Трубы "Северного потока-2" поставили "Газпром" перед историческим выбором. Газпром трубы


Трубы "Северного потока-2" поставили "Газпром" перед историческим выбором

Остановка компанией «Газпром» закупки труб для сухопутной части газопровода «Северный поток-2» является обычным техническим моментом – считает ведущий эксперт Фонда энергетического развития, преподаватель Финансового университете при правительстве РФ Игорь Юшков.

«Газпром» решил снизить затраты на трубное оборудование

Напомним, что компания «Газпром» признала завышенной стоимость труб для Северо-Европейского газопровода, который является российской частью «Северного потока-2» и должен привести газ в порт Усть-Луга, из которого он по дну акватории Балтийского моря пойдет до территории Германии.

По этой причине «Газпром» расторг заключенные с подрядчиками весной прошлого года контракты на поставку труб, причем мотивацией к этому решению является изменение ценовой политики данной газовой компании в отношении закупки необходимого ей трубного оборудования большого диаметра.

Примечательно, что «Газпром» «денонсировал» здесь свое решение, которое было принято в апреле 2016 года, и это очевидно связано с тем, что у компании существует возможность закупить магистральные трубы значительно дешевле.

Ведущий эксперт Фонда энергетического развития, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что «Северный поток-2» отличается от первого «Северного потока» тем, что в этот проект включены западные инвесторы.

На «Северном потоке-2» и так висит много финансовых рисков

«Из-за того, что в «Северном поток-2» присутствуют иностранные инвесторы, они ведут очень сильный контроль над морской частью этого газотранспортного проекта. По этой причине, при реализации морской части «Северного потока-2» выход за установленный бюджет будет минимальным, что в России, судя по всему, решили распространить и на сухопутную часть данного проекта», - констатирует Юшков.

Ведь за всеми этими перипетиями, связанными с политической обстановкой вокруг «Северного потока-2», мы перестали обращать внимание на его финансовый компонент, который заключается в том, чтобы не потратить на реализацию проекта слишком много денег и выполнить работы, не выходя за утвержденный бюджет.

«Кстати говоря, на «Северном потоке-2» сегодня и так лежит угроза пересмотра бюджета морской части этого газопровода. Дело в том, что пока не ясно, даст ли Дания добро на прокладку маршрута, который она сама указала для «Северного потока-1», или все-таки здесь будет введен в действие недавно принятый датский закон, и по этой причине данный проект придется прокладывать другим путем», - резюмирует Юшков.

Напомним, что в Дании был принят закон, который позволяет запретить прокладку «Северного потока-2» через ее исключительную экономическую зону, но пока непонятно, будет ли Копенгаген вводить в действие свой нормативный акт задним числом или все-таки не будет мешать этому российскому проекту.

«Северный поток-2» и так грозит дополнительными расходами

В принципе, с точки зрения правового духа этот законопроект нельзя применить в отношении «Северного потока-2», но ввиду давления США и Еврокомиссии, Копенгаген оказался перед нелегким выбором – пойти на это ожидаемое нарушение закона или все-таки дать зеленый цвет российскому проекту.

«Американцы, очевидно, ждут здесь негативного решения от Дании согласно букве нового закона, которой был специально принят в этой стране для того, чтобы помешать реализации «Северного потока-2» и не дать прокладке его труб по датской акватории. В случае если это решение будет принято, это не означает крест на проекте, но его из-за этого придется менять, а это, значит, что потребуется намного больше времени и финансовых затрат на его практическую реализацию», - заключает Юшков.

Что касается решения «Газпрома» по отказу от закупки труб, то данная мера, как считает эксперт, явно была согласована этой компанией с высшим российским руководством и, в частности, с президентом РФ Владимиром Путиным.

«Все дело в том, что сегодня настал самый напряженный момент в истории «Газпрома», поскольку эта компания реализует одновременно сразу несколько больших газотранспортных строек – «Северный поток-2», «Турецкий поток» и «Сила Сибири», которая понесет газ в Китай», - констатирует Юшков.

«Газпрому» необходимо сегодня оптимизировать свои расходы

По словам Игоря Валерьевича, здесь еще надо вспомнить проекты, которые «Газпрому» придется начать уже в самом ближайшем будущем, а это такие дорогостоящие начинания, как «Балтийский СПГ» и СПГ-завод «Сахалин-3».

«Эти проекты «Газпрому», в любом случае, придется начинать, поскольку их приостановка приведет на практике к их закрытию, а этого наша страна допустить, естественно, не может», - резюмирует Юшков.

Например, это означает, что в контексте «Сахалина-3» придется разрабатывать «Киринское» и «Южно-Киринское» газовое месторождение, что потребует дополнительных инвестиций. И примерно также дела обстоят по всем другим направлениям текущей деятельности нашей главной газовой компании.

«Газпром», однозначно, не может отказаться ни от одного из этих проектов, из-за чего перед ним стоит задача распределения собственных ресурсов. Кроме того, эти гигантские вложение коррелирует со сравнительно низкими ценами на мировом рынке и, соответственно, не очень большой нормой прибыли, несмотря на рекордные объемы поставок российского газа в страны Евросоюза», - заключает Юшков.

Это обстоятельство и вызвало текущую линию правительства РФ и лично президента Путина, направленную на то, чтобы ведущие российские госкорпорации сокращали свои практические издержки, учитывая, что средства в федеральном бюджете сегодня ограничены.

«Это автоматически и вызвало данное решение «Газпрома» снизить свои затраты на магистральные газопроводы, что можно сделать в первую очередь за счет труб и непосредственного строительства газопроводов», - констатирует Юшков.

Читайте нас в Яндексе

rueconomics.ru

"Газпром" готовит трубы под западный маршрут поставки газа в Китай

“Газпром” начал готовить свои трубопроводные магистрали под возможную в будущем поставку газа в Китай по “западному” маршруту (газопровод “Сила Сибири-2”). Как сообщает корпоративное издание газпромовской «дочки» ООО “Газпром трансгаз Томск“, в нынешнем году томская компания должна отремонтировать с этой целью участок газопровода Нижневартовский ГПЗ – Парабель – Кузбасс протяженностью 41 км.

“Объект включен в график синхронизации строительства газопровода “Сила Сибири-2″. Если контракт будет подписан, то первые поставки газа будут осуществляться по существующей Томской газотранспортной системе. Поэтому сейчас она приводится к идеальному состоянию”, – отмечает издание томского подразделения “Газпрома”.

Кроме указанного участка “Газпром трансгаз Томск” в этом году ведет текущий ремонт в зонах ответственности Парабельской, Чажемтовской и Володинской промышленных площадок, а также на подводном переходе газопровода через Обь.

Отметим, что в конце июня “Газпром” объявил тендер на поставку 213,215 тыс тонн труб большого диаметра для компании «Газпром трансгаз Томск» с поставкой заказа в четвертом квартале нынешнего года. Однако заявка газовой госкомпании на аукцион, итоги которого планируется подвести 3 августа, вызвала нарекания у Федеральной антимонопольной службы (ФАС). “Газпрому” предписано устранить все нарушения при организации конкурса.

Западный маршрут предусматривает трубопроводную поставку в Китай газа, добытого на месторождениях в Западной Сибири, в объеме до 30 млрд кубометров в год на первом этапе. В мае прошлого года “Газпром” и CNPC подписали соглашение об основных условиях экспорта природного газа из России в Китай по газопроводу, который получил название “Сила Сибири-2” (ранее использовалось название “Алтай”). Однако соответствующее межправительственное соглашение между РФ и КНР пока не подписано: у китайской стороны есть вопросы, касающиеся параметров поставок западным маршрутом и цены на газ.  :///

 

Рубрики: Новости, Трубопроводы | Темы: газпром, Западный маршрут, китай, Сила Сибири-2

О чём говорят в интернете

teknoblog.ru

Обходной маневр. Сможет ли "Газпром" обойтись без украинской трубы

Решение «Газпрома» расторгнуть контракты с «Нафтогазом» создаст новую реальность на энергорынке ЕС. Главными направлениями экспорта российского топлива станут газопроводы, проложенные в обход Украины. При этом нарушать долгосрочные обязательства перед европейскими партнерами нельзя.

«Бомба» от председателя

В понедельник, 5 марта, в адрес «Нафтогаза» было официально направлено уведомление о начале процедуры расторжения контрактов на поставку и транзит газа. С соответствующим заявлением выступил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. Процедуру проведет Стокгольмский арбитраж.

Таков ответ на вердикт шведского суда, по которому российская компания должна выплатить 2,56 миллиарда долларов украинской. Миллер обвинил судей в двойных стандартах, подчеркнув, что в этой «ситуации продолжение действия контрактов для «Газпрома» экономически нецелесообразно и невыгодно».

Крайне нервно отреагировали на происходящее в Киеве. В частности, первый вице-спикер Верховной рады Ирина Геращенко назвала действия «Газпрома» «газовым шантажом со стороны России» и пригрозила вынести вопрос на рассмотрение межпарламентского совета Украина-НАТО, который начал работу в Одессе.

В Брюсселе слова Миллера также вызвали озабоченность. В минувшую субботу вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович обсудил ситуацию по телефону с министром энергетики России Александром Новаком. Итогом беседы стало официальное сообщение Еврокомиссии, что процедура расторжения контрактов займет время и поставки российского газа в Европу через территорию Украины пока продолжатся.

Назвать дату начала рассмотрения нового дела в Стокгольмском арбитраже юристы пока затрудняются, однако действия российской компании они считают правомерными. Юрист компании «Хренов и партнеры» Александр Костин отметил, что вынесенный вердикт существенно затрагивает интересы «Газпрома», а также договоренности сторон.

«Расторжение договора — неизбежное следствие данного решения. Но в отличие от государственного суда в арбитраже сроки рассмотрения дела определяются составом арбитров для каждого конкретного дела самостоятельно», — сказал юрист.

Ускорение желаний

«Газпром» пока сохранит транзит топлива через Украину. Напомним, поставки газа в страны ЕС осуществляются по трем магистральным газопроводам, доставшимся Киеву в наследство от СССР: «Союз», «Братство» и Трансбалканский.

Общая их протяженность на украинской территории составляет почти 3,7 тысячи километров. В 2017 году, по данным «Укртрансгаза», по этим трубам перекачали 93,5 миллиарда кубометров российского газа. Это примерно на 14% больше, чем годом ранее.

Киев надеялся, что в ближайшие два года, то есть до истечения сроков действия контрактов между «Нафтогазом» и «Газпромом», годовые объемы транзита вырастут до 110 миллиардов кубометров. С учетом повышения тарифов ожидалось существенное пополнение украинского бюджета: с двух до пяти миллиардов долларов в год.

Однако эти планы похоронил вердикт шведского суда, хоть и вынесенный в пользу «Нафтогаза». Впрочем, скандальное решение поддержать за счет «Газпрома» украинскую экономику по факту только ускорило процесс переноса основных маршрутов экспорта российского газа в Европу.

В 2016 году «Газпром» объявил о программе оптимизации затрат, которая в числе прочего предусматривает после ввода в эксплуатацию «Северного потока 2» ликвидацию почти четырех тысяч километров сухопутных газопроводов. Здесь нет никакой политики, а простой экономический расчет — себестоимость доставки газа из России в ЕС через Балтику в 1,6 раза ниже, чем через Украину.

Совсем отключать украинскую трубу не планировалось. Аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров подтверждает, что этот маршрут вполне мог бы быть востребован и после 2020 года. В частности, для поставок газа в Словакию, Венгрию, Чехию и Польшу.

Другое дело, что Киев наверняка попытался бы компенсировать падение доходов от снижения объемов экспорта путем повышения тарифов в четыре-пять раз. А российский экспортер никогда не согласится на такие условия, уверен собеседник. Это значит, что через пару лет сторонам в любом случае пришлось бы объявлять о прекращении сотрудничества.

Чувство долга

В форсировании событий есть один важный нюанс — обязательства «Газпрома» перед европейскими контрагентами по долгосрочным контрактам. Некоторые договоренности будут действовать даже после 2035 года.

Отказаться от их исполнения российская компания не вправе. Ранее эксперты высказывали мнение, что эти контракты могли быть пересмотрены после окончания транзитного договора с Киевом. Ну а теперь переговорный процесс придется ускорить.

«Потребуется существенно переформатировать газовые потоки на европейском направлении, а это новые риски для всех вовлеченных сторон», — говорит старший преподаватель кафедры стратегического управления ТЭК РГУ нефти и газа имени Губкина Сергей Еремин.

Он не исключает, что одним из вариантов решения проблемы может стать перенос пунктов передачи газа с западной на восточную границу Украины. Тогда уже европейские партнеры «Газпрома» возьмут на себя ответственность за дальнейшую транспортировку топлива.

К слову, энергокомпании ЕС без восторга относились к подобной перспективе: риски несанкционированного отбора газа Украиной и издержки от других конфликтов значительно повышают контрактные цены на голубое топливо.

Нестеров, в свою очередь, не верит в окончательный российско-украинский «развод». Но если транзитные контракты все-таки расторгнут, то «Газпром» выполнит обязательства по долгосрочным контрактам и без Украины.

Эксперт напомнил, что мощность «Голубого потока», по которому газ идет из России в Турцию, составляет 15-16 миллиардов кубометров, газопровода через Белоруссию — до 30 миллиардов кубометров, «Северного потока» — 55 миллиардов кубометров. То есть уже сейчас, без учета «Северного потока 2», этого достаточно, чтобы обеспечить поставку топлива в ЕС по долгосрочным контрактам.

ria.ru

www.discred.ru

Трубы "Северного потока-2" поставили "Газпром" перед историческим выбором

Остановка компанией «Газпром» закупки труб для сухопутной части газопровода «Северный поток-2» является обычным техническим моментом – считает ведущий эксперт Фонда энергетического развития, преподаватель Финансового университете при правительстве РФ Игорь Юшков.

«Газпром» решил снизить затраты на трубное оборудование

Напомним, что компания «Газпром» признала завышенной стоимость труб для Северо-Европейского газопровода, который является российской частью «Северного потока-2» и должен привести газ в порт Усть-Луга, из которого он по дну акватории Балтийского моря пойдет до территории Германии.

По этой причине «Газпром» расторг заключенные с подрядчиками весной прошлого года контракты на поставку труб, причем мотивацией к этому решению является изменение ценовой политики данной газовой компании в отношении закупки необходимого ей трубного оборудования большого диаметра.

Примечательно, что «Газпром» «денонсировал» здесь свое решение, которое было принято в апреле 2016 года, и это очевидно связано с тем, что у компании существует возможность закупить магистральные трубы значительно дешевле.

Ведущий эксперт Фонда энергетического развития, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что «Северный поток-2» отличается от первого «Северного потока» тем, что в этот проект включены западные инвесторы.

На «Северном потоке-2» и так висит много финансовых рисков

«Из-за того, что в «Северном поток-2» присутствуют иностранные инвесторы, они ведут очень сильный контроль над морской частью этого газотранспортного проекта. По этой причине, при реализации морской части «Северного потока-2» выход за установленный бюджет будет минимальным, что в России, судя по всему, решили распространить и на сухопутную часть данного проекта», - констатирует Юшков.

Ведь за всеми этими перипетиями, связанными с политической обстановкой вокруг «Северного потока-2», мы перестали обращать внимание на его финансовый компонент, который заключается в том, чтобы не потратить на реализацию проекта слишком много денег и выполнить работы, не выходя за утвержденный бюджет.

«Кстати говоря, на «Северном потоке-2» сегодня и так лежит угроза пересмотра бюджета морской части этого газопровода. Дело в том, что пока не ясно, даст ли Дания добро на прокладку маршрута, который она сама указала для «Северного потока-1», или все-таки здесь будет введен в действие недавно принятый датский закон, и по этой причине данный проект придется прокладывать другим путем», - резюмирует Юшков.

Напомним, что в Дании был принят закон, который позволяет запретить прокладку «Северного потока-2» через ее исключительную экономическую зону, но пока непонятно, будет ли Копенгаген вводить в действие свой нормативный акт задним числом или все-таки не будет мешать этому российскому проекту.

«Северный поток-2» и так грозит дополнительными расходами

В принципе, с точки зрения правового духа этот...

...законопроект нельзя применить в отношении «Северного потока-2», но ввиду давления США и Еврокомиссии, Копенгаген оказался перед нелегким выбором – пойти на это ожидаемое нарушение закона или все-таки дать зеленый цвет российскому проекту.

«Американцы, очевидно, ждут здесь негативного решения от Дании согласно букве нового закона, которой был специально принят в этой стране для того, чтобы помешать реализации «Северного потока-2» и не дать прокладке его труб по датской акватории. В случае если это решение будет принято, это не означает крест на проекте, но его из-за этого придется менять, а это, значит, что потребуется намного больше времени и финансовых затрат на его практическую реализацию», - заключает Юшков.

Что касается решения «Газпрома» по отказу от закупки труб, то данная мера, как считает эксперт, явно была согласована этой компанией с высшим российским руководством и, в частности, с президентом РФ Владимиром Путиным.

«Все дело в том, что сегодня настал самый напряженный момент в истории «Газпрома», поскольку эта компания реализует одновременно сразу несколько больших газотранспортных строек – «Северный поток-2», «Турецкий поток» и «Сила Сибири», которая понесет газ в Китай», - констатирует Юшков.

«Газпрому» необходимо сегодня оптимизировать свои расходы

По словам Игоря Валерьевича, здесь еще надо вспомнить проекты, которые «Газпрому» придется начать уже в самом ближайшем будущем, а это такие дорогостоящие начинания, как «Балтийский СПГ» и СПГ-завод «Сахалин-3».

«Эти проекты «Газпрому», в любом случае, придется начинать, поскольку их приостановка приведет на практике к их закрытию, а этого наша страна допустить, естественно, не может», - резюмирует Юшков.

Например, это означает, что в контексте «Сахалина-3» придется разрабатывать «Киринское» и «Южно-Киринское» газовое месторождение, что потребует дополнительных инвестиций. И примерно также дела обстоят по всем другим направлениям текущей деятельности нашей главной газовой компании.

«Газпром», однозначно, не может отказаться ни от одного из этих проектов, из-за чего перед ним стоит задача распределения собственных ресурсов. Кроме того, эти гигантские вложение коррелирует со сравнительно низкими ценами на мировом рынке и, соответственно, не очень большой нормой прибыли, несмотря на рекордные объемы поставок российского газа в страны Евросоюза», - заключает Юшков.

Это обстоятельство и вызвало текущую линию правительства РФ и лично президента Путина, направленную на то, чтобы ведущие российские госкорпорации сокращали свои практические издержки, учитывая, что средства в федеральном бюджете сегодня ограничены.

«Это автоматически и вызвало данное решение «Газпрома» снизить свои затраты на магистральные газопроводы, что можно сделать в первую очередь за счет труб и непосредственного строительства газопроводов», - констатирует Юшков.

lossless71.ru

Челябинцы поставят Газпрому трубы для Северного потока 2

Трубы ЧТПЗ пойдут на «Северный поток-2»Фото: Анна Майорова © URA.RU

Глава «Газпрома» Алексей Миллер обсудил с руководителем «Челябинского трубопрокатного завода» (ЧТПЗ) Андреем Комаровым перспективы сотрудничества. Трубы ЧТПЗ договорились поставлять на крупные объекты газового холдинга, включая «Северный поток — 2».

Встреча Миллера и Комарова состоялась 30 января в Санкт-Петербурге. Главы компаний рассмотрели вопрос цены трубной продукции в рамках проекта «Северный поток — 2». В этом году международные производители листа и материалов завершили поставки для проекта, подчеркнули на ЧТПЗ. Кроме того, речь шла об освоении производства инновационной продукции — труб и соединительных деталей — с применением лазерной сварки.

В 2017 году Группа ЧТПЗ отгрузила более 560 тыс. тонн труб для строительства новых газопроводов «Северный поток — 2» и «Сила Сибири», а также для реконструкции действующих трубопроводов ПАО «Газпром». Группа ЧТПЗ первой среди российских производителей осуществила промышленную поставку уникальной импортозамещающей продукции — разрезных тройников «ЭТЕРНО», необходимых для разработки месторождений. Кроме того, Челябинский трубопрокатный и Первоуральский новотрубный заводы (входят в Группу ЧТПЗ) прошли сертификационный аудит и получили сертификаты соответствия требованиям стандарта СТО «Газпром» 9001-2012 в Системе добровольной сертификации ИНТЕРГАЗСЕРТ, пояснили в Группе.

«Северный поток — 2» — проект магистрального газопровода из России в Германию через Балтийское море длиной свыше 1200 км. Является расширением «Северного потока» и по пропускной способности и протяжённости соответствует действующему газопроводу.

ura.news

"Газпром" отрежет Киеву трубопроводы | Бизнес

"Газпром" откажется от части трубопроводов на Украину. Об этом утром в четверг, 16 июня, на Петербургском международном экономическом форуме сообщил председатель правления компании Алексей Миллер.

По его словам, 4,3 тыс. км труб на этом направлении будет ликвидировано до 2020 г. и 10,7 тыс. км - к 2030-му. А через четыре года из эксплуатации выведут 62 компрессорных цеха, добавил Миллер.

Это касается газопровода Ямбург - Суджа, единственного, по которому голубое топливо поступает на Украину. После сокращения через эту страну можно будет прокачивать 10-15 млрд куб. м газа в год.

Оптимизацию газотранспортных мощностей компания уже начала. До 2020 г. "Газпром" сократит эксплуатационные затраты на $1,6 млрд, а к 2030 г. - почти на $2 миллиарда.

На транзите через Украину 30 млрд куб. м в год за 25 лет "Газпром" может сэкономить $25-43 млрд, добавил глава компании Алексей Миллер, выступая на ПМЭФ. По его словам, поставки голубого топлива через Украину дороже, чем по "Северному потоку - 2", на 20%.

В рамках подготовки к поставкам по "Северному потоку - 2" компания оптимизирует систему магистральных газопроводов в Центральном регионе. Высвобождающиеся мощности позволят к 2020 г. сэкономить $1,6 млрд, отметил Миллер.

"Северный поток - 2" эффективнее не только благодаря меньшей, чем через Украину, длине (на 1885 км, или 45%), но и эффективнее (рабочее давление - до 120 атмосфер по сравнению с 55-75 в центральном газотранспортном коридоре).

Глава "Газпрома" рассказал, что многие проявляли интерес к "Северному потоку - 2", но "формально заявок никаких не было". В среду, 15 июня, был получен отчет инвестиционного консультанта - банка "Интеза".

Проектом предусмотрено создание газопроводной системы мощностью 55 млрд куб. м газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря. Участниками "Северного потока - 2" стали "Газпром", немецкие BASF и E.ON, французская Engie, австрийская OMV и англо-голландская Shell.

В 2015 г. "Нафтогаз" сообщил "Газпрому" о принятии на Украине новых правил ценообразования на услуги по транспортировке газа, в частности - принципа "транспортируй или плати". Как пояснили тогда в компании, изменение тарифной политики происходит из-за того, что Национальная комиссия по государственному регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг Украины (НКРЭКУ) установила тарифы на услуги по транспортировке природного газа по трансграничным газопроводам для точек входа и выхода. Для всех точек входа был установлен тариф $12,47 за 1 тыс. куб. метров. Стоимость на точках выхода колебалась от $16,74 до $32,80 за 1 тыс. куб. метров.

Украина ждет решения Стокгольмского арбитражного суда по двум искам. Первый - о купле и продаже газа между ею и РФ, второй - об условиях транзита российского голубого топлива через ее территорию, по которым "Нафтогаз" добивается повышения стоимости в три раза - около $6 млрд в год. Также Киев рассчитывает через суд обязать российскую сторону прокачивать транзитом законтрактованные объемы газа.

Общая сумма выплат, которые "Нафтогаз" планирует выручить по двум искам, достигает почти $50 миллиардов. Около $30 млрд из них - компенсация за уже приобретенный ранее российский газ, за который, по мнению Украины, Киев переплатил. Слушания по делу пройдут осенью, а решение ожидается к концу этого - началу следующего года. 

<!-- AddThis Button BEGIN --> <div> <a fb:like:layout="button_count"></a> <a></a> <a g:plusone:size="medium"></a> <a></a> </div> <script type="text/javascript" src="//s7.addthis.com/js/300/addthis_widget.js#pubid=54027941"></script> <!-- AddThis Button END -->

rucompromat.com

Украина загнала «Газпром» в трубу

«Газпром» не сможет обойтись без транзита через территорию Украины после 2019 года, несмотря на то, что на эти сроки запланирован ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2». Как пишет издание «Коммерсант», к этому времени не будет готова наземная инфраструктура в ЕС. Если точнее, то газопровод Eugal, аналог линии Opal, который должен стать продолжением «Северного потока-2» на территории Германии, будет построен только к концу 2020 года. Об этом сообщили изданию в компании Gascade, которая владеет долей в 50,5% в проекте.

Nord Stream 2 мощностью 55 млрд. кубометров газа в год планируют запустить уже в конце 2019 года, и, как неоднократно утверждали в «Газпроме», реализация продвигается по плану. Однако если к этому моменту будет построена только первая нитка Eugal, российская компания сможет прокачать по газопроводу не более 34 миллиардов кубометров газа.

В самом «Газпроме» эту информацию пока не комментируют. Но если ситуация обстоит именно так, этого объема будет недостаточно для того, чтобы выполнить свои контрактные обязательства, что грозит многомиллиардными штрафами, не говоря уже о том, чтобы удовлетворять растущий спрос на газ в Европе.

В 2017 году российская компания прокачала через территорию Украины рекордный за последние годы объем в 93 миллиарда кубометров газа. Даже если бы к 2020 «Газпром успел построить и полностью ввести в эксплуатацию «Северный поток-2» (пропускная способность 55 млрд. куб. м.) и обе нитки «Турецкого потока» (по 15,75 млрд. кубометров каждая), все равно выходит, что 5−10 миллиардов кубометров будет не хватать. Да и строительство второй нитки «Турецкого потока» пока под вопросом, так как Болгария, Венгрия и Румыния еще не выдали разрешение на прокладку труб на своей территории, и газ, идущий по трубопроводу, может поступать только на турецкий рынок. Кроме того, в середине марта стало известно, что «Газпром» утилизирует часть труб в связи с уменьшением мощности «Турецкого потока» с 63 до 31,5 миллиарда кубометров газа в год.

Симон Пирани из Оксфордского института энергетических исследований подсчитал, что полностью отказаться от украинского транзита при сохранении своих долгосрочных контрактов «Газпром» сможет только к 2024 году. Да и то, при условии, что спрос не будет расти слишком быстро. В 2017 году экспорт газа в европейские страны составил 193,6 млрд. кубометров, что на 8,1% больше, чем в 2016.

С учетом этих обстоятельств новый транзитный контракт с Украиной кажется неизбежным, но пока сложно представить, на каких условиях он может быть заключен.

Напомним, что после решения Стокгольмского арбитража не в пользу «Газпрома» в споре с «Нафтогазом» российская компания вообще заявила о расторжении всех действующих контрактов с Украиной, в том числе транзитных, и начала соответствующую процедуру. Это, естественно, не устроило ни Киев, который начал грозить новыми судебными исками и арестом имущества, ни европейцев, которые призвали стороны выполнять решение арбитража и контрактные обязательства.

Украинская сторона уже заявила о том, что будет требовать трехсторонних переговоров с Россией и ЕС по вопросу о транзите газа после 2019 года. До тех пор Киев планирует отталкиваться от решений Стокгольмского арбитража. Как отметил руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов, до сих пор не ясно, как будет проходить расторжение существующих контрактов. Если не удастся доказать, что оснований для одностороннего прекращения их действия нет, «Газпрому» предстоит выплачивать компенсацию за разрыв отношений, причем, скорее всего, весьма существенную.

Однако заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что переговоры о новом транзитном контракте и разбирательства по решению Стокгольмского арбитража и расторжению действующих соглашений могут идти параллельно.

— Европейское руководство инициировало вопрос о том, чтобы сохранить транзит через территорию Украины. Российские власти официально ответили, что готовы пойти на это, если это будет сделано на коммерчески адекватных условиях по итогам конструктивных переговоров. Проблема в том, что Киев таких переговоров проводить не хотел. Сейчас очевидно, что без них нельзя обойтись. Возможно, для того, чтобы усадить украинскую сторону за стол переговоров, нужно, чтобы Европа оказала на нее давление.

Экспорт газа в Европу растет, и эта тенденция продолжится, если только не будет приостановлена политическими методами. Но в этом случае Украина станет первой пострадавшей, потому что сокращать первым делом будут транзит через ее территорию. Сейчас продолжение транзита выгодно всем сторонам, но для этого нужны адекватные переговоры.

Если Украина хотела сохранить транзит через свою территорию, она должна была сделать коммерчески выгодное предложение «Газпрому». Пока же они только требовали повысить тарифы и выдвигали еще более неадекватные условия. Украинская сторона ведет себя как таксист, который заламывает непомерные и не рыночные цены, в результате чего клиент решил купить собственную машину. Теперь этому таксисту нужно посидеть и подумать, не пора ли ему начать вести себя цивилизованно.

«СП»: — А как разбирательства в Стокгольме влияют на переговоры по транзиту?

— Договоренности об имплементации решений арбитража еще не достигнуты. «Газпром» предпринимает меры по защите своих интересов через апелляцию. Этот процесс еще не завершен, и он происходит в рамках правового поля. Но в цивилизованном мире арбитражное разбирательство не исключает продолжение переговоров. Напротив, часто в ходе их стороны заключают мировое соглашение и отзывают иски. Проблема в том, что этот вопрос на Украине крайне политизирован, но при желании решить его можно.

Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев пояснил, что «Газпрому» действительно не обойтись без транзита через Украину после 2019 года, причем сразу по нескольким причинам.

— Я думаю, украинский транзит в том или ином виде останется востребованным, даже если «Газпром» вдруг каким-то образом активизируется в строительстве газопроводов по южному направлению. Однако это само по себе уже маловероятно, не зря ведь решили даже разобрать часть труб, проложенных в расчете на «Южный» и «Турецкий» потоки. В сложившихся внешнеполитических условиях согласование дополнительных ниток «Турецкого потока» или возобновление «Южного потока» маловероятно.

Но даже если бы все планы «Газпрома» оставались в силе, его газопроводы идут только до Европы, а есть и вторая сторона. Внутренние европейские газотранспортные системы отчасти замкнуты на украинский транзит, а строительство отводов от «потоков» «Газпрома» запаздывает.

Кроме того, Евросоюз увязывает согласование строительства «Северного потока-2» с сохранением транзита через Украину и не поддержит планов по его полному прекращению ни в каком виде.

Опять же, посчитаем объемы. В прошлом году экспорт «Газпромом» природного газа достиг рекордного уровня в 193,9 млрд м3. С учетом роста спроса — не за горами выход на 200 млрд м3. Даже полная загрузка всех ниток обоих «Северных потоков» не может превысить 110 млрд м3. Транзит через Белоруссию дает максимум 32 млрд м3. Европейская нитка «Турецкого потока», до конца, кстати, еще не согласованная с Европой, прибавит только 15,5 млрд м3 в год. Украинский транзит способен обеспечить транспортировку остального объема и при этом еще составлять резерв мощности, который не помешает иметь, если исходить только из экономических интересов.

«СП»: — Удастся ли договориться с Украиной по новому транзитному контракту с учетом политических разногласий?

— Нам мой взгляд, достижение договоренности о продолжении транзита газа через Украину возможно и даже необходимо с экономической точки зрения. Но также очевидно, что в этом вопросе слишком много политики. Вряд ли решения о расторжении или продлении контрактов с Украиной принимаются на уровне руководства «Газпрома» без согласования с высшим политическим руководством страны. А на этом уровне экономические интересы не всегда являются определяющими.

Украине необходимы доходы от транзита газа. ЕС заинтересован в продолжении украинского транзита и по объективным, и по политическим мотивам. Если ЕС решит выступить посредником в урегулировании спора между «Газпромом» и «Нафтогазом», его позиция может быть использована в торге по широкому кругу проблемных вопросов, включая санкции, Крым, Сирию и т. п. Однако, я полагаю, вероятность такого торга невелика.

Если бы удалось вынести политику за скобки, стороны вполне могли бы договориться о продолжении сотрудничества на условиях, выгодных всем. Но, поскольку вынести политику за скобки не получится, прогнозировать дальнейшее развитие этого спора бессмысленно.

Понятно лишь, что «Газпром» не намерен так просто соглашаться с невыгодным для себя решением Стокгольмского арбитража, и будет предпринимать усилия, если не по его отмене, то как минимум по всяческому затягиванию его исполнения. Запуск процедуры расторжения контрактов через Стокгольмский арбитраж является одним из его защитных инструментов — по сути, в связку к двум противоположным искам, решение по которым уже принято арбитражем, добавляется третий.

«СП»: — Пока этот иск рассматривается, что будет с транзитом газа?

— По результатам двух арбитражных споров между компаниями на поставку и транзит газа «Газпром» должен доплатить «Нафтогазу» 2,56 млрд долл. Я полагаю, «Газпром» согласился бы с этими решениями, если бы они компенсировали друг друга без остатка. Поскольку этого не произошло, при затеянном им пересмотре условий, я думаю, он будет добиваться компенсации этой разницы как минимум в ноль, если не в свою пользу.

Рассмотрение — процесс долгий. Видимо, пока оно длится, стороны могут заключать какие-то временные договоренности, чтобы не останавливать транзит газа полностью. При наличии взаимной доброй воли этому ничто не мешает.

Руководитель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин также убежден, что с Украиной так или иначе придется договариваться.

— У «Газпрома» нет другого выхода, кроме как ускорить темпы строительства. Это означает капитальные затраты, что с учетом решения Стокгольмского арбитража и действующих штрафов сильно отразится на российской экономике. Скорее всего, так рисковать не будут, и пойдут на соглашение с Киевом о транзите. На каких условиях пока не ясно, но они точно не должны уступать возможным рискам.

Ожидается, что Евросоюз выступит посредником в этом процессе, ведь потребность в российском газе в Европе с каждым годом растет. Украинский маршрут пока что единственный вариант, по которому они могут получить его, а для «Газпрома» транзит через Украину — единственная возможность закрыть 2020 год по всем долгосрочным контрактам с потребителями.

lentanovosti.ru