Ежеквартальныйотче т эмитента эмиссионных ценных бумаг открытое акционерное общество "Газпром нефть" (4). Влияние газпрома на развитие экономики россии
Основные факторы, которые могут негативно повлиять на деятельность оао «газпром нефть»
Международное агентство Fitch Ratings 22 мая 2007 года повысило долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной и национальной валюте до «ВВВ», прогноз «Позитивный», а по национальной шкале до «АА+», прогноз «Стабильный».
Международное агентство Moody's Investors Service (Moody's) 15 декабря 2006 года повысило долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте до «Ваа2», прогноз «Стабильный». 01 ноября 2005 года был повышен долгосрочный кредитный рейтинг в национальной валюте до «Ваа2», прогноз «Стабильный».
Санкт-Петербург - второй (после Москвы) по величине город Российской Федерации, является административным центром Северо-Западного федерального округа, в который входят Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Ненецкий автономный округ. Северо-Западный федеральный округ обладает значительным природно-ресурсным потенциалом, высокоразвитой промышленностью, густой транспортной сетью, и через морские порты Балтики и Северного Ледовитого океана обеспечивает связи Российской Федерации с внешним миром.
Северо-Западный федеральный округ относится к перспективным регионам с быстро растущей экономикой. Эмитент оценивает политическую и экономическую ситуацию в регионе как стабильную и считает, что в настоящий момент риск негативных изменений в регионе незначителен.
Основные факторы, которые могут негативно повлиять на деятельность ОАО «Газпром нефть»:
негативные события в экономике России;
изменения в экономической и политической сферах стран-импортеров, касающихся порядка и объемов импорта продукции;
военные конфликты в регионах расположения потребителей;
смена политического режима;
значительная девальвации/ревальвация национальной валюты.
Указанные факторы могут негативно отразиться на деятельности компании, однако вероятность таких событий низка. Важно отметить, что географическая диверсификация предприятий ОАО «Газпром нефть», в том числе за пределами Российской Федерации (в Киргизии, Казахстане и Таджикистане), увеличение собственной доли на российском и международном рынках нефтепродуктов снижают воздействие рисков.
В случае резких отрицательных изменений в стране, которые приведут к ухудшению инвестиционного климата, дочерние предприятия Эмитента планируют добиваться сохранения положительной рентабельности бизнеса за счет сокращения текущих производственных издержек, а также за счет корректировки в сторону повышения отпускных цен. Вероятное снижение спроса на продукцию ОАО «Газпром нефть» со стороны отечественных потребителей может быть частично компенсировано расширением экспортных операций компании.
Предполагаемые действия эмитента на случай отрицательного влияния изменения ситуации в стране (странах) и регионе на его деятельность.
В случае отрицательных изменений ситуации в стране и регионе Эмитент планирует осуществлять следующие действия:
снизить издержки производства;
сократить инвестиционную программу;
реализовать программу антикризисного управления предприятием.
Риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками в стране и регионе, в которых эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и/или осуществляет основную деятельность.
Эмитент зарегистрирован и осуществляет свою деятельность в г.Санкт-Петербург Северо-Западного федерального округа. Регион является экономически и социально стабильным, расположен вдали от возможных мест возникновения вооруженных (военных) конфликтов. Для Северо-Западного федерального округа риск возникновения военных конфликтов, введения чрезвычайного положения и забастовок ничтожен и не скажется существенно на изменении деятельности Эмитента и выполнении обязательств по ценным бумагам.
Помимо этого, дочерние компании ОАО «Газпром нефть» представлены в Сибирском и Центральном федеральных округах. Социально-экономические риски и перспективы развития этих округов изложены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Влияние указанных рисков на деятельность Эмитента применительно к Российской Федерации и регионам присутствия оценивается как минимальное.
Риски, связанные с географическими особенностями страны и региона, в которых Эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и/или осуществляет основную деятельность, в том числе повышенная опасность стихийных бедствий, возможное прекращение транспортного сообщения в связи с удаленностью и/или труднодоступностью и т.п.
Регионы деятельности ОАО «Газпром нефть» имеют устойчивый климат и, в основном, не подвержены природным катаклизмам и стихийным бедствиям. Однако случающиеся аномально низкие уровни температур в зимний период в ряде северных регионов могут осложнить работу нефтедобывающих предприятий Компании.
Северо-Западный федеральный округ характеризуется развитой транспортной инфраструктурой, риски связанный с прекращением транспортного сообщения вследствие труднодоступности и/или удаленности минимальны.
Изменения ситуации в стране и регионах, характер и частота таких изменений и риски с ними связанные, мало предсказуемы, так же как и их влияние на будущую деятельность Эмитента. В случае возникновения таких изменений, которые могут негативно сказаться на деятельности Эмитента, возможных военных конфликтов, забастовок, стихийных бедствий, введения чрезвычайного положения, Эмитент предпримет все возможное для снижения их негативных последствий.
2.5.3. Финансовые риски
Подверженность эмитента рискам, связанным с изменением процентных ставок, курса обмена иностранных валют, в связи с деятельностью эмитента либо в связи с хеджированием, осуществляемым эмитентом в целях снижения неблагоприятных последствий влияния вышеуказанных рисков.
В связи с тем фактом, что Эмитент активно использует заемные средства в своей деятельности, деятельность Эмитента подвержена риску изменения процентных ставок. Так повышения процентных ставок может ограничить темпы развития деятельности Эмитента. В связи с тем фактом, что обязательства и активы Эмитента номинированы в разных валютах, Эмитент подвержен риску изменения курса обмена иностранных валют.
С 26 декабря 2005 года ставка рефинансирования ЦБ РФ уменьшилась с 13% до 12%, с 26 июня 2006 года ставка рефинансирования ЦБ РФ уменьшилась с 12% до 11,5%, с 04 февраля 2007 года ставка рефинансирования ЦБ РФ равна 10,25%, таким образом тенденция снижения ставки рефинансирования наблюдается несколько последних лет, что снижает процентный риск.
Подверженность финансового состояния эмитента, его ликвидности, источников финансирования, результатов деятельности и т.п. изменению валютного курса (валютные риски).
Компания интенсивно наращивает и расширяет свою деловую активность, привлекая для этих целей как собственные, так и заемные средства. Текущее положение Компании и ситуация на рынке позволяют утверждать, что риск ликвидности незначителен.
Часть валовой выручки ОАО «Газпром нефть» формируют экспортные операции по реализации нефти и нефтепродуктов. Соответственно, колебания обменных курсов валют к рублю оказывают воздействие на результат финансово-хозяйственной деятельности Компании, что является фактором валютного риска.
Предполагаемые действия эмитента на случай отрицательного влияния изменения валютного курса и процентных ставок на деятельность эмитента.
Являясь заемщиком, ОАО «Газпром нефть» подвержено воздействию рисков, связанных с изменениями процентных ставок. Основным источником заимствований является международный кредитный рынок. Большая часть долгового портфеля – кредиты, номинированные в долларах США. Процентная ставка по обслуживанию большей части этих кредитов базируется на основе ставок по межбанковским кредитам LIBOR. Увеличение этих процентных ставок может привести к удорожанию обслуживания долга ОАО «Газпром нефть». Рост стоимости кредитов для Компании может негативно сказаться на показателях ее платежеспособности и ликвидности.
Компания проводит сбалансированную политику в области использования собственных и заемных средств и имеет действующие рейтинги Moody’s(Ba2) прогноз «Позитивный» и S&P(BВВ-) прогноз «Стабильный». Растущая кредитоспособность ОАО «Газпром нефть», нашедшая свое отражение в росте кредитных рейтингов, а также рост кредитоспособности России являются важными факторами снижения стоимости заимствований для Компании в будущем и фактором, позволяющим понизить стоимость возможного хеджирования указанных выше рисков.
Компания не прибегает к хеджированию указанных рисков, но в каждой конкретной ситуации использует внутренние инструменты и резервы управления финансовыми рисками, позволяющие гарантировать выполнение Компанией своих обязательств.
Влияние инфляции на выплаты по ценным бумагам. Критические, по мнению эмитента, значения инфляции, а также предполагаемые действия эмитента по уменьшению указанного риска.
Состояние российской экономики характеризуется высокими темпами инфляции. В таблице ниже приведены данные о годовых индексах инфляции за период с 1998 года по 2007 год.
Период | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Инфляция за период | 84,4 % | 36,5 % | 20,1 % | 18,6 % | 15,1 % | 12 % | 11,7 % | 10,9 % | 9,7 % | 11,9 % |
После кризиса 1998 года уровень инфляции постоянно снижался и по данным Центрального банка Российской Федерации составил 11,9% в 2007 году и прогнозируется дальнейшее снижение инфляции. Тем не менее, уровень инфляции напрямую зависит от политической и экономической ситуации в стране.
Изменение индекса потребительских цен оказывает определенное влияние на финансовое состояние Компании. Однако существующие и прогнозируемые уровни инфляции далеки от критических для отрасли и Компании значений. В качестве критического значения инфляции Эмитент признает уровень, втрое превышающий уровень, соответствующий прогнозу инфляции МЭРТ на текущий год. Эмитент не предпринимает каких-то особых действии по уменьшению указанного риска, так как считает его незначительным.
Показатели финансовой отчетности эмитента, наиболее подверженные изменению в результате влияния указанных финансовых рисков. Риски, вероятность их возникновения и характер изменений в отчетности.
Результат влияния указанных рисков может найти отражение в «Отчете о прибылях и убытках».
Снижение цен на нефть, в первую очередь, негативно скажется на объеме выручки от реализации и окажет существенное негативное влияние на чистую прибыль Компании и, соответственно, найдет отражение в «Отчете о прибылях и убытках». Вероятность реализации данных рисков, по мнению Эмитента, не велика.
2.5.4. Правовые риски
В обозримой перспективе риски, связанные с изменением валютного, налогового, таможенного и лицензионного регулирования, которые могут повлечь ухудшение финансового состояния Эмитента, являются незначительными. Эмитент строит свою деятельность на четком соответствии налоговому, таможенному и валютному законодательству, отслеживает и своевременно реагирует на изменение в них, а также стремится к конструктивному диалогу с регулирующими органами в вопросах интерпретации норм законодательства.
Система налогообложения в Российской Федерации постоянно развивается и меняется по мере осуществляемого центральным правительством перехода от командной к рыночной экономике. Возможный рост ставок по налогам, выплачиваемым компанией в ходе своей производственно-финансовой деятельности, может привести к увеличению расходов и снижению денежных средств, остающихся на предприятии на финансирование текущей деятельности и исполнение обязательств, в том числе по выпущенным облигациям. Однако, учитывая наблюдающуюся в последнее время тенденцию к снижению налоговых ставок в стране, данный риск можно признать маловероятным.
Практически любая компания может понести потенциальные убытки в результате претензий со стороны российских федеральных и региональных природоохранных органов, которые могут возникнуть в отношении прошлых периодов и текущей деятельности. Однако данные риски эмитент оценивает как минимальные.
На деятельность и финансовое положение Эмитента будет по-прежнему оказывать влияние развитие политической ситуации в России, включая применение действующего и будущего законодательства и режима налогообложения. Вероятность таких событий и их последствий для Эмитента может оказать существенное влияние на способность Эмитента продолжать деятельность. Компания не считает, что эти потенциальные обязательства в отношении ее деятельности носят более существенный характер, чем потенциальные обязательства аналогичных российских организаций.
Слабость судебной системы, бюрократический пресс, непрозрачность регулирования приводят к недостаточной защите прав собственника, значительным рискам в сфере регулирования и налогообложения.
Значительный риск – по мнению Standard & Poor’s - по-прежнему представляют собой коррупция и политическое давление на российские суды и органы регулирования.
Отрицательные последствия для крупных компаний – по мнению Standard & Poor’s - включают политизированное регулирование, риски налоговых претензий за прошлые периоды и бессистемное применение налогового законодательства.
Риски, связанные с изменением валютного регулирования
ОАО «Газпром нефть» является участником внешнеэкономических отношений. Часть активов и обязательств Общества выражена в иностранной валюте, поэтому изменение государством механизмов валютного регулирования, в целом, может повлиять на финансово-хозяйственную деятельность Общества.
Вместе с тем, в настоящее время валютное законодательство РФ существенно либерализовано. Это связано с общей политикой государства, направленной на обеспечение свободной конвертируемости рубля.
Согласно вступившим в силу с 1 января 2007 г. изменениям, внесенным 26.07.2006 г. в Федеральный закон от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», отменено:
регулирование Центральным банком РФ валютных операций движения капитала, включая требование об использование специального счета;
требование о резервировании денежных средств при осуществлении валютных операций;
требование об обязательной продаже резидентами валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ.
До 1 января 2007 г. уже были сняты следующие ограничения регулирования валютных операций:
регулирование Правительством РФ валютных операций движения капитала;
правило о резервировании при совершении валютных операций движения капитала;
ограничения на переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках;
ограничения на операции по списанию и (или) зачислению денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет.
Проведенная либерализация валютного регулирования уменьшает риски возникновения негативных последствий для деятельности Общества, связанных с последующим изменением валютного законодательства.
Риски, связанные с изменением налогового законодательства
В настоящее время процесс реформирования российского налогового права можно считать завершающимся. Законодательный массив кодифицирован. Общей частью Налогового кодекса, действующей с 1999 года, закреплены основные принципы налогообложения и введения новых налогов, действие этих принципов и направленность на защиту имущественных интересов налогоплательщиков реализовано в правоприменительной практике. Особенной частью Налогового кодекса установлены налоги, формирующие налоговое бремя эмитента, определены элементы налогообложения. За последние 10 лет на 2 % снижена ставка по налогу на добавленную стоимость, на 11% ставка по налогу на прибыль, установлена регрессивная шкала ставок по единому социальному налогу, отменен налог с продаж, налог на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств и другие обязательные платежи.
Результаты налоговой реформы можно оценивать позитивно: система налогообложения структурирована, механизмы и правила взимания налогов упрощены, налоговые ставки снижены.
Практика рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ показывает, что положения основного закона влияют на налоговые права хозяйствующих субъектов и защищают налогоплательщиков от необоснованного и внезапного утяжеления налогового бремени.
Упомянутые факторы позволяют заключить, что налоговая система РФ становится более стабильной, деятельность хозяйствующих субъектов в РФ с точки зрения налоговых последствий - более предсказуемой.
Вместе с тем нельзя исключать возможности увеличения государством налоговой нагрузки плательщиков, вызванной изменением отдельных элементов налогообложения, отменой налоговых льгот, повышением пошлин и др.
ОАО «Газпром нефть» является крупнейшим налогоплательщиком, деятельность которого построена на принципах добросовестности и открытости информации налоговым органам.
Компания несет бремя уплаты налога на добавленную стоимость, акциза, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых налога на имущество, земельного налога, единого социального налога, природоресурных платежей и сборов.
В ходе деятельности осуществляется оперативный мониторинг изменений налогового законодательства, изменений в правоприменении действующих законоположений. Компания участвует в законотворческом процессе посредством оценки в том числе и налоговых законопроектов.
ОАО «Газпром нефть» оценивает и прогнозирует степень возможного негативного влияния изменений налогового законодательства, направляя усилия на минимизацию рисков, связанных с подобными изменениями.
Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин
ОАО «Газпром нефть» является участником внешнеэкономических отношений, вследствие чего Общество подвержено некоторым рискам, связанным с изменением законодательства в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также Таможенного законодательства, регулирующего отношения по установлению порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Динамика и характер изменений, внесенных в таможенное законодательство за время действия ТК РФ (введен в действие с 1 января 2004 года), позволяет оценить таможенное законодательство Российской Федерации как одну из наиболее стабильных отраслей законодательства Российской Федерации.
Наиболее значимые изменения в закон «О таможенном тарифе» (были внесены Федеральным законом 08.11.2005 № 144-ФЗ, и вступили в силу с 1 июля 2006 года) касаются корректировки процедур по таможенному оформлению товаров и порядка исчисления таможенных пошлин. Указанные изменения коснулись преимущественно импорта товаров, в то время как внешнеэкономическая деятельность ОАО «Газпром нефть» связана преимущественно с экспортом сырой нефти и лишь частично с приобретением импортного оборудования и материалов. Экспорт нефти в настоящее время осуществляется без количественных ограничений и экспортного лицензировании, за исключением экспорта топлива самолетного, для вывоза которого требуется получение разрешительного письма ФСТЭК РФ, согласно ФЗ №183 от 18.07.1999 г., Указа Президента РФ №230 от 20.02.2004 г., Приказа ФТС РФ №743 от 08.09.2006 г.и Приказа ФСТЭК №151 от 26.04.2005 г. . Введение количественных ограничений экспорта возможно лишь по решению Правительства РФ в исключительных случаях, установленных Федеральным законом РФ от 08.12.2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
К осуществлению деятельности, связанной с оформлением таможенных операций, уплатой таможенных пошлин и иных действий, связанных с соблюдением таможенного режима экспорта нефти Компании и представлением интересов Компании в сферах таможенного контроля, привлечены профессиональные организации – таможенные брокеры, действующие от имени и по поручению ОАО «Газпром нефть». Необходимо отметить, что осуществление таможенных операций через таможенных брокеров, не освобождает ОАО «Газпром нефть» от потенциального риска привлечения к административной ответственности в случае нарушения таможенного законодательства, для предотвращения которого ОАО «Газпром нефть» осуществляет оперативное взаимодействие и контроль над действиями таможенных брокеров.
refdb.ru
Влияние ведущих компаний на экономику России | Агентство Русской Информации
Как ни печально, но и по сей день газ и нефть остаются главными товарами, поставляемыми Россией за границу. И как следствие цены на данные ископаемые напрямую влияют на всю экономику России, а бумаги нефтедобывающих компаний являются лакомым кусочком иностранных инвесторов.
Учитывая последние новости компаний России и проведя анализ рынка, следует сделать вывод – акции нефтегазовых компаний страны имеют самую большую долю в фондовом индексе и кстати именно этот факт объясняет интерес инвесторов к ценным бумагам таких компаний. Эти бумаги имеют невероятно высокую ликвидность и надежность, как в принципе имеет ликвидность и сама продукция нефтегазовых компаний.
Рассматривая рейтинг компаний, стоит сразу определить те, на которых держится вся экономика всей страны. Это «Газпром», «Роснефть» и «Лукойл». Новости компаний позволяют с уверенностью смотреть их акционерам в будущее, а единственным недостатком можно считать довольно малое участие в международных проектах.
Итак «Газпром». Это самая крупная компания России. Доля компании в общемировых запасах газа достигает почти 17 процентов. Главная задача, поставленная перед «Газпромом», - выход на лидирующие позиции среди мировых энергетических концернов. Причем это единственная компания в России, способная претендовать на такой статус. Контрольный пакет компании находится в руках государства, соответственно, вся деятельность компании определяется первыми лицами страны. Основные направления развития бизнеса компании – проведение геологоразведовательных работ, добыча и хранение газа, а также добыча нефти.
«Роснефть». Основное направление развития компании - разведка и добыча газа и нефти, а затем дальнейшая переработка и реализация на рынке. В своей деятельности «Роснефть» осуществляет ставку на укрепление финансовой дисциплины, применение новейших технологий плюс эффективное управление менеджментом.
А вот «Лукойл» - это одна из вертикально интегрированных частных международных компаний. Большая часть ее активов находится в руках американской компании ConocjPhilips. Используя свое конкурентное положение, «Лукойл» обеспечивает более тщательную переработку нефти, решает вопросы, связанные с расширение своего розничного бизнеса, а также делает ставку на бурное развитие, как электроэнергетического, так и газового направления.
Основной регион добычи компании – это Западная Сибирь. Кроме этого компания проводит реализацию ряда проектов в таких странах как: Азербайджан, Египет, Узбекистан, Египет, Венесуэла, и Иран. Компания в стране добывает почти 6-7 процентов нефти. И такими показателями в настоящее время не может похвастаться никто. В наши дни «Лукойл» владеет также четырьмя заводами на европейской части страны, и тремя заводами за рубежом: в Румынии, Болгарии и на Украине. В самой стране «Лукойл» занимает лидирующие по продажам топлива, на сто процентов отвечающих европейским стандартам.
Новости компаний, предоставленных на обозрение, указывают на их стабильное положение и последовательное развитие. Нефтяные и газовые компании, несмотря на все последствия кризиса, уверенно идут в фарватере российской экономики, являясь ее флагманом.
ari.ru
3.1 Влияние зарубежных ТНК на развитие экономики РФ. ТНК и их роль в мировом экономическом развитии
Похожие главы из других работ:
Анализ продовольственной безопасности в России
2.2 Влияние зарубежных санкций на продовольственную безопасность
К национальным проблемам, которые пытается как можно быстрее и эффективнее решить практически каждое государство, независимо от уровня его политического, социально-экономического развития и положения в мире...
Анализ фондового рынка в современной России
2.1 Влияние современного фондового рынка на развитие экономики
Десятилетия поступательного развития, предшествовавшие кризису 2008 года, определили взаимосвязи между экономическими индикаторами фондового рынка и динамикой ВВП, что давало возможность не только их целевого прогнозирования...
Безработица как социально-экономическое явление
2. Последствия безработицы и их влияние на развитие экономики
Безработица ставит людей в нестандартные ситуации, она не только деформирует сложившийся экономический уклад, ухудшает финансовое положение, но и лишает возможности вести привычный образ жизни...
Бюджетный кризис в Европейском союзе
2.2 Влияние новых вызовов на развитие экономики ЕС
Как говорилось выше, на данном этапе развития Европейский союз разрабатывает стратегии выхода из кризиса и достаточно успешно имплементирует их...
Влияние внешнего сектора на развитие экономики Казахстана
Глава 2. Влияние внешнего сектора на развитие экономики Казахстана
...
Государственные расходы как основной инструмент экономической политики
1.3 Влияние государственных расходов на развитие экономики
Управление расходами - одна из важнейших проблем в каждом государстве независимо от уровня развития экономики и поступлений в казну правительства. Как правило, это было связано с тем, что средства...
Государственный долг и его социально-экономические последствия в рыночной экономике
3. Влияние государственного долга на развитие экономики современной России
Среди проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики...
Естественные монополии и их место в экономике России
2.2 Влияние Газпрома на развитие экономики России
Приоритетным направлением деятельности Газпрома является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Основные добывающие мощности расположены в Ямало-Ненецком автономном округе...
Инфляция: сущность, формы и виды
2.1 Влияние инфляционных процессов 2010 - 2012 гг. на современное развитие экономики России
Согласно данным Государственной службы статистики ПМР, по итогам 2012 года сводный индекс потребительских цен зафиксирован на уровне 110,4% (табл. 1), таким образом, была прервана тенденция последовательного увеличения данного показателя...
Налоги как основной источник формирования государственного бюджета
1.3 Влияние налогов на развитие национальной экономики
Существует несколько мнений о влиянии налогов на экономику конкретной страны, которые ранжируются от теоретических до популистских. Многие ученые сходятся на том...
Офшорные финансовые сети и коррупция как факторы дестабилизации российской экономики
3. Влияние офшорных финансовых сетей на развитие российской экономики
Офшорные финансовые сети вряд ли получили бы такое распространение, если бы не давали большого экономического эффекта и других преимуществ бизнесу отдельных частных инвесторов. Не будем останавливаться на нелегальных выгодах...
Теневая экономика в России
2.1.2 Влияние особенностей реформирования экономики на развитие теневого бизнеса.
На основе исследований следует выделить некоторые особенности проведения рыночных реформ, ставшие факторами мас-штабного распространения теневой деятельности в российской экономике...
Теневая экономика в России
2.3 Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны
Оценка современными экономистами влияния теневой экономики на социально- экономическое развитие страны носит неоднозначный характер. И хотя большинство экономистов делает упор на негативных последствиях теневой экономической деятельности...
Теневая экономика в России: причины и масштабы явления
4.2 Размеры теневой экономики в современной России. Их влияние на социально-экономическое развитие
В настоящее время теневую экономику следует рассматривать как мощный социально-экономический фактор, оказывающий серьезное влияние на все аспекты жизни общества. Теневой и официальный секторы экономики теснейшим образом переплетены...
Экономика отрасли
1. Влияние налоговой политики на развитие отраслей экономики
Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых государством...
econ.bobrodobro.ru
Почему Газпром может погубить не только себя, но и экономику России
Газпром возник в 1989 году из советского Министерства нефти и газа и стал одной из самых прибыльных и могущественных компаний в мире и любимым детищем президента Владимира Путина. Но российский газовый гигант вскорости может пойти по пути своего предшественника.
Против него сегодня играет все — от рыночных раскладов и безрассудных расходов, до юридических препятствий: государственная газовая корпорация России попала в сокрушительной силы шторм. Уровень экспорта и прибыль упали, как и рыночная стоимость Газпрома — на 30% в прошлом году. «Кошелек правительства», как называл эту компанию бывший министр финансов России, потерял даже безоговорочную поддержку Кремля. На прошлой неделе президент Путин заявил, что Газпром может лишиться даже своей экспортной монополии. Привычный девиз компании – «Что хорошо для Газпрома, то хорошо и для России» – больше, кажется, не соответствует реальности.
«Газпром очень напоминает то, чем был в свое время Советский Союз», — говорит президент Московского института энергетической политики и бывший чиновник, а ныне оппозиционный политик Владимир Милов. – У него на пути возникли чрезвычайно трудные, имеющие мультипликативный эффект стратегические задачи, которые он не способен решить».
В 2011 году Газпром был самой прибыльной компанией в мире, заработавшей $44,5 миллиарда. На его долю по-прежнему приходится 7% ВВП России и четверть доходов государственного бюджета. Он также является самым грозным инструментом внешней политики России в Восточной Европе. Но точно так же, как и когда-то устаревшая советская махина, Газпром сегодня кажется неконкурентоспособным, жестким и, в лучшем случае, идущим на спад. В худшем случае, по мнению аналитиков, возможно даже банкротство корпорации с самыми тяжелыми для России последствиями.
«Газпром может не только сам потонуть, но и потянуть за собой весь русский фондовый рынок», — говорит Андерс Аслунд из Института мировой экономики Петерсона. – Его банкротство станет самым тяжелым ударом по режиму Путина».
МЕНЯЮЩИЕСЯ РЫНКИ
В середине февраля 2013 года акции Газпрома опустились на уровень 3-летнего минимума: прибыль за 2012 год упала на 15% от прогнозируемого уровня из-за снижения объемов продаж на европейских рынках. Этот факт отражает ключевое изменение его позиций на рынке. Экспорт в Европу был ядром доходов Газпрома, но, после подорвавшего европейский спрос глобального экономического спада 2008 года, вторым ударом по этой болевой точке стал североамериканский сланцевый бум, косвенно приведший к переформатированию рынка.
Благодаря техническому прогрессу, буровики США и Канады приступили к добыче до совсем недавнего времени недоступных углеводородов из сланцевых пород. Соединенные Штаты в настоящее время стали самодостаточной страной в плане газа и планируют экспорт сжиженного природного газа (СПГ) в Европу по ценам, значительно более низким, чем рыночные, выгодные Газпрому, который нацелен на долгосрочные контракты с высокими ценами на нефть. Западные поставщики, такие, как норвежская Statoil, также давно практикуют долгосрочные индексированные цены на нефтепродукты, но норвежская компания реагирует на динамику рынка и привлекает клиентов, предлагая скидки при ценообразовании, тогда как Газпром этому сопротивляется, особенно в Восточной Европе.
Из-за этих факторов — падения спроса и роста конкуренции — Газпром потерял 33% своего европейского экспорта по сравнению с пиком, который был в 2008 году, говорит эксперт по вопросам энергетики Владимир Милов, ссылаясь на цифры, предоставленные российской таможней. Давний клиент Газпрома Бельгия вообще перестала покупать российский газ. А 12 других крупных западноевропейских клиентов вместе с Польшей воспользовались рыночными изменениями, чтобы договориться о еще большей гибкости в формировании цен, а то и вовсе об отмене схемы «бери или плати». А ведь заключаемые с Газпромом долгосрочные контракты часто требуют от клиентов оплаты за невыбранные поставки газа.
Милов утверждает, что после 2008 года Газпром преследует постоянное падение спроса и, скорее всего, компания больше не вернется на утраченные позиции. Тем не менее, российский энергетический гигант все еще удерживает высокие цены на газ и нефтепродукты в Восточной Европе, а прогнозируемые $38 млрд прибыли в «черном» 2012 году до сих пор вызывают зависть у большинства компаний. Но эта цифра весьма «скользкая», говорит Милов: «Если Газпром и вправду заплатит по всем своим налоговым обязательствам, то мы будем в праве говорить о нулевой прибыли или даже об убыточности».
Газпром был основным стержнем стратегии Путина по восстановлению экономики России после рецессии, девальвации рубля и дефолта 1990-х годов, которая основывалась на создании национальных энергетических гигантов, чтобы максимально задействовать колоссальные углеводородные богатства страны. Поэтому он получил огромные субсидии. В течение первых двух президентских сроков Путина с 2000 по 2008 год, правительство предоставило компании эксклюзивные права на экспорт природного газа, сократило налоги и поднимало внутренние цены на газ на 15% каждый год. После всех мытарств в течение 1990-ых, имея минимальную государственную поддержку, Газпром при Путине вырос в одного из крупнейших мировых газовых поставщиков и стал крупнейшей компанией России.
Сегодня он платит самые низкие налоги в нефтегазовой промышленности России, а внутренние цены на газ продолжают расти на 15% в год. Но эта «халява» уже встречает реальное сопротивление. Давний противник «особого положения» Газпрома — Министерство финансов России – удвоило ставки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) в 2012 году и планирует дальнейшее их повышение, что будет стоить компании миллиарды долларов. Чтобы компенсировать это, Газпром попытался дополнительно повысить цены на газ в марте прошлого года. Но Путин, настрадавшись вдоволь от массовых протестов по поводу результатов президентских выборов, в последний месяц своего пребывания на посту премьер-министра отрекся от подобного социально и политически непопулярного хода, приказав компании повышать эффективность.
«Даже для Путина существуют ограничения на то, что он может делать», — рассказывает Владимир Милов.
БЕЗРАССУДНЫЕ РАСХОДЫ
Михаил Корчемкин из Восточно-Европейского института газовой аналитики утверждает, что правительство, скорее всего, продолжит снижать субсидии для Газпрома в связи с растущим дефицитом бюджета, из-за чего, в частности, продолжится падение доходов компании. Хотя это вряд ли окажется фатальным шагом для Газпрома, ведь эти сокращения приходят в то время, когда газовый гигант проолжает тратить миллиарды долларов на сомнительные проекты, говорит Корчемкин, а именно – на «Южный Поток».
Предназначеный для прокачки в Европу 63 млрд кубометров российского газа в год через Черное море и Балканы, «Южный Поток» является любимым проектом президента Путина. В декабре 2011 года он приказал Газпрому ускорить строительство этого трубопровода. Запуск его назначен на 2015 год.
7 декабря в городе Анапа, который находится на берегу Черного моря, во время церемонии закладки символического первого камня в строительство трубопровода, Путин заявил: «Это событие является важным не только для энергетического рынка России, но и для всего европейского энергетического рынка. «Южный Поток» создаст условия для стабильной, бесперебойной поставки российского газа нашим основным потребителям в Южной Европе».
Перевод на человеческий язык: «Южный Поток» пойдет в обход Украины, главного сегодняшнего коридора газпромовского экспорта в Европейский Союз. В обход страны, зависящей от России на четверть своего газового импорта. Как и большинство других стран Восточной Европы, Украина вынуждена покупать газ у Газпрома, поскольку Россия контролирует трубопроводы, построенные в регионе еще во времена советской эпохи. Но Киев уже давно говорит, что цены являются слишком высокими, а формат рассчетов «бери или плати» — и вовсе карательная мера. Газпром прекращал поставки газа в Украину в 2006 и в 2009 годах после споров об оплате, поставив несколько стран ЕС перед лицом проблемы нехватки энергоресурсов в зимний период.
Газовые споры между Москвой и Киевом теперь стали ежегодным шоу. Но ЕС, встревоженные противостоянием 2009 года, чтобы увеличить энергетическую безопасность, разрабатывают свой собственный трубопровод. Идеологи трубопровода «Набукко», который должен соединить Турцию с Австрией, до сих пор не решили вопроса, кто же будет его наполнять, поэтому начало его строительства несколько раз откладывалось и до сих пор неясно, когда же оно начнется.
В любом случае, «Южный Поток» не является экономически оправданным проектом. Транзит по нему будет стоить дороже, чем через Украину, а после того, как трубопровод заработает на полную мощность, годовые объемы поставок Газпрома в Европу вырастут более чем в два раза от заключенных на поставку контрактов до 2020 года, утверждает Корчемкин. Существует еще одна проблема. Газпром просто взял и поднял с $21 млрд до $39 млрд план затрат на модернизацию существующей инфраструктуры. А учитывая постройку вспомогательных трубопроводов в ближайшем будущем, эта цифра может вырасти до $50 млрд. Ведь Газпром планирует новые многомиллиардные соединительные трубопроводы между «Южным Потоком» и северным сибирским полуостровом Ямал.
«Эта авантюра, скорее всего, закончится банкротством российского газового гиганта», — говорит Михаил Корчемкин.
Впрочем, многие эксперты настроены менее пессимистично. Но все они сходятся в том, что столкнувшись с падением доходов, Газпром не сможет себе позволить строительство «Южного Потока» и других капитальных проектов, на которые в 2011 году планировалось выделить около $43 млрд. По мнению Андерса Аслунда, принимая во внимание дополнительные расходы компании, к 2017 году затраты могут вырасти до $45 млрд в год.
Разумным будет выделение около $10 млрд в год, утверждают аналитики российского банка «Сбербанк-Тройка Диалог», все что больше — это уже «умаление значения» гиганта. То же самое говорят и на рынке. Стоимость Газпрома сегодня составляет $108 млрд по сравнению с $365 млрд в мае 2008 года, что делает его одной самых дешевых компаний на мировом рынке нефти и газа. ExxonMobil, например, оценивается в $406 млрд, а PetroChina – в $330 миллиардов.
Так почему Газпром все же продолжает инвестировать в такие проекты, как «Южный Поток»? Московские и киевские политики, являющиеся противниками этого трубопровода, уверены: чтобы «вырезать» их и отобрать у Украины возможность взымать транзитные сборы. Но вместе с тем пропадут также бесхозяйственность и коррупция. Как утверждает экономист Аслунд, «умаление значения» является эвфемизмом для обозначения откатов и взяточничества, размер которых для Газпрома он оценил в 40 миллиардов долларов только в 2011 году, что не намного ниже его прибыли. «Газпром – это такой себе теневой фонд для Путина и его друзей», — утверждает он.
Такое вот заплутанное объяснение «нужности» «Южного Потока». Михаил Корчемкин утверждает, что по имеющимся у него расценкам, один километр «Южного Потока» стоит в два раза дороже, чем подобные проекты в Евросоюзе, и что это не может быть объяснено ни климатом, ни географией, ни местностью на юге России, но лишь только «откатами и взятками посредникам».
Владимир Милов, который в совместной с Борисом Немцовым статье «Путин и Газпром» в 2008 году подробно описал темные дела вокруг российского газового гиганта, вторит Корчемкину: «Вы сами видите цифры: 10 миллионов долларов за один километр газопровода! Это же смешно по международным стандартам, — говорит он, — коррупция не уменьшается, а наоборот – только увеличивается».
РАССЛЕДОВАНИЕ ЕВРОСОЮЗА
Газпром не отвечает на запросы о комментариях. На публику компания говорит, что у неё все хорошо и она на правильном пути. Но один из мега-проектов – разработка массивного арктического Штокмановского месторождения – уже отменен. «Южный Поток» может стать следующим в очереди, говорят некоторые аналитики, да и другие проблемы вырисовываются благодаря новому антимонопольному расследованию Евросоюза.
На протяжении многих лет страны Центральной и Восточной Европы жалуются, что Кремль использует Газпром в качестве пугала в отношениях с ними. В прошлом году Москва ультимативно потребовала у Молдовы либо выплатить $3,5 млрд долга Газпрому, либо признать суверенитет Приднестровья, сепаратистского региона, финансово поддерживаемого Россией. Вопрос все еще остается нерешенным. Украине Россия намекает, что предоставит ей скидку на газ, если Киев согласится вступить в зону свободной торговли, в которую сегодня входят Беларусь, Россия и Казахстан.
В более широком смысле, говорят многие эксперты, Газпром использует свое монопольное положение, дабы взымать непомерные цены в Восточной Европе, а затем угрожает физически отключить тепло за счет сокращения поставок газа, как в случае с Украиной, что заставляет региональных лидеров всякий раз крепко думать дважды, прежде чем в чем-то перечить Москве.
В сентябре Еврокомиссия инициировала разбирательство в отношении Газпрома за антиконкурентное поведение в восьми странах Центральной и Восточной Европы. Обвинение строится, в том числе, и на факте установления «несправедливых цен» в такие государствах, как Литва, например, которая сегодня платит гораздо больше, чем другие западноевропейские клиенты. Если Еврокомиссия проведет свое расследование успешно, то Газпрому придется отказаться от политики твердой нефтевой индексации цен, поскольку законодательство ЕС требует от компаний вести себя, как будто они работают на конкурентном рынке, даже если это и не совсем так. Цены будут падать и, как следствие, снижать прибыль Газпрома, уверен Андерс Аслунд.
Все это может занять не один год, а пока страны Восточной Европы, ободренные возбуждением дела и динамикой на рынках, нарушают условия контрактов с Газпромом и ищут альтернативных поставщиков. Украина, крупнейший из клиентов Газпрома, сократила импорт в 2012 году и начала сотрудничество с Royal Dutch Shell по развитию своих потенциально крупных месторождений сланцевого газа.
«Конкуренция распространяется от Западной до Восточной Европы, ранее бывшей бастионом Газпрома»,- говорит Владимир Милов.
Это не осталось незамеченным в Москве. После того, как Киев подписал сделку с Shell, Газпром прислал Украине счет на $7 млрд за невыбранный в прошлом году газ, но такое агрессивное поведение, говорят некоторые аналитики, только еще больше подорвет позиции компании, что особенно верно, если учитывать расследование Еврокомиссии, уверен Алан Райли, профессор энергетического права в Лондонском городском университете:
«Наибольшей коммерческой опасностью для компании будет то, что как и в 2009 году, сокращение поставок газа вследствие чрезмерной реакции русских, лишь еще больше подорвет позиции компании на рынке, — пишет он в недавней статье под названием «Газпром против Еврокомиссии». — После того, государства-члены ЕС увидят возрастание угроз и несоблюдение законодательства Евросоюза со стороны Москвы, они только ускорят поиск новых источников газа, будь то сланцевый газ, СПГ или новые трубопроводы».
«Кремль после 2012 года, возможно, наконец осуществит мечту бывшего президента США Рональда Рейгана сократить поставки российского газа до нуля и этим полностью устранить влияние России в регионе», — утверждает лондонский профессор.
Он также уверен, что Москва должна использовать представившийся случай и заставить Газпром измениться и больше усилий направить на либерализацию рынка, которая позволит и другим компаниям, таким, например, как НОВАТЭК — крупнейшей частной газовой компании России – конкурировать за ведение бизнеса в Европе. Москва потеряет любимый инструмент своей внешней политики, но получит взамен более динамичную газовую промышленность.
И ЧТО ДАЛЬШЕ?
13 февраля 2013 года на совместном заседании высших государственных чиновников и руководителей нефтегазовой отрасли, Владимир Путин поставил задачу частично либерализировать отрасль, заявив, что Газпром может потерять свою экспортную монополию, чтобы другие игроки смогли продать СПГ (сжиженный природный газ) заграницу.
Обычно СПГ доставляется в пункт назначения специальными танкерами, а не трубопроводами и сегодня этот сектор газовой промышленности находится на подъеме. Пока Газпром контролирует единственный российский завод по производству СПГ, он может себе позволить и дальше сосредотачиваться исключительно на трубопроводах, а Россия продолжит владеть мизерной частицей мирового рынка СПГ, несмотря на наличие у себя одних из крупнейших на планете запасов газа. Компании НОВАТЭК и Роснефть, еще один российский нефтяной гигант с огромными запасами природного газа, очень хотят такой либерализации, и обе они близки к Кремлю.
«Если мы не будем проводить активную политику, мы рискуем полностью отдать этот рынок в руки конкурентов, — сказал Путин участникам заседания. — Для развития этого сектора должны быть созданы все условия, в том числе, необходимо рассмотреть возможность шаг за шагом либерализировать ситуацию с экспортом СПГ».
Но и Газпром готов принять удар. Важно помнить, что своей трубопроводной монополией он не блокирует либерализацию в том виде, в котором её рекомендует Райли. А Владимир Путин, похоже, заинтересован в борьбе с Брюсселем. Он утверждает, что стратегические российские компании, такие, как Газпром, находятся вне юрисдикции ЕС, и уже издал указ, которым попытается заблокировать продвижение дела. Еврокомиссия считает, что «дело Газпрома» является плевым делом, ведь все таки российская корпорация работает на территории Евросоюза. К тому же ЕС выиграл и более слабое дело против Microsoft в 2004 году.
Со другой стороны, Газпром не готов подстраиваться под рынок, вкладывая больше средств в производство СПГ или изменяя свою политику ценообразования. Жесткость ценовой политики российского монополиста отчасти объясняет, почему его европейский экспорт резко упал в прошлом году, в то время, как конкурирующая норвежская компания Statoil переживает рекорд продаж за счет перехода на более гибкие контракты.
Газпром привык к «халяве», говорит Владимир Милов, «но, эта лавочка кончилась. И если в Газпроме хотят защитить свои позиции на европейском рынке, они должны пересмотреть свой подход полностью. А они этого не делают».
Корчемкин и Аслунд утверждают, что банкротство Газпрома целиком реально. Если это произойдет, то десятки миллиардов долларов испарятся из российской государственной казны. Другие эксперты говорят, что для Газпром для России является «слишком большим, чтобы лопнуть». Несмотря на это, он, скорее всего, абсолютно не готов к вызовам, которые готовит ему будущее.
«Стратегически, все очень плохо, — говорит Милов. — Время еще есть, возможность еще существует. Но, видно, что складывающаяся ситуация чрезвычайно тяжела для Газпрома. Если вы прислушаетесь к риторике его руководителей, то увидите, что они полностью игнорируют это. Мы теряем время, и именно поэтому решать эти проблем в будущем будет намного тяжелее».
ИСТОЧНИК: TOL, перевод «ХВИЛЯ»
[print-me]
hvylya.net
Диссертация на тему «Россия на международном рынке природного газа, проблемы и пути активизации ее деятельности :На примере ОАО "Газпром"» автореферат по специальности ВАК 08.00.14 - Мировая экономика
1. Постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ от 1 октября 1999 г. № 4391-II ГД//Собрание законодательства РФ. 1999. №41.11 окт. С.4898
2. Проект государственной концепции развития восточных территорий РФ на долгосрочную перспективу (народохозяйственые комплексы)/РАН Новосиб, 2000. -106 с.1. Монографии
3. Андрианов В.М. Комплексное использование сырья в промышленности/В.М. Андрианов, Н.А. Соколова, М.К. Усков. М.: Экономика, 1998. - 301с.
4. Андрианов В. Россия в мировой экономике: Учебник для вузов// М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1998. - 296 с.
5. Боксерман А.С. Газовая промышленность России: Исторические очерки. М.: Изд. Юрист, 2001. -360 с.
6. Дюмулем И.И. Барьеры на торговых путях. М.:МО,1997. - 296 с.
7. Загашвили B.C. Экономическая безопасность в России. М.: Юрист, 1997. - 311 с.
8. Ильинский А.А. Экономическая оценка ресурсов нефти и газа/Гос.ком. РСФСР по делам науки и высш.шк. СПб.: Изд-во С.-Петербург, 1992. - 161 с.
9. Козьмина О.В. Комарова Н.Н. Современное состояние газовой промышленности. М.: Изд. Вильяме, 2001.- 187 с.
10. Кузовкин А.И. Сбережение, производство и экспорт энергоресурсов. — М.: Наука, 1999. с.239
11. Международная экономическая безопасность (совместное советско-английское исследование). М.: ИМЭМО и Королевский институт МО Великобритании, 1998. -278 с.
12. Миловидов К.Н. Критерии и методы оценки эффективности воспроизводства запасов нефти и газа. -М.:Недра, 1995. 223с.
13. Нухович Э., Смитиенко Б., Эскиндалов М. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков/ М.: Пресс, 1995. - 103 с.
14. Пакараев Г.М. Ресурсосбрежение: проблемы и решения. М.: Экономика, 1990. -141с.
15. Поздняков Э.А. Понятие национального интереса: теория и практика. М.: Наука, 1991
16. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности М.: Инфра-М, 1999. — 396с.
17. Проблемы развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса/Под.ред. С.Н. Старовойтова. Новосибирск: Наука, 1983. - 224с.
18. Проскуряков В.И., Самуйлявичус Р.И. Эффективность использования топливно-энергетических ресурсов: Показатели, факторы роста, анализ. М.: Экономика, 1997. -173с.
19. Региональная экономика: Под ред. Морозовой Т.Г./ М.: «Банки и биржи». Издательское объединение ЮНИТИ, 1995. - 304 с.
20. Сергеев П.А. Природный газ: Западная Европа СССР/АН СССР. Ин-т мировой экономики и международных отношений. - М., 1990. - 286 с.
21. Серегин В.П., Степанов В.П.,Халевинская Е.Д. Современный взгляд на иностранные инвестиции в России/ М.:Марип инжиринг сервис, 1999. - 280 с.
22. Синяк Ю.В. Стратегия российского нефтегазового комплекса на мировом энергетическом рынке в среднесрочной перспективе/Юткрытый семинар «Экономические проблемы энергетического комплекса». М.:ИНП РАН, 1999. - 288 с.
23. Телегина Е.А., Румянцева М.А., Покровский С.В., Салахова И.Р. Внешний вектор энергетической безопасности России М.: Изд-во Энергоиздат, 2000. - 223 с.
24. Шкута А.А. Российский газ в Центральной и Восточной Европе. М.: Изд-во Дело и Сервис, 1999. - 215 с.1. Статьи
25. Андрианов В.Д. Тенденции развития мировой и российской энергетики//БИКИ. 2002. №28-С. 14
26. Афанасьева О. Российский газ не пахнет политикой/УИнтерфакс АиФ. 1997. №22. -С.З
27. Бабышев JI. Природный газ в экономике Италии//Мировая экономика и международные отношения. 1996. №3. С. 11-15
28. Бадов А. Газпром в Индии//Эксперт. 2000. №4. С.9
29. Байков Н. Топливно-энергетический комплекс//Мировая экономика и международные отношения. 1999. №8. С.49-54
30. Байков Н. Топливно-энергетический комплекс//Мировая экономика и международные отношения. 2000. №8. С.61-66
31. Букли Ф. Высокие технологии для газификации России// Нефтегазовая вертикаль. 1999. №11.-С.54-55
32. Виноградова О. Парижский экспромт Вяхирева^/Нефтегазовая вертикаль. 1999. №11.- С.30-34
33. Виноградова О. Политика и экономика власти//Рынок ценных бумаг. 2000. №15. -С.10-13
34. Власов П., Власов О. Противостояние: Европа на грани "великой газовой войны'7/Эксперт.2000. №21. С.38-41
35. Волконский В., Кузовкин А. Сколько должны стоить нефть, газ, уголь?//Независимая газета. 2000. №16. С.6
36. Волошин В. Энергетической политике нужна корректировка//Деловые люди. 1999. №102. С.114-116
37. Газпром: по материалам годового отчета//Рынок ценных бумаг. 2000. №15. С.62-67
38. Головань Ю.Н., Пулика И.Е. О создании оборудования для использования газа в качестве моторного топлива^/Нефтегазовая вертикаль. 1999. №11. С. 114-115
39. Гречко В. Горизонты Газпрома^Бизнес. 1998. №1. С.12-15
40. Добыча и экспорт природного газа РФ//БИКИ. 2001. №40. С. 15
41. Евпланов А. Российские предприятия впервые вошли в рейтинг крупнейших европейских компаний //Финансовые известия. 1997. №30. С.7
42. Кокшаров А. Газпром нужен всем//Эксперт. 1999. №13. С.44
43. Конторович А. Нефть и газ//ЭКО. 2001. №2. С.94-109
44. Коростелев А., Фрумкин К. Европа против «Газпрома»//Финансовая Россия. 2000. №23.-С.7
45. Красовский Г. Набирая обороты//Рынок ценных бумаг. 2000. №15. С.10-13
46. Крюков В. Сила «Газпром» источник его будущей слабости/Нефтегазовая вертикаль. 1998. №1. - 36-38 с.
47. Ларионов В. Восточный вектор газовых маршрутов//Нефтегазовая вертикаль. 1999. №12. С.88-91
48. Логинов Д. На рынке как на войне.//Нефтегазовая вертикаль. 1998. №1. С.76-81
49. Лысова Т., Ногина А. Сопротивление бесполезно!//Эксперт. 1999. №11. С.24-27
50. На рынке газа Европы//БИКИ. 2001. № 122. С. 14
51. Некрасов А., Синяк Ю. Цена газоугольной рокировки//Нефть и капитал. 2000. №4. С.14-16
52. О деятельности ОАО «Газпром»//БИКИ. 2001. №123. С. 14
53. Основные показатели деятельности 50 ведущих нефтегазовых компаний мира//БИКИ. 2002. №44. С. 14
54. О стратегии развития газовой промышленности России//БИКИ. 2002. №22. С. 12
55. Покровский С. С российским размахом и немецким качеством//Нефтегазовая вертикаль. 1999. №11. С. 19-21
56. Портников В. Виктор Ющенко: Россия и Украина должны составить эффективный газотранспортный тандем//Ведомости. 2001. 3 апр. С.5
57. Резник И. «Газпром» рвется в Европу//Коммерсант. 2001. №10. 32 янв.
58. Рекомендация долгосрочная покупка//Нефтегазовая вертикаль. 1997. №12. С.90-94
59. Рынки сбыта новая забота сахалинского губернатора//Нефтегазовая вертикаль. 1999. №12. - С.82-84
60. Сергеев П. Газообеспечение стран Европейского союза//Мировая экономика и международные отношения. 1997. №3. С.138-144
61. Сергеев П. Ресурсная политика Норвегии/УМировая экономика и международные отношения. 2000. №7. С.111-119
62. Синяк Ю.В., Некрасов А.С. Экспортная политика России на мировых энергетических рынках//Проблемы прогнозирования. 2000. №1. С.59-76
63. Скоробогатов В. От Германии до Японии//Нефтегазовая вертикаль. 1999. №2-3. -С.44-47
64. Телегина Е. Потенциал уникальный, шанс - реальный//Нефть России. 1999. №11. - С.10-13
65. Тенденции развития мировой и российской энергетики//БИКИ. 2002. №28. С. 1-4, -С.16
66. Усиление роли природного газа в бытовом секторе Европы//БИКИ. 2002. №5. -С.14
67. Хашутогов А. Экспорт России в Великобританию энергоносителей и его перспективы//Внешнеэкономический бюллетень. 1997. №6. С. 15-18
68. Чеглина Г., Пекур С. Перспективы российского экспорта топлива в страны Центральной Европы//Внешнеэкономический бюллетень. 1997. №2. С. 11-12
69. Чеханов С.А. Мировой энергетический рынок и России//Внешнеэкономический бюллетень. 2001. №2. С.4
70. Шпаков Ю. Горячий лёд.//Московские новости. 1996. №23. С.14
71. Шпаков Ю. Газ Северного моря подступил к берегам Германии/УМосковские новости. 1996. №37. С.14
72. Шпаков Ю. Газовый бизнес интернационален по природе//Время новостей. 2000. 19 июня1. Специальные издания
73. Альманах Нефтегазовый комплекс России Серия «XX век. Элита бизнеса»/Отв.секр. и рук. А.Кузнецов. М.: Эксклюзив-пресс, 1997. — 335 с.
74. Внешнеэкономический бизнес в России: Справочник/Под.ред. И.П. Фаминского. -М.: Республика, 1997
75. Внешняя торговля и предпринимательство России на рубеже XXI века/Центр внешнеэкономических исследований РАН; Торгово-промышленная палата РФ; В.П. Индский, J1.B. Краснов и др. М.: Наука, 2000. -223с.
76. Годовые отчеты ОАО «Газпром» 1996-2000
77. Ежегодный государственный доклад «О состоянии минерально-сырьевой базы России»// гл. ред. Б.А. Яцкевич. М.: МПР России, 1999. - 188 с.
78. Россия в цифрах: Крат.стат.сб.//Госкомстат России М., 2000, - 396 с.
79. Обзор экономики России. М.: Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации. 2000.1
80. Уголь России: информационно-аналитический обзор//Росинформуголь. 2000. №12.-40 с.
81. Финансово-экономические результаты работы промышленности за 1999 и 2000 годы. М.: Центр экономической коньюктуры при Правительстве Российской Федерации
82. Berk R.J. Supply management by major exporters key in year's second half//Oil and Gas Journal. 2001. №6. P.27-28
83. Energy Polices of IEA Review//OECD Publications. Paris, 1999. - 257p.
84. Energy Statistics of World economy//Energy Department of Commerce Economics and Statistics Administration. Washington, 2001. - 430p.
85. Energy Statistics Yearbook//United Nation publication/ N.York, 1999. - 560p.
86. Horn D. Prospects for the future: Turkey and gas market// Oil and Gas Journal. 2001. №8. P.17-18
87. International Financial Statistics//International Monetary Fund, Publication services,IMF. Washington, 2001, - 915p.
88. Main Economic Indicators/OECD Publications. Paris, 2001. - 296 p.
89. Statistical Abstract of the United States 2000: The national Data Book//US. Department of Commerce Economics and Statistics Administration. 120th Edition. -Washington, 2000. - 1000 p.
90. Statistical Yearbook Annuaire Statistique// United Nation publication. - N.York, 1999. - 922 p.
91. The Europe Yearbook/Europe publications limited. London, 1999. - 4009p.
www.dissercat.com
Политика, экономика, общество (без банов) Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.
"Газпром" назвал угрозой экономической безопасности России бурное развитие СПГMoscow-Live.ru
"Газпром" предлагает разработать механизм государственного контроля и предотвращения конкуренции различных маршрутов и условий поставок газа, передает "Интерфакс". Вероятная конкуренция отечественного сжиженного газа с трубопроводными поставками может привести к снижению доходов госбюджета, сказано в предложениях, направленных в профильные ведомства.
При этом газовый монополист высказался за поэтапное развитие российской отрасли СПГ, "учитывая, что российский трубопроводный газ в настоящее время и в долгосрочной перспективе останется основным источником бесперебойного энергоснабжения Европы и поступлений в бюджет РФ".
К потенциальным рискам для экономической и энергетической безопасности РФ, связанным с развитием СПГ, в "Газпроме" относят "в первую очередь снижение доходов российского бюджета, обусловленное падением средней цены реализации российского газа на внешнем рынке в связи с ростом предложения и конкуренцией российских поставщиков между собой".
Производить СПГ концерн предлагает на основе анализа влияния поставок с проекта "Ямал СПГ" на объемы и эффективность трубопроводных поставок российского газа на целевые экспортные рынки в целях обеспечения вхождения РФ в среднесрочной перспективе в число мировых лидеров по производству и экспорту СПГ". Об этом компания ранее написала министру энергетики РФ Александру Новаку, сообщил агентству источник в одном из профильных ведомств.
"Проект "Ямал СПГ" реализован при государственной поддержке, эффект от которой для Российской Федерации неочевиден", - заявляет "Газпром", подчеркивая, что, "несмотря на потенциальную возможность реализации СПГ на удаленных рынках, не имеющих доступа к российскому трубопроводному газу, значительные объемы ямальского СПГ были законтрактованы именно европейскими покупателями".
Напомним, сейчас на долю газовой отрасли приходится около 12% российской экспортной выручки.
Подробнее: https://www.newsru.com/finance/30mar2018/gazpromvslng.html
newsland.com
ВЛИЯНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ОАО «ГАЗПРОМ» НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
JEL коды: А 220, С 800, H 200, R 110.
АНАЛИЗ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (НДПИ) С 2002 ПО 2016 ГГ. Монина Анастасия Валерьевна В статье рассматривается теория и история вопроса, особенности изменения в налоговом законодательстве и
ПодробнееРесурсная экономика: бюджетный отклик *
Ресурсная экономика: бюджетный отклик 49 Ресурсная экономика: бюджетный отклик * П.В. ГУЛЯЕВ, кандидат экономических наук, Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного
ПодробнееОБЗОР СОСТОЯНИЯ НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ББК 65.04 : 65.05 (2Рос4Пер) ОБЗОР СОСТОЯНИЯ НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ М.А. Бородина ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», г. Пермь Рецензент Н.П. Пучков Ключевые слова и фразы: затраты на научные
ПодробнееФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 3(3)
УДК Заверяева В.А., студентка курсу, факультет «Финансово экономический» Псковского государственного университета, Россия, г. Псков Саперова И.В., студентка курсу, факультет «Финансово экономический» Псковского
Подробнееconsolidated revenues of the Belgorod region.
для нормальной работы денежных вливаний и необходимости решения многих последующих проблем. Литература 1.Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Территориальный орган Федеральной службы
Подробнееdocplayer.ru