Что означает расторжение «Газпромом» всех контрактов с «Нафтогазом»? Нафтогаз газпром


«Нафтогаз» провозгласил победу над «Газпромом»: Госэкономика: Экономика: Lenta.ru

Стокгольмский арбитражный суд обязал «Газпром» выплатить «Нафтогазу» 4,6 миллиарда долларов в рамках спора по контракту на транзит от 2009 года (истекает в 2019-м), однако не поддержал требование украинской стороны о пересмотре тарифа. Об этом говорится в сообщении «Нафтогаза».

Материалы по теме

00:01 — 27 июня 2017

Поток ненависти

Почему Порошенко заблуждается при разговоре о российских трубопроводах в Европе

«Мы довольны тем, что выиграли арбитраж по ключевым вопросам. Это важный день для украинского народа и будущего европейских газовых рынков», — заявил председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев. На странице компании в Facebook сообщается, что суд также отклонил требования российской стороны о штрафах за отобранные «Нафтогазом» объемы транзитного газа.

С учетом декабрьского решения арбитража, по которому «Нафтогаз» обязан выплатить «Газпрому» два миллиарда долларов за осуществленные поставки, теперь российская сторона обязана передать украинской 2,56 миллиарда долларов. В «Газпроме» уже заявили, что не согласны с решением суда и будут защищать свои права, сообщает ТАСС.

Материалы по теме

07:19 — 23 июня 2017

Пан или пропал

Киев угрожает арестами активов «Газпрома» за пределами национальной юрисдикции

«Газпром» и «Нафтогаз» судятся с 2014 года. Украинская сторона требовала изменения цены, взыскания переплаты за газ и отмены условия «бери или плати», а российская — закрытия долгов за уже поставленные объемы, компенсации за невыбранный объем газа (с 2012 года «Нафтогаз» перестал полностью выбирать объем, оговоренный в контракте, а с 2015-го перешел на европейский реверс) и набежавшие пени за просрочку оплаты. В декабре суд частично удовлетворил требования обеих компаний — в частности, «Нафтогаз» обязали выплатить «Газпрому» два миллиарда долларов.

Больше важных новостей в Telegram-канале «Лента дня». Подписывайся!

lenta.ru

Что означает расторжение «Газпромом» всех контрактов с «Нафтогазом»? | Компании | Деньги

Глава правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил о том, что после решения Стокгольмского арбитражного суда компания решила разорвать контракты с украинским «Нафтогазом». «Арбитры аргументировали свое решение резким ухудшением состояния украинской экономики. Мы категорически против того, чтобы за наш счет решались экономические проблемы Украины. В такой ситуации продолжение действия контрактов для „Газпрома“ является экономически нецелесообразным и невыгодным», — сказал Миллер, которого цитирует «Интерфакс».

Что за решение суда?

28 февраля арбитраж в Стокгольме обязал «Газпром» доплатить НАК «Нафтогаз Украины» $4,63 млрд, что означает — с учетом предыдущего решения суда — фактическую выплату в 2,6 млрд. Эта компенсация была назначена судом в связи с подачей газа «Газпромом» для его транзита европейским потребителям в меньшем объеме, чем это было предусмотрено контрактом. 

Что означает разрыв контрактов и какие шаги сторонам придется предпринимать в ближайшем будущем, АиФ.ru выяснил у директора Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслава Кулагина.

Почему «Газпром» разрывает контракты?

— Если до решения Стокгольмского арбитража все полагали, что как минимум до 2019 года транзит газа через Украину остается относительно стабильным, то сейчас становится понятно, что это уже невозможно. Основная причина в том, что если вынесено решение о необходимости уплаты за непоставленные объемы по транзиту газа, то есть вероятность, что так будет продолжаться и дальше. То есть, условно выражаясь, достаточно будет подождать год, снова подать иск к «Газпрому» и обвинить его в том, что он опять недопоставил газа, и потребовать еще несколько миллиардов. Понимая это, «Газпром» пришел к выводу, что дальнейшее действие этих двух контрактов не то что невыгодно, а вовсе несет прямой убыток. 

И что теперь? 

— Ситуация достаточно непростая. Что касается поставок газа на Украину, то здесь менее острый момент, поскольку в предыдущие годы мы видели, что их вовсе не было, хотя и понятно, что газ шел через Европу. Сейчас Украина в очень тяжелом положении, поскольку срочно придется искать источники из Европы, а ведь еще в прошлом месяце страна говорила, что они будут явно дороже. Это и более высокие цены, и меньшие объемы, плюс нужен газ для обеспечения транзита. 

Но, даже несмотря на тяжелую ситуацию на Украине, наиболее острый вопрос — с европейскими потребителями. Ведь если предположить, что эти контракты разорваны, это означает резкое сокращение поставок газа в Европу. Потому что другой возможности поставить эти объемы газа без украинской газотранспортной системы сегодня нет: пока не введен «Северный поток-2», не запущена ни одна ветка «Турецкого потока». Так что потребность в транзите через Украину есть. Наиболее вероятно, что эти контракты будут разорваны, раз они никого не устраивают, и одновременно будет заключен новый. Это будет контракт на транзит, где для российской стороны не будет прописано таких объемов, которые приводили бы к штрафам. Естественно, принцип «качай или плати» нужно будет убирать.

www.aif.ru

Нафтогаз Украины пробует вернуть газовые потоки | Бизнес

17 июля в Берлине начнется первый раунд трехсторонних переговоров о судьбе Украины как транзитера российского газа после 2019 года. Для начала России, Украине и Еврокомиссии предстоит определить круг обсуждаемых вопросов, который может оказаться очень широким. Так, Владимир Путин 16 июля связал продолжение транзита с завершением споров «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» в Стокгольмском арбитраже. «Нафтогаз», напротив, предлагает Москве в числе прочего отменить экспортную монополию «Газпрома» и поднять объем транзита до уровня 1990-х годов.

Новые переговоры между Россией, Украиной и Еврокомиссией, которые начнутся 17 июля в Берлине, отражают очередной этап сокращения роли Киева в транзите российского газа. Если сразу после распада СССР через Украину проходило более 90% экспорта газа из РФ, то после ввода газопроводов «Ямал—Европа» через Белоруссию в Польшу и «Голубого потока» в Турцию этот уровень упал до 75%, а с постройкой первого «Северного потока» — примерно до 50%. Теперь строительство «Северного потока-2» (Nord Stream 2) и «Турецкого потока» грозит сокращением украинского транзита до 20–30 млрд кубометров в год (10–15% российского экспорта в Европу), и ситуация для Киева становится болезненной, поскольку требует реформирования газотранспортной системы (ГТС) и сокращения трубопроводных мощностей в несколько раз.

Позиция Украины перед переговорами заключается в том, что процесс сокращения транзита надо повернуть вспять. 16 июля «Нафтогаз» опубликовал свои предложения по тарифам на транзит по истечении текущего контракта с «Газпромом» после 2019 года. «Нафтогаз» готов понизить ставку транзита с текущего уровня на 20%, до $2,17 за 1 тыс. кубометров на 100 км, если объем транзита вырастет до 141 млрд кубометров в год, то есть до уровня 1998 года. По мнению «Нафтогаза», это возможно, если РФ перестанет блокировать поставки газа из Средней Азии и отменит экспортную монополию «Газпрома». Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что эти ставки ниже, чем по «Северным потокам».

Последнее заявление явно не соответствует действительности. Ставка по «Северному потоку-1» в 2017 году, по расчетам “Ъ”, составила около $1,7 за 1 тыс. кубометров на 100 км. По «Северному потоку-2» она будет в районе $2 даже без учета того, что проект полностью принадлежит «Газпрому» и он будет платить за транзит себе. Вызывает сомнение и техническая способность украинской ГТС сейчас принять 140 млрд кубометров, отмечает Мария Белова из Vygon Consulting. Она напоминает, что «Нафтогаз» подал против «Газпрома» новый иск в Стокгольмский арбитраж и требует $11 млрд компенсации за обесценение ГТС из-за прекращения транзита после 2019 года. «Это похоже на предложение — не хотите возмещать $11 млрд, прокачивайте 140 млрд кубометров»,— полагает госпожа Белова, отмечая, что подход «не выдерживает проверки на здравый смысл».

Российская сторона, видимо, тоже будет поднимать на переговорах тему арбитража. В понедельник Владимир Путин, комментируя тему «Северного потока-2» на совместной пресс-конференции с президентом США Дональдом Трампом, заявил, что Россия готова продлить транзитный контракт с Украиной «в случае урегулирования спора между хозяйствующими субъектами в Стокгольмском арбитражном суде». Помимо вышеуказанного иска «Нафтогаза», имеется апелляция «Газпрома» на два предыдущих решения арбитража, которая сейчас рассматривается, и решение едва ли будет вынесено до конца 2019 года. Если Россия действительно собирается увязать достижение приемлемого для себя соглашения по всем этим спорам с «Нафтогазом» с продлением транзита, переговоры могут оказаться еще более тяжелыми, чем можно было предположить.

Впрочем, пока Москва в ходе переговоров решает тактическую задачу — подтверждает свое обещание не обнулять транзит через Украину, под залог которого Германия согласилась поддерживать «Северный поток-2». Поддержка Берлина необходима, в частности, для того чтобы убедить Данию дать разрешение на прокладку трубы через свои территориальные воды — это сейчас единственное препятствие для начала строительства. Старт прокладки сразу усилит позиции «Газпрома» в переговорах с Украиной.

<!-- AddThis Button BEGIN --> <div> <a fb:like:layout="button_count"></a> <a></a> <a g:plusone:size="medium"></a> <a></a> </div> <script type="text/javascript" src="//s7.addthis.com/js/300/addthis_widget.js#pubid=54027941"></script> <!-- AddThis Button END -->

rucompromat.com

Стокгольмский арбитраж обязал «Нафтогаз» заплатить «Газпрому» $2 млрд — РТ на русском

Стокгольмский арбитраж вынес решение в споре между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» по вопросу контракта на поставку российского газа. Украинская компания поспешила заявить, что она «выиграла» иск, а требования «Газпрома» по положению «бери и плати» были «полностью отклонены». Между тем в российском холдинге отмечают, что арбитраж удовлетворил большую часть их требований и обязал украинскую сторону выплатить более $2 млрд. О решении международного суда — в материале RT.

Арбитражный суд Торговой палаты Стокгольма вынес решение по газовому спору между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом». Украинская государственная компания поспешила заявить о своей «победе» в Стокгольмском арбитраже в споре с российским энергетическим холдингом по контракту на поставки газа. 

«Суд при Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма полностью отклонил требования ОАО «Газпром» по положению «бери или плати» на сумму $56 млрд за 2009—2017 годы», — говорится в заявлении «Нафтогаза».

Нафтогаз виграв арбітраж проти Газпрому за контрактом на поставку газу за всіма спірними питаннями pic.twitter.com/xsgZsIIji7

— Нафтогаз України (@NaftogazUK) December 22, 2017

Оценка «Нафтогаза»

Отмечается, что Стокгольмский арбитраж также пересмотрел цену на газ, снизив её на 27% — до $352 за тысячу кубометров.

«НАК «Нафтогаз Украины» добилась уменьшения будущих обязательных годовых объёмов закупки газа у «Газпрома» более чем в 10 раз в соответствии с фактическими потребностями в импорте газа. Цена газа, полученного «Нафтогазом» во II квартале 2014 года, снижена на 27% — с $485 за тыс. куб. м до $352 за  тыс. куб. м», — говорится в сообщении.

Таким образом, «благодаря пересмотру контрактной цены «Нафтогаз» сэкономил $1,8 млрд на закупках газа, приобретённого в 2014—2015 годах». Кроме того, по сообщению украинской НАК, суд признал недействительным запрет на реэкспорт российского газа, который содержался в контракте «Газпрома» и «Нафтогаза».

«Нафтогаз» оценивает общий положительный эффект решения Стокгольмского арбитража в более чем $75 млрд за весь срок действия контракта на поставку газа.

Кроме того, компания напомнила о том, что требует от «Газпрома» $16 млрд по транзитному контракту. Этот вопрос должен быть рассмотрен в Стокгольмском арбитраже 28 февраля.

На Украине также заявили, что по решению арбитражного суда они не должны платить за поставки газа на неподконтрольную Киеву территорию Донбасса.

«Стокгольмский арбитраж указал, что «Нафтогаз» не должен платить за объёмы газа, которые были якобы поставлены на временно оккупированные территории Луганской и Донецкой областей какому-либо иному лицу, нежели «Нафтогаз». Если коротко: кому «Газпром» отдавал тот газ в ОРДЛО (отдельные районы Донецкой и Луганской областей. — RT), тот ему пусть и платит», — говорится в сообщении «Нафтогаза» в Twitter.

Стокгольмський арбітраж вказав,що Нафтогаз не мусить платити за обсяги газу, які були начебто поставлені на тимчасово окуповані території Луганської та Донецької областей будь-якій іншій особі,ніж Нафтогаз.Якщо коротко: кому Газпром віддавав той газ в ОРДЛО,той йому хай і платить pic.twitter.com/RwS3DoEbqE

— Нафтогаз України (@NaftogazUK) December 22, 2017

Между тем президент Украины Пётр Порошенко назвал решение Стокгольмского арбитража исторической победой «Нафтогаза» над «Газпромом».

«Сегодня был сделан огромный вклад в энергетическую безопасность нашего государства. Эта победа историческая. Украина соскочила с газового крючка и получила настоящую энергетическую независимость», — написал Порошенко в Twitter.

«Украину не могли приговорить к банкротству»

В «Газпроме» в свою очередь заявили, что Стокгольмский арбитраж признал действующими основные положения контракта и удовлетворил большую часть требований российской компании об оплате поставок, положивших начало разбирательству.

«Арбитраж в своём окончательном решении обязал НАК «Нафтогаз Украины» уплатить в пользу «Газпрома» сумму просроченной задолженности за поставки газа в размере $2,019 млрд, а также проценты с 22 декабря по дату осуществления такого платежа в размере 0,03% за каждый день просрочки», — говорится в сообщении российской компании.

Также по теме

Тушите свет: Украина потратит €268 млн на укрепление энергетической независимости при поддержке ЕС

Европейская комиссия начнёт работу по повышению энергетической эффективности Украины. Брюссель планирует снизить зависимость Киева от...

Кроме того, в Стокгольме обязали «Нафтогаз Украины» покупать у «Газпрома» ежегодно с 2018 года не менее 5 млрд кубометров газа в год.

Заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что решение арбитража было сделано в пользу «Газпрома», ведь именно ему «Нафтогаз» должен выплатить внушительную сумму.

«В «Нафтогазе» заявляют, что они победили, но на самом деле они должны заплатить несколько миллиардов долларов за газ, который они взяли в конце 2013 и в начале 2014 года, но забыли оплатить, поскольку считали, что цена несправедливая. Поэтому, что касается баланса решения, оно, очевидно, в пользу «Газпрома», который теперь должен получить с «Нафтогаза» достаточно приличные деньги», — сказал он в разговоре с RT. 

В то же время, по словам эксперта, «арбитры живут не в вакууме», поэтому они не могли приговорить «Нафтогаз» и Украину как акционера компании к банкротству.

«Если бы они посчитали, что украинцы должны  выплатить весь объём требований по принципу «бери и плати» за 2013—2017 года включительно (а речь идёт о $50—60 млрд. Наверное, столько сейчас не стоит вся Украина), это был бы коллапс, и политический, и финансовый. На это они пойти не могли», — отметил Гривач.

«Плюсы» для всех

При этом директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отметил, что от решения арбитража обе стороны получили выгоду.

«Да, была снижена цена поставленного газа, но при этом поставленный газ нужно оплачивать. С одной стороны, цена снижена, что плюс для «Нафтогаза», но оплачивать надо, а стоимость — $2 млрд. Это плюс для «Газпрома», — считает он.

Касательно системы «бери и плати» суд, как отметил эксперт, решил, что определённые ранее объёмы газа завышены, и отказал «Газпрому» в этих объёмах, что хорошо для «Нафтогаза». С другой стороны, определена величина, которую «Нафтогаз» обязан покупать (не менее 5 млрд кубометров газа в год), и это плюс для «Газпрома».

«Сложно говорить, кто проиграл, кто выиграл... Частично каждая сторона что-то получила», — резюмировал Пикин.

Судебный процесс по спору «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» продолжается с июня 2014 года.

В конце мая 2017 года Стокгольмский арбитраж вынес отдельное промежуточное решение в споре между «Газпромом» и «Нафтогазом» по контракту на поставки газа на Украину. Текст решения не был обнародован, но в Киеве заявили, что суд удовлетворил основные требования Украины, отменив прописанное в контракте условие «бери или плати» (take or pay) и запрет на реэкспорт. По словам украинской стороны, арбитраж также постановил пересмотреть формулу цены, начиная с 2014 года.

russian.rt.com

Дело — труба! Газпром vs Нафтогаз: перспективы Украины.

Конец февраля и начало марта 2018 года были наполнены таким количеством событий, поток новостей был настолько плотен, что ориентироваться в нем очень непросто. Наибольшее внимание привлекло послание президента России Федеральному собранию, но сосредоточиться только на этом не получилось — достаточно неожиданно Газпром выступил с резким заявлением в адрес Нафтогаза и Стокгольмского арбитражного суда.

Твиттер Газпрома за 2 марта 2018 года:

«Стокгольмский арбитраж, руководствуясь двойными стандартами, принял асимметричное решение по контрактам на поставку и транзит газа с НАК «Нафтогаз Украины». … Арбитры аргументировали свое решение резким ухудшением состояния украинской экономики. Мы категорически против того, чтобы за наш счет решались экономические проблемы Украины. … Продолжение действия контрактов для Газпрома является экономически нецелесообразным и невыгодным. Газпром вынужден немедленно начать процедуру расторжения контрактов с НАК «Нафтогаз Украины» на поставку и транзит газа в Стокгольмском арбитраже».

Практически синхронно с появлением этого сообщения Газпром снизил давление на входе в газотранспортную систему Украины (ГТСУ) на 20%, после чего Нафтогаз предложил населению страны начать акцию «Прикрути!», что тут же поддержал президент Украины.

Если верить украинской прессе, то падение давления напрямую связано с вердиктом Стокгольмского арбитража, вынесенным 28 февраля, но, как нередко бывает, событие состоялось после, но не «из-за». На самом деле снижение давления — следствие вердикта того же суда по спору Газпрома и Нафтогаза, опубликованного в декабре 2017 года. Тогда суд частично отменил пункт договора между Газпромом и Нафтогазом, известный как принцип «бери или плати», снизив обязательные для украинской компании закупки до 5 млрд кубометров голубого топлива.

Очевидно, что если суд изменил один из пунктов договора, участники договора должны составить дополнение к своему контракту, чтобы четко отразить положения вердикта. Украинская сторона никакой инициативы по этому поводу не проявляла, Газпром — тем более, поскольку уже с 2014 года поставки Нафтогазу происходят только на основании предоплаты.

Если такая ситуация устраивает потребителя — с какой стати инициативу должен проявлять поставщик?

Кто знает, сколько бы еще продолжалось «статус кво», но тут «в игру вступила» погода. Зима, припомнив, что подзадержалась со своим приходом, решила, что три месяца она просто обязана отработать — в Европу пришли аномальные холода, а Газпром в течение недели ставил один рекорд за другим по объемам поставок газа. Холод пришел и на Украину, а реверс газа прекратился — у европейских государств не было его излишков, который они на протяжении вот уже трех лет перепродают Нафтогазу.

И Нафтогаз не нашел ничего лучше, как отправить Газпрому предоплату за март — безо всякого объяснения, на основании чего оно это сделал.

Газпром, взвесив ситуацию, причин для возобновления поставок найти не смог, и вернул полученные деньги странному плательщику. Если уж партнер по коммерческой деятельности желает выяснять все отношения в европейском суде, то и вести себя надо так, как принято в Европе. Суд изменил пункт договора — собираемся и подписываем соглашение по этому поводу. Нет дополнительного соглашения — нет поставок, юридически все корректно.

  

Таким образом, решение Газпрома о начале процедуры прекращения всех действующих контрактов с Нафтогазом и отсутствие российского газа в «украинской трубе» — это два совершенно разных процесса, просто совпавшие по времени. Ну а то, что при этом еще и мороз на киевском дворе — так получилось, господа партнеры. Ваши деньги вам возвращены, но теперь уже о дополнительном соглашении речи не будет — Газпром принял решение о прекращении всех договоров. Процесс небыстрый, но решение принято.

Именно в силу того, что отказ от мартовских поставок и запланированное прекращение транзитного договора — два разных процесса, совершенно спокойно ведет себя Еврокомиссия. На всякий случай европейцы в телефонном разговоре уточнили у Газпрома, будет ли продолжено выполнение транзитных обязательств, получили подтверждение этому — и на этом пока и все. В результате рекордных поставок предыдущей недели Европа получила дополнительные объемы газа, давление в ГТСУ отнюдь не нулевое, газ продолжает идти, а морозы скоро закончатся — все в порядке.

В порядке — у Газпрома и у Европы, а как там дела у Нафтогаза и обслуживаемых им потребителей Украины — ее проблемы.

Украина — государство независимое, от нее в газовых отношениях ЕС и Газпрома ничего не зависит, а как там у них самих? Да по-разному, в общем-то. Кто-то что-то прикрутил, кто-то что-то кому-то открутил или открутит в ближайшее время — но это суверенное дело молодой европейской демократии, вмешиваться в которое никто не намерен. Население не замерзнет — Нафтогаз сумел найти нужные ему объемы газа на спотовом рынке, разве что цены оказались раза в три выше, чем напрямую у продавца. Страна богатая — выдержит.

Было ли решение Газпрома начать процедуру прекращения договоров с Нафтогазом действительно внезапным или же оно таковым только кажется? Давайте внимательно присмотримся к еще нескольким событиям, аккуратно учитывая их хронологическую последовательность.

Старость — не радость

Летом 2012 года немецкая компания Ferrstaal, на основании контракта с украинскими заказчиками провела полный технический аудит состояния ГТСУ. Коротко — срок эксплуатации 85% оборудования на тот момент составлял 20 и более лет, глубокая модернизация ГТСУ на тот момент была оценена немецкими экспертами в 5,3 млрд долларов. Правительство Азарова эти деньги искало, но найти не успело, после февраля 2014 уже никто ничего не искал и не вкладывал. С той поры прошло еще пять с лишним лет, что из себя представляет ГТСУ сейчас, понять несложно.

Совершенно неважно, какой режим в Киеве — пророссийский, антироссийский или к власти пришел режим, работающий на созвездие Альдебарана. Трубам, компрессорным станциям, подземных хранилищам, системам осушки газа на это наплевать — они требуют капитальнейшего ремонта, замен, модернизации, труда, денег и времени.

А у любых инвестиций есть одна особенность — те, кто их делает, всегда желает в обозримом будущем получить их обратно.

Если для самой Украины ее ГТС — проблема национальной энергетической безопасности, то для Газпрома и потребителей газа в Европе ГТСУ является только инструментом логистики и не более того. Инструмент старый, ржавый, готовый прийти в полную негодность. Ремонтировать или приобретать новый — вопрос не политический, а технический.

ГТС Украины, Фото: biz.nv.ua 

Газпром предложил Европе пользоваться новыми инструментами — «Турецким потоком» и «Северным потоком-2» (СП-2). Планируемая мощность СП-2 — 55 млрд кубометров газа в год, вторая нитка «Турецкого потока», запланированная для нужд южной части Европы — 31,5 млрд кубометров в год, итого — 86,5 млрд кубометров. Для этих газопроводов транзитные риски и издержки отсутствуют, поэтому окупаться они будут значительно быстрее, чем — гипотетически — отремонтированная ГТСУ, за использование которой Украина получала в среднем около 3 млрд долларов в год.

Транзит газа через ГТСУ в 2017-м году резко вырос, составив 93,46 млрд кубометров. Следовательно, полное прекращение транзита приведет к появлению дефицита газа для европейских потребителей, но его можно компенсировать разрешением ЕК на использование газопровода OPAL, который является сухопутным продолжением первого «Северного потока».

Получается, что полное «исчезновение» ГТСУ для России и ЕС мало что меняет — только исчезновение политических рисков.

Может это устраивать заинтересованные стороны? Казалось бы — все в порядке, но это только на первый взгляд. По оценкам западных экспертов, с учетом уменьшающейся добычи газа в Северном море и на территории Алжира, потребности в дополнительных поставках к 2025 году составят около 70 млрд кубометров. На этот вопрос попробуем ответить чуть позже.

28 февраля 2018 года Стокгольмский арбитражный суд выносит вердикт, реакцию Газпрома на который мы увидели 2 марта. Обоснование вердикта звучит настолько непродуманно, что Газпром получил веские причины вести себя так, а не иначе — вряд ли решение правление концерна не состоялось только после тщательного анализа юридических перспектив.

Является ли это решение Газпрома «его личным», принято ли оно без, скажем так, дополнительных консультаций с заинтересованными лицами?

Демарш Газпрома — верхушка айсберга

28 февраля, кроме вынесения вердикта Стокгольмского арбитражного суда, произошло событие, которое благополучно «утонуло» в горячке обсуждений послания Путина. Самый молодой европейский руководитель, 31-летний канцлер Австрии Себастьян Курц, занявший свой пост в октябре 2017-го, совершил свою первую поездку за пределы Евросоюза.

Не в Вашингтон «на смотрины», как это зачастую происходит, а в город Москву, для встречи с Владимиром Путиным.  

Канцлер Австрии Себастьян Курц и президент России Владимир Путин, Фото: Mir24.tv 

Встреча для многим наблюдателям показалась сугубо протокольной, но стоит присмотреться к тому самому протоколу. 

«На переговорах и Путин, и Курц подчеркивали «особый характер отношений» между странами. … В июне этого года исполняется 50 лет с начала поставок газа из СССР на австрийский рынок, Россия продолжает делать вклад в обеспечение энергетической безопасности европейского континента — отметил Владимир Путин. «Австрийская компания OMV вместе с другими европейскими компаниями приняла соглашение о финансировании строительства газопровода «Северный поток-2» — проекта деполитизированного, сугубо экономического. Если Украина предоставит экономически обоснованные условия использования своей ГТС, мы можем их рассмотреть» — подчеркнул российский лидер».

Есть в протоколе и ответ Кунца: 

«Северный поток-2 — проект, который касается не только Австрии, но и Германии, и других государств. Австрийское федеральное правительство очень положительно относится к этому проекту».

Конечно, во время встречи рассматривались и другие вопросы, но мы остановимся именно на этом эпизоде. OMV — первая компания Европы, подписавшая контракт на поставку голубого топлива из СССР, инфраструктура спроектирована и введена в эксплуатацию достаточно давно. Собственность OMV — компрессорная станция в местечке Баумгартен находится в 50 км от Вены. Она построена еще 40 лет назад.

Через станцию проходит примерно 35% всего экспортного российского газа, предназначенного для западной Европы. Отсюда трубы разветвляются на Францию, Германию, Италию, Хорватию, Венгрию, и другие страны. А еще Австрия — это подземное хранилище «Хайдах», второе по величине в центральной Европе, емкостью 2,64 млрд кубометров газа и крупнейшее в самой Австрии.

26 февраля в Санкт-Петербурге встретились руководитель Газпрома Алексей Миллер и глава OMV Райнер Зееле. В числе прочего они подвели итоги 2017 года — Австрия установила исторический рекорд, импортировав 9,1 млрд кубометров газа, что на 50% больше, чем в 2016 году. Мало того — с 1 января по 21 февраля Газпром уже поставил в Австрию 1,8 млрд кубометров, на 60% больше того, что было поставлено за аналогичный период 2017-го.

Европа привыкла к тому, что Баумгартен является ее крупнейшим газовым распределительным узлом, Австрия и OMV привыкли к тому, что поставки и прибыль поступают регулярно. Больше газа — больше прибыли, больше газопроводов — больше газа, несложная логика.

Письмо европейских газовых гигантов

Побывав в Санкт-Петербурге, Р. Зееле вернулся на родину, и визит канцлера получил своеобразную подготовку — 26 февраля было опубликовано совместное открытое обращение газовых компаний OMV, Wintershall и Uniper: 

«Nord Stream 2» представляет собой несколько миллиардов инвестиций в ультрасовременную инфраструктуру европейского газа, чтобы обеспечить снабжение населения и промышленности по всей Европе. … Газ становится все более важным фактором для нашей промышленности. … Огромный вклад в процветание Европы вносит обрабатывающая промышленность, которая находится в глобальной конкуренции с поставщиками из Азии и США. Многие другие отрасли промышленности, не менее важные для Европы, являются энергоемкими, им необходимо надежное и конкурентное энергоснабжение. Природный газ является для этого базовым основанием, особенно если Европа хочет добиться своих амбициозных целей в области климата. Однако добыча природного газа на территории Европейского Союза падает быстрее, чем первоначально прогнозировалось, в то же время спрос на газ растет — это неоспоримо для экспертов. Растущий спрос при одновременном падении собственного производства означает: спрос на импорт газа в Европе растет…

С момента ввода в эксплуатацию газопровода СП-1 ситуация в мировой энергетике изменилась. США из импортера газа превратились в экспортера, начав поставки СПГ на глобальный мировой рынок. … В Европе имеется достаточное количество терминалов и емкостей для приема СПГ, Европа может стать крупным рынком для американского СПГ. Но СПГ США не подешевел для Европы, в то время как Европа расположена очень удачно для развития трубопроводов со стороны крупных производителей природного газа. Европа эффективно связана трубопроводами со многими производителями газа, такими, как Алжир, Норвегия и Россия. Это козырь, которым мы, жители Евросоюза, ежедневно пользуемся, благодаря которому мы имеем относительно низкие цены на газ. Это не только окупается экономически, такая энергетическая политика обеспечивает безопасность и надежность.

СП-2 диверсифицирует закупки и поставки газа, напрямую и без транзитных рисков связывает Евросоюз с крупными российскими газовыми месторождениями. Благодаря хорошо развитой внутриевропейской газовой сети СП-2 обеспечит большую часть Центральной и Восточной Европы энергоресурсом. СП-2 представляет собой важную диверсификацию существующих маршрутов импорта, дополнение и расширение существующей сети. Это то, к чему стремится Европейский энергетический союз — к укреплению внутреннего рынка газа в Европе. Короче говоря, СП-2 соединяет и укрепляет Европу, это в лучшем смысле панъевропейский проект. Этот трубопровод обеспечит еще один надежный транспортный маршрут для подачи газа в Европу, что принесет пользу нашей промышленности и частным потребителям. В этой связи должно быть ясно: те, кто выступает против СП-2, ослабляет конкуренцию и безопасность поставок. Такие страны, как Украина и Польша, как транзитные монополисты, не заинтересованы в новой и конкурентоспособной газовой инфраструктуре для Европы (выделение автора — Б.М.). Но ЕС требуется как можно больше надежных способов поставок газа, больше диверсификации, больше конкуренции.

Российские поставки газа гарантируют безопасность и надежность обеспечения Европы газом. Будучи партнерами крупных европейских работодателей, мы обязаны обеспечить потребителей энергией и конкурентоспособными ценами на газ. Российские поставки являются существенным компонентом для этого, тем более, что в мире нет страны с большими запасами газа. Однако речь идет не об односторонней зависимости Европы от России, а о партнерстве, которое обеспечивало надежное газоснабжение Европы на протяжении нескольких десятилетий. И мы не знаем каких-либо потребителей газа, будь то частных или промышленных, которые предпочли бы поменять российский трубопроводный газ на более дорогой СПГ из США (выделение автора — Б.М.). Нельзя сделать так, чтобы энергоснабжение Европы превратилось в игрушку для американской энергетики, безопасности и геополитики, а никаких других аргументов против проекта СП-2 не существует. Те, кто пытаются использовать такой подход, желают нанести вред Европе.

Правовые основы для проекта СП-2 ясны и не оставляют места для переговоров с Европейской комиссией, что подтверждено юридической службой ЕС. Необходимо последовательно соблюдать законодательство, поскольку только это обеспечивает необходимые инвестиции и, следовательно, нашу энергетическую безопасность. В настоящее время СП-2 имеет законтрактованные фиксированные цены на поставки и услуги стоимостью в миллиарды евро, зафиксированные на основании действующих законов. Это инвестиции частного сектора в энергетическую безопасность Европы без каких-либо субсидий из бюджета ЕС, рыночные и ориентированные на спрос. Мы инвестируем в энергоснабжение, которое позволит Европе достичь своих целей в области защиты климата, что, в конечном итоге выгодно для каждого жителя ЕС, будь то на Западе или на Востоке. Следует отметить одно: инвесторы, способные вложить такие объемы финансирования, не должны зависеть от политических и общественных дискуссий и стать их игрушкой».

Приносим извинения за столь объемное цитирование и за качество нашего самостоятельного перевода — мы уверены, что мнение руководителей крупнейших европейских энергетических компаний и сам стиль письма многим нашим читателям покажутся весьма интересными.

Как видите, визит канцлера Австрии в Россию для Европы был весьма знаковым событием.

Бизнесмены против политиков

Но это открытое письмо не было первым протестом представителей делового мира Европы против бюрократии ЕС, публикация документа имеет свою небольшую предысторию.

8 ноября 2017 года Еврокомиссия внесла предложение об изменениях в директиву по газу. Уточним терминологию: Европейская комиссия по сути является правительством ЕС, то, что именуется «директивами» — это закон, обязательный для исполнения на территории всего ЕС. Поправки к Газовой директиве предлагали применить основные принципы общеевропейского энергетического законодательства ко всем газопроводам, идущим из третьих стран по территории ЕС, как к действующим, так и к тем, которые предполагается построить в будущем.

15 января 2018 года отраслевое европейское издание Natural Gas Daily распространило заявление ассоциации газовых компаний Eurogas: 

«Eurogas изучила законопроект и отметила ряд моментов, которые способны нанести значительный вред или привести к нежелательным последствиям. … В тексте законопроекта не приведены условия, необходимые компаниям для получения одобрения на строительство газопроводов, что создает ситуацию неопределенности для разработчиков и пользователей таких проектов, что может подорвать контрактные права и обязательства. Закон может негативно повлиять на безопасность поставок и инвестиций, ухудшить геополитические отношения между странами. Предложение ЕК может создать преференции для поставщиков СПГ по сравнению с поставщиками трубопроводного газа. Законопроект предложен без предварительных консультаций со всеми заинтересованными сторонами. Если эти поправки будут утверждены, то, как минимум, несколько государств — Алжир, Ливия, Марокко, Норвегия, Тунис, Великобритания (после возможного выхода из ЕС) и Россия — могут быть вовлечены в этот процесс, что будет препятствовать строительству новых газопроводов. В свете этих соображений Eurogas рекомендует заморозить предложение до тех, пока не будут изучены все его возможные последствия, пока не будут учтены мнения всех заинтересованных сторон».

Обратите внимание — цитируются не документы МИДа РФ, не пресс-релизы Газпрома, это «голос» крупнейших европейских энергетических компаний, открыто сопротивляющихся заокеанскому диктату, не желающих терять прибыль, надежность и безопасность своего и европейского бизнеса в угоду геополитических игр, в которых им уготована роль пешек, которыми легко жертвовать.

К 31 января истек срок подачи отзывов на проект поправок к Газовой директиве, Еврокомиссия собрала 36 отзывов, из которых — удивительное дело! — треть была предоставлена польскими компаниями и общественными организациями.

Чего хотела добиться ЕК, уделяя такое внимание именно Польше — пояснять не требуется. 

Разумеется, все эти юридические лица были, что называется «двумя руками за» законопроект, но 2/3 компаний, давших отзывы, были категорически против. В их числе — Shell, Engie, Uniper, Wintershall, OMV, Eurogas, чешская бизнес-ассоциация CPCR, австрийская торговая палата, ассоциация энерготрейдеров EFET, итальянская промышленная ассоциация Confindustria.

Итог сбора отзывов был озвучен 1 февраля, и именно в этот день швейцарская компания Nord Stream-2, оператор СП-2, получила допуск на строительство и эксплуатацию морской части газопровода в территориальных водах Германии и сухопутной части вблизи города Грайфсвальд.

Это решение Германия приняла на той же неделе, когда был опубликован американский санкционный «кремлевский список», в котором под номером 96 стоит имя руководителя Газпрома.

Довольно сложно представить более наглядное доказательство того, что отношения «старого Евросоюза» и США становятся все менее безоблачными.

Да, поведение «младоевропейцев» куда как более верноподданическое по отношению к заокеанским хозяевам — к примеру, Литва не придумала ничего лучше, как выйти из состава Eurogas. Просто вот политэкономический демарш, но ситуация пикантна тем, что Eurogas по этому поводу не то что заявления — даже запятой не опубликовал. Литва — страна независимая, в такой большой и серьезной игре от нее вообще ничего не зависит.

Вице-президент США Майк Пенс и президент независимой Литвы Даля Грибаускайте, Фото: ru.sputniknewslv.com 

Как мы видим, заявление Газпрома не было сиюминутным экспромтом или демонстрацией эмоций. Все было подготовлено весьма тщательно, а спусковых крючков оказалось сразу два — зимние морозы по всей Европе вкупе с рекордными поставками Газпрома, и откровенная слабость формулировки вердикта Стокгольмского арбитража.

Что касается продолжения судебных тяжб, то этот суд не является конечной инстанцией, на что рассчитывают Нафтогаз и Украина.

Пресс-служба Газпрома в час ночи 1 марта выпустила заявление, снова цитируем: 

«С учетом итога двух разбирательств в отношениях Газпрома и Нафтогаза возник существенный дисбаланс, нарушающий базовые принципы шведского права, которым регулируется контракт. В отношении Газпрома, ссылавшегося на снижение закупок европейскими клиентами как на главную причину уменьшения транзита через Украину, этот аргумент принят во внимание не был. Газпром будет защищать свои права всеми способами, доступными ему в соответствии с примененным законодательством».

Тут ценно каждое слово, основания для отмены решения арбитров шведским судом крайне ограничены, основные среди них — как раз игнорирование арбитрами доводов одной из сторон и нарушение принципов права Швеции. Таким образом, Газпром имеет право в течение трех месяцев подать апелляцию в суд округа Свеа, на территории которого расположен Стокгольм. Определения апелляционного суда не подлежат дальнейшему обжалованию, за исключением случаев, когда затронуты важные вопросы права — в таких случаях разрешается обжалование в Верховном суде Швеции.

Только после этой публикации Газпром и сделал следующий шаг — официально известил о начале процедуры расторжения всех договоров с Нафтогазом, держа в уме тот факт, что в конце 2019 года истекает срок действия договора о транзите, подписанного в 2009 году.

Пока будут идти судебные тяжбы вокруг февральского вердикта Стокгольмского суда, Газпром будет вести работу по разрыву отношений с Нафтогазом и, судя по всему, будет идти работа по строительству СП-2. 

С момента публикации решения Газпрома о грядущем прекращении контрактов с Нафтогазом стоимость ГТСУ становится величиной, стремящейся к нулю — мало того что амортизация оборудования превышает все мыслимые сроки, так теперь возможность возврата инвестиций исчезла окончательно и бесповоротно. 

Газовые перспективы Украины

И вот теперь мы с чистой совестью можем вернуться к вопросу — а какой будет судьба ГТСУ? Разберут и сдадут в металлолом? Но Владимир Путин на встрече с канцлером Курцем был отнюдь не категоричен: 

«Если Украина предоставит экономически обоснованные условия использования своей ГТС, мы можем их рассмотреть».

Это просто слова вежливости, отсутствие желания открыто торжествовать победу? Давайте обратимся к украинским новостным агентствам — они точно лучше всех остальных осведомлены о том, что и как происходит в газовом хозяйстве их страны.

13 октября 2017 года были обнародованы результаты тендера на предоставление консультаций по децентрализации газотранспортной деятельности и поиску партнеров для управления украинской ГТС.

Победителем конкурса, предложив сумму в 193,3 млн гривен (6,213 млн евро), стал миланский банк Rothschild — это следует из данных, опубликованных на сайте Interfax.com.ua. Децентрализация украинской ГТС означает, что она станет открытой для конкуренции.

Другими словами, принадлежащие государству газопроводы будут проданы (сначала частично, впоследствии — полностью) частным компаниям. 

Rothschild выступает в качестве «инвестиционного банка», он будет консультировать Нафтогаз в выборе наиболее подходящих компаний для продажи им долей ГТС, то есть должен обеспечить максимально выгодную приватизацию государственного имущества.

В итоге украинский газовый узел будет принадлежать уже не государству, а частным предприятиям и, следовательно, инвесторам и банкам вроде Rothschild, который явно не постесняется представить в самом выгодном свете финансируемые или консультируемые им самим предприятия, чтобы извлечь для себя максимальную выгоду.

В чем может быть максимальная выгода этого замечательного банка? Вопрос, который лучше всего задать руководителю миланского подразделения империи Ротшильдов.

С 1 июля 2014 года эту нелегкую и ответственную работу доверили Паоло Скарони, который до этого руководил итальянской государственной нефтегазовой компанией Eni. 

«Господин де Ротшильд в своем заявлении по поводу этого назначения отметил, что, зная господина Скарони много лет, он не сомневается: клиенты банка и коллеги «извлекут значительную пользу из его глубоких знаний многих отраслей промышленности, его опыта в управлении многонациональными организациями, его энергичности и предпринимательских перспектив».

До того как стать руководителем Eni, Паоло Скарони работал в другой энергетической компании — Enel, которая занимается не столько нефтью и газом, сколько транспортировкой газа и производством электроэнергии. Да, еще один штрих — и Eni, и Enel входят в состав той самой итальянской промышленной ассоциации Confindustria, которая не желает допустить, чтобы Еврокомиссия мешала реализации СП-2.

Обратите внимание — никакой конспирологии тут нет, результаты украинского тендера совершенно официальны, этапы служебной карьеры сеньора Скарони не секретны, состав итальянской промышленной ассоциации — в открытом доступе. 

Остается подождать результатов консультаций миланским банком Нафтогаза и того, как именно будет происходить приватизация украинского государственного концерна. Если миланский банк рискнет сам выкупить ту часть ГТСУ, при помощи которой до последнего времени осуществлялся транзит российского газа в Европу, а для внутриукраинской газовой сети найдет сторонних инвесторов, то мы не удивимся. Тем более что после решения Газпрома о прекращении отношений с Нафтогазом стоимость имущества последнего не будет чрезвычайно высокой, а модернизация части ГТСУ потребует куда как меньших инвестиций, чем модернизация ее целиком.

По центру — Владимир Путин, Второй справа — Алексей Миллер (Газпром), первый справа — Паоло Скарони (Enol, Eni, Rothschild Bank), на X Международном инвестиционном форуме в Сочи, 2011 год, Фото: Neftegaz.ru 

Такое развитие событий вполне может стать ответом на поставленный вопрос. ГТСУ, модернизированная так, что она будет обеспечивать только и исключительно транзит российского газа, без отягощений в виде необходимости обеспечивать потребности самой Украины, станет быстро окупаемым проектом, решит вопрос с увеличением экспорта Газпромом, обеспечит прибыль банку Rothschild и, не исключено, поможет развитию бизнеса Eni или Enol.

Если среди наших читателей есть жители Украины — приносим извинения за некоторый цинизм, но ваше государство своей высшей целью поставило возвращение в Европу, а тут такие дела ведут по принципу «ничего личного, только бизнес».

Удивительным образом продолжением этих событий стал визит Владимира Путина в Калининград, где он принял участие в открытии двух новых теплоэлектростанций, но анализ этого события заслуживает отдельной статьи.

Рекомендуется к просмотру: 

www.stena.ee

Почему «Газпром» обязали выплатить $2,6 млрд «Нафтогазу»? | Компании | Деньги

Стокгольмский арбитраж обязал «Газпром» доплатить НАК «Нафтогаз Украины» $4,63 млрд, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу НАК. По данным «Газпрома», с учётом ранее присужденной в пользу российской компании суммы по контракту на поставку, «Газпром» должен доплатить НАК $2,56 млрд.

За что «Газпром» должен заплатить НАК?

Эта компенсация была присуждена судом в связи с подачей газа «Газпромом» для его транзита европейским потребителям в меньшем объеме, чем это было предусмотрено контрактом. Согласно контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом», действующему в период 2009-2019 гг., российская компания должна ежегодно передавать начиная с 2010 года 52 млрд куб. м газа для его транзита по территории Украины, пишет ТАСС. Как отмечает «Интерфакс», действующая версия договора не предусматривает каких-либо штрафов за недопоставку.

В чём суть дела?

В 2014 году «Газпром» и «Нафтогаз» подали друг к другу иски в Стокгольмский арбитраж. Российская компания требовала от украинского партнёра оплатить задолженность за уже поставленный газ, компенсацию за невыбранный с 2012 года объем и пени за просрочку оплаты, пишет ТАСС. Требования к «Нафтогазу» составляли более $37 млрд.

Украина же хотела ретроактивного изменения цены на газ, взыскания переплаты за газ и отмены условия «бери или плати». Требования к «Газпрому» составляли $17 млрд.

В рамках первого заседания, которое прошло в Стокгольме в декабре 2017 года, суд удовлетворил частично требования «Газпрома». Он обязал «Нафтогаз» выплатить российской стороне $2 млрд за осуществлённые поставки. При этом, по решению суда, годовой контрактный объем закупок российского газа был снижен до 5 млрд куб. м. Условие «бери или плати» не было отменено, оно сохранилось для 80% этого объема, начиная с 2018 года.

На втором заседании Стокгольмский арбитраж отклонил требования «Нафтогаза» об увеличении тарифа на транзит газа и об изменении контракта. По решению суда, к контракту не могут применяться положения ни европейского, ни украинского антимонопольного законодательства.

Как отреагировали стороны?

«Газпром» выразил несогласие с решением суда, и заявил, что будет «защищать свои права всеми способами, доступными ему в соответствии с применимым законодательством», пишет РИА Новости.

По мнению компании, Стокгольмский арбитраж приняли во внимание доводы «Нафтогаза», а аргумент «Газпрома» учтён не был. «Ранее эти же арбитры согласились с аргументами „Нафтогаза“ о резком ухудшении состояния украинской экономики, что повлекло снижение спроса на газ и неисполнение обязательств „Нафтогаза“ по отбору газа. Однако в отношении „Газпрома“, ссылавшегося на снижение закупок европейскими клиентами компании как на главную причину уменьшения транзита через Украину, этот аргумент принят во внимание не был», — говорится в сообщении российской компании.

В свою очередь «Нафтогаз» положительно оценивает результат двух споров с российской стороной, пишет ТАСС. По подсчётам украинской компании, эффект от разбирательства составил $ 3,1 млрд в её пользу. Президент Украины Пётр Порошенко поздравил украинцев с «этой победой». «Поздравляю украинцев с этой убедительной исторической победой!» — написал он в Twitter.

www.aif.ru

Нафтогаз и Газпром последние новости — NEWSTEG актуальные новости

Стокгольмский арбитражный суд вынес решение по спору «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» о поставках российского газа на Украину по контракту 2009–​​2019 годов. Само решение (на 700 страниц) не было опубликовано, а заявления сторон о его ключевых моментах противоречат друг другу.

Нафтогаз и Газпром последние новости

Окончательные итоги можно будет подвести только в конце февраля 2018 года, когда в Стокгольме решится судьба второго иска, касающегося транзита газа через Украину, указывает «Нафтогаз».

По версии «Нафтогаза», украинская компания выиграла у «Газпрома» ​арбитраж в Стокгольме. В ее заявлении говорится, что суд отклонил требования «Газпрома» об оплате поставок по условию «бери или плати». «Арбитражный суд полностью отклонил требования «Газпрома» по положению «бери или плати» на сумму $56 млрд за 2009–2017 годы. «Нафтогаз» добился уменьшения будущих обязательных годовых объемов более чем в десять раз, в соответствии с его фактическими потребностями в импорте газа. Цена газа, полученного «Нафтогазом» во втором квартале 2014 года, снижена на 27%, с $485 до $352 за 1 тыс. куб. м. Благодаря пересмотру контрактной цены «Нафтогаз» сэкономил $1,8 млрд на газе, приобретенном в 2014–2015 годах», — сообщили в украинской компании, добавив, общий положительный эффект от такого решения суда оценивается более чем в $75 млрд. На самом деле эти поставки были оплачены по компромиссной цене $268 за 1 тыс. куб. м, которую тогда в одностороннем порядке назначил «Нафтогаз». Таким образом, Украине придется доплатить своему партнеру за уже поставленный ранее газ.

Нафтогаз и Газпром суд кто выиграл

Украина в ноябре 2015 года перестала покупать газ непосредственно у «Газпрома» и перешла на закупки газа у европейских поставщиков по системе реверса (поставки по транзитным трубопроводам в обратном направлении). ​«Газпром» же продолжал поставлять газ в непризнанные республики на востоке Украины (ДНР и ЛНР). Позднее украинская компания уведомила через свой Twitter, что по решению суда «Нафтогаз» не должен платить за объемы газа, которые были поставлены на «временно оккупированные территории Луганской и Донецкой областей любому другому лицу, кроме «Нафтогаза». Долг «Нафтогаза» за поставки российского газа в ДНР и ЛНР с января 2015 года по конец июня 2017 года составил $1,196 млрд при объеме поставок 5,46 млрд куб. м, говорил в ходе итоговой пресс-конференции «Газпрома» 30 июня председатель правления компании Алексей Миллер.​

Газпром и Нафтогаз решение суда

«Газпром» отрицает победу своего оппонента в суде, ссылаясь на то, что «Нафтогаз» даже после пересмотра цен на газ остался должен монополии более $2 млрд за поставленный ранее газ, а также проценты за просрочку (0,03% за каждый день с 22 декабря текущего года). «Нафтогаз» обязали также ежегодно отбирать и оплачивать 5 млрд куб. м газа в рамках условия контракта «бери или плати», которое не отменено, а только пересмотрено по объемам, сообщил «Газпром». Первоначальные условия поставок газа, согласно контракту 2009 года, составляли 52 млрд куб. м газа в год начиная с 2010 года.

Однако, по словам заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, объем газа по условию «бери или плати» в контрактной базе составляет до 41,8 млрд куб. м — 80% контрактной базы. По его словам, еще в предварительном решении арбитража от конца мая 2017 года говорилось, что 5 млрд куб. м, которые обязана выкупать Украина у «Газпрома», рассчитаны исходя из ее фактических потребностей в импортном газе (10 млрд куб. м в год, половину которых может поставлять «Газпром»).

Газпром и Нафтогаз кто кому должен

В своем заявлении «Газпром», ссылаясь на предварительное решение арбитража Стокгольма, которое он параллельно оспаривает с ноября текущего года в суде Швеции, указывает, что суд отверг ключевые требования «Нафтогаза»: отказал оппоненту в пересмотре цены газа в период с мая 2011-го по апрель 2014 года и во взыскании переплаты за газ в период с мая 2011 года по апрель 2014-го в сумме около $14 млрд, а также отметил, что к контракту не должно применяться ни европейское, ни украинское антимонопольное законодательство. О том, что суд отклонил требования «Газпрома» по условию «бери или плати» на сумму $56 млрд за 2009–2017 годы, «Газпром» умолчал. В его заявлении говорится только, что принцип отбора газа «бери или плати» сохранен до окончания срока действия контракта (до конца 2019 года).

Ни «Газпром», ни «Нафтогаз Украины» не уточнили по запросу РБК, будут ли они оспаривать окончательное решение арбитража. Заявление «Нафтогаза» о победе в Стокгольмском арбитраже высокопоставленный источник РБК в «Газпроме» назвал «хорошей миной при плохой игре».

Наибольший риск для «Газпрома» заключается в том, что это первое прецедентное решение европейского суда, которое так или иначе касается пересмотра ряда положений действующего контракта на поставку газа, считает замдиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. «По сути, сам принцип «бери или плати» хотя формально и не отменен, но поставлен под сомнение по объему поставок газа. Руководствуясь этим прецедентом, многие потребители газа «Газпрома» в странах Европы могут захотеть пересмотреть свои действующие контракты», — сказал он. По расчетам Белогорьева, если Украина в рамках исполнения решения суда закупит у «Газпрома» не менее 5 млрд куб. м газа в год в 2018–2019 годах, она потратит на это $1,9–2,4 млрд ($190–​240 за 1 тыс. куб. м).

Газпром и Нафтогаз разрыв контракта

Руководитель практики международных судебных споров и арбитража Art de Lex Артур Зурабян считает, что на этом этапе судебного спора «Газпром» выиграл в финансовом отношении. «Что касается финансовой стороны спора, то «Газпром» остался в плюсе из-за признания части долгов «Нафтогаза Украины», включая поставки второго квартала 2014 года. Для «Нафтогаза» это серьезная сумма, равная объему доходов за год от транзита российского газа в Европу, и компании будет трудно ее выплатить», — считает Зурабян. Однако он напомнил, что впереди еще разбирательство по транзитному спору, и взаиморасчеты могут свести на нет финансовые выплаты с обеих сторон. «Кроме того, если руководствоваться этим решением суда, у компаний не остается права предъявить претензии к последующим периодам поставок газа, кроме тех, цены и объемы поставок по которым пересмотрены. Что касается запрета на реэкспорт газа, это решение уже не такое важное для «Газпрома», так как в рамках соблюдения требований компромисса по антимонопольному спору «Газпром» сам пообещал отказаться от запрета на реэкспорт газа для европейских партнеров», — отметил юрист.

Газпром и Нафтогаз Украины последние новости

Решение арбитража, отказавшего Украине в применении к договору о поставках газа украинского антимонопольного законодательства, может сыграть на руку «Газпрому», так как Украина пытается взыскать штраф с «Газпрома» за счет имущества российской компании, находящегося на украинской территории, отметил юрист. «Насколько это следует из доступной информации, арбитраж исходил именно из приоритетов договорных положений и принципов европейского договорного права и правопорядка при регулировании прав и обязанностей сторон по договору», — заявил Зурабян.

«Решение Стокгольмского арбитража можно оспорить в апелляционном суде шведского округа Свеа по очень узким процессуальным основаниям, в том числе по незаконности назначения арбитра и процедурным нарушениям. В этом случае невозможно пересмотреть дело по существу, но по указанным выше основаниям решение может быть отменено. На это уйдет минимум несколько месяцев», — отметил партнер юридической компании «Кульков, Колотилов и партнеры» Олег Колотилов.

newsteg.ru