Статус реализации проекта. Ямал новатэк


ПАО НОВАТЭК Бизнес : Проект «Ямал СПГ» | Инфраструктура проекта | Ямал

Ресурсная база

Ресурсной базой для проекта «Ямал СПГ» является Южно-Тамбейское месторождение, расположенное на северо-востоке полуострова Ямал на берегу Обской губы. Доказанные и вероятные запасы месторождения по международной классификации PRMS оцениваются в 926 млрд куб. м газа и 30 млн т жидких углеводородов. Проектный уровень добычи составляет около 27 млрд куб. м газа в год на протяжении как минимум 20 лет.

Проект разработки месторождения предусматривает бурение 208 наклонно-направленных эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием (с длиной горизонтального участка не менее 500 м) с 19 кустовых площадок.

Специально для проекта были разработаны и изготовлены буровые установки «Арктика». Установки предназначены для работы в сложных природно-климатических условиях Ямала, они полностью защищены от ветров, что обеспечивает качественно иные условия труда для персонала и непрерывность бурения, независимо от погодных условий.

Для повышения эффективности разработки месторождения применяются инновационные и экологически-безопасные технологии, оборудование и материалы. Бурение скважин осуществляется с использованием буровых растворов на углеводородной (масляной) основе, что позволяет сохранить естественные фильтрационно-емкостные свойства продуктивного пласта.

 

Завод СПГ

Завод СПГ  мощностью 17,4 млн. тонн в год строится непосредственно на Южно-Тамбейском месторождении на берегу Обской губы.

В строительстве используется модульный принцип монтажа, что значительно сокращает затраты на строительство в условиях Арктики и оптимизирует график реализации проекта. Производственный комплекс будет включать четыре технологические линии сжижения газа. Первая очередь запущена в декабре 2017 года.

Углеводородная смесь со скважин поступает на единый интегрированный комплекс подготовки и сжижения природного газа. 

На входных сооружениях комплекса происходит сепарация, то есть отделение от газа механических примесей, воды, метанола и конденсата. В составе входных сооружений предусмотрены установки регенерации метанола и стабилизации конденсата. 

Отсепарированный газ поступает на технологические линии сжижения и последовательно проходит очистку от кислых газов и следов метанола, осушку и удаление ртути, извлечение сжиженных углеводородных газов. Далее очищенный газ поступает на предварительное охлаждение и сжижение. Для предварительного охлаждения газа используется пропановый холодильный контур, для сжижения – контур со смесевым хладагентом. Готовый СПГ подается на хранение в криогенные резервуары.

Интегрированный комплекс включает в себя также установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, электростанцию мощностью 376 МВт, общезаводские инженерные системы и факельные установки.

 

Транспортировка СПГ

Для проекта «Ямал СПГ» спроектированы и строятся специальные танкеры усиленного ледового класса «Arc7» (по российской классификации), позволяющие осуществлять круглогодичную навигацию без ледокольной проводки в западном направлении и в течение арктического лета - в восточном направлении по Северному морскому пути.

В разработке арктического танкера принимали участие российские и зарубежные классификационные общества и ведущие проектные и конструкторские институты, судоверфи и компании-судовладельцы. 

Танкер обладает системой двойного действия - носовая часть приспособлена для навигации в открытой воде и в условиях тонкого льда, а кормовая оптимизирована для самостоятельной навигации в сложных ледовых условиях.

Основные характеристики танкера «Arc7»:

  • грузовместимость около 170 тыс. куб. м СПГ; 
  • Мощность силовой установки 45 МВт; 
  • Скорость в открытой воде - 19,5 узлов;
  • Скорость при ходе во льдах толщиной 1,5 метра - 5,5 узлов; 
  • Основной вид топлива танкера – СПГ, применяется двухтопливная дизель-электрическая пропульсивная система с тремя установками "Азипод".

 

Порт

В федеральной собственности (заказчик строительства ФГУП «Росморпорт») находятся оградительные ледозащитные сооружения, операционная акватория, подходные каналы, системы управления движения судов и навигационного обеспечения, здания морских служб. К объектам «Ямал СПГ» относятся технологические причалы по перевалке сжиженного природного газа и газового конденсата, причалы накатных грузов, причалы строительных грузов, причалы портофлота, складские помещения, административно-хозяйственная зона, инженерные сети и коммуникации. 

Строительство порта велось в два этапа - подготовительный и основной. Подготовительный этап - строительство грузового порта для приемки строительных грузов и технологических модулей завода СПГ. Вторая очередь порта - строительство технологических причалов для отгрузки СПГ и газового конденсата.

 

Аэропорт

Для целей Проекта «Ямал СПГ» на территории лицензионного участка построен международный аэропорт. Аэропортовый комплекс включает в себя аэродром I категории ИКАО, взлетно-посадочную полосу 2704 м х 46 м, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. Оператором аэропорта является 100% дочернее предприятие ОАО «Ямал СПГ» - ООО «Международный аэропорт Сабетта». Первый технический рейс с посадкой самолета был выполнен 4 декабря 2014 года, на данный момент действуют регулярные рейсы из Нового Уренгоя, Москвы и Самары.

 

Поселок Сабетта

Поселок Сабетта, расположенный на восточном берегу полуострова Ямал, является опорным пунктом проекта «Ямал СПГ». В поселке создана  вся необходимая инфраструктура для проживания строителей. Возводятся вспомогательные объекты комплекса жизнеобеспечения: склад хранения ГСМ, котельная, энергоцентр, столовые,  медпункты, прачечная, бани, спорткомплекс, административно-бытовой комплекс, гостиница, пожарное депо, канализационные и водоочистные сооружения, теплая стоянка для автомобилей, склады хранения продовольствия.

 

www.novatek.ru

ПАО НОВАТЭК Бизнес : Проект «Ямал СПГ» | Статус реализации проекта | Ямал

Тендеры и контракты

В рамках проекта «Ямал СПГ» завершены основные тендеры и заключены ключевые контракты. В частности, контракт на проектирование и строительство завода СПГ (ЕРС контракт) присужден совместному предприятию компаний Technip, JGC и Chiyoda, в качестве подрядчика для строительства СПГ танкеров арктического класса выбрана компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering. В августе 2017 года первый в своем классе СПГ-танкер арктического класса «Кристоф де Маржери», который будет работать в рамках проекта «Ямал СПГ», совершил свой первый рейс с грузом на борту по Северному морскому пути.

 

Реализация СПГ

Заключены долгосрочные контракты на реализацию 95% СПГ проекта. Регулярные поставки СПГ с завода по долгосрочным контрактам начались в апреле 2018 года, до этого газ продавался на спотовом рынке.

 

Бурение

Ведется  бурение четыремя  буровыми станками. По состоянию на 30 июня 2018 года пробурено в общей сложности 118 скважины (58 скважин требуется для запуска первой очереди, 93 скважины - для первой и второй).

 

Порт

Начало эксплуатации грузовых причалов в порту Сабетта позволило в октябре 2013 года открыть зимнюю навигацию и обеспечить круглогодичную доставку строительных грузов.

В 2015 году проводились дноуглубительные работы в акватории порта, подходном и морском каналах, общий объем намытого грунта составил более 16 млн куб. м. Осуществлено строительство юго-восточного ледозащитного сооружения длиной более 2 км, на котором обустроена отгрузочная эстакада для СПГ и стабильного газового конденсата.

В декабре 2017 года завершена первая погрузка СПГ на первый в мире газовоз ледового класса.

 

Завод СПГ

Первый модуль завода был доставлен на площадку в сентябре 2015 года, тогда же началась поставка прочего оборудования длительного срока изготовления.

На конец 2006 года были погружены более 20 тыс. свай фундаментного основания СПГ-завода, на сваи смонтировано более 2 тыс. ростверков, произведено бетонирование около 17 тыс. куб. м фундамента. На подготовленные основания установлено компрессорное оборудование первой технологической линии, 7 модулей и резервный подогреватель СПГ-завода, а также смонтировано более 6 тыс. т металлоконструкций трубных эстакад. Велось строительство электростанции проектной мощностью 376 МВт, на бетонные основания установлены 4 газотурбинные установки мощностью по 47 МВт каждая. Отлиты внешние бетонные стены и завершен монтаж крыши четырех СПГ-резервуаров, велся монтаж внутренних многослойных стен.

Первая технологическая линия завода запущена в декабре 2017 года. Восьмого декабря завод «Ямал СПГ» отгрузил первую партию сжиженного природного газа. Команду на начало погрузки СПГ на танкер «Кристоф де Маржери» дал Президент России В.В. Путин в ходе торжественной церемонии в Сабетте. В августе 2018 года «Ямал СПГ» отгрузил первую партию СПГ после запуска второй технологической линии завода.

 

Аэропорт

Аэропорт Сабетта с февраля 2015 года обслуживает регулярные рейсы из Москвы, Самары и Нового Уренгоя.

 

www.novatek.ru

НОВАТЭК увеличит мощности Ямал СПГ

«Ямал СПГ» поставляет сжиженный природный газ в Европу и Северную АмерикуФото: Владимир Андреев © URA.RU

«НОВАТЭК» планирует увеличить мощность будущего завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) на Ямале. Рост объемов производства предприятия «Арктик СПГ-2» до 19 миллионов тонн может принести до 700 миллионов долларов дополнительной прибыли, но также обернется увеличением капитальных затрат.

Стратегия «НОВАТЭКа» предусматривает производство 70 миллионов тонн СПГ к 2030 году. В данный момент в компании просчитывают, какой объем оборудования возможно уместить на одной морской платформе. Запуск предприятия «Арктик СПГ-2» на базе месторождения Утреннее планируется в 2023 году с выходом на полную мощность к 2026 году. «НОВАТЭК» намерен привлечь к проекту зарубежных партнеров. Среди них действующие акционеры завода «Ямал СПГ» (фрацузская компания Total и китайская — CNPC), а также инвесторы из Японии и Саудовской Аравии, пишет «Коммерсант».

Эксперты отмечают, что результаты работы первой линии «Ямала СПГ» пока превосходят все ожидания. Опыт работы ямальского предприятия будет использован при реализации нового проекта «НОВАТЭКа». Ожидается, что стоимость проекта «Арктик СПГ-2» будет на треть дешевле, чем «Ямала СПГ» (27 миллиардов долларов.)

Ранее «URA.RU» сообщало об успешной отгрузке ямальского сжиженного газа в Европу. Новый завод на Ямале с момента запуска первой очереди отгрузил уже 4 танкера общим весом продукции в 300 тысяч. Прямо в океане суда приходилось разворачивать, поскольку их груз перекупали, прежде чем танкер успевал войти в порт. Часть газа была закуплена США, напоминает телеканал 360. Это стало поводом для иронии относительно неисполнения Америкой антироссийских санкций, которые власти США навязывают Европе.

ura.news