Пресса // Российская пресса. Казахстан газпром


"Газпром экспорт" будет возить СПГ в Казахстан автотранспортом

Россия будет поставлять СПГ в Казахстан автомобильным транспортом. Соответствующий контракт подписали компания “Газпром экспорт” и Global Gas Regazification (подразделение базирующейся в Астане группы Global Gas Group). Об этом сообщил главный экспортер российского газа.

В пресс-релизе “Газпром экспорта” отмечено, что поставки сжиженного природного газа в автоцистернах станут первыми в истории. Первый груз СПГ в рамках контракта будет доставлен из России в Казахстан еще до конца 2016 года. А в наступающем 2017-м соседям по СНГ таким образом будет экспортировано в сумме более 5 тыс тонн сжиженного метана. Производится СПГ для Казахстана будет на предприятии “Газпром трансгаз Екатеринбург”.

Первым же потребителем российского сжиженного газа станет Университет Астаны. Со временем СПГ будет использоваться для газификации других объектов столицы Казахстана.

“Более активное использование природного газа – самого экологичного ископаемого энергоносителя – в крупных городах является разумной тенденцией. <…> Мы открываем новую главу в энергетическом партнерстве России и Казахстана. Уверена, что подписанный контракт позволит нам заложить прочную основу для развития дальнейшего взаимодействия в сфере поставок малотоннажного СПГ”, – заявила после подписания контракта Елена Бурмистрова, генеральный директор ООО “Газпром экспорт”.

Ее коллега – руководитель группы компаний Global Gas Group Олег Гончаров отметил, что газификация Астаны и северных районов Казахстана с помощью сжиженного газа поддержана на государственном уровне. Соответствующая комплексная программа создана по поручению президента Нурсултана Назарбаева решением правительства Республики Казахстан.  :///

 

Рубрики: Новости, СПГ/LNG | Темы: Global Gas Group, Газпром экспорт, Казахстан, СПГ

О чём говорят в интернете

teknoblog.ru

Газовая отрасль Казахстана // Нефть и газ // Аналитика

В Казахстане принята Программа развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004?2010 годы. Газ, как и нефть, стал предметом особого внимания. Газовая промышленность Казахстана стала развиваться относительно недавно, в 70-е годы прошлого столетия. В "Казахской Советской энциклопедии" за 1981 год отмечено, что "наличие больших промышленных запасов природного газа, высокая эффективность его использования и сравнительно низкая капиталоемкость позволяют в короткие сроки изменить структуру топливного баланса республики в пользу газа. Перспектива развития газовой промышленности в Казахстане велика".

Структура собственности в отрасли: преобладают государственные компании, имеющие разветвленную структуру холдинга, присутствуют также совместные предприятия с долей иностранного капитала. Ведущие компании: национальный холдинг АО ?НК ?КазМунайГаз?, ее дочерняя компания АО ?КазТрансГаз?, которая владеет 100% акций компании "Интергаз Центральная Азия",а также компании, являющиеся дочерними АО ?КазТрансГаз?: ?Алматы Пауэр Консолидейтед? и ?Алматыгаз?; Национальная нефтегазовая компания "Казахойл"

С обретением Казахстаном независимости управлением магистральной частью газотранспортной системы занималась отечественная государственная структура ?Казахгаз?. Однако эффективное хозяйствование требовало значительных капитальных вложений, и не только для оперативной работы и подержания сетей в исправном состоянии, но и для их развития. ?Казахгазу? в силу объективно сложившихся обстоятельств не удалось решить эти проблемы, и на правительственном уровне было принято решение о привлечении иностранных инвесторов. Летом 1997 года бельгийская компания "Трактебель С.А." и Республика Казахстан заключили Договор концессии внутренней и международной газотранспортных систем. Договором предусматривался первоначальный срок - 15 лет с возможностью пролонгации при соблюдении всех условий. Под концессию попала значительная часть системы - 10 магистральных газопроводов, 21 компрессорная станция с перекачивающими установками и три подземных хранилища газа. Потенциальный инвестор специально под договор создал две компании - "Интергаз Центральная Азия" (оператор газопроводов) и монополиста "Алматы Пауэр Консолидейтед".

Кроме того, именно с появлением концессионера в стране резко снизилось потребление газа, так как инвестор занимался лишь транспортировкой газа, а никак не его поставкой за счет своих внутренних резервов. Для потребителей же это означало повышение цен на периодически подаваемые газ и электроэнергию.

Чувствуя неустойчивое свое положение, "Трактебель" не стремился вкладывать в отрасль какие-либо средства, и уже в 1999 году руководство компании стало высказывать сомнения насчет целесообразности своего присутствия в Казахстане. Проблему управления газотранспортной системой следовало решать в срочном порядке, тем более что узбекские поставщики слишком часто стремились повысить цены.

Добыча

Разведанные запасы природного газа и газового конденсата в Республике Казахстан составляют 3 трлн. куб. м (что составляет 1,7% мировых запасов) и 0,7 млрд. тонн соответственно. Прогнозные ресурсы газа (включая шельф Каспийского моря) оцениваются в 5,9 трлн. куб. м. Добыча газа ведется на трех крупнейших месторождениях: газоконденсатном Карачаганаке, нефтяных Кашагане и Тенгизе. Ежегодный объем добычи газа в Казахстане составляет около 20 млрд. куб. м. Добыча газа по республике за 2004 год составила 20,5 млрд. куб. м газа, или 146,4 процента к 2003 году. За отчетный период на нефте- и газоперерабатывающих предприятиях республики произведено 1 220,6 тыс. тонн сжиженного углеводородного газа. Работа газовой отрасли осуществляется в соответствии с Программой развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004?2010 годы, которая утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан в июне прошедшего года. Продолжается реализация проекта освоения месторождения Амангельды: пробурено и эксплуатируется 15 из запланированных 17 скважин. За 2004 год добыто 187,6 млн. куб. м газа и 19,7 тыс. тонн газового конденсата. По проекту газификации города Кызылорды завершено строительство магистрального газопровода Акшабулак ? Кызылорда протяженностью 123 км с пропускной способностью 421 млн. куб. м в год, осуществлена государственная приемка объекта и 15 декабря начата подача газа.

В настоящее время совместно с российским ?Газпромом? обсуждаются варианты газовых проектов по переработке природного газа Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения. Здесь имеется два варианта: строительство газоперерабатывающих мощностей на месторождении и расширение мощностей на Оренбургском ГПЗ. Сейчас оценивается экономическая эффективность указанных проектов с учетом потенциальных рисков.

В соответствии с Концепцией развития газовой отрасли Республики Казахстан до 2015 года и Программой развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004?2010 годы и в связи с ожидаемым ростом добычи газа на месторождениях шельфа Каспийского моря и существующих месторождениях на суше (Тенгиз, Королевское и другие) ведется работа над проектом модернизации газотранспортной системы Средняя Азия ? Центр.

Потребление

Объем потребления природного газа областями республики в 2004 году составил 15,2 млд. куб. м и на 6,2 процента превысил объем потребления газа в предыдущем году.

Транспортировка

За январь ? декабрь 2004 года осуществлен транзит газа через территорию Республики Казахстан в объеме 109 262 млн. кубометров. Это на 3,2% больше, чем за аналогичный период 2003 года.

Природный газ транспортируется в Казахстане через магистральную систему трубопровода, которая проходит через восемь регионов и простирается на 10 000 км, включая ответвления и подводные трубы. Система трубопровода была построена как часть светской газовой транспортной системы и была разработана для поставки природного газа в северные регионы России, на Украину и Кавказ. Магистральный трубопровод в Казахстане технологически не соединен, что предотвращает его использование для откачки в южные и северные регионы недорогого газа, произведенного в западных регионах страны. Это особенно проблематично для потребителей южного региона и города Алматы. Зависимость от узбекского газа, стоимость которого в два или три раза превышает стоимость газа, произведенного в западных регионах Казахстана, значительно сузила газовый рынок региона. Потребители в Кустанайской области больше не зависят от поставок российского газа. В настоящее время ежегодная мощность магистрального газопровода составляет 190 куб. метров. Существующая система была построена для трех основных областей: Центр Центральная Азия, Оренбург ? Новопсков и Бахара ? Урал, а также включает трубопровод Бухара ? Ташкент ? Бишкек - Алматы, который оснащает южные регионы страны. Основной проблемой газопровода является то, что трубы со временем сильно износились и требуют замены.

Трубопровод Союз и Оренбург ? Новопсков с двумя компрессорными станциями, который проходит через Западный Казахстан от Оренбургского газоперерабатывающего завода до компрессорной станции Александр Гай в России, способен переправлять до 42 млрд. куб. м. в год, а в последние годы с его помощью переправлялось 26-29 млрд. куб. метров.

Трубопровод Бухара ? Урал, предназначенный для транспортировки газа из Узбекистана и Туркменистана в промышленные регионы России, используется в настоящее время больше для оснащения Актюбинской области. Газопроводы Газлы ? Шымкент ? Бишкек ? Алматы, Карталы ? Костанай, а также Узен ? Актау используются для транспортировки газа на внутренний рынок в южных областях Казахстана. Трубопровод Газлы ? Бишкек также обеспечивает транзит 500 млн. ? 1 млрд. куб. метров для потребителей в Кыргызстане. Также строятся новые трубопроводы. Церемония открытия трубопровода Акшабулак ? Кызылорда в Кызылорде состоялась 11 ноября 2004 года. Трубопровод длиной 122.9 км, мощностью 205 млн. куб. метров в год, снабжает газом потребителей Кызылординской области.

Длина Транс-Каспийского трубопровода составит 2000 км, он будет простираться от восточного Туркменистана через Каспийское море на глубине 200-300 метров, через Азербайджан и Грузию будет выходить в турецкий город Эрзурум. Стоимость проекта составит 2.5-3 млрд. долларов США, его мощность на первом этапе работы будет составлять 10 млрд. куб. метров, на втором этапе ? 20 млрд. куб. метров, а на третьем ? уже 30 млрд. куб. метров. Но ряд сложных проблем препятствует развитию проекта.

Планируемые капиталовложения в строительство газопровода Туркменистан ? Иран ? Турция ? Европа, протяженностью 3 900 метров и который к 2010 году будет транспортировать до 30 млрд. куб метров газа, составят 7,6 млрд. долларов США. Проект трубопровода, при поддержке группы европейских компаний, начнет свое развитие на крупнейшем месторождении Шатылка в восточном Туркменистане, и будет проходить через северную часть Ирана к границе с Турцией. Только восемь из 14 регионов Казахстана получают природный газ в требуемых количествах. Это связано, прежде всего, с природой самой трубопроводной системы, которая предназначена в основном для оснащения севера и с нечетким распределением трубопровода по всей стране. Развитие газовой промышленности поможет стране удовлетворить спрос на газ местных жителей, коммунальных служб и других секторов, использующих бытовой природный газ, а также сжиженный газ. Рост числа потребителей природного газа за счет развития программы газификации к 2010 году достигнет количества 480 000.

Экспорт

Объем экспорта газа в 2004 г составил 7 млрд. куб. м, что на 17,1 процента больше прошлогоднего. На данный момент Украина потребляет 6 миллиардов кубометров казахского газа в год, и намерена далее увеличивать импорт газа из Казахстана. 2 миллиардов кубометров природного газа ежегодно из Казахстана в Грузию.При этом 55,1% от общего объема газа или В 2004 году из Казахстана в Азербайджан было поставлено 2,6 млрд кубометров газа, что составило 55,1% от общего импорта Азербайджана. Сегодня прорабатывается возможность поставок природного газа в КНР и проводится совместное изучение вариантов строительства газопровода Казахстан ? Китай. Таким образом, в Республике Казахстан формируется уникальная ситуация, когда в результате планомерной работы государственных органов управления и частных инвесторов обеспечен значительный прирост запасов углеводородного сырья и создаются условия для транспортировки нефти и газа на экспорт.

Импорт

Потребление газа в Казахстане составляет около 8 млрд. куб. м в год. Однако особенности газотранспортной системы республики позволяют обеспечить собственным топливом, в основном, только западную часть Казахстана. Спрос потребителей юго-востока и севера республики удовлетворяется за счет импорта газа из Узбекистана (около 1,4 млрд. куб. м) и России (1,2 млрд. куб. м).

28 ноября 2001 года было подписано межправительственное соглашение между Россией и Казахстаном о сотрудничестве в газовой отрасли. Взаимодействие "Газпрома" с газовыми предприятиями республики идет по следующим направлениям: переработка сырья Карачаганакского газоконденсатного месторождения на Оренбургском ГПЗ, поставка российского природного газа потребителям Кустанайской и Актюбинской областей Казахстана. В 2002 года сюда экспортировано 760 млн. куб. м., транзит российского газа через территорию Казахстана по участкам газопроводов "Бухара-Урал", "Оренбург-Новопсков" и "Союз", транзит туркменского газа, закупаемого Украиной у Государственной торговой корпорации "Туркменнефтегаз", через территорию Казахстана и России.

neftegaz.ru

Казахстан заправится "Газпром нефтью" // Российская пресса // Пресса

ОАО "Газпром нефть" стремится выйти на розничный рынок нефтепродуктов Казахстана. Помимо 49% в АО "Мангистаумунайгаз", владеющем крупнейшей в стране сетью заправок, компания хочет приобрести еще сеть АЗС и заняться продажей авиатоплива.

Дочерняя структура "Газпрома" ОАО "Газпром нефть" планирует создать в Казахстане собственную сеть автозаправочных станций. Как сообщил вчера заместитель главы компании по разведке и добыче Борис Зильберминц, "есть планы по созданию свой сети. Строить, конечно, мы не будем. Будем рассматривать возможные приобретения". Менеджер напомнил, что сейчас "Газпром нефть" ждет завершения сделки по покупке национальной нефтегазовой компанией Казахстана "Казмунайгаз" 51% акций АО "Мангистаумунайгаз" (ММГ), которой принадлежит крупнейшая в стране сеть АЗС. В конце прошлой недели президент "Казмунайгаза" Серик Буркитбаев сообщил, что компания планирует завершить сделку с Central Asia Petroleum Ltd по покупке 51% ММГ в ближайшие две недели. Только после этого "Газпром нефть" сможет претендовать на оставшиеся 49% ММГ.

"Газпром нефть" уже работает в Киргизии, Белоруссии, и господин Зильберминц считает, что на рынок Казахстана компания должна зайти "с чего-то крупного". Хотя сейчас, по его словам, на рынке есть много предложений по мелким казахстанским компаниям. Как пояснил "Ъ" господин Зильберминц, ""Газпром нефти" выгоднее всего было бы иметь вертикально интегрированную структуру поставок нефтепродуктов, что можно обеспечить покупкой доли в ММГ, но мы рассматриваем и вариант покупки отдельных АЗС для создания сети". В Казахстане действует порядка 4 тыс. АЗС, 30% которых принадлежит ММГ.

"Газпром нефть" рассчитывает поставлять конечным потребителям не только бензин, но и авиатопливо. Его продажами занимается дочерняя структура компании - ЗАО "Газпромнефть-Аэро", которая эксплуатирует ряд топливозаправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах РФ. По словам господина Зильберминца, все будет зависеть от решения владельцев аэропортов в Казахстане, однако некоторые из них уже заявили о желании иметь собственные ТЗК. В частности, это управляющая компания аэропорта Актау.

Аналитик ИК "Солид" Денис Борисов отмечает, что купить долю в ММГ для "Газпром нефти" выгоднее, чем приобретать отдельные заправки. "При оценке компании внимание обращается на уровень добычи и текущую цену нефти. К тому же при покупке готовой сети "Газпром нефть" получит и готовую логистическую схему",- сказал аналитик. Он напомнил, что 49% ММГ оцениваются в $2-2,5 млрд. Виталий Крюков из ИГ "КапиталЪ" считает, что у "Газпром нефти" высокие шансы войти в состав акционеров ММГ. ""Казмунайгаз" получит 51%, а оставшиеся акции нет никакого смысла распылять между большим числом инвесторов",- говорит он, отмечая, что также на долю в компании могут претендовать ЛУКОЙЛ и "Роснефть".

По расчетам господина Крюкова, при условии, что "Мангистаумунайгаз" занимает около 30% топливного рынка Казахстана, "Газпром нефть" в случае покупке 49% акций компании может занять 10-15% рынка. По его мнению, "Газпром нефть" вряд ли встретит какие-то препятствия со стороны властей Казахстана при вхождении на рынок страны. Если компания войдет в ММГ, то обеспечит полную загрузку принадлежащего ему Павлодарского НПЗ и будет инвестировать в модернизацию завода. Если же компания просто купит сеть АЗС, то в любом случае увеличит продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке Казахстана, что позволит сдержать рост цен на топливо.

12 августа 2008 г., 12:48Ольга Мордюшенко"Коммерсант"

neftegaz.ru