Российский «Новатэк» демонстрирует устойчивость, несмотря на санкции. Санкции новатэк


«Новатэк» под санкциями: политический эффект без экономического смысла. Фото | Бизнес

Вероятно, новые санкции — это также часть ответных мер на продажу пакета акций «Роснефти» иностранным инвесторам. Участие в этом итальянского банка Intesa, Катара и Glencore показало позитивные геополитические изменения в отношении России. Это вполне укладывается в концепцию Трампа, но не могло остаться без реакции Обамы.

Тем не менее, санкции против отдельных дочерних компаний «Новатэка« выглядят несколько странно. Как мы видели, получать фондирование за рубежом стало проблематично даже для тех российских компаний, которые не входят в санкционный список. Так что формально такая детализация для подразделений «Новатэка» не требуется. По этой же причине наивно было бы со стороны администрации Обамы опасаться, что компания будет привлекать кредиты в долларах на подконтрольные предприятия. И тогда еще более удивительно, почему в санкционный список не попали «дочки», связанные с арктическими проектами СПГ, которым как раз могут потребоваться кредитные ресурсы.

При этом маловероятно, что новые санкции смогут заметно повлиять на операционную или финансовую деятельность «Новатэка». Во-первых, компания уже смогла обеспечить финансирование своего главного проекта «Ямал-СПГ» и новых больших кредитов ей в ближайшее время не потребуется. Есть перспективный проект «Арктик СПГ», но формально он не под санкциями и находится еще на ранней стадии, когда потребности в существенном финансировании нет. Во-вторых, «Новатэк» показал, что даже в условиях санкций способен находить деньги в евро и юанях.

Повлияли ли санкции негативно на «Новатэк» в принципе? Да, для компании возникли определенные сложности, ведь в свое время предполагалось активное участие американских банков в финансировании «Ямал-СПГ». Негативно это отразилось и на общей инвестиционной привлекательности.

Однако, можно надеяться, что скоро вопросы санкций отойдут на второй или даже восьмой план, хотя формально могут и существовать. Мировая экономическая модель, основанная на долларовой эмиссии, перестала обеспечивать рост благосостояния. А такие вещи как санкции еще больше ускоряют кризис системы, ведь они искусственно ограничивают возможности для инвестирования долларов за рубежом. Поэтому изоляционизм набирает обороты, роль реального сектора экономики будет возрастать, а санкции перестанут быть оправданными экономически и политически.

www.forbes.ru

чем «Новатэк» раздражает Соединенные Штаты

Нельзя сказать, что санкции, наложенные на российский нефтегазовый сектор в 2014 году, стали для него столь уж новым испытанием. Российская нефтянка уже была объектом санкций в прошлом. В 70-х годах прошлого столетия США ограничивали доступ советского нефтегазового сектора к передовым технологиям в надежде помешать сделке «газ-трубы». Но тогда санкции имели узконаправленный характер, и европейским партнерам удалось значительно уменьшить их эффект, а со временем — почти полностью отменить. С подачи президента Рональда Рейгана США также вводили санкции за строительство газопровода Помары — Ужгород в 1981 году. Впрочем, формальным поводом послужило введение чрезвычайного положения в Польше. Новые санкции затронули электронный и нефтегазовый сектор: американским компаниям было запрещено поставлять в СССР соответствующее оборудование и технологии. Чуть позже было сделано исключение для ряда договоров, заключенных до введения санкций.

Но санкции оказались малоэффективными вследствие большой степени самодостаточности народного хозяйства СССР, успешной работы различных внешнеторговых фирм по приобретению необходимых технологий и техники через третьи страны и собственным научным разработкам. В итоге США и другие западные производители вместо того, чтобы получить реальные деньги за свои изобретения и технологии, столкнулись с нелегальным копированием и теневым совершенствованием передовых решений и устройств. Более того, введенные санкции привели к развитию промышленного шпионажа со стороны СССР и его союзников.

Секторальные санкции, введенных против российского нефтегазового сектора в 2014-2017 годах, в основном направлены на «медленное удушение» российской нефтегазовой промышленности. Так во всяком случае говорится в недавнем докладе Центра исследований в области энергетики Сколково. Признавая, что в краткосрочной перспективе российские нефтегазовые компании полностью адаптировались к санкционному режиму США и до 2020 года сохраняют потенциал роста добычи за счет подготовленных месторождений, авторы утверждают, что в долгосрочной перспективе (после 2025 года) поддержка уровня добычи нефти и газа становится по крайней мере проблематичной. Авторы также считают, что наиболее критичным фактором, сдерживающим рост добычи, является запрет на передачу технологий гидроразрыва пласта («ГРП»), а также ограничения возможностей привлечения внешнего финансирования геологоразведки и цикла ввода месторождений в эксплуатацию.

Есть ряд фундаментальных факторов, ставящих под сомнение эти выводы. Во-первых, американские технологии ГРП не могут быть механически воспроизведены для добычи сланцевых углеводородов в России вследствие разницы в геологическом строении нефтеносных пластов. Во-вторых, технология ГРП отнюдь не нова, широко применялась для самых разных целей в СССР (от погашения пожаров на месторождениях до извлечения газа), который к тому же был первой страной, наладившей промышленную добычу сланцевых углеводородов. Эта добыча была прекращена в Эстонии в 1980 году по соображениям экологической безопасности. И в-третьих, в этом году уже начата экспериментальная добыча сланцевых углеводородов Баженовской свиты с использованием технологий ГРП отечественной разработки. Уже в 2025 году планируется начало коммерческой добычи.

Да и в целом односторонние санкции являются малоэффективными. В начале 1990-х годов Институт Петерсона опубликовал фундаментальное исследование по практике применения односторонних санкций. Его основной вывод — индивидуальные санкции достигают своих целей приблизительно в 13% случаев, и чем дольше они остаются в силе, тем они менее эффективны.

Хорошим и очень наглядным примером того, как компании приспосабливаются к санкционному давлению является газовый гигант «Новатэк».

Как Михельсон создавал «Новатэк»

Само включение «Новатэка» в санционный список США (в 2014 году санкции были наложены на саму компанию, в 2016-ом — на несколько ее «дочек») требует некоторого пояснения. Считается, что «Новатэк» и его основной акционер Леонид Михельсон F 3 попали под санкции (персональные санкции на Михельсона не наложены — в отличие от второго акционера «Новатэка» Геннадия Тимченко F 5. — Forbes) благодаря подозрениям американских спецслужб о близости к руководству страны и лично Владимиру Путину. Но ни история создания компании, ни предпринимательская деятельность Михельсона не наводит на такие выводы любого непредвзятого наблюдателя.

Леонид Михельсон не родился в Ленинграде, не был членом кооператива «Озеро», не «служил, не участвовал, не состоял» ни в каких громких бизнес-процессах 1990-х и начала нулевых. «Новатэк» вырос из строительной группы «Нова» и в отличие от «Итеры» Игоря Макарова F 46 не имел отношений с «Газпромом» и не увеличивал свою ресурсную базу за счет щедрости команды Рема Вяхирева. Имя Михельсона не мелькало ни в деловой, ни в светской прессе до IPO «Новатэка» в 2005 году и было известно в основном газовикам и руководству Ямало-Ненецкого региона. «Новатэк», в отличие от, например, «Сургутнефтегаза», не имел особых отношений с какими-нибудь трейдерами, продавал добываемые углеводороды на внутреннем рынке и не привлекал внимания иностранных инвесторов. Попытка французской Total приобрести 25% компании в 2004 году была заблокирована — по крайней мере формально — ФАС, что было расценено бизнес-сообществом как признак отсутствия у Леонида Михельсона необходимого уровня связей и влияния на федеральном уровне. В отличие от большинства российских нефтегазовых компаний «Новатэк» долгое время не пытался купить активы вне России, да и в ее пределах ограничивался деятельностью в Ямало-Ненецком автономном округе.

«Новатэку» еще и удалось избежать судьбы более «гламурной» «Итеры», которой, при смене управленческой команды в «Газпроме», пришлось расстаться не только с большой частью своих добывающих активов, но и чрезвычайно прибыльной ролью посредника в российско-украинских газовых отношениях. И пока департамент имущественных отношений «Газпрома» собирал разбросанные в 90-е годы активы, выяснял отношения с Евросоюзом и воевал с «Нафтогазом», «Новатэк» активно приобретал новые лицензии, строил инфраструктуру по очистке и транспортировке газа, исправно платил налоги, и занимался консолидацией активов. Ничто в это время не могло навести на мысль об особой приближенности компании и Михельсона к власть имущим.

Первым сигналом о меняющемся весе «Новатэка» и уровне влияния Михельсона стала достаточно запутанная история с приобретением компанией контрольного пакета «Ямал СПГ» в 2009 году. У этой покупки, конечно, была очевидная выгода в виде практического удвоения ресурсной базы с 4,9 млрд в 2008 году до более 8 млрд баррелей нефтяного эквивалента в 2010-м. Но покупка газового месторождения без экономически целесообразного подключения к газотранспортной системе, да еще практически по максимальной оценке имела смысл, только если у «Новатэка» было понимание перспектив развития сегмента СПГ.

До сланцевой революции в США в 2011-2012 годах технология сжижения газа использовалась для транспортировки в основном катарского газа в ЕС и Азию. Газпромовский «Сахалин-2» был в то время единственным российским СПГ-проектом и также был ориентирован на Тихоокеанско-Азиатский рынок. И никаких очевидных признаков того, что сегмент СПГ станет не только наиболее быстрорастущей частью газового сектора, но и будет оказывать значительное влияние на ценообразование, не было.

Умение Леонида Михельсона выбирать правильных партнеров, собирать талантливую команду и работать на перспективу сыграли решающую роль в истории приобретения «Ямал СПГ». Деловая мудрость Михельсона проявилась еще и в том, что приобретение этого актива вывело компанию на федеральный уровень, а появление солидного партнера в лице Тимченко помогло укрепить позиции «Новатэка» и позволило обеспечить экономическую целесообразность проекта за счет получения очень серьезных налоговых льгот. Укреплению деловых позиций и репутации Михельсона также способствовало его умение решать многочисленные проблемы, возникшие в ходе реализации «Ямал СПГ» в непростых условиях начала 2010-х годов. Что особенно выгодно смотрелась на фоне неповоротливости и забюрократизированности «Газпрома».

Тем не менее никаких очевидных поводов для включения в санкционный список «Новатэк» не давал. Одно место в совете директоров и пакет акций гораздо менее блокирующего ни по российскому, ни по американскому законодательству не делают компанию дочерним предприятием. Соответственно, «Новатэк» с юридической точки зрения никак нельзя считать компанией, подконтрольной Геннадию Тимченко, которому принадлежит в ней 23%. Так что утверждения американского Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) о подконтрольности «Новатэка» Тимченко, по всей вероятности, базируются на ничем не основанных слухах. Более того, «Новатэк», чьи акции торгуются на Лондонской фондовой бирже, обязан соблюдать минимальные требования к корпоративному управлению, заключающиеся в обеспечении коллегиальности, прозрачности и независимости деятельности совета директоров. Во всей отчетности именно Леонид Михельсон указан как контролирующий акционер компании, к тому же возглавляющий ее правление.

Демократия против конкуренции

Так что же сподвигло США на введение санкций против «Новатэка»? Ответ в принципе лежит на поверхности — это проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», реализация которых создаст возможность экспортировать до 35,7 млн т СПГ в год в Азию и в Европу по Северному морскому пути и создать конкуренцию американскому СПГ. Кроме этого, по всей вероятности, свою роль сыграли и американские партнеры Игоря Макарова по «Итере», практически вытесненные с российского газового рынка. Очевидно, что и особый налоговый режим этих проектов не мог не привлечь внимания поборников мировой демократии из OFAC. Видимо, перепутав защиту демократии с честной конкуренцией, они решили задушить в зародыше конкурента американским разработчикам более дорогих по себестоимости сланцевых месторождений газа.

Удивительно, но приобретение «Новатэком» регазификационного проекта в Польше в 2016 году не вызвало в польской прессе истерии, обычно возникающей при проявлении интереса российских компаний к любым проектам в этой стране. Еще более удивительно то, что «Новатэку» позволили купить этот проект не только в условиях санкционного давления и ограничений, но и в условиях, мягко говоря, недружественного настроя польских СМИ и гражданского общества по отношению к российскому бизнесу. Польские бизнесмены, знакомые с ходом переговоров, охарактеризовали относительно спокойное отношение польских СМИ к этому приобретению как личное достижение Леонида Михельсона.

«Новатэк», как и все российские нефтегазовые компании, работает под секторальными санкциями уже четвертый год. За это время они существенно сократили зависимость от западного финансирования, сумев привлечь для «Ямал СПГ» финансирование от китайских и японских банков — вдобавок к деньгам, предоставленным консорциумом российских банков. Китайские компании также обеспечили проект буровым оборудованием, а часть финансирования и работ была произведена Total, купившей значительную долю в проекте. А проект «Арктик СПГ-2» заинтересовал не только французов, но и саудовскую Aramco, корейский KOGAS, японские Marubeni и Mitsui, китайскую CNPC, а также немецкую Linde. Мобилизация столь разношерстных партнеров с очень разными интересами и способность сфокусировать их на реализации проекта ставится всеми контрагентами и партнерами «Новатэка» в заслугу лично Леониду Михельсону.

К концу 2017 года «Новатэк» не только сумел увеличить свою ресурсную базу, вернуться в один из индексов Лондонской биржи, запустить проект «Арктик СПГ-2», но и, по иронии судьбы, продать свой первый груз СПГ с Ямала, закрыв потребность в газе в «озябшем» Бостоне (по выражению лондонской Times).

Судя по опыту «Новатэка», «адский законопроект» о жестких санкциях против России, представленный сенаторами США ранее в августе, вряд ли окажет значительное влияние на российскую нефтегазовую отрасль. В нем содержатся предложения по широкомасштабным санкциям, в том числе на товары, услуги, технологии, финансирование и любую помощь, необходимую для обеспечения возможности России добывать сырую нефть и газ.

C 2014 года, как показывает пример «Новатэка», нефтегазовая отрасль сумела переключиться на использование технологий и оборудования собственной разработки и заменила партнеров на компании, готовые работать в России несмотря на санкционные риски. Поэтому, даже если предлагаемые санкции станут законом, их влияние на российский нефтегазовый сектор будет ограниченным. Это является одной из причин того, что российские акции не пострадали от новостей о намерениях сенаторов США ввести более жесткие санкции в отношении Москвы. В Reuters подсчитали, что с момента внесения законопроекта российский рубль потерял 10% стоимости, а акции банков упали на 20%. Однако акции нефтяных компаний выросли на 2%, а по сравнению с предыдущим годом — на 27%. За последние два месяца акции «Новатэка» достаточно стабильно росли в цене, за исключением небольших снижений. Если говорить о цифрах, то цена акций за это время выросла примерно на 27%.

Последние полтора десятилетия наблюдений за «Новатэком» позволяют сделать вывод, что ее выживание и успех в непростых условиях последних лет во многом объясняется личностью самого Леонида Михельсона, которому (в отличие от некоторых собратьев по цеху) еще интересно создавать и строить. Вполне вероятно, что неудачная смена Михельсона (а все российские нефтяники первой постсоветской волны уже далеко не юноши) у руля «Новатэка» может создать гораздо больше проблем для компании, чем санкции США, как бы это парадоксально ни звучало.

Forbes

Похожее

kompromat.top

PR и санкции: «Новатэк» сменил своего лоббиста в США. Фото | Бизнес

Ранее лоббированием интересов «Новатэка» в США занималась фирма Qorvis MSLGroup. Она была нанята в 2014 году в целях лоббирования усилий по недопущению принятия сенатом Закона о российской агрессии на Украине от апреля 2014 года, предполагавшего введение санкций против «Новатэка», «Газпрома», «Роснефти», Сбербанка и других российских компаний, банков и частных лиц. За полгода компания заплатила лоббистам $560 000. В первом квартале 2015 года — $180 000. По дальнейшему периоду данных нет.

В 2016 году «Новатэк» занялся также лоббированием в США проекта по сжиженному газу «Ямал СПГ», в котором компании принадлежит 40% (еще по 20% — французской Total и китайской CNPC). Для этого были наняты две компании: MSLGROUP Americas и Qorvis MSLGroup. Первая из них получила во второй половине 2016 года $240 000. Второй за второй квартал 2016 года было выплачено $360 000. MSLGROUP Americas продолжила лоббирование проекта в 2017 году, выплаты по итогам первого квартала составили $120 000.

Именно Qorvis MSLGroup фигурировала в финансовой декларации президента США Дональда Трампа за 2016 год. Согласно документам, лоббистская компания, сотрудничающая с Саудовской Аравией, выплатила Trump International Hotel выплатила $269 000. Противники главы государства убеждены, что эти выплаты были сделаны властями Саудовской Аравии в попытке воспрепятствовать принятию закона «Справедливость против спонсоров терроризма», позволяющего семьям жертв терактов 11 сентября подать в суд на Эр-Рияд. Тем не менее в прошлом году закон был принят.

Остались ли довольны в «Новатэке» работой MSLGROUP Americas и Qorvis MSLGroup — неизвестно. В компании не стали комментировать отношения с лоббистами. Но, похоже, работа с лоббистов приносит свои плоды. В мае 2014 года группа сенаторов-республиканцев во главе с одним из самых влиятельных членов комитета по иностранным делам Бобом Коркером внесла законопроект, расширяющий возможность введения санкции против российских физических лиц и компаний. В списке тех, против кого должны были быть введены ограничительные меры, значились Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк, Газпромбанк, «Газпром», «Новатэк», «Роснефть» и Рособоронэкспорт. В декабре 2014 года законопроект был подписан президентом Бараком Обамой, однако к тому моменту из вышеперечисленных компаний в списке остался только Рособоронэкспорт.

Сразу после введения санкций в 2014 году лоббистской деятельностью в США занялся российский Газпромбанк. Это поручено компании Squire Patton Boggs. За анализ банковского законодательства и нормативных актов США, затрагивающих примененные санкции, она получили по $150 000 в третьем и четвертом квартале 2014 года. По итогам 2015 года ей было выплачено $550 000. В 2016 году — $600 000.

Компания International Launch Services Inc. (созданное в 1993 году для маркетинга пусковых услуг РН «Протон» СП центра имени Хруничева, РКК «Энергия» и американской корпорации «Локхид») начала лоббировать свои интересы в США еще в 2013 году. Компания Troutman Sanders оказывала услуги, связанные с 20-летием коммерциализации ракеты-носителя «Протон», получив за два квартала $20 000. В 2014 году к лоббированию интересов International Launch Services («вопросы, связанные со спутниками и космическим пространством») подключилась Madison Group (получила за три квартала 2014 года $150 000). О суммах, выплаченных Madison Group в 2016 году (в 2015 году услуг по лоббированию зарегистрировано не было), данных нет. В первом квартале 2017 года было заплачено $160 000.

В 2015 году активную лоббистскую деятельность в США c целью воздействовать на действия конгресса или исполнительной власти США, «которые влияют на введение санкций США в отношении российских банков», развернул банк ВТБ. Контракт был подписан с PR-компанией Manatos & Manatos. И продолжает действовать и в 2017 году.

В 2016 году лоббировать свои интересы в США начал Sberbank CIB. Для «разъяснение сферы применения санкций, оценки возможных путей устранения последствий санкций и мониторинга соответствующих изменений, применимых к таким вопросам» была нанята компания Podesta Group. Ее гонорар за три квартала 2016 года составил $170 000. Также лоббированием интересов Сбербанка занимается в США компания Madison Group. Поквартальные выплаты составили $60 000, $105 000, $90 000 и $75 000. В первом квартале 2017 года к ней присоединилась SGR LLC Government Relations and Lobbying, получившая за три месяца работы, как и Madison Group, $50 000.

В 2016 года в США свои интересы лоббировал и проект «Северный поток 2». Этим занималась компания McLarty Inbound LLC, получившая в 2016 году за услуги $690 000. Компания занималась «мониторингом и дополнением обсуждаемой Вашингтоном энергетической безопасности ЕС». Лоббистская деятельность проекта «Северный поток 2» в США в 2017 году не зарегистрирована.

В середине марта 2014 года, сразу после того, как Крым воссоединился с Россией, США, Евросоюз, Канада, Австралия и Новая Зеландия ввели первый пакет антироссийских санкций. Он в основном касался физических лиц и организаций. В июле 2014 году США объявили о введении секторальных в отношении ключевых российский компаний. В санкционный список попали в том числе пять банков с госучастием (ВЭБ, ВТБ, Банк Москвы, Газпромбанк и Россельхозбанк), а также «Роснефть», «Новатэк», «Уралвагонзавод». Компаниям был ограничен доступ к кредитам в США. Были введены ограничения на поставку в Россию оборудования для разработки арктического шельфа и сланцевых запасов нефти и газа.

Осенью 2014 года санкционный список был расширен. Минфин США добавил в него «Газпром» и «Лукойл», «Транснефть» и «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и Сбербанк, «Ростех» и «Алмаз-Антей». В дальнейшем санкционные списки не раз расширялись Вашингтоном. За неделю до окончания своего президентского срока — 13 января 2017 года глава Белого дома Барак Обама продлил санкции против России еще на год.

14 июня 2017 года сенат США одобрил законопроект о новых ограничительных мерах против России в ответ на возможное «вмешательство» Москвы в американскую президентскую кампанию 2016 года. Новые санкции еще больше ограничивают кредитование российских нефтегазовых компаний и передаче им технологий для разведки и добычи нефти на глубоководье, на арктическом шельфе и в сланцевых формациях. 19 июня палата представителей конгресса США по инициативе Республиканской партии отложила быстрое голосование по законопроекту, направив документ на изучение в комитет по иностранным делам.

20 июня 2017 года Минфин США впервые при президенте Дональде Трампе расширил антироссийский санкционный список, включив в него 19 физических лиц и 19 организаций. Среди них оказались дочерние предприятия «Транснефти» («Черномортранснефть», «Гипротрубопровод», НПФ «Транснефть»), несколько работающих в Крыму российских банков (Индустриальный сберегательный банк, Черноморский банк развития и реконструкции, банк «Рублев», «Северный кредит», «Ярославич», «Центр международных расчетов»). Санкции введены также в отношении компании ИФД «Капиталъ», которой владеют миллиардеры Вагит Алекперов и Леонид Федун и которой принадлежит отель Riviera Sunrise Resort&SPA в Крыму.

Санкциям подверглись также частная военная компания «Вагнер» и структуры петербургского бизнесмена Евгения Пригожина (известен как «главный повар Кремля» и «личный кулинар Владимира Путина»), в том числе компании Concord Catering (комбинат питания «Конкорд») и Concord Management and Consulting. Сам Пригожин попал в санкционный список Минфина США в декабре 2016 года.

Читайте также: «Новатэк» под санкциями: политический эффект без экономического смысла

www.forbes.ru

Российский «Новатэк» демонстрирует устойчивость, несмотря на санкции | Экономика | ИноСМИ

Как много может измениться за четыре года! В 2014 году, когда Соединенные Штаты ввели санкции против амбициозного проекта российской газовой компании «Новатэк», решившей построить завод по сжижению природного газа в Заполярье стоимостью 27 миллиардов долларов, никто не хотел к нему прикасаться.

Но сегодня самые крупные в мире энергетические корпорации ведут друг с другом борьбу за право приобретения доли в следующем арктическом предприятии этой компании.

Пожалуй, лучше всех стойкость российского бизнеса перед лицом международных санкций иллюстрирует грандиозный завод «Ямал СПГ», спасенный благодаря китайскому финансированию, построенный с опережением графика и в рамках сметы, использующий отечественные технологии, а сейчас вдобавок ко всему привлекающий все больше иностранных инвестиций.

Официально предприятие было открыто в декабре прошлого года. Первая партия сжиженного природного газа с завода «Ямал СПГ», отправленная через Арктику по Северному морскому пути, прибыла в китайский порт Жудун в прошлом месяце после 19-дневного плавания. Это на 16 дней меньше, чем при перевозке через Суэцкий канал.Financial Times06.06.2018Neue Zürcher Zeitung02.08.2018Die Welt01.08.2018

Но когда-то у этого проекта были весьма мрачные перспективы. «Новатэк» в 2014 и 2015 годах не мог обеспечить финансирование этого проекта, поскольку американские и европейские банки из-за санкций не желали выделять на него средства. Главный финансовый директор компании и гражданин США Марк Джетвэй (Mark Gyetvay) был вынужден присутствовать на всех переговорах о финансировании. Руководство «Новатэка» признает, что у него даже возникали мысли об отмене проекта.

Но в апреле 2016 года на помощь пришли китайские государственные кредиторы с займом на 12 миллиардов долларов, который стал третьим по объемам в России. Не прошло и полутора лет, как завод начал закачивать СПГ в танкеры.

В результате второй проект «Новатэка» «Арктик СПГ-2» не сталкивается с такими проблемами. Это предприятие немного крупнее «Ямала», и строят его на соседнем полуострове. Если четыре года назад «Новатэк» не мог найти средства на осуществление первого проекта, то сейчас компания может выбирать, чьи деньги ей взять.

«„Ямал СПГ" — это выдающийся проект в области сжиженного природного газа, для которой характерны задержки и перерасходы финансовых средств, — сказал на прошлой неделе инвесторам Джетвэй. — Видимо, успех обеспечивает признание, и СМИ вместе с нефтегазовой отраслью взяли это достижение себе на заметку. Это особенно важно сейчас, когда мы выбираем потенциальных партнеров для реализации проекта „Арктик СПГ-2"».

Французский энергетический гигант «Тоталь» (Total) в июне дал согласие на покупку 10-процентной доли в этом проекте стоимостью 25,5 миллиарда долларов. «Новатэк» хочет сохранить контрольный пакет, а у «Тоталь» есть возможность дополнительно приобрести пять процентов. Это значит, что еще 30% данного проекта доступны для каждого.

«Новатэк» подписал с корейской фирмой «КОГАС» (KOGAS) меморандум взаимопонимания, выразив «взаимную заинтересованность двух компаний в участии „КОГАС" в проекте „Арктик СПГ-2"». Также идут переговоры с самой крупной в мире саудовской нефтяной компанией «Арамко» (Aramco), с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией и с японской корпорацией «Марубени» (Marubeni) о их участии в проекте.

«Проект „Арктик СПГ-2" вызывает большой интерес у потенциальных партнеров, которые в настоящее время активно проводят соответствующие экспертизы», — отметил Джетвэй, добавив, что окончательные решения могут быть приняты к середине 2019 года.

Судьба нового проекта коренным образом отличается от «Ямала СПГ», и Джетвэй полагает, что когда все партнеры сделают свои инвестиции, их будет достаточно, чтобы покрыть все финансовые потребности «Арктик СПГ-2».

© REUTERS, StringerСПГ-танкер ледового класса Arc7 «Владимир Русанов» с продукцией завода «Ямал СПГ» в порту Цзянсу Жудун в КНР

После того, как в декабре прошлого года заработал завод «Ямал СПГ», зарегистрированные на Лондонской бирже глобальные депозитарные расписки «Новатэк» поднялись на 37%. Лишь один из 18 аналитиков, следящих за акциями этой компании, рекомендует их продавать.

Но остается один негативный момент. Это страх перед повторением 2014 года. Все крупные компании в России ощущают неопределенность, видя намерения США нанести ущерб корпоративному сектору России.

Принятое в апреле американским Министерством финансов решение лишить семерых российских олигархов и 12 компаний международного финансирования и выхода на рынки свидетельствует о том, что Вашингтон перешел в наступление. А поэтому ни одна крупная российская компания не чувствует себя в безопасности.

Но потом были предприняты шаги по облегчению и отсрочке этих карательных санкций, дабы защитить пострадавшие компании. Это говорит о том, что такой подход как минимум вызвал замешательство.

Президент Дональд Трамп призывает улучшить экономические отношения с Россией, но в то же время некоторые члены конгресса составляют новые законопроекты о санкциях, предусматривающие дальнейшие запреты на ведение бизнеса в России.

«Если ослабнут опасения по поводу того, что США могут усилить санкции против ведущих российских нефтегазовых компаний, то „Новатэк" выиграет от этого больше всех», — сказал аналитик из финансовой группы БКС Луис Саенц (Luis Saenz).

Однако тот факт, что «Новатэк» пережил 2014 год, а потом добился успеха, наверняка заставит американский Минфин задуматься о том, насколько действенны и эффективны его меры.

«Ямал СПГ» не только выстоял под напором американских ограничений. Его руководство не держит зла на Америку, поскольку часть первой партии сжиженного природного газа была направлена в замерзающий Бостон, когда тот испытывал дефицит топлива.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Михельсон и санкции: чем «Новатэк» раздражает Соединенные Штаты

Нельзя сказать, что санкции, наложенные на российский нефтегазовый сектор в 2014 году, стали для него столь уж новым испытанием. Российская нефтянка уже была объектом санкций в прошлом. В 70-х годах прошлого столетия США ограничивали доступ советского нефтегазового сектора к передовым технологиям в надежде помешать сделке «газ-трубы». Но тогда санкции имели узконаправленный характер, и европейским партнерам удалось значительно уменьшить их эффект, а со временем — почти полностью отменить. С подачи президента Рональда Рейгана США также вводили санкции за строительство газопровода Помары — Ужгород в 1981 году. Впрочем, формальным поводом послужило введение чрезвычайного положения в Польше. Новые санкции затронули электронный и нефтегазовый сектор: американским компаниям было запрещено поставлять в СССР соответствующее оборудование и технологии. Чуть позже было сделано исключение для ряда договоров, заключенных до введения санкций.

Но санкции оказались малоэффективными вследствие большой степени самодостаточности народного хозяйства СССР, успешной работы различных внешнеторговых фирм по приобретению необходимых технологий и техники через третьи страны и собственным научным разработкам. В итоге США и другие западные производители вместо того, чтобы получить реальные деньги за свои изобретения и технологии, столкнулись с нелегальным копированием и теневым совершенствованием передовых решений и устройств. Более того, введенные санкции привели к развитию промышленного шпионажа со стороны СССР и его союзников.

Секторальные санкции, введенных против российского нефтегазового сектора в 2014-2017 годах, в основном направлены на «медленное удушение» российской нефтегазовой промышленности. Так во всяком случае говорится в недавнем докладе Центра исследований в области энергетики Сколково. Признавая, что в краткосрочной перспективе российские нефтегазовые компании полностью адаптировались к санкционному режиму США и до 2020 года сохраняют потенциал роста добычи за счет подготовленных месторождений, авторы утверждают, что в долгосрочной перспективе (после 2025 года) поддержка уровня добычи нефти и газа становится по крайней мере проблематичной. Авторы также считают, что наиболее критичным фактором, сдерживающим рост добычи, является запрет на передачу технологий гидроразрыва пласта («ГРП»), а также ограничения возможностей привлечения внешнего финансирования геологоразведки и цикла ввода месторождений в эксплуатацию.

Есть ряд фундаментальных факторов, ставящих под сомнение эти выводы. Во-первых, американские технологии ГРП не могут быть механически воспроизведены для добычи сланцевых углеводородов в России вследствие разницы в геологическом строении нефтеносных пластов. Во-вторых, технология ГРП отнюдь не нова, широко применялась для самых разных целей в СССР (от погашения пожаров на месторождениях до извлечения газа), который к тому же был первой страной, наладившей промышленную добычу сланцевых углеводородов. Эта добыча была прекращена в Эстонии в 1980 году по соображениям экологической безопасности. И в-третьих, в этом году уже начата экспериментальная добыча сланцевых углеводородов Баженовской свиты с использованием технологий ГРП отечественной разработки. Уже в 2025 году планируется начало коммерческой добычи.

Да и в целом односторонние санкции являются малоэффективными. В начале 1990-х годов Институт Петерсона опубликовал фундаментальное исследование по практике применения односторонних санкций. Его основной вывод — индивидуальные санкции достигают своих целей приблизительно в 13% случаев, и чем дольше они остаются в силе, тем они менее эффективны.

Хорошим и очень наглядным примером того, как компании приспосабливаются к санкционному давлению является газовый гигант «Новатэк».

Как Михельсон создавал «Новатэк»

Само включение «Новатэка» в санционный список США (в 2014 году санкции были наложены на саму компанию, в 2016-ом — на несколько ее «дочек») требует некоторого пояснения. Считается, что «Новатэк» и его основной акционер Леонид Михельсон F 3 попали под санкции (персональные санкции на Михельсона не наложены — в отличие от второго акционера «Новатэка» Геннадия Тимченко F 5. — Forbes) благодаря подозрениям американских спецслужб о близости к руководству страны и лично Владимиру Путину. Но ни история создания компании, ни предпринимательская деятельность Михельсона не наводит на такие выводы любого непредвзятого наблюдателя.

Леонид Михельсон не родился в Ленинграде, не был членом кооператива «Озеро», не «служил, не участвовал, не состоял» ни в каких громких бизнес-процессах 1990-х и начала нулевых. «Новатэк» вырос из строительной группы «Нова» и в отличие от «Итеры» Игоря Макарова F 46 не имел отношений с «Газпромом» и не увеличивал свою ресурсную базу за счет щедрости команды Рема Вяхирева. Имя Михельсона не мелькало ни в деловой, ни в светской прессе до IPO «Новатэка» в 2005 году и было известно в основном газовикам и руководству Ямало-Ненецкого региона. «Новатэк», в отличие от, например, «Сургутнефтегаза», не имел особых отношений с какими-нибудь трейдерами, продавал добываемые углеводороды на внутреннем рынке и не привлекал внимания иностранных инвесторов. Попытка французской Total приобрести 25% компании в 2004 году была заблокирована — по крайней мере формально — ФАС, что было расценено бизнес-сообществом как признак отсутствия у Леонида Михельсона необходимого уровня связей и влияния на федеральном уровне. В отличие от большинства российских нефтегазовых компаний «Новатэк» долгое время не пытался купить активы вне России, да и в ее пределах ограничивался деятельностью в Ямало-Ненецком автономном округе.

«Новатэку» еще и удалось избежать судьбы более «гламурной» «Итеры», которой, при смене управленческой команды в «Газпроме», пришлось расстаться не только с большой частью своих добывающих активов, но и чрезвычайно прибыльной ролью посредника в российско-украинских газовых отношениях. И пока департамент имущественных отношений «Газпрома» собирал разбросанные в 90-е годы активы, выяснял отношения с Евросоюзом и воевал с «Нафтогазом», «Новатэк» активно приобретал новые лицензии, строил инфраструктуру по очистке и транспортировке газа, исправно платил налоги, и занимался консолидацией активов. Ничто в это время не могло навести на мысль об особой приближенности компании и Михельсона к власть имущим.

Первым сигналом о меняющемся весе «Новатэка» и уровне влияния Михельсона стала достаточно запутанная история с приобретением компанией контрольного пакета «Ямал СПГ» в 2009 году. У этой покупки, конечно, была очевидная выгода в виде практического удвоения ресурсной базы с 4,9 млрд в 2008 году до более 8 млрд баррелей нефтяного эквивалента в 2010-м. Но покупка газового месторождения без экономически целесообразного подключения к газотранспортной системе, да еще практически по максимальной оценке имела смысл, только если у «Новатэка» было понимание перспектив развития сегмента СПГ.

До сланцевой революции в США в 2011-2012 годах технология сжижения газа использовалась для транспортировки в основном катарского газа в ЕС и Азию. Газпромовский «Сахалин-2» был в то время единственным российским СПГ-проектом и также был ориентирован на Тихоокеанско-Азиатский рынок. И никаких очевидных признаков того, что сегмент СПГ станет не только наиболее быстрорастущей частью газового сектора, но и будет оказывать значительное влияние на ценообразование, не было.

Умение Леонида Михельсона выбирать правильных партнеров, собирать талантливую команду и работать на перспективу сыграли решающую роль в истории приобретения «Ямал СПГ». Деловая мудрость Михельсона проявилась еще и в том, что приобретение этого актива вывело компанию на федеральный уровень, а появление солидного партнера в лице Тимченко помогло укрепить позиции «Новатэка» и позволило обеспечить экономическую целесообразность проекта за счет получения очень серьезных налоговых льгот. Укреплению деловых позиций и репутации Михельсона также способствовало его умение решать многочисленные проблемы, возникшие в ходе реализации «Ямал СПГ» в непростых условиях начала 2010-х годов. Что особенно выгодно смотрелась на фоне неповоротливости и забюрократизированности «Газпрома».

Тем не менее никаких очевидных поводов для включения в санкционный список «Новатэк» не давал. Одно место в совете директоров и пакет акций гораздо менее блокирующего ни по российскому, ни по американскому законодательству не делают компанию дочерним предприятием. Соответственно, «Новатэк» с юридической точки зрения никак нельзя считать компанией, подконтрольной Геннадию Тимченко, которому принадлежит в ней 23%. Так что утверждения американского Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) о подконтрольности «Новатэка» Тимченко, по всей вероятности, базируются на ничем не основанных слухах. Более того, «Новатэк», чьи акции торгуются на Лондонской фондовой бирже, обязан соблюдать минимальные требования к корпоративному управлению, заключающиеся в обеспечении коллегиальности, прозрачности и независимости деятельности совета директоров. Во всей отчетности именно Леонид Михельсон указан как контролирующий акционер компании, к тому же возглавляющий ее правление.

Демократия против конкуренции

Так что же сподвигло США на введение санкций против «Новатэка»? Ответ в принципе лежит на поверхности — это проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», реализация которых создаст возможность экспортировать до 35,7 млн т СПГ в год в Азию и в Европу по Северному морскому пути и создать конкуренцию американскому СПГ. Кроме этого, по всей вероятности, свою роль сыграли и американские партнеры Игоря Макарова по «Итере», практически вытесненные с российского газового рынка. Очевидно, что и особый налоговый режим этих проектов не мог не привлечь внимания поборников мировой демократии из OFAC. Видимо, перепутав защиту демократии с честной конкуренцией, они решили задушить в зародыше конкурента американским разработчикам более дорогих по себестоимости сланцевых месторождений газа.

Удивительно, но приобретение «Новатэком» регазификационного проекта в Польше в 2016 году не вызвало в польской прессе истерии, обычно возникающей при проявлении интереса российских компаний к любым проектам в этой стране. Еще более удивительно то, что «Новатэку» позволили купить этот проект не только в условиях санкционного давления и ограничений, но и в условиях, мягко говоря, недружественного настроя польских СМИ и гражданского общества по отношению к российскому бизнесу. Польские бизнесмены, знакомые с ходом переговоров, охарактеризовали относительно спокойное отношение польских СМИ к этому приобретению как личное достижение Леонида Михельсона.

«Новатэк», как и все российские нефтегазовые компании, работает под секторальными санкциями уже четвертый год. За это время они существенно сократили зависимость от западного финансирования, сумев привлечь для «Ямал СПГ» финансирование от китайских и японских банков — вдобавок к деньгам, предоставленным консорциумом российских банков. Китайские компании также обеспечили проект буровым оборудованием, а часть финансирования и работ была произведена Total, купившей значительную долю в проекте. А проект «Арктик СПГ-2» заинтересовал не только французов, но и саудовскую Aramco, корейский KOGAS, японские Marubeni и Mitsui, китайскую CNPC, а также немецкую Linde. Мобилизация столь разношерстных партнеров с очень разными интересами и способность сфокусировать их на реализации проекта ставится всеми контрагентами и партнерами «Новатэка» в заслугу лично Леониду Михельсону.

К концу 2017 года «Новатэк» не только сумел увеличить свою ресурсную базу, вернуться в один из индексов Лондонской биржи, запустить проект «Арктик СПГ-2», но и, по иронии судьбы, продать свой первый груз СПГ с Ямала, закрыв потребность в газе в «озябшем» Бостоне (по выражению лондонской Times).

Судя по опыту «Новатэка», «адский законопроект» о жестких санкциях против России, представленный сенаторами США ранее в августе, вряд ли окажет значительное влияние на российскую нефтегазовую отрасль. В нем содержатся предложения по широкомасштабным санкциям, в том числе на товары, услуги, технологии, финансирование и любую помощь, необходимую для обеспечения возможности России добывать сырую нефть и газ.

C 2014 года, как показывает пример «Новатэка», нефтегазовая отрасль сумела переключиться на использование технологий и оборудования собственной разработки и заменила партнеров на компании, готовые работать в России несмотря на санкционные риски. Поэтому, даже если предлагаемые санкции станут законом, их влияние на российский нефтегазовый сектор будет ограниченным. Это является одной из причин того, что российские акции не пострадали от новостей о намерениях сенаторов США ввести более жесткие санкции в отношении Москвы. В Reuters подсчитали, что с момента внесения законопроекта российский рубль потерял 10% стоимости, а акции банков упали на 20%. Однако акции нефтяных компаний выросли на 2%, а по сравнению с предыдущим годом — на 27%. За последние два месяца акции «Новатэка» достаточно стабильно росли в цене, за исключением небольших снижений. Если говорить о цифрах, то цена акций за это время выросла примерно на 27%.

Последние полтора десятилетия наблюдений за «Новатэком» позволяют сделать вывод, что ее выживание и успех в непростых условиях последних лет во многом объясняется личностью самого Леонида Михельсона, которому (в отличие от некоторых собратьев по цеху) еще интересно создавать и строить. Вполне вероятно, что неудачная смена Михельсона (а все российские нефтяники первой постсоветской волны уже далеко не юноши) у руля «Новатэка» может создать гораздо больше проблем для компании, чем санкции США, как бы это парадоксально ни звучало.

compromat.ws

PR и санкции: «Новатэк» сменил своего

Попавшие в американский санкционный список российские компании тратят на лоббистскую деятельность в США до $180 000 в квартал

Пока США расширяет санкционные списки российских компаний и граждан, «Новатэк», попавший под американские санкции летом 2014 года, нанял в США нового лоббиста своих интересов — компанию Mercury. Соответствующий документ был зарегистрирован 15 мая 2017 года в палате представителей конгресса США. Среди клиентов компании Mercury выделяется правительство Катара и посольство страны в Вашингтоне. Основные владельцы «Новатэка» — миллиардеры Леонид Михельсон  (24,8%) и Геннадий Тимченко  (23,5%), а также французская Total (19%) и «Газпром» (10%).

Вас также может заинтересовать

Ранее лоббированием интересов «Новатэка» в США занималась фирма Qorvis MSLGroup. Она была нанята в 2014 году в целях лоббирования усилий по недопущению принятия сенатом Закона о российской агрессии на Украине от апреля 2014 года, предполагавшего введение санкций против «Новатэка», «Газпрома», «Роснефти», Сбербанка и других российских компаний, банков и частных лиц. За полгода компания заплатила лоббистам $560 000. В первом квартале 2015 года — $180 000. По дальнейшему периоду данных нет. 

В 2016 году «Новатэк» занялся также лоббированием в США проекта по сжиженному газу «Ямал СПГ», в котором компании принадлежит 40% (еще по 20% — французской Total и китайской CNPC). Для этого были наняты две компании: MSLGROUP Americas и Qorvis MSLGroup. Первая из них получила во второй половине 2016 года $240 000. Второй за второй квартал 2016 года было выплачено $360 000. MSLGROUP Americas продолжила лоббирование проекта в 2017 году, выплаты по итогам первого квартала составили $120 000.

Именно Qorvis MSLGroup фигурировала в финансовой декларации президента США Дональда Трампа за 2016 год. Согласно документам, лоббистская компания, сотрудничающая с Саудовской Аравией, выплатила Trump International Hotel выплатила $269 000. Противники главы государства убеждены, что эти выплаты были сделаны властями Саудовской Аравии в попытке воспрепятствовать принятию закона «Справедливость против спонсоров терроризма», позволяющего семьям жертв терактов 11 сентября подать в суд на Эр-Рияд. Тем не менее в прошлом году закон был принят. 

Остались ли довольны в «Новатэк» работой MSLGROUP Americas и Qorvis MSLGroup — неизвестно. В компании не стали комментировать отношения с лоббистами. Но, похоже, работа с лоббистов приносит свои плоды. В мае 2014 года группа сенаторов-республиканцев во главе с одним из самых влиятельных членов комитета по иностранным делам Бобом Коркером внесла законопроект, расширяющий возможность введения санкции против российских физических лиц и компаний. В списке тех, против кого должны были быть введены ограничительные меры, значились Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк, Газпромбанк, «Газпром», «Новатэк», «Роснефть» и Рособоронэкспорт. В декабре 2014 года законопроект был подписан президентом Бараком Обамой, однако к тому моменту из вышеперечисленных компаний в списке остался только Рособоронэкспорт.

Сразу после введения санкций в 2014 году лоббистской деятельностью в США занялся российский Газпромбанк. Это поручено компании Squire Patton Boggs. За анализ банковского законодательства и нормативных актов США, затрагивающих примененные санкции, она получили по $150 000 в третьем и четвертом квартале 2014 года. По итогам 2015 года ей было выплачено $550 000. В 2016 году — $600 000. 

Компания International Launch Services Inc. (созданное в 1993 году для маркетинга пусковых услуг РН «Протон» СП центра имени Хруничева, РКК «Энергия» и американской корпорации «Локхид») начала лоббировать свои интересы в США еще в 2013 году. Компания Troutman Sanders оказывала услуги, связанные с 20-летием коммерциализации ракеты-носителя «Протон», получив за два квартала $20 000. В 2014 году к лоббированию интересов International Launch Services («вопросы, связанные со спутниками и космическим пространством») подключилась Madison Group (получила за три квартала 2014 года $150 000). О суммах, выплаченных Madison Group в 2016 году (в 2015 году услуг по лоббированию зарегистрировано не было), данных нет. В первом квартале 2017 года было заплачено $160 000.  

В 2015 году активную лоббистскую деятельность в США c целью воздействовать на действия конгресса или исполнительной власти США, «которые влияют на введение санкций США в отношении российских банков», развернул банк ВТБ. Контракт был подписан с PR-компанией Manatos & Manatos. И продолжает действовать и в 2017 году. 

В 2016 году лоббировать свои интересы в США нач

vspro.info

Российский «Новатэк» демонстрирует устойчивость, несмотря на санкции

 

 

 

 

1 августа 2018 г, Генри Фой, Financial Times, Великобритания 

Как много может измениться за четыре года! В 2014 году, когда Соединенные Штаты ввели санкции против амбициозного проекта российской газовой компании «Новатэк», решившей построить завод по сжижению природного газа в Заполярье стоимостью 27 миллиардов долларов, никто не хотел к нему прикасаться.

Но сегодня самые крупные в мире энергетические корпорации ведут друг с другом борьбу за право приобретения доли в следующем арктическом предприятии этой компании.

Пожалуй, лучше всех стойкость российского бизнеса перед лицом международных санкций иллюстрирует грандиозный завод «Ямал СПГ», спасенный благодаря китайскому финансированию, построенный с опережением графика и в рамках сметы, использующий отечественные технологии, а сейчас вдобавок ко всему привлекающий все больше иностранных инвестиций.

Официально предприятие было открыто в декабре прошлого года. Первая партия сжиженного природного газа с завода «Ямал СПГ», отправленная через Арктику по Северному морскому пути, прибыла в китайский порт Жудун в прошлом месяце после 19-дневного плавания. Это на 16 дней меньше, чем при перевозке через Суэцкий канал.

Но когда-то у этого проекта были весьма мрачные перспективы. «Новатэк» в 2014 и 2015 годах не мог обеспечить финансирование этого проекта, поскольку американские и европейские банки из-за санкций не желали выделять на него средства. Главный финансовый директор компании и гражданин США Марк Джетвэй (Mark Gyetvay) был вынужден присутствовать на всех переговорах о финансировании. Руководство «Новатэка» признает, что у него даже возникали мысли об отмене проекта.

Но в апреле 2016 года на помощь пришли китайские государственные кредиторы с займом на 12 миллиардов долларов, который стал третьим по объемам в России. Не прошло и полутора лет, как завод начал закачивать СПГ в танкеры.

В результате второй проект «Новатэка» «Арктик СПГ-2» не сталкивается с такими проблемами. Это предприятие немного крупнее «Ямала», и строят его на соседнем полуострове. Если четыре года назад «Новатэк» не мог найти средства на осуществление первого проекта, то сейчас компания может выбирать, чьи деньги ей взять.

«„Ямал СПГ» — это выдающийся проект в области сжиженного природного газа, для которой характерны задержки и перерасходы финансовых средств, — сказал на прошлой неделе инвесторам Джетвэй. — Видимо, успех обеспечивает признание, и СМИ вместе с нефтегазовой отраслью взяли это достижение себе на заметку. Это особенно важно сейчас, когда мы выбираем потенциальных партнеров для реализации проекта „Арктик СПГ-2″».

Французский энергетический гигант «Тоталь» (Total) в июне дал согласие на покупку 10-процентной доли в этом проекте стоимостью 25,5 миллиарда долларов. «Новатэк» хочет сохранить контрольный пакет, а у «Тоталь» есть возможность дополнительно приобрести пять процентов. Это значит, что еще 30% данного проекта доступны для каждого.

«Новатэк» подписал с корейской фирмой «КОГАС» (KOGAS) меморандум взаимопонимания, выразив «взаимную заинтересованность двух компаний в участии „КОГАС» в проекте „Арктик СПГ-2″». Также идут переговоры с самой крупной в мире саудовской нефтяной компанией «Арамко» (Aramco), с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией и с японской корпорацией «Марубени» (Marubeni) о их участии в проекте.

«Проект „Арктик СПГ-2″ вызывает большой интерес у потенциальных партнеров, которые в настоящее время активно проводят соответствующие экспертизы», — отметил Джетвэй, добавив, что окончательные решения могут быть приняты к середине 2019 года.

Судьба нового проекта коренным образом отличается от «Ямала СПГ», и Джетвэй полагает, что когда все партнеры сделают свои инвестиции, их будет достаточно, чтобы покрыть все финансовые потребности «Арктик СПГ-2».

После того, как в декабре прошлого года заработал завод «Ямал СПГ», зарегистрированные на Лондонской бирже глобальные депозитарные расписки «Новатэк» поднялись на 37%. Лишь один из 18 аналитиков, следящих за акциями этой компании, рекомендует их продавать.

Но остается один негативный момент. Это страх перед повторением 2014 года. Все крупные компании в России ощущают неопределенность, видя намерения США нанести ущерб корпоративному сектору России.

Принятое в апреле американским Министерством финансов решение лишить семерых российских олигархов и 12 компаний международного финансирования и выхода на рынки свидетельствует о том, что Вашингтон перешел в наступление. А поэтому ни одна крупная российская компания не чувствует себя в безопасности.

Но потом были предприняты шаги по облегчению и отсрочке этих карательных санкций, дабы защитить пострадавшие компании. Это говорит о том, что такой подход как минимум вызвал замешательство.

Президент Дональд Трамп призывает улучшить экономические отношения с Россией, но в то же время некоторые члены конгресса составляют новые законопроекты о санкциях, предусматривающие дальнейшие запреты на ведение бизнеса в России.

«Если ослабнут опасения по поводу того, что США могут усилить санкции против ведущих российских нефтегазовых компаний, то „Новатэк» выиграет от этого больше всех», — сказал аналитик из финансовой группы БКС Луис Саенц (Luis Saenz).

Однако тот факт, что «Новатэк» пережил 2014 год, а потом добился успеха, наверняка заставит американский Минфин задуматься о том, насколько действенны и эффективны его меры.

«Ямал СПГ» не только выстоял под напором американских ограничений. Его руководство не держит зла на Америку, поскольку часть первой партии сжиженного природного газа была направлена в замерзающий Бостон, когда тот испытывал дефицит топлива.

 

/inosmi.ru/

pro-arctic.ru