Об итогах совещания по вопросам обустройства Бованенковского месторождения и системы магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта». Газпром бованенково


Сила Ямала

30 апреля 2013

Как оценивают величину запасов углеводородов

Сегодня мы публикуем вторую часть фоторепортажа из нашей поездки на полуостров Ямал, в которой расскажем вам о работе и жизни газовиков на Бованенковском месторождении. Напоминаем, что первая часть фоторепортажа была посвящена железной дороге «Обская — Бованенково».

Бованенковское месторождение, или как мы его сокращенно называем — Бованенково, — самое крупное газоконденсатное месторождение полуострова Ямал. Расположено оно в восточной части полуострова, в 40 км от Карского моря. Запасы этого месторождения достигают почти 5 трлн куб. м.

Как добывают природный газ

Промышленная разработка Бованенково позволит к 2017 году довести объем добычи газа на месторождении до 115 млрд куб. м в год, что соответствует примерно шестой части от уровня добычи газа в России в 2012 году, четверти от общего объема добычи газа «Газпромом» и такой же доли от годового объема потребления газа жителями страны.

В перспективе годовая проектная мощность месторождения может быть увеличена до 140 млрд куб. м газа. А на сегодняшний день проектная мощность Бованенково составляет 30 млрд куб. м газа в год.

В процессе добычи и очистки углеводородов в настоящее время участвуют около 600 газовиков (в будущем численность персонала превысит 1800 человек, а с учетом сервисных компаний составит 3000 человек). Еще около 5 тыс. подрядчиков работают над созданием инфраструктуры месторождения и вахтового поселка. Они строят новые газовые промыслы.

Газовики, как и сотрудники ООО «Газпром транс», которые везли нас по железной дороге на месторождение, работают вахтовым методом. На снимке вы видите, как очередная «вахта» покидает месторождение.

Отличие такого графика от обычного заключается в том, что работать приходится в течение месяца без выходных. При этом вместо обычных 8 часов смена длится 12.

Осложняет работу и суровый климат. Зима на Ямале продолжается 8–9 месяцев. Сильные морозы сопровождаются порывистыми ветрами, снегопадами, метелями и коротким световым днем.

Облегчить работу в таких условиях помогает автоматика. Она позволяет следить за всеми процессами на месторождении, от добычи до получения уже очищенного газа, с помощью компьютеров.

Оператор технологических компрессоров Тимур Абдракимов и оператор по добыче нефти и газа Евгений Попов внимательно следят за каждым технологическим процессом.

Их рабочее место — пульт управления газовым промыслом № 2 — напоминает центр управления космическими полетами.

На мониторы выводится информация о том, по какой нитке поступает газ на промысел, и какую стадию очистки проходит. Особое внимание уделяется состоянию оборудования. Если что-то неисправно, сигнал тревоги мгновенно поступает на пульт управления.

Такой подход помогает применять на месторождении малолюдные технологии. Но без контроля даже самая надежная техника обойтись не может.

Мастер по добыче Владимир Ульянов ежедневно приезжает на куст скважин с проверкой уровня давления в скважинах и уровня снега. Если вентили замело, их надо расчистить.

Газ с месторождения идет на газовый промысел, где его очищают от примесей, чтобы потом доставить потребителям.

Сперва газ поступает в здание входных ниток и входных сепараторов. Тут он проходит первичную очистку. Главная задача этой стадии — очистить углеводород от песка, воды и глины.

Затем прошедший грубую очистку газ поступает в технологический цех № 1. Тут его охлаждают до —30 °С и отправляют в следующий цех на завершающую очистку.

Охлаждение газа — очень важный этап для его последующей очистки, в первую очередь от воды, которую сложно сепарировать с первого раза. Но за счет понижения температуры газа вода замерзает и, превращаясь в лед, легко отделяется от топлива.

Уже полностью очищенный газ идет на дожимную компрессорную станцию. Тут перед отправкой потребителям повышают давление «голубого топлива».

За каждым цехом закреплен ответственный. Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике Ян Яблонский контролирует сразу два цеха: цех входных сепараторов и цех технологических сепараторов. В них он проверяет загазованность помещений, следит за отсутствием утечек и сверяет показания приборов.

Бованенково — один из самых больших промыслов по добыче газа в мире. Сейчас газ с месторождения поступает на газовый промысел № 2 по 14 ниткам. Но уже во втором квартале 2013 года планируется ввести еще один модуль газового промысла № 2. Это позволит увеличить число входных ниток до 22.

Через полтора года на Бованенково предстоит ввести в эксплуатацию газовый промысел № 1 мощностью 30 млрд куб. м газа в год. А до 2018 года в планах сдать и газовый промысел № 3. Он будет ежегодно добывать еще около 30 млрд куб. м газа.

К этому времени газ на месторождении будет добываться с 775 скважин. Сейчас же работают около 150.

В нескольких километрах от места, где добывают и очищают газ, расположен вахтовый поселок. За доставку газовиков от вахтового поселка до места работы отвечают водители. На Бованенково их целый штат.

Водитель Александр Дяков, как и его коллеги, отвечает за перевозку персонала. Он возит людей на промыслы, кусты скважин и забирает их оттуда. Дойти пешком по морозу и сильному ветру к рабочему месту невозможно: к примеру, расстояние между вахтовым поселком и газовым промыслом № 2 составляет 13,5 км.

Максимальное расстояние, которое в условиях вечной мерзлоты приходилось преодолевать Александру за рулем авто, — 350 км. Он тогда сопровождал груз с метанолом от газового промысла до грузовой станции.

За работой водителей внимательно следит дорожная полиция. И хотя на насыпных дорогах нет разметки и привычного изобилия дорожных знаков, правила дорожного движения тут те же, что и на Большой земле.

Отдаленность месторождения потребовала создания автономной инфраструктуры для всего промысла. На месторождении есть собственная электростанция, которая преобразует энергию газа в электричество.

За производство электроэнергии и ее доставку потребителям отвечает служба электроснабжения во главе со старшим мастером Виктором Кузьменко.

Выработка электроэнергии на Бованенково — также как и газодобыча — процесс полностью автоматизированный. Все процессы отражаются на пульте управления. За ними наблюдают машинисты газотурбинных установок Олег Яворский, Евгений Фиалка и Сергей Малыхин.

Обеспечен вахтовый поселок и собственной питьевой водой, которая под контролем старшего мастера участка энерговодоснабжения Валерия Федорина поступает в систему водоснабжения Бованенковского месторождения из местного озера.

Большое значение в работе месторождения играет аэропорт. Но еще до недавнего времени это был маленький вертодром.

Диспетчер службы организации вахтовых перевозок Александр Биба организует вертолетное сообщение полуострова с Большой землей еще с тех пор, как на Бованенково только приступили к бурению первых скважин. Тогда работать и жить приходилось в маленьком вагончике. Сегодня у Александра появился собственный кабинет, а у аэропорта — накопитель для пассажиров и взлетно-посадочная полоса.

И сейчас Бованенковский аэропорт уже готов принимать не только вертолеты, но и небольшие самолеты.

Воздушное сообщение организовано по пяти основным направлениям: Воркута, Надым, Сабетта, Медвежье и Харасавэй. Иногда вертолеты принимают из Салехарда и Лабытнанги. Путь от Бованенково до Большой земли занимает в среднем около 4 часов. Однако из-за неустойчивой погоды нет четкого расписания рейсов. Бывало, что рейсы откладывали на трое суток.

В хорошую погоду аэропорт способен принимать и отправлять до 22 вертолетов. Сложность работы диспетчеров заключается в том, что все эти воздушные суда приземляются не в течение суток, а в течение 2–3 часов. Виной тому короткие световые дни и погода, которая чаще всего портится утром и вечером.

За это короткое время работники аэропорта должны успеть разгрузить только что прилетевший вертолет, заправить его, загрузить и отправить обратно.

Инфраструктура в Бованенково спланирована не только для того, чтобы добывать полезные ископаемые, но и чтобы создавать людям комфортные условия проживания. В жилом вахтовом комплексе для них работает кофейня, продуктовые магазины, столовая. Есть и кухни, где при желании можно готовить самому. Из развлечений — комнаты отдыха с телевизорами и бильярд. Но вахтовики чаще проводят время с коллегами за разговорами и настольными играми, которые привозят с собой.

А вот спортзал и лечебно-профилактические кабинеты никогда не бывают пусты. На выбор вахтовиков — массаж, ванны и спелеошахты. Последние здесь пользуются особым спросом. Как говорят медики, всего 15 минут в день, проведенные в «солевой комнате», нормализуют давление и улучшают самочувствие.

Медицинская часть вахтового поселка оснащена всем необходимым оборудованием и укомплектована специалистами, которые в любую минуту могут оказать людям помощь. Нет отбоя от посетителей у стоматолога. Запись на прием к Юрию Савченко заполнена до начала следующей вахты.

В завершение нашего репортажа — небольшая галерея портретов людей, работающих на промысле. Владислав Дроботов, слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики.

Денис Щербаков, слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики.

Михаил Толмачев, и. о. заместителя начальника ПДС.

Александр Бочковский, слесарь-сантехник.

Камиль Махмутов, начальник Ямальского газопромыслового управления.

Как газ доставляется потребителям

Вот так работают и живут люди на Бованенковском месторождении. Мы благодарим всех, кто помог организовать нашу недельную «вахту» на самый современный российский газовый промысел. Теперь нас ждет обратная дорога на Большую землю, а бованенковцы тем временем продолжат выполнять свою миссию — бесперебойно снабжать «голубым топливом» многочисленных потребителей.

И, прежде чем попрощаться, пару слов о наших планах на текущий год. В ближайшие месяцы мы представим вашему вниманию фоторепортаж о нашем авиапредприятии «Газпром авиа», осенью побываем на Чаяндинском месторождении и газопроводе «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», а ближе к концу года вас ждет рассказ о газпромовских медиках.

Редакция сайта ОАО «Газпром»
Фотографии большого размера вы можете найти в фотоальбоме.

www.gazprom.ru

Бованенковское НГКМ и система магистральных газопроводов Бованенково — Ухта

Освоение Бованенковского нефтегазокондексатного месторождения — небывалый проект в истории мировой газовой промышленности: России удалось создать центр газодобычи за Полярным кругом, в сложнейших природно-климатических условиях.

Бованенковское месторождение, названное в честь известного советского геофизика В.Д.Бованенко, было открыто в 1971 году, но подготовка к разработке началась только в годы перестройки. В 1985 году Министерство газовой промышленности СССР поручило проектному институту ВНИПИгаздобыча выполнить технико-экономическое обоснование обустройства Бованенковского месторождения на добычу газа 160 млрд куб. м в год. Кроме института ВНИПИгаздобыча к этой работе были привлечены также другие крупные проектные организации: ТюменНИИгипрогаз, Фундаментпроект, Ленаэропроект, Гипроречтранс.

Условия полуострова Ямал оказались еще более сложными, чем условия Уренгоя и Ямбурга. Специфику технических решений проекта определили высокая засоленность, изрезанный рельеф, льдистость грунтов и опасность паводкового подтопления основной части Бованенковского месторождения. Необходимых геологических данных по запасам газа и его составу, а тем более по технике бурения на Ямале на тот момент не было, поэтому одновременно с началом разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) были начаты инженерные изыскания на полуострове.

Две первые полевые партии осуществили сьемку площадки кустов скважин и головных сооружений, прошли «коридором коммуникаций» от кустов скважин до сборных пунктов (УКПГ). Ценой невероятных усилий к августу 1987 года специалисты выполнили первоочередные изыскания, которые позже дали возможность в сжатые сроки начать проектирование обустройства месторождения. В ТЭО были сформулированы концепция освоения Ямала и основные технико-технологические решения, однако по ряду причин реализация мегапроекта была приостановлена практически до начала XXI века.

Новая эпоха освоения Ямала началась в 2002 году. Генеральным проектировщиком по обустройству Бованенковского и Харасавэйского месторождений стал институт ВНИПИгаздобыча.

В 2004 году завершилась разработка обоснования инвестиций в обустройство Бованенковского месторождения на полуострове Ямал и транспорт газа. На базе обоснования инвестиций институтом были разработаны два основных проекта: «Обустройство сеноманаптских залежей Бованенковского НГКМ» и «Строительство системы магистральных газопроводов Бованенково — Ухта». Саратовским проектировщикам удалось найти такие технические решения, которые сделали освоение Бованенковского месторождения рентабельным, экологичным и безопасным. Например, в конструкциях кустов газовых скважин были использованы комбинированные решения по теплоизоляции и термостабилизации для сохранения криогенного литологического ресурса. Температура транспортируемого газа, не превышающая —2°C, позволила защитить от таяния вечную мерзлоту. Компрессорные станции было решено расположить на значительном удалении от населенных пунктов.

Переход от традиционного давления в 7,5 МПа к повышенному рабочему давлению 11,8 МПа за счет применения труб из стали повышенной прочности позволил сократить затраты на строительство на 20–25%. Именно для мегапроекта «Ямал» российские трубные заводы освоили производство уникальных труб диаметром 1420 мм из стали марки К65 (Х80) с внутренним гладкостным покрытием.

30 декабря 2008 года проект «Обустройство сеноманаптских залежей Бованенковского НГКМ» был утвержден решением ОАО «Газпром». Началась практическая часть реализации мегапроекта.

Создание газотранспортного коридора от Бованенковского месторождения на Ямале до Ухты по праву считается одним из самых масштабных и сложных проектов за всю историю трубопроводного строительства в мировой и отечественной практике. Трасса газопровода Бованенково — Ухта пересекла Байдарацкую губу Карского моря, покрытого льдом большую часть года. На этом технически сложном участке впервые в мире были использованы обетонированные стальные трубы диаметром 1219 мм, рассчитанные на давление 120 атм. Еще один рекорд проекта — не имеющий аналогов самый длинный мост в мире за Полярным кругом протяженностью 3,9 км, построенный для того, чтобы железная дорога «Обская — Бованенково» смогла преодолеть пойму реки Юрибей. Для свободной миграции оленей проектировщиками был предложен подземный способ прокладки труб с последующей рекультивацией земель.

В 2012 году Бованенковское НГКМ было пущено в промышленную эксплуатацию. Параллельно были запущены линейная часть и компрессорные станции системы магистральных газопроводов Бованенково — Ухта.

Строительство второй нитки газопровода Бованенково — Ухта началось в 2012 году. 18 января 2017 года в эксплуатацию были введены новые добычные мощности Бованенковского месторождения и магистральный газопровод Бованенково — Ухта-2. Общая протяженность газопровода с учетом резервных ниток подводных переходов составила около 1200 км, а суммарная проектная производительность двух газопроводов — 115 млрд куб. м в год.

proektirovanie.gazprom.ru

Введены новые добычные мощности на Бованенковском месторождении и газопровод «Бованенково — Ухта — 2»

Введены новые добычные мощности на Бованенковском месторождении и газопровод «Бованенково — Ухта — 2»

19 января 2017, 18:00

18 января на Бованенковском месторождении состоялись торжественные мероприятия, посвященные вводу в эксплуатацию новых добычных мощностей и магистрального газопровода «Бованенково — Ухта — 2».

В мероприятиях приняли участие Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер, руководители профильных подразделений «Газпрома», дочерних обществ и подрядных организаций.

С приветственным словом к участникам церемонии в режиме телемоста обратился Президент России Владимир Путин.

«Газпром» создал и последовательно развивает на полуострове Ямал крупный центр газодобычи, имеющий стратегическое значение для газовой отрасли России. В тяжелых арктических условиях компания с нуля сформировала мощный производственный комплекс, транспортную инфраструктуру и полноценную систему жизнеобеспечения. На крупнейшем месторождении полуострова — Бованенковском — сегодня успешно работают два добычных промысла суммарной проектной производительностью 90 млрд куб. м газа в год. Построена железная дорога, включающая самый длинный за Полярным кругом мост в мире, и первый в истории современной России аэропорт.

«Газпром» поэтапно увеличивает добычные мощности на Бованенковском месторождении. С вводом в эксплуатацию 88 скважин их эксплуатационный фонд вырос до 391 единицы.

Также запущены в работу две дожимные компрессорные станции суммарной мощностью 160 МВт. Они являются важными элементами технологической цепочки подготовки газа к транспортировке. Эти объекты позволили вывести Бованенковское месторождение на новый уровень добычи — пиковая производительность увеличена с 218 млн куб. м до 264 млн куб. м в сутки.

Синхронно с развитием добычи на Ямале «Газпром» активно расширяет северный газотранспортный коридор Единой системы газоснабжения России, создает новые, высокоэффективные газовые магистрали. Здесь уже работают газопроводы «Бованенково — Ухта» и «Ухта — Торжок».

Газопровод «Бованенково — Ухта — 2»: линейная часть протяженностью около 1260 км и новые цеха на компрессорных станциях «Байдарацкая» и «Интинская» общей мощностью 192 МВт. Проектная производительность «Бованенково — Ухта — 2» на полное развитие составляет 57,5 млрд куб. м газа в год. Суммарная проектная производительность двух газопроводов — «Бованенково — Ухта» и «Бованенково — Ухта — 2» — равна 115 млрд куб. м в год.

При сооружении новых добычных и газотранспортных объектов компания применила инновационные технологии, современное оборудование повышенной надежности отечественного производства. В частности, кусты газовых скважин полностью автоматизированы и оснащены автономными системами термостабилизации вечномерзлых грунтов.

Газопровод «Бованенково — Ухта — 2», как и «Бованенково — Ухта», рассчитан на самое высокое для сухопутных газопроводов рабочее давление — 120 атм. Это стало возможным благодаря применению уникальных высокопрочных труб, произведенных на отечественных заводах по заказу «Газпрома».

В среднесрочной перспективе планируется завершить строительство третьего добычного промысла на Бованенковском месторождении, газопровода «Ухта — Торжок — 2», компрессорных мощностей на газопроводе «Бованенково — Ухта — 2». В результате месторождение будет выведено на проектный уровень добычи — 115 млрд куб. м газа в год — и станет одним из самых мощных в России.

«Основная ресурсная база „Газпрома“ смещается все дальше на север — на Ямал. Здесь мы последовательно развиваем новый центр газодобычи, который будет обеспечивать страну газом в ближайшие десятилетия. Запуск в эксплуатацию нового газопровода „Бованенково — Ухта — 2“, северный газотранспортный коридор изменяют потоковую схему поставки газа потребителям как в России, так и на экспорт. Северный коридор становится основным для газоснабжения регионов европейской части России и неотъемлемой частью самого короткого, надежного и эффективного нового экспортного маршрута в Европу. Маршрута от Ямала, через Балтийское море, в Германию — „Северный поток — 2“, реализация которого идет четко по графику», — сказал Алексей Миллер.

Справка

Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение является крупнейшим на полуострове Ямал — на момент начала разработки месторождения запасы газа оценивались в 4,9 трлн куб. м. Разработку месторождения осуществляет ООО «Газпром добыча Надым» (100-процентное дочернее общество «Газпрома»).

В настоящее время ведется разработка сеноман-аптских залежей месторождения. Эксплуатация месторождения была начата в 2012 году, когда был введен первый газовый промысел (ГП-2, 60 млрд куб. м газа в год), в 2014 году — второй (ГП-1, 30 млрд куб. м газа в год). Фактическая добыча газа на месторождении наращивается поэтапно с учетом потребности рынка. В 2012 году было добыто 4,9 млрд куб. м газа, в 2013 году — 22,8 млрд куб. м, в 2014 году — 42,8 млрд куб. м, в 2015 году — 61,9 млрд куб. м, в 2016 году — 67,4 млрд куб. м. 

Газ Бованенковского месторождения поступает в магистральные газопроводы «Бованенково — Ухта» и «Бованенково — Ухта — 2» протяженностью около 1260 км каждый. Их эксплуатацию осуществляет ООО «Газпром трансгаз Ухта» (100-процентное дочернее общество «Газпрома»).

Линейная часть газопровода «Бованенково — Ухта» и первоочередные компрессорные станции были введены в эксплуатацию в 2012 году. Строительство остальных компрессорных станций завершено в 2013–2014 годах.

komplektatsiya.gazprom.ru

Ямальский экспресс

1 апреля 2013

Мы представляем вашему вниманию очередной фоторепортаж. На этот раз мы побывали на полуострове Ямал. В первой части фоторепортажа, которую мы публикуем сегодня, мы расскажем о железной дороге «Обская — Бованенково». Вторая часть будет посвящена Бованенковскому месторождению и выйдет вскоре.

Что такое газовый конденсат

Железная дорога «Обская — Бованенково» — самая северная из ныне действующих железных дорог в мире и единственная надежная наземная дорожная артерия, соединяющая Большую землю с вахтовым поселком на крупнейшем газоконденсатном месторождении полуострова Ямал — Бованенковском.

Поезда, идущие на полуостров, начинают свой путь с железнодорожной станции Обская-2. Она находится в нескольких минутах езды от города Лабытнанги, что в переводе с хантыйского означает «семь лиственниц». Именно отсюда в декабре 1986 года ПСМО «Ямалтрансстрой» начало строительство полотна. Стройка была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской, на нее направлялись бригады и строительно-монтажные поезда с Байкало-Амурской магистрали.

Виктор Капустюк, нынешний начальник станции, приехал на стройку вместе с первой партией комсомольцев. Север встретил его метелью и 53-градусными морозами. Более низких температур с тех пор Виктору Никитовичу переживать не доводилось.

Земля, вспоминает он, была настолько промерзшей, что рабочие два дня забивали десятисантиметровый так называемый «золотой костыль» — символ начала строительства железной дороги.

Погода не благоволила строителям. Зимой были метели и сильные морозы, летом — паводки. Но стройка не прекращалась ни на день. Строительство железной дороги остановилось в конце восьмидесятых. До завершения финансирования ударной стройки комсомольцы успели проложить лишь половину пути — до станции Хралов.

Потом кто-то покинул полуостров, а кто-то помогал поддерживать пути в рабочем состоянии. Для участников ударной стройки неподалеку от Лабытнанги было построено жилье.

Так некогда вахтовый поселок стал микрорайоном маленького города. Десятки лет спустя «Газпром» решил закончить начатое советскими властями строительство. Отправной точкой стала станция Хралов. Однако строить на вечной мерзлоте оказалось непросто. Инженерам пришлось разработать целый ряд технических решений для прочности полотна. Особенность строительства на вечной мерзлоте заключается в необходимости обеспечения неподвижности конструкции во время таяния снегов. В это время земля размокает и становится более мягкой.

Как транспортируют природный газ

Основа под рельсами напоминает слоеный пирог. Сперва на замерзшую землю (строительство в условиях вечной мерзлоты ведется только зимой) выкладывается двухметровый слой твердомерзлого грунта и дорнита (одна из разновидностей геотекстиля, применяемого в строительстве дорог и при прокладке нефте- и газопроводов), которые круглый год поддерживают температуру почвы на одном уровне. Затем он покрывается пенополистирольной плитой, засыпается сухомерзлым и скальным грунтом, щебнем, а уже затем на эту основу кладутся рельсы.

Устойчивость железной дороги помогают обеспечить и термостабилизаторы — регуляторы температуры. Двухметровые трубы наполнены фреоном, который, то нагреваясь, то охлаждаясь, циркулирует в них и подмораживает землю под рельсами. Термостабилизаторы расположены около каждого искусственного сооружения: моста, здания. Они обеспечивают стабильность вечной мерзлоты.

Предусмотрели инженеры и защиту от паводков — под железной дорогой проходит более трех сотен труб, по которым сообщаются многочисленные реки и озера Ямала. А на протяжении всей трассы возведено более сотни мостов.

Самым живописным жители Ямала называют мост через реку Щучью. Он был построен еще во времена первого этапа строительства железной дороги в сотнях километров от станции Обская-2. Щучья, глубина которой местами из-за расщелины достигает 30 м, проводит границу между лесотундрой и тундрой.

Самый длинный мост на трассе — мост через реку Юрибей. Его длина составляет почти 3,9 км, весит он более 3 тыс. тонн. Аналогов по практике мостостроения и эксплуатации ему нет нигде в мире — еще никто не строил мосты такой длины за полярным кругом на вечной мерзлоте.

Юрибейский мост обслуживают около двух десятков человек. Они живут в 2 км от моста и регулярно осматривают его опоры, крепления, следят за состоянием полотна и при помощи железнодорожников меняют вышедшие из строя рельсы.

Протяженность железной дороги «Обская — Бованенково» — 572 км. Дорога от начального до конечного пункта — станции Карская — занимает сутки. На протяжении всей трассы нет ни одного населенного пункта, фонарных столбов и практически нигде нет сотовой связи.

Машинист локомотива Сергей Пухов показывает, как железнодорожники связываются между собой по рации.

Из окна поезда в ясную погоду можно любоваться видом Уральских гор и искрящимся снегом, следить за тем, как лесотундра сменяется тайгой, а если повезет, то увидеть стоящие в заснеженной пустыне чумы и стадо оленей, переходящих дорогу. Мы ехали по северной железной дороге в конце февраля, и хотя в это время на Ямале обычно стоит морозная и ясная погода, увидеть чумы, оленей и горы из-за пурги и низкой облачности нам не удалось.

Зато, по словам машинистов поезда, на некоторых участках трассы горы имеют настолько причудливую форму, что при взгляде на них рождаются самые неожиданные ассоциации. К примеру, недалеко от реки Щучьей груда камней при свете солнца напоминает танк. Вообще, погода на полуострове меняется каждый час. За сутки пути нам удалось увидеть Ямал ясным и солнечным, суровым и туманным и даже попасть в пургу.

Хотя по ямальским меркам эта зима выдалась на редкость теплой и малоснежной, дневная температура воздуха в момент нашего пребывания там колебалась от 20 до 25 градусов мороза и сопровождалась порывами ветра, глубина сугробов порой достигала 3 м.

После сильной пурги снег заметал даже тамбуры в вагонах.

Лишь изредка в заснеженной пустыне можно увидеть маленькие домики — в них живут и работают дежурные по разъезду. На мелких разъездах трудятся по двое, на более крупных разъездах и станциях — десятки человек. В общей сложности на станциях и разъездах работает 140 дежурных, в целом в обслуживании железной дороги и поездов задействовано более 800 человек.

Все сотрудники Ямальского филиала «Газпромтранса» работают вахтовым методом. Месяц через месяц и без выходных. Смена каждого длится по 12 часов. Это проводники, механики, машинисты, монтеры, уборщики. График движения составов и интервалы между поездами определяют диспетчеры. Они прокладывают маршрут состава и определяют время его отправления.

Андрей Нянькин, поездной диспетчер второго круга, о прибытии и отправлении поезда на разъезд или станцию узнает от дежурных по телефону и отмечает все передвижения состава в своем графике. Требования к поездным диспетчерам высокие. Все они должны по крайней мере иметь опыт работы дежурным по станции и профильное образование.

Все указания диспетчеров выполняют дежурные. Константин Ольховка, дежурный второго разъезда, как и все его коллеги, принимает и отправляет поезда, переводит стрелки и выдает машинистам путевые записки, позволяющие составу ехать до следующего разъезда. Диспетчеры отвечают и за расчистку территории разъезда и полотна от снежных заносов. На крупных разъездах к этой работе подключаются и монтеры пути.

Монтеры пути станции Юрибей Сергей Голованов и Анатолий Хохров после расчистки снега проверяют крепления рельсов и, если надо, подтягивают болты. И хотя трасса специально построена на продуваемых участках, зимой приходится убирать снег трижды в сутки. Напарники признаются, что иногда им снится, как они расчищают снег после очередной пурги.

На крупных разъездах и между ними на помощь людям приходит специальная техника. Например, снег на станции Обская-2 и в ее окрестностях расчищает специальная снегоуборочная машина. Она подгребает под себя снег с обочин трассы, а затем специальный механизм поглощает его и выдувает в грузовые вагоны.

Если рельсы занесет снегом, то движение поездов остановится. Был случай, когда поезд трое суток простоял на трассе, пока железную дорогу расчищали от заносов.

Алексей Бубнов работает помощником машиниста на северной железной дороге уже 3 года. «Есть необъяснимая тяга к работе в суровых условиях. Тут ты не просто едешь на локомотиве, а каждый раз преодолевая трудности, преодолевая себя, понимаешь, что на самом деле можешь сделать что-то большее. И тогда ты получаешь удовольствие», — не сдерживая гордости, признался Алексей.

К охране труда в «Газпроме» относятся серьезно. За годы работы на железной дороге не произошло ни одного несчастного случая. Этому способствует четкое разделение обязанностей между сотрудниками «Газпромтранса». К быту сотрудников отнеслись с неменьшей серьезностью. Ведь дежурные в течение месяца живут в нескольких десятках и даже сотнях километров от Большой земли и не покидают окрестностей разъездов.

Дом, где живет и работает вахта, обеспечен всем необходимым, от холодильника и стиральной машины до посуды и хлебопечки. Перед заступлением на вахту дежурных везут в магазин, где они на месяц вперед запасаются необходимыми продуктами. Для более эффективной службы рабочая зона отделена от жилой.

Предусмотрен и досуг. В гостиной для спокойного отдыха есть спутниковое телевидение, для спортивного — велотренажеры, гантели и штанги.

В теплое время года дежурные собирают грибы и ягоды, ходят на охоту или, когда с многочисленных рек и озер Ямала сходит лед, начинают рыбачить.

В суровых северных условиях находится место не только сильному полу. Жительница Кургана Ирина Гафарова работает приемосдатчиком грузов и багажа. Она следит за тем, чтобы груз был хорошо закреплен, а его масса не превышала допустимую норму. Ее проверке подлежат все грузовые вагоны.

В них возят технику, строительные материалы, провиант для жителей вахтового поселка на Бованенковском месторождении, а оттуда везут на Большую землю газовый конденсат.

Людей, желающих работать на северной железной дороге, ищут по всей стране. В Салехарде, несмотря на сравнительную близость к полуострову, не хватает нужных специалистов.

Валерий Алексеев, слесарь по ремонту подвижного состава, приехал из Молдавии. Его, еще школьника, в Ямало-Ненецкий автономный округ в 1986 году переманил брат. После получения специальности столяра-плотника Валерий сразу пришел на железную дорогу.

Сейчас он работает в локомотивном депо. Сюда ставят на ремонт и техобслуживание локомотивы.

Локомотивное депо работает в круглосуточном режиме и может одновременно принимать до пяти локомотивов.

Самая частая задача работников локомотивного депо — заменить или обточить колесные пары.

Они очень быстро изнашиваются на извилистой дороге.

Контрольная проверка технического состояния состава проводится непосредственно перед отправлением.

Осмотрщики вагонов Виктор Королев и Сакит Сулейманов обходят поезд с обеих сторон, простукивая специальным железным прутом каждую колесную пару.

Основное внимание уделяют сцеплениям между вагонами, состоянию колес и тормозов. Исправны механизмы или нет, напарники определяют по характеру раздающихся звуков.

Железнодорожный парк Ямальского филиала «Газпромтранса» состоит из десятков локомотивов и сотни вагонов.

Самый яркий — дизельно-генераторный вагон аварийно-восстановительного поезда. Он был сделан к 10-летию «Газпромтранса». Над его созданием работали всем коллективом Ямальского филиала.

Среди сотрудников провели конкурс на лучший рисунок. Выбрали те, которые ярче всего иллюстрируют природу полуострова и его традиции.

Аварийно-восстановительный поезд — это «скорая помощь» для локомотивов, попавших в трудную ситуацию. Он круглосуточно находится в состоянии боевой готовности и предназначен для подъема сошедших с рельсов составов. В арсенале аварийно-восстановительного поезда два крана, способных поднимать грузы от 125 до 150 тонн, бульдозеры, экскаваторы, гидравлическое оборудование, рабочие тележки, собственная электростанция и такелажный вагон.

Такелажный вагон — мастерская на колесах. Тут и сварочный пост, и слесарная мастерская, и столярный цех.

Аварийно-восстановительная бригада состоит из 15 человек.

Все работы они выполняют под руководством мастера Романа Гордеева.

Выезжает аварийно-восстановительный поезд на «боевые задания» четыре раза в месяц. Но это плановые учения. Реальное ЧП за три года произошло всего один раз — поезд сошел с рельсов из-за излома боковины тележки цистерны.

Незаменимый помощник в предотвращении аварийных ситуаций — автомотриса. Она совмещает в себе дефектоскоп и путемер. Машина выезжает дважды в месяц со скоростью 40 километров в час для проверки состояния железнодорожного полотна.

Контроль над машинистами лежит на плечах инструктора бригад путевых машин Андрея Косырихина. Он учит новичков водить локомотив, допускает к рейсу и постоянно следит за работой машинистов и их помощников. Он же принимает у своих подопечных экзамены по вождению. Их приходится сдавать после каждого отпуска. Проводит Андрей Анатольевич и внеплановые проверки.

Условия пассажирских перевозок здесь отличаются от обычных поездок на поездах. Вахтовики, которые должны отправиться на месторождение, прибывают на вокзал за полдня до отправки поезда. На Обской они проходят медкомиссию и досмотр. Главное условие работы на железной дороге и самом месторождении — никакого алкоголя. Так что желающих провезти с собой спиртное снимают с поезда.

Все пассажиры поезда обеспечены постельным бельем и трехразовым питанием. Олег Бобряков — повар, он готовит еду вахтовикам в вагоне-ресторане.

Как правило, в составе поездов таких вагонов два.

Повара, так же как и железнодорожники, работают в «Газпромтрансе» вахтовым методом. Весь месяц они живут в поезде, даже тогда, когда состав не выполняет никаких рейсов. В вагоне для них установлены душевые, оборудована кухня, имеется необходимая бытовая техника.

В 2012 году Ямальским филиалом «Газпромтранса» было перевезено более 65 тыс. человек. Грузы с Большой земли на север и обратно по железной дороге перевозят в среднем дважды в сутки. 

Составы с вахтовиками до Бованенковского месторождения отправляются раз в три дня, в среднем по 10–11 вагонов. Максимальное число вагонов с вахтой на Бованенково достигало 16.

Между тем состав уже прибыл на конечную станцию — к Бованенковскому месторождению. Как мы уже сказали в начале, рассказ о нашем пребывании здесь ждет вас во второй части фоторепортажа, а пока давайте знакомиться с местным Тузиком, который встретил нас на станции и поинтересовался, нет ли у нас чего вкусненького.

Редакция сайта ОАО «Газпром»
Фотографии большого размера вы можете найти в фотоальбоме.

www.gazprom.ru

Об итогах совещания по вопросам обустройства Бованенковского месторождения и системы магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта»

Сообщение для СМИ

28 февраля 2008, 18:15

На Ямале проходит рабочая поездка делегации ОАО «Газпром» во главе с заместителем Председателя Правления ОАО «Газпром» Александром Ананенковым.

В поездке принимают участие члены Правления ОАО «Газпром» Богдан Будзуляк, Ярослав Голко, Виктор Илюшин, Василий Подюк и Игорь Федоров, руководители профильных подразделений Администрации ОАО «Газпром», руководители и специалисты дочерних обществ компании, проектных и подрядных организаций: ООО «Газпром добыча Надым», ООО «Газпром трансгаз Ухта», ООО «Бургаз», ООО «Газкомплектимпэкс», ЗАО «Ямалгазинвест», ОАО «Газпромэнерго», ООО «ВНИИГАЗ», ООО «ВНИПИгаздобыча», ОАО «ЮжНИИгипрогаз», ООО «ТюменНИИгипрогаз», ОАО «Спецгазавтотранс», ЗАО «Газпромстройинжиниринг» и др.

Делегация «Газпрома» побывала на Бованенковском месторождении, где ознакомилась с ходом его обустройства и строительством объектов социальной сферы.

В Надыме Александр Ананенков провел совещание по вопросам проектирования, комплектации, финансирования и организации строительства объектов обустройства Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ), системы магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта» и железной дороги «Обская — Бованенково».

На совещании были рассмотрены вопросы обустройства Бованенковского НГКМ, выполнения графика строительства и ввода скважин на месторождении, а также реализации инвестиционного проекта «Система магистральных газопроводов „Бованенково — Ухта“». Была также рассмотрена возможность ускорения срока ввода в эксплуатацию первого пускового комплекса на Бованенковском месторождении.

Участники совещания отметили, что в 2007 году на Бованенковском месторождении велось строительство первоочередных объектов пожарной, санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности, объектов жизнеобеспечения, промышленных баз, а также объектов транспортной инфраструктуры. Работы выполнялись в соответствии с планом капитальных вложений и графиками производства строительно-монтажных работ. В 2008 году работы будут продолжены по объектам первоочередного строительства Бованенковского месторождения, в том числе объектов жизнеобеспечения, промбаз, транспортной инфраструктуры, объектов добычи.

На совещании также была рассмотрена информация по выполнению проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ в рамках строительства железной дороги «Обская-Бованенково». Было отмечено, что строительно-монтажные работы по объектам стройки в 2007 году выполнялись в строгом соответствии с планом капитальных вложений и графиком производства работ. В частности, введено в эксплуатацию 197 км железнодорожного пути, 13 мостов. Участники совещания подчеркнули, что уже в конце 2010 года доставка материально-технических ресурсов для строительства объектов Бованенковского месторождения должна в полном объеме осуществляться железнодорожным транспортом.

По итогам совещания профильным подразделениям ОАО «Газпром» и дочерним обществам даны соответствующие поручения.

«Комплексное своевременное освоение гигантских месторождений полуострова Ямал имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения энергетической безопасности России и является одним из самых приоритетных проектов „Газпрома“. Перед нами стоит широкомасштабная задача создать сверхмощный совершенно новый, оснащенный по самому современному слову науки и техники центр газодобычи в стране. Решение этой задачи позволит за сравнительно короткий срок создать стратегический центр газодобычи в России ХХI века. Кроме того, создание новой газотранспортной системы с Ямала — Северного коридора — будет способствовать полномасштабной реконструкции действующей Единой системы газоснабжения России. И нет никаких сомнений, что ввод первого и самого крупного месторождения Ямала — Бованенковского — состоится в строгом соответствии с намеченными Правлением „Газпрома“ сроками — в середине 2011 года», — сказал по итогам совещания Александр Ананенков.

Справка

В январе 2002 года Правление ОАО «Газпром» определило полуостров Ямал регионом стратегических интересов компании. Промышленное освоение месторождений Ямала позволит довести добычу газа на полуострове до 250 млрд. куб. м в год. Выход на Ямал имеет принципиальное значение для обеспечения роста добычи газа.

На Ямале открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений, 228,3 млн. тонн, нефти — 291,8 млн. тонн. Суммарные запасы крупнейших месторождений Ямала — Бованенковского и Харасавэйского, а также Новопортовского месторождения, лицензии на разработку которых принадлежат ООО «Газпром добыча Надым», (100-процентное дочернее общество ОАО «Газпром»), составляют 5,9 трлн. куб. м газа, 100,2 млн. тонн конденсата и 227 млн. тонн нефти.

Первоочередным объектом освоения на Ямале являются сеноман-аптские залежи Бованенковского месторождения.

Проектный объем добычи газа на Бованенковском месторождении определен в 115 млрд. куб. м в год. В долгосрочной перспективе проектный объем добычи газа должен увеличиться до 140 млрд. куб. м в год. Для вывода добытого газа в ЕСГ необходимо построить газотранспортную систему общей протяженностью 2451 км, включая новый газотранспортный коридор «Бованенково — Ухта» протяженностью около 1 100 км.

В октябре 2006 года Правление ОАО «Газпром» рассмотрело результаты разработки «Обоснования инвестиций в обустройство Бованенковского месторождения на полуострове Ямал и транспорт газа» и постановило приступить к инвестиционной стадии освоения Бованенковского месторождения и строительства системы магистрального транспорта.

Профильным подразделениям ОАО «Газпром» поручено обеспечить ввод в эксплуатацию в III квартале 2011 года первых пусковых комплексов по обустройству сеноман-аптских залежей Бованенковского месторождения производительностью не менее 15 млрд. куб. м газа в год и системы магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта».

Управление информации ОАО «Газпром»

www.gazprom.ru

Бованенково: новые добычные мощности «Газпрома»

Бованенково: новые добычные мощности «Газпрома»

19 января 2017, 16:11

18 января на крупнейшем месторождении полуострова — Бованенковском — состоялся торжественный ввод в эксплуатацию новых добычных мощностей и магистрального газопровода Бованенково — Ухта — 2. В рамках реализации этого стратегически важного для страны проекта большой объем работ выполняют дочерние компании холдинга ООО «Газпром центрремонт».

Так, АО «Газпром центрэнергогаз» выполняет функции генерального подрядчика по ремонту, диагностическому обследованию и техническому обслуживанию объектов Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения. Всего с 2013 года компания выполнила работы на 3 360 объектах месторождения, в 2016 году — на 1 025 объектах. В текущем году специалисты компании продолжают выполнение поставленных задач, в том числе, техническое обслуживание и ремонт газоперекачивающих агрегатов, ремонт запорной арматуры, АВО газа, теплообменного оборудования, СВД, а также текущий ремонт ёмкостного и насосно-компрессорного оборудования.

Специалисты АО «Газпром электрогаз» организуют сервисное обслуживание энергетического оборудования объектов месторождения, в том числе, техническое и регламентное обслуживание, а также текущий и капитальный ремонт. За 4 года выполнены работы на 4 646 объектах, в 2016 году — на 1 337 объектах; на сегодняшний день выполняются плановые работы на 100 объектах одновременно.

Дочернее общество холдинга — компания ОАО «Оргэнергогаз» — является генеральным подрядчиком по проведению пусконаладочных работ на Бованенковском месторождении, в том числе, на двух дожимных компрессорных станциях газового промысла-2. С 2013 года специалистами «Оргэнергогаза» проведены работы по диагностическому обследованию 392 объектов. В 2016 году выполнен комплекс технологических операций по подготовке оборудования, его компонентов и систем к длительной и бесперебойной эксплуатации в сложных природно-климатических условиях полуострова Ямал на 67-ми объектах. В текущем году специалистам компании предстоит выполнить пусконаладочные работы объектов дожимной компрессорной станции, 12-ти кустов газовых скважин, а также объектов жилого и больничного комплексов Бованенковского НГКМ.

Справка

ООО «Газпром центрремонт» — 100-процентное дочернее предприятие ПАО «Газпром». Основными направлениями деятельности являются обеспечение технического обслуживания, диагностики и ремонта, а также капитальное строительство и реконструкция объектов Единой системы газоснабжения.

В состав холдинговой компании ООО «Газпром центрремонт» входят: АО «Газпром центрэнергогаз», ОАО «Газэнергосервис», ОАО «Оргэнергогаз», АО «Газпром электрогаз», ПАО «Тюменские моторостроители», ООО «Газпром подземремонт Оренбург», ООО «Газпром подземремонт Уренгой», а также крупнейшие заводы отрасли и филиалы по всей России.

Внедрена и поддерживается эффективная система экологического менеджмента, основанная на требованиях международного стандарта ISO 14001. Коллектив предприятий насчитывает более 20 тыс. человек. Головной офис расположен в Москве.

Служба по связям с общественностью и СМИООО «Газпром центрремонт»+7 (499) 580-45-80 [email protected]

centrremont.gazprom.ru

Об итогах совещания по вопросам обустройства Бованенковского месторождения и системы магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта»

Справка

В январе 2002 года Правление ОАО «Газпром» определило полуостров Ямал регионом стратегических интересов компании. Промышленное освоение месторождений Ямала позволит довести добычу газа на полуострове до 250 млрд куб. м в год. Выход на Ямал имеет принципиальное значение для обеспечения роста добычи газа.

На Ямале открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений, разведанные запасы газа которых составляют 10,4 трлн куб. м, конденсата — 8,3 млн тонн, нефти — 291,8 млн тонн. Суммарные запасы крупнейших месторождений Ямала — Бованенковского и Харасавэйского, а также Новопортовского месторождения, лицензии на разработку которых принадлежат ООО «Надымгазпром» (100-процентное дочернее общество ОАО «Газпром»), составляют 5,9 трлн куб. м газа, 100,2 млн тонн конденсата и 227 млн тонн нефти.

Первоочередным объектом освоения на Ямале являются сеноман-аптские залежи Бованенковского месторождения.

Разработку «Обоснования инвестиций в обустройство Бованенковского месторождения на полуострове Ямал и транспорт газа» проводило ОАО «ВНИПИгаздобыча». В документе обоснованы очередность ввода мощностей и динамика добычи газа на месторождении, выбор генерального направления транспорта и схема строительства магистральных газопроводов.

Проектный объем добычи газа на Бованенковском месторождении определен в 115 млрд куб. м в год. В долгосрочной перспективе проектный объем добычи газа должен увеличиться до 140 млрд куб. м в год. Для вывода добытого газа в ЕСГ необходимо построить газотранспортную систему общей протяженностью 2 451 км, включая новый газотранспортный коридор «Бованенково — Ухта» протяженностью около 1 100 км.

Обоснование инвестиций прошло все предусмотренные действующим законодательством РФ согласования и экспертизы. Во всех экспертных заключениях сделан вывод о целесообразности разработки проекта обустройства Бованенковского месторождения и проекта строительства системы транспортировки газа с полуострова Ямал.

В октябре 2006 года Правление ОАО «Газпром» рассмотрело результаты разработки «Обоснования инвестиций в обустройство Бованенковского месторождения на полуострове Ямал и транспорт газа» и постановило приступить к инвестиционной стадии освоения Бованенковского месторождения и строительства системы магистрального транспорта.

Профильным подразделениям ОАО «Газпром» поручено обеспечить ввод в эксплуатацию в III квартале 2011 года первых пусковых комплексов по обустройству сеноман-аптских залежей Бованенковского месторождения производительностью не менее 15 млрд куб. м газа в год и системы магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта».

Железная дорога «Обская — Бованенково» на отдельных участках уже введена в эксплуатацию. Строительно-монтажные работы на трассе ведутся по графику. Продолжается строительство линейной части, мостов, коммуникаций, объектов связи, перехода через р. Юбилей.

www.gazprom.ru