Приразломное месторождение. Месторождение приразломное роснефть
Приразломное | Нефтянка
Название: Приразломное нефтяное месторождение
Расположение: В Печорском море в 60 км от берега.
Лицензия: Владелец — ООО «Газпром нефть шельф» (100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром нефть»).
Оператор разработки: ООО «Газпром нефть шельф»
Запасы: На момент начала извлекаемые запасы оценивались более чем в 70 млн тонн нефтяного эквивалента. По состоянию на январь 2017 года на месторождении было построено десять скважин: шесть добывающих, три нагнетательных и одна поглощающая. Всего же к 2023 году планируется пробурить 32 скважины — 19 добывающих, 12 нагнетательных и одну поглощающую. Бурение скважин планируется завершить в 2022 году.
Добыча: Началась 20 декабря 2013 года. Первая нефть с месторождения была отгружена 18 апреля 2014 года. В 2014 году было добыто 300 тыс. тонн нефти, в 2015 году — 800 тыс. тонн нефти, в 2016 году — 2,15 млн тонн нефти. Выход на проектную мощность — 4,8 млн тонн нефтяного эквивалента — запланирован на 2023 год. Период эксплуатации месторождения — 36 лет.
Транспортировка: Нефть с месторождения сначала транспортируется на танкер-накопитель «Умба», установленный на рейде в Кольском заливе вблизи Мурманска, дедвейтом 300 тыс. тонн, а уже оттуда отдельными танкерами идет в Европу.
Особенности: Первый и пока единственный в России проект по освоению углеводородных ресурсов шельфа Арктики. Нефть, добываемая на Приразломном месторождении, получила название Arctic Oil (ARCO).
Месторождение, как принадлежащее «Газпром нефти», находится под санкциями.
Чистый убыток ООО «Газпром нефть шельф» в 2014 году, по данным «СПАРК-Интерфакса», составил 3,3 млрд рулей.
Одна из новелл фильма «Елки 5» происходит на платформе «Приразломная», с которой ведется добыча на месторождении.
История освоения: Освоение Приразломного — пожалуй, самый известный реализованный долгострой в российской нефтегазовой отрасли. Оно было открыто в 1989 году производственным объединением «Арктикморнефтегазразведка».
В 1992 году для его освоения была создано ЗАО «Росшельф», где одним из акционеров был «Газпром» с долей в 20%. «Росшельфу» принадлежала лицензия на месторождение.
Изначально предполагалось разрабатывать Приразломное с привлечением зарубежных инвесторов — в качестве партнеров или финансирующих организаций назывались Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация (IFC), BHP Petroleum, Wintershall AG. Заказ на строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» был размещен в 1995 году на ПО «Севмаш» (тогда — ПО «Севмашпредприятие». По расчетам «Росшельфа», добыча на месторождении должна была начаться в 1998-1999 годах, выход на проектный уровень — 5,8 млн тонн нефти в год — в 2001-2002 годах. Всего же добыча должна была вестись до 2020 года.
Однако иностранные компании по очереди отказывались от участия в проекте. В 1999 году BHP Petroleum — из-за экономической нецелесообразности проекта, а в 2001 году ее преемник — Wintershall AG — сообщил о заморозке проекта как минимум на год из-за невозможности договориться по условиям соглашения о разделе продукции.
В итоге в 2001 году было принято решение, что Приразломное будут разрабатывать три российских компании: «Газпром», «Росшельф» и «Роснефть». Лицензия была передана в совместное предприятие «Росшельфа» и «Роснефти» — ООО «Севморнефтегаз». В 2002 году «Севморнефтегаз» подписал с «Севмашем» контракт на достройку платформы. Разумеется, срок ее сдачи сдвинулся на 2004 год, а добыча первой нефти на месторождении — на 2005 год. Интересный факт — в качестве основы «Приразломной» взяли подержанную платформу Hutton TLP, которую выкупили у Conoco. Ранее руководство «Росшельфа» и «Газпрома» выступало категорически против покупки подержанной платформы за рубежом.
Однако денег на постройку платформы не было, сроки завершения строительства постоянно переносились. В 2004 году из проекта ушла «Роснефть» — компания продала свои доли в «Росшельфе» и «Севморнефтегазу» «Газпрому», который по сути стал единственным оператором проекта.
В итоге платформа была готова в 2010 году, а после отбуксирована в Мурманск, где ее достраивали и балластировали бетоном. В августе 2011 года платформа была установлена на месторождении, а в декабре 2013 года началась добыча нефти Приразломного.
Текущий статус: Ведется добыча, идут работы по строительству новых скважин, планируется выход на максимальную добычу.
Происшествия: 18 сентября 2013 года активисты «Гринпис» попробовали проникнуть на платформу «Приразломная», с которой ведутся работы на месторождении. Им это не удалось, судно активистов Arctic Sunrise было арестовано и 24 сентября вместе с командой (30 человек) доставлено в Мурманск. Команда обвинялась в пиратстве, а также хранении и контрабанде наркотических средств. Однако в связи с амнистией команда в итоге была выпущена. 9 августа 2014 года корабль вернулся в Амстердам. В октябре 2014 года Следственный комитет прекратил дело в связи с амнистией.
neftianka.ru
Приразломное месторождение нефти в Печорском море
В мире осталось не так много неизученных регионов. Одно из этих мест – Арктика. Изучение Арктики начали еще со времен Средневековья. Освоение региона продолжается и по сей день. Более 2/3 мировых арктических шельфовых нефтегазовых месторождений находится в российской шельфовой зоне. Не исключение и Приразломное месторождение нефти в Печорском море.
История проекта
Приразломное месторождение геологи открыли в 1989 году. Смена политического режима и дефолт помешали разработке месторождения.
Только в 1993-м дочернее предприятие «Газпрома» - «Росшельф» - начало заниматься активным освоением Приразломного. До 1994 года была произведена геологическая разведка трех скважин. Уже в 1996-м предприятие подготовило экономико-техническое обоснование. В 1997-м утвердили план строительства стационарной платформы.
В 1998 году, когда проектирование платформы было в активной стадии, работы заморозили из-за экономического дефолта. Спустя 5 лет проект был скорректирован, и уже новая дочерняя компания «Газпрома» - «Севморнефтегаз» - возобновила строительство. Сроки установки платформы в течение долгого времени откладывались. Первый этап строительства завершили только в конце 2010-го. И только в конце 2013-го она начала полноценно функционировать.
Характеристики платформы
Регион, где находится Приразломное месторождение - Нефтеюганский район Ненецкого автономного округа. Платформа располагается в 60 км от материка.
Для освоения месторождения в открытом море была установлена специально спроектированная платформа, которая может работать в условиях низких температур, льдов, сильных порывов ветра и морских волн. Глубина, на которой ведется нефтедобыча - 20 м. Платформа надежно закреплена на грунте моря с помощью балласта. Общий вес ее, включая балласт, составляет 500000 т. По плану платформа должна пробурить 36 скважин для того, чтобы обеспечить годовой объем нефтедобычи в 6,5 миллионов тонн.
Статус месторождения
Приразломное месторождение нефти по-настоящему уникальное, поскольку работы по добыче «черного золота» ведутся на нем с платформы даже зимой. Однако порядок государственной регистрации сооружения российским законодательством еще не разработан.
Согласно ФЗ №187, платформа - искусственное сооружение в материковой шельфовой зоне РФ. Арбитражный суд Московского округа в 2009 году принял решение о признании ее гидротехническим стационарным сооружением. Также в 2012 году «Приразломная» зарегистрирована как морское судно в судовом реестре России и приписана к порту г. Нарьян-Мар.
Управляющие компании
Приразломное нефтяное месторождение начало активно разрабатываться с 1992 г. Именно в этом году было создано специализированное предприятие «Росшельф». В учредительный состав вошло около 20 различных предприятий, некоторые из них занимались геологоразведкой Штокманского месторождения. В марте 1993-го ЗАО «Росшельф» получило лицензию на осуществление деятельности по поиску, добыче и оценке залежей нефти.
С 2001 года предприятия «Газпром» и «Роснефть» начали осваивать нефтегазовый бассейн Ямало-Ненецкого АО, в том числе и Приразломное месторождение. «Юганскнефтегаз» - дочерняя организация «Роснефти» - с 2006 года управляет насосной станцией платформы. В 2002-м предприятие «Севморнефтегаз» получило лицензию на использование залежей нефти Приразломного. В 2009 году «Роснефть» продала «Газпрому» все акции «Серморнефтегаза», и предприятие получило название «Газпромнефтьшельф». С 2014-го оно стало дочерним обществом «Газпромнефти».
Особенности хранения и транспортировки нефти
Резервуары для добытой нефти располагаются внизу платформы - в кессоне. Технология хранения сырья в нем называется «мокрой», поскольку вне зависимости от наполненности резервуара нефтью он всегда заполнен водой. Нефть поступает в резервуар с помощью механизма – диффузора. При наполнении баков вода вытесняется в систему балласта, которая проходит далее чистку. Затем воду используют для создания давления в нефтяных пластах.
Для отгрузки нефти в резервуар заливают воду из напорного хранилища. Нефть откачивается насосом с поверхности резервуара в отгрузочную систему. По мере откачивания балластная вода заполняет резервуар.
Транспортировка осуществляется с помощью челночных танкеров, которые бесконтактно швартуются к платформе.
Мероприятия по защите окружающей среды и экологические проблемы
Приразломное месторождение находится вблизи нескольких особо охраняемых природных территорий. Поэтому экологический аспект нефтедобычи как всегда актуален.
Несмотря на то что проект прошел ряд экспертиз, ущерб окружающей среде все же наносится. Для его минимизации проводится ряд мероприятий:
- на водозаборных трубах устанавливаются устройства, которые позволяют почти на 80% сократить гибель морских животных;
- работа факела в ночное время максимально снижается, чтобы избежать столкновений пролетающих мимо птиц с платформой.
Ни одно нефтяное месторождение в мире не застраховано от разливов сырья. Приразломное месторождение разрабатывается круглогодично, даже в период полярной ночи. Разлив нефти ликвидировать быстро в арктической зоне практически невозможно – часть ее уходит под лед. Оборудование для ликвидации разлива находится практически в 1000 км от «Приразломной» в Мурманске. Транспортировка его к месту аварии затрудняется и метеоусловиями.
Приразломное месторождение представляет собой высокотехнологичный комплекс, где собраны самые передовые методы бурения, добычи, транспортировки нефти. Его освоение особенно важно для российской экономики.
fb.ru
Приразломное месторождение — WiKi
Приразломное месторождение — единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата. Нефть нового российского сорта получила название Arctic Oil (ARCO) и впервые была отгружена с Приразломного в апреле 2014 года[1]. Относится к Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.
Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 55 км к северу от посёлка Варандей и в 320 км к северо-востоку от г. Нарьян-Мар (р. Печора). Глубина моря в районе месторождения составляет 19—20 метров[2].
Приразломное открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти. Лицензия на разработку принадлежит компании «Газпром нефть шельф» (дочернее общество «Газпром нефти»).
Приразломное — уникальный российский проект по добыче углеводородов на шельфе Арктики. Впервые добыча углеводородов на арктическом шельфе ведётся со стационарной платформы — морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная». Платформа позволяет выполнять все технологические операции — бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры и т. д.
Освоение месторождения
Добыча на месторождении начата в декабре 2013 года[3]. В сентябре 2014 года был добыт миллионный баррель нефти[4]. Всего в 2014 году на Приразломном было добыто порядка 2,2 млн баррелей нефти (около 300 тыс. тонн нефти)[5]. В будущем максимальный уровень добычи может достигать 5 млн тонн нефти в год. Срок эксплуатации месторождения — не менее 25 лет.
В общей сложности проектом предусмотрен ввод в эксплуатацию 32 скважин, в том числе 19 добывающих, 12 нагнетательных и одной поглощающей[6].
Характеристики месторождения
Приразломное месторождение расположено на шельфе в юго-восточной части Печорского моря на продолжении Варандей-Адзьвинской структурной зоны в 980 км от морского порта Мурманск. Район характеризуется сложными природно-климатическими условиями: ледяной покров сохраняется в течение 7 месяцев, высота торосов достигает 2 метров, минимальная температура воздуха может опускаться ниже - 45 °С.
В 1993—1994 гг. в районе месторождения были выполнены детальная сейсморазведка и бурение четырёх разведочных скважин. Извлекаемые запасы нефти в настоящее время оцениваются в более чем 70 млн тонн.
МЛСП «Приразломная»
Освоение месторождения ведётся с платформы "Приразломная". Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.
Поскольку море в районе платформы неглубокое, то она установлена непосредственно на дно. Таким образом все скважины бурятся внутри платформы — её основание одновременно является надежной преградой между скважиной и открытым морем. Кроме того, установленное на скважинах специальное оборудование позволяет предотвратить выброс нефти или газа.
Система хранения нефти на платформе предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резервуарах, что исключает попадание в ёмкости кислорода и образование взрывоопасной среды. Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает мгновенно.
Открытие месторождения
Первые шаги по изучению шельфа Печорского моря предпринимались с начала 1960-х годов, однако планомерное изучение сейсморазведкой этого региона началось с конца 1970-х годов, когда была организована Мурманская морская геологоразведочная экспедиция (ММГРЭ), переименованная в 1985 году в трест «Севморнефтегазгеофизразведка», а с 1988 года — в трест «Севморнефтегеофизика».
Впервые Приразломная структура выявлена сейсморазведкой в 1977 г. и подготовлена к глубокому бурению по результатам сейсморазведочных и опытно-методических работ в 1980-87 гг. Были построены структурные карты, выполнено тектоническое районирование, выявлено 9 локальных поднятий, позднее 21 локальное поднятие, часть из которых подготовлены к глубокому бурению.
Бурение в пределах акватории Печорского моря проводилось объединением «Арктикморнефтегазразведка» (г. Мурманск) с 1981 года. Прогноз продуктивности подтвердился бурением скважины в 1989 году.
Последующие работы в 1991 г. позволили создать геологическую модель месторождения и сделать прогноз коллекторских свойств продуктивных горизонтов.
К концу 1995 года в восточной части Печорского моря было пробурено 7 морских поисковых и разведочных скважин и открыто 3 месторождения углеводородов в карбонатных отложениях пермо-карбона (Северо Гуляевское — газоконденсатное, Приразломное и Варандейское — нефтяные).
Этап регионального изучения восточной части акватории Печорского моря в настоящее время завершен и акватория подготовлена для целенаправленных поисков месторождений углеводородного сырья.
Управляющие компании
Росшельф
29 мая 1992 года[7], в соответствии с Распоряжением правительства РФ от 6 апреля 1992 года[8], было учреждено ЗАО «Российская компания по освоению шельфа» («Росшельф»). В приложенный к распоряжению состав учредителей вошли 20[9] организаций, в том числе «Севмаш», «Курчатовский институт», «Газпром», «Рубин», «Малахит», «Архангельскгеология» (с 1995 года — «Архангельское геологодобычное предприятие», «Архангельскгеологодобыча», АГД) и другие компании, связанные с разработкой Штокмановского и Приразломного месторождений арктического шельфа. 15 марта 1993 года[10], на основании Указа Президента РФ от 30 ноября 1992 года[11], «Росшельф» получает лицензии сроком на 25 лет (до 2018 года) на право поиска, оценки залежей углеводородов и добычи нефти на указанных месторождениях.
В 1994 году между «Газпромом», «Росшельфом» и австралийской компанией BHP Petroleum, входящей в состав промышленной группы Broken Hill Proprietary (с 2001 года — BHP Billiton), было заключено соглашение о принципах сотрудничества по освоению Приразломного месторождения, предусматривавшее, что австралийская компания возьмет на себя половину эксплуатационных расходов по проекту и получит половину прибыли от разработки месторождения. В конце 1998 — начале 1999 года BHP Petroleum заявляет о своем выходе из концорциума, сочтя участие в нём «экономически нецелесообразным»[12].
Севморнефтегаз
4 октября 2001 года между «Роснефтью» и «Газпромом» было подписано соглашение о совместном освоении пяти крупных месторождений, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе и на шельфе Баренцева моря. В их число помимо Штокмановского и Приразломного вошли Харампурское нефтегазоконденсатное, Вынгаяхинское газонефтяное и Етыпуровское месторождения[13]. В декабре 2001 — январе 2002 года «Роснефть» и «Газпром» через дочерние компании ОАО "НК «Роснефть-Пурнефтегаз» и ЗАО «Росшельф» соответственно равными долями учредили ЗАО «Севморнефтегаз»[14].
1 августа 2002 года советом директоров ЗАО «Росшельф» было принято решение о переоформлении лицензий на пользование участками недр Штокмановского и Приразломного месторождений с ЗАО «Росшельф» на ЗАО «Севморнефтегаз». Распоряжением Правительства РФ от 28 ноября 2002 года[15] лицензия на освоение Приразломного месторождения была переоформлена на ЗАО «Севморнефтегаз» (лицензия ШПЧ № 11323 НЭ от 28.11.2002[10]). В свою очередь ОАО «Архангельскгеологодобыча» обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения совета директоров ЗАО «Росшельф», и решением суда 4 марта 2003 года исковые требования были удовлетворены. Однако 11 августа того же года от «Архангельскгеологодобычи» поступило ходатайство об отказе от иска. 18 августа 2003 года предыдущее решение суда было отменено, а производство по делу — прекращено[16].
29 декабря 2004 года стало известно о продаже «Роснефтью» «Газпрому» всех своих долей в компаниях, связанных с освоением Штокмановского и Приразломного месторождений, — «Росшельфе» и «Севморнефтегазе» — за 1,7 млрд долларов[17].
Газпром нефть шельф
1 июня 2009 года ООО «Севморнефтегаз», 100 % акций которого принадлежат «Газпрому», было переименовано в ООО «Газпром нефть шельф»[18]. В октябре того же года Роснедра переоформили лицензии на Приразломное месторождение с ООО «Севморнефтегаз» на ООО «Газпром нефть шельф»[19]. С мая 2014 года «Газпром нефть шельф» является дочерним обществом ПАО «Газпром нефть».
Реакция природоохранных организаций
В 2012 и 2013 годах организация «Гринпис» проводила акции протеста около платформы «Приразломная».
Комментируя акцию Greenpeace, проведенную осенью 2013 года, президент России Владимир Путин сообщил, что действия экологов создавали угрозу жизни работников платформы и водолазов. «Когда на платформу лезут, создают чрезвычайную ситуацию, там не одна могла быть ошибка у оператора, а сколько угодно. Кроме всего прочего, у нас под водой водолазы находились, и их жизнь реально подвергалась опасности», — сказал он[20].
Отгрузка первой партии нефти
18 апреля 2014 года на танкер «Михаил Ульянов» была отгружена первая партия нефти с месторождения. Танкер направился в Роттердам[21].
1 мая 2014 года судно «Гринпис» Rainbow Warrior III пыталось помешать этому танкеру войти в порт Роттердама. Представители полиции Нидерландов остановили Rainbow Warrior III и поднялись на борт судна. При этом 30 активистов были задержаны[22]. Танкер пришвартовался в порту[23].
В сентябре 2014 года с Приразломного был отгружен второй танкер с нефтью. 4 октября 2014 года, когда танкер подходил к порту в Роттердаме, суд Амстердама постановил, что международная природоохранная организация Greenpeace будет оштрафована как минимум на 50 тысяч евро, если попытается помешать «Газпрому» доставлять нефть в порт Роттердама в дальнейшем[24].
Примечания
Ссылки:
ru-wiki.org