Уникальный проект. «Роснефть» начала глубоководное бурение в Черном море. Роснефть бурение в черном море


"Роснефть" начала бурение разведочной скважины на шельфе Черного моря

«Роснефть» приступила к бурению глубоководной поисково-разведочной скважины на шельфе Черного моря.

Об этом сообщил журналистам глава «Роснефти» Игорь Сечин по итогам заседания совета директоров, на котором рассматривалась стратегия компании до 2022 года, передает ТАСС.

«В эти дни приступили к физическому бурению глубоководной скважины на Западно-Черноморском участке Черноморского шельфа», — сказал он.

Сечин уточнил, что ресурсная база Западно-Черноморского участка Черноморского шельфа, на котором «Роснефть» приступила к бурению глубоководной скважины, предварительно оценивается в 600 млн тонн нефти и 100 млрд кубометров газа. Он добавил, что в дальнейшем эта оценка может быть пересмотрена в сторону увеличения.

Ранее Сечин сообщал, что «Роснефть» и итальянская Eni начнут бурение в Черном море в конце декабря — начале января. Компания Eni — один из стратегических партнеров «Роснефти» в освоении континентального шельфа РФ, в частности Баренцева и Черного морей.

В 2013 г. «Роснефть» и Eni S.p.A. подписали соглашение о завершении сделок по российскому шельфу (в отношении проектов Федынский и Центрально-Баренцевский в Баренцевом море и проекта в Черном море (Западно-Черноморский участок). Сторонами соглашения являются дочерняя компания «Роснефти» — Rosneft JV Projects S.A. и дочерняя компания Eni S.p.A. — Eni Energy Russia BV.

Совместные предприятия — операторы по каждому из проектов созданы с долями участия 66,67% у «Роснефти» и 33,33% у Eni. Eni обязуется полностью профинансировать на условиях «кэрри» затраты на выполнение лицензионных обязательств в части геологоразведочных работ. Кроме того, по каждому из проектов Eni компенсирует 33,33% расходов на приобретение лицензии, а также исторические затраты на уже проведенные геологоразведочные работы.

Стоит отметить, что жители Сочи, общественники и экологи высказались против данной кампании, так как глубоководное бурение черноморского шельфа может нести большие экологические и экономические риски для всего Краснодарсокго Края, а в особенности для курортных зон.

«Краснодарский край и бюджет Сочи не получит от разведки и добычи углеводородов на шельфе Чёрного моря никаких финансовых выгод, так как по российскому законодательству для разработчиков предусмотрены налоговые каникулы и прочие преференции за сложность добычи полезных ископаемых, а ресурсы подобных месторождений относятся к разряду трудноизвлекаемых. При этом, наличие буровых вышек в Черном море вряд ли сделает курорт более привлекательным и увеличит туристический поток. Проект может пагубно повлиять на развитие малого и среднего бизнеса в Сочи, затронет рынок жилья и снизит привлекательность курорта в целом. А в случае аварии, даже небольшой, загрязнение моря нефтью станет настоящей катастрофой для курортов Краснодарского края»,— комментировал ранее экологический активист Сочи Владимир Кимаев.

Читайте также:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

golos-kubani.ru

Уникальный проект. «Роснефть» начала глубоководное бурение в Черном море

Бурение первой сверхглубоководной скважины на российском шельфе в компании называют уникальным проектом. Глубина моря в точке бурения составляет более 2 тыс. метров, а расчётная глубина скважины — 6 126 метров.

«Бурение ведёт полупогружная установка Scarabeo-9, которая принадлежит компании Saipem. Для доставки платформы на точку бурения была успешно проведена сложнейшая транспортная операция. В сентябре 2017 года установка вышла из порта Лас-Пальмас, преодолела пролив Босфор и спустя месяц прибыла в румынский порт Констанца. В общей сложности весь путь составил более 3 тыс. морских миль», — сообщают в «Роснефти». Установка оснащена высокоточной системой динамического позиционирования, которая позволяет ей постоянно находиться строго над устьем скважины.

Высота платформы составляет 115 метров, ширина палубы 80 метров, водоизмещение установки Scarabeo-9 — 31000 тонн, она способна бурить скважины на глубину до 15 километров.

Платформа отвечает не только техническим параметрам проекта, но и строгим нормам экологической безопасности. Для исключения любых рисков для окружающей среды она оснащена независимым подводным запорным устройством и семью превенторами (механизмами для герметизации устья скважины в нештатных ситуациях).

В районе работ будет вестись постоянный мониторинг состояния акватории моря, в том числе со спутника. Кроме того, строительство скважины будет круглосуточно контролироваться двумя подводными дистанционно управляемыми аппаратами. Всё это, убеждены в компании, гарантирует полное отсутствие вреда экосистеме акватории Черного моря.

А вообще, крупнейшая российская нефтяная компания проводит комплексный экологический мониторинг акватории Чёрного моря уже несколько лет. В 2017 году она объявила о финансовой поддержке программы по изучению черноморских дельфинов, которая рассчитана на 3 года и предполагает полевые исследования, акустический и визуальный мониторинги, камеральную обработку полученных данных.

«Чёрное море обладает значительным нефтегазовым потенциалом, но до сих пор в глубоководной части российского сектора не было пробурено ни одной скважины, — отметил главный исполнительный директор ПАО «НК „Роснефть“ Игорь Сечин. — Обнаруженные потенциальные геологические ловушки находятся под толщей воды в 2 тыс. и более метров. На этом этапе мы считаем, что ресурсная база составляет 600 млн тонн нефти на этом участке. После проведения дополнительных работ и технических исследований компания планирует уточнить и даже увеличить ресурсную базу. При реализации проекта на шельфе Черного моря будет использован уникальный опыт крупнейших мировых нефтегазовых и нефтесервисных компаний, а также самая современная техника. Это открывает новый этап в освоении недр черноморского шельфа в сотрудничестве с нашими стратегическими партнёрами».

Проект бурения на Западно-Черноморской площади «Роснефть» реализует совместно с Eni — своим стратегическим партнёром.

Кстати

На египетском месторождении Zohr «Роснефть» в составе международного консорциума начала 20 декабря добычу газа. Этот проект реализуется на условиях концессии — совместно с британской BP (10%) и итальянской Eni S.p.A (60%).

Благодаря эффективному использованию компетенций и навыков всех партнёров, а также применению инновационных подходов к разработке месторождения начать добычу удалось в рекордные сроки реализации: менее чем через 2,5 года после начала работ на месторождении.

Генеральный директор Eni Клаудио Дескальци назвал этот день историческим. Планируется, что уже в 2020 году общая добыча газа на месторождении составит до 28 млрд м3.

Аргументы и Факты

slyxi.com

«Роснефть» начала бурение на шельфе Черного моря — Рамблер/финансы

Москва, 20 декабря — «Вести. Экономика». «Роснефть» сегодня объявила о начале бурения первой сверхглубоководной поисково-оценочной скважины на шельфе Черного моря.

На шельфе Черного моря началось разведочное бурение.

«Роснефть» начала бурение поисково-оценочной скважины «Мария-1» на шельфе Черного моря. Прогнозные ресурсы перспективного лицензионного участка «Западно-Черноморская площадь» составляют более 570 млн тонн нефти. В рамках подготовки к бурению была выполнена сейсморазведка в объеме более 4 тыс. пог. км методом 2D и более 3 тыс. кв. км методом 3D, завершены комплексные инженерно-геологические исследования. Проект по бурению первой поисковой скважины на Западно-Черноморской площади реализуется совместно с Eni — стратегическим партнером «Роснефти». Бурение первой сверхглубоководной скважины на российском шельфе — это уникальный проект. Расчетная глубина скважины составит 6,126 тыс. метров, глубина моря в точке бурения — более 2 тыс. метров. Бурение ведет полупогружная установка Scarabeo-9, которая принадлежит компании Saipem. Для доставки платформы на точку бурения была успешно проведена сложнейшая транспортная операция. В сентябре 2017 года установка вышла из порта Лас-Пальмас, преодолела пролив Босфор и спустя месяц прибыла в румынский порт Констанца. В общей сложности весь путь составил более 3 тысяч морских миль. Установка оснащена высокоточной системой динамического позиционирования, которая позволяет ей постоянно находиться строго над устьем скважины. Кроме того, буровая установка укомплектована сдвоенной буровой вышкой, благодаря чему одновременно могут осуществляться операции как по бурению скважины, так и по сборке/спуску обсадной колонны и устьевого оборудования. Это позволяет сократить общее время строительства скважины на 30%. Высота платформы составляет 115 метров, ширина палубы 80 метров, водоизмещение установки Scarabeo-9 — 31000 тонн, она способна бурить скважины на глубину до 15 километров с отходом от вертикали. Платформа отвечает всем техническим параметрам проекта и нормам экологической безопасности. В районе работ будет осуществляться постоянный мониторинг состояния акватории моря, в том числе со спутника. Кроме того, строительство скважины будет круглосуточно контролироваться двумя подводными дистанционно управляемыми аппаратами. Глава ПАО «НК „Роснефть“ Игорь Сечин отметил: „Чёрное море обладает значительным нефтегазовым потенциалом, но до сих пор в глубоководной части российского сектора не было пробурено ни одной скважины. Обнаруженные потенциальные геологические ловушки находятся под толщей воды в 2000 и более метров. На этом этапе мы считаем, что ресурсная база составляет 600 млн тонн нефти на этом участке. После проведения дополнительных работ и технических исследований Компания планирует уточнить и даже увеличить ресурсную базу. При реализации проекта на шельфе Черного моря будет использован уникальный опыт крупнейших мировых нефтегазовых и нефтесервисных компаний, а также самая современная техника. Это открывает новый этап в освоении недр черноморского шельфа в сотрудничестве с нашими стратегическими партнерами“.

Проект геологоразведки на лицензионном участке „Западно-Черноморская площадь“ реализуется совместным предприятием ПАО „НК „Роснефть“ и Eni (доля „Роснефти“ — 66,67%, Eni — 33,33%). Перспективные ресурсы участка оцениваются в 576 млн тонн нефти. В мае 2017 года НК „Роснефть“ и Eni S. p. A. подписали „Соглашение o расширении сотрудничества в сферах добычи, переработки, маркетинга и трейдинга“. Соглашение закрепляет ранее оформленные договоренности компаний по бурению поисковых скважин в рамках совместных проектов в акваториях Черного и Баренцева морей. Прогнозные ресурсы по всем участкам российского шельфа, изучаемым с компанией Eni, превышают 2 млрд тонн нефти и 1,4 трлн куб. м кубических метров газа. Компания Saipem является одной из крупнейших нефтесервисных компаний мира. За последние 6 лет Saipem успешно пробурила 667 скважин на шельфе, из которых 14 глубоководных скважин было пробурено с использованием платформы Scarabeo-9.

Читайте также

finance.rambler.ru

«Роснефть» и Eni не приостанавливали бурение скважины в Черном море - Леонтьев | 24.01.18

«Роснефть» и итальянская Eni не приостанавливали бурение скважины на Западно-Черноморском участке на шельфе Черного моря, заявил ТАСС пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.

«Никто ничего не приостанавливает, что касается всего остального - обращайтесь в Eni», - сказал Леонтьев.

Ранее ряд СМИ передали слова председателя совета директоров итальянской Eni Эммы Марчегалии о том, что якобы Eni из-за ужесточения санкций приостановила бурение с «Роснефтью» в Черном море.

Позже на сессии Давосского форума Марчегалия пояснила свои слова, которые неоднозначно интерпретировали СМИ.

«Видимо, я недостаточно хорошо пояснила свои слова (о сотрудничестве с Россией - прим. ред.). Первые предыдущие санкции ЕС и США, и они привязаны, так сказать, к Минским соглашениям. И, возможно, не увидев в этом прогресса, санкции сохранились. Это одна часть санкций. Хотя, как сказал заместитель председателя правительства (Аркадий Дворкович - прим. ред.), они оказали влияние, но не очень сильное. Проблемы бывают всегда. Потом были введены российские контрсанкции в плане продуктов питания и так далее. И эта часть санкций все еще существует, которая, как я думаю, связана с Минским процессом. Вторые санкции, о которых говорили применительно к Eni, те, которые были в последний месяц, и они были в основном по энергетической части, и это только американские санкции, здесь, конечно, есть неопределенность», - отметила Марчегалия.

Она пояснила, как это коснется Eni в контексте сотрудничества с Россией. «Бизнесу не очень нравятся санкции, потому что наступает неопределенность, и наступают проблемы. И тут не ясно, как они будут применяться. Это зависит от решения США. Конечно, для такой большой компании как Eni, так как у нас есть американские акционеры, у нас есть листинг на американской бирже, а эти санкции могут быть очень жесткими и сильно могут ударить, то, конечно, в такой ситуации даже если есть маленький риск, что они по нам ударят, то что мы можем сделать? Мы должны остановиться», - сказала она, говоря о будущих возможных проектах с российской компанией.

Бурение в Черном море

«Роснефть» в декабре приступила к бурению глубоководной поисково-разведочной скважины на шельфе Черного моря совместно с итальянской Eni. По словам главы «Роснефти» Игоря Сечина, ресурсная база Западно-Черноморского участка Черноморского шельфа, на котором «Роснефть» приступила к бурению глубоководной скважины, предварительно оценивается в 600 млн тонн нефти и 100 млрд кубометров газа.

Компания Eni - один из стратегических партнеров «Роснефти» в освоении континентального шельфа РФ, в частности Баренцева и Черного морей.

В 2013 г. «Роснефть» и Eni S.p.A. подписали соглашение о завершении сделок по российскому шельфу (в отношении проектов Федынский и Центрально-Баренцевский в Баренцевом море и проекта в Черном море (Западно-Черноморский участок). Сторонами соглашения являются дочерняя компания «Роснефти» - Rosneft JV Projects S.A. и дочерняя компания Eni S.p.A. - Eni Energy Russia BV.

Информационное агентство России ТАСС

www.finanz.ru

Прорыв года. Роснефть и Eni приступили к бурению 1-й скважины на шельфе Чёрного моря // Бурение на шельфе // Новости

Роснефть и Eni, не боясь антироссийских санкций, бодро начали бурение 1й скважины на шельфе Черного моря.

Об этом 18 декабря 2017 г сообщил глава Роснефти И. Сечин в ходе заседания совета директоров (СД) в г Сочи.

 

Речь идет о Западно-Черноморском участке недр, известном также как Вал Шатского.

Для любознательных геологов напомним, что Вал Шатского - погребенное поднятие мезозойских и палеоцен-эоценовых пород, прослеживается на протяжении 460 км от структур Закавказской плиты в Абхазии до олигоцен-миоценового прогиба Сорокина.

Ширина Вала около 60 км.

Максимальная ресурсная база там оценивается в 600 млн т нефти и 100 млрд м3 газа.

 

Бурение скважины на Западно-Черноморском участке недр на шельфе Черного моря ведется при помощи современной полупогружной буровой установки (ППБУ)Scarabeo-9, которая не только отвечает всем техническим требованиям и строгим нормам экологической безопасности, но и не подпадает под санкции Запада.

Строительство Scarabeo 9 было инициировано группой Frigstad в 2006 г, а затем продолжилось Saipem в конце 2007 г.

ППБУ Scarabeo 9 - это установка дизайна Frigstad D90 ™ , оснащенная двойной буровой установкой Ramrig от Aker Solutions и способной работать на глубинах моря до 3,6 км и глубинах бурения до 15 км.

Построенная в Китае конкретно под бурение на шельфе Кубы ППБУ изначально комплектовалась не подпадающими по санкции комплектующими.

ППБУ Scarabeo-9 начала свой путь в Черное море из Атлантики в сентябре 2017 г,

 после демонтажа части верхнего основания прошла турецкие проливы и встала на точку бурения в начале декабря 2017 г, после чего компании начали активную подготовку к проведению буровых работ.

 

Поисковую скважину назвали Мария-1.

Кто знает, тот - понимает.

 

Вряд ли случайно бурение на шельфе неподалеку от г Новороссийска началось именно сейчас.

18 декабря 2017 г  в г Сочи состоялся Совет Директоров Роснефти, и начало бурения скважины Мария-1 - хороший фон для его проведения. 

Проект – уникальный для российских компаний, работающих на шельфе: расчетная глубина скважины – 6125 м, глубина воды в районе бурения - 2125 м.

Оснащенная системой динамического позиционирования, ППБУ может устойчиво стоять на точке бурения даже в непогоду. 

Есть и технологические удобства, связанные с двойной буровой установкой.

Обсадные колонны могут спускаться одновременно, к примеру, с поднятием долота, что существенно сокращает общее время проходки. 

Прогноз инвестиций Роснефти и Eni по Валу Шатского составляет около 55 млрд долл США - на итальянцев придется 1/3 инвестиций, остальная часть — на российскую компанию.

Задействован флот вспомогательных судов, которые снуют между ППБУ и портом Новороссийск, привозя расходные материалы, трубы и тд, и увозя продукты жизнедеятельности, которые еще на платформе тщательно сортируются.

У платформы постоянно дежурят 4 аварийно-спасательных судна, в тч для ЛАРН.

 

Между тем, мало кто верил, что Роснефть и Eni смогут начать реализацию проекта.

Даже продвинутые читатели  Neftegaz.RU сомневались: около 40% опрошенных читателей считали, что американцы найдут способ остановить это бурение. 

В свое время ExxonMobil была вынуждена отказаться от данного проекта по причине давления американских властей.

 

Тогда российская компания обратилась к итальянцам и те не побоялись войти в проект.

Напомним, что несмотря на жесткую риторику Запада, санкции ЕС гораздо мягче в части нефтегаза.

Даже получив от Д. Трампа добро на бурение скважин в море Бофорта на Аляске, Eni всеми силами продолжила активничать на российском шельфе.

Подготовка к бурению прошла довольно быстро, и хотя бурение планировалось начать еще в начале декабря, бурение в момент проведения СД Роснефти выглядит, конечно, эффектнее.

 

Рынок пока негативно оценивает деятельность Роснефти.

Если в 2016 г наблюдался устойчивый рост акций компании, то с января 2017 - устойчивое падение.

19 декабря 2017 г акции упали с 296,75 до 294,35 пп.

 

Голосовать   Считаете ли Вы значимым событием начало поискового бурения на Западно-Черноморском участке недр?

neftegaz.ru

Scarabeo 9 готовится бурить для «Роснефти» и Eni в Черном море — Новости политики, Новости России — EADaily

Сегодня полупогружная плавучая буровая установка (ППБУ) Scarabeo 9 встала на точку бурения у берегов Краснодарского края в Черном море. Эта ППБУ займется поиском нефтегазового месторождения для «Роснефти» и итальянской Eni. Проект освоения Западно-Черноморской площади — один из двух проектов, которые «Роснефть» планировала осуществлять в российском Черном море. Изучение Туапсинского прогиба совместно с американской ExxonMobil пришлось отложить из-за санкций. А вот работа с итальянской Eni продолжилась. Европейские санкции не такие жесткие и компании получили разрешения регуляторов. Кроме того, очевидно, технологии и оборудование ППБУ менее чем на 10% состоит из американских, поэтому буровая установка также не подпадает под санкции США.

По соглашению об освоении площади с «Роснефтью», подписанном в 2012 году, итальянская Eni полностью оплачивает геологоразведочные работы. В самом проекте итальянцы владеют 33%, остальное принадлежит «Роснефти». По данным российской компании, площадь может содержать 1,36 млрд тонн условного топлива. Однако подтвердить их наличие может только поисково-разведочное бурение, которое и будет вести ППБУ Scarabeo 9.

Буровая установка у берегов Новороссийска. Фото из соцсетей, опубликованное на сайте ngnovoros.ru.

По данным Marinetraffic, итальянская Sacarabeo 9 прибыла в район Новороссийска и Геленджика 10 декабря, а на следующий день отбыла на Западно-Черноморскую площадь в Черном море. Сегодня буровая установка встала на точку, где пробурит первую скважину — Мария-1. ППБУ находится в 80 километрах от берега. В районе дислокации находятся французские суда снабжения Bourbon Explorer 513 и Bourbon Explorer 514.

Скриншот с сайта marinetraffic.com.

«Проект — уникальный для российских компаний, работающих на шельфе: расчетная глубина скважины — 6125 метров, глубина воды в районе бурения — 2125 метров», — сообщила в ноябре пресс-служба нефтяной компании. Глава «Роснефти» Игорь Сечин при этом заявил: «При реализации проекта на шельфе Черного моря будет использован уникальный опыт крупнейших мировых нефтегазовых и нефтесервисных компаний и самая современная техника. Это открывает новый этап в освоении недр черноморского шельфа в сотрудничестве с нашими стратегическими партнерами. Разработка ресурсов черноморского шельфа обеспечит крупные налоговые отчисления в краевой бюджет, позволит решить важнейшую задачу по обеспечению энергетической безопасности России».

▼ читать продолжение новости ▼

Перед приходом к берегам России ППБУ Scarabeo 9 провела два месяца в румынском порту Констанцы, где ей монтировали верхнюю часть буровой вышки. С ней ППБУ не смогла бы до этого пройти под мостами в проливе Босфор.

Ранее в Saipem сообщали, что по подписанному в мае контракту с Eni, буровая установка пробурит в Черном море одну скважину. Возможно строительство еще одной (Северо-Черноморской-1 — прим. ред.), но все будет зависеть от первоначальных результатов, говорится в отчете Saipem за первый квартал 2017 года. В компании также сообщили, что стоимость фрахта буровой установки среднерыночная. По данным специализированного издания Offshore, сегодня она составляет для буровых установок класса Scarabeo 9 $ 272 тыс. в сутки. Источник РБК называл похожую цифру — $ 300 тыс. По его словам, бурение одной скважины займет около полутора месяцев. Фрахт Scarabeo 9 для ее строительства обойдется, таким образом, итальянской Eni примерно в $ 15 млн. Общая стоимость скважины будет куда выше, так как в нее не включены трубы, необходимые растворы, обслуживание буровой установки судами-снабжения и прочие расходы. Ранее стоимость бурения глубоководной скважины в Черном море составляла около $ 100 млн. Хотя после падения цен на нефть снизились и ставки фрахта буровых установок — более чем вдвое.

Главное отличие совместного проекта «Роснефти» и Eni от остальных нынешних шельфовых проектов в России — впервые построят скважину в Черном море (без учета Крыма, где они бурились при Украине, а с 2014-го построили несколько на уже действующем Одесском месторождении).

Против проекта на Западно-Черноморской площади выступают экологи-активисты. В конце ноября они собирали подписи под заявлением на имя президента России принять мораторий на бурение шельфа Черного моря. На одной из встреч с экологическими организациями заместитель начальника промышленной безопасности «Роснефти» Кирилл Ковальский заявил, что речь о добыче нефти пока не идет, так как неизвестно, есть ли на шельфе нефтяные месторождения: «Понятно, что речь идет не про один год, а про достаточно длительный период, и в первую очередь это связано с достаточно сложным процессом получения разрешительной документации».

eadaily.com

«РОСНЕФТЬ» ГОТОВИТСЯ К ПОИСКОВО-ОЦЕНОЧНОМУ БУРЕНИЮ В ЧЁРНОМ МОРЕ » Темрюк инфо

Пользователь, представившийся как «Дмитрий ШЕВЧЕНКО», сообщил:

Нефтяники не скрывают, что намеченная ими деятельностьна Южно-Черноморском лицензионном участке может привестик экологической катастрофе и уничтожить курортный бизнес на побережье.

В Сочи начались общественные обсуждения проектной документации поисково-оценочного глубоководного бурения в акватории Чёрного моря на Южно-Черноморском лицензионном участке, в том числе, материалов оценки воздействия этой деятельности на окружающую среду (ОВОС), а также плана по ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН). Инициатором намечаемой деятельности является компания «Роснефть» в лице своей «дочки» ООО «РН-Эксплорейшн». Разработчик проектной документации — самарское ООО «СамараНИПИнефть».Соответствующее объявление появилось в местной прессе ещё в конце июля, но широкая общественность узнала об этом только на днях благодаря интернет-порталу «Блог Сочи», главред которого Александр Валов обратил внимание, что администрация Сочи постаралась организовать «общественное обсуждение» проекта таким образом, чтобы о нём как можно меньше узнала сама же общественность.«Информационный стенд и столик с документацией, предложенной к обсуждению, расположены так, что сразу и не заметишь. Не рассчитывая на особую посещаемость, журнал учёта общественного мнения, он имеет три листочка, не пронумерован, не прошит, не скреплён печатью», — пишет Валов.Планы «Роснефти» заключаются в том, чтобы в 63 километрах от берега пробурить поисково-оценочную скважину «Сочинская-1″ (напротив Лазаревского района Сочи) и скважину «Ольгинская-1″ у побережья Туапсинского района. При помощи этих двух скважин «Роснефть» хочет оценить коммерческие перспективы широкомасштабного глубоководного бурения на Южно-Черноморском лицензионном участке.Ранее, весной этого года, «Роснефть» добилась положительного заключения государственной экологической экспертизы на «Проект строительства группы поисково-оценочных скважин на лицензионном участке недр «Западно-Черноморская площадь» в акватории Чёрного моря» (район Новороссийска-Геленджика, исполнитель работ — ООО «Шатскморнефтегаз»), но если в Сочи нефтяники хотя бы пытаются соблюсти положенную по закону процедуру общественных обсуждений, то в случае с Западно-Черноморским участком, очевидно, не было сделано даже этого.Когда в мае этого года в СМИ появились сообщения о том, что глава «Роснефти» Игорь Сечин и исполнительный директор итальянской нефтяной компании Eni Клаудио Дескальци «подписали соглашение по бурению поисковых скважин на совместных проектах Чёрного и Баренцева морей», и было озвучено, что работы на Чёрном море планируется начать уже во второй половине этого года, Экологическая Вахта направила запросы в администрации всех муниципалитетов на Черноморском побережье.Из Анапы, Новороссийска, Геленджика и Темрюкского района были получены ответы о том, что никаких общественных слушаний по бурению на Западно-Черноморской площади не проводилось, а ООО «Шатскморнефтегаз» даже не обращалось с подобными заявками.Хотя намечаемая деятельность затрагивает интересы всех прибрежных муниципальных образований, и везде нефтяники были обязаны провести общественные обсуждения, собрать от местных жителей и властей замечания.Тем не менее, как следует из информации, опубликованной на сайте Росприроднадзора 12 мая этого года центральный аппарат этого ведомства выдал компании «Шатскморнефтегаз» положительное заключение государственной экологической экспертизы сроком до конца 2020 года (это совпадает по времени с началом активных переговоров «Роснефти» с Eni).Точнее, переговоры по Черноморскому шельфу с итальянским нефтяным гигантом российские нефтяники начали ещё в 2012 году, предложив потенциальным партнёрам долю в разработке месторождения на Вале Шатского с оценёнными запасами более 120 млн. тонн нефти).Вал Шатского — изученная ещё в советские годы геологическая структура на дне Чёрного моря (поднятие мезозойских и палеоцен-эоценовых пород, протянувшееся на 460 км от Абхазии до района Новороссийска), которая и вошла в границы лицензионного участка на Западно-Черноморской площади.За право участвовать в разработке Вала Шатского итальянцы пообещали предоставить буровое оборудование и специалистов, поскольку в России собственные технологии глубоководного бурения нефтяных скважин отсутствуют в принципе, и «Роснефть» просто вынуждена привлекать в глубоководные проекты иностранных партнёров.Пикантность ситуации не только в том, что ради российско-итальянского проекта была проведена, мягко говоря, весьма сомнительная экологическая экспертиза (которая, ещё раз отметим, не обратила внимание на отсутствие общественных обсуждений), но и в том, что с сентября 2014 года компания «Роснефть» находится под санкциями США и Евросоюза.Директивы ЕС, в частности, запрещают своим компаниям «прямо или косвенно оказывать услуги по разведке и добыче на глубоководных, арктических или сланцевых нефтяных месторождениях в России».Им запрещается «бурить, испытывать и заканчивать скважины, а также поставлять российским компаниям специализированные суда».В правилах есть оговорка, что санкции не распространяются на рамочные договорённости и конкретные обязательства, подписанные до сентября 2014г. (правда, и в этом случае для продолжения работы с российскими нефтяниками европейским компаниям необходимо получать одобрение у Еврокомиссии). Но для «Роснефти» с Eni — это не тот случай: компании подписывали соглашения по Западно-Черноморской площади в 2016 и 2017 годах, то есть уже после введения санкций, и вряд ли Eni сможет оправдать свои действия тем, что разговоры о потенциальном сотрудничестве начались ещё пять лет назад.Тем не менее, судя по сообщениям СМИ, итальянцы уже в мае этого года определились с буровой платформой. По данным РБК, речь идет о полупогружной плавучей буровой установке Scarabeo 9, предназначенной для работы в ультраглубоководных условиях.Она принадлежит другой итальянской компании Saipem, совладельцем которой является Eni.Согласно данным сайта MarineTraffic, в настоящее время установка Scarabeo 9 находится в порту Лас-Пальмас-де-Гран-Канария на Канарских островах. В отчёте Saipem за первый квартал 2017 года, опубликованном в начале мая, говорится, что компания завершает работы по модификации Scarabeo 9 с тем, чтобы полупогружная буровая установка смогла пройти под мостами в проливе Босфор (для этого буровую вышку сделали разборной).Что касается Южно-Черноморского лицензионного участка, деятельность на котором начали обсуждать в Сочи, то тут у «Роснефти» не такие радужные перспективы. Партнёром на этом участке (точнее, на геологической структуре Туапсинский прогиб) должен был выступить американский нефтяной гигант Exxon Mobil, с которым велись переговоры с 2009-2010 годов.По данным «Роснефти», потенциальные запасы Туапсинского прогиба оцениваются в 1,5 млрд. тонн нефти. Первую скважину, стоимость которой могла превысить 100 млн. долларов, планировалось пробурить в 2014 году (до этого Exxon Mobil оплатила проведение сейсморазведочных работ), однако планам помешали санкции.Американские санкции в отношении российской нефтяной отрасли гораздо жёстче европейских и касаются любых проектов, в том числе уже реализуемых. В 2015 году компания Exxon Mobil обращалась в администрацию президента Барака Обамы с просьбой сделать исключение для проектов в Карском и Чёрном морях, но получила отказ.Последнюю попытку обойти санкции американские нефтяники предприняли весной этого города, уже обратившись к президенту Дональду Трампу. И снова последовал отказ. Это означает, что ни американских денег, ни технологий «Роснефть» на Туапсинском прогибе не увидит, и не очень понятно, для чего ей в таких условиях понадобилось проводить общественные обсуждения проекта бурения. Не исключено, однако, что на Южно-Черноморский лицензионный участок сейчас лихорадочно ищут другого партнёра или надеются придумать схему с фирмами-«прокладками».Любые проекты глубоководного бурения на Чёрном море могут повлечь катастрофические социально-экологические последствия.Любая нештатная ситуация, связанная с разливом нефти при бурении или транспортировке, будет означать многомиллиардный ущерб для рыболовства и курортной сферы, не говоря уже о том, что хрупкой экосистеме Чёрного моря будет нанесён непоправимый урон, который никакая «Роснефть» с Сечиным, естественно, компенсировать не будут.Против планов по бурению на Чёрном море необходимо разворачивать массовую протестную кампанию — в первую очередь должны забеспокоиться жители побережья, чьими источниками дохода является курортная сфера.ЭкоВахта намерена принять активное участие в обсуждении проекта на Южно-Черноморском участке и призывает жителей Сочи направлять в городскую администрацию письменные возражения против бурения.

Дмитрий ШЕВЧЕНКО

(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)Подробности: (918)211-2544

Внимание! Администрация сайта не несет ответственности за сообщения публикуемые пользователями в разделе «Народные новости», рубрика «Народные новости» существует на правах форума. Содержимое народных новостей может быть субъективно.

temruk.info