Газпром создаст уникальный обитаемый подводный аппарат для морских газопроводов. Газпром аппарат


Газпром создаст уникальный обитаемый подводный аппарат для морских газопроводов

Проект ОПА будет представлен на RAO/CISOffshore 2017.

На выставке RAO/CISOffshore (Санкт-Петербург, 12-15 сентября) состоится презентация проекта инновационной разработки ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург». Речь идёт о первом отечественном обитаемом подводном аппарате (ОПА) для работ, связанных с эксплуатацией морских магистральных газопроводов (ММГ). Об этом Информ-Девону сообщили организаторы мероприятия.

Безопасная эксплуатация газопроводов высокого давления, в том числе морских участков, предполагает проведение необходимого комплекса работ по регулярным обследованиям. В настоящее время в мире отсутствуют ОПА, в полной мере удовлетворяющие потребности компаний группы «Газпром».Результаты разработки могут использоваться при эксплуатации ММГ и иных гидротехнических сооружений Газпрома, а также для выполнения работ и оказания услуг по обследованию и диагностике подводных сооружений сторонних российских и зарубежных заказчиков. Аппарат сможет принимать участие в аварийно-спасательных и судоподъемных работах.

Экипаж ОПА будет включать двух человек: оператора аппарата и оператора вспомогательных систем/профильного специалиста.К реализации проекта в рамках программы НИОКР ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» совместно с НИЦ «Курчатовский институт» приступило в 2017 году. В качестве практикующего консультанта выступит АНО «Центр подводных исследований Русского географического общества» – единственная гражданская организация в РФ, использующая в своей деятельности осмотровые ОПА.

ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» транспортирует газ в 9 субъектах РФ, а также отправляет его на экспорт. Компания эксплуатирует около 11 тыс. км магистральных газопроводов. В ее зону ответственности входит газопровод «Северный поток – 1», проходящий по дну Балтийского моря и поставляющий природный газ потребителям Германии напрямую, в обход стран-транзитеров, а также компрессорная станция «Портовая», по суммарной мощности и рабочему давлению не имеющая аналогов в мире. По итогам 2016 года газотранспортная система, обслуживаемая предприятием, довела до потребителей свыше 140 млрд куб. м. углеводородного сырья.

Выставка и конференция по обсуждению актуальных вопросов освоения нефтегазовых ресурсов Арктики и континентального шельфа RAO/CIS Offshore проводится с 1993 года.Генеральный спонсор мероприятия –«Газпром», официальные спонсоры – «Роснефть», «Газпромбанк», «Газпром нефть». Спонсоры – DNV GL, Тюменский опытно-экспериментальный завод геофизического приборостроения (ТОЭЗ ГП), «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».

nangs.org

История компании ООО «Газпром комплектация»

«Газпром комплектация» обладает полувековым опытом в области материально-технического снабжения газовой отрасли.

Свою историю компания ведет с июля 1964 года, когда для осуществления масштабных проектов в СССР был создан Всесоюзный государственный трест по комплектованию строящихся объектов газовой и нефтедобывающей промышленности — «Союзгазкомплект». Именно с этого момента фактически начинает отсчитывать годы своей деятельности «Газпром комплектация».

Трест обеспечил оборудованием и материалами строительство важнейших в то время для страны объектов — магистральных газопроводов Бухара — Урал с семнадцатью и Средняя Азия — Центр с девятнадцатью компрессорными станциями, газопроводов «Братство», «Сияние Севера», Мессояха — Норильск, Астара — Карадаг — Тбилиси — Ереван, нефтепроводов «Дружба», Усть-Балык — Омск.

Десятилетиями осуществлялась комплектация нефтегазовых объектов на территории всего СССР. Это были титанические объемы продукции, которые соответствовали масштабным стройкам тех лет. Заказы размещались на большинстве крупных заводов от Белоруссии и Украины до Восточной Сибири.

В 1991 году трест был реорганизован в государственное коммерческое предприятие «Газкомплектимпэкс», а в 1999 году преобразован в общество с ограниченной ответственностью.

Были укомплектованы, построены и введены в эксплуатацию магистральные газопроводы «Уренгой — Помары — Ужгород», «Ямал — Европа», «Голубой поток», СРТО — Торжок, Петровск — Новопсков, Оренбург — Западная граница СССР, Ямбург — Елец, Ямбург — Тула, Ямбург — Западная граница, Ямал — Западная Европа, Заполярное — Уренгой.

В 2002 году «Газкомплектимпэкс» был утвержден в качестве централизованного поставщика для предприятий группы «Газпром».

«Газкомплектимпэкс», поставлял оборудование для обустройства важнейших газоконденсатных месторождений Сибири, таких как Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, Заполяное, месторождений Узбекистана и Туркмении, а также Оренбургского и Астраханского газохимических комплексов, подземных хранилищ газа и других объектов отрасли.

С 2004 года размещение заказов на поставку материально-технических ресурсов «Газкомплектимпэкс» осуществляет преимущественно на конкурсной основе.

В феврале 2009 года «Газкомплектимпэкс» переименован в общество с ограниченной ответственностью «Газпром комплектация».

В течение последних лет нами обеспечена комплектация крупных инвестиционных проектов нового времени: «Северо-Европейского газопровода», «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», «Бованенково-Ухта», объектов полуострова Ямал, Киринского газоконденсатного месторождения.

В июле 2014 года компания отметила свое пятидесятилетие.

komplektatsiya.gazprom.ru

Мониторинг обьектов ОАО «ГАЗПРОМ» с помошью БЛА

Оптимальное сочетание всех современных средств дистанционного зондирования как космического, так и авиационного базирования, обработки и передачи данных позволит развернуть систему информационного обеспечения потребителей ОАО «Газпром», покрывающую всю территорию и обеспечивающую высококачественный своевременный и бесперебойный сбор данных, критических для безопасности функционирования объектов ОАО «Газпром». Беспилотные летательные аппараты рассматриваются в качестве перспективной составляющей средств аэрокосмического мониторинга

Развитие нефтегазовой отрасли России в ближайшие годы определяется успешным протеканием бизнес-процессов, отмеченных в докладе Председателя Правления ОАО «Газпром» А.Б.Миллера на годовом общем собрании акционеров. В их числе:

Значительное повышение долгосрочных целей по добыче газа, газового конденсата, нефти, обеспечение необходимого уровня добычи компании на десятилетия вперед. Связанное с этим приоритетное развитие систем транспортировки газа и нефтепродуктов: «Северный поток», «Южный поток», Прикаспийский газопровод и др., создание и развитие газотранспортной системы Дальнего Востока с последующим ее подключением к действующей ЕСГ России (газопровод Сахалин – Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск – Владивосток).

Реализация масштабной программы газификации страны, что требует выполнения большого объема проектно-изыскательских работ для геодезического обеспечения строительства региональных газовых сетей. Обеспечение нового качества работы «Газпрома» на российском рынке обуславливает высокий уровень социальной ответственности компании.

Освоение новых стратегических районов газодобычи на полуострове Ямал, шельфе Баренцева моря, в акваториях Обской и Тазовской губ, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Ввод на проектную мощность месторождений в районах крайнего Севера и в шельфовой зоне: Бованенковское, Штокмановское, Ковыктинское, чем будет обеспечен плановый уровень добычи до 2010 года.

Эффективное развитие ресурсной базы «Газпрома», расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, существенное увеличения объемов геологоразведки как в традиционных районах работы компании, так и в новых – на морском шельфе и на Востоке страны.

С учетом развертывания перечисленных бизнес-процессов в районах трудной доступности, удаленных, со сложными климатическими условиями, информационное обеспечение работ приобретает критическое значение для безопасности, рационального планирования, управления ресурсами и средствами.

Оптимальное сочетание всех современных средств дистанционного зондирования как космического, так и авиационного базирования, обработки и передачи данных позволит развернуть систему информационного обеспечения потребителей ОАО «Газпром», покрывающую всю территорию и обеспечивающую высококачественный своевременный и бесперебойный сбор данных, критических для безопасности функционирования объектов ОАО «Газпром». Беспилотные летательные аппараты рассматриваются в качестве перспективной составляющей средств аэрокосмического мониторинга Общества. ЗАО ФНПЦ «НефтеГазАэроКосмосмос» по поручению ОАО «Газпром» разрабатывает концепцию Комплексной Системы Круглосуточного Мониторинга (КСКМ) объектов Общества с применением БЛА.

За два года, прошедшие с Первого Международного форума «Беспилотные многоцелевые комплексы», отечественные производители БЛА перешли от экспериментальных полетов с целью доказательства эффективности технологии к выполнению летных работ по мониторингу состояния объектов ТЭК, хотя и в небольших пока масштабах.

Как показал анализ разработок отечественных производителей, имеются разработки по всем основным типоразмерам беспилотных летательных аппаратов . Уровень многих соответствует современному уровню развития авиастроения, средств связи, управления и систем дистанционного зондирования. Некоторые из разработок находятся в стадии готовности к серийному производству прототипов и предлагаются в качестве законченных систем, включающих носители различного типоразмера, комплексы целевой нагрузки, средства наземной поддержки и обработки информации. Естественно, наибольший интерес вызывают разработки, представляющие собой комплексное системное интегрирование несущей платформы, средств сбора и обработки данных мониторинга.

Таким образом, благоприятствующими факторами при создании КСКМ являются: высокий общий уровень развития беспилотной техники в мире; наличие в России предприятий, профессионально развивающих тематику беспилотной авиации, что позволяет использовать их опыт и производственно-техническую базу; наличие систем БЛА отечественных производителей, отвечающих по основным ЛТХ задачам, сформулированным в Концепции; существенный технический прогресс в течение последнего десятилетия в сфере средств дистанционного мониторинга и обработки данных; наличие в ОАО «Газпром» корпоративной разветвленной сети обработки и передачи информации.

Исходя из анализа инфраструктуры ОАО «Газпром» и объектов ее составляющих, учитывая требования, предъявляемые к авиационному обслуживанию, формулируется перечень задач, которые необходимо решать посредством предоставления услуг авиационного обслуживания предприятий ОАО «Газпром» с помощью БЛА:

Производственный и экологический мониторинг – сбор информации об объекте с целью определения соответствия его функциональных характеристик технологическим и экологическим нормам, состоянии внешней (природной) среды до определенного удаления от объекта. Производственному и экологическому мониторингу подлежат объекты добычи, хранения газа, магистральные трубопроводы, газоперерабатывающие заводы и газохимические комплексы.

Геофизические исследования – сбор информации о физическом состоянии земной поверхности, а также грунта до возможной глубины, на которой располагаются объекты инфраструктуры или планируются к размещению, а также в целях поиска месторождений полезных ископаемых, уточнения их границ.

Картографирование – выполнение работ по определению пространственного размещения и сочетания элементов земной поверхности, геометрической привязке объектов инфраструктуры к геодезической системе Земли.

Охрана объектов – выполнение мониторинга и активных действий по предотвращению несанкционированного вмешательства в деятельность объектов. Охране подлежат все объекты инфраструктуры.

Поисковые и спасательные работы – выполняются при необходимости, в основном при возникновении нештатных (чрезвычайных) ситуаций в объемах, соответствующих возможностям беспилотной авиационной техники – авиамониторинг различных видов, доставка грузов.

Ледовая разведка – выполнение мониторинга ледяных полей, в основном в водных акваториях, с целью определения возраста льда, направления и скорости дрейфа ледовых полей, положения и величин разводий и т.п.

Валидация результатов обработки материалов космической съемки – сбор и обработка контрольной выборки материалов наземной и авиационной съемки для подтверждения заявленной точности измерения тематических характеристик природных объектов или технологического оборудования.

Сверх перечисленных выше задач, относящихся к мониторингу, рассматривается возможность применения БЛА в других областях:

Химическая обработка объектов – обработка объектов инфраструктуры химическими веществами с целью нейтрализации действия агрессивных и иных материалов как при чрезвычайных ситуациях, так и при плановых работах. К химической обработке относятся также работы по модификации погоды.

Ретрансляция радиосигналов систем связи – обеспечение оперативной передачи радиосигналов за линию радиогоризонта от источника к потребителю в районах с отсутствием проводных, радиорелейных и иных видов связи.

Оперативная доставка грузов – доставка грузов в труднодоступные районы (не имеющие транспортных коммуникаций по земной поверхности).

Рисунок 1. Структура потребителей информации КСКМ

Обозначенный выше перечень задач выдвигает особые требования как к самим летательным аппаратам, так и к целевой аппаратуре. Несмотря на кажущееся сходство задач военного и гражданского применений БЛА, есть ряд принципиальных отличий, которые должны выражаться в базовых требованиях к комплексам с БЛА.

В задачах мониторинга для гражданского применения далеко не всегда есть необходимость получения информации в реальном времени. Достаточно доставить данные на базовую станцию, где они обрабатываются, и при необходимости информация доводится до соответствующих служб. Отсюда — возможно использования радиолинии с ограниченной пропускной способностью, обеспечивающей только управление и слежение за БЛА.

Для гражданских БЛА не устанавливаются нормы по малозаметности, что допускает применение менее дорогих конструкционных материалов. Фактор скорости прибытия в район патрулирования также не столь существенен, поэтому возможно использование более экономичных двигателей.

Есть еще ряд особенностей, связанных со спецификой применения БЛА военного назначения . В целом, выполнение требований военного заказчика при проектировании, разработке и производстве комплекса с БЛА ведет к удорожанию продукции, и следовательно, к повышению стоимости производства работ. Поэтому, в разрабатываемой концепции КСКМ формулируются базовые требования к специализированному комплексу с БЛА для решения задач, перечисленных выше. В связи с широким спектром этих задач, рассматривается применение нескольких категорий БЛА как самолетного, так и других типов.

Условно проводится разделение БЛА на четыре категории по массе и типу:

Класс 1 БЛА самолетного типа взлетной массой до 10 кг с электрическим двигателем могут быть использованы в качестве средства оперативного наблюдения в составе стационарных постов охраны или мобильных групп. Полезную нагрузку БЛА такого типа составляет видеокамера дневного или инфракрасного диапазонов, транслирующая в реальном времени изображение на пульт управления БЛА.

Класс 2 БЛА самолетного типа взлетной массой до 100 кг c двигателем внутреннего сгорания могут использоваться для мониторинга протяженных объектов сообразно дальности полета такого БЛА. В качестве полезной нагрузки устанавливаются цифровая фотокамера высокого разрешения или фотограмметрический комплекс, радар, газоанализатор. Расчеты показывают, что применение БЛА такого класса может оказаться наиболее эффективным и экономически оправданным. БЛА Класса 2 способны совершать полеты продолжительностью до 8…10 часов, обеспечивая, таким образом, съемку до 500 км за один полет. С другой стороны, БЛА весом до 100 кг достаточно мобильны и компактны и способны работать оперативно без специального аэродромного базирования, с минимальным набором средств наземной инфраструктуры.

Класс 3 БЛА самолетного типа взлетной массой до 500 кг могут привлекаться как для химической обработки больших площадей, так и для оперативной транспортировки грузов. Ввиду крупных размеров этих аппаратов, им потребуется аэродромное базирование.

Класс 4 БЛА вертолетного типа также представляют интерес для мониторинга объектов. Такие системы имеются в разработке на отечественных предприятиях, однако степень готовности в настоящее время не позволяет рассматривать их в качестве реально близкой перспективы.

Таблица 1. Оценка соответствия типов БЛА задачам КСКМ БЛА

П – полное соответствие

О – ограниченное соответствие

Этапы реализации КСКМ

На начальном этапе предполагается проведение пилотного проекта КСКМ на одном или нескольких предприятиях Общества. По итогам проекта предполагается развертывание системы, увеличение зоны покрытия, совершенствование материальной составляющей КСКМ.

В предстоящем году в качестве ближайших задач по данному направлению ФНПЦ «НефтеГазАэроКосмос» рассматривает: проведение серии демонстрационных проектов применения БЛА на предприятиях общества, решение вопросов совершенствования нормативно-законодательной базы применения БЛА, разработку принципов организации информации в КСКМ.

Учитывая, что на настоящий момент в мире не имеется аналога крупной корпоративной системы наблюдения с БЛА, реализация проекта Комплексной Системы Круглосуточного Мониторинга объектов ОАО «Газпром» с применением беспилотных летательных аппаратов поставит нашу страну в ряд лидеров по новому перспективному направлению высокотехнологичной продукции, обеспечивающей безопасность промышленных и гражданских объектов с перспективой распространения полученных решений на сферу национальной безопасности государства.

Владимир Воронов Статья с uav.ru.

bp-la.ru

ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» представило проект уникального подводного аппарата

ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» представило проект уникального подводного аппарата

15 сентября 2017, 15:00

На выставке RAO/CIS Offshore, которая проходила в Северной столице с 12 по 15 сентября, состоялась презентация проекта инновационной разработки ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург». Разработка представляет собой создание отечественного обитаемого подводного аппарата (ОПА) для выполнения работ, связанных с эксплуатацией морских магистральных газопроводов (ММГ).

Надежная и бесперебойная поставка газа потребителям — приоритетная задача, стоящая перед ПАО «Газпром». Безопасная эксплуатация газопроводов высокого давления, в том числе морских участков, предполагает проведение необходимого комплекса работ по регулярным обследованиям с целью определения текущего технического состояния объектов и выявления факторов, способных повлиять на работоспособность газотранспортной системы. В настоящее время в мире отсутствуют ОПА, в полной мере удовлетворяющие потребности компаний Группы «Газпром» для обеспечения безопасной эксплуатации существующих и перспективных участков морских магистралей, шельфовых сооружений и т.д.

Результаты разработки будут использоваться при эксплуатации ММГ и иных гидротехнических сооружений ПАО «Газпром», а также для выполнения работ и оказания услуг по обследованию и диагностике подводных сооружений сторонних российских и зарубежных заказчиков, в том числе при обследовании перспективных территорий морского дна для добычи полезных ископаемых. Помимо производства подводно-технических и подводно-исследовательских работ, аппарат сможет принимать участие в аварийно-спасательных и судоподъемных работах.

Экипаж ОПА будет включать двух человек: оператора аппарата и оператора вспомогательных систем/профильного специалиста.

В 2017 году в рамках программы НИОКР ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» совместно с НИЦ «Курчатовский институт» приступило к реализации проекта по созданию отечественного обитаемого подводного аппарата для выполнения работ, связанных с эксплуатацией, диагностикой, ремонтом и аварийно-восстановительными работами на морских магистральных газопроводах. В качестве практикующего консультанта выступит АНО «Центр подводных исследований Русского географического общества» — единственная гражданская организация в РФ, использующая в своей деятельности осмотровые ОПА с прочным прозрачным корпусом.

Справка

ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» — 100-процентное дочернее предприятие ПАО «Газпром». Осуществляет транспортировку газа в 9 субъектах Российской Федерации, а также транзит природного газа в страны ближнего и дальнего зарубежья. Компания эксплуатирует около 11 тыс. км магистральных газопроводов. Ежегодно объем транспортируемого газа растет. По итогам 2016 года газотранспортная система, обслуживаемая Обществом, довела до потребителей свыше 140 млрд куб. м углеводородного сырья.

В зону ответственности предприятия входят 32 компрессорные станции со 192 газоперекачивающими агрегатами, 244 газораспределительные станции, объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, связи, метрологии, автоматики. В составе компании 17 филиалов, в том числе 13 линейных производственных управлений магистральных газопроводов.

С 2008 года в Обществе функционирует интегрированная система менеджмента, которая объединяет систему менеджмента качества, систему экологического менеджмента, систему менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда. Коллектив насчитывает около 7 тыс. человек. Головной офис расположен в Санкт-Петербурге.

Служба по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»Тел./факс: +7 (812) 455-13-13Эл. почта: [email protected]

spb-tr.gazprom.ru

«Газпром нефть» впервые использовала беспилотный летательный аппарат для доставки груза на месторождение

22 сентября 2017

«Газпром нефть» впервые осуществила доставку груза на удаленное месторождение с помощью беспилотного летательного аппарата. Проект был реализован совместно специалистами «Газпромнефть-Снабжения» и «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза» при поддержке научно-производственного предприятия «Радар ммс».

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) массой 37 кг доставил груз весом 4,5 кг на Пограничное месторождение «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза». Воздушное судно взлетело с центральной базы предприятия в городе Ноябрьске и преодолело 40 километров до цели за 42 минуты. Средняя скорость полета составила 40 км/ч. Испытания подтвердили возможность использования БПЛА для доставки грузов на отдаленные производственные площадки, где в весенне-осенний период отсутствует наземное сообщение, а также в случаях, когда использование вертолетной техники экономически нецелесообразно.

Проект использования беспилотных летательных аппаратов для доставки грузов был разработан и реализован в рамках программы технологического развития «Газпром нефти». В зимний период 2017-2018 гг. в активах компании продолжатся испытания БПЛА вертолетного типа, а также роторных воздушных судов.

«Успешный опыт доставки грузов „беспилотником“ на удаленную производственную площадку имеет огромное значение для нефтегазовой отрасли. Мы доказали, что в сложных климатических условиях можно обеспечить эффективную доставку мелких партий грузов беспилотными системами, когда использование пилотируемых вертолетов будет неоправданно дорогим. Проведенные испытания позволили определить процесс организации полетов, оценить возможность перелета в автоматическом режиме, а также устойчивость оборудования к погодным условиям, в том числе сильным ветрам. В случае положительного опыта использования малогабаритных БПЛА, мы будем рассматривать вопрос о применении в логистических целях беспилотных судов массой 500 кг и грузоподъемностью 200 кг», — сказал генеральный директор «Газпромнефть-Снабжения» Сергей Смецкой.

«Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» первым среди предприятий «Газпром нефти» стал использовать БПЛА для аэромониторинга промысловой транспортной инфраструктуры. Это способствовало повышению надежности ее работы. Проведение испытаний по применению беспилотников в логистических целях продемонстрировало расширение границ их использования. Внедряя цифровые технологии на всех этапах добычи углеводородов, мы существенно повышаем технологичность всего производственного процесса«, — отметил генеральный директор «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза» Павел Крюков.

С 2015 года «Газпром нефть» ведет промышленную эксплуатацию беспилотных летательных аппаратов для мониторинга работы напорных нефтепроводов. БПЛА обеспечивают контроль целостности внутрипромысловых магистралей, в том числе на отдаленных участках месторождений. Использование современного оборудования позволяет в режиме реального времени следить за состоянием трубопроводов и значительно снизить экологические риски, в том числе в пожароопасный период.

Теги: эффективность, инновации, технологии, добыча

www.gazprom-neft.ru