Газотранспортная система Украины и Европа после 2019 года . Газпром гтс


Газотранспортная система - россия - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Газотранспортная система - россия

Cтраница 1

Газотранспортная система России - самая крупная в мире по протяженности и производительности. Она обеспечивает транспорт запланированных объемов газа для потребностей России, СНГ и дальнего зарубежья. В процессе длительной эксплуатации газопроводы подвержены моральному и физическому старению.  [1]

Газотранспортная система России не имеет аналогов в мировой практике, что приводит к ряду особенностей, возникающих при ее эксплуатации, проектировании и исследовательских работах. В настоящее время первоочередной стала проблема оценки работоспособности и повышения надежности и ресурса магистральных и промысловых трубопроводов. В ее решении большую роль играет диагностика технического состояния газопроводов.  [2]

Газотранспортная система России пересекает много-числ.  [4]

Газотранспортная система России рассчитана на 600 млрд м3 газа.  [5]

В контексте развития газотранспортной системы России необходимо выделить такие области деятельности ОАО Газпром как реконструкция и модернизация ЕСГ Реконструкция - основной инструмент поддержания действующих газотранспортных мощностей и обеспечения необходимого уровня надежности и безопасности транспорта газа.  [6]

На современном этапе развития газотранспортной системы России значительная часть парка ГПА находится в стадии почти полной выработки или уже выработала свой ресурс и требует скорейшей замены. Однако ввод в эксплуатацию агрегатов нового поколения проходит медленно. В связи с этим встает задача более пристального слежения за текущим техническим состоянием эксплуатируемого оборудования.  [7]

На современном этапе развития газотранспортной системы России значительная часть парка газоперекачивающих агрегатов ГПА находится в стадии почти полной выработки ( или уже выработала свой ресурс) и требует скорейшей замены. Однако ввод в эксплуатацию агрегатов нового поколения проходит медленно в силу экономических причин, и в ближайшее время темпы перевооружения парка ГПА вряд ли существенно изменятся.  [8]

ТРЕТЬЕМ ПАРАГРАФЕ описывается состояние газотранспортной системы России: полная протяженность линий магистральных газопроводов, средняя дальность транспортировки, процент износа и возрастная структура системы, пропускная способность линий и другая необходимая информация.  [9]

Станция подземного хранения газа ( СПХГ) является неотъемлемой составной частью Единой газотранспортной системы России и предназначена для регулирования сезонной неравномерности газопотребления в условиях повышенного спроса на газ в зимних условиях.  [10]

Изучение проблемы продления срока службы основного энергетического оборудования, выработавшего нормативный ресурс, является актуальным для газотранспортной системы России.  [12]

Изучение проблемы продления срока службы основного энергетического оборудования, выработавшего нормативный ресурс, является актуальным для газотранспортной системы России. Это проблема связанна с вопросами совершенствования эксплуатации, модернизации, технического перевооружения и реконструкции ГГПА, отдельных элементов, узлов, разработкой жаропрочных, жаростойких сталей, сплавов.  [13]

С 2000 г. Межрегионтрубопроводстрой участвует в сооружении системы газопроводов диаметром 1420 мм Заполярное - Уренгой, которая войдет в единую сеть газотранспортных систем России и обеспечит поставку природного газа в Европейскую часть страны и за ее пределы. Это проект трансконтинентального международного масштаба, и присутствие компании в нем далеко не случайно.  [14]

В 2000 - 2003 гг Межрегионтрубопроводстрой участвовал в сооружении системы газопроводов Заполярное - Уренгой диаметром 1420 мм, которая входит в единую сеть газотранспортных систем России и обеспечивает поставку природного газа в европейскую часть страны и за ее пределы. Этот проект имеет трансконтинентальный международный масштаб.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Постсоветская газотранспортная система. Актуальное состояние и перспективы.

5203| 3

В настоящее время в средствах массовой информации тема газотранспортных систем одна из самых популярных, по причине неутихающих экономических и политических споров на этой почве внутри постсоветского пространства. В особенности между Россией и Украиной. Но оставим политику в стороне.

Несмотря на популярность темы и кажущееся понимание её сути, всё же полагаю, что корректного представления о том, что такое ГТС, у людей нет. Это кстати одна из причин, почему в нашем обществе распространено уничижительное представление о нефтегазовой сфере, как о нефтегазовой «игле». То, что нефтегазовая отрасль одна из самых технически сложных и опасных в мире, мало кого беспокоит.

В общем, настоящим интервью с высококвалифицированным специалистом по сбору и обработке технической информации в ведущей международной компании занимающейся инжиниринговыми и информационными услугами в нефтегазовой отрасли, мы попробуем несколько расширить горизонты познания в нефтегазовой отрасли, и в частности в сфере постсоветских газотранспортных систем. Мнение данного специалиста особо ценно тем, что он сам непосредственно вносит вклад в развитие газотранспортных систем постсоветского пространства, и постоянно осуществляет рабочие визиты на различные объекты нефтегазовой индустрии России и Украины. Т.е. имеет непосредственное представление о состоянии дел в данной сфере.

Лядышев Константин: Добрый день!

Артюхов Дмитрий Андреевич: Здравствуйте, давайте сразу определимся с некоторыми терминами, для того, чтобы мы понимали друг друга, а также наши читатели. Итак:

Приро?дный газ — смесь газов, образовавшаяся в недрах земли при анаэробном разложении органических веществ.

Газопрово?д — инженерное сооружение, предназначенное для транспортировки газа (в основном природного газа) с помощью трубопровода. Газ по газопроводам и газовым сетям подаётся под определённым избыточным давлением.

Магистральные газопроводы — предназначены для транспортировки газа на большие расстояния. Через определённые интервалы на магистрали установлены газокомпрессорные станции, поддерживающие давление в трубопроводе. В конечном пункте магистрального газопровода расположены газораспределительные станции, на которых давление понижается до уровня, необходимого для снабжения потребителей.

Газопроводы распределительных сетей — предназначены для доставки газа от газораспределительных станций к конечному потребителю.

Га

finliga.com

Газотранспортная система (ГТС) | Транспортировка и хранение

Газотранспортная система - совокупность взаимосвязанных газопроводов и сопутствующих им сооружений, предназначенных для обеспечения газом потребителей. Газотранспортная система - связующее звено между месторождениями газа и его потребителями.

В состав ГТС входят: магистральные газопроводы (МГП), распределительные газопроводы, газопроводы-перемычки, отводы, подводы.

11,8 МПа - достигаемый уровень давления в МГП, проходящих по суше. В распределительных газопроводах давление газа снижается до 1,2 МПа на газораспределительных станциях (ГРС).

На газорегуляторных пунктах (ГРП) давление газа снижается до значений , необходимых потребителю. Давление газа в жилих домах должно составлять не более 0,005 МПа. Кстати, ГРС и ГРП не только снижают, но и поддерживают требуемый уровень давления газа на выходе. На ГРС зазу также придается специфический запах (одоризация) в объеме не более 30г/1000м3, необходимый для установления его утечек, в том числе на бытовом уровне.

Значительная удаленность месторождений природного газа от районов его потребления вызывает необходимость строительства крупных ГТС.

В CCCP была создана мощная Единая система газоснабжения, охватывающая все союзные республики, практически все экономические районы страны.

Основным её отличием от аналогичных систем зарубежных стран являются МГП из труб больших диаметров (до 1420 мм на рабочее давление 7,5 МПа).

ГТС России и Украины - крупнейшие в мире.

В настоящее время ГТС России обслуживает Газпром, ГТС Украины - Укртрансгаз.

Единая система газоснабжения (ЕСГ) России является крупнейшей в мире ГТС и представляет собой уникальный технологический комплекс, включающий в себя объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа. ЕСГ обеспечивает непрерывный цикл поставки газа от скважины до конечного потребителя.

В состав ЕСГ входят 161,7 тыс км магистральных газопроводов и отводов, 215 линейных компрессорных станций с общей мощностью газоперекачивающих агрегатов в 42 тыс. МВт, 6 комплексов по переработке газа и газового конденсата, 25 ПХГ.

ГТС Украины является 2-й в Европе и состоит из МГП протяженностью 37,6 тыс км в 1-ниточном исчислении, 71 компрессорной станции общей мощностью 5,4тыс МВт.

Пропускная способность на границе РФ с Украиной составляет 288 млрд м3, на границе Украины с Польшей, Румынией, Белоруссией, Молдавией - 178,5 млрд м3, в том числе со странами ЕС - 142,5 млрд м3.

ГТС сооружают специализированные строительно-монтажные организации.

Уровень механизации достигает на земляных работах 95%, изоляционных и монтажных - 98%, сварочных - 65%.

ГТС строится таким образом, чтобы трубы смогли пролежать на земле и под водой десятки лет без замены и ремонта.

Тем не менее, операторы ГТС ежегодно закладывают в инвестпрограмму средства на реконструкцию и ремонт ГТС.

Для определения ресурса участков ГТС производится оценка остаточного ресурса.

Для расчетов используются данные о скорости короззии металла и коррозийной активности грунта.

Иногда бывает достаточно переизолировать участок, заменив его антикоррозийное защитное покрытие.

Для этого используют битумную изоляцию, полиэтиленовое покрытие заводского нанесения или полимерные ленты.

Интенсивность аварий измеряют количеством аварий на участке газопровода длиной 1000 км за 1 год его эксплуатации.

На российских МГП интенсивность аварий составляет 0,2 аварии/год на 1000 км.

Для обследования их состояния применяются специальные методы.

Один из них - метод внутритрубной дефектоскопии, при котором применяются специальные поршни - внутритрубные снаряды-дефектоскопы (по- англ. pigs), поэтому их еще называют «свиньями».

Использование специальных технологий и оборудования для ремонта газопроводов дает существенную экономию топливно-энергетических ресурсов.

Новые технологии испытания и ремонта скважин также позволяют получать высокие показатели энергосбережения и энергоэффективности.

neftegaz.ru

Газотранспортная система — Статьи — Горная энциклопедия

ГАЗОТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА (а. gas-transport system; н. Erdgasfortleitungsnetz, Erdgastransportnetz; ф. systeme de transport de gaz; и. sistema de transporte de gas) — совокупность взаимосвязанных газопроводов и сопутствующих им сооружений, предназначенных для обеспечения газом потребителей.

Газотранспортная система — связующее звено между источниками газа (месторождениями) и потребителями. В состав газотранспортной системы входят: магистральные газопроводы и распределительные газопроводы-перемычки, отводы, подводы, компрессорные станции. Значительная удалённость источников природного газа от районов потребления вызывает необходимость строительства крупных газотранспортных систем.

В CCCP создана мощная Единая система газоснабжения, охватывающая все союзные республики, практически все экономические районы страны. Основным её отличием от аналогичных систем зарубежных стран (в первую очередь, США) являются магистральные газопроводы из труб больших диаметров (до 1420 мм на рабочее давление 7,5 МПа).

Крупнейшие действующие газотранспортные системы CCCP (1980): Средняя Азия-Центр; Бухара-Урал; Северный Кавказ-Москва-Ленинград; северные районы Тюменской области-Урал-Центр-Запад; Северо-Кавказская, Закавказская, Украинская и др. Завершено сооружение многониточной газотранспортной системы север Тюменской области-Ухта-Торжок-Минск-Ивацевичи-Долина общей протяжённостью свыше 11 тысяч км, первой очереди газопровода Уренгой-Тюмень-Челябинск и второй его очереди с выходом в район Куйбышева и далее на запад. На интеграционной основе странами-членами СЭВ построен газопровод "Союз". Общая протяжённость газопроводов 130 тысяч км (1980). Намечается ввести в действие газопроводы от месторождений Тюменской области в районы Европейской части CCCP, а также газопровод Уренгой-Ужгород для экспортных поставок газа. Разработаны методы ускоренного строительства магистральных газопроводов большого диаметра и высокого давления. Впервые они применены в 1974-75 в подразделениях Миннефтегазстроя CCCP. Крупные газотранспортные системы свяжут Западную Сибирь с Европейской частью CCCP в едином энергетическом коридоре, что обеспечит высокие темпы строительства.

Газотранспортные системы в CCCP сооружают специализированные строительно-монтажные организации, создаваемые по территориальному признаку в районах прохождения системы. Уровень механизации достигает на земляных работах 95%, изоляционных и монтажных — 98%, сварочных — 65%. В CCCP также осуществляется оптимизационное управление процессами транспорта газа по газотранспортным системам (маневрирование потоками газа, подключение и отключение потребителей и др.).

За рубежом (табл.) к числу наиболее крупных газотранспортных систем относится Аляска-Канада-США (общая протяжённость системы с применением труб диаметром от 910 до 1420 мм — 7700 км, пропускная способность 90 млн. м3 в сутки). Создаётся (1980) газотранспортная система для подачи 12 млрд. м3 газа в год из Алжира в Италию, ФРГ, Австрию и Швейцарию протяжённостью 2500 км с пересечением Сицилийского и Мессинского проливов. Эксплуатируется газотранспортная система Нидерланды-ФРГ-Франция-Италия. Предусматривается строительство ещё более крупных межгосударственных и межконтинентальных газотранспортных систем. Общая протяжённость газотранспортных систем мира в конце 70-х гг. составила 750 тысяч км. Наибольший диаметр труб 1420 мм. Максимальное рабочее давление около 7,3-7,8 МПа; предполагается его повышение до 9,8-11,7 МПа и более.

www.mining-enc.ru

Газотранспортная система Украины — Википедия

Газотранспортная система Украины — состоит из магистральных газопроводов, распределительных сетей, газохранилищ, компрессионных и газоизмерительных станций.

Газотранспортная система Украины является второй в Европе и одной из крупнейших в мире.

ГТС «Укртрансгаза» состоит из магистральных газопроводов протяженностью 37,6 тыс. км в однониточном исчислении, 71 компрессорной станции общей мощностью 5405 МВт. Пропускная способность на границе РФ с Украиной составляет 288 млрд м3 в год, на границе Украины с Польшей, Румынией, Белоруссией, Молдавией — 178,5 млрд м³ в год, в том числе со странами ЕС — 142,5 млрд м3 в год[1].

В 2007 году через украинские газопроводы в Европу было прокачано 115 млрд м3 российского газа. В 2012 году через украинские газопроводы в Европу было прокачано 81 млрд м3 российского газа. В 2017 году транзит российского газа из-за увеличившегося спроса составил почти 94 млрд м3[2].

Газопроводы

Общая протяжённость газопроводов Украины составляет 283,2 тыс. км

Магистральные газопроводы

Природный газ поступает на Украину по 22 магистральным газопроводам («Союз», «Прогресс», «Уренгой — Помары — Ужгород» и др.), а выходит за пределы Украины — по 15. Протяжённость газопроводов — 37,1 тыс. км, в том числе 14 тыс. км — трубопроводы крупнейшего диаметра (1020—1420 мм).

Распределительные сети

Длина — 246,1 тыс. км.

Видео по теме

Станции и ПХГ

Система объединяет 72 компрессионные станции (122 компрессорных цеха) и 13 подземных хранилищ с самым большим в Европе после России активным объёмом газа — более 32 млрд м3 или 21,3 % от общеевропейской активной ёмкости[3]. Сеть подземного хранения газа включает четыре комплекса: Западноукраинский (Предкарпатский), Киевский, Донецкий и Южноукраинский.

Учёт природного газа на газоизмерительных и газораспределительных станциях

«Газоизмерительная Станция» (ГИС) — станция, на которой производится измерение количества и определение качества передаваемого природного газа.

Учёт поступающего на Украину газа осуществляется на девяти газоизмерительных станциях (ГИС) и двух пунктах измерения газа: две ГИС на территории Белоруссии, остальные — в РФ.

  1. «Суджа» (Курская обл.)
  2. «Валуйки» (Белгородская обл.)
  3. «Писаревка»
  4. «Сохрановка» (Ростовская обл.)

Учёт транспортируемого за пределы Украины газа осуществляется на десяти приграничных ГИС. Из них девять находятся на территории Украины и одна в РФ.

По одной ГИС на границах с Польшей, Словакией, Венгрией и Россией, две ГИС — на границе с Румынией («Орловка»), три — с Молдавией («Гребеники»).

  1. «Берегово»
  2. «Гребеники» (на границе с Молдавией)
  3. «Дроздовичи»
  4. «Орловка» (Одесская обл.)
  5. «Теково»
  6. «Ужгород»

Добываемый Украиной газ после обработки попадает в ГТС Украины через ГИС, ПРГ и ГРС: 68 станций ДК «Укргазвидобування», 13 станций ОАО «Укрнафта» и непосредственно потребителям через 177 газораспределительных станций (ГРС). Передача газа из газотранспортной системы в газораспределительную сеть происходит на 1416 ГРС.

Начиная с 2002 года на Украине для учёта природного газа применяются только современные электронные и электронно-механические приборы.[4]

История

Первый газопровод на территории Украины — от пгт. Дашава до города Стрый — был построен в 1924 году. Этот год принято считать годом основания газовой промышленности Украины.

В 1948 году построен газопровод «Дашава — Киев». Этот год принято считать годом основания газотранспортной системы Украины. На то время «Дашава — Киев» был самым мощным газопроводом в Европе, его пропускная способность составляла около 2 млрд.куб.м. в год.

В 1951 году «Дашава — Киев» был продлён до Москвы (Дашава — Москва).

Бурное развитие газотранспортная система Украины получила в 60-70 годы. В 1967 году после введения в эксплуатацию магистрального газопровода «Долина — Ужгород — Западная граница» (газопровод «Братство») началась подача украинского и российского газа в страны Центральной и Западной Европы.

В 70-80 годы началось строительство трансконтинентальных газопроводов «Союз», «Уренгой — Помары — Ужгород», «Прогресс» и ряда других.

В 1970 году общая длина газопроводов составляла 11,5 тыс. км., в 1980 году 18 тыс.км., в 1990 году — почти 30 тыс. км.

Современность

23 марта 2009 года в Брюсселе прошла инвестиционная конференция по вопросам модернизации ГТС, по итогам которой НАК «Нафтогаз Украины» должна получить кредит в $2,5 млрд по низкой ставке. Также будут построены несколько газоизмерительных станций на Украине близ границы с Россией, они будут измерять поступающий на Украину газ. Взамен Кабинет Министров Украины берет на себя обязательство гарантировать независимость «Укртрансгаза» и обеспечить для него поступления от доходов от передачи газа газопроводами высокого давления и от его хранения. Правительство обязуется также открыть украинскую ГТС для доступа сторонних компаний, желающих прокачивать газ по газопроводам высокого давления и «предоставить третьим сторонам доступ к подземным хранилищам газа на прозрачных, коммерческих условиях». Тарифы на прокачку и хранение газа должны быть установлены с использованием открытой методологии, быть экономически обоснованными и «недискриминационными»[5].

В сентябре 2013 года премьер-министр Украины Николай Азаров, выступая на 10-й ежегодной встрече «Ялтинская европейская стратегия» (YES), заявил о возможной «заморозке» двух веток украинской ГТС из-за падения объёмов прокачки газа и, как следствие, существенного возрастания эксплуатационных расходов.[6] Также он заявил, что «Модернизация украинской газотранспортной системы (ГТС) обойдется в 4,5 млрд евро(или 6 млрд$). Об этом написал премьер-министр Украины Николай Азаров в своей статье для немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung.»[7]

Проект объединения «Газпрома» и «Нафтогаза Украины»

После предложения в мае 2010 года российского премьера Владимира Путина объединить газовые монополии двух стран «Газпром» и «Нафтогаз Украины», в июле 2010 года премьер-министр Украины Н. Я. Азаров заявил, что правительство Украины ведёт переговоры о создании газотранспортного консорциума между Украиной, ЕС и Россией[8]. После этого российская сторона предложила создать СП на базе магистральных газопроводов Украины и месторождений «Газпрома» в России.

25 января 2011 года комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер впервые прямо заявил, что выделение средств ЕС на модернизацию украинской ГТС зависит от гарантий России на прокачку газа в Европу, и посоветовал властям Украины «убедить» российскую сторону отказаться от строительства газопровода «Южный поток» и профинансировать модернизацию украинской ГТС. Эттингер упомянул, что суммарная пропускная способность строящегося в 2011—2012 годах подводного газопровода «Северный поток» мощностью 55 млрд кубометров и проектируемого газопровода «Южный поток» мощностью 63 млрд кубометров составит 118 млрд кубометров и позволит России поставлять газ в ЕС без помощи Украины или Белоруссии[9]. Эта информация не проверена, особенно неточно упоминал ли Эттингер вообще цифры ( «Северный поток» мощностью 55 млрд кубометров, и «Южный поток» мощностью 63 млрд кубометров) так как по последней информации "Южный поток" имеет всего лишь мощность в 16 млрд кубометров, вот цитата из статьи "Очевидно, что Южный и Турецкий потоки больно бьют по газотранспортной системе Украины", – говорит Устенко.

"Украине уже нужно принять жесткую позицию перед Турцией и заявить, что если будет подписано межправительственное соглашение о строительстве Турецкого потока, то Украина считает себя свободной от выполнения обязательств по транзиту газа для Турции", – говорит он.

"Пока отношения между Турцией и Россией теплые об этом будут говорить, но все может измениться. Например, есть противоречия относительно Сирии, так как страны поддерживают разные стороны", – заключает Боровик.

См. также

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Газотранспортные системы стран СНГ. Динамика и перспективы развития // Транспортировка // Аналитика

Газотранспортная система (ГТС) России и бывших союзных республик начала складываться в 1950хгг.

За 30 лет построили более 60 тыс км магистральных газопроводов (МГП), начали применять трубы большого диаметра (ТБД) и повышать рабочее давление, создавать первые подземные хранилища газа (ПХГ).

 

Всесоюзное строительство, тем не менее, велось не везде равномерно.

В одних республиках создавалась мощная транспортная инфраструктура с заделом на будущее, в других - лишь необходимый минимум.

С распадом СССР, вместе с независимостью, республики получили и груз ответственности за поддержание в достойном состоянии своего наследия.

Одни пошли по пути интенсивной эксплуатации и мало заботились о модернизации 1000-километровых газопроводов, другие, имея менее разветвленную ГТС, активно модернизировали ее и внедряли новейшие технологии.

Как сегодня живет газотраснпортная отрасль промышленности бывших союзных республик?

 

Наследие Страны Советов

Открытие больших газовых запасов и необходимость обеспечения промышленности центральных регионов газом, привели к тому, что к 1970мгг по территории СССР протянулся самый длинный на тот момент газопровод в мире - МГП Средняя Азия-Центр (САЦ).

Уже к 1985 г общая пропускная мощность этого многониточного газового маршрута составила 80 млрд м3/год газа.

К этому времени СССР был лидером мировой газовой добычи, которая составляла 587 млрд м3/год.

Крупные газовые месторождения открывались на обширной территории всего Союза, а значит, необходимо было обеспечивать связь между центром добычи и регионами потребления.

Началось активное строительство газопроводов и сопутствующей технологической инфраструктуры.

Это привело к тому, что богатые углеводородами республики начали обрастать МГП, газопроводами-отводами и ПХГ, где применялись ведущие на момент строительства технологии и оборудование.

После развала Советского Союза каждый стал «сам за себя»: кто-то бьется над решением вопроса о поставках газа в Европу, кто-то ищет «газовые выходы» на азиатско-тихоокеанский регион и т.д.

При этом, например крупнейшая газовая компания России использует ГТС соседей лишь в качестве транзитного маршрута, а значит, и развивать эти самые ГТС бывшим союзным республикам приходится в большинстве случаев самостоятельно.

 

Не количеством, а качеством

Оценивая ситуацию с развитием ГТС бывших союзных республик, следует отметить такие критерии, как протяженность газопроводов, подключенность к МГП и пропускная мощность.

Но, в 1юочередь, следует обратить внимание на динамику развития ГТС, их техническое состояние в целом, применение современных технологий, а также пути диверсификации.

 

С образованием независимых республик судьба газовых маршрутов стала определяться внутренней стратегией каждой из них.

В некоторых странах созданы компании со смешанным капиталом, в частности, с иностранным.

Так, контролирующий акционер Молдоватрансгаз - российский Газпром, с долей участия 51%.

В остальных республиках - Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Украине, Туркменистане, Грузии, Азербайджане - ГТС принадлежит компаниям со 100% государственным капиталом.

 

Не всем госкомпаниям на территории Светского Союза удается успешно функционировать в этой области.

Причин тому множество - внутренние проблемы, недостаток финансирования со стороны государства, слишком высокая конкуренция на внешних рынках, отсутствие экспортно-ориентированной инфраструктуры.

Тем не менее, на сегодняшний день успешнее динамика развития газовой отрасли у Казахстана (национальный оператор - КазТрансГаз).

По территории Казахстана проходит 3 транснациональных МГП: Средняя Азия - Центр, Бухара-Урал и Центральная Азия - Китай.

В свою очередь, ГТС находящаяся в управлении АО КазТрансГаз, включает в себя более 55 тыс км МГП и газопроводов - отводов.

19 тыс км из них - МГП, причем увеличение их длины на 1/3 произошло за последние 5 лет - что само по себе уже большое достижение.

 

За последние годы в Казахстане была проведена модернизация объектов газовой отрасли, позволившая наращивать объемы транспортировки и, в случае изменения рыночной обстановки, диверсифицировать маршруты газа в любом направлении.

 

Сегодня, по темпам развития газовой промышленности, Казахстан находится в лидерах стран СНГ, ведь практически все соседи по региону, в основном, просто эксплуатируют ГТС, доставшиеся в наследство от СССР.

Взять хотя бы Украину, многие годы являвшуюся главным транзитером газа из России в Западную Европу и по-прежнему обладающую наиболее мощной ГТС среди ближайших соседей.

Несмотря на эти преимущества, позитивной динамики не видно уже давно, а ввод в эксплуатацию МГП Турецкий поток и, тем более, МГП Северный поток-2 лишит Украину российского транзита практически полностью.

И хотя после 2019 г останется около 15 млрд м3/год российского транзита в Европу по украинской ГТС - говорить о ее развитии уже не приходится.

 

Другой пример - Армения.

Деятельность в газовой отрасли этой страны сегодня осуществляется Газпром Армения, которая является дочерним обществом Газпром.

Но, кроме крупного и технически сложного проекта строительства МГП Иран-Армения, который позволил бы расширить ресурсную базу поставок природного газа и создать 2йтехнологический вход в Армению, вспомнить в общем-то больше не о чем.

Это единственная страна во всем закавказо-каспийском регионе, в которой на протяжении уже нескольких 10-летий практически полностью отсутствует нефтегазовая промышленность в целом.

 

У Азербайджана дела обстоят лучше - государственная SOCAR транспортирует газ по 4м МГП в Грузию и Турцию (с месторождения Шах-Дениз), а также в Иран и Россию.

Перспективными считаются поддерживаемый ЕС маршрут ГТС TAP-TANAP, включающий Трансанатолийский газопровод (TANAP) и Трансадриатический газопровод (ТАР), газопровод AGRI.

Тем не менее, в последнее время Азербайджан вынужден увеличивать долю импорта в следствие дефицита внутреннего газоснабжения.

 

Ведущий газовый оператор Туркменистана - компания Туркменгаз - 100% государственный концерн.

ГТС Туркменистана включает 8 тыс км газопроводов в 1-ниточном исполнении, ведущие в Россию, Украину и Иран.

Туркменистан активно поставляет сетевой газ в Китай по МГП ЦАК.

В обозримой перспективе Туркменистан надеется начать экспорт своего газа в ЕС и в Азию по МГП ТАПИ, но риски безопасности этого МГП столь велики, что проект продвигается с откровенным трудом.

Мощностей Южного газового коридора не хватит для роста поставок туркменского газа в Европу, а перспективы прокладки газопровода через охваченные беспорядками страны, делают малоперспективным и проект ТАПИ.

Газ - основа экономики страны. 84% производимого голубого топлива Туркменистан экспортирует, а доходы составляют основную часть бюджета.

Тем не менее, несмотря на значимость ГТС для экономики, ее изношенность составляет от 72% до 87%.

 

Сравнительный анализ можно продолжать, но выводы не очень-то изменятся.

Как мы видим, где-то дела идут лучше, где-то хуже, однако стабильность и положительная динамика на протяжении длительного периода времени наблюдаются, пожалуй, только в Казахстане, где газовая отрасль промышленности подверглась полному «апгрейду».

Здесь реализовано наибольшее количество газовых проектов, полностью обновлены основные фонды отрасли, что, в свою очередь, позволило объединить все газопроводы в единую ГТС.

ГТС страны находится в отличном состоянии и способна пропустить до 85 млрд м3/год газа, с перспективой увеличения объемов прокачки до 120 млрд м3 /год и продолжает динамично развиваться.

Благодаря строительству МГП Бейнеу-Бозой-Шымкент Казахстану удалось решить 3 важные задачи - обеспечить стабильные поставки газа на юг, создать единую систему газотранспортировки и увеличить экспорт.

КазТрансГаз стал важнейшим и технологически самым мощным оператором газовых потоков в Средней и Центральной Азии.

Сегодня это самая быстрорастущая газовая компания СНГ: увеличились объемы транзита среднеазиатского газа в направлении России и Китая.

 

Казахстан, в отличие от других стран постсоветского пространства, не просто эксплуатирует то, что досталось по наследству от СССР, а к этому запасу прочности активно добавляет новые мощности и модернизирует старые, используя инновационные технологии, позволяющие осуществлять диверсификацию маршрутов.

Это позволяет казахстанской газовой отрасли претендовать на место «драйвера» всей нефтегазовой промышленности региона.

 

neftegaz.ru

Газотранспортная система Украины и Европа после 2019 года

Аналитический онлайн-журнал

geoenergetics.ru