"Роснефть" помирилась с "Транснефтью" и отозвала претензии. Транснефть роснефть конфликт


«Роснефть» течет на восток | Бизнес

Стали известны подробности предложений «Роснефти» о росте поставок нефти в Китай через Казахстан. Компания хочет увеличить экспорт по этому маршруту с 10 млн до 13 млн тонн уже с 2019 года, а в середине 2020-х годов — до 18 млн тонн в год. При этом, по данным “Ъ”, «Роснефть» ждет от китайской CNPC предоплаты. Но вопрос пока не согласован с правительством РФ и «Транснефтью», а переброска экспортных объемов на восток может ухудшить качество нефти, поставляемой сейчас на запад.

«Роснефть» собирается увеличить поставки китайской CNPC на 3 млн тонн, сообщило Reuters и подтвердили источники “Ъ” в отрасли. По их данным, предполагается заключить новый контракт или расширить действующее соглашение, поставки могут начаться, вероятно, с 2019 года. Дополнительный объем нефти для CNPC планируется направить с западносибирских месторождений «Роснефти» (скорее всего, Самотлора) через Казахстан, что подразумевает снятие части объемов с западного направления экспорта. По словам источников “Ъ”, поставки предполагается осуществлять, как и в ряде предыдущих случаев, на условиях предоплаты.

Собеседники “Ъ” утверждают, что «Роснефть» собиралась закрепить соответствующее намерение об увеличении казахстанского транзита уже в сентябрьском протоколе российско-китайской межправительственной комиссии по энергетике, но этого не произошло из-за несогласованности вопроса с Минэнерго и «Транснефтью». Между тем «Роснефть», по данным источников “Ъ”, хочет увеличить поставки в Китай через Казахстан еще на 5 млн тонн к середине 2020-х годов, но это решение еще не принято. В «Роснефти» и Минэнерго отказались от комментариев. В сентябре глава компании Игорь Сечин говорил о желании нарастить поставки через Казахстан, не сообщив деталей.

Сейчас «Роснефть» поставляет нефть в КНР через Казахстан по контракту с CNPC, заключенному в 2013 году. Эти объемы исходно предназначались для экспорта по нефтепроводу Сковородино—Мохэ, но были переброшены на казахстанский маршрут из-за неготовности китайского участка трубы. Сначала объем поставок составлял 7 млн тонн в год, а с этого года — 10 млн тонн, так как в январе «Роснефть» и CNPC расширили контракт на 3 млн тонн и продлили его до 2024 года.

Советник президента «Транснефти» Игорь Демин подтвердил, что «Роснефть» обращалась с предложением увеличить поставки через Казахстан на 3 млн тонн, «обращение рассматривается». «Пока мы считаем, что это может повлиять на качество нефти, которая будет идти в западном направлении, с точки зрения содержания серы. Кроме того, изменится схема грузопотоков, придется изменять тарифные планы для других направлений»,— заявил он. По мнению собеседников “Ъ” в отрасли, «Роснефть», скорее всего, снимет объемы экспорта с северных портов (например, Усть-Луги).

Что касается проблемы серы, то она может существенно усугубиться в начале 2020-х годов, поскольку к тому моменту планируется начать поставки через Казахстан еще и 5–6 млн тонн в год на НПЗ Киргизии и Узбекистана. Это еще больше снизит поставки малосернистой сибирской нефти на запад. Понимая это, «Роснефть», по словам собеседников “Ъ”, теперь предлагает вернуться к проекту выделения отдельного потока сернистой нефти (в основном из Поволжья), который предлагался три года назад, но не был принят. Главным оппонентом тогда выступала «Татнефть» (производит около половины сернистой нефти), которая рисковала понести потери при выделении потока, поскольку цена на сернистую нефть будет ниже, чем на Urals.

При текущих ценах 3 млн тонн нефти — это примерно $1,2 млрд, говорит Андрей Полищук из Райффайзенбанка, полагая, что деньги от ее продажи «Роснефть» в первую очередь направит на инвестпрограмму. Если будет получен какой-то аванс под небольшие проценты, средства могут быть направлены на рефинансирование, считает эксперт, то есть часть более дорогого долга компании будет замещена авансами.

<!-- AddThis Button BEGIN --> <div> <a fb:like:layout="button_count"></a> <a></a> <a g:plusone:size="medium"></a> <a></a> </div> <script type="text/javascript" src="//s7.addthis.com/js/300/addthis_widget.js#pubid=54027941"></script> <!-- AddThis Button END -->

rucompromat.com

"Роснефть" помирилась с "Транснефтью" и отозвала претензии

Логотип "Роснефти"
Правообладатель иллюстрации AFP Image caption "Роснефть" была недовольна технологическими потерями нефти в трубопроводах "Транснефти"

Государственная нефтяная компания "Роснефть" разрешила многолетний конфликт с другой государственной компанией "Транснефть", которая владеет сетью трубопроводов и занимается транспортировкой углеводородов. Договор о транспортировке нефти на 2017 год наконец заключен.

"Роснефть", являющаяся крупнейшей добывающей компанией в России, обвиняла трубопроводную монополию в завышении потерь при транспортировке нефти. По мнению "Роснефти", это приводило к серьезным финансовым убыткам. СМИ сообщают, что глава "Роснефти" Игорь Сечин лично жаловался на "Транснефть" премьер-министру Дмитрию Медведеву.

Компании не могли заключить договор на транспортировку нефти на 2017 год. "Роснефть" подала несколько судебных исков и жалоб в ФАС и через суд обязала "Транснефть" продолжать прокачку нефти. При этом СМИ сообщали о перебоях в отгрузке нефти и претензиях компаний друг к другу.

Обе компании в пятницу подтвердили, что заключили договор на транспортировку нефти в этом году.

"Роснефть", по данным Интерфакса, уже подала заявление в Арбитражный суд Москвы об отказе от иска к "Транснефти" по вопросу определения условий договора о транспортировке нефти на 2017 год.

"Роснефть" договорилась с "Транснефтью" о транспортировке 180 млн тонн нефти в период с 1 января до 31 декабря 2017 года, говорится в сообщении "Роснефти".

"Размер сделки в денежном выражении не определен, т.к. зависит от тарифа на транспортировку нефти, количества транспортируемой нефти и маршрута транспортировки; размер сделки в процентах от стоимости активов эмитента не определен", - говорится в сообщении.

В пресс-службе "Роснефти" рассказали журналистам, что компании договорились о снижении нормативов потерь нефти в трубопроводах. Этого "Роснефть" и пыталась добиться от "Транснефти".

Советник президента "Транснефти" и пресс-секретарь Игорь Демин заявил, что условия транспортировки нефти, согласованные в договоре на этот год, аналогичны условиям предоставления услуг для всех грузоотправителей.

К третьему кварталу 2017 года уже было предусмотрено снижение среднесистемного показателя нормативных потерь до уровня 0,12%, приводит газета "Ведомости" сообщение "Транснефти". Компания также обязалась и дальше снижать потери в рамках уже утвержденной программы технического перевооружения, капитального ремонта и модернизации резервуарного парка.

Почему "Роснефть" недовольна "Транснефтью"

Конфликт "Роснефти" и "Транснефти" из-за технологических потерь в трубопроводах длится с 2014 года. Особенно остро он разгорелся в конце прошлого года, когда компании не смогли заключить договор на транспортировку нефти в 2017 году.

В конце декабря 2016 года Арбитражный суд наложил на "Транснефть" обеспечительные меры, обязав компанию продолжать прокачку нефти даже в отсутствие договора. Президент "Транснефти" Николай Токарев назвал это решение неправомерным и заявил, что оно было принято под давлением.

В конце января "Роснефть" подала в Арбитражный суд еще один иск. Суд его принял 25 января и должен был рассмотреть 3 марта.

"Роснефть", согласно тексту январского искового заявления, которое оказалось в распоряжении РБК, подозревала монополию в "незаконном обогащении" с помощью технологических потерь.

В "Роснефти" подсчитали, что в трубопроводах пропадает примерно 0,7 млн тонн нефти в год. По данным РБК, такие потери сопоставимы с объемом нефтедобычи на среднем месторождении. В "Роснефти" также недовольны тем, что "Транснефть" реализует накопленные в системе остатки нефти.

Издание сообщало, что глава "Роснефти" Игорь Сечин лично передал Медведеву трехстраничное письмо с жалобами на "Транснефть". Медведев, согласно сообщениям СМИ, поручил ФАС разобраться в этом вопросе.

В конце декабря "Роснефть" уже жаловалась в ФАС на "Транснефть" из-за методики расчетов потерь.

В самой "Транснефти" связывали претензии "Роснефти" с попытками добиться от компании заключения договора на условиях, которых отличаются от других грузоотправителей.

"Транснефть" рассчитывает технологические потери по методологии, утвержденной министерством энергетики. "Роснефть" недовольна этой методологией. По данным РБК, компании также обратились к министру энергетики Александру Новаку с просьбой об активизации работы "по разработке и утверждению новых нормативов технологических потерь".

www.bbc.com

«Роснефть» ответила на сообщение о конфликте Игоря Сечина с главой «Транснефти»

«Роснефть» заявила о «нападках» на госкомпании в СМИ после публикации расследования, в котором источники утверждали об обострении конфликта Игоря Сечина и главы «Транснефти» Николая Токарева

 В некоторых СМИ продолжаются «нападки на компании с госучастием», которые являются целенаправленной кампанией с политическим подтекстом, заявила пресс-служба «Роснефти» во вторник. Как следует из заявления, комментарий пресс-службы опубликован в связи «с очередным вбросом компромата» в отношении руководства «Транснефти», сопровождаемым, как утверждает «Роснефть», «спекуляциями» на тему взаимоотношений компаний.

«​Спекуляции на тему заинтересованности «Роснефти» в подобных публикациях — часть этой провокационной кампании», — подчеркивается в заявлении нефтяной компании. «Роснефть» отметила, что сотрудничает с «Транснефтью» по ряду проектов и поддерживает с монополией и ее руководством «нормальные рабочие отношения, основанные на конструктивном сотрудничестве в интересах акционеров обоих компаний и российской нефтяной отрасли».

Представитель «Транснефти» на момент публикации не ответил на запрос РБК о комментариях.

Ранее во вторник «Медуза» опубликовала расследование редактора Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) Романа Шлейнова о бизнесе родных ​и знакомых главы «Транснефти» Николая Токарева. В расследовании и источники в окружении главы «Транснефти» говорили об «обострившихся противоречиях между Токаревым и людьми председателя правления «Роснефти» Игоря Сечина». В госкомпаниях, как писал Шлейнов, отрицают наличие какого-либо конфликта, настаивая, что у Сечина и Токарева нормальные «рабочие отношения».

Как утверждается в расследовании, противоречия между топ-менеджерами появились несколько лет назад, когда ​Сечин, тогда занимавший пост вице-премьера, предложил продать «Роснефти» 25% Новороссийского морского торгового порта (НМТП). О том, что Сечин написал письмо с такой просьбой Владимиру Путину, который тогда был премьер-министром, в феврале 2012 года писал «Коммерсантъ».​ Газета со ссылкой на имеющуюся в распоряжении копию письма сообщала, что Сечин предлагал Путину консолидировать 20% акций НМТП, которые планировалось приватизировать, и 5%, которые принадлежали государству через РЖД, и продать нефтяной компании «по цене, определенной независимым оценщиком».

Об интересе к госпакету НМТП заявляла также группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, чье СП с «Транснефтью» владеет 50% плюс одна акция порта. Позднее «Ведомости» со ссылкой на источники сообщили, что правительство решило разместить госпакет НМТП на бирже. С тех пор приватизация 20% НМТП неоднократно откладывалась.​

В конце сентября 2016 года стало известно, что Сечин заинтересовался тарифами «Транснефти». В августе он предложил Федеральной антимонопольной службе исключить механизм долгосрочных инвестиционных тарифов, за счет которых «Транснефть» строит новые нефтепроводы, писала газета «Коммерсантъ». «Транснефть» получает нефтепроводы в собственность и после их ввода в эксплуатацию имеет прибыль, в то время как фактическому инвестору (нефтяным компаниям) не обеспечивается ни возвратность, ни доходность от вложений, указывал глава «Роснефти» в письме. Однако заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин 26 сентября сообщил журналистам, что служба считает целесообразным сохранить действующий принцип тарифообразования на услуги «Транснефти». «Тарифы являются регулируемыми, порядок ценообразования установлен правительством, он задает долгосрочные принципы тарифообразования, которые не являются сдерживающими для пользователей услуг «Транснефти», — отметил он.

«Роснефтегаз» (владеет 69,5% «Роснефти»), совет директоров которого возглавляет Сечин, в августе стал миноритарным акционером «Транснефти», купив пять ее привилегированных акций, после чего потребовал у монополии конфиденциальные документы по сделкам за последние три года, ​писал «Коммерсантъ» и подтверждал РБК близкий к монополии источник. В ответном письме гендиректору «Роснефтегаза» Геннадию Букаеву вице-президент «Транснефти» Михаил Барков отметил, что компания усматривает в действиях миноритария «явные признаки корпоративного шантажа».

Барков указал, что запрос «Роснефтегаза» почти дословно совпадает с требованиями еще одного акционера «Транснефти» — фонда UCP Ильи Щербовича (ранее работал в совете директоров «Роснефти»), который уже судится по этому поводу с компанией, и дублирует перечень запрошенных им документов.

nangs.org

В «Транснефти» предпочли эскалацию спора с «Роснефтью» - ЭкспертРУ

Накануне выходных получил развитие спор, вызванный тем, что компания «Роснефть» выразила несогласие с системой учета потерь технологической нефти в системе «Транснефти». По данным «Коммерсанта», существующая система учета потерь определяет их в размере около 700 тыс. тонн в год, из которых на «Роснефть», с учетом ее доли в прокачке, приходится почти треть. Между компаниями из-за разногласий не заключен договор  на 2017 год, «Роснефть» по этой причине опасалась прекращения прокачки ее нефти.

Как сообщал ТАСС 29 декабря, Арбитражный суд Москвы принял обеспечительные меры по заявлению «Роснефти», запретив «Транснефти» прекращать транспортировку нефти с 1 января 2017 года.

 Но на состоявшейся 13 января выходных встрече с журналистами президент «Транснефти» Николай Токарев отозвался о принятых Арбитражным судом Москвы обеспечительных  мерах, как о неправомерных. ПАО «Транснефть» написало в связи с этим письмо председателю Верховного суда, сообщается на сайте компании.

 «”Транснефть” самостоятельно и не предъявляя никаких обоснований год из года устанавливает размер норматива своих потерь при транспортировке чужой нефти, — пишет в связи с этим в своей статье на lenta.ru член комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев. — “Роснефть” из года в год эта практика не устраивает, что вызывает конфликт при заключении договоров с “Транснефтью”, — отмечает он. — Не сумев договориться с транспортной монополией, “Роснефть” добилась в суде обеспечительных мер, то есть гарантий, что “Транснефть” не перекроет для нее трубу, чтобы заставить подписать договор на своих условиях».

 По данным Рустама Танкаева, помимо нефти во вменные потери, или нормы «усушки-утруски», включаются еще и нефтепродукты. «В советской практике, кстати, — напоминает он, — существовало правило, когда эти так называемые остатки возвращались сдатчикам, чего, собственно, и добивается “Роснефть”, предлагая для обсуждения некую формулу расчета для таких остатков, возвращаемых клиенту “Транснефти”».

 Он обращает внимание на некий казус, связанный со следующим заявлением главы «Транснефти»: «Когда двое спорят и у одного нет аргументов, в ход идут разные методы. Я бы посоветовал господам из “Роснефти” разобраться со своими проблемами». Но, по данным Рустама Танкаева, «юридическая команда “Роснефти”, занимавшаяся исками к “Транснефти”… в полном составе работает теперь у него, то есть «господа из "Роснефти"» теперь являются «господами из "Транснефти"».  Господин Танкаев характеризует комментарии со стороны транспортной монополии как эмоциональные.

 Не следует также, полагает член комитета Торгово-промышленной палаты, иронизировать по поводу дотаций тарифов на прокачку нефти в восточном направлении, которыми «пользуется “Роснефть”» (якобы оказавшись, по выражению господина Токарева, «в шоколаде») — поскольку «Роснефть» «за последние годы открыла китайский рынок для экспорта российской нефти, потеснив там всех традиционных поставщиков». Это является очень значительным успехом для страны, пользоваться которым намерены, скорее, в транспортной монополии.

 И, как замечает в ng.ru Алексей Мухин, «”шоколадные позиции” “Роснефти”, на которые обратил внимание Николай Токарев в своих заявлениях с плохо скрываемой завистью — результат работы ее топ-менеджмента и остальных сотрудников компании. Дотирование тарифов на восточном направлении для “Роснефти”, которое имел в виду глава трубопроводной госмонополии, возможно, и есть та самая причина из-за которой разгорелся этот сыр-бор (дескать, вам же это все равно дотируют)».

 Он также обращает внимание на то, что в магистральных нефтепроводах «Транснефти» скапливаются остатки нефти, которые трудно идентифицировать по технологическим причинам и которые «сливают в хранилища, а оттуда они распределяются уже по воле руководства монополии. Казалось бы, справедливость требует, чтобы эта “неучтенка” возвращалась хозяевам — нефтяникам, однако существуют неофициальные правила, по которым нефтяные компании не требуют эти излишки», — не желая проблем с «Транснефтью», пишет ng.ru.

 По мнению господина Мухина, в случае, окончательного прохождения всех судебных инстанций в положительном для «Роснефти» ключе, это заключение станет весьма неприятным прецедентом для транспортировщика: «постепенно исчезнет специфический источник обогащения компании за счет ее партнеров», замечает он.

Жалоба «Транснефти» на столичный арбитраж в Верховный суд, по-видимому, предопределила именно судебный характер дальнейших рассмотрений, хотя, как писал «Коммерсант», до 19 января 2017 года «Транснефть» могла бы «рассмотреть протокол разногласий с предложениями о внесении изменений и дополнений по каждому пункту, который “Роснефть” направила “Транснефти” еще 19 декабря».

 «Роснефти» в свою очередь, как отмечало агентство ТАСС со ссылкой на судебное решение, в дополнение к удовлетворенному 29 декабря заявлению предстоит «подать в арбитражный суд Москвы иск с требованиями к "Транснефти" не позднее 25 января 2017 года» для продолжения действия наложенных судом обеспечительных мер.

expert.ru


Смотрите также