Дула, трубы, ЧВК: частная «армия» защитит русский газ от диверсий. Частная армия газпрома
список. Закон о частных военных компаниях в России
Частные военные компании в России - это коммерческие организации, которые выходят на рынок со специализированными услугами. Они, в первую очередь, связаны с защитой, охраной конкретного человека или объекта. В мировой практике такие организации в том числе участвуют в военных конфликтах, занимаются сбором разведывательной информации. Оказывают консультационные услуги регулярным войскам.
История вопроса
Частные военные компании в России появились сравнительно недавно - в 90-е годы, в то время как в мире они работают уже несколько десятилетий.
Впервые такое понятие появилось в Великобритании в 1967 году. Частную военную компанию основал известный английский полковник Дэвид Стерлинг.
Уже к середине 70-х годов в мире было большое количество контрактников, которые желали зарабатывать деньги в околовоенных структурах. Одно из первых крупных соглашений в этой сфере было подписано в 1974 году. Оно было заключено между частной военной компанией и правительством США. Миссия - подготовка национальной гвардии Саудовской Аравии и физическая защита нефтяных месторождений в этом государстве.
Из-за увеличившегося числа наемников в мире в 1979 году Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию о разработке соответствующей конвенции. В ней необходимо было запретить вербовку, обучение и финансирование наемников.
Если в период холодной войны такие компании создавались во многих государствах для участия в боевых действиях в третьих странах, то в 2000-е появился новый тренд. К услугам частных военных компаний стали прибегать крупные международные корпорации, интересы которых находятся в странах с нестабильной политической обстановкой.
Объемы рынка
На сегодняшний день объем рынка этих компаний составляет около 20 миллиардов долларов. Свою лепту вносят и частные военные компании в России.
По оценкам экспертов, в XXI веке этот узкий и специализированный рынок превратился в глобальный сектор экономики с многомиллиардным оборотом. Такого мнения придерживаются экономисты по всему миру.
Чаще всего к услугам подобных организаций обращаются правительства западных стран для представления своих интересов в третьих странах. Одни из самых больших представительств - в Ираке и Афганистане.
Услуги компаний
Частные военные компании в России предоставляют широкий спектр разнообразных услуг. Подобный перечень предоставляют и другие международные компании по всему миру. Это охрана объектов, имеющих стратегическое значение. Чаще всего наемников используют для защиты нефтяных месторождений и нефтяных баз, энергетических систем.
Также эти организации предлагают свои услуги в качестве частных охранных предприятий в зарубежных странах. Например, они могут защищать посольства, сопровождать гуманитарные конвои и представителей Организации Объединенных Наций.
В странах третьего мира, в которых ведутся боевые действия, специалисты этих компаний часто обучают местных офицеров и солдат правительственных вооруженных сил, готовят полицейских, а также других представителей служб безопасности.
Частные военные компании порой охраняют тюрьмы, такие прецеденты были в Ираке и Афганистане. Участвуют в операциях по разминированию, выполняют функции военных переводчиков. Проводят авиационную разведку, выполняют вооруженное сопровождение судов для защиты от пиратов. Такой вид услуг стал чрезвычайно популярным после активизации морских разбойников в Сомали.
Преимущества
Финансовую стабильность предлагает практически каждая частная военная компания в России. Как устроиться туда? Этим вопросом сегодня интересуются многие из тех, кто имеет за плечами опыт армейской службы. Для начала разберемся с ее преимуществами.
Во-первых, использование наемников вместо регулярной армии не вызывает недовольства у населения. К тому же в государствах со слабыми политическими институтами они представляют реальную противоборствующую силу местным органам правопорядка, а иногда и регулярным войскам. Они мобильны, управление этими подразделениями очень гибкое, напрочь отсутствует бюрократия. По сравнению с регулярными войсками, в которых служит много призывников, совсем недавно узнавших о тяготах воинской службы, в этих компаниях - только профессионалы. Люди, посвятившие военному делу не один год.
Недостатки
Несмотря на большое количество положительных моментов, присутствуют и недостатки.
Самый серьезный из них заключается в том, что сотрудники таких компаний трудятся исключительно для того, чтобы заработать деньги. У них нет никакой иной мотивации - идейной или идеологической. А это очень важно в критических и экстремальных ситуациях.
К тому же в контрактах не предусмотрены все условия, которые могут возникнуть в ходе боевых действий. Поэтому предугадать, как себя поведут контрактники-наемники, не всегда удается. Ведь они не подчиняются напрямую военному начальству. Эти факторы существенно уменьшают их гибкость и оперативность.
Также между войсками и военными компаниями нет четкой взаимосвязи, отсутствует единый центр управления и всеобщая координация всех имеющихся сил.
Юридический статус
Юридический и правовой статус контрактников чаще всего не определен. Даже несмотря на то что их деятельность регулируется большим количеством норм международного и национального права.
Стоит отметить, что нельзя всех сотрудников этих компаний называть наемниками. Чаще всего они не принимают непосредственного участия в боевых действиях. К тому же их не включают в официальную статистику вооруженных формирований государства, задействованных в конфликте.
При этом в России наемничество официально запрещено. В Уголовном кодексе есть соответствующая статья, которая предусматривает наказание за это от трех до семи лет.
Закон о частных военных компаниях в России активно обсуждался в федеральном парламенте в 2015 году. Предполагалось принять специальный законопроект, который позволил бы РФ защищать свои экономические интересы на Ближнем Востоке и в Арктике. Однако он так и не был принят.
"Российские системы безопасности"
Частные военные компании в России, список которых возглавляет самая известная - "РСБ-Групп", сегодня предлагают широкий спектр услуг.
"РСБ-Групп" - это серьезная организация, которая является официальным партнером ООН в России. Работает в рамках резолюций Совета Безопасности, устава ООН, Кодекса Красного Креста.
Компания осуществляет сопровождение на суше и на море, техническую защиту, проводит обучение и консалтинг. Занимается разминированием территорий, охраной объектов в пределах Российский Федерации.
"РСБ-Групп" может предложить и весьма экзотические услуги. Например, проведение разведки и аналитики. В интересах заказчика добывается информация о клиентах, конкурентах или поставщиках. Исключение составляют только промышленный шпионаж и сведения, являющиеся государственной тайной.
Все эти услуги могут предложить мноиге частные военные компании в России. Как попасть в них? Например, в "РСБ-Групп" на сегодняшний день открыты вакансии менеджера по активным продажам охранных и морских охранных услуг, менеджера по развитию проекта.
МАР
Еще одна серьезная организация, занимающаяся такой деятельностью, - МАР. Она базируется в Санкт-Петербурге.
Специализируется на организации законных расследований и обеспечении безопасности. Осуществляет охрану физических лиц, автомобильных колонн, нефте- и газопроводов, сопровождение грузов, представляющих особую важность.
И это еще не все услуги, которые могут предоставить частные военные компании в России. Обучение сотрудников, охрана морских судов, военный и деловой консалтинг, охрана массовых мероприятий, а также подготовка и обмен информации по таким событиям - все это находится в рамках их компетенции.
Перечислим некоторые другие частные военные компании, функционирующие в РФ:
- Cossaks.
- "Феракс".
- "Редут-Антитеррор"
- "Антитеррор-Орел" и другие.
Создание военной компании
В России этот вид бизнеса развивается относительно недолгого времени. Бесспорно, приносит хорошую прибыль частная военная компания в России. Как создать такую структуру, а главное, в чем будут ее плюсы? Сегодня над этими вопросами размышляют многие.
Важно при создании подобной организации выполнять все требования закона, а также в дальнейшей деятельности не оказывать услуги, из-за которых могут быть проблемы с правоохранительными органами.
Фактором в пользу создания таких фирм служит сокращение численности российских вооруженных сил. Теперь армия не может выполнять функции, возложенные на нее ранее, в советское время. Как следствие - сокращение большого числа офицеров, что негативно сказалось на общем уровне армейской подготовки.
Все это делает создание в России частных военных компаний успешным и прибыльным бизнесом.
fb.ru
Частные армии больших корпораций - goodvim
В России создаются корпоративные армии: Дума приняла закон, разрешающий «Транснефти» и «Газпрому» формировать собственные вооруженные силы. Корпоративные войска получили чрезвычайные полномочия, их численность ничем не ограничена, ни под какую систему реального контроля они не подпадают
Новый закон формально родился в недрах думского комитета по безопасности. На рассмотрение его внесли депутаты-«единороссы» Александр Гуров и Анатолий Куликов, коммунист Виктор Илюхин, депутаты из «Родины» Николай Безбородов и Михаил Маркелов, а также сын г-на Жириновского Игорь Лебедев. Реально же все инициировано самими же корпорациями и одобрено администрацией президента. Никакой внятной аргументации в пользу разрешения частным корпорациям иметь, по сути, свои армии, не прозвучало. Не считая, конечно, демагогических разглагольствований в стенах Госдумы, что «в условиях сохранения террористической угрозы» эти «естественные монополии» просто обязаны обеспечивать более эффективную охрану трубопроводов.
Стратегическое ОАО
В первой редакции проекта некоторые вещи звучали откровенно: без всяких отсылов к террористическим угрозам, реальным или мифическим, предлагалось вписать «Транснефть» и «Газпром» в число имеющих право вооружаться, потому как они осуществляют «поставки продукции для федеральных государственных нужд». На выходе получилось изящнее: речь вроде бы уже не конкретно о «Транснефти» и «Газпроме», а о неких «стратегических предприятиях» нефтепроводно-газовой сферы и их «дочках». Но «стратегические предприятия» или «стратегические организации» (тоже упоминаются в тексте) — все это понятия совершенно не юридические. Более того, закон отныне не просто дозволяет корпорациям вооружаться, а уже обязывает их это делать: «Стратегические организации обязаны приобретать гражданское и служебное оружие и специальные средства».
Изюминка нового акта даже не в том, что частные армии легализуются, казалось бы, совершенно мирным законом «О поставках продукции». Правовой основой применения оружия ландскнехтами корпораций становится не закон о частной детективной и охранной деятельности, а закон «О ведомственной охране». А это уже совершенно иная песня — закон дает ведомственным бойцам намного больше полномочий. В частности, они «при исполнении должностных обязанностей имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия». Причем применять оружие и силу солдаты корпораций могут не только на охраняемых объектах, но и вне их — «при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах». Они же имеют право производить административное задержание, обыскивать людей, автотранспорт — и не только на охраняемых объектах, могут использовать служебных собак. Что касается оружия, охранникам разрешено применять его даже при значительном скоплении людей — если происходит нападение на объект или охрану. Еще одна хитрость закона «О ведомственной охране» в том, что при необходимости «вооруженные силы» «Газпрома» и «Транснефти» смогут не только воспользоваться оружием гражданским и служебным (гладкоствольные ружья и пистолеты), но и «получать во временное пользование... отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия»!
Что и где конкретно возьмут под свой контроль новые армии, определяют уже сами корпорации, хотя и «по согласованию» с МВД и ФСБ. Относительно предельной численности формирований никаких законодательных ограничений нет. Перечень должностей корпоративных «армейцев», которые будут иметь право на хранение, ношение и применение служебного оружия и спецсредств, типы и модели вооружения и его количество также будут определяться уже подзаконным актом — постановлением правительства.
Изменения 12-й статьи закона «Об оружии» по сути революционны. Туда тоже вписаны и «стратегические предприятия», и «стратегические акционерные общества», которые, оказывается, имеют право приобретать оружие для исполнения... «возложенных на них Федеральным законом обязанностей». Выходит, уже и обязанности?! Быть может, дьявол кроется как раз в этих «стратегических предприятиях»: хотя все и заточено под «Транснефть» и «Газпром», само наличие этой формулировки создает удобную лазейку и для других частных контор. Они тоже смогут обзавестись своими армиями — им лишь нужно обрести совершенно неюридический статус «стратегических».
Армия «Транснефти»
Представители нефтегазовых концернов новость комментируют по-разному. Начальник управления информации «Роснефти» Николай Манвелов отрезал: «Мы в таких формированиях не нуждаемся. А законы РФ, равно как и деятельность других компаний, мы обсуждать не намерены».
Управление информации ОАО «Газпром» расплывчато сообщает: «Охрану объектов Единой системы газоснабжения России обеспечивают соответствующие структурные подразделения безопасности дочерних обществ ОАО «Газпром».Охотнее всего свою позицию пояснили в ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». Сергей Григорьев, вице-президент компании, сообщил корреспонденту The New Times: «Прозвучавшие заявления о том, что наша компания и «Газпром» якобы создают негосударственные вооруженные силы, не соответствуют действительности. Никакой армии мы создавать не собирались — она у нас и так была и есть. ...На настоящий момент наше охранное подразделение насчитывает порядка 9 тысяч человек».
Что удобно для «Газпрома»?
Депутат Госдумы Геннадий Гудков законом возмущен. «А чем хуже РАО «ЕЭС», «ЛУКОЙЛ» или «ВымпелКом»? Они менее стратегические, нежели «Транснефть» или «Газпром»? Они ведь тоже будут требовать таких же прав, и мы получим большое количество корпоративных армий. И депутаты Госдумы быстро приняли закон по свистку — по-партизански, без обсуждений. Да вообще в этот закон можно было написать только одно: «Что хорошо для «Газпрома» и «Транснефти», то хорошо и для страны». Даже не хорошо, а просто удобно!
По мнению Геннадия Гудкова, под определение «стратегический» подходят очень многие компании: «Они ведь тоже могут создать собственные вооруженные подразделения, почему нет? Это демонстрация пренебрежения ко всем правилам, которые существуют в стране: захотела «Транснефть» иметь собственную армию — и плевать ей на всю государственную политику и законы. Это вопрос демонстрации силы в государстве. И получается, что государственная политика у нас — это политика крупнейших монополий, которые диктуют свою волю».
«А если переворот?»
Юристы от этой новации также не в восторге и даже сомневаются в ее конституционности. Адвокат Станислав Маркелов, президент Института верховенства права, говорит: «Совершенно очевидно, что крупные олигархические компании хотят расширить свою сферу деятельности. В силовую сферу вклиниваются законы, не связанные с силовым блоком. Необходимость таких формирований обосновывают поставками продукции государству, но как раз само государство и должно это гарантировать — это исключительно его прерогатива! Но оно отдает свои функции силового контроля частным структурам, и происходит размывание грани между государством и корпорациями: то ли государство функционирует как частная фирма, то ли на замену ему приходит корпорация».
Крайне негативно воспринял это наделение «частников» силовыми возможностями армейский генералитет. Источник The New Times в Минобороны четко сказал: «В МО этот законопроект никакого согласования и экспертной оценки не проходил. Это первый шаг к тому, чтобы в России повторился печальный опыт Китая начала ХХ века, когда там формировались частные армии, генералы которых стали хозяевами провинций. Результат известен — развал и хаос, в мути которого свою рыбку словила всякая сволочь, в том числе и Мао».
Другой военнослужащий, сотрудник Генштаба, объяснил свое отрицательное отношение к новации так: корпоративная армия, прекрасно оснащенная, хорошо снабжаемая, с высокооплачиваемым личным составом, существующая рядом с регулярной армией, будет воздействовать на нее разлагающе: «Им потребуются вертолеты, самолеты — обязательно возникнет авиация, параллельная ВВС, даже альтернативная ей. Им по определению нужны плавсредства — появится флот. На командные должности они будут отбирать лучших, выманивая из армии офицеров. Они же просто обескровят офицерский корпус! Причем это уже происходит: законопроект еще только обсуждался, а их кадровики уже буквально атаковали наши части, сманивая оттуда офицеров. Солдат, опять же, они будут набирать из контингента наших потенциальных контрактников, а ресурс этот не безграничен. И подумайте, какое воздействие на моральный потенциал наших военнослужащих окажет само наличие этой привилегированной касты? А еще очень обидно: ведь тем самым открыто сказано, что армия, равно как МВД и госбезопасность, — все они недееспособны и интересны корпорациям только как источник кадров».
У собеседника из спецслужб оказались свои аргументы: «Единство управления вооруженными и военизированными структурами — стержень государства. Нарушение этого принципа смертельно опасно для самого государства. А тут частная лавочка легально будет содержать свои вышколенные формирования в узловых точках страны, в том числе в столице. И у этой корпорации — свои интересы, не всегда совпадающие с государственными. При этом мы не можем контролироватьих посредством особых отделов. А если интересы корпорации разойдутся с государственными? Легализация таких формирований — опаснейший симптом глубокого кризиса государственного организма».
Сахарные армии
Эксперты утверждают: зарубежный опыт (всяких там «Ост-Индских компаний» или «Юнайтед Фрут») примером для нас быть не может — подобные формирования действовали исключительно в колониях и «банановых республиках». Позиция российского государства всегда была однозначна: никаких частных армий! В недавней нашей истории было лишь два таких прецедента, и оба связаны с глубочайшим кризисом. В 1903 —1904 годах с высочайшего дозволения частное вооруженное формирование было создано, как сказали бы ныне, «кучкой олигархов и высокопоставленных продажных чиновников» для охраны концессии на реке Ялу в Корее. Концессия занялась варварской вырубкой леса, который по спекулятивной цене продавался российской же армии, а вся лавочка охранялась более чем тысячью прекрасно вооруженных «контрактников» из числа казаков. Именно эта концессия со своей частной армией в немалой степени и спровоцировала Японию на войну с Россией. Но на своей территории создавать такие приватные формирования государство отказывалось категорически. Однако, лишь оно умерло, на его трупе сразу возникла масса частных армий: Главсахара — для охраны национализированных сахарных заводов (несколько десятков тысяч «штыков»), Продовольственная армия (подчинена Наркомпроду, 25 тысяч человек) и еще одна корпоративная армия, уже чисто партийная — части особого назначения (ЧОН), госструктурам не подчинявшиеся. Когда советское государство окрепло, корпоративные армии прижали к ногтю.http://newtimes.ru/articles/detail/5674
goodvim.livejournal.com
Частные армии в России | Научно-популярный портал "Нечто"
В начале месяца в Госдуму поступил законопроект, который фактически разрешает «Газпрому» и «Траснефти» создать свои частные армии с широкими полномочиями. Это звучит абсурдно только на первый взгляд — вероятность принятия законопроекта весьма высока. Например, несмотря на то, что поправки к закону «Об оружии» еще не рассмотрены, начальник Департамента по защите госимущества МВД Вадим Савичев заявил, что в его департамент эти две структуры уже обратились и вопрос о льготном режиме для их охранников прорабатывается. Как рассказал «Новой» один из авторов проекта Виктор Илюхин, поправки разрешают охранникам ношение служебного оружия.
Желание «Газпрома» и «Транснефти» обзавестись своими частными армиями вполне объяснимо. Это не российская, а мировая тенденция — корпорации забирают у государства все больше функций, включая право на войну. Так удобнее и государству, и корпорациям.
Увлечение частными армиями за последние десять лет только выросло, несмотря на международные скандалы, в которые постоянно попадают «псы войны». Самым громким стало дело Sandline — частной военной компании (Private Military Company — PMC), созданной в середине 90-х отставным британским подполковником Тимом Спайсером. Sandline, набрав в штат бывших офицеров армий США и Великобритании, быстро завоевала авторитет на рынке наемников: ее самая известная операция — подавление восстания в Папуа — Новой Гвинее. А потом компания попалась на поставках оружия в раздираемую гражданской войной Сьерра-Леоне в обход эмбарго ООН, по поводу чего в британском парламенте даже прошли специальные слушания.
Тим Спайсер, имея опыт работы с прессой еще со времен службы в качестве офицера по связям со СМИ миро-творческого контингента ООН в Боснии, вышел из скандала почти без потерь. Ему пришлось лишь переименовать свою фирму. После чего Спайсер перешел в наступление и начал проталкивать идею о повсеместной замене миро-творцев ООН наемниками из частных компаний.
Во-первых, это дешевле: наемники подписывают контракт, по которому за определенную сумму обещают решить проблему. (Например, фирма Спайсера подавила восстание в Папуа — Новой Гвинее за 36 миллионов долларов; ООН же, конечно, денег ни с кого не берет и сама тратит много, но при этом ничего не обещает.) И, во-вторых, похоже, эффективнее. Ведь с 90-х годов западные страны почти перестали отправлять своих солдат в состав войск ООН. Если 10 лет назад больше всего «голубых касок» поставляла Франция, а за ней — Великобритания, Канада, Италия и США, то сейчас главные миротворцы — из Пакистана, Бангладеш, Нигерии, Индии, Ганы, Кении и Уругвая. Очевидно, что уровень их профессиональной подготовки несравним с экспертами и бойцами из частных военных компаний.
Британскому правительству эта идея Спайсера понравилась, и в 2002 году ее официально поддержали, несмотря на то что в обществе она получила неоднозначную оценку. Но «очень кстати» началась война в Ираке, где сразу после вторжения началась постепенная замена армейских контингентов сотрудниками PMC. И сегодня в Ираке действуют около двадцати только британских частных военных компаний, включая знаменитые Kroll Security International, Armor Group и, конечно, компанию Тима Спайсера. Очень удобно для властей: гибель армейских солдат и офицеров может стать поводом для антивоенной кампании, отставки правительства и прочих катаклизмов, а если пострадал наемник — это внутрикорпоративные проблемы. Сам Спайсер назвал подобное отношение общества фактором CNN: подразумевается, что американцы и британцы не готовы видеть по телевидению, как гибнут молодые ребята.
Цена услуг частных армий последнее время повышается: если в 2003 году PMC заключила в Ираке контрактов на 320 млн фунтов, то в 2004 году — уже на 1,8 млрд. Общее же количество сотрудников PMC в Ираке сейчас оценивается почти в 50 тыс. человек.
Впрочем, дело тут не только в эффективности. Слишком заманчиво представить ведение военных действий не как политическую проблему, а как вопрос соблюдения контракта между двумя компаниями. Сама схема используется очень давно и первоначально была придумана, судя по всему, именно в Великобритании. Англичане прекрасно знают, сколько сил нужно потратить, чтобы пробить через британский парламент отправку армейского контингента в другую страну. Вот и найден был выход: в составе министерства обороны существует специальный департамент — Loan Service Department, который сдает в аренду офицеров и сержантов британской короны в качестве инструкторов армиям Омана, Южной Африки и т.п. Бизнес есть бизнес, и если при дворе какого-нибудь принца в Заливе вдруг окажется отряд спецназовцев SAS — так это просто выполнение выгодного контракта. Частные военные компании, похоже, развивают именно этот принцип.
Между тем излюбленные клиенты PMC, кроме правительств, — нефтяные, газовые и алмазодобывающие корпорации. Именно они заинтересованы в обеспечении безопасности своих месторождений максимально эффективными и жесткими методами. Когда частная военная компания Executive Outcomes, созданная бывшими офицерами армии ЮАР, вела в начале 90-х бои в лесах Анголы с подразделениями повстанцев УНИТА, то формально считалось, что это не буры-ветераны, подавшись в наемники после падения режима апартеида, воевали с партизанами, а просто советники по безопасности выполняли контракт с двумя нефтяными компаниями — «Галф/Шеврон» и «Сонангол» — по охране их объектов в этой неспокойной стране. Следите за юридической терминологией. Стоит ли говорить, что там, где действует корпоративное право, не следует искать публичности, требовать прозрачности, Красного Креста и соблюдения прав человека. А в ответ на любые политические упреки можно только разводить руками: государство не вмешивается в частные дела частных компаний.
Если говорить о России, то вполне закономерно, что именно «Газпрому» и «Транснефти» понадобились частные армии. Только эти — обладающие наибольшими ресурсами — российские компании могут содержать вооруженные подразделения, способные гасить конфликты на достаточно больших территориях. При этом как бы это ни выглядело — третья чеченская война или подавление вооруженных выступлений в городе — все будет считаться лишь обеспечением охраны объектов компаний. Правда, возникает вопрос контроля. Администрация президента, судя по сообщениям, поддержала инициативу «Газпрома» и «Транснефти». Там уверены, что газпромовские силовые структуры управляемы благодаря устоявшейся практике засылки в их руководство офицеров АПС (аппарата прикомандированных сотрудников). Например, месяц назад ушел со своей должности начальник службы безопасности «Газпрома» Сергей Ушаков. До прихода в СБ в 2003 году он работал заместителем директора ФСО, а после «Газпрома» снова вернулся на госслужбу и был назначен первым замдиректора ФСО, получив звание генерал-полковника.
Но мы уже имели подобный опыт — внедрения в банды «своих людей» и даже создания преступных лжегруппировок. Эффект отвязавшейся пушки в наших реалиях, однако, оказался сильнее присяги.
Десять лет назад, в 1996 году, ведущий американский военный аналитик Элиот Коэн, бывший сотрудник отдела планирования Пентагона, утверждал, что сегодня, как и в Средние века, суверенитетом обладают не только государства, но и политические, гражданские и религиозные образования — внутри- и надгосударственные, которые могут самостоятельно вести боевые действия. Пока неизвестно, смогут ли «Газпром» и «Транснефть», объекты которых разбросаны на территории нескольких государств, стать таковыми, получив собственные вооруженные силы. Но, судя по всему, компании очень к этому стремятся.
Численность службы безопасности газового гиганта является секретом, утвержденным внутрикорпоративными правилами. На замечание, что численность ГУВД Москвы, например, тайны не составляет, последовал ответ: они существуют на деньги налогоплательщиков, а «Газпром» — не госорганизация и отчитываться не обязана. О том, что «Газпром» — все-таки государственная корпорация и «национальное достояние», в компании, очевидно, вспоминают только публично.
http://www.novayagazeta.ru/
Статьи на тему:
- «Газпрому» разрешили иметь собственную «армию» «Газпром» решил подготовиться, на случай повторения египетско-ливанского сценариев? Правительство «отреформировало» армию так, что на нее уже надежды нет? Премьер-минис...
- За войну в Конго ответственны производители мобильников? Ровно 50 лет назад, в последнюю неделю июня 1960 года, сразу 4 африканских государства были «освобождены» (Мадагаскар, Мали, Сомали и Конго). Африку освобождали оптом. Затем колони...
- Частные военные компании в наши дни Крупнейшая американская частная военная компания Blackwater USA объявила о планах по закупке легких штурмовиков Super Tucano производства бразильской компании Embraer. Если правительство США санкцио...
- Новейшее средневековье Является ли строительство высотных зданий в Питербурге путём вперёд, вопрос спорный. Сторонники газоскрёба твердят о «новаторских идеях», «амбициях» и возможности...
на Ваш сайт.
nechtoportal.ru
Частные военные компании России | Армейский вестник
Как и обещал читателям, публикую полностью материал, посвященный частным военным компаниям (ЧВК) и попытаюсь обосновать необходимость их появления в России только по одной причине — это инструмент непрямой политики государства в любой точке мира. России, как глобальному и региональному субъекту мирового сообщества это, несомненно, необходимо.
На рынке ЧВК достаточно успешно (по российским меркам) работали отечественные компании «Феракс», «РСБ-Групп», «Тигр Топ Рент Секьюрити», «Редут-Антитеррор», «Антитеррор-Орел». Они работали в Ираке, Афганистане, Курдистане, Шри-Ланке и в иных непростых мировых регионах.
Рабочей группой ООН подготовлен проект конвенции о регулировании деятельности частных военных компаний. Ожидается, что в сентябре 2012 года он будет рассмотрен Советом по правам человека. В случае ратификации этой конвенции Россией отечественные ЧВК получат возможность работать по международным правилам.
ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ – ПОМОЩЬ ИЛИ ОБУЗА ДЛЯ РОССИИ?
11 апреля этого года в Государственной Думе избранному Президенту РФ Владимиру Путину был задан вопрос по поводу развития новой для России отрасли, частных военных компаний (ЧВК)- «Возможно ли появление их в нашей стране?». Депутат Государственной Думы Алексей Митрофанов тогда сказал:
«В последние годы в мире развивается такой бизнес, как частные военные услуги. Американцы почти на 350 млрд. долларов оказывают этих услуг. Частные военные компании, которые охраняют иностранное имущество и тренируют иностранный персонал, охраняют объекты инфраструктуры, оказывают огромное количество услуг в Ираке, и в других странах. Не кажется ли Вам, что мы тоже должны быть представлены в этом бизнесе? Готовы ли Вы создать, скажем, рабочую группу, которая проработала бы этот вопрос? Понятно, что это вопрос только в ведении Президента, поскольку речь идет о компаниях, обладающих оружием, в том числе выше стрелкового, среднего вооружения. Поэтому вещь серьезная».
Владимир Путин, отвечая на вопрос депутата, заявил, что он не против создания в России частных военных компаний, пообещал рассмотреть этот вопрос и дать свой ответ на данное предложение: «Считаю, что это действительно является инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства. Считаю, что над этим можно подумать и посмотреть».
Основные направления развития деятельности ЧВК в мире
Что же собой представляют частные военные компании (ЧВК). ЧВК — это зарегистрированная частная высокодоходная коммерческая структура, укомплектованная высококлассными техническими специалистами, контролируемая государством и работающая в интересах государства, и в этом ее коренное отличие от классических отрядов наемников и террористов. ЧВК, по большому счету, частными являются лишь относительно, потому, что работают практически в государственных интересах и преследуют те же цели, и следуют тем же планам, что и регулярные армии, хотя им предоставлена свобода в выборе средств достижения данной цели.
В современных международных миротворческих операциях ЧВК (PMC-private military companies) являются равноправным правовым субъектом наряду с родами и видами вооруженных сил. Согласно заключениям американских экспертов, а видимо и финансовым интересам некоторых транснациональных компаний, корпораций подобного типа со временем будут приобретать все большую роль в войнах и вооруженных конфликтах.
Согласно современным оценкам, если в начале 1990-х годов на 50 кадровых военных приходился лишь один «частник», то теперь это соотношение сократилось до 10:1 и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению. Сейчас только в Афганистане и Ираке работают несколько сот частных военных и охранных компаний, в которых числятся более 265 тысяч частных контрактников.
Частные военные компании в мире – это, прежде всего, весьма прибыльный сегмент мирового бизнеса и эффективный инструмент решения различных проблем. Если говорить о доходности этого бизнеса, то до заключения контрактов на государственном уровне, то есть до войны в Ираке, ведущая частная военная компания США «Blackwfter»(ныне Xe Services LLC) в год зарабатывала около одного миллиона долларов, а после заключения государственных контрактов, ее годовой оборот составил около миллиарда долларов.
Сегодня в мире зарегистрировано и работает более 450 частных военных компаний по всем направлениям деятельности, и относящихся к определенным типам частных компаний.
Первыми, на заре своей деятельности были компании военных услуг (military provider companies), осуществляющие непосредственную тактическую поддержку в ходе боевых действий, включая непосредственное участие в боевых операциях. Со временем такая деятельность была свернута и возобновилась с приходом «оранжевых революций» в Ливию, Сирию и другие страны, возможные объекты такой деятельности.
Так ЦРУ, только в последнее время, завербовало более 6 тысяч арабских, афганских и турецких наемников для совершения терактов в Сирии. По материалам прессы вербовку по заказу ЦРУ ведет все та же американская частная компания «Blackwfter». Вооруженным формированиям оппозиции в Сирии США дополнительно выделили 15 млн. долларов и поставили переносные зенитно-ракетные комплексы.
Наиболее распространенные частные военные компании, это компании военного консалтинга (military consulting companies), осуществляющие стратегическое планирование, реформирование вооруженных сил, тренировки армейских подразделений, переподготовку офицерского и технического состава. И компании военной логистики (military support companies), занимающиеся тыловым обеспечением войск и строительством военных объектов на территории других стран, обслуживают армейские компьютерные системы или сложные системы вооружений.
Присутствуют на рынке и частные охранные компании или компании по безопасности (private security companies), занимающиеся в сфере кризисного менеджмента, оценки рисков, консалтинга по безопасности, охране объектов, предоставлении телохранителей, разминированию, обучению подразделений армии и полиции.
В связи с развитием пиратства в Аденском заливе, для ЧВК появилось новое направление деятельности, морское – борьба с пиратством, сопровождение кораблей, ведение переговоров по передаче выкупов и захваченных судов и экипажей. «Поразительная» беспомощность флотов США и Евросоюза у берегов Сомали толкнула частные военные компании к созданию собственных вооруженных флотилий.
Новые направления деятельности ЧВК в мире
На этом, направления приложения усилий по зарабатыванию средств и расширению видов деятельности, для ЧВК, в последнее время, не ограничиваются, а приобретают устойчивую тенденцию к развитию.
Одно из таких направлений, это создание наемных военных формирований, уже опробуется правительством Объединенных Арабских Эмиратов, которые на фоне бушующих «арабских революций» не могут положиться на свои вооруженные силы и за 529 млн. долларов заключили контракт с одной из ЧВК для формирования классического батальона иностранных наемников. Офицерами нового подразделения стали армейские ветераны США, Южной Африки и Европы, ветераны немецких и британских спецподразделений и французского Иностранного легиона, имеющие опыт боевых действий, а солдатами – латиноамериканцы, в большинстве своем граждане Колумбии.
В подразделение категорически не набирают мусульман, очевидно, что вероятным противником для него Израиль являться не будет. На базе этого батальона планируется развернуть бригаду. Такие действия напоминают действия Российского Генерального штаба по объявленному формированию трех казачьих бригад, только боеспособность таких формирований будет отличаться в десятки раз.
Другое направление деятельности, миротворческое применения ЧВК, высказано основателем знаменитой «Blackwater» Эриком Принцс, предложившему ООН за свой счет разворачивание в любой точке мира полностью укомплектованной тяжелой техникой и штурмовой авиацией миротворческой бригады.
Не исключено, что новым направлением деятельности, и это, прежде всего, возможно в США, может быть привлечение частных военных компаний к локализации вооруженных конфликтов внутри страны. В преддверии глобального экономического кризиса, США могут, в соответствии с новой «Оперативной концепцией Армии США на 2016-2028 года», привлекать ЧВК для локализации беспорядков внутри страны, подавления вооруженных выступлений, борьбы с терроризмом, охраны вновь построенных «гетто» и сопровождения туда интернированных боевиков и террористов.
Большинство частных военных компаний в современных условиях не вовлечены непосредственно в боевые действия, а занимаются консультированием и частной охранной деятельностью – но в зоне военных конфликтов, а другие, охраной секретных или стратегически важных объектов, в том числе и на территории США. Эти компании, финансируемые напрямую госдепом, ЦРУ и Центральным командованием США, зарабатывают гораздо больше остальных, но предпочитают не светиться в СМИ.
Таким образом, сегодня термин «частные военные компании» не совсем точен, поскольку самым крупным заказчиком выступают государственные структуры, то ЧВК, зарегистрированные на территории данного государства, по своей сути, являются не «частными», а своего рода государственными структурами, и выступают инструментом внешней политики этого государства.
Основными преимуществами ЧВК являются их оперативность, ответственность, эффективность, профессионализм и неоспоримое финансовое преимущество.
ЧВК — это альтернатива государству и криминалу; гарантия и страховка в зонах нестабильности; быстрое решение проблем; эффективное управление рисками.
Чаще выгоднее подписать контракт с частной компанией под конкретную задачу, чем отправлять туда аффилированную с нефтяным или газовым гигантом охранную фирму, или вводить войска, содержать гарнизоны. С другой стороны, если государство не хочет афишировать свое участие в каком-либо конфликте или проекте, или же оно перекладывает на других грязную работу, которой хватает на войне, то частные военные компании будут являться для этих целей отличными исполнителями.
Исторический аспект развития и его перспективы для ЧВК в России
История развития частных военных компаний в мире и на Руси имеет свою давнюю положительную историю, а общественно-историческая польза, как раз это и показывает. Призывные легионы Рима до «реформы Мария» были неоднократно биты более дисциплинированной и тактически обученной армией Ганнибала. А потом возникли военные инструкторы из числа гладиаторов. Рим сменил вооружение, а главное — тактику. И стал побеждать.
Великое персидское царство вступило в бой со скифами. Скифы вели себя странно, отступали и отступали, как позднее Россия от Наполеона и Гитлера. У скифов вообще была какая-то Царица, и персы смеялись над кочевниками, управляемые женщиной, не сиживавшей в седле. Пока не оторвались от снабжения и комфорта. И вдруг разрозненные отряды скифов оказались монолитной стрелковой высокоскоростной массой, выбивающей изнурённое войско персидской сверхдержавы, даже не вступая в рукопашные схватки.
Царь Иван Грозный нанял каперскую флотилию под руководством датчанина Карстена Роде для действий на Балтике, а купцы Строгановы дружину Ермака для решения своих экономических задач – покорения Сибири. Казаки, по сути, были частными армиями, но на государственной службе. Имперской русской армии часто способствовали частные орды, к примеру, ногайцы.
Надо сказать, что большая часть современного Французского иностранного легиона состоит из славян — все они поддерживают Россию и русские ЧВК. Помогают в Африке русским, а не французам. Многие готовы и хотят работать именно в русских ЧВК.
Кстати, в Легионе служил министр обороны СССР маршал Малиновский: в 1916 году в составе экспедиционного корпуса Русской армии во Франции воевал на Западном фронте; в сентябре 1917 года принял участие в восстании русских солдат в лагере Ла-Куртин, во время которого был ранен; после лечения 2 месяца (октябрь-декабрь 1917 года) работал на каменоломнях, а затем заключил контракт на службу в Иностранном легионе, где провоевал до августа 1919 года в составе 1-й Марокканской дивизии.
В общем, исторических примеров пользы от частной военной компании и частной инициативы — множество. Не говоря уже о примерах современной окупаемости частных армий.
Но частные военные компании, и связанный с ними бизнес, никак не может прижиться в России, и, прежде всего, из-за отсутствия законодательной базы. В России эта трудная, профессиональная, а порой и опасная работа по существующей законодательной базе приравнивается к наёмничеству (УК РФ, глава 34, статья 359. Наемничество). Сдерживающим фактором развития в России ЧВК является и статья 208 УК РФ, в которой создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование являются преступлением.
Для развития частного военного бизнеса в России необходимо срочное принятие специального закона о частной военной деятельности, или доработка до нужного уровня уже существующего ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», с внесением соответствующих поправок в УК РФ. Первый вариант мне думается предпочтительнее.
Особенность законотворческой деятельности в России предусматривает, в отличие от США, создание ЧВК, для оказания на договорной основе и имеющих специальное разрешение (лицензию), военных услуг иностранным юридическим лицам в иностранных государствах, что искусственно ограничивает функционирование ЧВК и оказание договорных услуг государству на его территории.
Будем надеяться, что Президент РФ Владимир Путин, примет правильное решение, а Государственная Дума своевременно внесет изменения в существующие законы, хотя бы из тех соображений, что Россия может потерять заказы и выручку с них, пока будет размышлять. Поэтому размышлять стоит динамичнее.
СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ДЛЯ РОССИЙСКИХ ЧВК
Весь мир сегодня становится одной большой «горячей точкой», и этот процесс (Югославия, Ирак, Афганистан), активно начал развиваться с августа 2008 года, когда Грузия напала на Южную Осетию. За ним в одной связке пошли «арабские революции», Египет, Тунис, Ливия, сейчас Сирия, затем Иран и на очереди, уже в самое ближайшее время, Россия.
Сейчас западные ЧВК получают подряды на проведение информационно-психологических операций, кибервойн, и в том числе, против России. Теперь революциями занимаются не НКО, а именно ЧВК. В таких вооруженных конфликтах, когда на территорию страны просачивается 20-50 тысяч наемников (боевиков, террористов) никакие СЯС не помогут. Здесь нужны высоко подготовленные специалисты своего дела. И для России это становится актуальным.
Российские частные военные компании малочисленны, разрозненны и слабы. Они не ощущают поддержку государства и серьёзного частного бизнеса. Сегодня на этом рынке почти все контракты идут от Госдепа, ЦРУ и Армии США, от международных организаций, от транснациональных корпораций и в последнюю очередь от местных властей. Но продвигать Россию на этот рынок, несомненно, нужно.
Китайцы уже, учитывая тенденции развития современных угроз, сформировали свою, китайскую ЧВК, как негосударственный инструмент геополитики, и охраняют свои интересы неформальными средствами. Так, в Судане месторождения, которые принадлежат китайским компаниям, охраняет ЧВК — группировка в 40 тыс. человек, одетых в военную форму, но без знаков различия. Но формально китайской армии в Судане нет — только частная военная компания.
На сегодняшний день у России есть еще шанс занять свою нишу на рынке частных военных услуг. Хотя этот временной зазор уж очень небольшой и сжимается до 2-3 лет. Первым таким рубежом уже сегодня выступает международный экономический кризис, и зимняя Олимпиада в Сочи 2014 года. С моей точки зрения, российским властям надо бы поторопиться.
Потому, что есть уже и прямые убытки для российского бизнеса. Так, в апреле 2011 года делегация израильского военного бизнеса (компания Global CST) посетила Абхазию. Визит связан с тем, что Global Law Enforcement & Security Ltd (GLS), дочерняя структура Global CST, получила контракт на участие в обеспечении безопасности Олимпийских игр в Сочи (2014), Чемпионата мира по футболу (2018), «Сколково», а также ряда других российских государственных стратегических объектов. Работа компании в Абхазии будет вестись, в частности, в рамках подготовки к Олимпиаде (от Абхазии до Красной Поляны, один дневной пеший переход по горам). Суммы контрактов не озвучиваются, но оплачиваться они будут Россией.
В создании частных военных компаний есть общественно-личная польза для России. Люди подсознательно полагают, что ради частных военных компаний будет развалена государственная армия, и её и ВПК разберут и приватизируют. Нужны огромные усилия, чтобы доказать, что ЧВК не являются разгосударствлением, а создают новые силы за счёт добровольцев и инвесторов. Как ранее создавали авиацию на народные средства и подводный флот, энтузиастами с помощью государства и ради государства. И ещё – должны быть общедоверенные гаранты из числа видных и честных военных специалистов.
С другой стороны, государство, сократив свои Вооруженные Силы и уволив 150 тысяч офицеров и столько же прапорщиков, не озаботилось по настоящему об их трудоустройстве, а ведь более 50% из этой численности вполне боеспособны и подготовлены для выполнения задач ЧВК.
Нужно учитывать еще и то, что сейчас ежегодно еще более 10 тыс. офицеров будут подлежать увольнению, а набор курсантов, после ошибок реформы военного образования, не в состоянии закрыть некомплект.
Значит, уже в 2014-2015 годах, Вооруженные Силы страны могут ощущать большой некомплект офицерских кадров. ЧВК способно в этих условиях, при возникающей необходимости, выступить в форме профессионалов в действующем резерве, обеспечив мобилизационные потребности армии. А привлечение уволенных офицеров в ЧВК решит, с одной стороны, проблему реализации профессиональных кадров, с другой, использует невостребованную энергию профессионалов в правильное русло, не выбросив их в криминальную или протестную среду.
Есть еще общественно-бюджетная польза для России. Если бы в России существовали полноценные частные военные компании, они могли бы играть важную внешнеполитическую и внешнеэкономическую роль, а при расширении сферы услуг и важную внутриполитическую роль, особенно в сплочении народа, в воспитании патриотизма, национальной гордости и преданности государству, в получении дохода от обеспечения стабильности бизнесу.
Во многих странах мира, где степень опасности пребывания зашкаливает за допустимую, где уровень преступности, гражданских беспорядков высок, а эффективность полицейской защиты низкая, где существует угроза геополитической стабильности, у России и ее крупных компаний есть значительные экономические интересы. Эти интересы там могут обеспечивать только российские ЧВК.
Так в Ираке работают «Лукойл», «Газпром нефть», «Ренова», Альфа-Групп». В Алжире – «Стройтрансгаз» и «Роснефть», в Гвинее – «Русал», есть заинтересованность в Афганистане, Судане. «Рособоронэкспорт» планирует расширение своего влияния в странах Африки. Обстановка в Ливии, Сирии, при реализации нефтегазовых проектов, в дальнейшем потребует участия в этих процессах и российских ЧВК.
Есть и другие направления. Между Ираном и главой РЖД, господином Якуниным достигнуты предварительные договоренности по строительству железной дороги с юга на север (от Бендер-Аббаса на берегу Персидского залива до Санкт-Петербурга). Это революция в коммерческой и туристической сферах. Возможное участие России в строительстве морского судоходного канала между Каспием и Персидским заливом, позволит России и многим странам Восточной Европы выбрать маршрут, альтернативный нынешнему маршруту через Босфор – Дарданеллы – Суэцкий канал и Красное море. И в этих проектах интересы России может представлять российская ЧВК.
Глава Госнаркоконтроля Виктор Иванов, выступивший с поддержкой предложения Владимира Путина по созданию Евразийского союза, выдвинул инициативу создания корпорации развития Центральной Азии, а в этих условиях российскому, да и иностранному бизнесу нужны гарантии и страховка от рисков, а это услуги российских ЧВК.
Немаловажная в современных условиях и социальная значимость бизнеса. Для этого есть Абхазия, с ее более чем 200 км пляжами и большинством разрушенных войной, еще советской постройки, домами отдыха и санаториями. Экономический эффект от такого вложения бизнеса, как для инвесторов, так и для самой Абхазии мне сложно подсчитать, но то, что российскому бизнесу уже сегодня там нужны будут гарантии и страховки от рисков, которые может обеспечить российская ЧВК, это несомненно.
Огромный пласт работ может быть связан с продвижением российской техники «Рособоронэкспортом» на международные рынки. В странах покупателях российские ЧВК могут заниматься обслуживанием военной техники, обеспечивать охрану сотрудников, участвующих в модернизации оборудования и вооружения, осуществлять логистическое сопровождение специальных грузов, обучение, консультирование, оказывать помощь в организации и проведении различных видов военной разведки, готовить личный состав воинских подразделений, работая в строгом соответствии с местными законами.
Другим направлением содействия деятельности «Рособоронэкспорта» может быть возможность для тестирования боевой и специальной техники в сложных, приближенных к боевым, и в боевых условиях обстановки. Да и продвижение российской техники в чистом виде, в том числе неформальными методами. ЦРУ активно продвигает интересы американских компаний в странах третьего мира. Если наше государство не способно составить конкуренцию, то необходима альтернатива, а это российские ЧВК.
В условиях необходимости расширения своего присутствия в мире, Россия через ЧВК может создать базы, в том числе и военно-морские по всему миру без участия государства. При этом российские ЧВК являются патриотами своей страны, Россия, если захочет, всегда сможет использовать этот плацдарм в своих интересах.
Эти базы могут быть объектами двойного назначения и находиться на самофинансировании, а проблем с «партнерами» не будет, ведь это присутствует частный бизнес. А в случае кооперации усилий между российским, украинским, белорусским, казахским бизнесом, объем этих услуг может возрасти в разы. Чтобы контролировать Черное море, нам нужна база в Сирии. И база в Тартусе может охраняться не армией, а российской ЧВК.
Для контроля Малаккского пролива нам нужна база во Вьетнаме (Камрань), и здесь охрану, оборудование и содержание этой базы может взять на себя российская ЧВК. Не хватает еще одной базы на юге Индии, ее можно разместить на Шри Ланка, с которой очень удобно контролировать Персидский залив, и здесь вполне может справиться российская ЧВК.
Одним из мест для размещения наших морских баз рассматриваются Сейшельские острова, несмотря на то, что на них уже имеется небольшая база армии США, на которой базируются БПЛА, позволяет через ЧВК организовать там необходимую базу и инфраструктуру. Сейшелы так же являются и местом притяжения российского бизнеса, где российские ЧВК, могут выступить гарантом возможных вложений инвесторов.
Основными направлениями деятельности российских ЧВК в этих странах могут быть функции по охране объектов, персонала, логистические операции, а преимуществами, перед западными ЧВК, лояльность, надежность, особенно в случаях обострения ситуации, тесная связь с российскими интересами. Другим направлением деятельности ЧВК может быть не только охрана, но и разведка и розыск, оказание коллекторских услуги, особенно тогда, когда должники-мошенники укрываются за рубежом, проведение аудита и консалтинга. Для российского бизнеса российские ЧВК — это альтернатива криминалу и коррупции: легальное, но эффективное решение проблем без рисков и грязи.
Одним из основных направлений деятельности ЧВК на территории России может стать обеспечение продвижения интересов страны и бизнеса в освоении Арктики, а в дальнейшем и прямое обеспечение безопасности страны на арктических рубежах.
В условиях нарастания внутренних и особенно внешних угроз такие подходы, позволяющие применить весь опыт новых российских ЧВК в устранении перекосов военной реформы, позволит в короткие сроки закрыть большинство имеющихся проблем. А создание специализированных учебных центров, по аналогии с американскими учебными центрами, позволит благодаря высококачественной подготовке, готовить сотрудников ЧВК, персонал правоохранительных органов, военнослужащих, гражданских лиц и служащих правительственных учреждений. Беларусь уже занялась экспортом военных услуг, разрешив своему Центру специальной подготовки заниматься коммерческой деятельностью, по сути это работа ЧВК.
Уже сейчас на территории России функционируют достаточно мощные (по ресурсам, опыту, количеству профессиональных сотрудников) зарубежные ЧВК. Численность бойцов у некоторых достигает 450 человек.
Их деятельность на территории России чрезвычайно опасна, поскольку они, по контрактам, выполняют задания НАТО и их союзников.
Например, американо-британская ЧВК ArmorGroup сумела войти в состав союза машиностроителей России, а, следовательно, получила доступ к стратегической отрасли страны. Компания Group 4 Falck сформировала на постсоветском пространстве целую сеть своих подразделений. Размещенная в Средней Азии ЧВК Group 4 Securitas Uzbekistan имеет возможность осуществлять операции против России, используя закавказский и среднеазиатский плацдармы. В центре Москвы расположился офис крупнейшего зарубежного ЧВК (Рейтеон), заказчиком услуг которого является Пентагон. Это нельзя не учитывать.
В завершение, подводя некоторые предварительные итоги, можно констатировать следующие преимущества для России в решении вопроса организации частных военных компаний (ЧВК):
1. Политические. Государство получает неформальные и неофициальные инструменты для реализации своих интересов. А ЧВК — это альтернатива государству там, где государство бессильно или не может действовать официально. В настоящее время функционирование ЧВК является не только прибыльным бизнесом, но и эффективным инструментом внешней политики государства. Присутствие ЧВК в «горячих точках» планеты расширит сферы влияния России. Обеспечит страну новыми союзниками, позволит получать дополнительную интересующую разведывательную и дипломатическую информацию, что, в конечном итоге, увеличит вес России в мировом сообществе.
2. Экономические. ЧВК — это огромный рынок сбыта и продвижение экономических интересов России на внешнем рынке, и огромный пласт на внутреннем. Сейчас пришло время консолидации рынка ЧВК, когда количество перейдет в качество. Поэтому можно объединить существующие ресурсы с российским капиталом, консолидировать игроков и выйти на новый уровень. Для гибкости может быть создана целая сеть, где каждому игроку будет своя ниша.
3. Социальные. ЧВК позволяет направить энергию пассионарных людей в правильное русло, что важно в условиях кризиса. По мнению некоторых ученых, «агрессия происходит из-за склонности ряда людей к суггестивному поведению: они не находят социальной реализации. Есть, по крайней мере, 3% мужчин, склонных к войне, – так они могут себя реализовать: армия, силовые структуры и криминалитет. Но ведь армия сокращается ниже мыслимого предела. Куда идти? На улицу – начинается разделение на преступников и тех, кто их ловит».
4. ЧВК — это бизнес и работать придется на специфическом рынке услуг безопасности. Здесь потребуется междисциплинарный подход: от военных профессионалов до маркетологов. Русские отличные воины, но в современном мире нужно еще стать отличными предпринимателями. Иначе сомнут. Сейчас по миру много наших военных спецов пашет за гроши «интеллектуальными гастарбайтерами». Чтобы переломить ситуацию нужно оформить их труд в российских ЧВК.
5. Надо заметить, что независимо от того, что в России имеется огромное количество компаний, которые желают заниматься этим бизнесом, бюрократическая машина значительно тормозит процесс выхода отечественных ЧВК на международный уровень. Чиновники опасаются, что создание российских ЧВК приведет к появлению в стране тренированных и хорошо вооруженных людей, независимых от государственной машины. Но они выпускают из виду то, что сейчас изменились способы ведения боевых действий.
Сейчас в мире идет переориентация на ведение конфликтов низкой интенсивности (по сути полицейских операций) и т.н. «миротворческих операций» в странах бывшего третьего мира. А в развитых странах на первое место сегодня противником государств выходит не регулярная армия, а партизанские и террористические группировки, и только потом наступает время регулярной армии.
В этом причина популярности частных военных компаний, способных во многих случаях по поручению государства и за его деньги заменить регулярные войска при решении непопулярных задач. ЧВК — это организации, готовые продать свое умение решать проблемы в сложной оперативной обстановке, близкой к боевой, на договорных условиях.
6. Немаловажная составная часть деятельности ЧВК, это сотрудничество со страховыми компаниями, обеспечение и страхование сделок. Российский бизнес часто «кидают» за рубежом, потому что некому защитить их интересы. А ведь поставка специалистов — это не менее прибыльный бизнес. Технику нужно обслуживать.
7. Роль частных военных и охранных компаний в содействии обеспечения безопасности страны сложно оценить однозначно. С одной стороны, они помогают выполнять «непрофильные» для армии функции, с другой – ставят государство в зависимость от них. Однако очевидно, что с изменением характера современных войн и вооруженных конфликтов меняется и состав их участников. Негосударственные военно-силовые факторы будут востребованы как во время операции, так и в постконфликтном восстановлении.
Сегодня мы имеем дело с абсолютно новой внешнеполитической и внешнеэкономической матрицей, которую разработали и весьма эффективно используют Соединенные Штаты. Одно из основных характерных черт на современном этапе заключается в том, что США не участвуют в военно-стратегических действиях непосредственно, а поддерживают только финансово и информационно формально независимые от них силы, руками которых и добиваются своих целей.
Сегодняшняя обстановка на Ближнем Востоке в дальнейшем может перекинуться на Африку, Северный Кавказ, Центральную Азию и через разжигание череды региональных конфликтов выйти на глобальный конфликт с целью укрепления разрушающейся «империи доллара». И в этой связи скорейшее решение российского руководства по легализации действий частных военных компаний, только будет способствовать укреплении безопасности страны и ее процветанию.
/Генерал-майор Сергей Алексеевич Канчуков, kanchukov-sa.livejournal.com/
army-news.ru
Частные Военные Компании Газпрома...!!!... - СВЯЩЕННЫЙРУССКИЙМИР-ВЕЧНАЯИМПЕРИЯ
Правительство внесло в Госдуму законопроект, разрешающий Газпрому и "Транснефти" создавать вневедомственную охрану для обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу создания ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" разработан Министерством энергетики РФ. Он предусматривает, что закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" будет дополнен статьей, в соответствии с которой ОАО "Газпром" и ОАО "АК "Транснефть" предоставляется право на создание ведомственной охраны.
Учитывая, что, например, акции того же Газпрома вполне свободно торгуются на международном фондовом рынке, мы наблюдаем забавный прецедент фактической приватизации государственных функций монополией. Встаёт, правда, вопрос о том, каков будет статус Газпромовской вневедомственной охраны, если жаждущей приватизации "общественности", окружающей Дмитрия Анатольевича Медведева, удастся продавить отказ государства от контроля над этой компанией.
Лиха беда начало - попробовали на Газпроме и Транснефти, но как знать, не увидим ли мы через несколько лет боестолкновения, например, охранных частей РЖД и Транснефти за контроль над нефтяным транзитом в Китай, а так же оборону какого-нибудь музея спецназом Министерства Культуры от частных судебных приставов РПЦ?
Интересно, что параллельно со созданием частных вневедомственных охран, государство продолжает заниматься ликвидацией собственных структур. Отменять сокращение вневедомственной охраны МВД никто не собирается. Ответственность за самозащиту от терорристов пытаются возложить на владельцев недвижимости.
По всей видимости, конечным этапом всей этой масштабной передачи ответственности от государства в частные структуры может стать аутстаффинг поста Президента РФ и его администрации какой-нибудь консультационной структурой. На выборах можно неплохо сэкономить и вообще...
Источник
theallexbekk.livejournal.com
Вооруженные силы «Газпрома»
«Газпром» и «Транснефть» могут обзавестись собственными вооруженными силами: именно такая поправка вносится в закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» группой депутатов, представляющей пять думских фракций и уже...
«Газпром» и «Транснефть» могут обзавестись собственными вооруженными силами: именно такая поправка вносится в закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» группой депутатов, представляющей пять думских фракций и уже заручившейся одобрением Кремля.
Это удивительная поправка по многим причинам.
Во-первых, в России есть армия — миллион сто тысяч человек. В России есть внутренние войска — свыше 150 тысяч человек. В России есть МВД, сопоставимое по размеру с армией, ФСБ, всевозможные «Альфы», «Беркуты» и «Руси», есть ФГУП «Охрана» (бывшее подразделение вневедомственной охраны МВД), и оказывается, что все эти миллионы вооруженных государством людей не в силах защитить наши трубо- и газопроводы.
Это, вероятно, правда. Я знаю, например, что в Дагестане — месте, где в силу уникального природного феномена нефть добывается прямо из трубы, — единственным средством защиты этой нефти на том или ином участке является охрана ее местным кланом. Но ведь это странно, когда министр обороны, начальник Генштаба, РВСН и атомные подлодки не в силах защитить нефть, скажем, от племянника министра внутренних дел, а два десятка не очень бритых, но очень храбрых горцев эту проблему могут решить.
Невольно хочется упразднить Ген-штаб и РВСН и поручить проблему защиты хотя бы той же северокавказской границы хотя бы двум сотням небритых горцев. Дешевле и эффективнее.
Во-вторых, создаваемые силы получают очень широкие полномочия согласно закону о вневедомственной охране. Они могут применять как автоматическое оружие, так и спецсредства, они могут обыскивать людей и транспорт, они могут применять оружие как для охраны объекта, так и вне его территории.
Наличие армии, равно как и полиции, — основной атрибут государства, и во всем мире всегда государства с неприязнью относились к идее создания частных армий. Это являлось признаком распада государства. Феодализм — это, по сути, такой строй, когда армия является частной.
У английской Ост-Индской компании, конечно, тоже были собственные войска (и акционеры, не уступающие реальным акционерам «Газпрома»). Но все-таки странно, что, отбирая у граждан России те права, которые во всякой демократической стране принадлежат гражданам (например, право на честные выборы и честный суд), наше государство уступает компаниям те права, которые во всякой демократической стране принадлежат государству и только государству.Еще раз повторю: это тонкое, но принципиальное различие. С точки зрения демократического государства государство — это такая штука, где в собственности государства находятся налоги, армия и суд. А с точки зрения диктатуры государство — это такая штука, где в собственности государства находятся имущество, права и жизнь его граждан, а всякие глупости вроде суда и налога — да какая разница, как они используются!
Разумеется, можно сказать, что компании в данном случае государственные. Но у нас не то что с госкомпаниями, а и с госструктурами происходят очень странные истории. То две госструктуры спорят друг с другом за таможню, то ингушский ОМОН и чеченский ОМОН устраивают перестрелку, то какая-нибудь служба судебных приставов ломится на завод, а вневедомственная охрана держит оборону… Я, конечно, понимаю, что вряд ли вооруженные силы «Газпрома» устроят разборку с «Роснефтью» во время аукциона по остаткам «ЮКОСа».
До этого еще неблизко. Но и не так уж далеко в стране, где, как рассказывают, президент может прийти на коллегию ФСБ и услышать от молоденького майора вопрос: «А вот те генералы, которых вы, господин президент, сняли и которые до сих пор в кабинетах сидят, — нам их приказы выполнять или нет?».
Словом, можно констатировать: в 2007 году, после того как мы без особых потерь для трубопроводов пережили анархию ранней перестройки и две чеченские войны, на седьмом году укрепления вертикали власти оказалось, что состояние официальных российских силовых органов — ФСБ, МВД и армии — не таково, чтобы обеспечить охрану российских трубопроводов.Хорошая вертикаль.
www.novayagazeta.ru
частная «армия» защитит русский газ от диверсий
17:09  19 Января 2017
16 406
СМИ сообщают, что в Государственной Думе вновь подняли вопрос о легализации частных военных компаний в России. В ситуации постепенного перевода российской армии на контрактную основу этот вопрос становится все более актуальным, особенно, что касается защиты международных сетей нефтегазовых компаний страны.
Именно так, ведь ЧВК занимаются не только разведывательной и информационной деятельностью, консультированием в военной области и обучением специалистов всех мастей, но и охранной, причем охраняют они стратегически важные объекты в зонах нестабильности, например в странах, где идет гражданская война или боевые действия иного характера. Так, частная американская военная компания охраняет иракские трубопроводы от нападок террористов и всех желающих.
www.russia-now.comДиверсии и терроризм
В России пока что охранительную роль исполняют частные охранные предприятия государственных компаний, которым в последние 10 лет несколько расширили права. Так, почти три года назад «Транснефти» разрешили иметь ведомственную охрану для обеспечения безопасности и охраны объектов и линейной части трубопроводного транспорта нефти. Кроме «Транснефти» федеральный закон включил «Газпром» и «Роснефть», а также дочерние предприятия компаний.
Инициатором изменения законопроекта выступило Минэнерго несколькими годами ранее. Но еще в 2007 году президент РФ Владимир Путин подписал закон, который разрешил охране газопроводов и нефтепроводов покупать служебное оружие и применять его в случаях диверсий.
Учитывая политизацию экономических, в том числе и газотранспортных вопросов через Украину, в которой бушует гражданская война, диверсии вполне могут быть на легкодоступных участках трубопроводов.
Однако права ЧОПов по российскому законодательству достаточно ограничены, тем более это касается охраны и обеспечения работы российских трубопроводов за границей. Известно, например, что сотрудники «Роснефти» охраняют важные узлы в странах Ближнего Востока. Учитывая международный характер газовой и нефтяной отрасли России, кардинально эти перемены в российском законодательстве ситуацию не меняет. И здесь встает вопрос о расширении прав существующих ЧОПов, либо привлечении армии.
www.gazprom.ruМежду армией и ЧОПом
На счет армии — вопрос вряд ли стоит обсуждения. Это не ее функции, тем более что армия — бюджетное государственное образование. Поэтому встает вопрос о расширении ЧОПов, но каким образом?
Если предположить, хотя, что тут предполагать, — часть трубопроводов, а также АЭС, расположены на территориях других государств, в том числе со слабым политическим устройством или в зоне нестабильности, где происходят военные столкновения. В этой ситуации одного ЧОПа явно не хватит. В этом случае должна работать частная военная компания, которая способна охранять, оборонять, отбивать и предотвращать любые попытки дестабилизировать работу объекта или устроить теракт.
Кроме того, квалификации обычных охранников явно не хватает для полноценной охраны объектов инфраструктуры и особо опасных объектов на территории других государств.
И еще один момент — ЧОПы не подпадают под международные нормы и законы, поэтому их спектр действий крайне ограничен, тогда как частные военные компании — распространенная мировая практика, которой уже как минимум полвека. Несмотря на то, что четких принятых законов, регулирующих их работу на мировом уровне нет (ООН так и не разработала их в полной мере), но существуют организации, объединяющие ЧВК. Так, во время войны в Ираке подобная организация объединяла более 40 компаний, действующих на тот момент в стране.
www.expert.ruВ итоге?
Так что вопрос легализации частной военной компании — не прихоть, а прагматика и необходимость в мире, охваченном «замороженными» и «горящими» конфликтами вокруг важных газо- и нефтепроводов, АЭС, дамб и других стратегически важных и опасных объектов инфраструктуры.
Кроме того, все важные инфраструктурные проекты государства в рамках ЧОПа охраняют бывшие военные с большим опытом работы, в том числе и в горячих точках. И эти люди в силах сформировать высокопрофессиональные боевые легальные структуры, способные не только консультировать и обучать, но и непосредственно охранять важные объекты и моментально реагировать на любые угрозы без участия армии.
slovodel.com