"Татнефть" интенсифицирует разработку нефтяного битума. Битум татнефть


Журнал Татнефть - Долгая дорога к битуму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ÍÀØÀ

 

 

 

 

 

 

КОМПАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сор Казанского государственного архитектурно-

 

 

 

 

 

 

 

строительного университета Вадим Хозин. По его

 

 

 

 

 

 

 

высказыванию, они обладают «огромной молеку-

 

 

 

 

 

 

 

лярной массой», что не есть хорошо. Он же настаи-

 

 

 

 

 

 

 

вает, что «Элвалою» уже найдена альтернатива —

 

 

 

 

 

 

 

например термоэластопласты, производимые на

 

 

 

 

 

 

 

казанском технополисе «Химград». Более того, Хо-

 

 

 

 

 

 

 

зин уверял присутствующих в том, что на «Нижне-

 

 

 

 

 

 

 

камскнефтехиме» можно было бы организовать

 

 

 

 

 

 

 

производство модификаторов. За результаты не

 

 

 

 

 

 

 

хуже, чем с «Элвалоем», ученый ручается.

 

 

 

 

 

 

 

Рафинат Яруллин пояснил, что решение по «Элва-

 

 

 

 

 

 

 

лою» обсуждается, но никто его не навязывает. «Ес-

 

 

 

 

 

 

 

ли есть другие компоненты, которые может быть

 

 

 

 

 

 

 

лучше, пожалуйста — рассмотрим!» - отметил он.

 

 

 

 

 

 

 

К слову, в июле 2009 года в Татарстане было уло-

 

 

 

 

 

 

 

жено два экспериментальных участка с дорожным

 

 

 

 

 

 

 

покрытием, в которое введен «Элвалой». Как ска-

 

 

 

 

 

 

 

зал «НиЖ» Павел Чернов, о результатах можно бу-

 

 

 

 

 

 

 

дет судить через пять-шестьлет.

 

 

 

 

 

 

 

КОПАЙТЕ ГЛУБЖЕ

 

 

 

 

 

 

 

О добавках рассуждать можно долго. Однако ди-

 

 

 

 

 

 

 

ректор научно-производственногоцентра ИНВЕН-

Павел Чернов,

 

 

 

 

 

ТА при Казанском государственном технологиче-

представитель Минтранса РТ

 

 

 

 

 

ском университете Алим Кемалов видит секрет ка-

 

 

 

 

 

 

 

чества дорожных битумов в сырье. «Прописная ис-

 

 

 

 

 

 

 

тина: в любой нефти, которая идет на переработку,

листых веществ», — оценивает перспективы

 

 

 

 

 

важно содержание твердых парафинов», — под-

Ашальчей, Мордово-Кармальскогои других место-

 

 

 

 

 

черкнул он. Более того, на наш прямой вопрос, воз-

рождений ученый. По его словам, такой битум да-

 

 

 

 

 

можно ли в принципе получать качественный до-

же не нуждается в окислении. Он приблизит ас-

 

 

 

 

 

рожный битум из остатков переработки татарстан-

фальтобетонную смесь к идеалу организаций до-

 

 

 

 

 

ского «черного золота», ученый ответил отрица-

рожного строительства, а татарстанские улицы и

 

 

 

 

 

тельно. Он привел в качестве примера Кичуйскую

трассы — к мировым стандартам.

 

 

 

 

 

нефтеперерабатывающую установку ОАО «Тат-

Одобряют инициативу «Татнефти» по строительству

 

 

 

 

 

нефть», на которой закрыли битумное производ-

завода по переработке битумов и сами дорожники.

 

 

 

 

 

ство мощностью 100 тыс. тонн в год при всех уни-

Так, по словам главного инженера ООО «Татнефте-

 

 

 

 

 

кальных разработках техники и технологии.

дор» Николая Горбачева, неокисленный битум, ко-

 

 

 

 

 

«Смесь ромашкинских и прикамских нефтей со-

торый будет делаться из местных природных биту-

 

 

 

 

 

держит 5,6% парафинов. В остающемся после пе-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реработки гудроне их получилось уже 17%. Это не-

Природная битумная нефть приблизит

 

 

 

 

приемлемо много», — отмечает он. В результате, не-

 

 

 

 

смотря на отличные показатели продукции на вы-

асфальтобетонную смесь к идеалу организаций

 

 

 

 

ходе, в асфальтобетоне парафины аукались: доро-

дорожного строительства, а татарстанские улицы и

 

 

 

 

га крошилась на глазах.

трассы — к мировым стандартам

 

 

 

 

У профессора Кемалова также разработана техно-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

логия одновременной интенсификации процесса

 

 

 

 

 

 

 

окисления битума и перевода твердых парафинов

мов, будет лучшим в России. «Весь мир использует

 

 

 

 

 

в безопасную форму. По его утверждению, если

венесуэльский битум и считает его самым лучшим,

 

 

 

 

 

сделать экспертизу его добавки и дюпоновской в

хотя он обходится очень дорого по доставке», — при-

 

 

 

 

 

независимой лаборатории, первая даст фору «Эл-

водит Николай Горбачев в пример зарубежный

 

 

 

 

 

валою». Может быть, тогда сдвинется дело с орга-

опыт. Говоря о свойствах природного неокисленно-

 

 

 

 

 

низацией малотоннажного производства при, ска-

го битума, главный инженер подчеркивает, что он

 

 

 

 

 

жем, «Нижнекамскнефтехиме». Ученым нужна

имеет преимущество над окисленным. «Это стабиль-

 

 

 

 

 

лишь некондиция синтетических каучуков и воз-

ный битум, он в процессе эксплуатации дороги

 

 

 

 

 

можность доступа к имеющемуся на предприятии

практически не изменяется, не разрушается. То есть

 

 

 

 

 

неиспользуемому оборудованию.

то, что мы видим на дорогах, — шелушение, выкра-

 

 

 

 

 

Однако Алим Кемалов видит и другой вариант

шивание, — здесь уже может быть только от силь-

 

 

 

 

 

светлого будущего для производства качественных

ного физического воздействия», — подтверждает он.

 

 

 

 

 

дорожных битумов. Как бы кощунственно ни

К слову, на пресс-конференции,состоявшейся в

 

 

 

 

 

звучало это для занимающихся проблемами высо-

декабре 2009 года, глава ОАО «Татнефть» Шафагат

 

 

 

 

 

ковязких нефтей, но это природная битумная

Тахаутдинов также проанонсировал появление за-

 

 

 

 

 

нефть.

вода по переработке битумов на Ашальчинском

 

 

 

 

 

«Это уникальное сырье для битумного производ-

месторождении и дал понять, что подобный объект

 

 

 

 

 

ства. Там мало парафинов и много асфальто-смо-

может быть не единственным. n

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

studfiles.net

“Татнефть” и Shell договорились о стратегическом партнерстве по добыче битумной нефти

Татнефти” лицензий на разведку и добычу.

Соглашение также предусматривает в перспективе и другие возможные виды совместной деятельности, в частности приобретение новых лицензий на разведку углеводородов в Татарстане и в других регионах России. Для реализации достигнутых договоренностей стороны рассмотрят вопрос о создании совместного предприятия или использовании иных форм сотрудничества.

На церемонии подписания соглашения Шафагат Тахаутдинов отметил, что “сотрудничество с Shell, имеющей современные передовые технологии разработки месторождений сверхвязких нефтей в мире, позволит успешно совместить накопленный компаниями опыт и станет важным этапом реализации этого проекта”. В свою очередь, Крис Финлейсон сообщил, что компания “приветствует возможность сотрудничества с одной из крупнейших российских нефтегазовых компаний и надеется, что взаимовыгодное партнерство поможет “Татнефти” занять лидирующие позиции в области разработки сверхвязких нефтей в России”.

Напомним, “Татнефть” вела переговоры о совместной разработке битумных нефтей в Татарстане с несколькими зарубежными компаниями, кроме Shell в тендере участвовали ConocoPhillips, Exxon Mobil, Сhevron, Repsol и Worley Parsons. При этом в ходе конкурса “Татнефть” заявляла о том, что намерена предложить будущему партнеру, кроме совместной разработки битуминозных месторождений нефти, ее переработку с возможным строительством специализированного НПЗ. Предложения о целесообразности создания нефтеперерабатывающего производства, ориентированного на битумную нефть, партнеры должны представить Правительству РТ в начале ноября этого года.

Как пояснял ранее главный геолог “Татнефти” Раис Хисамов, целью создания совместного предприятия с зарубежным партнером является привлечение эффективных западных технологий и оборудования для добычи сверхвязких нефтей. Их запасы в республике, по разным оценкам, достигают от 2 до 7 млрд. тонн (36% ресурсов России), со временем битумная нефть будет играть определяющую роль в общей нефтедобыче РТ. Сейчас на территории республики выявлено более 450 залежей природных битумов, из которых в зоне лицензионной деятельности “Татнефти” находится 149, а 12 месторождений Черемшано-Бастыркской лицензионной зоны с извлекаемыми запасами 26 млн. тонн подготовлены к промышленной разработке.

Предполагается, что именно с освоения этого участка партнеры начнут совместную работу.

Разработку битумных месторождений в республике сдерживала ее высокая затратность. Весной прошлого года “Татнефть” впервые в России начала опытно-промышленную разработку Ашальчинского месторождения (расположено в наиболее перспективной Черемшано-Бастыркской зоне, включающей 68 месторождений с запасами свыше 1 млрд. тонн) по собственной парогравитационной технологии. Компания добыла на этом месторождении около 3,8 тыс. тонн высоковязкой нефти, дебит скважин достиг 15 тонн в сутки. Однако предложенный нефтяниками метод добычи сверхвязкой нефти при всех его плюсах все же являлся довольно затратным. “Для извлечения одной тонны битумной нефти мы закачиваем в скважину в среднем четыре тонны пара, то есть себестоимость добычи определяется затратами именно на подготовку пара”, - пояснял главный геолог “Татнефти” Раис Хисамов.

Shell может предложить НК более эффективные методы работы. Компания имеет опыт работы на месторождениях битумной нефти. Совместно с Chevron и Western Oil она разрабатывает нефтеносные пески Канады, сейчас там добывается 7,5 млн. тонн нефти в год, к 2010 году Shell планирует довести этот объем до почти 12,5 млн. тонн.

Другая причина нерентабельности освоения битумных месторождений заключалась в налогообложении, не предусматривающем льгот по уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по битумной нефти. Однако в этом году “Татнефть” перевела 12 месторождений Черемшано-Бастыркской зоны в категорию сверхвязких нефтей, на которые распространяются льготы по уплате НДПИ. Таким образом, риски партнеров существенно снижаются.

Участники рынка положительно оценили перспективы сотрудничества “Татнефти” с Shell. “Татнефть” может получить новый весьма крупный источник этого сырья. Стратегическое партнерство с Shell, имеющей значительный опыт добычи тяжелых нефтей, особенно важно не только с точки зрения имиджа - “Татнефть” получит источник финансирования, который сможет ускорить выполнение проекта”, - отметили эксперты ИК “Тройка Диалог”. Аналитик ФК “Открытие” Наталья Мильчакова указала, что партнерство “Татнефти” и Shell является очень позитивной новостью как для российской компании, так и для рынка ее акций, котировки которых стали расти в начале недели на сообщении о возможном партнерстве “Татнефти” и Shell.

В соответствии с утвержденной правительством республики концепцией развития нефтедобычи в РТ на период до 2020 года “Татнефть” планирует к этому сроку добывать 1,5 млн. тонн сверхвязкой нефти в год. Зарубежные партнеры битумного проекта оценивают эти перспективы гораздо оптимистичней. Как сообщил Раис Хисамов, по их расчетам, использование прогрессивных технологий позволит довести объем добычи битумной нефти только на разведанных месторождениях республики до 6 млн. тонн в год.

www.e-vid.ru

ЛУКОЙЛ и "Татнефть" увязнут в битумной нефти

Министерство финансов РФ рассматривает вопрос о предоставлении льгот в отношении битумной (сверхвязкой) нефти.

Министерство финансов РФ рассматривает вопрос о предоставлении льгот в отношении битумной (сверхвязкой) нефти. В частности, в пятницу, 13 января, заместитель министра финансов России Сергей Шаталов заявил, что его ведомство обсуждает возможность предоставления льготы по экспортной пошлине на битумную нефть. "Мы обсуждаем, - сказал он. - Но пока не очень понятно, надо ли вкладываться в это серьезно. Может быть, мы это и поддержим". С.Шаталов добавил, что в настоящее время в России нет существенного дефицита нефти и "добыча битумной нефти - это, скорее, некий инновационный проект". По словам замминистра, единственное, что можно делать с битумной нефтью, - это разбавлять ее хорошей легкой нефтью и таким образом портить хорошую нефть, чтобы затем закачивать эту смесь в трубу. Если же рассматривать возможность вывоза битумной нефти за рубеж по железной дороге, то такой проект тоже будет "не очень выгодным с экономической точки зрения". С.Шаталов напомнил, что в России битумную нефть традиционно добывают "Татнефть" и ЛУКОЙЛ. Ранее сообщалось, что "Татнефть" добивается обнуления экспортных пошлин и надеется получить государственную поддержку в проекте добычи битумной нефти. В настоящее время сверхвязкая нефть не облагается НДПИ, однако в "Татнефти" заявляют, что ее добыча все равно нерентабельна. В Татарстане находится 450 месторождений природных битумов с запасами 1,5-7 млрд т. 150 из этих месторождений находятся в зоне деятельности "Татнефти", 12 готовы к промышленной разработке, их будет осваивать "Татнефть" совместно с Shell. Аналитик Газпромбанка Александр Назаров отмечает, что главный вопрос – использование сверхвязкой нефти в дальнейшем. По словам замминистра, единственное, что можно делать, – это разбавлять битумную нефть легкой, более качественной нефтью, таким образом ухудшая ее характеристики. Такой вариант, скорее всего, не будет принят, а транспортировка битумной нефти по железной дороге нерентабельна. "Напомним, что в настоящее время добыча такой нефти уже имеет льготы по НДПИ, однако, по нашим расчетам, добыча битумной нефти будет рентабельна только при предоставлении льгот как по экспортной пошлине, так и по другим налогам. В России ЛУКОЙЛ и "Татнефть" в настоящее время разрабатывают месторождения битумной нефти. Мы не считаем, что новости о возможном предоставлении льгот по экспортной пошлине на добычу сверхвязкой нефти окажут значительное влияние на котировки акций ЛУКОЙЛа и "Татнефти". В нашей модели по "Татнефти" мы не учитываем возможные денежные потоки от добычи битумной нефти", - сообщил А.Назаров. С учетом нерентабельности добычи битумной нефти и того факта, что, по расчетам экспертов, льгот по НДПИ будет недостаточно для выведения добычи такой нефти на рентабельных уровень, ЛУКОЙЛ и "Татнефть" рискуют увязнуть в решении этих вопросов, поскольку для вывода добычи сверхвязкой нефти на рентабельный уровень им придется пролоббировать дополнительные налоговые льготы помимо льгот по НДПИ.

vspro.info

"Татнефть" интенсифицирует разработку нефтяного битума

"Татнефть" в 2013 г. будет бурить по одной парной скважине на природный битум (сверхвязкая нефть - СВН) ежемесячно. В итоге к имеющимся сегодня 17 парам горизонтальных скважин (в эксплуатацию введены 13) на Ашальчинском месторождении СВН добавятся еще 11-12.

"Татнефть" в 2013 г. будет бурить по одной парной скважине на природный битум (сверхвязкая нефть - СВН) ежемесячно. В итоге к имеющимся сегодня 17 парам горизонтальных скважин (в эксплуатацию введены 13) на Ашальчинском месторождении СВН добавятся еще 11-12. Об этом сообщил генеральный директор компании Шафагат Тахаутдинов.

По его информации, если на начальной стадии опытно-промышленной разработки данного месторождения (работы здесь начались в 2006 г.) на одну пару скважин (одна – для закачки пара в пласт, другая – для извлечения разжиженного сырья) буровики затрачивали 80-90 дней, то на бурение последних двух понадобилось по 1 месяцу.

В 2014 г. темпы работ будут ускорены в связи с ожидаемым поступлением еще одной специальной буровой установки из Канады. В отличие от действующей она обладает большей грузоподъемностью и большим крутящим моментом.

В 2012 г. "Татнефть" добудет 73 тыс. тонн природного битума, что в 1,8 раза больше чем в 2011 г. С начала разработки будет добыто 179 тыс. тонн. В настоящее время суточная добыча достигли 285 тонн.

"Добыча битумной нефти - наше новое направление" - заявил Ш.Тахаутдинов. Компания приняла решение интенсифицировать разработку СВН после того, как в текущем году были получены налоговые льготы на этот вид нефти и ее добыча стала рентабельной.

В РФ, по словам Ш.Тахаутдинова, технология добычи СВН отработана только на Ашальчинском месторождении. С 2006 г. компания в этом направлении продвинулась достаточно и поэтому не нуждается в привлечении стратегического иностранного партнера, которого она искала на начальном этапе.

Компания планирует в открываемом ею технопарке" Сколково" научно-техническом центре одним из направлений взять разработку технологии по замкнутому обороту воды при добыче СВН. Для решения этой задачи будут привлечены ведущие научные учреждения.

Что касается планов по переработке природного битума, Ш.Тахаутдинов сообщил, что в 2012 г. в порядке эксперимента были переработаны около 2 тыс. тонн на Елховской нефтеперерабатывающей установке "Татнефти". Получены неплохие результаты с выходом бензина, дизтоплива и дорожного битума. Последний использовали для дорожного строительства. "Весной посмотрим, какого он качества", - сказал гендиректор и отметил, что чем тяжелее нефть в переработке, тем качество дорожного битума по связующим свойствам выше.

Анвар Маликов

Сюжеты: Татнефть

oilcapital.ru