«ГАЗПРОМ НЕФТЬ» СОЗДАЕТ БИТУМНУЮ ТЕРМИНАЛЬНУЮ СЕТЬ. Газпром битум


«ГАЗПРОМ НЕФТЬ» СОЗДАЕТ БИТУМНУЮ ТЕРМИНАЛЬНУЮ СЕТЬ

«ГАЗПРОМ НЕФТЬ» СОЗДАЕТ БИТУМНУЮ ТЕРМИНАЛЬНУЮ СЕТЬ

«ГАЗПРОМ НЕФТЬ» СОЗДАЕТ БИТУМНУЮ ТЕРМИНАЛЬНУЮ СЕТЬ

«Газпромнефть – Битумные материалы», оператор битумного бизнеса «Газпром нефти», приобрела высокотехнологичный производственно-логистический терминал (Группа компаний «ТА Битум») в городе Сальск Ростовской области. Новый актив станет важным элементом выстраиваемой компанией логистической системы обеспечения южных регионов России инновационной битумной продукцией.

Инфраструктура терминала позволяет ежегодно осуществлять перевалку до 140 тыс. тонн битумных вяжущих. Резервуарный парк обеспечивает единовременное хранение порядка 30 тыс. тонн готовой продукции. В технологическую схему нового объекта включена установка по выпуску полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) мощностью 300 тонн в сутки, площадка для фасовки (до 200 т/сутки), автоматизированный пункт налива автомобильного транспорта (до 2000 т/сутки) и железнодорожная эстакада для погрузки фасованного битума и слива-налива железнодорожных цистерн. Поставки сырья будут осуществляться с Московского НПЗ «Газпром нефти», где находится один из самых технологичных комплексов по производству битумной продукции в России.

Производственный блок битумного терминала «Газпром нефти» в Сальске полностью автоматизирован и соответствует международным требованиям промышленной и экологической безопасности. Наличие собственной лаборатории позволяет осуществлять комплексный контроль качества сырья и готовой продукции на всех этапах производства.

«Газпром нефть» комплексно развивает битумный бизнес, предоставляя полный цикл сопутствующих услуг: мультимодальную логистику, оптимальные решения по фасовке, техническое и научное сопровождение применения битумных материалов и IT-сервисы. Создание собственной терминальной сети позволит укрепить лидирующие позиции компании на битумном рынке и расширить географию поставок современной и качественной продукции», — отметил заместитель генерального директора по логистике, переработке и сбыту ПАО «Газпром нефть» Анатолий Чернер.

Южный федеральный округ является целевым регионом для «Газпром нефти» по расширению географии поставок битумной продукции компании. В 2016-2017 гг. заключены соглашения с правительствами Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского края о развитии сотрудничества в рамках обеспечения потребностей регионов в высокотехнологичных битумах и битумопроизводных продуктах производства «Газпром нефти» для строительства и реконструкции автомобильных дорог. Объемы поставок битумных материалов компании для контрагентов южных регионов России в 2017 году выросли в два раза по сравнению с 2016 годом.

СПРАВКА:

Группа компаний «ТА Битум» — лидер рынка дистрибьюции битумных материалов в России. Бизнес компании включает в себя направление по реализации и логистике битумных материалов, проектированию, строительству и непосредственно эксплуатации битумных терминалов.

«Газпромнефть-Битумные материалы» — дочернее предприятие «Газпром нефти», специализирующееся на производстве и реализации битумной продукции. На сегодняшний день компания занимает лидирующие позиции на битумном рынке России. Объем реализации битумной продукции «Газпромнефть-БМ» в 2017 году составил 2,3 млн тонн.

Производственные мощности расположены в Москве, Вязьме, Омской, Ярославской и Рязанской областях, а также в Казахстане и Сербии. Компания производит дорожные, строительные и кровельные битумы, полимерно-битумные вяжущие (ПБВ), полимерно-модифицированные битумы, битумопроизводные продукты (мастики, герметики, стыковочные ленты и т.п.). Все битумные материалы «Газпром нефти» соответствуют российским и международным стандартам качества.

Битумная установка Московского НПЗ «Газпром нефти» является крупнейшей площадкой по производству вяжущих в России. В 2012 году в рамках масштабной модернизации МНПЗ была проведена реконструкция битумной установки, благодаря чему комплекс стал одним из самых высокотехнологичных и крупнейших в Европе по объемам выпускаемой продукции: потенциальная мощность составляет до 1,7 млн тонн битумов в год.

Источник: http://bitum.gazprom-neft.ru/press-center/news/36672/

tabitum.ru

Газпром нефть с умыслом создала специализированную дочку Газпромнефть - Битумные материалы // Компании // Новости

Газпром нефть создала очередную дочку - Газпромнефть - Битумные материалы (ГНБМ) - которая объединит все функции управления битумным бизнесом компании.

 

Задача ГНБМ - реализация стратегии бизнеса битумных материалов Газпром нефти, предусматривающей повышение эффективности управления активами, достижение лидирующих позиций в России с точки зрения применения новейших технологий производства, а также развитие перспективных направлений деятельности в соответствии с основными отраслевыми тенденциями.

 

К 2025 г Газпром нефть  планирует увеличить объем реализации битумных материалов до 2,4 млн т, что на 30% больше, чем в 2013 г.

Это предполагает увеличение присутствия на рынках России, Средней Азии и Южной Европы. 

Газпром нефть наращивает мощности по производству битумных материалов как в России, так и в СНГ.

В 2012 г была проведена модернизация большой битумной установки на Московском НПЗ, что позволило начать выпуск дорожного битума, соответствующего требованиям нового предварительного национального стандарта (ПНСТ).

Уже в 2016 г будет приниматься решение о дальнейшем внедрении стандарта «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия», поэтому действия Газпром нефти выглядят оправданными.

Доля рынка продаж битумной продукции в России  у Газпром нефти составляет 26%.

 

В 2013 г компания объявила о покупке завода по производству битумной продукции мощностью 280 тыс т/год, расположенного в Южном Казахстане вблизи г Чимкента, и крупнейшего в России производства полимерно-битумных вяжущих, расположенного в г Рязани.

В 2013 г Газпром нефть с СИБУРом стала организатором конференции «Битум и ПБВ: актуальные вопросы 2013», проведенной в г Санкт-Петербурге.

В 2014 г совместно с французским концерном Total начат выпуск полимерно-битумных вяжущих нового поколения под брендом G-Way Styrelf. 

«Газпром нефть одной из первых в РФ начала развивать битумное производство как самостоятельный сегмент бизнеса. Битум из остаточного продукта нефтепереработки, стал высокотехнологичным материалом, требующим специализированного подхода на всех этапах производства и реализации», - поведал А.Дюков.

 

Напомним, что  европейский рынок битумов последние 4 года не развивается.

Это происходит не только не только из-за ухудшения экономической ситуации, но и из-за внедрения инновационных методов производства асфальтобетонных смесей и нанесения дорожных покрытий.

НПЗ, перерабатывающие российскую нефть в Европе, испытывают известные проблемы с поставками сырья и нередко закупают его по цене легкой нефти. Это привело к повышению цен на битумы.

Для любознательных сообщим, что по прогнозам мировой спрос на битумы к 2015 г составит 105 млн т, к 2018 г - 112 млн т, к 2020 г -120 млн т. Центры роста - страны  Азиатско-Тихоокеанский регион, в тч Китай и Индия, и страны Северной Америки. 

 

Обсудить на Форуме

neftegaz.ru

Битумная диалектика — ПАО «Газпром нефть»

Интервью Генерального директора «Газпром нефть-Битумные материалы» Дмитрия Орлова

Журнал ПАО «Газпром»

Лучше рынка

— Дмитрий Викторович, каким был прошлый год?

— Макроэкономическая ситуация, конечно, отразилась и на нашем бизнесе. Объем финансирования дорожной отрасли в прошлом году сократился, реализация некоторых проектов была перенесена на более поздний срок. Очевидно, что и битумный рынок сужается. По итогам 2015 года зафиксировано, что в целом по стране произошло снижение производства на 10 %, а потребление на внутреннем рынке уменьшилось на 14 %. Если говорить в абсолютных цифрах, то в 2014 году в России объем потребления вплотную приблизился к 6 млн т, а в 2015‑м составил около 5 млн т.

Однако нам удалось не только сохранить свою долю на рынке, но и укрепить позиции. Мы произвели 1,7 млн т битумной продукции — очень близко к уровню 2014 года. Сегодня мы абсолютно конкурентоспособны на рынке — производим высококачественные битумные материалы, имеем широкую линейку продукции, быстро реагируем на изменение конъюнктуры за счет подстройки структуры производства и предоставления уникальных сервисов. К примеру, выпуск премиальных продуктов по итогам прошлого года вырос более чем на 40 % — до 60 тыс. т, двукратно был увеличен объем перевозок брендированным автотранспортом — до 200 тыс. т (на 81 %). В 2015 году запущены новые полностью автоматизированные линии фасовки вяжущих на Омском нефтеперерабатывающем заводе (ОНПЗ) и Рязанском заводе битумных материалов (РЗБМ).

— Почему ваши результаты лучше среднерыночных?

— Наше преимущество в комплексном подходе, сочетании качественного продукта и полного цикла сопутствующих услуг. Помимо того что используем новейшие производственные технологии, мы предоставляем технологическую экспертизу, организуем фасовку продукции для транспортировки на дальние расстояния, непосредственно доставку, используем удобные банковские инструменты.

Расскажу о новшестве, которое, как мне кажется, наглядно иллюстрирует наш подход. Нередко сталкиваемся с такой ситуацией: под паспортами битумных материалов нашего завода потребителю привозят чужой некачественный продукт. Чтобы гарантировать качество и исключить такие ситуации в дальнейшем, мы разработали и запустили с начала этого года специальный сервис «Контроль качества», доступный как на нашем сайте, так и на мобильных устройствах. С помощью нового приложения потребитель может отследить, на каком заводе «Газпром нефти» продукт был произведен и отгружен, получить информацию о номере партии и пробы, дате, а также обо всех технических характеристиках. Казалось бы, простой сервис, но для российского битумного рынка он уникален. Мы — первая компания, внедрившая подобное решение.

Мы находимся в постоянном диалоге с потребителями нашей продукции и госрегуляторами дорожной отрасли. Мы следим за мировыми и отечественными тенденциями на рынке, стараемся быть на шаг впереди. В сентябре этого года заканчивается переходный период вступления в силу Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 014/2011). С этого момента должно начаться активное применение битумных материалов, отвечающих требованиям нового ГОСТа 33133. На данный момент компания проводит ряд мероприятий по модернизации мощностей, а также осуществляет НИОКРы, которые направлены на обеспечение стабильного производства продуктов с соответствующими характеристиками. Кроме того, мы неизменно расширяем ассортимент, причем не только традиционных битумов, но и модифицированных. Модернизация нашего рязанского актива — напомню, крупнейшей площадки в России по выпуску полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) — дала возможность выйти на рекордные показатели по производству. Предыдущий максимум за год был на уровне 32 тыс. т, а результат 2015 года — уже 43 тыс. т.

Важно, что на рязанской площадке уникальный кадровый состав и значительный научный потенциал, которые мы развиваем. В этом году запланировано открытие научно-исследовательского центра (НИЦ), в компетенции которого войдет исследование не только модифицированных битумов, но и асфальтобетонов, что поднимет технологическую экспертизу дорожных материалов на качественно новый уровень. Помимо разработки рецептур новых видов ПБВ и обычных битумов по европейскому EN-стандарту, на рязанском активе получен продукт, эксплуатационные характеристики которого позволяют использовать его в условиях Крайнего Севера — ПБВ‑200.

— А какова емкость этого рынка?

— Если говорить о российском рынке инновационных битумных материалов, то его объем не изменился по сравнению с 2014 годом и составляет порядка 150 тыс. т.

Новый завод

— Как вы развиваете свою производственную базу?

— К производственным площадкам в Москве, Омской, Ярославской и Рязанской областях, а также в Казахстане и Сербии с 2016 года добавилась еще одна — в Вязьме. Наша компания приобрела 75 % в уставном капитале ООО «НОВА-Брит», владеющего заводом по производству инновационных битумных материалов.

Предприятие уникальное. Ассортимент насчитывает более 30 наименований. Там производятся дорожные, мостовые и аэродромные мастики, герметики, эмульсии и битумные стыковочные ленты. Потенциальная мощность — до 80 тыс. т в год. Для нас особенно ценно, что этот завод обладает не только всей необходимой инфраструктурой для выпуска, хранения и отгрузки премиальных продуктов, но и своей испытательной базой. Здесь внедряются собственные инновационные разработки, выпускаются высокотехнологичные битумопроизводные материалы, широко востребованные в сфере строительства, ремонта и содержания автодорог, аэродромов, прочих объектов транспортной инфраструктуры.

— Рынок битумопроизводных материалов емкий?

— В 2015 году он оценивался в 122 тыс. т. Через десять лет ожидается его увеличение до 220 тыс. т. И дело не только в том, чтобы выйти на этот рынок с отличным продуктом. Решение о приобретении предприятия в Вязьме — это важная составляющая долгосрочной стратегии развития нашей компании. Очевидно, что с завершением модернизации российской нефтепереработки в России будет ограничение по сырьевой базе. Для нас это вызов, на который придется отвечать — нужно идти вперед, развиваться, поэтому ограничения по количеству надо компенсировать, прежде всего, ростом качества, а также альтернативными предложениями традиционному битуму.

— «Битумная диалектика»?

— Да. Соответственно, наша главная задача — технологическое лидерство на российском рынке. Есть и еще одно важное обстоятельство. Для нас ясны рынки традиционных и модифицированных вяжущих. В нашем ассортименте — дорожные, строительные и кровельные битумы, полимерно-битумные вяжущие, полимерно-модифицированные битумы (ПМБ G-Way Styrelf) и битумные эмульсии. Но существует некий разрыв: к примеру, в аэродромном строительстве потребляется больше битумопроизводных продуктов (битумные ленты, мастики, герметики), чем непосредственно битумов, как в дорожной отрасли. Интеграция «НОВА-Брита» позволяет нам расширить линейку битумных материалов для различных отраслей, дифференцировать поставки премиальных продуктов и сформировать комплексное предложение.

— Как среди ваших потребителей оказались аэропорты?

— В этой области есть определенная специфика, но в целом действуют те же принципы, что и в дорожном строительстве. Выход на этот рынок логичен с точки зрения комплексного подхода к бизнесу. По существующей государственной программе к 2020 году должно быть реконструировано около 100 аэродромов. Проект масштабный и требующий внимания при выборе материалов и поставщиков, особенно с учетом того, что значительная часть работ будет проводиться в восточных регионах России. Качество наших битумных материалов уже отлично себя зарекомендовало, и мы планируем расширить поставки битумосодержащих продуктов. Многолетний опыт специалистов завода в Вязьме здесь будет очень кстати: как профессионалы в своем сегменте рынка, они прекрасно знают, какие продукты для каких нагрузок и для каких климатических зон необходимы.

— Насколько в целом сложно учитывать климатическую специфику при производстве продуктов для разных регионов? Страна большая, климатических зон много, условия эксплуатации разные.

— Зачастую нам приходится разрабатывать марки продукции по индивидуальным запросам. Именно поэтому мы уделяем особое внимание развитию научного потенциала — в первую очередь на рязанском и вяземском активах. Наши разработки и исследования позволяют предлагать материалы с теми эксплуатационными характеристиками, которые требуются для тех или иных регионов.

С запуском НИЦ на базе РЗБМ мы будем иметь возможность предоставить потребителям данные о том, как битумные материалы поведут себя в составе их конечного продукта — дорожного покрытия. Значит, мы сможем разрабатывать еще более надежные и востребованные вяжущие, наиболее подходящие для конкретных условий эксплуатации.

От России до Латинской Америки

— Каковы планы внутри страны?

— Качество и эффективность — основные наши приоритеты. Продолжим расширять предложение для дорожных компаний за счет высокотехнологичных продуктов. Безусловно, будем развивать поставки для строительства аэродромной инфраструктуры. Новое направление — изоляция для трубопроводного транспорта, его мы начинаем осваивать с продукцией актива в Вязьме. На рязанском активе разрабатываются новые рецептуры, расширяются складские мощности. А в Омске на стадии реализации находится проект по обеспечению выпуска новых марок битумов улучшенного качества.

В целом планируется продолжение модернизации производственных мощностей, совершенствование качества выпускаемых битумных материалов и освоение новых рынков. Это позволит расширить географию поставок, создать весомое конкурентное преимущество и оживить рынок.

— А что внутри страны может служить драйвером развития отрасли?

— Крупные проекты регионального, федерального и национального масштаба. Такие, к примеру, как чемпионат мира по футболу. Не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во всех городах, которые готовятся к чемпионату, развивается дорожная инфраструктура.

Кроме этого, на финальной стадии реализации уникальный транспортный проект в Санкт-Петербурге — западный скоростной диаметр (ЗСД), запуск которого состоится в середине 2016 года. В рамках нашего соглашения о сотрудничестве с «Магистралью Северной столицы» (консорциум, созданный для строительства ЗСД) со второго квартала этого года мы планируем начать поставкимоди фицированных битумов по специально разработанным для этого проекта рецептурам.

Драйвером будут и другие федеральные проекты: строительство ЦКАД, автомобильных дорог Москва — Санкт-Петербург, «Скандинавия» и пр.

— Оказывал ли поддержку производству экспорт?

— Если говорить про российский рынок в целом, то доля экспорта в нем крайне мала. По оценке экспертов, в среднем на экспорт вывозится около 230 тыс. т битумной продукции, а ввозится всего 30 тыс. Для нас приоритетным является отечественный рынок, при этом продукция, которая соответствует международным стандартам качества, становится востребованной и за границей.

Экспортное направление в прошлом году активно развивалось, в объеме поставок за рубеж увеличилась доля ПБВ.

— На какие внешние рынки шли поставки?

— В первую очередь на традиционные для нас направления: в Монголию и Казахстан. С рязанского актива начали экспорт в Центральную и Восточную Европу: Чехию, Турцию, Румынию, Италию, Польшу, Израиль, Болгарию и Латвию. Первые пробные поставки выполнили в Латинскую Америку и Африку.

— Почему покупают ваш продукт, все-таки та же Латинская Америка находится довольно далеко?

— Мы долго работали с логистическими компаниями, чтобы добиться оптимального предложения для перевозки наших грузов. К тому же предлагаем удобное технологичное решение для транспортировки: у кловертейнеров (однотоннажных контейнеров) коэффициент заполнения — 98 %, их просто грузить как в автомобильный транспорт, так и в грузовые контейнеры. Благодаря мультимодальной логистике теперь есть возможность доставлять нашу продукцию практически в любую точку мира.

Что касается качества, то, к примеру, на текущий момент на Рязанском заводе битумных материалов «Газпром нефти» производится более 20 марок модифицированных битумов, отвечающих требованиям Евросоюза (EN). Сейчас прорабатывается возможность производства и отгрузки битумов по EN на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Уже пройдена необходимая сертификация на Московском НПЗ. В перспективе — «Ярославнефтеоргсинтез».

«Шелковый путь»

— Как развивается ваш бизнес в Казахстане?

— Рынок Казахстана очень перспективный, его емкость оценивается более чем в 0,5 млн т. Три года назад «Газпром нефть» приобрела в Южном Казахстане, вблизи Шымкента, актив для выпуска традиционных битумов с годовой производительностью до 180 тыс. т. За это время мы уже практически вышли на полную проектную мощность — в 2015 году наш казахский завод реализовал более 170 тыс. т битумной продукции.

При этом мы активно взаимодействуем с правительством республики, у нас подписаны соглашения о сотрудничестве с комитетом автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и с Казахстанским дорожным научно-исследовательским институтом (КаздорНИИ). В прошлом году мы поставили первые партии ПБВ в республику (с Омского НПЗ). Наши полимерно-битумные вяжущие применялись при реконструкции транспортной инфраструктуры аэропорта в Петропавловске, а также мы осуществили поставки ПБВ для строительства двух опытно-экспериментальных участков на севере и на юге Казахстана. Потребители — дорожные компании и регуляторы — высоко оценили продукт. Теперь на повестке вопрос о локализации производства ПБВ в Казахстане.

— Насколько сильно на дорожную отрасль Казахстана влияет китайский проект «Шелковый путь»?

— Влияние огромное. По территории Казахстана в сторону России проходит треть автомобильных магистралей в рамках «Шелкового пути»: так называемый транснациональный коридор Западная Европа — Западный Китай. Наш актив находится в непосредственной близости. И мы&n

www.gazprom-neft.ru

Битум для шелкового пути – Журнал «Сибирская нефть» — ПАО «Газпром нефть»

«Газпром нефть» закрывает треть потребности Казахстана в битумных материалах. Достичь таких результатов, да и просто удержаться на местном рынке было бы невозможно без покупки собственного предприятия на территории страны. Сегодня завод «Газпром нефти» под Шымкентом уже практически вышел на проектную мощность

Удачный ход

Еще совсем недавно, три-четыре года назад, основным поставщиком битума на рынок Казахстана была Россия. Республика, в свою очередь, занимала в структуре российского битумного экспорта наибольшую долю — 64%. В 2012 году в стране производилось около 200 тыс. тонн битума, еще около 260 импортировалось. При этом большие планы по дорожному строительству в Казахстане предвещали существенный рост рынка. Именно тогда в «Газпром нефти» было принято решение локализовать производство на территории республики, и в конце 2012 года компания приобрела производственный комплекс мощностью до 180 тыс. тонн в год, введенный в эксплуатацию годом ранее в южном Казахстане — под Шымкентом.

К тому моменту на Омском НПЗ «Газпром нефти» битумная установка была практически полностью загружена и при этом имелся избыток гудрона, который можно было перераспределить на казахский актив. Омский завод находится недалеко от российско-казахстанской границы, и это позволило создать эффективную логистическую схему, а также гарантировать качество поступающего сырья для производства битума.

Решение о приобретении нового актива оказалось своевременным. После ввода в эксплуатацию битумного производства Caspi Bitum в Актау, власти Казахстана посчитали, что существующих в стране мощностей достаточно для удовлетворения внутреннего спроса и закрыли с 2014 года рынок для битума из России.

В итоге сегодня «Газпромнефть — Битумные материалы» — единственная российская компания, которая продает битум на рынке Казахстана. Более того, ее доля в 2015 году выросла с 21% до 33%. Объем производства при этом увеличился на 41% по сравнению с 2014 годом — до 170 тыс. тонн в год. Это практически соответствует максимальной производительности предприятия, которую планируется достичь в 2016 году. За счет этого доля предприятия на рынке битумных материалов Казахстана может составить 35%.

Дмитрий Орлов,генеральный директор компании «Газпромнефть — Битумные материалы»

Развитие битумного бизнеса компании в Казахстане — это стратегически важное для нас направление. Имея успешный многолетний опыт в разработке технологий и производстве битумных материалов на наших российских площадках, мы активно применяем лучшие достижения для эффективного управления активом в Казахстане. Сегодня наш завод полностью удовлетворяет потребности региона в качественной продукции: в соответствии с запросом мы можем предоставлять битумные материалы как по российским, так и по новым казахстанским стандартам. Мы изучаем потенциал рынка, оцениваем перспективы реализации полимерно-битумных вяжущих и не исключаем возможности локализации в Казахстане производства инновационных битумных материалов.

На заводе уже освоено производство битума марки БНД 70/100 в соответствии с новым национальным стандартом Республики Казахстан, близким по характеристикам к межгосударственному стандарту в рамках Таможенного союза. Несмотря на то что шымкентский завод построен недавно, существуют возможности для его дальнейшего развития, и в компании уверены, что дополнительные инвестиции будут оправданы.

Битумный рынок Казахстана

По данным Министерства энергетики Республики Казахстан, максимальная суммарная мощность всех заводов — производителей битума в стране составляет 1 млн тонн в год. Лидер по объему производства — «Павлодарский нефтехимический завод» (ТОО «ПНХЗ», принадлежит национальной нефтяной компании «КазМунайГаз») с рыночной долей 47%. Вторая позиция у «Газпром нефти», далее следует ТОО «СП CaspiBitum». Доля импорта после ограничения экспорта битума в РК из России неуклонно сокращается и в 2015 году составила всего 7%.

Доли производителей битумов в РК

Дорожная перспектива

Привлекательность битумного рынка Казахстана связана в первую очередь с активным дорожным строительством. И хотя наиболее оптимистичные прогнозы (рост объемов потребления битумной продукции до 900 тыс. тонн в 2014 году и до 1,2 млн тонн — в 2015-м) не сбылись, стабильный спрос со стороны отрасли обеспечил заводу полную загрузку. Причем, исходя из планов развития транспортной инфраструктуры в стране, предпосылок к снижению достигнутого уровня нет.

ТОО «Газпромнефть-битум Казахстан»

Мощность 180 тыс. тонн в год. Производит дорожные битумы по российским и казахстанским стандартам качества (ГОСТ 22245- 90 и СТ РК 1373-2005). Продуктовую линей- ку предприятия формируют битумы марок БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200; СТ РК 1373-2013: битумы марок БНД 50/70, БНД 70/100, БНД 100/130. Производственный комплекс завода включает пять колонн окисления, пять сепараторов, печь дожига, сырьевой резервуарный парк подземного хранения гудрона объемом до 6 тыс. тонн, пять резервуаров готовой продукции объемом 300 тонн, железнодорожные пути для приема сырья, автомобильную эстакаду налива, лабораторию и подстанцию.

Объем производства, тыс. тонн

Масштабных инфраструктурных проектов на территории Казахстана действительно реализуется немало. Через республику проходит треть трансконтинентального коридора «Западная Европа — Западный Китай», за последние годы уже построено и реконструировано порядка 2700 километров качественных автомобильных дорог 1-й и 2-й категории. В 2016 году планируется сдать в эксплуатацию 434 км автомобильных дорог республиканского значения, начать сооружение Большой алма-атинской кольцевой автомобильной дороги. В рамках государственной программы инфраструктурного развития на 2015–2019 годы, планируется построить и реконструировать 7 тыс. км автомобильных дорог, для чего необходимо около 2 млн тонн дорожного битума.

Несмотря на «свежесть» актива завод в Шымкенте уже прошел достаточно серьезную модернизацию

Пока в стране востребован в основном традиционный, более дешевый битум. Однако при поддержке властей идет освоение и новых технологий в дорожном строительстве. Постепенно формируется рынок современных битумных продуктов — полимерно-битумных вяжущих (ПБВ)*. «Газпром нефть», российский лидер в их производстве, участвует в этом процессе. В апреле 2014 года компания подписала Меморандум о сотрудничестве с Комитетом автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

Весной 2015 года между Казахстанским дорожным научно-исследовательским институтом (КаздорНИИ), «Газпромнефть — Битумными материалами» и компанией «Сибур» заключено соглашение о сотрудничестве в сфере нормативно-технического регулирования применения полимерных битумных материалов в дорожном хозяйстве Казахстана. И уже осенью в соответствии с разработанной КаздорНИИ картой климатических зон страны «Газпром нефть» приняла участие в строительстве опытно-экспериментальных участков автодорог.

Первый участок построен на севере страны, на трассе А1, соединяющей Россию и Казахстан. При реализации этого проекта модифицированный битум доставлялся на расстояние свыше 2000 км при постоянной температуре на специальном автотранспорте с системой подогрева. Второй участок находится в южном регионе республики, на автомагистрали международного автомобильного коридора «Западная Европа — Западный Китай».

Выбранные трассы характеризуются высокой интенсивностью дорожного движения, расположены в различных климатических поясах, что позволяет всесторонне исследовать работу битумных материалов. Последующий мониторинг состояния дорожного полотна на ПБВ и традиционном битуме позволит сформировать рекомендации и требования по применению ПБВ в различных регионах Казахстана, в том числе с учетом сложных климатических условий республики.

ПБВ «Газпром нефти» также были применены при строительстве взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек аэропорта Петропавловска, расположенного на севере Казахста

www.gazprom-neft.ru

Битумные материалы «Газпром нефти» востребованы за рубежом

«Газпром нефть» имеет неплохие шансы стать заметным игроком даже на самых требовательных и конкурентных битумных рынках мира. Новые возможности появились с развитием производства высокотехнологичных битумных материалов.

Мировые потребности

Емкость мирового битумного рынка сегодня — чуть более 100 млн тонн, при этом потенциал роста достаточно высок. По прогнозам экспертов, мировой спрос на битумы к 2016 году составит 106 млн тонн, к 2018-му — 116 млн тонн, к 2020-му — 120 млн тонн. Основные центры потребления — традиционные в нынешней экономической ситуации практически для любой отрасли: примерно третья часть приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (в первую очередь Китай и Индию), столько же — на страны Северной Америки. Из оставшейся трети большую часть битума потребляет Европа, в числе крупных рынков также Ближний Восток и Африка, причем это растущие регионы. Что касается производства, то самый большой объем нефтяных битумов выпускает США — более 38 млн тонн в год; для сравнения: в России по результатам 2014 года — только 5,4 млн тонн в год. Однако, несмотря на столь серьезные масштабы производства битумов в России (из которого 4,9 млн тонн — дорожные битумы), большая часть продукции идет на внутренний рынок.

Что касается экспорта, то из стран, не входящих в постсоветское пространство, поток российского битумного экспорта активно проходил лишь через Монголию (10%). Европа — привлекательный рынок, но конкуренция на нем крайне высока, да и своих производителей здесь хватает: на страны Старого Света приходится 17% мирового производства битума. Государства Азиатско-Тихоокеанского региона на карте российских поставок битума до недавнего времени практически отсутствовали. Однако ни европейские, ни азиатские рынки не закрыты для российских производителей битума: очевидный потенциал в поставках высокотехнологичных продуктов, в первую очередь полимерно-битумных вяжущих (ПБВ).

В Европе применение модифицированного битума в среднем составляет 10% от дорожного материала, в США и Китае этот показатель выше: доля ПБВ в объеме битумных вяжущих для дорожного строительства — 15%. В России этот показатель пока не превышает 3%, однако для российского рынка и это существенный прогресс: с 2009 по 2014 год объем выпуск ПБВ в РФ увеличился в семь раз — до 148 тыс. тонн.

«Газпром нефть» все эти пять лет выступала (и продолжает выступать) в роли одного из основных двигателей процесса развития сегмента модифицированных битумов на российском рынке. Строительство установки ПБВ и битумных эмульсий на Омском НПЗ, приобретение «Рязанского опытного завода нефтехимпродуктов», запуск совместного производства с TOTAL на Московском нефтеперерабатывающем заводе — все это вывело компанию в 2014 году в лидеры российского рынка ПБВ. При этом появление центров производства высокотехнологичной продукции на направлениях, удобных для выхода с ней за рубеж, создало очевидные предпосылки для экспорта. Наиболее удобные логистические пути организованы в страны Европы и Средней Азии.

Заграничные перспективы

Первые шаги в реализации экспортной стратегии компания «Газпромнефть — Битумные материалы» сделала на среднеазиатские рынки: в Таджикистан, Киргизию, Монголию, то есть отрабатывались традиционные для российских производителей битума направления, в том числе с высокотехнологичным продуктом — ПБВ.

В отличие от азиатского направления рынок Центральной Европы сегодня характеризуется как большим количеством игроков, так и большим спросом. При этом местные производители на локальных рынках поддерживают достаточно высокий уровень цен на битумную продукцию, поэтому потребители открыты для сотрудничества и сами активно ищут новых партнеров. Правда, и требования к качеству битумных материалов у европейских дорожников также достаточно жестки.

Впрочем, качество продукции «Газпром нефти» ничем не уступает европейским аналогам. Например, производство высокотехнологичных битумных материалов рязанского завода соответствует европейским стандартам и успешно прошло EN-сертификацию. В рамках отработки перспективных европейских направлений первые пробные партии полимерно-битумных вяжущих были отправлены в Чехию, Италию, Литву, Эстонию, Турцию. И результаты уже есть.

На основе тестов вяжущего российского производства, проведенных в Чехии специалистами одного из ведущих строительных холдингов Европы — строительного концерна Strabag и государственных лабораторий, с начала 2015 года организованы регулярные поставки ПБВ-60.

В Италии первым клиентом «Газпромнефти — Битумные материалы» стал один из крупнейших европейских производителей кровельных и гидроизоляционных материалов — компания Technonicol Italia. Сотрудничество с Technonicol Italia — это продолжение работы с холдингом «ТехноНиколь», с российским представительством которого «Газпромнефть — БМ» уже не первый год тесно сотрудничает и зарекомендовала себя как надежного поставщика высококачественных битумных материалов. Российский модифицированный битум, производящийся для итальянцев по специальной рецептуре, будет применяться в производстве битумно-полимерных рулонных материалов для промышленного и малоэтажного строительства.

Еще один потенциальный и интересный потребитель российского ПБВ — Турция. Турецкая сертифицирующая лаборатория уже выдала заключение о соответствии вяжущего производства «Газпромнефти — БМ» национальным стандартам.

Удачная локализация

Работа на зарубежных рынках возможна не только за счет поставок с российских заводов. Еще один эффективный инструмент экспансии — локализация за счет строительства или покупки готовых производств в странах с серьезными рыночными перспективами. Именно такой подход позволил «Газпром нефти» сохранить казахский рынок после ограничения ввоза битума из России. В начале 2013 года компания приобрела ТОО «Битумный завод» в южной части республики — вблизи Шымкента. Это новый современный технологический комплекс, введенный в эксплуатацию в 2011 году и географически очень удобно расположенный с точки зрения близости к Омскому НПЗ компании, то есть собственному источнику сырья для производства битума. За счет вовремя проведенной локализации сегодня «Газпромнефть — Битумные материалы» остается заметным игроком на емком и перспективном рынке Казахстана. Правда, речь идет не о ПБВ, а о традиционных материалах. Но, по оценке генерального директора «Газпромнефти — БМ» Дмитрия Орлова, у модифицированного битума в Казахстане тоже есть будущее: «Благодаря активному дорожному строительству премиальные продукты на казахском рынке имеют большой потенциал. К тому же ограничения поставок не распространяются на высокотехнологичные продукты, и первая партия ПБВ в адрес дорожников Казахстана с Омского НПЗ уже отправлена. Когда рынок модифицированных битумов в Казахстане сформируется, рассмотрим вопрос организации производства здесь».

Логистические возможности

Организация поставок битума — в особенности в удаленные регионы — это вопрос не только маркетинга и качества, для этого необходимо иметь в арсенале набор современных и эффективных логистических решений. При использовании традиционных видов транспортировки на дальние расстояния битум остывает, что приводит к необходимости его многочисленных разогревов и, как следствие, к ухудшению качественных характеристик. Поэтому периметр использования наливного продукта ограничен десятками, максимум несколькими сотнями километров.

Технологий транспортировки полимерного битума на дальние расстояния у «Газпромнефти — БМ» несколько. Один из самых удобных вариантов упаковки — кубовые картонные среднетоннажные контейнеры кловертейнеры. Причем эта тара удобна и для производителей, и для потребителей, обеспечивая бесперебойную работу асфальтобетонных заводов: вне сезона битум в кловертейнерах накапливается в несколько ярусов, а затем по мере необходимости плавится и используется по назначению. В зависимости от потребностей и пожеланий потребителей возможности компании позволяют использовать и другие варианты фасовки (как, например, мягкая упаковка — биг-бэги), которые максимально адаптированы к европейским стандартам и обеспечивают удобство доставки всеми видами транспорта.

В общем — выбор фасовки зависит от потребностей и законодательной базы стран экспортного направления. Для примера: в Италию битум поставляется в биг-бэгах для снижения издержек по утилизации.

База позволяет

Безусловно, стратегическая направленность битумного сегмента «Газпром нефти» на внутренний рынок сохраняется. С учетом планов развития дорожной сети страны этот приоритет полностью обоснован. Однако и интерес к российскому битуму на зарубежных рынках растет. В первую очередь — в странах постсоветского пространства. В перспективе возможен и выход на рынки регионов стран с активно развивающейся экономикой, как, например, рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, — туда битум в кловертейнерах можно отправлять морем. Компания также оценивает возможности поставки на китайский рынок.

При этом не менее важны поставки по уже налаженным экспортным каналам — в Таджикистан, Киргизию, Монголию. Главная цель в Европе — стать максимально конкурентоспособными для потребителей, наращивать объемы, в том числе — вовлекая в периметр поставок новые страны, работая в рамках долгосрочных контрактов. Существующая сегодня у «Газпромнефти — БМ» производственная база все это позволяет.

Дмитрий Орлов, генеральный директор «Газпромнефти — битумные материалы»:Развитие экспортного направления и в первую очередь экспорта ПБВ свидетельствует о том, что качество выпускаемой на наших мощностях битумной продукции не уступает по качеству широко применяемым за рубежом аналогам. Для достижения показателей, определенных долгосрочной стратегией битумного бизнеса «Газпром нефти» до 2025 года, мы планируем и дальше совершенствовать технологии производства и рецептуры наших материалов, а также качество сервиса, предоставляемого нашим партнерам как в России, так и за рубежом.

utimenews.org

«ГАЗПРОМ НЕФТЬ» И СТАНДАРТЫ ТС ПО БИТУМУ

«Газпром нефть» подготовила все активы к производству битума по новому стандарту Таможенного союза, сообщили на днях в компании.

Оператор битумного бизнеса «Газпром нефти» - «Газпромнефть - Битумные материалы» - завершил программу постановки на производство битумов по требованиям нового межгосударственного стандарта ГОСТ 33133-2014 технического регламента Таможенного Союза*. Декларации соответствия получили все активы, на которых компания выпускает базовые битумы**: Московский НПЗ, Омский НПЗ и Ярославнефтеоргсинтез (ЯНОС).

Новый стандарт подразумевает расширение методик оценки качественных характеристик, которыми должна обладать готовая продукция. В соответствии с документом регламентируются не только стандартные параметры, такие как условные показатели вязкости и стойкость к высокотемпературным воздействиям, но и устойчивость битума к старению в процессе его транспортировки и при приготовлении асфальтобетонной смеси (метод RTFOT)***.

Для обеспечения выпуска битума по новому ГОСТ 33133-2014 «Газпром нефть» провела масштабную модернизацию производственных площадок: обновлено оборудование, применены прогрессивные технологические решения, усилен контроль качества продукции.

«Со вступлением в действие Технического регламента Таможенного союза „Газпром нефть“ одной из первых на рынке приступила к выпуску битума сначала по предварительному национальному стандарту, а вслед за этим - и по требованиям нового ГОСТа 33133. Вновь подтвердив статус отраслевого технологического лидера, компания теперь готова обеспечить потребности дорожников в высококачественных вяжущих во всех регионах страны», - отметил генеральный директор компании «Газпромнефть-Битумные материалы» Дмитрий Орлов.

* Технический регламент Таможенного союза 014-2011 «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) вступил в силу 15 февраля 2015г. Он устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автодорогам «и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям». ТР ТС разработан на основании Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и РФ от 18 ноября 2010г. и утверждён решением Комиссии Таможенного союза № 827 от 18 октября 2011г.

** Базовые битумы - вязкие дорожные нефтяные битумы, используемые в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных покрытий и оснований, а также как основа для производства модифицированных битумов и битумных эмульсий.

*** Метод RTFOT - метод определения сопротивления битума старению под воздействием высокой температуры и воздуха.

Справка«Газпромнефть - Битумные материалы» - дочернее предприятие «Газпром нефти», специализирующееся на производстве и реализации битумной продукции. На сегодняшний день компания занимает лидирующие позиции на битумном рынке России. Объём реализации битумной продукции «Газпромнефть-БМ» в 2016г. составил 1,88 млн. т.

Производственные мощности расположены в Москве, Вязьме, Омской, Ярославской и Рязанской областях, а также в Казахстане и Сербии. Компания производит дорожные, строительные и кровельные битумы, полимерно-битумные вяжущие (ПБВ), полимерно-модифицированные битумы (ПМБ G-Way Styrelf), битумопроизводные продукты (мастики, герметики, стыковочные ленты и т.п.). Все битумные материалы «Газпром нефти» соответствуют российским и международным стандартам качества.

«Газпром нефть» осуществляет поставки битумных материалов в регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья различными видами транспорта.

 Источник и фото: «Газпром нефть»

www.aspmedia24.ru

Битум для шелкового пути – Журнал «Сибирская нефть» — ПАО «Газпром нефть»

«Газпром нефть» закрывает треть потребности Казахстана в битумных материалах. Достичь таких результатов, да и просто удержаться на местном рынке было бы невозможно без покупки собственного предприятия на территории страны. Сегодня завод «Газпром нефти» под Шымкентом уже практически вышел на проектную мощность

Удачный ход

Еще совсем недавно, три-четыре года назад, основным поставщиком битума на рынок Казахстана была Россия. Республика, в свою очередь, занимала в структуре российского битумного экспорта наибольшую долю — 64%. В 2012 году в стране производилось около 200 тыс. тонн битума, еще около 260 импортировалось. При этом большие планы по дорожному строительству в Казахстане предвещали существенный рост рынка. Именно тогда в «Газпром нефти» было принято решение локализовать производство на территории республики, и в конце 2012 года компания приобрела производственный комплекс мощностью до 180 тыс. тонн в год, введенный в эксплуатацию годом ранее в южном Казахстане — под Шымкентом.

К тому моменту на Омском НПЗ «Газпром нефти» битумная установка была практически полностью загружена и при этом имелся избыток гудрона, который можно было перераспределить на казахский актив. Омский завод находится недалеко от российско-казахстанской границы, и это позволило создать эффективную логистическую схему, а также гарантировать качество поступающего сырья для производства битума.

Решение о приобретении нового актива оказалось своевременным. После ввода в эксплуатацию битумного производства Caspi Bitum в Актау, власти Казахстана посчитали, что существующих в стране мощностей достаточно для удовлетворения внутреннего спроса и закрыли с 2014 года рынок для битума из России.

В итоге сегодня «Газпромнефть — Битумные материалы» — единственная российская компания, которая продает битум на рынке Казахстана. Более того, ее доля в 2015 году выросла с 21% до 33%. Объем производства при этом увеличился на 41% по сравнению с 2014 годом — до 170 тыс. тонн в год. Это практически соответствует максимальной производительности предприятия, которую планируется достичь в 2016 году. За счет этого доля предприятия на рынке битумных материалов Казахстана может составить 35%.

Дмитрий Орлов,генеральный директор компании «Газпромнефть — Битумные материалы»

Развитие битумного бизнеса компании в Казахстане — это стратегически важное для нас направление. Имея успешный многолетний опыт в разработке технологий и производстве битумных материалов на наших российских площадках, мы активно применяем лучшие достижения для эффективного управления активом в Казахстане. Сегодня наш завод полностью удовлетворяет потребности региона в качественной продукции: в соответствии с запросом мы можем предоставлять битумные материалы как по российским, так и по новым казахстанским стандартам. Мы изучаем потенциал рынка, оцениваем перспективы реализации полимерно-битумных вяжущих и не исключаем возможности локализации в Казахстане производства инновационных битумных материалов.

На заводе уже освоено производство битума марки БНД 70/100 в соответствии с новым национальным стандартом Республики Казахстан, близким по характеристикам к межгосударственному стандарту в рамках Таможенного союза. Несмотря на то что шымкентский завод построен недавно, существуют возможности для его дальнейшего развития, и в компании уверены, что дополнительные инвестиции будут оправданы.

Битумный рынок Казахстана

По данным Министерства энергетики Республики Казахстан, максимальная суммарная мощность всех заводов — производителей битума в стране составляет 1 млн тонн в год. Лидер по объему производства — «Павлодарский нефтехимический завод» (ТОО «ПНХЗ», принадлежит национальной нефтяной компании «КазМунайГаз») с рыночной долей 47%. Вторая позиция у «Газпром нефти», далее следует ТОО «СП CaspiBitum». Доля импорта после ограничения экспорта битума в РК из России неуклонно сокращается и в 2015 году составила всего 7%.

Доли производителей битумов в РК

Дорожная перспектива

Привлекательность битумного рынка Казахстана связана в первую очередь с активным дорожным строительством. И хотя наиболее оптимистичные прогнозы (рост объемов потребления битумной продукции до 900 тыс. тонн в 2014 году и до 1,2 млн тонн — в 2015-м) не сбылись, стабильный спрос со стороны отрасли обеспечил заводу полную загрузку. Причем, исходя из планов развития транспортной инфраструктуры в стране, предпосылок к снижению достигнутого уровня нет.

ТОО «Газпромнефть-битум Казахстан»

Мощность 180 тыс. тонн в год. Производит дорожные битумы по российским и казахстанским стандартам качества (ГОСТ 22245- 90 и СТ РК 1373-2005). Продуктовую линей- ку предприятия формируют битумы марок БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200; СТ РК 1373-2013: битумы марок БНД 50/70, БНД 70/100, БНД 100/130. Производственный комплекс завода включает пять колонн окисления, пять сепараторов, печь дожига, сырьевой резервуарный парк подземного хранения гудрона объемом до 6 тыс. тонн, пять резервуаров готовой продукции объемом 300 тонн, железнодорожные пути для приема сырья, автомобильную эстакаду налива, лабораторию и подстанцию.

Объем производства, тыс. тонн

Масштабных инфраструктурных проектов на территории Казахстана действительно реализуется немало. Через республику проходит треть трансконтинентального коридора «Западная Европа — Западный Китай», за последние годы уже построено и реконструировано порядка 2700 километров качественных автомобильных дорог 1-й и 2-й категории. В 2016 году планируется сдать в эксплуатацию 434 км автомобильных дорог республиканского значения, начать сооружение Большой алма-атинской кольцевой автомобильной дороги. В рамках государственной программы инфраструктурного развития на 2015–2019 годы, планируется построить и реконструировать 7 тыс. км автомобильных дорог, для чего необходимо около 2 млн тонн дорожного битума.

Несмотря на «свежесть» актива завод в Шымкенте уже прошел достаточно серьезную модернизацию

Пока в стране востребован в основном традиционный, более дешевый битум. Однако при поддержке властей идет освоение и новых технологий в дорожном строительстве. Постепенно формируется рынок современных битумных продуктов — полимерно-битумных вяжущих (ПБВ)*. «Газпром нефть», российский лидер в их производстве, участвует в этом процессе. В апреле 2014 года компания подписала Меморандум о сотрудничестве с Комитетом автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

Весной 2015 года между Казахстанским дорожным научно-исследовательским институтом (КаздорНИИ), «Газпромнефть — Битумными материалами» и компанией «Сибур» заключено соглашение о сотрудничестве в сфере нормативно-технического регулирования применения полимерных битумных материалов в дорожном хозяйстве Казахстана. И уже осенью в соответствии с разработанной КаздорНИИ картой климатических зон страны «Газпром нефть» приняла участие в строительстве опытно-экспериментальных участков автодорог.

Первый участок построен на севере страны, на трассе А1, соединяющей Россию и Казахстан. При реализации этого проекта модифицированный битум доставлялся на расстояние свыше 2000 км при постоянной температуре на специальном автотранспорте с системой подогрева. Второй участок находится в южном регионе республики, на автомагистрали международного автомобильного коридора «Западная Европа — Западный Китай».

Выбранные трассы характеризуются высокой интенсивностью дорожного движения, расположены в различных климатических поясах, что позволяет всесторонне исследовать работу битумных материалов. Последующий мониторинг состояния дорожного полотна на ПБВ и традиционном битуме позволит сформировать рекомендации и требования по применению ПБВ в различных регионах Казахстана, в том числе с учетом сложных климатических условий республики.

ПБВ «Газпром нефти» также были применены при строительстве взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек аэропорта Петропавловска, расположенного на севере Казахстана. Для этого проекта в соответствии с рекомендациями КаздорНИИ на Омском НПЗ были разработаны специальные рецептуры ПБВ 60: за счет улучшенных эксплуатационных свойств битума асфальтобетонное покрытие аэродрома будет более устойчивым к деформациям, появлению трещин и истиранию.

* Полимерно-битумные вяжущие — материалы на основе обычных битумов с добавлением полимеров типа СБС (стирол-бутадиенстирол) и пластификатора. По сравнению с традиционными продуктами обладают повышенной сопротивляемостью к деформации, лучше себя ведут при высоких и низких температурах, более долговечны.

Производство и потребление битума в РК в 2011–2015 Годах
2011 2012 2013 2014 2015
Потребление 554 615 670 570 525
Производство в Казахстане 204 255 321 511 489
Импорт 420 448 389 57 36

За счет стабильности спроса на битум в Казахстане завод «Газпром нефти» работает с полной загрузкой

www.gazprom-neft.ru