Переработка и сбыт», а также информацию о корпоративном управлении и финансовой политике компании. В «Справочнике аналитика 2006» представлена детализированная статистика по производственно-финансовым результатам группы «ЛУКОЙЛ» за 2001–2005 годы.
Основные факты - 2006 г.
Весь документ PDF 12,2 МбЛУКОЙЛ в мире, ЛУКОЙЛ в России (стр. 2-23) PDF 3,8 Мб
Разведка и добыча, основные регионы деятельности (стр. 24-35) PDF 1,3 Мб
Международные проекты группы «ЛУКОЙЛ» (стр. 36-43) PDF 2,5 Мб
Нефтепереработка (Стр. 44-54) PDF 2,4 Мб
Газопереработка и нефтехимия (стр. 55-60) PDF 0,8 Мб
Реализация продукции (стр. 61-64) PDF 0,8 Мб
Корпоративное управление, Финансовая политика и ценные бумаги, Налоговое окружение (стр. 65-72) PDF 0,4 Мб
Заявления прогнозного характера, Справочная информация (стр. 73-74) PDF 0,1 Мб
Нефтепереработка на территории России
В 2005 году объем переработки нефтяного сырья вырос на 8,0%, с 44,03 млн т до 47,55 млн т (с учетом процессинга на сторонних НПЗ объем переработки вырос на 11,3%, до 50,4 млн т). Увеличилось производство высококачественных моторных топлив. Это стало результатом осуществляемой Компанией программы реконструкции и модернизации НПЗ, на которую в 2005 году было направлено 412 млн долл. С 1 января 2005 года в рамках оптимизации бизнес-схемы группы «ЛУКОЙЛ» все НПЗ компании были переведены с переработки давальческого сырья на покупку сырья и переработку собственной нефти, что позволило повысить эффективность деятельности НПЗ. В 2005 году рост экспортной пошлины привел к снижению привлекательности экспорта нефти и росту маржи нефтепереработки внутри России. По этой причине дополнительные объемы нефти были направлены на НПЗ компании и привлеченные российские заводы. В результате объем переработки на российских заводах компании был увеличен на 4,9%, до 37,3 млн т. Кроме того, компанией были получены квоты на переработку нефти на Уфимском НПЗ, на который было поставлено 1,63 млн т нефти. Продолжающаяся модернизация российских НПЗ группы «ЛУКОЙЛ» позволила увеличить выпуск высококачественного дизельного топлива, отвечающего по своим свойствам самым современным экологическим требованиям (Евро-3, Евро-4 и Евро-5), в 4,1 раза, до 5,2 млн т (50,7% от суммарного выпуска дизельного топлива на российских заводах компании). В 2005 году ЛУКОЙЛ начал крупномасштабное производство дизельного топлива ЛУКОЙЛ Евро-4 с улучшенными экологическими характеристиками и выпустил его в продажу. Это топливо соответствует европейским экологическим требованиям для дизельного топлива ЕN-590:2004, действующим в странах Европейского Союза с 2005 года. Дизельное топливо ЛУКОЙЛ Евро-4 выпускают три НПЗ компании: Пермский, Нижегородский и Ухтинский. Всего в 2005 году было произведено 3,97 млн т этого топлива. Для полного перехода российских заводов компании на производство дизтоплива стандарта Евро-4 запланированы строительство второй очереди установки гидроочистки на Волгоградском НПЗ и реконструкция установок гидроочистки на Нижегородском НПЗ. В 2005 году доля высокооктановых бензинов в общем выпуске автобензинов российскими НПЗ компании выросла до 68,7% (61,0% в 2004 году). Глубина переработки нефти выросла до 77,3% (75,4% в 2004 году), а выход светлых нефтепродуктов увеличился до 51,1% (50,4% в 2004 году). Капитальные вложения в модернизацию российских НПЗ в 2005 году составили 307 млн долл. В течение 2005 года российскими НПЗ проводились мероприятия по сокращению операционных затрат и повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Среднесписочная численность работников российских НПЗ за 2005 год сократилась на 6,3% по сравнению с 2004 годом. Экономия, полученная от мероприятий по снижению затрат, составила более 37 млн долл.ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка"
В августе 2005 года на Волгоградском НПЗ была введена в строй первая очередь установки прокалки кокса мощностью 100 тыс. т/год. Капитальные вложения в первую очередь установки составили 18 млн долл. Пуск данного объекта позволил предприятию производить прокаленный кокс высокого качества как товарный продукт, непосредственно используемый в производстве алюминия (а не полуфабрикат, подлежащий дальнейшей обработке), а также частично покрыть потребность предприятия в тепловой энергии за счет использования тепла отходящих дымовых газов процесса прокалки. В 2009 году планируется ввод второй очереди установки, в результате чего ее мощность достигнет 280 тыс. т/год и обеспечит прокалку всего объема вырабатываемого кокса. В 2005 году на заводе продолжилось строительство комплекса каталитического риформинга мощностью 1 млн т/год. Его планируется завершить в 3 квартале 2006 года. Ввод комплекса в эксплуатацию позволит производить дополнительное количество высокооктановых бензинов, спрос на которые растет быстрыми темпами. В 2005 году была также подготовлена рабочая документация по установке изомеризации. Установку планируется ввести в эксплуатацию в 4 квартале 2007 года. Мощность установки составит 385 тыс. т/год. Строительство данной установки позволит начать выпуск высокооктановых бензинов по спецификациям Евро-3 и Евро-4.ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез"
В течение 2005 года специалистами Пермского НПЗ был разработан и внедрен ряд мер, направленных на обеспечение стабильной и эффективной работы комплекса глубокой переработки нефти. В целях увеличения ресурсов сырья для гидрокрекинга была завершена реконструкция вакуумного блока на установке АВТ_4 с реализацией технологии глубоковакуумной перегонки мазута. Ввод блока в эксплуатацию обеспечил получение дополнительного ресурса вакуумного газойля для дозагрузки гидрокрекинга в объеме 240 тыс. т/год. Кроме этого был введен в эксплуатацию узел подачи присадок в дизельное топливо на установке гидродеароматизации, что обеспечило производство всего объема дизельного топлива в соответствии с европейским стандартом EN-590.ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез"
На Нижегородском НПЗ в 2005 году было произведено дооборудование установки АТ блоком вакуумной разгонки. Это позволило увеличить выход вакуумного газойля. В результате после ввода в действие висбрекинга гудрона и комплекса каталитического крекинга можно будет в полном объеме обеспечивать сырьем установку гидроочистки вакуумного газойля, входящую в состав комплекса. В 2005 году велась реконструкция установки каталитического риформинга под процесс изомеризации. Она была завершена в 1 квартале 2006 года и позволила начать выпуск автомобильных бензинов в соответствии со стандартом Евро-3. Эти бензины оптимизированы по плотности, фракционному и углеводородному составу в соответствии с потребностями современных автомобильных двигателей. Они удовлетворяют требованиям самых современных экологических нормативов. В 2005 году ЛУКОЙЛ приступил к комплексной реконструкции и модернизации Нижегородского НПЗ, которые планируется завершить в 2009 году. Общий объем капитальных вложений оценивается примерно в 600 млн долл., которые в основном будут направлены на строительство установок каталитического крекинга, алкилирования и висбрекинга. В 2005 году велись проектно-изыскательские работы по строительству комплекса глубокой переработки нефти на базе установки каталитического крекинга вакуумного газойля. Комплекс планируется ввести в 2009 году.ОАО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка"
В 2005 году на Ухтинском НПЗ был введен в строй блок «Рикавери-плас», предназначенный для повышения концентрации водорода на установке гидродепарафинизации. Установка гидродепарафинизации уже в настоящее время способна вырабатывать до 250 тыс.т/год арктического дизельного топлива. Кроме того, блок «Рикавери-плас» позволяет извлекать из водородсодержащего газа до 13 тыс. т/год высокооктанового легкого риформата (фракции С4-С5), являющегося ценным компонентом при компаундировании автомобильных бензинов. В 2005 году велось строительство второй очереди комплекса железнодорожной эстакады слива нефти и налива темных нефтепродуктов. Строительство планируется завершить в 3 квартале 2006 года. Мощность эстакады составляет 4 млн т/год. Проводилось также техническое перевооружение установки каталитического риформинга, которое будет завершено в 3 квартале 2006 года и позволит снизить себестоимость производства бензинов.au92.ru