«Газпром» выступает за динамичное развитие рыночных отношений в газовой отрасли. Газпром отрасль
ПАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ»
Газпром нефть (ПАО «Газпром нефть») – одна из крупнейших российских вертикально интегрированных нефтяных компаний, контрольный пакет акций которой принадлежит Группе «Газпром». Основные виды деятельности компании – разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений, а также нефтепереработка, производство и сбыт нефтепродуктов, в том числе смазочных материалов. Головной офис ПАО «Газпром нефть» располагается в Санкт-Петербурге, председатель правления - Александ Дюков, председатель совета директоров - Алексей Миллер. Годом основания компании считается 1995 год (создание ОАО «Сибнефть»).
Выручка (МФСО) | 1 690 560 млн. руб | |
122 093 млн. руб | ||
Доказанные запасы углеводородов (PRMS) | 1.44 млрд. тонн нефтяного эквивалента | |
Объем добычи товарных углеводородов | 66.25 млн. тонн нефтяного эквивалента | |
Объем добычи нефти | 52.0 млн. тонн | |
Объем переработки сырья | 43.5 млн. тонн | |
Экспорт нефти | 9.7 млн. тонн | |
Объем производства нефтепродуктов | 41.64 млн. тонн | |
Экспорт нефтепродуктов | 17.7 млн. тонн | |
Количество АЗС | 1810 | |
Численность сотрудников | 57 515 |
*данные официальной годовой отчетности
Добыча
Структура «Газпром нефть» насчитывает около 70 нефтедобывающих предприятий, как на территории России, так и ближнего и дальнего зарубежья. Помимо собственной добычи в России, «Газпром нефть» имеет долевое участие в добыче следующих организаций:
- ОАО «НГК «Славнефть» (50%)
- ОАО «Томскнефть» ВНК
- «Salym Petroleum Development» (50%)
- «Север Энергия» (40,2%)
Кроме этого, «Газпром нефть" принимает участие в международных проектах:
- 56,15 акций компании «Naftna Industrija Srbije», занимающейся добычей углеводородов на территории Сербии, Анголы, Боснии и Герцеговины, Венгрии
- освоение месторождения «Хунин-6», Венесуэла (совместно с PDVSA)
- участие в разработке месторождений в Ираке: Бадра, Garmain, Shakal, Halabja
Крупнейшие месторождения, разрабатываемые «Газпром нефть" на территории России:
- группа Мессояхских месторождений (Гыданский полуостров, ЯНАО) - совместно с ОАО «НК «Роснефть»
- Новопортовское месторождение (ЯНАО)
- Приразломное месторождение (шельф Печорского моря)
Нефтеперерабатывающие активы
- Омский НПЗ
- Ново-Ярославский НПЗ (ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез") - совместно с ОАО «НК «Роснефть»
- Мозырьский НПЗ (Республика Беларусь) - совместно с ОАО «НК «Роснефть»
- 2 НПЗ в Сербии (г. Панчево, г. Нови-Сад), через подконтрольную сербскую компанию «Naftna Industrija Srbije»
Производство и реализацию масел и присадок, а также технологических жидкостей осуществляет дочернее предприятие ООО «Газпромнефть - смазочные материалы» на следующих площадках:
- Омский завод смазочных материалов
- Московский завод смазочных материалов (г. Фрязино)
- Gazpromneft Lubricants Italia S.p.A.
Краткая историческая справка
В 1995 году указом Президента РФ Бориса Ельцина была создана ОАО «Сибирская нефтяная компания». В уставной капитал образовавшейся компании были переведены некоторые активы Роснефти, в частности: «Ноябрьскнефтегаз», «Ноябрьскнефтегазгеофизика», «Омский нефтеперебатывающий завод», «Омскнефтепродукт».
В 1996 году частные инвесторы (по некоторым данным, Борис Березовский) приобрели на залоговых аукционах 49% акций компании. А в 1997 году у государства был выкуплен оставшийся контрольный пакет (51%). Таким образом компания полностью оказалась в частных руках.
В период 1998 – 2004 года велась деятельность по расширению активов компании. В частности, была существенно расширена география добычи и сбытовая сеть. Кроме этого было приобретено 49,9% акций ОАО «Славнефть». В этот период также было предпринято две попытки по слиянию компании «Сибнефть» с небезызвестной нефтяной компанией «Юкос». Однако обе попытки потерпели неудачу.
В 2005 году группа «Газпром» приобрела 75,68% акций ОАО «Сибнефти», и 13 мая 2006 года переименовала «Сибирскую нефтяную компанию» в «Газпром нефть». Таким образом, компания снова перешла под государственный контроль.
В последующие годы Газпром нефть» активно наращивает присутствие как на внутренне, так и на внешних рынках. В 2006 году выходит на рынок Средней Азиии, в 2009 году кроме всего прочего приобретает часть активов компании «Нефтяная индустрия Сербии", контрольный пакет акций «Sibir Energy», а также завод по производству масел и смазок «Chevron Italia S.p.A.» в Италии (переименовано в Gapromneft Lubricants Italia S.p.A.»). В 2010 году «Газпром нефть» подписало соглашение на разработку месторождения Бадра в Ираке (отгрузка нефти началась в 2014 году), а также вошла в проект «Хунин-6» в Венесуэле.
В 2013 году «Газпром нефть» добыла первую нефть на Арктическом шельфе Печорского моря (месторождение Приразломное), которая в уже 2014 году вышла на мировой рынок. Сорт нефти с данного месторождения получил название ARCO (Arctic Oil).
В 2014 году началось эксплуатационное бурение на Новопортовском месторождении, которое также дало рождение новому сорту нефти – Novy Port.
Кроме этого в 2014 году была закрыта сделка по приобретению ЗАО «Рязанский опытный завод нефтехимпродуктов», а также завершено совместное с «Total» строительство установки производства битумов G-Way Styrelf. В этом же году модернизация Омского завода смазочных материалов, принадлежащего «Газпром нефть», позволило ему выйти в лидеры в своем сегменте производства.
petrodigest.ru
«Газпром» активно развивает газовую отрасль на Востоке России
Релиз
11 декабря 2014, 20:10Было отмечено, что формирование газовой промышленности на Востоке России имеет стратегическое значение для социально-экономического развития восточных регионов страны.
Компания ведет активную работу по расширению ресурсной базы на Востоке России, развитию добычных, газотранспортных и газоперерабатывающих мощностей. Сформирован перспективный баланс газа ОАО «Газпром» по Якутскому и Иркутскому центрам газодобычи, который обеспечивает выполнение подписанного в мае 2014 года контракта на трубопроводные поставки природного газа в Китай и учитывает поставки газа российским потребителям по трассе газопровода «Силы Сибири».
В рамках формирования Якутского центра продолжается обустройство Чаяндинского месторождения. В текущем году здесь завершено строительство девяти разведочных скважин, на ближайшие два года намечены окончание геологоразведочных работ и подсчет запасов.
Ведется строительство разведочных скважин на Ковыктинском месторождении.
С учетом комплексного характера проекта «Сила Сибири» большое внимание уделяется синхронизации ввода в эксплуатацию объектов добычи и транспортировки газа с объектами газопереработки. В настоящее время проводятся инженерные изыскания для проектирования Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ). Строительство завода является частью большой работы по созданию газоперерабатывающего и газохимического кластера в Амурской области.
Продолжается развитие Сахалинского центра газодобычи: идут работы на Киринском и Южно-Киринском месторождениях (проект «Сахалин-3»).
На заседании был рассмотрен вопрос реализации проекта «Владивосток СПГ». Отмечено, что «Газпром» прорабатывает альтернативный этому проекту вариант поставок газа в Китай — по газопроводу.
Особое внимание было уделено мерам государственного стимулирования проектов на Востоке России, учитывая сложные природные условия и удаленность объектов промысловой и газотранспортной инфраструктуры. Это необходимо, в том числе, для повышения эффективности газификации восточных регионов сетевым газом.
Кроме того, отмечалась необходимость дальнейшего совершенствования механизмов налогового, таможенно-тарифного регулирования, а также механизмов ценообразования для стимулирования производителей газа.
Профильным подразделениям даны конкретные поручения по продолжению работы по реализации Восточной газовой программы.
Справка
Государственная «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (Восточная газовая программа) утверждена в сентябре 2007 года приказом Министерства промышленности и энергетики РФ. «Газпром» назначен Правительством РФ координатором деятельности по реализации этой программы.
На Востоке России созданы новые центры газодобычи на Сахалине и Камчатке, началось формирование центра в Якутии, на очереди — Иркутский и Красноярский.
Последние новости по теме
www.gazprom.ru
В «Газпроме» прошел круглый стол «Газовая отрасль России: стратегические ориентиры и приоритеты развития»
Релиз
10 апреля 2009, 17:25Сегодня в центральном офисе ОАО «Газпром» в рамках Форума «ТЭК России в XXI веке» состоялся Круглый стол на тему «Газовая отрасль России: стратегические ориентиры и приоритеты развития».
На круглом столе с докладами выступили руководители ряда подразделений ОАО «Газпром».
Выступление члена Правления — начальника Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Олега Аксютина было посвящено потенциалу газосбережения в России.
Докладчик подчеркнул, что эффективное использование энергетических ресурсов является основным фактором конкурентоспособности различных отраслей экономики России. При этом энергоемкость российской экономики значительно выше общемировой.
Олег Аксютин отметил, что в настоящее время доля природного газа в топливно-энергетическом балансе России по-прежнему составляет более 50%. Вместе с тем, существует значительный потенциал газосбережения в стране.
В частности, только повышение КПД газотурбинных установок при получении электроэнергии до среднемирового уровня в 40% может дать экономию газа около 20 млрд. куб. м в год. Более 70 млрд. куб. м в год можно сэкономить за счет применения современных технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Олег Аксютин обратил внимание присутствующих на то, что энергосбережение приобретает одно из первостепенных значений для экономики России. «Группа „Газпром“ считает газосбережение важной задачей и ведет работу в этом направлении. Так, реализация корпоративных программ энергосбережения позволила „Газпрому“ в 2002–2008 годах достичь суммарной экономии 20,8 млрд. куб. м газа», — сказал докладчик.
Другой важной темой, затронутой на Круглом столе, стала перспектива развития газовой отрасли в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Заместитель начальника Департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти ОАО «Газпром» Наиль Гафаров рассказал о формировании минерально-сырьевой базы компании в регионе в рамках реализации Восточной газовой программы. В частности, в настоящее время «Газпром» ведет геологоразведочные работы в Красноярском крае, Иркутской области, проводит подготовку к началу таких работ в Республике Саха (Якутия), в Камчатском крае и на шельфе о. Сахалин.
Докладчик сообщил, что «Газпром», в соответствии с решениями Правительства РФ, принятыми на выездном заседании во Владивостоке 1 сентября 2008 года, направил в Роснедра заявки на получение права пользования недрами Киринского, Восточно-Одоптинского и Айяшского блоков проекта «Сахалин-3» и Западно-Камчатского участка, расположенных на шельфе Охотского моря, для эффективного развития газоснабжения Востока России на долгосрочную перспективу.
Тема развития газовой отрасли на Востоке России была продолжена в выступлении начальника Управления координации восточных проектов ОАО «Газпром» Виктора Тимошилова. Он отметил, что практическая реализация Восточной газовой программы показывает — для развития газовой промышленности в установленные Программой сроки необходима комплексная государственная поддержка. В частности, основными направлениями такой поддержки должны стать своевременное лицензирование объектов недропользования, прежде всего блоков проекта «Сахалин-3» и Западно-Камчатского участка, совершенствование налогообложения газовой отрасли на Востоке России, нормативно-правовой базы магистрального транспорта газа, таможенного регулирования, стимулирование развития рынка газа и другие.
Начальник Департамента экономической экспертизы и ценообразования ОАО «Газпром» Елена Карпель в своем выступлении по вопросам ценообразования на внутреннем рынке газа, в частности, отметила, что в 2000–2008 годах внутренний рынок являлся убыточным для «Газпрома». Главным источником дохода компании все это время являлись экспортные поставки газа.
Вместе с тем, в настоящее время — в условиях снижения цен на газ и объемов его приобретения на мировом рынке в связи с экономическим кризисом — нельзя продолжать ориентироваться на получение основных доходов только за счет экспортной деятельности. В связи с этим Елена Карпель отметила важность взвешенного подхода при рассмотрении Правительством Российской Федерации вопроса о корректировке параметров роста цен на газ в 2010–2011 годах.
«Экономически обоснованный уровень цен на газ на внутреннем рынке имеет принципиальное значение для дальнейшего развития газовой отрасли страны, надежного газоснабжения потребителей, размещения крупных заказов „Газпрома“ на отечественных предприятиях, газификации регионов, энергетической безопасности России», — сказала она.
Последние новости по теме
www.gazprom.ru
«Газпром» выступает за динамичное развитие рыночных отношений в газовой отрасли
Сообщение для СМИ
10 сентября 2003, 17:27Сегодня, выступая на круглом столе «Перспективы развития нефтегазового сектора в России и СНГ», организованного в рамках инвестиционного Форума Евромани «Россия и СНГ 2003: экономические задачи ХХI века», начальник Департамента экономической экспертизы и ценообразования ОАО «Газпром» Елена Карпель ознакомила инвестиционное сообщество с основными взглядами компании на развитие российского газового рынка.
Как заявила Е. Карпель, «Газпром» заинтересован в развитии полноценного газового рынка в нашей стране, которое должно быть направлено на создание необходимых предсказуемых финансово-экономических условий для функционирования всех участников рынка — как производителей газа, так и его потребителей. Рынок должен формироваться за счет постепенного дерегулирования сложившихся экономических и хозяйственных отношений, перехода от государственного регулирования цен на газ к регулированию тарифов в естественно монопольной сфере — транспортировке газа.
По мнению Е. Карпель, рынок в России следует развивать путем эволюционных преобразований, а не радикальной ломки надежно функционирующей Единой системы газоснабжения. Что касается создания конкурентной среды, то она должна развиваться, прежде всего, за счет увеличения доли добычи независимых производителей газа, потенциал которых составляет до 30% российских запасов газа. Кроме того, по мере выхода газовых цен на экономически обоснованный уровень в конкуренцию на российском рынке вступят производители газа из республик Средней Азии и производители других топливных ресурсов — угля и мазута.
«Мы за равноправные отношения с „независимыми производителями“. Условия бизнеса всех производителей должны быть одинаковыми: равные права — равные обязанности. Это касается и формирования цен на газ, и правил доступа к трубопроводам, и уровня налогообложения. У всех производителей должны быть равные возможности для участия в экспорте газа при равной ответственности за надежное газоснабжение отечественных потребителей. Особенно населения, которому „Газпром“ продает газ на 45% дешевле, чем получают на внутреннем рынке за свой газ „независимые производители“.
При равном вкладе в развитие Единой системы газоснабжения, должны быть равные возможности использования ее мощностей», —- отметила Елена Карпель.
Уже сейчас нет никаких проблем с доступом «независимых производителей» к системе магистральных газопроводов «Газпрома». Весь газ, добываемый независимыми компаниями в России, доставляется потребителям.
«Газпром» уже предпринимает шаги по повышению прозрачности образования транспортных тарифов. В компании на протяжении нескольких лет ведется раздельный учет затрат по видам деятельности и себестоимость транспортных услуг прозрачна для государства. Тем не менее «Газпром» планирует провести дальнейшую реструктуризацию своих транспортных дочерних компаний, выделив из них добычу и переработку газа, капитальное строительство и т.п. в отдельные юридические лица, с тем, чтобы в отчетности газотранспортных предприятий отражались только расходы и доходы, связанные с их товаротранспортной работой.
Важнейшим элементом рыночных преобразований в отрасли является либерализация цен на газ и переход к рыночному ценообразованию на основе спроса и предложения. При этом в «Газпроме» понимают, что потребителям необходимо предоставить адаптационный период для внедрения энергосберегающих технологий, разработки действенной системы субсидирования социально чувствительных категорий населения и развития рыночной инфраструктуры. Поэтому ближайшие 5–6 лет в России должен существовать двухсекторный рынок — с регулируемыми и свободными ценами на газ. Только постепенное сокращение объемов регулируемого рынка с одновременным приближением его цен к рыночным способно предотвратить дестабилизацию экономического и социального развития страны и при этом повысить инвестиционный потенциал отрасли.
В предложенной начальником департамента «Газпрома» модели перехода к рыночным отношениям в газовой отрасли были выделены три этапа.
По мнению Е. Карпель, на первом этапе на свободный рынок, на котором уже работают все «независимые производители», должен быть выведен некоторый объем газа «Газпрома», что позволит получить адекватные сигналы о рыночной оценке потребительской стоимости газа и отработать рыночные механизмы.
На втором этапе свободный сектор должен быть расширен и создана конкуренция между предложением газа «Газпрома», «независимых производителей», импортным газом и альтернативными энергоносителями. На этом этапе все потребители, кроме населения, должны получать газ по ценам, основанным на балансе спроса и предложения.
И, наконец, на третьем этапе будет сформирован динамично развивающийся, полностью либерализованный рынок газа, с едиными регулируемыми государством транспортными тарифами.
Данная модель развития газового рынка, по словам Е. Карпель, полностью соответствует Энергетической стратегии России на период до 2020 года.
Е. Карпель также проинформировала участников инвестиционного Форума о предпринимаемых «Газпромом» мерах по повышению прозрачности бизнеса компании и его эффективности, оптимизации структуры ее активов и улучшению управления.
Управление информации ОАО «Газпром»
Последние новости по теме
www.gazprom.ru
«Газпром» активно развивает газовую отрасль на Востоке России
Релиз
13 июня 2013, 17:00Фотоальбом
Пресс-конференция: «„Газпром“ на Востоке России, выход на рынки стран АТР»
Материалы:
Сегодня в центральном офисе ОАО «Газпром», в преддверии годового Общего собрания акционеров компании, состоялась пресс-конференция «„Газпром“ на Востоке России, выход на рынки стран АТР». Ее участниками стали: заместители Председателя Правления Виталий Маркелов и Александр Медведев; члены Правления — начальник Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Олег Аксютин, начальник Департамента перспективного развития Дмитрий Люгай, начальник Департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти Всеволод Черепанов; а также начальник Департамента внешнеэкономической деятельности Павел Одеров и заместитель начальника Управления координации восточных проектов Евгения Фишер.
В ходе мероприятия было отмечено, что «Газпром» интенсивно развивает ресурсную базу на Востоке России, ведутся геологоразведочные работы (ГРР) на шельфе Сахалина, в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае.
В частности, полностью подготовлено к промышленной разработке Киринское месторождение (проект «Сахалин-3»). В Якутии продолжаются ГРР на Чаяндинском месторождении, которые планируется завершить в 2015 году. В Иркутской области на Ковыктинском месторождении идет подготовка к строительству в 2014 году разведочных скважин.
Компания активно наращивает производственные мощности. В текущем году будет введено в эксплуатацию Киринское месторождение. Проводятся проектно-изыскательские работы по обустройству Чаяндинского и Ковыктинского месторождений.
В рамках проекта строительства магистрального газопровода «Сила Сибири» завершено проектирование головного участка Чаянда — Ленск, продолжается проектирование по участкам Ленск — Белогорск — Благовещенск и Белогорск — Хабаровск. Параллельно «Газпром» выполняет проектно-изыскательские работы для создания в Белогорске (Амурская область) газоперерабатывающего и гелиевого комплекса, где будут выделяться ценные компоненты из якутского и иркутского газа.
Приоритетной целью работы «Газпрома» на Востоке России является обеспечение газом российских потребителей. В рамках утвержденных программ развития газоснабжения и газификации регионов Дальневосточного федерального округа продолжается работа по газификации Приморского, Хабаровского, Камчатского краев и Сахалинской области. В текущем году компания выделяет необходимые инвестиции для проектирования и строительства более чем трех десятков объектов газификации в этих регионах.
«Газпром» также располагает необходимой ресурсной базой для создания на Востоке крупного центра экспортных поставок российского газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Компания реализу ет проект «Владивосток-СПГ», предполагающий строительство завода по производству СПГ мощностью не менее 15 млн тонн в год (три технологические линии). Планируемый ввод первой линии завода — в 2018 году, второй — в 2020 году. Целевыми рынками для продажи сжиженного природного газа проекта являются рынки стран АТР.
В настоящее время «Газпром» ведет коммерческие переговоры как с потенциальными покупателями владивостокского СПГ, так и с возможными участниками проекта из числа зарубежных компаний. При этом «Газпром» готов предложить стратегическим иностранным партнерам до 49% в проекте при условии, что они будут ежегодно покупать не менее 6 млн тонн СПГ этого проекта.
Кроме того, продолжаются коммерческие переговоры с потенциальными покупателями газа из Республики Корея и КНР.
Отмечается положительная динамика переговорного процесса — в текущем году «Газпром» ожидает заключения первых обязывающих документов как на поставку СПГ, так и сетевого газа.
Редакция сайта ОАО «Газпром»
Последние новости по теме
www.gazprom.ru
Из истории развития газовой отрасли России
Использование природного газа началось давно, но осуществлялось поначалу лишь в местах его естественных выходов на поверхность. В Дагестане, Азербайджане, Иране и других восточных районах с незапамятных времен горели ритуальные «вечные огни», рядом с ними процветали за счет паломников храмы. Позже отмечены случаи применения природного газа, получаемого из пробуренных скважин или из колодцев и шурфов, сооружаемых для разных целей. Еще в первом тысячелетии нашей эры в китайской провинции Сычуань при бурении скважин на соль было открыто газовое месторождение Цзылюцзынь. Практичные люди из Сычуаня довольно скоро научились использовать этот газ для выпаривания соли из рассола.
В течение многих столетий человек использовал такие подарки природы, но промышленным освоением эти случаи не назовешь. Лишь в середине XIX столетия природный газ становится технологическим топливом, и одним из первых примеров можно привести стекольное производство, организованное на базе месторождения Дагестанские Огни. Кстати, в настоящее время более 60% стекольного производства базируется на использовании в качестве технологического топлива именно природного газа.
Вообще говоря, преимущества газового топлива стали очевидны довольно давно, пожалуй, с момента появления промышленных процессов термической (без доступа воздуха) деструкции твердых топлив. Развитие металлургии привело к замене примитивных смолокурен коксовыми печами. Коксовому газу быстро нашлось бытовое применение-появились газовые рожки для освещения улиц и помещений. В 1798 году в Англии было устроено газовое освещение главного корпуса мануфактуры Джеймса Уатта, а в 1804 году образовалось первое общество газового освещения. В 1818 году газовые фонари осветили Париж. И очень скоро коксование стали применять для получения не столько металлургического кокса, сколько сначала светильного, а потом и бытового газа. Газификация быта стала синонимом прогресса, процессы газификации топлива совершенствовались, а получаемый газ стали все чаще называть «городским газом». Так, газ заменил другие виды топлива сначала для освещения, затем для приготовления пищи, отопления жилищ. Но почти столетие для этих целей использовался практически только искусственный газ, полученный из твердых топлив, а не природный газ.
Всерьез стали искать и разрабатывать месторождения природного газа в 20-х годах нашего века. И лишь в 30-х годах техника бурения на большие глубины (до 3000 м и более) позволила обеспечить надежную сырьевую базу газовой промышленности. Развитию новой отрасли помешала вторая мировая война. Во второй половине XIX века США, Канаду, Европу, Советский Союз пересекли мощные трассы, по которым в настоящее время передаются огромные количества природного, газа. Именно поэтому газ становится постепенно энергоносителем номер один для коммунально-бытовых нужд и промышленных энергетических установок. Доля природного газа превысила 60-процентный рубеж в энергетике производства цемента, стекла, керамики, других строительных материалов, приближается к 50% в металлургии и машиностроении. Применение природного газа в стационарных энергетических установках позволяет с учетом снижения расхода на собственные нужды электростанций увеличить их КПД на 6-7%, повысить производительность на 30% и более. Особенно эффективно применение природного газа на энергоустановках малой производительности, в первую очередь на так называемых пиковых мощностях. Там относительный эффект замены жидких и твердых топлив выше. По перечисленным причинам мы наблюдаем постоянное увеличение доли природного газа в топливно-энергетическом балансе многих стран.
Учитывая то, что подходы к управлению экономикой во времена СССР были достаточно универсальны и незначительно менялись лишь при изменениях общего политического курса (что, как правило, происходило при смене лидера государства), мы не будем подробно останавливаться на особенностях управления газовой отраслью в так называемый «советский» период, а лишь обозначим основные вехи развития газовой отрасли в Советском Союзе, а также кратко охарактеризуем основные формы и методы организации и управления ею.Истоком того, что представляет собой газовая отрасль в настоящее время принято считать завершившееся в 1946г. строительство газопровода Саратов – Москва, который должен был обеспечивать поставку энергоресурсов нового типа в столицу и в центральный промышленный регион – в условиях временного выбытия таких традиционных поставщиков энергоресурсов как Донбасс и Мосбасс и ориентации нефтяной промышленности на обеспечение военных усилий Советского Союза. Тогда при Совете народных комиссаров СССР был образован главк, получивший название Главгазпром (первый «Газпром» в России и СССР). В 50-х годах последовало строительство газопроводов Дашава-Киев, Шебелинка-Москва. Рост добычи газа и необходимость координации работ по газификации населенных пунктов привели к созданию в 1952г. в Министерстве жилищного и коммунального хозяйства РСФСР и других союзных республик Главных управлений газового хозяйства (Главгазов), а на территориях республик были созданы соответствующие территориальные организации газового хозяйства и газификации (первые ГРО).
После смерти Сталина в соответствии с провозглашенным Хрущевым принципом «территориального» управления в 1958г. предприятия газовой промышленности были переданы в ведение соответствующих региональных экономических Советов (так называемых «Совнархозов»).
Государственная политика в отношении газовой промышленности претерпела новые изменения после отставки Хрущева в 1964г. А год спустя было образовано Министерство газовой промышленности СССР. В задачи нового министерства входило управление системой транспорта газа и сооружение объектов газовой промышленности. В 1970-х годах появились образованные по территориальному признаку Всесоюзные промышленные объединения (ВПО). Эти ВПО явились отражением перемен, произошедших в нефтяной промышленности, где были также образованы территориальные предприятия, такие как Когалымнефтегаз, Тюменьнефтегаз и Саратовнефтегаз. В период 1973-76 гг. в газовой промышленности было создано 6 таких Всесоюзных промышленных объединений: Укргазпром, Комигазпром, Оренбурггазпром, Узбекгазпром, Туркменгазпром и Тюменьгазпром.Одновременно были образованы управляющие структуры второго уровня, представленные производственными объединениями (ПО) и подчиненные соответствующим ВПО. В некоторых случаях производственные объединения подчинялись непосредственно Мингазпрому в обход ВПО. В основном это были относительно небольшие предприятия, расположенные в регионах с незначительными объемами добычи газа (в Краснодарском крае, Ставропольском крае, Красноярском крае и в Якутии), некоторые их них так и не вошли в состав современной структуры «Газпрома» в период приватизации.
Крупнейшим ВПО являлся Тюменьгазпром. В его состав входили добывающие предприятия: Надымгазпром, Уренгойгазпром, Ямбурггаздобыча и Сургутгазпром, а также газотранспортные предприятия Тюменьтрансгаз и Сургуттрансгаз.
ВПО обладали некоторой степенью самостоятельности, но одновременно являлись частью Мингазпрома и в полном соответствии с господствовавшей в то время концепцией централизованного планирования и управления экономикой находились в жестком подчинении союзному Министерству. ПО являлись лишь номинально независимыми предприятиями и прав принятия самостоятельных решений практически не имели. Координация осуществлялась на более высоком уровне с последующим доведением конкретных указаний к действию до ПО.Изменения в административно-организационной структуре отрасли шли рука об руку с переменами в системе энергопотребления страны. Так, на последующее изменение топливно-энергетического баланса СССР в 1970-е годы большое воздействие оказала массовая газификация страны с опорой на новые месторождения Ямало-Ненецкого округа, интенсивная эксплуатация Самотлорского нефтегазового месторождения (Ханты-Мансийский автономный округ, максимальная добыча – 150 млн. тонн/год) и постепенное выбытие добывающих мощностей в традиционных регионах угледобычи (Донбасс, Московский и Печорский угольные бассейны).
В конце 1980-х годов в Советском Союзе с началом периода «гласности и перестройки» был провозглашен курс на повышение самостоятельности хозяйствующих субъектов. Тогда и было создано новое Министерство нефтяной и газовой промышленности СССР, объединившее функции бывших министерств нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности. Цель преобразований состояла в том, чтобы оставить за Министерством стратегические вопросы и регулирующие функции, а решение оперативных вопросов передать производственным объединениям. На оперативном уровне была образована группа предприятий новой формы – так называемые «концерны», которые обладали большей независимостью, чем ПО и подвергались существенно меньшему вмешательству в свою деятельность со стороны государства.
В то время рассматривалась возможность образования двух концернов, оба из которых в настоящее время стали ведущими компаниями в своих отраслях. Первый – нефтяная компания «ЛУКойл», второй – газовая компания, получившая тогда название Государственный газовый концерн «Газпром». Создание предприятия, известного сейчас как «Газпром», представляет собой почти классический пример раздела российской нефтяной и газовой промышленности теми людьми из высшего руководства, которые смогли предвидеть распад СССР и наступление нового периода в экономической жизни страны. Создание в 1988г. государственного газового концерна «Газпром» по сути означало охранительную изоляцию отечественной газовой промышленности путем выделения самостоятельной универсальной производственной структуры при выведении ее из-под контроля отраслевого Министерства.
Создание «Газпрома» активно отстаивалось Виктором Черномырдиным, который связан с газовой промышленностью многими годами своей жизни. Он занимал пост Министра бывшего Министерства газовой промышленности СССР, и когда последнее вошло в структуру нового Министерства нефтяной и газовой промышленности, В. Черномырдин был назначен Первым заместителем Министра. Однако верность он сохранил именно газовой промышленности, что видно из его последующих действий. Будучи Первым заместителем Министра нефтяной и газовой промышленности СССР, он сумел, не консультируясь со своим Министерством, убедить высшее руководство страны образовать на базе предприятий газовой промышленности концерн «Газпром». Министерство нефтяной и газовой промышленности было наделено лишь стратегическими и регулирующими функциями, распространявшимися на газовую промышленность, но сама отрасль в оперативном плане уже выходила за рамки полномочий Министерства.
Если концерн «ЛУКойл» представлял собой только часть нефтяной промышленности и его образование означало особую форму управления только частью отрасли, то «Газпром» практически во всех отношениях представлял собой всю газовую промышленность бывшего СССР. Главной целью реформ того времени было стремление децентрализовать управление экономикой, и создание газового концерна вполне укладывалось в это русло, поскольку как тогда представлялось, ответственность делегировалась от отраслевого министерства нижестоящему хозяйственному образованию. В реальности получилось все иначе – централизованное управление и контроль над газовой отраслью стали еще более сильными.Что касается подотрасли газораспределения, то в 1989 г. на базе управления Главгаз бывшего Министерства жилищного и коммунального хозяйства РСФСР было образовано отдельное от Минжилкомхоза Всероссийское объединение при Совете Министров РСФСР «Росстройгазификация», куда наряду с территориальными организациями газового хозяйства и газификации вошли научно-исследовательский институт «Гипрониигаз», строительное управление «Росгазспецстрой», республиканское управление «Орггаз» (пусконаладочная организация), 3 завода газового оборудования и управление «Росгазкомплект». При этом несколько раньше, после тщательного обсуждения было, признано нецелесообразным включение системы «Росстройгазификации» в состав Министерства газовой промышленности СССР в силу различных особенностей их функционирования и большого числа не имеющих отношения к деятельности Мингазпрома нормативно-методических документов, регламентирующих деятельность газораспределительных организаций. Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что в советский период система газораспределения организационно никогда не входила в систему Мингазпрома.После того, как «Газпром» фактически вышел из-под контроля Правительства, его руководство приступило к созданию структуры, в рамках которой отрасль должна была развиваться в будущем. Дочерние предприятия были разделены на 2 группы. В первую группу вошли предприятия, составлявшие Единую систему газоснабжения (ЕСГ) СССР. Это предприятия по добыче, транспорту и хранению газа, государственный контроль над которыми через «Газпром» считался жизненно важным для обеспечения непрерывности и безопасности газоснабжения страны. Во вторую группу вошли предприятия, выполняющие вспомогательные функции по отношению к предприятиям первой группы. Диапазон таких предприятий достаточно широк и включал в себя строительные организации, объекты машиностроения, сельскохозяйственные предприятия, а также объекты социальной сферы. Буровое объединение «Тюменьбургаз» и Уренгойский газохимический комплекс были отнесены к первой группе предприятий. Таким образом, даже на самом раннем этапе своего становления как самостоятельного хозяйствующего субъекта «Газпром» имел достаточно четкое представление о базовых предприятиях и тех, кто не является частью этой «базы».
В 1990г. руководство «Газпрома» стало задумываться о дальнейшем реформировании в рамках изменяющихся политико-экономических условий. Начальный план предусматривал преобразование концерна «Газпром» в Государственную акционерную компанию СССР. От этого плана отказались, когда стало ясно, что сам СССР находится на гране распада. В 1991-92 гг. разрабатывался новый план, предусматривавший объединение трех ключевых газопотребляющих республик бывшего СССР: России, Украины и Белоруссии, с помощью которого «Газпром» надеялся сохранить наиболее важную часть своего хозяйства в бывшем Советском Союзе, прежде всего магистральные газопроводы и подземные хранилища газа. К середине 1992г. и этот план также стал невозможен, и «Газпром» вынужден был согласиться стать исключительно российским предприятием.
В то же время компании не удалось полностью выйти из-под особого наблюдения Правительства. В то время как «Газпром» пытался выработать структуру, соответствующую новым политико-экономическим условиям в СССР, а позднее – в СНГ, продолжались споры об общем экономическом курсе страны, исход которых мог повлиять и на судьбу «Газпрома» в части и его структуры, и его хозяйственной деятельности.
Основываясь на собственном опыте управления отраслью, руководство «Газпрома» видело будущее компании как интегрированной газовой монополии. «Газпром» всегда был показательным символом советской экономики именно как образец удачной вертикальной интеграции всех звеньев «газовой цепочки» от разведки и добычи газа до его доставки конечным потребителям. Поэтому представление руководства «Газпрома» о будущем компании базировалось на убеждении, что только интегрированный характер отрасли позволит обеспечить ее успешное развитие.
Однако эта убежденность за пределами отрасли разделялась далеко не всеми. В течение 1992 г. реформаторское правительство Гайдара придерживалось мнения, что наиболее соответствующее принципам рыночной экономики оформление газовой промышленности должно предусматривать наличие независимых конкурирующих между собой добывающих предприятий, поставляющих газ в контролируемую из центра газотранспортную систему. Министром топлива и энергетики в то время был Лопухин, разделявший либерально-экономические взгляды Гайдара, что и привело к острому конфликту между Минтопэнерго и «Газпромом» по поводу направлений будущего развития и контроля над газовой промышленностью России.
В середине 1992г. Лопухин был вынужден уйти в отставку, в основном больше из-за конфликтов с нефтяниками, чем с газовиками, но по планам Правительства реформаторов в отношении газовой промышленности был нанесен серьезный удар. До назначения в январе 1993г. Министром топлива и энергетики Юрия Шафранника Минтопэнерго оставалось без Министра, и решения по данному направлению принимались тогдашним Заместителем Председателя Правительства В.Черномырдиным, назначенным на этот пост в мае 1992 г. и убежденным сторонником сохранения «Газпрома» в виде интегрированной компании. Именно в этот период были приняты основные решения относительно будущей судьбы «Газпрома», схемы регулирования его деятельности и структуры собственности компании, решения, которые обеспечили практическую независимость «Газпрома» от Правительства.
Далее началась история ОАО «Газпром»http://gasforum.ru/obzory-i-issledovaniya/226/
iv-g.livejournal.com