Вадим Яковлев: новые ледоколы укрепят лидерство "Газпром нефти" в Арктике. Яковлев газпром
Вадим Яковлев: новые ледоколы укрепят лидерство "Газпром нефти" в Арктике
Ледокол нового поколения "Александр Санников", способный за минуту совершить разворот вокруг своей оси, двигаться боком и пройти ледовое поле двухметровой толщины, вошел в состав арктического флота России. Это первый ледокол, построенный по заказу "Газпром нефти" для обеспечения отгрузки нефти с Новопортовского месторождения в районе Обской губы. О том, как будет развиваться нефтедобыча в Арктике и почему нефтяникам не обойтись без собственного флота, в интервью РИА Новости рассказал заместитель председателя правления "Газпром нефти" Вадим Яковлев:
— "Газпром нефть" остается единственной компанией, которая добывает нефть на российском арктическом шельфе. Почему компания выбрала для себя это направление, несмотря на очевидную сложность проектов и риски?Правительство создаст координационный орган для развития Арктики
— Арктика — один из самых перспективных регионов добычи углеводородов. Безусловно, здесь сложные климатические условия, удаленность производственной инфраструктуры, непростая логистика. Но времена "легкой нефти" остались далеко позади. На месторождениях, открытых десятилетия назад, добыча снижается, поэтому важно смотреть в перспективу и создавать прочный фундамент на будущее. Для нашей компании таким фундаментом является Арктика, разработка месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. Освоение новых активов позволит нам и дальше оставаться лидерами по темпам роста добычи нефти в России, наращивать потенциал извлечения углеводородов и быть конкурентоспособными на мировой арене. Компания уже сегодня создает технологические преимущества перед другими игроками рынка и добивается высоких показателей эффективности в освоении арктических активов.
— Недавно компания получила лицензии на оценку залежей по нескольким участкам на Ямале. Насколько они перспективны?
— "Газпром нефть" создает на полуострове Ямал крупный инфраструктурный комплекс, который объединит запасы разрабатываемого Новопортовского месторождения, а также новых лицензионных участков — Южно-Новопортовского и Сурового. Новые активы сейчас находятся на этапе оценки запасов, но уже сегодня мы выстраиваем стратегию их освоения, включая определение логистических схем. Поэтому в ближайшие пять лет компания будет активно инвестировать в проекты на полуострове Ямал с целью достижения максимальных показателей добычи и эффективной монетизации всех видов углеводородов.
Новопортовское месторождение
— Почему сейчас у компании возникла потребность в собственных ледоколах? В России исторически мощный ледокольный флот, почему не задействовать готовые суда?Правительство увеличит заказ на новые атомные ледоколы
— "Газпром нефть" в Арктике реализует уже три крупных проекта: Новопортовское, Восточно-Мессояхское и Приразломное месторождения. Кроме того, по нашим прогнозам к 2030 году потребность рынка перевозок по Северному морскому пути вырастет на треть. Независимость от внешних условий и мощностных ограничений судоходных компаний важна для успешного развития нашего бизнеса в Арктике. Поэтому "Газпром нефть" делает ставку на развитие собственного ледокольного и танкерного флотов. На прошлой неделе в Санкт-Петербурге был поднят российский флаг на головном ледоколе компании "Александре Санникове". Подходит к завершающей стадии строительство его близнеца — судна "Андрей Вилькицкий". Уже успешно эксплуатируются шесть танкеров арктического класса, ведется строительство седьмого. Все они призваны укрепить позиции компании за Полярным кругом и обеспечить круглогодичную транспортировку нефти по Севморпути.
— Два года назад в Обской губе заработал нефтеналивной терминал "Ворота Арктики". Сколько нефти через него отгружается сейчас и как происходит ее транспортировка?В Атомфлоте рассказали, зачем России нужны ледоколы проекта "Лидер"
— В прошлом году танкеры совершили более 200 рейсов от терминала "Ворота Арктики" до порта в Мурманске, таким образом мы отгрузили 5,9 миллиона тонн нефти особого сорта Novy Port. В 2018 году добыча на Новопортовском месторождении увеличится и составит более 7 миллионов тонн, а значит потребности в перевозках возрастут. Сам процесс отгрузки сырья уже отработан, танкеры приходят в район Обской губы, где происходит стыковка судна и терминала. После чего танкеры с нефтью проделывают путь по Северному пути через Карское и Баренцево моря. Этот маршрут показал свою работоспособность, несмотря на вызовы, с которыми компания здесь столкнулась: сложная ледовая обстановка, мелководье в Обской Губе, которое накладывает ограничения по проходимости судов. Для проведения операций в таких условиях ледоколы должны иметь осадку около 8 метров и быть маневренными — этим требованиям соответствуют новые дизельные ледоколы "Александр Санников" и "Андрей Вилькицкий". Они смогут качественно и безопасно трудиться в акватории, которая 250 дней в году покрыта льдом и помогать другим судам выполнять задачи по отгрузке нефти.
Терминал "Ворота Арктики" в Обской губе
— Почему был сделан выбор в пользу дизельных судов, а не атомоходов?
— При работе в районе Обской Губы важны размеры ледокола и его маневренность, что обеспечивают конструктивные особенности судна. При мощности в 22 МВт "Александр Санников" показывает ледопроходимость, сопоставимую с атомными ледоколами, при этом он является более энергоэффективным. Благодаря своей технической "начинке" судно совершает полный разворот вокруг оси всего за минуту, такие преимущества обеспечивают особая форма корпуса и три винто-рулевые колонки "Azipоd" в кормовой и носовой частях, которые вращаются на 360 градусов. Классические ледоколы наезжают на лед и ломают его своим весом, а "Александр Санников" с помощью винтов-азиподов разрушает лед снизу и одновременно продавливает ледовые куски корпусом.
— Как показал себя "Александр Санников" во время ходовых испытаний в мае и июне?Источник рассказал о сроках подписания контракта на новые ледоколы
— Результаты были выше технических характеристик, заложенных в проекте. На чистой воде "Александр Санников" разгоняется до 16 узлов, но даже на крейсерской скорости сверхудобен в управлении, которое осуществляется эргономичными джойстиками. На ледоколе внедрена современная система динамического позиционирования, а бортовые компьютеры полностью регулируют жизнеобеспечение ледокола, запускают генераторы, синхронизируют работу оборудования, регулируют температуру и проведение технологических процессов на палубах. Моряки отмечают, что "Александра Санникова", по уровню инноваций, можно сравнить с появлением смартфона на рынке кнопочных телефонов.
— Какая команда необходима, чтобы управлять "цифровым" ледоколом?
— Экипаж "Александра Санникова" составляет всего 19 человек. Обычно для работы на подобных судах формируют экипаж вдвое больше. Снизить количество людей, задействованных на нашем проекте, позволяет высокий уровень автоматизации судна. Также это предъявляет высокие требования к персоналу, подобранному на ледокол. Специалисты не только должны иметь опыт работы в арктических широтах, на судах ледокольного обеспечения, но и обладать компетенциями в области цифровых технологий, которые повышают эффективность выполнение поставленных задач.
Ледокол "Александр Санников"
— Как реализована политика импортозамещения при строительстве "Александра Санникова"?
— Значительная часть оборудования, установленного на ледоколе, — российского производства. Например, центр судостроения "Звездочка" в Северодвинске оснастил судно самым современным носовым подруливающим устройством. Также на ледоколе установлено отечественное навигационное оборудование, ходовой мостик, генераторы — важнейшие элементы, которые обеспечивают работу судна.
— Расскажите об экологической безопасности, какое внимание уделяется этому вопросу на новых ледоколах?
— "Александр Санников" и "Андрей Вилькицкий" устроены по принципу "нулевого сброса", который исключает попадание отходов в атмосферу или акваторию Обской Губы. На судах спроектирована система отведения сточных вод замкнутого цикла — они попадают в специальный сборный танк, откуда поступают на очистные сооружения. Сохранение уникальной природы и биологического разнообразия в Арктике — один из главных приоритетов нашей компании.
— Когда новый ледокол ждут в Арктике?
— Прибытие "Александра Санникова" в район Обской губы запланировано на август этого года.
— В честь кого назван "Александр Санников"?
— Судно названо в честь нашего коллеги, сильного, волевого человека, который внес значительный вклад в развитие ТЭКа в нашей стране. Ледокол с именем "Александр Санников" на борту — это дань памяти и уважения Александру Леонидовичу. Под его началом реализовывались масштабные проекты, такие как комплексная модернизация Омского и Московского нефтеперерабатывающих заводов "Газпром нефти", что запустило цепочку качественных трансформаций и позволило предприятиям стать лучшими в своей отрасли на сегодняшний день.
ria.ru
Яковлев Александр Евгеньевич
Яковлев Александр Евгеньевич
Заместитель директора филиала
Родился 29 мая 1960 года. Женат, имеет двух детей: сына и дочь. В 1979 году окончил Сахалинский нефтяной техникум по специальности «Эксплуатация нефтяных и газовых скважин». Присвоено звание «Почетный работник газовой промышленности».
Опыт работы:
04.2006 – по н.вр. – ОАО «Газпром газораспределение» филиал в Астраханской области (до 12.04.2011 – Астраханский филиал ОАО «Газпромрегионгаз»), Заместитель директора филиала; 01.2005 – 04.2006 – Газопромысловое Управление ООО «Астраханьгазпром», Заместитель начальника производственно-диспетчерской службы; 02.1999 – 01.2005 – Газопромысловое Управление ООО «Астраханьгазпром», Начальник смены производственно-диспетчерской службы; 04.1998 – 02.1999 – Газопромысловое Управление ПО «Астраханьгазпром», Оператор по добыче нефти и газа 6 разряда опытного полигона; 01.1995 – 08.1995 – Оренбургское Газопромысловое Управление, Мастер по добыче нефти и газа оперативно-производственной службы № 14; 02.1993 – 09.1994 – Газопромысловое управление ПО «Астраханьгазпром», Оператор по добыче нефти и газа 6 разряда центральной диспетчерской № 2; 07.1990 – 02.1993 – ПТК «Универсал», Председатель; 01.1986 – 07.1990 – Газопромысловое управление ПО «Астраханьгазпром», Начальник смены производственно-диспетчерской службы; 07.1984 – 01.1986 – Дирекция строящего Газопромыслового Управления ПО «Астраханьгазпром», Мастер по добыче УППГ-1; 05.1984 – 07.1984 – Оренбургское производственное объединение по добыче газа «Оренбургаздобыча», Диспетчер оперативно производственной службы № 7; 01.1983 – 05.1984 – Оренбургское производственное объединение по добыче газа «Оренбургаздобыча», Оператор по добыче нефти и газа 5 разряда центральной диспетчерской № 7; 11.1980 – 11.1982 – Служба в рядах Советской Армии; 08.1979 – 11.1980 – Оренбургское производственное объединение по добыче газа «Оренбурггаздобыча», Оператор по добыче нефти и газа III разряда.
Вернуться к списку руководителей
gro.ttcsoft.ru
Вадим Яковлев: "Газпром нефть" наращивает сотрудничество с иностранными партнерами
Первый заместитель генерального директора "Газпром нефти" Вадим Яковлев / Фото: Пресс-служба "Газпром нефть"
Нефтяная "дочка" "Газпрома" - "Газпром нефть", которая в этом году вошла в тройку крупнейших российских нефтяных компаний по объемам добычи, в ходе Петербургского экономического форума (ПМЭФ-2018) подписала большое число соглашений, значительная часть из них - с иностранными партнерами. О том, почему "Газпром нефть" вызывает повышенный интерес у зарубежных компаний, о зарубежных и российских проектах "Газпром нефти" и о стратегии развития НК после 2025 года в кулуарах форума в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель председателя правления, первый заместитель генерального директора "Газпром нефти" Вадим Яковлев.
- После некоторого перерыва, вызванного санкционными мерами в отношении РФ, "Газпром нефть" вновь активно обсуждает варианты сотрудничества с иностранными партнерами. В чем видите причины того, что переговоры компании с иностранцами вновь активизировались?
- Если честно, даже в те годы, когда для нас менялась внешняя среда, особенного ослабления интереса к "Газпром нефти" из-за рубежа мы не чувствовали. Количество тем, которые мы обсуждали, со временем только увеличивалось, и на данный момент оно велико как никогда. Сотрудничество "Газпром нефти" с иностранными партнерами, действительно, динамично выросло в последнее время, и в подтверждении тому подписаны многочисленные соглашения на ПМЭФ.
Объяснить то, что интерес к "Газпром нефти" всегда был высоким, можно несколькими факторами. Во-первых, мировая нефтяная отрасль планирует свою деятельность вдолгую, сквозь любые политические циклы. Во-вторых, российская нефтянка показала свою устойчивость в период низких цен на нефть: когда везде в мире снижалась буровая активность, мы ее не снижали и продолжали принимать крупные инвестиционные решения. И, в-третьих, партнеры видят как динамично развивается сама "Газпром нефть", мы нацелены на результат и на получение совместной выгоды, наши партнеры это видят и ценят.
Многое, конечно, зависит и от внутренних возможностей наших партнеров. Было время, когда они попросту сокращали свою инвестиционную активность не только по отношению к России, но и на "домашних" активах. Просто не могли себе позволить осуществлять новые инвестиции из-за низких цен на нефть. Сейчас, видимо, внутренних возможностей у иностранных компаний стало больше, и темы, которые мы долго обсуждали, перешли в стадию реализации договоренностей, конкретных соглашений, сделок...
- Видимо, и подходы "Газпром нефти" к зарубежному партнерству за последние годы изменились?
- Партнерства, российские и западные, составляют значимую часть нашего бизнеса - примерно 40% активов находится в совместном владении и управлении. Мы всегда осознавали значимость этого направления, и много работали в части развития форматов партнерств. Нужно уметь слышать, чувствовать, понимать интересы партнера, быть способным в чем-то отойти от внутренних практик для того, чтобы найти точки соприкосновения, улучшить условия совместной работы.
"Газпром нефть" за последние годы стала ещё более гибкой, открытой к кооперационным моделям управления, мы все в большей степени совершенствуем этот навык. Кроме того, мы нацелены на дополнительные контакты, новые форматы общения, иногда все начинается с простого обсуждения состояния рынка, совместных оценок, взглядов на перспективу...
- Одной из новых сделок с участием иностранного партнера станет продажа 49-процентной доли в "Газпром нефть-Восток" РФПИ и эмиратскому фонду Mubadala. Как вы смогли заинтересовать фонд Mubadala в получении неконтрольной доли в небольшом предприятии, работающем на зрелых месторождениях?
- Это был взаимный интерес. Совместно с РФПИ и Mubadala мы давно искали конкретные проекты, на которых можно было бы стартовать совместно. При этом все участники на всех этапах осознавали, что есть большой потенциал для сотрудничества в России и за ее пределами. Поэтому участники соглашения по "Газпромнефть-Восток" рассматривают этот проект как стартовый в нашем долгосрочном сотрудничестве.
Базовая цена сделки составляет $302 млн, предусмотрен также отложенный платеж в размере $23 млн при выполнении определенных условий. Достигнутые договоренности мы закрепили в подписанном обязывающем соглашении.
Сама сделка по "Газпромнефть-Восток" является сбалансированной для всех сторон. Наша компания в последние годы достаточно много вкладывала в развитие газовой инфраструктуры на этом активе, и сейчас он подошел к этапу, когда инвестиции начинают давать отдачу. Для нас продажа доли дает возможность ускоренного возврата инвестиций. Для наших партнеров это проект, на котором они свою отдачу начинают получать с первого дня участия, поскольку "Газпромнефть-Восток" генерирует свободный денежный поток.
При этом активы "Газпромнефть-Востока" имеют перспективу развития, связанную с палеозойскими отложениями. Мы видим значительный потенциал наращивания ресурсной базы, и надеемся, что технологические возможности и опыт Mubadala внесут свой вклад в их ускоренный ввод.
- И какие еще проекты обсуждаются "Газпром нефтью" и Mubadala? Это не обязательно активы, в которых уже участвуют стороны?
- Мы не ограничиваемся теми активами, которые находятся в наших портфелях, формируем совместный стратегический взгляд на возможности дальнейшего сотрудничества. Это могут быть дополнительные проекты в России и на Ближнем Востоке, являющемся ключевым для Mubadala, а также регионом, входящим в периметр стратегии "Газпром нефти". В первую очередь обсуждаем проекты в сегменты добычи, которые могут начинаться с самых ранних стадий. Более подробную информацию мы раскроем, когда сделка по "Газпромнефть-Восток" будет закрыта.
- И когда она будет закрыта?
- В третьем квартале текущего года.
- Сообщалось также о планах вхождения китайской ZPEC в проект Чона. На какой стадии переговоры по этому активу?
- На данный момент мы можем только подтвердить то, что мы ведем переговоры с азиатскими партнерами по данному активу.
- В чем может быть интерес иностранного партнера в Чоне, проекте на очень ранней стадии, с геологическими рисками? Ранее японская JOGMEC отказалась от идеи участия в Чоне...
- Да, Чона пока находится на достаточно ранней стадии: на оценке геологических возможностей, подбора технологий для эффективной разработки. Но именно партнерский формат работы является стандартом для подобных проектов - с большой неопределенностью, но и с потенциально высокой отдачей. Ресурсная база Чоны очень значительна, что и формирует интерес к этому активу со стороны партнеров, с которыми мы сейчас находимся в дискуссии.
- "Газпром нефть" обсуждает партнерства только с азиатскими компаниями? С европейцами, например, совсем переговоров не ведете?
- Мы ведем переговоры также и с европейскими компаниями по проектам, как в России, так и на других территориях. Текущая стадия переговоров позволяет нам рассчитывать на то, что объявить о договоренностях с компаниями из Европы мы сможем уже в текущем году. Пока ограничусь такими формулировками.
- Один из ваших европейских партнеров испанская Repsol, с которой у "Газпром нефти" уже есть СП в ХМАО. Компании планировали развивать сотрудничество в РФ и за ее пределами...
- С Repsol мы прорабатываем конкретные опции расширения нашего взаимодействия. За рубежом это, прежде всего, Курдистан. Здесь Repsol владеет блоками Топхана и Курдамир, которые граничат с нашим блоком Саркала, синергия очевидна. Сейчас Repsol и министерство природных ресурсов Курдистана актуализируют планы разработки месторождений испанской компании. Газпром нефть" заинтересована в том, чтобы имея согласованный FDP (план развития месторождения) быстро подключиться к реализации совместных договоренностей.
- А в чем видите расширение партнерства Repsol и "Газпром нефти" в России?
- Возможно, расширение периметра деятельности для покупки геологоразведочных лицензий как в том регионе, где мы уже владеем активами (в Карабашской зоне ХМАО), так и на других территориях РФ.
Кроме того, между "Газпром нефтью" и Repsol на ПМЭФ подписано соглашение о технологическом сотрудничестве. Мы рассчитываем на совместное наращивание технологического арсенала. Например, одной из тем совместной проработки является исследования в области петрофизики с использованием цифровых технологий и искусственного интеллекта.
- Год назад на ПМЭФ было подписано соглашение о технологическом партнерстве с Саудовской Аравией. За год удалось ли определить точки соприкосновения?
- Да, мы конкретизировали направления нашего сотрудничества. В качестве приоритетных выделили четыре направления: технологии бурения, разработка низкопроницаемых запасов, технологии многостадийного гидроразрыва пласта и развитие методов геологического моделирования. Соглашения предусматривают обмен опытом и наработками по этим областям, совместное тестирование технологий. И это не только кабинетная работа специалистов, могут быть опытно-промышленные работы, то есть проверка технологий на активах в России и Саудовской Аравии.
Интерес саудитов в том, что они сейчас подходят к проблеме вовлечения в разработку краевых зон месторождений с карбонатными коллекторами. Для них это трудноизвлекаемые запасы, задача будущего, тогда как для нас работа с запасами такого качества - реалии текущего дня. Мы имеем ценные наработки, и нам есть чем поделиться.
В свою очередь, "Газпром нефть", конечно же, заинтересована в привлечении в партнеры Saudi Aramco, крупнейшей нефтяной компании мира, с огромным технологическим потенциалом. Видеть, как работает команда Saudi Aramco, конечно же, очень интересно. Еще более важно получить доступ к их опыту и интеллектуальным возможностям.
- Заканчивая зарубежную тему, хочу задать несколько вопросов про активы на Ближнем Востоке. Сначала про крупнейший добычной зарубежный проект - иракскую Бадру. Первоначальный он был заявлен как быстрорастущий, но сейчас "Газпром нефть" просит власти Ирака согласовать стабилизацию добычи нефти на Бадре. Насколько серьезной может оказаться недополученная прибыль из-за смены приоритетов?
- С властями Ирака на рабочем уровне согласованы изменения плана разработки Бадры, заключающиеся в стабилизации добычи нефти на достигнутом уровне. Теперь ожидаем формализации этих договоренностей от Ирака. Думаю, что в течение этого года согласование нового плана реалистично. Мы считаем, что предоставили все необходимые аргументы.
Что касается финансового эффекта от снижения полки добычи по сравнению с первоначальными планами, то, с одной стороны, одновременно сокращается и объем инвестиций. С другой стороны, это несколько удлиняет сроки возврата тех инвестиций, которые мы сделали раньше. В целом, мы считаем, в текущей конъюнктуре, в текущих условиях такое решение является сбалансированным. В то же время для Бадры есть опция развития, бурения дополнительных скважин, и эту опцию мы с иракскими партнерами тоже обсуждаем.
- "Газпром нефть" не стала участвовать в очередном раунде на месторождения в Ираке, хотя заявляла, что оценивает блок Зурбатия рядом с Бадрой. Что произошло?
- Мы не подали заявку на последний лицензионный раунд в Ираке, как и многие другие нефтяные компании, из-за очень сжатых сроков проведения этого тендера. Но нам по-прежнему интересен этот блок, а также ряд других, находятся в провинции Вассит недалеко от месторождения Бадра. Это лицензионные участки на ранней стадии изучения. Но для их получения нужно ждать нового лицензионного раунда, куда они могут быть включены.
- Предлагаю перейти к новым российским партнерам "Газпром нефти". Что подразумевает собой соглашение со Сбербанком , также подписанное на ПМЭФ?
- Рамочное соглашение со "Сбербанк Лизинг" подписано с целью создания совместного предприятия. Это СП, используя лизинговый формат, будет покупать специализированную технику (например, современные буровые станки) и передавать ее нефтесервисным компаниям, которые оказывают услуги "Газпром нефти". Основное финансирование на покупку оборудования пойдет от российских банков, доля инвестиций "Газпром нефти" составит от 5% до 10%.
Поясню, зачем нам это надо. Подчеркиваю, "Газпром нефть" намеренно не хочет владеть нефтесервисным бизнесом. При этом мы заинтересованы в том, чтобы нефтесервисные компании, работающие на нас, обновляли свой парк, повышали технологический уровень. Но мы понимаем, что финансовые возможности нефтесервисников ограничены. Поэтому создаем механизм, который даст "Газпром нефти" высокотехнологическое оборудование, на котором будут работать сторонние сервисы.
Это новая форма работы в нефтесервисной сфере, на отечественном рынке, по-моему, ее еще никто не применял. И наши расчеты показывают, что это исключительно коммерческая схема. Одновременно она дает возможность сервисному рынку развиваться, расширять свои возможности. Надеемся, что в дальнейшем этот механизм может быть широко задействован.
- Надеетесь, что сервисные компании встанут к вам в очередь?
- С некоторыми нефтесервисными компаниями мы уже провели переговоры, интерес, несомненно, есть. Мы проведем отборочный тендер, и то предприятие, что предложит наилучшие условия, получит в пользование новое оборудование. Само оборудование будет закреплено за "Газпром нефтью", работать на нем можно будет только по нашим заказам.
- И еще про новые инициативы. Действительно, на базе Нового порта "Газпром нефть" планирует создание нефтегазового кластера, который может стать толчком для развития газового бизнеса компании?
- Мы строим в Новом порту уникальный инфраструктурный комплекс, чтобы иметь возможность эффективной монетизации всех видов углеводородов: и нефти, и конденсата, и газа. Создание такого комплекса позволит нам с максимальной эффективностью вовлечь в разработку те запасы компании, которые у "Газпром нефти" уже есть в районе Нового Порта.
Это якорный инфраструктурный комплекс, который будет также использоваться для разработки новых месторождений. Мы продолжим работу по расширению ресурсной базы возле Нового порта. Буквально недавно получили несколько новых участков: Южно-Каменномысский, Южно-Новопортовский, Суровый. Поскольку они пока находятся на поисковом этапе, состав углеводородов пока еще не определен. Но, в любом случае, мы понимаем, что в данном регионе все запасы имеют высокое содержание газа.
Поэтому "Газпром нефтью" принято решение о строительстве газопровода, который пересечет Обскую губу и выйдет на газовые объекты "Газпрома" в Ямбурге. Мощность газопровода планируется от 10 млрд куб. м. Для "Газпром нефти" наличие такого объекта создает возможность монетизации газа.
Параллельно частью инфраструктурного решения остается закачка газа в пласт для подержания пластового давления. Будем использовать и ту (закачка в пласт-ИФ), и другую (строительство газопровода - ИФ) возможность на разных стадиях жизненного цикла месторождения. На начальной стадии имеет смысл закачивать в пласт. Дальше, когда основные объемы нефти извлечены, имеет смысл газ поставлять на рынок. Кроме того, объемами закачки газа можно управлять, поскольку спрос на газ носит сезонный характер.
По нефти планка добычи не меняется - планируем добывать на Новом порту не менее 8 млн тонн. Что касается извлечения стабильного конденсата, то в зависимости от объемов мы можем продавать конденсат в виде отдельного продукта или смешивать конденсат с нефтью, улучшая качество сорта нефти Noviy Port и получать дополнительную премию. Когда будет ясность по подключению новых нефтяных месторождений к Новому порту, то вполне возможно будет расширить и нефтяную инфраструктуру проекта. Такое решение будет приниматься в зависимости от того, что эффективнее: повышать полку добычи на проекте или удлинять ее по времени.
- Сообщалось, что "Газпром нефть" готовит новую стратегию, определяющую развитие компании после 2025 года. Как бы Вы охарактеризовали суть новой стратегии, и когда она будет готова?
- Мы, действительно, сейчас проводим большую работу по обновлению стратегии развития компании после 2025 года, планируем завершить эту работу до конца года.
Что касается характеристик новой стратегии, то вы не увидите каких-то кардинальных и неожиданных изменений. Планируется дальнейшее поступательное развитие "Газпром нефти". Если говорить о добыче, то, достигнув уровня в 100 млн тонн н.э. в год, после мы намерены продолжать рост с темпами выше среднеотраслевых - не менее чем 1,5-2% в год. Это будет тот объем добычи, который позволит "Газпром нефти" войти в десятку крупнейших мировых публичных компаний - производителей жидких углеводородов и закрепиться в этой высшей лиге.
Поступательный рост добычи учитывает все возможности развития. Так, сейчас компанией сформирован избыточный набор возможностей, которые позволяют нам выбирать наиболее эффективные опции и более активно работать с имеющимся портфелем активов. Одновременно мы можем и далее продолжать предлагать потенциальным партнерам покупать доли в наших активах. Каких-то значительных покупок с рынка новая стратегия не предусматривает. В целом я бы охарактеризовал ее как стратегию органического роста.
При этом основной акцент мы делаем на эффективности, максимизации дохода на вложенный капитал, прибыли на каждый добытый баррель и качественное развитие организации. Мы ставим перед собой очень амбициозную цель - стать признанным в отрасли лидером по эффективности и безопасности деятельности, а также технологичности.
Что касается финансовые показателей, будем и дальше радовать инвесторов максимально высокими уровнями прибыли и дивидендов.
- Цифровая трансформация бизнеса, которую "Газпром нефть" утвердила в качестве одного из приоритетных направлений, является частью новой стратегии?
Нашу компанию выделяет то, что в течение многих лет мы целенаправленно работали над созданием новых цифровых решений. Огромный объем цифровых инициатив уже формирует критическую массу, мы можем говорить о цифровизации компании. Цифровизация для нас - это не только внедрение новых цифровых технологий. Это также пересмотр, как внутренних процессов, так и подходов к взаимодействию с нашими многочисленными партнерами.
Мы ставим перед собой цель построить единую открытую информационную платформу, в которой вместе с нами смогут работать также наши поставщики, подрядчики и субподрядчики. При этом мы хотим не насаждать им свой продукт, а вовлекать в процесс его создания на принципах, схожих с open-source, предоставляя уникальные технологические возможности и приглашая к совместному развитию и совершенствованию платформы в формате co-creation ("совместное создание").
Мы хотим выйти за юридические границы нашей компании, сделать прозрачным весь цикл "создания стоимости" для участников, перейти от взаимоотношений "заказчик/подрядчик" к совместной работе на общий результат и повышению "величины приза" для каждого из нас.
- Так скоро в "Газпром нефти" IT-специалисты станут важнее геологов и нефтяников-добычников...
- Не получится, но компания становится цифровой. Непосредственно для нефтяников цифровые навыки отныне становятся частью профессионального арсенала. И это главный фактор успеха в нефтяной компании будущего.
МОСКВА, INTERFAX.RU
12
www.arms-expo.ru
Вадим Яковлев: "Газпром нефть" наращивает сотрудничество с иностранными партнерами
Первый заместитель генерального директора "Газпром нефти" Вадим Яковлев / Фото: Пресс-служба "Газпром нефть"
Нефтяная "дочка" "Газпрома" - "Газпром нефть", которая в этом году вошла в тройку крупнейших российских нефтяных компаний по объемам добычи, в ходе Петербургского экономического форума (ПМЭФ-2018) подписала большое число соглашений, значительная часть из них - с иностранными партнерами. О том, почему "Газпром нефть" вызывает повышенный интерес у зарубежных компаний, о зарубежных и российских проектах "Газпром нефти" и о стратегии развития НК после 2025 года в кулуарах форума в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель председателя правления, первый заместитель генерального директора "Газпром нефти" Вадим Яковлев.
- После некоторого перерыва, вызванного санкционными мерами в отношении РФ, "Газпром нефть" вновь активно обсуждает варианты сотрудничества с иностранными партнерами. В чем видите причины того, что переговоры компании с иностранцами вновь активизировались?
- Если честно, даже в те годы, когда для нас менялась внешняя среда, особенного ослабления интереса к "Газпром нефти" из-за рубежа мы не чувствовали. Количество тем, которые мы обсуждали, со временем только увеличивалось, и на данный момент оно велико как никогда. Сотрудничество "Газпром нефти" с иностранными партнерами, действительно, динамично выросло в последнее время, и в подтверждении тому подписаны многочисленные соглашения на ПМЭФ.
Объяснить то, что интерес к "Газпром нефти" всегда был высоким, можно несколькими факторами. Во-первых, мировая нефтяная отрасль планирует свою деятельность вдолгую, сквозь любые политические циклы. Во-вторых, российская нефтянка показала свою устойчивость в период низких цен на нефть: когда везде в мире снижалась буровая активность, мы ее не снижали и продолжали принимать крупные инвестиционные решения. И, в-третьих, партнеры видят как динамично развивается сама "Газпром нефть", мы нацелены на результат и на получение совместной выгоды, наши партнеры это видят и ценят.
Многое, конечно, зависит и от внутренних возможностей наших партнеров. Было время, когда они попросту сокращали свою инвестиционную активность не только по отношению к России, но и на "домашних" активах. Просто не могли себе позволить осуществлять новые инвестиции из-за низких цен на нефть. Сейчас, видимо, внутренних возможностей у иностранных компаний стало больше, и темы, которые мы долго обсуждали, перешли в стадию реализации договоренностей, конкретных соглашений, сделок...
- Видимо, и подходы "Газпром нефти" к зарубежному партнерству за последние годы изменились?
- Партнерства, российские и западные, составляют значимую часть нашего бизнеса - примерно 40% активов находится в совместном владении и управлении. Мы всегда осознавали значимость этого направления, и много работали в части развития форматов партнерств. Нужно уметь слышать, чувствовать, понимать интересы партнера, быть способным в чем-то отойти от внутренних практик для того, чтобы найти точки соприкосновения, улучшить условия совместной работы.
"Газпром нефть" за последние годы стала ещё более гибкой, открытой к кооперационным моделям управления, мы все в большей степени совершенствуем этот навык. Кроме того, мы нацелены на дополнительные контакты, новые форматы общения, иногда все начинается с простого обсуждения состояния рынка, совместных оценок, взглядов на перспективу...
- Одной из новых сделок с участием иностранного партнера станет продажа 49-процентной доли в "Газпром нефть-Восток" РФПИ и эмиратскому фонду Mubadala. Как вы смогли заинтересовать фонд Mubadala в получении неконтрольной доли в небольшом предприятии, работающем на зрелых месторождениях?
- Это был взаимный интерес. Совместно с РФПИ и Mubadala мы давно искали конкретные проекты, на которых можно было бы стартовать совместно. При этом все участники на всех этапах осознавали, что есть большой потенциал для сотрудничества в России и за ее пределами. Поэтому участники соглашения по "Газпромнефть-Восток" рассматривают этот проект как стартовый в нашем долгосрочном сотрудничестве.
Базовая цена сделки составляет $302 млн, предусмотрен также отложенный платеж в размере $23 млн при выполнении определенных условий. Достигнутые договоренности мы закрепили в подписанном обязывающем соглашении.
Сама сделка по "Газпромнефть-Восток" является сбалансированной для всех сторон. Наша компания в последние годы достаточно много вкладывала в развитие газовой инфраструктуры на этом активе, и сейчас он подошел к этапу, когда инвестиции начинают давать отдачу. Для нас продажа доли дает возможность ускоренного возврата инвестиций. Для наших партнеров это проект, на котором они свою отдачу начинают получать с первого дня участия, поскольку "Газпромнефть-Восток" генерирует свободный денежный поток.
При этом активы "Газпромнефть-Востока" имеют перспективу развития, связанную с палеозойскими отложениями. Мы видим значительный потенциал наращивания ресурсной базы, и надеемся, что технологические возможности и опыт Mubadala внесут свой вклад в их ускоренный ввод.
- И какие еще проекты обсуждаются "Газпром нефтью" и Mubadala? Это не обязательно активы, в которых уже участвуют стороны?
- Мы не ограничиваемся теми активами, которые находятся в наших портфелях, формируем совместный стратегический взгляд на возможности дальнейшего сотрудничества. Это могут быть дополнительные проекты в России и на Ближнем Востоке, являющемся ключевым для Mubadala, а также регионом, входящим в периметр стратегии "Газпром нефти". В первую очередь обсуждаем проекты в сегменты добычи, которые могут начинаться с самых ранних стадий. Более подробную информацию мы раскроем, когда сделка по "Газпромнефть-Восток" будет закрыта.
- И когда она будет закрыта?
- В третьем квартале текущего года.
- Сообщалось также о планах вхождения китайской ZPEC в проект Чона. На какой стадии переговоры по этому активу?
- На данный момент мы можем только подтвердить то, что мы ведем переговоры с азиатскими партнерами по данному активу.
- В чем может быть интерес иностранного партнера в Чоне, проекте на очень ранней стадии, с геологическими рисками? Ранее японская JOGMEC отказалась от идеи участия в Чоне...
- Да, Чона пока находится на достаточно ранней стадии: на оценке геологических возможностей, подбора технологий для эффективной разработки. Но именно партнерский формат работы является стандартом для подобных проектов - с большой неопределенностью, но и с потенциально высокой отдачей. Ресурсная база Чоны очень значительна, что и формирует интерес к этому активу со стороны партнеров, с которыми мы сейчас находимся в дискуссии.
- "Газпром нефть" обсуждает партнерства только с азиатскими компаниями? С европейцами, например, совсем переговоров не ведете?
- Мы ведем переговоры также и с европейскими компаниями по проектам, как в России, так и на других территориях. Текущая стадия переговоров позволяет нам рассчитывать на то, что объявить о договоренностях с компаниями из Европы мы сможем уже в текущем году. Пока ограничусь такими формулировками.
- Один из ваших европейских партнеров испанская Repsol, с которой у "Газпром нефти" уже есть СП в ХМАО. Компании планировали развивать сотрудничество в РФ и за ее пределами...
- С Repsol мы прорабатываем конкретные опции расширения нашего взаимодействия. За рубежом это, прежде всего, Курдистан. Здесь Repsol владеет блоками Топхана и Курдамир, которые граничат с нашим блоком Саркала, синергия очевидна. Сейчас Repsol и министерство природных ресурсов Курдистана актуализируют планы разработки месторождений испанской компании. Газпром нефть" заинтересована в том, чтобы имея согласованный FDP (план развития месторождения) быстро подключиться к реализации совместных договоренностей.
- А в чем видите расширение партнерства Repsol и "Газпром нефти" в России?
- Возможно, расширение периметра деятельности для покупки геологоразведочных лицензий как в том регионе, где мы уже владеем активами (в Карабашской зоне ХМАО), так и на других территориях РФ.
Кроме того, между "Газпром нефтью" и Repsol на ПМЭФ подписано соглашение о технологическом сотрудничестве. Мы рассчитываем на совместное наращивание технологического арсенала. Например, одной из тем совместной проработки является исследования в области петрофизики с использованием цифровых технологий и искусственного интеллекта.
- Год назад на ПМЭФ было подписано соглашение о технологическом партнерстве с Саудовской Аравией. За год удалось ли определить точки соприкосновения?
- Да, мы конкретизировали направления нашего сотрудничества. В качестве приоритетных выделили четыре направления: технологии бурения, разработка низкопроницаемых запасов, технологии многостадийного гидроразрыва пласта и развитие методов геологического моделирования. Соглашения предусматривают обмен опытом и наработками по этим областям, совместное тестирование технологий. И это не только кабинетная работа специалистов, могут быть опытно-промышленные работы, то есть проверка технологий на активах в России и Саудовской Аравии.
Интерес саудитов в том, что они сейчас подходят к проблеме вовлечения в разработку краевых зон месторождений с карбонатными коллекторами. Для них это трудноизвлекаемые запасы, задача будущего, тогда как для нас работа с запасами такого качества - реалии текущего дня. Мы имеем ценные наработки, и нам есть чем поделиться.
В свою очередь, "Газпром нефть", конечно же, заинтересована в привлечении в партнеры Saudi Aramco, крупнейшей нефтяной компании мира, с огромным технологическим потенциалом. Видеть, как работает команда Saudi Aramco, конечно же, очень интересно. Еще более важно получить доступ к их опыту и интеллектуальным возможностям.
- Заканчивая зарубежную тему, хочу задать несколько вопросов про активы на Ближнем Востоке. Сначала про крупнейший добычной зарубежный проект - иракскую Бадру. Первоначальный он был заявлен как быстрорастущий, но сейчас "Газпром нефть" просит власти Ирака согласовать стабилизацию добычи нефти на Бадре. Насколько серьезной может оказаться недополученная прибыль из-за смены приоритетов?
- С властями Ирака на рабочем уровне согласованы изменения плана разработки Бадры, заключающиеся в стабилизации добычи нефти на достигнутом уровне. Теперь ожидаем формализации этих договоренностей от Ирака. Думаю, что в течение этого года согласование нового плана реалистично. Мы считаем, что предоставили все необходимые аргументы.
Что касается финансового эффекта от снижения полки добычи по сравнению с первоначальными планами, то, с одной стороны, одновременно сокращается и объем инвестиций. С другой стороны, это несколько удлиняет сроки возврата тех инвестиций, которые мы сделали раньше. В целом, мы считаем, в текущей конъюнктуре, в текущих условиях такое решение является сбалансированным. В то же время для Бадры есть опция развития, бурения дополнительных скважин, и эту опцию мы с иракскими партнерами тоже обсуждаем.
- "Газпром нефть" не стала участвовать в очередном раунде на месторождения в Ираке, хотя заявляла, что оценивает блок Зурбатия рядом с Бадрой. Что произошло?
- Мы не подали заявку на последний лицензионный раунд в Ираке, как и многие другие нефтяные компании, из-за очень сжатых сроков проведения этого тендера. Но нам по-прежнему интересен этот блок, а также ряд других, находятся в провинции Вассит недалеко от месторождения Бадра. Это лицензионные участки на ранней стадии изучения. Но для их получения нужно ждать нового лицензионного раунда, куда они могут быть включены.
- Предлагаю перейти к новым российским партнерам "Газпром нефти". Что подразумевает собой соглашение со Сбербанком , также подписанное на ПМЭФ?
- Рамочное соглашение со "Сбербанк Лизинг" подписано с целью создания совместного предприятия. Это СП, используя лизинговый формат, будет покупать специализированную технику (например, современные буровые станки) и передавать ее нефтесервисным компаниям, которые оказывают услуги "Газпром нефти". Основное финансирование на покупку оборудования пойдет от российских банков, доля инвестиций "Газпром нефти" составит от 5% до 10%.
Поясню, зачем нам это надо. Подчеркиваю, "Газпром нефть" намеренно не хочет владеть нефтесервисным бизнесом. При этом мы заинтересованы в том, чтобы нефтесервисные компании, работающие на нас, обновляли свой парк, повышали технологический уровень. Но мы понимаем, что финансовые возможности нефтесервисников ограничены. Поэтому создаем механизм, который даст "Газпром нефти" высокотехнологическое оборудование, на котором будут работать сторонние сервисы.
Это новая форма работы в нефтесервисной сфере, на отечественном рынке, по-моему, ее еще никто не применял. И наши расчеты показывают, что это исключительно коммерческая схема. Одновременно она дает возможность сервисному рынку развиваться, расширять свои возможности. Надеемся, что в дальнейшем этот механизм может быть широко задействован.
- Надеетесь, что сервисные компании встанут к вам в очередь?
- С некоторыми нефтесервисными компаниями мы уже провели переговоры, интерес, несомненно, есть. Мы проведем отборочный тендер, и то предприятие, что предложит наилучшие условия, получит в пользование новое оборудование. Само оборудование будет закреплено за "Газпром нефтью", работать на нем можно будет только по нашим заказам.
- И еще про новые инициативы. Действительно, на базе Нового порта "Газпром нефть" планирует создание нефтегазового кластера, который может стать толчком для развития газового бизнеса компании?
- Мы строим в Новом порту уникальный инфраструктурный комплекс, чтобы иметь возможность эффективной монетизации всех видов углеводородов: и нефти, и конденсата, и газа. Создание такого комплекса позволит нам с максимальной эффективностью вовлечь в разработку те запасы компании, которые у "Газпром нефти" уже есть в районе Нового Порта.
Это якорный инфраструктурный комплекс, который будет также использоваться для разработки новых месторождений. Мы продолжим работу по расширению ресурсной базы возле Нового порта. Буквально недавно получили несколько новых участков: Южно-Каменномысский, Южно-Новопортовский, Суровый. Поскольку они пока находятся на поисковом этапе, состав углеводородов пока еще не определен. Но, в любом случае, мы понимаем, что в данном регионе все запасы имеют высокое содержание газа.
Поэтому "Газпром нефтью" принято решение о строительстве газопровода, который пересечет Обскую губу и выйдет на газовые объекты "Газпрома" в Ямбурге. Мощность газопровода планируется от 10 млрд куб. м. Для "Газпром нефти" наличие такого объекта создает возможность монетизации газа.
Параллельно частью инфраструктурного решения остается закачка газа в пласт для подержания пластового давления. Будем использовать и ту (закачка в пласт-ИФ), и другую (строительство газопровода - ИФ) возможность на разных стадиях жизненного цикла месторождения. На начальной стадии имеет смысл закачивать в пласт. Дальше, когда основные объемы нефти извлечены, имеет смысл газ поставлять на рынок. Кроме того, объемами закачки газа можно управлять, поскольку спрос на газ носит сезонный характер.
По нефти планка добычи не меняется - планируем добывать на Новом порту не менее 8 млн тонн. Что касается извлечения стабильного конденсата, то в зависимости от объемов мы можем продавать конденсат в виде отдельного продукта или смешивать конденсат с нефтью, улучшая качество сорта нефти Noviy Port и получать дополнительную премию. Когда будет ясность по подключению новых нефтяных месторождений к Новому порту, то вполне возможно будет расширить и нефтяную инфраструктуру проекта. Такое решение будет приниматься в зависимости от того, что эффективнее: повышать полку добычи на проекте или удлинять ее по времени.
- Сообщалось, что "Газпром нефть" готовит новую стратегию, определяющую развитие компании после 2025 года. Как бы Вы охарактеризовали суть новой стратегии, и когда она будет готова?
- Мы, действительно, сейчас проводим большую работу по обновлению стратегии развития компании после 2025 года, планируем завершить эту работу до конца года.
Что касается характеристик новой стратегии, то вы не увидите каких-то кардинальных и неожиданных изменений. Планируется дальнейшее поступательное развитие "Газпром нефти". Если говорить о добыче, то, достигнув уровня в 100 млн тонн н.э. в год, после мы намерены продолжать рост с темпами выше среднеотраслевых - не менее чем 1,5-2% в год. Это будет тот объем добычи, который позволит "Газпром нефти" войти в десятку крупнейших мировых публичных компаний - производителей жидких углеводородов и закрепиться в этой высшей лиге.
Поступательный рост добычи учитывает все возможности развития. Так, сейчас компанией сформирован избыточный набор возможностей, которые позволяют нам выбирать наиболее эффективные опции и более активно работать с имеющимся портфелем активов. Одновременно мы можем и далее продолжать предлагать потенциальным партнерам покупать доли в наших активах. Каких-то значительных покупок с рынка новая стратегия не предусматривает. В целом я бы охарактеризовал ее как стратегию органического роста.
При этом основной акцент мы делаем на эффективности, максимизации дохода на вложенный капитал, прибыли на каждый добытый баррель и качественное развитие организации. Мы ставим перед собой очень амбициозную цель - стать признанным в отрасли лидером по эффективности и безопасности деятельности, а также технологичности.
Что касается финансовые показателей, будем и дальше радовать инвесторов максимально высокими уровнями прибыли и дивидендов.
- Цифровая трансформация бизнеса, которую "Газпром нефть" утвердила в качестве одного из приоритетных направлений, является частью новой стратегии?
Нашу компанию выделяет то, что в течение многих лет мы целенаправленно работали над созданием новых цифровых решений. Огромный объем цифровых инициатив уже формирует критическую массу, мы можем говорить о цифровизации компании. Цифровизация для нас - это не только внедрение новых цифровых технологий. Это также пересмотр, как внутренних процессов, так и подходов к взаимодействию с нашими многочисленными партнерами.
Мы ставим перед собой цель построить единую открытую информационную платформу, в которой вместе с нами смогут работать также наши поставщики, подрядчики и субподрядчики. При этом мы хотим не насаждать им свой продукт, а вовлекать в процесс его создания на принципах, схожих с open-source, предоставляя уникальные технологические возможности и приглашая к совместному развитию и совершенствованию платформы в формате co-creation ("совместное создание").
Мы хотим выйти за юридические границы нашей компании, сделать прозрачным весь цикл "создания стоимости" для участников, перейти от взаимоотношений "заказчик/подрядчик" к совместной работе на общий результат и повышению "величины приза" для каждого из нас.
- Так скоро в "Газпром нефти" IT-специалисты станут важнее геологов и нефтяников-добычников...
- Не получится, но компания становится цифровой. Непосредственно для нефтяников цифровые навыки отныне становятся частью профессионального арсенала. И это главный фактор успеха в нефтяной компании будущего.
МОСКВА, INTERFAX.RU
12
www.arms-expo.ru
Обращение Первого заместителя генерального директора «Газпром нефти» Вадима Яковлева
14.11.2016
Уважаемые коллеги!
Я рад, что мы начинаем выпускать собственный периодический научно-технический журнал, в котором каждый сотрудник нашего блока геологоразведки и добычи сможет рассказать о своих исследованиях и открытиях.
В последние годы технологический уровень «Газпром нефти» показывает уверенный рост. Этому способствовали несколько факторов — необходимость разработки и запуска сложных Новопортовского и Восточно-Мессояхского месторождений, потребность в новых технологиях на наших активах в традиционных регионах добычи, появление Технологической стратегии.
Можно привести немало примеров, когда мы первыми в российской нефтегазовой отрасли начинали применять те или иные технологии и решения. Всего за несколько лет мы сделали колоссальный рывок вперед и сегодня являемся лидером в стране по доле высокотехнологичных скважин в общем объеме ежегодного бурения.
Причем быстрое технологическое развитие было обеспечено не только, и не столько корпоративным центром компании, оно зарождалось в наших добывающих предприятиях, которые активно внедряли инновации и ставили задачи Научно-Техническому Центру «Газпром нефти».
На сегодняшний день в рамках Технологической стратегии уже введено в действие 48 проектов. В скором будущем счет пойдет на сотни. Все эти проекты направлены на создание и апробацию инструментов и новых подходов в геологоразведке, бурении скважин, разработке текущих и трудноизвлекаемых запасов, в том числе баженовской свиты, в инжиниринге, проектировании наземной инфраструктуры нефтегазовых месторождений и других областях нашей работы.
За достаточно короткое время мы создали в блоке систему технологического менеджмента, которая позволяет максимально быстро и эффективно оценивать и запускать новые технологические проекты, наблюдать за их выполнением и дальнейшим тиражированием. Мы готовим технологические планы по каждому добывающему предприятию, чтобы сформировать портфель инноваций, необходимых именно этому активу.
Но мало одного стремления внедрять изменения. Важным условием успеха является осознание всеми игроками нашей команды ценности новых подходов и методов, которые могут повысить эффективность работы. Именно поэтому для нас так важны дальнейшее развитие инновационной культуры, участие всех сотрудников в процессе постоянного технологического развития.
Инновационная культура формируется из различных элементов. Это и доступная всем добывающим предприятиям «Газпром нефти» система распространения знаний, позволяющая сохранять, аккумулировать и анализировать информацию о наших активах. Это и актуальные технологические справочники, которые готовятся Научно-Техническим Центром по различным направлениям работы. Это и создание собственной библиотеки «Газпром нефти», где мы впервые переводим на русский язык и выпускаем мировые отраслевые бестселлеры. Важный элемент — обмен опытом и формирование консорциумов с другими компаниями и научными организациями для создания новых продуктов.
Новый журнал — еще один элемент такой инновационной культуры, часть общей системы сохранения и распространения знаний. Я уверен, что результаты проведенной работы должны систематизироваться, анализироваться и закрепляться в научных статьях. Это позволит не только аккумулировать информацию, но и внесет вклад в укрепление образа «Газпром нефти» как высокотехнологичной компании.
Уверен, у нашего журнала не будет недостатка как в материалах, так и в читателях. Ведь только внимательно наблюдая за тем, как меняется отрасль, можно оставаться на переднем крае технологического развития.
Публикации в журнале — это и дополнительная возможность поучаствовать в конкурсе лучших научных статей, подготовленных сотрудниками «Газпром нефти». В конце 2017 года мы сможем определить наиболее активных авторов, которые написали и опубликовали в различных изданиях наибольшее количество материалов, посвященных новым технологиям, разработкам и подходам.
При подготовке журнала мы будем соблюдать специальные требования, чтобы через 2–3 года включить его в число научных изданий Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Тогда он будет рекомендован для публикации основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.
В статьях мы планируем затрагивать не только все функциональные производственные подразделения нашего блока, но и кросс-функциональные. Поэтому материалы по вопросам экономики, эффективности, системы распространения знаний, системы управления операционной деятельностью и другие также всегда будут представлять интерес для редакции. Подробнее о требованиях к предоставляемым материалам вы можете прочитать на последней станице журнала.
Наше издание будет распространяться не только среди сотрудников компании, но и за ее пределами. Это позволит вовлекать в нашу информационную повестку потенциальных партнеров и экспертов, которые в будущем смогут предложить новые эффективные решения для реализации нашей Технологической стратегии.
Уверен, что наш журнал станет источником важной и интересной информации! Желаю успехов всем нашим читателям и будущим авторам! Всегда ждем ваши материалы!
Первый заместитель генерального директора ПАО «Газпром нефть»
Руководитель Блока геологоразведки и добычи
Вадим Яковлев
ntc.gazprom-neft.ru
Кровь на колесах сына замглавы "Газпром трансгаз Волгоград".
Кровь на колесах сына замглавы "Газпром трансгаз Волгоград"
Отпрыск Николая Яковлева насмерть сбил пешехода и газанул с места ДТП
Оригинал этого материала © Газета.Ру, 07.10.2015, Смертельное ДТП на аллее Героев, Фото: LifeNews.Ru, Кадры из видео: 34.mvd.ru, Видео: via "Блокнот Волгограда"Анатолий Караваев
Николай Яковлев | Роман Яковлев |
В Волгограде широкий резонанс получило ДТП, в котором погиб 20-летний житель Ростова-на-Дону Владислав Иванов, учившийся в одном из местных вузов. Во вторник в 23.08 он на роликах по пешеходному переходу попытался пересечь аллею Героев.
Выехав на хорошо освещенную дорогу на зеленый сигнал светофора, роллер не посмотрел по сторонам и был сбит внедорожником Toyota Land Cruiser Prado. Водитель японского внедорожника после наезда даже не остановился, скрывшись с места происшествия. Свидетели аварии попытались помочь пострадавшему, но тот скончался от полученных травм.
Эпизод попал в поле зрения камер видеонаблюдения — на видео хорошо виден момент наезда. Судя по кадрам, водитель Toyota перед столкновением даже не затормозил. Вскоре он был задержан полицией. Выяснилось, что у 21-летнего Романа Яковлева «в активе» 60 различных правонарушений на дороге, в том числе молодой человек 39 раз наказывался за превышение скорости. Только за август и сентябрь задержанному выписали 19 штрафов, ни один из них Яковлев не оплатил.
При этом скорость водитель Toyota превышал значительно, как правило, разгоняясь свыше 140 км/ч. Кроме того, за четыре года водительского стажа Яковлев успел поучаствовать в нескольких авариях.
Сам Яковлев в свои юные годы оказался заместителем директора волгоградской стоматологической клиники «Продент». Однако СМИ куда больше заинтересовала личность его отца — первого замгенерального директора компании «Газпром трансгаз Волгоград» Николая Яковлева. На предприятии, которое осуществляет транспортировку природного газа на территории Волгоградской, Ростовской и Воронежской областей, Калмыкии, в центральную часть России и на экспорт в страны Европы, он является главным инженером.
По одной из версий, Яковлев после аварии все же вернулся на место ДТП, но вместе с отцом. Впрочем, официально эту версию в МВД не подтвердили.
Toyota Land Cruiser Prado Романа Яковлева после ДТП |
[Donnews.ru, 07.10.2015, "Сын замглавы филиала "Газпрома" насмерть сбил парня из Ростовской области и скрылся с места ДТП": В момент допроса Яковлев заявил, что перед аварией не пил. — Справочки, всё есть, — ответил оперативникам сын замглавы филиала «Газпрома». — Врезка К.ру]
[V1.ru, 07.10.2015, "Волгоград шокирован смертельным ДТП на Аллее Героев": Как сообщили V1.ru в пресс-службе ГУ МВД России по Волгоградской области, дорожно-транспортное происшествие произошло 6 октября около полуночи. [...] В момент столкновения на светофоре роллеру горел разрешающий сигнал, поэтому парень уверенно выехал на переход, не остановившись перед проезжей частью. Удар внедорожника был настолько сильным, что роллера отбросило на насколько метров на припаркованный недалеко автомобиль. Водитель внедорожника, лишь немного притормозив после столкновения, тут же прибавил скорость и скрылся из поля зрения немногочисленных свидетелей и камер видеонаблюдения. Водитель внедорожника вскоре был задержан. [...] К слову, в изоляторе временного пребывания водитель внедорожника пробыл недолго: по распространившимся по Волгограду слухам, задержанный в 16:30 он был отпущен домой под подписку о невыезде. Между тем, в ГУ МВД России по Волгоградской области категорически опровергают эти слухи, заявляя, что подозреваемый задержан в порядке статьи 94 УПК РФ, а следствие будет ходатайствовать в суде о его аресте. — Врезка К.ру]
В среду местная полиция возбудила по факту ДТП уголовное дело. Расследование начато по ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека). Впрочем, не исключено, что позже следователи могут обвинить Яковлева и по ст. 125 (оставление в опасности). Такое обвинение нередко фигурирует в делах о ДТП, когда водитель скрывался с места происшествия, не пытаясь оказать помощь потерпевшему.
Меру пресечения Яковлеву в самое ближайшее время изберет суд, при этом следствие будет настаивать на заключении его под стражу.
***
www.compromat.ru
Вадим Яковлев: новые ледоколы укрепят лидерство "Газпром нефти" в Арктике
Заместитель председателя правления "Газпром нефти" Вадим Яковлев / Фото : пресс-служба "Газпром нефти"
Ледокол нового поколения "Александр Санников", способный за минуту совершить разворот вокруг своей оси, двигаться боком и пройти ледовое поле двухметровой толщины, вошел в состав арктического флота России. Это первый ледокол, построенный по заказу "Газпром нефти" для обеспечения отгрузки нефти с Новопортовского месторождения в районе Обской губы. О том, как будет развиваться нефтедобыча в Арктике и почему нефтяникам не обойтись без собственного флота, в интервью РИА Новости рассказал заместитель председателя правления "Газпром нефти" Вадим Яковлев:
— "Газпром нефть" остается единственной компанией, которая добывает нефть на российском арктическом шельфе. Почему компания выбрала для себя это направление, несмотря на очевидную сложность проектов и риски?
— Арктика — один из самых перспективных регионов добычи углеводородов. Безусловно, здесь сложные климатические условия, удаленность производственной инфраструктуры, непростая логистика. Но времена "легкой нефти" остались далеко позади. На месторождениях, открытых десятилетия назад, добыча снижается, поэтому важно смотреть в перспективу и создавать прочный фундамент на будущее. Для нашей компании таким фундаментом является Арктика, разработка месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. Освоение новых активов позволит нам и дальше оставаться лидерами по темпам роста добычи нефти в России, наращивать потенциал извлечения углеводородов и быть конкурентоспособными на мировой арене. Компания уже сегодня создает технологические преимущества перед другими игроками рынка и добивается высоких показателей эффективности в освоении арктических активов.
— Недавно компания получила лицензии на оценку залежей по нескольким участкам на Ямале. Насколько они перспективны?
— "Газпром нефть" создает на полуострове Ямал крупный инфраструктурный комплекс, который объединит запасы разрабатываемого Новопортовского месторождения, а также новых лицензионных участков — Южно-Новопортовского и Сурового. Новые активы сейчас находятся на этапе оценки запасов, но уже сегодня мы выстраиваем стратегию их освоения, включая определение логистических схем. Поэтому в ближайшие пять лет компания будет активно инвестировать в проекты на полуострове Ямал с целью достижения максимальных показателей добычи и эффективной монетизации всех видов углеводородов.
Новопортовское месторождение / Фото : пресс-служба "Газпром нефти"
— Почему сейчас у компании возникла потребность в собственных ледоколах? В России исторически мощный ледокольный флот, почему не задействовать готовые суда? — "Газпром нефть" в Арктике реализует уже три крупных проекта: Новопортовское, Восточно-Мессояхское и Приразломное месторождения. Кроме того, по нашим прогнозам к 2030 году потребность рынка перевозок по Северному морскому пути вырастет на треть. Независимость от внешних условий и мощностных ограничений судоходных компаний важна для успешного развития нашего бизнеса в Арктике. Поэтому "Газпром нефть" делает ставку на развитие собственного ледокольного и танкерного флотов. На прошлой неделе в Санкт-Петербурге был поднят российский флаг на головном ледоколе компании "Александре Санникове". Подходит к завершающей стадии строительство его близнеца — судна "Андрей Вилькицкий". Уже успешно эксплуатируются шесть танкеров арктического класса, ведется строительство седьмого. Все они призваны укрепить позиции компании за Полярным кругом и обеспечить круглогодичную транспортировку нефти по Севморпути.
— Два года назад в Обской губе заработал нефтеналивной терминал "Ворота Арктики". Сколько нефти через него отгружается сейчас и как происходит ее транспортировка?
— В прошлом году танкеры совершили более 200 рейсов от терминала "Ворота Арктики" до порта в Мурманске, таким образом мы отгрузили 5,9 миллиона тонн нефти особого сорта Novy Port. В 2018 году добыча на Новопортовском месторождении увеличится и составит более 7 миллионов тонн, а значит потребности в перевозках возрастут. Сам процесс отгрузки сырья уже отработан, танкеры приходят в район Обской губы, где происходит стыковка судна и терминала. После чего танкеры с нефтью проделывают путь по Северному пути через Карское и Баренцево моря. Этот маршрут показал свою работоспособность, несмотря на вызовы, с которыми компания здесь столкнулась: сложная ледовая обстановка, мелководье в Обской Губе, которое накладывает ограничения по проходимости судов. Для проведения операций в таких условиях ледоколы должны иметь осадку около 8 метров и быть маневренными — этим требованиям соответствуют новые дизельные ледоколы "Александр Санников" и "Андрей Вилькицкий". Они смогут качественно и безопасно трудиться в акватории, которая 250 дней в году покрыта льдом и помогать другим судам выполнять задачи по отгрузке нефти.
Терминал "Ворота Арктики" в Обской губе / Фото : пресс-служба "Газпром нефти"
— Почему был сделан выбор в пользу дизельных судов, а не атомоходов?
— При работе в районе Обской Губы важны размеры ледокола и его маневренность, что обеспечивают конструктивные особенности судна. При мощности в 22 МВт "Александр Санников" показывает ледопроходимость, сопоставимую с атомными ледоколами, при этом он является более энергоэффективным. Благодаря своей технической "начинке" судно совершает полный разворот вокруг оси всего за минуту, такие преимущества обеспечивают особая форма корпуса и три винто-рулевые колонки "Azipоd" в кормовой и носовой частях, которые вращаются на 360 градусов. Классические ледоколы наезжают на лед и ломают его своим весом, а "Александр Санников" с помощью винтов-азиподов разрушает лед снизу и одновременно продавливает ледовые куски корпусом.
— Как показал себя "Александр Санников" во время ходовых испытаний в мае и июне?
— Результаты были выше технических характеристик, заложенных в проекте. На чистой воде "Александр Санников" разгоняется до 16 узлов, но даже на крейсерской скорости сверхудобен в управлении, которое осуществляется эргономичными джойстиками. На ледоколе внедрена современная система динамического позиционирования, а бортовые компьютеры полностью регулируют жизнеобеспечение ледокола, запускают генераторы, синхронизируют работу оборудования, регулируют температуру и проведение технологических процессов на палубах. Моряки отмечают, что "Александра Санникова", по уровню инноваций, можно сравнить с появлением смартфона на рынке кнопочных телефонов.
— Какая команда необходима, чтобы управлять "цифровым" ледоколом?
— Экипаж "Александра Санникова" составляет всего 19 человек. Обычно для работы на подобных судах формируют экипаж вдвое больше. Снизить количество людей, задействованных на нашем проекте, позволяет высокий уровень автоматизации судна. Также это предъявляет высокие требования к персоналу, подобранному на ледокол. Специалисты не только должны иметь опыт работы в арктических широтах, на судах ледокольного обеспечения, но и обладать компетенциями в области цифровых технологий, которые повышают эффективность выполнение поставленных задач.
Ледокол "Александр Санников" / Фото : пресс-служба "Газпром нефти"
— Как реализована политика импортозамещения при строительстве "Александра Санникова"?
— Значительная часть оборудования, установленного на ледоколе, — российского производства. Например, центр судостроения "Звездочка" в Северодвинске оснастил судно самым современным носовым подруливающим устройством. Также на ледоколе установлено отечественное навигационное оборудование, ходовой мостик, генераторы — важнейшие элементы, которые обеспечивают работу судна.
— Расскажите об экологической безопасности, какое внимание уделяется этому вопросу на новых ледоколах?
— "Александр Санников" и "Андрей Вилькицкий" устроены по принципу "нулевого сброса", который исключает попадание отходов в атмосферу или акваторию Обской Губы. На судах спроектирована система отведения сточных вод замкнутого цикла — они попадают в специальный сборный танк, откуда поступают на очистные сооружения. Сохранение уникальной природы и биологического разнообразия в Арктике — один из главных приоритетов нашей компании.
— Когда новый ледокол ждут в Арктике?
— Прибытие "Александра Санникова" в район Обской губы запланировано на август этого года.
— В честь кого назван "Александр Санников"?
— Судно названо в честь нашего коллеги, сильного, волевого человека, который внес значительный вклад в развитие ТЭКа в нашей стране. Ледокол с именем "Александр Санников" на борту — это дань памяти и уважения Александру Леонидовичу. Под его началом реализовывались масштабные проекты, такие как комплексная модернизация Омского и Московского нефтеперерабатывающих заводов "Газпром нефти", что запустило цепочку качественных трансформаций и позволило предприятиям стать лучшими в своей отрасли на сегодняшний день.
МОСКВА, РИА Новости
12
www.arms-expo.ru