Использование карты рисков для их выявления. Карта рисков предприятия на примере газпром


Основные факторы риска

Стратегические и страновые риски

Риски, связанные с развитием мировой экономики

Неблагоприятные экономические условия могут повлечь замедление темпов роста спроса на энергоносители и привести к удорожанию заемного капитала.

Управление / влияние на уровень риска

В целях обеспечения повышения дохода от реализации энергоносителей ПАО «Газпром» диверсифицирует рынки и каналы сбыта, расширяет сферы использования природного газа. Для обеспечения финансовойустойчивости ПАО «Газпром» проводит оптимизацию долговой нагрузки.

Риски, связанные с деятельностью на европейском газовом рынке

Политика ЕС на газовом рынке направлена на диверсификацию источников поставок газа и увеличение доли биржевой торговли газом, что оказывает влияние на ПАО «Газпром» как одного из основных поставщиков природного газа в страны ЕС.

Управление / влияние на уровень риска

Долгосрочные контракты позволяют ПАО «Газпром» обеспечивать надежность и гибкость поставок газа. Дополнительно с целью минимизации риска снижения уровня поставок продолжается реализация комплекса мер, направленных как на создание новой инфраструктуры, так и на стимулирование спроса на газ и укрепление позиций в секторах, где возможны поставки дополнительных объемов газа.

Политический риск

С 2014 года Россия находится под санкционным воздействием со стороны ЕС, США и других стран.

Управление / влияние на уровень риска

ПАО «Газпром» проводит политику обеспечения технологической независимости и импортозамещения, что позволяет снизить зависимость Компании от экономических ограничений в отношении России.

Риски, связанные с транзитом природного газа

Как транспортируют природный газ

Транспорт газа через территорию третьих стран связан с риском невыполнения обязательств по транзиту, что влечет риски ненадлежащего выполнения Группой «Газпром» обязательств по контрактам на поставку газа.

Управление / влияние на уровень риска

Для снижения зависимости от транзитных стран осуществляются и реализуются мероприятия по диверсификации экспортных маршрутов, расширению возможностей по доступу к ПХГ за рубежом, развитию торговли СПГ.

Риски государственного регулирования газовой отрасли в Российской Федерации

Деятельность ПАО «Газпром» как естественной монополии регламентируется Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Доля государства в акционерном капитале ПАО «Газпром» составляет более 50 %.

Управление / влияние на уровень риска

Осуществляется всестороннее взаимодействие с государственными органами по вопросам совершенствования ценовой и тарифной политики, налогообложения компаний газовой отрасли, готовятся объективные обосновывающие материалы для принятия решений Советом директоров ПАО «Газпром».

Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников

С середины 2000-х годов отмечен рост добычи газа из нетрадиционных источников, прежде всего из сланцевых залежей в США. В мире интерес к теме сланцевого газа проявляется преимущественно в странах с ограниченными запасами и ресурсами традиционного газа, тем не менее риск снижения зависимости этих стран от импорта газа в среднесрочной перспективе попрежнему оценивается как незначительный.

Управление / влияние на уровень риска

На регулярной основе осуществляется мониторинг развития отрасли сланцевого газа и других нетрадиционных видов углеводородов в различных регионах мира. Результаты мониторинга, включая экономические показатели производства газа из нетрадиционных источников и его конкурентный потенциал на существующих и перспективных рынках сбыта Компании, регулярно рассматриваются органами управления ПАО «Газпром», что позволяет эффективно выстраивать маркетинговую политику в соответствующих регионах.

Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии

В отдельных странах можно ожидать рост объемов производства энергии из возобновляемых источников, что может привести к снижению потребления газа в этих странах.

Управление / влияние на уровень риска

Использование газа, в том числе с целью производства электроэнергии, имеет экономические, технологические и экологические преимущества для потребителей, что, по мнению ПАО «Газпром», позволит природному газу оставаться наиболее распространенным источником энергии. В большинстве случаев производство электроэнергии из возобновляемых источников является дополнением к производству энергии из других источников и может нести определенные риски для рынка природного газа в случае продолжения агрессивной политики по субсидированию возобновляемой электроэнергетики на уровне стран и (или) наднациональных образований.

Риски таможенного, валютного и налогового регулирования

Риски изменения режима валютного регулирования и налогового законодательства в Российской Федерации

Сохраняются риски изменения валютного регулирования и налогового законодательства, а также увеличения налогового бремени на компании ТЭК. Изменения режима валютного регулирования и налогового законодательства в Российской Федерации, а также изменения налогового законодательства в странах присутствия Группы Газпром могут оказать влияние на деятельность ПАО «Газпром» и организаций Группы.

Управление / влияние на уровень риска

На систематической основе отслеживаются изменения валютного и налогового законодательства, соответствующие требования четко выполняются. Компания взаимодействует с органами государственной власти по своевременной адаптации деятельности в соответствии с изменениями законодательства в Российской Федерации и за рубежом.

Риски, связанные с изменениями правил таможенного контроля и уплаты пошлин в Российской Федерации

Появление дополнительных требований со стороны таможенных органов в случае изменения правил таможенного контроля и уплаты вывозной таможенной пошлины.

Управление / влияние на уровень риска

ПАО «Газпром» соблюдает требования таможенного законодательства, отслеживая уже на начальных этапах подготовки изменения в нормативно-правовых актах, и вносит свои предложения, осуществляя взаимодействие с государственными органами.

Финансовые риски

Риски изменения валютных курсов и процентных ставок

Существенная волатильность курса валют, а также доходы и расходы в разных валютах оказывают влияние на результаты деятельности ПАО «Газпром».

Управление / влияние на уровень риска

С целью минимизации потерь от волатильности валютных курсов применяется хеджирование рисков рыночных изменений валютных курсов и процентных выплат. Кроме того, Компанией соблюдаются предписания Банка России касательно соотношения активов и обязательств, номинированных в иностранной валюте, а также учитывается влияние валютного риска с использованием оценки выручки под риском (EaR).

Кредитные риски и риски обеспечения ликвидности

Несвоевременное либо неполное выполнение отдельными контрагентами обязательств в соответствии с условиями договора (контракта) несет в себе риски для деятельности ПАО «Газпром».

Управление / влияние на уровень риска

Взаимодействие с кредитными организациями осуществляется в рамках лимитов кредитного риска, пересматриваемых на регулярной основе, в том числе с учетом кредитного рейтинга, рассчитываемого ПАО «Газпром» и дочерними обществами и организациями. Проводится мониторинг выполнения контрактных обязательств.

Рыночные риски

Возможное снижение цен на нефть, а также биржевых котировок на газ несет в себе риски, реализация которых может привести к сокращению доходов. Также присутствуют риски объема, связанные с тем, что покупатели имеют определенную гибкость по отбору газа.

Управление / влияние на уровень риска

Осуществляется адаптация контрактных условий, определяются разрешенные для использования типы сделок, финансовые инструменты и контрагенты, с которыми такие сделки могут быть заключены.

Риски, связанные с деятельностью ПАО «Газпром»

Риски досрочного прекращения и приостановления лицензий на использование природных ресурсов

Как добывают природный газ

В случае невыполнения требований лицензионных соглашений ПАО «Газпром» подвержено рискам досрочного прекращения или приостановления действия лицензий на право пользования недрами, на основании которых осуществляются геологическое изучение, разведка и добыча углеводородов.

Управление / влияние на уровень риска

Регулярный мониторинг, контроль соблюдения требований лицензий, а также своевременное внесение изменений в лицензионные соглашения минимизируют вероятность их отзыва и приостановки.

Риски, связанные с охраной труда и промышленной безопасностью

Устойчивость и результативность деятельности ПАО «Газпром» напрямую зависит от эффективности работы в области ОТ и ПБ.

Управление / влияние на уровень риска

В Компании внедрена и функционирует ЕСУОТ и ПБ, которая является частью интегрированной системы менеджмента ПАО «Газпром».

Риски роста затрат

Рост стоимости оборудования, технических устройств, комплектующих, а также работ и услуг, формирующих стоимость объектов капитального строительства, представляет собой риск с точки зрения осуществления инвестиционной деятельности.

Управление / влияние на уровень риска

Проведение конкурентных закупок с выбором поставщиков, предложивших наиболее низкую цену договора поставки товаров надлежащего качества, помогает уменьшать затраты на приобретение и поставку сырья, материалов, комплектующих, работ и услуг. Для контроля стоимости закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Центральный орган управления закупками Группы Газпром и Сметная комиссия ПАО «Газпром» проводят анализ порядка формирования и обоснованности цен договоров (изменений и дополнений к ним) Группы Газпром на основании представленных заказчиками расчетов, оптимизацию таких цен, устанавливают предельные цены договоров (дополнительных соглашений), проводят контроль соответствия цен заключенных договоров (дополнительных соглашений) установленным ценам.

Риски, связанные с эксплуатацией производственных объектов

Как газ доставляется потребителям

Основные виды производственной деятельности по добыче, транспортировке, переработке и хранению углеводородов сопряжены с рисками технологического, технического и природно-климатического характера, а также негативных действий персонала и третьих лиц.

Управление / влияние на уровень риска

ЕСГ обеспечивает системную надежность поставок газа. Стабильность функционирования системы обеспечивается путем внедрения современных и инновационных методов диагностики, своевременного выполнения капитального ремонта и технического обслуживания, проведения реконструкции и модернизации. Организуется страховая защита имущественных интересов дочерних обществ, включающая страхование имущества (в том числе морских объектов), страхование от перерывов в производственной деятельности на ГПЗ и страхование ответственности при строительстве, ремонте и эксплуатации производственных объектов.

Риски оценки запасов углеводородов

Стратегические и финансовые цели ПАО «Газпром» зависят от уровня запасов углеводородов и точности их оценки.

Управление / влияние на уровень риска

Разработаны и реализуются процедуры независимой оценки запасов в соответствии с международными стандартами PRMS. Результаты оценки запасов в соответствии с российской классификацией запасов ставятся на баланс только после ежегодного рассмотрения и утверждения Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых.

Экологические риски

Основные виды производственной деятельности по добыче, транспортировке, переработке и хранению углеводородов сопряжены с экологическими рисками (рисками загрязнения окружающей среды, несоблюдения требований природоохранного законодательства), реализация которых может повлечь последствия правового, финансового и репутационного характера.

Управление / влияние на уровень риска

Реализуется единая Экологическая политика, выполняются программы и мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, осуществляется добровольное страхование ответственности за причинение вреда окружающей среде, внедряются наилучшие доступные и инновационные технологии, направленные на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Внедрена и эффективно функционирует СЭМ, интегрирующая в себе органы управления Компании и дочерних обществ. В декабре 2017 г. СЭМ ПАО «Газпром» успешно прошла ресертификационный аудит и подтвердила свое соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2015. Предпринимаемые ПАО «Газпром» меры позволяют поддерживать управляемость экологическими рисками на высоком уровне.

www.gazprom.ru

Карта рисков: описание, построение и примеры

Упрощенно технология управления в концепции приемлемого риска воспринимается как последовательность трех больших этапов выявления, оценки и минимизации. Предположим, что в ходе реализации первого этапа руководством сформулированы цели и поставлены задачи риск-менеджмента компании. Следующим шагом предстоит выявить и идентифицировать основные угрозы текущей и перспективной деятельности. Одним из действенных и наглядных инструментов такой работы является карта рисков.

Этап картографирования рисков

Самостоятельная борьба с рисками в бизнесе, как правило, начинается с традиционного SWOT-анализа и описания угроз. К этому подключается анализ документации: нормативной, финансовой, управленческой, маркетинговой, договорной. Исследуются действующие политики, регламенты, результаты сессионной стратегической деятельности. В ходе исследований и коллегиальной работы формируется состав внешних и внутренних факторов, способных оказать влияние на уровень рисков.

В результате выявленные угрозы подлежат сведению в единую таблицу, представляющую собой систему факторов риска с их перечнем, иногда именуемым профилем факторов риска. Помимо сводной таблицы целесообразно также разработать классификационную схему факторов с выделенными взаимосвязями между ними. Более конкретной формой выявления факторов служит их идентификация. Идентификация рисков предполагает выявление самых значимых качественных и количественных их характеристик, в состав которых входят:

  • вероятность проявления;
  • размер потенциального ущерба;
  • место возникновения;
  • уровень взаимосвязей между факторами и т.п.

Иными словами, риск необходимо сопоставить с указанными параметрами. В момент, когда мы начинаем осмыслять размер ущерба, возникает переход на второй этап технологии управления – стадию оценки. Измерение риска в рамках идентификации факторов и первичной оценки инструментально производится сначала качественно, а затем количественно.

Вторым инструментом измерения является картографирование. Когда мы только начинаем работу с факторами, мы стремимся описать их на уровне: вероятно – не вероятно, опасно – не опасно и насколько опасно. На этой основе можно осуществить построение карты с осями абсцисс, по которой выстроена шкала опасности, и ординат, с размещением на ней шкалы вероятности риска. Факторы находят отражение на созданном поле и получают на нем визуальное позиционирование.

Модель карты рисков

Каждая компания сама устанавливает понятие опасности и единицы ее измерения. Для руководителей одной компании под ней понимается упущенная прибыль, для других – доход. Для примера можно предположить, что опасность в пределах потери прибыли до 33% является неопасной, в диапазоне от 33% до 67% опасность допустима, а свыше 67% уже неприемлема. Некоторые авторы полагают, что опасным может быть фактор, если он может привести к потерям прибыли полностью (100%). Диапазон вероятности от 0 до 1 делится на три или более группы, предположим:

  • от 0 до 0,2 – маловероятно;
  • от 0,21 до 0,65 – вероятно;
  • свыше 0,65 – весьма вероятно.

Представленный выше пример разбиения диапазонов не является догмой, в каждом конкретном случае подход индивидуален. Далее ответственные сотрудники, взяв данные заполненной таблицы факторов риска (форма размещена ниже), переносят каждый фактор на карту риска с учетом вероятности и опасности. В зависимости от сектора матрицы, в который попадают факторы, можно увидеть на карте, к какой зоне риска они принадлежат.

Таблица системы факторов, оказывающих влияние на уровень риска

Анализ карт рисков

Построение или коррекцию карты рекомендуется делать один раз в квартал. Каждый раз после такой работы следует проводить анализ. Он позволяет отсечь группу рисков, являющихся опасными (выше проведенной красной линии на карте). Кроме того, очевидными становятся неопасные риски, попавшие в квадранты ниже синей прочерченной линии. Карта рисков в ходе анализа дает возможность сделать следующие выводы.

  1. По группе рисков выше красной черты следует разработать план немедленных (первоочередных) мероприятий.
  2. По группе рисков, входящих в зону между красной и синей чертой, требуется разработка плана годовых мероприятий.
  3. По рискам, расположенным ниже синей черты, необходимо создать план контролируемых мероприятий для того, чтобы со временем они не перешли в разряд допустимых или даже опасных.

Пример визуальной формы карты риска

Выше показан пример иного представления карты. Внутри кругов проставлены значения вероятности фактора. В самой верхней части карты мы наблюдаем два риска, которые можно с уверенностью назвать ключевыми. Под ключевыми рисками следует понимать такие угрозы, которые способны нанести непоправимый, катастрофический ущерб бизнесу. Среди ущерба подобного типа можно назвать остановку непрерывного производства в условиях рисков техногенных катастроф, например, в металлургии, или даже потерю самого бизнеса при угрозе появления так называемых «убийц технологий».

Карты рисков могут быть сформированы не только в графической, но и в табличной форме. Ниже вашему вниманию представлен пример такой карты. По строкам размещены факторы риска, а шкалы вероятности и степени опасности последовательно размещены в столбцах. Таблица заполняется путем проставления «+» в ячейках, соответствующих факторам риска по двум основным параметрам оценки. В зону самых опасных рисков попадают факторы, имеющие отметку в каждом третьем столбце. В нашем примере это «рост себестоимости производства продукции». Контролируемые риски, наоборот, имеют отметки в каждом первом столбце. В примере к таким относятся «рост запасов» и «текучесть персонала».

Пример карты рисков в табличной форме

При построении карты рисков возникает резонный вопрос: «Можем ли мы ошибаться?». Конечно! Ошибка может заключаться в выборе экспертов. И сами эксперты способны совершать ошибки, разворачивая ситуацию в субъективной оценке факторов. Но делая оценку регулярно и вводя ее результаты в фокус своего внимания, лица, принимающие решения, раз за разом учатся выявлять застарелые проблемы и находить новые угрозы. Помимо этого, формируется навык грамотно расставлять приоритеты и своевременно минимизировать риски. В любом случае, настоящий инструмент эффективен сам по себе.

projectimo.ru

5.1 Анализ первопричин существенных рисков в ОАО «Газпром» на основе диаграммы Исикавы. Анализ рисков в деятельности ОАО "Газпром"

Похожие главы из других работ:

Анализ деятельности предприятия с применением методов системного анализа

2.2 Выявление проблем в деятельности организации с применение диаграммы Исикавы

Этапы построения диаграммы Исикавы: 1. Прежде чем приступать к построению диаграммы, проанализируйте показатели деятельности исследуемого предприятия. Выделите главную проблему...

Анализ рисков в деятельности ОАО "Газпром"

2.1 Структурирование рассматриваемого набора рисков в деятельности компании ОАО «Газпром»

Ранжирование типичных рисков по уровню значимости для ОАО «Газпром» на 2013г.: 1. Ценовой риск; 2. Производственный риск; 3. Экологический риск; 4. Имущественный риск; 5. Логистический риск; 6. Информационный риск; 7. Кредитный риск; 8...

Анализ рисков в деятельности ОАО "Газпром"

Раздел 5. Анализ существенных рисков на основе диаграммы Исикавы

...

Анализ системы отбора персонала на примере ОАО "Газпром"

2.2 Анализ системы управления персоналом в ОАО "Газпром"

"Газпром" предоставляет широкие возможности для раскрытия собственного потенциала и карьерного роста своих сотрудников. На сегодняшний день в "Газпроме" работает 376,3 тысячи человек...

Анализ стратегического управления ОАО "Газпром"

Глава 2. Анализ стратегического управления ОАО «Газпром»

...

Инструментарий управления качеством как фактор инвестиционной стратегии бизнеса в условиях глобальной конкуренции

2.1 Описание деятельности компании ОАО «Газпром» и ее дочернего общества ООО «Газпром добыча Краснодар»

ОАО «Газпром» -- это глобальная энергетическая компания. Главными направлениями ее деятельности являются: геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов...

Кадровые риски

3.5 Метод оценки рисков на основе матрицы «вероятность ущерб»

Возможность прямой количественной оценки риска без непосредственного вычисления вероятностей событий реализована в широко известном методе оценки рисков на основе матрицы «вероятность-ущерб». Сущность метода заключается в том...

Корпоративная социальная ответственность ПАО "Газпром"

2. Анализ внутренней КСО ПАО "Газпром"

На протяжении многих лет "Газпром" осуществляет свою деятельность с учетом интересов работников, местного сообщества, общественных организаций...

Корпоративная социальная ответственность ПАО "Газпром"

3. Анализ внешней КСО ПАО "Газпром"

Заинтересованными, или стейкхолдерами (англ. stakeholders), Компании являются организации или частные лица...

Понятие и предмет трудового права

14. Изменение существенных условий труда

В связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами наниматель имеет право в порядке, предусмотренном настоящей статьей...

Применение статистических методов контроля и управления качеством при производстве чая чёрного байхового

4.2 Построение диаграммы Исикавы

Проведя анализ Парето, было выявлено, что наибольшее значимым дефектом является наличие затхлого вкуса и запаха, а также присутствие «жаристого» привкуса...

Проблемы управления качеством и пути их решения на примере хлебопекарни ООО "Х"

1.3.1 Анализ качества продукции. Использование диаграммы Парето

Диаграммы причин и результатов имеют универсальное применение. Так, они широко применяются при выделении наиболее значимых факторов, влияющих, например, на производительность труда. Отмечается...

Разработка системы менеджмента техногенных рисков ООО "Сатурн"

1.2 Классификация рисков в деятельности предприятий на основе ИСО 14001:2004

ИСО 14001 - это общепринятый международный стандарт, который определяет механизм внедрения эффективной системы экологического менеджмента (СЭМ)...

Управление рисками на уровне предприятия

3.1 Оценка рисков деятельности предприятия основе детерминированных моделей

Оценку рисков в хозяйственной деятельности предприятия проводят на основе абсолютных и относительных показателей оценки риска. Все рассматриваемые данные, должны являться результатом функционирования предприятия...

Управленческие решения

Задание 1. «Определение возможных причин возникновения проблемы с помощью диаграммы Исикавы и карты мнений»

Проблема: снижение уровня дисциплины в одном из подразделений организации. В небольшом городе нашей страны в Центр занятости населения стали часто поступать жалобы безработных о плохой работе специалистов...

manager.bobrodobro.ru

Карта рисков – Управление рисками – Годовой отчет АО «Федеральная пассажирская компания» за 2015 г.

1. Рыночные риски
1.1. Снижение объема перевозок вследствие роста тарифов и снижения транспортной активности и покупательской способности
  • Предполагаемый в Стратегии рост тарифов (цен на билеты) на уровне выше инфляции, но ниже роста реальных располагаемых доходов населения может привести к падению объема перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании.
  • Ухудшение состояния экономики: рост уровня инфляции и безработицы, снижение реальных располагаемых доходов населения могут повлиять на снижение транспортной активности и покупательской способности населения.

Введение системы долгосрочного субсидирования.

Снижение ставки НДС по пассажирским перевозкам в дальнем следовании.

Повышение качества услуг для обоснования роста стоимости и снижения оттока на воздушный транспорт.

Применение динамического ценообразования.

Изменение цены с учетом эластичности спроса к цене и комфорту.

Применение различных маркетинговых инициатив: специальные тарифы на проезд в поездах дальнего следования внутригосударственного и международного сообщений.

1.2. Снижение объема перевозок в международном сообщении
  • Обострение геополитической обстановки, усиление экономических санкций в отношении России, рост курса иностранных валют могут привести к падению объема перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании.
1.3. Изменение предпочтений пассажиров в выборе средств поездки в пользу альтернативных видов транспорта
  • Изменение предпочтений пассажиров в пользу воздушного транспорта (снижение стоимости проезда авиационного транспорта за счет субсидирования регио­нальных перевозок при государственной поддержке) или автобусов (в случае снижения доходов населения) может привести к падению объема перевозок поездами АО «ФПК».

Реализация Конкурентной стратегии для удержания пассажиров и привлечения новых пассажиров с других видов транспорта.

Расширение полигона системы управления доходностью (75-процентный охват поездов во внутригосударственном регулярном сообщении) — динамическое ценообразование применяется на 400 поездах 119 направлений.

Использование инновационного подвижного состава — приобретение двухэтажных вагонов, в том числе с местами для сидения, для организации курсирования поездов на направлениях, характеризующихся высоким пассажиропотоком.

Оптимизация расписания движения поездов, включая их ускорение.

2. Регуляторные риски
Повышение тарифов в регулируемом сегменте темпами, отличными от заложенных в Стратегии, без компенсации со стороны государства
  • Для повышения ценовой доступности для населения железнодорожных перевозок в дальнем следовании государство может индексировать тарифы темпами ниже заложенных в Стратегии.
Снижение объема убыточных перевозок в случае недостаточности государственных субсидий.
3. Инвестиционные риски
3.1. Недостаточное финансирование инвестиционной составляющей при компенсации выпада­ющих доходов от государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки
  • Парк пассажирских вагонов в значительной степени изношен, при этом собственные источники инвестиций АО «ФПК» недостаточны, что может привести к снижению качества и сокращению объема железнодорожных перевозок в регулируемом сегменте.
Активная работа с федеральными органами исполнительной власти, бизнес- и экспертными сообществами по обоснованию необходимости государственной поддержки для финансирования обновления подвижного состава в регулируемом сегменте.
3.2. Недостижение запланированных показателей эффективности инвестиционных проектов при реализации Инвестиционной программы
  • Несоблюдение сроков по осуществлению капитальных вложений и ввода в эксплуа­тацию объектов инвестиций, а также существенное изменение условий эксплуатации основного средства может привести к ухудшению ожидаемых показателей инвестиционных проектов.
Применение подходов проектного управления на всех этапах реализации инвестиционных проектов.
4. Риски опережающего роста затрат
Опережающий рост цен поставщиков и затрат на обеспечение пассажирских перевозок в дальнем следовании выше роста тарифов на перевозки
  • Опережающий рост цен поставщиков АО «ФПК» по сравнению с ростом тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании создает риск снижения эффективности операционной деятельности АО «ФПК».

Долгосрочное планирование потребности в поставках.

Заключение взаимовыгодных долгосрочных контрактов с поставщиками.

5. Технические и технологические риски
5.1. Отставание технико-экономических и эксплуатационных характеристик пассажирского подвижного состава от мирового уровня
  • Отставание технико-экономических и эксплуатационных характеристик пассажирского подвижного состава от мирового уровня создает риск снижения конкурентоспособности АО «ФПК», отставания от требуемого темпа снижения операционных затрат.

Разработка и реализация долгосрочной Стратегии инновационного развития АО «ФПК».

Создание инфраструктуры и определение источников инновационного развития АО «ФПК».

Закупка современного подвижного состава, отвечающего мировому уровню.

5.2. Недостаточный темп внедрения инноваций в перевозочный процесс
  • Недостаточный темп внедрения инноваций в перевозочный процесс не позволит реализовать потенциал современных технологий для повышения безопасности перевозок и качества обслуживания пассажиров.
Внедрение новых технологий и доработка существующего программного обеспечения.
5.3. Нарушение безопасности движения
  • Возникновение событий, связанных с нарушением правил безопасности движения.
  • Возникновение отказов технических средств.

Внедрение системы менеджмента безопасности движения в АО «ФПК».

Анализ состояния безопасности движения, отказов технических средств.

Проведение технических ревизий и проверок организации обеспечения безопасности движения.

Проведение анализа работы средств неразрушающего контроля с разработкой мер по улучшению их работы.

Внедрение систем контроля безопасности и связи пассажирского поезда на штабных вагонах.

Проведение технических аудитов в ремонтных цехах структурных подразделений филиалов.

5.4. Пожарная безопасность
  • Возникновение пожара на подвижном составе.

Проведение проверок соблюдения требований пожарной безопасности в поездах.

Модернизация пассажирских вагонов в части соблюдения требований пожарной безопасности.

Оборудование объектов АО «ФПК» охранно-пожарной сигнализацией и устройствами автоматического пожаротушения.

5.5. Экологическая безопасность
  • Выбросы загрязняющих веществ.

Модернизация подвижного состава и инженерных сооружений структурных подразделений филиалов АО «ФПК».

Мероприятия по экономии и охране водных ресурсов, используемых для производственных нужд.

5.6. Инфраструктурные ограничения
  • Невозможность составления наиболее удобного для пассажиров графика движения поездов дальнего следования, повышения маршрутных скоростей поездов не позволит повысить конкурентные преимущества АО «ФПК» на коротких и средних маршрутах и создаст риск ухода пассажиров на альтернативные виды транспорта.
Долгосрочное планирование развития железнодорожной инфраструктуры для пассажирского движения совместно с ОАО «РЖД».
5.7. Угроза террористических актов
  • Угроза совершения или совершение актов незаконного вмешательства (в том числе террористических актов) на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах АО «ФПК».

Проведение оперативно-профилактических мероприятий во взаимодействии с Главным управлением на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУТ МВД России), Федеральной службой безопасности Российской Федерации (ФСБ России), департаментом безопасности ОАО «РЖД» и региональными центрами безопасности ОАО «РЖД».

Усиление пропускного и внутриобъектового режимов на объектах АО «ФПК».

Оснащение объектов транспортной инфраструктуры АО «ФПК» инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

6. Социальные риски
6.1. Возникновение неудовлетворенности от деятельности АО «ФПК» в обществе
  • Непопулярные меры, связанные с повышением тарифов и закрытием убыточных маршрутов, могут вызвать массовое недовольство населения.
Введение государственного заказа на перевозки в дальнем следовании и адресных субсидий для обеспечения географической и ценовой доступности перевозок.
6.2. Возникновение напряженности среди персонала
  • Оптимизация ремонтных мощностей, других активов, сопровождаемая сокращением персонала, может вызвать недовольство сотрудников.

Переподготовка и перевод сокращаемых сотрудников на вакантные позиции в АО «ФПК» или в холдинге «РЖД».

Развитие внутреннего рынка труда в АО «ФПК» и холдинге «РЖД».

Повышение объема использования (загрузки) оптимизируемых активов посредством диверсификации деятельности.

7. Репутационные риски
Возникновение ущерба для корпоративной репутации
  • Возможное нарастание напряжения в информационном поле, связанное с отменой поездов и вопросами государственного субсидирования пассажирских перевозок.
  • Негативные оценки в случае неудовлетворительных условий проезда в поездах формирования АО «ФПК».
  • Усиление конкурентного давления со стороны авиационных и автомобильных перевозчиков.
  • Прогноз снижения показателей пассажирских перевозок вследствие объективных факторов.

Коммуникационная кампания заданной интенсивности в общественно-политических, деловых и специализированных СМИ, Интернете.

Участие в отраслевых выставках и конференциях, проведение укрепляющих имидж-мероприятий с целью формирования позитивной внешней оценки Компании в экспертном сообществе.

Мониторинг уровня лояльности потребителей к деятельности АО «ФПК» (инициирование и поддержание обратной связи с пассажирами).

Мониторинг негативных сообщений о деятельности Компании в информационном пространстве и оперативное антикризисное реагирование.

Мониторинг деятельности конкурентов — ключевых участников рынка транспортных услуг в авиационной, автомобильной и железнодорожной сфере. Обеспечение полноценного присутствия Компании в информационном поле. Генерирование собственного позитивного информационного потока.

8. Производственный травматизм
Производственный травматизм
  • Ущерб от травм и заболеваний сотрудников Компании, полученных на рабочем месте.

Соблюдение законодательства по промышленной, пожарной и экологической безопасности.

Регулярные обучение и аттестация сотрудников, производственный контроль в области промышленной безопасности и профилактическая работа в области пожарной безопасности.

9. Финансовые риски
9.1. Валютный риск
  • Риск роста расходов АО «ФПК» по договорам и контрактам, номинированным в иностранной валюте: договоры с иностранными контрагентами на оказание услуг по допуску поездов формирования АО «ФПК» к инфраструктуре иностранных железных дорог, контракты на разработку и поставку пассажирского состава иностранного производства, договоры на проведение расчетов с иностранными перевозчиками по проданным проездным документам.
Хеджирование платежей в иностранной валюте с использованием производных финансовых инструментов, пересмотр условий договоров, номинированных в иностранной валюте.
9.2. Процентный риск
  • Риск роста процентных ставок по привлеченным и привлекаемым заемным средствам.

Получение кредитных рейтингов ведущих международных рейтинговых агентств.

Максимальный уровень процентных ставок по привлекаемым кредитам ограничен условиями долгосрочных договоров, заключенных с банками-кредиторами по итогам открытых конкурсов. Пересмотр процентных ставок в соответствии с условиями кредитных соглашений может осуществляться только по соглашению сторон.

9.3. Риск ликвидности
  • Риски, связанные с угрозами и возможностями в области управления свободными денежными средствами Компании (риски неплатежеспособности, риски кассовых разрывов).
Ежедневное планирование платежей Компании, наличие долгосрочных кредитных линий, размещение свободных денежных средств на депозиты с правом досрочного расторжения.
9.4. Кредитный риск
  • Риски неисполнения контрагентами своих обязательств перед Компанией по заключенным контрактам/договорам.

Применение типовых условий расчетов, направленных на минимизацию авансовых платежей и предварительную оплату оказанных контрагентам услуг.

Предъявление к рисковым группам контрагентов требований о предоставлении банковских гарантий обеспечения исполнения обязательств.

ar2015.fpc.ru

Система управления рисками — Управление рисками — MD&A — Годовой отчет ОАО «Газпром нефть» за 2012 г.

В Компании разработан и формализован единый подход к процессу управления рисками в рамках стандарта «Интегрированная система управления рисками» (ИСУР).

ИСУР в ОАО «Газпром нефть» представляет собой системный непрерывный процесс выявления, оценки и управления рисками.

Ключевой подход ИСУР — распределение полномочий по уровням управления в Компании в зависимости от финансового влияния риска.

В конце 2011 г. Компания внедрила базовые процессы ИСУР в большинстве существенных дочерних и зависимых обществ, что позволило сформировать детализированную Корпоративную карту рисков на 2011 г. посредством консолидации рисковых событий с уровня отдельных ДЗО до уровня Компании в целом.

В 2012 г. портфель по расширению периметра ИСУР был увеличен: добавились 11 активов в Блоке разведки и добычи (БРД) и 4 актива в Блоке логистики, переработки и сбыта (БЛПС).

Данный подход позволил сформировать зоны ответственности за управление рисками и мониторинг рисков на всех уровнях управления Компанией и обеспечить разработку целевых планов реагирования на существенные риски как в каждом ДЗО, так и по «Газпром нефти» в целом.

Разработаны иерархические структуры рисков по ключевым бизнес-направлениям БРД (добыча, промбезопасность, закупки, проекты), а также по ключевым бизнес-направлениям БЛПС (переработка, сбыт). Данный подход позволит обеспечить единообразие регулярной переоценки рисков, анализа коренных риск-факторов, влияющих на достижение целевых финансовых результатов.

В 2012 г. была полностью обновлена нормативно-методологическая база ИСУР. Разработаны и внедрены следующие документы:

  • Политика в области управления рисками;
  • Cтандарт Компании «Интегрированная система управления рисками. Порядок выявления и оценки рисков, разработки мероприятий по управлению рисками, мониторинг их исполнения»;
  • Методические указания по процессу управления рисками, включая шаблоны Реестра, Карточки и Матрицы рисков.

Компания непрерывно совершенствует свой подход к базовым процессам ИСУР, в том числе особое значение уделяет совершенствованию подхода к оценке рисков и интеграции процесса управления рисками в такие ключевые процессы, как бизнес-планирование, управление проектами, M&A.

ar2012.gazprom-neft.ru

Частный пример карты рисков

Описание структуры карты рисков

На этой карте рисков вероятность или частота отображается по вертикальной оси, а сила воздействия или значимость - по горизонтальной оси. В этом  случае вероятность появления риска увеличивается снизу вверх  при продвижении по вертикальной оси, а воздействие риска увеличивается  слева направо по горизонтальной оси.

Арабские цифры на карте – обозначения рисков, которые были классифицированы по четырем категориям значимости и шести категориям вероятности, причем так, чтобы каждому сочетанию вероятность/значимость был приписан один вид риска.

Такая классификация, размещающая каждый риск в специфическую отдельную «коробочку» не является обязательной, но упрощает процесс установки приоритетов, показывая положение каждого риска относительно других (увеличивает разрешающую способность данного метода). Жирная ломаная линия - критическая граница терпимости к риску.

При выявлении критических рисков сценарии (причинно-следственная связь процессов, событий и действующих факторов риска), приводящие к рискам выше этой границы, считаются непереносимыми.

При разработке стратегии снижения рисков например, по выявленным непереносимым рискам до принятия данной стратегии требуется понять,  как уменьшить или передать такие риски, в то время как риски ниже границы являются управляемыми в рабочем порядке.

Построение карты рисков

В общем случае процесс картографирования рисков позволяет:

  • выделить риски

  • расположить риски по приоритетам

  • оценить количественно (разбить на классы) риски организации.

Для составления карты рисков можно применить:

  • интервью

  • формализованные и неформализованные опросники

  • обзоры и исследования отрасли

  • анализ документационного комплекта компании

  • численные методы оценки

Основные шаги процесса самостоятельного картографирования рисков

  1. первичное обучение

  2. определение границ анализа

  3. формирование состава команды

  4. анализ сценариев и ранжирование

  5. определение границы терпимости к риску

  6. составление плана действий

  7. технологии количественных оценок и моделирования

При определении границ должен соблюдаться баланс между:

  • широтой границ

  • глубиной информации

  • ценностью той информации, которая будет получена из процесса картографирования рисков.

Таблица результатов сценарного анализа и ранжирования рисков

Объект риска

Триггерный механизм

(или фактор риска)

Последствия (описания)

Воздействие

(значимость или величина потерь)

Вероятность потерь

1

…………

…………………..

………………..

…………………..

………………..

 

 

 

 

 

 

9

…………

…………………..

………………..

…………………..

………………..

Тема 5 Методы управления риском

1. Классификация методов управления рисками

2. Методы уклонения от риска

3. Методы локализации риска

4. Методы диссипации (распределения) риска

5. Методы компенсации риска

1. Классификация методов управления рисками

Сами по себе методы риск-менеджмента достаточно разнообразны. Это связано с неоднозначностью понятия риска и наличием большого числа критериев их классификации. В следующем разделе данной главы мы более подробно рассмотрим основные методы, а здесь ограничимся лишь кратким их обзором.

Во – первых, подходы к управлению рисками можно сгруппировать как методы минимизации негативного влияния неблагоприятных событий следующим образом.

  • Дособытийные методы управления рисками – осуществляемые заблаговременно мероприятия, направленные на изменение существенных параметров риска (вероятность наступления, размеры ущерба). Сюда можно отнести методы трансформации рисков (Risk control, Risk control to stop losses), которые связаны, в основном, с препятствованием реализации риска. Обычно эти методы ассоциируются с проведением превентивных мероприятий.

  • Послесобытийные методы управления рисками – осуществляемые после наступления ущерба и направленные на ликвидацию последствий. Эти методы направлены на формирование финансовых источников, используемых для покрытия ущерба. В основном это методы финансирования риска (Risk financing, Risk financing to pay for losses).

Послесобытийные и дособытийные методы объединяются в общем направлении методов компенсации.

Методы управления рисками можно разделить на четыре группы:

    • методы уклонения от риска;

    • методы локализации риска;

    • методы диссипации риска;

    • методы компенсации риска.

Методы уклонения от риска предполагают:

  • исключение рисковых ситуаций из бизнеса;

  • избегание сделок с ненадежными партнерами, клиентами;

  • отказ от услуг неизвестных или сомнительных фирм;

  • отказываются от инновационных или инвестиционных проектов, если те вызывают хоть малейшую неуверенность в успешной реализации.

Если руководство решает использовать в качестве «уклонения» - страхование то необходима разработка комплексной программы защиты, а не единичные обращения в страховую фирму.

Если у предприятия не хватает средств для комплексной страховой защиты, необходимо выделить те риски, реализация которых связана с наибольшими потерями и застраховать именно их.

Метод локализации риска

Применяется только, когда можно четко идентифицировать источники риска.

Наиболее опасные участки производственного процесса локализуются, и над ними устанавливается контроль, снижается уровень финансового риска.

Подобный метод используют крупные компании для внедрения инновационных проектов, освоения новых видов продукции и т. д.

В самых простых случаях для локализации риска создается специализированное подразделение в структуре компании, которое осуществляет реализацию проекта.

Методы диссипации (рассеивания) риска

Представляют собой более гибкие инструменты управления. Один из них связан с распределением риска между стратегическими партнерами. В качестве партнеров могут выступать как другие предприятия, так и физические лица. Здесь могут создаваться акционерные общества, финансово – промышленные группы. Предприятия могут вступать в консорциумы, ассоциации, концерны.

Объединение предприятий в одно либо в группу носит название интеграции.

Выделяют четыре основных вида интеграции риска:

  • (обратная) интеграция - предполагает объединение с поставщиками;

  • (прямая) интеграция - подразумевает объединение с посредниками, образующими дистрибьюторскую сеть по сбыту продукции предприятия;

  • горизонтальная интеграция - предполагает объединение с конкурентами; обычно такие ассоциации создаются с целью согласования ценовой политики, разграничению зон хозяйствования, каких-либо совместных действий;

  • вертикальная интеграция – это объединение организаций, осуществляющих разные виды деятельности для достижения совместных стратегических целей.

Другая разновидность методов диссипации риска – это диверсификация.

подразумевает увеличение разнообразия видов деятельности, рынков сбыта или каналов поставок.

Диверсификация закупок – это увеличение количества поставщиков, что позволяет ослабить зависимость предприятия от конкретного поставщика. (нарушение графика, форс – мажор, банкротство и др.)

Диверсификация рынка сбыта (развитие рынка) - предполагает распределение готовой продукции предприятия между несколькими рынками или контрагентами. В этом случае провал на одном рынке будет компенсирован успехами на других.

Диверсификация видов хозяйственной деятельности - подразумевает

расширение ассортимента выпускаемой продукции, оказываемых услуг, спектра используемых технологий. При возникновении проблем с реализацией одного вида продукции, организация сможет компенсировать потери при помощи других сфер хозяйствования либо вообще перейти в другую отрасль.

Диссипация риска при формировании инвестиционного портфеля

предполагает реализацию одновременно нескольких проектов, характеризующихся небольшой капиталоемкостью. Это можно назвать диверсификацией инвестиций.

Методы компенсации риска

Данная группа методов относится к упреждающим методам управления

(управление по изменениям).

1. Стратегическое планирование особенно эффективно, если

разработка стратегии проходит через все сферы внутри предприятия.

Разработка комплекса компенсирующих мероприятий, создания и использования резервов.

studfiles.net

Правовые риски – Основные факторы риска – Корпоративное управление – Годовой отчет ОАО «Газпром нефть» за 2014 г.

Риски, связанные с изменением налогового законодательства
«Газпром нефть» является одним из крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации, осуществляющим уплату федеральных, региональных и местных налогов, в частности НДС, налога на прибыль организаций, НДПИ, налога на имущество организаций, земельного налога. В 2014 г. особое внимание было уделено риску влияния «налогового маневра» на результаты деятельности Компании. В ходе операционной деятельности специалистами Компании осуществляется непрерывный мониторинг изменений налогового законодательства, изменений в практике толкования и применения норм действующего налогового законодательства. Компания выступает в качестве эксперта в процессе совершенствования нормативной базы и разработки новых правовых актов налогового законодательства. Риски, обусловленные «налоговым маневром», были своевременно оценены Компанией и учтены при составлении Бизнес-плана на 2015 г.
Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин
Компания является участником внешнеэкономических отношений, вследствие чего подвержена рискам, связанным с изменением законодательства в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также таможенного законодательства, регулирующего отношения по установлению порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. В качестве риска можно выделить возможность изменения Правительством Российской Федерации ставок таможенных пошлин (как ввозных, так и вывозных) на отдельные товары, в отношении которых «Газпром нефть» заключает внешнеторговые сделки. Основным негативным последствием реализации данного риска является увеличение расходов и снижение эффективности экспорта. ОАО «Газпром нефть» выполняет требования таможенного контроля, своевременно оформляет всю документацию, необходимую для осуществления как экспортных, так и импортных операций, и располагает достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами для соблюдения норм и правил в сфере таможенного регулирования. Риски были оценены как приемлемые, учитывая произошедшее снижение таможенной пошлины на экспорт сырой нефти.
Риски, связанные с изменением требований по лицензированию основной деятельности
Развитие современного законодательства о недрах базируется на детальной регламентации процессов недропользования со стороны государства, необходимости повышения рационального использования участков недр, тщательного соблюдения законодательных норм охраны окружающей среды. «Газпром нефть» осуществляет свою деятельность на лицензионных участках с учетом высоких требований российского законодательства о недрах, обеспечивая актуализацию лицензионных соглашений с учетом изменений действующего законодательства. Компания ведет работы по анализу и оценке законодательных инициатив заинтересованных министерств и ведомств в сфере законодательства о недрах и лицензирования отдельных видов деятельности. Предлагаемые и обсуждаемые поправки в действующее законодательство в целом благоприятно отразятся на режиме недропользования и осуществлении лицензируемых видов деятельности в Российской Федерации. Правовых рисков, связанных с утратой права пользования участками недр или нарушением действующего законодательства вследствие указанных изменений, непосредственно для «Газпром нефти» не усматривается.
Риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью Компании
В действующей системе правоприменения в Российской Федерации большое значение имеют правовые позиции высших судебных инстанций (Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ), которые могут оказывать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности Компании. «Газпром нефть» осуществляет регулярный мониторинг решений, принимаемых высшими судами, а также оценивает тенденции правоприменительной практики, формирующейся на уровне окружных арбитражных судов, активно применяя и используя ее не только при защите в судебном порядке своих прав и законных интересов, но и при разрешении правовых вопросов, возникающих в процессе осуществления деятельности. В связи с этим риски, связанные с изменением судебной практики, оцениваются как незначительные.
Риски, связанные с антимонопольным регулированием
Если Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) придет к выводу, что Компания осуществляет свою деятельность в нарушение антимонопольного законодательства, это может стать причиной административных мер в отношении предприятий Компании. Нефтяная промышленность в России действует в условиях строгого контроля ценообразования со стороны государственных органов, которые осуществляют мониторинг цен на нефтепродукты, отслеживая согласованные действия компаний и ценовой сговор. В результате даже оправданный рост цен на продукцию нефтяных компаний может привести к возникновению жалоб и обвинению со стороны ФАС в нарушении российского антимонопольного законодательства. В прошлом ФАС штрафовала Компанию в связи с обвинениями в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. В соответствии с решениями ФАС, при поддержке Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, Компания «Газпром нефть» и другие вертикально интегрированные нефтяные компании России были признаны доминирующими на топливных рынках моторного и авиационного топлива в России. Кроме того, ФАС подготовила проекты законов «О рынке цены на нефть и нефтепродукты» и «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», которые содержат другие потенциальные риски для Компании. Компания уделяет большое внимание соблюдению антимонопольного законодательства, в этой связи создано подразделение, деятельность которого направлена на управление антимонопольными рисками в Компании, а также разработана ценовая политика, согласованная с регулирующими органами.

ar2014.gazprom-neft.ru