«Бованенково — Ухта» и «Бованенково — Ухта — 2». Бованенково газпром


«Газпром» — Бованенковское месторождение: russos

Это была не первая моя поездка на север. Несмотря на то, что я люблю теплые края, море и горы, в суровом севере с его кристально белым снегом, с удивительной природой и своей атмосферой есть что-то притягательное. А те люди, с которыми я общался и работал, только подтверждают правило, что плохой человек на севере не уживется. Там, как нигде, ценится профессионализм, дружба и взаимопомощь. Одному в тех суровых условиях не выжить.

Поэтому на Крайний Север хочется возвращаться и возвращаться. Буду честен: жить я там вряд ли бы смог — очень много холода, но приезжаю туда всегда с удовольствием.

В этот раз я снимал репортаж для Газпрома про Бованенковское месторождение. Я уже вам рассказывал про самую северную железную дорогу, но без месторождения ее бы не было.

1. Я специально поставил первой фотографией эти красные кнопки. Во-первых, они мне понравились. Во-вторых, суровые северные условия накладывают определенные требования к надежности оборудования и его функционированию. Там огромное количество нюансов, и рассказ о них уже выходит за рамки этого материала. Так что смотрим на аварийный пульт управления. Весь контроль компьютеризирован, но ключевые моменты продублированы с аварийных пультов.

2. В диспетчерской круглосуточно дежурит вахта, которая контролирует добычу газа и его отправку на большую землю.

3. После месторождения (о нем чуть ниже) газ поступает на газовый промысел, где его очищают от примесей, чтобы потом доставить потребителям. Подробнее о цикле переработки газа вы может прочитать в репортаже на сайте Газпрома.

4. Зимой газовый промысел покрыт снегом. Снега тут не просто много, а очень много.

5. Все въезжающие машины оборудованы искрогасителями на выхлопных трубах. Если вдруг на машине его нет, то охранник на КПП его ставит.

6. С самого утра мело, и к вечеру пурга разыгралась не на шутку.

7. Зима на Ямале продолжается 8–9 месяцев. Сильные морозы сопровождаются порывистыми ветрами, снегопадами, метелями и коротким световым днем. Вне зависимости от погодных условий месторождение должно работать.

8. Дожимная компрессорная станция. Перед отправкой газа потребителю повышают его давление.

9. А после того как газ «сожмут», он нагревается. Следовательно, его надо охладить, и для этого служат специальные градирни. Вообще, в зоне вечной мерзлоты борьба с теплом, как бы парадоксально это ни звучало, является таким же важным мероприятием, как и то, что жить и работать хочется в комфортных условиях, в тепле. Дело в том, что от тепла зданий, сооружений и оборудования может начать таять вечная мерзлота. Конечно, вся она не растает, ведь ее толщина в этой зоне достигает нескольких сот метров. Но даже пары метров растаявшего льда будет достаточно, чтобы все здание утонуло в этом болоте.

10. Про фреонные трубки и прочие хитрости я уже не раз вам рассказывал. А вот сейчас увидел необычную вещь на самой скважине. Желтые краны (на переднем фоне) предназначены для технического обслуживания и интереса в данном случае не представляют. Справа видны площадки и арматура скважин. А вот что за конструкция слева?

11. Чем не какой-то прибор повстанцев с ледяной планеты Хот? На самом деле, это устройство термостабилизации, которое охлаждает устье скважины, так как температура газа выше, чем окружающий лед. Поэтому во избежание таяния вечной мерзлоты надо делать такую хитрую конструкцию. Кстати, она не только охлаждает устье, но и намораживает дополнительный лед, укрепляя его, чтобы стабилизировать грунт на короткое лето.

12. И вне зависимости от погодных условий мастер по добыче Владимир Ульянов ежедневно приезжает на куст скважин, чтобы проверить оборудование и уровень снега. Конечно, все автоматизировано и все параметры из скважины передаются на центральный пульт, но вот, увы, удаленно убирать снег еще не получается. Все вентили должны быть очищены, а даже самое автоматизированное оборудование требует контроля.

13. К вечеру началась пурга. Это очень расстраивало, так как на следующий день был запланирован облет месторождения на вертолете, а в таких погодных условиях ловить нечего.

14. Но! Проснувшись утром, я заценил сугроб на окне, который был примерно в одну треть по высоте, и очень обрадовался синему небу, ярко-белому снегу и прекрасной погоде! Ура! Съемка будет!

15. Быстрый завтрак, собираем оборудование и едем в аэропорт. Диспетчер службы организации вахтовых перевозок Александр Биба организует вертолетное сообщение полуострова с Большой землей. Он начинал еще тогда, когда от аэропорта было одно название и маленький вагончик. Сейчас это современный комплекс, оборудованный по последнему слову техники.

16. Аэропорт заработал в октябре 2012 года, когда Ту-154М авиакомпании «ГазпромАвиа» совершил первый технический рейс и посадку на этом северном аэродроме. Сейчас, к сожалению, самолетов в расписании нет: только вертолетные перевозки.

17. Этот аэропорт — один из немногих, который был введен в эксплуатацию в современной России. Строительство аэропорта осуществлялось в три этапа: сооружение вертодрома, зимней взлетно-посадочной полосы для самолетов типа «АН-74», бетонной взлетно-посадочной полосы.

18. Воздушное сообщение сейчас организовано по пяти основным направлениям: Воркута, Надым, Сабетта, Медвежье и Харасавэй. Иногда вертолеты принимают из Салехарда и Лабытнанги. Путь от Бованенково до Большой земли занимает в среднем около 4 часов. Однако из-за неустойчивой погоды нет четкого расписания рейсов. Бывало, что рейсы откладывали на трое суток.

19. В хорошую погоду аэропорт способен принимать и отправлять до 22 вертолетов в сутки, но сложность работы диспетчеров заключается в том, что все эти воздушные суда приземляются не в течение суток, а в период 2–3 часа. Виной тому — короткие световые дни и погода, которая чаще всего портится утром и вечером.

20. За короткое время вертолет разгружается. Его заправляют, осматривают, и он снова отправляется в путь. Но сегодня у этого Ми-8 будет еще одна задача: совершить облет месторождения.

21. Длина ВПП — 2625 метров. Несмотря на то, что самолеты сейчас не летают, полоса находится в идеальном состоянии. Расчищена от снега и готова в любой момент принять воздушное судно. Поразительный порядок и дисциплина. А по-другому никак — раздолбайства север не прощает.

22. Аэропорт и полоса построены на вечной мерзлоте. Это не первый опыт такого строительства, но тут применены все новейшие материалы для термостабилизации грунта под полосой.

23. Станция Карская самой северной железной дороги.

24. Бованенковское месторождение или просто Бованенково — самое крупное газоконденсатное месторождение полуострова Ямал. Расположено оно в восточной части полуострова, в 40 км от Карского моря. Запасы этого месторождения достигают почти 5 трлн куб. м.

25. Месторождение было открыто в 1971 году, получив своё название в честь советского геолога Вадима Бованенко. И только 23 октября 2012 года началась промышленная эксплуатация газового промысла.

26. Посмотрите, как стоят контейнеры слева — защитная стенка от снега. Кстати, за ними — река. Если присмотреться, то выше можно найти понтонный мост и буксир для его развода. Понятно, что до лета все это сковано льдом.

27. В вахтовом городке проживает около 600 газовиков. В будущем численность персонала превысит 1800 человек, а с учетом сервисных компаний составит 3000 человек. Еще около 5 тыс. подрядчиков работают над созданием инфраструктуры месторождения и вахтового поселка. Они строят новые газовые промыслы.

28. Месторождение полностью автономно. Электростанция, водозабор, очистные... В качестве топлива используется газ.

29. Промышленная разработка Бованенково позволит к 2017 году довести объем добычи газа на месторождении до 115 млрд куб. м в год, что соответствует примерно шестой части от уровня добычи газа в России в 2012 году, четверти от общего объема добычи газа Газпромом и такой же доли от годового объема потребления газа жителями страны.

30. В перспективе годовая проектная мощность месторождения может быть увеличена до 140 млрд куб. м газа. А на сегодняшний день проектная мощность Бованенково составляет 30 млрд куб. м газа в год.

31. Куст скважин с воздуха.

32. Все работают вахтовым методом. Целый месяц без выходных в графике «12 часов работы — 12 часов отдыха». Потом месяц отдыха дома — и по новой. С одной стороны, для человека, привыкшему к офису, это кажется странным, но на севере другие критерии. А почти все, с кем я общался, довольны таким графиком. Да, сложно, но другой график они для себя не представляют.

33. Через год на Бованенково предстоит ввести в эксплуатацию газовый промысел № 1 мощностью 30 млрд куб. м газа в год. А до 2018 года в планах сдать и газовый промысел № 3. Он будет ежегодно добывать еще около 30 млрд куб. м газа. К этому времени газ на месторождении будет добываться с 775 скважин. Сейчас же работает около 150.

34. Бованенково — это огромный автономный город, который все еще строится. А ведь это только одно из месторождений, найденных на Ямале.

35. В русском языке есть слово снег. Мы им обозначаем любой снег, добавляя прилагательное, которое его характеризует. А у местных коренных народов существует несколько десятков существительных, чтобы описать снег. Ведь он бывает совершенно разным. Другое мнение.

36. Большое спасибо сотрудникам ООО «Газпром добыча Надым», ООО «Газпромтранс» и ООО «Газпромавиа» за помощь, гостеприимство и содействие при подготовке этого материала. Кстати, следующий мой репортаж будет про «ГазпромАвиа». Я провел один день в Остафьево и слетал на Ту-154М в Ямбург — посмотрел, как работает экипаж и как происходит смена вахты. Не переключайтесь!

37. В качестве посткриптума: в следующий раз надо будет на такой штуке поездить. Думаю, фото с нее будут не менее захватывающие. :)

russos.livejournal.com

"Газпром" начал добычу на Бованенково

"Газпром" во вторник начал добычу на Бованенковском месторождении на полуострове Ямал. В церемонии запуска путем видеомоста принял участие президент РФ Владимир Путин. А старт начала добычи дал председатель правления концерна Алексей Миллер.

ПОСЕЛОК БОВАНЕНКОВО (Полуостров Ямал), 23 окт - РИА Новости. "Газпром" во вторник начал добычу на Бованенковском месторождении на полуострове Ямал.

Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>

В церемонии запуска путем видеомоста принял участие президент РФ Владимир Путин. А старт начала добычи дал председатель правления концерна Алексей Миллер.

Ямальские кладовые

Миллер отметил, что на месторождении в будущем году будет добыто 46 миллиардов кубометров газа, в 2017 году Бованенково выйдет на добычу в 115 миллиардов кубометров, а в перспективе до 140 миллиардов кубов в год.

"Впервые в России создана производственная инфраструктура, которая является единой для добычи газа с глубин разного залегания", - сказал глава "Газпрома".

Он добавил, что Бованенково-Ухта является самым современным магистральным газопроводом в мире, кроме того, параллельно на Ямале была построена железная дорога протяженностью 572 километра, аэропорт с длиной взлетно-посадочной полосы 2,6 километра, создана необходимая социальная инфраструктура.

"Ни одна страна в мире ничего не строила в арктических широтах. Сегодня Россия реально показала, что ей нет равных в Арктике", - заявил Миллер.

Президент РФ на церемонии запуска месторождения обратился с приветственным словом к собравшимся на Ямале. Он также поблагодарил инженеров и других работников, принимавших участие в подготовке к вводу месторождения, отметив, что это событие открывает новый горизонт для развития внутреннего рынка.

Путин обратил внимание на то, что будущий объем добычи газа на Бованенковском месторождении будет сопоставим с объемом экспорта российского газа в Европу.

"Ямальские кладовые позволят нам к 2030 году добывать 340-360 миллиардов кубометров газа", - отметил глава государства, добавив, что это на десятилетия гарантирует России как исполнение контрактных обязательств, так и полностью позволит удовлетворить потребности внутреннего рынка.

Достижения и проблемы

Ранее "Газпром" планировал начать добычу на Бованенково в начале июня. Инвестиционной программой компании предусмотрен запуск в 2012 году первых 143 скважин УКПГ-2 (установки комплексной подготовки газа). Запасы газа Бованенковского месторождения составляют 4,9 триллиона кубометров.

В июне холдинг завершил пневматические испытания и приступил к заполнению газом первой нитки системы магистральных газопроводов Бованенково-Ухта. Эта технологическая операция предшествовала вводу газопровода в эксплуатацию.

Система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта - двухниточная газотранспортная система для подачи ямальского газа в Единую систему газоснабжения России. Ее строительство началось в декабре 2008 года, сварочно-монтажные работы на линейной части первой нитки протяженностью более 1,24 тысячи километров были завершены в мае 2012 года. В настоящее время продолжается строительство второй нитки СМГ и восьми компрессорных станций, на головной компрессорной станции "Байдарацкая" ведутся пуско-наладочные работы "под нагрузкой".

Полуостров Ямал является регионом стратегических интересов ОАО "Газпром". Промышленное освоение месторождений Ямала позволит довести добычу газа на полуострове к 2030 году до 310-360 миллиардов кубометров в год. Выход на Ямал имеет принципиальное значение для обеспечения роста добычи газа в РФ.

В конце сентября министр энергетики Александр Новак сообщал, что профильные ведомства до 1 ноября представят предложения по дифференцированной ставке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для Бованенковского и Чаяндинского газовых месторождений. Он сказал, что в ходе совещания у премьер-министра глава "Газпрома" попросил найти индивидуальное решение для уже действующих месторождений.

Ранее Миллер заявлял, что если НДПИ будет увеличен, но не будет принято решение о дифференциации ставок, "Газпром" не сможет принять инвестрешения по ряду проектов, в том числе по Бованенково и Чаянде, что может вызвать затягивание их реализации. Миллер 21 сентября заявил, что "Газпром" не сможет добыть более 35 миллиардов кубометров газа в 2014 году, если не будет принято решение о дифференциации НДПИ для ряда регионов. По словам Миллера, с ситуацией невозможности принятия инвестрешений холдинг может столкнуться уже в следующем году, в частности речь идет о продолжении обустройства Бованенковского месторождения и Чаянды.

ria.ru

На совещании в Бованенково Газпром решил в 2019 г полномасштабное освоение уникального Харасавэйского месторождения Мегапроекта Ямал // Добыча // Новости

Бованенково, 13 июл - ИА Neftegaz.RU. Газпром в 2019 г начнет полномасштабное освоение Харасавэйского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).

Такое решение было принято 12 июля 2018 г на совещании, которое А. Миллер провел в пос Бованенково.

 

Приятно, что такое судьбоносное решение принимается не в тиши московских или питерских кабинетов, а прямо на действующем промысле.

Даже 1 день на промысле позволяет почувствовать причастность к трудовым будням рядовых операторов газового промысла. 

В поселок Бованенково привезли зампред правления Газпрома В. Маркелова, членов правления и начальников департаментов Газпрома, руководителей компаний Газпром добыча Надым, Газпром трансгаз Ухта, Газпромтранс, Газпром проектирование и ВНИПИгаздобыча.

Денег командировка десанта Газпрома в Бованенково, конечно, стоит, но и дело того стоит.

Руководитель должен быть на переднем крае, как когда-то Павка Корчагин.

Перед совещанием А. Миллер по-хозяйски осмотрел площадки строительства газового промысла №3 Бованенковского месторождения и объектов жизнеобеспечения на Харасавэйском месторождении.

Также 12 июля 2018 г А. Миллер провел рабочую встречу с врио губернатора ЯНАО Д. Артюховым.

 

 

Полуостров Ямал является стратегически важным регионом для Газпрома.

Здесь Газпром реализует Мегапроект Ямал,  проект формирования нового центра газодобычи (ЦГД) из 32 месторождений  с объемом до 360 млрд м3 газа.

Ямальский ЦГД становится крупнейшим в России и приходит на смену истощающимся месторождениям Надым-Пур-Тазовского региона.

 

Базовым для формирования Ямальского ЦГД является Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение (НГКМ), где уже успешно работают 2 газовых промысла.

В 2018 г будет введен в эксплуатацию заключительный, 3й промысел, что позволит вывести месторождение на полку добычи газа - 115 млрд м3/год.

 

Харасавэйское газоконденсатное месторождение (ГКМ) расположено севернее Бованенковского, преимущественно на суше п-ва Ямал и частично (северная часть) - на шельфе Карского моря. 

По размеру запасов газа месторождение относится к категории уникальных - 2 трлн м3 по категории С1+С2.

На совещании было принято решение о начале в 2019 г полномасштабного освоения Харасавэйского месторождения.

Первоочередным объектом освоения станут сеноман-аптские залежи месторождения, начало добычи газа запланировано на 2023 г.

На полке добыча составит 32 млрд м3/год газа.

В дальнейшем предполагается освоение более глубоких неоком-юрских залежей.

 

Уже сейчас на Харасавэйском ГКМ созданы объекты жизнеобеспечения, в частности вахтовый жилой комплекс и электростанция собственных нужд.

Проектом обустройства предусмотрено строительство:

- установки комплексной подготовки газа (УКПГ),

- дожимной компрессорной станции (ДКС),

- кустов эксплуатационных газовых скважин,

- транспортной и энергетической инфраструктуры.

Скважины для разработки морской части месторождения будут буриться с берега.

 

Для транспортировки добытого на Харасавэйском ГКМ газа будет построен газопровод-отвод протяженностью около 100 км до Бованенковского НГКМ.

Согласно Распоряжения от 6 мая 2015 г. № 816-р. Схема территориального планирования трубопроводного транспорта, Харасавэйское ГКМ и Бованенковское НГКМ являются ресурсной базой для магистрального газопровода (МГП) Бованенково- Ухта.

Для любознательных напомним, что еще несколько лет назад Газпром на полном серьезе обсуждал проект строительства СПГ-завода мощностью 24 млн т/год СПГ на Харасавэе, с последующей транспортировкой СПГ танкерами -газовозами. 

Но проект не пошел.

​То ли были опасения в невозможности регулярных рейсов танкеров-газовозов по студеному Карскому морю, то ли власти РФ решили передать рынок СПГ Г. Тимченко, но Газпром переориентировался на привычную доставку по МГП.

К слову, НОВАТЭК успешно реализовал проект ЯМАЛ СПГ на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения.

А хасавэйский газ будет поступать в Единую систему газоснабжения России.

Газпром уже приступил к проектным работам для расширения мощностей Северного газотранспортного коридора.

МГП Северный поток-2 - является частью Северного коридора.

 

Отдельное внимание на совещании было уделено логистике доставки грузов для обустройства Харасавэйского месторождения.

В период строительства сюда предстоит завезти более 1,5 млн т оборудования и материалов.

В зимний период для этого предполагается использовать железную дорогу Обская - Бованенково и зимнюю автодорогу от станции Карская до месторождения.

В летний период доставку до портопункта Харасавэй обеспечит морской и речной транспорт.

 

Газпрома уделяет внимание промышленной безопасности, сохранению уникальной арктической природы.

Месторождение характеризуется сложными геокриологическими условиями, в т.ч большой толщиной слоя вечной мерзлоты и высокой засоленностью грунта, что осложняет создание промышленных объектов.

Чтобы исключить риски оттаивания мерзлоты предполагается:

- использовать парожидкостные охлаждающие установки;

- при добыче газа предусмотрено использование теплоизолированных насосно-компрессорных и обсадных труб в конструкции скважин.

Замкнутые системы водоснабжения позволят избежать загрязнения почвы и водоемов.

Линейные коммуникации месторождения будут оборудованы специальными переходами для свободного перемещения стад оленей и миграции диких животных.

 

Обсудить на Форуме

 

neftegaz.ru

«Бованенково — Ухта» и «Бованенково — Ухта — 2»

Магистральные газопроводы «Бованенково — Ухта» и «Бованенково — Ухта — 2» предназначены для транспортировки газа с полуострова Ямал в Единую систему газоснабжения России. «Газпром» формирует на Ямале принципиально новый центр газодобычи, который в перспективе станет одним из основных для развития отечественной газовой промышленности. В настоящее время добыча газа на полуострове ведется на самом крупном ямальском месторождении — Бованенковском.

Видеоролик о мегапроекте «Ямал», 3 минуты

Цифры и факты

Протяженность каждого газопровода — около 1200 км (с учетом резервных ниток подводных переходов). 

Основной диаметр труб — 1420 мм.

Рабочее давление — 120 атмосфер.

Количество компрессорных станций — 9.

Суммарная проектная производительность двух газопроводов равна 115 млрд куб. м в год.

Реализация проекта

Строительство газопровода «Бованенково — Ухта» началось в 2008 году. Линейная часть газопровода и первоочередные компрессорные станции введены в эксплуатацию в 2012 году. Строительство остальных компрессорных станций завершено в 2013–2014 годах.

Сооружение газопровода «Бованенково — Ухта — 2» началось в 2012 году. В 2017 году газопровод был введен в эксплуатацию.

Технологии

Создание газотранспортного коридора от Бованенковского месторождения на Ямале до Ухты является одним из самых масштабных и сложных проектов за всю историю трубопроводного строительства в мировой и отечественной практике. При его реализации применяются инновационные технологии и оборудование повышенной надежности.

Специально для строительства газопроводов нового поколения российские трубные заводы освоили производство уникальных труб диаметром 1420 мм из стали марки К65 (Х80) с внутренним гладкостным покрытием. Они рассчитаны на рекордное для сухопутных газопроводов давление — 120 атм. Это позволяет значительно снизить металлоемкость проекта и повысить эффективность транспортировки газа.

Трасса газопроводов преодолевает Байдарацкую губу — залив Карского моря, большую часть года покрытого льдом. Здесь используются обетонированные стальные трубы диаметром 1219 мм, рассчитанные на давление 120 атм. Прокладка газопроводов с такими техническими параметрами в столь суровых природных условиях была осуществлена впервые в мире.

На компрессорных станциях установлены, в том числе, газоперекачивающие агрегаты (ГПА) «Ладога-32» (мощность 32 МВт). Их отличает высокий для российских ГПА промышленного типа КПД — 36%, а также низкий уровень выбросов и значительный ресурс работы.

Экология

Для минимизации воздействия на окружающую среду еще на этапе подготовки к строительству «Газпром» сделал выбор в пользу малолюдных технологий, предполагающих высокий уровень автоматизации газотранспортных объектов. Места размещения компрессорных станций определялись специально на значительном удалении от населенных пунктов. Был предусмотрен подземный способ прокладки труб с последующей рекультивацией земель, при котором сохраняется возможность для свободной миграции оленей. Для защиты вечной мерзлоты от таяния температура транспортируемого газа не превышает −2 градусов по Цельсию. В дополнение постоянно проводятся производственный экологический мониторинг состояния окружающей среды и геотехнический мониторинг объектов.

События

Все события проекта

www.gazprom.ru

Введены новые добычные мощности на Бованенковском месторождении и газопровод «Бованенково — Ухта — 2»

Релиз

18 января 2017, 15:20

Фотоальбом

Сегодня на Бованенковском месторождении состоялись торжественные мероприятия, посвященные вводу в эксплуатацию новых добычных мощностей и магистрального газопровода «Бованенково — Ухта — 2».

Видео сайта kremlin.ru

В мероприятиях приняли участие Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер, руководители профильных подразделений «Газпрома», дочерних обществ и подрядных организаций.

С приветственным словом к участникам церемонии в режиме телемоста обратился Президент России Владимир Путин.

«Газпром» создал и последовательно развивает на полуострове Ямал крупный центр газодобычи, имеющий стратегическое значение для газовой отрасли России. В тяжелых арктических условиях компания с нуля сформировала мощный производственный комплекс, транспортную инфраструктуру и полноценную систему жизнеобеспечения. На крупнейшем месторождении полуострова — Бованенковском — сегодня успешно работают два добычных промысла суммарной проектной производительностью 90 млрд куб. м газа в год. Построена железная дорога, включающая самый длинный за Полярным кругом мост в мире, и первый в истории современной России аэропорт.

«Газпром» поэтапно увеличивает добычные мощности на Бованенковском месторождении. С вводом в эксплуатацию 88 скважин их эксплуатационный фонд вырос до 391 единицы. Также сегодня запущены в работу две дожимные компрессорные станции суммарной мощностью 160 МВт. Они являются важными элементами технологической цепочки подготовки газа к транспортировке. Эти объекты позволили вывести Бованенковское месторождение на новый уровень добычи — пиковая производительность увеличена с 218 млн куб. м до 264 млн куб. м в сутки.

Синхронно с развитием добычи на Ямале «Газпром» активно расширяет северный газотранспортный коридор Единой системы газоснабжения России, создает новые, высокоэффективные газовые магистрали. Здесь уже работают газопроводы «Бованенково — Ухта» и «Ухта — Торжок».

Сегодня введен в эксплуатацию газопровод «Бованенково — Ухта — 2»: линейная часть протяженностью около 1260 км и новые цеха на компрессорных станциях «Байдарацкая» и «Интинская» общей мощностью 192 МВт. Проектная производительность «Бованенково — Ухта — 2» на полное развитие составляет 57,5 млрд куб. м газа в год. Суммарная проектная производительность двух газопроводов — «Бованенково — Ухта» и «Бованенково — Ухта — 2» — равна 115 млрд куб. м в год.

При сооружении новых добычных и газотранспортных объектов компания применила инновационные технологии, современное оборудование повышенной надежности отечественного производства. В частности, кусты газовых скважин полностью автоматизированы и оснащены автономными системами термостабилизации вечномерзлых грунтов.

Газопровод «Бованенково — Ухта — 2», как и «Бованенково — Ухта», рассчитан на самое высокое для сухопутных газопроводов рабочее давление — 120 атм. Это стало возможным благодаря применению уникальных высокопрочных труб, произведенных на отечественных заводах по заказу «Газпрома».

В среднесрочной перспективе планируется завершить строительство третьего добычного промысла на Бованенковском месторождении, газопровода «Ухта — Торжок — 2», компрессорных мощностей на газопроводе «Бованенково — Ухта — 2». В результате месторождение будет выведено на проектный уровень добычи — 115 млрд куб. м газа в год — и станет одним из самых мощных в России.

«Основная ресурсная база „Газпрома“ смещается все дальше на север — на Ямал. Здесь мы последовательно развиваем новый центр газодобычи, который будет обеспечивать страну газом в ближайшие десятилетия. Запуск в эксплуатацию нового газопровода „Бованенково — Ухта — 2“, северный газотранспортный коридор изменяют потоковую схему поставки газа потребителям как в России, так и на экспорт. Северный коридор становится основным для газоснабжения регионов европейской части России и неотъемлемой частью самого короткого, надежного и эффективного нового экспортного маршрута в Европу. Маршрута от Ямала, через Балтийское море, в Германию — „Северный поток — 2“, реализация которого идет четко по графику», — сказал Алексей Миллер. 

Справка

Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение является крупнейшим на полуострове Ямал — на момент начала разработки месторождения запасы газа оценивались в 4,9 трлн куб. м. Разработку месторождения осуществляет ООО «Газпром добыча Надым» (100-процентное дочернее общество «Газпрома»).

В настоящее время ведется разработка сеноман-аптских залежей месторождения. Эксплуатация месторождения была начата в 2012 году, когда был введен первый газовый промысел (ГП-2, 60 млрд куб. м газа в год), в 2014 году — второй (ГП-1, 30 млрд куб. м газа в год). Фактическая добыча газа на месторождении наращивается поэтапно с учетом потребности рынка. В 2012 году было добыто 4,9 млрд куб. м газа, в 2013 году — 22,8 млрд куб. м, в 2014 году — 42,8 млрд куб. м, в 2015 году — 61,9 млрд куб. м, в 2016 году — 67,4 млрд куб. м.

Газ Бованенковского месторождения поступает в магистральные газопроводы «Бованенково — Ухта» и «Бованенково — Ухта — 2» протяженностью около 1260 км каждый. Их эксплуатацию осуществляет ООО «Газпром трансгаз Ухта» (100-процентное дочернее общество «Газпрома»).

Линейная часть газопровода «Бованенково — Ухта» и первоочередные компрессорные станции были введены в эксплуатацию в 2012 году. Строительство остальных компрессорных станций завершено в 2013–2014 годах.

 

Управление информации ПАО «Газпром»

Последние новости по теме

www.gazprom.ru

Железная дорога «Обская — Бованенково»

Железная дорога стала важным элементом в реализации «Газпромом» мегапроекта Ямал. Она обеспечивает круглогодичную, быструю, наименее затратную и всепогодную доставку техники, строительных материалов и персонала на месторождения Ямала в условиях сурового полярного климата. Прежде доставка грузов на полуостров осуществлялась морским транспортом в период летней навигации через порт Харасавэй. Однако создание масштабной инфраструктуры на Ямале было бы невозможно без соответствующего развития железнодорожного сообщения.

Протяженность железной дороги от станции Обская до станции Карская составляет 572 км (до ст. Бованенково — 525 км). Железная дорога включает 5 станций и 12 разъездов, 70 мостов, общей длиной более 12 км. Движение на всем протяжении железной дороги было открыто в 2011 году.

Особенности строительства

Вечная мерзлота и высочайшая степень заболоченности территории, а также необходимость бережного отношения к экологии Ямала обусловили применение уникальных технологий при строительстве железной дороги «Обская — Бованенково».

В целях сохранения экосистемы и несущей способности мерзлоты, строительство основных объектов осуществляется только при отрицательных температурах. Насыпь железной дороги возводилась из влажного пылеватого песка, который под воздействием низких температур приобретает необходимую прочность. Для обеспечения устойчивости конструкции земляного полотна в летние месяцы разработана и применена послойная уникальная система термоизоляции (поверх замерзшего песка уложен пенополистерол, сооружены обоймы из геотекстиля).

На строительстве железной дороги было задействовано около 7,5 тыс. рабочих. Рельсы, сложные металлоконструкции и термоизоляционные материалы, использованные при строительстве, были произведены на отечественных предприятиях.

Мостовой переход через Юрибей

Создание мостового перехода через пойму реки Юрибей было самым сложным этапом реализации проекта строительства железной дороги «Обская — Бованенково». Мостовой переход не имеет аналогов в практике мостостроения, как по особенностям конструкции, так и по климатическим и геокриологическим условиям строительства и эксплуатации.

Это самый длинный мост в мире за Полярным кругом. Его протяженность составляет 3,9 км. Срок службы — 100 лет.

Его удалось возвести на грунте, практически не пригодном для строительства — это вечная мерзлота с вкраплениями криопегов (соле-пылевые растворы, находящиеся в толще вечной мерзлоты и не замерзающие при температуре выше минус 30 градусов).

С целью сохранения экосистемы поймы реки Юрибей сооружение мостового перехода велось без традиционной при строительстве мостов отсыпки грунта. Это обусловило высокую протяженность объекта — мост пересекает не только постоянное русло реки, но и идет по всей ее ширине в период максимального разлива.

Мост представляет собой 107 стандартных пролетов по 34,2 метра и 2 сквозные фермы по 110 метров. Пролеты и фермы смонтированы на 110 опорах из металлических труб диаметром от 1,2 до 2,4 метра, заполненных армированным бетоном. Опоры уходят в вечную мерзлоту на глубину от 20 до 40 метров. Благодаря современным технологиям и специальной заморозке (термостабилизации) опоры в буквальном смысле смерзаются со льдом (вечной мерзлотой), что обеспечивает мосту дополнительную устойчивость. Сохранить вечную мерзлоту от оттаивания позволяют новаторские технологии, разработанные российскими учеными и конструкторами.

За 349 дней, которые потребовались на строительство моста, смонтировано 26,5 тыс. тонн металлоконструкций, из них: 8,7 тыс. тонн пролетных строений и 17,8 тонн металлоконструкций опор.

Забота о сохранении окружающей среды

Юрибей — необычная река. Русло реки не превышает в ширину 200–300 метров. И лишь на несколько дней в году река разливается на 3–4 км, затем возвращаясь в привычное русло. Воды и берега Юрибея представляют собой уникальную экосистему и имеют большую культурно-историческую ценность.

В водах Юрибея нерестятся рыбы царских пород — нельма, муксун. На обрывах реки гнездятся редкие виды птиц, занесенные в Красную Книгу России. Только здесь они выводят своих птенцов. В низовьях реки на летних пастбищах рождаются оленята.

Для коренных жителей тундры это место имеет особый сакральный смысл, с ним связано множество легенд. На берегах Юрибея находятся главные святилища коренных народов Крайнего Севера. Жители тундры приносят ритуальные дары и жертвы своенравному Юрибею. Рыбу ловят каждый раз на новом месте, чтобы дать водоему отдохнуть. Птицу бьют только для утоления голода. Люди здесь стараются брать от природы ровно столько, сколько необходимо для жизни.

Ученые обнаружили в районе Юрибея следы древних цивилизаций, а также останки двух мамонтов, известных сегодня всему мировому научному сообществу как мамонт Маша и мамонтенок Люба.

Чтобы не нарушать сложившиеся веками устои жителей региона, сохранить уникальную флору и фауну, строители мостового перехода через Юрибей действовали нестандартно — подняли железнодорожное полотно над водой, соорудив уникальную эстакаду. К ее созданию не приступали до тех пор, пока не были разработаны специальные технологии безопасного строительства.

Проект разрабатывался таким образом, чтобы при сооружении моста, а также во время его эксплуатации, ни один конструктивный элемент не навредил традиционному образу жизни коренных жителей и экологии полуострова Ямал.

www.gazprom.ru

Бованенково замирает, пропуская оленьи стада

19 июля 2013

Сегодня мы расскажем о том, как решается задача, которую не решала ни одна нефтяная или газовая компания в мире. Для этого мы присоединимся к рабочей группе по проверке готовности оленьих переходов через Бованенковское месторождение, побываем в гостях у оленеводов и понаблюдаем за тем, как перекрывают самую оживленную автодорогу на полуострове Ямал.

На полуострове Ямал, где расположено Бованенковское месторождение, насчитывается крупнейшее в мире поголовье домашнего северного оленя — более 300 тысяч голов. Примерно 20% принадлежит трем муниципальным оленеводческим предприятиям (МОП), остальное — частным оленеводам, общинам коренных малочисленных народов Севера. При этом у каждого стада есть свой маршрут передвижения по полуострову Ямал или, как здесь говорят, «маршрут каслания».

Говорят, это не оленевод пасет свое стадо, а стадо — оленевода. В летние месяцы, убегая от гнуса «жары» (здесь, на Ямале, «жара» — это все, что выше 0 °С), стада стремятся на север. И пойдут на север олени по привычному, знакомому маршруту, по которому мигрировали их оленьи предки и десять, и сто лет назад — и неважно, хочет этого оленевод или нет.

Как оценивают величину запасов углеводородов

А если однажды на их пути вдруг появится одно из крупнейших месторождений «Газпрома» с железной и автомобильными дорогами, с аэропортом, трубопроводами и прочей масштабной инфраструктурой? Так и получилось. Через территорию Бованенковского месторождения проходят маршруты каслания двух оленеводческих бригад МОП «Ярсалинское»: №4 и №8.

«Газпром» сделал все, чтобы при промышленном освоении полуострова Ямал традиционный образ жизни коренных тундровиков не изменился.

Для этого уже на начальном этапе строительства Бованенковского месторождения специалисты «Газпрома» и оленеводы договорились о том, где и как будут проходить стада и люди по территории месторождения, а в местах пересечения коммуникаций и маршрутов каслания обустроили специальные переходы.

Ежегодно, перед началом каслания оленей через месторождение, готовность переходов проверяет рабочая группа, куда входят представители администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, Ямальского района, общественного движения «Ямал» и дочерней компании «Газпрома» — ООО «Газпром добыча Надым».

До месторождения рабочая группа добирается на вертолете.

По пути нельзя не приземлиться в нескольких ямальских стойбищах: передать гостинцы от родственников из райцентра.

Для этой семьи «гостинцем» оказалась дочь-студентка, приехавшая на летние каникулы к родителям :)

Студентку высадили — и дальше полетели.

Знаменитый мост через Юрибей — самый длинный мост в мире за полярным кругом. Летом особенно красиво.

Наконец прибыли на Бованенково.

Чтобы осмотреть все переходы и посетить стойбища оленеводческих бригад, необходим особый транспорт. Перед тем как съехать с дороги, водитель эти огромные колеса еще немного спускает: чтобы не повреждать слой растительности в тундре.

Первая остановка в оленеводческой бригаде №8.

Оленеводы уже на территории месторождения. Сразу начинается обсуждение. Говорят, что предварительно осмотрели переходы через коммуникации. Остались довольны.

У бригадира Майко Сэротэтто есть просьба: на переход через железную дорогу нужно привезти деревянные брусья и уложить их между рельсов, чтобы полозья нарт не ломались. Будет сделано!

Обо всем договорились. Можно и фото на память сделать.

Вокруг очень много детей. С конца августа до начала июня школьники живут и учатся в интернате в районном центре Яр-Сале. И только на летние каникулы могут прилететь к родителям.

А семьи у ненцев большие. У бригадира, к примеру, шестеро детей. На фото, правда, не все. Возвышается, как и положено настоящей хозяйке чума, жена бригадира Едэйне (переводится как Новая женщина). Три парня — ее дети. А вот 4-х месячный Глеб Владимирович — племянник бригадира — сидит на руках у своей мамы.

Глеб Владимирович с отцом.

Парни с яблоками.

А это, как сказали бы любители социальных сетей, модный лук Сэротэтто-младшего.

Вечереет. Ездовых оленей собирают в специальном загоне, чтобы выбрать тех, кого запрягать в нарты. На этих нартах дежурные оленеводы будут следить за стадом.

В процесс сбора оленей в загоне вовлечены все жители стойбища. Даже дети.

Все очень стараются.

Женщины тоже помогают.

Интересно, что, после получения обязательного школьного образования большая часть ненок-девочек мечтает продолжить обучение в вузе и остаться жить и работать в городе.

А вот парни, практически все как один, мечтают поскорее разобраться со школой и начать полноценно помогать отцу со стадом.

Уезжаем из 8-й бригады поздним вечером. В этом время года здесь совсем не темнеет.

Проверяется готовность одного из переходов. Здесь отсыпаны пологие участки обочины автомобильной дороги, чтобы олени с нартами могли спокойно идти, и приподнят над землей участок трубы, чтобы ни люди, ни олени не травмировались.

Погода на Ямале непредсказуема. Еще вчера вечером было солнечно и почти 25 тепла, а теперь вот всего 8. И ветер. И туман. К некоторым участкам коммуникаций не подъехать даже на вездеходе. Приходится идти пешком. Резиновые сапоги приветствуются.

Как транспортируют природный газ

Цель пешего похода — проверить качество насыпи над трубопроводом. Не всегда возможно приподнять трубу над поверхностью тундры. Иногда эффективнее сделать пологую насыпь, укрепить ее специальной сеткой и засеять травой. Здесь рабочую группу все устраивает.

После осмотра всех переходов, которых, кстати, 11, рабочая группа направляется в стойбище оленеводческой бригады №4.

Это практически центр месторождения. На горизонте — газовый промысел №2, мощностью 60 млрд кубических метров газа в год.

Рядом самая оживленная автодорога месторождения, да и всего полуострова Ямал. Она соединяет действующий газовый промысел и промбазу, на которой расположены вахтовый жилой комплекс, офисные помещения, гостиница, столовая, котельная, склады и другие вспомогательные сооружения. В общем, движение здесь не прекращается ни на минуту.

Олени пасутся в непосредственной близости от производственных объектов.

Оленя не обманешь яркими буклетами об охране окружающей среды. Если ягель или трава будут чем-то загрязнены, он просто не станет это есть. Инстинктивно. Вот почему такие снимки вызывают недоверие у иностранных коллег, а газпромовским экологам греют душу.

Оленеводческая бригада № 4. Холодно. Все отдыхают в чумах после ночной работы, а бригадир приглашает на чай.

Хозяйка чума — хозяйка очага. Для чая нужны дрова и вода. Воду, кстати, берут в озере неподалёку. Никаких фильтров, никакой хлорки. Еще капля бальзама на сердце экологам «Газпрома».

Бригадир Нядма Худи (крайний слева) рассказывает, что переход оживленной дороги намечен на сегодняшний вечер. За чашкой чая согласовывается время остановки движения транспорта.

Кому-то чум внутри может показаться очень уж скромным. Это летний легкий походный вариант. Собирается и разбирается за 15–20 минут. Вместо традиционных оленьих шкур в качестве покрытия используют брезент. Когда каждый день переходишь на новое место, тратить время на благоустройство и красоту неэффективно. А вот зимой здесь и пол деревянный, и шкур оленьих великое множество, ну и вообще поуютней.

Пока закрепленная за рабочей группой «вахтовка» ждет своих пассажиров, занятых переговорами с бригадиром, часть оленеводов просит «подбросить» до вахтового жилого комплекса.

Цель — магазин. Единственный на сотни километров вокруг.

— Девяносто булок хлеба, пожалуйста.

А продавец и не удивлен. Оленеводы здесь нередко появляются.

Наконец, чумы собраны, вещи упакованы и все готово к переходу.

Чтобы загруженные нарты легко скользили, а их полозья не портились, место перехода застилают специальным материалом — дорнитом.

Первым подъезжает бригадир.

Первым и переходит через дорогу.

За бригадиром — длинная вереница аргишей. Аргишами называют «поезда», состоящие из нескольких сцепленных между собой нарт.

На нартах все: и дом, и бытовая техника, и запасы продуктов, и одежда, и дети.

На перекрытой дороге начинают скапливаться автомобили. Выходят из кабин водители. Но никто не ругается, не сигналит и, что самое главное, не пытается подойти поближе. Не с первого раза, но все-таки люди научились уважать быт и традиции хозяев Ямала.

И хозяек Ямала. Кстати, жены оленеводов — наверное, единственные в мире домохозяйки с зарплатой. Их мужья работают в МОП «Ярсалинское» пастухами, бригадирами, а они — официально, с записью в трудовой книжке, стажем и отпуском, — чумработницами. Занятие, конечно, не из легких. В чуме мужчина имеет право только есть и отдыхать. Все остальное — даже постройка самого чума — забота женщин.

Длинный караван, а за ним — основное стадо.

Не запряженные в нарты олени могут бежать и без дорнита. Главное — пологий склон на обочине. Это сугубо равнинное животное не приспособлено для покорения каких-либо возвышенностей.

Сразу за дорогой — трубопровод, дополнительно приподнятый над землей.

Стадо постепенно собирается на другом берегу «автомобильной реки».

А сама «автомобильная река» становится все «полноводнее».

Еще немного.

Еще чуть-чуть. Кому-то олени могут показаться неухоженными. Все правильно. Лето — время линьки.

Рога у взрослых самцов в этот период наливаются кровью, становятся мягкими и обрастают пушком. Это уже не рога, а панты — ценное сырье для изготовления общеукрепляющих и тонизирующих биопрепаратов.

Пока отстающие олени завершают свой переход, оленеводы выстраиваются для фотографии на память. Собаки — полноценные члены коллектива. Кажется, что они загоняют оленей в нужном направлении без каких-то определенных команд от хозяина. Поэтому и место на фотографии почетное.

Всё. Сорок минут — и стадо перешло дорогу. Движение возобновилось. На пути четвертой бригады сегодня еще одна дорога. Не такая загруженная, но и ее перекроют на всякий случай. А дальше, уже без препятствий, — на север.

Олени дойдут до самого Карского моря, где холодный ветер Ледовитого океана спасает от назойливых насекомых, а на берегу такая вкусная (по оленьим меркам, конечно) морская соль. Лето закончится быстро. В августе начнется обратный путь. Уже в двадцатых числах бригадир планирует пересечь Бованенковское месторождение в обратном направлении. На юг.

Андрей Тепляков, Геннадий Литвинов (ООО «Газпром добыча Надым»), редакция сайта ОАО «Газпром»
Фотографии большого размера вы можете найти в фотоальбоме.

www.gazprom.ru