«Газпром нефть» наращивает компетенции по управлению ледовой обстановкой на шельфе Арктики. Арктика газпром


Время арктики – Журнал «Сибирская нефть» — ПАО «Газпром нефть»

Разработкой Приразломного месторождения в Печорском море «Газпром нефть» открыла новую страницу в истории промышленного освоения российской Арктики. О прошлом, настоящем и будущем проекта в материале Александры Савиной

Цена решения

Сегодня проект разработки Приразломного месторождения на шельфе Печорского моря по праву считается символом первенства России в промышленном освоении Арктики. Более 2 млн тонн добытой нефти, долгосрочные контракты с НПЗ Северо-Западной Европы, отлаженная логистика в сверхжестких арктических условиях — список достижений внушителен. Однако мало кому известно, что история Приразломного могла закончиться, так, по сути, и не начавшись, в далеком 1989 году.

В ходе испытаний из скважины был получен приток нефти с запахом сероводорода, при этом максимальный дебет составил всего 80 куб. м в сутки. Результат, при котором, в принципе, достаточно логичным решением было бы прекращение работ. Однако главный геолог АМНГР Юрий Федоровский согласился с предложением Олега Заливчего провести соляно-кислотную обработку призабойной зоны скважины (впервые на шельфе), как это обычно делается при работе с карбонатами пермских отложений. После проведения операции и очистки скважины команда проекта получила дебит нефти 400 куб. м в сутки. Одно правильное решение — и месторождение стало первым в Арктике, а не пополнило список перспективных, но недоразведанных.

Впрочем, и тогда до символа Приразломному было еще очень далеко. В 1990-е годы проект «Приразломное», как и вся страна, переживал непростые времена — от торжественной закладки морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная» на «Севмаше» в декабре 1995 года до спуска на воду прошло долгих 15 лет. Зато дальше события разворачивались стремительно. В 2010?м «Приразломную» отбуксировали в Кольский залив для достройки на 35м судоремонтном заводе. Уже в августе 2011-го строительство платформы было завершено и она заняла свое место в Печорском море.

Андрей Патрушев,заместитель генерального директора по развитию шельфовых проектов «Газпром нефти»:

Реализация проекта разработки Приразломного месторождения — важный шаг на пути промышленного освоения Арктики. Очевидно, что наличие богатейшей ресурсной базы в этом регионе в будущем станет важнейшим фактором развития топливно-экономического комплекса страны. А «Газпром нефть» сегодня наглядно продемонстрировала, что добыча нефти на арктическом шельфе может быть эффективной и, самое главное, безопасной. В то же время опыт и компетенции, которые компания получает, работая на Приразломном, станут фундаментом при реализации компанией других шельфовых проектов и позволят в перспективе укрепить позицию лидера по добыче жидких углеводородов на арктическом шельфе России.

Межледовый период в юго-восточной части Баренцева моря не превышает 120 дней. Поэтому производственному объединению «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР), которое занималось разведкой Приразломного, предстояло совершить настоящий подвиг. За неполных три месяца необходимо было доставить на площадь работ плавучую буровую установку «Кольская», установить ее на точке, пробурить скважину глубиной свыше 3 тыс. м, провести ее испытание и консервацию, после чего отбуксировать буровую на базу. «На счету был буквально каждый день, — поделился воспоминаниями Олег Заливчий, руководивший в то время работами по испытанию скважины № 1. — До подхода льдов оставалось крайне мало времени, погода в море ухудшалась, пенетрация (заглубление. — Прим. ред.) опор была минимально допустимой из-за плотного песчаного дна». Но, как выяснилось позднее, главной проблемой был не цейтнот и не риск срыва буровой.

В течение 2012 года платформу укрепили защитной щебне-каменной бермой (ее объем — свыше 45 тыс. куб. м), одновременно с этим объект проходил независимый комплексный экспресс-аудит с участием специалистов таких грандов, как Kvaerner, Schlumberger, Halliburton и ЦНИИ морского флота. Целью было определение рисков для этапа пусконаладочных работ проекта, а также анализ его соответствия международным стандартам и нормативным документам Российской Федерации. По результатам аудита эксперты отметили соответствие МЛСП «Приразломная» международным стандартам. Добыча нефти на Приразломном началась в декабре 2013 года, а спустя еще пять месяцев, в апреле 2014 года, первая партия арктической нефти сорта ARCO отправилась к европейским потребителям.

Приразломная оптимизация

Приразломное — первое и пока единственное месторождение на российском шельфе Арктики, где ведется добыча нефти. В 2013–2014 годах на месторождении было добыто более 300 тыс. тонн нефти, в 2015 году эта цифра возросла более чем в 2,5 раза. Сегодня добыча ведется из трех скважин, а всего построено шесть: помимо добывающих, действуют две нагнетательных и поглощающая. К 2023 году количество скважин увеличится до 32 (19 добывающих, 12 нагнетательных, одна поглощающая).

Важным этапом для «Приразломного» стал декабрь 2015 года, когда Роснедра утвердили изменения к технологической схеме проекта. Согласно документу, период стабильной добычи на Приразломном месторождении за счет повышения эффективности разработки продлен на два года (с трех до пяти лет), при этом объем добычи нефти за этот период должен увеличиться в 1,8 раза — до 23,1 млн тонн — за счет использования рационального бурения. И это количество должны дать 32, а не 36 скважин, как предусматривал первоначальный план. Сокращение капитальных затрат на бурение, соответственно, позитивно скажется на общей экономике проекта. На пике актив будет давать 4,8 млн тонн нефти в год. Кроме того, обновленная технологическая схема предусматривает рост суммарного объема геологических запасов Приразломного месторождения по категориям С1 и С2 на 12 %, до 263 млн тонн, — это результат переинтерпретации сейсмических данных, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых. Период эксплуатации Приразломного нефтяного месторождения, соответственно, увеличен до 35 лет.

«Опыт, который мы получаем в ходе работы над Приразломным, помог нам значительно повысить эффективность разработки месторождения, — отметил генеральный директор „Газпром нефть шельфа“ Геннадий Любин. — Мы продолжим развивать первый проект по добыче нефти на российском арктическом шельфе».

4,8 млн тонн — максимальной добычи на Приразломном планируется достичь к 2023 году

2016 год был отмечен для проекта разработки Приразломного еще одним важнейшим событием — изменением транспортно-логистической схемы. Если раньше для доставки нефти с «Приразломной» в Роттердам использовались два челночных танкера дедвейтом по 70 тыс. тонн — «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», — то начиная с февраля сырье сначала транспортируется на танкер-накопитель «Умба» дедвейтом 300 тыс. тонн, установленный на рейде в Кольском заливе вблизи Мурманска, а уже оттуда отдельными танкерами идет в Европу. «Использование плавучего нефтехранилища „Умба“ позволило компании более гибко подходить к планированию объемов танкерных партий: укрупнить поставляемые партии сырья, оптимизировать стоимость фрахта и тем самым повысить эффективность экспорта нефти арктических сортов, — пояснил управляющий директор компании Gazprom Neft Trading GmbH Виталий Вяткин. — Размещение перевалочного комплекса в незамерзающем Кольском заливе позволило существенно повысить эффективность поставок за счет сокращения времени круговых рейсов танкеров, обеспечивающих доставку нефти с Новопортовского и Приразломного месторождений, и использования стандартного флота для отправки нефти потребителям».

Сами европейские потребители приняли арктическую нефть нового сорта ARCO на ура. Основным целевым рынком для сырья с Приразломного была выбрана Северо-Западная Европа, а точнее — так называемый регион ARA (Амстердам — Роттердам — Антверпен). По информации Виталия Вяткина, выбор обусловлен в первую очередь логистической доступностью и импортозависимостью региона, а также наличием в нем заводов, специализирующихся именно на переработке тяжелых нефтей, сходных по качеству с ARCO. Действительно — нефть Приразломного месторождения отличается высокой плотностью, повышенным содержанием серы и, напротив, низким — парафина.

В 2014–2015 годах европейск

www.gazprom-neft.ru

Время арктики – Журнал «Сибирская нефть» — ПАО «Газпром нефть»

Разработкой Приразломного месторождения в Печорском море «Газпром нефть» открыла новую страницу в истории промышленного освоения российской Арктики. О прошлом, настоящем и будущем проекта в материале Александры Савиной

Цена решения

Сегодня проект разработки Приразломного месторождения на шельфе Печорского моря по праву считается символом первенства России в промышленном освоении Арктики. Более 2 млн тонн добытой нефти, долгосрочные контракты с НПЗ Северо-Западной Европы, отлаженная логистика в сверхжестких арктических условиях — список достижений внушителен. Однако мало кому известно, что история Приразломного могла закончиться, так, по сути, и не начавшись, в далеком 1989 году.

В ходе испытаний из скважины был получен приток нефти с запахом сероводорода, при этом максимальный дебет составил всего 80 куб. м в сутки. Результат, при котором, в принципе, достаточно логичным решением было бы прекращение работ. Однако главный геолог АМНГР Юрий Федоровский согласился с предложением Олега Заливчего провести соляно-кислотную обработку призабойной зоны скважины (впервые на шельфе), как это обычно делается при работе с карбонатами пермских отложений. После проведения операции и очистки скважины команда проекта получила дебит нефти 400 куб. м в сутки. Одно правильное решение — и месторождение стало первым в Арктике, а не пополнило список перспективных, но недоразведанных.

Впрочем, и тогда до символа Приразломному было еще очень далеко. В 1990-е годы проект «Приразломное», как и вся страна, переживал непростые времена — от торжественной закладки морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная» на «Севмаше» в декабре 1995 года до спуска на воду прошло долгих 15 лет. Зато дальше события разворачивались стремительно. В 2010?м «Приразломную» отбуксировали в Кольский залив для достройки на 35м судоремонтном заводе. Уже в августе 2011-го строительство платформы было завершено и она заняла свое место в Печорском море.

Андрей Патрушев,заместитель генерального директора по развитию шельфовых проектов «Газпром нефти»:

Реализация проекта разработки Приразломного месторождения — важный шаг на пути промышленного освоения Арктики. Очевидно, что наличие богатейшей ресурсной базы в этом регионе в будущем станет важнейшим фактором развития топливно-экономического комплекса страны. А «Газпром нефть» сегодня наглядно продемонстрировала, что добыча нефти на арктическом шельфе может быть эффективной и, самое главное, безопасной. В то же время опыт и компетенции, которые компания получает, работая на Приразломном, станут фундаментом при реализации компанией других шельфовых проектов и позволят в перспективе укрепить позицию лидера по добыче жидких углеводородов на арктическом шельфе России.

Межледовый период в юго-восточной части Баренцева моря не превышает 120 дней. Поэтому производственному объединению «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР), которое занималось разведкой Приразломного, предстояло совершить настоящий подвиг. За неполных три месяца необходимо было доставить на площадь работ плавучую буровую установку «Кольская», установить ее на точке, пробурить скважину глубиной свыше 3 тыс. м, провести ее испытание и консервацию, после чего отбуксировать буровую на базу. «На счету был буквально каждый день, — поделился воспоминаниями Олег Заливчий, руководивший в то время работами по испытанию скважины № 1. — До подхода льдов оставалось крайне мало времени, погода в море ухудшалась, пенетрация (заглубление. — Прим. ред.) опор была минимально допустимой из-за плотного песчаного дна». Но, как выяснилось позднее, главной проблемой был не цейтнот и не риск срыва буровой.

В течение 2012 года платформу укрепили защитной щебне-каменной бермой (ее объем — свыше 45 тыс. куб. м), одновременно с этим объект проходил независимый комплексный экспресс-аудит с участием специалистов таких грандов, как Kvaerner, Schlumberger, Halliburton и ЦНИИ морского флота. Целью было определение рисков для этапа пусконаладочных работ проекта, а также анализ его соответствия международным стандартам и нормативным документам Российской Федерации. По результатам аудита эксперты отметили соответствие МЛСП «Приразломная» международным стандартам. Добыча нефти на Приразломном началась в декабре 2013 года, а спустя еще пять месяцев, в апреле 2014 года, первая партия арктической нефти сорта ARCO отправилась к европейским потребителям.

Приразломная оптимизация

www.gazprom-neft.ru

«Газпром нефть» наращивает компетенции по управлению ледовой обстановкой на шельфе Арктики

В настоящее время «Приразломное» является единственным проектом на российском арктическом шельфе, где ведется промышленная добыча нефти. Промышленная разработка месторождения начата в декабре 2013 года. Новый сорт нефти ARCO впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года. К настоящему моменту на «Приразломной» добыто уже более 6,6 млн тонн нефти. Недропользователем проекта является «Газпром нефть шельф», дочерняя компания «Газпром нефти».

Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году и располагается в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн тонн. Для его разработки создана морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная». Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым современным требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.

Устья скважин, эксплуатируемых на месторождении, находятся внутри платформы — ее корпус одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Глубина моря в районе месторождения — 20 м. Кроме того, установленное на скважинах оборудование позволяет предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа. Система хранения нефти на платформе предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резервуарах, что исключает попадание в емкости кислорода и образование взрывоопасной среды.

Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки, которая срабатывает мгновенно. Рядом с платформой несут постоянное аварийное дежурство специализированные ледокольные суда, оборудованные новейшими комплексами нефтесборного оборудования.

«Приразломная» работает в соответствии с принципом «нулевого сброса»: использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину.

shelf.gazprom-neft.ru

«Газпром нефть»: добыча нефти в Арктике невыгодна

Ещё в 2012 году, когда цена на нефть превышала 100 долларов США за баррель, Гринпис России выпустил доклад «Углеводородные проекты на российском арктическом шельфе: инвестиционные риски», в котором перечислил риски, из-за которых компаниям и правительству не следует втягиваться в сомнительные проекты по добыче нефти и газа на арктическом шельфе.

«Чтобы компенсировать финансовые риски, проекты нефтяного освоения арктического шельфа требуют масштабных и долговременных льгот и других форм субсидирования. По утверждению Министерства природных ресурсов и экологии РФ, без таких объемных налоговых послаблений нефтедобыча на любом месторождении арктического шельфа станет просто невозможной», — говорилось в докладе, который был направлен ключевым нефтяным компаниям, включая «Газпром нефть».

Нагрузка налоговых льгот, в свою очередь, в основном ложится на доходы федерального бюджета Российской Федерации. Так как российский бюджет на 50% формируется за счёт поступлений от добычи нефти и газа, это делает арктические проекты крайне чувствительными к периодам спада цен на эти энергоносители.

Выход из сложившейся ситуации давно известен. «Для нас очевидно — такие амбициозные задачи, которые мы перед собой ставим, можно решить только в рамках новой модели экономического роста, драйвером которой должен стать не сырьевой комплекс, а мощный, высокотехнологичный, именно производственный бизнес... Надо отметить, что налоговая нагрузка распространяется неравномерно, даже в производственном секторе, в производственных отраслях. Например, по виду деятельности: по производству машин и оборудования налоговая нагрузка составляет 11,1%, по строительству — 11,3%, а по металлургии — 3,3%, по производству кокса и нефтепродуктов — 5%... В целом очевидно, что стране сегодня необходим решительный налоговый манёвр. Нужна современная структура налоговой системы. Следует подумать об оптимизации тех налогов, от которых в первую очередь зависит качественный экономический рост», заявил премьер-министр Владимир Путин на съезде общероссийской общественной организации «Деловая Россия» ещё в 2011 году.

Очевидно, что российскую экономику не удастся отвязать от сырьевой зависимости, если предоставить нефтяникам, которые уже имеют огромную фору по сравнению с другими отраслями, ещё больше налоговых льгот.

www.greenpeace.org

Газпром ставит рекорд экспорта газа из Арктики

К своему 25-летию, отмечающемуся в этом месяце, Газпром может похвастаться историческим пиком экспорта природного газа. На прошлой неделе на встрече с президентом Путиным глава компании Алексей Миллер сообщил, что в 2017 году компания установила исторический рекорд поставки газа на экспорт – 194,4 миллиарда кубометров.

Алексей Миллер и Владимир Путин. Фото: Kremlin.ru

По словам Миллера, с 1993 года компания увеличила объём экспорта в 1,9 раза, при этом 30-процентный рост поставок газа на экспорт был обеспечен в течение последних трёх лет.

В настоящее время имеет исторически максимальную долю на европейском газовом рынке, 34,7 процента. Спрос на трубопроводный российский газ на зарубежных рынках растёт, отметил Миллер, в связи с чем компания реализует новые экспортно-ориентированные проекты: «Турецкий поток», «Северный поток‑2».

Значение Арктики для Газпрома неизменно растёт. В 2017 году добыча газа на Бованенковском месторождении (полуостров Ямал) составила 82,8 миллиарда кубометров, но и это не предел: в 2020–2023 годах компания, по информации агентства Прайм, ожидает достижения проектного уровня добычи в 115 миллиардов кубометров газа в год.

По информации Алексея Миллера, в Арктике с нуля создан новый Ямальский центр газодобычи, который именно сейчас становится ключевым в работе Газпрома. И сейчас именно на Ямале «Газпром» обеспечивает значительный прирост запасов газа. Только по Тамбейской группе месторождений суммарные запасы газа составляют 7,7 триллиона кубометров.

По предыдущим оценкам Газпрома, экспорт газа с Ямала может достичь 360 млрд куб. м в год.

ADVERTISEMENT

В 2017 году общий объём добычи у Газпрома составил 471 млрд куб. м.

Газпром был учреждён в 1989 году на основе Министерства газовой промышленности и стал первой в Советском Союзе газодобывающим концерном. 17 февраля 1993 года Газпром стал акционерным обществом. Свыше 50% акций компании контролируется российским правительством. 

thebarentsobserver.com

Газпром запускает первый проект по добыче газа в российской Арктике

Для разработки месторождения компания заказала «плавучий остров»ФОТО: пресс-службы «Газпром добыча Ямбург»

В канун профессионального праздника генеральный директор одной из крупнейших газпромовских «дочек» — компании «Газпром добыча Ямбург» Олег Арно проанонсировал первый российский проект по бурению на шельфовых месторождениях Арктики. Для его реализации отечественной промышленности придется сделать несколько невероятных шагов.

Освоение российского арктического шельфа предполагается начать с добычи газа на месторождении Каменномысское-море. Следом будет вводиться в эксплуатацию Северо-Каменномысское, после чего дойдет очередь до менее крупных. Все они впоследствии будут объединены в единый добывающий узел, связанный с Ямбургской газотранспортной схемой.

Месторождение Каменномысское-море расположено в 50 километрах от берега. Для его освоения кампания планирует построить специальную платформу, рассчитанную на работу в экстремальных условиях Обской губы с ее резкими перепадами температуры до минус 50 градусов и сильными штормовыми ветрами. «По большому счету это плавучий остров — 135 метров в длину и 69 — в ширину. Шестьдесят тысяч тонн стали пойдут на изготовление её основы. Уникальная конструкция предусматривает посадку подводной части плавбазы на грунт с последующим стационарным закреплением ее сваями», — рассказывает замначальника отдела сопровождения проектирования и строительства объектов морских месторождений газопромыслового управления «Газпром добыча Ямбург» Александр Большаков, курирующий часть шельфового проекта.

Для доставки тысячи тонн грузов к месту бурения компания также планирует создать целый флот кораблей на воздушной подушке. Кроме того — создать на берегу всю необходимую инфраструктуру для транспортировки добываемого газа. Все объекты проектируются с учетом работы при низких температурах в сложных метеоусловиях Севера.

«Никто и никогда не строил такие морские объекты, никто и никогда не начинал работы по добыче газа в столь сложных условиях Заполярья», — отмечает Александр Большаков. При этом и сама платформа, и все необходимое оборудование будет создаваться исключительно на российских предприятиях. Как отмечают в компании «Газпром добыча Ямбург», сложность стоящих задач даст серьезный толчок к развитию отечественной промышленности и науки.

Подробнее о планах «Газпром добыча Ямбург» по развитию российского Арктического шельфа читайте в спецпроекте «URA.RU».

ura.news

Первый опыт в Арктике

Первый опыт в Арктике

6 октября 2016, 10:15ООО «Газпром добыча Ямбург» принимает участие в Международной конференции и выставке по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа в рамках Петербургского энергетического форума, который проходит в северной столице с 4 по 7 октября. На заседании круглого стола «Современные технологические комплексы, оборудование и морская техника для освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа РФ» с докладом «Ледостойкая стационарная платформа месторождения Каменномысское-море» выступил заместитель генерального директора по перспективному развитию ООО «Газпром добыча Ямбург» Владимир Миронов. Он рассказал о том, что планы развития предприятия предполагают дальнейшее движение на северо-восток с последовательным освоением 7 акваториальных месторождений: Каменномысского-море, Северо-Каменномысского, Обского, Чугорьяхинского, Семаковского, Антипаютинского и Тота-Яхинского, а также находящейся на суше группы Парусовых месторождений. Первым будет обустраиваться самое крупное из них — Каменномысское-море. Годовой уровень отбора газа по прогнозам может составить до15 млрд м3. Разведанные запасы месторождения — около 550 млрд куб м. газа. В настоящее время ведутся проектные работы. Как подчеркивалось участниками форума, опыт освоения месторождений арктического шельфа и в России, и в мире только начинает нарабатываться. Многие технологические решения принимаются впервые. Низкие температуры, толстые пресные льды, относительное мелководье делают добычу углеводородов трудной задачей. Вместе с тем, как отметил Владимир Миронов: «Концентрация и консолидация усилий ведущих отраслевых институтов при проектировании платформы для освоения месторождения Каменномысское-море позволит заложить решения, создающие необходимую надежность, прочность и пространственную неизменность гидротехнического сооружения. Это обеспечит экологическую безопасность и безусловное соблюдение норм российского и мирового природоохранного законодательства при осуществлении добычи газа в акватории Обской и Тазовской губ». ООО «Газпром добыча Ямбург» представила на выставке экспозицию, в которой был представлен макет ледостойкой платформы в масштабе 1:150. «Аналогов подобному сложному технологическому комплексу в мире пока нет», — сказал начальник отдела перспективного развития ООО «Газпром добыча Ямбург» Сергей Куропаткин. Он представил на конференции доклад «Научно-техническое обеспечение проектирования платформы месторождения Каменномысское-море». По задумке инженеров, форма ледостойкой стационарной платформы должна напоминать обтекаемый корабль. Она будет крепиться ко дну моря металлическими сваями. «Стальной остров» расположится на расстоянии около 80 км от берега Ямбурга в акватории Обской губы. Подача первого газа с месторождения Каменномысское — море ожидается в 2025 году.

Стенд ООО «Газпром добыча Ямбург» и предложенные решения в области освоения континентального шельфа вызвали неподдельный интерес со стороны участников Петербургского энергетического форума.

Служба по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром добыча Ямбург»

(+7 3494) 96-37-86

yamburg-dobycha.gazprom.ru