Лукойл шельф
Морские перспективы ЛУКОЙЛа | PRO-ARCTIC
28 октября 2016 г. Ирина Салова, Коммерсант.ru
На фоне естественного падения производства нефти в традиционных регионах, прежде всего в Западной Сибири, морские проекты являются для российских нефтегазовых компаний одним из наиболее перспективных источников добычи
Первый рейс
ЛУКОЙЛ вышел в море еще в 1995 году, когда основные сибирские месторождения были далеки от исчерпания. Акватория Северного Каспия была на тот момент слабо изучена, однако вероятность обнаружения значительных запасов углеводородов оценивалась специалистами как высокая. Компания пошла на риск — а добыча на шельфе — дело весьма затратное — и со временем обнаружила девять месторождений.
В 2010 году первым каспийским проектом ЛУКОЙЛа, на котором началась промышленная добыча, стало месторождение имени Юрия Корчагина. В 2014 году оно попало бы в Книгу рекордов Гиннесса, если бы там фиксировались достижения нефтяников. За один рейс без спускоподъемных операций буровое долото преодолело почти 5 км с большим смещением забоя. К 2016 году на месторождении работали уже 23 скважины, обеспечивая более 1 млн тонн нефти ежегодно.
Каспийская Сибирь
Без действительно крупного открытия рекорды ЛУКОЙЛа на Каспии остались бы пусть важным, но локальным успехом, а дальнейшая добыча в российской акватории моря, известного нефтяными промыслами с XIX века, возможно, не имела бы смысла. Настоящий триумф пришел к компании в 2005 году, когда было обнаружено месторождение с запасами более 128 млн тонн нефти и более 41 млрд кубометров газа. Открытие стало крупнейшим в постсоветскую эпоху и сопоставимым по размеру с крупными месторождениями Западной Сибири.
Участок получил имя заслуженного советского нефтяника Владимира Филановского. Сейчас проект находится в опытно-промышленной эксплуатации.
В конце сентября ЛУКОЙЛ запустил на месторождении вторую скважину. На 2017 год запланированы завершение строительства ледостойкой стационарной платформы и ввод в разработку второй очереди месторождения. Годовая добыча на проекте на полной мощности составит 6 млн тонн, что позволит ЛУКОЙЛу компенсировать снижение производства на зрелых сибирских участках.
По словам президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, запуск месторождения имени Владимира Филановского даст возможность все остальные месторождения Каспийской группы подключить к этой платформе и через нее транспортировать и нефть, и газ.
Помимо российской части Каспия, как ранее сообщал глава ЛУКОЙЛа «Ъ», компания может изучить часть моря, прилегающую к Ирану: «У нас есть два соглашения с правительством Ирана на изучение как огромных территорий, в том числе шельфа Персидского залива, так и конкретных месторождений, которые нам интересны. Мы заинтересованы в дальнейшем рассмотреть и часть Каспийского моря, прилегающую к Ирану. Каспий — понятная для нас провинция: у нас есть понимание об истории формирования углеводородов там. Поэтому мы считаем, что будем конкурентными на территории Ирана»,— заявлял Вагит Алекперов в середине сентября.
Первая российская платформа для бурения
Другим перспективным морским регионом добычи ЛУКОЙЛа стало Балтийское море. В марте 2004 года ЛУКОЙЛ начал эксплуатационное бурение с морской ледостойкой стационарной платформы на месторождении Кравцовское, которое было открыто в 1983 году. На месторождении пробурено 14 продуктивных скважин, 13 из которых — с горизонтальным окончанием. За весь период работы платформы объем добычи нефти составил около 6,9 млн тонн.
Бурение и добыча нефти ведутся с морской ледостойкой стационарной платформы, которая была построена на собственном заводе по производству стальных металлоконструкций ЛУКОЙЛа. Это первая добывающая платформа на российском шельфе, спроектированная и построенная силами отечественных проектных и производственных организаций. В 2015 году ЛУКОЙЛ открыл на Балтике еще четыре новых месторождения.
Международное признание
При работе на морских проектах ЛУКОЙЛ внедрил принцип нулевого сброса, который предполагает запрет всех сбросов в море: и промышленные, и бытовые отходы полностью транспортируются на берег. Этот принцип компания впервые применила при разработке Кравцовского месторождения. На заседании Хельсинкской комиссии принцип нулевого сброса был принят в качестве обязательного для всех стран, ведущих нефтедобывающую деятельность на шельфе Балтики.
Хельсинкская комиссия (ХЕЛКОМ) — комиссия по защите морской среды Балтийского моря. Образована в результате подписания Хельсинкской конвенции 1992 года и объединяет такие страны, как Швеция, Дания, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Германия, Польша и Россия.
ХЕЛКОМ выступает как международная организация, занимающаяся разработкой программы совместных действий государств-членов по защите акватории Балтийского моря от негативного воздействия внешних факторов, обеспечением информационной базы для подготовки международных проектов, а также контролем над выполнением государствами—членами ХЕЛКОМ условий Хельсинкской конвенции.
В состав ХЕЛКОМ входят: группа по морским источникам загрязнений, группа по реагированию на аварийные разливы, группа по наземным источникам загрязнений, группа по сохранению биоразнообразия, группа по мониторингу и оценке.
Принцип нулевого сброса впоследствии стал использоваться и при работах компании на Каспии. Сбор, транспортировка и утилизация отходов полностью осуществляются собственными силами ЛУКОЙЛа. Утилизация отходов происходит на перерабатывающем комплексе в поселке Ильинка Астраханской области.
При бурении и добыче на шельфовых проектах обеспечиваются три уровня безопасности. Заколонный пакер и внутрискважинный клапан-отсекатель устанавливаются под водой, что обеспечивает закрытие скважины в любой аварийной ситуации. На платформе находится противовыбросовое оборудование на устье скважины.
Платформы компании по всему периметру оборудованы системой датчиков обнаружения пожара и газа. При срабатывании одного из них активируется автоматическая система аварийных отключений. В районе платформ постоянно дежурят спасательные суда, оборудованные средствами по ликвидации аварийных разливов нефти. Кроме того, для оперативного выявления нефтяных загрязнений осуществляется спутниковый мониторинг поверхности моря. За весь период космического мониторинга возле морских объектов ЛУКОЙЛа не было выявлено ни одного нефтяного пятна.
Производственные и экологические компетенции ЛУКОЙЛа в работе на морских объектах признали на международном уровне. Так, правительство Норвегии высоко оценило способность компании управлять сложными шельфовыми проектами, квалифицировав ЛУКОЙЛ как одну из всего лишь семи компаний в мире, отвечающих требованиям для работы в Арктике.
Арктическая монополия
В целом для российской нефтяной отрасли главным резервом для роста добычи углеводородов остается шельф Арктики. По данным Минэнерго, извлекаемые запасы на шельфе — более 17,5 млрд тонн условного топлива, что составляет около 88,2% от общей доли запасов углеводородов в России. В правительстве ожидают, что до 2025 года компании должны пробурить около 119 поисковых и разведочных скважин.
По состоянию на 1 августа в Арктике действует 248 лицензий на пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. На шельфе Арктики геологоразведочные работы на нефть и газ ведутся на 75 лицензионных участках на общей площади 3 млн кв. км.
Сегодня доступ к Арктике имеют только государственные компании «Роснефть» и «Газпром нефть». В последние два года на фоне упавших цен на сырье и с учетом реализации других масштабных проектов госкомпании сбавили темпы развития арктических проектов.
В апреле вице-премьер Александр Хлопонин рассказывал ТАСС, что может предложить правительству допустить к шельфовым месторождениям частные компании в случае невыполнения условий лицензий государственными компаниями.
Другой вице-премьер, Юрий Трутнев, в интервью Forbes в августе 2015 года признавал, что доступ российских частных компаний для работы на шельфе мог бы активизировать процесс разведки месторождений и дать толчок развитию отрасли, связанной с производством оборудования для развития, добычи, транспортировки углеводородов.
О возможности расширения доступа говорят и в Минэнерго: «Доступ компаний с наличием серьезного ресурсного потенциала и готовностью реализовывать эти проекты возможен»,— не исключал в интервью «Интерфаксу» в сентябре 2015 года первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер.
Министр природных ресурсов Сергей Донской заявлял на Санкт-Петербургском экономическом форуме, что двери на шельф для частных компаний не закрыты.
Дискриминация без продвижения
Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в сентябрьском интервью «Ъ» отмечал, что при разработке арктического шельфа не должно быть дискриминации: «Я постоянно ставлю этот вопрос (о доступе частных компаний на арктический шельф.— «Ъ»), но пока я его ставил, практически вся территория арктического шельфа оказалась распределена. Сейчас мы говорим: <…> отмените закон, ограничивающий право участвовать в его разработке частным российским компаниям. Не должно быть в стране дискриминации».
Общемировой практикой при реализации комплексных нефтяных проектов стали разделение рисков и работа в консорциумах. После ухода из России крупнейших западных компаний из-за санкций компетентных претендентов для работы в арктических морях осталось не так много. Сегодня на фоне падения цен на нефть разговоры об Арктике поутихли, но спрос на углеводороды все равно растет и рано или поздно всерьез идти на север придется. И хорошо бы, чтобы это движение не было слишком медленным.
/www.kommersant.ru/
pro-arctic.ru
«Лукойл» попал на шельф | Вся правда о...
По условиям, которые одобрил Кабмин, «Черноморнефтегаз» и «Лукойл» будут совместно работать над освоением Одесского, Безымянного и Субботинского месторождений. Доля «Черноморнефтегаза» в новом предприятии должна составлять не менее 50%, а вкладом госкомпании в уставный фонд станет геолого-экономическая оценка запасов нефти и природного газа месторождений. «Лукойл», в свою очередь, инвестирует в совместное предприятие финансовые ресурсы, технологии и оборудование, необходимые для успешной реализации проектов по разведке и добыче нефтегазовых ресурсов на упомянутых месторождениях. Стороны также должны провести переговоры и определить условия договора о совместной деятельности, а потом согласовать его с Кабмином. О заинтересованности «Лукойла» в работе в украинской акватории Черного моря президент российской компании Вагит Алекперов объявил во время визита в Украину 11 ноября прошлого года. Тогда господин Алекперов посетил подконтрольное «Лукойлу» предприятие «Карпатнефтехим» в городе Калуш Ивано-Франковской области, а в своих комментариях не обошел вниманием тему разработки украинских оффшорных углеводородных месторождений. «У нас сегодня есть уверенность и желание вести свою инвестиционную деятельность, в том числе по разведке новых месторождений, особенно на шельфе Черного моря»,— сказал он. «Лукойл», по словам господина Алекперова, имеет уникальный опыт бурения скважин глубиной более 2 тыс. м и способен предложить при разработке проектов как необходимые инвестиции, так и технологии. Также в конце прошлого года правительство Николая Азарова активизировало переговоры с компанией Vanco по урегулированию конфликта, связанного с правами на разработку Прикерченского участка Черного моря, которые были получены американской фирмой в 2007 г. и отобраны в 2009 г. по решению Кабмина Юлии Тимошенко. Как утверждает источник «і» в Кабмине, «Лукойл» тогда стремился повлиять на ситуацию с Vanco и даже рассматривался вариант партнерских отношений двух компаний при освоении ресурсов Прикерченского участка (компании уже работают вместе в Румынии на черноморском шельфе). Однако в итоге украинское правительство поддержало идею сотрудничества «Лукойла» с «Черноморнефтегазом». «У российской компании, скорее всего, уже есть какие-то наработки и договоренности с Украиной о разработке их части шельфа. И при достаточном опыте глубоководного бурения «Лукойл» вполне может занять лидирующие позиции по добыче в этом регионе»,— такое мнение высказал «і» аналитик инвесткомпании «Профит Гарант» Сергей Дубов. Эксперты не исключают, что в перспективе «Лукойл» станет участником торгов по разработке нефтегазовых ресурсов площади «Таврия», которая находится на территории Прикерченского нефтегазоносного месторождения в Черном море и расположена ближе к морской границе Украины и Турции. Ее территория около 5 тыс. кв. м. Как сообщали «i», 4 августа Кабмин принял постановление о возможности ее освоения на основе соглашения о разделе продукции. Чтобы избежать осложнений в отношениях с инвесторами при разработке оффшорных месторождений, эксперты рекомендуют усовершенствовать украинское законодательство, которое регламентирует эту сферу. Александр Тодийчук, президент Киевского международного энергоклуба, считает, что «едва ли не единственный правильный выход — не отдавать свои шельфы кому-то, а разрабатывать их самостоятельно при участии инвесторов». «У Казахстана и Азербайджана есть хороший опыт, как создавать совместные предприятия, не менее 51% в которых принадлежит государству. Остальные 49% — это известные мировые компании, владеющие современными технологиями и ресурсами. Мы могли бы пойти этим путем, прозрачно и цивилизованно, а не прятать чьи-то интересы за посредниками в оффшорных компаниях»,— подытожил эксперт. Государственная акционерная компания «Черноморнефтегаз» входит в состав НАК «Нефтегаз Украины» и специализируется на разведке и добыче нефти и газа в акватории Черного и Азовского морей. В настоящее время на балансе ГАО «Черноморнефтегаз» находится 17 месторождений, из которых 11 газовых, четыре газоконденсатных и два нефтяных. Суммарные запасы всех месторождений на сегодняшний день составляют: по природному газу — 58,56 млрд. куб. м, по газовому конденсату — 1231 тыс. т, по нефти — 2530 тыс. т. ОАО «Лукойл» — российская нефтяная компания, которой принадлежат шесть нефтеперерабатывающих заводов в России и за рубежом: в Украине, Болгарии и Румынии. Их совокупная мощность составляет 14 млн. т нефти в год.
vspro.info
«Газпром» зовет «ЛУКойл» на шельф. | PRO-ARCTIC
«ЛУКойл» и «Газпром» изучают возможность совместной деятельности на континентальном шельфе России, рассказал представитель «ЛУКойла» «Газете.Ru». Это продолжение стратегического партнерства, о котором компании договорились еще в мае 2014 года.
Компании договорились о сотрудничестве на прошлогоднем Петербургском экономическом форуме. В рамках соглашения о партнерстве они должны были изучить возможности совместной реализации проектов по поиску, разведке, добыче, подготовке, транспортировке и переработке углеводородного сырья в пределах Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, российского континентального шельфа, в Каспийском море, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также в других регионах, которые могут быть согласованы дополнительно.
Член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов в ходе пресс-конференции во вторник сообщил, что «Газпром» приглашает «ЛУКойл» к участию в разработке ряда своих блоков. Говоря о конкретных участках, где может быть организовано сотрудничество, он сказал: «Пока только один – Баренцево море».
«Сейчас на повестке дня – возможность совместной работы с «ЛУКойлом» на нескольких участках «Газпрома» на арктическом шельфе, в частности на Медвежьем участке в Баренцевом море», – уточнили «Газете.Ru» в управлении информации газовой монополии.
Глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов еще в прошлом году говорил, что ведутся переговоры по созданию совместного предприятия, где «Газпрому» будет принадлежать 66%, «ЛУКойлу» – 34%. Предполагалось, что СП займется как раз освоением участка Медвежий в Баренцевом море. Его прогнозные ресурсы ранее оценивались в 183 млрд кубометров газа и в 2 млн т газового конденсата. Кроме того, «Газпром» в Баренцевом море владеет лицензиями на Демидовский и Ферсмановский участки (ресурсы – 275,5 млрд кубометров газа и 945 млрд кубов соответственно).
Проблема в том, что на сегодняшний день «ЛУКойл» не имеет права работать на континентальном шельфе.
Согласно действующему законодательству, таким правом обладают только госкомпании, имеющие опыт шельфовых работ не менее пяти лет. На деле этим критериям соответствуют только «Газпром», «Роснефть» и «Зарубежнефть». Ранее сообщалось, что разрешение на шельфовые работы может также получить Росгеология, но здесь речь идет лишь о геологоразведке.
«Газпром» и «ЛУКойл» проводят анализ возможностей заранее, на случай, если частная компания получит разрешение, – пояснил «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией. – «ЛУКойлу» так или иначе придется тратить время на оценку перспектив, выделение финансирования и т.д.».
Частные компании уже давно добиваются разрешения на освоение континентального шельфа. Однако из всех именно «ЛУКойл» имеет наибольшие шансы. В конце апреля глава Минприроды Сергей Донской заявлял, что государство, в принципе, не против допуска частников на шельф. Ранее МПР говорило, что, если шельф будут разрабатывать только «Роснефть» и «Газпром», освоение займет не менее 165 лет.
Но претенденты на шельф должны соответствовать определенным критериям. Это опыт шельфовых работ (причем неважно, на каком шельфе компания осуществляла свою деятельность) и наличие необходимых финансовых и технических ресурсов. Фактически этим условиям отвечает только «ЛУКойл», уже работающий на шельфе Каспия.
«Вопрос о либерализации доступа к шельфу согласован у президента, и окончательное решение должно быть принято уже осенью, – рассказывает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – И если «Газпром» и «ЛУКойл» подпишут конкретное соглашение по конкретным участкам, это лишь ускорит принятие решения».
Симонов напомнил, что наиболее перспективные участки шельфа уже разобраны госкомпаниями, но «ЛУКойл» ранее просил предоставить ему возможность доказать свою способность работать на шельфе. Тогда речь шла о шельфе Якутии. Там, по мнению Симонова, компания и будет работать по получению доступа уже самостоятельно.
«Газпром» в отличие от «Роснефти» показывает, что не против выхода частников на шельф, – говорит глава ФНЭБ.
«Роснефть» ранее заявляла, что Минприроды с помощью предложений о либерализации доступа на шельф Арктики лоббирует интересы частных компаний. По мнению «Роснефти», действующая на сегодняшний день система выдачи лицензий на геологоразведку и добычу на участках российского шельфа защищает государственные интересы и определяет четкие правила допуска частных партнеров, как российских, так и зарубежных.
«В случае изменения данной системы стратегические партнеры могут отказаться от сотрудничества с российскими госкомпаниями, – отмечала «Роснефть», напоминая, что до введения санкций крупнейшие иностранные компании стремились к сотрудничеству в Арктике и его осуществляли.
«Роснефть» заключила соглашения о совместной работе на шельфе с американской ExxonMobil, итальянской Eni и норвежской Statoil. Exxon из-за санкций была вынуждена прервать сотрудничество.
По мнению «Роснефти», изменение действующей системы допуска на шельф – это поддержка санкций, так как это дополнительно стимулирует зарубежных стратегических партнеров к выходу из сотрудничества.
Симонов полагает, что «Газпром» мог заключить с «ЛУКойлом» взаимовыгодный альянс: газовая монополия поддерживает нефтяную компанию в вопросе выхода на шельф, а «ЛУКойл» поддержит «Газпром» в противостоянии с «Роснефтью» и НОВАТЭКом.
«Речь идет о попытках НОВАТЭКа и «Роснефти» (крупнейших в России производителей газа после «Газпрома») разрушить экспортную трубопроводную монополию «Газпрома», – поясняет Симонов. – Компании хотят сами поставлять свой газ за рубеж и лоббируют либерализацию экспорта трубопроводного газа».
«ЛУКойл» сам является крупным производителем газа. По итогам прошлого года газодобыча компании превысила 20 млрд кубометров. НОВАТЭК в 2014 году добыл 62,13 млрд кубометров газа. «Роснефть» – 56,7 млрд кубометров (из них 28,5 млрд – природного газа, 28,2 – попутного нефтяного).
/http://www.gazeta.ru/business/2015/05/19/6693593.shtml/
pro-arctic.ru
«Новатэк» и «Лукойл» хотят выйти на шельф Ливана – ВЕДОМОСТИ
«Новатэк» принял решение участвовать в тендере на освоение ливанского шельфа, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на материалы к встрече глав правительств России и Ливана, которая состоялась во вторник. Часть шельфового блока, в разведке и разработке запасов которого заинтересована российская компания, является предметом территориальных споров между Ливаном и Израилем, уточняет агентство, поэтому «прорабатываются модальности участия в проекте». Кроме «Новатэка» интерес к участию в конкурсе подтвердил «Лукойл», сообщает министерство энергетики и водных ресурсов Ливана. «Новатэк» и «Лукойл» не ответили на запросы «Ведомостей».
Расположенный в восточной части Средиземного моря Левантийский бассейн, по оценкам экспертов, располагает запасами газа в 3,5 трлн куб. м. В 2009–2010 гг. на его территории были открыты месторождения Тамар (запасы – 300 млрд куб. м) и Левиафан, ресурсы которого оцениваются в 620 млрд куб. м. Разработкой обоих месторождений занимается Израиль. Шельф Ливана расположен чуть севернее (см. карту). По оценкам экспертов, его потенциальные запасы могут доходить до 700 млрд куб. м. Первую попытку привлечь к разведке и разработке своего шельфа Ливан предпринял в 2013 г. Правительство страны разделило свою прибрежную территорию на 10 блоков, пять из которых должны были быть выставлены на конкурс, при этом часть из них оказалась в спорной зоне Ливана и Израиля. Предложение вызвало ажиотажный интерес со стороны практически всех крупных мировых игроков. Правительство Ливана сообщало, что заявки на участие в тендерах приняты от 46 компаний, в том числе от ExxonMobil, Shell, Statoil и Total. Заявившиеся компании могли принять участие в тендерах в качестве операторов проекта (подтвердив наличие активов в размере $10 млрд) или участника с миноритарной долей ($500 млн).
С российской стороны в 2013 г. в предквалификационном отборе участвовали «Роснефть», «Лукойл» и «Новатэк» – все три компании в качестве миноритариев. «Лукойл» сообщал, что может сформировать консорциум с Total. «Роснефть» говорила о возможном партнерстве с ExxonMobil. «Новатэк» был представлен заявкой от Novatek Overseas (СП со структурой Газпромбанка). По словам министра энергетики и водных ресурсов Ливана, в 2013 г. заявку на участие в конкурсе подавал и «Газпром», но официально компания этого не подтверждала.
Сроки проведения тендеров несколько раз переносились, осенью 2013 г. министр энергетики Ливана обещал огласить результаты не позднее февраля 2014 г. Этого не случилось – в Ливане начался политический кризис, результатом которого стали затянувшиеся на два года попытки выбрать нового президента (46 попыток проведения второго тура). В результате к конкурсу на освоение шельфа правительство Ливана вернулось только в начале 2017 г.
С российской стороны в 2017 г. свои заявки на участие в тендерах обновили только «Новатэк» и «Лукойл». О каких именно блоках может идти речь, неизвестно. «Роснефть», по данным ливанского правительства, интерес к конкурсу пока не подтверждала. Теоретически компания все равно сможет принять в нем участие – заявки, поданные в 2013 г., будут считаться действующими, сообщается в материалах министерства энергетики и водных ресурсов Ливана.
Участие «Газпрома» в тендерах также под вопросом. Компания изучает Левантийский бассейн на предмет перспективных газоносных структур, в том числе и на шельфе Ливана, и в случае выявления привлекательных геологических объектов готова рассмотреть возможность участия в международных тендерах, говорится в материалах межправительственной встречи, но «Газпром» это не комментирует.
Приобретение миноритарных долей позволит российским компаниям не думать о реализации газа, объясняет старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Артем Малов. «Их основной интерес будет заключаться в получении дивидендов. Однако это может говорить о том, что пока еще российские компании не вышли на необходимый уровень влияния в регионе для конкуренции с основными западными игроками», – говорит он. Основные политические риски также возьмут на себя операторы – таким компаниям, как Exxon или Shell, это по силам, считает Малов.
www.vedomosti.ru
шельф | Нефтянка
«Роснефть» приступила к бурению на шельфе Черного моря в 100 км от Новороссийска. По словам главы компании Игоря Сечина, ресурсный потенциал Западно-Черноморской площади (Вал Шатского) оценивается до 600 млн т нефти и 100 млрд куб. м газа. Проект реализуется совместно с итальянской компанией Eni.
Площадь Западно-Черноморского участка составляет 8,6 тыс. кв. км, глубина воды составляет от 600 м 2,25 км. Первая скважина, пробуренная на месторождении, будет глубоководной: полупогружная буровая установка Scarabeo 9 пробурит первую скважину на глубине воды в 2,125 км и 6,125 км от поверхности дна. Ранее компании провели на Западно-Черноморской площади сейсмические работы, выявившие порядка 10 перспективных структур. По информации «Роснефти», самыми крупными являются расположенные на глубинах воды в 1,2-2 км Северо-Черноморская, Мария и Склоновая. Continue reading →
Компания планирует добывать 150 тыс. баррелей нефти в сутки на пике разработки этого актива на шельфе Канады. Месторождение было открыто в Атлантическом океане еще в 1980 г. Извлекаемые запасы Хеброн оцениваются в 700 млн баррелей н. э. Несмотря на то, что проект введен в промышленную эксплуатацию строго в соответствии с запланированным графиком, можно отметить восемь лет, которые компания потратила на инжиниринг, строительство платформы и подготовительную стадию к промышленному вводу проекта в эксплуатацию. В этих работах были заняты порядка 7,5 тыс. человек. Continue reading →
ФотоКрупнейшая частная нефтяная компания России рассчитывает до конца текущего года добыть на месторождении имени Владимира Филановского в Каспийском море более 4 млн т нефти, а в 2019 г. выйти на проектный уровень в 6 млн т нефти. Кроме добычи на шельфе, сейчас компания активно развивает свои добычные и геологоразведочные проекты в Арктической зоне.
Как рассказал журналистам член правления компании, вице-президент по геологоразведке и разработке Илья Мандрик, у ЛУКОЙЛа сейчас тринадцать лицензий в морских акваториях. В 2004 г. было введено Кравцовское месторождение на Балтике, в 2008 г. заработал нефтеотгрузочный Варандейский арктический терминал, в 2010 г. — месторождение имени Юрия Корчагина в Каспийском море, а в 2016 г. — крупнейшее каспийское месторождение имени Владимира Филановского.
Это месторождение, открытое ЛУКОЙЛом еще в 2005 г., является вторым проектом компании, введенным в эксплуатацию на российском шельфе Каспийского моря. Извлекаемые запасы Филановского оцениваются в 129 млн т нефти и 30 млрд куб. газа. Промышленная эксплуатация месторождения началась во второй половине 2016 г. Continue reading →
В этом году исполняется 45 лет с момента создания норвежской национальной компании, ставшей за это время одним из крупнейших операторов морских нефтегазодобывающих проектов в мире. Чистая прибыль Statoil выросла в январе-июне 2017 г. более чем в 8 раз и составила 2,5 млрд долларов, добыча увеличилась на 3% и достигла 2,071 млн баррелей н. э. в сутки. Напомним, что 67% Statoil принадлежат государству.
Несмотря на то, что норвежский континентальный шельф относят сегодня к зрелому региону, с высокой выработанностью запасов в основном добывающем североморском районе, национальная нефтегазовая компания страны продолжает открывать новые запасы и вводить в строй морские месторождения. На это лето в планах у норвежцев обширная арктическая программа в Баренцевом море. СМИ приносят новости о все новых открытиях Statoil. В начале июля первая пробуренная скважина в рамках арктической буровой кампании обнаружила месторождение с хорошими коммерческими запасами рядом с уже открытым и готовящимся к разработке проектом Юхан Кастберг. Глубоководная скважина на участке Каяк принесла компании порядка 50 млн баррелей нефти. Бурение велось в 225 км к северо-западу от Хаммерфеста на глубине воды в 336 м и более 2,5 км от уровня дна. Continue reading →
Ученые, изучавшие подводную гору в Атлантическом океане в 500 км от Канарских островов в километре от поверхности воды, открыли новое месторождение редких минералов. Образцы породы, поднятые на поверхность с помощью подводных роботизированных модулей, содержат высокую концентрацию теллура, используемого при производстве солнечных панелей, а также другие редкие элементы, применяемые в ветротурбинах и электронике. Открытие поставило перед исследователями сложные вопросы: может ли подводная добыча полезных ископаемых способствовать новому витку развития возобновляемых источников энергии? Каким будет ущерб морской среде?
Новая дилемма для общества: бурное развитие так называемой зеленой энергетики требует новых сырьевых товаров. Ресурсы теллура Тропической морской горы (Tropic Seamount) оцениваются в 2,67 тыс. т. Согласно подсчетам ученых, если извлечь и использовать весь этот теллур для изготовления солнечных панелей, этого хватит, чтобы обеспечить на 65% современные потребности Великобритании в электроэнергии. Исследования подтвердили, что воздействие подводной добычи на морскую среду может быть локализовано. Тем не менее, любая производственная деятельность наносит ущерб морской экосистеме. Эксперты отмечают, что влияние на окружающую среду добычи редких полезных ископаемых может нанести значительно меньший ущерб, чем производство в тех же условиях нефти и газа, но оно не будет равно нулю. Continue reading →
Следим за развитием одного из немногих крупных российских гринфилдов. Как сообщила компания, среднесуточная добыча на месторождении им. Владимира Филановского на Каспии в июне превысила показатель в 14 тыс. т нефти. Этот показатель стал результатом быстрого строительства пяти добывающих скважин. К началу июля компания завершила строительство шестой (водонагнетательной) скважины и начала бурение седьмой (аналогичной).
Напомним, что месторождение было введено в промышленную эксплуатацию осенью прошлого года. Начальные извлекаемые запасы нефти составляют 129 млн т, газа – 30 млрд куб. м. Это одно из крупнейших российских месторождений, открытых в постсоветский период, расположено в северной части акватории Каспийского моря, в 220 км от Астрахани, на глубине моря от 7 до 11 м. Continue reading →
В Северном море в 80 милях от Шетландских островов компания-оператор – британская EnQuest – начала разработку нефтяного месторождения Кракен. Это крупнейший нефтегазовый проект на шельфе Великобритании за последние 10 лет. Месторождение было открыто в 1987 г., его ресурсный потенциал оценивается в 128-140 млн баррелей н. э.
До конца года Кракен должен выйти на уровень добычи в 20 тыс. баррелей в сутки, к 2019 г. планируется достичь 50 тыс. баррелей в сутки, что составит примерно 4,5% от всего объема извлекаемых на шельфе Великобритании нефти и конденсата. EnQuest уже пробурила на Кракене тринадцать скважин: семь добывающих и шесть нагнетательных. Новые скважины, бурение которых запланировано на следующий год, позволят обеспечить более чем удвоение производственных показателей. Continue reading →
Компания сообщает, что на основе первичных исследований керна, отобранного при бурении самой северной поисковой скважины «Центрально-Ольгинская-1» с берега полуострова Хара-Тумус на шельфе Хатангского залива моря Лаптевых, на глубинах от поверхности дна от 2305 до 2363 метров, пришла к заключению, что обнаружила новое нефтяное месторождение.
«Роснефть» отмечает, что наличие углеводородов в поднятом керне подтвердило геологическую модель, разработанную специалистами компании. Согласно прогнозам руководства крупнейшей российской нефтяной компании, на шельфе Восточной Арктики может быть сосредоточена новая нефтегазоносная провинция с ресурсным потенциалом в миллионы тонн условного топлива. Continue reading →
ВИНК извлекла первые десять миллионов тонн нефти в российской части Каспия: добыча ведется на двух месторождениях имени Юрия Корчагина и имени Владимира Филановского. Как сообщает компания, быстрые темпы прироста обеспечивает запущенное в эксплуатацию в прошлом году месторождение им. Филановского, объем накопленной добычи на нем уже превысил 2,5 млн т нефти.
До конца текущего года компания-оператор — дочерняя «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» — планирует добыть на нем порядка 4,4 млн т нефти. Проектный уровень добычи в 6 млн т нефти в год, согласно планам ЛУКОЙЛа, будет достигнут в 2019 г. Что касается первого проекта компании на Каспии — разработки месторождения им. Юрия Корчагина, введенного в промышленную эксплуатацию в 2010 г., по итогам прошлого года оно вышло на показатель накопленной добычи в 7 млн т.
На обоих месторождениях сейчас ведется обустройство вторых очередей проектов освоения. Как сообщает компания, на Корчагине в настоящее время производится забивка свай опорной части блок-кондуктора, а на месторождении Филановского установлено верхнее строение ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-2) на опорные основания. Continue reading →
Одна из крупнейших канадских нефтегазовых компаний заявила о планах реализации нефтяного проекта West White Rose в 350 км от побережья и на глубине воды в 120 м при операционных издержках ниже 3 долларов в первые десять лет с момента запуска.
В качестве технического решения выбрана стационарная устьевая платформа, которая будет соединена с уже работающей на соседнем проекте плавающей установкой Sea Rose FPSO. Первая нефть West White Rose ожидается в 2022 г. и уже к 2025 г. проект выйдет на проектный максимум в 75 тыс. баррелей в сутки.
Но самое главное, конечно, заключается в том, что Husky Energy удалось сократить планируемые капитальные затраты на своем новом шельфовом проекте на 30%, а благодаря удачно проведенной геологоразведке на соседних участках прирастить огромные, по словам руководства компании, запасы и увеличить мощности проекта на пике на 40%. Извлекаемые ресурсы месторождения выросли со 180 до 250 млн баррелей н. э. Общая стоимость реализации проекта оценивается в 5,2 млрд канадских долларов, из них 2,2 млрд будут вложены до получения первой нефти. Continue reading →
neftianka.ru
ЛУКОЙЛ | Нефтянка
Как отмечает пресс-служба компании, исторически накопленная добыча нефти ВИНК на территории Российской Федерации превысила 2 млрд т. Свой первый миллиард тонн нефти ЛУКОЙЛ извлек в 2006 г., с момента образования компании в ноябре 1991 г.
Производственные объемы в рамках проектов ВИНК в России не опускаются ниже 80 млн т в год на протяжении последних 14 лет. Поддержали добычу компании крупные проекты, введенные в эксплуатацию за последние годы месторождения: имени Владимира Филановского в акватории Каспийского моря, Пякяхинское на Ямале, Имилорское в Западной Сибири. Continue reading →
До 2020 г. России потребуется 102,6 млрд долларов инвестиций в проекты по разведке и разработке нефтегазовых месторождений. Согласно оценке аналитической GlobalData, примерно 34,1 млрд долларов США в год должны вложить компании, работающие в России, в освоение и геологоразведку 1673 месторождений в период 2018–2020 гг. Continue reading →
ЛУКОЙЛ завершил основные строительные работы и начал бурение первой добывающей скважины в рамках второй очереди месторождения имени Владимира Филановского. Цель компании — стабилизация проектного уровня добычи на 6 млн т в год.
Месторождение имени Филановского, с запасами в 129 млн т нефти и 30 млрд куб. м, введено ЛУКОЙЛом в эксплуатацию год назад, 31 октября 2016 г., в российском секторе Каспийского моря. Как сообщает компания, накопленная добыча нефти превысила 5 млн т. В рамках первой очереди обустройства месторождения в работе находятся 6 добывающих и 2 нагнетательные скважины, в результате суточная добыча нефти на Филановском к концу октября вышла на 16,5 тыс. т в сутки, или 6 млн т в год, что соответствует заявленному проектному уровню добычи. Continue reading →
Глава компании Александр Дюков пообещал вложить в разработку месторождения Бадра 6,5 млрд долларов до 2030 г. «Газпром нефть» развивает инфраструктурные проекты на одном из крупнейших в мире месторождений с геологическими запасами в 3 млрд баррелей н. э. Проект разработки месторождения предполагает добычу в течение 20 лет с возможной пролонгацией. Из последних новостей запуск дочерней «Газпром нефть Бадра» в промышленную эксплуатацию газоперерабатывающего завода мощностью в 1,6 млрд куб. м на месторождении. Continue reading →
«Газпром нефть» сообщила о планах довести объемы добычи к 2020 г. до 100 млн т н. э. Далее планируется поддерживать этот уровень, сохраняя соотношение показателя добычи к доказанным запасам не менее 15 лет. Серьезные изменения коснулись стратегии в сегменте переработки, прежде всего, зарубежной. ВИНК сообщает о решении совета директоров «Газпром нефти» исключить из долгосрочной стратегии развития компании целевой ориентир по объемам переработки нефти за рубежом.
Компания подчеркивает важность изменений, происходящих на международных рынках. Так, на европейском рынке, на фоне снижения потребления нефтепродуктов, продолжает расти конкуренция между поставщиками, что сказывается на доходности инвестиций в зарубежную переработку. Ранее о своем намерении продать свой нефтеперерабатывающий комплекс ISAB на Сицилии заявил ЛУКОЙЛ. По словам главы этой российской ВИНК Вагита Алекперова, к покупке сицилийского актива уже проявили национальные компании из Ирана, Алжира и Азербайджана. ISAB в настоящее время является третьим по объемам переработки НПЗ в Европе. Continue reading →
Фото: WWFНефтегазовые компании включились в проекты по сохранению биоразнообразия страны. «ЛУКОЙЛ» представил первые итоги совместной с экологами работы.
Идея сохранения окружающей среды сама по себе не нова. Уже давно экологические организации по всему миру борются с экологическими последствиями деятельности энергетических компаний. Однако в 2011 году необходимость разработки комплексных мер по устранению последствий подобных нештатных ситуаций стала очевидной как никогда. Компания ВР не справилась с аварийной ситуацией на своей платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе. В результате разлива нефти окружающей среде был нанесен ущерб, который иначе как экологической катастрофой не назовешь. Тогда крупнейшие ассоциации мировой нефтегазовой отрасли объединили усилия для обеспечения готовности к разливам нефти и их ликвидации. Continue reading →
Суда под российским флагом могут получить исключительное право на перевозку углеводородов по Северном морскому пути (СМП), пишет Интерфакс.
«Вопрос, который я хотел бы поднять — о предоставлении судам, плавающим под российским флагом, исключительного права на перевозку и хранение углеводородов в акватории Северного морского пути», — заявил президент России Владимир Путин на совещании по вопросам развития Северного морского пути и дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда».
По словам главы государства, этот шаг позволит нарастить объемы морских перевозок и укрепит позиции российских судоходных компаний, создав дополнительные возможности для обновления принадлежащего им флота. «Законопроект о вводе этой меры рассматривается в Государственной думе. Рассчитываю, что уже в скором времени он будет принят», — сказал президент. Continue reading →
Шаланды ганских рыбаков утлы и изношены, а старые подвесные моторы ненадежны. Каждое утреннее отплытие к далекой, скрывшейся за горизонтом акватории промысла пугает неизвестностью. Она, эта неизвестность, подобна непредсказуемо-предрассветному вращению некоей огромной рулетки под небосводом. В унисон с невидимой рулеткой рокочет винтом потерявший цвет от бесчисленных ремонтов подвесной трудяга-Johnson. Ставится на дряблую корму видавший виды Evinrood. Чуть поодаль, на более крупной посудине с тяжелыми мотками сетей, выпускает сизый дым Yamaha, обремененная непомерным весом лодки.
Мореходы-самоучки в линялых майках и подвернутых штанах общаются друг с другом то гортанными фразами на своем диалекте, а то распальцовкой с помощью понятных только им жестов. Мерцание выразительных глаз на угольно-черных лицах, отдающих фиолетовым отливом, отражает и надежду на полновесный улов, и, с другой стороны, извечно-африканское сомнение: получится ли? Вот и я гадаю: не отвернется ли на сей раз удача от ганцев, выходящих веками на просторы Гвинейского залива из бедных деревень, обсыпавших карту побережья неподалеку от портового города Такоради?
Ясно одно: даже в хорошую погоду дорога к акватории более или менее гарантированного лова (где рыбное поголовье обеспечено) займет несколько часов. А ведь ловить надо с раннего утра. Так что же делать? Выход один — заночевать прямо в открытом море — в десятках миль от берега. Но, в таком случае, любую шаланду перенесет за ночь куда-нибудь к экватору одно из мощных в этих краях течений. Бросить с вечера якорь, чтобы остаться на том же месте? Не стоит и пытаться: глубина там достигает подчас трех тысяч метров. Где же, в таком случае, выход – и существует ли он вообще? Continue reading →
Автор статьи в КаракасеПриближение саммита ОПЕК, намеченного на 30 ноября, волнует не только нефтяников. Беспокойны парламенты и правительства многих государств. Что перевесит в большом отраслевом разговоре — желание большинства анонсировать продление режима ограничений добычи и после марта 2018 года, либо отступнические сомнения Ливии, Нигерии, Ирака, а теперь еще и Ирана, отчаянно нуждающегося в экспортных доходах. Успокаивая Тегеран, Москва согласна оплачивать деньгами и техникой среднесуточные поставки 100 тыс. баррелей нефти в Россию. Получается довольно архаичный бартер. Но Кремлю приходится на него идти, лишь бы избежать резкого выхода крупного энергопоставщика из формата ОПЕК+. Однако поджимает еще и рост добычи в США, Канаде и Бразилии. А главное — у многих возникает невольный соблазн заявить: преодолев на днях отметку 61 долл, нефть способна, мол, с хорошей маржой торговаться на биржах без дополнительных усилий. Дескать, все и так образуется само собой. Но нет, не образуется.
Иранский конструктив
Состоявшийся в среду и четверг визит российского президента в едва освободившийся от внешних санкций Иран и, в частности, встреча гостя с высшим духовным лидером страны — аятоллой Али Хаменеи — явно из разряда крупных событий внешнеполитической хроники. Событий, которые имеют для нас как международное, так и, бесспорно, внутреннее измерение.
Continue reading →
Вторая очередь обустройства на В.ФилановскогоКомпания сообщает об окончании бурения восьмой скважины на месторождении им. Владимира Филановского в Каспийском море. Суточный дебит новой горизонтально-направленной добывающей скважины составляет 2,8 тыс. т. В результате суточная добыча нефти на проекте достигла 16,5 тыс. т, что выводит производственные показатели на проектный уровень в 6 млн т в год.
Месторождение имени Филановского введено ЛУКОЙЛом в эксплуатацию в 2016 г. Начальные извлекаемые запасы нефти составляют 129 млн т, газа — 30 млрд куб. м. В настоящее время в эксплуатации на месторождении находятся шесть добывающих и две водонагнетательные скважины. При разработке Филановского компания сделала ставку на горизонтальное бурение. Длина горизонтальной секции последней пробуренной восьмой скважины составляет 1560 м. Continue reading →
neftianka.ru
Как расшифровывается "ЛУКОЙЛ" ? - Мастерок.жж.рф
Даже не представлял, что у названии этой организации есть расшифровка. Ойл = это нефть, понятно. А что такое ЛУК? Лукоморье? А так как я сейчас нахожусь в Тюмени, то мне рассказали ответ на этот вопрос.
Итак, название ЛУКОЙЛ расшифровывается так ...
Лангепас + Урай + Когалым + ОЙЛ.
Т.е в общем то история ЛУКОЙЛа началась в 1991 году, когда постановлением Совета министров СССР был создан государственный нефтяной концерн "ЛангепасУрайКогалымнефть", в состав которого вошли три добывающих производственных объединения Западной Сибири (Лангепаснефтегаз, Урайнефтегаз и Когалымнефтегаз), а также перерабатывающие заводы в Перми, Волгограде, Уфе и Мажейкяе.
Вот так то. Теперь вы в курсе.
Ну и тогда уж немного интересного про эту нефтяную компанию.
В середине 2000-х «Лукойл» был крупнейшей по добыче в России нефтяной компанией, после разгрома ЮКОСа компания Вагита Алекперова удерживала первенство два года, но, когда большую часть активов банкрота купила государственная «Роснефть», «Лукойл» стал вторым. Среди частных нефтегазовых компаний мира «Лукойл» занимает первое место по доказанным запасам нефти (1% мировых запасов углеводородов) и второе — по добыче (более 2% мирового производства). Основная ресурсная база — Западная Сибирь, недавно «Лукойл» начал добычу на Имилорском месторождении, одном из крупнейших в регионе. Всего в 2014 году «Лукойл» открыл 14 новых месторождений, что стало лучшим результатом компании за последние 10 лет. «Лукойл» во многом был пионером российской нефтянки. Первым начал работать на шельфе, реализовав крупные проекты в Каспийском, Балтийском и Баренцевом морях. По решению правительства от 2008 года до разработки новых месторождений на шельфе стали допускать только «Роснефть» с «Газпромом». С тех пор «Лукойл» лоббирует пересмотр этой нормы. В 2015 году «Роснефть» и «Лукойл» схлестнулись в ожесточенной схватке за сухопутную часть Восточно-Таймырского участка шельфа. В августе «Роснефть» через суд начала оспаривать результаты конкурса, в котором победил «Лукойл». Пока суд заблокировал передачу лицензии «Лукойлу». Спорный участок частично располагается на суше, частично захватывает транзитные воды и частично выходит на шельф.
«Лукойл» в числе других отечественных компаний пострадал от секторальных санкций, под удар попали проекты по сланцевым месторождениям нефти Баженовой свиты. После приостановки сотрудничества с французской Total «Лукойлу» пришлось своими силами продолжить работу.
«Лукойл» первым среди российских компаний пошел за рубеж. Около трети капитальных затрат сейчас приходится на зарубежные проекты, которые компания реализует более чем в 40 странах мира. Компания столкнулась со сложностями за пределами России, в конце 2014 года «Лукойл» признал убыток от обесценивания активов на Украине на $104 млн, а в июле 2015 года прокуратура Румынии возбудила дела в отношении шести топ-менеджеров дочерних обществ Petrotel Lukoil (владеет НПЗ в Румынии) и Lukoil Europe Holdings, обвинив в денежных махинациях и нанесении ущерба экономике страны. Суд Румынии по иску прокуратуры наложил арест на имущество и счета «Лукойла» на общую сумму около €2 млрд. В Румынию «Лукойл» пришел еще в 1998 году. Мощность завода — 2,4 млн т, предприятие обеспечивает около 1000 рабочих мест и относится к крупнейшим в регионе. В Европе «Лукойл» присутствует 17 лет. В странах ЕС работает четыре НПЗ и сеть АЗС. Общая сумма европейских активов оценивается в $9 млрд.
Вот еще несколько интересных вопросов и ответов: например вот вы знаете, что Всё это время вы заряжали свой смартфон неправильно или вот например Как и зачем комар пьет кровь?. Вот ответ на вопрос - Едят ли ежи яблоки с грибами? и действительно ли Кошки видят в темноте, как днем?
masterok.livejournal.com