Газа мало не бывает. Ресурсов достаточно, чтобы добыча росла. Шавкун андрей николаевич роснефть
«Роснефть» жмет на газ
Одна из главных целей - газ. Его добыча растет: только за прошлый год «Роснефть» добыла более 38 миллиардов кубометров. Центры роста газового бизнеса - на Ямале, где компания разрабатывает Ново-Уренгойский и Восточно-Уренгойский лицензионные участки, а также Барсуковское, Тарасовское, Харампурское и Комсомольское месторождения.
Рабочие будни в полярной ночи
- Вахта Уфа, проходим на посадку, - звучит в аэропорту не совсем обычное объявление по громкой связи. Несколько десятков мужчин, безучастно сидевших до этого в зале ожидания, бодро подхватывают сумки и выстраиваются в очередь у выхода. Для улетающих из Нового Уренгоя или Ноябрьска это заветные слова - вахта закончилась! Домой!
Тем же бортом прилетела смена. Через несколько часов у одних - долгожданная встреча с семьей и целый месяц отдыха, у других - 28 рабочих смен в полярную ночь на жгучем морозе и скромное празднование Нового года в красном уголке вахтового поселка.
С этой скважины началась разработка Ново-Уренгойского месторождения. Фото: Михаил ГОНЧАРОВ
Кстати, на Ямале, где зима начинается в начале осени, готовиться к Новому году начинают рано. Задолго до праздника на улицах городов и поселков бригады рабочих устанавливают елки, ледяные скульптуры, развешивают праздничную иллюминацию. Водитель, который вез нашу журналистскую группу в Новый Уренгой, поделился на этот счет своим мнением:
- Я сюда давно переехал, к морозам 40-градусным привык, а к полярной ночи - нет. Тяжело психологически, когда солнце на 4 - 5 часов в день показывается. Зато, когда начинают к Новому году в городе готовиться, - как будто светлей становится, чувствуешь, что скоро день начнет прибавляться.
А вот местные дороги вопреки расхожей шоферской привычке ругать не стал. Да, есть такие точки, куда предпочтительнее добраться вертолетом, а не на автомобиле, рискуя слететь с трассы. Но многие дороги заслуживают уважения. Они хотя и не автобаны - по одной полосе в каждую сторону, но ехать можно везде без проблем. На следующий день, например, до Ново-Уренгойского лицензионного участка (его, а также Восточно-Уренгойский и Ресурсный участки разрабатывает дочка «Роснефти» «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ») наш микроавтобус доехал довольно быстро. А это около сотни километров. На удивление, машин на дороге оказалось немало. В основном - трехосные «Уралы», перевозящие с месторождений газовый конденсат, или, как здесь шутят, «бензиновый первач». По характеристикам он и правда близок 80-му бензину. Рассказывают, что кто-то на спор залил его в «уазик» - машина завелась даже на морозе. Правда, ездить на конденсате долго нельзя - нагара образуется много, что может вывести двигатель из строя.
Конденсат формирует существенную долю выручки «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» - дочерней компании «Роснефти», ведущей разведку и добычу на Ново-Уренгойском лицензионном участке.
- В нашем случае сложилась уникальная ситуация, когда конденсат может приносить даже больше доходов, чем газ, - рассказал генеральный директор «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» Александр Слепцов.
Декабрь на Ямале: мороз, ветер, полярная ночь. Фото: Михаил ГОНЧАРОВ
За 20 лет со дня создания «Роспан» добыл более 37 миллиардов кубометров газа и 8 миллионов тонн конденсата. Добыча ежегодно подрастает. Причем в течение двух последних лет динамика роста усилилась. Как рассказал Александр Слепцов, добиться этого удалось прежде всего благодаря сокращению сроков планового остановочного ремонта установок комплексной подготовки газа (УКПГ). До 2012 года на эту работу уходило около 15 - 20 суток, теперь - в два-три раза меньше.
- Мы отказались от практики проводить плановый ремонт своими силами - для этого теперь привлекаем сервисные компании. Так выгоднее: в этом году, например, сократили ремонт установок еще на 20 часов и только из-за этого дополнительно добыли 20 миллионов кубометров газа.
Фонд скважин позволяет добывать больше, но кардинальное увеличение добычи произойдет только после строительства и ввода в строй новых установок, - сообщил Александр Слепцов.
Бурить и строить
Установка комплексной подготовки газа Ново-Уренгойского участка уже сегодня получает максимальную загрузку от действующих скважин. А «Роспан» активно бурит новые скважины - пока про запас. Подключат их в следующем году, когда состоится запуск новой установки. Добыча на Ново-Уренгойском участке увеличится в два раза - до 11 миллионов кубометров газа в сутки.
Строительство идет полным ходом. Сейчас, пожалуй, самая некомфортная для этого пора: ветер и морозы...
Для местных жителей построили просторные восьмиугольные коттеджи, стилизованные под чум. Фото: Михаил ГОНЧАРОВ
Уже четыре раза в декабре была актировка. Это слово вахтовики не любят, работа останавливается из-за сильного мороза.
- Ничего не поделаешь: если минус 42, то актировка. У нас тут и холоднее было, люди могли бы работать, все они к северам привычные, да и экипированы хорошо, а вот гидравлическая техника на таком морозе выходит из строя, - объяснил директор проекта Ново-Уренгойской УКПГ Александр Егоров.
По его словам, погода на сроки сдачи объекта вряд ли повлияет. Несмотря на четыре дня вынужденного простоя, строители и монтажники идут по плану. Нулевой цикл строительства завершен, закончена сборка металлоконструкций пяти зданий. Монтаж остальных металлоконструкций закончат в этом месяце. После того как голые каркасы обрастут стенами из сэндвич-панелей, начнется этап внутренних работ.
Новая установка - первый объект из тех, которые предстоит построить по программе полномасштабного развития месторождения «Роспана». По этой программе компания должна увеличить добычу газа с 3,9 до 18,7 миллиарда кубометров, а конденсата - с 0,7 до 4,5 миллиона тонн в год, производить больше миллиона тонн пропан-бутановой смеси.
Для этого ей нужно пробурить 294 скважины, построить на Восточно-Уренгойском участке еще одну установку комплексной подготовки газа и конденсата, проложить километры магистральных и промысловых трубопроводов, соорудить железнодорожный наливной терминал.
Из-за масштаба программы и ее социальной значимости правительство Ямало-Ненецкого автономного округа месяц назад приняло законопроект о внесении «Роспана» в перечень организаций, которые реализуют приоритетные инвестиционные проекты на территории округа.
Пока родители на промысле в тундре, дети живут и учатся в школе-интернате. Фото: Михаил ГОНЧАРОВ
Каков дизайн - такова и прибыль
На месторождениях «Роспана» углеводороды добываются из ачимовских залежей, которые находятся на глубине более 3600 метров. Как рассказал директор по перспективному развитию Андрей Шавкун, с одной стороны, взять их крайне сложно, но с другой стороны, благодаря своему составу, а именно высокому газоконденсатному фактору, добыча ачимовских углеводородов эффективна.
С точки зрения качества ачимовка не уступает традиционным, более простым в освоении сеноманским газовым залежам. А с точки зрения добычи есть два главных отличия. Во-первых, беспрецедентно высокое давление - более 600 атмосфер (в сеномане оно не превышает 100). Во вторых, очень низкая проницаемость породы. Чтобы процесс добычи ачимовского газа был более эффективным, необходимо выполнить комплекс дополнительных мероприятий.
«Роспан» был пионером на ачимовских залежах, и можно сказать, что каждый его шаг на этом проекте был инновационным.
- Чтобы получить максимальную эффективность, мы провели очень большую работу по определению оптимального дизайна гидроразрыва пласта (создание трещины, которая облегчает приток углеводородов к скважине. - Авт.). Разработали геологические и гидродинамические модели всех скважин и стали первыми, кто разработал здесь интегрированную модель месторождения. Она учитывает как строение залежи, так и наземную инфраструктуру, и их взаимодействие, - рассказал генеральный директор компании Александр Слепцов.
Много газа не бывает
«Трудный» газ и на Харампурском месторождении, которое разрабатывает еще одна дочерняя компания «Роснефти» - Пурнефтегаз. Пласты туронских залежей, как и ачимовские, низкопроницаемые, поэтому пробуренная по традиционной технологии скважина будет давать нерентабельный приток газа. При этом чуть ниже туронской залежи находится сеноманская. Возникает резонный вопрос: какой смысл выбирать трудный путь, если есть легкий?
- Запасы туронской залежи в три раза больше сеноманской. А если есть запасы, то их надо извлекать. Главное, подобрать правильную технологию, которая обеспечит максимальный уровень добычи при минимальном рентабельном уровне капитальных вложений, - объясняет начальник управления подготовки и транспортировки газа и конденсата «РН-Пурнефтегаз» Айдар Габдулхаков.
Пурнефтегазу выделена роль испытательной базы туронских залежей: в прошлом году здесь были пробурены 3 скважины, на которых подбиралась самая эффективная методика разработки газового месторождения.
К сегодняшнему дню специалисты уже готовы подвести окончательные итоги исследовательской работы, которая ляжет в основу всего газового проекта.
- Начало промышленной разработки туронских залежей - перспективное дело. Технологии и методики, испытанные на трех скважинах, будут использоваться не только нами, но и другими предприятиями «Роснефти» в Западной Сибири. С 2017 года мы планируем добывать на нашем месторождении около 9 миллиардов кубометров газа в год,- рассказал генеральный директор «РН-Пурнефтегаз» Дмитрий Минин.
Газовый конденсат приносит «Роспану» значительный объем выручки. Фото: Михаил ГОНЧАРОВ
Лиственница на шумной реке
Именно так с ненецкого переводится название месторождения Харампур. А еще Харампур - это река и небольшая ненецкая деревня, стоящая на ее берегу. Деревня была основана в 20-х годах прошлого века как торговая фактория. О периоде ее процветания напоминают несколько полуразвалившихся избушек. Не исключено, что в развалины превратились бы и остальные дома, если бы не помощь нефтяников.
В 2002 году национальное поселение стало возрождаться. Для местных жителей построили просторные восьмиугольные коттеджи, стилизованные под чум, школу-интернат, клуб с библиотекой, детский сад.
Сейчас в Харампуре 800 жителей. Дети рыбаков и оленеводов живут в школе-интернате, пока их родители занимаются промыслом. В каждом классе учатся по 8 - 12 человек. Особенность в том, что в этой школе по фамилии к доске не вызывают: 8 из 10 учеников носят родовую фамилию Айваседо или Пяк.
В школе-интернате, кроме школьной программы, ребята изучают национальную культуру, традиционные ремесла, перенимают навыки традиционных промыслов. Впрочем, большинство ребят, с кем я успел пообщаться, этими навыками владеют с раннего детства, ведь тундру они считают своим домом. И почти все они с нетерпением ждут выходных и каникул, чтобы поехать к родителям в тундру.
Из 8 выпускников прошлого года 4 выбрали жизнь тундровика. Впрочем, есть и обратные примеры. Олеся Пяк до 9-го класса жила, воспитывалась и училась в тундре. А потом поступила в Тюменский университет, а сейчас уже третий год преподает в харампурской школе-интернате биологию и химию.
Приезжают в Харампур и из других регионов.
- Мы с мужем из Бирска, что в Башкирии. Там было тяжело найти нормальную работу, и с жильем были проблемы, - рассказывает временно исполняющая обязанности директора Дарья Пихтовникова. - Об этой деревне узнали от знакомого, и в апреле мы переехали сюда. Нам сразу предоставили квартиру, ребенку - место в детском саду. И, конечно, здесь существенная разница в зарплате. Все условия созданы - только работайте! Мы нашли то, о чем мечтали, - спокойную, устроенную жизнь.
www.kem.kp.ru
«Я счастлив, что строю заводы, которые производят что-то реальное»
Андрей Шавкун — самый молодой герой нашего исследования, ему всего тридцать. Он остро ощущает свою ответственность за будущее страны. Главной задачей своего поколения Шавкун считает возрождение промышленной мощи России, отстраивание реального сектора ее экономики: «Мои наставники, мои старшие коллеги и мои родители — все, кто застал период 90-х годов, — со слезами на глазах рассказывают, как был утрачен индустриальный потенциал страны, практически все, что было ими построено. Поэтому для меня важно, что я создаю новые производственные мощности. Я хочу и дальше строить серьезные производства, которые позволят нашей стране стать сильнее».
Андрей Шавкун окончил Томский политехнический университет по специальности «Химическая технология топлива» и в 2005 году приехал работать в Нижневартовск оператором на дожимной насосной станции одного из нефтяных месторождений ТНК-ВР. Его функции были очень примитивны:
— Мы с коллегами занимались подготовкой добытой нефти к транспортировке до центрального пункта сбора. Я сидел в операторской за компьютером. В моем распоряжении было несколько сепараторов и насосов. Надо было просто открывать и закрывать задвижки, проверять, все ли параметры в норме.
Шавкун быстро понял, что это совсем не то, чему стоит посвятить жизнь. Он сделал все, чтобы в компании его заметили: участвовал во внутрикорпоративных конференциях молодых специалистов, предлагал рационализаторские решения, — и в 2006 году его перевели в отдел перспективного развития. Там он занимался моделированием процессов перекачки нефти с целью оптимизации трубопроводной инфраструктуры.
Через год Шавкун попал в струю, которая и вынесла его в сферу промышленного строительства. Все началось с того, что ТНК-ВР договорилась с «Сибуром» о создании совместного предприятия «Юграгазпереработка», которое должно было заняться переработкой попутного нефтяного газа ТНК-ВР. Проект предусматривал реконструкцию и расширение двух принадлежащих «Сибуру» газоперерабатывающих заводов — Белозерного и Нижневартовского. Андрей Шавкун стал начальником отдела перспективного развития «Юграгазпереработки» — отвечал за оценку и обоснование объемов инвестиций, необходимых для реконструкции:
— Имевшиеся у «Сибура» заводы, которые могли разделять попутный нефтяной газ на сухой газ и ШФЛУ (широкую фракцию легких углеводородов), сырье для химических предприятий, на тот момент работали на 70–80 процентов проектной мощности. Нужно было модернизировать мощности и увеличить их производительность, чтобы они как можно скорее начали принимать тот газ, который нефтяники до сих пор были вынуждены сжигать.
Именно в «Юграгазпереработке» Шавкун научился управлять проектами капстроительства и работать в условиях сжатых сроков — объекты нужно было вводить в эксплуатацию своевременно:
— Это были очень жесткие стройки, реально накаленные по срокам проекты. Сухой газ, один из продуктов переработки попутного нефтяного газа, ТНК-ВР поставляет в систему «Газпрома», на Нижневартовскую ГРЭС и в городские котельные. Мы
expert.ru
«Роснефть» жмет на газ
На прошлой неделе совет директоров «Роснефти» утвердил стратегию компании до 2030 года
Одна из главных целей — газ. Его добыча растет: только за прошлый год «Роснефть» добыла более 38 миллиардов кубометров. Центры роста газового бизнеса — на Ямале, где компания разрабатывает Ново-Уренгойский и Восточно-Уренгойский лицензионные участки, а также Барсуковское, Тарасовское, Харампурское и Комсомольское месторождения.
Рабочие будни в полярной ночи
— Вахта Уфа, проходим на посадку, — звучит в аэропорту не совсем обычное объявление по громкой связи. Несколько десятков мужчин, безучастно сидевших до этого в зале ожидания, бодро подхватывают сумки и выстраиваются в очередь у выхода. Для улетающих из Нового Уренгоя или Ноябрьска это заветные слова — вахта закончилась! Домой!
Тем же бортом прилетела смена. Через несколько часов у одних — долгожданная встреча с семьей и целый месяц отдыха, у других — 28 рабочих смен в полярную ночь на жгучем морозе и скромное празднование Нового года в красном уголке вахтового поселка.
Кстати, на Ямале, где зима начинается в начале осени, готовиться к Новому году начинают рано. Задолго до праздника на улицах городов и поселков бригады рабочих устанавливают елки, ледяные скульптуры, развешивают праздничную иллюминацию. Водитель, который вез нашу журналистскую группу в Новый Уренгой, поделился на этот счет своим мнением:
— Я сюда давно переехал, к морозам 40-градусным привык, а к полярной ночи — нет. Тяжело психологически, когда солнце на 4—5 часов в день показывается. Зато, когда начинают к Новому году в городе готовиться, — как будто светлей становится, чувствуешь, что скоро день начнет прибавляться.
А вот местные дороги вопреки расхожей шоферской привычке ругать не стал. Да, есть такие точки, куда предпочтительнее добраться вертолетом, а не на автомобиле, рискуя слететь с трассы. Но многие дороги заслуживают уважения. Они хотя и не автобаны — по одной полосе в каждую сторону, но ехать можно везде без проблем. На следующий день, например, до Ново-Уренгойского лицензионного участка (его, а также Восточно-Уренгойский и Ресурсный участки разрабатывает дочка «Роснефти» «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ») наш микроавтобус доехал довольно быстро. А это около сотни километров. На удивление, машин на дороге оказалось немало. В основном — трехосные «Уралы», перевозящие с месторождений газовый конденсат, или, как здесь шутят, «бензиновый первач». По характеристикам он и правда близок 80-му бензину. Рассказывают, что кто-то на спор залил его в «уазик» — машина завелась даже на морозе. Правда, ездить на конденсате долго нельзя - нагара образуется много, что может вывести двигатель из строя.
Конденсат формирует существенную долю выручки «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» — дочерней компании «Роснефти», ведущей разведку и добычу на Ново-Уренгойском лицензионном участке.
— В нашем случае сложилась уникальная ситуация, когда конденсат может приносить даже больше доходов, чем газ, — рассказал генеральный директор «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» Александр Слепцов.
За 20 лет со дня создания «Роспан» добыл более 37 миллиардов кубометров газа и 8 миллионов тонн конденсата. Добыча ежегодно подрастает. Причем в течение двух последних лет динамика роста усилилась. Как рассказал Александр Слепцов, добиться этого удалось прежде всего благодаря сокращению сроков планового остановочного ремонта установок комплексной подготовки газа (УКПГ). До 2012 года на эту работу уходило около 15—20 суток, теперь — в два-три раза меньше.
— Мы отказались от практики проводить плановый ремонт своими силами — для этого теперь привлекаем сервисные компании. Так выгоднее: в этом году, например, сократили ремонт установок еще на 20 часов и только из-за этого дополнительно добыли 20 миллионов кубометров газа.
Фонд скважин позволяет добывать больше, но кардинальное увеличение добычи произойдет только после строительства и ввода в строй новых установок, — сообщил Александр Слепцов.
Бурить и строить
Установка комплексной подготовки газа Ново-Уренгойского участка уже сегодня получает максимальную загрузку от действующих скважин. А «Роспан» активно бурит новые скважины — пока про запас. Подключат их в следующем году, когда состоится запуск новой установки. Добыча на Ново-Уренгойском участке увеличится в два раза — до 11 миллионов кубометров газа в сутки.
Строительство идет полным ходом. Сейчас, пожалуй, самая некомфортная для этого пора: ветер и морозы…
Уже четыре раза в декабре была актировка. Это слово вахтовики не любят, работа останавливается из-за сильного мороза.
— Ничего не поделаешь: если минус 42, то актировка. У нас тут и холоднее было, люди могли бы работать, все они к северам привычные, да и экипированы хорошо, а вот гидравлическая техника на таком морозе выходит из строя, — объяснил директор проекта Ново-Уренгойской УКПГ Александр Егоров.
По его словам, погода на сроки сдачи объекта вряд ли повлияет. Несмотря на четыре дня вынужденного простоя, строители и монтажники идут по плану. Нулевой цикл строительства завершен, закончена сборка металлоконструкций пяти зданий. Монтаж остальных металлоконструкций закончат в этом месяце. После того как голые каркасы обрастут стенами из сэндвич-панелей, начнется этап внутренних работ.
Новая установка — первый объект из тех, которые предстоит построить по программе полномасштабного развития месторождения «Роспана». По этой программе компания должна увеличить добычу газа с 3,9 до 18,7 миллиарда кубометров, а конденсата — с 0,7 до 4,5 миллиона тонн в год, производить больше миллиона тонн пропан-бутановой смеси.
Для этого ей нужно пробурить 294 скважины, построить на Восточно-Уренгойском участке еще одну установку комплексной подготовки газа и конденсата, проложить километры магистральных и промысловых трубопроводов, соорудить железнодорожный наливной терминал.
Из-за масштаба программы и ее социальной значимости правительство Ямало-Ненецкого автономного округа месяц назад приняло законопроект о внесении «Роспана» в перечень организаций, которые реализуют приоритетные инвестиционные проекты на территории округа.
Каков дизайн — такова и прибыль
На месторождениях «Роспана» углеводороды добываются из ачимовских залежей, которые находятся на глубине более 3600 метров. Как рассказал директор по перспективному развитию Андрей Шавкун, с одной стороны, взять их крайне сложно, но с другой стороны, благодаря своему составу, а именно высокому газоконденсатному фактору, добыча ачимовских углеводородов эффективна.
С точки зрения качества ачимовка не уступает традиционным, более простым в освоении сеноманским газовым залежам. А с точки зрения добычи есть два главных отличия. Во-первых, беспрецедентно высокое давление — более 600 атмосфер (в сеномане оно не превышает 100). Во-вторых, очень низкая проницаемость породы. Чтобы процесс добычи ачимовского газа был более эффективным, необходимо выполнить комплекс дополнительных мероприятий.
«Роспан» был пионером на ачимовских залежах, и можно сказать, что каждый его шаг на этом проекте был инновационным.
— Чтобы получить максимальную эффективность, мы провели очень большую работу по определению оптимального дизайна гидроразрыва пласта (создание трещины, которая облегчает приток углеводородов к скважине. — Авт.). Разработали геологические и гидродинамические модели всех скважин и стали первыми, кто разработал здесь интегрированную модель месторождения. Она учитывает как строение залежи, так и наземную инфраструктуру, и их взаимодействие, — рассказал генеральный директор компании Александр Слепцов.
Много газа не бывает
«Трудный» газ и на Харампурском месторождении, которое разрабатывает еще одна дочерняя компания «Роснефти» — Пурнефтегаз. Пласты туронских залежей, как и ачимовские, низкопроницаемые, поэтому пробуренная по традиционной технологии скважина будет давать нерентабельный приток газа. При этом чуть ниже туронской залежи находится сеноманская. Возникает резонный вопрос: какой смысл выбирать трудный путь, если есть легкий?
— Запасы туронской залежи в три раза больше сеноманской. А если есть запасы, то их надо извлекать. Главное, подобрать правильную технологию, которая обеспечит максимальный уровень добычи при минимальном рентабельном уровне капитальных вложений, — объясняет начальник управления подготовки и транспортировки газа и конденсата «РН-Пурнефтегаз» Айдар Габдулхаков.
Пурнефтегазу выделена роль испытательной базы туронских залежей: в прошлом году здесь были пробурены 3 скважины, на которых подбиралась самая эффективная методика разработки газового месторождения.
К сегодняшнему дню специалисты уже готовы подвести окончательные итоги исследовательской работы, которая ляжет в основу всего газового проекта.
— Начало промышленной разработки туронских залежей — перспективное дело. Технологии и методики, испытанные на трех скважинах, будут использоваться не только нами, но и другими предприятиями «Роснефти» в Западной Сибири. С 2017 года мы планируем добывать на нашем месторождении около 9 миллиардов кубометров газа в год, — рассказал генеральный директор «РН-Пурнефтегаз» Дмитрий Минин.
Лиственница на шумной реке
Именно так с ненецкого переводится название месторождения Харампур. А еще Харампур — это река и небольшая ненецкая деревня, стоящая на ее берегу. Деревня была основана в 20-х годах прошлого века
www.rosneft.ru
Газа мало не бывает. Ресурсов достаточно, чтобы добыча росла | Экономика | Деньги
Жирный и тяжёлый
Неяркое полярное солнце, на которое можно смотреть без тёмных линз, повисло над горизонтом. Северный день наполнил снежную пустыню с островками невысоких елей и тонких берёз на несколько часов светосилой сумерек. Даже ворона в этом царстве холода с недостатком кислорода издаёт своим вороньим горлом не «ка-а-р!», а какое-то хриплое «у-а-а!». Только люди, которые здесь работают, не могут позволить себе погрузиться в убаюкивающую тишину Приполярья. Наоборот, их работа - это постоянное преодоление: холода, усталости, себя.
В «РН-Пурнефтегаз» есть сотрудники, которые помнят, как 30 лет назад начиналось освоение этих земель близ нынешнего города Губкинского в ЯНАО, а теперь округ превратился в развитую нефтегазоносную провинцию. Компания, существующая с 1986 г., стала одним из первых дочерних предприятий НК «Роснефть» и ведёт добычу нефти, газа и газового конденсата на 13 месторождениях. На её долю приходится более 30% суммарных доказанных запасов газа одной из крупнейших российских нефтегазовых компаний в этом регионе. Она готова уже приступить к разработке газовых залежей Турона, а это, по оценке специалистов, примерно 25 лет стабильной добычи. Но кроме того, здесь активно занимаются попутным газом. На некоторых месторождениях газовая шапка, предшествующая залежам нефти, весьма большая. Правда, если Сеноманский газ чистый и его перед транспортировкой достаточно только осушить, то на Туронском месторождении он жирный, поскольку содержит тяжёлые углеводороды. Такой сырой продукт нужно основательно очищать.Для этого на Харампурском месторождении уже построена дожимная компрессорная станция (ДКС). Путём сложных технологических процессов газ здесь доводят до кондиции, а затем отправляют в трубопровод или на ГПЗ в Губкинский. Им в том числе и отапливают этот город. Первая очередь ДКС работает, на вторую оформляют документы. И уже сейчас в «РН-Пуренефтегазе» используется более 96% попутного нефтяного газа, в то время как законодательные нормы требуют 95-процентного уровня его использования.
«Это притом что станцию запустили в середине этого года», - уточняет Айдар Габдулхаков, начальник управления подготовки газа и конденсата.
Скачок по плану
А вот у соседей, компании «РОСПАН Интернешнл» (тоже «дочки» «Роснефти»), есть залежи, где попутный не газ, а нефть. Чтобы добраться до газа, необходимо поднять сначала нефтяную оторочку. Но сейчас приступили к разработке новых месторождений - без оторочки.
Здесь планируют скачок в добыче газа с нынешних 3,9 до 18,7 млрд куб. м в год, а газового конденсата - с 0,7 до 4,5 млн т в год. Для этого необходимо обустроить 294 новые скважины, построить две установки комплексной подготовки газа (УКПГ) и одну установку подготовки нефти, наливной железнодорожный терминал, а также проложить магистральные и внутрипромысловые трубопроводы.Строительство УКПГ на Ново-Уренгойском лицензионном участке идёт полным ходом, несмотря на арктические морозы. Монтируют трубопроводы, собирают компрессорные из сэндвич-панелей. Говорят, что так быстрее и удобнее, нежели строить традиционные кирпичные или деревянные здания. Одновременно бурят и новые скважины.
«Бурение идёт уже в счёт будущего. Чтобы, когда установки заработают, фонд скважин позволял их загрузить», - поясняет Андрей Шавкун, директор департамента по перспективному развитию.
…Ещё недавно блёклое полярное солнце загорелось ярким пожаром и покатилось к горизонту. Сразу стали сгущаться сумерки. А у строителей работа в самом разгаре, ведь на часах только час после полудня.
Смотрите также:
www.aif.ru