Политика «Газпрома». Газпрома политика


Цель — освободиться от Газпрома | Политика | ИноСМИ

Победа Трампа на выборах в США, так же как Брексит и щекотливый вопрос сотрудничества с Тегераном, способствовали созданию международной обстановки, выгодной для газового колосса. И все же, если бы Европе это стало действительно необходимо, она бы смогла обойтись без русских

«Американские выборы». «Брексит». «Конец действия антииранских санкций». Когда 28 февраля этого года руководство компании Газпром встретилось с аналитиками коммерческих банков в Сингапуре, куда их пригласили рассказать о работе группы, в какой-то момент политика и финансы показались единым целым. Ноябрьские выборы, победу в которых одержал Дональд Трамп, а также голосование Великобритании за выход из Европейского союза и щекотливый вопрос о сотрудничестве с Тегераном были перечислены среди «главных событий», повлиявших в 2016 году на формирование благоприятной для российского газового гиганта международной обстановки. Цитируя слова Олега Аксютина, отвечающего за стратегии подконтрольного российскому правительству Газпрома, эти события обеспечили «дополнительные положительные факторы» вдобавок к стратегическим преимуществам группы.

Когда речь идет о материальной власти режима Владимира Путина, Газпром, безусловно, является одним из наиболее существенных ее факторов. Планируя свои действия на международной арене, Кремль всегда учитывает потребности этого сырьевого гиганта. Компания контролирует крупнейшие запасы метана в мире и по закону обладает монополией на его экспорт из России.

Как подчеркивается на сайте Газпрома, в 2016 году компания поставила Европе треть всего использованного там газа, что было на 12,5% больше по сравнению с предыдущим годом. Подтекст сообщения как нельзя более ясен: дорогие европейцы, при всем вашем недовольстве и претензиях к нам, не забывайте, что функционирование ваших электростанций, отопление в ваших домах, работа ваших плит, в сущности, зависят от нас.

Handelsblatt07.04.2017Rzeczpospolita31.03.2017Handelsblatt03.03.2017Handelsblatt30.03.2017Sydöstran16.02.2017Есть еще один явный факт после выступления в Сингапуре. В прошлом году в Европе много говорилось о новых поставках, которые могли осуществляться из Соединенных Штатов, где благодаря сланцевой революции стали доступны огромные месторождения. Метан оттуда может доставляться через океан на кораблях, после того как его переведут в жидкое состояние. Итак, Газпром в одном слайде продемонстрировал победу над своими американскими конкурентами, которые должны были бы предоставить помощь своим европейским союзникам, считающим себя заложниками путинских поставок: за весь 2016 год из Америки в Европу было отправлено всего лишь пять судов-танкеров. А метан, который они поставили, стоил на 30% дороже, чем тот, что поставляется из России через газопровод, проходящий через территорию Украины.

Однако, несмотря на эту демонстрацию силы, цель которой — представить компанию под руководством Алексея Миллера (с ним Путин познакомился в 1990-х, когда оба работали с мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком) в виде неудержимого гиганта, Газпром тоже создает Кремлю некоторые сложности.

Экономический кризис в России, падение рубля, рост цен на углеводороды — все это существенно повлияло на показатели компании. В период с 2013 по 2015 годы ее оборот снизился со 164 до 100 миллиардов долларов, и даже в первые девять месяцев 2016 года (последние известные данные) роста экспорта в Европу оказалось недостаточно, чтобы возместить новые потери, учитывая, что в целом продажи упали до 63 миллиардов долларов (по сравнению с 71 миллиардом в аналогичный период 2015 года).

Последствия этих трудностей, вероятно, будут очевидны в долгосрочной перспективе, учитывая, что положение Газпрома ухудшают значительные долги, и компании уже пришлось притормозить планы развития некоторых арктических месторождений, где бурение и добыча стали неподъемны именно по причине снижения цен. Даже предполагаемая зависимость европейских стран от российских поставок скорее связана со взаимным удобством, чем с абсолютной необходимостью.

Как отмечает Массимо Николацци (Massimo Nicolazzi), управляющий нефтяным сектором компании, работавший до этого сначала в Eni, потом в российском Лукойле и, наконец, в компании Centrex, контролируемой «Газпромбанком», а теперь преподающий экономику энергетических ресурсов в университете города Турина, если бы Европе действительно было это нужно, она бы смогла обойтись без русских или, по крайней мере, снизить степень своей зависимости от Москвы. Николацци обращает внимание в частности на заводы, занимающиеся переведением газа из жидкого состояния вновь в газообразное. Сегодня в Европе эти заводы в целом эксплуатируются недостаточно: «Можно посчитать, что все эти заводы, если бы они использовались в полном объеме, были бы способны предоставить то количество газа, которое Европейский союз импортирует из России», — объясняет Николацци.

Из приводимых Николацци примеров наиболее показателен пример Испании: она, помимо газопровода из Алжира и Марокко, а также заводов, восстанавливающих газ в газообразном состоянии, способна импортировать из-за рубежа 94 миллиарда кубических метров газа в год. Из них она потребляет 28 миллиардов и может экспортировать во Францию только семь миллиардов, учитывая ограниченную способность метанопровода, проходящего через Пиренеи. На самом деле в Испании имеется неиспользованный потенциал в почти 59 миллиардов кубических метров газа: если бы здесь и в других странах не было экономических сложностей, свойственных европейской сети, то старый континент с его действующими инфраструктурами импорта мог бы спокойно обойтись без российского газа.

Этого не происходит, потому что в последние годы цена на сжиженный природный газ, как правило, несопоставима с тем, который поставляется через газопровод. То, что мы называем «зависимостью», на самом деле является проблемой цены. Николацци выводит отсюда парадокс: «Россия может продолжать выступать в роли олигополиста на европейском рынке, только если будет сохранять конкурентоспособные цены».

Если расклад именно таков, то гораздо яснее становится иной аспект политики Москвы. Газпром выступает против строительства новых газопроводов, благодаря которым в Европу могли бы прийти другие поставщики газа, например, ТАР, который свяжет Азербайджан и итальянский регион Апулию, при этом сама компания занимается укреплением связей с Китаем и с Германией. Однако, главным образом, как сказал вице-президент Александр Медведев, Газпром всегда стремится предстать перед своими клиентами в роли «надежного» партнера, которому можно доверять. Эта стратегия на фоне существующей разрухи на Ближнем Востоке и в странах Северной Африки, увеличивающей сомнения в долгосрочных возможностях таких конкурентов России, как Египет, Ливия и Тунис, представляется еще более убедительной.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Политика "Газпрома" против национальных интересов

20-го февраля цены на нефть на Нью-Йоркской бирже достигли рекордного уровня за последние девять месяцев. Фьючерсные контракты на поставки «черного золота» на электронных торгах товарной биржи Нью-Йорка заключались по цене 105.44 доллара за баррель, что на 2.1% выше предыдущего показателя.

По мнению аналитиков, рост цен на нефть связан с тем, что за два дня до этого Иран отказался от ее поставок британским и французским компаниям. Рост цены на нефть, в свою очередь, скоро поднимет цену на экспортный газпромовский газ, потому что формула цены на газ привязана к нефти. Но эксперты опасаются, что подорожание топлива не даст нужного для России эффекта...

Получается интересная арифметика. Как и в 2011 году, во время «Арабской весны», сокращение европейских поставок по газопроводу «Зелёный поток» из Северной Африки привело к росту доли газпромовского газа на европейском рынке до 23% в 2010 году, до 27% - в 2011-ом, и до 33% - в феврале 2012 года. Это многомиллионный дополнительный доход для нашей казны. Следовательно, если кого-то не устраивает скорейшее урегулирование иранского ядерного кризиса, то в первую очередь - России.

Однако эксперты считают, что 33% являются той предельной долей, выше которой «Газпром» уже не прыгнет. Предположительно, этот показатель сохранится до 2017 года, т.е. до начала добычи на новом Штокмановском месторождении в Баренцевом море. Понятно, что начиная с 2006-2009гг, когда цены на нефть (которые напрямую влияют на цены газа) были более-менее стабильными и намного ниже нынешних. Сбои в газоснабжении Европы со стороны «Газпрома» происходили постоянно и фискальные аппетиты Москвы здесь не причем.

В нынешнем году, официальная реакция самого же «Газпрома» на недопоставки в Европу, как и в 2006 и 2009 годах, была довольно противоречива. И в феврале с.г., как и раньше, на фоне взаимных упреков Киева и Москвы, из «Газпрома» посылались взаимоисключающие, хаотичные сигналы от категорического отрицания уменьшения газоснабжения и обвинения Украины в неофициальном отборе транзитного газа, до обвинения европейцев в чрезмерно большом потреблении топлива. Так, шеф «Газпром Экспорта» Александр Медведев выразил недоумение по поводу сообщений о значительных сокращениях поставок газа в Европу. «В условиях суровой зимы в России и Европе, наша компания максимально нарастила поставки газа не только в европейские страны, но и в страны СНГ - в частности, в Белоруссию и на Украину, и одновременно увеличила забор «голубого топлива» из подземных хранилищ... Кроме того, сидя на транзитных трубах, Украина отбирает сейчас газ на уровне годового объема в 60 млрд. кубометров, что значительно больше контрактных объемов", - сказал глава «Газпром экспорта». Со слов А. Медведева можно сделать вывод, что потребление Украиной импортного газа сейчас может составлять 160 млн. кубометров в сутки. Однако по статистике 31 января 2012 года Украина забрала всего лишь 118.7 млн. кубометров российского газа. Противоположенное утверждал другой зампред правления «Газпрома» Александр Круглов,  заявив, что даже в условиях высоких цен на газ, компания не сможет поставить европейцам запрашиваемые ими дополнительные объемы газа. Он отметил, что «по дальнему зарубежью» заявки выполняются в соответствии с контрактом. По мнению руководителя отдела компании «Универ» Дмитрия Александрова, концерну предстоит объясниться со своими западными контрагентами. «Газ «уходит» где-то на границе Польши и Украины, – отметил он. – Но этот факт ничего принципиально не меняет, поскольку «Газпром» отвечает за поставки своим европейским потребителям». Да и сам российский монополист ранее признавал, что  ограничивал поставки топлива в Европу, так как концерн был намерен сосредоточиться на покрытии спроса российских потребителей в морозы.

Таким образом, нынешняя морозная зима показала уязвимость ситуации в нашем «национальном достоянии» – «Газпроме». В российской монополии, как и раньше (во время кризисов 2006 и 2009 годов), в погоне за прибылью стараются обвинить Украину в «лишнем потреблении газа», чем отталкивают Киев от славянского мира прямо «в объятия» Запада.

В итоге подобной недальновидной политики России, Украина уже в январе с.г. заявила, что намерена значительно увеличить объемы собственной добычи газа. Существующие проблемы с поставкой российского газа в Европу еще раз подорвали репутацию «Газпрома», как надежного поставщика. Однако, менеджмент компании и российское правительство пытаются оправдать свой промах, обвинив Украину и ЕС. Владимир Путин, например, видит существующие проблемы европейских потребителей в неимении прямых связей, минуя Украину, с помощью  газопровода «Южный Поток». Со своей стороны, руководитель компании Алексей Миллер заявил, что если проблема «третьего энергетического пакета» ЕС (который, по его мнению, необходим для работы «Газпрома» в Европе) не будет решена, тогда Россия не сможет удовлетворить спрос Европы на газ.

Значит, проблемы газового монополиста заключаются не только в неэффективном менеджменте и неумении быстро реагировать на меняющуюся конъюнктуру. Всё намного сложнее. Дело в том, что для быстрого увеличения поставок газа из Западной Сибири в европейскую часть России необходимы подземные газохранилища, от строительства которых «Газпром» отказался. Строительство газохранилищ в Западной Сибири планировалось ещё в 2005-2010гг, но «Газпром» предпочёл перенаправить средства на «Северный Поток», а заодно запланировать «Южный». Вторая очередь «Северного Потока», любимого проекта Путина (видимо из-за отмывания крупных «финансовых осколков» в виде «откатов»), заработает весной. Видимо, на этом всё и закончится, так как, судя по негативной реакции европейских партнеров России,  рассматривать предложения о строительстве третьей и четвертой веток проекта никто не будет.

В итоге, Россия лишилась того потенциального валютного дохода, который могла получить в условиях возрастающего спроса на газ, поставив его в Европу через Украину. А также, и это самое главное, лоббирование со стороны В. Путина строительства «Северного» и будущего "Южного потоков" в обход Украины, ещё больше ухудшают отношения с братской славянской страной. Получается, что наши обещания, щедро раздаваемые для предвыборной поддержки Януковича, оборачиваем против него же. Видимо, Москва в Киеве еще раз наступит на те же грабли, что и в Грузии. Как известно, Грузия почти 100% энергоносителей получала из России, а с 2007 года диверсифицировала импорт и сейчас сама экспортирует электроэнергию, в т.ч. и в Россию.

Интересно, кто в нашей стране вырабатывает национальную внешнюю политику, соответствующие государственные органы или «Газпром»? Раньше была надежда, что после ухода оранжевых (Кремль же винил во всех бедах Ющенко?) в отношениях с Украиной начнутся потепления, но ничего не изменилось – «Газпром» всё дальше и дальше отталкивает Киева от нас.

maxpark.com

Газпром и политика | Политика

Энергетический рынок — главная надежда и опора российской экономики в ХХI веке — нынешней осенью стал источником тревожных новостей. Покатилась вниз цена нефти, до того незыблемо стоявшая на высоком уровне почти три года. Экспорт российского газа в сентябре упал на треть. Ввод в эксплуатацию стратегически важного газопровода «Сила Сибири», призванного повернуть потоки голубого топлива с Запада на Восток, откладывается на два года. Компания ExxonMobil, разрабатывающая совместно с «Роснефтью» Арктический шельф, объявила о свертывании своих проектов в России в связи с санкциями. Ну и с Киевом Москве никак не удается достичь договоренностей по газовому вопросу. Все эти события комментирует один из ведущих отечественных аналитиков ТЭК, партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.

— Согласно свежим статданным, экспорт российского газа в сентябре сократился на 35%. Насколько это болезненно для России?

— Со статистикой надо обращаться осторожно. В сообщениях о сентябрьских объемах Центральное диспетчерское управление ТЭК забыло указать, что процент снижения оно показывает не в месячном, а в годовом выражении. И нынешнее падение поставок фактически возвратило экспортный поток газа в состояние, в котором он пребывал год назад. Напомню, что в сентябре 2013 года был зафиксирован резкий скачок вверх (опять-таки в годовом выражении): на 33,3% в дальнее зарубежье и на 31,6% в ближнее зарубежье. Тогда европейские потребители запасались газом впрок, предчувствуя и холодную зиму, и конфликт «Газпрома» с «Нафтогазом Украины».

В нынешнем году, несмотря на то, что европейцы по-прежнему боятся замерзнуть из-за нехватки российского газа, показатели экспорта откатились назад, примерно на уровень 2012 года. Отчасти это вызвано мерами, которые принимают в Европе для сокращения зависимости от «Газпрома», а отчасти по причинам, которые можно назвать политическими. Российский монополист грозит своим европейским контрагентам урезанием поставок, если те будут продавать газ Украине, и подкрепляет угрозы действием.

Словацкий импортер газа компания SPP зарегистрировала сокращение объема поставок из России на 50%. О снижении потока объявили в Польше, Австрии, Венгрии.

«Газпром» уже зарекомендовал себя как компания, сознательно разрушающая собственную коммерческую ценность путем подрыва своих позиций на рынках. Самую крупную свою рыночную нишу — украинскую — компания уничтожила и теперь взялась за разрушение своей репутации и капитализации в других странах Европы. Фактически «Газпром» выступает не как коммерческая организация, а как инструмент политики.

— А что будет в дальнейшем с российским экспортом газа?

— В долгосрочной перспективе можно ожидать его сокращения. Внутренний спрос, согласно трезвым прогнозам, не будет расти вплоть до 2035 года и дальше; Европа сделает все, чтобы покупать меньше газа у «Газпрома»; поставки в Китай начнутся примерно в 2020 году с объема 4,5 млрд кубометров в год и выйдут на показатель 30 млрд только году в 2030-м, не ранее. Китай никак не заменит России европейского рынка газа ни по объемам продаж, ни по доходам от экспорта.

— Кстати о Китае. На днях появилась информация о том, что введение в эксплуатацию газопровода «Сила Сибири» сдвигается на два года. Чиновник, озвучивший эту новость, был уволен. «Сила Сибири» оказалась не столь уж и сильна?

— Представитель ООО «Газпром добыча Ноябрьск» отлично знал, о чем говорил: это его компания разрабатывает Чаяндинское месторождение — главный источник газа для первого этапа «Силы Сибири». Как подтверждают источники в «Газпроме», он просто озвучил рабочий график, утвержденный правлением головной компании по обоснованию инвестиций. Его увольнение — другим газпромовцам наука: не стоит подчиненному опровергать заявления руководства, даже если начальники несут полную околесицу.

— Нужен ли в принципе российский газ Китаю и в каком объеме?

— В этом плане показательна эволюция оценок, которые делали эксперты ВР. Три года тому назад они подчеркивали, что неясность перспектив китайского спроса была самым серьезным фактором для прогнозов энергопотребления на планете. В прошлом году вице-президент и главный экономист «ВР Россия» Владимир Дребенцов отметил, что Китаю не нужно больше 30 млрд кубометров в год из России, а 26 сентября этого года он сообщил, что потребность КНР в газе будет удовлетворяться до 2035 года за счет собственной добычи, импорта из Средней Азии и Мьянмы, а также в виде закупок сжиженного природного газа. Для России в этом уравнении никакого места не остается.

Если «Газпром» все-таки построит «Силу Сибири», освоив для ее заполнения запасы газа в Якутии и Иркутской области (общие капиталовложения в проект вместе с трубопроводом и газоперерабатывающим заводом в Белогорске я консервативно оцениваю более чем в $100 млрд), то Китай сможет диктовать «Газпрому» коммерческие условия как монопольный покупатель. Это очень опасная перспектива для столь затратного проекта.

— Компания ExxonMobil объявила о том, что сворачивает 9 из 10 своих проектов с «Роснефтью», а через некоторое время закроет и десятый. В свою очередь, из Министерства энергетики ответили, что Россия может освоить шельф и без зарубежной помощи. Это действительно так?

— Для освоения нефтегазовых запасов на арктическом шельфе у российских компаний нет ни опыта, ни передовых технологий, ни оборудования, а в условиях ограничения зарубежного финансирования не хватит и денежных средств.

— Крупнейшие российские предприятия ТЭК попали под санкции, хотя в российском информационном поле ситуация трактуется так, что Запад боится тронуть российских производителей нефти и газа, чтобы не остаться без топлива. Насколько на самом деле тяжел удар санкций по отрасли?

— Представители американской администрации разъяснили, что режим санкций не должен затрагивать уже начатые проекты, связанные с добычей и экспортом российских энергоносителей. Речь в режиме главным образом идет об арктическом шельфе и разработке трудноизвлекаемых запасов нефти.

Однако, как показывает история с ExxonMobil, эффект получился более широкий. Иностранные компании, работающие в других областях, помимо попавших под санкции, на всякий случай тоже отказываются от контрактов на поставку оборудования и технологий. Далее можно ожидать массового исхода таких компаний: как только американские власти накажут первого провинившегося в игнорировании режима санкций, это вызовет лавину исхода иностранных фирм из России.

Если до санкций можно было рассчитывать, что западные технологии помогут остановить наметившийся спад добычи нефти в России, то сейчас такие ожидания сошли на нет. Минприроды когда-то считало, что добыча нефти в России пройдет пик в 2017 году, мы в RusEnergy прогнозировали начало спада в 2016 году, руководители ЛУКОЙЛа предупреждали о наступлении этого момента в 2015 году, но сокращение добычи наблюдается уже сейчас.

— Россия ведет непростые переговоры по газу с Украиной. Каковы здесь перспективы договоренностей с учетом напряженной геополитической обстановки?

— Если отвлечься от политики, то решение, устраивающее всех, очевидно. «Газпром» и «Нафтогаз Украины» могли бы заключить новый контракт по образцу тех, которые российская компания подписывает с другими клиентами в Европе, то есть с формулой цены, привязанной отчасти к ценам газа на спотовом рынке.

Именно так выглядит предложение украинской стороны, но для российского руководства психологически очень трудно (если не невозможно) его принять, пойдя на уступки. В результате такого упрямства пострадают все. «Газпром» окончательно уничтожит свою рыночную нишу в Украине и прослывет ненадежным поставщиком (поскольку без украинских подземных хранилищ газа не сможет выполнить контрактные обязательства перед европейскими клиентами в зимнее время), Россия потеряет источник доходов, Украина и Европа могут замерзнуть в холодное время года. Но компромисс — это не тот путь, который выбрали переговорщики из Москвы. К глубокому сожалению.

— В последние недели произошло падение мировых цен на нефть. До этого почти три года баррель был стабилен. Почему сейчас его позиции пошатнулись и как может развиваться ситуация дальше?

— Цена нефти на мировом рынке регулируется законами спроса и предложения и, вопреки расхожему мнению, не подчиняется заговорам «мировой закулисы». Американцам сейчас стало нужно меньше импортной нефти, поставщики затоваривают рынок, укрепляется доллар (а именно в нем номинируется цена барреля)… В результате действия всех этих факторов предложение превышает спрос, и цена падает.

Рано или поздно она установится в разумном коридоре, нижняя граница которого — 85–90 долларов за баррель. Ниже этой величины начнут останавливаться проекты добычи дорогой трудноизвлекаемой нефти, и к тому же Саудовская Аравия и несколько ее партнеров по ОПЕК сократят добычу, чтобы поддержать свои доходы по цене («арабская весна» угрожает и им в случае срыва социальных программ). В итоге баррель опять станет дорожать. Пока же можно констатировать: для российского бюджета период низких цен — крайне чувствительный негативный фактор.

— А как влияет на мировой рынок энергоресурсов «сланцевая революция»?

— «Сланцевая революция» в США уже изменила рынок, ударив, в частности, и по российской экономике. Она ускорила сокращение цен на газ и нефть на мировом рынке, изменила традиционные маршруты поставок, вывела новые страны в потенциально независимые в плане энергетики. «Газпром» уже столкнулся с «капризами» европейских потребителей газа, которые требуют пересмотра контрактов в свою пользу, поскольку могут получать значительные объемы «нового» сжиженного газа из других источников. И «Газпром» вынужден идти на определенные изменения в пользу покупателей и даже выплачивать миллиарды долларов компенсации за прошлые периоды завышенных цен.

— Стоит ли России опасаться «сланцевой революции» в энергетике, так же как она опасается цветных революций в политике?

— В нашей стране сланцевые технологии, а именно гидроразрыв пласта (ГРП), применяются уже больше полувека. Когда тот же «Газпром» проводит ГРП на Марковском месторождении вблизи от украинской границы, а его руководители заявляют о вреде ГРП в Украине, их высказывания выглядят наивной и неумной пропагандой. По существу, все планы российских нефтяников на освоение трудноизвлекаемых запасов связаны как раз с развитием сланцевых технологий. Так что «опасаться» — некорректный термин. Скорее, мы должны надеяться на то, что «сланцевая революция» придет в Россию.

Дмитрий Докучаев

---------

maxpark.com

Разработка параметров стратегической политики ОАО ГазПром

Российский Новый Университет

Факультет Бизнес – Технологий в Туризме

Курсовая работа

по стратегическому менеджменту

на тему:

Разработка параметров стратегической политики ОАО «ГазПром»

Выполнил:

Студент 4 курса

Группы 341

Бакунцева О. С.

Проверил:

Доц. Быковников И. А.

Москва

2009

Содержание:

Введение……………………………………………………………………3

1 глава. Описание организации …………………………………………...5

1.1.История образования предприятия……… …………………………..5

1.2. О компании…………………………………………………………….6

2 глава. Оценка выбранной стратегической политики предприятия ......9

2.1. Расчеты за 2008 год………………………….………………………...9

2.2. Расчеты за 2007 год………………………….……………………….13

2.3. Сравнение показателей за два года………………………………….17

Заключение..………………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………….........19

Введение.

Выбор правильной стратегии для предприятия является одной из важных задач при управлении предприятием. Если она выбрана неправильно, то предприятие может понести убытки, а в последствии даже обанкротиться.

В данной курсовой я буду рассматривать Открытое Акционерное Общество «ГазПром», в котором Государство является собственником контрольного пакета акций – 50,002%.

ОАО «Газпром» – крупнейшая газовая компания в мире. Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских – 60%. На Газпром приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа.

Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов.

Председателем Совета директоров является Зубков Виктор Алексеевич.

Председателем Правления является Миллер Алексей Борисович.

В данной курсовой я попытаюсь раскрыть: в каком состоянии находится предприятие на данный момент, специфику вида деятельности, правильно ли выбрана его стратегическая политика,определить круг проблем, нуждающихся в дополнительном изучении .

В данной курсовой работе два раздела. Первый раздел посвящен описанию организации. В первом подразделе история предприятия, как оно начинало свою деятельность. Во втором подразделе – что произошло с предприятием, после его присоединения к Европейской Подшипниковой Корпорации. В третьем – как повлиял финансовый кризис на деятельность предприятия.

Второй раздел посвящен расчетам по стратегии предприятия. В первом подразделе производятся расчеты по эффекту финансового рычага, рентабельности экономических активов, критическая операционная прибыль, средневзвешенная цена и стоимость за 2008 год. Во втором – те же показатели, но только за 2007 год. В третьем подразделе сводная таблица и выводы за два года.

1 Глава. Описание компании.

1.1. История образования предприятия:

1989 г. - Министерство газовой промышленности СССР преобразовано в Государственный газовый концерн «Газпром».

5 ноября 1992 г. - Подписан Указ Президента РФ «О преобразовании ГГК «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром». 17 февраля 1993 года выходит соответствующее Постановление Правительства РФ.

В 1993–1994 гг. - Подписываются соглашение о сотрудничестве с «Газ де Франс», соглашение с компанией «Несте» о поставках газа в Финляндию сроком на 20 лет.

31 мая 1995 г. - Состоялось первое годовое Общее собрание акционеров РАО «Газпром». В нем приняли участие около 1 тыс. акционеров и представителей акционеров РАО, которым в совокупности принадлежало в общей сложности 67,85% голосов. Участники собрания сформировали Совет директоров, избрали ревизионную комиссию. Международная компания «ПрайсвотерхаусКуперс» была утверждена аудитором Общества.

В августе 1995 г. - Состоялась официальная презентация центрального офиса «Газпрома» на улице Наметкина, дом 16.

1.2. О компании:

«Газпром» – один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности.

Специфика «Газпрома» заключается в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России у «Газпрома» есть возможность стать энергетическим мостом между рынками Европы и Азии, осуществляя поставки собственного газа и оказывая услуги по транзиту газа других производителей.

Миссия ОАО «Газпром»

ОАО «Газпром» видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Стратегическая цель ОАО «Газпром»

Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

Принципы стратегии компании:

– повышение эффективности во всех звеньях производственной цепочки от добычи до сбыта природного газа, нефти и продуктов переработки;

– расширение и диверсификация деятельности (новые рынки, транспортные маршруты, продукты) за счет проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью;

– соблюдение интересов всех акционеров ОАО «Газпром»;

– совершенствование корпоративного управления, повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности;

– персональная ответственность руководителей за принятые управленческие решения.

Запасы и добыча газа

Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских – 60%. Запасы газа Газпрома оцениваются в 29,85 трлн. куб. м, а их текущая стоимость – в 182,5 млрд. долларов. В 2006 году прирост объема разведанных запасов газа существенно превысил объем его добычи и составил 590,9 млрд. куб. м. В 2007 году по предварительным данным прирост запасов природного газа составил более 585 млрд. куб. м, что также превышает объем его добычи.

На Газпром приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. В 2006 году предприятия Группы Газпром добыли 556 млрд. куб. м, что на 1 млрд. куб. м выше уровня добычи в 2005 году. Добыча природного газа в 2007 году, по оперативной информации, составила 548,5 млрд. куб. м., при этом снижение уровня добычи по сравнению с 2006 годом вызвано уменьшением объема потребления газа европейскими потребителями из-за теплых погодных условий зимы 2006-2007 гг.

Газпрому принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа – Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2006 году поставку 316,3 млрд. куб. м газа в 79750 населенных пунктов России.

Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2006 году объем продаж газа в европейские страны составил 161,5 млрд. куб. м, в страны СНГ и Балтии – 101 млрд. куб. м.

Совершенствование структуры управления

Газпром совершенствует корпоративную структуру управления. Реформа направлена на повышение эффективности работы Газпрома как вертикально-интегрированной компании. Начато создание дочерних обществ по видам деятельности, таким как подземное хранение газа, подземный ремонт, переработка углеводородов, добыча нефти.

Газпром на глобальном рынке

Газпром с уверенностью смотрит в будущее. В 2007 году капитализация ОАО «Газпром» выросла на 21,18% и составила на конец года 329,563 млрд. долларов США. По уровню рыночной капитализации Газпром вошел в тройку крупнейших энергетических компаний мира, уступая только китайской PetroChina и американской ExxonMobil.

Это значительный шаг к укреплению ведущих позиций Газпрома на глобальном энергетическом рынке, росту авторитета и влияния компании в мировом сообществе, обеспечению долгосрочного роста ее стоимости.

2 Глава. Оценка выбранной стратегической политики предприятия.

Для того чтобы разобраться в сложившейся ситуации произведем некоторые расчеты:

2.1. Расчеты за 2008 год:

1. Оценим созданную структуру капитала за 2008 год.

Для этого необходимо выполнить следующие действия:

1) Определить реальные источники финансирования доступные организации для осуществления вложений в имущество с целью извлечения доходов на этом имуществе:

2) Необходимо оценить структуру сложившегося капитала по оцениваемым источникам:

3) Определить величину операционной прибыли.

4) Определить экономическую рентабельность активов:

mirznanii.com

Политика «Газпрома»

Намерение российского монополиста – концерна «Газпром» – повысить цены на поставляемый в Беларусь природный газ продолжает активно обсуждаться политиками и экспертами. «Голос Америки» попросил прокомментировать ситуацию Андерса Ослунда, аналитика вашингтонского Института международной экономики, в свое время работавшего экономическим советником при правительствах Украины и Кыргызстана.

Алекс Кэмпбелл:Буквально через несколько дней после выборов президента республики Беларусь «Газпром» объявил о намерении резко увеличить цены на поставляемый Беларуси природный газ. В то же время президент Путин был одним из трех или четырех лидеров государств мира, поздравивших Лукашенко с избранием. Как, на ваш взгляд, можно объяснить такую политику, я бы сказал, «кнута и пряника» со стороны Кремля в отношении Лукашенко?

Андерс Ослунд:Сейчас «Газпром» – это в основном коммерческая организация. И по поводу Беларуси еще до выборов решили требовать такие цены, которые «Газпром» хотел. После выборов – пожалуйста, рыночное право снова работает.

А.К.:Какую роль играет Беларусь в общей стратегии газового экспорта России в Западную Европу? Украина, Балтийское направление и Беларусь? Какое самое важное для России? Или же Россия будет стремиться уйти от зависимости?

А.О.:Россия, конечно, не сможет уйти от зависимости до тех пор, пока не появятся новые транспортные каналы. Сегодня 80% газа, который Россия экспортирует в Европу, проходит через Украину. Это значит, что Украина наиболее важна. И 20% газа – через Беларусь и Польшу. Единственный выход для России – строить больше трубопроводов, что сейчас и делается через Балтийское море. Но этот трубопровод не будет достаточно крупным, чтобы пропускать весь газ, и его строительство не кончится раньше 2010 года. До этого момента в своем экспорте в Европу «Газпром» будет более всего зависим от Украины.

А.К.:Независимые эксперты считают, что белорусская экономика не выдержит даже двукратного повышения цен на поставляемый из России газ. Вместе с тем, отмечают, что «Газпром» намерен увеличить цену в три раза. Как повлияло резкое повышение цен на газ на украинскую экономику? Пережила ли она это? Сумела ли она адаптироваться?

А.О.:Украина – самая энергоемкая страна мира. И это – неприемлемо. В Украине очень много устаревших производств. Там просто необходима реконструкция. Приблизительно половина металлургических заводов в Украине имеют мартеновские печи, которые на сегодняшний день недопустимы в производстве. Половина нефтеперерабатывающих заводов в Украине стоят из-за необходимости модернизировать их. Экономический рост в этом году, как было в прошлом году и прогнозируется в будущем году, составит два-два с половиной процента. Украина проходит через необходимую реконструкцию, поскольку нельзя тратить столько энергии, сколько она тратила в прошлом.

Для Беларуси повышение цен будет намного легче. Больше всего в Беларуси машиностроения. Беларусь имеет сегодня очень высокий экономический рост из-за того, что просто живет на нефти и газе России – дешево покупает и дорого продает. И правильно делает. Но непонятно, почему «Газпром» это разрешал. Из-за того, мне кажется, что ценовая политика «Газпрома» в этом случае была совершенно противоестественна.

А.К.:Многие обозреватели считают, что такая мягкость или, скажем, уступчивость России в отношении Беларуси в ценовой политике объясняется намерением России ассимилировать Беларусь или, посредством так называемого «союзного государства» добиться объединения двух стран в какую-то конфедерацию. Что вы думаете по этому поводу?

А.О.:Мне кажется, что в Москве имеются разные мнения по этому поводу. Я не вижу там единой или преобладающей точки зрения в этом отношении.

А.К.:Какие страны, кроме Беларуси, получают такой дешевый газ?

А.О.:Только Беларусь и Украина. Другие страны платят относительно нормальные цены.

А.К.:Некоторые обозреватели считают, что, если «Газпром» будет настаивать на значительном увеличении цен на газ, Беларусь существенно поднимет цены за транзит газа. Сможет ли Беларусь компенсировать повышенную цену газа повышением цен за его транзит?

А.О.:Транзит газа должен стоить меньше самого газа. А вообще «Газпром» сейчас действует больше из коммерческих соображений, чем из политических. И это видно по тому, что иностранные инвесторы сейчас любят «Газпром». В этом году цены на акции «Газпрома» повысились уже более чем на 40%. Так что на Уолл-стрите считают, что «Газпром» действует сейчас вполне разумно и намного лучше, чем раньше.

www.golos-ameriki.ru

Газпром и геополитика | Политика | ИноСМИ

Российская пропаганда, которую, к сожалению, распространяют и западные СМИ тоже, утверждает, будто судьба проекта «Северный поток — 2» предрешена, поскольку его поддерживает глава Жан-Клод Юнкер, а юристы Еврокомиссии говорят, что спорный газопровод можно вывести из-под действия европейского законодательства. Это, как показывают документы самой Еврокомиссии, не совсем так.

Хотя ее юридические службы действительно считают, что «Северный поток — 2» не подпадает под действие европейского права, еще недавно они придерживались противоположного мнения, но их попросили вынести новый вердикт. Кроме того, Генеральный директорат по энергетике, у которого есть свои юристы, утверждает, что действие европейского законодательства можно распространить на новый газопровод, хотя для этого потребуется заключить соглашение между ЕС и Россией.

На практике это означает, что согласованием правового режима от имени Совета Европы займется Еврокомиссия, а решение нужно будет утверждать единогласно. Тогда страны, которые выступают против проекта, смогут просто наложить на него вето. Не исключено, что Россия откажется вступать в переговоры, поскольку такое соглашение потребует от нее изменения собственных норм в энергетической отрасли. В таком случае Еврокомиссия сможет признать проект нарушающим европейское законодательство. Однако общественность об этих фактах ничего не знает.

Политика вместо бизнеса

Опровергать тезисы, которые продвигает Газпром, — занятие трудоемкое, поэтому вести рациональные дискуссии на тему «Северного потока — 2» очень сложно. Россияне наняли в консорциум специального пресс-секретаря, который занимается вопросами нового газопровода. В последнее время в прессе началась активная кампания в защиту проекта. Примеры лживых аргументов, к которым прибегают защитники неоднозначного газопровода, обобщил сотрудник Флорентийской Школы Регулирования (FSR) Ежи Дудек (Jerzy Dudek).

Во-первых, россияне говорят, что, согласно прогнозам, объем собственной добычи в ЕС снизится, следовательно, возрастет спрос на газ. Покрыть этот спрос сможет «Северный поток — 2».

Во-вторых, транзит через украинскую территорию, по их мнению, не только нестабилен, но и невыгоден, так что СП-2 станет рентабельным.

В-третьих, это бизнес-проект. Разумеется, политические мотивы и причины реализации проекта в этом контексте не обсуждаются. Раз СП-2 — это только бизнес, а не политика, значит, к нему следует относиться как к обычному предприятию, а Европейскому союзу следует выполнять функцию регулятора, а не оказывать политическое влияние.

В-четвертых, «Северный поток — 2» будет отвечать требованиям европейского и международного права, а также нормам отдельных стран-членов ЕС.

В-пятых, он окажет благотворное воздействие на конкуренцию и единый европейский рынок, перечисляет российские аргументы эксперт.

В прессе появилось неофициальное сообщение издания EurActiv.com о том, что неоднозначный российский проект пользуется поддержкой Жан-Клода Юнкера. Его серым кардиналом выступает Мартин Сельмайер (Martin Selmayr) — неофициальный представитель Германии в Еврокомиссии. Неизвестно, влиял ли он на Юнкера, а если да, претворял ли он в жизнь заявление немецкого вице-канцлера Зигмара Габриэля. В октябре 2015 года тот заверил Путина, что «не позволит Еврокомиссии вмешиваться» в проект «Северный поток — 2».

Газпром называет любые попытки выяснить правду «переведением спора в политическую плоскость». На самом деле все иначе. Именно деятельность сторонников проекта, которые обрели влияние в Еврокомиссии, не позволяет сделать дискуссию на эту тему прозрачной. У Брюсселя есть «компромат» на «Северный поток — 2», но он вот уже год не хочет его обнародовать. Получается, что он не выполняет возложенную на него роль защитника европейских трактатов, а его бездействием пользуются строители СП-2. С одной стороны, они заверяют, что судьба газопровода уже предрешена, а с другой — дискредитируют подход, самым ярким представителем которого стала Польша. Они стараются изолировать Варшаву, называя ее единственной силой, выступающей против прежнего способа взаимодействия с россиянами в газовом секторе.

Между тем жесткую оценку «Северному потоку — 2» в адресованном Еврокомиссии письме дали не только Польша, но также другие государства «Вышеградской четверки», страны Балтии, Хорватия и Румыния. Запрос с просьбой дать проекту правовую оценку направили в Еврокомиссию Дания и Швеция, которые в этом году должны вынести решение по поводу прокладки отрезков газопровода, проходящих в их территориальных водах. Если Еврокомиссия не займет четкой позиции, они смогут апеллировать лишь к экологическим критериям, а им СП-2, по всей видимости, будет соответствовать (как это было с «Северным потоком — 1»).Defence2423.06.2017УНИАН28.04.2017Helsingin Sanomat26.04.2017

Защитники «Северного потока — 2» говорят, что это только бизнес. Они пользуются тем фактом, что западные концерны, обладающие большим влиянием на руководство своих стран, заинтересованы в дешевом газе, а россияне демонстрируют решимость предложить им гибкие условия контрактов. Это для России вопрос жизни и смерти. Хотя она продает рекордные объемы газа, зарабатывает она на этом относительно мало: все дело в дешевой нефти, с котировками которой увязаны цены в долгосрочных контрактах, а также в росте предложения на газовом рынке (в первую очередь связанном со сланцевой революцией в США).

Разделяй и властвуй

Это очередной пример из истории энергетических стратегий Польши, который показывает, что бизнес с Газпромом — это всегда политика. Как Россия использует свои сырьевые ресурсы во внешнеполитических целях, описывает директор Центра польско-российского диалога и согласия Эрнест Вычишкевич (Ernest Wyciszkiewicz). Он показывает, что компания, родившаяся из министерства газовой промышленности, фактическим им и осталась.

После краха Советского Союза российская политика за границей уже не могла опираться на армию и ядерный арсенал. Осталось одно эффективное орудие давления: газо- и нефтепроводы. С их помощью россияне могли придерживаться метода «разделяй и властвуй». Они давали скидки союзникам и странам, которые соглашались на их требования, но повышали цены тем, кто не хотел подчиняться. Самым ярким примером были кризисы в поставках на Украину в 2006, 2009 и 2014 годах, которые обычно совпадали с прозападными разворотами в киевской политике.

Альтернатива одна — подчинение. Взамен за отсрочку погашения долга и дешевый газ Белоруссия в 2011 году продала свои газопроводы. Однако гарантий неприкосновенности это ей не дало. В конце 2016 года начался спор о цене газа, который поставляется в это государство. Россия сохраняет субсидированные тарифы для тех стран СНГ, которые проводят такую политику, которая нравится Москве.

Иначе складываются дела у непокорных. Когда россияне старались в 2013 году склонить к сотрудничеству Украину, вначале они пригрозили поднять цену на газ с 400 долларов за тысячу кубометров до 440. А когда президент Виктор Янукович на саммите «Восточного партнерства» отказался подписывать соглашение об ассоциации с ЕС, выяснилось, что Газпром готов снизить цену до 268,5 долларов за тысячу кубометров. Тарифы для Восточно-Центральной Европы — это лишь инструмент политики Газпрома, с рыночными реалиями общего у них мало.

Это подтвердило антимонопольное расследование Еврокомиссии, в ходе которого она выдвинула претензии к деятельности российского монополиста в странах ЕС нашего региона. Она констатировала, что цены назначались несправедливо, а Газпром старался влиять на инфраструктуру и разделить рынки в регионе.

Как это выглядело? Концерн придерживался ценовой политики, которая дискриминировала страны Центрально-Восточной Европы. Несмотря на то, что потребители находились ближе к поставщику, они платили больше, чем Германия и другие западноевропейские государства. Это было возможно, поскольку в отличие от Западной Европы в нашей части континента инфраструктура не позволяла получить свободный доступ к разным поставщикам. В итоге Газпром смог диктовать свои условия.

The Telegraph UK01.06.2017Politico15.03.2017Handelsblatt03.03.2017Неправомерное влияние на инфраструктуру, в свою очередь, заключалось в том, что россияне внесли в договоры пункты, которые наделяли их правом пользоваться газопроводами и газохранилищами в своих целях в нарушение антимонопольного законодательства ЕС. Разделение рынков — это препятствование реэкспорту купленного российского газа из одной страны в другую. Это тормозило развитие рынка, поскольку на любые изменения требовалось согласие Газпрома.

После того, как началась сланцевая революция, объем предложения газа на мировых рынках увеличился, а доступ к альтернативным источникам энергии расширился, российский концерн начал использовать в отношении своих клиентов более гибкую политику. Он изменил ценовую формулу в контрактах с западноевропейскими клиентами и начал постепенно отменять требование о запрете на реэкспорт, которое блокировало свободный оборот газом (например, в договоре с польским нефтегазовым концерном PGNiG в 2012 году).

Сейчас Газпрому приходится идти навстречу своим клиентам, но, несмотря на это, он надеется сохранить влияние в Восточно-Центральной Европе. Этой цели призван служить «Северный поток — 2». Сотрудник брюссельского аналитического центра BRUEGEL Георг Цахман (Georg Zachmann) указывает, что проект позволит россиянам диктовать цены в регионе, поскольку отделит его рынок от Западной Европы и заблокирует появление новых направлений поставки сырья.

Бездействие ЕС

Неопределенность позиции Еврокомиссии дискредитирует этот институт как важного игрока в формировании солидарной энергетической политики. «Северный поток — 2» — это лишь самый яркий пример. По итогам антимонопольного расследования Комиссия представила проект мирного соглашения с Газпромом. С одной стороны, оно не будет способствовать улучшению положения Польши и других стран Восточно-Центральной Европы, а с другой — не сильно ущемит интересы Газпрома. Он избежит штрафа и лишь на словах заявит о своей готовности применять более гибкие правила, которые он уже и так начал внедрять.

© Nord Stream 2/Axel SchmidtПервые трубы для «Северного потока — 2» прибывают в Мукран. 27 октября 2016 года

Еврокомиссия и Газпром решили, что концерн, чтобы избежать штрафа в 10% глобальной выручки, ответит на три обвинения и пойдет на уступки. Он обещает неким образом привязать ценовую формулу к ценам на европейских хабах и обеспечить свободное перемещение газа по тем газопроводам, которые он контролирует (страны Балтии и Болгария).

Предложение Газпрома — это расплывчатое обещание того, что концерн сделает свою политику в отношении Польши более гибкой. Однако, с польской точки зрения, в ситуации, когда Варшава не хочет продлевать действующий контракт и надеется подписать новый, оно, как заявил в Financial Times глава концерна PGNiG Петр Возьняк (Piotr Woźniak), выглядит «неудовлетворительным».

Другой шаг, который подрывает авторитет Еврокомиссии — это решение, позволяющее Газпрому увеличить объем газа, поступающего из России через Германию по газопроводу OPAL — ответвлению «Северного потока — 1». Если бы PGNiG и польское правительство не оспорили его в судебном порядке, оно могло бы заморозить рынок Восточно-Центральной Европы на ближайшие 15 лет.

Уступки Газпрому на фоне того, что Россия продолжает вести военные действия на Украине, создают почву для раскола в европейской семье. Чтобы спасти европейскую интеграцию и вернуть Еврокомиссии ту роль, которую она должна играть (арбитра, стоящего на страже интересов европейского сообщества), следует отказаться от опасных связей с Газпромом. Комиссия могла бы стать орудием «энергетического прометеизма», то есть развернуть защитный зонт норм и законов и позволить европейским странам (в первую очередь региону Восточно-Центральной Европы, который особенно пострадал от доминирования Газпрома) переломить монополию российской компании и диверсифицировать источники поставок энергоресурсов.

Нам нельзя закрывать глаза на злоупотребления, которые служат как интересам России, неоднократно демонстрировавшей враждебные намерения в отношении ЕС, так и, к сожалению, Германии, проявляющей нелояльность по отношению к другим странам Евросоюза. В Польше и других странах Восточно-Центральной Европы все громче звучит критика, которая может послужить оздоровлению ситуации. Если этого не произойдет, верх возьмут сторонники дезинтеграции Европейского Союза, а Газпром продолжит использоваться для продвижения российской политики, инструментом которой выступает «Северный поток — 2». Этого Кремлю позволять нельзя.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru