Обучение персонала Общества. Обучение газпром
Академия | Как построено цифровое обучение в «Газпром нефти»
Корпоративный университет выполняет три задачи:
- платформа (marketplace)
- формирование образовательной среды
- целевые учебные программы
Университет «Газпром нефти» активно внедряет новые средства digital learning, например:
- мобильные приложения – как и курсы, они разрабатываются под конкретные запросы той или иной группы;
- чат-боты – например, есть бот, который учит креативности внутренних тренеров;
- VR – например, для добытчиков, ремонтников, строителей.
Еще они развивают профессиональные сообщества: в мессенджерах создаются профильные группы, где в любое время можно получить консультацию у коллег из любой точки страны.
При всем этом Павел говорит, что их система обучения подошла к кризису. Вот некоторые проблемы, которые он привел, и с ним согласились многие слушатели в зале:
Да, уже многие ставят вопрос: диджитализация - это погоня за модными трендами или реальная необходимость, мы недавно об этом писали. Кстати, и Павел, и другие спикеры конференции признавали, что оценить эффективность корпоративного обучения в цифрах они пока не могут, приходится полагаться только на обратную связь и собственные ощущения. На самом деле, делать это можно и нужно. Понятно, что в Газпроме мотивация что-то измерять минимальная, а вот в реальном бизнесе, в котором от обучения зависит много, лучше за показателями следить. Об оценке эффективности обучения вы найдете в этих статьях, и конечно, мы проходим эту тему на курсе «Менеджер по оценке и обучению персонала».
hr-academy.ru
Обучение и развитие персонала ПАО «Газпром нефть»
Анастасия Мизитова, бизнес-тренер, коуч:
- Добрый день! Сегодня мы беседуем с Николаем Долговым, который отвечает за обучение сотрудников в компании «Газпром нефть». Расскажите, пожалуйста, о том, как устроено обучение в вашей компании. Конечно, для рынка это огромная, заметная компания. Мы все знаем о ваших замечательных практиках. Что у вас происходит с точки зрения обучения?
Николай Долгов, начальник управления развития и подготовки кадров ПАО «Газпром нефть»:
- Действительно, «Газпром нефть» давно и много занимается обучением и развитием персонала. Это одно из ключевых направлений в области деятельности всех наших HR-подразделений, и это многолетняя история.
Из достижений: в 2015 году мы вошли в топ-3 федеральных компаний, больше всего инвестирующих в развитие людей по рейтингу РБК. И в блоках нашей компании, дочерних обществах, конечно, накопился громадный опыт и разные, очень успешные, уникальные программы.
Но, несмотря на это – а, может быть, как раз благодаря тому, что такая база была создана – в конце 2015 года было принято решение на уровне Правления о том, что мы начинаем создавать в компании корпоративный университет, причем создавать именно путем реформы и трансформации всего того замечательного, что в компании уже наработано. Именно создавать с точки зрения систематизации и дальнейшего развития всех тех практик, наработок, идей, которые уже существуют.
Корпоративный университет в компании «Газпром нефть» есть, но это не отдельный кампус, это не отдельное юридическое лицо. Это именно, пожалуй, новый взгляд, новый подход к тому, как нужно способствовать развитию людей в нашей организации.
- Вы сейчас затронули очень интересную тему – кросс-функциональность обучения. И многие компании пытаются идти по этому пути, набивают шишки. Чему вы научились в этой сложной теме?
- Пожалуй, скажу, что научились тому (и увидели сейчас), что это действительно очень непростая история. Потому что – что такое обучение в рамках функции? Там всем однозначно понятно и очевидно, что «эти знания и навыки мне нужны для того, чтобы делать мою работу здесь и сейчас». И обычно они упакованы в модели профессиональных компетенций, обычно они снабжены – во всяком случае, у нас – методами оценки уровня развития этих компетенций: тестовыми, кейсовыми методиками, конкурсами различными. И поэтому не возникает вопросов о том, что этому нужно учить и люди должны это знать.
А когда мы говорим о кросс-функциональном обучении, здесь иногда не очень понятно: «А, собственно, зачем я буду тратить на это время? Что такого хорошего есть у них, чего нет у нас?», и так далее. И при этом наш опыт показывает, что, когда эта иллюзия (а это действительно иллюзия) сломана, когда функции встречаются и начинают обмениваться теми наработками и теми знаниями, которые у них есть, возникает серьезный синергетический эффект. Это кросс-функциональное взаимодействие помогает начать по-другому использовать все то, что в одних частях компании очевидно, а в других не известно.
- Если говорить об инновациях, цифровых вещах, я знаю, что «Газпром нефть» здесь во многих вещах старается выступать пионером, во многих вопросах, и, в частности, много делает в сторону Agile, Digital. Расскажите, пожалуйста, пару слов, что сделано, что получается?
- Действительно, тема «цифровая трансформация»… Вроде бы, на первый взгляд может показаться: нефтянка, консервативная отрасль и цифровая трансформация – как это вообще рядом можно поставить? Но на самом деле, влияние цифровой трансформации на нас как на компанию, да и на отрасль в целом, велико. Оно велико, и с точки зрения таких отдельных аспектов, как применение технологии индустрии 4.0 – интернет вещей, цифровые копии, роботизация – вот это все уже становится частью наших технологических процессов. И помимо этого, сама тема цифровой трансформации как использование новых технологий и возможностей, которые за собой несет вот эта подключенность объектов мира физического к миру цифровому.
То, что мы сделали, и, на мой взгляд, сделали очень правильно – это мы договорились, и корпоративный университет совместно с Департаментом информационных технологий провели сессию для наших топ-руководителей. Два дня, 160 ключевых руководителей из разных функций, из разных блоков, вместе слушали и обсуждали, что же такое цифровая трансформация и как она повлияет на бизнес компании.
- Вы одна из крупнейших компаний на российском рынке. Наверняка у вас есть крупные образовательные проекты. Расскажите, пожалуйста, о них.
- Я думаю, что это есть сейчас в большинстве, наверное, компаний: такие долгоиграющие полугодовые, годовые в сотрудничестве с бизнес-школами либо с сильными провайдерами на рынке программы, которые мы делаем. На мой взгляд, разница в деталях, разница в том, как именно построены эти программы.
Для меня, наверное, ключевое изменение, главное, которое я вижу в одной из наших программ… Она называется «Магистр управления», и ее целевая аудитория – это руководители уровня «первое лицо -2, -3». То есть это действительно ключевые руководители компании, верхнее звено. И когда мы эту программу конструировали, мы начали с того, что встретились с руководителем каждого из участников и задали ему вопрос, зачем этот человек идет на эту программу. Какая сейчас есть задача, бизнес-задача, перед ним стоящая, решить которую эта программа должна ему помочь? Что вы хотите увидеть по итогам, то есть какое сопровождение именно в рамках этой программы нужно ему для того, чтобы бизнес-эффект получился? И очень приятно было, когда в конце мы снова встречались с этими руководителями, и они говорили о том, что видят действительно прогресс в этом направлении: и как изменились сами люди, и, главное, как продвинулась работа по ключевым проектам, с которыми они в эту программу заходили.
- У вас огромный бизнес, в нем много разных направлений, много инициатив. Как попытаться оценить совокупный эффект от обучения на бизнес, на компанию в целом? Это вообще возможно?
- С точки зрения эффективности обучения я, пожалуй, сейчас верю в две вещи по отношению ко всей системе. Я верю в такой показатель, который больше применим, наверное, в том же маркетинге и в каких-то цифровых сейчас темах: количество активных пользователей. То есть количество людей, которые пользуются услугами или возможностями, которые компания предоставляет.
Второе, когда мы говорим про эффективность обучения, я за то, чтобы измерять эффект от конкретных инициатив. Есть разные бизнес-модели вообще, есть классические бизнес-модели, которые были раньше. Например, это модель лучшего продукта. То есть создавался какой-то продукт, он вводился на рынок, и дальше это модель конкуренции Портера, либо дифференцируй, либо по цене. То есть эти подходы. И там были свои показатели, связанные именно с маржинальностью этого продукта, связанные с чистой прибылью, с такими вещами. Это одна бизнес-модель: выводи на рынок лучший продукт.
Другая бизнес-модель: лучшие решения. То есть удовлетворить максимальное количество запросов клиента.
А третья бизнес-модель, которой сейчас все больше востребована, это платформенная бизнес-модель, то есть когда речь не про прибыль здесь и сейчас, когда речь не про то, какой спектр услуг мы предлагаем клиенту, а речь про то, какую мы создаем платформу, интересную и привлекающую большое количество людей с разных сторон. Именно создание платформы с большим количеством участников со всех сторон неминуемо в будущем принесет деньги. Просто когда у тебя много людей начинают пользоваться чем-то и взаимодействовать между собой, ты как владелец платформы точно на этом заработаешь.
- Оглядываясь назад, на то, что сделали лично вы, на то, что было сделано еще до вас, может быть, еще до формирования корп. университета, что вызывает гордость?
- Пожалуй, скажу две вещи. То, что действительно вызывает гордость. Первое – это вот те многолетние наработки, которые были созданы еще до начала университета. К примеру, существующий в компании давно Центр профессионального роста в блоке разведки и добычи.
А второе, что сейчас у меня вызывает гордость – это то, что люди именно от бизнеса, то есть руководители и эксперты от подразделений, начинают верить и принимать тот подход, тот взгляд вообще на развитие обучения, который мы от университета предлагаем. А взгляд заключается в том, что за свое развитие отвечает каждый конкретный человек, и невозможно это развитие насаждать силами людей, которые сейчас оторваны от актуальных производственных задач. То есть образование возможно, и в первую очередь делается, за счет общения между людьми, теми, кто сейчас что-то знает больше и кому есть что дать другим, и теми, кто в этих знаниях нуждается.
В чем это выражается? В том, что более 15 профессиональных кафедр внутри университета уже открыто, а это значит, что лидеры функций, причем серьезных производственных функций, таких, как добыча, таких, как переработка, механика, энергетика, производственная безопасность, производственная эффективность, поверили в формат такого развития системы обучения и готовы делать свой вклад и играть по этим правилам.
- Лично для вас в зоне вашей ответственности что является трендом и в чем будущее на перспективу год-два?
- Я в горизонте пары-тройки лет верю в то, что развитие образовательной системы пойдет по пути все большего и большего включения в нее людей от бизнес-подразделений. Вообще, моя мечта, чтобы через пару лет мы могли сказать, что у нас в корпоративном университете работает пара тысяч человек, но при этом HR-ов будет человек 50.
- Я вам очень благодарна за разговор, Николай. Всего вам самого доброго и больших профессиональных успехов!
- Спасибо, Анастасия!
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
hr-tv.ru
Обучение персонала Общества
Основными направлениями работы в области развития персонала является: внедрение современных методов оценки и подготовки персонала, формирование корпоративных и целевых программ обучения, развитие системы дистанционного и электронного обучения, сотрудничество с высшими учебными заведениями.
Ежегодно более 60% от численности всего персонала ООО «Газпром трансгаз Ухта» проходят обучение по различным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, участвуют в семинарах и тренингах.
Непрерывное фирменное профессиональное образование персонала в ООО «Газпром трансгаз Ухта» является одним из долгосрочных приоритетных направлений Комплексной программы повышения эффективности управления человеческими ресурсами ПАО «Газпром».
Ежегодно план обязательного обучения в части предаттестационной подготовки по вопросам промышленной и экологической безопасности, пожарной безопасности, подтверждения сертификатов руководителей и специалистов для получения допуска к работе, а также подготовки вновь принимаемого персонала в течение года, связанного с потенциально опасными технологиями по программам, подконтрольным Ростехнадзору, выполняется в полном объёме.
Профессиональная подготовка рабочего персонала ООО «Газпром трансгаз Ухта», связанного с потенциально опасными технологиями, подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих по профессиям, поднадзорным органам Ростехнадзора РФ реализуется, в основном, на базе образовательного подразделения «Учебно-производственный центр».
Обучение специалистов в Образовательном подразделении «Учебно-производственный центр»
Повышение квалификации руководителей и специалистов ООО «Газпром трансгаз Ухта» на базе УПЦ проводится в форме курсов и семинаров, с привлечением преподавателей учебных учреждений Российской Федерации, а также высококвалифицированных специалистов газовой отрасли, преимущественно ООО «Газпром трансгаз Ухта».
Образовательное подразделение «Учебно-производственный центр» располагает тренажёрами для отработки практических навыков, макетами для изучения конструктивных особенностей оборудования, учебными программами предусмотрены практические занятия на действующих объектах Сосногорского ЛПУМГ. В связи с этим целесообразно проводить обучение персонал в УПЦ. Качество обучения на базе УПЦ подтверждается результатами тестовых работ и итоговой аттестации по окончании курсов.
Одним из основных направлений обучения специалистов на отделении является обучение в сфере строительного контроля. В соответствии с «Порядком организации повышения квалификации, предаттестационной подготовки и аттестации работников ПАО „Газпром“ и его дочерних обществ в сфере строительного контроля», утверждённым заместителем председателя Правления ПАО «Газпром» В. А. Маркеловым 14.04.2015 № 03–663, программы обучения по строительному контролю с 2016 года представляют собой определённую комбинацию модулей по направлениям деятельности. На базе УПЦ проводится предаттестационная подготовка, итогом которой является аттестация в центральной аттестационной комиссии, созданной при администрации Общества.
Обучение рабочих в Образовательном подразделении «Учебно-производственный центр»
В соответствии с требованиями ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ФЗ «Об образовании», Положения о СНФПО персонала ПАО «Газпром», Системы менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2008, а также на основании Лицензии, выданной Министерством образования Республики Коми, и Свидетельства ПАО «Газпром» о фирменной (корпоративной) аттестации в 2016 году отделением проводится обучение персонала Общества по следующим рабочим профессиям:
- машинист технологических компрессоров;
- трубопроводчик линейный;
- слесарь КИП и А;
- слесарь по ремонту ТУ;
- электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования;
- электромонтёр по испытаниям и измерениям;
- электромонтёр по ремонту ВЛЭП;
- монтёр по защите подземных трубопроводов от коррозии;
- аккумуляторщик.
Оценка эффективности обучения
Мероприятия по мониторингу результативности обучения персонала ведутся регулярно и систематически. В конце года работниками кадровых служб на основании данных анкетирования подводятся итоги результативности обучения, выявляются лучшие учебные заведения для заключения с ними договоров на следующий год.
Обучение и развитие (в корпоративных учебных заведения ПАО «Газпром»)
В целях поддержания профессиональной квалификации работников Общества, получения ими дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков, в ООО «Газпром трансгаз Ухта» осуществляется повышение квалификации работников и профессиональная переподготовка резерва кадров по многомодульным программам обучения в рамках «Графика повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов ПАО „Газпром“.
Ежегодно, в установленные Департаментом по управлению персоналом сроки, ООО «Газпром трансгаз Ухта» формирует план обучения работников Общества в корпоративных учебных заведениях ПАО «Газпром» на предстоящий год.
На высоком профессиональном уровне оказываются образовательные услуги корпоративными образовательными подразделениями и учебными заведениями, программы которых включены в «График повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов ПАО „Газпром“. Все корпоративные учебные заведения располагают качественной учебно-методической базой. Грамотно организованная в образовательных учреждениях система кураторства, а также профессионализм преподавателей способствуют повышению компетентности слушателей, развитию их навыков и умений.
Необходимо отметить «Газпром корпоративный институт», широко применяющий различные формы проведения учебных занятий (лекции, деловые игры, кейсы, выездные занятия, тренинги, круглые столы и т.п.), разработанные с учётом максимального освоения учебного материала, развития профессиональных навыков слушателей и повышения качества выполняемой ими работы.
«Газпром корпоративный институт» постоянно развивает ресурсы и возможности дистанционного обучения и развития персонала дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром», что особенно актуально в условиях финансовой оптимизации расходов на обучение.
В 2017 год Обществом начата реализация программ самоподготовки посредством дистанционных электронных курсов, электронной библиотеки и вебинаров, организуемых «Газпром корпоративный институт».
ukhta-tr.gazprom.ru
Обучение
Высокая квалификация руководителей и специалистов — основа успешной деятельности любого предприятия, поэтому одним из главных направлений кадровой политики АО «Газпром оргэнергогаз» является непрерывное профессиональное обучение работников.
На сегодняшний день 73% работников Общества имеют высшее образование, среди них — 31 кандидат наук.
С целью организации системной работы по поддержанию высокого уровня профессиональных знаний в АО «Газпром оргэнергогаз» утверждено Положение о профессиональном обучении работников.
Ежегодно обучение проходят порядка 350 человек. Это и повышение квалификации, и переподготовка, и обязательное обучение, и обучение в Центре дистанционного обучения Корпоративного института ПАО «Газпром».
Работа с молодыми специалистами
Динамичное развитие АО «Газпром оргэнергогаз» диктует необходимость проведения сбалансированной кадровой политики, направленной на поиск и привлечение активной творческой молодежи. Планомерная работа с молодыми специалистами, формирование кадрового резерва позволяют сохранить кадровый потенциал на уровне, обеспечивающем высокие технико-экономические показатели Общества.
Главной задачей Общества в работе с молодыми специалистами является развитие их интеллектуального потенциала и творческой активности, а также повышение профессионального уровня молодых специалистов путем их привлечения к участию в конференциях, семинарах и конкурсах.
Одной из форм работы с молодыми работниками является ставшее доброй традицией проведение Слетов молодых ученых и специалистов, которые не только мотивируют молодых специалистов к разработке и внедрению перспективных проектов, но и развивают их творческий потенциал, а также способствуют объединению активно мыслящей молодежи.
Молодые специалисты, еще находясь в стенах учебных заведений и знакомясь в формате производственной практики со спецификой деятельности Общества, сокращают в будущем период своей адаптации на рабочем месте. Производственную практику на предприятии проходят студенты как столичных вузов — МГУ имени М.В. Ломоносова, Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, Национального исследовательского ядерного университета (МИФИ), Государственного университета управления, Московского государственного технологического университета Станкин, Национального исследовательского технологического университета МИСиС, так и Ухтинского и Саратовского государственных технических университетов, Кубанского государственного университета.
Наиболее тесные контакты установились у АО «Газпром оргэнергогаз» с главным отраслевым ВУЗом- Российским государственным университетом нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, студенты которого регулярно проходят производственную практику в подразделениях Общества.
В 2008 году с целью интеграции образования, науки и производства, вовлечения и эффективного использования в учебном процессе интеллектуальных и материально-технических ресурсов Общества, его обеспечения инженерными кадрами, а также повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ПАО «Газпром» на базе Общества был создан Филиал кафедры термодинамики и тепловых двигателей Университета.
В 2004 году в Обществе был создан Совет молодых специалистов АО «Газпром оргэнергогаз», главными задачами которого являются:
- Адаптация молодых специалистов к профессиональной деятельности и корпоративной культуре
- Мотивация молодых специалистов к профессиональным достижениям
- Сохранение преемственности поколений
- Развитие творческой активности, интеллектуального потенциала молодых специалистов, повышение их профессионального уровня
- Проведение работы в высших образовательных учреждениях по поиску талантливой молодежи с целью их дальнейшего трудоустройства в Обществе (при наличии потребности в кадрах)
- Содействие профессиональному росту молодых специалистов посредством участия в корпоративных конференциях, смотрах-конкурсах и т.д.
- Информационная поддержка молодых специалистов
orgenergogaz.gazprom.ru
№ п/п | Название курса | Даты проведения | |
1 | Актуальные проблемы развития нефтегазовой геологии — 72 уч. ч. | 14.03–24.03(завершено) | |
2 | Охрана труда в организациях ПАО «Газпром» — 72 уч. ч. | по факту набора группы | |
3 | Новые технологии в подземном хранении газа и жидких углеводородов — 72 уч. ч. | 17.10–27.10 | |
4 | Технология и оборудование для замены изоляционных покрытий при капитальном ремонте линейной части магистральных трубопроводов — 72 уч. ч. | по факту набора группы | |
5 | Обеспечение эффективной противокоррозионной защиты на объектах Группы Газпром — 72 уч. ч. | 14.11–24.11 | |
6 | Трубопроводный транспорт газа и газового конденсата — 72 уч. ч. | по факту набора группы | |
7 | Актуальные проблемы использования природного газа на транспорте — 72 уч. ч. | по факту набора группы | |
8 | Основные требования к средствам и технологиям при строительстве магистральных газопроводов ПАО «Газпром» — 72 уч. ч. | по факту набора группы | |
9 | Программы подготовки и повышения квалификации сварщиков: | ||
9.1 | Автоматическая аргонодуговая сварка плавящимся электродом (ААДП) | по факту набора группы | |
9.2 | Автоматическая сварка плавящимся электродом в среде активных газов и смесях (АПГ) | по факту набора группы | |
9.3 | Автоматическая сварка под флюсом (АФ) | по факту набора группы | |
9.4 | Механизированная сварка плавящимся электродом в среде активных газов и смесях (МП) | по факту набора группы | |
9.5 | Механизированная сварка самозащитной порошковой проволокой (МПС) | по факту набора группы | |
9.6 | Ручная дуговая сварка покрытыми электродами (РД) | по факту набора группы | |
9.7 | Повышение квалификации специалистов II уровня — 72 уч. ч. | по факту набора группы | |
9.8 | Повышение квалификации специалистов III уровня — 72 уч. ч. | по факту набора группы | |
9.9 | Повышение квалификации специалистов IV уровня — 72 уч. ч. | по факту набора группы | |
10 | Программы повышения квалификации в области неразрушающего контроля сварных соединений: | ||
10.1 | Методы неразрушающего контроля: автоматизированный ультразвуковой контроль при строительстве объектов промысловых и магистральных газопроводов ПАО«Газпром» — 72 уч. ч. | 25.01–12.02 | |
10.2 | Методы неразрушающего контроля: механизированный ультразвуковой контроль при строительстве объектов промысловых и магистральных газопроводов ПАО«Газпром» — 100 уч. ч. | 05.12–15.12 | |
10.3 | Радиографический контроль с применением систем цифровой радиографии — 125 уч. ч. | 04.04–22.04 | |
10.4 | Радиографический контроль с применением систем оцифровки и архивировании радиографических снимков — 90 уч. ч. | по факту набора группы | |
10.5 | Радиографический контроль с применением систем компьютерной радиографии — 120 уч. ч. | по факту набора группы | |
11 | Обеспечение качества при строительстве магистральных газопроводов ПАО «Газпром» (Новый курс) — 72 уч. ч. | 19.09–29.09 | |
vniigaz.gazprom.ru