Опасен ли для «Газпрома» газопровод ТАР? Газопровод газпром


карта и схема. Газопроводы из России в Европу

Трубопроводный транспорт осуществляет передвижение таких важных грузов как нефть и природный газ. Трубопроводы России имеют более чем полувековую историю. Началось строительство с освоения нефтяных месторождений Баку и Грозного. Сегодняшняя карта газопроводов России насчитывает почти 50 тыс. км магистральных трубопроводов, по которым прокачивается большая часть российской нефти.

История газопроводов России

Трубопроводный транспорт газа в России начали активно развивать еще в 1950 году, что было связано с разработкой новых месторождений и возведением нефтеперерабатывающего завода в Баку. Уже к 2008 году количество транспортируемой нефти и нефтепродуктов достигало 488 млн. тонн. По сравнению с 2000 годом показатели увеличились на 53%.

Ежегодно газопроводы России (схема актуализируется и отражает все магистрали) растет. Если в 2000 году длина трубы газопровода составляла 61 тыс. км, в 2008 уже равнялась 63 тыс. км. К 2012 году значительно расширились магистральные газопроводы России. Карта отображала около 250 тыс. км трубопровода. Из них 175 тыс. км составляла длина газопровода, 55 тыс. км - длина нефтепровода, 20 тыс. км – длина нефтепродуктопровода.

Газопроводный транспорт России

Газопровод – это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки метана и природного газа. Подача газа осуществляется с помощью избыточного давления.

Сегодня трудно поверить в то, что РФ (на сегодня крупнейший экспортер «голубого топлива») изначально зависела от сырья, купленного за границей. В 1835 году в Санкт-Петербурге был открыт первый завод по добыче «голубого топлива» с системой распределения от месторождения до потребителя. На этом заводе добывался газ из заграничного каменного угля. Спустя 30 лет такой же завод построили в Москве.

Из-за дороговизны строительства газовых труб и импортного сырья первые газопроводы России были небольших размеров. Трубопроводы производили больших диаметров (1220 и 1420 мм) и с большой протяжностью. С освоением технологий месторождения природного газа и его добычей размеры «голубых рек» в России стали стремительно увеличиваться.

Крупнейшие газопроводы России

«Газпром» – крупнейший оператор «газовой артерии» в России. Основными видами деятельности корпорации являются:

  • геологические разведки, добыча, перевозка, хранение, переработка;
  • производство и продажа тепла и электроэнергии.

На данный момент существуют такие действующие газопроводы:

  1. «Голубой поток».
  2. «Прогресс».
  3. «Союз».
  4. «Северный поток».
  5. «Ямал-Европа».
  6. «Уренгой-Помары-Ужгород».
  7. «Сахалин-Хабаровск-Владивосток».

Так как в развитии нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей сферы заинтересованы многие инвесторы, инженеры активно разрабатывают и строят все новые крупнейшие газопроводы России.

Нефтепроводы РФ

Нефтепровод – это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки нефти от места добычи к потребителю. Существуют два вида трубопроводов: магистральные и промысловые.

Самые крупные магистрали нефтепровода:

  1. «Дружба» – одна из крупных трасс Российской империи. Сегодняшний объем производства равен 66,5 млн. тонн в год. Магистраль проходит от Самары через Брянск. В городе Мозырь «Дружба» делится на два участка:
  • южная магистраль – проходит через Украину, Хорватию, Венгрию, Словакию, Чехию;
  • северная магистраль – через Германию, Латвию, Польшу, Белоруссию и Литву.
  1. Балтийская трубопроводная система – это система нефтепроводов, которая соединяет место добычи нефти с морским портом. Мощность такой магистрали составляет 74 млн. тонн нефти в год.
  2. Балтийская трубопроводная система-2 – это система, которая связывает нефтепровод «Дружба» с российскими портами на Балтике. Мощность составляет 30 млн. тонн в год.
  3. Восточный нефтепровод соединяет место добычи Восточной и Западной Сибири с рынками США и Азии. Мощность такого нефтепровода достигает 58 млн. тонн в год.
  4. Каспийский трубопроводный консорциум – это важный международный проект с участием крупнейших нефтедобывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации труб длиной 1,5 тыс. км. Рабочая мощность составляет 28,2 млн. тонн в год.

Газопроводы из России в Европу

Россия в Европу может поставлять газ тремя способами: через украинскую газотранспортную систему, а также через газопроводы «Северный поток» и «Ямал-Европа». В том случае, если Украина окончательно прекратит сотрудничество в Российской Федерацией, поставки "голубого топлива" в Европу будут осуществлять исключительно газопроводы России.

Схема подачи метана в Европу предполагает, например, такие варианты:

  1. «Северный поток» – это газопровод, который соединяет Россию и Германию по дну Балтийского моря. Трубопровод обходит транзитные государства: Белоруссию, Польшу и прибалтийские страны. «Северный поток» был введен в эксплуатацию относительно недавно - в 2011 году.
  2. «Ямал-Европа» – длина газопровода составляет более двух тысяч километров, трубы проходят по территории России, Белоруссии, Германии и Польши.
  3. «Голубой поток» – газопровод соединяет Российскую Федерацию и Турцию по дну Черного моря. Длина его равняется 1213 км. Проектная мощность составляет 16 млрд. кубометров в год.
  4. «Южный поток» – трубопровод поделен на морские и сухопутные участки. Морской участок проходит по дну Черного моря и соединяет Российскую Федерацию, Турцию, Болгарию. Длина участка составляет 930 км. Сухопутный участок проходит по территории Сербии, Болгарии, Венгрии, Италии, Словении.

«Газпром» заявил, что в 2017 году будет повышена цена на газ для Европы на 8-14%. Российские аналитики утверждают, что объем поставок в этом году будет больше чем в 2016 году. Доход газовой монополии РФ в 2017 году может вырасти на 34,2 млрд. долларов.

Газопроводы России: схемы импорта

Страны ближнего зарубежья, которым Россия поставляет газ, включают в себя:

  1. Украину (объем продаж составляет14,5 млрд куб. м.).
  2. Беларусь (19,6).
  3. Казахстан (5,1).
  4. Молдову (2,8).
  5. Литву (2,5).
  6. Армению (1,8).
  7. Латвию (1).
  8. Эстонию (0,4).
  9. Грузию (0,3).
  10. Южную Осетию (0,02).

Среди стран дальнего зарубежья российским газом пользуются:

  1. Германия (объем поставок составляет 40,3 млрд куб. м.).
  2. Турция (27,3).
  3. Италия (21,7).
  4. Польша (9,1).
  5. Великобритания (15,5).
  6. Чехия (0,8) и другие.

Поставка газа в Украину

В декабре 2013 года «Газпром» и «Нафтогаз» подписали дополнение к контракту. В документе была указана новая «скидочная» цена, на треть меньше прописанной в контракте. Договор вступил в силу 1 января 2014 года, и должен продлеваться каждые три месяца. Из-за долгов за газ «Газпром» отменил скидку в апреле 2014 года, и уже с 1 апреля цена выросла, составив 500 долларов за тыс. кубометров (стоимость со скидкой составляла 268,5 долларов за тыс. кубов).

Планируемые к возведению газопроводы в России

Карта газопроводов России на стадии разработки включает в себя пять участков. Не реализован проект «Южного потока» между Анапой и Болгарией, строится «Алтай» – это газопровод между Сибирью и Западным Китаем. Прикаспийский газопровод, который будет поставлять природный газ с Каспийского моря, в перспективе должен проходить через территорию РФ, Туркменистан и Казахстан. Для поставок из Якутии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона строится еще одна трасса – «Якутия-Хабаровск-Владивосток».

fb.ru

Опасен ли для «Газпрома» газопровод ТАР?

Каждое действие любого разумного человека должно быть осмысленным и целенаправленным. Тем более это правило касается тех, кто решает важнейшие вопросы политики и экономики. К примеру, такие как строительство элементов транспортной структуры, предназначенных для доставки голубого топлива в Европу. Тут все должно быть обосновано, четко и понятно не только для самих инициаторов проекта, но и для населения стран-участниц. Зачем нужен новый газопровод? Какая от него выгода? Станет ли лучше жизнь хоть насколько-нибудь после того, как по нему пойдет газ?

Общая характеристика проекта

Для строительства трансадриатического трубопровода ТАР создан международный консорциум, руководство которого 15 апреля объявило о тендерном конкурсе на поставку стальных труб и подрядчиков для проведения инженерных работ. Стратегия была изменена, и теперь процесс начнется. Газопроводы сейчас строят быстро, и, по плану, уже в 2018 году топливо получат Грузия и Турция, а в 2019 – «широкое европейское сообщество». О конечных потребителях речь пойдет позже, а пока о главных параметрах новой газотранспортной магистрали. Итак, ее длина – 540 миль. Начальная точка - месторождение Шах-Дениз (вторая очередь) в Азербайджане. Вторая главная цифра, характеризующая масштабность проекта – пропускная способность. Она составляет десять миллиардов кубометров в год. Конечная точка – принимающая станция в Италии. Цель всей затеи – снижение газовой зависимости стран Евросоюза от России. Теперь, когда понятна задача, можно анализировать эффективность издержек относительно предполагаемого результата.

Поставщик

Абсолютно никаких вопросов не возникает по поводу того, зачем нужен трубопровод Азербайджану. Баку нужно расширять рынок сбыта добываемого в стране газа. При этом длина магистрали могла бы быть намного меньшей, если бы речь шла о поставках топлива в Грузию и Турцию, для ее строительства можно было бы обойтись без создания консорциума или привлечь инвестиции в трех заинтересованных странах. Следовательно, ТАР нужен для доставки азербайджанского газа именно в Европу. Согласно первоначальному замыслу, источниками этого товара должны были стать также Иран, Ирак и Египет, но проект «Набукко» по различным причинам не состоялся. Но помимо одной заинтересованной стороны для достижения соглашения нужна и другая. И она есть, это – Евросоюз.

Потребитель

Известно, что из десяти миллиардов кубометров принимаемого газа два пойдут на Грецию и Болгарию в качестве альтернативы российским поставкам. Таким образом, реализуется главный идеологический мотив всего проекта, определяемый словом «диверсификация». Но большая часть азербайджанского газа пойдет не в эти страны, а в Италию, которая и без того имеет несколько источников снабжения. Конкуренция на топливном рынке этой страны весьма высока, однако, несмотря на это, и цены тоже самые большие в Европе. Дороже газ обходится потребителям только в Португалии и Испании, куда «щупальца Газпрома» традиционно не дотягиваются. Да, еще есть Швеция, там тоже голубое топливо очень дорогое, но по другой причине, и так как к ТАР это не имеет отношения, то и речь пойдет не о том. Так вот, на юго-западном фланге европейского газового рынка диверсификации и так много, хоть отбавляй. Туда поставляется СПГ танкерами, также по трубам и из Северной Африки. И из России в Италию газ идет в порядке конкуренции, он самый дешевый. А теперь еще и из Азербайджана будет.

Как повлияет азербайджанский газ на рынок?

Можно было бы только по-доброму позавидовать итальянцам, за чей рынок борется такое количество конкурентов, сбивая друг другу цены, если бы не очевидный факт дороговизны газа, как для промышленных, так и для бытовых потребителей. И дело тут не в каком-то сговоре поставщиков или ином злом умысле, а в налоговом законодательстве и нежелании правительства обуздать алчность фирм-посредников. Но это дело не наше, а их внутреннее, итальянское, и остается лишь довольно обоснованно предполагать, что дополнительные объемы азербайджанского газа никак не повлияют на его дороговизну. Важно другое, а именно то, кому будет принадлежать газопровод после того, как он будет построен. В частности, его греческий участок.

Роль Третьего энергопакета

Считается, что в Евросоюзе выработана единая энергетическая политика, согласно которой и действуют все участники сообщества. Третий энергопакет, например, для некоторых стран, заинтересованных в сохранении своего транзитного статуса, служит своеобразным инструментом, оперируя которым, они пытаются затормозить строительство второго «Северного потока», указывая, довольно спорно, впрочем, на несоответствие идеи строительства подводной магистрали неким основополагающим принципам коллективной безопасности. Так вот, именно этот документ недвусмысленно указывает на исключительное право владения газотранспортной инфраструктурой именно европейских государств. И еще транспортировать газ производитель не имеет права. Собственником греческой сети до недавнего времени являлась национальная компания DESFA. До тех пор, пока ее не купила азербайджанская SOCAR. Это явное нарушение европейского законодательства, но на него никто не обращает внимания.

Компромисс найден!

Нет, утверждать, что совсем никакого внимания не обращают в ЕС на вопиющий факт нарушения условий Третьего энергопакета, нельзя. Меры принимаются. Наличие в руках иностранной фирмы, да еще и производителя, контрольного пакета газотранспортной системы целой европейской страны Греции все же признали неправильным явлением. 17% пакета следует кому-то продать. Да вот хоть бы итальянскому концерну DESFA. Он свой, европейский. Все правильно, но вот беда - помимо мажоритарного владения акциями Третий энергопакет в этом случае запрещает и миноритарное. Так что разницы нет никакой, что контрольный пакет, что меньший, а все равно нарушение. Однако европейцы проявляют абсолютно нетипичную для них гибкость. Несмотря на всеобщее равенство перед законом, они готовы смириться с тем, что кто-то будет несколько «ровнее».

При чем тут экономика?

Азербайджан может обидеться, и газ не даст. Или даст? А если нет, то что тогда будет? Может быть, ничего страшного? Ведь живет же Европа сейчас как-то без поставок с месторождения Шах-Дениз? И вообще, откуда столько желания провести так называемый Южный коридор?

При ответе на эти вопросы экономическую составляющую следует отбросить. Она совершенно излишня, в дело вступают политические факторы. Чтобы удешевить поступающее топливо, достаточно поступить просто: начать закупать у «Газпрома» больше газа. Он объективно дешевле, для его приобретения не нужны дополнительные транспортные инфраструктурные элементы, не требуется дополнительных капитальных вложений, и оснований для сомнений в добросовестности поставщика пока что не было. А если требуются дополнительные альтернативные источники, то в первую очередь следовало бы обратить внимание на северное направление, с которого получает углеводород главный европейский покупатель, Германия. А там уже решен вопрос о строительстве «Северного потока». Откуда пойдет газ туда? Правильно, из России.

Об объемах

Теперь о цифрах. Это, конечно, скучно, но в данном случае их будет совсем немного, всего две. Можно было бы обойтись и одной, но тогда не с чем сравнивать. Итак, как уже указывалось выше, пропускная способность газопровода ТАР составляет 10 млрд. куб. м в год при условии полной загрузки. "Газпром" поставляет в Европу за то же самое время от 140 до 150 миллиардов кубов. И это уже не говоря о позиционировании азербайджанского газа исключительно на южноевропейские рынки, где российское присутствие и так минимально. Зато создан прецедент игнорирования условий Третьего энергопакета внутри самого ЕС, и теперь чинить препятствия строительству «Северного потока» будет намного сложнее. Таким образом, вольно или невольно, сотрудничество Евросоюза с Азербайджаном играет России на руку.

fb.ru

«Северный поток»

Северный поток — 2

«Северный поток» — экспортный газопровод из России в Европу через Балтийское море. Он напрямую связывает «Газпром» и европейских потребителей, минуя транзитные государства. «Северный поток» обеспечивает высокую надежность поставок российского газа в Европу.

Мощность двух ниток — 55 млрд куб. м газа в год.

Протяженность — 1224 км.

Оператор «Северного потока» — компания Nord Stream AG.

Реализация проекта

«Северный поток» — это высокотехнологичный сверхнадежный маршрут поставки российского газа в ЕС.

2000–2006

В декабре 2000 года решением Европейской комиссии проекту «Северный поток» был присвоен статус TEN (Трансъевропейские сети), который был подтвержден в 2006 году. Это означает, что «Северный поток» имеет ключевое значение для обеспечения устойчивого развития и энергобезопасности Европы.

2010–2012

В апреле 2010 года в Балтийском море началось строительство газопровода «Северный поток». В ноябре 2011 года состоялся ввод в эксплуатацию первой нитки «Северного потока», в октябре 2012 года — второй нитки.

Закачку газа в «Северный поток» осуществляет компрессорная станция (КС) «Портовая». Это уникальный объект мировой газовой отрасли по суммарной мощности (366 МВт).

В «Северном потоке» использованы трубы диаметром 1220 мм, давление в газопроводе на выходе из расположенной на российском берегу компрессорной станции «Портовая» составляет 220 бар (220 кг на 1 кв. см), при выходе трубы на сушу в Германии — 106 бар.

До «Северного потока» никто в мире не строил газопроводов, по которым в бескомпрессорном режиме можно было бы транспортировать газ на расстояние 1224 км.

Еще некоторый запас по давлению создан на немецком берегу, ведь в Грайфсвальде КС тоже нет. Таким образом, энергии хватает не только, чтобы поставлять газ через Балтийское море без дополнительных компрессорных станций, но и чтобы транспортировать его еще на 100 км по суше.

Сталь, которая выбрана в рамках проекта для изготовления труб, — уникальна. Металлургам далеко не сразу удалось создать материал с таким запасом прочности и эластичности. Кроме того, внутреннюю поверхность трубы обработали таким образом, что шероховатость металла стала ниже шести микрон. Один микрон — тысячная часть миллиметра. Чтобы добиться такого показателя, сначала труба полируется механически, а затем на металл наносится специальное полимерное гладкостное покрытие.

Применяемые в проекте материалы, технологии и решения позволяют рассчитывать на безотказную работу газопровода в течение как минимум 50 лет.

Морской газопровод не требует больших затрат на обслуживание. Его состояние контролируется при помощи специальных диагностических устройств, которые запускают по трубе из России в Германию. Это так называемые интеллектуальные поршни — каждый из них представляет собой большой вычислительный комплекс. Конструкция газопровода как раз такова, чтобы по нему мог беспрепятственно проходить диагностический поршень — на всем протяжении трассы внутренний диаметр, исчисляемый с точностью до одного миллиметра, составляет 1153 мм.

В то же время внешний диаметр по ходу удаления от российского берега постепенно уменьшается в соответствии с падением давления газа. Первые 300 км труба должна выдерживать давление 220 бар, следующие почти 500 км — 200 бар, а затем — 170 бар. На каждом из этих участков стенка газопровода имеет различную толщину — от 34 до 27 мм. Такое сегментирование позволило сэкономить расходы на производство труб без ущерба для надежности.

На трубу нанесено специальное внешнее антикоррозийное и бетонное покрытие. Бетонное покрытие производится из высокоплотной железной руды, которая измельчается, смешивается с цементом и наносится на трубу. В результате труба оказывается в армированной спиральной оболочке, залитой бетоном, и затем в течение суток обрабатывается паром в специальных тоннелях. Обетонирование решает сразу несколько задач. Во-первых, удерживает газопровод на морском дне и фиксирует трубу, чтобы ее не сносило течением. Во-вторых, играет роль изоляции, защищающей магистраль от внешних механических повреждений.

Реализация проекта «Северный поток» способствовала развитию российской трубной отрасли. Производством труб большого диаметра для первой нитки газопровода занимался «Выксунский металлургический завод» (25%) и немецкий концерн Europipe (75%). Для второй нитки трубы произвели: ОМК (25%), Europipe (65%) и японская Sumitomo (10%).

«Северный поток» является транснациональным проектом. Процесс его строительства регулировался международными конвенциями и национальным законодательством каждого государства, через территориальные воды и/или исключительную экономическую зону которого проходит газопровод.

Акватория Балтийского моря по маршруту «Северного потока» была тщательно исследована до начала прокладки. Маршрут газопровода был намечен, насколько это возможно, по прямой линии и при этом скорректирован с учетом важных навигационных маршрутов, экологически чувствительных и других особых зон.

Строительство «Северного потока» осуществлялось с соблюдением самых строгих экологических норм и не нарушило экосистему Балтийского моря. В частности, для минимизации воздействия на окружающую среду строительные работы не велись во время нереста сельди, а также во время остановки перелетных птиц в этих местах.

В общей сложности исследовательские суда прошли свыше 40 тыс. км морского дна с целью изучения его рельефа и придонных отложений, поиска боеприпасов и объектов культурного наследия. Эксперты подробно исследовали химический состав воды по маршруту газопровода, морскую флору и фауну. Полученные результаты проанализировали и обобщили в материалах оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые были представлены национальным государственным органам всех стран Балтийского моря вместе с заявочной документацией в процессе получения разрешений.

www.gazprom.ru

Транспорт газа ООО «Газпром трансгаз Ухта»

Основной вид деятельности ООО «Газпром трансгаз Ухта» — магистральный транспорт газа.

Эксплуатируемая ООО «Газпром трансгаз Ухта» газотранспортная система проходит через территорию Северо-Запада Российской Федерации с Ямала от Бованенковского месторождения и самой северной в мире компрессорной станции «Байдарацкая» до западных границ России.

Четырнадцать линейных производственных управлений магистральных газопроводов (ЛПУМГ) обеспечили в 2016 году бесперебойную поставку 166,9 млрд кубических метров природного газа, из которых около 12 млрд куб. м реализованы потребителям в границах деятельности Общества: в Республике Коми, Архангельской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Тверской и Владимирской областях.

Основная часть транспортируемого газа подается в направлении на Торжок, Московское кольцо и по газопроводу «Грязовец — Выборг» на Санкт-Петербургское направление, далее в балтийскую систему МГ «Северный поток», в Западную Европу.

Протяжённость магистральных трубопроводов в однониточном исполнении с учетом системы МГ «Бованенково — Ухта» с полуострова Ямал составляет 15,4 тысячи км. Для обеспечения потребителей природным газом на предприятии эксплуатируется 174 газораспределительные станции и 2,2 тысячи километров газопроводов-отводов.

В 14 линейных производственных управлениях магистральных газопроводов эксплуатируются 85 компрессорных цехов, на которых установлено 417 газоперекачивающих агрегатов с общей установленной мощностью 5 874,6 МВт.

Интенсивное формирование газотранспортной системы Севера Европейской части России началось после открытия Вуктыльского газоконденсатного месторождения.

С вводом в эксплуатацию первой очереди газопровода «Вуктыл — Ухта — Торжок» газ Вуктыла поступил к металлургам Череповца, а в декабре 1975 году по этому же коридору прокладываются новые газовые магистрали из Тюменской области. Так было положено начало эксплуатации магистрального многониточного газопровода «Сияние Севера» — топливно-энергетической основы промышленного потенциала Северо-Запада России.

В настоящее время ООО «Газпром трансгаз Ухта» переживает период интенсивного развития и расширения газотранспортной системы в связи с освоением Бованенковского месторождения на полуострове Ямал. В границах производственной деятельности предприятия реализуются четыре из пяти приоритетных инвестиционных проектов ПАО «Газпром».

В глобальном масштабе «северный коридор» магистральных газопроводов в границах эксплуатационной ответственности ООО «Газпром трансгаз Ухта» имеет стратегическое значение для всей России, являясь самым коротким по направлению от действующих месторождений Тюменской области и перспективных месторождений полуострова Ямал до центральных регионов европейской части страны, Европы. Новые газотранспортные системы «Грязовец — Выборг», «Бованенково — Ухта», «Ухта — Торжок», которые начиная с 2012 года поэтапно вводятся в эксплуатацию, напрямую свяжут газовые месторождения Ямала и потребителей природного газа в европейских странах через Балтийскую систему газотранспортных магистралей.

Магистральный газопровод «Северные районы Тюменской области (СРТО) — Торжок» построен для транспортировки газа из Надым-Пур-Тазовского региона.Газопровод «СРТО — Торжок» стал важной частью многониточной газотранспортной системы «Уренгой — Надым — Перегребное — Ухта — Торжок». Основная цель реализации проекта — увеличение поставок газа потребителям Северо-Западного региона России, а также обеспечение экспортных поставок по газопроводу «Ямал — Европа».Трасса газопровода пролегает от Уренгойского месторождения в Западной Сибири до г. Торжка, где находится одна из узловых точек Единой системы газоснабжения России.Протяженность газопровода — 2200 км. Количество компрессорных станций — 13 (общей мощностью 968 МВт). Проектная производительность — 20,5–28,5 млрд куб. м в год на различных участках.С уверенностью можно говорить о том, что вновь создаваемая от Ямала газотранспортная система постепенно будет становиться ключевым звеном Единой системы газоснабжения России, важным фактором для нового витка развития и обеспечения надёжности действующей ЕСГ страны.

ukhta-tr.gazprom.ru

История компании ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород»

История нашего предприятия — это отражение всемирной истории развития газоснабжения. Промышленная добыча газа насчитывает без малого семьдесят лет. Из них более пятьдесяти лет наше предприятие активно участвует в развитии единой газотранспортной системы страны и мира.

14 ноября 1960 года

На основании приказа Главного управления газовой промышленности при Совете министров СССР было принято решение о создании в городе Горьком нового подразделения — «Горьковского управления магистральных газопроводов Главного управления газовой промышленности».

Первыми, переданными ему в эксплуатацию, стали газопровод «Казань — Горький», запуск которого состоялся в 1958 году (диаметр 325 миллиметров) и газопровод «Саратов — Горький» (протяженность 606 километров, диаметр — 820 миллиметров), его строительство завершилось 25 октября 1960 года.

В декабре 1961 года

В эксплуатацию принят газопровод «Горький — Череповец» (протяженность 582 километра).

Первыми районными управлениями, которые и сегодня входят в состав предприятия, стали Пензенское, Починковское и Приокское. Их история также начинается с 1960 года.

В 1961–1962 годах

По окончанию строительства магистрального газопровода «Горький — Череповец», в составе предприятия были образованы Арзамасское, Владимирское и Ивановское районные управления.

С завершением строительства, магистральный газопровод «Саратов — Горький — Череповец» стал основой интенсивной газификации промышленных и бытовых потребителей Саратовской, Пензенской, Горьковской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской областей и Мордовской АССР. Сейчас этот газопровод — распределительный.

С 1974 по 1990 годы

Развернуто широкомасштабное строительство газовых магистралей в районе деятельности предприятия.

В 1974–1976 годах

Приняты в эксплуатацию газопроводы «Пермь — Горький I», «Пермь — Горький II» и «Горький — Центр», входящие в систему «Нижняя Тура — Пермь — Горький — Центр».

В 1974–1975 годах

Для обслуживания этой системы, дополнительно к действующим, организован еще ряд управлений, в том числе Волжское и Чебоксарское линейно-производственные управления магистральных газопроводов.

С 1982 года по 1988-ой годы

Это период крупномасштабного строительства систем газопроводов большого диаметра: «Уренгой — Помары — Ужгород», «Уренгой — Центр I» и «Уренгой — Центр II», «Ямбург — Елец I» и «Ямбург — Елец II», газопровод «Прогресс». Это особо ответственная для эксплуатации часть газотранспортной системы — крупнейший коридор из шести магистральных газопроводов диаметром 1420 миллиметров, которые идут в Европу из Западной Сибири. Для обеспечения их четкой работы в эти годы были созданы Заволжское, Сеченовское и Торбеевское линейно-производственные управления.

В 1989 году

Начато строительство двухниточной системы газопроводов «Ямбург — Тула I» и «Ямбург — Тула II» диаметром 1420 миллиметров, в задачу которого входила транспортировка газа в центр России. Для обслуживания этой системы были организованы Вятское, Моркинское и Пильнинское линейно-производственные управления.

В 1990 году

В целях дальнейшего развития газификации Кировской области было создано Кировское линейно-производственное управление. В этом же году принят в эксплуатацию газопровод «Починки — Ярославль» диаметром 1420 миллиметров, который соединил между собой газопроводы Ужгородского, Тульского коридоров и газопровод «Грязовец — Кольцевой» газопровод Московской области.

Семеновское линейно-производственное управление было организовано в 1997 году в рамках Программы газификации северных районов Нижегородской области.

За свою полувековую историю Общество сменило ряд названий:

В 1974 году Горьковское управление магистральных газоповодов реорганизовано в производственное объединение по транспортировке и поставкам газа «Волгоцентртрансгаз» Министерства газовой промышленности СССР, а затем в производственное объединение по транспортировке и поставкам газа «Горькийтрансгаз» Министерства газовой промышленности СССР.

В 1981 году предприятие вошло в состав главного территориального управления по транспортировке и поставкам газа «Главвостоктрансгаз».

Спустя 7 лет в январе 1988 года образовано производственное объединение «Волготрансгаз» Министерства газовой промышленности СССР, и производственное объединение «Горькийтрансгаз» реорганизовано в Горьковское управление магистральных газопроводов, включено в состав производственного объединения «Волготрансгаз». Через год образован Государственный газовый концерн «Газпром», и производственное объединение «Волготрансгаз» включено в его состав.

В 1991 году производственное объединение «Волготрансгаз» Государственного газового концерна «Газпром» переименовано в государственное предприятие «Волготрансгаз» Государственного газового концерна «Газпром».

В 1993 году Государственное предприятие «Волготрансгаз» Государственного газового концерна «Газпром» преобразовано в дочернее предприятие «Волготрансгаз» Российского акционерного общества «Газпром».

В 1999 году Дочернее предприятие «Волготрансгаз» Открытого акционерного общества «Газпром» преобразовано в Общество с ограниченной ответственностью «Волготрансгаз».

В 2008 году предприятие переименовано в Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Нижний Новгород». Но суть деятельности и задачи, стоящие перед предприятием остались прежними: бесперебойное и безаварийное газоснабжение регионов России, транзит голубого топлива потребителям ближнего и дальнего зарубежья. Неизменными остались и требовательный подход к работе, и верность газовым традициям качества. Благодаря, в том числе, и усилиям специалистов ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» сформирована единая газотранспортная система страны.

n-novgorod-tr.gazprom.ru