Семинар «Особенности и сфера применения Федерального закона №223-ФЗ для поставщиков. Теория и практика работы в ЭТП ГПБ». Фз 223 газпром


Закупочная революция или закупочная контрреволюция? Что позволено Юпитеру (экспортоориентированным субъектам 223-ФЗ) с 31.12.2017 г.

31.12.2017 г. был принят Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 505–ФЗ, которым устанавливается новая редакция Федерального закона от 18.07.2011 г № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон № 223-ФЗ о закупках, 223-ФЗ).

Многими специалистами в сфере закупок и в ряде публикаций на тему этих поправок новая редакция Закона № 223-ФЗ о закупках сравнивается с закупочной революцией, существенно осложняющей финансово-хозяйственную деятельность государственных компаний и государственных корпораций.

Однако, так ли это на самом деле? Есть ли основания для подобных громких заявлений или с практической точки зрения последствия принятия новой редакции 223-ФЗ не являются столь однозначными?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим в настоящем материале новую норму Закона № 223-ФЗ о закупках (пункт 12 части 4 статьи 1), которая выводит из-под действия законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц   следующие отношения:

4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:

12) исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации;

Из буквального толкования этой нормы закона следует:

Во-первых, в ней речь идёт об исполнении заказчиком договора с иностранным контрагентом – организацией.

Во-вторых, предметом такого договора является поставка товара, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации.

При этом в норме закона не конкретизировано:

- кто именно осуществляет поставку товара, выполнение работы, оказание услуг – заказчик или иностранный контрагент?

Таким образом, если каким-либо заказчиком осуществляется поставка ЛЮБОГО товара по договору за пределы Российской Федерации иностранной организации, то все отношения, связанные с исполнением такого договора, включая закупки, направленные на исполнение такого договора с 31.12.2017 г. выводятся из-под действия Закона № 223-ФЗ.

Наглядные примеры для понимания читателем сложившейся ситуации с 31.12.2017 г.:

Пример 1: Закупки ПАО «Газпром», связанные с исполнением договоров на поставку газа иностранным потребителям.

Пример 2: Закупки ПАО «НК Роснефть» и других нефтяных компаний, подпадающих под действие 223-ФЗ, связанные с исполнением договоров на поставку нефти и нефтепродуктов иностранным компаниям.

Пример 3: Закупки АК «АЛРОСА» (ПАО), связанные с исполнением договоров на поставку необработанных алмазов иностранным контрагентам.

Примеров можно привести очень много, так как это затрагивает закупочную деятельность всех экспортоориентированных субъектов 223-ФЗ.

В-третьих, в комментируемой норме закона используется формулировка «отношения, связанные с исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора».

Данная формулировка является максимально широкой и позволяет с 31.12.2017 г. выводить из-под действия 223-ФЗ («распубличивать») экспортоориентированным субъектам 223-ФЗ ФАКТИЧЕСКИ ЛЮБЫЕ ЗАКУПКИ, которые, по мнению таких заказчиков, направлены на исполнение экспортных контрактов.

К таким закупкам могут быть отнесены, например, все закупки, связанные со строительством объектов инфраструктуры, необходимых для исполнения контрактов на поставку нефти, газа и пр. (наиболее известные проекты строительства таких газопроводов - «Сила Сибири», «Северный поток -2», «Турецкий поток»).

Аналогичная ситуация и с закупками ПАО «НК «Роснефть», направленными на исполнение экспортных контрактов.

По мнению автора, указанная поправка является целесообразной в условиях фактически ведущейся экономической войны против нашего государства, а также тех гласных и негласных ограничительных (санкционных) мер, которые применяются в отношении таких субъектов 223-ФЗ.

Однако, данная норма в сочетании с выводом закупок взаимозависимых организаций госкомпаний и госкорпораций из-под действия Закона № 223-ФЗ о закупках (см. материал: Закупки у взаимозависимых юридических лиц: порядок регламентации в положении о закупке с 31.12.2017 г.) фактически делает бессмысленным  дальнейшее существование данного закона.

«Распубличивание» закупок наиболее крупных субъектов 223-ФЗ (пусть и оправданное с политической и экономической точки зрения) полностью противоречит заявленной цели реформы корпоративных закупок и   нарушает базовый принцип любого правового государства – равенству субъектов регулирования перед законом.

Получается, как в известной цитате из книги «Скотный двор» Дж. Оруэлла: «Все животные равны. Но некоторые животные равны более, чем другие». Или, по вечно актуальной идее К. Маркса: «Право-это возведённая в закон воля экономически господствующего класса...»

При этом не представляется возможным согласиться с высказыванием ряда коллег, что эти поправки являются непреднамеренными ошибками законодателя.

По мнению автора, данные изъятия из-под сферы действия 223-ФЗ явились неотъемлемым условием согласования принятия новой редакции Закона № 223-ФЗ о закупках (нового этапа корпоративной реформы закупок отдельных видов юридических лиц). Написание поправок в таком виде, чтобы ими могли пользоваться только субъекты, которые «равнее других», требует довольно высокого профессионального уровня исполнителя и просто не может быть случайным.

Поэтому новую редакцию Закона № 223-ФЗ о закупках никак нельзя назвать «закупочной революцией», а скорее – «закупочной контрреволюцией», поскольку ряд положений новой редакции Закона № 223-ФЗ о закупках выводят из-под его действия закупки наиболее крупных заказчиков, в том числе крупнейших российских нефтегазовых компаний.

В следующем материале "Главное изменение в 223-ФЗ с 01.07.2018 г.: торговые и неторговые процедуры закупок и их значение для корректировки положения о закупке" автором будет рассмотрена новая классификация способов закупок в Законе № 223-ФЗ о закупках с 01.07.2018 г. и её реальные практические последствия для заказчиков.

 

P.S.: при использовании материалов (статей, обзоров, заметок) обязательна ссылка на автора материала и на источник - сайт журнала «Государственные и муниципальные закупки» (информационный портал www.zakupki-portal.ru).  Более подробно со всеми изменениями в практике применения законодательства можно ознакомиться в рамках авторских семинаров и вебинаров, информация о которых размещена на сайте по адресу: http://zakupki-portal.ru/.

 

Автор: Дон Виктор Викторович, 

юрист-практик, эксперт в сфере закупок

тел.: +7 911 46 09 401 (c 09.00 до 18.00 (время мск - 1)), e-mail: [email protected] 

©Информационный портал закупок

zakupki-portal.ru

Семинар «Особенности и сфера применения Федерального закона №223-ФЗ для поставщиков. Теория и практика работы в ЭТП ГПБ»

Категории слушателей

поставщики товаров, работ и услуг, принимающие участие в закупках по нормам, установленным Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ

Цель программы

приобретение знаний в области правового регулирования и управления корпоративными закупками, а также практических навыков работы на ЭТП ГПБ.

Основные задачи курса:

  • ознакомление с законодательной базой, регламентирующей подготовку и размещение заказов на закупку товаров, работ, услуг;
  • обзор последних изменений в законодательстве Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
  • изучение основных этапов и процедур организации и проведения закупок;
  • совершенствование навыков ведения договорной работы при закупке товаров, работ, услуг;
  • ознакомление с арбитражной практикой закупочной деятельности в Российской Федерации;
  • совершенствование навыков защиты прав и интересов участников процесса закупки.
Краткое содержание

Тема 1. Нормативная правовая база в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

  • Основные положения Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

  • Основные нормативные правовые акты, применяемые при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

  • Обзор изменений в законодательстве Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: новые требования и актуальные изменения.

  • Новые правила подготовки технических заданий (технической части документации о закупке) (223-ФЗ). Правила описания объекта закупки.

  • Обзор основных изменений в первую часть ГК РФ (№ 42-ФЗ от 08.03.2015), вступивших в силу 1 июня 2015 года. 

Тема 2. Организация и проведение закупок, основные этапы и содержание процедур

  • Формирование публичной и внутренней нормативной базы документов. Состав ключевых документов.

  • Прогнозирование и планирование закупок. Формирование плана закупок.

  • Подготовка конкурсной документации, аукционной документации, документации по иным способам закупок.

  • Техническое задание. Порядок формирования, работа с потенциальными поставщиками, формирование начальной (максимальной) цены договора.

  • Закупки по торговым наименованиям и месту производства продукции.

  • Требования к участникам закупок и документы, подтверждающие соответствие данным требованиям.

  • Порядок проведения оценки и сопоставления заявок (конкурс, запрос предложений). Критерии оценки.

  • Электронные формы закупок: порядок и особенности проведения.

  • Особенности предоставления преференций, применения ограничений.

  • Информационное обеспечение закупок: основные этапы, последовательность, продолжительность, сроки, содержание.

  • Особенности закупок отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе на примере ПАО «Газпром»). Закупки по рамочным и абонентским договорам. Закупки по единичным ценам, расценкам.

Тема 3. Договорные отношения в рамках Закона № 223-ФЗ

  • Порядок заключения и исполнения договоров, формы договоров, протокол разногласий.

  • Порядок расторжения и изменения договоров.

  • Информационное обеспечение изменения договоров.

  • Реестр договоров в 2015 и 2016 г.г.

  • Управление исполнением договора. Документы, оформляющие исполнение договора.

  • Реестр недобросовестных поставщиков.

Тема 4. Арбитражная практика закупочной деятельности

  • Обеспечение защиты прав и интересов участников размещения заказов.

  • Арбитражная практика закупочной деятельности государственных корпораций (ГК) и субъектов естественных монополий (СЕМ) в Российской Федерации.

Тема 5. Административные правонарушения в сфере закупок.

  • Административные правонарушения в закупочной деятельности: состав и виды.

  • Практика применения смягчающих и отягчающих оснований. Освобождение от административной ответственности при малозначительности правонарушения.

  • Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.  

Тема 6. Контроль и защита прав в сфере закупок

  • Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции». Антимонопольные требования к торгам.

  • Порядок рассмотрения жалоб на нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров.

  • Обзор административной практики в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.   

Тема 7. Тренинг «Подготовка Поставщика к участию в торгах/тендерах на ЭТП ГПБ»

  • Электронная торговая площадка ГПБ: получение ЭЦП; прохождение регистрации и перерегистрации; поиск процедур; особенности оплаты и обеспечения участия; этапы закупочных процедур; особенности работы в секции закупок Корпоративных заказчиков; особенности работы в секции Группы компаний Газпром;  выбор победителя и заключение договора.

      Отличительные особенности

      Занятия проводятся в интерактивном формате. Для формирование практических навыков предусматривается проведение практических занятий, тренинга «Подготовка Поставщика к участию в торгах/тендерах на ЭТП ГПБ», разбор практических ситуаций.

      Продолжительность

      3 дня

      Объём аудиторной нагрузки

      24 ч

      Стоимость

      30 000

      Форма обучения

      Очная

      Сроки обучения

      07.11.2017 - 09.11.2017

      Место проведения

      Москва, ул. Наметкина

      По окончании обучения выдается Удостоверение о повышении квалификации

      Есть вопросы? Задайте их куратору

      institute.gazprom.ru

      Фактор 223 – Журнал «Сибирская нефть» — ПАО «Газпром нефть»

      Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» обсуждается не один месяц. Документ, являющийся логическим продолжением работы государства над выстраиванием бюджетных финансовых потоков, в отличие от ФЗ № 94* помимо госкомпаний и их дочерних обществ распространяется и на субъекты естественных монополий с «дочками». Но эти изменения не всегда согласуются с рыночными реалиями.

      Текст: Сергей Орлов

      ДОЛГИЕ ПЛАНЫ, ЖЕСТКИЕ СПОСОБЫ

      «Газпром нефть» не подпадала под действие 94-го ФЗ, поскольку гос компанией не является: прямое участие государства в уставном капитале компании составляет менее 50%. А в периметр 223-го ФЗ вошла как дочернее общество субъекта естественной монополии — «Газпрома». Вот только рынок, на котором работает компания, совсем не монопольный — конкуренция в нефтянке высока. И с вступлением в силу нового закона преимущество окажется на стороне частников, таких как ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз» и другие. «Складывается достаточно странная ситуация. Рынок товаров, работ, услуг у нас с этими компаниями один, а входы на этот рынок разные: у них свободный, а у нас через ФЗ-223», — обрисовала ситуацию начальник отдела поддержки бизнес-процессов дирекции по материально-техническому обеспечению и капитальному строительству «Газпром нефти» Ирина Москвитина.

      В дирекции по МТО и КС выделили несколько направлений, по которым компания оказывается в заведомо проигрышном положении по сравнению с конкурентами. Во-первых, законом устанавливается долгосрочное планирование закупочной деятельности без учета оперативных данных: 223-й ФЗ вводит необходимость формирования плана закупок товаров, работ, услуг сроком на год, а плана закупок высокотехнологичной и инновационной продукции — на 5–7 лет. При этом план закупок — документ установленной формы, который размещается на сайте правительства РФ, а механизмы его корректировок на сегодня еще не прописаны. Однако изменения производственной программы в нефтянке часто требуют корректировки запланированной потребности в товарах, работах, услугах. Например, изменение ковра бурения, основанное на получении новых геологических данных, может вызвать резкое снижение или, напротив, повышение потребности в трубной продукции. Современные подходы к строительству уста новок на НПЗ предполагают возможность оперативного внесения изменений в проекты, а соответственно — и в план закупок. Частные нефтяные компании будут решать эти вопросы исходя из пользы бизнесу, а так называемые государственные — опираясь на букву закона, разрабатывавшегося без учета отраслевой ситуации, к тому же с не до конца прописанными процедурами.

      Еще одна важная составляющая закупочной деятельности — оптимальные способы закупки в зависимости от текущей ситуации. Согласно 223-му закону для определенных видов товаров, работ, услуг применение тех или иных способов закупочных процедур вправе будет жестко устанавливать правительство РФ. Но какие-то виды товаров, какие-то виды работ и услуг «Газпром нефть» не сможет закупать четко установленными способами, потому что в каждом конкретном случае способ закупки выбирается исходя из совокупности сложившихся текущих рыночных условий и требований производства. Например, многие контрагенты-производители могут отказаться от участия в длительных по времени конкурентных процедурах, в которых необходимо оформление большого количества сопутствующей документации. Им проще направить коммерческое предложение и работать по своей типовой форме договора или отослать клиента к дилерам, что, соответственно, потенциально может повлечь за собой рост цены на соответствующий вид товаров, работ, услуг. В то же время нефтяные компании, которые не подпадают под действие 223-го, по-прежнему могут сами выбирать оптимальный способ закупки в каждом конкретном случае.

      ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОД ВОПРОСОМ

      Привязка к жестко определенным способам закупки влечет за собой еще и повышение косвенных затрат за счет роста документооборота, увеличения штата, фонда оплаты труда. Есть у «Газпром нефти» и персональная трудность. В компании существует единая информационная система на базе SAP, сопровождающая процесс закупочной деятельности, от стадии планирования до момента полного исполнения контрагентом договорных обязательств. Стоимость доработки этой системы под требования ФЗ № 223, по заключению IT-специалистов компании, составит где-то 20–30% от стоимости внедрения самой системы. Беспокойство у специалистов, отвечающих за закупочную деятельность, вызывает и необходимость согласно 223-му раскрывать корпоративную информацию коммерческого характера. По закону компании обязаны размещать на сайте правительства РФ сведения о количестве и общей стоимости заключенных договоров. Эта информация станет доступной — в том числе и конкурентам, которые смогут, опираясь на нее, строить свою рыночную политику. А контрагенты, в свою очередь, при такой открытости вряд ли пойдут на заключение с надежным партнером крупных долгосрочных контрактов по низким ценам, так как стоимость этого договора станет для них барьером при торге с другими покупателями.

      Помимо основных проблем, которые может принести «Газпром нефти» работа в рамках 223-го закона, есть масса иных подводных камней. Например, закон гласит, что правительство вправе установить приоритет закупки товаров, работ, услуг отечественных производителей. Однако доля отечественных товаров в общем объеме закупок компании и ее «дочек» и так составляет порядка 85%, а применение товаров, работ, услуг зарубежного происхождения вызвано невозможностью (отсутствием) или крайней нецелесообразностью использования отечественных аналогов.

      При этом административные способы защиты отечественных производителей от акул мирового бизнеса никогда ни к чему хорошему не приводили: создание тепличных условий для бизнеса во многих случаях заканчивается снижением качества, замедлением модернизации производств и ростом цен. Государственным же нефтяным компаниям будет ограничен доступ к высокотехнологичному, энергосберегающему оборудованию и новейшим технологиям, что может привести к снижению их конкурентоспособности на международном рынке.

      Конечно, в сложной ситуации с введением закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» оказалась не одна «Газпром нефть». Серьезные проблемы возникают у металлургов, под действие 223-го, разумеется, попадает «Роснефть». Способы решения проблемы выбираются компаниями разные, «Газпром нефть» пока остановилась на успешно использовавшихся инструментах: диалоге с властью, законотворчестве. Уже разработан законопроект о внесении изменений и дополнений в федеральный закон № 223, направленных на обеспечение равенства всех нефтяных компаний на конкурентном рынке нефтегазового комплекса, как частных, так и государственных. Для «Газпром нефти» закон вступает в силу с 1 января 2013 года. Почти год на то, чтобы доказать, что бизнес может быть прозрачным и эффективным без ограничений и санкций. «Основные цели закона — эффективное использование денежных средств, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Но система закупочной деятельности, созданная в нашей компании, и так уже обеспечивает достижение этих целей, — полагает глава дирекции по материально-техническому обеспечению и капитальному строительству „Газпром нефти“ Абдулла Караев. — Нас не раз признавали одним из лидеров в стране с точки зрения прозрачности закупочной деятельности. И занимаем такие же позиции в отрасли по эффективности. Сумеем ли мы сохранить лидерство, если будем работать в рамках 223-го закона, — большой вопрос».

      * Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

      www.gazprom-neft.ru