Раскулачивание «Газпрома». Почему его конкуренты хотят реформировать газовую отрасль. Конкуренты газпрома


Российские конкуренты Газпрома - iv_g

Премьер Владимир Путин впервые обнародовал возможность либерализации экспорта российского газа. Это означает отмену экспортной монополии "Газпрома", введенной пять лет назад. На альтернативных поставщиках газа из России настаивает, в частности, Евросоюз, начавший масштабную антимонопольную кампанию против "Газпрома". Но в первую очередь отмена монополии может быть выгодна крупнейшему независимому производителю газа в России НОВАТЭКу, а также нефтяникам, развивающим собственные газовые программы.

Вчера, выступая на форуме Russia Calling "ВТБ Капитала", премьер Владимир Путин заявил, что в перспективе правительство может допустить независимых производителей газа к экспортной трубе (с 2006 года монополия на экспорт газа принадлежит "Газпрому"). Как пояснил премьер, это может произойти "на каком-то этапе" (сроки не уточняются), тем более что сейчас "европейские коллеги к этому нас подталкивают". Владимир Путин напомнил, что Еврокомиссия на прошлой неделе "устраивала эти бесконечные обыски в компаниях "Газпрома"" (см. "Ъ" от 29 сентября). Пока власти не лишают "Газпром" экспортной монополии, потому что не хотят "обрушить его рынок", уточнил премьер. Но в будущем, добавил Владимир Путин, независимые производители газа и их иностранные партнеры могут рассчитывать на доступ к экспортной трубе.

До сих пор под либерализацией российского газового рынка понималось в первую очередь введение равнодоходности внутренних (примерно $100 за 1 тыс. куб. м) и экспортных (около $450) цен на газ.

Достичь этого правительство обещает к 2015 году (Федеральная служба по тарифам ежегодно повышает стоимость газа в России, в этом году — на 15%). Чтобы отменить экспортную монополию "Газпрома", нужно переписать закон "Об экспорте газа". По словам одного из федеральных чиновников, а также участников газового рынка, "сейчас никаких предметных движений на эту тему нет, и слова премьера — в чем-то предвыборная риторика". Но независимые производители газа неоднократно проявляли интерес к экспорту, и активнее других этот делал подконтрольный Леониду Михельсону и Геннадию Тимченко НОВАТЭК — он развивает ориентированный на экспорт проект "Ямал СПГ", 20% акций которого приобрела французская Total. Европа тоже ждет либерализации экспорта газа из России. Главный европейский энергокомиссар Гюнтер Эттингер летом прямо заявлял, что хотел бы видеть в ЕС независимых российских поставщиков, "например НОВАТЭК" (см. "Ъ" от 26 июня). Господин Эттингер имеет прямое отношение к начавшимся недавно антимонопольным проверкам бизнеса "Газпрома" в Европе, говорили источники "Ъ". Эти рейды, которые стали для "Газпрома" неожиданностью, обеспечили Еврокомиссии доступ к условиям поставок российского газа в Европу, во многом конфиденциальным.

Сейчас независимые производители газа пытаются работать на внешних рынках в качестве импортеров и трейдеров. Например, в июне глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, а вчера и вице-президент компании Леонид Федун говорили, что ей интересно участие в тендере турецкой госкомпании Botas на переуступку права импорта до 6 млрд куб. м газа в год на турецкий рынок. Сейчас этот объем Botas покупает у "Газпрома", но с 2012 года Турция не намерена продлевать контракт. "Газпром" рассчитывает, что в тендере победит подконтрольная ему Bosphorusgaz. Но у ЛУКОЙЛа есть собственная компания в Турции, которая, по словам Леонида Федуна, "имеет лицензию на импортные операции". У "Итеры" есть трейдинговый бизнес в Латвии (компания перепродает российский газ).

Собственная стратегия роста добычи газа есть также у российских нефтекомпаний, добавляет Виталий Крюков из "ИФД-Капитала", "и та же "Роснефть", например, уже заявляла инвесторам о своем желании экспортировать газ в Китай". Меньше месяца назад стратегию развития газового бизнеса приняла ТНК-ВР. Исходя из этого, говорит аналитик, "через несколько лет на российском рынке газа совершенно точно будет избыток предложения, и если либерализации экспорта не произойдет, конкуренция будет чрезвычайно жесткой". В самой России потребляется в год около 450 млрд куб. м газа в год, из них 50 млрд — самим "Газпромом" на технологические нужды, уточняет Валерий Нестеров из "Тройки Диалог", и "рынок в ближайшие годы будет стагнировать по двум причинам: цены на газ будут расти по воле правительства, а потребление — падать вслед за ухудшением экономической ситуации".

Исходя из этого, "неких противоречий с "Газпромом" не избежать", и неудивительно, что Федеральная антимонопольная служба до сих пор не смогла обеспечить недискриминационного доступа независимых поставщиков к российской газотранспортной системе, отчасти это результат давления "Газпрома", полагает Валерий Нестеров. В то же время доля независимых поставщиков неуклонно растет — с 16-18% в 2007-2008 годах до 22% сегодня. На экспортном рынке "Газпром" тоже уступает позиции, но поставщикам из других стран, добавляет Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis. Высокие цены на российский газ неоднократно доводили "Газпром" до арбитражных споров с клиентами в Европе. http://www.kommersant.ru/doc/1789361

В последнюю неделю участники нефтегазовой отрасли обсуждают появившиеся слухи о планах Геннадия Тимченко по созданию так называемой «Энергетической Империи». Собственно, сначала появилось только это выражение - «Энергетическая Империя». И все даже посмеивались, считая это уткой или шуткой. Однако потом на рынок просочилась аналитическая записка, подготовленная для одной из газовых кампаний, в которой черным по белому расписываются планы Геннадия Тимченко по получению контроля над российским нефтегазовым сектором. Понятно, что беспрецедентная экспансия во всех направлениях углеводородного бизнеса, осуществляемая Тимченко, давно беспокоит участников рынка, в том числе, из государственных структур, однако волнения игрокам добавляет ожидание нового передела на нефтегазовом рынке, связанного со сменой власти в Кремле. Поговаривают, что сразу же после оглашения решения Путина баллотироваться на третий президентский срок, Тимченко разработал свой план по построению мощного и эффективного мирового энергетического гиганта на базе российских нефтяных и газовых ресурсов и существующей инфраструктуры. Возможно, Тимченко рассчитывает на одобрение этой стратегии со стороны будущего Президента Владимира Путина, давно вынашивающего идею России как мирового энергетического центра. И таким образом, Россия стала бы ключевым игроком на мировой политической арене. Финансовым центром России вряд ли удастся стать, а вот энергетическим – вполне. Однако для этого необходима консолидация имеющихся ресурсов и выстраивание эффективных цепочек по разведке, добыче, транспортировке и экспорту нефти и газа. А Тимченко это умеет. Собственно, план «Энергетической Империи» Тимченко вырисовывается очень четко, если даже проанализировать его последние публичные действия и планы. А также если принять во внимание его нынешнее положение. А оно заметно осложнилось в последнее время - за счет пристального внимания к его персоне за границей – как в Финляндии, так и в Швейцарии. От излишнего внимания со стороны властей этих стран, Тимченко стал чувствовать себя не слишком комфортно, поэтому решил идти в наступление и заручиться дополнительной поддержкой со стороны Владимира Путина. Тем более что как раз подоспел третий путинский срок.

Из публичных планов Тимченко наибольшее внимание приковывает к себе, безусловно, планирующаяся им покупка 75% акций Первой грузовой компании - крупнейшей в СНГ грузовой железнодорожной компании, которая занимает около четверти российского рынка грузовых перевозок. Официальная заявка на покупку ПГК подана от компании «Трансойл», контролируемой Тимченко, и в которой он намерен выкупить оставшиеся 33% у группы «Н-Транс». Сам «Трансойл» также является одной из крупнейших железнодорожных операторских компаний, работающих с нефтью, занимая около 23% рынка перевозок нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом. В случае если Тимченко покупает ПГК, он становится практическим монополистом на рынке перевозок нефти. Однако на железнодорожных перевозках планы Тимченко не заканчиваются. Вернее контроль за ними – лишь элемент более сложной схемы, в рамках которой Тимченко планирует поставить своих людей на руководство государственной нефтяной компании «Транснефть», заменив Николая Токарева на полностью подконтрольного Александра Дюкова. Контроль над трубой «Транснефти» (по, которой, кстати, уже сейчас идет экспортная нефть принадлежащей Тимченко Gunvor) вместе с контролем над ПГК может привести к тому, что Тимченко будет контролировать не треть эспорта российской нефти как сейчас, а все 2/3 или даже больше. То есть по трубам будет бежать только та нефть, которую «благословит» Тимченко. Потому что когда речь идет о построении «Энергетической Империи», разговоры о каком-то там «монополизме» должны быть прекращены.

Однако это еще не все. Буквально в последние дни появилась информация о том, что, в условиях существующей политической неопределенности, Тимченко решил играть ва-банк и попытаться убедить руководство страны в выдаче ему «лицензии» фактически на управление всей нефтяной отраслью.Согласно этой информации, Тимченко планирует получить контроль над «Роснефтью», используя имеющийся конфликт с вице-премьером Игорем Сечиным и тонко играя на якобы «неэффективном управлении компанией» под его кураторством. Тем более что Сечин может вслед за Владимиром Путиным перейти из Правительства в Администрацию Президента, утеряв тем самым значительную часть контроля над энергетическим сектором. Планы Геннадия Николаевича – далеко идущие. Став руководителем «Роснефти», Тимченко решил осуществить сделку по приобретению компании «Газпром нефть». В этом случае, Александру Дюкову будет предложено занять пост гендиректора «Транснефти», вместо Николая Токарева.

Если раньше Тимченко интересовала, в основном, нефть, то в последние пару лет он вплотную занялся газовым бизнесом. Сейчас ему принадлежат 23,49% акции компании «Новатэк», являющейся вторым по величине после «Газпрома» производителем газа. Также он контролирует компанию «Ямал-СПГ», которой принадлежит огромное и богатое Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение. Также Тимченко владеет крупной долей в Ангаро-Ленском газовом местророждении и в проекте строительства завода по производству сжиженного природного газа на Ямале. Через фонд Volga Resources Тимченко владеет 79,6% акций ОАО «Стройтрансгаз», специализирующийся как раз на строительстве газопроводов и обустройстве месторождений. Все эти активы вместе уже тянут на «маленький Газпром», однако в рамках построения «Энергетической Империи» Тимченко необходима консолидация всех имеющихся ресурсов. На фоне активно распространяющихся слухов о неэффективности и неспособности эффективно управлять компанией нынешнего руководителя «Газпрома» Алексея Миллера Тимченко продвигает идею о назначении на этот пост своего партнера и близкого друга Леонида Михельсона, являющегося сейчас председателем правления, а заодно и крупным акционером «Новатэка». Место главы «Газпрома», действительно, давно выглядит вакантным, учитывая состояние здоровья Алексея Миллера. А если в рамках «Энергетической Империи» требуется наступать и атаковать, то вопрос здоровья становится принципиальным. Больные солдаты Империи не нужны.

Таким образом, к президентским выборам, Геннадий Николаевич Тимченко может получить под свой полный контроль основные нефтегазовые активы страны, а также монопольно определять направление и объем экспортных и внутренних потоков нефти и газа.http://stalinum.livejournal.com/142084.html

iv-g.livejournal.com

«Газпром» и конкуренты: что даст России доступ независимых производителей к экспорту?

В духе старой комсомольской песни думать в первую очередь о Родине, а потом о себе призвал коллег по газовой отрасли зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. Ранее акционеры НОВАТЭК обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой предоставить компании право экспортировать в Европу трубопроводный газ. Продажу предлагали осуществлять через агентское соглашение с монополистом, сохранив единый экспортный канал. К обсуждению вопроса подключилась «Роснефть», предложив разделить «Газпром» на несколько компаний и предоставить всем участникам рынка равный доступ к газотранспортной системе.

Монополии быть

Против ликвидации монополии «Газпрома» выступило правительство России. Глава Минэнерго Александр Новак высказался за сохранение существующей модели рынка, а вице-премьер Аркадий Дворкович подчеркнул, что власти не планируют менять нормативно-правовую базу, которая закрепляет за «Газпром экспортом» (100% «дочка» «Газпрома») монополию на продажу трубопроводного газа за рубеж. Остальное, по словам чиновника, – двусторонние отношения хозяйствующих субъектов. «Если "Газпром" хочет на такой основе работать, имеет право делать сам. Но я не уверен, что он хочет», – уточнил зампред правительства.

Сомнения А. Дворковича небеспочвенны. После сообщения о том, что «Роснефть» и «Газпром экспорт» уже согласовывают детали будущего агентского соглашения по экспорту газа в Европу, представители российского монополиста опровергли эту информацию. На самом деле предложение акционеров НОВАТЭК, всколыхнувшее давнюю дискуссию о «едином экспортном канале», отнюдь не предполагает изменение существующей модели российского газового рынка. Компания попросила правительство обязать «Газпром» выполнить функции посредника, закупив газ, добываемый СП «Арктикгаз» (принадлежит НОВАТЭК и «Газпром нефти»), по цене «нет-бэк» (экспортная цена за вычетом транспортировки). После чего монополист должен будет перепродать его швейцарской NGP (100% «дочка» НОВАТЭКа), которая, в свою очередь, уже будет поставлять его европейским потребителям.

Намного дальше идет «Роснефть», чей газ из совместного с иностранными компаниями проекта «Сахалин-1» получился «запертым» в границах РФ. В своем письме, адресованном Минэнерго, вице-президент «Роснефти» Лариса Каланда предлагает кардинальную поэтапную реформу отрасли. Согласно предложенному плану, с этого года независимые производители должны начать тестовые поставки газа в Европу по агентским соглашениям с «Газпромом» в рамках ограниченной квоты. В 2019 году бизнес «Газпрома» по экспорту газа должен быть выделен в отдельную компанию, которая будет покупать газ, в том числе и у независимых производителей, по цене «нет-бэк». С 2023 года «Роснефть» предлагает снять все ограничения на экспорт, за исключением квотирования, а с 2025 года выделить в независимые от «Газпрома» компании газотранспортную систему и подземные хранилища.

Аргументы «Газпрома» и правительства

Сам газовый гигант от такой перспективы, естественно, не в восторге. «Я считаю, что разрушение экспортной монополии по трубопроводному газу чревато серьезными негативными последствиями не только для "Газпрома", но и для всего российского государства с точки зрения получения экспортной выручки, налогов и так далее», – считает А. Медведев. По тем же причинам, «чтобы не страдал государственный бюджет», изменения монопольной модели газового рынка не поддерживает Минэнерго. В правительстве опасаются, что увеличение предложения российского газа на внешних рынках вызовет ненужную конкуренцию и в итоге снизит мировые цены.

Идея раздела «Газпрома» и демонополизации газового рынка, по словам А. Дворковича, уже рассматривалась руководством страны и была отвергнута. Существующая структура должна быть сохранена «при условии, естественно, и понимании, что должна быть обеспечена достаточная степень финансовой прозрачности в разделении видов деятельности внутри самого "Газпрома"», подчеркивает вице-премьер. Противники реформы напоминают, что частичная либерализация рынка уже произошла. С декабря 2013 года отдельные независимые производители получили допуск к экспорту сжиженного газа, что, по мнению представителей «Газпрома», негативно повлияло на переговоры с китайской госкомпанией CNPC по цене поставок газа через газопровод «Сила Сибири».

В правительстве считают, что итоги допуска независимых производителей к экспорту СПГ подводить пока рано, и теперь в фокусе должно находиться развитие внутреннего рынка. Здесь у противников реорганизации отрасли есть свои аргументы. «Полная либерализация экспорта газа с разрешением «Роснефти» его экспортировать равносильна необходимости отменять закон "О газоснабжении". Ведь поставлять газ на внутренний рынок, в том числе социальным потребителям, менее выгодно, чем продавать его за рубеж», – полагает начальник департамента «Газпрома» по управлению проектами Виктор Тимошилов.

Впрочем, есть и компромиссный вариант. Зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев заявил, что доступ независимых поставщиков к экспорту трубопроводного газа может быть предоставлен, но при условии разделения социальной нагрузки, которую несет сейчас его компания. По сути, представитель газового монополиста предлагает поделиться с другими российскими производителями не только местом в экспортной трубе, но и проблемами на внутреннем рынке. «Даже самый болезненный вопрос доступа к экспортным коридорам можно пропорционально выделить. Если кто-то несёт на себе ответственность гарантирующего поставщика, в том числе и зимние максимумы, развитие газификации, проблемы с неплатежами потребителей. Пожалуйста, несите в полной мере нагрузку, и тогда вы получите пропорциональные привилегии, преференции, которые могут быть. Легко решается эта задача».

Логика В. Голубева заключается в том, чтобы обязать других производителей поставлять газ в проблемные регионы РФ и пропорционально выделять им квоты на внешнем рынке при сохранении единого экспортного канала. Эта схема почти не противоречит предложениям «Роснефти», но позже в «Газпроме» заявили, что это личное мнение зампреда и монополист выступает против допуска независимых продавцов на внешний рынок даже в виде закупок у них газа по цене «нет-бэк».

Аргументы «Роснефти» и ФАС

В ответ оппоненты кивают на неравный доступ к ГТС. Дело в том, что внутренний тариф на прокачку «своего» газа у «Газпрома» значительно ниже, чем «чужого». По данным «Роснефти», транспортные расходы составляют 65% в структуре цены независимых производителей на внутреннем рынке, потому конкурировать с монополистом в далеких от месторождений регионах они просто не могут. Аналогичная ситуация с хранением газ в ПХГ.

И НОВАТЭК, и «Роснефть» настаивают на том, что их газ предназначен для узкого сегмента заграничных потребителей и не будет конкурировать с газпромовским. Напротив, разрешение на экспорт для независимых производителей позволит отвоевать большую долю для российского газа на внешних рынках. Эксперты отмечают, что конкуренция – это лучшее средство для снижения расходов, которые при монопольном положении компании с определенного момента становятся неконтролируемыми. В результате повышается эффективность в пересчете на одного сотрудника.

В качестве аргумента в пользу раздела «Газпрома» «Роснефть» приводит пример современного российского нефтяного рынка, где существует много независимых производителей и экспортеров. Нефтепроводами владеет компания «Транснефть» (на 100% принадлежит государству) и предоставляет всем производителям равный доступ к инфраструктуре. За реформу выступает и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). «Такая компания, условный «Трансгаз», может существовать за счет тарифа на транспортировку газа. Система «Транснефти» ведь существует», – считает начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. Чиновник уверен, что раздел «Газпрома» – это всего лишь вопрос времени.

К тому же доступ независимых производителей к экспортной газовой трубе позволит избежать постоянных антимонопольных судебных тяжб и трудных переговоров по цене с зарубежными покупателями. Автоматически газ в российских газопроводах перестанет попадать под ограничения европейского «Третьего энергопакета». Впрочем, рассчитывать на масштабные реформы до окончания строительства «Северного потока-2» и «Силы Сибири» не приходится, но в долгосрочной перспективе отрасль, скорее всего, будет реформирована.

www.ritmeurasia.org

Конкурентная среда — необходимое условие для дальнейшего развития рынка газа в России

Релиз

26 марта 2014, 15:00

Совет директоров ОАО «Газпром» принял к сведению информацию о конкурентной борьбе на внутреннем рынке.

Было отмечено, что развитие в России полноценного конкурентного рынка газа соответствует интересам российских потребителей и духу государственной энергетической политики. Здоровая конкуренция между производителями является важным элементом создания, в первую очередь, экономических условий для надежного газоснабжения потребителей. «Газпром» последовательно отстаивает позицию, направленную на формирование равных условий для всех без исключения участников российского газового рынка.

Действующая модель газового рынка имеет ряд фундаментальных проблем, препятствующих дальнейшему развитию конкуренции: высокая доля регулируемого сектора газового рынка, экономически необоснованный уровень оптовых цен и перекрестное субсидирование в ценах на газ для регионов.

На отечественном рынке регулируемый государством сектор существенно превалирует над нерегулируемым, что блокирует действие рыночных ценообразующих факторов на основе спроса и предложения. В общем объеме газа, который поставляется на внутренний рынок по Единой системе газоснабжения, доля «Газпрома» в 2013 году составила 72%, доля независимых производителей газа — 28%. При этом оптовые цены на газ, который реализует «Газпром», устанавливаются государством, в то время как остальные участники рынка продают газ по свободным ценам.

Перекрестное субсидирование в ценах на газ для различных регионов РФ создает дополнительные препятствия развитию конкуренции. Существующая тарифная политика предполагает, что «Газпром» компенсирует убытки, возникающие при поставках газа в удаленные от мест добычи регионы, за счет более высокого дохода от продажи газа потребителям, близко расположенным к газовым промыслам.

Однако на практике данные регионы заняты независимыми производителями, которые, в отличие от «Газпрома», могут предоставлять потребителям более гибкие условия поставок газа. Свое преимущество независимые производители используют в основном в отношении крупных и стабильных потребителей, расположенных на близком расстоянии от основных мест добычи газа, что обеспечивает производителям газа наиболее высокий доход.

Такая ситуация приводит к перекосам на газовом рынке, а в отдельных случаях сводит на нет само понятие конкуренции. Так, на сегодняшний день независимые организации практически полностью обеспечивают газом потребителей Костромской, Свердловской и Челябинской областей, а также занимают большую долю в поставках в Пермский край (79%), Ханты-Мансийский автономный округ (72%), на юг Тюменской области (77,1%) и в Новосибирскую область (68%). Но они не заинтересованы в снабжении газом потребителей в целом ряде регионов Центрального, Северо-Западного и Южного федеральных округов, значительно удаленных от основных добывающих мощностей.

«Газпром» не боится конкуренции и считает, что настоящая конкурентная борьба за потребителя и в интересах потребителя может быть только при создании равных возможностей для всех участников рынка с одновременным запуском организованных торгов газом в России и внедрением системы коммерческой балансировки газа.

Компания ведет постоянную работу с федеральными органами власти по совершенствованию существующих подходов к государственному регулированию. Компания считает необходимым обеспечение равной доходности поставок газа в различные регионы. Кроме того, направлены предложения по переходу к регулированию цен и тарифов в газовой отрасли на базе обоснованных затрат и учета в оптовой цене экономически обоснованного норматива прибыли.

Правлению поручено продолжить работу по повышению конкурентоспособности «Газпрома» на внутреннем рынке.

Справка

В настоящее время российский рынок газа состоит из регулируемого и нерегулируемого секторов. ОАО «Газпром» является практически единственным поставщиком в регулируемом секторе рынка. Из всех видов топливных ресурсов государственному регулированию подлежат только цены на природный газ, добываемый компаниями Группы «Газпром» и поставляемый российским потребителям.

Регулируемые оптовые цены на газ устанавливаются и пересматриваются Федеральной службой по тарифам в соответствии с параметрами Прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого Министерством экономического развития РФ.

Последние новости по теме

www.gazprom.ru

Египет возобновит экспорт газа — Новости экономики, Новости России — EADaily

В этом году Египет планирует прекратить импорт газа, а в следующем — начать экспорт «голубого топлива». Страну уже называют будущим газовым хабом для Европы, через который будет проходить и израильский и кипрский газ. Эксперты, однако, считают, что в ближайшее десятилетие страна столкнется с внутренним ростом потребления, а продавать газ выгоднее может быть в Азии.

Египет объявил тендер на поставку СПГ в третьем квартале и это будет последняя импортная поставка. В четвертом квартале «голубое топливо» из-за рубежа закупаться не будет. Об этом заявил министр нефти и минеральных ресурсов Египта Тарик аль-Мулла.

«С увеличением собственного производства мы намерены выйти на полное самообеспечение внутренних потребностей в «голубом топливе», — сказал глава энергетического ведомства. Также он добавил, что в следующем году Египет может возобновить экспорт газа. Его прекратили в 2012 году, когда оказалось, что стране самой не хватает «голубого топлива». Поставки остановились в Израиль и Иорданию.

С тех пор западные компании сделали немало крупных открытий на суше и в экономической зоне Египта в Средиземном море. Крупнейшим из них является месторождение Зор с запасами более 800 млрд кубометров. Итальянская компания Eni вместе с «Роснефтью» и британской BP всего за три года освоила месторождение и сейчас добыча составляет на нем 56 млн кубометров в сутки. В следующем году ее доведут до 76 млн. Глава компании Клаудио Дескалзи заявил на прошлой неделе, что Eni уже вложила в месторождения Зор и Нороос $ 8,4 млрд и намерена инвестировать еще $ 3 млрд. Министр нефти и минеральных ресурсов Египта Тарик аль-Мулла при этом похвастал, что в этом и следующем годах инвестиции в нефтегазовый сектор страны составят $ 10 млрд.

Кроме собственного газа, Египет претендует и на то, чтобы быть хабом и для кипрского и израильского «голубого топлива». Каир уже имеет на руках меморандум о взаимопонимании с Кипром на строительство газопровода, по которому добытый у берегов острова газ будет поставляться на терминалы СПГ, а египетская компания Dolphinus Holdings Ltd. заключила 10-летний контракт на поставку 64 млрд кубометров газа из израильских морских месторождений. Как сообщило агентство Bloomberg, израильская Delek Drilling LP и американская Noble Energy Inc., осваивающие крупные месторождения Тамар и Левиафан, вместе с неизвестной египетской компанией ведут переговоры о покупке доли компании East Mediterranean Gas Ltd. Она управляет газопроводом из Египта в Израиль, по котором раньше газ доставлялся в восточном направлении. После покупки магистраль может заработать в реверсном режиме и поставлять в Египет израильский газ.

Газовый прорыв Египта не остался незамеченным в Брюсселе. В конце апреля страну посетил еврокомиссар по энергетике и климату Мигель Ариас Каньете. «Египет благодаря недавним открытиям газового месторождения стал притягательным рынком для инвестиций в сфере нефти и газа. Он (еврокомиссар — прим. ред.) заявил, что это способствует становлению Египта как центрального энергетического хаба, и подтвердил поддержку ЕС планов Египта по экспорту сжиженного газа в свете заинтересованности Евросоюза в диверсификации источников энергии», — отметил официальный представитель канцелярии Еврокомиссии.

▼ читать продолжение новости ▼

При всей привлекательности нового хаба его возможности, однако, будут ограничены и он вряд ли станет новым конкурентом «Газпрома», полагают эксперты. Во-первых, добыча газа в стране стала развиваться после внутренних реформ. Например, правительство повысило закупочные цены с $ 94 до $ 106−208. И нацелены действия властей, прежде всего, на удовлетворение внутреннего спроса. Только после его обеспечения компании могут экспортировать газ. А последние открытия и текущий рост потребления в Египте не дают оснований к тому, что у страны будет много «лишнего» газа. В Оксфордском институте энергетических исследований разработали два сценария. По самому оптимистичному, на что в течение ближайших десяти лет может рассчитывать Египет, так это на экспорт 10−15 млрд кубометров в год. Превышение предложения над внутренним спросом при этом продержится четыре года — с 2020-го до 2024 года, прогнозирует ведущий аналитик британского института Мостефа Оуки. Так, в этом году добыча и потребление будут на одинаковом уровне — более 210 млрд кубометров, в 2022—2023 годах разрыв между ними составит +10−15 млрд, а в 2027 году — -10 млрд кубометров. С одной стороны, новое месторождение Зор сейчас увеличивает добычу, с другой — старые месторождения истощаются. Поэтому к 2027 году сам Египет может снова получить дефицит газа в 10 млрд кубометров и возобновить импорт «голубого топлива».

«Сейчас хаб очень модное слово. Все хотят стать хабом. Я не вижу у Египта такого потенциала. В лучшем случае, он может вернуться в клуб нетто-экспортеров СПГ и закрепится в нем на какое-то время. Впрочем, и этого не так просто будет достичь, если потребление газа продолжит расти», — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Аналитик Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Александр Собко полагает, что в ближайшие год-два речь может идти о небольших объёмах египетского экспорта в 1−2 млн тонн. «В дальнейшем он может вырасти до нескольких миллионов тонн в год», — считает Александр Собко.

Эксперт говорит, что в настоящее время при обсуждении монетизации газовых запасов Средиземноморья (Кипр, Израиль, Египет) есть много вариантов: «Более того, среди заинтересованных участников рынка явно ведётся игра с различными вариантами газопроводов в Европу и/или заводов СПГ. Тем не менее, одним из наиболее вероятных видится вариант максимальной загрузки простаивающих заводов СПГ в Египте. Также возможно строительство плавучих заводов СПГ».

Сегодня Египет располагает двумя терминалами СПГ общей мощностью 35 млрд кубометров. Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач считает, что говорить о хабе не приходится. По его мнению, исходя из имеющейся инфраструктуры, Египет способен экспортировать до 14 млрд кубометров газа. «А с точки зрения ресурсов, зависит от многих факторов», — уточняет замдиректора ФНЭБ.

Впрочем, даже при самой благоприятной ситуации не факт, что Европа окажется конечным получателем газа из Средиземного моря. «СПГ из Египта пойдёт туда, где он в данный момент дороже (с учётом расходов на транспортировку), — аналитик Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Александр Собко объясняет, что старые долгосрочные контракты на экспорт заключены с трейдерами СПГ, новые договора, по всей видимости, тоже будут заключаться с трейдерами СПГ, а не с конкретными странами-импортёрами. — Соответственно, в Европу этот газ будет попадать только в случае конкурентоспособного по сравнению со странами АТР ценового предложения».

Как уже сообщало EADaily, подобная ситуация сложилась с поставками американского СПГ в Европу, который трейдерам сегодня выгоднее продавать в Азии. Именно туда направляют сейчас свое «голубое топливо» потенциальные конкуренты «Газпрома», оставляя Старый свет российскому холдингу для экспортных рекордов.

eadaily.com

Раскулачивание «Газпрома». Почему его конкуренты хотят реформировать газовую отрасль | Бизнес

По стране шагал 100-летний юбилей Великой Октябрьской социалистической революции. По центральным каналам показывали сериалы про Ленина и Троцкого. Может, и вопреки желанию авторов, но определенная романтизация революций происходит. Наверное, поэтому СМИ так живо восприняли новость о том, что «Газпром» впервые в меморандуме к выпуску евробондов признал возможность разделения компании на части по видам деятельности, а именно — за счет выделения газотранспортной составляющей в отдельную структуру. Такая реформа стала бы настоящей революцией в российской газовой отрасли. Однако памятные даты прошли, и очередные споры о выселении Ленина из мавзолея утихли. А вот разделенный в революционном угаре «Газпром» назад уже будет не склеить. Поэтому стоит рационально отнестись к реформированию газовой отрасли, рассмотрев все плюсы и минусы.

Зачем «Газпром» вообще признал угрозу разделения компании? Стоит напомнить, что концерн уже много лет пишет в своих документах, что правительство может лишить его монопольного права на экспорт трубопроводного газа. Нынешнее заявление о разделении компании является лишь производной от риска лишения монополии. Скажем откровенно, все риски для «Газпрома» создают его конкуренты «Роснефть» и «Новатэк». Игорь Сечин и Геннадий Тимченко имеют сравнимый с Алексеем Миллером аппаратный вес. Они стремятся получить для своих компаний право самостоятельного экспорта трубопроводного газа, так как продажа газа на внешних рынках более прибыльна, чем реализация сырья российским потребителям. Но простые заявления о том, что несправедливо, когда экспортом газа занимается только одна компания, ни к чему не приводят.

Решение о реформе газовой отрасли может принять только Владимир Путин. Возможно, президент опасается, что, если либерализовать экспорт трубопроводного газа, российские поставщики станут конкурировать между собой на европейском рынке. Этим воспользуются потребители и станут сбивать цены. В итоге российский бюджет недополучит доход от НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и экспортной пошлины, так как их размер рассчитывается с учетом цен рынке.

Сокращение доходов бюджета приведет к снижению расходов, в том числе и социальных, а значит — повысятся протестные настроения. А повторения событий 100-летней давности правящие элиты уж точно не хотят.

Аргументы за сохранения экспортной монополии кажутся железобетонными. Но «Роснефть» и «Новатэк» решили идти к своей цели постепенно. Сначала они получили право экспорта СПГ. Вероятно, они смогли убедить президента в том, что необходимо дать проекту «Роснефти» «Дальневосточный СПГ» и ямальским СПГ-проектам НОВАТЭКа («Ямал СПГ» и «Арктик СПГ») возможность самостоятельно продавать свой сжиженный газ именно на азиатских рынках. Аргументация могла быть следующая: азиатские рынки газа растут большими темпами, и рынок Китая в частности, поэтому важно занять их российским газом, и не важно, кто будет его поставлять — «Газпром» или другие компании, конкуренция будет происходить между Россией и другими странами-экспортерами, а не между компаниями. В итоге СПГ-проекты «Роснефти» и НОВАТЭКа получили право экспорта сжиженного газа. Показательно, что полной либерализации экспорта СПГ не произошло: поправки в закон были составлены так, что под них подпадали только некоторые проекты.

Теперь коалиция двух независимых производителей делает следующий шаг. Они говорят о том, что подразделения «Газпрома» нужно разделить по видам деятельности внутри самой компании, так как это повысит прозрачность, эффективность и вообще так принято в цивилизованном мире. Конечно, когда внутри «Газпрома» газотранспортная инфраструктура будет выделена в отдельное подразделение, ее гораздо легче будет вывести из структуры концерна под теми же благими аргументами. Но в тот же момент встанет вопрос о самой модели газовой отрасли России. Сейчас один из участников рынка — «Газпром» — конкурирует с другими компаниями в сегментах добычи и сбыта, но одновременно владеет инфраструктурой и оказывает услуги по транспортировке и хранению газа конкурентов.

В случае выделения из концерна газотранспортной системы, «Роснефть» и «Новатэк» будут выступать за приведения газовой отрасли к модели нефтяной, что подразумевает либерализацию экспорта трубопроводного газа.

Вот так тезис о разделении «Газпрома» превращается в тезис о либерализации экспорта газа. Поэтому нынешний меморандум госконцерна не содержит в себе ничего нового. Другой вопрос, а приведет ли либерализация к тем негативным последствиям, которых может опасаться российское руководство? Рост потребления газа в Европе в 2017 году показывает, что цена является определяющим фактором для потребителя и он станет сбивать ее любыми методами. Аргумент о том, что допуск независимых производителей к экспортным газопроводам позволит обойти ограничения Третьего энергопакета также весьма сомнительны. Ведь дело не в том, какая компания поставляет в Евросоюз газ, а в том, что этот газ идет из России, которую, по мнению ряда европейских политических лидеров, нужно сдерживать. В том числе через блокаду наших газопроводных проектов.

<!-- AddThis Button BEGIN --> <div> <a fb:like:layout="button_count"></a> <a></a> <a g:plusone:size="medium"></a> <a></a> </div> <script type="text/javascript" src="//s7.addthis.com/js/300/addthis_widget.js#pubid=54027941"></script> <!-- AddThis Button END -->

rucompromat.com

Раскулачивание «Газпрома». Почему его конкуренты хотят реформировать газовую отрасль

В случае выделения из «Газпрома» газотранспортной системы, «Роснефть» и «Новатэк» будут выступать за приведения газовой отрасли к модели нефтяной — что подразумевает либерализацию экспорта трубопроводного газа

По стране шагал 100-летний юбилей Великой Октябрьской социалистической революции. По центральным каналам показывали сериалы про Ленина и Троцкого. Может, и вопреки желанию авторов, но определенная романтизация революций происходит. Наверное, поэтому СМИ так живо восприняли новость о том, что «Газпром» впервые в меморандуме к выпуску евробондов признал возможность разделения компании на части по видам деятельности, а именно — за счет выделения газотранспортной составляющей в отдельную структуру. Такая реформа стала бы настоящей революцией в российской газовой отрасли. Однако памятные даты прошли, и очередные споры о выселении Ленина из мавзолея утихли. А вот разделенный в революционном угаре «Газпром» назад уже будет не склеить. Поэтому стоит рационально отнестись к реформированию газовой отрасли, рассмотрев все плюсы и минусы. 

Зачем «Газпром» вообще признал угрозу разделения компании? Стоит напомнить, что концерн уже много лет пишет в своих документах, что правительство может лишить его монопольного права на экспорт трубопроводного газа. Нынешнее заявление о разделении компании является лишь производной от риска лишения монополии. Скажем откровенно, все риски для «Газпрома» создают его конкуренты «Роснефть» и «Новатэк». Игорь Сечин и Геннадий Тимченко имеют сравнимый с Алексеем Миллером аппаратный вес. Они стремятся получить для своих компаний право самостоятельного экспорта трубопроводного газа, так как продажа газа на внешних рынках более прибыльна, чем реализация сырья российским потребителям. Но простые заявления о том, что несправедливо, когда экспортом газа занимается только одна компания, ни к чему не приводят.

Решение о реформе газовой отрасли может принять только Владимир Путин. Возможно, президент опасается, что, если либерализовать экспорт трубопроводного газа, российские поставщики станут конкурировать между собой на европейском рынке. Этим воспользуются потребители и станут сбивать цены. В итоге российский бюджет недополучит доход от НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и экспортной пошлины, так как их размер рассчитывается с учетом цен рынке.

Сокращение доходов бюджета приведет к снижению расходов, в том числе и социальных, а значит — повысятся протестные настроения. А повторения событий 100-летней давности правящие элиты уж точно не хотят.

Аргументы за сохранения экспортной монополии кажутся железобетонными. Но «Роснефть» и «Новатэк» решили идти к своей цели постепенно. Сначала они получили право экспорта СПГ. Вероятно, они смогли убедить президента в том, что необходимо дать проекту «Роснефти» «Дальневосточный СПГ» и ямальским СПГ-проектам НОВАТЭКа («Ямал СПГ» и «Арктик СПГ») возможность самостоятельно продавать свой сжиженный газ именно на азиатских рынках. Аргументация могла быть следующая: азиатские рынки газа растут большими темпами, и рынок Китая в частности, поэтому важно занять их российским газом, и не важно, кто будет его поставлять — «Газпром» или другие компании, конкуренция будет происходить между Россией и другими странами-экспортерами, а не между компаниями. В итоге СПГ-проекты «Роснефти» и НОВАТЭКа получили право экспорта сжиженного газа. Показательно, что полной либерализации экспорта СПГ не произошло: поправки в закон были составлены так, что под них подпадали только некоторые проекты.

Теперь коалиция двух независимых производителей делает следующий шаг. Они говорят о том, что подразделения «Газпрома» нужно разделить по видам деятельности внутри самой компании, так как это повысит прозрачность, эффективность и вообще так принято в цивилизованном мире. Конечно, когда внутри «Газпрома» газотранспортная инфраструктура будет выделена в отдельное подразделение, ее гораздо легче будет вывести из структуры концерна под теми же благими аргументами. Но в тот же момент встанет вопрос о самой модели газовой отрасли России. Сейчас один из участников рынка — «Газпром» — конкурирует с другими компаниями в сегментах добычи и сбыта, но одновременно влад

vspro.info

Конкуренты для “Газпрома”

“Роснефть” и “Итера” объединяют газовые активы. Новая $20-миллиардная компания по масштабам бизнеса сравнима с “Новатэком”, крупнейшим независимым производителем газа в России. Но эксперты не ждут обострения конкуренции: для обеих компаний важнее потеснить “Газпром” на внутреннем рынке, а в случае отмены экспортной монополии — на внешнем.

“Роснефть” заключила стратегический альянс с газовой компанией “Итера”. Во вторник стороны сообщили о подписании соглашения о сотрудничестве, в рамках которого компании будут вести разведку и разработку газовых месторождений.

Соглашение предполагает создание совместного предприятия, куда “Итера” внесет основные газодобывающие активы (49% ОАО “Сибнефтегаз”, 49% ЗАО “Пургаз”) а также сбытовую структуру “Уралсевергаз-НГК” (“Итере” принадлежит 67%, компания занимается поставками газа в Свердловскую область, которая практически полностью обеспечивается “Итерой”), а “Роснефть” — газовые месторождения Кынско-Часельской группы.

Общие запасы СП составят около 60 млн тонн газового конденсата и 1,2 трлн кубометров газа. Компании планируют в течение ближайших лет вывести совместное предприятие годовой уровень добычи в 40 млрд кубов.

По оценке аналитика ФК “Уралсиб” Алексея Кокина, стоимость компании с такими показателями может составить около $20 млрд.

Как будут распределяться доли в СП — компании не сообщают. Источник, знакомый с ходом переговоров, сообщил “Газете.Ru”, что “речь шла о паритете”.

Но вклад “Роснефти” в СП больше. Общие доказанные запасы “Сибнефтегаза” и “Пургаза” составляют около 706 млрд кубометров газа. Учитывая долю “Итеры” в этих компаниях, это 346 млрд кубометров. На долю “Роснефти” в СП приходится около 854 млрд кубометров. При этом запасы Кынско-Часельской группы составляют лишь 284,2 млрд кубометров.

“Если оценивать СП по заявленным активам, то ценность долей примерно равная — около 2 млрд баррелей нефтяного эквивалента (Кынско-Часельская группа также обладает запасами примерно в 40 млн тонн нефти), — оценивает аналитик ИФД “Капиталъ” Виталий Крюков. — Но, исходя из заявления “Итеры” о 1,2 трлн запасов, в совместное предприятие явно будете внесено что-то еще”.

В сообщении компаний говорится, что запланировано внесение в СП других активов “Роснефти”. Осведомленный источник заметил, что “в первую очередь речь идет о Харампурском месторождении, где сосредоточены около 50% (более 400 млрд кубометров) газовых запасов госкомпании”.

“Если внесут Харампурское, доля “Роснефти” в СП существенно возрастет”, — отмечает Крюков.

В рамках стратегического альянса компании договорились о расширении газового бизнеса посредством приобретения новых добывающих активов.

“Роснефть” рассчитывает на инфраструктуру, которой располагает “Итера”. “Синергию дадут активы “Итеры” в области прокачки газа и его реализации”, — пояснили “Газете.Ru” в госкомпании. “Итера”, по словам ее представителя, надеется, что альянс с “Роснефтью” обеспечит доступ к новым месторождениям.

Новая компания по масштабу может сравниться с “Новатэком”, который считается крупнейшим независимым газопроизводителем России (около 50 млрд кубометров годовой добычи, запасы — 1,321 трлн кубометров).

Но эксперты считают, что компании Геннадия Тимченко не стоит опасаться конкуренции. “Пока декларируемая правительством либерализация российского газового рынка заключается в том, что с внутреннего рынка постепенно уходит “Газпром”, который сосредотачивается на экспорте, а его долю занимает “Новатэк” (например, “Новатэк” приобрел газораспределительную сеть в Челябинской области и стал единственным поставщиком), — говорит Кокин. — Не думаю, что СП “Роснефти” и “Итеры” сможет сместить “Новатэк” с занимаемых позиций, но все будет зависеть от политики властей”.

Крюков считает, что независимые производители могут действовать “в общих интересах”. “Роснефть” и “Итера” создают компанию, которая в долгосрочной перспективе будет сопоставима с “Новатэком” как по показателям, так и по административному ресурсу, — говорит эксперт. — Не исключено, что в дальнейшем “Новатэк”, с одной стороны, и “Роснефть” и “Итера”, с другой, смогут потеснить “Газпром”, причем как на внутреннем рынке, так и на внешнем, если независимым производителям удастся добиться отмены монополии на экспорт”.

Алексей ТОПАЛОВ

www.ukrrudprom.ua