1.3 Газпром как естественная монополия на газовом рынке России. Монополия газпром


2.1 Газпром как естественная монополия. Естественные монополии и их место в экономике России

Похожие главы из других работ:

Антимонопольное регулирование в рыночной экономике (опыт США и России)

1.1.2. Естественная монополия

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает...

Безработица в России и основные пути ее сокращения

1. Естественная безработица

При анализе фактора труда, равно как и других факторов производства, с целью выявления условий успешного развития национальной экономики возникает проблема резерва рабочей силы. Точно так же...

Государственная отраслевая политика

2. Естественная монополия

Модель монополии основана на предположении о том, что на определенном рынке действует один-единственный подрядчик. Монополия - фирма-отрасль, которая производит продукцию, не имеющая заменителей...

Естественные монополии

Естественная монополия

Примеров чистой монополии, когда на рынке действительно только один хозяйствующий субъект, существует крайне мало. Это одно из идеальных понятий. К полной монополии все стремятся...

Естественные монополии в России

1.2 Естественная монополия как разновидность монопольного рынка. Ее характеристики

Естественная монополия в рыночной экономике -- явление противоречивое, обладающее положительными и отрицательными свойствами [7, с.122]. Как разновидность монополистической структуры...

Естественные монополии в России: история, перспективы развития, реформирование

3. Естественная монополия в России: история создания и перспективы развития

Электроэнергетика. В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Образование РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества датируется ноябрём 1992 г., когда были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС...

Естественные монополии в экономике России

Глава 1. Естественная монополия: основные черты, классификация

...

Естественные монополии в экономике России

1.2Различные подходы к понятию «Естественная монополия» и ее основные черты

Основополагающие принципы и подходы к характеристике естественной монополии как экономической категории изначально были заложены в работах А. Маршалла, а также экономистов-неоклассиков...

Естественные монополии: необходимость и формы их регулирования

1. Теоретические подходы формирования понятия «естественная монополия»

...

Концепция монетаризма и ее практические мероприятия

2.5 Естественная норма безработицы

Важное место в аргументации монетаристов занимает концепция "естественной нормы безработицы". Под естественной безработицей понимается добровольная безработица, при которой рынок труда находится в равновесном состоянии...

Монополия, ее виды и социально-экономические последствия

1 Монополия: понятие, виды, основные черты и факторы монополизации. Монополия и монопольная власть

Монополия есть крупный хозяйствующий субъект, располагающий определенными экономическими преимуществами и доминирующий на рынке отрасли...

Несовершенная конкуренция

1.3 Газпром как естественная монополия на газовом рынке России

Газпром - уникальное явление в отечественной и мировой практике. Компания контролирует 95% производства российского газа, обеспечивает 50% потребности России в энергоносителях и является крупнейшей газовой компанией не только в России...

Рынок труда Республики Беларусь: оценка современного состояния и перспективы развития

2. Естественная безработица. Формы безработицы

Представители современной неоклассики не отрицают наличия связи между инфляцией и безработицей...

Теория стоимости А. Смита

5. Рыночная и естественная цена

Продолжение теории цены содержится в главе 7 "О естественной и рыночной цене товаров", которая имеет также значительную важность для истории экономической мысли...

Этапы реструктуризации элетроэнергетики в российской экономике

1. Электроэнергетика как естественная монополия

...

econ.bobrodobro.ru

Богатейший россиянин выступил за отмену экспортной монополии «Газпрома» :: Бизнес :: РБК

Совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон впервые публично выступил за отмену монополии «Газпрома» на экспорт трубопроводного газа. По его словам, так будет выгодней для государства

Совладелец и предправления НОВАТЭКа Леонид Михельсон (Фото: Олег Яковлев / РБК)

«Считаю, что для государства было бы более правильно иметь альтернативу «Газпрому» в трубопроводном экспорте», — заявил в интервью «Коммерсанту» совладелец и предправления НОВАТЭКа Леонид Михельсон.

«Для государства, считаю, было бы выгоднее, если бы поставщик газа на экспорт был не один, не только «Газпром». Регулировать экспорт газа государство может и другими методами, не только в рамках «Газпрома», — сказал бизнесмен. По его словам, у «Газпрома» был «очень хороший период» последние 15 лет, когда цена на нефть была высокой (многие долгосрочные контракты «Газпрома» имеют нефтяную привязку). «И сформировалась точка зрения, что можно работать только так и больше никак, а это приводит к невозможности учитывать возникающие риски», указал он. «А ведь еще есть проблема отношения к российскому газу на европейском рынке — это сейчас отношение к «Газпрому», фактически», — уверен Михельсон.

Михельсон весной 2016 года был признан богатейшим российским бизнесменом — журнал Forbes оценил его состояние в $14,4 млрд. «Газпрому» принадлежит монополия на экспорт трубопроводного газа, а НОВАТЭК — один из основных его конкурентов на российском рынке. С 2014 года НОВАТЭК и «Роснефть» получили право экспортировать сжиженный природный газ (СПГ).

Михельсон ранее никогда публично не выступал за отмену монополии «Газпрома» на экспорт трубопроводного газа, говорит близкий к нему источник.

«Каждый имеет право на собственное мнение», — парирует представитель предправления «Газпрома» Сергей Куприянов. «Существует ли какая-то «проблема отношения к российскому газу», хорошо показывают цифры экспорта «Газпрома», например за прошлую неделю, 590 млн куб. м в сутки — абсолютный рекорд», — сказал он РБК.

В марте стало известно, что Михельсон и главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин еще в конце прошлого года направили письма президенту Владимиру Путину с просьбой разрешить их компаниям экспортировать трубопроводный газ, рассказывали источники РБК. Тогда представители НОВАТЭКа и «Роснефти» это не комментировали, а в «Газпроме» выступали резко против. «Выход альтернативных российских поставщиков природного газа (как с государственным участием, так и частных) на рынки Европы приведет к нарушению управления поставками российского трубопроводного газа в Европу, к неизбежному снижению цен на природный газ и, следовательно, к снижению поступлений в бюджет Российской Федерации», — указывал предправления «Газпрома» Алексей Миллер в письме Путину в ноябре 2015 года (РБК ознакомился с его текстом).

Представитель президента Дмитрий Песков тогда сказал, что «каких-либо решений на сей счет не принималось». «Пока изменений нет, идет экспертная дискуссия», — заявил РБК Песков вечером в понедельник, 24 октября.

Другой совладелец НОВАТЭКа, Геннадий Тимченко, в мае призвал не торопиться с отменой монополии «Газпрома». «Кто же будет отказываться поставлять газ на экспорт, причем значительно дороже, чем на внутреннем рынке, правильно? Все заинтересованы, но это не факт, что мы должны требовать это сегодня. Нужно очень серьезно взвесить наши балансы, «Газпрома», его инфраструктуру, как это все работает. Сложный вопрос. К нему нельзя подходить так — «мы хотим, давайте будем экспортировать». Не так это работает в нашей стране», — сказал бизнесмен.

О необходимости отмены монополии «Газпрома» на экспорт трубопроводного газа в начале октября говорил и замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. Но это должно произойти после 2018 года, заявил он РБК. По его словам, ​этот вопрос можно предметно обсуждать после завершения процесса либерализации внутреннего рынка газа. Голомолзин полагает, что право на экспорт в итоге могут получить все конкуренты «Газпрома», включая крупные нефтяные компании, такие как ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», а не только «Роснефть».

При участии Натальи Галимовой

www.rbc.ru

1.3 Газпром как естественная монополия на газовом рынке России. Несовершенная конкуренция

Похожие главы из других работ:

Антимонопольное регулирование в рыночной экономике (опыт США и России)

1.1.2. Естественная монополия

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает...

Внешнеэкономическая деятельность ОАО "Газпром"

2.1 Рентабельность ОАО "Газпром" и положение на глобальном рынке

Газпром с уверенностью смотрит в будущее. В 2010 году капитализация ОАО «Газпром» выросла на 21,18% и составила на конец года 329,563 млрд. долларов США. По уровню рыночной капитализации Газпром вошел в тройку крупнейших энергетических компаний мира...

Государственная отраслевая политика

2. Естественная монополия

Модель монополии основана на предположении о том, что на определенном рынке действует один-единственный подрядчик. Монополия - фирма-отрасль, которая производит продукцию, не имеющая заменителей...

Естественные монополии

Естественная монополия

Примеров чистой монополии, когда на рынке действительно только один хозяйствующий субъект, существует крайне мало. Это одно из идеальных понятий. К полной монополии все стремятся...

Естественные монополии в России

1.2 Естественная монополия как разновидность монопольного рынка. Ее характеристики

Естественная монополия в рыночной экономике -- явление противоречивое, обладающее положительными и отрицательными свойствами [7, с.122]. Как разновидность монополистической структуры...

Естественные монополии в России: история, перспективы развития, реформирование

3. Естественная монополия в России: история создания и перспективы развития

Электроэнергетика. В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Образование РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества датируется ноябрём 1992 г., когда были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС...

Естественные монополии в экономике России

Глава 1. Естественная монополия: основные черты, классификация

...

Естественные монополии в экономике России

1.2Различные подходы к понятию «Естественная монополия» и ее основные черты

Основополагающие принципы и подходы к характеристике естественной монополии как экономической категории изначально были заложены в работах А. Маршалла, а также экономистов-неоклассиков...

Естественные монополии и их место в экономике России

2.1 Газпром как естественная монополия

Естественная монополия представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определённой сфере национального хозяйства. [6 стр...

Естественные монополии: необходимость и формы их регулирования

1. Теоретические подходы формирования понятия «естественная монополия»

...

Несовершенная конкуренция

2. Пути развития естественных монополий в России на примере ОАО «Газпром»

Анализ программ реформирования естественных монополий и конкретных шагов по их реструктуризации, предпринятых в последние годы в России, показывает...

Регулирование конкуренции предприятий

Глава 2. Монополия: место и роль на рынке

...

Роль профсоюзов на рынке труда

3.3 Несовершенная конкуренция на рынке труда. Двусторонняя монополия

На современных рынках труда часто сильные и организованные профсоюзы сталкиваются с не менее сильными и организованными работодателями. Рассмотрим ситуацию двусторонней монополии...

Чистая монополия и проблемы монополизма российской экономики

Глава 2. Монополия в России

...

Этапы реструктуризации элетроэнергетики в российской экономике

1. Электроэнергетика как естественная монополия

...

econ.bobrodobro.ru

Монополия ГАЗПРОМА на экспорт газа фактически пала

Originally published at Профессионально об энергетике. Please leave any comments there.

Как и предполагал «Коммерсант», ведущий независимый производитель газа в Рф НОВАТЭК(ртс:NVTKG), чьим крупнейшим акционером является Геннадий Тимченко, добился особых условий экспорта газа. Компания подписала с «Газпромом» агентское соглашение по реализации за рубежом сжиженного природного газа (СПГ) с Южно-Тамбейского месторождения. В результате формально монополия «Газпрома» на поставки газа за рубеж сохранена, но НОВАТЭК(ртс:NVTKG) останется владельцем С.П.Г..

Глава «Газпрома» Алексей Миллер и председатель правления НОВАТЭКа Леонид Михельсон подписали соглашение о сотрудничестве. Оно определяет параметры взаимодействия компаний в проекте создания мощностей по производству С.П.Г. на базе Южно-Тамбейского месторождения (лицензия принадлежит подконтрольному НОВАТЭКу ОАО «Ямал С.П.Г.»). Также документ оговаривает создание и использование инфраструктуры на Ямале. «Стороны пришли к соглашению о выделении Южно-Тамбейского в качестве пилотного проекта по созданию С.П.Г.-мощностей на Ямале»,— говорится в совместном сообщении компаний.

Главным вопросом, который удалось решить, стали условия экспорта газа. «Газпром(Ртс:Gazp) экспорт» и «Ямал С.П.Г.» подписали долгосрочное агентское соглашение, предусматривающее экспорт С.П.Г. с Южно-Тамбейского. То есть фактически НОВАТЭК(ртс:NVTKG) добился возможности самостоятельно поставлять газ за рубеж, не нарушая принцип единого экспортного канала. Как уже рассказывал «Коммерсант» 15 июня, НОВАТЭК(ртс:NVTKG) настаивал на этом условии, тогда как «Газпром(Ртс:Gazp)» хотел выкупать весь газ независимого производителя, предназначенный на экспорт.

«Газпром(Ртс:Gazp)» получил монополию на экспорт газа в августе 2006 г., когда вступил в действие новый закон об экспорте газа. По нему исключительное право на поставки газа за границу получил собственник единой системы газоснабжения или его 100-процентная структура.

В результате пострадала, например, «Итера», которая поставляла газ на Украину, в Белоруссию и Прибалтику. Газ в Белоруссию поставляла также «Транснафта». Закон действует в отношении газа, добываемого из всех месторождений и транспортируемого в газообразном или сжиженном состоянии. Требования не применяются только к экспорту газа в рамках соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления закона в силу (то есть к газу «Сахалина-1″ и «Сахалина-2″).

НОВАТЭК(ртс:NVTKG) получил контроль над «Ямал С.П.Г.» в 2009 г., выкупив 51% акций компании у Геннадия Тимченко за $650 млн и получив опцион на приобретение еще 23,9% акций. «Ямал С.П.Г.» является недропользователем Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения с запасами 1,26 трлн куб. м газа. Господин Тимченко является крупнейшим акционером НОВАТЭКа (20,8%).

Агентское соглашение — договор, при котором одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала, поясняет Евгений Ращевский из компании «Юков, Хренов и партнеры». Как пояснили «Коммерсант» в «Газпром(Ртс:Gazp) экспорте», газ будет продаваться потребителям от лица «Ямал С.П.Г.», который останется его владельцем. Другие детали соглашения стороны не раскрывают. Похожие соглашения действуют в отношении поставок газа «Итеры» в Прибалтику, но заключены они с ее иностранными дочерними структурами. Объемы поставок по ним невелики — сотни миллионов кубометров в г..

Добыча газа на Южно-Тамбейском, по прогнозам НОВАТЭКа, начнется после 2015 г., а производство С.П.Г. — с 2017 г.. Общий объем добычи газа на Тамбейской группе (Южно-Тамбейском месторождении и принадлежащих «Газпрому» Западно-Тамбейском и Северо-Тамбейском) может составить 65 миллиард куб. м в г., из которых на долю НОВАТЭКа придется 25 миллиард куб. м в г.. Глава «Газпром(Ртс:Gazp) экспорта» Александр Медведев в эфире телеканала «Вести 24″ уточнил, что «Газпром(Ртс:Gazp)» будет осваивать месторождения на Ямале в сотрудничестве с НОВАТЭКом. В «Газпроме» «Коммерсант» пояснили, что НОВАТЭК(ртс:NVTKG) начнет строительство мощностей по выпуску С.П.Г. и инфраструктуры, а «Газпром(Ртс:Gazp)» позднее сможет их использовать. «Это позволит НОВАТЭКу и нам сэкономить на вложениях»,— говорят в монополии, подчеркивая, что вопрос о внесении лицензий «Газпрома» на Ямале в «Ямал С.П.Г.» не рассматривается.

Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ» считает, что комиссия за экспорт газа НОВАТЭКа будет «символической». Он отмечает, что теперь, когда решен основной вопрос, «Ямал С.П.Г.» сможет легко привлечь финансирование для реализации проекта. Аналитик предполагает, что «Газпром(Ртс:Gazp)» позволил НОВАТЭКу получать всю маржу от торговли газом по двум причинам: во-первых, «Газпром(Ртс:Gazp)» сам владеет долей в компании (около 19%) и также получит выгоду, а во-вторых, у НОВАТЭКа после получения Геннадием Тимченко мажоритарного пакета есть «серьезная политическая поддержка и административные ресурсы».

poisk.livejournal.com

Монополии. Виды монополий. Сущность, характер и следствия монополизма

1) нерациональное использование  общественных ресурсов; производственная неэффективность.

     Следствием  свободной конкуренции по праву  можно считать и производственную эффективность, и эффективность  размещения общественных ресурсов. Производственная эффективность достигается тем, что предприятия, стремясь удержаться на рынке, работают при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства - минимальны. Цена продукта при этом находится на низшем уровне, согласующемся со средними валовыми издержками. Эффективность размещения ресурсов отражается в том, что производство в условиях конкуренции происходит до той точки, в которой цена была бы равна предельным издержкам. При тех же издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, достигнет намного менее желательных результатов. Монополисту выгоднее продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чего не сделал бы конкурирующий производитель. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним валовым издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками.

     Таким образом, ни производственная эффективность, ни эффективность размещения ресурсов недостижимы при монополистических  рынках.

2) Неравенство в  распределении дохода.

     В большинстве случаев монополии  в бизнесе способствуют неравенству  в распределении дохода. Пользуясь своей властью над рынком, монополии назначают более высокие цены, чем назначила бы конкурентная фирма, имеющая те же издержки производства; они также могут наложить на потребителя «частный налог» и получить значительную экономическую прибыль. Эта прибыль монополий распределяется среди узкого круга владельцев акций корпораций, которые, как правило, относятся к группе с высокими доходами. Таким образом, владельцы монополистических предприятий обогащаются за счет остальных слоев общества. Исключение было б, если покупатель продукции монополии богаче, чем ее владельцы, монополия может сократить неравенство доходов.

     Несомненно, некоторые монополии, производящие продукцию, имеющую международный  спрос, такую, как металлы, бананы и  кофе, перераспределяют мировой доход, забирая что-то у богатых потребляющих стран для более бедных развивающихся стран. Но, как правило, монополия способствует неравенству распределения доходов.

3) Высокий уровень  производственных  издержек

     Согласно  традиционной теории предложения, все фирмы всегда действуют в соответствии со своими кривыми минимально возможных издержек. Монополист, в отсутствие какого-либо конкурентного давления, побуждающего минимизировать издержки, может производить любой данный объем выпуска с издержками на единицу продукции, превышающими минимально возможные, т.е. быть более чувствительным, чем конкурирующие производители, к такому явлению, как X-неэффективность.

     X-неэффективность имеет место тогда, когда фактические издержки для любого объема производства оказываются больше минимально возможных. Это происходит, например, из-за несовершенств в организации труда (ограничительной трудовой практики, включающей избыток рабочей силы, демаркационные границы), неэффективного использования ресурсов, возникающего в результате бюрократического произвола, а также из-за недостатка стимулов у рабочих в достижении максимальных объемов выпуска. Монополисты защищены от конкурентных сил и обладают изолированным рыночным положением, что и способствует возникновению Х-неэффективности, которая может составлять 5% и более издержек монополистов. Монополист может пойти на значительные расходы, чтобы получить или сохранить монопольные привилегии, гарантируемые государством. Эти расходы представляют собой расходы на рекламу, связи с общественными организациями, легальные платежи и деятельность по связям с аппаратом управления, которые ничего не добавляют к объему продукции фирмы, но, безусловно, увеличивают ее издержки. Они могут привести к значительным потерям эффективности.

4) отсутствие стимула  к НТП

     Конкурентные  фирмы имеют стимулы к внедрению  наиболее эффективных технологий производства, поскольку это необходимо для их выживания. Но их неспособность поддерживать получение сверхприбыли ограничивает как ресурсы, так и инициативу, необходимые для развития новых технологий. Монополист, напротив, получая сверхприбыли, имеет больше финансовых ресурсов для технического прогресса, но у него уже есть все основания для удовлетворенности существующим положением. Монополисту зачастую весьма выгодно отказываться от технологических усовершенствований и в области техники, и в области продукции, с тем чтобы полностью использовать действующее капитальное оборудование. Новые и усовершенствованные техника и продукты могут быть скрыты монополистами, чтобы избежать любых потерь, вызванных неожиданным моральным износом уже действующих машин и оборудования. И даже когда новая техника с опозданием внедряется в производство, сопровождающие этот процесс сокращения издержек будут доставаться монополистам как приросты прибылей и только частично - потребителям в форме более низких цен и возросшего объема продукции.           

ГЛАВА 3.Естественная монополия «Газпром».

3.1. Характеристика «Газпрома».

     ОАО «Газпром» — одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии.ОАО «Газпром» видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктов их переработки.6

     Первые газовые фонари зажглись в России на Аптекарском острове Санкт-Петербург в 1819г. История «большого газа» в Советском Союзе началась в 1946г. С пуском в эксплуатацию магистрального газопровода «Саратов – Москва». В 1989г. На основе Министерства газовой промышленности СССР был образован Государственный газовый концерн «Газпром». На его базе в 1993г. Создано Российское акционерное общество «Газпром», переименованное в 1998г. В Открытое акционерное общество «Газпром». За рубежом и в России Обществом зарегистрированы товарные знаки, исключительное право использования которых принадлежит ОАО «Газпром». 

     Стратегической целью ОАО «Газпром» является становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

     Особенностью «Газпрома» и одно из его преимуществ заключается в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря Географическому положению Росси, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другими производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.

     3.2. Реформа “Газпром” как естественной монополии.

     Согласно "Основным положениям структурной  реформы в сферах естественных монополий" реформирование "Газпрома" направлено на отделение монопольных видов деятельности (транспортировка и распределение газа) от потенциально конкурентных (добыча).

     «Газпром» сегодня является признанным монополистом  на рынке газа России. В его структуру входят около 70 акционерных обществ, принадлежащих «Газпрому» на 100%, 48 предприятий с более чем 50%-ой долей «Газпрома», еще в 53 компаниях доля ОАО не превышает 50%. «Дочки» гиганта выполняют самые различные функции, начиная от добычи газа и заканчивая проектированием и строительством средств его транспортировки.7

     Поскольку в "Газпроме" не разделены монопольные  и потенциально конкурентные виды деятельности, нет ясности в формировании затрат концерна по ним, невозможно должным  образом их контролировать.

     С 1 июля 1967г. оптовые цены промышленности на газ стали устанавливать на уровне замыкающих затрат на единицу условного топлива в районе потребления. Вместе с тем они были дифференцированы внутри каждого топливопотребляющего района для перепродавцов (горгазов) и двух групп потребителей: первая - коммунально-бытовые, общественного питания и сельскохозяйственные предприятия, вторая - промышленные предприятия.

     В газовой промышленности СССР оптовые  цены ориентировались на худшие условия  производства, т.е. на условия производства в угольной промышленности, где сохраняются наиболее высокие затраты на добычу и транспортировку угля по сравнению с затратами на добычу и транспортировку газа, мазута и нефти.

     При определении себестоимости добычи природного газа дочерние предприятия "Газпрома" учитывают только собственные затраты, без дотаций, полученных из стабилизационного фонда концерна. Это позволяет концерну удерживать оптовые (расчетные) цены газодобывающих предприятий на необоснованно низком уровне, что еще больше искажает финансовые показатели концерна.

     Программа реформирования "Газпрома" предусматривает  новый механизм ценообразования, согласованный  с начислением и взиманием  налогов, инвестиционной политикой  концерна и величиной дивидендов.8 Цены добычи газа будут контролироваться в соответствии с антимонопольным законодательством, а отпускные формироваться так, чтобы:

· "Газпром" мог покрывать текущие издержки и получать прибыль.

· Гибкие цены и обеспечение потребителям возможности выбора условий их газоснабжения повысили его надежность.

· Цены соответствовали равновесию спроса и предложения - не возникал дефицит  или избыток газа на рынке.

     Указом  Президента РФ "О неотложных мерах  по освоению новых крупных газовых  месторождений на полуострове Ямал, в Баренцевом море и на шельфе острова Сахалин" от 1 июня 1992 года за № 539 "Газпрому" были предоставлены права на разработку всех основных месторождений Надымского, Пуровского и Тазовского районов. Чем бы ни руководствовалось тогда правительство, подобное решение даже в перспективе не содействует развитию конкуренции в газовой отрасли. Сегодня "Газпром" имеет лицензии на разработку 92 газовых и газоконденсатных месторождений с промышленными запасами газа более 32 трлн куб. м, что равно около 66% всех запасов России и 23% мировых.

     Реальные  подвижки в реформировании "Газпрома" уже есть. Он сам ввел международную  бухгалтерскую систему, так как  старая советская система бухучета не позволяла отслеживать экономические  показатели деятельности входящих в него организаций, в 2001г. перешёл на современную автоматизированную систему управления корпоративными финансами.

     Доля  «Газпрома» в мировых запасах  газа составляет 17%, компания владеет 60% разведанных запасов газа России. Запасы газа «Газпрома» оцениваются  в 29,85 трлн. куб. м, а их текущая стоимость – в 182,5 млрд. долларов. В 2006 году прирост объема разведанных запасов газа существенно превысил объем его добычи и составил 590,9 млрд. куб. м. В 2007 году по предварительным данным прирост запасов природного газа составил более 585 млрд. куб. м, что также превышает объем его добычи.

     На  «Газпром» приходится около 20% мировой  и около 85% российской добычи газа. В 2006 году предприятия Группы Газпром  добыли 556 млрд. куб. м, что на 1 млрд. куб. м выше уровня добычи в 2005 году. Добыча природного газа в 2007 году, по оперативной информации, составила 548,5 млрд. куб. м., при этом снижение уровня добычи по сравнению с 2006 годом вызвано уменьшением объема потребления газа европейскими потребителями из-за теплых погодных условий зимы 2006-2007 гг.

     «Газпрому»  принадлежит крупнейшая в мире система  транспортировки газа – Единая система  газоснабжения России. Ее протяженность  составляет 156,9 тыс. км. Предприятия  Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2006 году поставку 316,3 млрд. куб. м газа в 79750 населенных пунктов России.

     «Газпром» экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять  свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2006 году объем продаж газа в европейские страны составил 161,5 млрд. куб. м, в страны СНГ и Балтии – 101 млрд. куб. м.

     По  поручению Правительства РФ ОАО  «Газпром» является координатором  деятельности по реализации Программы  создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (Восточная программа). На востоке России будет создана газоперерабатывающая и газохимическая промышленность, развитие которой позволит рационально использовать значительные запасы гелия и других ценных компонентов, содержащихся в восточносибирском газе.

stud24.ru

«Газпром»: монополия де-факто станет де-юре

Депутаты Государственной думы сегодня рассмотрят в первом чтении законопроект «Об экспорте газа». Согласно документу, исключительным правом на экспорт газа из России обладает собственник единой системы газоснабжения. Речь идет о концерне «Газпром», который де-факто уже давно пользуется такой привилегией в отличие от независимых производителей сырья. Концерн не только контролируют львиную долю добычи сырья в стране, но и владеет средствами поставки топлива потребителю.

На вопрос, зачем депутаты решили узаконить то, что и так является нормой в России Радио Свобода попыталась ответить кредитный аналитик рейтингового агентства Standart & Poor’s Елена Ананькина.

- Действительно, де-факто «Газпром» и был эксклюзивным экспортером российского газа. Исключением был только небольшой реэкспорт газа через Украину и тому подобные очень маленькие объемы. Доступ независимых производителей газа к трубе, в общем, всегда был ограничен, даже при поставках на внутренний рынок. Это связано с тем, что, несмотря на то, что закон требует от «Газпрома» предоставлять доступ независимым производителям газа к трубе, всегда есть технические ограничения и тому подобные вещи, которые очень трудно проследить внешним пользователям системы. Таким образом, если этот закон будет принят, то радикально ничего не изменится, все останется, собственно говоря, так, как оно есть.

Большие вопросы, которые возникают в связи с этим законопроектом, следующие. Во-первых, это транзит газа из Средней Азии. Не поменяется ли в связи с этим законом схема закупки газа в Средней Азии «Газпромом» и посредниками для потребителей Украины. Второй большой вопрос - это судьба новых проектов, таких как «Сахалин» и «Ковыкта». Эти проекты потенциально могут экспортировать большие объемы газа из России на азиатские рынки. Что же касается Ковыктинского проекта, то этот проект находится на более ранней стадии, там только идет разведка и разработка месторождения, окончательного плана того, как это месторождение будет работать, какие объемы на какие рынки будут поставляться, сколько будет поставляться на внутренний рынок, сколько на внешний рынок, пока окончательного плана нет. Вот на судьбу Ковыктинского проекта это может очень сильно повлиять, если для него не будет сделано исключение. Каким образом эта тема будет раскрыта в законопроекте - увидим.

- По мнению авторов документа, исключение предлагается сделать лишь для участников проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Доля независимых производителей составляет в России всего около 10% от общего объема поставляемого на рынок газа. Россия давно отвергает призывы Европейского союза присоединиться к транзитному протоколу международной Энергетической хартии, который предусматривает свободный коммерческий транзит энергоносителей от поставщика к покупателю через территорию «третьих стран», например - из Центральной Азии в Европу через Россию. Как нынешний законопроект отразится на взаимоотношениях Евросоюза и Москвы?

- Прежде всего надо отметить, что Энергетическую хартию Россия так и не ратифицировала. Поэтому никогда эти нормы в России не применялись. Собственно, это одна из причин, почему шел транзит среднеазиатского газа по той схеме, по которой он шел, а именно: шла закупка этого газа посредниками или «Газпромом» по достаточно низкой цене, дальше - транспортировка по территории России по системе «Газпрома» и продажа на Украине. Россия, естественно, руководствуется своими интересами. Не ратификация договора Энергетической хартии, транзитного протокола и тому подобных документов связана с тем, что многие в России считают, что это нарушит интересы страны и интересы принадлежащей государству большей частью компании «Газпром».

- На ваш взгляд, этот законопроект как-то повлияет на экспортные цены или он не затронет эти параметры, так как это не имеет отношения к документу?

- Экспортные цены на газ формируются либо на рынке, либо по тем долгосрочным контрактам, которые сейчас у «Газпрома» есть. Цены на долгосрочных контрактах «Газпрома» зависят от цены корзины нефтепродуктов в Европе. Поэтому никаким образом законодательно это отрегулировать невозможно, здесь действуют чисто рыночные силы.

www.svoboda.org

«Газпром» потерял монополию. Латвия открывает рынок газа для новых поставщиков

3 апреля в Латвии открылся газовый рынок. К этому последний год активно готовились все. И министерство экономики, и компания-монополист Latvijas Gaze, и новые компании, которые теперь, по закону, тоже могут торговать газом на латвийском рынке. А также домашние хозяйства, которые пытаются посчитать, что им это открытие даст: снизятся цены на газ и электричество или, наоборот, взлетят? Перемен, возможно, ожидает и «Газпром»: латвийский рынок для российского гиганта хоть и не самый объемный, зато стабильный, — до сих пор можно было устанавливать цены, ни на кого не оглядываясь. Собственно, сломать монополию одного поставщика и было главной задачей либерализации газового рынка Латвии.

Новые правила свободного рынка

В министерстве экономики говорят, что готовиться к открытию Латвия начала давно — со вступления в Евросоюз в 2004 году. В 2009 году ЕС утвердил так называемый «Третий энергопакет» — свод директив и регламентов, который в том числе предписывает: хранение, транспортировка, распределение и торговля газом на территории одной страны не могут быть сосредоточены в руках одной компании.

Ситуация в Латвии до зимы 2016 года «Третьему энергопакету» противоречила: всем газовым рынком заведовала компания Latvijas Gaze, в которой 34% акций принадлежат российскому «Газпрому». В январе 2016 года, в соответствии с решением кабинета министров, была зарегистрирована новая компания — Conexus Baltic Grid, которая получила в собственность передающую инфраструктуру и газохранилище. Правда, в структуре собственности Connexus снова значится «Газпром» (те же 34%), но до конца года он вместе с Latvija Itera и немецкой Uniper должен покинуть компанию.

К 29 марта 15 компаний выразили желание торговать на латвийском рынке — среди них есть также литовские и эстонские.

Мало собственных ресурсов

Балтийский регион в целом и Латвия в частности не богаты углеводородными ресурсами: единственные их крупные запасы — сланцевый бассейн в Эстонии. До недавнего времени Литва, Латвия и Эстония были вынуждены полностью покрывать свои потребности в природном газе за счет России. Ситуация постепенно меняется с открытием терминала сжиженного газа в Литве — в портовом городе Клайпеда. Через него Литва в 2014 году приняла первые поставки сжиженного газа от норвежской компании Statoil — уже в 2015 году норвежский газ покрыл 18% потребностей страны. Норвежский газ Латвия стала поставлять в Эстонию: в том же 2015 году 15% всего газа Эстония импортировала из Литвы, а 85% — из России.

Сейчас Клайпеда является, по сути, единственной реальной альтернативой «Газпрому» для Латвии. При этом у сжиженного газа есть своя специфика. «Для поставок сжиженного газа требуются как минимум три компонента, — объяснил «Новой газете» бывший министр экономики Латвии Вячеслав Домбровскис. — Газ необходимо сжижить — это самое дорогое. Далее газ необходимо перевезти — нужны корабли. И затем газ нужно перевезти в газообразное состояние — тут нам требуется терминал. Это три фактора удорожания конечного продукта».

Слишком дорого — главный аргумент противников перехода на норвежский газ через Клайпеду. На этом особенно настаивает Айгарс Калвитис, глава компании Latvijas Gaze. Впрочем, его вообще куда больше устраивала ситуация, в которой Latvijas Gaze оставался естественным монополистом.

В министерстве экономики аргумент о дороговизне сжиженного газа называют преувеличенным мифом. «Конечно, разжижение газа стоит денег, — говорит директор одного из департаментов министерства Ольга Богданова. — Это будет происходить в Клайпеде — там находится ближайшая к нам установка. Газ сжиженный — тот же самый газ, только при низкой температуре. Сжижение, транспортировка, разжижение — это просто дополнительные действия. Но технологии развиваются и становятся все дешевле».

Крупнейший (40% объема) покупатель газа в Латвии — компания Latvenergo, которая производит из газа электричество. В декабре член правления Latvenergo Марис Куницкис напомнил, что компания в течение года несколько раз просила у Latvijas Gaze доступ к сетям для получения поставок из Литвы, но получала отказ. «Большую часть прошлого года поставки с терминала даже с учетом затрат на транспортировку были выгоднее, чем предложение нынешнего торговца», — заявил он.

Игра на понижение

Если окажется, что получать газ с литовского терминала дешевле даже с учетом технологических сложностей, то это может вынудить «Газпром» пойти на уступки. На это, в частности, надеются в министерстве экономики.

«Если мы сравним, по каким ценам доступен газ в Латвии и в Центральной Европе, то увидим значительную разницу не в пользу латвийских потребителей, — поясняет Ольга Богданова. — Посмотрим показатели третьего квартала 2016 года: цена для юридических лиц в Центральной Европе — это 13 евро за МВт*ч, у нас примерно 16. В теории, продавец смотрит на свои затраты и добавляет нормальную ставку прибыли — так формируется цена. В международной торговле, если у клиентов ограниченный выбор, то клиент не может сказать: хочу — покупаю у этого поставщика, не хочу — не покупаю. Так что нам деваться некуда: покупаем газ по той цене, какая есть. Теоретически, затраты на транспортировку к нам ниже, чем в Европу, потому что мы географически ближе, но платим мы больше. Поставщика тоже можно понять: зачем продавать дешевле, если можно продать дороже? »

Ольга Богданова считает, что у «Газпрома» большой потенциал для снижения цен, поэтому, оказавшись в условиях конкуренции, он вполне может на это пойти.

С позицией министерства не согласен Юрис Савицкис, руководитель газовой компании Itera Latvija: он указывает на то, что цена для большинства стран Центральной и Восточной Европы формируется не так, как для Прибалтики. «У нас с «Газпромом» действует долгосрочный контракт, в котором цена привязана к цене на нефть, — пояснил он «Новой газете». — Поэтому в летние месяцы, когда цена на газ в Европе падает, мы платим дороже, это правда. Но в зимние месяцы, когда мы потребляем основную массу газа, мы платим за него меньше. Второй момент: цена привязана к объемам, нельзя сравнивать объемы, которые «Газпром» поставляет в Европу и в Прибалтику».

Единый рынок — больше возможностей

Вопрос объема рынка — не самая сильная сторона Латвии, как и соседних Литвы с Эстонией. Рынок каждой страны в отдельности слишком мал, чтобы привлечь серьезного поставщика — особенно издалека.

«Мы ездили в Америку, обсуждали этот вопрос с коллегами: сейчас, если покупатель заключит договор с американцами, они могут привезти газ, но цена будет плюс-минус, как у «Газпрома», за счет транспортных издержек, — рассказала Ольга Богданова. — Но опять же, это вопрос объема. Из Америки везти наполовину загруженный корабль никто не будет, потому что это необоснованные траты».

Совсем другое дело — если объединить усилия и создать единый рынок: именно это руководство Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии намерено сделать к 2020 году. Во-первых, это означает снятие таможенных барьеров — сейчас даже поставки из Литвы в Эстонию стоят дороже из-за большого количества пошлин: на входе в Литву, выходе из Литвы, входе в Латвию, выходе из Латвии, входе в Эстонию. Во-вторых, это поможет стать привлекательнее для крупных поставщиков. В-третьих, планируется создание хаба — торговой платформы.

«На рынке электроэнергетики мы являемся участником биржи Nord Pool, и статистика показывает, что присоединение Латвии к бирже и развитие инфраструктуры вылилось в снижение цен для латвийских потребителей с 2013 года до сегодняшнего дня на 30%. Это колоссальная разница, — говорит Ольга Богданова. — В хабах действует принцип свободной конкуренции. Есть разные поставщики, и всегда можно сравнить цены».

Ольга Богданова приводит исследование Еврокомиссии, согласно которому для нормальной конкуренции на оптовом рынке должны быть три точки поставок. Две точки, если говорить про общий балтийский рынок, уже есть — это газопроводы, по которым приходит российский газ, и терминал в Клайпеде. Третья — в процессе строительства, ею станет газопровод между Литвой и Польшей (GIPL), соединяющий Прибалтику с Центральной Европой. Также строится газопровод, соединяющий балтийские системы через Эстонию с Финляндией, — Balticconector.

«Как только будет выстроено соединение до польского Свиноустья, его комбинированных мощностей более чем хватит, чтобы полностью перейти на этот газ вместо российского, — говорит Вячеслав Домбровскис. — Остальное зависит от того, готов ли кто-то предложить сжиженный газ по более выгодным ценам, чем «Газпром». Мы купим, где дешевле».

www.novayagazeta.ru